Руководства, Инструкции, Бланки

общее методическое руководство бухгалтерским учётом в рф осуществляет img-1

общее методическое руководство бухгалтерским учётом в рф осуществляет

Рейтинг: 4.9/5.0 (1827 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

ГЛАВА 10

/ Bukhgaltersky_uchet_Efremovskikh / ГЛАВА 10

РУКОВОДСТВО БУХГАЛТЕРСКИМУЧЕТОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯЭТИКА

10.1. РУКОВОДСТВО БУХГАЛТЕРСКИМ УЧЕТОМ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Важнейшей предпосылкой правильной организации бухгалтер­ского учета в современных условиях является государственное ру­ководство бухгалтерским учетом. Государственное руководство бухгалтерским учетом обеспечивает единообразие подхода к од­нородным хозяйственным процессам, единство их оценки и отра­жения в учете, унификацию учетных документов, регистров бух­галтерского учета и форм отчетности, что способствует наиболее рациональной организации и экономному расходованию средств на ведение бухгалтерского учета.

Отдельные вопросы методического руководства бухгалтерским учетом целесообразно делегировать общественным организациям бухгалтеров, например, Институту профессиональных бухгалте­ров, Ассоциации бухгалтеров и аудиторов СНГ и др. К этим вопро­сам методического руководства можно отнести: разработка мето­дологии бухгалтерского учета; внедрение в практику новых норм и методов организации учета и т.п.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском уче­те» общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Россий­ской Федерации. Методологическим же центром по бухгалтер­скому учету является Министерство финансов РФ, который разрабатывает и изучает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные к исполнению всеми орга­низациями.

Органы, которым федеральными законами представленно право регулирования бухгалтерского учета (Центральный банк РФ, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью и раз­личные ведомства), руководствуясь законодательством РФ, раз­рабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обяза­тельные для исполнения всеми организациями на территории Рос­сийской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их при­менению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанав­ливающие общие принципы, правила и способы ведения
организациями учета хозяйственных операций, составления
и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по воп­росам бухгалтерского учета.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерско­му учету, издаваемые органами, которым федеральными закона­ми предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим ука­заниям Министерства финансов Российской Федерации.

При разработке нормативных актов Минфин РФ тесно взаи­модействует с заинтересованными ведомствами через Методоло­гический совет по бухгалтерскому учету и отчетности. Методоло­гический совет разрабатывает концепции бухгалтерского учета и отчетности, проекты положений (стандартов) и других докумен­тов нормативного регулирования бухгалтерского учета.

В регулировании бухгалтерского учета и бухгалтерской отчет­ности в России важная роль отводится Государственной Думе, разрабатывающей и принимающей законодательные акты по бух­галтерскому учету. В составе Государственной Думы действует Эк­спертный совет, который разрабатывает проекты законов по ауди­ту, бухгалтерскому учету, статистике и проводит экспертизы за­конопроектов, содействие их реализации и др.

В работе вышеназванных Экспертного и Методологического советов большую помощь призваны оказать общественные орга­низации, и прежде всего ассоциации бухгалтеров и аудиторов РФ и стран Содружества, Институт профессиональных бухгалтеров России и Международный консультативный комитет по бухгал­терскому учету и аудиту в РФ. Эти организации оказывают боль­шое содействие в разработке программ и мероприятий по подго­товке и переподготовке аудиторских и бухгалтерских кадров, а также в разработке нормативных документов по бухгалтерскому Учету и аудиту и норм профессиональной этики и др.

10.2. ПРОФЕССИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА БУХГАЛТЕРА

Бухгалтерский учет породил интересную, творческую и хоро­шо оплачиваемую профессию. В большинстве средних и крупных организаций бухгалтерский аппарат является самым многочислен­ным и делится в основном — на счетоводов и учетчиков, которые ведут подробные оперативные регистры, и дипломированных бух­галтеров высшей квалификации, которые решают, как должны быть представлены статьи в отчетности, составляют и интерпре­тируют ее, подготавливают специальные анализы, разрабатывают и управляют системами движения информации и удостоверяются в ее точности. Бухгалтерские отчеты многих организаций проверя­ются независимыми аудиторами. В настоящее время многие бух­галтера, работающие в организациях различных отраслей, про­шли специальную аттестацию и получили аттестат профессиональ­ного бухгалтера. Они являются членами Института профессиональ­ных бухгалтеров России. Институт профессиональных бухгалтеров осуществляет сертификацию (аттестацию) дипломированных спе­циалистов бухгалтерского учета. В состав данного Института вхо­дят также многие преподаватели бухгалтерского учета высших учеб­ных заведений, которые также прошли аттестацию на звание про­фессионального бухгалтера.

Лица бухгалтерской профессии в настоящее время специали­зируются по следующим областям: 1) бухгалтерский учет в ком­мерческих организациях; 2) бухгалтерский учет в банках и других кредитных организациях; 3) бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях; 4) педагогическая деятельность; 5) независимая деятельность.

Бухгалтерский учет — это сложная функция дипломированных бухгалтеров, основная ответственность за организацию бухгалтер­ского учета лежит на руководителе организации. Однако одним из главных должностных лиц и главных специалистов в любой орга­низации является главный бухгалтер (контролер).

В Российской Федерации инструментом общественного регу­лирования (саморегулирования) деятельности членов Института профессиональных бухгалтеров (ИПБ) является «Кодекс этики члена Института профессиональных бухгалтеров России» (утвер­жден Президентским советом ИПБ России от 24 мая 1999 г. №21).

Данный Кодекс базируется на Кодексе этики профессиональ­ных бухгалтеров («Codeofethicsforprofessionalaccountants»), принятом Международной федерацией бухгалтеров (IFAC) в июле 1996 года и пересмотренном в январе 1998 года.

Этический механизм регулирования деятельности профессио­нальных бухгалтеров является в современных условиях РФ допол­нительным к административному и экономическому механизму. Его роль будет возрастать по мере перехода нашей страны к раз­витой рыночной экономике и увеличению роли профессиональ­ных объединений.

Цель деятельности Члена ИПБ заключается в том, чтобы:

а) обеспечивать потребности общества в полноценной и дос­товерной информации;

б) достичь профессионализма, с тем, чтобы работодатели и другие заинтересованные стороны были уверены, что они имеют дело с высококвалифицированными специалистами в своей области;

в) постоянно обеспечивать высокое качество работы и услуг;

г) завоевать доверие пользователей работой и услугами членов ИПБ, с тем, чтобы эти пользователи были уверены, что этика члена ИПБ не позволит ему совершить недостойные поступки.

Чтобы достичь указанных целей, члену ИПБ необходимо со­блюдать ряд основных принципов, сформулированные в «Кодек­се этики члена ИПБ России». К ним относятся:

а) честность и объективность при выполнении услуг: основа­нием для выводов и рекомендаций члена ИПБ может быт: только информация, но не предвзятость, конфликт интере­сов или оказываемое на него давление;

б) профессиональная компетентность: постоянное повышение своей квалификации и качества своей работы, знание нор­мативных актов и наличие необходимых практических на­выков, отказ от выполнения работ и услуг, выходящих за пределы той области, где данный член ИПБ является спе­циалистом;

в) конфиденциальность информации, полученной при выпол­нении своих служебных обязанностей, без ограничения во времени и независимо от того, продолжаются или прекра­щены отношения члена ИПБ с работодателем (за исключе­нием случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации);

г) профессиональное поведение: необходимость поддержания репутации профессии в целом и воздержания от любых по- ступков, которые могли бы дискредитировать бухгалтерс­кую профессию;

д) работа в соответствии со стандартами профессиональной деятельности: выполнение своих обязанностей в соответствии со стандартами, принятыми в сфере его работы, независи­мо от того, утверждены эти стандарты государственными органами или общественными организациями, членом ко­торых он является.

В соответствии с принципами к членам ИПБ предъявляются следующие общие требования:

ЧЕСТНОСТЬ, ОБЪЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОШИБОЧНОСТЬ

В соответствии с принципом честности и объективности базой для деятельности, выводов и рекомендаций члена ИПБ могут быть только исходная и собранная информация (причем в достаточном объеме) и результаты ее анализа. Член ИПБ должен стремиться к тому, чтобы ни личная предвзятость, ни предрассудки, ни конф­ликт интересов, ни давление со стороны работодателя, государ­ственных органов и других третьих лиц не сказывались на его вы­водах и рекомендациях.

Как члену ИПБ, так и его работодателям следует ясно отдавать себе отчет в том, что член ИПБ берет на себя обязательства чест­ности и объективности, но отнюдь не абсолютной безошибочно­сти своих выводов и рекомендаций.

РАЗНОГЛАСИЯ С РАБОТОДАТЕЛЕМ И ЭТИКА

Сама по себе ситуация, когда взгляды члена ИПБ и его рабо­тодателя по тем или иным вопросам не совпадают, является нор­мальной и не имеет прямого отношения к этике. Она перерастает в этическую проблему тогда, когда член ИПБ испытывает давле­ние со стороны своего работодателя или третьих лиц либо когда перед ним встает перспектива утраты работодателя в случае сле­дования принципу честности и объективности.

В случаях таких разногласий у члена ИПБ есть следующий (не претендующий на полноту) набор возможных действий:

а) попытка понять позицию работодателя и возможность пой­ти ей навстречу, оставаясь при этом в пределах этических норм;

б) обсуждение проблемы со своим руководством или коллега­ми;

в) обсуждение проблемы с вышестоящей инстанцией работо­дателя;

г) запрос с целью получения разъяснений или рекомендаций в руководящие органы Некоммерческого партнерства «Ин­ститут профессиональных бухгалтеров России», его терри­ториальные подразделения или третейский суд Некоммер­ческого партнерства.

Члену ИПБ необходимо по возможности избегать взаимоотно­шений с лицами, пытающимися повлиять на объективность его выводов и рекомендаций, либо прекращать взаимоотношения с такими лицами, указывая на недопустимость оказания давления на члена ИПБ в любой форме и степени.

ЧЕСТНОСТЬ, ОБЪЕКТИВНОСТЬ И ВОПРОСЫ ОПЛАТЫ

Члену ИПБ следует иметь в виду, что к нарушениями принци­па честности и объективности его нередко подталкивают те рабо­тодатели, которые предлагают недостаточную плату за его услуги. Это осуществляется либо бессознательно, когда работодатель не отдает себе ясного отчета в том что он по существу ограничивает возможности профессионального бухгалтера квалифицированно выполнять свою работу, собирать достаточный объем информа­ции и проводить грамотный ее анализ, либо на сознательном уров­не, когда работодатель старается скрыть свои недостатки в усло­виях ускоренной работы.

С другой стороны, члену ИПБ не следует стремиться получать с работодателя завышенную плату, так как это подрывает его лич­ный авторитет и авторитет бухгалтерской профессии в глазах ре­альных и потенциальных пользователей его услуг, а также обще­ства в целом.

Примерным ориентиром в вопросах оплаты услуг члена ИПБ могут служить сложившиеся размеры заработной платы и ставки за услуги аналогичного уровня и качества, установившиеся в дан­ном регионе Российской Федерации, а не в других регионах стра­ны или зарубежных странах.

ДОСТИЖЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Член ИПБ обязан обеспечить высокое качество оказываемых Услуг. Для этого необходимо обладать высокой профессиональной компетентностью. Она обеспечивается как достижением достаточ­ного уровня знаний и навыков, так и последующим поддержани­ем профессиональной компетентности на необходимом уровне по­средством занятий на различных курсах повышения квалификации и самообучения в сфере своей профессиональной деятельно­сти.

Член ИПБ не должен рекламировать себя как лицо, обладаю­щее знаниями и опытом в тех вопросах, в которых он ими на самом деле не обладает.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ОКАЗАНИЕ УСЛУГ

Член ИПБ обязан воздерживаться от оказания услуг, выходя­щих за пределы его профессиональной компетентности. Если он на стадии заключения договора или в процессе выполнения рабо­ты поймет, что некомпетентен в ней, то он должен прямо заявить об этом работодателю.

Член ИПБ должен ясно отдавать себе отчет в том, что, прини­маясь за определенную работу, он тем самым дает работодателю основания полагать, что обладает не меньшими знаниями и опы­том, чем другие лица, выполняющие аналогичные услуги. Поэто­му в тех случаях, когда он на самом деле такими знаниями и опытом не обладает, он вводит в заблуждение своего работодате­ля, который может не иметь возможности объективно оценить компетенцию претендентов на выполнение данной работы.

Член ИПБ должен стремиться постоянно повышать свою про­фессиональную компетентность.

Член ИПБ должен стремиться осуществлять свою деятельность, по мере возможности постоянно контактируя со специалистами своего профиля, а в ряде случаев стараясь организационно войти в коллектив таких специалистов. Он должен понимать, что неко­торым категориям профессиональных бухгалтеров 1 чрезвычайно трудно, работая индивидуально, сохранять надлежащую профес­сиональную компетентность вне специалистов своего профиля.

Член ИПБ, работающий совместно с сотрудниками, должен всемерно содействовать повышению уровня их профессиональ­ной компетентности. Если же он является руководителем по отно­шению к ним (или некоторым из них), то он, кроме того, посто­янно должен следить за таким повышением и передавать им свой опыт и знания.

Член ИПБ должен понимать, что параллельное занятие отда­ленными от бухгалтерской профессии сферами деятельности мо­жет компрометировать как его самого, так и сообщество профес­сиональных бухгалтеров. В этих случаях он должен воздерживаться от такого рода занятий.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ И РАЗГЛАШЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

В соответствии с принципом конфиденциальности член ИПБ обязан сохранять в тайне конфиденциальную информацию о де­лах и финансовом положении своих работодателей, полученную при оказании профессиональных услуг.

Разглашение конфиденциальной информации работодателя не является нарушением принципа конфиденциальности в случаях:

а) когда это разрешает сам работодатель с учетом интересов всех сторон, которых такое разрешение может затронуть (обычно подобное разрешение должно быть дано в офици­альной форме в письменном виде);

б) если это предусмотрено законодательством или решениями судебных органов (например, сообщение в компетентные органы в случаях явных признаков состава преступления);

в) защиты интересов самого члена ИПБ в ходе расследования, проводимого руководителями или уполномоченными пред­ставителями работодателей;

г) представления информации о выполненной работе представителям профессиональных объединений, например Неком­мерческого партнерства «Институт профессиональных бух­галтеров России» или его территориальных подразделений, уполномоченных контролировать качество такой работы и соответствие ее требованиям нормативных документов 2. Член ИПБ не должен использовать конфиденциальную инфор­мацию работодателя, ставшую известной ему при выполнении услуг, в ущерб интересам работодателя, либо для незаконного извлечения выгоды, либо для выгоды третьей стороны 3 .

НАЛОГОВЫЕ РАСЧЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

При оказании услуг по налогообложению член ИПБ должен руководствоваться интересами своего работодателя. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не способствовать фальсификации учетных данных с целью уклонения своего работодателя от уплаты налогов и обмана им налоговых орга­нов.

Член ИПБ обязан сообщить руководящим и (или) представи­тельным органам своего работодателя о выявленных в ходе оказа­ния услуг фактах нарушения налогового законодательства и ошиб­ках при расчетах и уплате налогов, а также информировать их о возможных последствиях и путях исправления допущенных нару­шений и ошибок. Форму и адресат такого сообщения член ИПБ определяет исходя из конкретной ситуации.

Член ИПБ должен предупредить своего работодателя, что от­ветственность за составление налоговой отчетности лежит на ру­ководстве работодателя и что привлечение к налоговым консуль­тациям сторонних высококвалифицированных специалистов не гарантирует работодателю отсутствие в последующем конфликтов с налоговыми органами.

Член ИПБ не должен нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересах третьих лиц (в частности, своих родственников и знакомых), поскольку это помимо всего прочего подрывает доверие его реальных и потенциальных работодателей и общества в целом к деятельности сообщества профессиональ­ных бухгалтеров в сфере налогообложения.

УСЛУГИ ЧЛЕНА ИНСТИТУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ В ДРУГИХ СТРАНАХ

Член ИПБ России может работать по своей специальности в другой стране в соответствии с ее законодательством на времен­ной или постоянной основе. Независимо от того, где он оказывает свои услуги, этические нормы его поведения должны оставаться высокими.

Работая в другой стране, член ИПБ должен знать и применять в своей работе международные стандарты и национальные стан­дарты данной страны, относящиеся к сфере его деятельности.

РАЗЛИЧИЯ В ЭТИЧЕСКИХ НОРМАХ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ

Оказывая услуги в другом государстве, член ИПБ должен ру­ководствоваться следующими правилами:

а) если этические нормы соответствующих профессий в этом государстве в каких-либо отношениях являются менее стро­гими, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодек­сом, необходимо придерживаться требований настоящего Кодекса;

б) если этические нормы соответствующих профессий в этом государстве в каких-либо отношениях являются более стро­гими, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодек­сом, необходимо придерживаться этических норм, приня­тых в данном государстве.

ДРУГИЕ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К ЧЛЕНАМ ИНСТИТУТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ

Этические требования, предъявляемые к члену ИПБ, не ис­черпываются теми, которые в явном виде перечислены в настоя­щем Кодексе. Член ИПБ обязан придерживаться общепризнан­ных моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести.

Хотя согласно трудовому законодательству Российской Феде­рации член ИПБ может, как и другие работники, уволиться с занимаемой должности в любой момент, он должен принять мак­симально возможные меры к тому, чтобы до этого закончить на­чатую работу 4 .

Член ИПБ не должен требовать от своих работодателей знания каких-либо финансово-хозяйственных и учетных вопросов, од­нако он должен по мере возможности способствовать увеличе­нию таких знаний в тех случаях, когда работодатель сам этого желает.

Члены ИПБ, возглавляющие профессиональные организации, работающие главными бухгалтерами предприятий или в качестве индивидуальных предпринимателей, способны оказывать решаю­щее влияние на характер взаимоотношений своих организаций с другими. Особенности этических требований, предъявляемых к таким членам ИПБ, приведены в разделе IIIнастоящего Ко­декса.

Члены ИПБ, работающие по найму, обязаны подчиняться рас­поряжениям вышестоящих руководителей. Особенности этичес­ких требований, предъявляемых к таким членам ИПБ, приведены в разделе IVнастоящего Кодекса.

Далее в Кодексе предусмотрены требования, предъявляемые к членам ИПБ, возглавляющим профессиональные организации или работающим индивидуально, работающим по найму. Кроме того, в Кодексе приведены порядок разрешения этических конфликтов и дисциплинарные меры и порядок их применения.

10.3. НАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ

Национальными общественными организациями профессио­нальных бухгалтеров в Российской Федерации являются ассоциа­ции бухгалтеров и аудиторов РФ и стран Содружества, Междуна­родный консультативный комитет по бухгалтерскому учету РФ ассоциации бухгалтеров и аудиторов по различным регионам округам и субъектам РФ.

В апреле 1997 г. в Российской Федерации (г. Москва) создано Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бух­галтеров России» (ИПБ России), учредителями которого являют­ся ведущие высшие учебные, научные и общественные организа­ции. Активное участие в создании и деятельности ИПБ России принимает Министерство финансов РФ.

ИПБ России (или Институт) объединяет аттестованных про­фессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руко­водителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предпри­ятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, про­фессорско-преподавательский состав в области бухучета, эконо­мического анализа и аудита различных учебных заведений, спе­циалистов финансового менеджмента.

ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ ИПБ РОССИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

- объединение профессиональных бухгалтеров и аудиторов в единую профессиональную организацию; повышение ста­туса и престижа профессии, формирование положительно­го общественного мнения о добросовестно работающих бух­галтерах и аудиторах;

- разработка методологии бухгалтерского учета и аудита, вне­дрение в практику новых форм и методов организации уче­та, отвечающих требованиям Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стан­дартами финансовой отчетности, утвержденной Постанов­лением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283 (далее -Программа реформирования бухгалтерского учета);

- представление интересов бухгалтеров и аудиторов в законо­дательных и исполнительных органах власти;

- организация квалифицированных консалтинговых услуг по отражению хозяйственных операций в бухгалтерском учете и формированию налогооблагаемой базы.

По своему юридическому статусу ИПБ России — некоммер­ческое партнерство и может объединять как физических, так и юридических лиц.

Широкое участие ИПБ России в реформировании бухгалтерс­кого учета предусмотрено в ходе реализации Программы рефор­мирования бухгалтерского учета.

РОЛЬ И МЕСТО ИПБ РОССИИ В ДЕЛЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Прежде чем говорить о роли и месте ИПБ России в реформи­ровании бухгалтерского учета, следует определить его место в си­стеме регулирования бухгалтерского учета в стране.

Надо сказать, что система регулирования бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики в нашей стране сложилась еще не до конца и находится в постоянном развитии. Ряд вопросов, например регулирование отраслевого бухгалтерского учета, еще не нашел своего окончательного решения.

На верхнем уровне регулирования бухгалтерского учета нахо­дится Государственная Дума, которая определяет законодатель­ную базу организации бухгалтерского учета в стране.

Официальным исполнительным органом регулирования бух­галтерского учета в стране является Министерство финансов Рос­сийской Федерации (Минфин России), на которое возложены как методологические (разработка нормативных документов), так и контрольные функции ведения бухгалтерского учета.

Отраслевые особенности ведения бухгалтерского учета были при­званы регулировать отраслевые министерства и ведомства по согла­сованию с Минфином России. В настоящее время эта функция вы­полняется только некоторыми министерствами и ведомствами.

Правительство Российской Федерации в 1998 г. образовало Межведомственную комиссию по реформированию бухгалтерс­кого учета и финансовой отчетности (МВК), основной задачей которой являются разработка и контроль выполнения вышеназ­ванной Программы реформирования бухгалтерского учета в соот­ветствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Наряду с разработкой правил бухгалтерского учета, соответ­ствующих международным стандартам финансовой отчетности, в Указанной Программе также предусмотрены создание новой, от­вечающей современным реалиям, системы регулирования бухгал­терского учета в стране, а также организация системы переподго­товки бухгалтерского персонала в соответствии с разработанны­ми правилами бухгалтерского учета.

МВК состоит в основном из руководителей (заместителей ми­нистров) ведомств, которые в той или иной мере заинтересованы в реформировании бухгалтерского учета в стране, — Министер­ства экономики, Комиссии РФ по ценным бумагам, Центробан­ка и др. В МВК входят также ведущие специалисты страны.

Учитывая роль ИПБ России в реформировании бухгалтерского учета в стране, заместителем председателя МВК назначен первый Президент ИПБ России профессор Я.В. Соколов.

Для решения конкретных задач, в частности для рассмотрения и определения степени готовности правил (стандартов) бухгал­терского учета, при МВК создана рабочая группа, которая состо­ит из представителей департаментов министерств и ведомств, пользователей финансовой отчетности и ведущих специалистов страны.

Комитет по международным учетным стандартам (InternationalAccountingStandardsCommittee—IASC) был создан для разра­ботки стандартов, которые можно было бы распространить на все страны мира.

По существу, деятельность IASC сводится к выделению и по возможности исключению тех национальных особенностей бух­галтерского учета, которые не могут быть объяснены влиянием окружающих социально-экономических факторов. Международные учетные стандарты в принципе предназначены для любых компа­ний, но прежде всего они могут быть распространены на деятель­ность МНК 5 .

Другие статьи

Люди помогите с тестом?

Люди помогите с тестом?

Надежда Хабибулина Ученик (104), закрыт 3 года назад

3. Основные задачи бухгалтерского учета определены в:
а) Федеральном законе о бухгалтерском учете;
б) Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
в) упомянутых выше документах;
г) Гражданском кодексе.

4. Предметом бухгалтерского учета является:
а) кругооборот хозяйственных средств;
б) хозяйственная деятельность организации, состоящая из многочисленных и разнообразных объектов;
в) контроль за использованием имущества;
г) хозяйственные средства и источники их образования.

5. Методом бухгалтерского учета является:
а) кругооборот хозяйственных средств;
б) хозяйственная деятельность организации, состоящая из многочисленных и разнообразных объектов;
в) совокупность способов и приемов, с помощью которых отражается предмет бухгалтерского учета;
г) хозяйственные средства и источники их образования.

6. К элементам метода бухгалтерского учета относятся:
а) хозяйственные процессы;
б) бухгалтерская документация;
в) имущество
г) кредитные отношения.

7. Особенностью бухгалтерского учета является отражение хозяйственных процессов:
а) по мере необходимости;
б) непрерывно;
в) на 1-е число месяца;
г) на последнее число месяца.

8. Юридическое лицо, действующее на территории РФ вести бухгалтерский учет:
а) обязано;
б) не обязано;
в) может, если считает необходимым;
г) обязано, если его учредители являются российские граждане.

9. Под объектами бухгалтерского учета понимают:
а) хозяйственные средства организации;
б) хозяйственные средства организации и источники их формирования;
в) имущество организации, обязательства, а также хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности;
г) хозяйственные средства организации и источники их формирования и результаты хозяйственных процессов.

10. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется:
а) Минфином РФ;
б) Минфином РФ и ЦБ РФ;
в) Правительством РФ;

11. Учетная политика организации должна соответствовать следующим допущениям:
а) имущественной обособленности, существенности, осторожности стоимостной оценки, последовательности;
б) непрерывной деятельности, временной определенности фактов хозяйственной деятельности, соответствия, двойственности, денежного измерения;
в) имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности, временной определенности фактов хозяйственной деятельности;
г) имущественной обособленности, непрерывной деятельности и временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

12. Определение фактического наличия материальных ценностей осуществляется с помощью:
а) баланса;
б) инвентаризации;
в) двойной записи;
г) оценки.

13. Бухгалтерская отчетность отражает:
а) имущественное и финансовое положение организации;
б) результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период;
в) имущественное и финансовое положение и результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период;
г) имущественное положение организации.

14. Себестоимость единицы продукции определяется с помощью:
а) оценки;
б) инвентаризации;
в) счетов;
г) калькуляции.

15. Записи в учетные регистры вносятся на основании:
а) первичных документов;
б) устного соглашения;
в) разрешения директора;
г) разрешения главного бухгалтера.

16. Отличительным признаком внеоборотных активов является:
а) срок полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
б) стоимость активов более 40 000 руб. ;
в) срок полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев и стоимость активов более 10 000 руб. ;
г) вложения финансовых ресурсов в объекты, использование которых осуществляется в рамках одного производственного цикла либо в течение относительно короткого календарного времени.

АлександрСуворов Гуру (4763) 3 года назад

3а, 4б, 5в, 6а, 7б, 8а, 9в, 10в, 11б, 12б, 13в, 14г, 15а, 16б

Вова_Н Оракул (68402) 3 года назад

3. Основные задачи бухгалтерского учета определены в:
а) Федеральном законе о бухгалтерском учете;
б) Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
в) упомянутых выше документах;
г) Гражданском кодексе.
4. Предметом бухгалтерского учета является:
а) кругооборот хозяйственных средств;
б) хозяйственная деятельность организации, состоящая из многочисленных и разнообразных объектов;
в) контроль за использованием имущества;
г) хозяйственные средства и источники их образования.
5. Методом бухгалтерского учета является:
а) кругооборот хозяйственных средств;
б) хозяйственная деятельность организации, состоящая из многочисленных и разнообразных объектов;
в) совокупность способов и приемов, с помощью которых отражается предмет бухгалтерского учета;
г) хозяйственные средства и источники их образования.
6. К элементам метода бухгалтерского учета относятся:
а) хозяйственные процессы;
б) бухгалтерская документация;
в) имущество
г) кредитные отношения.
7. Особенностью бухгалтерского учета является отражение хозяйственных процессов:
а) по мере необходимости;
б) непрерывно;
в) на 1-е число месяца;
г) на последнее число месяца.
8. Юридическое лицо, действующее на территории РФ вести бухгалтерский учет:
а) обязано;
б) не обязано;
в) может, если считает необходимым;
г) обязано, если его учредители являются российские граждане.
9. Под объектами бухгалтерского учета понимают:
а) хозяйственные средства организации;
б) хозяйственные средства организации и источники их формирования;
в) имущество организации, обязательства, а также хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности;
г) хозяйственные средства организации и источники их формирования и результаты хозяйственных процессов.
10. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется:
а) Минфином РФ;
б) Минфином РФ и ЦБ РФ;
в) Правительством РФ;
11. Учетная политика организации должна соответствовать следующим допущениям:
а) имущественной обособленности, существенности, осторожности стоимостной оценки, последовательности;
б) непрерывной деятельности, временной определенности фактов хозяйственной деятельности, соответствия, двойственности, денежного измерения;
в) имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности, временной определенности фактов хозяйственной деятельности;
г) имущественной обособленности, непрерывной деятельности и временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
12. Определение фактического наличия материальных ценностей осуществляется с помощью:
а) баланса;
б) инвентаризации;
в) двойной записи;
г) оценки.
13. Бухгалтерская отчетность отражает:
а) имущественное и финансовое положение организации;
б) результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период;
в) имущественное и финансовое положение и результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период;
г) имущественное положение организации.
14. Себестоимость единицы продукции определяется с помощью:
а) оценки;
б) инвентаризации;
в) счетов;
г) калькуляции.
15. Записи в учетные регистры вносятся на основании:
а) первичных документов;
б) устного соглашения;
в) разрешения директора;
г) разрешения главного бухгалтера.
16. Отличительным признаком внеоборотных активов является:
а) срок полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
б) стоимость активов более 40 000 руб. ;
в) срок полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев и стоимость активов более 10 000 руб.;

Законодательное и нормативное регулирование бух

Законодательное и нормативное регулирование бух. учета в РФ

?
Законодательное и нормативное регулирование
бухгалтерского учета в РФ
бухгалтерский учет хозяйственный имущество
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязывает всех юридических лиц, находящихся на территории РФ, вести бухгалтерский учет.
Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренныхФедеральным законом № 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом № 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Целями Федерального закона № 402-ФЗ являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
Всоответствии со ст. 71 Конституции РФ бухгалтерский учет находится в ведении Российской Федерации, т.е. государства. Государство в лице Правительства РФ осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в целях его упорядоченности, обеспечения единообразия и сопоставимости. В свою очередь Правительство предоставляет право своим отдельным органам разрабатывать и утверждать в пределах своейкомпетенции и на основании законодательства РФ нормативные акты, обязательные для исполнения всеми организациями. Таким образом, складывается система законодательных и нормативных актов, которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет. Всю систему нормативного регулирования можно подразделить на четыре уровня документов:
законы и иные акты законодательства РФ;
положения по бухгалтерскому учету;методические указания по ведению бухгалтерского учета;
рабочие документы организации, формирующие ее систему бухгалтерского учета.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.
Основными функциями Правительства РФ в области регулирования бухучета являются:
подготовка нормативныхактов, регулирующих ведение бухгалтерского учета;
организация аттестации и проверки качества работы профессиональных бухгалтеров в Российской Федерации.
Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона “О бухгалтерском учете”, раскрывающего правовые и методологические основы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях РФ, а также документов, излагающих правилапредставления полной и достоверной информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о бухгалтерском учете находится в ведении Правительства РФ.
Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ.Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону “О бухгалтерском учете”. В случае возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов нормы права, выступающие предметом Федерального закона “О бухгалтерском учете” имеют приоритет.
Система нормативного регулированиябухгалтерского учета в РФ состоит из четырех уровней.
Первый (законодательный) уровень представлен :
- Законодательные акты: ФЗ от 06 декабря 2012 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета и ус­танавливает единые правовые методологические» основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерского отчетности в Российской Федерации; ФЗ «Обакционерных общест­вах», Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», Феде­ральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»;
- Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, например поста­новление Правительства РФ «Об утверждении Программы реформирова­ния бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Связанные рефераты

бухгалтерского учета и аудита КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Учет и анализ».

14 Стр. 22 Просмотры

42 Стр. 140 Просмотры

Основные законодательные и нормативные документы 6 Применение нематериальных.

|3 | |Понятие нормативногорегулирования .

Законодательное и нормативно -методическое.

15 Стр. 27 Просмотры

Поделиться рефератом

Расскажи своим однокурсникам об этом материале и вообще о СкачатьРеферат

Поделиться рефератом Присоединяйся к миллионам других студентов и начни свое исследование Стань пользователем СкачатьPеферат У тебя есть хороший научный материал, который может вдохновить других пользователей СкачатьPеферат? Поделись своим материалом Продукты Компания Подписаться

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ

Ведение бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с нормативными документами, имеющими различный статус: одни обязательны для применения, а другие носят рекомендательный характер. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

Приоритетное право регулирования бухгалтерского учета предоставлено Министерству финансов, которое осуществляет разработку и утверждение положений по бухгалтерскому учету (национальных стандартов), методических указаний по бухгалтерскому учету отдельных операций, имущества, обязательств, доходов, расходов и капитала. Нормативные акты, утвержденные Министерством финансов, составляют основу системы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и являются обязательными к применению на территории Российской Федерации. Другие органы, которые наделены правом нормативного регулирования бухгалтерского учета в пределах своей компетенции (отраслевые министерства и ведомства), не имеют права издавать нормативные акты, противоречащие нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

В ФЗ «О бухгалтерском учете» в зависимости от назначения и статуса нормативные документы, регламентирующие бухгалтерский учет в России, разбиты на четыре уровня. В соответствии с этим в настоящее время методологическое обеспечение учетного процесса осуществляется на основе четырехуровневой системы нормативного регулирования:

1. Законодательные акты, указы президента, постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в России (например, Федеральный закон «О бухгалтерском учете»; Гражданский кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; постановление Правительства РФ «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности»; федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.). Данные документы устанавливают единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» является основным документом первого уровня. Данный Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность.

2. Стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности (ПБУ – Положения по бухгалтерскому учету) – свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного имущественного объекта или совокупности хозяйственных операций. ПБУ конкретизируют закон «О бухгалтерском учете». В настоящее время разработан 21 стандарт, например: ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 9/99 «Доходы организаций», ПБУ 10/99 «Расходы организаций» и др.

3. Методические рекомендации (указания, инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств). Эти документы призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми или иными особенностями, например: Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.

4. Рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Они определяют особенности организации и ведения учета, например приказ об учетной политике предприятия, график документооборота, рабочий план счетов бухгалтерского учета, приказ руководителя о формах учетных документов, применяемых в организации, и о формах внутренней отчетности.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.