Руководства, Инструкции, Бланки

общее руководство это img-1

общее руководство это

Рейтинг: 4.2/5.0 (1793 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Новинки софта скачать

Скачать бесплатно Энн-Мари Галлахер. Викканская магия. Общее руководство


Викка - это направление в магии, которое появилось в Англии в 20 веке. Викканская магия опирается на традиции и мифологию народов мира, а основной ее принцип - "не навреди". Последователи Викки видят вселенную как единое целое и с уважением относятся к окружающему миру.

Это подробное руководство познакомит вас с викканской магией, а тем, кто с ней знаком, поможет расширить уже имеющиеся знания. Здесь есть все, что нужно знать о Викке: обычаи и традиции, визуализации, ритуалы, заклинания, техники предсказания и работы в священном круге, а также этикет ковенов (викканских общин).

Название: Викканская магия. Общее руководство
Год издания: 2007
Автор: Энн-Мари Галлахер
Издательство: Кладезь-Букс
Жанр: Эзотерика, Парапсихология
Количество страниц: 400
Формат: PDF
Язык: Русский
Размер: 187 Mb

Скачать Викканская магия. Общее руководство

Другие статьи

Общее руководство - это

общее руководство это: Смотреть что такое "общее руководство" в других словарях:

общее руководство качеством — административное управление качеством Те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством,… … Справочник технического переводчика

общее руководство в аварийных ситуациях — (напр. при форс мажорных обстоятельствах на АЭС) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN comprehensive emergency managementCEM … Справочник технического переводчика

Общее руководство качеством, административное управление качеством — те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Общее руководство качеством — 1 Общее руководство качеством Часть общей функции управления организацией, которая определяет цели и политику в области качества, а также осуществляет их с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Общее руководство конфигурацией при проектировании — 8.10. Общее руководство конфигурацией при проектировании Данная деятельность может осуществляться после установления требований, но наиболее целесообразна на стадии проектирования и продолжается в течение всего жизненного цикла продукции (5.2.6) … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р ИСО 14837-1-2007: Вибрация. Шум и вибрация, создаваемые движением рельсового транспорта. Часть 1. Общее руководство — Терминология ГОСТ Р ИСО 14837 1 2007: Вибрация. Шум и вибрация, создаваемые движением рельсового транспорта. Часть 1. Общее руководство оригинал документа: 3.10 вносимое усиление: Отношение между значениями показателя после и до внесения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р ИСО 8586-2-2008: Органолептический анализ. Общее руководство по отбору, обучению испытателей и контролю за их деятельностью. Часть 2. Эксперты по сенсорной оценке — Терминология ГОСТ Р ИСО 8586 2 2008: Органолептический анализ. Общее руководство по отбору, обучению испытателей и контролю за их деятельностью. Часть 2. Эксперты по сенсорной оценке оригинал документа: 3.4 воспроизводимость (reproducibility):… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р ИСО 14004-2007: Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования — Терминология ГОСТ Р ИСО 14004 2007: Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования оригинал документа: 3.1 аудитор (auditor): Лицо, обладающее компетентностью для проведения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р ИСО 13381-1-2011: Контроль состояния и диагностика машин. Прогнозирование технического состояния. Часть 1. Общее руководство — Терминология ГОСТ Р ИСО 13381 1 2011: Контроль состояния и диагностика машин. Прогнозирование технического состояния. Часть 1. Общее руководство оригинал документа: 3.4 анализ видов и последствий отказов (FMEA) [failure modes effects analysis… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р ИСО 17359-2009: Контроль состояния и диагностика машин. Общее руководство по организации контроля состояния и диагностирования — Терминология ГОСТ Р ИСО 17359 2009: Контроль состояния и диагностика машин. Общее руководство по организации контроля состояния и диагностирования оригинал документа: 3.2 неисправность (fault): Состояние объекта, когда один из его элементов или… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 50779.40-96: Статистические методы. Контрольные карты. Общее руководство и введение — Терминология ГОСТ Р 50779.40 96: Статистические методы. Контрольные карты. Общее руководство и введение оригинал документа: 10.2 Модифицированная контрольная карта или контрольная карта с модифицированными границами К особой разновидности… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги
  • Руководство по патологической физиологии (комплект из 4 книг). Руководство является систематическим изложением и обобщением многочисленных исследований по основным проблемам патофизиологии. В книге последовательно рассматривает основные разделы… Подробнее Купить за 2800 руб
  • Руководство к познанию российскаго законоискуства. Руководство к познанию российскаго законоискуства, / Сочиненное коллежским советником Захарием Горюшкиным, преподавателем сея науки в Императорском Московском университете и Благородном… Подробнее Купить за 1225 руб
  • Общее руководство по ремонту тормозного оборудования вагонов. Настоящее Общее руководство (далее - Руководство) устанавливает основные требования на ремонт, приемку и испытание после ремонта тормозного оборудования и тормозов грузовых и пассажирских… Подробнее Купить за 661 руб
Другие книги по запросу «общее руководство» >>

Конкретные функции управления - Студопедия

Конкретные функции управления

В больших организациях, имеющих многоступенчатую вертикальную структуру, полномочия первого лица по управлению организацией делегируются нижестоящим руководителям (заместителям этого руководителя, руководителям структурных подразделений, руководителям первичных коллективов). Кроме того, при управлении большой организацией возникает необходимость в выделении работников, которые разрабатывают проекты решений (планов, документов и т.п.), учитывают работы и расходы (учетчики, бухгалтеры и т.п.), многие другие работники. Совокупность служб и отдельных работников, осуществляющих руководство предприятием и его структурными подразделениями, образуют собой аппарат управления организацией.

Аппарат управления представляет собой систему взаимоувязанных и взаимодействующих звеньев (служб, отделов, секторов) и отдельных работников, наделенных соответствующими полномочиями и располагающими материально-технической базой для осуществления эффективного управления всеми сторонами деятельности объекта. В этой связи имеют большое значение выделение и классификация функциональной деятельности работников аппарата управления. Эти функции получили название производственно-хозяйственных или специфических, конкретных .

В условиях сельскохозяйственной организации можно выделить следующие конкретные функции управления.

Стратегическое планирование осуществляют в первую очередь директор организации и его заместители, которым помогают работники службы маркетинга и планово-экономической службы. Эти работы, как правило, включают в себя: разработку долгосрочных прогнозов, основных разделов бизнес-плана, технико-экономическое обоснование направлений капиталовложений, определение экономической эффективности подготовленных решений, разработку мероприятий по стимулированию деятельности всех участников производственного процесса в достижении заданного результата и т.д.

Общее (линейное) руководство предприятием и его подразделениями: решение проблемных вопросов развития хозяйства, мобилизация коллектива на их выполнение, контроль исполнения принятых решений, внешние связи предприятия. Организация работы коллективных органов управления предприятием (собрание акционеров, совета директоров)

Функции общего руководства выполняют руководители предприятий (их заместители), руководители производственных подразделений (заведующие производственными участками: бригадиры, заведующие фермами), руководители обслуживающих подразделений (заведующие ремонтными мастерскими, гаражом, начальник строительного цеха и т.п.), а также частично руководители ряда функциональных звеньев.

Функции общего руководства различаются в зависимости от уровня (ступени) управления и прямо связаны с иерархичностью структуры аппарата управления, т.е. с его построением по вертикали. Специализация работников по уровням управления составляет основу линейного (прямого) соподчинения.

Линейное управление производством: распределение материальных и трудовых ресурсов, контроль и регулирование хода производства, проведение диспетчерских совещаний, информационное обеспечение всех должностных лиц и тому подобное.

Управление трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива – функция, выполнением которой заняты, кроме руководителей организаций и подразделений, специалисты по кадрам, планово-экономического отдела. К числу их работ относятся: комплектование и учет кадров, подготовка, переподготовка и повышение их квалификации, научная организация труда и заработной платы, охрана труда и техника безопасности. Все большее значение приобретает создание благоприятного социального и психологического климата в трудовых коллективах.

Управление научно-техническим развитием производства (технологическое руководство) в современных условиях является одной из важнейших функций, которая обеспечивает разработку и внедрение прогрессивной технологии и связанной с ней технической подготовкой производства, с капитальным строительством. Также эта деятельность связана с реорганизацией производства и труда: участие в разработке организационно-производственной структуры хозяйства, специализации и концентрации производства по подразделениям и т.д.

В процессе выполнения этих действий составляются технологические карты, инструкции и другие руководящие документы.

Выполняют эту группу функций отраслевые специалисты: зоотехники, агрономы, ветеринарные врачи, частично инженеры, руководители обслуживающих подразделений и др.

Управлением материально-техническим снабжением и сбытом продукции в организациях в основном заняты руководитель организации и его профильные заместители, маркетинговая служба, заведующие складом. Очевидно, что в небольшой организации все эти функции будут в сфере деятельности заместителя директора по коммерции и, быть может, одного агента-экспедитора, совмещающего свою работу с работой шофера.

Бухгалтерский учет является одной из очень ответственных функций в управлении организацией. Он очень жестко регламентируется государством и служит двум целям:

­ составить руководству организации представление о финансовом состоянии организации в каждый конкретный момент времени (месяц, квартал, год) в целом и в разрезе основных статей прихода и расхода ресурсов;

­ представить государству и всем заинтересованным лицам сведения о финансовом состоянии организации, с четким выделением налогооблагаемых статей доходов организации и работающих в ней лиц.

В последе время очень большое внимание уделяют управлению финансами и финансовому управлению, зачастую смешивая представления об этом. В больших многопрофильных организациях выделение функции управления финансами вполне правомерно, так как очень часто проблемы управления заключаются в том, что на всех финансов не хватает. Надо прекрасно владеть ситуацией по поводу финансовых резервов, возможности их получения в будущем и оптимизации использования в настоящем. В больших сельскохозяйственных организациях для этой работы целесообразно выделение в помощь высшему руководству одного специалиста-аналитика. В общем случае указанные функциональные обязанности могут быть возложены на экономиста, но не на бухгалтера. Функциональные обязанности бухгалтера заключаются в адекватном отражении в отчетности всех оборотов денежных средств и материальных ресурсов.

Таким образом, весь комплекс указанных функций управления организацией можно разделить на функции: общего руководства, специализированного (функционального) и технического обслуживания. Соответственно и управленческий персонал принято делить на три категории: линейный, функциональный и вспомогательно- технический.

Работников управления, исходя из выполняемых ими функциональной роли и вида работ, можно разделить на три большие группы: руководители, к которым относятся работники, наделенные правом принятия решений, специалисты – работники, осуществляющие управление техническими, технологическими и другими отдельными процессами и элементами производства и обеспечивающие подготовку решений для руководителей по своей области деятельности; вспомогательно-технические работники. обеспечивающие первые две группы своевременной и достоверной информацией для принятия решений, создающие условия для реализации основных функций управления.

Специализация управленческих работников составляет основу функционального построения аппарата управления, тогда как специализация по уровням управления – основу линейного соподчинения нижестоящих вышестоящим.

Высокий уровень управления производством достигается тог­да, когда функции четко распределены между конкретными ис­полнителями и выполняются ими ответственно, при тесном взаимодей­ствии руководителей, специалистов и технических исполнителей.

Лидерство и руководство в организации

Лидерство и руководство в организации

ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО В ОРГАНИЗАЦИИ
План:

1. Общее понятие лидерства

2. Теории лидерства в западной психологии

3. Лидерство и руководство

4. Стили руководства и лидерства

5. Исследование перцептивных аспектов в системе "руководитель-подчинённый"
1. Общее понятие лидерства

Слово "лидерство" происходит от английского leader - ведущий, руководитель. Это один из механизмов интеграции групповой деятельности. Возникнув как результат общения и взаимодействия индивидов в составе группы, лидерство является сложным социально-психологическим феноменом.

В психологическом словаре лидерство - это социально-психологический феномен, который связан с динамическими процессами в малой группе; понятие, которое характеризует отношение доминирования и подчинённости в группе. Лидерство является результатом действия как объективных факторов (цели и задач группы в конкретной ситуации), так и субъективных (потребности, интересы, личностно-психологические особенности членов группы), а также это действия лидера как инициатора и организатора групповой деятельности.

Лидерство - это сложный социально-психологический процесс группового развития, когда отдельный индивид выполняет роль лидера, то есть объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия. В результате этого процесса происходит возникновение и дифференциация групповой структуры, её оптимизация и усовершенствование. Лидер - это такой участник группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение участников группы.

Лидерство рассматривают как один из процессов организации малой социальной группы и управление ею, оказывающее содействие достижению групповой цели в оптимальный срок и с оптимальным эффектом. А лидер - это участник группы, которая спонтанно выдвигает его на роль неофициального руководителя в условиях определённой специфической и довольно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацией общей деятельности индивидов для быстрейшего и успешного достижения общей цели.

Характеризуя понятие "лидер", нужно выделить несколько моментов.

Во-первых, лидера не выдвигает группа на соответствующую должность, он спонтанно занимает лидерскую позицию при открытом или скрытом согласии группы.

Во-вторых, он выдвигается на роль неофициального руководителя, с его личностью идентифицируется специфическая система групповых норм и ценностей, которая не исчерпывается системой официально признанных значений.

В-третьих, лидер выдвигается на соответствующую роль в условиях не только специфической, а и всегда довольно значащей для жизнедеятельности группы ситуации. Для того, чтобы стать лидером группы, индивид должен иметь определённую совокупность личностных, социально-психологических черт, в частности, довольно высокий уровень инициативности и активности, опыт и привычки организаторской деятельности, заинтересованность в достижении групповой цели, быть проинформированным относительно дел группы, товарищеским и привлекательным, а также отличаться высоким уровнем престижа и авторитетом в группе.

Укажем, что проблема лидерства привлекала внимание на протяжении многих столетий. Геродот и прочие античные философы, если описывали определённые исторические события, в центр ставили рассказ о действиях выдающихся лидеров - монархов, полководцев. Со временем этот вопрос рассматривали другие философы. Например, для Ницше стремление к лидерству - это проявление так называемого творческого инстинкта человека, лидер может даже игнорировать мораль как оружие слабых людей. Для Г.Тарда, наследование лидера - это основной закон социальной жизни. По 3. Фрейду, подавленное либидо (влечение) может переходить в стремление к лидерству. А толпа требует авторитета, который аналогичен авторитету отца для ребенка. В современной философии и социологии проблема лидерства является вопросом эмпирических исследований в малых группах, где проявляются психологические и социально-психологические аспекты лидерства.

В. Юрчук отмечает, что лидер – субъект-член группы (касты, альянса, богемы, бомонда, мафиозного клана), за которым участники альянса-группы и определяют приоритет принимать значимые ответственные решения в важных ситуациях. Лидер - это и высоко рейтинговая авторитетная личность, которая выполняет центрально-базальную (базисную, основную, врождённую) роль в организации, коррекции, регуляции, контроля совместной деятельности индивидов и регулирует взаимоотношения, взаимосвязи в группах.

Как пишет И. Ладанов, лидерство - это функция менеджмента. Сущность лидерства состоит в осуществлении целенаправленного влияния на исполнителей путем ведения их за собою к достижению цели. Чаще всего такое влияние происходит двумя каналами: авторитетным (подчинённые признают преимущества лидера перед другими соответственно его положению, опыту, мастерству, образованию и т.п.); харизматическими (харизма - милость Бога, одарённость, исключительность, непогрешимость, святость) свойствами (человечность, нравственность, то есть тех свойств, которые импонируют подчинённым).

В реальности всё это отображается в добровольном признании исключительности лидера, который побуждает к неуклонному следованию за ним, копированию его действий и в целом его поведения.

Диапазон разработки проблематики лидерства довольно широк, поэтому это предопределяет некоторые трудности систематизации теоретического и эмпирического материала.

Эту проблему, по мнению большинства учёных-психологов, целесообразно рассматривать в трёх аспектах:

1. Структурные характеристики лидерства.

2. Механизмы реализации лидерства.

3. Динамика хода этого процесса (развёрнутость во времени, от возникновения к изменениям, которые приведут к исчезновению лидерства).

Заметим, что не все выделенные аспекты нашли в литературе нужное освещение. Некоторые проблемы ожидают своих исследователей. В лабораторных экспериментах, которые еще в 50-х гг. XX в. проводили Р. Бейлз, Л. Картер, Ф. Слейтер, а также в теоретическом анализе группового поведения Д. Хоманса чётко прослежено, что выдвижение в лидеры зависит от вклада члена группы в решение групповой задачи. Исходя из разнообразия типов групповой активности, этот вклад дифференцировался в двух сферах:

- непосредственно связанный с решением групповой задачи (сфера инструментальной активности);

- опосредствованно связанный с решением задач (сфера эмоциональной активности группы).

Соответственно вышеупомянутым сферам, рассматривают две лидерские роли:

- инструментального (делового) лидера;

- экспрессивного (эмоционального) лидера.

Такую дифференциацию ролей со временем применяли во многих исследованиях, несмотря на значительные расхождения в интерпретации причин их возникновения.

Такое исследование под руководством Р. Кричевского проводили в спортивных баскетбольных командах. Одной из задач исследования было выявление требований, которые предъявляют роли лидера в команде другие её участники. Выяснилось, что среди черт, реализация которых оказывала содействие лидерству членов команды в сфере инструментальной активности, главными называли такие характеристики, как "играет на команду", "инициативный", "способен в трудную минуту взять всё на себя", имеет сильную "тактику"; в сфере эмоциональной активности: "коммуникабельный", "надёжный как товарищ", "чуткий, чувствительный", "внимательный", "доверяет товарищам в команде".

Как видим, в этих двух сферах лидеру предъявляют разные требования, а это предопределяет разные функции, которые должен выполнять инструментальный и экспрессивный лидер. В первом случае (собственное игровая деятельность) лидеры "работают" на организацию игровых действий спортсменов, управляют ими в ситуации игры. А во втором (межличностное общение) - оказывают содействие объединению команды, её интеграции, созданию в ней необходимого для успеха эмоционального расположения духа.

Лидер (руководитель) может применять власть к своим подчинённым. Укажем, что власть - это возможность влиять на поведение других (принуждением, влиятельностью, компетентностью, информационностью, должностным положением, авторитетностью, возможностью поощрять). Каждый вид власти отвечает конкретной ситуации.

Власть принуждением. Это побуждение людей к деятельности против их желания. Такой вид побуждения базируется на страхе перед наказанием. Как инструмент принуждения используют замечание, выговор, штрафы, увольнение, перевод на нижеоплачиваемую работу.

Власть влиянием. Взаимодействие лидера с влиятельными лицами даёт ему побочную силу власти. Подчинённые, которые общаются со своим лидером, ощущают не только его функцию власти, а и волю влиятельного лица, которое стоит над ним. От этого сила власти приобретает совокупный характер.

Власть компетентностью. Лидер, если профессионально подготовлен, имеет право быть экспертом и "арбитром" по многим производственных проблемам. Подчинённые воспринимают это как властный феномен.

Власть информационностью. Исполнители постоянно испытывают потребность в информации, лидер большей частью регулирует её доступ к конкретным лицам. Какая информация, такое и поведение людей.

Власть должностным положением. Чем выше должностная позиция лидера, тем выше степень его властного влияния на людей. Подчинённые, которые взаимодействуют со своим лидером в процессе делового общения, прежде всего сталкиваются с должностной позицией лидера - бригадиром, мастером, начальником цеха, директором. Процесс общения возникает по вертикали "руководитель-подчинённый".

Власть харизмой (авторитетом). Харизма - это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на проявлении личностных черт или способностей лидера.

Г. Мескон предлагает такие характеристики харизматичной личности:

- обмен энергией (создаётся впечатление, что эти лица излучают энергию и заряжают ею окружающих);

- убедительная внешность (не обязательно красивый, но привлекательный вид, имеет красивую осанку и прекрасно держится);

- независимость характера в стремлении к благополучию и уважению, не надеясь на других людей, кроме себя;

- риторические способности (в них есть умение говорить и способность к межличностному общению);

- восприятие увлечения своей личностью (они ощущают себя комфортно, если другие выражают увлечение им, не проявляя себялюбия);

- достойная и уверенная манера держаться (они выглядят собранными и владеют ситуацией).

Власть награждением. Люди легко подчиняются тем, кто имеет право и возможности награждать, так как все хотят больше получать, повышаться по службе, пользоваться признанием. Человек, который способен влиять на такие ценности, пользуется авторитетом, поэтому его власть может достигать значительных высот.
Характерные черты лидера
- обмен энергией (создаётся впечатление, что эти лица излучают энергию и заряжают ею окружающих);

- убедительная внешность (не обязательно красивый, но привлекательный вид, имеет красивую осанку и прекрасно держится);

- независимость характера в стремлении к благополучию и уважению, не надеясь на других людей, кроме себя;

- риторические способности (в них есть умение говорить и способность к межличностному общению);

- восприятие увлечения своей личностью (они ощущают себя комфортно, если другие показывают увлечение им, не проявляя себялюбия);

- достойная и уверенная манера держаться (они выглядят собранными и владеют ситуацией).

  • Лидера окружающие воспринимают по четырём основным моделям:

  • «Один из нас» - его образ жизни схож с образом жизни любого члена группы

  • «Лучший из нас» – пример для группы в личностных и профессиональных качествах

- «Воплощение добродетелей» - носитель общечеловеческих норм морали

- «Оправдание наших ожиданий» – постоянство поведенческих действий, независимо от обстановки, всегда верен слову, не допускает отклонения от выбранного группой курса

^ 2. Лидерство и руководство

Понятие лидерство и руководство тесно связаны между собой. Однако было бы ошибочно отождествлять их или противопоставлять.

В отличие от лидерства, руководство есть сугубо управленческий феномен. Еще Б. Паригин определил следующие различия между лидером и руководителем:

- руководитель назначается официально, а лидер выдвигается неофициально;

- руководителю определёнными законодательными актами, постановлениями или приказами даются определённые права и полномочия; лидер не имеет таких прав и полномочий, также не имеет формальных санкций, используя которые, мог бы влиять на участников группы;

- руководитель представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с её отношениями с другими группами; лидер ограничен в своей деятельности в основном сферой взаимоотношений в группе;

- руководитель перед законом, администрацией несёт ответственность за состояние дел в группе и за результаты её деятельности, лидер никакой персональной ответственности не несёт за состояние дел в группе, за то, что в ней происходит.

Как отмечают современные исследователи, лидерство и руководство - это формы социального взаимодействия и интеграции всех механизмов и способов социально-психологического влияния для достижения максимального эффекта в групповой деятельности.

Если лидерство по своей природе связано прежде всего с регулированием межличностных взаимоотношений, которые имеют неформальный характер, то руководство является средством регулирования официальных отношений в границах социальной организации.

Э. Кузьмин рассматривает руководство как процесс управления трудовой деятельностью группы, которая осуществляет руководитель как посредник социального контроля и власти на основании административно-правовых полномочий. Учитывая это, лидерство определяют как процесс внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления взаимоотношениями и деятельностью участников группы, благодаря индивидуальной инициативе участников. Кроме того, в психологической литературе отмечается, что руководитель, который тесно связан с официальной организацией группы, может эффективно осуществлять руководство только в том случае, если члены группы будут воспринимать его как лидера (в этом случае лидерство - важный вспомогательный фактор процесса руководства).

Принимая во внимание то, что деятельность руководителя более широкая, эффективность руководителя зависит от того, насколько он в своей деятельности опирается на лидеров, а они - поддерживают его. Исследователи считают, что искусство руководства - это в определённом понимании и умение координировать работу лидеров, опираться на них, то есть укреплять стойкость и жизнеспособность официальной организации, умело использовать и направлять в нужном направлении межличностные связи.

Общеизвестно из отечественных и западных исследований, что эффективность групповой деятельности значительно повышается, если руководитель и лидер - это одно лицо.

Несмотря на отличие в функциональных ролях лидера и руководителя, в психологических характеристиках их деятельности есть немало общих черт, что даёт основания описывать эту деятельность как похожую.

Итак, лидерство отображает отношения доминирования - подчинения, влияния, наследования в системе межличностного общения. Лидер в психологическом плане - эта всегда ведущий, за которым определяется центральная роль регуляции межличностных взаимоотношений в группе. Способность влиять на отдельных индивидов и группу, направлять их усилия на достижение целей группы определяет психологическую сущность лидерства. Авторитет лидерства и влияние имеют неформальный характер, формируются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового контроля.

Руководство (в отличие от лидерства) является официально регламентированным социально-организованным процессом.

Общее для лидерства и руководства - это возможность и способность развивать и применять власть, то есть влиять на поведение других людей или на ситуацию. Это влияние осуществляется с помощью разных мероприятий: авторитета, права принуждения, традиций, экономических механизмов. В зависимости от средств влияния выделяют такие разновидности власти: законную (традиционную), эталонную (базируется на примере), экспертную, которая базируется на знаниях и компетентности, основанную на насилии или вознаграждении и т.п..

Социально-психологическое содержание как лидерства, так и руководства состоит в том, что влияние и власть побудят подчинённых к определённому поведению соответственно требованиям группы и представлений руководителя или лидера.

В литературе описано много исследований, которые прослеживают особенности объединения лидерства и руководства в управленческой деятельности. Например, исследователи изучали научный коллектив с целью выяснить, как реализация руководителем определённой лидерской роли влияет на эффективность функционирования возглавляемого им научного подразделения. Специальным вопросником определяли удовлетворённость научных сотрудников разными аспектами членства в коллективе, то есть принадлежности к коллективу. Кроме этого, выясняли степень реализации руководителем двух лидерских ролей: - делового лидера, которая состояла из подролей критика, эрудита, генератора идей, организатора, научного авторитета; - эмоционального лидера, которая состояла из характеристик межличностных контактов членов коллектива, например, коммуникабельность и т.п..

Полученные данные дали возможность поделить все изученные коллективы, на две группы: с руководителем-лидером; с руководителем-нелидером. Рассматривали два типа лидерства - деловой и эмоциональный. В результате статистического анализа было выявлено, что возрастание удовлетворенности сотрудников членством в коллективе (принадлежностью к коллективу) связано в основном с лидерством руководителя в деловой (научной) сфере и мало зависит от выполнения им роли эмоционального лидера, наибольший удельный вес имели подроли научного авторитета и генератора идей.

На основании результатов исследования можно утверждать, что не совсем правомерен традиционный взгляд, согласно которому коллектив функционирует эффективнее, если его руководитель является одновременно и лидером. Принимая во внимание сложный характер лидерства в коллективе, необходимо уточнить, какую конкретно лидерскую роль выполняет руководитель. Важным условием эффективности коллектива является лидерство руководителя в превосходящем типе групповой деятельности (инструментальный тип лидера).
^ 4. Стили руководства и лидерства

Заметим, что в работах западных психологов понятие "лидер" и "руководитель" употребляют как тождественные. В английской, немецкой и других языках не существует дифференциации этих понятий. Оба явления обозначают одним словом - "лидер". Фактически типология лидерства К. Левина - это типология руководства. Стиль лидерства (руководства) (грец. stylos - палочка для письма) означает способ, приём, метод работы, характерную манеру обращения. Под стилем понимают типичную для лидера систему способов и приёмов влияния на подчинённых.

С точки зрения стиля и методов деление лидеров и руководителей на авторитарных и демократических ведет своё начало с 30-х гг. XX в. когда К. Левин, P. Липит и Р. Уайт проводили эксперименты, связанные с лидерством. В экспериментальной искусственной ситуации они исследовали трудоспособность, совместимость, уровень и характер общения в группах по условиям, когда в деятельности лидера обнаруживались черты то одного, то другого стиля руководства. Кроме того, были исследованы случаи, когда лидер не вмешивался в дела группы. Эксперименты К. Левина обнаружили, что идеальным стилем руководства, когда достигается оптимальный эффект деятельности группы, является демократический стиль.

Укажем, что в основу классификации стилей положен такой важный компонент поведения лидера, как его подход к принятию решений.

^ Авторитарный стиль. Лидер принимает решение единолично, определяет деятельность подчинённых и не дает им возможности обнаружить инициативу. Он "замыкает" всю деятельность на себя, и потому его подчинённые живут в мире слухов и догадок. Авторитарный лидер не учитывает межличностные взаимоотношения, сложившиеся в группе. В случаях, когда отсутствует авторитарный лидер, работа в его группе замедляется, а то и совсем прекращается. Как только авторитарный лидер выходит из комнаты, члены группы откладывают работу или резко снижают свою производительность.

В случае долгого отсутствия лидера такая группа не в состоянии самостоятельно продолжить и организовать эффективную деятельность и часто распадается.

^ Демократический стиль. Лидер привлекает своих подчинённых к процессу принятия решения на основе групповой дискуссии, обсуждения, стимулирует их активность. Демократического лидера, в отличие от авторитарного, члены группы воспринимают как "одного из нас". Он всегда опирается в организации деятельности как на помощь, так и на поддержку других. С готовностью передаёт свои полномочия подчинённым. При отсутствии такого лидера деятельность группы не прекращается и не снижается.

^ Либеральный (свободный) стиль. Лидер избегает непосредственного участия в принятии решения, предоставляет полную свободу участникам группы самостоятельно принимать решение.

Западные исследователи часто отходят от терминологии К. Левина или расширяют приведенную классификацию. В частности, как синоним авторитарного стиля используют термин "директивный" (волевой, жёсткий, единоличный, административный). Э. Дженингс выделяет бюрократическое лидерство, которое характеризуется высокой степенью применения соответствующих регламентаций и постоянным использованием процедур.

Синонимами демократического стиля служат такие термины, как "коллегиальный", "равноправный", "партнёрский", "консультативный", "стиль сотрудничества". Либеральный стиль лидерства называют анархическим (номинальный, свободный, попустительский, безвластный и т.п.). Этот стиль на практике - это отсутствие лидерства в прямом понимании этого слова.

У. Френч обнаружил, что свободный стиль лидерства приводит к безвластию, конфликтам и фрустрации (неудовлетворённости). Количество и качество выполненной работы значительно ниже, чем в случае демократического стиля лидерства. Однако свободный стиль лидерства приводит к более доброжелательным взаимоотношениям между членами группы, чем авторитарный.

Обобщая многочисленные исследования стилей руководства, Г. Андреева выделяет содержательную и формальную стороны (табл. 1).

Стили управления по Г.Андреевой


Формальная сторона стиля управления

^ Исследование перцептивних аспектов в системе "подчинен"

Вопрос координации групповой деятельности широко изучают многие науки. Особое внимание уделяют проблеме эффективности руководства. Кроме известных исследований влияния стилей руководства, специфических черт руководителя и подчинённых, ситуаций и других факторов на эффективность руководства, сегодня также актуальны исследования перцептивных аспектов системы "подчинен".

Невозможность адекватно объяснить процесс руководства с позиции "теорий черт" привела к разработке более эффективных подходов. Одним из них является подход, который предложили учёные Огайского университета.

В основе этого подхода заложен тезис о том, что деятельность индивида с позиции руководителя (лидера) предопределяется требованиями определённой позиции. Значительного распространения приобрели исследования низшего звена управления, то есть руководителей первичных коллективов. Признавая позицию руководителя определённого типа, авторы сделали выводы, что специфика этой позиции является "маргинальной". Что это означает?

Впервые понятие "маргинальный статус личности" было предложено в сфере социологии межкультурных отличий. Со временем этот термин начали использовать социальные психологи для выделения индивидов, которые находятся на грани двух или нескольких социальных систем (групп), но не принимаются ни одной из них как полноправные участники.

Маргинальный статус личности, которая выполняет роль руководителя, определяет, как отмечают большинство авторов, конфликтность её положения. Причины маргинальности позиции руководителя большей частью связывают с различиями ожиданий и требований администрации и подчинённых к поведению руководителей первичных коллективов.

Двойная позиция руководителя предопределяет внутреннюю её противоречивость, которая обостряет необходимость адекватного восприятия его своим окружением.

Эмпирическим показателем адекватности поведения руководителя является отношение к нему двух сторон - работников (подчинённых) и администрации, которая определяется степенью соответствия реального поведения ожиданиям. Именно это и определяет необходимость исследований перцептивных аспектов в системе "руководитель-подчиненный".

Виды социальной перцепции
Исследование перцептивных аспектов отношений руководства и подчинённых предусматривает изучение таких вопросов:

- восприятие руководителя высшим руководством;

- восприятие руководителя подчинёнными;

- особенности восприятия руководителя социальным окружением.

Наибольшее количество работ западных психологов связано с изучением восприятия руководителя высшим руководством и подчинёнными. В частности, М.Балм исследовал более тысячи руководителей первичной группы (коллектива) на девятнадцати предприятиях. Обнаружил, что руководителя, который идентифицирует себя с администрацией, оценивают "выше" как руководителя более продуктивной группы, чем того, кто в меньшей мере идентифицирует себя с администрацией. Также была прослежена интересная тенденция: руководитель более многочисленной группы в большей мере склонен идентифицироваться с администрацией.

Другие исследования удостоверяют, что представители администрации имеют тенденцию оценивать своих подчинённых выше по критерию эффективности, если они больше ориентированы на производительность, чем на отладку межличностных взаимоотношений.

Анализ западных исследований дал возможность Р. Стогдилу сделать такие выводы:

1. Руководителей, которые идентифицируют себя с организацией, "свыше" будут оценивать как более эффективных, они большей мерой удовлетворены своей работой, чем руководители, которые идентифицируют себя с подчинёнными или с внешней референтной группой.

2. Сходство в установках и восприятии ролей между руководителем и администрацией приводит к тому, что таких руководителей представители администрации оценивают как более эффективных.

В исследованиях Р. Лайкерта, например, выявлено, что реакция подчинённых на поведение руководителя всегда зависит от степени согласованности поведения руководителя с тем, как ее воспринимают подчинённые, с ожиданиями, ценностями подчинённых. По его мнению, руководство - это адаптивный процесс. Для того, чтобы быть эффективным руководителем, руководитель должен приспособить свое поведение соответственно ожиданиям всех тех, с кем ему приходится взаимодействовать. Главный вывод - чувствительность руководителя к ценностям и ожиданиям других является важной детерминантой эффективности. Соответственно этому разрабатываются соответствующие нормативы относительно восприятия руководителя подчинёнными.

В частности, во-первых, чтобы руководителя воспринимали подчинённые как "одного из нас". Во-вторых, как "подобного большинству из нас". В-третьих, как "лучшего из нас". И, в-четвертых, он должен оправдать ожидания подчинённых.

В отечественной психологии и психологии бывшего Советского Союза основным предметом психологии управления считали процесс общения в системе "руководитель -подчинённый", где выделяли коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты.

Обратим внимание на некоторые проблемы, которые связанные с перцептивным аспектом общения. Можно выделить два направления исследований. Во-первых, исследования, ориентированные на изучение процесса руководства с помощью методик, которые базируются на данных восприятия человека человеком; во-вторых, исследования собственно феноменов социальной перцепции на материале взаимоотношений руководителя и подчинённых. К первому типу исследований относятся такие, которые изучают мастера как руководителя на основании информации, полученной со стороны подчинённых и со стороны членов администрации, что можно объяснить спецификой позиции руководителя определённого типа. Эта специфика обусловлена умением мастера найти такую стратегию поведения относительно подчинённых и администрации, если он мог бы удовлетворить требования как одной, так и другой сторон.

В исследованиях А. Свенцицкого приведены результаты, которые свидетельствуют о том, что во многих случаях оценивания мастера работником-подчинённым резко отличается от оценивания мастера представителями администрации. Аналогичные данные получили и другие авторы.

Анализ оценок администрации лучших и худших с их точки зрения мастеров обнаружил, что статус мастера как формального лидера соотносится с оценками его деловых качеств, организаторских умений и привычек.

Исследование второго типа, которых очень мало, посвящены исследованиям проблем социально-психологической совместимости руководителя и коллектива, "согласованности и адаптивности функциональных, коммуникативных и личностных черт общающихся людей".

Возможны разные уровни социально-психологической совместимости руководителя и подчинённых, какие обусловлены представлениями подчинённых о месте руководителя как функционера производства. Исследование подтвердили положения О. Бодалёва, что среди факторов, которые детерминируют восприятие, познание и понимание людьми друг друга, большое значение имеет характер их взаимодействия и те социальные роли, которые люди выполняют один относительно другого.

Интересные результаты получил исследователь Р. Кричевский. По его мнению, "проблема эффективности управления группой тесно связанна со способностью руководителя адекватно оценивать членов группы и оценки руководителя должны определённым образом быть согласованы с групповым мнением". Значительные расхождения в оценках могут привести к конфликту между руководителем и группой.

Такие исследования поставили вопросы: "Есть ли связь между успешностью совместной деятельности и положительной оценкой личности руководителя?".

Результаты исследований, проведенные под руководством Г. Андреевой, обнаружили:

1. Руководителя первичного высокоэффективного коллектива положительно оценивают как высшее руководство, так и подчинённые. Руководителя низко эффективного коллектива две стороны оценивают как такого, который не отвечает их ожиданиям и требованиям.

2. В основе оценки, которую давали мастеру, заложены показатель производительности или непродуктивности труда этого мастера.

3. Оценивание подчинёнными руководителя более сложно и в определённой степени зависит от удовлетворенности их социально-психологической ситуацией в коллективе, их взаимоотношений.

Итак, подытожим: исследование перцептивных аспектов в системе "подчиненный-руководитель" имеют важное значение для решения практических задач руководства. Эти исследования могут быть основой для прогнозирования возможных конфликтов, а также диагностики и выявления их причин в системе "подчиненный-руководитель".
Задание: охарактеризуйте формальных и неформальных лидеров на отобранном Вами предприятии

Схожі:

17. Руководство, власть, лидерство в системе менеджмента
Модели менеджмента. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента

Руководство Общее руководство по организации Соревнования осуществляет мку «ск «Луч»
Заполярного района, привлечения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, профилактика преступности, наркомании и алкоголизма.

Методическое руководство по выполнению дипломного проекта
Методическое руководство по выполнению дипломного проекта для студентов специальности 080507 Менеджмент организации / Сост. Л. А.

Мотивационное лидерство основано на законе косвенного усилия
Вы делаете, а то – кем Вы являетесь. Это, однако, только частично верно. Лидерство, конечно, опирается на то, кто Вы, но и не отстранено.

Положение о проведении футбольного турнира «Ball der Freundschaft» «Мяч Дружбы»
Общее руководство по организации и проведению культурно-спортивного праздника возлагается на Омскую региональную молодежную общественную.

Очень многие неправомерно делят людей на только ведущих и только.
Лидерство проявляет себя многогранно и в самых различных жизненных ситуациях. В самой природе человека заложена потребность в уподоблении.

3. руководство проведением соревнований
Общее руководство соревнованием осуществляет Республиканское агентство по физической культуре и спорту и Федерация тайского бокса.

Отрабатываемые вопросы
Миссия генеральная цель организации. Факторы, определяющие миссию организации. Преимущества формирования миссии для организации сферы.

О проведении открытого чемпионата
Общее руководство по организации и проведению соревнований осуществляет управление по вопросам физической культуры и спорта Донецкой.