Руководства, Инструкции, Бланки

основные задачи методы руководства дидактической игрой в трех направлениях img-1

основные задачи методы руководства дидактической игрой в трех направлениях

Рейтинг: 4.7/5.0 (1576 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Консультация для воспитателей и родителей

Консультации для воспитателей. Дидактические игры по цветоведению в работе с дошкольниками.

Автор: Алиулова Людмила Александровна. воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида N19 «Красная Шапочка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. Иными словами, цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие.
Следует отметить, что обычно исследование цвета проводится в комплексе и обогащает науку о цвете - цветоведение, включающее физический, физиологический и психологический аспекты изучения цвета.
Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в их рисунках, аппликациях способствует развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета. Интерес к цвету формируется у детей постепенно и должен строиться с учётом возрастных возможностей. Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребёнка как один из признаков предмета.
Дети любят яркие и чистые цвета, в качестве излюбленного цвета чаще всего называют красный. Первые три цвета располагаются в следующем порядке: красный, синий, жёлтый, а остальные блеклые цвета отвергаются. Дети сами не видят оттенков, надо направлять внимание ребёнка на различные оттенки цвета.
Задачи художественно-творческого развития детей:

  • Формировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов для уточнения представлений о внешнем виде игрушек, предметов посуды, одежды, скульптуры малых форм (мелкой пластики).
  • Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов.
  • Проводить эстетизированные развлечения (с красивой юлой, мячом, цветными лентами, воздушными шарами разной формы и расцветки).
  • Учить детей находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации, на картинках в детских книжках.
  • Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги - Васнецова Ю. Елисеева А. Рачева Е. Репкина П.
  • Организовывать наблюдения в природе и ближайшем окружении для обогащения представлений детей о внешнем виде хорошо знакомых объектов, а также для уточнения зрительных впечатлений («Листочки летят и падают на землю», «Облака плывут по небу», «Дождик капает - кап-кап-кап, «Воробышек прыгает по лужам - прыг-прыг-прыг»).
  • Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств (цвет, форма, линия, пятно, формат фона и пр.);
  • Показывать детям в игровой форме процесс создания образов - организовывать наблюдение за художественной деятельностью воспитателя.
  • Побуждать детей создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные, яркие, выразительные образы хорошо знакомых предметов.
  • Вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций («Дождик капает из тучки «Праздничная ёлочка», «Снеговики играют в снежки», «Солнышко ярко светит», «Одуванчики цветут на лугу, «Жуки спрятались под листочками» и т.д.).
  • Создавать условия для систематического, постепенно усложняющегося освоения детьми элементарных приёмов изображения (лепки и рисования) хорошо знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика).
  • Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.
  • Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей (рисование и раскрашивание в книжках - раскрасках, в альбомах для художественного творчества, творческие занятия с наклейками, рассматривание картинок в книжках - потешках, книжках-игрушках).
  • Консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к изобразительной деятельности.

Более полно раскрыть цветоощущение детям помогают дидактические игры.
Дидактические игры помогают формированию чувства цвета у детей. У ребёнка в игре с цветной игрушкой, с картинками в дидактических играх происходит накопление, уточнение чувственного опыта. Научившись различать и называть цвет в играх, дети начинают замечать красоту и в сочетании, расположении.
В сенсорном воспитании детей дидактические игры и игрушки, по существу, являются ведущими средствами. Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, в частности на развитие чувства цвета обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.
В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:
1) повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении
2) оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и других), ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию
3) делать первичные обобщения, группировать предметы по группам по общим свойствам
4) соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими формами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и так далее).
Использование дидактических игр в первую очередь важно потому, что организация сенсорного опыта детей на занятиях является хотя и существенной, но лишь и одной из многих задач. В дидактических играх это может быть основной и единственной целью.
Дидактические игры и упражнения могут выполнять ещё одну важную функцию – функцию контроля за состоянием сенсорного развития детей. В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры, таким образом, решают учебные задачи.
Дидактический смысл игр и упражнений как раз заключается в том, что ребёнок получает возможность действовать САМ, многократно повторять разнообразные практические операции, действенно ощущать результаты своих умственных и практичных усилий. В этих условиях тот материал, с которым работают дети, свойства которого они познают, становится основным дидактическим началом в осуществлении задач сенсорного воспитания.
Виды дидактических игр по цветоведению .
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • игры с предметами (игрушками, природным материалом),
  • настольно-печатные
  • словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, квалификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и другим), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления.
Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши ещё не могут находить едва заметные различия между предметами.
В средней группе в игре используются такие предметы, в которых разница становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие запоминания окраски предметов, различие в цветах.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, оттенку, или две куклы одетых в одинаковые по цвету, окрасу платья.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющие представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам, находят алогизмы в суждениях и т.д.
А так же рисование, лепка, аппликация.
В лепке - показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, солёное и сдобное тесто, влажный песок, снег, манная каша), познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или манки), возможностями своего воздействия на материал и на этой основе учить детей:
- опытным путём и в сотворчестве с педагогом осваивать пластические материалы (месить, прихлопывать, ставить отпечатки, отрывать и отщипывать кусочки, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки острым концом карандаша и т.д.);
- видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме предметы (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, карандаш и кисточка, бублик и колечко от пирамидки);
синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук;
- создавать простейшие формы: раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней; раскатывать шар (колобок) круговыми движениями ладоней - и слегка видоизменять их - преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр - в пластину), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, червячки, жучки, карандашик);
- пользоваться стекой для украшения вылепленных форм - процарапывание узоров на дисках и пластинах (красивое печенье для игрушек).
В рисовании - развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок - это плоскостное изображение объёмных предметов, и на этой основе учить детей:
- видеть след, оставленный на бумаге карандашом или фломастером, и понимать, что это образ реального предмета;
- правильно держать карандаш, фломастер, ручку и оставлять «следы» на бумаге;
- знать назначение красок и кисти, понимать, что это взаимосвязанные предметы, знать особенности («правила») пользования кистью: правильно держать кисть, смачивать, набирать краску, вести кисть по ворсу, промывать, просушивать, ставить кисть в стаканчик или на подставку, не оставлять в банке с водой; не пачкать краски;
- видеть границы листа бумаги, страницы в книжке-раскраске и контуры силуэтного рисунка; рисовать и раскрашивать в пределах этих границ;
- отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами;
- рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;
- сопровождать движения карандаша (кисти) словами (например: Дождик, чаще - кап-кап-кап. Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!).

В аппликации - знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействии на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, разрезается, приклеивается) и на этой основе учить детей:
- создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы (цыплята на лугу, пушистые тучки, жучки-паучки на листочках и т.д.);
- приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы;
- знакомить с ножницами как художественным инструментом.

Методика использования дидактических игр по цветоведению в разных возрастных группах

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
-отбор игры в соответствии задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
-установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
-определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время),
-выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
-определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
-подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
-подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
-подготовка к игре детей обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает в себя:
-ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
-объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилам игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
-показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
-определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственно участия воспитателя в игре определяется возрастом детей уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
-подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, поправилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Приемы и методы руководства дидактическими играми.
Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.
С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями и действиями, выступая в роли болельщика, ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, вначале берут на себя роль болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.
Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения - на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей из протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.
Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и её ход. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется. Педагог, знающий особенности развитий игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям.
Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.
Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше назовет предметов и др.), то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью, которых оцениваются правильные решения. Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя
В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т. е любую вещь, которая в конце отыгрывается.

Моя работа с детьми, в любой возрастной группе всегда проводилась поэтапно, с самых простых заданий, постепенно переходя к более сложным.

Она начиналась с проведения дидактических игр, целью которых было различение и называние цветов, систематизация цвета, развитие памяти, внимания, логического мышления.
Сейчас я работаю в 1 младшей группе, где ведущей деятельностью детей является предметная деятельность. В этом возрасте работа с детьми по цветоведению, можно сказать, только начинается. Поэтому, конечно же, для изучения цвета с детьми я активно использую игры с реальными предметами, игрушками. Это различные пирамидки, вкладыши, мозаики различной формы и величины, разноцветные мячи, кубики, флажки, дорожки, лего и строительный материал разного размера и ярких, красивых цветов. В играх с этими предметами и игрушками мы с детьми постоянно угадываем, называем, повторяем, закрепляем не только основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, но и коричневый, оранжевый, розовый, голубой, сиреневый, золотой. Дети нашей группы очень любят играть с мозаиками различной формы и размера. Их у нас очень много. Ведь с помощью мозаик можно изучать и закреплять цвета с интересом для детей: «Построим для Мишки красную дорожку», «Подари Зайке синий цветочек, желтое солнышко», и развивать логическое мышление, выкладывая фишки в определенном порядке или группировать фишки по цвету, угощая Белочку желтыми «конфетами», а Ёжика-красными, и развивать моторику рук, и наконец, творчество.
В своей работе использую различные настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании, в т.ч. развитие чувства цвета, учат анализировать цветовые комбинации и видеть сходства между предметами. Например:

  • в игре «Найди пару» подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, оттенку, или две куклы одетых в одинаковые по цвету, окрасу платья;
  • «Цветное домино» - найти и соединить друг с другом карточки теми концами, где изображены предметы красного цвета (красный мяч с красной ягодой).

Много дидактических игр, развивающих цветоведение детей я сделала своими руками.
Например:

  • «Посади бабочку на цветок». Варианты:

1)посадить одну бабочку на цветок (как усложнение - на лепесток в одном цветке (цветок с лепестками разных цветов)) названного цвета;

2) посадить желтую бабочку на желтый цветок(усложнение-на желтый лепесток в разноцветном цветке);

3) посадить бабочку красного цвета на синий цветок(лепесток).

  • «Выбери лисичке фартук» - дети подбирают для лисы фартук того же цвета, что и платочек на голове у лисы.
  • «Волшебные квадраты». Эта игра очень нравится детям тем, что фигурки разного цвета можно «спрятать» в разноцветных квадратах. Например: зелёный листочек - в зелёном квадрате, желтый цветок-в желтом квадрате. Также эта игра закладывает знания детей о цветовых контрастах.
  • Большой интерес у детей вызвали такие игры, как «Помоги рыбкам» и «Разноцветные поляны». В первой игре детям нужно найти маленькой рыбке маму такого же цвета. Дети сочувствуют и переживают за рыбок и с удовольствием помогают рыбкам. В игре «Разноцветные поляны» детям дается задание: посадить бабочек на поляну такого же цвета. Здесь можно включать такие цвета как: оранжевый, розовый, фиолетовый.

Также в группе для детей я сделала игры и из подручного материала.
Такие игры не требуют значительных финансовых затрат и в то же время решают множество дидактических целей: по закреплению цвета, развитию воображения, эстетическому развитию, логическому мышлению, развитию координации движений, мелкой моторики рук, воспитывается позитивный эмоциональный настрой детей. Например:

  • «Волшебные прищепки»- на различные фигуры прикрепляются разноцветные прищепки: ёжику делают из прищепок иголки, солнышку-лучики, паучку-лапки, лицу человека-волосы и т.п. Также из прищепок можно построить дорожку, мостик, башню и др. соединив их друг с другом.
  • «Разноцветные бусы»- на шнурки разных цветов нанизываются 1) пробки от пластиковых бутылок (на синий шнурок-синие пробки «Сделай для мамы синие бусы», можно цвета пробок чередовать) 2) разрезать корпусы отслуживших фломастеров(действия те же что и с пробками, но здесь расширяется цветовая гамма)
  • «Тактильно-цветовые кубики»- кубики со сторонами разного цвета ещё и разные на ощупь: гладкие, шершавые, мягкие, твердые, колючие и т.д. здесь закрепляются цвета и тактильные ощущения. Например: бросаем кубик- стороной какого цвета он упал, такого цвета предмет ребенок должен найти (выпал кубик красной стороной-найти красную игрушку, мягкой стороной-мягкую игрушку)

Эти игры я рекомендовала родителям сделать дома для своих детей. Они были приятно удивлены, что из таких простых вещей, которые, казалось бы можно только выбросить, можно сделать такие полезные и необычные игры. Некоторые родители последовали моему совету, сделали такие игры и с удовольствием играют дома со своими детьми, тем самым ещё больше сближаясь с ними.
С детьми среднего и старшего дошкольного возраста для развития цветоведения подходят более сложные художественно-дидактические игры.
«Радуга». Ее цель: научить составить радугу из семи цветов в определенном порядке. Во время игры дети знакомятся со стихотворением «Краски радуги». В нем весело и забавно описаны цвета радуги, что вызывает у малышей эмоциональный отклик. Дети самостоятельно составляют радугу из половинок и целых дуг. Эти игры могут быть изготовлены в ходе совместной деятельности, поэтому ребята проявляют к таким играм живой интерес.
Также можно использовать и готовые настольно-печатные игры «Цвета», «Цвет и форма», «Аппликация», «Весёлые краски».
-«Веселые карандаши»- для детей 3-6 лет. Парные картинки-пазлы. На одной части изображен предмет, состоящий из 2-3 цветов. Нужно найти пазл, где изображены карандаши таких же цветов. Если пазл с карандашами найден не правильно, то они не соединятся в ключе(мяч красно-синий—карандаши красного и синего цвета) Цель: эта игра научит ребенка находить предметы имеющие определенный набор признаков, анализировать цветовые комбинации и видеть сходство между предметами, закрепит знания ребенка основных цветов, понятий длиннее-короче, способствует развитию речи, внимания, памяти и мышления.
-Очень нравится детям игра «Праздничный салют», во время которой дети путем экспериментирования узнают о получении составных цветов из трех остальных при помощи прозрачных пластин - из шаров основных цветов дети делали составные. Салют начинался из основных цветов, цвета соединялись и получались составные. Дети с воодушевлением принялись за работу, всем хотелось сделать свой праздничный салют. В этой игре дети узнают, как получаются составные цвета.
-«Разноцветные считалочки». Цель: способствовать развитию у ребенка мелкой моторики руки, художественного вкуса, воображения, памяти, мышления, закрепление цифр. На листе изображен предмет или персонаж, сюжет. Части его пронумерованы (1-красным, 2-синим, 3-желтым, 4-розовым и т.д.) Нужно закрасить картинку в соответствии с номером и цветом.
-«Умная мозаика». Цель та же, что и в предыдущей игре. На листе бумаги изображен сложный предмет, персонаж или сюжет из пронумерованных квадратиков (до 10). Разноцветные квадратики на клейкой основе приклеиваются в соответствии с цветом и цифрой. Может быть до 700 деталей. Получается красивая мозаика.
-«Народные промыслы». Развивающее лото от 4 лет. Расширяет знания детей о народном творчестве. Большая карточка разделена на квадраты поменьше, в середине большой квадрат с изображением, например, дымковской игрушки. Задача детей узнать среди множества маленьких картинок, с изображением разных стилей росписи игрушек, именно дымковскую.
-«Найди лишнего». На карточке изображены предметы одного цвета(3-4 шт.), а один-два другого цвета. Ребенок должен найти лишнее (все красного цвета, а один розового-он и лишний). Развивается логическое мышление, закрепление основных цветов и оттенков.
- Очень любят дети такие игры как:
-«Кто больше назовет предметов красного, синего и т.д. цвета», «Что бывает желтым?» За правильный ответ-фишка. У кого больше фишек, тоти выиграл. Здесь развиваются и цветовосприятие и соревновательный дух.
-Подвижная игра «Краски» Выбираются продавец красок, покупатель красок, краски. «Краска» после сигнала убегает от покупателя. Если покупатель догнал «краску», то она становится покупателем. Развивается двигательная активность, цветовосприятие.
Наряду с развивающими играми проводим беседы и чтение художественных произведений. Например, чтение книги Леонида Яхнина «Радуга», в которой в форме стихов, загадок, сказок даются знания об основных, составных, белом и черном цветах и их оттенках.
Работа по цветовому восприятию можно продолжалть в сюжетно-ролевой игре «Магазин». Например, ребенок покупает для куклы в зеленом платье предметы зеленого цвета: сумочку, ленточку, шарик. Аналогичные задания дети выполняли для кукол в платьях другого цвета.
Детей старшего дошкольного возраста для цветового восприятия можно привлекать к исследовательской деятельности. Например, для определения теплых и холодных цветов провести следующий опыт: накрыть лампу красной салфеткой, а стакан с подкрашенным в холодные цвета льдом - синей салфеткой. Дети дотрагиваются до предметов, определяя тепло и холод, а потом распределяют кусочки цветной бумаги по тонам: теплые и холодные; делают самостоятельные выводы.
По мере проведения занятий, дидактических игр, параллельно велась работа по закреплению изученного материала в течение дня. Внимание детей фиксировалось на цвете:

  • в беседах с детьми часто заводился разговор о цвете, предлагалось детям называть свои любимые цвета;
  • во время прогулок дети рассматривали осенью – цвет листьев и его оттенки, зимой – цвет снега в разное время суток и при разном освещении, цвет неба;
  • организуя прогулки, экскурсии, обращали внимание детей на красоту природы, пытались вызывать у них чувство любви к прекрасному, научить видеть различные сочетания цветов и тонов в разное время дня и в разное время года;
  • во второй половине дня детям предлагались дидактические игры для закрепления знаний о цвете.

Работа осуществлялась в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Для них были организованы консультации, родительские собрания, на которых знакомили родителей с содержанием работы по знакомству детей с цветом, обсуждали вопросы о важности своевременного воспитания цветового различия у малышей, рассказывали о том, какая работа должна проводиться в семье. Оформили выставку дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению знаний о цвете. Показали взрослым, как играть с детьми в эти игры, рассказали, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. Повышенный интерес у родителей вызвали просмотры открытых занятий и участие вместе с детьми в выставках совместного творчества, проводимых в детском саду.
Систематичность и планомерность работы, использование разнообразных методов и форм организации детей, сотрудничество с родителями и специалистами детского учреждения – все это способствовало повышению уровня развития цветового восприятия у детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»: Книга для воспитателя детского сада. - 2-е издание, доработанное - М.; Просвещение, 1991 г.
2. КомароваТ.С. Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М. Педагогическое общество России, 2002 г.
3. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М. «Карапуз-Дидактика», 2006 г.
4. Сенсорное воспитание в детском саду, (Методические указания), // под редакцией Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова. - М. «Просвещение», 1969 г.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду. // под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М. Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004 г.
6. Панова Е.Н. «Дидактические игры – занятия в детском саду».
7. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду».
8. Павлова Л.Ю. «Сборник дидактических игр».
9. Алябьева Е.А. «Игры для детей 5-8 лет».

Видео

Другие статьи

Дидактическая игра

/ дидактическая игра

Вклад, вносимый дошкольным детством в познавательное развитие ребенка, состоит в

первую очередь в развитии образных форм познания действительности. Наиболее благоприятным путем формирования каких-либо качеств мышления дошкольников является подход со стороны использования особенностей мыслительной деятельности, характерных для данного возраста.

Изучение роли игры и ее соотношения с обучением занимает большое место в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. А. В. Запорожец считал, что нельзя противопоставлять игру учению, но необходимо выяснить, как в игре осуществляется обучение и как оно влияет на развитие способностей. Исследования П. Я. Гальперина показывают, что «поэтапная отработка умственных действий и понятий» в игре обычно происходит стихийно, но при соответствующих методах руководства игрой в дидактических целях можно значительно повысить эффективность этого процесса. В своих исследованиях З. М. Богуславская обнаружила переход детей на более высокий уровень абстракции и обобщения, осуществляемый в играх. Многочисленные исследования показали, что шестилетние дети могут успешно учиться в ситуациях, приближающихся к игровым. При нормальном ходе развития те качества, которые нужны для первоначального вхождения в школьную учебу, закладываются не вне, а внутри «детских» видов деятельности. Исследования Е. С. Ермаковой по формированию гибкости мышления дошкольников указывают на необходимость овладения действиями замещения в игровой деятельности для развития гибкости мышления. Е. Е. Кравцова делает важный вывод в ходе своего исследования: «если необходимо введение игры или игровых приемов на занятии с детьми, нужно лишь задать образ, правило, сопряженные роли и отдельные предметы, и занятие превратится в игру, так как мы создадим основу для развития игры» .

В процессе общения детей в игре, в разрешении спорных вопросов развивается способность аргументировать свои убеждения, выводы. Теоретико-экспериментальные исследования Н. Михайленко, Н. Кустовой выделяют в самостоятельной дидактической игре следующие умения, действия: распределение функций между участниками деятельности, объяснение, разъяснение правил, контроль за действиями партнеров по игре и за своими собственными. Исследования показали, что знание правил еще не обеспечивает игре совместного хода: дети должны осознанно относиться к правилам игры как к закону действий, обязательному для всех; дети должны осуществлять контроль за действиями играющих. Авторы делают вывод, что организация самостоятельной совместной деятельности зависит от строения самой игры, от особенностей ее правил, и, что эта проблема требует дальнейшего изучения. Дидактическую игру как форму обучения детей, рассматривает А. К. Бондаренко]. Автор в своем исследовании показала отличие дидактической игры как формы обучения от обычных занятий: дидактические игры содержат в большей мере загадки, предположения, головоломки, несущие в себе проблемность, которая является мощным стимулятором умственной активности детей. Работа Б. К. Дабыновой направлена на изучение положительного отношения к учебным задачам шестилетних детей и на возможность переноса положительного отношения к задачам в игровой форме на те, которые сходны по содержанию, но не имеют игровой формы. Полученные данные показали, что у старших дошкольников вначале формируется положительное отношение к тренировочным задачам, вследствие этого возникает понимание их подлинного смысла, что ведет к принятию собственно учебных задач. Формирование познавательного отношения к учебной задаче исследовала Н. Денисенкова. Она доказала, что принцип сочетания игровых и учебных форм на занятиях, постепенный переход от игры к учебным занятиям, специально разработанное познавательное содержание – достаточно эффективный метод.

Представленные в психолого-педагогической литературе исследования убедительно пока-

зывают, дидактическую игру можно рассматривать как переходную форму обучения дошкольников, в которой прослеживаются элементы двух типов ведущей деятельности (игровой и учебной), с постепенным нарастанием элементов учебной деятельности. Результат деятельности детей может быть облечен в продуктивную форму, чему способствует наглядное моделирование как средство обучения.

«Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, ВА Петровский и др.) – ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через «…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности…».

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.[14]

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста: в дошкольном – игровая.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть средством познания ребенком действительности.[15]

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. В игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради которой действует ребенок.

Использование дидактической игры как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Традиция использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф.Фребеля, М.Мантессори, Е.И.Тихеева, А.И Сорокина и др.[16]

В советской же педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А.Венгер, А.Л.Усова, В.Н.Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М.Богуславская, О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса, А.К.Бондаренко, и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется ее явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.[17]

Так, дидактическая игра способствует:

· Развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как-будто не вносят ничего нового в знания детей, он они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

· Обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

· Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.

· Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенка проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.

· Художественному воспитанию – совершая какое-либо действие ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.[18]

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непосредственного обучения.[19]

· Дидактическая задача – определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.

· Игровые действия. Игровая и дидактическая задача реализуется в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

· Игровые правила. Основная цель правил – организовывать действия, поведение детей.

· Дидактический материал и результат: средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал; результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач – показатель эффективности игры.

· Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.[20]

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.[21]

1. Игры с предметами в играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, качеством, цветом.

2. Игры с природным материалом всегда вызывают у детей желание живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, – все это используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр.

3. Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки» и др.

4. Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить сходства и различия алогизмы и суждения.[22]

Можно группировать игры и так:

1. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат:решить задачу, чему-то научиться. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

2. Игры-поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).[23]

3. Игры-предположения. «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.[24]

4. Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться составляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.[25]

5. Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения задачи.[26]

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие требования к ним:

· Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

· В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

· Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.[27]

Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.

1. В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.[28]

2. Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.

3. Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели – это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.

При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников:

1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровые умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером-сверстником.

3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т.д. чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры.[29]

Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.

· Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей.

· Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.