Руководства, Инструкции, Бланки

приказ об освобождении от работы в связи с переездом образец img-1

приказ об освобождении от работы в связи с переездом образец

Рейтинг: 5.0/5.0 (1837 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец приказа об освобождении от работы на период нахождения на военных сборах - образец РБ 2016

Образец приказа об освобождении от работы на период нахождения на военных сборах

________________ N _______________

Об освобождении Зайцева В.К.

от работы на время нахождения

его на военных сборах

В связи с призывом юрисконсульта Волкова В.К. на военные сборы на период с 19.07.2013 по 02.09.2013

1. ЗАЙЦЕВА Валерия Кирилловича, юрисконсульта, освободить от работы на период с 19.07.2013 по 02.09.2013 включительно с сохранением за ним места постоянной работы и выплатой среднего заработка за время прохождения военных сборов.

2. Специалисту по кадрам Федоровой Е.А. проставить соответствующие условные обозначения в табеле учета использования рабочего времени.

3. Бухгалтерии произвести расчет заработной платы Зайцева В.К. в размере среднего заработка за период его пребывания на военных сборах, а также подготовить необходимые документы для компенсации затрат, связанных с выплатой заработной платы.

Основание: извещение Военного комиссариата Ленинского районного военного комиссариата г. Минска от 05.07.2013 N 125.

КОММЕНТАРИЙ

Форма настоящего документа приведена в качестве примера. Она может применяться как основа при разработке соответствующей формы.

Издание приказа об освобождении от работы на период нахождения на военных сборах производится на основании извещения военного комиссариата, порядок выдачи которого установлен п. 18 Положения о порядке прохождения военных и специальных сборов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2004 N 78.

Приложения к документу: Какие документы есть еще: Что еще скачать по теме «Оборона»:
  • Каким должен быть правильно составленный трудовой договор
    Трудовой договор определяет взаимоотношения работодателя и сотрудника. От того, насколько досконально будут учтены условия взаимоотношения сторон, его заключивших, зависит соблюдение сторонами прав и обязательств, им предусмотренных.
  • Как грамотно составить договор займа
    Взятие денег в заем – явление, достаточно, характерное и распространенное для современного общества. Юридически правильным будет оформить кредитный заем с последующим возвратом средств документально. Для этого стороны составляют и подписывают договор займа.
  • Правила составления и заключения договора аренды
    Ни для кого не секрет, что юридически грамотный подход к составлению договора или контракта является гарантией успешности сделки, ее прозрачности и безопасности для контрагентов. Правоотношения в сфере найма не исключение.
  • Гарантия успешного получения товаров – правильно составленный договор поставки
    В процессе хозяйственной деятельности многих фирм наиболее часто используется договор поставки. Казалось бы, этот простой, по своей сути, документ должен быть абсолютно понятным и однозначным.

Новое за 01 октября 2016

  • Внесены корректировки в
  • Видео

    Другие статьи

    В связи с переездом на новое место жительство

    В связи с переездом на новое место жительство

    Выдано покупателям (клиентам) по возвращенным ими кассовым чекам (по ошибочно пробитым чекам) согласно

    акту на сумму _______________________один миллион пятьсот тысяч_______________________________

    ________________________________________________________________________________________ руб. __00___ коп.

    На указанную сумму следует уменьшить выручку кассы.

    Перечисленные возвращенные покупателями (клиентами) чеки (ошибочно пробитые чеки) погашены и прилагаются

    к акту. Приложение:

    кассовый чек, товарный чек, объяснительная записка кассира, чек возврата, заявление покупателя о возврате товара

    Заведующий отделом (секцией) ____________________ ______Варенцов В.А._____________Варенцов_______________

    подпись Варенцов расшифровка подписи

    Старший кассир ____________________ _________Булин С.В._________________Булин__________________

    подпись Булин расшифровка подписи

    Кассир-операционист ____________________ ________Парин М.М._________________Парин________________

    подпись Парин расшифровка подписи

    Унифицированная форма № Торг-4

    Утверждена постановлением Госкомстата

    России от 25.12.1998. № 132

    Руководитель Ветошенко А..В Ген.директор Ливенков

    должность директор подпись Ветошенко расшифровка Ветошенко

    «1» сентября 2014 г.

    Место приемки товара ООО”VINOO” г.Челябинск Воровского 13__________________________________________________________________________

    Настоящий акт составлен комиссией, которая произвела выемку товара, прибывшего по сопроводительным документам __________________________________________________

    от ООО”Услуга” г.Москва,Академика-Королёва 12 со станции _______________________________________________________

    поставщик (грузоотправитель), наименование, адрес, номер телефона пристани, порта наименование

    По транспортным документам значится __________________________________________________________________________________________________________________ мест

    Масса товара станции (пристани, порта) отправления ____________________________________________________________________________________________________________

    Масса товара станции (пристани, порта) назначения _____________________________________________________________________________________________________________

    Коммерческий акт № ______________ от «____» ______________________ 200 __ г. выданный ______________________________________________________________________

    наименование организации транспорта

    Состояние упаковки: _______________________________________________________________________________________________________________________________________

    Потребительские признаки товара

    Все члены комиссии предупреждены об ответственности за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.

    Члены комиссии: ________________ __________________ ________________________________

    должность подпись расшифровка подписи

    _________________ __________________ _______________________________

    должность подпись расшифровка подписи

    _________________ __________________ _______________________________

    должность подпись расшифровка подписи

    (материально ответственное лицо) _________________ __________________ _______________________________

    должность подпись расшифровка подписи

    «14__» ____марта____ 2014_ г.

    «_14_» __марта______ 2014 г.

    Составлен ___14 марта___________ 20_14_ г.

    Работы по установке и настройке «CORAL»

    (наименование работы и этапа работ)

    Мы, нижеподписавшиеся, от лица Подрядчика технический директор Мишин С.С.

    С одной стороны, и от лица Заказчика

    с другой стороны, составили

    настоящий акт о том, что

    Выполненные работыпо установке и настройке «Coral»

    Удовлетворяют условиям договора №26\2006 от 15.12.2006

    (условия договора и технического задания или иного документа)

    (удовлетворен, не удовлетворен)

    (условия договора и технического задания или иного документа)

    Краткое описание работы:

    Согласно приложению работы от №26\2006 от 15.12.2006

    Эффективность проведенной работы:

    Параметры «Coral» соответствуют

    Цена договора составляет:

    145 080.00 руб. (Сто сорок пять тысяч восемьдесят рублей)

    (цифрами и прописью)

    При сдаче работы с учетом выполнения условий договора установлена надбавка (скидка) к договорной цене __0_ %.

    Общая сумма аванса, перечисленная за выполненные работы, составила

    Семьдесят две тысячи пятьсот сорок рублей

    Следует к перечислению:

    Семьдесят две тысячи пятьсот сорок рублей

    (цифрами и прописью)

    От Подрядчика Мишин С.С.

    От Заказчика Шумаев С.С.

    © 2015-2016 lektsii.org.

    Оформление освобождения от работы и выплаты работникам в связи с военными сборами

    Оформление освобождения от работы и выплаты работникам в связи с военными сборами

    Почти в каждой организации есть военнообязанные, которых могут призвать на военные сборы. Обычно такие сборы проводят летом, а указ об их проведении Президент подписывает в начале года.

    Воинская обязанность граждан России предусматривает призыв на военные сборы и их прохождение. Это следует из статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Военные сборы могут проходить не чаще, чем один раз в три года для каждого военнообязанного, и на них могут призвать граждан, находящихся в запасе. Общая продолжительность военных сборов не может превышать 12 месяцев за весь период нахождения в запасе.

    Работодатель воспрепятствовать призыву работников на сборы не может, ведь их прохождение - государственная обязанность работника. А значит, его придется на какое-то время освободить от работы. В результате возникают резонные вопросы: как оформить освобождение работника от трудовых обязанностей на период сборов, нужно ли как-то оплатить ему это время и, соответственно, начислить с выплаты налоги. Давайте рассмотрим, как это сделать правильно, ведь всем этим приходится заниматься бухгалтеру.

    Освобождение от работы в связи с военными сборами

    Освобождение от работы предусмотрено в статье 170 Трудового кодекса РФ. Что-либо предпринимать нужно только после того, как у работодателя будет отрывное извещение к повестке из военкомата о призыве работника на военные сборы. Извещение работодателю - это составная часть повестки, она остается у работодателя.

    • принесет сам работник, если повестка на сборы придет к нему по месту жительства;
    • работодатель получит вместе с повесткой, если военкомат направит ее по месту работы военнообязанного лица. В такой ситуации работодатель должен вручить повестку работнику, оставив у себя извещение. Причем обязательно возьмите с работника расписку в получении повестки. Иначе может случиться, что работник не явится на сборы, а потом заявит, что не получал повестку по месту работы. И тогда, если у работодателя не будет доказательств вручения повестки работнику, руководителя или сотрудника, ответственного за воинский учет, военкомат может оштрафовать на сумму от 500 до 1000 рублей.

    В извещении работодателю будут указаны время начала и окончания военных сборов (то есть период, на который придется освободить сотрудника от работы). Работника могут призывать на сборы не чаще чем раз в 3 года. При этом длительность сборов не может превышать 2 месяцев, а общая продолжительность всех сборов, на которые могут призвать одного и того же человека за все время нахождения в запасе, не может превышать 12 месяцев.

    На основании полученного извещения нужно издать приказ об освобождении работника от работы. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому оформляется он в произвольной форме.

    При необходимости в этом же приказе можно решить вопрос о возложении обязанностей этого работника на другого сотрудника (разумеется, при предварительном согласии этого сотрудника).

    Период нахождения на военных сборах следует оплатить работнику исходя из его среднего заработка, что нужно отразить в приказе. Потом эти расходы полностью компенсирует государство через Минобороны России.

    Приказ об освобождении работника от работы в связи с призывом на военные сборы можно оформить так:

    Если период сборов приходится на отпуск работника, то по его желанию отпуск переносится на другое время или продлевается на время военных сборов. Это предусмотрено в статье 124 Трудового кодекса РФ. Учитывайте, что период прохождения военных сборов засчитывается в "отпускной" стаж работника. Ведь хотя он в этот период фактически не работал, за ним на это время сохраняется место работы (должность).

    Учет отсутствия на работе

    Отсутствие работника на работе из-за военных сборов отмечается в табеле учета рабочего времени:

    • (или) буквенным кодом "Г";
    • (или) цифровым кодом "23".

    В трудовой книжке никаких записей по этому поводу делать не нужно.

    Оплата за период военных сборов

    За период военных сборов работнику выплачивается компенсация в размере среднего заработка, на основании статьи 6 Закона N 53-ФЗ. Количество дней, проведенных на сборах, определяется по справке о прохождении военных сборов. Ее работнику должен выдать военкомат. Эту справку работник должен представить по месту работы. Порядок определения компенсации определен в пункте 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704. Расчет среднего заработка производится по правилам, установленным ТК РФ, поскольку специального порядка его исчисления для рассматриваемого случая не предусмотрено.

    Возмещение организации затрат, связанных с выплатой работнику среднего заработка, производится за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Минобороны России. Выплату компенсации производит военкомат на основании представленных работодателем копий документов, подтверждающих расходы. В связи с этим в военкомат нужно направить письмо, где указать размер среднего заработка работника. Это письмо следует оформить на бланке организации, указав реквизиты банковского счета для перечисления компенсации. Письмо в военкомат составляется в произвольной форме.

    К сожалению, в Правилах не установлен конкретный срок, в течение которого военкомат должен перечислить деньги на счет организации, оплатившей работнику период пребывания на сборах.

    Налоги и сборы с сумм, выплаченных работнику за военные сборы

    Компенсация в размере среднего заработка выплачивается по месту работы. Однако источник этой выплаты - бюджет. Работодатель в этих отношениях - только промежуточное звено: сначала выплату компенсации производит он, а потом эти деньги ему возмещает бюджет. Тем не менее, выплаченные работнику суммы учитывают в составе расходов на оплату труда, в силу пункта 6 статьи 255 НК РФ и облагают:

    • НДФЛ (ст. 209, п. 1 ст. 210, ст. 217 НК РФ. Письмо Минфина России от 10.11.2009 N 03-04-05-02/13);
    • страховыми взносами на обязательное социальное страхование (ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"; Письма ПФР, ФСС РФ и Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19);
    • взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (нормы Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).

    Страховые взносы, исчисленные из среднего заработка, учитываются в соответствии со статьей 264 НК РФ. как прочие расходы организации. В случае компенсации расходов из бюджета полученные средства отражают в составе внереализационных доходов.

    Порядок отражения в учете самих выплат работникам за время участия в воинских мероприятиях зависит от принятой в организации учетной политики. Возможны 2 варианта отражения таких выплат:

    1. Отнесение на расходы организации в обычном порядке, как и иные выплачиваемые работникам суммы (п. п. 5, 7 и 16 ПБУ 10/99 ). В этом случае необходимо сделать следующую проводку: Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 73 - начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.
    2. В связи с тем что данные выплаты возмещаются из бюджета, возникает не расход, а дебиторская задолженность организации (п. 16 ПБУ 10/99). В этом случае бухгалтеру необходимо сделать такую проводку: Дебет 76 Кредит 73 - начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.

    Полученная компенсация не включаются в налоговую базу по НДС. Хотя иногда налоговики пытаются усмотреть в этом плату военкомата работодателю за оказанные последним услуги по предоставлению работника для выполнения воинской обязанности. Однако эта позиция не основана на законе. Ведь деньги, перечисляемые военкоматом работодателю, - компенсация его расходов на выплату среднего заработка работнику, призванному на сборы, а не оплата услуги. Поэтому они НДС не облагаются, что подтверждают и судебная практика, и Минфин.

    Ответственность работодателей и граждан

    Если руководство организации не обеспечило своевременную явку своего работника по вызову военного комиссариата, то к нему будут применены санкции статьи 21.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 500 до 1 тысячи рублей.

    В свою очередь, для самого работника неявка в военкомат без уважительной причины в силу статьи 21.5 КоАП РФ повлечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Уклонение от военных сборов является уголовно наказуемым деянием, ответственность за которое предусмотрена статьей 339 УК РФ .

    Уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата приведены в статье 7 Закона N 53-ФЗ. Это, к примеру, может быть болезнь призывника, тяжелое состояние здоровья родственников, препятствия, возникшие в результате действий непреодолимой силы, и другие. Производственная необходимость к таким причинам не относится, поэтому работодателю лучше обеспечить явку в военкомат, чтобы избежать проблем, как для себя, так и для работника.

    Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

    Скачать образец бесплатно

    Скачать образец бесплатно. Приказ об освобождении сотрудника от работы на время прохождения военных сборов

    29 Сентября 2016

    В период простоя работнику в общем порядке выплачивают заработную плату, а не компенсационные выплаты. Оплату простоя облагают страховыми взносами в ПФР, ФФОМС, ФСС России и взносами на "травматизм". Если время простоя оплачивается, то указанный период засчитывают в страховой стаж сотрудника.

    Хотя аптечное учреждение занимается довольно узким и специфическим видом деятельности и, как правило, не ведет деятельности за рамками своего профиля, если оно находится на общем режиме налогообложения, ему необходимо позаботиться о соблюдении раздельного учета различных видов реализуемой продукции, чтобы не допустить ошибок при исчислении НДС.

    С 1 января 2017 года вступит в силу недавно принятый Федеральный закон № 238‑ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон № 238‑ФЗ), устанавливающий порядок прохождения такой оценки работниками. Одна из целей введения этой процедуры – создание для работника возможности подтвердить свою квалификацию не у своего работодателя или образовательном учреждении, а в других, независимых, специально созданных для этого организациях. Предполагается, что такая оценка будет удобна не только для работников, но и для работодателей. Правда, убедиться в этом мы сможем еще не скоро. А пока попробуем разобраться, что на сегодняшний момент установил законодатель по поводу независимой оценки квалификации работника.

    28 Сентября 2016

    Если налоговые платежи перечисляются в бюджет с опозданием (то есть с нарушением установленных сроков), то помимо самих налогов необходимо дополнительно уплатить еще и пени. Расчет пеней является, пожалуй, одной из самых рутинных задач, которую приходится решать бухгалтеру. Впрочем, для ее успешного выполнения ему нужно учесть ряд нюансов.

    Торговое предприятие (применяющее УСНО) планирует принять участие в региональной выставке-ярмарке «Школьный базар». Должно ли оно оборудовать торговое место ККТ либо торговлю можно осуществлять без применения кассового аппарата (выдавать покупателям по их требованию квитанции)?

    Семинары

    Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей

    Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей

    Глава 25. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей

    Статья 170. Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей

    1. В комментируемой статье предусмотрена обязанность работодателя освобождать работника от работы на время исполнения им государственных или общественных обязанностей, если они должны исполняться в рабочее время в соответствии с ТК и иными федеральными законами. При этом работнику гарантируется сохранение места работы (должности), что означает недопустимость увольнения по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) или перевода на другую работу без его согласия в этот период.

    2. Комментируемая статья не предусматривает сохранения за работником по месту работы среднего заработка на период исполнения государственных или общественных обязанностей.

    3. Выплата работнику компенсации за время исполнения государственных или общественных обязанностей осуществляется тем государственным органом или общественным объединением, которые привлекли работника к исполнению этих обязанностей.

    4. О необходимости исполнения работником государственных обязанностей можно говорить тогда, когда работник:

    1) реализует свое право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

    2) исполняет воинскую обязанность;

    3) участвует в мероприятиях по осуществлению правосудия либо привлекается к участию в деятельности правоохранительных органов.

    5. Гарантии и компенсации, связанные с реализацией избирательных прав граждан и предоставляемые членам избирательных комиссий, предусмотрены соответствующими федеральными законами. Так, согласно п. 17 ст. 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"*(37) за членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы.

    Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.

    Аналогичное правило предусмотрено п. 3 ст. 64 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации"*(38) и ч. 3 ст. 70 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"*(39) .

    Порядок выплаты и размеры компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются Центральной избирательной комиссией РФ за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента РФ, а также за счет и в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы. Указанный порядок и размеры компенсации определены соответственно постановлением Центризбиркома России от 13 декабря 2007 г. N 73/598-5 "О размерах и Порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации"*(40) и постановлением Центризбиркома России от 12 сентября 2007 г. N 29/206-5 "О размерах и порядке выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, работникам аппаратов избирательных комиссий, а также выплат гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях, в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва"*(41) .

    6. В соответствующих законодательных актах предусмотрены определенные гарантии и компенсации и иным лицам, участвующим в выборах. Так, в ст. 41 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, военные сборы, учится кандидат (т.е. лицо, выдвинутое в установленном порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата) со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.

    Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.

    Аналогичные гарантии для зарегистрированных кандидатов установлены в Федеральном законе "О выборах Президента Российской Федерации" и в Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

    В соответствии со ст. 40 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через пять дней со дня регистрации.

    Законом субъекта РФ может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей) зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.

    Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"*(42) установлено, что по заявлению кандидата администрация (работодатель) обязана предоставить ему неоплачиваемый отпуск со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока средний месячный заработок, исчисляемый за предшествующие дате регистрации кандидата три месяца, но в размере, не превышающем в 10 раз минимального размера оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией за счет средств, выделенных для подготовки и проведения выборов.

    Согласно п. 3 ст. 65 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" на время работы в контрольно-ревизионной службе при избирательных комиссиях специалисты, предусмотренные указанным Законом. освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по основному месту работы. Указанным специалистам также может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов Президента РФ.

    7. Ряд гарантий и компенсаций, установленных законодательством для работающих граждан, связан с исполнением ими воинской обязанности.

    Граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы, что установлено п. 1 ст. 6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"*(43) .

    Выплата среднего заработка и возмещение расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочных расходов предусмотрено и для лиц, участвующих в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности (в том числе соответствующих медицинских работников, проводящих медицинское обследование лиц, подлежащих призыву на военную службу), за время участия в указанных мероприятиях (п. 2 ст. 5 указанного Закона).

    Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Кроме того, им выплачиваются оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути (п. 2 ст. 6 указанного Закона).

    Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется в порядке и размерах, которые определяются Положением о проведении военных сборов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 г. N 333*(44). и конкретизируются в приказе Министра обороны РФ от 30 июня 2006 г. N 200 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации"*(45) .

    8. Отдельные гарантии и компенсации, предоставляемые работникам в соответствии с законодательством, связаны с их участием в мероприятиях по осуществлению правосудия либо с привлечением их к участию в деятельности правоохранительных органов.

    Определенные гарантии и компенсации предусмотрены арбитражным заседателям и присяжным заседателям, участвующим в осуществлении правосудия. За ними в соответствии с Федеральным законом от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации"*(46) и Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации"*(47) сохраняется место работы.

    В то же время указанные законодательные акты устанавливают различный размер компенсаций, выплачиваемых арбитражным заседателям и присяжным заседателям в связи с участием в осуществлении правосудия. Так, арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта РФ за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда. установленного законодательством РФ. Кроме того, ему возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах РФ.

    Компенсационное вознаграждение присяжного заседателя за время исполнения обязанностей по осуществлению правосудия составляет одну вторую часть должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Данное вознаграждение выплачивается соответствующим судом за счет средств федерального бюджета. Также присяжному заседателю судом возмещаются командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

    9. Если работающий и имеющий постоянную заработную плату гражданин в рамках уголовного судопроизводства вызван в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд в качестве потерпевшего, свидетеля, их законных представителей либо понятого, то он имеет право, согласно ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса РФ, на выплату сумм, возмещающих недополученную заработную плату за время, затраченное им в связи с таким вызовом. Экспертам, переводчикам, специалистам за выполнение ими своих обязанностей в ходе уголовного судопроизводства выплачивается соответствующее вознаграждение, за исключением случаев, когда эти обязанности исполняются ими в порядке служебного задания. Кроме того, все указанные граждане имеют право на покрытие расходов, связанных с явкой к месту производства процессуальных действий и проживанием и включающих стоимость проезда и проживания, а также суточные. Соответствующие суммы выплачиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.

    10. Одной из мер безопасности лиц, являющихся участниками уголовного судопроизводства и подлежащих государственной защите (потерпевших, свидетелей, частных обвинителей, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, их защитников и законных представителей, осужденных, оправданных, экспертов, специалистов, переводчиков, понятых и иных), является переселение на другое, временное или постоянное, место жительства, что предусмотрено в ст. 10 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"*(48) .

    При переселении защищаемого лица на другое постоянное место жительства ему за счет средств федерального бюджета предоставляется жилище, возмещаются расходы, связанные с переездом, оказывается материальная помощь, гарантируется трудоустройство и оказывается содействие в подборе места работы (службы) или учебы, аналогичного прежнему. Если указанное лицо переселяется на другое временное место жительства, то ранее занимаемое им жилище и гарантии трудоустройства на прежнее или аналогичное прежнему место работы (службы) или учебы сохраняются за ним в течение всего периода его отсутствия по указанной причине.

    Кроме того, защищаемому лицу в целях обеспечения его безопасности в соответствии со ст. 11 указанного Закона может быть оказано содействие в устройстве на другое, временное или постоянное, подходящее ему место работы (службы) или учебы. Порядок осуществления содействия в устройстве на другое место работы определен Правилами применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27 октября 2006 г. N 630*(49) .

    Изменение места работы (службы) или учебы защищаемого лица как мера безопасности применяется органом, осуществляющим меры безопасности, по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях в целях защиты жизни и здоровья защищаемого лица. Орган, осуществляющий меры безопасности, оказывает содействие в подборе и устройстве на временное или постоянное (подходящее защищаемому лицу) место работы (службы) или учебы, аналогичное прежнему, с привлечением органов занятости населения, органов образования и органов местного самоуправления.

    Изменение места работы (службы) осуществляется в соответствии с трудовым законодательством РФ, законодательством о государственной службе Российской Федерации с предоставлением равноценной должности либо иной должности по специальности с сохранением страхового (трудового) стажа, дающего право на пенсию. При устройстве защищаемого лица на временное место работы (службы) или учебы за ним сохраняется право на восстановление по прежнему или аналогичному месту работы (службы) или учебы.

    11. Свидетелям, потерпевшим, законным представителям потерпевших, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым, вызываемым к лицу, производящему дознание, следователю, в прокуратуру или в суд (кроме Конституционного Суда РФ и арбитражного суда) для дачи показаний, заключений по уголовным и гражданским делам, переводов, участия в производстве следственного действия и судебном разбирательстве возмещаются понесенных ими расходы по явке (стоимость проезда к месту вызова и обратно, расходы по найму жилого помещения, суточные), в соответствии с Инструкцией о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г. N 245*(50) .

    12. Если гражданин участвует в деле об административном правонарушении в качестве потерпевшего, его законного представителя свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика и понятого, то ему возмещаются расходы, понесенные им в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, что установлено ст. 25.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

    Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2003 г. N 140*(51) было утверждено Положение о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда. Расходы, понесенные указанными лицами, включают в себя расходы на проезд, расходы по найму жилого помещения и суточные.

    Расходы на проезд включают в себя:

    1) стоимость проезда до места вызова и обратно до места постоянного жительства;

    2) страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте;

    3) оплату услуг по предварительной продаже проездных документов;

    4) затраты на пользование постельными принадлежностями на железнодорожном транспорте;

    5) стоимость проезда транспортом общественного пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту и автовокзалу.

    Возмещение потерпевшим, свидетелям, специалистам, экспертам, переводчикам и понятым расходов на проезд производится на основании проездных документов, но не выше:

    - для железнодорожного транспорта - стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда;

    - для водного транспорта - стоимости проезда в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;

    - для автомобильного транспорта - стоимости проезда в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси);

    - для воздушного транспорта - стоимости проезда в салоне экономического класса.

    При отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, возмещение производится в размере минимальной стоимости проезда:

    - железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

    - водным транспортом - в каюте X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте III категории речного судна всех линий сообщения;

    - автомобильным транспортом - в автобусе общего типа.

    Возмещение расходов по найму жилого помещения и выплата суточных потерпевшим, свидетелям, специалистам, экспертам, переводчикам и понятым за дни явки по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, включая время в пути, выходные и праздничные дни, а также за время вынужденной остановки в пути, подтвержденной соответствующими документами, производятся в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ о возмещении расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

    Суточные не выплачиваются, если у потерпевшего, свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика и понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства.

    Специалисты, эксперты и переводчики получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению суда, органа, должностного лица (за исключением случаев, когда эта работа входит в круг их служебных обязанностей либо когда она выполняется ими в качестве служебного задания), по нормам оплаты, установленным Министерством труда и социального развития РФ.

    Выплаты потерпевшим, свидетелям, специалистам, экспертам, переводчикам и понятым производятся по выполнении ими своих обязанностей на основании постановления судьи или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении и которые привлекали этих лиц для участия в осуществлении процессуальных действий, за счет средств, предусмотренных на указанные цели судам и органам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, в соответствии с нормативными правовыми актами РФ.

    Выплаты производятся также в тех случаях, когда процессуальные действия, для осуществления которых лицо вызывалось, не произведены по независящим от этого лица обстоятельствам.

    13. Выплата определенных денежных сумм и возмещение понесенных расходов в связи с явкой в арбитражный суд производится экспертам, свидетелям и переводчикам, что установлено в ст. 107 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Так, эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению арбитражного суда, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей как работников государственных судебно-экспертных учреждений. Размер вознаграждения определяется судом по согласованию с лицами, участвующими в деле, и по соглашению с экспертом.

    Переводчик получает вознаграждение за работу, выполненную им по поручению арбитражного суда. Размер вознаграждения определяется судом по соглашению с переводчиком.

    За работающими гражданами, вызываемыми в арбитражный суд в качестве свидетелей, сохраняется средний заработок по месту их работы за время отсутствия в связи с явкой их в суд. Свидетели, не состоящие в трудовых отношениях, за отвлечение их от обычных занятий получают компенсацию с учетом фактически затраченного времени, исходя из установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда .

    Экспертам, свидетелям и переводчикам должны быть возмещены понесенные ими в связи с явкой в арбитражный суд расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

    14. Возмещение понесенных расходов, связанных с оплатой проезда, наймом жилого помещения и выплатой суточных, производится понятым в связи с исполнением обязанностей понятого при совершении исполнительных действий и (или) применении мер принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Размеры компенсации таких расходов определены соответствующим Положением. утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 516*(52) .

    15. Определенные гарантии и компенсации предоставляются лицам, отвлекаемым от работы в связи с вызовом в налоговые органы. Так, в соответствии со ст. 131 Налогового кодекса РФ свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

    Переводчики, специалисты и эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей. За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.

    Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 298*(53) было утверждено Положение о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля. Выплата указанных сумм производится по выполнении ими своих обязанностей на основании решения начальника (заместителя начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета.

    16. Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации"*(54) предусмотрено возмещение гражданам, приглашенным на заседание парламентской комиссии для дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам, расходов на проезд и проживание в связи с прибытием на заседание комиссии, почтовых расходов и компенсации за фактическую потерю времени в связи с привлечением к участию в парламентском расследовании, что осуществляется за счет средств федерального бюджета.

    Порядок и размер возмещения гражданам указанных расходов определены Положением о возмещении расходов, понесенных гражданами в связи с привлечением к участию в парламентском расследовании, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2006 г. N 110*(55). В частности, в указанном постановлении установлено, что почтовые расходы, понесенные гражданами в связи с привлечением к участию в парламентском расследовании, возмещаются по их письменному ходатайству при предъявлении документов, подтверждающих эти расходы, в следующих размерах:

    1) при пользовании телеграфом - не свыше стоимости корреспонденции в общей сложности не более чем в 100 слов;

    2) при пересылке корреспонденции ценными и заказными посылками, бандеролями и письмами - на общую сумму не свыше 800 руб.;

    3) при пересылке корреспонденции посылками без объявленной ценности, а также простыми бандеролями и письмами - без ограничения общей стоимости почтовых расходов, подтвержденных наличием корреспонденции, признанной необходимой для проведения парламентского расследования.

    За фактическую потерю времени в связи с привлечением к участию в парламентском расследовании гражданам выплачивается по их письменному ходатайству компенсация в размере, устанавливаемом решением парламентской комиссии, исходя из затраченного ими времени и пятикратного установленного законодательством РФ минимального размера оплаты труда. При подсчете размера компенсации неполный рабочий день, затраченный лицом в связи с участием в заседании парламентской комиссии, засчитывается за один рабочий день.

    17. Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2003 г. N 666*(56) было утверждено Положение о возмещения расходов специалистам правоохранительных или контролирующих государственных органов, привлекаемым для оказания содействия в проведении таможенного контроля. Специалисту возмещаются расходы на проезд, расходы по найму жилого помещения и суточные. Кроме того, специалистам сохраняется средняя заработная плата (денежное довольствие) по основному месту работы (службы) на период их привлечения для оказания содействия в проведении таможенного контроля. При этом по основному месту работы (службы) расходы по вызову специалиста в таможенный орган не оплачиваются.

    18. Соответствующие гарантии и компенсации предусмотрены и при исполнении работником общественных обязанностей. Примером может служить участие гражданина в деятельности Общественной палаты Российской Федерации.

    Общественная палата согласно Федеральному закону от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации"*(57) формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан РФ, общественных объединений и объединений некоммерческих организаций и обеспечивает взаимодействие граждан РФ, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан РФ, защиты прав и свобод граждан РФ и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

    Членам Общественной палаты установлены определенные гарантии деятельности. Так, на время участия в работе пленарного заседания Общественной палаты, совета Общественной палаты, комиссий и рабочих групп Общественной палаты, а также на время осуществления соответствующих полномочий, установленных ст. 20 указанного Закона, они должны быть освобождены работодателем от выполнения трудовых обязанностей по основному месту работы с сохранением за ними места работы (должности).

    Кроме того, члену Общественной палаты возмещаются расходы, связанные с осуществлением им полномочий члена Общественной палаты, а также выплачивается компенсация в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом, за счет средств федерального бюджета.

    Положение о возмещении расходов и выплате компенсации членам Общественной палаты Российской Федерации, связанных с осуществлением ими соответствующих полномочий, утверждено постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2007 г. N 839*(58). Согласно указанному постановлению член Общественной палаты РФ по решению уполномоченного лица - секретаря Общественной палаты РФ или иного лица, которому такое право предоставлено Регламентом Общественной палаты РФ, оформленному предписанием по установленной форме, может быть направлен на определенный срок для участия в мероприятиях, связанных с осуществлением полномочий члена Общественной палаты РФ и проводимых вне постоянного места его жительства как на территории РФ, так и на территории иностранного государства.

    В случаях участия члена Общественной палаты РФ в мероприятиях, проводимых по местонахождению Общественной палаты РФ, наличие предписания не требуется.

    На суммы, выплачиваемые в возмещение расходов на поездки членов Общественной палаты РФ, распространяются нормы налогового законодательства. предусмотренные для служебных командировок.

    Срок поездки члена Общественной палаты РФ определяется уполномоченным лицом, направляющим его в поездку, с учетом объема, сложности и других особенностей мероприятий, для участия в которых направляется член Общественной палаты РФ.

    Днем выезда в поездку считается день отправления поезда, самолета или другого транспортного средства из постоянного места жительства члена Общественной палаты РФ либо из места, определенного уполномоченным лицом, а днем приезда из поездки - день прибытия указанного транспортного средства в постоянное место жительства члена Общественной палаты РФ либо в место, определенное уполномоченным лицом.

    При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем выезда в поездку считаются текущие сутки, а с 00 часов и позднее - последующие сутки. Если станция, пристань, аэропорт находятся за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции, пристани, аэропорта. Аналогично определяется день приезда члена Общественной палаты РФ в постоянное место жительства.

    Фактический срок пребывания в месте участия в мероприятии определяется по отметкам в предписании, а также по документам, подтверждающим проезд и проживание.

    По возвращении члена Общественной палаты РФ из поездки ему возмещаются:

    1) расходы, связанные с проездом в место участия в мероприятии и обратно - в постоянное место его жительства либо в место, определенное уполномоченным лицом;

    2) расходы, связанные с проездом из одного населенного пункта в другой, если член Общественной палаты РФ направлен для участия в мероприятиях, проводимых в нескольких организациях, расположенных в разных населенных пунктах;

    3) расходы, связанные с наймом жилого помещения;

    4) дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные);

    5) иные расходы, связанные с поездкой (при условии, что они произведены членом Общественной палаты РФ с разрешения уполномоченного лица).

    Расходы, связанные с бронированием и наймом жилого помещения, возмещаются члену Общественной палаты РФ (кроме тех случаев, когда ему предоставляется бесплатное жилое помещение) по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более стоимости двухкомнатного номера.

    При направлении члена Общественной палаты РФ в поездку на территорию иностранного государства ему дополнительно возмещаются расходы на:

    1) оформление заграничного паспорта, визы и других выездных документов;

    2) обязательные консульские и аэродромные сборы;

    3) сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта;

    4) оформление обязательной медицинской страховки;

    5) иные обязательные платежи и сборы.

    В случае временной нетрудоспособности в период пребывания в поездке члена Общественной палаты РФ, удостоверенной в установленном порядке, ему возмещаются расходы, связанные с наймом жилого помещения (кроме случаев, когда член Общественной палаты РФ находился на стационарном лечении), и выплачиваются суточные за весь период, пока он не имел возможности по состоянию здоровья приступить к выполнению возложенного на него задания или вернуться в постоянное место жительства.

    Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), выплачиваются члену Общественной палаты РФ за каждый день нахождения в поездке, включая выходные и праздничные дни, а также дни, проведенные в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, в размерах, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

    В случае направления члена Общественной палаты РФ в такую местность, из которой он по условиям транспортного сообщения и характеру выполняемого задания имеет возможность ежедневно возвращаться в постоянное место жительства, возмещение указанных расходов не производится. Вопрос о целесообразности ежедневного возвращения члена Общественной палаты РФ из места пребывания в поездке в постоянное место жительства в каждом конкретном случае решается уполномоченным лицом, направившим его в поездку, с учетом расстояния, условий транспортного сообщения, характера участия в мероприятии, а также необходимости создания члену Общественной палаты РФ условий для отдыха.

    В случае если в населенном пункте отсутствует гостиница, член Общественной палаты РФ может воспользоваться иным отдельным жилым помещением либо аналогичным жилым помещением в ближайшем населенном пункте с гарантированным транспортным сообщением из места пребывания в место участия в мероприятии и обратно. При отсутствии подтверждающих документов (в случае непредоставления места в гостинице) расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 30% установленной нормы суточных за каждый день нахождения в поездке.

    В случае вынужденной остановки в пути члену Общественной палаты РФ возмещаются расходы по найму жилого помещения, подтвержденные соответствующими документами, в размерах, установленных п. 6 указанного Положения.

    Предоставление члену Общественной палаты РФ услуг по найму жилого помещения осуществляется в соответствии с Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством РФ.

    Расходы, связанные с проездом члена Общественной палаты РФ в место участия в мероприятии и обратно - в постоянное место его жительства либо в место, определенное уполномоченным лицом (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставлению в поездах постельных принадлежностей), а также связанные с проездом из одного населенного пункта в другой, если член Общественной палаты РФ направлен в несколько организаций, расположенных в разных населенных пунктах, воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, возмещаются в размере фактических затрат, подтвержденных проездными документами, не превышающих стоимости проезда:

    1) воздушным транспортом - по билету 1 класса;

    2) морским и речным транспортом - по тарифам, устанавливаемым перевозчиком, но не выше стоимости проезда в каюте "люкс" с комплексным обслуживанием пассажиров;

    3) железнодорожным транспортом - в вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагонам бизнес-класса, с двухместными купе категории "СВ" или в вагоне категории "С" с местами для сидения, соответствующими требованиям, предъявляемым к вагонам бизнес-класса;

    4) автомобильным транспортом - в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).

    При отсутствии проездных документов оплата не производится. По решению совета Общественной палаты РФ члену Общественной палаты РФ при наличии обоснования могут быть возмещены расходы по проезду к месту участия в мероприятии и обратно - в постоянное место его жительства либо в место, определенное уполномоченным лицом, воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом сверх норм, установленных названным Положением. по его письменному заявлению в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание Общественной палаты РФ.

    При направлении члена Общественной палаты РФ в поездку за пределы территории РФ выплата суточных производится в иностранной валюте в размерах, устанавливаемых Правительством РФ для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

    За время нахождения члена Общественной палаты РФ, направленного в поездку за пределы территории РФ, в пути суточные выплачиваются:

    1) при проезде по территории РФ - в порядке и размерах, установленных для служебных командировок в пределах территории РФ;

    2) при проезде по территории иностранного государства - в порядке и размерах, установленных для служебных командировок на территории иностранных государств нормативными правовыми актами РФ.

    При следовании члена Общественной палаты РФ с территории РФ день пересечения государственной границы РФ включается в дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте, а при следовании на территорию РФ день пересечения государственной границы РФ включается в дни, за которые суточные выплачиваются в рублях.

    Даты пересечения государственной границы РФ при следовании с территории РФ и при следовании на территорию РФ определяются по отметкам пограничных органов в паспорте, служебном паспорте или дипломатическом паспорте члена Общественной палаты РФ.

    При направлении члена Общественной палаты РФ в поездку на территории двух или более иностранных государств суточные за день пересечения границы между государствами выплачиваются в иностранной валюте по нормам, установленным для государства, в которое направляется член Общественной палаты РФ.

    При направлении члена Общественной палаты РФ в поездку на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, с которыми заключены межправительственные соглашения, на основании которых в документах для въезда и выезда пограничными органами не делаются отметки о пересечении государственной границы, даты пересечения государственной границы РФ при следовании с территории Российской Федерации и при следовании на территорию Российской Федерации определяются по отметкам в предписании, оформленном как при поездке в пределах территории Российской Федерации.

    В случае вынужденной задержки в пути суточные за время задержки выплачиваются по решению совета Общественной палаты РФ при представлении документов, подтверждающих факт вынужденной задержки.

    Члену Общественной палаты РФ, выехавшему в поездку на территорию иностранного государства и возвратившемуся на территорию РФ в тот же день, суточные в иностранной валюте выплачиваются в размере 50% нормы расходов на выплату суточных, устанавливаемой Правительством РФ.

    В случае если член Общественной палаты РФ, направленный в поездку на территорию иностранного государства, в период поездки обеспечивается иностранной валютой на личные расходы за счет принимающей стороны, направляющая сторона выплату суточных в иностранной валюте не производит. Если принимающая сторона не выплачивает указанному члену Общественной палаты РФ иностранную валюту на личные расходы, но предоставляет ему за свой счет питание, направляющая сторона выплачивает ему суточные в иностранной валюте в размере 30% указанной нормы.

    Расходы, связанные с наймом жилого помещения при направлении члена Общественной палаты РФ в поездку на территорию иностранного государства, возмещаются в размере фактических затрат, подтвержденных соответствующими документами, но не превышающих предельные нормы возмещения расходов по найму жилого помещения при служебных командировках на территории иностранных государств, устанавливаемые Минфин России по согласованию с Министерством иностранных дел РФ.

    Расходы, связанные с проездом при направлении члена Общественной палаты РФ в поездку на территорию иностранного государства, возмещаются ему в том же порядке, что и при направлении в поездку в пределах территории РФ.

    Для возмещения расходов член Общественной палаты РФ при возвращении из поездки в месячный срок представляет в структурное подразделение аппарата Общественной палаты РФ, осуществляющее финансовое обеспечение, учет и отчетность деятельности Общественной палаты РФ, отчет об израсходованных в связи с поездкой суммах и документы, подтверждающие расходы, а также информирует об итогах поездки уполномоченное лицо.

    Возмещение расходов члену Общественной палаты РФ за время поездки производится не позднее трех рабочих дней с момента представления им указанного отчета и документов, подтверждающих расходы.

    Члену Общественной палаты РФ за фактическую потерю заработка в связи с привлечением к участию в работе пленарного заседания Общественной палаты РФ, совета Общественной палаты РФ, комиссий и рабочих групп Общественной палаты РФ, общественных советов при федеральных органах исполнительной власти по его письменному заявлению выплачивается компенсация из расчета 600 руб. за один рабочий день, затраченный в связи с участием в указанных мероприятиях.

    Размер указанной компенсации ежегодно увеличивается (индексируется) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период с учетом уровня инфляции.

    Выплата компенсации члену Общественной палаты РФ осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на обеспечение деятельности Общественной палаты РФ, и производится не позднее трех рабочих дней с момента подачи им соответствующего заявления.

    На основании ч. 17 ст. 8 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. N 108 "О размерах и порядке возмещения расходов представителям межрегиональных и региональных общественных объединений и вновь избранным членам Общественной палаты Российской Федерации, участвующим в конференциях по выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты Российской Федерации, проводимых в федеральных округах"*(59) представителям межрегиональных и региональных общественных объединений и вновь избранным членам Общественной палаты РФ, участвующим в конференциях по выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты РФ, проводимых в федеральных округах, возмещаются:

    1) расходы на проживание в месте проведения конференции (кроме случая, когда предоставляется бесплатное помещение для проживания) - в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 руб. в сутки;

    2) дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), за каждый день нахождения на конференции (включая выходные и праздничные дни, а также дни нахождения в пути) - в размере, не превышающем установленный Правительством РФ размер дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), при служебных командировках работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

    3) расходы на проезд к месту проведения конференции и обратно к постоянному месту жительства (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями) - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами, но не выше стоимости проезда:

    а) железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда;

    б) водным транспортом - в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;

    в) воздушным транспортом - в салоне экономического класса;

    г) автомобильным транспортом - в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси).

    Статья 171. Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам

    1. Установление дополнительных гарантий работникам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от исполнения трудовых обязанностей, обусловлено необходимостью обеспечить им свободу профсоюзной деятельности и независимость от работодателя при ее осуществлении.

    2. Работодатель обязан освободить от работы членов выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций (не освобожденных от основной работы) для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов. Указанные лица подлежат освобождению от работы также на время краткосрочной профсоюзной учебы в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором.

    Освобождение от работы в указанных случаях оформляется приказом работодателя.

    Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

    3. В соответствии со ст. 374 ТК увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2. 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается, помимо общего порядка увольнения, только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

    При этом следует учитывать, что определением Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2009 г. N 1369-О-П "По жалобе открытого акционерного общества "Судостроительный завод "Лотос" на нарушение конституционных прав и свобод положением части первой статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации"*(60) положение ч. 1 ст. 374 ТК, согласно которому увольнение указанных работников по инициативе работодателя в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК допускается, помимо общего порядка увольнения, только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, признано не действующим и не подлежащим применению как являющееся аналогичным ранее признанному Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ.

    4. При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном ст. 373 ТК.

    5. Определенные гарантии предусмотрены в ст. 376 ТК для руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителей, являвшихся в прошлом членами выборного профсоюзного органа. Так, расторжение трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным п. 2. 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК с указанными лицами в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного ст. 374 ТК.

    6. Ряд гарантий предусмотрен и профсоюзным работникам, освобожденным от основной работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации, что предусмотрено ст. 375 ТК. Так, после окончания срока полномочий такого работника ему должна быть предоставлена прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя.

    При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации либо у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.

    При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза.

    7. В комментируемой статье предусмотрен ряд гарантий, предоставляемых членам комиссий по трудовым спорам, избранным общим собранием (конференцией) работников или делегированным представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников, а также назначенным в комиссию руководителем организации либо работодателем - индивидуальным предпринимателем.

    Они подлежат освобождению от работы для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка. Об освобождении указанных лиц от работы работодателем издается соответствующий приказ.

    8. Увольнение членов комиссии по трудовым спорам осуществляется с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, определенном ст. 373 ТК, причем не имеет значения, являются ли указанные работники членами профсоюза.

    9. Дополнительные гарантии работникам, входящим в состав выборных органов первичной профсоюзной организации, комиссии по трудовым спорам и не освобожденным от основной работы, могут устанавливаться коллективными договорами и соглашениями. Так, в соответствии с п. 10.3.1 Отраслевого соглашения по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, на 2009-2011 годы*(61) работники, входящие в состав профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию (за исключением увольнения в качестве дисциплинарного взыскания) без предварительного согласия выборного профсоюзного органа, членами которого они являются, руководители профсоюзных органов в подразделениях учреждений - без предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа в учреждении; а руководители (их заместители) и члены профсоюзных органов в учреждении, профорганизаторы - соответствующего вышестоящего профсоюзного органа.

    Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются.

    Согласно п. 10.3.2 указанного Соглашения увольнение по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виновным поведением, а равно изменение обязательных условий трудового договора (уменьшение размера оплаты труда в связи с изменением объема учебной нагрузки или объема иной работы не по вине работника, отмена установленных доплат и надбавок, иных стимулирующих и поощрительных выплат и др.) работников, входящих в состав профсоюзных органов, допускается, помимо соблюдения общего порядка увольнения, только с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, а руководителей (их заместителей) профсоюзных организаций учреждений - с согласия вышестоящего профсоюзного органа.

    10. В качестве примера расширения гарантий для указанных работников на коллективно-договорном уровне можно привести Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке на 2009-2011 годы*(62). в п. 12.2.3 которого предусмотрено, что члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения обязанностей в интересах коллективов работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы.

    Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются коллективным договором.

    Статья 172. Гарантии работникам, избранным на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления

    1. Гарантии работникам, освобожденным от работы в связи с избранием на выборные должности в органах государственной власти федерального уровня, устанавливаются соответствующими федеральными законами. Так, согласно ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"*(63) члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, работавшим до избрания (назначения) членом Совета Федерации, избрания депутатом Государственной Думы по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации.

    2. Гарантии работникам, освобожденным от работы в связи с избранием на выборные должности в региональных органах государственной власти и органах местного самоуправления устанавливаются законами субъектов РФ. Приведем отдельные примеры:

    1) в соответствии со ст. 35 Закона Республики Алтай от 1 февраля 1995 г. N 7-З "О статусе депутата Республики Алтай"*(64) депутату Республики Алтай, работающему на постоянной основе, по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с согласия депутата на другом предприятии, в учреждении, организации в соответствии со специальностью.

    Аналогичная гарантия предусмотрена в соответствующих законах Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Мордовия, Республики Тыва, Чеченской Республики, Чувашской Республики, Краснодарского, Пермского, Ставропольского краев, Белгородской, Волгоградской, Калужской, Нижегородской, Новосибирской, Псковской, Сахалинской, Тамбовской, Томской областей и некоторых иных субъектов РФ;

    2) согласно ст. 24 Закона Республики Бурятия от 19 апреля 1995 г. N 113-I "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия"*(65) депутату Народного Хурала, работающему на профессиональной постоянной (оплачиваемой) основе, при прекращении депутатских полномочий выплачивается единовременное денежное пособие, равное шестикратному размеру его ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения депутатских полномочий.

    Кроме того, в случае досрочного прекращения полномочий Народного Хурала депутату, работающему на профессиональной постоянной (оплачиваемой) основе в Народном Хурале, и проживающим совместно с ним членам его семьи, находящимся на день роспуска Народного Хурала вне их постоянного места жительства, обеспечивается бесплатный проезд и бесплатный провоз принадлежащего им имущества (в контейнерах общим весом до 10 т) к постоянному месту жительства депутата (ст. 27 Закона);

    3) в силу ст. 25 Закона Республики Коми от 27 декабря 2006 г. N 140-РЗ "О статусе депутата Государственного Совета Республики Коми"*(66) депутату оплачиваются расходы, связанные с переездом его и членов его семьи в город Сыктывкар для работы депутата в Государственном Совете на профессиональной постоянной основе, в том числе производится оплата стоимости проезда депутата и членов его семьи по фактическим расходам, но не выше стоимости проезда: железнодорожным транспортом - в купейном вагоне, воздушным транспортом - в салонах "эконом-класса", автомобильным транспортом общего пользования (за исключением такси), а также оплата стоимости провоза багажа не более пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом.

    Кроме того, депутату выплачивается единовременное денежное пособие в размере установленного ему по должности месячного денежного вознаграждения, а также единовременное денежное пособие на каждого прибывшего с ним члена его семьи в размере половины данного денежного вознаграждения депутата. Возмещение указанных расходов и выплата пособий производятся также в связи с выездом депутата и членов его семьи к постоянному месту жительства по окончании работы в Государственном Совете;

    4) в ст. 27 Закона Республики Мордовия от 28 февраля 1997 г. N 17-З "О статусе депутата Государственного Собрания Республики Мордовия"*(67) предусмотрено, что депутат Государственного Собрания в период своих полномочий, а также в течение двух лет после их окончания не может быть по инициативе администрации уволен с работы, исключен из учебного заведения, освобожден от занимаемой государственной или муниципальной должности категории "А" (за исключением случаев увольнения с должностей, назначение на которые производится Главой Республики Мордовия или Правительством Республики Мордовия, а также случаев ликвидации организации, истечения срока полномочий по государственной или муниципальной должности категории "А") без согласия Государственного Собрания;

    5) Законом Астраханской области от 22 июля 2003 г. N 35/2003-ОЗ "О статусе депутата Государственной Думы Астраханской области"*(68) установлено, что в случае, если в результате трудоустройства после истечения срока депутатских полномочий гражданин получает заработную плату меньше денежного содержания депутата Думы, ему устанавливается доплата, равная разнице между денежным содержанием депутата Думы в соответствии с ранее занимаемой должностью в Думе и заработной платой по месту трудоустройства гражданина, на период не более шести месяцев со дня прекращения депутатских полномочий за счет средств бюджета Астраханской области, предусмотренных на содержание Думы (ст. 17 );

    6) в ст. 21 Закона Орловской области от 8 января 1997 г. N 21-ОЗ "О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов"*(69) предусмотрено, что гражданин РФ, избиравшийся депутатом Орловского областного Совета народных депутатов и замещавший данную должность не менее трех лет, имеет право на дополнительное материальное обеспечение в виде ежемесячной денежной выплаты за счет средств областного бюджета;

    7) в соответствии со ст. 27 Закона Чеченской Республики от 26 декабря 2006 г. N 61-РЗ "О статусе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Чеченской Республике"*(70) срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, работающего на постоянной основе, время работы в должности выборного должностного лица местного самоуправления засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности, а также в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной и муниципальной службе.