Руководства, Инструкции, Бланки

профессиональный стандарт специалист в сфере закупок должностная инструкция img-1

профессиональный стандарт специалист в сфере закупок должностная инструкция

Рейтинг: 4.4/5.0 (1850 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Переименование должности в связи с введением в действие профстандарта для специалиста в сфере закупок, Консультация от 29 июня 2016 года

Переименование должности в связи с введением в действие профстандарта для специалиста в сфере закупок

В настоящее время функции контрактного управляющего в учреждении исполняет экономист с высшим образованием и дополнительным профессиональным образованием в сфере закупок (256 часов). В связи с вводом профессионального стандарта "специалист в сфере закупок" обязательно ли с 01.07.2016 переименовывать должность "экономист" на должность "контрактный управляющий"?

Хотелось бы разобраться до конца. Прежде чем переименовать должность, необходимо знать в какую профессиональную квалификационную группу, к какому квалификационному уровню отнесена должность "контрактный управляющий", так как необходимо обосновать оклад по этой должности.

С другой стороны, если в должностную инструкцию "экономиста" входят функциональные обязанности и экономиста и функции контрактного управляющего, есть ли необходимость в переименовании должности? Штат нашего медицинского учреждения не позволяет по каждому новому требованию вводить в штат новые должности. Просто на работающих специалистов дополнительно возлагаются новые функциональные обязанности.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Купить документ Всего за 49 руб.

Идет завершение процесса оплаты.

Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.
После подтверждения оплаты, страница будет автоматически обновлена. обычно это занимает не более нескольких минут.

Приносим извинения за вынужденное неудобство.

Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: payments@kodeks.ru

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

всего за 49 руб.

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Если ошибка повторяется, напишите нам на spp@cntd.ru. мы разберемся.

Переименование должности в связи с введением в действие профстандарта для специалиста в сфере закупок

Другие статьи

Профессиональный стандарт специалист в сфере закупок должностная инструкция

Корпоративный семинар «Система профессиональных стандартов: готовимся к применению»
Реестр принятых профессиональных стандартов, законодательная база. Подготовка организации к применению профессиональных стандартов. Кадровые технологии, зависящие от введения профессиональных стандартов. Требования к кадровому делопроизводству в условиях внедрения профстандартов. Порядок приведения в соответствие наименований должностей в компании с профстандартами и квалификационными справочниками, корректировка должностных инструкций. Рекрутмент. Процедура отказа в приеме на работу. Изменение системы оплаты труда. Корректировка штатного расписания. Процедура подтверждения квалификации. Повышение квалификации работника в соответствии с профессиональными стандартами. Организация обучения работника в случае несоответствия профстандарту. Порядок перевода работника на другую должность или расторжение трудового договора по результатам оценки.

ФОРУМ

01 Окт, 2016 г. - 14:09

29 Сен, 2016 г. - 17:31

01 Окт, 2016 г. - 22:39

О сайте
Обсуждения, касающиеся работы сайта. Здесь Вы можете задавать вопросы о том, как пользоваться тем или иным сервисом.
Модераторы Skate. luna198. Евгений К.

08 Сен, 2016 г. - 16:53

Профессия, которой нет

Проект федерального закона № 1181957-6 "О внесении изменения в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации"

Предлагается дополнить ст. 360 Трудового кодекса РФ нормой, предусматривающей в качестве одного из оснований для проведения внеплановой проверки поступление в Роструд обращений граждан, информации от госорганов и местного самоуправления, профсоюзов или СМИ о фактах нарушения работодателями трудового законодательства, касающегося неоформления с работниками трудовых отношений, либо заключения гражданско-правовых договоров, вместо трудовых.

Проект Федерального закона № 1174985-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения размера и периода выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком"

Учитывая, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, оно должно оказывать помощь семьям с детьми и обеспечивать им эффективную поддержку. В связи с этим законопроектом предлагается увеличить размер и период выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста трех лет.

Проект Федерального закона № 1166412-6 "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ"

Законопроектом в Трудовой кодекс РФ вносятся изменения, по вопросам оплаты сверхурочной работы и оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни. Так ст. 152 ТК предлагается дополнить ч. 2, устанавливающей, что при подсчете сверхурочных часов работа в выходные и нерабочие праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не учитывается. Также вносятся изменения в ст. 153 ТК, регламентирующие оплату труда в выходные и нерабочие праздничные дни. В ст. 93 вносятся изменения технического характера.

Профессия, которой нет. Что включает профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок (Золотов А.)

Дата размещения статьи: 19.04.2016

В 2014 году, по данным опроса Центра Павла Левады, более 46% россиян работали не по специальности. Среди них и те, кто числился специалистом по госзакупкам, то есть работал по профессии, которой не существует.

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

В конце января в Минэкономразвития России состоялось заседание межведомственной рабочей группы Минэкономразвития РФ и Минобрнауки РФ по вопросу формирования системы подготовки и аттестации специалистов в сфере закупок. Тогда, в частности, речь шла о разработке методических рекомендаций по программам дополнительного профессионального образования и аттестации в сфере закупок.
Директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов заметил:
- Разработка методических рекомендаций обеспечит эффективную подготовку кадрового состава в сфере закупок, а также позволит повысить качество рынка образовательных услуг. Данные рекомендации разрабатываются для подготовки программ дополнительного профобразования и аттестации в сфере закупок, с учетом современных требований к качеству обучения и действующего законодательства.
При разработке проекта методических рекомендаций предлагается предусмотреть продолжительность освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в сфере закупок - не менее 108 академических часов.
Свое мнение на этот счет высказали эксперты. Например, Алексей Кузнецов, специалист по госзакупкам, отметил:
- Да, 108 часов - это уже хорошо. Возможно, станут меньше продавать "корочки" об окончании курсов по результатам 16-часовых семинаров. Это должно уйти в прошлое. Хотя, если эти образовательные стандарты будут носить рекомендательный характер, это ничего не меняет. Кто мешает сделать обучение, например, очно-заочным либо вообще дистанционным? Важно, чтобы была конкуренция среди обучающих центров. Хотелось бы, чтобы их было больше двух. Однако здесь важнее другое - должен быть разработан профессиональный стандарт! А его нет и поныне.

ЧТО ТАКОЕ ПРОФСТАНДАРТ?

Согласно ст. 195.1 Трудового кодекса РФ, профессиональный стандарт - это "характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности". Под квалификацией подразумеваются уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы сотрудника.
Профстандарт разрабатывается профессиональным сообществом, согласовывается с Национальным советом по квалификациям и утверждается приказом Минтруда. На его основании работодатель разрабатывает внутренние локальные акты, в том числе должностные инструкции. Пока, кстати, в России разработаны далеко не все необходимые стандарты профессий.
В пресс-службе Минтруда России нам сообщили, что уже существует проект Профессионального стандарта "Специалист в сфере закупок", подготовленный Минэкономразвития России. В Госдуме ждет своего часа законопроект N 537948-6 "О внесении изменений в статью 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации (в части законодательного закрепления обязательности применения профессиональных стандартов работодателями)". Он был принят в первом чтении 19 сентября 2014 года. Поправки должны были подготовить ко второму чтению в тридцатидневный срок. В заключении к законопроекту указывается, что Правительство доработало его таким образом, что профстандарты необходимо распространить и на государственные предприятия, и на частные компании.
Проектом предлагается ввести в Трудовой кодекс России отдельную статью 195.2, которая описывает применение профессиональных стандартов. С 2016 года стандарты работы станут обязательными для государственного сектора, с 2020-го - для всех остальных.
В 2014 году Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) поддержала поправки о профстандартах, но с оговорками. Ее руководитель Михаил Шмаков предлагает вводить стандарты не с 2016 года, а только с 2020-го и делать это с учетом мнений профсоюзов.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ СПЕЦИАЛИСТУ ПО ЗАКУПКАМ

Сегодня в профессиональной среде идут обсуждения профстандарта специалиста по закупкам. Ведь необходимость в этой специальности возникла вместе с введением в действие Закона о контрактной системе: закупками должен заниматься не просто ответственный сотрудник компании, а настоящий дипломированный специалист.
- Стандарт "Специалист в сфере закупок" предполагает наличие знаний, которых будет достаточно для выполнения функций на самом высоком уровне, - сообщили в Министерстве труда.
Согласно законопроекту, профстандарты будут в обязательном порядке применяться к сотрудникам государственных органов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ, иных организаций, в уставном капитале которых доля государства превышает 50%.

ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУ

В 2013 году премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы. Был создан Национальный совет профессиональных квалификаций при Президенте РФ. Кроме того, как сообщалось на сайте Правительства РФ, Министерству труда поручено совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей разработку профессиональных стандартов и их применение, включая правила разработки, утверждения и применения. Также в поручении говорилось о необходимости провести анализ потребности в разработке профессиональных стандартов, в том числе с учетом государственных программ и планов мероприятий ("дорожных карт") по приоритетным направлениям развития экономики страны.
Минтруду поручено подготовить предложения по дальнейшей разработке профессиональных стандартов на 2015 - 2020 годы начиная с IV квартала 2014 года.
Также ведомству предстоит доработать информационный ресурс по вопросам профессионального развития (информация о потребности в кадрах, профессиях, возможности получения образования и трудоустройства на базе действующих информационных ресурсов); подготовить методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов.
Министерству труда России также было поручено разработать и внедрить механизм независимой оценки профессионального уровня квалификации работников на основе профессиональных стандартов, а также разработать новую версию Общероссийского классификатора занятий и национального классификатора профессиональных стандартов. Работа, конечно, идет. Но быстро ее не выполнить, поскольку в ней участвуют множество заинтересованных профессиональных сообществ. К тому же это новая профессиональная переквалификация может повлечь повальные кадровые увольнения и перестановки. После того как стандарты все же примут (обещают уже в 2015 году), надо будет вносить поправки в законы, например о государственной гражданской службе Российской Федерации, муниципальной службе и др. Кроме того, законодателю предстоит связать профессиональные стандарты с образовательными. А это также потребует много времени.

Издательство Аюдар

Профессиональные стандарты в сфере закупок

С июля 2016 года применение профстандартов может стать обязательным для учреждений. А значит, руководителям АУ нужно уже сегодня обратить внимание на те стандарты, которые относятся к деятельности возглавляемых ими учреждений (например, определяют требования к сотрудникам по закупкам).

консультант по социальной политике Института экономики города

С июля текущего года применение профессиональных стандартов может стать обязательным для государственных и муниципальных учреждений. А значит, руководителям АУ нужно уже сегодня обратить внимание на те стандарты, которые относятся к сфере деятельности возглавляемых ими учреждений. В то же время большинству АУ полезно изучить стандарты, определяющие требования к сотрудникам по закупкам.

Впервые понятие «профессиональный стандарт» появилось в нормативной правовой базе более трех лет назад – в так называемом майском указе Президента РФ [1]. В этом документе шла речь о необходимости подготовить и направить в Государственную Думу проект федерального закона о внесении в законодательство РФ изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, сформировать план их разработки и принять не менее 800 профстандартов. В декабре 2012 года в Трудовом кодексе появилось определение профессионального стандарта – под ним понималась характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления какого-либо вида профессиональной деятельности [2]. А в январе 2013 года Правительство РФ приняло Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов [3]. После этого Минтруд начал разработку самих стандартов и ведение их реестра на специализированном сайте profstandart.rosmintrud.ru.

С 1 июля 2016 года вступают в силу новые изменения, внесенные в ТК РФ [4]. которые, в частности, предоставляют Правительству РФ право устанавливать с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений особенности применения профстандартов в части требований, обязательных для применения государственными или муниципальными учреждениями, а значит, и автономными учреждениями. Очевидно, что данное право будет реализовано, хотя, скорее всего, не по всем принятым стандартам.

Согласно Правилам № 23 профессиональные стандарты применяются:

  • работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  • образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  • при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

В данной статье рассмотрим два профессиональных стандарта в сфере закупок [5]. утвержденные осенью 2015 года. Они могут относиться к сотрудникам автономных учреждений, которые занимаются закупками как в рамках Закона № 223-ФЗ [6]. так и (в установленных случаях) в рамках Закона № 44-ФЗ [7]. Разработчиками стандартов являются Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Междисциплинарный академический центр социальных наук «Интерцентр» и Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций.

Профстандарт «Специалист в сфере закупок»

Наименование вида профессиональной деятельности, на который распространяется данный стандарт, сформулировано как деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд. Таким образом, документ охватывает закупки в рамках законов № 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Стандарт включает в себя четыре обобщенные трудовые функции и соответствующие каждой из них трудовые функции (всего девять):

С 1 июля вступают в силу профессиональные стандарты в сфере закупок

С 1 июля вступают в силу профессиональные стандарты в сфере закупок

Департаментом развития контрактной системы Минэкономразвития России подготовлено письмо по вопросу о реализации профессиональных стандартов "Специалист в сфере закупок" и "Эксперт в сфере закупок" подготовлено письмо от 6 апреля 2016 г. Д28и-841.

В указанном письме говорится, что в соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Согласно пункту 5 статьи 39 Закона № 44-ФЗ заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Вместе с тем в соответствии с частью 23 статьи 112 Закона до 1 января 2017 г. работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, до 1 января 2017 года работник контрактной службы или контрактный управляющий могут иметь профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а с 1 января 2017 года должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Действие статьи 9 и части 23 статьи 112 Закона распространяется на всех государственных и муниципальных служащих, в чьих должностных регламентах есть обязанности в сфере закупок, в части прохождения ими профессиональной подготовки или повышения квалификации по программам дополнительного профессионального образования в сфере закупок до 1 января 2017 г.

В соответствии с Федеральным Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" с 1 июля 2016 года вступит в силу часть 3 статьи 195 (имеется в виду статья 195.3) Трудового Кодекса Российской Федерации, согласно которой, если указанным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Профессиональный стандарт в соответствии с пунктом 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23, применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Таким образом, учитывая, что законодательством Российской Федерации в сфере закупок установлены требования к квалификации, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Специалист в сфере закупок

Специалист в сфере закупок

Реестр трудовых функций

Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги
5
Подготовка закупочной документации
5
Обработка результатов закупки и заключение контракта
5
Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
Составление планов и обоснование закупок
6
Осуществление процедур закупок
6
Экспертиза результатов закупок, приемка контракта
Проверка соблюдений условий контракта
7
Проверка качества представленных товаров, работ, услуг
7
Контроль в сфере закупок
Мониторинг в сфере закупок
8
Аудит и контроль в сфере закупок
8

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД)

70.12 Покупка и продажа собственного недвижимого имущества
70.2 Сдача внаем собственного недвижимого имущества
74.14 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления
75.1 Государственное управление общего и социально-экономического характера
75.11.3 Деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера
75.14 Вспомогательная деятельность в области государственного управления
75.30 Деятельность в области обязательного социального страхования
99 Деятельность экстерриториальных организаций

Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)

111. Руководители (представители) органов законодательной власти и правительства
121. Руководители учреждений, организаций и предприятий
122. Руководители специализированных (производственно-эксплуатационных) подразделений (служб)
241. Специалисты по предпринимательской деятельности и кадрам
2411. Бухгалтеры и специалисты по финансам и кредиту
242. Специалисты в области права
2421. Юристы

Наименование разрабатываемого профессионального стандарта Специалист в сфере закупок

Регистрационный номер 558

Вид профессиональной деятельности Деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд

Код профессиональной деятельности 08.026

Наименование ответственной организации-разработчика РАНХиГС

Должность и ФИО руководителя Проректор Арефьев Дмитрий Александрович

Наименования организаций-разработчиков Автономная некоммерческая организация Междисциплинарный академический центр социальных наук «Интерцентр», город Москва
Всероссийский профессиональный союз работников аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций, город Москва

Основание разработки Государственный контракт

Планируемая дата завершения 14.11.14

Номер приказа 625н

Дата утверждения 10.09.15

Сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта

Информация о результатах профессионального обсуждения

Информация о результатах общественного обсуждения

Информация о результатах рассмотрения в федеральных органах исполнительной власти

Информация о результатах рассмотрения экспертным советом

1. Как работодателям подготовиться к введению профстандартов (в частности, какие изменения вносить в локальные нормативные акты и должностные инструкции (квалификационные характеристики))?

Вопрос. Как работодателям подготовиться к введению профстандартов?

Пока идет сам процесс принятия профессиональных стандартов, готовиться работодателям никак не надо. Необходимо контролировать выход профессионального стандарта по тем профессиональным направлениям (должностям и профессиям), которые есть в данной организации. Работодатель может принять участие в общественном обсуждении такого стандарта или уже принять его как данность после утверждения Минтрудом.

После выхода профессионального стандарта работодателю необходимо в первую очередь обратить внимание на дату, с которого он вводится в действие и изучить квалификационные требования, прописанные в нем, а также как описана трудовая функция и трудовые действия.

Вся эта информация необходима работодателю для корректировки должностных инструкций (при их наличии) или иных документов, которые у работодателя регулирую эти вопросы (например, положения о структурных подразделениях, положения по аттестации рабочих мест, положения по оплате и др.)

2. Последствия приема на работу в государственное учреждение работника, не соответствующего профессиональному стандарту.

Вопрос. Последствия приема на работу в государственное учреждение.

Если вопрос относительно того насколько жестко коммерческие организации могут придерживаться принятых профессиональных стандартов сейчас является дискуссионным (так как в коммерческой организации работодатель может придумывать самостоятельные наименования должностей и профессий, правда только при условии, что по ним нет государственных гарантий, ограничений, компенсаций), то в государственных учреждениях профессиональные стандарты будут применяться как обязательные для определения наименования должностей и прописания квалификационных характеристик.

В связи с принятием профессиональных стандартов согласно ст. 195.1. Трудового кодекса при необходимости вносятся корректировки в единые тарифно-квалификационные справочники (как например, уже произошло с такой должностью как «инженер по охране труда» которая исключена из ЕТКС) – которые как раз и являются обязательными для организаций, бюджетной сферы.

3. На сколько Профстандарты будут соответствовать ситуации названий должностей на рынке труда? Сейчас существует очень много менеджеров, чьих должностей нет в ЕТКС и ЕКС, соответственно трудовую функцию и соответствие занимаемой должности работодатели определяют с помощью должностных инструкций, что тоже выход. Решится ли эта ситуация с помощью новых Профстандартов или они будут опаздывать за изменениями, как ЕТКС?

Профессиональные стандарты определят требования к стандартизированным функциям, которые есть в подавляющем большинстве компаний, например, расчет заработной платы, подбор персонала, ведение кадровых документов и т.д. а новые прогрессивные позиции, как правило, появляются точечно, при появлении в работе неких новационных функций, поэтому ни профессиональные стандарты, ни ЕТКС не могут успеть за ними, так как последние выполняют описательную роль того, что уже существует на рынке и достаточно сильно распространено до уровня – типовых, стандартных функции.

Но так как у работодателя нет запрета на создание новых должностей, профессий, в связи с появлением новых задач, работ, функций – то соответственно профессиональные стандарты и ЕТКС, что очень важно, не вредят и не мешают их появлению.

4. Что изменится с введением профстандарта? Станет ли жизнь работника и работодателя легче или труднее?

Вопрос. Что изменится с введением профстандарта?

В чем то станет легче, в чем то труднее. Однозначно проще работодателю будет теперь разрабатывать должностные инструкции, определять квалификационные требования к работникам при приеме на работу, проводить оценку и аттестацию работников.

В чем станет сложнее, так это в первых организационных мероприятиях по приведению в соответствие внутренних кадровых документов требованиям принятых профессиональных станадартов.

5. Профстандарт четко устанавливает функции, которые обязан выполнять работник, требования к его квалификации, становится новой базой для формирования систем аттестации, сертификации персонала и оплаты труда.
Соглашусь, что конкретные критерии, жестко сформулированные в стандарте, помогут выявить пробелы в образовании кандидата на работу (ведь принимая на работу специалиста, мы прежде всего ориентируемся на документы, представленные кандидатами: диплом об образовании, документы о прохождении повышения квалификации и т.д.) или и в компетенциях уже работника организации. И тогда будет ясно, какая помощь кому требуется: стажировка, переподготовка, временный перевод на другую должность в период прохождения обучения и только в крайнем случае отстранение от должности (но тут нужна будет основательная мотивировка, создание аттестационной комиссии и др. процедуры).

Успокаивает то, что обещанное введение профстандартов – пролонгированный процесс, что через постепенное введение и применение профстандартов на практике будут выявляться пробелы, недочеты и выстраиваться методическая база обучающих центров и образовательных учреждений всех уровней для подготовки специалистов в соответствии и с профстандартами. Одно но: что недобросовестный работодатель предпримет с «неугодными» ему работниками, которые «как бы» не будут соответствовать профстандартам?

Так как прямого основания для прекращения трудового договора с таким работником Трудовой кодекс не устанавливает, все равно вот так вот просто уволить работника в связи с «несоответствие профессиональному стандарту» работодатель не сможет. Максимум через процедуру проведения аттестации работника, которая не такая уж простая и очень часто оспариваемая в судебном порядке.

6. Удивило (если не шокировало) следующее: «…для осуществления воспитательной работы учитель должен обладать восемнадцатью различными умениями и навыками, для успешного развития ребенка – двадцатью». Не слишком ли много для одного человека?
И будет ли объективным справедливым и законным отказать в работе человеку, который, по мнению аттестационной комиссии, не обладает некоторыми из них?
И вопрос: а являются ли таковыми специалистами и сами представители аттестационной комиссии. Риторический вопрос: «а судьи кто?»

Относительно «а судьи кто» меня так же очень интересует вопрос, на одном из последних заседаний В.В. Путин высказал намерение на создание специальных центров оценки профессиональному уровню. Это кстати, достаточно распространенная практика во многих западных странах. До создания таких центров оценку будут производить внутренние аттестационные комиссии работодателя и в случае дальнейшего конфликта между работником и работодателем одним из вопросов, скорее всего и будет касаться состава аттестационной комиссией.

При этом, аттестационная комиссия обязана производить оценку по квалификационным характеристикам, знаниям, умениям, а не личным характеристикам соискателя или работника. Поэтому, конечно, кто будет производить такую оценку – принципиально важный вопрос. В любом случае, любой работник или соискатель может оспорить решение аттестационной комиссии вынеся его на усмотрение комиссии по трудовым спорам, инспекции труда или суда, если не будет согласен с тем является ли решение комиссии объективным и достоверным.

Поэтому во многих отраслях сейчас и набирает обороты добровольная сертификация специалистов. В частности, наш Институт этот проект запускает в этом году и любой желающий сможет пройти такую сертификацию подтвердив свой профессиональный уровень.

В данном случае, понятно, что такая отраслевая сертификация будет производится именно теми, кто работает в данной сфере и вопрос некого «необъективизма» скорее всего будет минимизирован. Понятно, что спрос рождает предложение и наверное будут и те, кто будет производить эту сертификацию просто за деньги. Плати деньги – и ты сертифицирован. Вот тут то как раз по прошествии некого времени рынок и выстроит свое отношение к определнным сертификациям, кому верить, кому нет, некий «квотум доверия».

Мы в своей сертификации сразу задаем высокую планку, чтобы человек, имеющий наш сертификат действительно имел и подтвердил свой профессиональный уровень.

7. Как Вы думаете, надо ли будет вносить в трудовые договоры и книжки работников записи об изменении их профессии или должности, если таковые изменятся в соответствии с классификатором профессиональной деятельности?

На сегодняшний момент вопрос и технология создания (признания) такого центра только разрабатывается. Все еще в проекте и пока говорить о чем-то рано, в том числе о тех требованиях, которые будут устанавливаться к данному центру или центрам (если их будет несколько).

Добровольная сертификация – это сертификация при организациях, которые такую сертификацию проводят (у них есть такой вид деятельности). Это, как правило, организации эксперты в своей отрасли, которые сертифицируют конкретного человека, подтверждая его высокий уровень квалификации в определенной сфере, например «профессиональный бухгалтер», «профессиональный аудитор» и т.д.

В данном случае как раз студенту, который только закончил учебное заведение сертифицироваться вряд ли удастся, так как в сложившейся практике при сертификации требуется подтверждение достаточного практического опыта и успешно реализованных проектов.

8. Я увидела, что Валентина Васильевна Митрофанова в составе рабочей группы по разработке проф. стандартов. Я обучаюсь как раз в ее Институте профессионального кадровика. Отсюда вопрос: будет ли котироваться на рынке труда наш диплом о переквалификации? И подходить под профстандарт кадровика?

Естественно будет. При этом, наш Институт профессионального кадровика входит в состав рабочей группы по профессиональному направлению «Управление персоналом» и по обобщенной трудовой функции «Кадровое делопроизводство» именно мы писали трудовую функцию и трудовые действия. Естественно, что наши учебные программы разрабатываются с учетом требований рынка и возможностей сразу на практике применять все полученные знания.

Если для занятия определенной должности необходимо будет иметь дополнительные программы профессиональной переподготовки (более 500 часов) – то наш диплом и закроет данные требования. Наше обучение является лицензированным и диплом о профессиональной переподготовке будет подтверждать наличие специального образования у работника и его соответствие квалификационным характеристикам.

Если для занятия определенной должности будет требоваться повышение квалификации (от 72 часов), то любой специалист сожжет пройти у нас обучение и получить удостоверение о повышении квалификации, либо пройти программу профессиональной переподготовки, которая по количеству часов превысит даже установленные требования профессионального стандарта о повышении квалификации.

9. Минтруда России прорабатывает подходы к созданию базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. На ваш взгляд, сколько таких центров будет создано в России? Как скоро они появятся в сфере образовании. Требования к такому центру достаточно жесткие. «При отборе организации целесообразно применение следующих основных критериев:

  • Участие в международных организациях, проектах, доступ к международным профессиональным стандартам, моделям компетенций и методикам проектирования образовательных программ.
  • Наличие положительного опыта работы с бизнесом, в том числе, опыта адаптации учебных программ под задачи бизнеса и опыта координации процесса обучения на конкретных кейсах.
  • Высокий уровень квалификации преподавательского состава, наличие преподавателей с практическим опытом работы на производстве в последние 5 лет.
  • Наличие действующей системы дистанционного обучения, а также опыта создания дистанционных курсов и проведения вебинаров.
  • Наличие соглашений с ведущими производителями промышленного и технологического оборудования.
  • Наличие апробированных бизнесом методик и опыта разработки диагностических материалов, профессиональных стандартов, моделей компетенций, регламентов оценки компетенций, рамок квалификаций.
  • Наличие широкого количества учебных программ и опыта их реализации по рабочим профессиям».


Замминистра Любовь Ельцова отметила создание « …системы эффективной оценки качества подготовки выпускников и добровольная сертификация квалификаций».

Что такое «добровольная сертификация квалификаций» - определение уровня квалификации специалиста-выпускника?

На сегодняшний момент вопрос и технология создания (признания) такого центра только разрабатывается. Все еще в проекте и пока говорить о чем-то рано, в том числе о тех требованиях, которые будут устанавливаться к данному центру или центрам (если их будет несколько).

Добровольная сертификация – это сертификация при организациях, которые такую сертификацию проводят (у них есть такой вид деятельности). Это, как правило, организации эксперты в своей отрасли, которые сертифицируют конкретного человека, подтверждая его высокий уровень квалификации в определенной сфере, например «профессиональный бухгалтер», «профессиональный аудитор» и т.д.

В данном случае как раз студенту, который только закончил учебное заведение сертифицироваться вряд ли удастся, так как в сложившейся практике при сертификации требуется подтверждение достаточного практического опыта и успешно реализованных проектов.

10. Как Вы думаете, надо ли будет вносить в трудовые договоры и книжки работников записи об изменении их профессии или должности, если таковые изменятся в соответствии с классификатором профессиональной деятельности?

Если в конкретной организации в связи с изменением классификатора профессиональной деятельности будут вводиться новые должности (профессии) и упраздняться существующие или они будут переименовываться, то да, естественно такая запись должна быть внесена в трудовую книжку в обязательном порядке. Эта запись будет внесена как запись о переводе.

Статьи

Профессиональный стандарт специалиста по закупкам: компетенции заказчика

Профессиональный стандарт специалиста по закупкам: компетенции заказчика

Разберем в статье, как применять профстандарт специалиста в сфере закупок для составления паспорта профессиональной компетенции и чего не хватает, чтобы оценка компетенций специалистов по закупкам позволила бы выбрать лучших из лучших.

Программы профессиональной переподготовки наконец получили единую методическую основу: приказ Минтруда утвердил профстандарт "Специалист в сфере закупок", и его с 1 июля 2016 г. обязаны будут применять все заказчики. Авторы статьи разбирают, как применять профстандарт для составления паспорта профессиональной компетенции и чего не хватает, чтобы оценка компетенций специалистов позволила бы выбрать лучших из лучших.

Комментарии экспертов по профстандарту специалиста в сфере закупок, вы найдете в Электронной системе "Госзаказ"

С момента выхода Закона № 44-ФЗ редко кто из действующих лиц контрактной системы не задавался вопросом: как подступиться к одному из главных базисов закона, принципу профессионализма? Что вложить в определение «профессионал»? Лишь осенью прошлого года приказ Минтруда России от 10.09.2015 № 625н утвердил профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок», подведя тем самым единую основу к оценке компетенций контрактных управляющих.

Профстандарт определяет, каков должен быть уровень квалификации работника для компетентного выполнения должностных обязанностей в рамках требований к конкретной должности.

Профстандарт разработан для таких должностей, как:

  • специалист по закупкам;
  • работник контрактной службы;
  • контрактный управляющий;
  • старший специалист по закупкам;
  • консультант по закупкам;
  • ведущий специалист;
  • заместитель руководителя подразделения;
  • руководитель подразделения.

Профессиональный стандарт дает характеристики трудовых функций, на основе которых теперь начнется разработка единых подходов к оценке профессиональных компетенций.

Обобщенные трудовые функции специалиста по закупкам

Профстандарт включает в себя 4 обобщенные трудовые функции, которые ранжированы и разделены на уровни квалификации специалиста по закупкам (схема):

  • обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд;
  • осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд;
  • экспертиза результатов закупок, приемка контракта;
  • контроль в сфере закупок.

Схема. Структура трудовых функций профессионального стандарта специалиста в сфере закупок

Состав профессиональных компетенций специалист в сфере закупок

Соотношение уровней квалификации и профессиональных компетенций — ключевой вопрос, без решения которого весьма проблематично требовать от работника готовности к высокопрофессиональной закупке. Если уровни квалификации дают представление о трудовых функциях, требованиях к образованию, то профессиональные компетенции раскрывают требования к уровню профессионализма работника и позволяют определить инструментарий его оценки.

Можно ли уже сейчас, используя профстандарт, начать создавать программы профпереподготовки на основе единых стандартов?

К сожалению, нет. В Методических рекомендациях по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (далее — Методические рекомендации), утвержденных Минобрнауки России 22 января 2015 г. дословно говорится: «…в рамках профессиональной переподготовки может быть освоена одна обобщенная трудовая функция». Притом что в тех же Методических рекомендациях для начала нужно найти федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС), отвечающий направленности программы, и сопоставить зафиксированные в нем требования с описанием квалификации в профессиональном стандарте.

Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок должен дать ответ, как специалист должен делать свою работу. Применение его на практике позволит решить проблемы, представленные в матрице «Практическое применение профессионального стандарта специалиста в сфере закупок» (табл. 1).

Таблица 1. Матрица «Практическое применение профессионального стандарта специалиста в сфере закупок»

Пример программы профессиональной переподготовки специалистов по закупке

Допустим, нам нужно описать обобщенную трудовую функцию «Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд». Она включает две трудовые функции:

  • составление планов и обоснование закупок;
  • осуществление процедур закупок.

За основу возьмем ФГОС высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» (уровень магистратуры) от 30.03.2015 № 322, который наиболее близко подходит при оценке профессионализма работника.

Среди профессиональных компетенций остановимся, к примеру, на ПК-5: владение методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде. Соответствие компетенции трудовым функциям специалиста в сфере закупок представлено в таблице 2, где под профессиональной компетенцией понимается владение методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде.

Таблица 2. Паспорт профессиональной компетенции в соответствии с профессиональным стандартом специалиста в сфере закупок

Уровни сформированности компетенции

Высокий (превосходный) уровень

— навыками организации на стадии закупок консультаций с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг с учетом методов экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде;
— навыками организации общественного контроля осуществления закупок;
— навыками организации утверждения плана закупок и плана-графика

Повышенный (продвинутый) уровень

— навыками разработки плана закупок и осуществления подготовки изменений для внесения в план закупок;
— навыками обеспечения подготовки обоснования закупки при формировании плана закупок;
— навыками организации уточнения в рамках обоснования цены контракта и ее обоснования в извещениях об осуществлении закупок, приглашениях к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Пороговый (базовый) уровень

— навыками размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, публикациях в печатных изданиях плана закупок и внесенных в него изменений;
— навыками обработки, формирования и хранения данных


Такого рода подход к формированию профессиональных компетенций специалистов, осуществляющих закупки в г. Москве, внедрен при реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (120 ч) «Управление государственными и муниципальными закупками» в ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы». Программу реализуют преподаватели кафедры управления государственными и муниципальными закупками, которую возглавляет Г. В. Дегтев, доктор юридических наук, руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике. Также к проведению практических занятий, кейс-семинаров, круглых столов широко привлекаются практики, обладающие опытом управления закупочной деятельностью. Выбор ФГОС 38.04.02 «Менеджмент» обусловлен целями и задачами программы «Управление государственными и муниципальными закупками». Разумеется, данный подход носит дискуссионный характер, оценить его можно лишь по динамике развития профессионализма специалистов в сравнении до и после освоения программы.

Разработка паспорта профессиональной компетенции, соответствующей той или иной трудовой функции профессионального стандарта специалиста в сфере закупок, — это только начало процесса формирования профессиональных компетенций. Следующий важный шаг — разработка фонда оценочных средств, позволяющих не только определить уровень профессиональной компетенции, но и предложить работнику траекторию индивидуального профессионального развития. Тесты в данном случае не являются основным фактором определения уровня развития профессиональной компетенции. Но это тема отдельной статьи. А в нашем случае необходимо понимать, что принятый профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок — это только в первый шаг в решении проблемы повышения профессионализма заказчика.