Руководства, Инструкции, Бланки

отчёт по внеурочной деятельности в начальной школе по фгос образец img-1

отчёт по внеурочной деятельности в начальной школе по фгос образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1844 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Внеурочная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

Внеурочная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

Обмен опытом работы по теме «Внеурочная деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС НОО»

«Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом.
Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу».
Камю А.

В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.В обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели; людях, умеющих творчески мыслить. Поэтому, одной из приоритетных задач начальной школы является создание условий для развития творческой одаренности учащихся, предъявляемых ФГОС НОО.
Исходя из вышесказанного, можно считать, что развитие уникального творческого потенциалаи творческой одаренности каждого ученика, является актуальной проблемой, стоящей перед начальной школой.
Взгляните на своих детей и воспитанников. Посмотрите в их глаза. Может быть именно они - гении? Возможно, эти ребята талантливы? Или одарены?
Как же организовать образовательный процесс так, чтобы ребенкубыло интересно учиться и общаться с учителем и со сверстниками, чтобы он смог раскрыть свой творческий потенциал?
Творческая одаренность – особое явление, которое невозможно без деятельности, причем продуктивной. В рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Этому способствуют различные формы работы, успешно реализованные педагогомво внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.
Хочу остановиться на основных направлениях в своей работе по развитию творческой одаренности младших школьников через внеурочную деятельность, работая по программам:
1) «Умка» (общеинтеллектуальное направление);
2) «Речевое развитие» (общеинтеллектуальное направление);
3) «Театральная студия фантазия» (общекультурное направление);
4) индивидуально-творческий подход к организациидеятельности детей.
В рамках кружка «Умка» я организую разработку и реализацию детьми проектов, проведение исследований, участие в кружках, олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных играх, ведение портфолио личных достижений, творческое взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Учить творчеству также помогает теория решения изобретательских задач. Например, методы «мозгового штурма», «проб и ошибок», «разрешения противоречий», которые помогают детям выделить проблему, найти противоречие, поставить цель исследования, спланировать свою творческую деятельность, достичь результата.Наибольший эффект в развитии творческих способностей оказывают следующие формы работы:
• ежедневное включение творческих заданий и упражнений;
•вовлечение учащихся в творческое взаимодействие со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся;
• дидактические и сюжетно – ролевые игры;
• экскурсии, наблюдения;
• творческие мастерские;
• тренинги.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для появления потребности в общественном признании, приходит осознание собственной индивидуальности и начинается поиск путей самовыражения. Творчество уже воспринимается как социально значимое явление. Поэтому большое внимание я уделяю участию детей в интеллектуальных конкурсах, марафонах, олимпиадах, в которых они становятся победителями и призерами на различных уровнях (см.слайд).
Известно, что наиболее сильным эмоциональным воздействием на ребенка обладают литература, музыка и живопись. Чтобы способствовать развитию творческой одаренности учащихся своего класса, мною в рамках внеурочной деятельности проводятся кружки: «Речевое развитие» и театральная студия «Фантазия». На наших занятиях мы используем все эти виды искусства. Занимаясь в этих кружках, ребята пишут литературные произведения, участвуют в различных конкурсах, рисуют, придумывают и ставят танцы. В рамках этой работы я стараюсь использовать разнообразные формы занятий: занятие-экскурсия, занятие-сказка, занятие-соревнование, занятие-путешествие, занятие-игра.
Участие ребят в театральном кружке «Фантазия» создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, умения взаимодействовать в коллективе и рефлексировать, содействует развитию художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта, становления самосознания, то есть для развития творческой одаренности.
Создавая театральный кружок в своем классе, я смогла объединить детей, предложить общение. Участвуя в процессе создания спектакля, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, обмениваться информацией, изготавливать персонажи, элементы декорации. Кроме этого учащиеся учатся координировать действия, что способствует созданию общности между детьми и взрослыми, взаимодействию и их сотрудничеству. В итоге учащиеся получают большой социальный опыт.
Спектакль имеет огромный воспитательный потенциал. Речь идет не о подготовке к профессиональной актерской карьере, но «о проверке действием» множества межличностных взаимодействий: я и товарищи, я и другой, я и родители. Дети приобретают опыт публичного выступления, учатся владеть своим телом и не стесняться его.Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития.
Как отметил известный педагог Ш.А.Амонашвили: «Вот оно – учение с увлечением, постижение мира человеческих отношений и характеров через игру, лицедейство, помогающее нам заселить свое уникальное духовное царство великолепным образом человеческого творения, посеять те зерна возвышенных идей, из которых вырастут потом убеждения, мировоззрение, моральные устои».
Деятельность театрального кружка располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формирование художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы в коллективе, самовоспитания, организованности и ответственности). Занятия в театральном кружке развивают речь, мимику, помогают преодолевать трудности в общении. В результате занятий в кружке классный коллектив становится сплоченнее. Активно развивается творческое сотрудничество учащихся и родителей. Создается ситуация успеха для социализации учащихся в обществе. Результатом данной деятельности являются театрализованные праздничные программы как внутри класса, так и выступления на общешкольных мероприятиях, защита творческих проектов, победы в музыкальных фестивалях и конкурсах художественного слова. (см.слайд)
Следующим направлением в развитии творческой одаренности является тщательная работа с текстом. Поэтому с первых дней учёбы я веду целенаправленную систематическую работу по развитию речи учащихся. В кружке «Развитие речи» и театральной студии «Фантазия» я учу детей презентовать свои работы устно и письменно, ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, задавать вопросы к наблюдаемым явлениям, владеть навыками работы с различными источниками информации, самостоятельно создавать устные и письменные работы по развитию речи: рассказы, мини-сочинения, эссе, сказки, стихи.
Детям очень нравятся занятия по программе«Речевое развитие. Они с удовольствием выполняют творческие работы, стараются оформить их красочно и оригинально, ведут специальные тетради для творческих работ. Лучшие произведения отправляем на конкурсы, представляем на праздниках. Это свидетельствует о том, что развитие речи формирует у детей коммуникативную компетенцию, то есть внутреннюю готовность и способность к речевому общению. В результате организованной таким образом работы происходит развитие устной и письменной речи младших школьников, формируется вкус, расширяется читательский кругозор, развивается творческий потенциал ребенка. Безусловно, это процесс кропотливый, но увлекательный не только для ребенка, но и для педагога. Одним из показателей результативности такой работы является активное участие ребят нашего класса в конкурсах художественного слова, проектов, творческих работ. (см.слайд)
Таким образом, в работе по развитию творческой одаренности учащихся в нашем классе сложились следующие принципы: максимальное разнообразие предоставляемых возможностей, свобода выбора, возрастание роли внеурочной деятельности, индивидуализация и дифференциация, сотрудничество детей и родителей.
Творческая одаренность - это способность к самореализации в различных областях жизнедеятельности. В основе такой одаренности лежит творческий потенциал – нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Для этого необходимо развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика начальной школы, используя индивидуально-творческий подход к организациидеятельности детей.
1) Систематическое обращение к эмоциональной сфере является основным условием развития творческой одаренности школьников. Для этого я стараюсь создавать такие условия, в которых ребенок проживает, осознает и выражает различные эмоциональные состояния. Я считаю, что основным принципом развития творческого потенциала является принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное. Этот принцип означает, что для развития творческой одаренности детей необходимо систематически обращать их к собственным эмоциональным переживаниям.
2) Еще одним необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов гуманистической психологии — безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Эти принципы должны соблюдаться во взаимодействии между детьми и взрослыми. Практически это означает, что позитивно подкрепляются и одобряются все ответы ученика. В отличие от обычного обучения, при котором ошибки исправляются, при развитии творческой одаренности ребенку предоставляется «право на ошибку». Это фактически означает, что ошибок нет вообще. Какое бы эмоциональное отношение ребенок ни высказал, оно не может быть ошибочным, потому что это его собственное эмоциональное отношение, демонстрирующее его индивидуальную реакцию на происходящее.
3) Третьим необходимым условием развития творческой одаренности школьников является соблюдение принципов развивающего обучения — проблемности, диалогичности и индивидуализации.
4) Трансформация эмоционального состояния в креативное содержание.
Я считаю, что использование личностного подхода, создание ситуации успеха для каждого в классе, постоянная забота о состоянии межличностных отношений в коллективе, создание благоприятного психологического климата, дают возможность строить отношения детей на взаимном доверии, уважении и открытости и воспитывать творчески одаренные личности. Поэтому учащиеся моего класса активны, имеют хороший творческий потенциал. Психологический климат класса отличается открытостью. Эмоциональный настрой коллектива положительный, наблюдается чувство доброжелательности, сопереживания.
Я горжусь своими детьми. В их достижениях моя радость и удовлетворение от работы. Когда видишь счастливые глаза детей, добрые и наивные, которые смотрят с любовью и уважением, появляются новые силы и вдохновение, хочется работать ещё лучше.
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский

Презентация на тему: Внеурочная деятельность как ведущий способ развития творческой одаренности детей младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС НОО

Другие статьи

Статья (1 класс) на тему: отчет по внеурочной деятельности

Статья (1 класс) на тему:
отчет по внеурочной деятельности
Предварительный просмотр:

Отчёт учителя высшей категории И.Е.Кудряшовой по внеурочной деятельности в 1 классе за 2012 – 2013 учебный год.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание, определяется ее сущность и основное назначение, которое заключается «в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени».

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса.

Внеурочная деятельность представляет собой образовательную деятельность. осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (в первую очередь личностных и метапредметных), на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления спектра занятий, направленных на развитие детей. Важно иметь в виду, что ВД – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. ВД понимается сегодня как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Какова же цель ВД? Это создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учебы время. Создание образовательной среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

На основании основных задач, изложенных в приложении к письму Минобрнауки РФ «Об организации ВД при введении ФГОС общего образования» обозначены основные задачи ВД в МОУ «Чисменская ООШ»

  1. Создание условий для успешной адаптации обучающихся в школе
  2. Выявление интересов, склонностей, способностей обучающихся к различным видам деятельности; развитие творческих способностей, получение опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества
  3. Закрепление и создание условий для практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов
  4. Усиление педагогического влияния на жизнь учащихся в свободное от учебы время, оказание помощи в «поисках себя»
  5. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности совместно с коллективами учреждений ДОД, культуры, физической культуры и семьями.

В 1 классе внеурочная деятельность представлена так:

Формы занятий внеурочной деятельностью значительно отличаются от форм классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями и методами воспитания: технологией диалога, сотрудничества, проблемных ситуаций, педагогических ситуаций, игровыми технологиями, проблемно-ценностной дискуссией, сюжетно-ролевой продуктивной игрой, социально-образовательным проектом и другими Внеурочная деятельность – специально организованная деятельность обучающихся. представляющая собой неотъемлемую часть образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения, организована в I классе в соответствии с ФГОС второго поколения. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, наиболее актуальны следующие принципы и подходы:

1.Личностный подход. Личность ребенка — высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

2. Принцип целостности урочной и внеурочной деятельность.

3. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.

4. Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.

Школьные мероприятия являются компонентами внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в данных проектах позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в проектах осуществляется в соответствии с его интересами и склонностями.

Педагог, включая детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к учебе, творчеству, занятиям физической культурой и т.д. старается раскрыть у обучающихся организаторские, творческие, коммуникативные и др. способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии ребенка.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

В соответствии с требованиями ФГОС «внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)».

ВД имеет три уровня результатов обучающихся:

  1. 1-й уровень – ребенок знает и понимает общественную жизнь
  2. 2-й уровень – ребенок ценит общественную жизнь
  3. 3-й уровень – ребенок самостоятельно действует в общественной жизни

Таким образом, ВД направлена на достижение воспитательных результатов:

  1. Формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям
  2. Получение обучающимися опыта приобретения ими социального опыта
  3. Самостоятельное общественное действие

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности патриотизм, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определён «портрет» выпускника начальной школы:

  1. любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  2. уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  3. любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  4. владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  5. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  6. доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
  7. выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни. Школа после уроков должна сегодня стать миром творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Главное, чтобы здесь ребёнок сумел сделать выбор, сумел научиться свободно проявлять свою волю, раскрыться как личность. В формате реализации федерального государственного образовательного стандарта второго поколения важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков так, чтобы школа стала для него вторым домом. Это, в свою очередь, даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники. При этом важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это, отнюдь, не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.

Внеурочная деятельность – это полноценная органичная часть образовательного процесса, без которой невозможно осуществить полноту и цельность образования.

Творческие отчеты о внеурочной деятельности

Творческие отчеты о внеурочной деятельности

24 марта 2016 года прошел творческий отчет педагогов внеурочной деятельности, которая является составным компонентом федерального государственного образовательного стандарта, как начального общего, так и основного общего образования.

Роль внеурочной деятельности в формировании метапредметных результатов освоения школьниками основных образовательных программ начального общего и основного общего образования трудно переоценить. Именно на занятиях внеурочной деятельности формируются все группы универсальных учебных действий: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные. Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности на уровне начального общего и основного общего образования представлено разнообразными кружками: «Мир растений», «Основы проектной деятельности», «Маленькие исследователи», «Оригами» и другими. Учитель химии Магафурова Фаина Фарватовна и учитель биологии Ларкина Вера Ивановна уже накопили достаточный опыт по управлению проведением исследовательских и проектных работ учащихся начальной школы и 5-11-х классов. Их ученики не только с увлечением занимаются в школьных интеллектуальных кружках, но и защищают честь школы на многочисленных интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях, где становятся победителями и призерами. Так в этом учебном году ученица 4Б класса Афонина Валерия стала лауреатом городского интеллектуального форума «Шаг в будущее…», победителем областного экологического конкурса А.Н.Белкина «Твои первые открытия», успешно выступила в финале городского конкурса «Интеллектуалы XXI века» (руководитель – В.И.Ларкина). Ученица 4Д класса Маковецкая Александра получила диплом третьей степени на городском интеллектуальном форуме «Шаг в будущее…» за работу по химии, а ученица 2А класса Маковецкая Дарья стала его лауреатом (руководитель – Ф.Ф.Магафурова).

Школьная команда из учащихся 2-4-х классов под руководством учителя начальных классов Булатовой Елены Анатольевны третий год подряд становится призером городского конкурса по оригами в рамках интеллектуально-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее – созвездие НТТМ». Технику оригами учащиеся оттачивают на занятиях одноименного кружка, которым руководит Елена Анатольевна.

Развитию речевой культуры школьников уделяется большое внимание на занятиях кружка внеурочной деятельности духовно-нравственного

направления «Русский язык – мудрости родник!», который ведут учителя начальных классов: Ким Алена Христофоровна, Калинина Ирина Геннадиевна, Филимонова Елена Станиславовна. Ученик 2Б класса Лобанов Михаил получил диплом второй степени за работу по русскому языку на городском интеллектуальном форуме «Шаг в будущее» (руководитель – Ким А.Х.), а ученица 3Г класса Лепляева Елизавета – грамоту лауреата этого форума (руководитель – Филимонова Е.С.).

Увлеченно занимаются школьники младших классов и в других кружках и секциях: «Все об этикете», «Занимательная математика», «Лего-конструирование», «В мире книг», «Культура народов Южного Урала», «Самосовершенствование личности», «Юные мастера», «Шашки». Ученица 1А класса Ларкина Алена (руководитель кружка – Карпов Виктор Михайлович) заняла второе место на областных соревнованиях по шашкам. Ученик 1Д класса Валиев Егор (руководитель – Неклюдова Марина Владимировна) стал победителем городского интеллектуального марафона краеведческой направленности.

Наверное, без системных занятий с учащимися внеурочной деятельностью не было бы ни этих побед, ни высокой познавательной активности, которая отличает учащихся 1-5-х классов нашей школы.

Отчет директора МБОУ - НШ №7 - по теме - Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального общего образования

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС начального общего образования.

Отчет директора МБОУ «НШ №7»

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Современная тенденция в деятельности учреждений образования - совершенствование внеурочной деятельности. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:

· на развитие воспитания в целом и внеурочной деятельности как одной из составляющих нацеливают нормативные документы;

· педагогической наукой и практикой осознаются образовательные, социально-педагогические и воспитательные возможности внеурочной деятельности;

· правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося.

Материалы стандарта подводят к выводу:

  • внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
  • внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
  • происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;
  • преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности:

· реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;

· включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы;

· использование ресурсов учреждений дополнительного образования.

Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

Ориентиры в организации внеурочной деятельности в первом классе нашей школы:

  • запросы родителей, законных представителей первоклассников;
  • приоритетные направления деятельности школы;
  • интересы и склонности педагогов;
  • возможности образовательных учреждений дополнительного образования;

Запросы родителей - ориентация на работу во внеурочное время по укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Педагоги школы рассмотрели целесообразность введения образовательных программ, аргументировали необходимость занятий в музыкальном кружке «Ступеньки к звёздам» и кружке «Хореография». Рассмотрены ожидаемые результаты внеурочной деятельности, которые прописаны в стандарте. Выявлялись оптимальные условия внедрения стандартов, применение современных технологий.

Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют реализовать учебный план 1 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 10 часов в неделю.

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. Главным аспектом системы дополнительного образования является преемственность и взаимосвязь программ дополнительного образования с программами начальной общеобразовательной школы.

Проектная деятельность осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Актуальность проектной деятельности обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;
  • низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию;
  • обучающиеся привыкают работать в типовых ситуациях и не видят перспективу своего роста в усвоении учебного содержания;
  • младшие школьники не получают возможности для реализации и удовлетворения познавательной потребности;
  • обучающиеся не владеют приёмами поэтапного выполнения учебных исследований.

В связи с этим ведущей идеей проектной деятельности является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. В первом классе дети уже подготовили проекты на темы «Лепка овощей и фруктов», «Моя малая родина», «Моя семья».

Экологическое воспитание личности младшего школьника является важнейшей частью его мировоззренческой подготовки. Г лавной целью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой.

Формы организации занятий по экологическому воспитанию разнообразны. Это беседы, продуктивные (инновационные) игры, эксперименты, наблюдения, экспресс-исследования, коллективные, групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ

Спортивно-оздоровительное направление представлено в нашей школе занятиями по коррегирующей гимнастике, спортивными соревнования, хореографическими занятиями. Цель: укрепление здоровья, развитие двигательных способностей, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

Духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Сфера общего образования признана обеспечивать духовно – нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных, профессиональных и общечеловеческих ценностей. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Работа по данному направлению в нашей школе осуществляется в форме классных часов, часов общения, бесед, сообщений, экскурсий в историко – художественный музей, археологический музей, тематических праздников, просмотра видеофильмов.

Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.

Работа школы в условиях продлённого дня позволяет использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого упорядочена жизнь и деятельность обучающихся как в урочное, так и во внеурочное время. Режим работы школы составлен с учетом продолжительности пребывания ребенка в школе с 9.00 до 18.00. Работа школы регламентируется единым расписанием учебных занятий, сна, самоподготовки, работы кружков. При составлении режима дня учитываются гигиенические требования:

  • сон;
  • организация горячего питания;
  • обязательное пребывание учащихся на воздухе;
  • активный отдых при смене занятий (динамические паузы, спортивные часы).

Образовательное пространство школы связано с социальной средой и поддерживается следующими связями:

2. Спортивный комплекс «Олимп».

3. Центральная детская библиотека.

4. Археологический музей.

5. Историко – худождественный музей

Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.

Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Статья по теме: Отчет по организации внеурочной деятельности

Статья по теме:
Отчет по организации внеурочной деятельности.
  1. использование ресурсов учреждений дополнительного образования.

Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в карте занятости ребенка, по итогам заполнения которой оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.

Ориентиры в организации внеурочной деятельности в экспериментальных первом и втором классе нашей школы:

  1. запросы родителей, законных представителей первоклассников;
  2. приоритетные направления деятельности школы;
  3. интересы и склонности педагогов;
  4. рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребёнка.

Запросы родителей - ориентация на работу во внеурочное время по укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Педагоги школы рассмотрели целесообразность введения образовательных программ, аргументировали необходимость занятий в клубах. Рассмотрели ожидаемые результаты внеурочной деятельности, которые прописаны в стандарте. Выявлялись оптимальные условия внедрения стандартов, применение современных технологий.

Таким образом, включение ребенка в систему общешкольных дел воспитательной системы, изучение образовательных программ ВУД, использование ресурса учреждений дополнительного образования позволяют реализовать учебный план 1 и 2 классов в части «Внеурочная деятельность» в объеме 5 часов в неделю в каждом.

Её организация во многом зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей, поэтому в нашей школе внеурочная деятельность учащихся в начальных классах строится следующим образом.

Внеурочная деятельность у нас проводится на 6 уроке, так как есть дети из другой деревни и их нужно своевременно отвести обратно домой.

Вторая проблема- 1 и 2 класс учится параллельно с другими классами (МКШ), поэтому расписание построено так, пятым уроком у ребят 1 и 2 класса динамическая пауза и они играют, посещают библиотеку а учителя, продолжаю заниматься с детьми параллельного класса. А на шестом уроке проводится занятия по внеурочной деятельности.

Третья проблема- в первом классе всего 5 учеников, а во втором соответственно все ребята заняты во внеурочной деятельности. Вот так мы выходим из трудных ситуаций.

  1. 1. Оздоровительное направление (1 час в неделю) реализуется через работу кружка «Здоровей-ка». Программный материал сгруппирован по разделам: правильное питание, режим дня, гигиена, спорт, закаливание и т.д. Подбор игр связан с возрастными особенностями школьников, их физической подготовленностью, психическим развитием, игровым опытом. Занятия проводят классные руководители. Первый этап данной программы для ребят 1 класса «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими. Второй этап данной программы ( 2 класс) «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.

Дети знакомились с правилами здоровья, им приходилось самостоятельно, а также под руководством педагога, родителей добывать знания, интересоваться, о здоровом образе жизни.

В начале учебного года был предложен проект «Слагаемые здоровья». Это очень заинтересовало детей.

Каждую тему разбирали на занятии, проводили опыты, обобщали, делали выводы. Ежемесячно создавали журнал «Слагаемые здоровья». Каждый номер посвящается одной теме. В журнале рассказывали о том

что нужно делать для крепкого здоровья, печатали стихи, фотографии. Создавать такой журнал было очень интересно и увлекательно. К созданию журнала активно подключились и родители. С проектом журнала дети 1 класса участвовали в конкурсе «Ярмарка проектов»

2. Нравственное воспитание (1 часа в неделю) осуществляется через работу кружка «Уроки нравственности». Учителем используются следующие формы работы: беседы, конкуры рисунков, экскурсии, встречи. Большинство занятий (занятия-путешествия, занятия-исследования и пр.) проходит в виде сказок с игровым действием. Педагогическая ценность игровых приемов в том, что они развивают умственную активность и познавательные интересы детей, способствуют обеспечению восприятия материала, постоянства действий в одном направлении, развивают самостоятельность и самодеятельность. Занятия кружка «Уроки нравственности» проводились в соответствии с «Рабочей программой». В работу были вовлечены все учащиеся 1-2 класса. На основе рабочей программы было составлено календарно-тематическое планирование. При преподавании курса активно использовались коллективные, групповые и индивидуальные формы работы. Первым классом были достигнуты первичные цели программы:

  1. приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.),
  2. первичное понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов:

  1. получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Был реализован через взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Наряду с беседами состоялось несколько встреч с интересными людьми. Была проведена экскурсия в сельскую администрацию, к обелиску погибшим героям. Ряд занятий состоялись в школьном краеведческом музее. Ребята участвовали и в проектной деятельности, изготовлении буклетов по правилам поведения и правилам дружбы, создании проектов о своей Родине, школе и семье.

3.Общекультурное (1 час в неделю) реализуется через работу кружка «Страна этикета»

Большое внимание уделялось привитию учащимся основ культуры, в частности изучению правил поведения учащихся в школе. Активно осуществлялась интеграция с литературой, ИЗО. Воспитание у учащихся культуры поведения осуществлялось через систематическое привлечение их к деятельности: изготовлению подарков для мам, друзей. Участий в различных культурных мероприятиях в школе и на селе. На занятиях используются различные формы работы: беседы, конкуры рисунков, игровые приемы. изготовлении буклетов по правилам поведения и правилам дружбы, по правилам вежливости.

В результате прохождения первого уровня программы дети 1 класса достигли следующих результатов:

Знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

На втором уровни 2 класс через беседы, игры. пополнили свои знания и навыки взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. А также взаимоотношения обучающихся на уровне класса получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

4. Социальное (1 час в неделю) – кружок «Почемучка». Работа кружка строится на инициативном участии ребенка в социальных акциях, организованных учителем, («Строим кормушки», «Покормите птиц», «Насекомые наши друзья») через коллективно-творческое дело, ролевые игры, социально-моделирующие игры. Все учащиеся первого класса занимаются в этом кружке. Проводились экскурсии. Экскурсия-наблюдение за воробьями. Все ли они одинакового размера? Все ли они имеют одинаковую окраску? Все ли они имеют одинаковое оперение? Все ли одинаково поют? Все ли они миролюбивые или есть среди них драчливые? Все ли они любят, есть одно и то же? В результате наблюдений дети делали выводы о том, что птицы как люди, все индивидуальны. Ребята активно приняли участие в фотовыставке «Мои маленькие друзья».

К концу первого года обучения учащиеся узнали:

1.Секреты живой и неживой природы

2.Условия, необходимые для жизни растений и животных

3. Правила обращения с объектами природы

1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.

2.Оказывать помощь птицам в зимнее время.

5. Общеинтеллектуальное (1 час в неделю) - кружок «Логика». Ставя перед школьниками познавательные и практические задачи, вооружая их средствами решения этих задач, учитель готовит детей к жизни в современном информационном обществе. К концу учебного года учащихся 1 класса научились:

  1. видеть проблемы;
  2. ставить вопросы;
  3. выдвигать гипотезы;
  4. давать определения понятиям;
  5. классифицировать, наблюдать;
  6. проводить эксперименты;
  7. делать выводы;
  8. доказывать и защищать свои идеи;
  9. сравнивать предметы по заданному свойству;
  10. определять целое и часть;
  11. устанавливать общие признаки;

Они охотно разгадывают ребусы, шарады, загадки, а также придумывают их сами.

Ребята 2 класса

  1. научились объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
  2. выражать свои мысли, аргументировать;
  3. Овладели креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Педагоги школы стараются сделать пребывание ребенка в школе наиболее комфортным, так как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребенка, сохранении и приумножении здоровья детей.

Кроме программных курсов в 1-2 классах проводились классные часы по всем направлениям. Спортивные соревнования, встречи, беседы, КВНы, логические конкурсы, игры и упражнения направленные на обучение детей работать в группах, парах и индивидуально, экскурсии, выставки, а также общешкольные мероприятия.

«Уж небо осенью дышало..», «Юбилей школы», «Весёлые старты», Праздник мам, «Новогодний карнавал», «А ну-ка, мальчики», «8 марта», «День Победы». Ребята участвовали в творческом отчете школы и села. Прошли предметные недели для начальных классов. Во всех мероприятиях ребята принимали активное участие.

Режим работы школы составлен с учетом продолжительности пребывания ребенка в школе. Работа школы регламентируется единым расписанием учебных занятий, работы клубов и кружков. При составлении режима дня учитываются гигиенические требования.

  1. обязательное пребывание учащихся на воздухе;
  2. активный отдых при смене занятий (динамические паузы, спортивные часы).

Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.

Таким образом, через организацию внеурочной деятельности, в том числе интегрированной деятельности кружков различной направленности, раскрываются скрытые внутренние силы ребенка, заложенные в нем природой, происходит открытие его глубинных потенциалов. От того, как начнёт формироваться новый для младших школьников теоретический тип мышления, позволяющий исследовать и понимать сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки, от того, как будут сформированы такие личностные качества, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за её пределами, ответственность за полученные результаты, желание и умение учиться, зависит в дальнейшем решение задач предпрофильного, профильного, профессионального и, самое главное, жизненного самоопределения.

Но для организации полноценной внеурочной деятельности необходимо:

1)мобильный компьютерный класс для учащихся начальной школы с соответствующим программным обеспечением.

2)Нужна комната релаксации или игровая так как детям, только что вышедшим из детского сада, где другой режим дня трудно адаптироваться к новым условиям.

3) Спортивное оборудование, мебель в учебных кабинетах необходимо существенно обновить.

4) Методические ресурсы вызывают наибольшее количество вопросов. Руководители кружков самостоятельно изготавливают раздаточный и наглядный материал, продумывают систему оценивания сформированности универсальных учебных навыков.

Мы ставим перед собой новые цели и задачи и ищем пути их решения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, улучшению условий воспитания и обучения, совершенствованию материально-технической базы, расширению использования информационных технологий и всего того, что сделало бы пребывание в школе обогащающим и комфортным для всех участников образовательного процесса.

В новом учебном году планируем ввести в программу ещё несколько курсов внеурочной деятельности: «Волшебный мир книг», «Учусь создавать проекты».

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В заключение замечу, что, на наш взгляд, концептуальная идея внеурочной деятельности ФГОС в целом в том, что нельзя разделять урочную и внеурочную деятельность, приобретение знаний, умений, навыков, формирование универсальных учебных действий и компетентностей. И вторая половина дня – это не воспитание, когда от учения отдыхаем, а время и место для активного освоения и присвоения полученных на уроках знаний, умений, навыков в опыте деятельности не по поводу учения. Вс? это – целостный процесс развития реб?нка, где вс? взаимосвязано и взаимообусловлено.