Руководства, Инструкции, Бланки

политическое руководство это img-1

политическое руководство это

Рейтинг: 4.7/5.0 (1915 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Политическое руководство это

Руководство политическое Политология. Словарь.

Руководство политическое Руководство политическое определение стратегического направления развития государства, политической системы общества и выбор средств осуществления основных задач и целей общегосу­дарственного и общегражданского значения, их важ­нейших принципов и путей достижения. В зависи­мости от уровня политико-властных отношений выделяют субъектов-руководителей федерального, регионального и местного уровней. Чем выше уро­вень политики, тем более важной является функция руководства и тем более ответственным обязан быть руководитель, выполняющий эту функцию. Это объясняется тем, что политический статус дан­ного руководителя очень высок и характер прини­маемых им решений затрагивает огромное число людей. Поэтому высокие должности должны зани­мать люди грамотные, умные и высокопрофессио­нальные. Элементы глупости, сквозящие в реше­ниях верхнего этажа руководства, традиционно передаются на нижние этажи, что также усилива­ет необходимость и потребность рекрутирования «наверх» наиболее талантливых людей. Чем ниже уровень политического руководства. Тем в большей степени руководитель зависит от руководителей верхних этажей. Кроме того, он не только должен вписываться в программу стратегического развития страны, но и руководить ею на региональном, специфическом уровне. Иными словами, руководитель «среднего» уровня имеет дело как бы с двумя стратегическими программами: федеральной и региональной. Которые важно скоординировать и содержательно выразить индивидуально-региональную. Поскольку политическая жизнь очень подвижна, то в стратегию руководства следует вовремя вносить соответствующие коррективы и оперативно менять тактические приемы ее достижения. Шпак В.Ю. Политология. Словарь. — М: РГУ В.Н. Коновалов 2010

Руководство Политическое Политический словарь

Руководство Политическое - определение стратегического направления развития государства, политической системы общества и выбор средств осуществления основных задач и целей общегосударственного и общегражданского значения, их важнейших принципов и путей достижения. В зависимости от уровня политико-властных отношений выделяют субъектов-руководителей федерального, регионального и местного уровней. Чем выше уровень политики, тем более важной является функция руководства и тем более ответственным обязан быть руководитель, выполняющий эту функцию. Это объясняется тем, что политический статус данного руководителя очень высок и характер принимаемых им решений затрагивает огромное число людей. Поэтому высокие должности должны занимать люди грамотные, умные и высокопрофессиональные. Элементы глупости, сквозящие в решениях верхнего этажа руководства, традиционно передаются на нижние этажи, что также усиливает необходимость и потребность рекрутирования "наверх" наиболее талантливых людей. Чем ниже уровень политического руководства. Тем в большей степени руководитель зависит от руководителей верхних этажей. Кроме того, он не только должен вписываться в программу стратегического развития страны, но и руководить ею на региональном, специфическом уровне. Иными словами, руководитель "среднего" уровня имеет дело как бы с двумя стратегическими программами: федеральной и региональной. Которые важно скоординировать и содержательно выразить индивидуально-региональную. Поскольку политическая жизнь очень подвижна, то в стратегию руководства следует вовремя вносить соответствующие коррективы и оперативно менять тактические приемы ее достижения.

Руководство Политическое

Руководство Политическое `Политический словарь`

Другие статьи

Государственное и политическое управление

Государственное и политическое управление.

Кроме понятий социальное управление, государственное управление, выделяют также термин «политическое управление».

Государственное управление является частным (хотя и наиболее сложным) случаем социального управления.

По мнению С.А. Гуреева, политическое управление включает деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также различных политических партий, а государственное управление - это всего лишь «реализация исполнительной власти через государственный аппарат».
По мнению О.З. Муштука и М.В. Цибульской, политическое руководство (управление) состоит в определении стратегических целей и перспектив общественного развития, а социальное управление - в их реализации.

К функциям политического руководства авторы относят:

- программно-стратегическую - определение целей, задач, путей развития общества, разработка конкретных программ его деятельности;

- нормотворческую - формирование и введение правовых норм и правил, их применение и контроль за соблюдением как основы политического регулирования общественной жизни;

- политико-просветительскую - духовно-идеологическая интеграция индивида и социальных групп в политическое общество, формирование массового политического сознания;

- мобилизационную - привлечение и организация людских и материальных ресурсов для выполнения различных социальных задач;

- охранительную - защита данного общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности;

- распределительную - создание и распределение материальных и духовных ценностей;

- консолидирующую - артикуляция и согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп и институтов и их объединение;
- внешнеполитическую - установление и развитие международных отношений.

Таким образом, авторы не только отделяют политическое управление (руководство) от государственного управления, но отводят последнему лишь вспомогательную роль.

Другие авторы не разделяют эту точку зрения, и считают, что политическое управления есть управление государственное. Недаром в словаре В.Даля политика определяется как «наука государственного управления». Такое понимание, известное еще с античных времен (слово «политика» означало в древнегреческом языке искусство управлять полисом, обществом, людьми), актуально и в наши дни.

Вместе с тем, политическое (т.е. государственное) управление нельзя отождествлять с социальным. Политическое управление, как это следует из предыдущего раздела, является частным проявлением социального.

Второе, на что хотелось бы обратить внимание, - это стремление некоторых политиков отделить государственное управление от законодательной деятельности. Так, В.Е. Чиркин подразделяет основные правовые формы осуществления функций государства - на
«законодательствование, государственное управление, правосудие и контрольную деятельность». В. Жириновский и С. Стрельников делят все виды государственной деятельности на законодательство, правосудие и управление. Следует заметить, что в недалеком прошлом законодательные органы именовались органами государственной власти, а исполнительные - органами государственного управления. Сейчас в Конституции РФ и те и другие названы органами государственной власти - соответственно законодательной и исполнительной. Таким образом, Конституция дает однозначный ответ: государственная власть (и, следовательно, государственное управление) включает в себя законодательную власть, а не замещает ее.

Из вышесказанного следует два важных вывода:

1. Политическое управление (руководство) нельзя отделять от государственного управления, ставя его выше последнего. Вместе с тем оно является частным (хотя и наиболее сложным) случаем социального управления.
2. Законодательная деятельность является важнейшей функцией социального управления, поэтому ее нельзя отрывать от государственного управления, являющегося разновидностью социального управления.

Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность – наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями людей. Государственное управление призвано создавать и закреплять законодательно, поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально‑актуального ведения любых видов человеческой деятельности.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО это что такое ПОЛИТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО: определение

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

Найдено 1 определение:

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

деятельность в политической сфере по реализации стратегических и тактических планов, управлению текущими политическими процессами из одного центра. П. р. рассматривается также как группа лиц или система органов, которые наделены полномочиями разработки стратегии и тактики, организации текущей политической работы. П. р. подразделяется на: персональное (политический лидер), элитарно-корпоративное (политические элиты и социально-корпоративные группы) и институциональное (политические организации и учреждения, органы управления политических движений). На П. р. лежит ответственность за стабильность в обществе, степень его конфликтности, участие государства в международных и региональных конфликтах.

↑ Отличное определение

Неполное определение ↓

Найдено схем по теме ПОЛИТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО — 0 Найдено научныех статей по теме ПОЛИТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО — 0 Найдено книг по теме ПОЛИТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО — 0 Найдено презентаций по теме ПОЛИТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО — 0

Политическое руководство это

8.3. Понятие политической системы, ее структура

Понятие политической системы является одним из самых широких категориальных понятий в политической науке, дающих системное описание политических явлений и процессов в их тесной взаимосвязи и взаимодействии с окружающей средой. Данное понятие позволяет, с одной стороны, выделить политическую жизнь из остальной части общественной жизни, а с другой – свести воедино основные элементы политической жизни общества.

Политическая система – это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая, в конечном итоге, регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования политической власти.

Анализ функционирования политической системы предполагает характеристику ее внутренней структуры. Политическая система выступает как целостное образование, в единстве своих частей. В то же время она состоит из относительно самостоятельных подсистем.

В структуре политической системы, как правило, выделяют следующие взаимодействующие подсистемы:

1) Институциональная подсистема. Она состоит из политических институтов, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельная система. Она включает государство и его органы, политические партии и группы интересов, избирательную систему, СМИ, церковь и т.д. Особая роль принадлежит государству как основному субъекту политики и власти.

Этой подсистеме принадлежит ключевая роль, так как здесь создается нормативно-правовая база, определяющая условия, возможность и границы функционирования всей политической системы.

2) Нормативная подсистема. Она опирается на политико-правовые нормы, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе принципы.

Нормативная подсистема регулирует общественные взаимосвязи, формирование и деятельность политических институтов, функционирование политической системы и общества в целом. Она определяет не только цели и направления функционирования всей политической системы, но и желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения ее укрепления.

3) Функциональная подсистема. Она определяется формами политической деятельности, способами осуществления власти, преобладанием среди них насильственных или ненасильственных методов управления.

Эта подсистема является основой политического режима, который обеспечивает сохранение существующей власти.

4) Коммуникативная подсистема. Она представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы (отношения по поводу управления обществом, связанные с борьбой за власть, неформальные отношения, не закрепленные в существующих правовых нормах), и включает разнообразные формы и принципы взаимодействия.

Данная подсистема устанавливает связи между различными институтами политической системы (например, партии – государство, группы интересов – партии, политическая система – экономическая система и т.п.). К ней относятся каналы передачи информации правительству, СМИ.

5) Культурно-идеологическая подсистема. Она включает в себя политические концепции, теории, взгляды и играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Культурно-идеологическая подсистема обеспечивает сохранение и воспроизводство существующей модели общества. В то же время в ней происходят процессы, связанные не только с подтверждением, но и с видоизменением данной модели общественного устройства.

Каждая из главных подсистем политической системы общества организована на трех уровнях власти:

• мегауровне (центральный аппарат государственного управления);

• мезоуровне (региональная и муниципальная власть);

• неинституционализированном микроуровне (массовое участие общественных групп и граждан в политике).

Данная структура прослеживается в политической системе любого общества, но в конкретных условиях разных государств эти подсистемы создаются и функционируют в различных формах. Поэтому реальные политические системы современного мира очень разнообразны.

Политическая система призвана решать следующие задачи:

• политическое руководство обществом (адекватное целеполагание);

• согласование интересов индивидов и групп, предупреждение конфликтных ситуаций, угрожающих целостности социальной системы (интеграция социума);

• ориентация членов общества на известные идеалы и ценности (поддержание образца);

• восприятие и реагирование на потоки информации (информационно-коммуникативное обеспечение).

Главное назначение политической системы – руководство и управление общественными делами. Политическое руководство – это определение стратегических целей и перспектив общественного развития, управление – их реализация.

Руководство политическое - это

Руководство политическое это:

определение стратегического направления развития государства, политической системы общества и выбор средств осуществления основных задач и целей общегосу­дарственного и общегражданского значения, их важ­нейших принципов и путей достижения. В зависи­мости от уровня политико-властных отношений выделяют субъектов-руководителей федерального, регионального и местного уровней. Чем выше уро­вень политики, тем более важной является функция руководства и тем более ответственным обязан быть руководитель, выполняющий эту функцию. Это объясняется тем, что политический статус дан­ного руководителя очень высок и характер прини­маемых им решений затрагивает огромное число людей. Поэтому высокие должности должны зани­мать люди грамотные, умные и высокопрофессио­нальные. Элементы глупости, сквозящие в реше­ниях верхнего этажа руководства, традиционно передаются на нижние этажи, что также усилива­ет необходимость и потребность рекрутирования «наверх» наиболее талантливых людей.

Чем ниже уровень политического руководства. Тем в большей степени руководитель зависит от руководителей верхних этажей. Кроме того, он не только должен вписываться в программу стратегического развития страны, но и руководить ею на региональном, специфическом уровне. Иными словами, руководитель «среднего» уровня имеет дело как бы с двумя стратегическими программами: федеральной и региональной. Которые важно скоординировать и содержательно выразить индивидуально-региональную.

Поскольку политическая жизнь очень подвижна, то в стратегию руководства следует вовремя вносить соответствующие коррективы и оперативно менять тактические приемы ее достижения.

Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010 .

Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010 .

Смотреть что такое "Руководство политическое" в других словарях:

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО — – деятельность в политической сфере по реализации стратегических и тактических планов, управлению текущими политическими процессами из одного центра. П. р. рассматривается также как группа лиц или система органов, которые наделены полномочиями… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Новое политическое мышление — Новое политическое мышление  философия внешней политики СССР периода Перестройки. Содержание 1 Истоки «Нового политического мышления» … Википедия

Главное политическое управление Советской Армии и Военно-морского флота — (ГлавПУР)  орган управления в Министерстве обороны СССР, руководящий партийно политической работой в Советских Вооруженных Силах. Работало на правах отдела ЦК КПСС. Содержание 1 История 1.1 Создание … Википедия

Движение политическое — форма, способ практического существования политики. Немецкий философ Якоб Беме (1575 1624) оставил меткое замечание по поводу того, что движение следует по­нимать как внутреннее состояние объекта, как сво­его рода «муку материи». Это замечание… … Политология. Словарь.

Главное политическое управление Советской Армии и Военно-морского флота — (ГЛАВПУ) орган, руководящий партийно политической работой в Советских Вооруженных Силах. Работает на правах отдела ЦК КПСС. На ГЛАВПУ возлагается: руководство политическими органами, партийными и комсомольскими организациями в Вооруженных … Большая советская энциклопедия

Наш дом — Россия (Всероссийское общественно-политическое движение) — «Наш дом – Россия (Всероссийское общественно политическое движение)» Лидер: Виктор Черномырдин Дата основания: 12 мая 1995 Штаб квартира: 107078 Москва, пр т Ак. Сахарова, д.12 … Википедия

Наш дом - Россия (Всероссийское общественно-политическое движение) — «Наш дом – Россия (Всероссийское общественно политическое движение)» Лидер: Виктор Черномырдин Дата основания: 12 мая 1995 Штаб квартира: 107078 Москва, пр т Ак. Сахарова, д.12 … Википедия

Еврейское руководство — Манхигут Йегудит Лидер: Фейглин, Моше Дата основания: 2001 Штаб квартира … Википедия

Главное политическое управление Военно-Морского Флота — ГЛAВНОЕ ПОЛИТИ?ЧЕСКОЕ УПРАВЛEНИЕ ВОEННО МОРСКOГО ФЛOТА (ГлавПУ ВМФ), руководило парт. политич. работой в ВМФ; образовано 20 июля 1941 путём реорганизации Гл. управления политич. пропаганды ВМФ решением ЦК ВКП(б), работало на правах отдела ЦК… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Книги
  • Список премьер-министров Италии. Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Премьер-министр Италии, или председатель Совета министров… Подробнее Купить за 998 руб
  • Политическое руководство Украины. 1938-1989. Очередной том серии "Документы советской истории" содержит документы о деятельности политического руководства Украины, начиная с назначения в январе 1938 года первым секретарем ЦК КП(б)У… Подробнее Купить за 799 руб
  • Политическое руководство Украины. 1938-1989. Очередной том серии "Документы советской истории" содержит документы о деятельности политического руководства Украины, начиная с назначения в январе 1938 года первым секретарем ЦК КП(б)У… Подробнее Купить за 480 руб
Другие книги по запросу «Руководство политическое» >>

Torrent-tracker61: Дневник

Политическое Руководство - Это

Политическое Руководство - Это

Это секрет полишинеля Всем, кто в теме, давно известно, что за лугандонией стоит не только политическое руководство Кремля.

  • ПОЛИТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО. деятельность в политической сфере по реализации стратегических и тактических планов, управлению текущими.
  • Политическое руководство как один из главных видов деятельности. В отличие от последнего политическое руководство — это организация.
  • Это объясняется тем, что политический статус данного руководителя очень высок и характер Чем ниже уровень политического руководства.
  • Военно- политическое руководство страны не исключает эскалации конфликта на Но, несмотря на это, при правильном командовании и достаточной.

Цель проекта "Национальная энциклопедия" - сделать справочную информацию максимально доступной для множества пользователей. Эту задачу мы решаем уже более 8 лет. Как и любой другой проект, наш - тоже нуждается в поддержке. Пожалуйста, разместите ссылку на эту страницу в своем блоге или на сайте или кликните на кнопку социальных сетей. Благодарим Вас за участие!

Итак, политика (от греч. politike- государственная деятельность, общественные дела) - это сфера жизнедеятельности общества, система определенных общественных отношений, взаимодействия классов, наций, других социальных групп, госу-дарств1. Это совокупность действий, мер, учреждений, посредством которых согласуются интересы отдельных социальных групп разделенного общества. Это движение определенного класса, социальной группы, стремящихся реализовать свои интересы.

Индивидуальное и групповое политическое лидерство. Руководство — это обладание формальным правом принимать решения, что не обязательно.

Это деятельность государства по осуществлению его властной и других функций. Политическое руководство — это руководство объединенной.

Меркель: Тему репараций политическое руководство считает закрытой « Это не просто тема материальная, это моральная тема.

Это не скрывается: последние минимум полтора года, что Сурков самый близкий человек Путину по политическим сценариям в.

Термины по политологии

/ Термины по политологии

ТЕМА: «ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА»

Объект политологии – политическая действительность или политическая сфера жизни общества (политическая реальность)

Предмет политологии – 1) вся совокупность и развитие политических отношений и политической практики; раскрытие сущности политики как целостного общественного образования, выявление её внутренних и внешних связей, закономерностей политического развития.

Функции политологии – совокупность направлений определяющих значимость науки в обществе.

Теоретическая функция предполагает анализ конкретных политических явлений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни, обогащение политического знания в целом.

Методологическая функция политологии заключается в разработке принципов и способов познания политических реалий, категориального аппарата этой науки.

Практическая функция политологии заключается в определении способов, методов и средств рационализации политической жизни, выработке рекомендаций для властных структур, предварительной экспертизе политико-управленческих решений с точки зрения ожидаемого от них эффекта.

Прогностическая функция политологии предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование будущих политических процессов. Возможности прогнозирования расширились благодаря привлечению в сферу общественных наук методов и средств точных и естественных наук.

Воспитательная функция политологии состоит в формировании политического сознания и политической культуры граждан, в осуществлении их политической социализации, в обеспечении функционирования демократического общества.

Политическая философия – отрасль знаний, изучающая мировоззренческие, нормативные и ценностные основы политики.

Политическая социология – отрасль знаний, изучающая влияние социальной среды на политику и ее обратное влияние на эту среду.

Политическая антропология отрасль знаний, изучающая влияние расовых и этнических факторов на политическое поведение человека.

Политическая география - отрасль знаний, которая исследует взаимосвязь политических процессов с природными факторами - территориальными, ресурсно-сырьевыми и климатическими.

Политическая психология – отрасль знаний, которая изучает субъективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций человека.

Методы политологии - совокупность логических операций, позволяющих раскрывать содержание предмета исследования.

сравнительный метод - сущность его заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах, культурных средах. Рассмотрение процесса формирования и развития государства, партий, движений, политической системы у различных народов дает возможность выявлять как общие черты политического процесса, так и его особенности. Это позволяет использовать положительный политический опыт других стран для создания в России правового демократического государства

системный метод - позволяет раскрывать устойчивые внутренние взаимосвязи составных частей политики и тем самым определять возможности приспособления системы к изменяющимся условиям внешней среды. С помощью системного подхода удается четко определить место политики в развитии общества, ее важнейшие функции, возможности при осуществлении преобразований

психологический метод – (в том числе психоанализ) ориентирующий на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, бессознательных психологических процессов, а также типичных мотиваций политического поведения. На основе учета бессознательного возможно объяснение различных типов политического поведения: поведения толпы, избирателей, властной личности и т.д.

социологический метод. с помощью которого можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права и т.д. Социологический подход позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить, в интересах каких групп они осуществляются

метод синергетики - междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих изподсистем)

Категории политологии - наиболее общие понятия, отражающие сущностные стороны процессов и явлений, в данном случае политических.

Категория политика - это сложная категория многомерная по содержанию. Производными от нее выступают категории: мировая политика, международная политика, внешняя политика, внутренняя политика, финансовая политика, национальная политика, конфессиональная (религиозная) политика, правовая политика, молодежная политика, геополитика и т.д.

Категория политическое - также сложное понятие, которое более широко и емко отражает свойства, особенности и принадлежность того или иного процесса, явления, события в сфере политики. Данная категория конкретизируется в таких понятиях, как: политическая жизнь, политическая система, политическая власть, политические отношения, политические интересы, политические ценности, политические конфликты, политические режимы, политические партии, политические действия, политическое участие, политическое сознание, политическая организация общества, политический прогресс и т.д.

Власть – это способность навязывать и приводить в исполнение решения. Это такая форма общественных отношений, которая позволяет одному социальному элементу влиять на поведение другого.

Субъект власти (актор) – воплощает активное, направляющее начало власти; носитель власти; это лицо или коллегиальный орган, которые оказывают воздействие на деятельность и поведение индивидов, групп, на социальные и политические институты и отношения с помощью различных средств. К ним относятся государство и его институты, политические партии, политические элиты и лидеры.

Объект власти – то, на что направлена деятельность субъекта власти. К объектам власти относятся индивид, социальная группа, масса, класс.

Виды власти – выделяются в соответствии с ресурсами, на которых она основывается:

экономическая власть – контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

социальная власть – способность с помощью социальной политики влиять на общественное положение широких слоёв населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.

культурно-информационная власть – власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распространения (научно-информационная, моральная, религиозная и др.).

принудительная – означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы и опирается на силовые ресурсы.

политическая власть – власть характеризующаяся легальностью использования, верховенством, публичностью (всеобщностью и безличностью), моноцентричностью (наличием единого центра принятия решений), а также многообразием ресурсов.

Ресурсы власти – 1) в широком смысле – всё то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других; 2) в узком смысле – все те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти в соответствии с целями первого.

Институт власти - комплекс учреждений, организаций, специально сформированный людьми для удовлетворения общих (публичных) потребностей, интересов на основе официальных политических (публичных) правовых решений, нормативных актов и имеющий возможность оказывать властно-управляющее воздействие на общество, отдельные социальные группы, отношения и процессы.

господство (закрепление власти);

руководство обществом (осуществляется политической элитой);

управление и организация жизни общества (осуществляется бюрократией);

контроль (со стороны элиты — за важнейшими параметрами стабильности общества, со стороны бюрократии — за исполнением принятых решений).

Господство - возможность встречать повиновение определенных групп людей специфическим (или всем) приказам.

Атрибуты власти - предмет, служащий постоянным устойчивым знаком и отличительным признаком принадлежности власти том или иному лицу или органу.

Легитимность власти - согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения (общественное признание законности власти).

государственная власть не может принадлежать никому помимо правового полномочия;

государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть едина;

что государственная власть должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическому цензу;

политическая программа может включать в себя только такие меры, которые преследуют общий интерес;

программа власти может включать в себя только осуществимые меры или реформы;

государственная власть принципиально связана распределяющей справедливостью, но что она имеет право и обязанность отступать от неё тогда и только тогда, когда это требует поддержание национально-духовного и государственного бытия народа.

Тема: «Политическое сознание и политическая культура».

Политическое сознание - комплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений.

Общественное мнение - специфический способ проявления состояния сознания той или иной социальной общности, в котором опосредованно и обобщенно отражается отношения большинства ее членов к фактам, событиям и явлениям в объективной или субъективной действительности, вызвавшим их интерес и дискуссии, и которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности.

Политическая психология – эмоционально-чувственные ощущения и представления людей о политических явлениях, складывающиеся в процессе их (людей) непосредственного взаимодействия с институтами власти и своего политического поведения.

Политическая идеология – определённая доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или её использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.

Либерализм – политическое и идеологическое течение, отстаивающее свободу предпринимательства, парламентский строй, демократические права и свободы личности.

Фашизм – реакционное политическое течение, открыто террористическая диктатура, уничтожающая демократические права и свободы, опирающаяся на прямое насилие, шовинизм и расизм.

Социализм – название ряда учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства.

Консерватизм – приверженность ко всему устоявшемуся, противодействие новому; система охранительного сознания, предпочитающая прежнюю систему управления.

Национализм – идеология и политика, основа которых – идеи национальной исключительности и национального превосходства, трактовка нации как высшей формы общности.

Политический мониторинг - систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия политических решений, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления или выработки политики

Политическая воля - способность человека достигать поставленных им политических целей в условиях преодоления препятствий.

Политическое манипулирование – скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам, создавая при этом иллюзию свободного выбора.

Национальная идеология – система идей и взглядов (политических, правовых и т.д.), в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы социальных групп.

Политическая культура – совокупность типичных для конкретной страны форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там норы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества.

Типы политической культуры:

Культура участия – характеризуется тем, что люди активно участвуют в политической жизни, имеют достаточно высокий уровень ожиданий по отношению к своей политической компетентности и действенности своих политических акций.

Этатистская культура – демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида.

Приходская культура – характеризуется отсутствием интереса граждан к политической жизни, знаний о политической системе и значимых для людей ожиданий от её деятельности.

Рыночная культура – политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан.

Подданническая культура – характеризуется сильной ориентацией на политические институты и невысоким уровнем индивидуальной активности граждан.

Политическая субкультура - совокупность однородных ценностных ориентаций и соответствующих им форм политической активности граж­дан или их групп.

Политическая контркультура - стратегия политической борьбы, смысл которой состоит в том, чтобы поставить под сомнение символический порядок, поддерживающий функционирование социальной системы.

Политическая социализация – процесс постепенного усвоения стандартов сложившейся политической культуры общества, ведущий к формированию у человека свойств и умений, позволяющих ему адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять там определённые функции.

Тема: «Политические элиты и политическое лидерство»

Политическое лидерство – постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на всё общество, организацию или группу.

Политическая элита - это меньшинство общества, являющееся относительно привилегированной группой, обладающей выдающимися психологическими, социальными и политико-управленческими качествами. Выступает субъектом подготовки и принятия важнейших стратегических решений в сфере политики.

Политическое руководство – определение стратегического направления развития государства, политической системы общества и выбор средств осуществления основных задач общегосударственного и общегражданского значения, их важнейших принципов и путей достижения.

Политические действия -субъективно-рационально обоснованная, упорядоченная реализация социальной власти, многообразных конфликтных интересов

Политическая традиция - совокупность представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами политических отношений.

Политический клан – имеющая организационное оформление группа людей, объединённых общими политическими взглядами.*

Правящая политическая элита – непосредственно обладающая государственной властью политическая элита.

Политические контрэлиты - потенциальные элиты, ставящие своей целью осуществление смены (или ротации) правящих элит и предлагающие себя в этом качестве.

Политическая номенклатура – 1) перечень наиболее важных должностей в СССР, кандидатуры на которые предварительно рассматривались, рекомендовались и утверждались органом Коммунистической партии соответствующего уровня, а также совокупность лиц, занимающих такие должности. 2)Перечень должностей в соответствии с организационной структурой ведомства, организации, компании.

Политическая бюрократия - 1) то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным); 2) класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих агентов центральной правительственной власти.

Политический авторитет - свойство власти, позволяющее опираться не исключительно на грубую силу, но на сознание субъектами управления ее легитимности.

Традиционное лидерство – тип лидерства, при котором авторитет лидера (вождя племени, монарха и т.п.) основывается на обычаях и традициях (например, порядке престолонаследия). Опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки.

Харизматическое лидерство – тип лидерства, при котором авторитет лидера основывается на представлении народа о том, что последний обладает особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству.Основано на вере в богоизбранность или в исключительные качества конкретной личности.

Рационально-легальное лидерство – тип лидерства, которое опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий.

Культ личности - возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля) средствами пропаганды, в произведениях культуры, государственных документах, законах.

Тема: «Демократия и гражданское общество»

Демократия – политический режим основный на признании народа источником и субъектом власти.

Прямая демократия – разновидность демократии, при которой власть осуществляется через прямое народовластие, т.е. через непосредственное осуществление народом своей власти (наиболее распространённая её форма – референдум).

Представительная демократия - разновидность демократии, при которой власть осуществляется через представителей, избираемых народом или какой-то его частью.

Плебисцитарная демократия – разновидность демократии, при которой гражданам предоставляется право одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или иного решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой.

Политическая демократия – разновидность демократии, которая предполагает лишь формальное равенство, равенство прав.

Социальная демократия – разновидность демократии, основанная на равенстве фактических возможностей участия граждан в управлении государством.

Деспотическая демократия – разновидность демократии, характеризующаяся подчинением меньшинства большинству при принятии и осуществлении решений; абсолютная, ничем и никем не ограниченная власть большинства, связанная с преходящими настроениями масс и произволом.

Тоталитарная демократия – разновидность демократии, при которой власть большинства требует полного подчинения личности и стремится к установлению над ней постоянного всеобъемлющего контроля.

Плюралистическая демократия - народовластие, основанное на участии в политическом процессе множества политических, профессиональных, национальных, региональных, религиозных и других группировок.

Партиципаторная демократия (или демократия участия) – смешанная форма политической организации современного общества, сочетающая элементы непосредственной (прямой) демократии с элементами демократии представительной.

Свобода – (узаконенная) возможность поступать в соответствии со своей волей, отсутствие стеснений, ограничений деятельности человека.

Равенство – равное положение людей в обществе, выражающееся в одинаковом отношении к средствам производства и в пользовании одинаковыми политическими и гражданскими правами.

Гражданское общество - совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т. д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной машины.

Гражданская культура – структурный элемент гражданской жизни, выражающий степень зрелости общества, способность обеспечения общегражданских интересов, форм и механизмов выработки и реализации согласованных решений и действий.

Общественные организации - неправительственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей.

Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти в области вопросов местного значения, исходя из интересов населения, а также с учетом исторических и иных местных традиций.

Партии - имеющие устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимые общественные объединения, выражающие политическую волю своих членов и сторонников, ставящие своими задачами участие в определении политического курса данного государства, в формировании органов государственной власти и управления.

Средства массовой информации - организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации и характеризуются массовостью, периодичностью и принудительностью.

Тема: «Политические конфликты»

Политический конфликт – разновидность и результат конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.

Политическая стабильность – система связей между различными политическими субъектами, для которой характерны определенная целостность и способность эффективно реализовывать возложенные на нее функции (функциональность).

Политическая напряжённость -кратковременное или длительное обострение политической обстановки стране, вызванное односторонними и взаимными враждебными действиями одной или нескольких политических групп (партий) выдвижением неприемлемых для другой стороны политических и иных требований.

Политический кризис - это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

«Третья сторона» в политическом конфликте - любое лицо («посредник», «арбитр») или орган, занимающиеся вопросами урегулирования конфликтных отношений между другими сторонами.

Метод избегания – представляет собой, игнорирование противника, отсутствие реакции на действия противоположной стороны; уход (добровольный или в силу обстоятельств) с политической арены того или иного национального лидера; эмиграция из государства представителей отдельных этнических групп.

Метод откладывания – представляет собой своего рода уход от противоборства с надеждой, что изменятся обстоятельства и будут созданы более благоприятные условия для разрешения конфликта.

Метод подавления – метод разрешения конфликта, в основе которого лежит либоизоляция одной из сторон, понижение ее статуса, либо уничтожение противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.

Метод социального исключения –исключение (отстранение, отлучение) из политической жизни политических групп, являющихся одной из сторон конфликта посредством физического устранения; объявления потенциальных конкурентов (отдельных лидеров, партий) вне закона или продолжения травли до тех пор, пока они сами не откажутся от своих притязаний и т. д.

Война –организованная вооруженная борьба между государствами, либо их коалициями, либо между социальными группами или этносами общества, выступающая продолжением их политики (или намерений политического характера) насильственными средствами при непримиримых отношениях, крайнем их развитии или состоянии.

Примирение - сближение позиций и интересов противоборствующих сторон через посредника или примирительную (согласительную) комиссию.

Политическое маневрирование – представляет собой набор мер, включающих в себя совокупность компромиссов между правящей и оппозиционными группировками, уступки и повороты в социальной и экономической политике, связанные с перегруппировкой политических настроений в обществе.

Политическое манипулирование - скрытое управление психикой и поведением людей с целью принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным политическим интересам и актуальным желаниям.

Силовое давление – осуществляемое при помощи различных средств (чаще всего принудительных), воздействие на определённые политические группы, с целью принуждения их к отказу или к осуществлению определённых действий.

Создание «образа врага» - социально-политический миф, который строится на эгоистическом интересе и имеет в своей основе стремление отдельных политических групп к расширению влияния, сохранению или захвату власти.

Превентивная дипломатия – меры, направленные на предупреждение разногласий между сторонами, недопущение перерастания споров в военные конфликты и ограничение масштабов последних, если они все-таки возникли.

Миротворчество - действия, направленные на то, чтобы привести к согласию враждующие стороны, главным образом с помощью переговоров, посредничества, примирения, добрых услуг, арбитража и других мирных (невоенных) средств.

Государство – особая организация публичной политической власти господствующего класса, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

Форма правления – юридическая характеристика государства, определяющая структуру высших органов государственной власти, распределение полномочий между главой государства и представительным органом государства, а также вопросы ответственности между государственными органами.

Форма территориального устройства – характеристика государственного строя, определяющая политико-правовой статус государства и образующих его территорий, а также систему взаимоотношений между ними и территориальную структуру государственной власти.