Руководства, Инструкции, Бланки

анализ деятельности учителя на уроке образец img-1

анализ деятельности учителя на уроке образец

Рейтинг: 4.8/5.0 (1919 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Анализ работы учителя - Всем учителям - Сообщество взаимопомощи учителей Педсовет

Анализ работы учителя: примеры, образцы аналитических справок, отчетов

Требования к качеству преподавания и обучения в современной школе возрастает практически изо дня в день. Постоянная работа над собой, беспрерывное повышение своего профессионализма, активное самообучение — это лишь малая толика требований, предъявляемых к учителям. При этом важно, чтобы весь процесс был зафиксирован — на бумаге, на электронном носителе в виде справок, отчетов, презентаций.

В этом разделе нашего сайта мы будем публиковать разные варианты и формы анализа работы учителя: образцы самоанализа, справки и отчеты о профессиональной деятельности, информации о достижениях и пр.

Для чего нужен анализ деятельности педагога

Сам анализ работы учителя выполняет сразу несколько функций:

  • Диагностическую.
  • Самообразовательную.
  • Преобразующую.
  • Познавательную.

Совокупность этих функций дает возможность увидеть работу педагога в перспективе, правильно наметить пути развития профессионального мастерства, обозначить векторы самообразования.

Главный показатель эффективности работы учителя — это, прежде всего, качественно проведенный урок. Именно он влияет на такие критерии, как успеваемость учеников, их владение предметом, их мотивацию, а в дальнейшем и поступление в высшие учебные заведения.

Поэтому навыками анализа должны обладать не только сами учителя, но и методисты, члены администрации школы.

Виды аналитических справок

Анализ работы учителя охватывает все сферы деятельности педагога. В зависимости от цели выделяют:

  • Анализ всей педагогической деятельности учителя.
  • Анализ работы учителя над определенной темой.
  • Анализ работы по самообразованию .
  • Анализ и самоанализ урока .
  • Анализ работы учителя как воспитателя.
  • Самоанализ учителя.

Некоторые виды аналитических справок пишутся проверяющими. Сам учитель обычно составляет самоанализ своей работы по итогам четверти, года, определенного отрезка времени, выделенного на изучение поставленной проблемы, темы.

Как составить отчет по анализу деятельности учителя

Общая аналитическая справка, оценивающая всю педагогическую деятельность учителя обычно составляется по следующей схеме:

  • Общая информация об учителе (ФИО, предмет, классы, в которых работает, стаж, стаж работы в данном учреждении, образование, категория).
  • Тема или проблема, над которой работает учитель.
  • Выбранные формы и методы обучения .
  • Какие задачи ставит перед собой учитель в своей работе.
  • Ожидаемые результаты работы, которые были запланированы в начале года.
  • Как осуществляется деятельность учителя по достижению поставленных целей.
  • Результаты работы учителя: средний балл ЗУН, количество успевающих, отстающих, итоги ГИА, ЕГЭ по предмету, открытые уроки, участие детей в предметных олимпиадах, конкурсах, тематических неделях, фестивалях, индивидуальная работа с учениками, работа кружка по предмету.
  • Результаты методической работы учителя: разработка методических материалов, участите в заседании методобъединения, обобщение опыта, обмен опытом. материалы выступлений на педагогических конференциях, анализы работы коллег.
  • Результаты работы педагога как воспитателя: работа с родителями, трудными. одаренными учениками. ведение классного руководства, совместная работа с психологом и т.д.
  • Работа учителя как члена педагогического коллектива: соблюдение трудовой дисциплины, участие в общественной жизни школы, отношения с коллективом, администрацией.
  • Культура ведения документации: планов, конспектов уроков, своевременность подачи отчетов и пр.

Это образец общей схемы составления аналитической справки, который может быть дополнен или сокращен в зависимости от цели проводимого анализа.

Резюме

Анализ работы учителя занимает одно из ведущих мест в портфолио учителя. Анализ своей работы — это прекрасный способ продемонстрировать навыки рефлексии самого педагога, умение правильно и адекватно оценивать результаты своего труда, видеть свои недостатки, фиксировать успехи и достижения. Более того, именно анализ работы помогает выбрать правильное направление самообразования или работы над повышением квалификации.

Виды анализов работы учителя по разным направлениям

Обычно речь идет о комплексном анализе своей работы, который учителя составляют по завершении учебного года. Этот вид анализа — наиболее общий и включает в себя описание сразу всех направлений деятельности учителя:

  • Преподавание предмета с полным анализом качества знаний учащихся.
  • Методологическая работа.
  • Научно-изыскательная работа.
  • Деятельность учителя как классного руководителя.
  • Анализ внеурочной и внешкольной работы.
  • Социальная работа педагога.
  • Работа по повышению квалификации и самообразованию.

Несколько по-другому составляются анализы, преследующие конкретную цель и описывающие одну из составляющих. Например:

  • Анализ педагогической деятельности учителя.
  • Анализ учебных достижений учеников… класса по предмету.
  • Анализ работы учителя по самообразованию.
  • Анализ работы классного руководителя и пр.

Эти виды аналитических отчетов узкоспециализированы и фиксируют внимание исключительно на выбранном направлении.

2007-2016 "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU".
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено. регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Другие статьи

Анализ деятельности учителя на уроке образец

доктор педагогических наук, профессор;

Лакоценина Тамара Петровна,

кандидат педагогических наук, доцент.

Примерная схема полного анализа урока

1.Анализ цели урока.

Вопросы для анализа:

Правильность и обоснованность цели урока с учетом: программных требований; содержания материала; необходимого уровня знаний и умений учащихся; места урока в системе уроков по данной теме; подготовленности класса; возможностей самого учителя; прогнозов на конечный результат обучения.

Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.

Степень достижения поставленной цели.

П. Анализ структуры и организации урока.

Вопросы для анализа:

Соответствие структуры урока его цели и типу. 2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. 3. Целесообразность распределения времени по этапам урока. 4. Рациональность использования оборудования кабинета. 5. Научная организация труда учителя и учащихся. 6. Организация начала и конца урока. 7. Оптимальный темп ведения урока. 8. Наличие плана и степень его выполнения.

Ш. Анализ содержания урока.

Вопросы для анализа.

Соответствие содержания урока требованиям стандарта. 2. Логичность изложения. 3. Доступность изложения ( соответствует ли уровень и изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками). 4. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения матери ала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике). 5. Выделение ведущих идей по данной теме. 6. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала. 7. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика. 8. Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого урока.

1У. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).

Вопросы для анализа:

Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом: темы урока; цели урока; возможностей класса; возможностей самого учителя; учебно – материальной базы. 2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке. 3. Формирование у учащихся новых понятий ( как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми). 4. Актуализация опорных знаний ( как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока). 5. Качественное освоение нового материала ( как определяется учителем качество освоения). 6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся). 7.Организация учителем самостоятельной работы учащихся ( характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность. индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и др). 8. Педагогическая техника учителя: тепм речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальный терминологии, умения в личностном общении, приемы влияния на учащихся.

У.Анализ работы учащихся на уроке.

Вопросы для анализа:

Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока. 2. Интерес к теме урока. 2. Интерес к теме и уроку. 3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке. 4. Выполнение учащимися единых требований ( есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы). 5. Наличие навыков самоконтроля. 6. Качество знаний и умений учащихся ( глубина, осознания и умения в различных ситуациях). 7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений. 8. Культур межличностных отношений. 9. Реакция на оценку учителя.

У1. Анализ домашнего задания.

Вопросы для анализа:

Методы и приемы проверки домашнего задания. 2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей у учащихся. 3. Объем домашнего задания (чем определяется). Характер домашнего задания ( тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный). 5. Посильность домашнего задания для всех учащихся. 6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока. 7. Методика задавания на дом, ( ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?»).

УП. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

Вопросы для анализа:

Классная доска ( форма, цвет, чистота. пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности). 2. Соответствие мебели возрасту учащихся. 3. Уровень освещенности, чистота помещения. 4. Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья. 5. Приемы и методы работы над осанкой учащихся. 6.Режим проветривания, проведение физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга. 7. Применение наглядности, соответствующей нормам ( величина букв, их цвет, четкость написания). 8. Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия. 9. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.

YIII. Психологический анализ урока ( проводится со школьным психологом при наличии соответствующего образования).

Вопросы для анализа:

Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его ( готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии). 2. Развитие внимания, устойчивости, случаи отвлечения внимания. 3. Развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урока способствовала развитию всех видов памяти ( механически-смысловой, произвольной, непроизвольной, краткозрительной), организации основных процессов памяти восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения. 4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций. использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления. 5. Развитие воображения учащихся через образную подачу материала школьниками. 6. Приемы организации осмысленного восприятия в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность. 8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом. 9. Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувствами каждого ученика, педагогический так учителя.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО УРОКУ

Оценка самоанализа урока учителем.

Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.

Аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки.

Недостатки урока. диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.

Рекомендации по самообразованию на основе выводов и предложений, определение сроков повторного анализа.

Данные наблюдений заносятся в «Журнал посещений» (желательно отдельно на каждого учителя) или в «листок посещений» (см. Приложение № 2).

Содержательной направленности – выделяют такие типы анализа: элементарный – разложение сложного явления на части; структурный - исследование множества элементов и подструктур сложной системы; функциональный - выявление отношений и зависимостей между отдельными частями, элементами или свойствами сложного явления; генетический - исследование причинной связи между явлениями и их свойствами и др. Указанные типы анализа взаимодополняют друг друга в процессе углубления познания одного и того же явления.

Структурновременной - оценка использования времени урока по каждому его этапу;

Комбинированный – оценка ( одновременная ) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

Дидактический - анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения школьников, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.);

Комплексный - одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока ( чаще всего системы уроков). При определении системы работы учителя анализируются 34 урока по одной теме. ( В.И.Максимова).

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА

Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет, оборудование и ТСО.

Организация урока: начало урока, подготовленность класса к уроку; умение учителя мобилизовывать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

Тема и основные задачи урока: доведение до учащихся темы, образовательной, воспитательной, развивающей задач урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

Организационные стороны урока: структура урока. Соответствие структуры урока его содержанию и целям. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесообразность распределения времени на уроке. Занятость учащихся на уроке. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Содержание деятельности учителя и учеников на уроке: эффективность использования ранее приобретенных знаний, умений и навыков; воспитание в процессе обучения, эффективность использования жизненного опыта школьников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

Соответствие примененных методов изучения нового материала целям, содержанию урока, а также возрастным особенностям учащихся, решению задачи развития их самостоятельности и активности в процессе усвоения знаний.

Роль и место самостоятельной работы на уроке. Место учебника, использование наглядности, характер вопросов и заданий.

Психологические основы урока. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, активности, восприятия учащихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагрузка в течение урока.

Целесообразность дидактических задач, поставленных перед домашним заданием. Наличие, объем, характер домашних заданий.

Индивидуальный подход: стиль работы учителя, педагогический такт, кругозор, умение держаться и руководить классом; оценка знаний и деятельности учащихся на уроке; соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работоспособности учащихся на уроке.

Выводы и предложения.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ АНАЛИЗА УРОКА

Отличительные особенности функции

Изучение деятельности учителя, накопление информации о его работе на основе аналитически обоснованных целей и хорошо продуманных программ наблюдения.

Подчинение контроля задачам оказания учителю конкретной и своевременной методической помощи, всемерного содействия в росте его педагогической квалификации.

Установление отношений сотрудничества между руководителями школы и учителем на основе внимательного отношения к его творческим исканиям, глубокой заинтересованности в развитии индивидуального своеобразия учителя, искренней веры в потенциальные возможности педагога работать лучше, работать на уровне современных требований.

Планирование «объектов», целей и задач контроля с учетом мнений педагогического коллектива, выводов методических объединений учителей-предметников и учителей начальных классов, предложений аттестационных комиссий.

Согласование содержания и форм контроля непосредственно с учителем, принимая во внимание его соображения об имеющихся трудностях в работе и нерешенных проблемах в педагогической практике.

Развитие гласности в системе внутришкольного контроля как в смысле опережающего уведомления педагогического коллектива о конкретных направлениях контроля, так и в отношении оперативного информирования учителей о результатах проверки

Безусловное сохранение за учителем права на утверждение своего мнения и обоснование правомерности и педагогической целесообразности своих теоретических взглядов и методических идей.

Информация, обеспечивающая контроль за качеством преподавания и учебной деятельности учащихся:

работа учителя по подготовке и проведению урока (тематическое и поурочное планирование, подбор учебно-методических пособий, дидактических материалов и т.п.);

определение учителем образовательных, воспитательных, развивающих целей урока, их актуализация;

мобилизующее начало урока, постановка целей, разъяснение учащимися порядка и условий работы;

научная содержательность урока, основательность усвоения учащимися трудных вопросов;

реализация на уроке дидактических принципов обучения;

соответствие избранных учителем методов преподавания целям урокап, содержанию изучаемого материала, уровню подготовленности учащихся данного класса ( объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский и другие методы);

органическое сочетание на уроке обучения, воспитания и умственного развития учащихся;

активизация мыслительной деятельности учащихся, вовлечение их в творческой процесс учебной деятельности, осознанное усвоение учащимися материала урока;

формирование у школьников познавательных интересов и потребности в знаниях;

знаний учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных интересов и развития и творческих способностей учащихся;

практическая направленность урока, связь обучения с жизнью, краеведческое содержание урока;

межпредметные связи в процессе обучения;

формы организации процесса обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная);

использование ТСО и наглядных пособий;

правильность отбора тренировочных упражнений и практических задач необходимых для выработки умений и навыков;

установление обратных связей в ходе урока;

формирование у школьников умений и навыков самостоятельного учебного труда, стимулирования самостоятельной работы учащихся, умений анализировать, обобщать сравнивать, делать выводы;

мировоззренческие выводы и обобщения, к которым подведены учащиеся;

соблюдение на уроке единых требований, предъявляемых к культуре речи и письма учащихся;

элементы научной организации труда учащихся и учителя на уроке;

методика организации домашнего задания (объемы, характер, дифференциация, своевременность);

повторение ранее изученного, закрепление нового материала;

рациональное использование возможностей и преимуществ кабинетной системы обучения;

дифференциация процесса обучения, осуществление индивидуального подхода;

практическое решение на уроке общешкольной методической темы;

оценка знаний, умений и навыков учащихся;

плотность урока, экономия времени;

соблюдение на уроке правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

СИСТЕМА ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ

1. Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе, с целью знакомства с системой работы учителя, оценки оптимальности избранной структуры урока, оптимальности сочетания методов и приемов обучения.

2. Посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня в разных классах с целью изучения соответствия методических приемов обучения возрастным особенностям учащихся.

3. Посещение уроков разных учителей в течение дня в одном классе с целью оценки объема получаемой информации на протяжении учебного дня, суммарного объема домашних заданий, выполнения учащимися единых требований, интенсивности их труда на разных уроках, стиля и сравнительной методики работы.

4. Посещение уроков в течение рабочей недели в одном классе с целью изучения систематической работы каждого школьника, его самостоятельности, активности и инициативы, качества выполнения домашнего задания.

5. Посещение уроков у разных учителей с целью изучения отдельных проблем учебно-воспитательного процесса (эффективность организации самостоятельной работы, степень сформированности у учащихся специальных и общеучебных умений и навыков, формирование интереса к предмету и т.д.)

Классификация целей посещения уроков:

1. По временим действия ( долгосрочные, краткосрочные, постоянные и переменные). Это зависит от содержания основных и вспомогательных задач, стоящих перед школой, основных направлений методической работы, характеристики вопросов, обсуждаемых на педсоветах и производственных совещаниях;

2. По ширине охвата и глубине изучаемых аспектов:

-масштабные целевые установки, характеризующиеся общедидактической направленностью ( развитие познавательного интереса, формирование общих умений и навыков и др);

- локальные целевые установки, характеризующиеся частнодидактической направленностью ( результативность работы по развитию устной речи, организация на уроке творческой работы учащихся);

3. По содержанию, когда цели посещения ориентируются на конкретные вопросы учебных программ ( работа учителя по развитию вычислительных навыков на уроках математики; работа с первоисточниками на уроках истории, эффективность работы учителя иностранного языка по закреплению языкового материала и др.).

Психологические требования к уроку, отражаемые в анализе.

Психологическая цель урока:

- проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;

- учет целевой установки урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;

- предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

1). Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения;

- соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

- определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

- планирование усвоения знаний в готовом виде ( со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) в процессе самостоятельного поиска;

- выполнение учителем проблемно- эвристического обучения учащимися ( кто ставит проблему, формирует ее, кто решает);

- учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения ( напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.д.).

2). Особенности самоорганизации учителя:

- подготовленность к уроку и, главное, осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе ( собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др );

- педагогический такт ( случаи проявления);

- психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Правила проведения анализа.

Дружественность, доброжелательность. (Правильно ли я вас понял, коллега?)

Ищите в уроке лучшее, а не худшее.

Говорите кратко и логично, не придирайтесь к мелочам.

Слушайте других, не повторяйтесь. Помните о разнообразии умов.

Не перебивайте, размышляйте и вступайте в диалог.

Анализируйте состоявшийся урок, а не полемизируйте вокруг него.

Не поучайте учителя, а учитесь и слушайте рекомендации по совершенствованию урока.

Планирование, подготовка и виды посещения уроков

Посещение и анализ уроков метод внутришкольного контроля. Виды посещения уроков: выборочное, тематическое, параллельное. целевое. Комплексное изучение преподавания в отдельном классе в течение полного учебного дня.

Планирование посещения уроков: перспективное ( на год и полугодие), текущее ( на месяц и неделю), календарное и графическое.

Подготовка к посещению урока.

Определение цели посещения урока. Знакомство с учебной программой, с фактическим материалом данного урока и методикой его проведения ( по учебнику, методическим пособиям, инструктивным указаниям органов образования, ИПК и др.). Знакомство с наличием учебно-наглядных пособий по предмету. Установление по классному журналу состояния выполнения государственных программ, накопления оценок и текущей успеваемости учащихся, сроков и количества проведения контрольных работ, предусмотренных программой по предмету, выполнения практической части программы (практических и лабораторных работ, экскурсий), объема домашних заданий. Просмотр выводов, предложений и заданий, сделанных учителю по ранее посещенным урокам. Знакомство с ученическими работами. Определение форм личной проверки качества знаний учащихся и отбор необходимых для этого материалов. Решение вопроса о приглашении на урок других учителей школы, определение цели такого приглашения.

Критерии оценки качества научного исследования

Степень новизны исследования:

целостная научная концепция;

новая научная идея, обогащающая новую научную концепцию;

новая научная идея в рамках известной научной концепции;

обогащение соответствующей научной концепции новыми доказательствами и фактами;

научная гипотеза, предлагающая новый научный взгляд, новую трактовку проблемы;

уточнение структуры педагогической науки;

введение новых понятий или изменение старых их трактовок;

спорное, но интересное суждение по какой – либо теме, проблеме;

опровержение устаревших идей и позиций;

рекомендации по применению в практике новых научных идей и подходов.

Определение названия исследования.

Наиболее важной частью работы исследователя является формулирование темы.

Актуальность темы исследования обосновывается тем, насколько она отвечает научной новизне, социальным запросам общества, теории и практики организации учебно – воспитательного процесса.

Существует мнение, что правильно выбранная и сформулированная тема - это половина выполненной научной работы. Исходя из этого, осбое внимание следует уделять формулировке темы.

Похожие документы: Методические рекомендации Анализ и самоанализ современного урока Содержание

в произведении. II. Анализ портрета учительницы, проверка домашнего задания (вопрос 9 учебника). Вопросыдляанализа. 1. Какие чувства. письменный отзыв. Этапы урока. I. Постановка целейурока внеклассного чтения. Шестиклассники должны.

Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе

членов в предложениях текста с параллельной связью, вопросдля установления смысловой связи). II. Средства. или 956. Урок 166. Текстоведческий анализ. Целиурока. совершенствовать умение проводить текстоведческий анализ. определять тему.

. из: Пояснительной записки, раскрывающей актуальность, цели. задачи и подходы к организации педагогической практики.

с различными участниками образовательного процесса. Дляанализа используйте предлагаемый алгоритм решения ситуации. постановка учащимися вопросов учителю и товарищам. Психолого-педагогический анализурока (схема 2) Анализцелейурока. Оценка правильности.

по русскому языку и математике с целью соблюдения единого режима в 5-9 классах. работы над ошибками в тетрадях для контрольных работ. 6 Март. апрель) № Рассматриваемые вопросы 1 Анализ содержания экзаменационных билетов. 2 Анализ открытого урока по 3 Отчет.

Отчет по практике - Психологический анализ урока

Психологический анализ урока

1. Психологическая оценка структуры урока.

Тема: «Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца». Первый урок по данной теме.
Цели урока:
развивающая: развитие интеллектуальных умений учащихся, таких как наблюдение, сравнивание, применение ранее усвоенные знания в новой ситуации, размышление, анализ полученных результатов;
образовательная: обеспечить осознанное усвоение закона Джоуля-Ленца, формул для расчета работы и мощности тока; формировать умение определять мощность тока по показаниям амперметра и вольтметра; закрепить знания и умения учащихся по теме «Соединение проводников»;
воспитательная: содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.

Психологический анализ урока

1. Психологическая оценка структуры урока.

Тема: «Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца». Первый урок по данной теме.
Цели урока:
развивающая: развитие интеллектуальных умений учащихся, таких как наблюдение, сравнивание, применение ранее усвоенные знания в новой ситуации, размышление, анализ полученных результатов;
образовательная: обеспечить осознанное усвоение закона Джоуля-Ленца, формул для расчета работы и мощности тока; формировать умение определять мощность тока по показаниям амперметра и вольтметра; закрепить знания и умения учащихся по теме «Соединение проводников»;
воспитательная: содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.
Тип урока. урок усвоения новых знаний.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Усвоение новых знаний.
4. Обобщение и систематизация знаний.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание с пояснением.

2. Психологическая оценка содержания урока.

Учебный материал урока носил объяснительный характер, была высокая наглядность за счет использования презентации, моделей, которые учитель демонстрировал параллельно своему рассказу. Материал был конкретным, не вызывал никаких вопросов. Активизация познавательной деятельности учащихся требует различных видов памяти, а также логического и абстрактного мышления. У учеников был виден интерес к изучаемому материалу. Так как материал затрагивал жизненные вопросы, то эмоции у учащихся были серьезными. Данный материал соответствует возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненном опыту и уровню знаний. Благодаря мультимедийным технологиям учитель обогащал процесс обучения, приводил достаточно много иллюстративных примеров практического применения знаний, сравнений, используя в виде наглядности формулы и формулировки, все это в целом позволяет более сложный материал делать доступным и эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство обучаемых. По этой причине у школьников не возникало никаких вопросов, присутствовала заинтересованность. Воспитательное воздействие данного материала носит моральный характер и внимательность к каждому примеру. Это позволяет учителю оптимально реализовывать воспитательные возможности учебного материала, а также развить у учеников творческие способности, ответственность и самостоятельность в выполнении заданий.

3. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке.

Организация внимания. Пути организации внимания на всех этапах урока учитель применял разные, например: обращение к учащимся с призывом быть внимательными, через прямое требование, а также при помощи использования занимательной информации и самостоятельной умственной деятельности учащихся, что заканчивалось поощрением. Учащиеся проявляли разные виды внимания, имевшие место на уроке, например: социально обусловленное и произвольное внимание, это проявлялось в постоянной форме активной деятельности, ученики с большим вниманием выполняли каждое задание, а также нашлось место и непроизвольному вниманию, это было связанно с тем, что несколько учеников отвлекалось на директора, который сидел в конце класса, так как урок был открытый. Способом организации переключения внимания учеников с одного вида деятельности на другой является чередование непроизвольного и произвольного внимания. Учитель чередовал различные виды деятельности. Также следует отметить то, что и учитель временами переключал внимание учащихся при помощи логических связок, пауз, подчеркивания материала. Это способствовало тем, что учитель учитывал возрастные особенности и психологическое состояния каждого ученика. Распределение внимания учащихся требовалось в практической деятельности: записи примеров, решения интерактивного теста, при которых необходимо было также слушать пояснения учителя. Класс с данной задачей справлялся преимущественно успешно. Большую роль сыграла мотивация.
Организация восприятия и его характер. Объектом восприятия учащихся являлись различные наглядные средства: речь учителя, раздаточный материал, карточки с задачами, а также мультимедийная презентация и модели. На уроке использовалось такое наглядное средство как мультимедийная презентация, содержащая в себе основные формулы для решения заданий, формулировка закона, основные выводы формул, а также изображения цепей, интерактивные модели для решения задач. Можно с уверенностью сказать, что материал, изучаемый на уроке, был достаточно хорошо осмыслен и усвоен, так как учащиеся быстро отвечали на вопросы учителя по теме, выполняли задания, выводили формулы, вовлекли директора в процесс поиска практической значимости изученного закона, вели активную беседу про счетчики электроэнергии.
Активизация памяти и ее развитие. Обращение учителя к памяти школьников проводилось с целью успешного запоминания и предотвращения забывания учебного материала. Учитель часто задавал вопросы, на которые отвечали ранее, активизировал знания в процессе всего урока. На уроке используются ситуации и приемы, при помощи которых активизируются различные виды памяти: моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная, преднамеренная. Для лучшего запоминания материала учитель использовал такие приемы как применение формул на практике, а именно учащиеся сами выводили формулы закона Джоуля-Ленца, используя знания, полученные на прошлых уроках. У учеников проявлялись такие процессы как закрепление пройденного материала, ее воспроизведение, узнавание. Так как урок был первым в этой теме, то присутствовало некоторое забывание информации.
Активизация мыслительной деятельности школьников. Решение заданий учитель объяснял при помощи применения объяснительно-иллюстративных методов, бесед с классом. Широко использовались наглядные средства. Учитель формировал в основном атрибутивные суждения. Он вел учащихся к применению формул на практике преимущественно дедуктивным методом. Учитель вызвал у учеников потребность в усвоении понятий путем приведения примеров практической применимости. Можно выделить следующие уровни усвоения практической части на уроке: понимание, воспроизведение, применение и в некоторых случаях творчество. Ученики совершали ошибки при усложнении заданий. Но это было не очень страшно, так как урок был первым в этой теме. Учителю удалось активизировать самостоятельное творческое мышление учеников благодаря проблемной направленности построения урока и созданию проблемных ситуаций на уроке. Таким образом, степень заинтересованности и активности учащихся в поиске ответа были достаточно высокими. Класс достаточно хорошо подготовлен к проблемному обучению, так как он является сильным в школе. В общем, учащиеся имеют достаточно хорошие знания и навыки решения. В классе есть 5-6 человека, активно проявляющих себя при поиске решения. Урок был построен достаточно логично, последовательно, внутренне стройно. Логика рассуждения учащихся в основном была построена правильно и последовательно, что позволяло им допускать немного ошибок в рассуждениях. На уроке активизировались представления памяти, репродуктивное и творческое мышление благодаря приведению учащимися собственных примеров, подтверждающих правила, поиск ошибок в собственных суждениях. Учитель организует обучение при помощи особых методических приемов, позволяющих индивидуально работать с большинством учащихся, например карточки с задачами, конспекты с материалом урока, в которых необходимо было вставить пропущенные слова и др.

4. Стиль деятельности учителя и организация обратной связи на уроке.

Стиль общения преподавателя преобладал демократический, также очень редко проявлялся и авторитарный, для поддержания дисциплины. Учитель обращался к ученикам на всех этапах урока: во время устного опроса пройденного материала, при подаче нового материала, а также при закреплении с целью получения навыков, а также нахождению собственных ошибок, при практической работе с целью анализа заданий. На уроке были выявлении такие уровни усвоения знаний как понимание, воспроизведение и применение. Обратная связь носила не только контролирующий, но и обучающий характер. Это проявлялось в том, что учитель задавал учащимся вопросы, помогал устанавливать связи между физическими величинами, сравнивать их и анализировать, предлагал привести примеры из жизни, связанные с изучаемым материалом. Ученики положительно воспринимали оценки и комментарии к ним, которые имели также и стимулирующее воздействие. Характер ответов школьников во многом влиял на дальнейшие действия и слова учителя. То есть, в зависимости от правильности ответа ученика учитель решал, можно ли переходить к более сложным задачам или же остановиться на решении текущих.

5. Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке.

Внешний вид учителя классический, опрятный, не слишком яркий, не отвлекает учащихся от учебного процесса, в то же время служит примером того, как необходимо выглядеть в школе. Речь учителя построена грамотно, логически правильно, не содержит слов – паразитов. Основу общения учителя с детьми составляет сотрудничество и взаимопонимание. Отношение учеников к учителю, в свою очередь, дружелюбное, доверительное, заинтересованное. Эмоциональный климат на уроке благоприятный. Требования учителя всегда понятные, четкие, в меру строгие. Требования имеют достаточно большое значение для формирования волевых и моральных качеств личности учеников, таких как ответственность, уважение к труду. К данным требованием учащиеся относятся с пониманием, всегда выполняют. Методы и приемы, используемые на уроке, позволяют сформировать способность работать самостоятельно и в группе, развить такие качества как целеустремленность, умение контролировать и оценивать себя, умение работать в группе, выражать свою точку зрение и выслушивать чужую. Учитель делает опор на совместную и на самостоятельную работу учеников, давая им краткие указания к действию, комментирует собственные действия и шаги, что служит примером для деятельности учеников, строит цепочки рассуждений, предлагает учащихся рассуждать самостоятельно, комментировать и оценивать собственные ответы и ответы одноклассников. Учителем учитывались возрастные особенности учащихся (характеристики психического и личностного развития), также учитывались возможности учащихся, их сильные и слабые стороны, а также межличностное взаимодействие учащихся друг с другом.

6. Результаты урока.

Цели урока достигнуты в полном объеме. Об этом может свидетельствовать достаточно высокий уровень усвоения интерес к выполняемой работе, активность учеников проявление положительных эмоций в течении и в конце урока. В конце урока была проведена рефлексия. Всем активным ученикам выставлены оценки. Все остались довольны. Урок позволил учащимся развить свою культуру работы с физическими терминами и их единицами измерения, что является очень важным при изучении физики, осознать значимость изучаемого материала.
Отчет по практике 5 курс физико-математический факультет БГПУ им. М.Танка, 2016 г

Тип урока. урок усвоения новых знаний.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Усвоение новых знаний.
4. Обобщение и систематизация знаний.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание с пояснением.

2. Психологическая оценка содержания урока.

Учебный материал урока носил объяснительный характер, была высокая наглядность за счет использования презентации, моделей, которые учитель демонстрировал параллельно своему рассказу. Материал был конкретным, не вызывал никаких вопросов. Активизация познавательной деятельности учащихся требует различных видов памяти, а также логического и абстрактного мышления. У учеников был виден интерес к изучаемому материалу. Так как материал затрагивал жизненные вопросы, то эмоции у учащихся были серьезными. Данный материал соответствует возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненном опыту и уровню знаний. Благодаря мультимедийным технологиям учитель обогащал процесс обучения, приводил достаточно много иллюстративных примеров практического применения знаний, сравнений, используя в виде наглядности формулы и формулировки, все это в целом позволяет более сложный материал делать доступным и эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство обучаемых. По этой причине у школьников не возникало никаких вопросов, присутствовала заинтересованность. Воспитательное воздействие данного материала носит моральный характер и внимательность к каждому примеру. Это позволяет учителю оптимально реализовывать воспитательные возможности учебного материала, а также развить у учеников творческие способности, ответственность и самостоятельность в выполнении заданий.

3. Организация познавательной деятельности учащихся на уроке.

Организация внимания. Пути организации внимания на всех этапах урока учитель применял разные, например: обращение к учащимся с призывом быть внимательными, через прямое требование, а также при помощи использования занимательной информации и самостоятельной умственной деятельности учащихся, что заканчивалось поощрением. Учащиеся проявляли разные виды внимания, имевшие место на уроке, например: социально обусловленное и произвольное внимание, это проявлялось в постоянной форме активной деятельности, ученики с большим вниманием выполняли каждое задание, а также нашлось место и непроизвольному вниманию, это было связанно с тем, что несколько учеников отвлекалось на директора, который сидел в конце класса, так как урок был открытый. Способом организации переключения внимания учеников с одного вида деятельности на другой является чередование непроизвольного и произвольного внимания. Учитель чередовал различные виды деятельности. Также следует отметить то, что и учитель временами переключал внимание учащихся при помощи логических связок, пауз, подчеркивания материала. Это способствовало тем, что учитель учитывал возрастные особенности и психологическое состояния каждого ученика. Распределение внимания учащихся требовалось в практической деятельности: записи примеров, решения интерактивного теста, при которых необходимо было также слушать пояснения учителя. Класс с данной задачей справлялся преимущественно успешно. Большую роль сыграла мотивация.
Организация восприятия и его характер. Объектом восприятия учащихся являлись различные наглядные средства: речь учителя, раздаточный материал, карточки с задачами, а также мультимедийная презентация и модели. На уроке использовалось такое наглядное средство как мультимедийная презентация, содержащая в себе основные формулы для решения заданий, формулировка закона, основные выводы формул, а также изображения цепей, интерактивные модели для решения задач. Можно с уверенностью сказать, что материал, изучаемый на уроке, был достаточно хорошо осмыслен и усвоен, так как учащиеся быстро отвечали на вопросы учителя по теме, выполняли задания, выводили формулы, вовлекли директора в процесс поиска практической значимости изученного закона, вели активную беседу про счетчики электроэнергии.
Активизация памяти и ее развитие. Обращение учителя к памяти школьников проводилось с целью успешного запоминания и предотвращения забывания учебного материала. Учитель часто задавал вопросы, на которые отвечали ранее, активизировал знания в процессе всего урока. На уроке используются ситуации и приемы, при помощи которых активизируются различные виды памяти: моторная, образная, словесно-логическая, эмоциональная, преднамеренная. Для лучшего запоминания материала учитель использовал такие приемы как применение формул на практике, а именно учащиеся сами выводили формулы закона Джоуля-Ленца, используя знания, полученные на прошлых уроках. У учеников проявлялись такие процессы как закрепление пройденного материала, ее воспроизведение, узнавание. Так как урок был первым в этой теме, то присутствовало некоторое забывание информации.
Активизация мыслительной деятельности школьников. Решение заданий учитель объяснял при помощи применения объяснительно-иллюстративных методов, бесед с классом. Широко использовались наглядные средства. Учитель формировал в основном атрибутивные суждения. Он вел учащихся к применению формул на практике преимущественно дедуктивным методом. Учитель вызвал у учеников потребность в усвоении понятий путем приведения примеров практической применимости. Можно выделить следующие уровни усвоения практической части на уроке: понимание, воспроизведение, применение и в некоторых случаях творчество. Ученики совершали ошибки при усложнении заданий. Но это было не очень страшно, так как урок был первым в этой теме. Учителю удалось активизировать самостоятельное творческое мышление учеников благодаря проблемной направленности построения урока и созданию проблемных ситуаций на уроке. Таким образом, степень заинтересованности и активности учащихся в поиске ответа были достаточно высокими. Класс достаточно хорошо подготовлен к проблемному обучению, так как он является сильным в школе. В общем, учащиеся имеют достаточно хорошие знания и навыки решения. В классе есть 5-6 человека, активно проявляющих себя при поиске решения. Урок был построен достаточно логично, последовательно, внутренне стройно. Логика рассуждения учащихся в основном была построена правильно и последовательно, что позволяло им допускать немного ошибок в рассуждениях. На уроке активизировались представления памяти, репродуктивное и творческое мышление благодаря приведению учащимися собственных примеров, подтверждающих правила, поиск ошибок в собственных суждениях. Учитель организует обучение при помощи особых методических приемов, позволяющих индивидуально работать с большинством учащихся, например карточки с задачами, конспекты с материалом урока, в которых необходимо было вставить пропущенные слова и др.

4. Стиль деятельности учителя и организация обратной связи на уроке.

Стиль общения преподавателя преобладал демократический, также очень редко проявлялся и авторитарный, для поддержания дисциплины. Учитель обращался к ученикам на всех этапах урока: во время устного опроса пройденного материала, при подаче нового материала, а также при закреплении с целью получения навыков, а также нахождению собственных ошибок, при практической работе с целью анализа заданий. На уроке были выявлении такие уровни усвоения знаний как понимание, воспроизведение и применение. Обратная связь носила не только контролирующий, но и обучающий характер. Это проявлялось в том, что учитель задавал учащимся вопросы, помогал устанавливать связи между физическими величинами, сравнивать их и анализировать, предлагал привести примеры из жизни, связанные с изучаемым материалом. Ученики положительно воспринимали оценки и комментарии к ним, которые имели также и стимулирующее воздействие. Характер ответов школьников во многом влиял на дальнейшие действия и слова учителя. То есть, в зависимости от правильности ответа ученика учитель решал, можно ли переходить к более сложным задачам или же остановиться на решении текущих.

5. Воспитательное воздействие личности учителя и его деятельности на уроке.

Внешний вид учителя классический, опрятный, не слишком яркий, не отвлекает учащихся от учебного процесса, в то же время служит примером того, как необходимо выглядеть в школе. Речь учителя построена грамотно, логически правильно, не содержит слов – паразитов. Основу общения учителя с детьми составляет сотрудничество и взаимопонимание. Отношение учеников к учителю, в свою очередь, дружелюбное, доверительное, заинтересованное. Эмоциональный климат на уроке благоприятный. Требования учителя всегда понятные, четкие, в меру строгие. Требования имеют достаточно большое значение для формирования волевых и моральных качеств личности учеников, таких как ответственность, уважение к труду. К данным требованием учащиеся относятся с пониманием, всегда выполняют. Методы и приемы, используемые на уроке, позволяют сформировать способность работать самостоятельно и в группе, развить такие качества как целеустремленность, умение контролировать и оценивать себя, умение работать в группе, выражать свою точку зрение и выслушивать чужую. Учитель делает опор на совместную и на самостоятельную работу учеников, давая им краткие указания к действию, комментирует собственные действия и шаги, что служит примером для деятельности учеников, строит цепочки рассуждений, предлагает учащихся рассуждать самостоятельно, комментировать и оценивать собственные ответы и ответы одноклассников. Учителем учитывались возрастные особенности учащихся (характеристики психического и личностного развития), также учитывались возможности учащихся, их сильные и слабые стороны, а также межличностное взаимодействие учащихся друг с другом.

6. Результаты урока.

Цели урока достигнуты в полном объеме. Об этом может свидетельствовать достаточно высокий уровень усвоения интерес к выполняемой работе, активность учеников проявление положительных эмоций в течении и в конце урока. В конце урока была проведена рефлексия. Всем активным ученикам выставлены оценки. Все остались довольны. Урок позволил учащимся развить свою культуру работы с физическими терминами и их единицами измерения, что является очень важным при изучении физики, осознать значимость изучаемого материала.
Отчет по практике 5 курс физико-математический факультет БГПУ им. М.Танка, 2016 г