Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция контролера профессионального участника рынка ценных бумаг img-1

должностная инструкция контролера профессионального участника рынка ценных бумаг

Рейтинг: 4.1/5.0 (1846 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Функции контролера профессионального участника рынка ценных бумаг - юридическое сопровождение инвестиционной компании, соблюдение профучастником лицен

НОВАЯ УСЛУГА - ВЫПОЛНЕНИЕ ФУНКЦИЙ ШТАТНОГО КОНТРОЛЕРА

В связи с повышенным спросом на отдельные услуги ЮК "ДЕКАРТ" мы разработали для наших клиентов новую услугу - комплексное юридическое сопровождение деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг, куда также входит выполнение функций штатного контролера, от 45 тыс. руб. до 90 тыс. руб./мес. в зависимости от видов деятельности, количества клиентов и объема совершаемых операций.

В комплексное сопровождение деятельности профессионального участника входит:

  1. выполнение функций штатного контролера, установленных разделом 4 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного Приказом от 24.05.2012 № 12-32/пз-н;
  2. контроль выполнения функций штатного контролера и ответственного сотрудника - специального должностного лица в сфере ПОД/ФТ (составление ежеквартных отчетов);
  3. подготовка и направление всех видов отчетов, согласований и уведомлений профессионального участника в Банк России (ранее - ФСФР России) на основе предоставленных клиентом данных (ф. 1100, 010, 020, расчет собственных средств, справка о структуре собственности, уведомления об изменении организационной структуры, согласования кандидатов, согласование контролера, директора и т.д.);
  4. мониторинг действующего законодательства РФ на предмет внесения изменений и дополнений;
  5. своевременная разработка и внесение изменений во внутренние документы в части осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями законодательства РФ;
  6. сопровождение профессионального участника при проведении Банком России проверки (камеральной, выездной);
  7. мониторинг изменений и выполнение требований законодательства в области противодействия легализации отмывания доходов и финансирования терроризма ( ПОД/ФТ ), законодательства в сфере противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком ( ПНИИИ/МР ), лицензионных требований, установленных Положением Банка России от 27.07.2015 № 481-П "О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг" ;
  8. подготовка и направление ответов на запросы и предписания Банка России;
  9. постановка и контроль ведения внутреннего и депозитарного учета;
  10. раскрытие информации, установленной законодательством РФ, на сайте профессионального участника;
  11. выстраивание организационной структуры в соответствии с требованиями Банка России;
  12. разовые консультации по организации и ведению профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Комплексное сопровождение деятельности профессионального участника - это широкий перечень юридических и консалтинговых услуг за умеренную цену. Ниже представлен расчет экономической эффективности предлагаемой ЮК "ДЕКАРТ" услуги - выполнение функций штатного контролера.

В настоящее время средняя зарплата контролера профессионального участника рынка ценных бумаг варьируется на рынке о т 50 тыс. рублей до 100 тыс. руб. в месяц (для регионов), от 75 тыс. руб. до 150 тыс. руб. в месяц (для Москвы), в зависимости от размеров компании, осуществляемых видов профессиональной деятельности и объема должностных обязанностей. Для дальнейших расчетов в качестве примера возьмем средний уровень зарплаты. равный 75 тыс. руб. в месяц.

Благодаря проводимому мониторингу Федеральной налоговой службой (ФНС России) среднего уровня зарплаты по отрасли, в том числе на финансовом рынке, редко встретишь профучастников, которые выплачивают зарплаты своим сотрудникам с использованием серых схем "в конверте". Отсюда получается, что работодатель ежемесячно перечисляет в совокупности 30% от зарплаты контролера в соответствующие фонды в виде социальных отчислений: ПФР. ФСС и ФОМС, что составляет 22,5 тыс. руб. в месяц .

Здесь же следует учесть расходы профессионального участника на организацию рабочего места контролера - это еще около, как минимум, 10% от фонда заработной платы, что составляет 7,5 тыс. руб. в месяц .

Таким образом, работа штатного контролера профессиональному участнику обойдется в среднем в 105 тыс. руб. в месяц, что более чем в 2 раза дороже стоимости услуги по комплексному сопровождению деятельности профессионального участника от ЮК "ДЕКАРТ" (см. раздел УСЛУГИ И ЦЕНЫ ).

Другие статьи

За что не любят контролеров

За что не любят контролеров

добавлено: 21-03-2007
просмотров: 10857

Профессия. Непросто служить двум господам, один из которых твой работодатель, а другой – следящее за ним ведомство. Но такова судьба контролера в компании – профучастнике фондового рынка.

Люди этой профессии, как правило, немногословны с журналистами. Неудивительно: именно к ним стекается внутренняя информация о нарушениях нормативных требований, которые вольно или невольно допускают их работодатели, а также о конфликтных ситуациях с клиентами. Они отвечают, например, за выявление манипулятивных сделок и предотвращение утечек служебной информации, а также за противодействие отмыванию теневых доходов через операции на фондовом рынке. На плечах специалиста по внутреннему контролю колоссальный груз ответственности, и подчас именно он оказывается «крайним», когда у профессионального участника рынка обнаруживаются недочеты. «Регулятору не надо даже думать о наказании виновных. Если контролер упоминается в предписании, которое выдается по результатам проверки, с ним, как правило, не церемонятся – увольняют», – рассказывает сотрудник Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР). Затем брокер, управляющий или, скажем, регистратор рапортует ведомству: дескать, нарушения устранены, а проштрафившийся сотрудник ищет себе новую работу.

Не слишком нагло. По положению о внутреннем контроле такой специалист должен соответствовать квалификационным требованиям, в частности иметь на руках аттестат по профильному виду деятельности – брокерской, дилерской и т. д. Он является штатным сотрудником и подотчетен совету директоров, а при его отсутствии руководителю компании. Контролер следит, в частности, за соблюдением законодательства о рынке ценных бумаг, о защите прав и законных интересов инвесторов, а также о рекламе.

В его арсенале несколько инструментов – сплошные и выборочные внутренние проверки, расследования по жалобам инвесторов, консультирование сотрудников профучастника. Контролер рассматривает каждое нарушение и составляет отчет, который кладет на стол руководителю. Вся эта информация обобщается по итогам квартала. Затем руководитель должен информировать регулятора. Но это по положению, а что встречается на практике? «Проблема в том, что у нас контролер-человечек назначен формально, и потому нужно упростить его отчетность так, чтобы делать ничего не надо было, но выглядело это все не слишком нагло», – просит совета у коллег анонимный участник профессионального интернет-форума. А один из собеседников «Ф.» упомянул о курьезе, когда текущий и квартальный отчеты для ФСФР не соответствовали друг другу: в первом контролер сообщил о «проверке по факту», а во втором стояла только отписка – мол, никаких нарушений не обнаружено.

Система внутреннего контроля неидеальна, однако она взрослеет вместе с рынком, отмечают эксперты. «Этот институт за короткий срок завоевал авторитет в среде профессионалов на рынке ценных бумаг и среди инвесторов», – ответил на один из вопросов «Ф.» контролер ИК «Ютрэйд.ру» Олег Карасев. Другие высказывания не столь радужные. Так, серьезное и, пожалуй, неразрешимое противоречие заложено в самой сути внутреннего контроля. «Контролер всегда воспринимается как «свой среди чужих или чужой среди своих». С одной стороны, он должен быть проводником требований регулирующих органов, с другой – своеобразным надзирателем, информирующим ФСФР (Центробанк) обо всех нарушениях», – говорит директор консультационно-кадрового агентства фондового рынка «Скрин» Ольга Захарьящева.

Стараясь в интересах работодателя не выносить сор из избы, контролер вынужден думать, как бы за это однажды не поплатиться.

Скользкая тема. В положении о внутреннем контроле содержится любопытная оговорка. Контролер, если сочтет нужным, может самостоятельно отправить регулирующему органу копии своих отчетов. Казалось бы, нет такой необходимости, это же обязанность руководителя. Но в некоторых ситуациях специалисты спешат на почту, чтобы подстраховаться. Ведь на кону не только будущее организации, но и их собственный карьерный путь. Правда, нетрудно предугадать реакцию руководителя, когда тот узнает, что щекотливая информация без его ведома ушла на сторону. Так что каждый специалист сам решает, кому из «господ» и когда служить усерднее.

«Как физическое лицо контролер не несет персональной ответственности за свою деятельность ни в административном, ни в уголовном порядке. Однако организация может быть лишена лицензии, что не позволит ему занимать эту должность в будущем», – приводит еще один аргумент в пользу добросовестного выполнения обязанностей начальник юридического департамента УК «Арсагера» Евгений Чистилин. «При отзыве лицензии в первую очередь страдает контролер – действие его аттестата приостанавливается на три года», – уточняет Ольга Захарьящева.

Вот почему контролеру нужны не «опереточные», а реальные полномочия. Система защищает права инвесторов, но логичен вопрос: достаточно ли защищены права самого специалиста по внутреннему контролю? Контролер УК «Элтра» Светлана Никулина отвечает утвердительно. Заместитель начальника управления контроля активных операций Росбанка Юрий Мамиконов спорит: «Если рассматривать защиту прав контролера в контексте обеспечения его беспрепятственной работы, то едва ли такая защита адекватна». С одной стороны, в федеральном законодательстве определены требования к такому специалисту, его обязанности и сфера ответственности. С другой – не совсем ясен, например, его статус в кредитных организациях. В результате в некоторых банках контролер сильно ограничен в полномочиях.

Выгодные разночтения. Некоторые профучастники не соблюдают даже формальности. В ноябре ФСФР проверила, исправно ли выполняется требование – оно не обязательно только для банков – назначать контролера заместителем руководителя. И обнаружила, что его игнорировали даже некоторые биржи.

Почему, кстати, нормативная база делает исключение для банков? Потому что за ними присматривают сразу две «няньки» – ФСФР и Центробанк. И каждый издает документы, стараясь не вторгаться в сферу ответственности «коллеги». Но надзор со стороны нескольких регуляторов всегда несет риск дублирования функций. «На первый взгляд такая ситуация сама по себе не страшна, поскольку приводит к повышению ответственности профессиональных участников рынка, способствует росту эффективности системы внутреннего контроля. Вместе с тем координация между регулирующими ведомствами недостаточна», – говорит Юрий Мамиконов. Он приводит в пример разночтения в требованиях ФСФР и Центробанка к объектам контроля, в основном они касаются вопросов коллективных инвестиций и борьбы с отмыванием преступных доходов.

В то же время отсутствие единого мегарегулятора финансовых рынков некоторым игрокам очень выгодно. Так проще манипулировать с отчетностью и скрывать все лишнее от чужих глаз. «В России много финансовых холдингов, внутри которых существуют, например, банк, брокерская, управляющая и страховая компании. У подобных холдингов всегда больше возможностей для искажения реальной картины проводимых операций и их сокрытия от надзора», – констатирует менеджер «БДО Юникон» Татьяна Вострова. Она напоминает, что риски брокерских организаций и банков, работающих на фондовом рынке, сопоставимы. И даже выше, поскольку зачастую компании уходят в «серую» зону – пользуются не вполне чистыми с юридической точки зрения схемами. Поэтому вполне естественной выглядит унификация правил.

Собирательный образ. Это постепенно и происходит. Например, с июля квалификационные требования ФСФР распространяются на банки, выступающие в роли профучастников фондового рынка. Контролеры соответствующих подразделений должны получить аттестат серии 1 (по брокерской, дилерской деятельности и управлению ценными бумагами) или серии 4 (по депозитарной деятельности). В этой связи, кстати, в первом полугодии примерно на 30% увеличивался поток желающих пройти аттестацию, рассказывали «Ф.» в одном из учебных центров. На рынке труда тоже наблюдался всплеск спроса. По словам Ольги Захарьящевой, минувшим летом серьезно выросли зарплаты многих контролеров – на 30–100%.

В целом же «биография» контролера не всегда складывалась гладко. Позади путь от восприятия этой должности как навязанной сверху (мол, зачем он здесь присутствует, если по большому счету ничего не делает?) до острой потребности в услугах высококлассного специалиста. Который должен разбираться во всех тонкостях законодательных норм и отвечать за правильность ведения бизнеса, то есть за стабильность и жизнеспособность компании. С этой точки зрения он вовсе не «чужеродный элемент», которого очень удобно делать крайним в конфликтных ситуациях, а отличный помощник, в том числе первым лицам. Олег Карасев акцентирует внимание на том, что внутренний контроль повышает управляемость и снижает риски самой компании. Скажем, «Ютрэйд.ру» ежедневно отслеживает сомнительные и подозрительные сделки. «Поскольку инвестиционная грамотность населения крупных городов постоянно растет, мошенничество со стороны финансовых структур и их сотрудников все чаще уступает место мошенничеству со стороны недобросовестных клиентов, которые пользуются недостаточной законодательной защищенностью брокеров, особенно предоставляющих услуги интернет-трейдинга», – делится наблюдениями контролер.

Комментарии

Ольга Захарьящева, директор консультационно-кадрового агентства фондового рынка «Скрин»:
Требования к контролеру менялись по мере «взросления» рыночных отношений: от начального обязательного быть юристом по образованию (и все «первопроходцы» были юристами) и дальше по мере структурирования фондовых операций. Сегодня необходимые условия таковы: наличие соответствующих лицензионной деятельности квалификационных аттестатов, высшее образование плюс опыт работы. Контролер с квалификационным аттестатом ФСФР (ФКЦБ) – это была должность, присущая инвестиционным и управляющим компаниям. Банки же жили параллельной жизнью, у них тоже был контролер, но без аттестата. Его деятельность регулировалась только Центробанком и относилась к сфере compliance control. Летом 2006 года вступила в силу норма, по которой все контролеры, включая работающих в кредитных организациях, должны удовлетворять квалификационным требованиям ФСФР. Сейчас статус этих специалистов очень высок – даже если в компании несколько контролеров, отвечающих за разные направления, каждому из них полагается кресло заместителя гендиректора.

Светлана Никулина, контролер УК «Элтра-инвест»:
По управляющим компаниям нет отдельного нормативно-правового акта, прописывающего вопросы внутреннего контроля, и соответственно не очерчен четко круг обязанностей контролеров. Не разработаны требования к подготовке кадров в целях противодействия отмыванию преступных доходов: формы, программы, периодичность, сроки обучения. Есть и ряд технических моментов, которые усложняют работу контролеров. В частности, положение об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг обязывает заполнять анкету, содержащую сведения о деятельности компании. К сожалению, суммарные обороты по видам бизнеса не считаются автоматически (как было раньше), в связи с этим приходится подбивать их вручную, на что уходит немало времени.

Другим наука: вердикт «Виновен!»

В чем могут обвинить контролера по итогам проверки, проведенной ФСФР?

Вариантов много. Так, крупный регистратор заключил договор о приобретении в собственность акций эмитента, реестр которого он ведет, хотя это прямо запрещено законодательством. В предписании ФСФР говорится, что именно контролер не уследил за соблюдением нормы. В другом случае его коллеге досталось за то, что договор между регистратором и трансфер-агентом не был зарегистрирован в саморегулируемой организации. Еще один пример: в регистраторе разработали внутреннее положение о взаимодействии филиалов с головной структурой и утвердили приказом гендиректора. Оно не предусматривало передачу оригиналов или копий документов в центральный офис. Это нарушение законодательства. Снова виноват контролер. А вот целая история, из-за которой специалист по контролю, возможно, лишился работы. Представитель владельцев акций обратился к реестродержателю, желая заключить сделку по продаже пакета. Тот сперва потребовал копии паспортных данных акционеров, а затем еще и письмо от эмитента с описанием, как в 90-е годы проходило распределение бумаг. В противном случае он отказывался регистрировать сделку. При этом уведомление направил почему-то не акционерам или их представителю, а покупателю. В результате в ФСФР поступила жалоба. Получив объяснительное письмо от регистратора, служба потребовала детальных разъяснений от контролера. «Надеюсь, он нашел веские аргументы в свое оправдание и не был уволен», – говорит собеседник «Ф.», поведавший эту историю. Наконец, в материалах проверок ФСФР встречаются и такие фразы-»приговоры»: «специалист не контролировал соблюдение расчетных нормативов, установленных положениями ФСФР, и сроков проведения операций».

Инструкция: впиши себя в рамки

При подаче документов на получение лицензии профучастника организация представляет лицензирующему органу инструкцию о внутреннем контроле.

Ее структура четко не стандартизирована нормативными документами. Однако по положению о внутреннем контроле там должны описываться функции контролера, его права и обязанности, сроки рассмотрения поступивших жалоб, обращений и заявлений, порядок действий при выявлении нарушений. Также в инструкцию включаются типовые формы отчетных документов, где указываются сроки их подготовки. Если в структуре организации имеются филиалы, то описывается порядок осуществления внутреннего контроля в них. Кроме того, оговаривается ответственность контролера в случае непредставления или несвоевременного представления отчетов совету директоров или руководителю. Инструкцию о внутреннем контроле утверждает уполномоченный орган соискателя лицензии. Хотя стандартной формы этого документа и нет, многие организации готовят инструкции, написанные почти под копирку. В этом им помогают, например, юридические фирмы, предлагающие поддержку при оформлении лицензии профучастника. Недочеты в инструкции о внутреннем контроле могут стать официальной причиной отказа в выдаче лицензии, и весь пакет документов в этом случае придется подавать заново.

Журнал "Финанс." №4 (190), 29 января - 4 февраля 2007

Популярные статьи по теме:

Статья 10

Статья 10.1. Требования к должностным лицам профессиональных участников рынка ценных бумаг

Комментарий к статье 10.1 1.

В комментируемой статье установлены основные требования к должностным лицам профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе к:

единоличному исполнительному органу;

членам совета директоров (наблюдательного совета);

членам коллегиального исполнительного органа, руководителю контрольного подразделения (контролеру). 2.

Занимать указанные выше должности не имеют права лица:

являвшиеся единоличным исполнительным органом или входившие в состав коллегиального исполнительного органа в организации, осуществлявшей деятельность на финансовом рынке, в момент вынесения решения о применении процедур банкротства, если с момента такого аннулирования либо момента завершения процедур банкротства прошло менее трех лет;

имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти. 3.

Положением о специалистах финансового рынка установлены квалификационные требования к сотрудникам профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе к:

лицам, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа организации;

Специальные требования к контролеру установлены в Положении о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденном ФСФР России от 21 марта 2006 г. N 06-29/пз-н.

Контролер профессионального участника рынка ценных бумаг должен соответствовать и квалификационным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

2005. N 50. Ст. 5302. 4.

Фондовые биржи и профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие клиринговую деятельность и деятельность расчетного депозитария, обязаны уведомить ФСФР России о лице, избранном на должность единоличного исполнительного органа, и о лице, назначенном руководителем контрольного подразделения (контролером). 5.

Согласно указанию Банка России от 20 августа 2004 г. N 1492-У. ограничения, перечисленные в п. 1 ст. 10.1 Закона "ОРЦБ", должны учитываться при принятии решения о согласовании кандидатов на должности единоличного исполнительного органа, заместителя единоличного исполнительного органа (в случае выполнения им обязанностей руководителя контрольного подразделения кредитной организации), членов коллегиального исполнительного органа в кредитной организации - профессиональном участнике рынка ценных бумаг (далее - кандидат).

Вестник Банка России. 2004. N 57.

Решение о согласовании принимает территориальное учреждение Банка России на основании сведений, содержащихся в документах, представляемых кредитной организацией для согласования в соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 14 января 2004 г. N 109- И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций".

Вестник Банка России. 2004. N 15.

Несоответствие кандидата требованиям п. 1 ст. 10.1 Закона "ОРЦБ" служит основанием для отказа в согласовании.

Статья 10.1. Требования к должностным лицам профессиональных участников рынка ценных бумаг
  1. Статья 39. Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
    Комментарий к статье 39 1. В комментируемой статье рассмотрен один из основных методов государственного регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг - лицензирование. 2. Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг - комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих
  2. Статья 48. Понятие саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг
    Комментарий к статье 48 1. В комментируемой статье определяется понятие СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг. 2. СРО создаются на добровольной основе профессиональными участниками рынка ценных бумаг для целей саморегулирования фондового рынка. Как правило, объединение происходит по функциональному признаку, т.е. в зависимости от вида профессиональной
  3. 12.3. Раскрытие информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг
    На государственном органе, регулирующем рынок ценных бумаг, лежит также ответственность за раскрытие информации о профессиональных участниках. Практика показывает, что качество брокерского обслуживания клиентов значительно повышается, если деятельность брокерско-дилерских компаний становится более прозрачной. Прозрачность достигается путем создания единой базы данных, содержащей информацию обо
  4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
    Основным назначением фондового рынка является аккумулирование для целей последующего инвестирования временно свободных денежных средств посредством выпуска и обращения ценных бумаг. Общий состав участников этих процессов в зависимости от их функциональной нагрузки и преследуемых целей представлен на рис. 2,1. Специфика самого рынка, а также особенности процесса выпуска и обращения ценных бумаг и
  5. ГЛАВА 5 Профессиональные. участники рынка ценных бумаг
    ГЛАВА 5 Профессиональные. участники рынка ценных
  6. Раздел II. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
    Раздел II. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ
  7. ГЛАВА 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
    ГЛАВА 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ
  8. ГЛАВА 3 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
    ГЛАВА 3 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ
  9. 1.5.2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
    Профессиональные участники рынка ценных бумаг занимаются коммерческой, посреднической деятельностью, а также другими видами профессиональной деятельности по ценным бумагам. Профессиональными участниками рынка считаются юридические лица любой формы собственности, получившие лицензию на осуществление одного или нескольких видов профессиональной деятельности по ценным бумагам. Профессиональные
  10. Операции с ценными бумагами, учитываемые банками - профессиональными участниками рынка ценных бумаг
    Положения настоящего раздела касаются только операций с ценными бумагами, принадлежащими кредитной организации, либо операций и сделок, совершаемых ею в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг от своего имени и за свой счет. Бухгалтерский учет операций на организованном рынке, профессиональным участником которого является данная кредитная организация. Вне зависимости от
  11. 16.2 Профессиональные участники рынка ценных бумаг
    Профессиональный участник рынка ценных бумаг — это организация или физическое лицо, деятельность которого непосредственно связана с функционированием фондового 397 рынка. Для отнесения лица к категории профессионального участника рынка оно должно обладать лицензией ФКЦБ. Большинство профессиональных участников рынка ценных бумаг являются коммерческими организациями, цель которых заключается
  12. 2.1. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
    Функционирование рынка ценных бумаг невозможно без профессионалов, обслуживающих его и решающих возникающие задачи. В Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» определенно, что «профессиональные участники рынка ценных бумаг — это юридические лица, в том числе кредитные организации, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые могут осуществлять
  13. 3.5.2.2 Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг
    В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (брокерской, дилерской, трастовой, депозитарной, клиринговой, деятельностью по ведению реестра ценных бумаг, деятельность организаторов торгов) возможно только на основании лицензии. К настоящему времени проведено лицензирование основной массы
  14. 16.4 Объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг
    Важное место в системе институтов фондового рынка занимают добровольные (некоммерческие) объединения профессиональных участников рынка, так называемые саморегулируемые организации. Целью создания таких организаций является защита интересов владельцев ценных бумаг, установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами. Правовой статус саморегулируемых организаций закреплен в
  15. Признаки классификации профессиональных участников рынка ценных бумаг
    Основными действующими лицами на рынке ценных бумаг являются эмитенты, выпускающие ценные бумаги, а также инвесторы, эти бумаги приобретающие. Первые аккумулируют финансовые и иные средства, предлагая за это некоторый эквивалент в виде определенного набора имущественных прав, вторые же приобретают такие права и выплачивают заних известную компенсацию. Так акционерное общество (эмитент),

Ценные бумаги: внутренний контроль профессиональных участников рынка

Ценные бумаги: внутренний контроль профессиональных участников рынка "О ПОЛОЖЕНИИ О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ" Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 13 августа 2003 г. N 03-34/пс. Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 сентября 2003 г. N 5078

С 23 октября 2003 года вступает в силу новое Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг. Действовавшее ранее Положение с изменениями с этой даты утратит силу.

Под внутренним контролем понимается контроль за соответствием деятельности на рынке ценных бумаг профессионального участника требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, а также соблюдением внутренних правил и процедур профессионального участника, связанных с его деятельностью на рынке ценных бумаг. Таким образом, внутренний контроль по новому Положению будет строиться не только на основе действующего законодательства РФ, но и на основании внутренних документов организации.

Это важно. Новым документом не предусмотрено возложение функций внутреннего контроля на иных работников организации - профессионального участника рынка ценных бумаг, кроме профессионального и независимого контролера. Следовательно, если в штате профессионального участника рынка ценных бумаг нет контролера или часть его функций передана по должностным инструкциям иным работникам организации, в срок до 23 октября 2003 года необходимо привести функции контролера в соответствие с новым документом.

Новым документом также определено, что контролер обязан не реже одного раза в 2 года проходить дополнительную подготовку по вопросам организации и осуществления внутреннего контроля в установленном ФКЦБ порядке.

Приказ ФСФР РФ от N 06-29

от 21 марта 2006 г. N 06-29/пз-н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА

РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 1998, N 48, ст. 5857; 1999, N 28, ст. 3472; 2001, N 33, ст. 3424; 2002, N 52, ст. 5141; 2004, N 27, ст. 2711, N 31, ст. 3225; 2005, N 11, ст. 900, N 25, ст. 2426; 2006, N 1, ст. 5, N 2, ст. 172) и пунктом 5.2.2 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2780; 2005, N 33, ст. 3429), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг (далее - Положение).

2. Требования абзаца второго пункта 2.4 Положения и абзаца третьего пункта 8.3 Положения не распространяются на кредитные организации.

3. Постановление ФКЦБ России от 13.08.2003 N 03-34/пс "О Положении о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.09.2003, регистрационный N 5078) не применяется с даты вступления в силу настоящего Приказа.

4. Профессиональным участникам рынка ценных бумаг привести Инструкцию о внутреннем контроле в соответствие с требованиями Положения в течение 2 месяцев с даты вступления в силу настоящего Приказа.

по финансовым рынкам

от 21 марта 2006 г. N 06-29/пз-н

О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА

РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления профессиональным участником рынка ценных бумаг (далее - профессиональный участник) контроля за соответствием деятельности профессионального участника требованиям законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, законодательства Российской Федерации о рекламе, а также соблюдением внутренних документов профессионального участника, связанных с его деятельностью на рынке ценных бумаг (далее - внутренний контроль).

1.2. В целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма профессиональный участник осуществляет контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - специальный внутренний контроль).

II. Организация внутреннего контроля профессионального участника рынка ценных бумаг

2.1. Осуществление внутреннего контроля возлагается на контролера профессионального участника (далее - контролер).

При совмещении профессиональным участником нескольких видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществление внутреннего контроля в отношении разных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг может быть возложено на нескольких контролеров. Каждый контролер должен соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, по виду (видам) деятельности, в отношении которого (которых) контролер осуществляет функции контролера, указанные в разделе 4 настоящего Положения, а также составлять и представлять органам управления профессионального участника отчеты по виду (видам) деятельности, в отношении которого (которых) контролер осуществляет функции контролера.

2.2. Профессиональным участником может быть сформировано структурное подразделение под руководством контролера.

2.3. Контролер независим в своей деятельности от других структурных подразделений профессионального участника. Должность контролера включается в штат работников профессионального участника. Работа в должности контролера должна быть основным местом работы контролера.

Контроль за деятельностью контролера осуществляет совет директоров (наблюдательный совет) профессионального участника. В случае отсутствия совета директоров (наблюдательного совета) у профессионального участника контроль за деятельностью контролера осуществляет единоличный исполнительный орган профессионального участника (далее - руководитель).

2.4. Контролер назначается уполномоченным органом профессионального участника в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и учредительными документами профессионального участника.

Требования абзаца второго пункта 2.4 Положения не распространяются на кредитные организации (пункт 2 Приказа).

Контролер является по должности заместителем руководителя профессионального участника. При осуществлении функций внутреннего контроля профессионального участника несколькими контролерами по разным видам деятельности каждый из указанных работников по должности должен являться заместителем руководителя профессионального участника.

2.5. Профессиональные участники должны иметь Инструкцию о внутреннем контроле (далее - Инструкция), утвержденную уполномоченным органом профессионального участника.

Инструкция должна содержать:

описание функций контролера, его прав и обязанностей;

порядок и сроки рассмотрения поступивших жалоб, обращений и заявлений;

порядок действий контролера в случае выявления им правонарушений;

типовую форму и сроки представления контролером отчетных документов;

порядок осуществления внутреннего контроля в филиалах профессионального участника (при наличии филиалов, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг);

ответственность контролера в случаях непредставления или несвоевременного представления отчетов контролера совету директоров (наблюдательному совету) и/или руководителю.

Инструкция может содержать иные положения, регламентирующие осуществление внутреннего контроля, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

2.6. При наличии у профессионального участника филиалов, осуществляющих его функции на рынке ценных бумаг или их часть, в штат работников каждого филиала включается контролер филиала, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.

В случае осуществления филиалом профессионального участника нескольких видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг выполнение функций контролера филиала по разным видам деятельности может быть возложено на нескольких контролеров филиала.

Функции контролера филиала может исполнять контролер головной организации профессионального участника, если количество работников в штате филиала, выполняющих функции, непосредственно связанные с осуществлением филиалом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, менее 12.

Функции контролера филиала профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего депозитарную деятельность, может исполнять контролер головной организации, если филиал данного профессионального участника осуществляет исключительно функции по приему от клиентов (депонентов) или их уполномоченных представителей и передачи в головную организацию информации и документов, необходимых для исполнения депозитарных операций, а также приема и передачи клиентам (депонентам) или их уполномоченным представителям информации и документов, полученных от головной организации.

Функции контролера филиала профессионального участника, осуществляющего деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, может исполнять контролер головной организации профессионального участника вне зависимости от количества работников в штате филиала, если филиал осуществляет исключительно функции по приему от зарегистрированных лиц или их уполномоченных представителей и передачи в головную организацию информации и документов, необходимых для исполнения операций в реестре, а также приема и передачи зарегистрированным лицам или их уполномоченным представителям информации и документов, полученных от головной организации.

Настоящее Положение распространяется на контролера филиала профессионального участника, за исключением требований абзаца второго пункта 2.4 настоящего Положения, с учетом следующих особенностей:

контролер филиала независим в своей деятельности от других работников филиала и подотчетен контролеру головной организации;

отчетные документы, касающиеся деятельности филиала, контролер филиала представляет контролеру головной организации и руководителю филиала в порядке, установленном в пункте 6.5 настоящего Положения.

III. Требования, предъявляемые к контролеру профессионального участника рынка ценных бумаг

3.1. Лицо, назначаемое на должность контролера, должно соответствовать квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

3.2. Контролер профессионального участника, осуществляющего исключительно профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, не вправе исполнять обязанности, не связанные с исполнением функций внутреннего контроля, за исключением управления рисками и выполнения обязанностей должностного лица по контролю за возникающими при совершении маржинальных сделок рисками и обеспечению информационного взаимодействия со всеми клиентами, в интересах которых совершаются маржинальные сделки.

Контролер профессионального участника, совмещающего профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг с иными видами деятельности, вправе совмещать деятельность по осуществлению внутреннего контроля с осуществлением следующих функций:

выполнение функций, связанных с осуществлением внутреннего контроля управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (в случае совмещения профессиональным участником деятельности по управлению ценными бумагами с деятельностью управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов);

руководство подразделениями юридического лица, функционирование которых не связано с деятельностью на рынке ценных бумаг, контролер в этом случае не имеет права подписывать от имени юридического лица платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, связанные с возникновением прав и обязанностей юридического лица, их осуществлением и исполнением.

Контролер профессионального участника, совмещающего профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг с иными видами деятельности, не вправе совмещать деятельность по осуществлению внутреннего контроля с руководством подразделением, к функциям которого относится юридическое (правовое) сопровождение деятельности профессионального участника.

3.3. Контролер вправе входить в состав создаваемых профессиональным участником комитетов и комиссий, не являющихся структурными подразделениями профессионального участника. В этом случае контролер не может являться руководителем такого комитета или комиссии, за исключением случаев, когда в компетенцию комитета или комиссии входят исключительно вопросы, связанные с осуществлением внутреннего контроля.

Контролер профессионального участника, совмещающего профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг с иными видами деятельности, вправе также входить в состав создаваемых юридическим лицом комитетов или комиссий, не являющихся структурными подразделениями юридического лица, сфера деятельности которых не связана с деятельностью юридического лица на рынке ценных бумаг.

IV. Функции контролера

4.1. Контролер при осуществлении своей деятельности выполняет следующие функции:

4.1.1. Обеспечивает соблюдение требований Инструкции.

4.1.2. Контролирует соблюдение профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, законодательства Российской Федерации о рекламе, внутренних документов профессионального участника, а именно:

достоверность представляемой отчетности профессионального участника и соответствие ее содержания законодательству Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативным правовым актам федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

соблюдение сроков представления отчетности профессионального участника;

соблюдение порядка и сроков раскрытия информации, установленных законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, для профессиональных участников;

соответствие материалов профессионального участника, содержащих рекламу, требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

исполнение предписаний федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в случае приостановления действия лицензии (лицензий) на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, выданной (выданных) профессиональному участнику.

4.1.3. Контролирует путем проведения выборочных проверок соблюдение профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, законодательства Российской Федерации о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, и внутренних документов профессионального участника, а именно:

соблюдение условий поручений клиентов профессионального участника;

соблюдение ограничений на проводимые профессиональным участником операции, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, предписаниями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, внутренними документами профессионального участника;

соблюдение требований федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг к размеру собственных средств профессионального участника, а также иных расчетных нормативов и показателей, установленных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

соблюдение мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

соблюдение мер по предупреждению манипулирования ценами на рынке ценных бумаг профессиональным участником и его клиентами (за исключением организаций, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, депозитарную деятельность, клиринговую деятельность, деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг и/или фондовой биржи);

соблюдение мер по снижению рисков, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, в том числе мер по снижению рисков при совмещении нескольких видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

соблюдение мер, направленных на предотвращение конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а при наличии конфликта интересов - соблюдение приоритета интересов клиента (за исключением организаций, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг);

соблюдение требований к оформлению первичных документов внутреннего учета, ведению регистров внутреннего учета, отражению операций с ценными бумагами в системе внутреннего учета профессионального участника (при осуществлении профессиональным участником брокерской деятельности и/или дилерской деятельности и/или деятельности по управлению ценными бумагами);

соблюдение требований к оформлению первичных документов депозитарного учета, ведению учетных регистров, отражению операций с ценными бумагами в системе депозитарного учета профессионального участника (при осуществлении профессиональным участником депозитарной деятельности);

соблюдение требований к оформлению документов, являющихся основанием для проведения операций в реестре, и к проведению операций в системе ведения реестра (при осуществлении профессиональным участником деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг);

соответствие договоров, заключенных профессиональным участником в рамках осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

4.1.4. Рассматривает поступающие профессиональному участнику обращения, заявления и жалобы, связанные с осуществлением профессиональным участником профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

4.1.5. Незамедлительно уведомляет руководителя профессионального участника о выявленном нарушении профессиональным участником законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, внутренних документов профессионального участника, после чего проводит проверку на предмет установления причин совершения нарушения и виновных в нем лиц.

4.1.6. Контролирует устранение выявленных нарушений и соблюдение мер по предупреждению аналогичных нарушений в дальнейшей деятельности профессионального участника.

4.1.7. Представляет совету директоров (наблюдательному совету) и/или руководителю профессионального участника отчеты в соответствии с требованиями настоящего Положения.

4.1.8. Консультирует работников профессионального участника по вопросам, связанным с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

4.1.9. Осуществляет иные функции по контролю за соблюдением профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг и защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

V. Права и обязанности контролера

5.1. Контролер вправе:

принимать участие в работе по разработке внутренних документов профессионального участника;

требовать представления любых документов профессионального участника и знакомиться с содержанием баз данных и регистров, связанных с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг;

снимать копии с полученных в подразделениях профессионального участника документов, файлов и записей, за исключением информации, не подлежащей копированию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

требовать от работников профессионального участника, обязанности которых связаны с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, представления информации, необходимой для осуществления функций контролера;

требовать от работников профессионального участника, обязанности которых связаны с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, представления письменных объяснений по вопросам, возникающим в ходе исполнения ими своих обязанностей.

5.2. Контролер обязан:

соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, регулирующих деятельность контролеров;

соблюдать требования внутренних документов профессионального участника о внутреннем контроле;

надлежащим образом выполнять свои функции;

обеспечивать сохранность и возврат полученных оригиналов документов на бумажном носителе и электронных документов профессионального участника и его работников;

соблюдать служебную тайну в отношении полученной информации.

5.3. В случае выявления контролером нарушений прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг контролер имеет право информировать о выявленных нарушениях федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг путем направления копии отчета контролера.

5.4. Требования контролера в пределах прав, предоставленных ему настоящим Положением, являются обязательными для всех работников профессионального участника.

5.5. Контролер может иметь права и нести обязанности, не предусмотренные пунктами 5.1 и 5.2 настоящего Положения, но установленные внутренними документами профессионального участника и не противоречащие требованиям законодательства Российской Федерации, с учетом требований пунктов 3.2 и 3.3 настоящего Положения.

VI. Отчетность контролера

6.1. Контролер представляет руководителю профессионального участника отчет о проверке выявленного нарушения профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и внутренних документов профессионального участника (далее - отчет о проверке нарушения).

Отчет о проверке нарушения подготавливается контролером и представляется руководителю не позднее 2 рабочих дней после дня окончания проверки и должен содержать следующие сведения:

об основаниях проверки и сроках ее проведения;

о подтвержденных и иных обнаруженных в ходе проверки нарушениях законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и внутренних документов профессионального участника;

об установленных причинах совершения нарушения и виновных в нем лицах;

о предложениях и рекомендациях по устранению нарушения и предупреждению аналогичных нарушений в дальнейшей деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг.

В случае повторного выявления контролером нарушения, которое было выявлено ранее, однако не было устранено, контролер вправе не составлять новый отчет о проверке нарушения. При этом информация о том, что выявленное ранее нарушение не устранено, должна быть включена в квартальный отчет контролера.

Сведения об однотипных нарушениях (нарушениях одинаковых требований, допущенных по одним и тем же причинам), а также о взаимосвязанных нарушениях (если одно нарушение явилось следствием другого), выявленных в ходе проведения одной проверки, могут быть отражены в едином отчете о проверке нарушения.

6.2. Контролер представляет руководителю, а также совету директоров (наблюдательному совету) для рассмотрения на заседании совета директоров (наблюдательного совета) отчет о проделанной работе за квартал (далее - квартальный отчет).

Квартальный отчет представляется:

руководителю не позднее 10 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала при отсутствии у профессионального участника филиалов, в которых функции контролера выполняет контролер филиала;

руководителю не позднее 20 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала при наличии у профессионального участника филиалов, в которых функции контролера выполняет контролер филиала;

совету директоров (наблюдательному совету) для рассмотрения на ближайшем после составления и представления руководителю квартального отчета заседании совета директоров (наблюдательного совета).

В случае отсутствия у профессионального участника совета директоров (наблюдательного совета) квартальные отчеты представляются только руководителю.

Квартальный отчет должен содержать обобщенные сведения:

о проведенных за квартал проверках с указанием сведений о количестве проведенных проверок, выявленных при их проведении нарушениях требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и внутренних документов профессионального участника, причинах допущения выявленных нарушений;

о принятых мерах по устранению выявленных нарушений, а также рекомендации по предупреждению аналогичных нарушений требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и внутренних документов профессионального участника в дальнейшей деятельности профессионального участника;

о результатах рассмотрения обращений, заявлений и жалоб (о количестве рассмотренных обращений, заявлений и жалоб, о выявленных по итогам рассмотрения обращений, заявлений и жалоб нарушениях требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и внутренних документов профессионального участника, причинах допущения соответствующих нарушений, о принятых мерах по устранению и предупреждению аналогичных нарушений в дальнейшей деятельности профессионального участника);

о соблюдении ограничений на проводимые профессиональным участником операции, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, предписаниями федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, внутренними документами профессионального участника;

о реализации мер, направленных на предотвращение неправомерного использования служебной информации, манипулирования ценами, конфликта интересов и мер по снижению рисков, связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг.

В квартальный отчет могут быть включены рекомендации по повышению квалификации работников, улучшению организации внутреннего контроля профессионального участника, а также иная информация.

6.4. Отчеты о проверке нарушения подготавливаются контролером в письменном виде в одном экземпляре.

Квартальные отчеты подготавливаются контролером в письменном виде в 2 экземплярах.

Отчеты представляются контролером соответствующим органам управления профессионального участника в соответствии с порядком, установленным в пунктах 6.1 и 6.2 настоящего Положения. После рассмотрения на заседании совета директоров (наблюдательного совета), а также руководителем экземпляры отчетов возвращаются контролеру.

Все экземпляры отчетов, представленные контролером руководителю, возвращаются контролеру с отметками, свидетельствующими об ознакомлении руководителя с соответствующими отчетами.

Контролер организует учет и хранение отчетов путем формирования отдельного дела отчетов контролера. Отчеты контролера хранятся не менее 5 лет, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6.5. Контролер филиала профессионального участника подготавливает отчеты о проверке нарушения и квартальные отчеты в части деятельности филиала профессионального участника в 2 экземплярах.

Один экземпляр отчета о проверке нарушения подготавливается контролером филиала и представляется руководителю филиала профессионального участника не позднее 2 рабочих дней после дня окончания проверки.

В течение 10 рабочих дней с даты окончания соответствующего квартала контролер филиала профессионального участника представляет один экземпляр квартального отчета руководителю филиала профессионального участника рынка ценных бумаг и один экземпляр квартального отчета контролера филиала с приложением всех отчетов о проверке нарушения, составленных контролером филиала, контролеру головной организации. Контролер филиала вправе предоставить экземпляр отчета о проверке нарушения контролеру головной организации до окончания соответствующего квартала.

Руководитель филиала профессионального участника после ознакомления с отчетами контролера филиала возвращает их контролеру филиала с отметкой, свидетельствующей об ознакомлении с отчетами. Контролер филиала организует учет и хранение отчетов путем формирования отдельного дела отчетов контролера филиала.

Контролер головной организации в течение 5 рабочих дней с даты получения отчетов контролера филиала рассматривает их, включает сведения о проведенных контролером (контролерами) филиала (филиалов) профессионального участника за квартал проверках в квартальный отчет с указанием сведений о количестве проведенных проверок, выявленных при проведении проверок нарушениях и причинах допущения соответствующих нарушений. В квартальный отчет контролера в этом случае также включаются следующие сведения:

о предложениях по предупреждению нарушений, аналогичных выявленным контролером филиала, в дальнейшей деятельности профессионального участника;

о рекомендациях по повышению квалификации работников филиала;

о качестве выполнения контролером филиала возложенных на него функций.

Все экземпляры отчетов контролера филиала, представленные контролеру головной организации, хранятся контролером головной организации в деле отчетов контролера.

VII. Порядок рассмотрения обращений, заявлений и жалоб

7.1. Поступившие профессиональному участнику обращения, в том числе заявления и жалобы (далее вместе - обращения), направляются для рассмотрения контролеру и подлежат регистрации в соответствии с порядком регистрации входящих документов, установленным профессиональным участником.

7.2. Обращения, не содержащие сведений о наименовании (фамилии) или месте нахождения (адресе) обратившегося лица (далее - заявитель), признаются анонимными и не рассматриваются, за исключением случаев, когда заявитель является (являлся) клиентом профессионального участника - физическим лицом и ему профессиональным участником был присвоен идентификационный код, на который заявитель ссылается в обращении (при наличии в обращении подписи обратившегося лица).

7.3. Обращения, не подлежащие рассмотрению профессиональным участником, за исключением указанных в пункте 7.2 настоящего Положения, в течение 10 рабочих дней с даты поступления направляются по принадлежности с одновременным письменным извещением об этом заявителей.

7.4. Обращения рассматриваются в срок не позднее 30 дней со дня поступления, а не требующие дополнительного изучения и проверки - не позднее пятнадцати дней, если иной срок не установлен федеральным законом.

7.5. Обращения могут быть оставлены без рассмотрения, если повторное обращение, заявление или жалоба не содержат новых данных, а все изложенные в них доводы ранее полно и объективно рассматривались, и заявителю был дан ответ. Одновременно заявителю направляется извещение об оставлении обращения без рассмотрения со ссылкой на данный ранее ответ.

7.6. Профессиональный участник вправе при рассмотрении обращения запросить дополнительные документы и сведения у заявителя.

7.7. Письменный ответ заявителю о результатах рассмотрения обращения должен содержать обоснованный (со ссылкой на соответствующие требования законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, внутренних документов профессионального участника рынка ценных бумаг, договоров, имеющих отношение к рассматриваемому вопросу, а также на фактические обстоятельства рассматриваемого вопроса) ответ на каждый изложенный заявителем довод.

7.8. Ответ на обращение подписывает лицо, исполняющее обязанности руководителя профессионального участника, или контролер.

VIII. Особенности осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

8.1. Специальный внутренний контроль осуществляется в соответствии с Правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Правила специального внутреннего контроля), разработанными и утвержденными профессиональным участником в установленном порядке.

8.2. Специальный внутренний контроль реализуется через специальные программы его осуществления, утвержденные профессиональным участником, а также иные внутренние организационные меры.

8.3. Уполномоченным органом профессионального участника назначается специальное должностное лицо, ответственное за соблюдением Правил специального внутреннего контроля и реализацию программ его осуществления (далее - ответственный сотрудник).

Ответственный сотрудник независим в своей деятельности от других структурных подразделений профессионального участника.

Требования абзаца третьего пункта 8.3 Положения не распространяются на кредитные организации (пункт 2 Приказа).

Руководитель вправе назначить ответственным сотрудником контролера профессионального участника.

Ответственный сотрудник должен соответствовать квалификационным требованиям к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение Правил специального внутреннего контроля и программ его осуществления, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 50, ст. 5302).

8.4. Ответственный сотрудник выполняет следующие функции:

8.4.1. Организует разработку и последующее внесение изменений и дополнений в Правила специального внутреннего контроля и программы его осуществления.

8.4.2. Организует реализацию Правил специального внутреннего контроля, в том числе посредством:

консультирования работников профессионального участника по вопросам, возникающим при реализации специального внутреннего контроля;

контроля за соблюдением работниками профессионального участника законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Правил специального внутреннего контроля и программ осуществления специального внутреннего контроля;

принятия решений по переданным ему документам, содержащим сведения об операциях с ценными бумагами.

8.4.3. Незамедлительно информирует руководителя и контролера профессионального участника о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, Правил специального внутреннего контроля, а также программ его осуществления, допущенных при осуществлении профессиональным участником деятельности на рынке ценных бумаг.

Ответственный сотрудник обязан представлять сведения обо всех операциях, подлежащих обязательному контролю, а также о необычных операциях руководителю профессионального участника в форме сообщения об операции с мотивированным обоснованием необходимости (или отсутствия необходимости) представления сведений о ней в федеральный орган исполнительной власти по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - уполномоченный орган).

В случае если в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с нормативными правовыми актами уполномоченного органа либо федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, сведения об операции подлежат представлению в уполномоченный орган, профессиональный участник направляет в сроки, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, сведения о выявленных операциях, подлежащих обязательному контролю, либо о необычных операциях в уполномоченный орган.

В случае если законодательство Российской Федерации, а также Правила специального внутреннего контроля и программы его осуществления не предусматривают обязательное направление сведений о выявленной необычной операции в уполномоченный орган, руководителю профессионального участника следует по получении от ответственного сотрудника сообщения об операции принять окончательное решение по представлению сведений о ней в уполномоченный орган. В этом случае ответственным сотрудником делается запись (отметка) на сообщении об операции о принятом руководителем профессионального участника решении в отношении необычной операции, сведения о которой содержатся в этом сообщении.

8.4.4. Организует подготовку необходимых сведений для их представления в уполномоченный орган.

8.4.5. Представляет руководителю профессионального участника не позднее 10 рабочих дней с даты окончания квартала письменный отчет о результатах осуществления специального внутреннего контроля за прошедший квартал.

Отчет должен содержать:

сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о причинах совершения соответствующих нарушений и виновных в них лицах;

рекомендации по предупреждению аналогичных нарушений и повышению эффективности специального внутреннего контроля.

В отчет о результатах осуществления специального внутреннего контроля также могут включаться иные сведения.

Если в соответствии с пунктом 8.4 настоящего Положения ответственным сотрудником назначен контролер профессионального участника, данный отчет может быть включен в виде самостоятельного раздела в квартальный отчет контролера.

8.5. Ответственный сотрудник имеет права и обязанности, аналогичные установленным разделом 5 настоящего Положения для контролера.

8.6. Руководитель (ответственный сотрудник) профессионального участника представляет в уполномоченный орган информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и иными нормативными актами Российской Федерации.

IX. Обязанности руководителя и работников профессионального участника

9.1. Руководитель профессионального участника:

оказывает содействие контролеру и ответственному сотруднику в выполнении ими своих обязанностей;

организует устранение выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, внутренних документов профессионального участника, а также причин и условий, способствовавших совершению нарушения.

9.2. Руководитель профессионального участника не позднее 10 рабочих дней с даты представления ему контролером отчета о проверке выявленного нарушения либо квартального отчета, содержащего сведения о следующих нарушениях профессиональным участником законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, информирует в письменной форме федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг:

о несоблюдении профессиональным участником требований федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг к размеру собственных средств профессионального участника, а также иных расчетных нормативов и показателей, установленных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг;

о нарушении профессиональным участником требований законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, повлекшем уменьшение стоимости активов клиентов;

о неправомерном использовании служебной информации;

о возможном манипулировании ценами профессиональным участником или его клиентами;

о возможных нарушениях требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, клиентами профессионального участника.

Одновременно руководитель профессионального участника прилагает к такой информации сведения о принятых профессиональным участником мерах, в том числе по устранению нарушений и предупреждению аналогичных нарушений в дальнейшей деятельности профессионального участника.

9.3. Работники профессионального участника (филиала профессионального участника):

оказывают контролеру (контролеру филиала профессионального участника), сотрудникам подразделения внутреннего контроля, а также ответственному сотруднику содействие в реализации ими функций, установленных настоящим Положением;

незамедлительно доводят до сведения своего непосредственного руководителя, контролера (контролера филиала профессионального участника) и ответственного сотрудника (в части его компетенции) сведения о предполагаемых нарушениях законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и внутренних документов профессионального участника другими работниками профессионального участника или клиентами профессионального участника;

уведомляют контролера (контролера филиала профессионального участника) о возникшем (возможном) конфликте интересов, а также об участии в сделках профессионального участника, в совершении которых они могут быть признаны заинтересованными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

уведомляют контролера (контролера филиала профессионального участника) и ответственного сотрудника профессионального участника о клиентах, с которыми невозможно установить связь по указанным ими адресам, номерам телефонов и электронным каналам связи;

уведомляют ответственного сотрудника о выявленных ими операциях, подлежащих обязательному контролю либо соответствующих признакам и/или критериям необычных сделок, установленным Правилами специального внутреннего контроля и программами его осуществления.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: производство бруса оконного по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать: