Руководства, Инструкции, Бланки

программа развития предприятия образец на конкурс img-1

программа развития предприятия образец на конкурс

Рейтинг: 4.4/5.0 (1868 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Стратегическая программа развития организации - Реферат, страница 1

1.2 Стратегическая программа как важнейший элемент планирования деятельности предприятия 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

ВВЕДЕНИЕ

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора це­лей организации и путей их достижения. Стратегическое пла­нирование обеспечивает основу для всех управленческих ре­шений, функции организации, мотивации и контроля ориен­тированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтик­ом, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены чет­кого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обес­печивает основу для управления членами организации. Стратегический план обеспечивает адаптацию предприятия к внешней среде, к распределению ресурсов и внутреннюю координацию деятельности с целью выявления сильных и слабых сторон. Можно предположить что стратегическое планирование позволяет увязать в единую систему маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деятельность. Стратегическое планирование на предприятиях обычно направлено на их долгосрочное развитие. Таким образом, стратегическое планирование призвано обеспечить необходимый экономический рост и желаемый уровень развития предприятия на предстоящий долгосрочный период.

Целью работы является определение сущности стратегического планирования и процесс разработки стратегического плана как необходимый элемент существования предприятия.

Задачами работы являются:

1. Определить преимущества стратегического планирования и основные виды стратегического планирования;

2. Изучить основные принципы стратегического планирования;

3. Пояснить сущность стратегической программы как важнейший элемент планирования деятельности предприятия.

4.На основе данных предприятия ОАО «ЦУМ-Минск» выявить основные резервы роста на основе стратегической программы развития.

Одной из следующих ценовых стратегий:

-стратегия экстренного изъятия доходов (максимальной цены)- эффективна при высоком уровне качества.

-стратегия постепенного изъятия доходов- после получение высоких прибылей тот же товар предлагается другим слоям потребителям по умеренным ценам.

-стратегия агрессивного проникновения- предприятие завоевавшее рынок низкими ценами, повышает их.

-стратегия постепенного проникновения- вынужденная мера, поскольку увеличению цены препятствуют конкуренты, государство, общественное мнение.

-стратегия пульсации- адаптивная ценовая реакция во внешней среде с учетом возможностей и потенциала предприятия.

Эффективность той или иной маркетинговой стратегии зависит от действий конкурентов и рыночной ситуации.

2.Инновационная стратегия, которая определяет направленность и содержание нововведений, адекватных интересам покупателей. Инструментами являются:

- затраты на исследование отражаются как на качестве продукции, так и на издержках

- кривая накопленного опыта описывает эффект, который прежде всего наблюдается при производстве сложных изделий.

3.Финансовая стратегия определяет направление мобилизации и расходования денежных средств в долгосрочной перспективе. Разработка финансовой стратегии осуществляется на основе финансовых показателей, характеризующих процесс создания, функционирования и развития предприятия. Определяется итоговая сумма средств, необходимых для развития предприятия. Особое внимание уделяется источникам и способам получения инвестиций и направлениями их использования. Главной целью предприятия в финансовой области является минимизация финансовых издержек при условии обеспечения объемов финансирования, достаточных для выполнения заданного плана в области производства и требуемого бюджета в области маркетинга. Важным связующим звеном цепи управления производством, финансами и маркетингом является логистический подход к управлению предприятием.

Важнейшим этапом реализации стратегии развития предприятия является оценка и контроль выполнения стратегии, т.е. процесс, обеспечивающий устойчивую обратную связь между протеканием процесса достижения целей и собственно целями предприятия.

Теоретические основы стратегического развития организации.

1.1 Сущность и виды стратегического планирования. Принципы стратегического планирования.

Стратегическое планирование является инструментом, помо­гающим в принятии управленческих решений при проведении необходимых нововведений и изменений на предприятии с целью достижения желаемого стратегического результата. Процесс стратегического планирования включает четыре основных вида управленческой деятельности: распределение стратегических ре­сурсов, адаптацию деятельности и управления к изменениям внешней среды, внутреннюю координацию работ и организацион­ное стратегическое предвидение.

Сущность стратегического планирования заключается в фор­мулировании основных направлений деятельности предприятия (миссии) и показателей его развития на планируемый период (це­лей), определяющих желаемый результат его деятельности в це­лом и в конкретном бизнесе. В рамках стратегического планиро­вания обеспечивается комплексное обоснование проблем, с кото­рыми может столкнуться предприятие, и определяются действий по их разрешению, а также разрабатывается конкретный план управленческих действий (стратегии) по выполнению миссии предприятия и достижению сформулированных целей.

Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы быть целостными в течение длительного периода и одновременно быть достаточно гибкими, позволяющими при необходимости осуществить их совершенствование и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу дея­тельности предприятия на длительный период времени с услови­ем, что постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает коррективы этого плана неизбежными.

Стратегическое планирование создает важные преимущества в организации будущей деятельности предприятия, в том числе:

•обеспечивает подготовку к использованию возможных благоприятных условий для успешной деятельности предприятия;

•позволяет всесторонне проанализировать возникающие (в том числе ожидаемые в будущем) проблемы и угрозы в деятель­ности предприятия;

•улучшает координацию действий в процессе хозяйственной деятельности предприятия по достижению его целей;

•создает предпосылки для развития стратегического мышле­ния и предвидения у менеджерского корпуса предприятия;

•способствует формированию информационной базы для эффективного управления предприятием при реализации стратегии и достижении целей;

•обеспечивает более обоснованное и рациональное распреде­ление ресурсов предприятия и их концентрацию на ключевых направлениях достижения успеха предприятия;

Стратегическое планирование предприятия включает в себя такие функции, как определение предпочтительных направлений и траекторий развития предприятия, постановку целей, распределение ресурсов, т.е. те мероприятия, которые обеспечивают предприятию достижение конкурентных преимуществ.

В экономической теории существует разделение типов планирования в зависимости от степени их значимости в процессе плановой деятельности предприятия. С этих позиций планирование деятельности предприятия разделяют на два основных типа – стратегическое и оперативное (тактическое).

Стратегическое планирование исходит из того, что:

- предприятие имеет представление об ориентирах, которые оно желает достичь в будущем;

- основные проблемы находятся вне предприятия;

- предприятие умеет предвидеть опасности и угрозы;

- реакция на угрозы не должна следовать после того, как они уже осуществляются с использованием принципа «решительных действий», а должна предотвращать их или минимизировать потери при невозможности их предотвращения .

Иначе говоря, потенциал организации должен быть настроен на открывающиеся возможности и стратегические задачи с тем, чтобы на базе разработки целей и своевременной их корректировки обеспечить необходимые позиции предприятия на рынке. В этой связи оперативное планирование является продолжением, конкретизацией стратегического планирования и осуществляется в рамках действующих стратегий.


Рис. 1.1 - Схема стратегического планирования

Стратегическое планирование — это концепция выживания и развития предприятия в определенных условиях, на базе, которой дается конкретное представление о том, каким должно быть предприятие в будущем, в каком окружении ему предстоит функционировать, какую долю и стратегию занимать на рынке, какие иметь конкурентные преимущества и какие изменения должны быть осуществлены в предприятии .

Исходя из концепции стратегического планирования, необходимо определить потенциал предприятия и стратегию его развития.

Под потенциалом организации обычно понимается совокупность ее возможностей по выпуску продукции (оказанию услуг), определяемая факторами производства (ресурсами), находящимися в ее распоряжении.

К факторам производства относятся:

На потенциал организации оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы, которые определяют вероятностный характер потенциала, его большую вариантность, вызванную различными сочетаниями, как ресурсов, так и факторов.

Степень использования потенциала зависит от стратегии предприятия, основным принципом которой является «производить то, что можно продать».

Весь процесс планирования предприятия разделится на две основных стадии:

1) разработка стратегии развития предприятия, или стратегическое планирование;

Стратегия развития предприятия — это совокупность ее главных целей и основных способов их достижения. Под разработкой стратегии понимается процесс определения основных направлений деятельности предприятия.

2) определение тактики реализации разработанной стратегии, или тактическое планирование.

Тактическое планирование — это принятие решений о распределении ресурсов предприятия для достижения стратегических целей ее развития. В иерархии целей прибыль занимает лидирующее положение.

Другие статьи

Разработка программы развития компании

Разработка программы развития компании

Программыразвития компании разрабатываются с использованием инструментов управления проектами. Программа развития предприятия формируется в виде целостной совокупностипортфелей инновационных проектов различного типа (технических, организационных, финансовых, маркетинговых, обучающих и т.п.), обеспечивающих достижение необходимых показателей эффективности деятельности предприятия и мероприятий, представляющих собой сочетание организационных, экономических, маркетинговых, технических, технологических и иных мер.

Проектами стратегического развития необходимо управлять с учетом того, что они направлены на достижение стратегической цели и, кроме того, всегда имеется необходимость распределеять ограниченные ресурсы между проектами. Поскольку большинство проектов связаны между собой (в первую очередь, через использование общих ресурсов), необходимо управлять ими на портфельной основе.

Портфель проектов – это группа проектов, выделяемых в общность по некоторому признаку, например по исполняющему подразделению или по технологическим особенностям работ. В портфели проектов могут например, быть объединены проекты, связанные с внедрением новой технологии, так как их реализация связана с использованием, соответствующего подразделения. Объединение проектов в портфели, как правило, производится, исходя из удобства организации системы управления проектами. В крупных компаниях могут быть определены несколько портфелей проектов для различных стратегических целей организации, линеек продуктов, географических регионов, рынков, технологических подразделений. Однако, поскольку в рамках одного портфеля проекты могут быть не связаны по целям, объединение проектов в портфели происходит на последующих шагах формирования Программы развития. после проведения декомпозиции стратегических целей компании.

Иерархическаяструктура проектов (ИСП) развития компании формируется в результате декомпозиции стратегической цели, сформулированной руководством компании и проводимой по определенным правилам. Если стратегических целей несколько, подобная декомпозиция осуществляется для каждой из целей. Поскольку любая компания – это сложный организм, зависящий и от экономических и от технических факторов, весьма желательно, чтобы в Программе развития компании учитывались все эти аспекты. Это возможно, если осуществлять декомпозицию стратегической цели и формирование иерархической структуры проектов на системной основе.

Обычно подобная Программа разрабатывается в виде перечня мероприятий, в общем случае, не связанных друг с другом и не всегда работающих на достижение поставленных целей. Часть мероприятий включается в Программу по причине заинтересованности конкретных руководителей компании, а не из-за того, что это мероприятие выгодно компании. Для того, чтобы избежать такого влияния, необходимо инициировать разработку Программы в виде совокупности взаимоувязанных проектов.

Если подобную Программу разрабатывают экономисты, то почти наверняка будут преобладать меры экономического характера: реклама, реструктуризация и пр. Если же Программу разрабатывают «технари», то, как правило, преобладают технические меры: установка нового оборудования, внедрение новых технологий. При этом предпочтения тем или иным мерам часто отдается из соображений «привычности», профессиональной близости, а не выгодности для компании. Типичная ситуация – интересы конкретных людей (менеджеров) не всегда совпадают с интересами (стратегическими целями) компании в целом. Поскольку любая компания – это сложный организм, зависящий и от экономических и от технических факторов, весьма желательно, чтобы в Программе развития компании все это учитывалось и она в минимальной степени зависела бы от «вкусовых» предпочтений отдельных менеджеров.

В качестве примера приведена иерархическая структура проектов задачи увеличения объема производства предприятия в расчете на одного человека. Выделены три крупных проекта. реализация которых может привести к увеличению объема продаж в расчете на одного работника: увеличение объема продаж за счет прямого воздействия на рынок, повышение производительности труда, снижение издержек. Каждый из этих проектов был разбит (декомпозирован) на проекты следующего уровня иерархии (подпроекты), в соответствии с правилами формирования ИСР.

Иерархическая структура проектов имеет следующий состав (фрагмент):

Проект 1. Увеличение объема продаж:

1. Увеличение потребительской стоимости продукции: ·

  • Расширение функциональных возможностей.
  • Улучшение эргономики и эстетических характеристик.
  • Улучшение послепродажного обслуживания.
  • Повышение технической эффективности.·

2. Повышение качества продукции:

  • Обеспечение контроля качества.
  • Создание системы качества. ·
  • В недрение инноваций. Повышение надежности.

3. Выпуск новой продукции.

  • Маркетинговые исследования.
  • PR и реклама.

4. Захват новых рынков:

  • Маркетинговые исследования.
  • PR и реклама.

5. Диверсификация деятельности компании:

  • Проникновение в новые виды бизнеса.
  • Диверсификация источников получаемого дохода.
  • Снижение зависимости предприятия исключительно от источников сырья и
    комплектующих.

Проект 2. Повышение производительности труда:

1. Увеличение загрузки персонала за счет снижения
простоев.
2. Автоматизация низкопроизводительных операций.
3. Внедрение новых высокопроизводительных технологий.
4. Закупка более производительного оборудования.
5. Уменьшение сроков разработки изделия.
6. Повышение эффективности производства.
7. Повышение мотивации персонала к более интенсивной работе.

Проект 3. Снижение издержек:

1. Уменьшение транзакций.
2. Повышение экономической эффективности принимаемых
решений:
  • Обучение.
  • Введение ответственности за результат.
3. Совершенствование структуры управления.
4. Исключение дублирования функций.
5. Уменьшение объема некачественной работы.
6. Отказ от выпуска невыгодной продукции и услуг:
  • Экономическая оценка.
  • Принятие решения о снятии продукции с производства.
7. Улучшение использования производственных мощностей.

8. Оптимизация взаимоотношений с поставщиками.

9. Сокращение производственного цикла.

10. Интеграция и разделение труда.

11. Использование специфических преимуществ компании.

Обратим внимание на следующее: Для выпуска новой продукции. как и для выхода на новые рынки. может потребоваться изучение рынка. Но маркетинговое исследование, проводимое для изучения рынка новой продукции, будет в общем случае отличаться от маркетингового исследования, проводимого для обеспечения выхода на новые рынки. Точно так же для уменьшения сроков разработки изделия может потребоваться обучение персонала новым технологиям, например, технологиям компьютерного проектирования. Но обучение может потребоваться и в случае внедрения новой организации работ, обеспечивающей повышение эффективности производства. Следует обратить внимание, что и в том, и в другом случаях персонал будет обучаться различным навыкам. При дальнейшей декомпозиции работ на нижнем уровне иерархии получим перечень проектов. реализация которых обеспечит достижение стратегических и оперативных целей компании.

Для каждого проекта готовится обоснование. оцениваются затраты и предполагаемый вклад, требуемые ресурсы. сроки реализации. Проекты можно проранжировать, отбросить те из них, которые при высоких затратах вносят незначительный вклад и таким образом согласовать общую стоимость отобранных проектов с наличными ресурсами компании.

Далее составляется прогноз требуемых трудовых и материальных ресурсов. прогноз загрузки уникального оборудования. При построении прогноза требуемых ресурсов высокая точность не требуется, важно оперативно корректировать график ресурсов.

Дальнейшие шаги заключаются в следующем. Разрабатывается график реализации проектов с учетом требуемых для их реализации и имеющихся ресурсов (финансовых, трудовых, материальных). В случае нехватки необходимых ресурсов проекты сдвигаются по временной оси для того, чтобы можно было более равномерно распределить необходимые для реализации всех проектов ресурсы. Использование описанных методов позволит придать процессу формирования Программы развития целостность. обеспечит включение в Программу только тех проектов, которые работают на достижение стратегических целей, позволит точнее планировать ресурсы, необходимые для реализации Программы.

Таким образом, формируется совокупность проектов. каждый из которых работает на достижение определенных целей, поскольку эти проекты получены в результате декомпозиции целей. Эти проекты распределяются во времени, в результате формируется Программа стратегического развития компании.

Результатом работы является Программа. представляющая собой совокупность проектов различного типа. выстроенных во времени, реализация которых обеспечивает достижение стратегических и оперативных целей компании. Важно подчеркнуть, что программа, разработанная подобным образом, объединяет в себе проекты различного типа: организационные, финансовые, технические, технологические, маркетинговые и т.п. т.е. является комплексной. Если имеется стратегическая установка отдавать предпочтение проектам развития, имеющим инновационный характер, то такую программу вполне можно будет назвать программой инновационного развития компании, т.е. инновационные проекты являются органичной частью Программы развития компании.

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Управление проектами является важнейшим инструментом реализации стратегических, среднесрочных и оперативных целей компании. Однако, для того, чтобы разработанная Программа развития была успешно реализована, необходимо организовать эффективное управление проектами, отобранными для достижения поставленной стратегической цели.

Полученная путем декомпозиции иерархическая структура проектов имеет достаточно универсальный характер. что позволяет использовать ее для задачи повышения объема продаж компаний различного типа, а метод эффективен для формирования Программ развития компаний.

Положение о программе Старт

Положение о программе «Старт»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок и условия предоставления федеральным государственным бюджетным учреждением «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» (далее – Фонд) грантов субъектам малого предпринимательства на финансовое обеспечение выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) в рамках реализации инновационных проектов.

1.2. Под инновационными проектами в контексте настоящего Положения (далее – инновационный проект) понимается комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов (в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ).

1.3. Целью программы «Старт» (далее – Программа) является создание новых и поддержка существующих малых инновационных предприятий, стремящихся разработать и освоить производство нового товара, изделия, технологии или услуги с использованием результатов собственных научно-технических и технологических исследований, находящихся на начальной стадии развития и имеющих значительный потенциал коммерциализации.

1.4. Финансовая поддержка предоставляется в виде безвозмездной и безвозвратной субсидии в денежной форме (далее – грант), выделяемой на проведение НИОКР, заявителям, отобранным по результатам конкурса (далее – конкурс).

1.5. В рамках Программы отбираются проекты по следующим тематическим направлениям:

§ Н1. Информационные технологии;

§ Н2. Медицина будущего;

§ Н3. Современные материалы и технологии их создания;

§ Н4. Новые приборы и аппаратные комплексы;

1.6. Программа реализуется в 2 этапа:

§ 1-й этап Программы (конкурс «СТАРТ-1»);

§ 2-й этап Программы (конкурс «СТАРТ-2»).

2. 1-й этап программы (конкурс «СТАРТ-1»)

2.1. Участники конкурса и требования к представляемой информации.

2.1.1. В конкурсе могут принимать участие физические лица и юридические лица-субъекты малого предпринимательства (далее – предприятия).

а) Физические лица не должны одновременно участвовать (выступать руководителем предприятия, научным руководителем проекта) в других проектах, финансируемых Фондом.

б) Предприятия должны соответствовать критериям отнесения к субъекту малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ, а также удовлетворять следующим требованиям:

§ дата регистрации предприятия составляет не более 2-х лет с даты подачи заявки на конкурс;

§ в числе видов экономической деятельности должны иметься код ОКВЭД 72.1 (ОК 029-2014 от 01.02.2014) «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук», или код ОКВЭД 73.1 (ОК 029-2001 и ОК 029-2007) [1] .

§ ведущие сотрудники предприятия (руководитель предприятия, научный руководитель проекта) не должны участвовать в других проектах, финансируемых Фондом;

§ предприятие ранее не должно было получать финансовую поддержку Фонда.

2.1.2. Требования к предоставляемой информации:

а) Для участия в конкурсе предприятие должно представить следующие документы:

§ заявка на участие в конкурсе (заполняется в электронном виде);

§ оригинал, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, выданной не ранее, чем за 180 календарных дней до даты подачи заявки на участие в конкурсе [2] (только для юридических лиц);

§ сведения о среднесписочной численности работников за последний календарный год по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой [3] (только для юридических лиц);

§ бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах предприятия за последний календарный год [4] (только для юридических лиц).

б) Заявки, не содержащие документов, указанных в п.2.1.2 (для юридических лиц) и не соответствующие требованиям п.2.1.1, снимаются с рассмотрения в конкурсе.

2.1.3. Оформление и подача заявок производится в сети Интернет по адресу http://online.fasie.ru путем заполнения всех форм и вложением в электронном виде документов.

Все вложенные документы должны быть хорошо читаемые, отсканированы в цвете и сохранены в формате PDF. Сканировать документы необходимо целиком, а не постранично - один файл должен содержать один полный документ. Название файла должно совпадать с заголовком документа. Заявки, поступившие на бумажном носителе, не рассматриваются и не возвращаются Заявителю.

2.1.4. В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных малым инновационным предприятием в составе заявки, он отстраняется от участия в конкурсе на любом этапе его проведения, вплоть до заключения договора гранта.

2.1.5. Другие обязательные требования:

§ заявителем не должны быть нарушены авторские и иные права третьих лиц; должно иметься согласие правообладателей на представление в Фонд материалов и их использование Фондом для проведения экспертизы и для обнародования;

§ работы, на выполнение которых запрашиваются средства Фонда, не должны ранее финансироваться из других бюджетных источников (в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ);

§ заявитель не должен иметь открытых договоров на получение государственных субсидий с Фондом и другими институтами развития, осуществляющих поддержку инновационных предприятий в соответствии с п.3 ст. 16.2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ;

§ заявляемый проект в соответствии с Уставом Фонда должен быть направлен на реализацию технологий гражданского назначения и не должен содержать сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

В случаях нарушения требований, указанных в пп. 2.1.5. Фонд оставляет за собой право отклонить заявку на конкурс и прекращает финансирование проекта независимо от стадии его реализации с одновременным истребованием от получателя гранта выплаченных ему денежных средств в установленном порядке.

2.2. Условия участия в конкурсе и порядок финансирования.

2.2.1. Первый этап реализации Программы является «посевным», в ходе его выполнения проводятся научные исследования, осуществляется, например, разработка прототипа продукта, его испытания, которые позволят убедиться в реальности коммерциализации создаваемых результатов научных исследований. Содержание НИОКР в течение первого этапа выполнения Программы должно быть необходимым и достаточным для того, чтобы снять сомнения инвестора в целесообразности финансирования проекта со второго этапа.

2.2.2. Максимальный объем предоставляемого Фондом гранта составляет не более 2 млн. рублей.

2.2.3. Срок выполнения НИОКР составляет не более 12 месяцев с даты заключения договора о предоставлении гранта.

Данный срок может быть уменьшен, но не более чем до 6 месяцев, в случае выполнения предприятием всех предусмотренных договором (соглашением) работ, достижения заявленных показателей развития предприятия и соблюдения требований конкурса. В случае возникновения технических проблем при изготовлении предусмотренных условиями договора новых экспериментальных образцов техники, невыполнения в срок своих обязательств сторонними организациями или соисполнителями проекта, необходимости проведения дополнительных исследований и испытаний, а также из-за обстоятельств непреодолимой силы, делающими невозможным своевременное исполнение обязательств по договору (соглашению), изменение сроков выполнения работ может быть согласовано Фондом при условии предоставления исполнителем убедительного обоснования причин переноса сроков.

2.2.4. Гранты предприятиям предоставляются в 2 этапа в соответствии с календарным планом выполнения НИОКР в рамках реализации инновационного проекта, предусмотренным договором гранта.

2.2.5. Средства грантового финансирования могут быть использованы для финансового обеспечения расходов на выполнение НИОКР в рамках реализации инновационного проекта в соответствии с утвержденной сметой расходов средств гранта:

а) заработная плата;

б) начисления на заработную плату;

в) спецоборудование (не более 10% от суммы гранта);

г) материалы, сырье, комплектующие (не более 30% от суммы гранта);

д) оплата работ соисполнителей;

е) прочие работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями;

ж) прочие общехозяйственные расходы (не более 10% от суммы гранта).

Расходы на статьи «д» и «е» должны составлять в совокупности не более 30% от суммы гранта».

2.2.6. Гранты предоставляются в пределах субсидии, предоставляемой Фонду из средств федерального бюджета.

2.2.7. Перечисление средств гранта получателю гранта осуществляется на расчетный счет, открытый в кредитной организации, в сроки, установленные договором гранта.

2.2.8. Полученные средства гранта в случае их использования не по целевому назначению подлежат возврату в Фонд.

2.2.9. По результатам выполнения НИОКР грантополучателем должны быть достигнуты следующие результаты:

§ руководитель предприятия должен быть трудоустроен в штат предприятия как основное место работы;

§ создана интеллектуальная собственность, права на которую должны быть оформлены согласно Гражданскому кодексу РФ на предприятие – получателя гранта. В случае, если права на интеллектуальную собственность были оформлены на других физических или юридических лиц, они должны быть переоформлены согласно Гражданскому кодексу РФ на предприятие – получателя гранта.

Значения плановых показателей реализации инновационного проекта устанавливаются в дополнении к договору гранта. Перечень показателей представлен в приложении № 3 к настоящему Положению.

2.2.10. В случае недостижения плановых показателей реализации инновационного проекта, предусмотренных договором гранта, и (или) нарушений условий договора гранта, Фонд вправе потребовать возврата средств гранта и (или) известить Федеральную налоговую службу о нецелевом использовании средств гранта.

2.3. Порядок рассмотрения заявок.

2.3.1. Заявки, не соответствующие требованиям, установленным в разделе 2.1. настоящего Положения, не содержащие обязательные документы согласно п. 2.1.2 снимаются с рассмотрения в конкурсе. Остальные заявки направляются на независимую заочную экспертизу.

2.3.2. По каждой заявке проводится не менее двух независимых экспертиз по оценке научно-технического уровня разработки, лежащей в основе проекта, оценке перспективности внедрения, коммерческой реализации создаваемого продукта, а также оценке наличия и квалификации трудовых ресурсов для выполнения проекта. При существенном расхождении мнений экспертов может быть проведена дополнительная экспертиза.

Заочная экспертиза проводится экспертами, зарегистрированными в базе экспертов информационной системы ФОНД-М и обладающими необходимой квалификацией для оценки проектов по приведенным выше направлениям. Необходимым условием для экспертов является отсутствие личной заинтересованности в результатах проводимой экспертизы.

Оценка заявок проводится по критериям, установленным настоящим Положением (приложение № 1). На данном этапе заявки делятся на рекомендованные и не рекомендованные к очному рассмотрению на жюри. Рекомендованной считается заявка, рейтинг которой по итогам независимой экспертизы превышает установленный Дирекцией Фонда уровень.

2.3.3. Вторым этапом рассмотрения заявок является очная независимая экспертиза.

а) На втором этапе проведения независимой экспертизы проектов Экспертное жюри при личном собеседовании или с использованием видеосвязи с заявителями оценивает проекты с учетом результатов экспертиз, проведенных на первом этапе. В состав Экспертного жюри могут входить сотрудники Фонда, специалисты в соответствующих областях науки и техники, представители предпринимательского сообщества, общественных и некоммерческих организаций, образовательных учреждений, органов государственной власти Российской Федерации.

б) Членами Экспертного жюри не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах определения победителей конкурса, в том числе физические лица, состоящие в штате организаций, подавших заявки, физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников конкурса. Состав Экспертного жюри утверждается Дирекцией Фонда.

в) Экспертное жюри правомочно осуществлять свои функции, если на заседании жюри присутствует не менее половины от общего числа членов жюри плюс один член жюри. Члены жюри могут принимать участие в работе через сеть интернет с использованием видео- и аудиосвязи. Принятие решения членами жюри путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

г) В случае невозможности присутствия заявителя на очном заседании жюри, заявка может быть рассмотрена экспертным жюри без участия заявителя, по представленным в заявке материалам.

д) Экспертное жюри формирует рекомендации по подведению итогов конкурса после обсуждения. Решение по определению победителей конкурса принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Экспертного жюри путем голосования.

е) Каждый член жюри имеет один голос. При равенстве голосов голос Председателя экспертного жюри (а в случае его отсутствия – Заместителя председателя экспертного жюри) является решающим.

ж) Размер гранта может быть скорректирован Экспертным жюри, в том числе с учетом рекомендаций экспертов.

2.3.4. Рекомендации Экспертного жюри оформляются протоколом рассмотрения заявок конкурса.

2.3.5. Результаты экспертизы в виде рекомендаций по заявкам и объему финансирования проектов утверждаются Экспертным советом Фонда.

2.3.6. Заявки, рекомендованные Экспертным советом Фонда по результатам независимой экспертизы, рассматриваются Конкурсной комиссией Фонда.

Конкурсная комиссия Фонда с учетом результатов независимой экспертизы, рекомендаций Экспертного совета и иных факторов формирует итоговые рекомендации по финансированию отобранных заявок. При этом размер гранта может быть скорректирован Конкурсной комиссией с учетом рекомендаций экспертов, Экспертного совета Фонда, текущего финансово-экономического состояния заявителя. Рекомендации Конкурсной комиссии оформляются протоколом рассмотрения заявок и направляются на утверждение в Дирекцию Фонда.

2.3.7. Окончательные результаты конкурсного отбора утверждаются Дирекцией Фонда.

2.3.8. Результаты конкурса размещаются на сайте Фонда по адресу www.fasie.ru не позднее чем через десять дней с даты подписания Дирекцией Фонда протокола об утверждении результатов конкурса.

2.4. Порядок и условия финансирования проектов.

2.4.1. Предусмотренная договором гранта работа выполняется получателем гранта в соответствии с техническим заданием и календарным планом, являющимися неотъемлемой частью договора гранта (приложение № 4).

2.4.2. Средства, полученные от Фонда, в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации являются средствами целевого финансирования и используются получателем гранта на выполнение НИОКР. Фонд не оплачивает понесенные получателем гранта затраты, превышающие фактически полученные от Фонда денежные средства.

2.4.3. В соответствии со ст. 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в результате выполнения НИОКР не происходит передача права собственности на результаты НИОКР, то выполнение НИОКР по договору не является объектом налогообложения НДС.

2.4.4. В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации гранты, полученные из Фонда на выполнение НИОКР, являются средствами целевого финансирования и не включаются в налогооблагаемую базу для исчисления и уплаты налога на прибыль.

При этом грантополучатель обязан вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках договора гранта.

2.4.5. Получатель гранта обязан:

§ качественно и в срок выполнить НИОКР;

§ своевременно представлять Фонду отчеты о выполненных этапах работ и НИОКР в целом в соответствии со сроками, указанными в календарном плане выполнения работ; отчеты о произведенных расходах в соответствии с утвержденной сметой на выполнение НИОКР; документы, подтверждающие совершение им всех действий, необходимых для признания за ним и получения прав на результаты научно-технической деятельности;

§ обеспечить целевое использование полученных средств на финансовое обеспечение НИОКР за счет субсидий, предоставляемых Фонду из средств Федерального бюджета.

2.4.6. Грант на проведение НИОКР предоставляется на следующих условиях:

а) с победителем конкурса заключается договор гранта, отвечающий условиям п. 2.5 настоящего положения;

б) средства гранта перечисляются следующим способом:

- после заключения договора гранта Фонд предоставляет победителю конкурса средства в размере 50% от величины гранта;

- после утверждения Акта о выполнении первого этапа договора гранта победителю конкурса перечисляются средства в размере 25% от величины гранта.

- после утверждения Акта о выполнении второго этапа договора гранта победителю конкурса перечисляются средства в размере 25% от величины гранта. Данная сумма предоставляется грантополучателю в целях возмещения понесенных расходов.

в) по результатам выполнения первого этапа договора гранта получатель гранта предоставляет в Фонд отчет о выполнении этапа и финансовый отчет о выполнении этапа;

г) по результатам выполнения второго этапа договора гранта получатель гранта предоставляет в Фонд итоговый научно-технический отчет о выполнении работ по двум этапам и финансовый отчет о выполнении второго этапа;

д) финансирование второго этапа производится Фондом после сдачи отчетности о выполнении первого этапа договора гранта, утверждения представленных документов и подписания Акта выполнения первого этапа договора гранта.

Отчетная документация оформляется в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов и представляется Фонду на бумажных носителях и в электронной системе по адресу http://online.fasie.ru .

В случае мотивированного отказа Фонда от приемки работ по договору (этапу НИОКР), Фонд размещает перечень необходимых доработок и исправлений с указанием сроков для их осуществления в электронной системе по адресу http://online.fasie.ru .

2.4.7. Договор гранта считается исполненным после утверждения Фондом научно-технического отчета о выполнении НИОКР и подписания Акта о выполнении НИОКР, утверждения отчета о целевом использовании средств гранта.

2.4.8. Грантополучатель несет ответственность за целевое использование гранта и достоверность отчетных данных.

В случае отсутствия отчета по очередному этапу работ Фонд прекращает оплату работ.

При нецелевом использовании денежных средств, Фонд вправе потребовать от грантополучателя возврата гранта в объеме нецелевого использования.

2.4.9. В случае невыполнения грантополучателем очередного этапа работ, а также при отсутствии итогового отчета за все выполненные к моменту прекращения действия договора работы, Фонд вправе потребовать от грантополучателя возврата гранта в объеме фактически перечисленных средств по договору гранта.

2.4.10. Фонд вправе проводить проверки хода выполнения работ и целевого использования гранта.

Фонд осуществляет контроль за ходом выполнения работ и целевым использованием гранта как собственными силами Фонда, так и с привлечением специализированной организации-монитора.

Получатель гранта обязуется предоставлять необходимую документацию, относящуюся к работам и затратам по договору, и создать необходимые условия для беспрепятственного осуществления проверок целевого расходования средств гранта.

2.4.11. Получатель гранта обязуется в случае невозможности получить ожидаемые результаты и/или выявления нецелесообразности продолжения работ – незамедлительно проинформировать об этом Фонд и представить финансовый отчет о фактически произведенных затратах и отчет о выполненных НИОКР.

2.4.12. Договор гранта может быть прекращен досрочно по взаимному соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Фонд может прекратить действие договора гранта в одностороннем порядке и прекратить предоставление средств гранта в случае существенного нарушения грантополучателем условий договора: отсутствия отчетов о выполненных работах и произведенных затратах по очередному этапу работ; при выявлении невозможности достижения грантополучателем результатов, предусмотренных проектом и/или по причине нецелесообразности дальнейшего продолжения работ, нецелевого использования средств гранта, а также нарушения грантополучателем других принятых на себя обязательств.

2.4.13. В соответствии с «Положением о единой государственной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327, и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2013 г. № 1168 грантополучатель обязан в 30-дневный срок с даты начала НИОКР заполнить и направить сведения о НИОКР по утвержденной Приказом форме в федеральное государственное автономное научное учреждение "Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти", а также предоставить регистрационную карту НИОКР (РК) с присвоенным регистрационным номером Фонду.

2.4.14. В течение 5 лет после выполнения работ грантополучатель ежегодно предоставляет Фонду информацию (в том числе в электронной системе) о том, перешли ли НИОКР, выполненные по договору, в стадию коммерциализации, а также информацию, характеризующую производственно-хозяйственную деятельность предприятия (в том числе о номенклатуре и объемах реализованной продукции (технологии)).

Кроме того, по запросу Фонда или уполномоченного Фондом лица грантополучатель дополнительно предоставляет информацию о введении объектов, полученных за счет средств Фонда, в хозяйственный оборот.

2.4.15. Права на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении договора, определяются в соответствии с Частью четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации и Главой 38 Части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Право на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении договора, принадлежит грантополучателю.

Право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных и секреты производства (ноу-хау), созданные при выполнении работ по договору, принадлежит грантополучателю.

2.4.16. Грантополучатель в процессе выполнения договора обязан принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для признания за ним и получения прав на результаты научно-технической деятельности - подавать заявки на выдачу патентов, на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, вводить в отношении соответствующей информации режим сохранения тайны и принимать иные подобные меры.

При этом грантополучатель ведет раздельный учет затрат на создание интеллектуальной собственности за счет всех источников финансирования и отражает права на результаты, полученные при выполнении работ по проекту за счет всех источников финансирования, в составе нематериальных активов предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

2.4.17. В соответствии с «Положением о единой государственной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327, грантополучатель обязан одновременно с заключительным отчетом по договору представлять Фонду по утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2013 г. № 1168 формам копии учетных документов: информационной карты реферативно-библиографических сведений (ИКРБС), информационной карты результата (ИКР) и информационной карты состояния правовой охраны (ИКСПО) при ее наличии на момент сдачи отчетности), а также информационной карты сведений об использовании результата (ИКСИ) при ее наличии на момент сдачи отчетности), зарегистрированные в ФГНУ «ЦИТиС».

2.4.18. Получатель гранта обязан давать ссылку о поддержке Фондом в информационных, справочных и рекламных материалах (в т. ч. в руководствах пользователя, Интернет-сайтах, выставочных проспектах) по продукции, созданной с использованием результатов НИОКР, проводимых в рамках договора.

2.5. Порядок заключения договора гранта с победителем конкурса.

2.5.1. Заключение договоров (соглашений) о предоставлении грантов на проведение НИОКР (далее – договор гранта) с победителями конкурса осуществляется с предприятиями – субъектами малого предпринимательства (далее – грантополучателями).

2.5.2. Физические лица – победители конкурса должны в срок не более одного месяца с даты утверждения результатов конкурса зарегистрировать юридическое лицо, соответствующее критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ, с которым заключается договор гранта. Созданное предприятие должно удовлетворять требованиям п. 2.1.1 настоящего Положения, а также следующим требованиям:

§ физические лица (руководитель и другие члены проектной команды), подавшие на конкурс заявку, утвержденную к финансированию, должны иметь суммарную долю в уставном капитале предприятия не менее 51%;

§ физическое лицо, подавшее на конкурс заявку, утвержденную к финансированию, должно являться руководителем предприятия.

2.5.3. В течение 5 рабочих дней с даты регистрации предприятия в Фонд должны быть представлены следующие документы:

§ выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная ФНС России;

§ учредительные документы юридического лица.

2.5.4. Договор гранта должен содержать следующую информацию:

а) целевое назначение предоставления гранта и его размер;

б) общий объем инвестиций в инновационный проект;

в) смета расходов на выполнение инновационного проекта;

г) календарный план выполнения инновационного проекта за счет средств гранта;

д) плановые показатели реализации инновационного проекта;

е) условия перечисления гранта;

ж) порядок, сроки предоставления отчета о реализации инновационного проекта и перечень прилагаемых документов;

з) обязательство ведения организацией раздельного учета расходов по инновационному проекту;

и) иные положения.

Проект договора для конкурса «СТАРТ-1» представлен в приложении №4 к настоящему Положению.

2.5.6. Победитель конкурса должен согласовать документы для оформления договора и предоставить в Фонд оригинал подписанного со своей стороны договора гранта со всеми указанными в нем приложениями в следующие сроки:

§ не позднее 30 календарных дней с даты размещения итогов конкурса в случае, если победителем конкурса является юридическое лицо;

§ не позднее 60 календарных дней с даты размещения итогов конкурса в случае, если победителем конкурса является физическое лицо.

Победитель конкурса в 20-дневный срок с момента публикации результатов конкурса должен направить документы для оформления договора на согласование по адресу http://online.fasie.ru путем заполнения всех форм и вложением в электронном виде документов.

2.5.7. В случаях нарушения п.2.5.6. Фонд вправе отказать победителю конкурса в заключении договора.

2.5.8. Подготовка грантополучателями документов для заключения договора происходит в сети Интернет по адресу http://online.fasie.ru путем заполнения всех форм и вложением требуемых документов в электронном виде.

2.5.9.После согласования договора гранта и приложений к нему сотрудниками отделов сопровождения проектов и сотрудниками отдела финансирования проектов печатные формы документов направляются на утверждение руководству Фонда. После утверждения договора гранта, один экземпляр на бумажном носителе передается исполнителю, второй экземпляр передается в отдел финансирования проектов для перечисления средств по договору гранта.

2.5.10. Договор гранта не может быть заключён с предприятием:

а) находящимся в процессе ликвидации или реорганизации;

б) находящимся в процедурах банкротства;

в) имеющим задолженность перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации;

г) в отношении которого ранее установлен факт неисполнения существенных условий договора гранта.

3. 2-й этап программы (конкурс «СТАРТ-2»)

3.1. Участники конкурса и требования к представляемой информации.

3.1.1. В конкурсе могут принимать участие юридические лица, соответствующие критериям отнесения к субъекту малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее – предприятия):

а) Предприятия, завершившие 1-й этап Программы (конкурса «СТАРТ-1»).

б) Предприятия, не получавшие финансирование по программам Фонда, удовлетворяющие следующим требованиям:

§ в числе видов экономической деятельности должны иметься код ОКВЭД 72.1 (ОК 029-2014 от 01.02.2014) «Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук», или код ОКВЭД 73.1 (ОК 029-2001 и ОК 029-2007) [5] ;

§ ведущие сотрудники предприятия (руководитель предприятия, научный руководитель проекта) не должны участвовать в других проектах, финансируемых Фондом;

§ предприятие не должно ранее получать поддержку по программам Фонда (за исключением конкурса «СТАРТ-1» - см. пп. а) п.3.1.1 Положения);

§ руководитель предприятия должен быть трудоустроен в штат предприятия как основное место работы;

§ предприятие должно иметь объекты интеллектуальной собственности по тематике заявляемого проекта.

3.1.2. Требования к предоставляемой информации:

а) Для участия в конкурсе предприятие должно представить следующие документы:

§ заявка на участие в конкурсе (заполняется в электронном виде);

§ оригинал, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, выданной не ранее, чем за 180 календарных дней до даты подачи заявки на участие в конкурсе [6] ;

§ сведения о среднесписочной численности работников за каждый календарный год с года регистрации предприятия, а для предприятий существующих более трех лет - за три последних календарных года по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой [7] ;

§ бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах предприятия за каждый календарный год с года регистрации предприятия, а для предприятий существующих более трех лет - за три последних календарных года [8] ;

§ бизнес-план инновационного проекта (приложение № 2);

§ документы, подтверждающие права предприятия на результаты интеллектуальной деятельности по тематике заявляемого проекта и приравненные к ним средства индивидуализации, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации;

§ договор, предусматривающий перечисление денежных средств инвестора заявителю на реализацию инновационного проекта, и документы, подтверждающие платежеспособность инвестора (финансовая отчетность за последний календарный год или выписка с расчетного счета).

б) Для предприятий, завершивших 1-й этап Программы (конкурса «СТАРТ-1»), требуется дополнительно представить утвержденный Фондом отчет о целевом использовании средств гранта.

в) Заявки, не содержащие документов, указанных в пп.а) п.3.1.2 и не соответствующие требованиям п.3.1.1, снимаются с рассмотрения в конкурсе.

3.1.3. Оформление и подача заявок производится в сети Интернет по адресу http://online.fasie.ru путем заполнения всех форм и вложением в электронном виде документов.

Все вложенные документы должны быть хорошо читаемые, отсканированы в цвете и сохранены в формате PDF. Сканировать документы необходимо целиком, а не постранично - один файл должен содержать один полный документ. Название файла должно совпадать с заголовком документа. Заявки, поступившие на бумажном носителе, не рассматриваются и не возвращаются Заявителю.

3.1.4. В случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, предоставленных малым инновационным предприятием в составе заявки, он отстраняется от участия в конкурсе на любом этапе его проведения, вплоть до заключения договора гранта.

3.1.5. Другие обязательные требования:

§ заявителем не должны быть нарушены авторские и иные права третьих лиц; должно иметься согласие правообладателей на представление в Фонд материалов и их использование Фондом для проведения экспертизы и для обнародования;

§ работы, на выполнение которых запрашиваются средства Фонда, не должны ранее финансироваться из других бюджетных источников (в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ);

§ заявитель не должен иметь открытых договоров на получение государственных субсидий с Фондом и другими институтами развития, осуществляющих поддержку инновационных предприятий в соответствии с п.3 ст. 16.2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ;

§ по договорам, ранее заключенным между предприятием и Фондом, обязательства по которым на дату подачи заявки исполнены, не должен быть установлен факт невыполнения исполнителем контракта существенных условий договора по бюджетному финансированию работ, факт проведения в отношении исполнителя претензионно-судебной работы;

§ заявляемый проект в соответствии с Уставом Фонда должен быть направлен на реализацию технологий гражданского назначения и не должен содержать сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа.

В случаях нарушения требований, указанных в пп. 3.1.5. Фонд оставляет за собой право отклонить заявку на конкурс и прекращает финансирование проекта независимо от стадии его реализации с одновременным истребованием от получателя гранта выплаченных ему денежных средств в установленном порядке.

3.2. Условия участия в конкурсе и порядок финансирования.

3.2.1. Максимальный объем предоставляемого Фондом гранта составляет не более 3 млн. рублей.

3.2.2. Срок выполнения НИОКР составляет не более 12 месяцев с даты заключения договора о предоставлении гранта.

Данный срок может быть уменьшен, но не более чем до 6 месяцев, в случае выполнения предприятием всех предусмотренных договором (соглашением) работ, достижения заявленных показателей развития предприятия и соблюдения требований конкурса. В случае возникновения технических проблем при изготовлении предусмотренных условиями договора новых экспериментальных образцов техники, невыполнения в срок своих обязательств сторонними организациями или соисполнителями проекта, необходимости проведения дополнительных исследований и испытаний, а также из-за обстоятельств непреодолимой силы, делающими невозможным своевременное исполнение обязательств по договору (соглашению), изменение сроков выполнения работ может быть согласовано Фондом при условии предоставления исполнителем убедительного обоснования причин переноса сроков.

3.2.3. Гранты предприятиям предоставляются в 2 этапа в соответствии с календарным планом выполнения НИОКР в рамках реализации инновационного проекта, предусмотренным договором гранта.

3.2.4. Средства грантового финансирования могут быть использованы для финансового обеспечения расходов на выполнение НИОКР в рамках реализации инновационного проекта в соответствии с утвержденной сметой расходов средств гранта:

а) заработная плата;

б) начисления на заработную плату;

в) спецоборудование (не более 10% от суммы гранта);

г) материалы, сырье, комплектующие (не более 30% от суммы гранта);

д) оплата работ соисполнителей;

е) прочие работы и услуги производственного характера, выполняемые сторонними организациями;

ж) прочие общехозяйственные расходы (не более 10% от суммы гранта).

Расходы на статьи «д» и «е» должны составлять в совокупности не более 30% от суммы гранта».

3.2.5. Внебюджетные средства (средства частного инвестора) должны составлять не менее 100% от суммы гранта и могут быть использованы для финансового обеспечения расходов, необходимых для реализации инновационного проекта, в том числе по следующим направлениям:

а) исследования и разработки;

б) приобретение машин и оборудования;

в) приобретение новых технологий (включая приобретение прав на патенты, лицензии);

г) приобретение программных средств;

д) производственное проектирование;

е) обучение и подготовка персонала;

ж) маркетинговые исследования;

и) применение современных систем контроля качества, сертификации продукции;

к) прочие расходы, связанные с реализацией инновационного проекта.

3.2.6. Гранты предоставляются в пределах субсидии, предоставляемой Фонду из средств федерального бюджета.

3.2.7. Перечисление средств гранта получателю гранта осуществляется на расчетный счет, открытый в кредитной организации, в сроки, установленные договором гранта.

3.2.8. Полученные средства гранта в случае их использования не по целевому назначению подлежат возврату в Фонд.

3.2.9. По результатам выполнения НИОКР грантополучателем должны быть достигнуты следующие результаты:

§ руководитель предприятия должен быть трудоустроен в штат предприятия как основное место работы;

§ среднесписочная численность сотрудников предприятия должна составлять не менее 3 человек;

§ создана интеллектуальная собственность, права на которую должны быть оформлены согласно Гражданскому кодексу РФ на предприятие – получателя гранта. В случае, если права на интеллектуальную собственность были оформлены на других физических или юридических лиц, они должны быть переоформлены согласно Гражданскому кодексу РФ на предприятие – получателя гранта;

§ создан сайт предприятия, на котором в том числе должна быть размещена информация о разработанной в рамках НИОКР продукции;

§ начата реализация продукции, созданной за счёт средств гранта (должны быть заключены договоры на реализацию продукции, получена выручка от реализации инновационной продукции).

Значения плановых показателей реализации инновационного проекта устанавливаются в дополнении к договору гранта. Перечень показателей представлен в приложении № 3 к настоящему Положению.

3.2.10. В случае существенного недостижения плановых показателей реализации инновационного проекта, предусмотренных договором гранта, и (или) нарушений условий договора гранта, Фонд вправе потребовать возврата средств гранта и (или) известить Федеральную налоговую службу о нецелевом использовании средств гранта.

3.3. Порядок рассмотрения заявок.

3.3.1. Заявки, не соответствующие требованиям, установленным в разделе 3.1 настоящего Положения, не содержащие обязательные документы согласно п. 3.1.2 снимаются с рассмотрения в конкурсе. Остальные заявки допускаются для дальнейшего рассмотрения.

3.3.2. Заявки предприятий, завершивших 1-й этап Программы (конкурса «СТАРТ-1»), рассматриваются следующим образом:

а) На первом этапе сведения и документы, представленные в составе заявки, проверяются сотрудниками Фонда и/или специализированной организацией, уполномоченной для проведения данной работы:

§ на их достоверность;

§ на соответствие представленных договоров о привлечении внебюджетных средств законодательству РФ и рекомендациям Фонда;

§ на финансовую возможность внебюджетного инвестора финансировать проект;

§ на правомерность использования интеллектуальной собственности по теме проекта.

б) Проводится анализ представленного бизнес-плана реализации проекта, включающий в себя, в том числе:

§ реальность и обоснованность представленной бизнес-стратегии продвижения продукта на рынок;

§ соответствие планируемых показателей развития требованиям данного Положения.

в) Для рассмотрения заявок на втором этапе формируется Экспертное жюри. В состав Экспертного жюри могут входить сотрудники Фонда, специалисты в соответствующих областях науки, техники и бизнеса.

г) Рассмотрение заявок Экспертным жюри проводится с учетом их рассмотрения на первом этапе по следующим позициям:

§ результаты и качество выполнения научно-технических работ на предыдущем этапе реализации проекта;

§ достижение плановых показателей реализации инновационного проекта, предусмотренных п.2.2.9 настоящего Положения;

§ наличие финансовых ресурсов для паритетного финансирования проекта из внебюджетных источников;

§ соотношение планируемых объемов реализации продукции и запрашиваемых бюджетных средств;

§ соотношение привлеченных внебюджетных инвестиций или собственных средств предприятия на реализацию проекта и запрашиваемых бюджетных средств;

§ наличие квалифицированных трудовых ресурсов, в том числе научно-технических сотрудников, реализующих НИОКР, и специалистов по продвижению результатов НИОКР и организации бизнеса, в штате предприятия – грантополучателя;

§ качество оформления материалов заявки;

§ наличие рекомендации регионального представителя Фонда.

д) Решения принимаются большинством голосов членов Экспертного жюри, в случае равенства голосов – голос председателя Экспертного жюри учитывается за два голоса.

3.3.3. Заявки предприятий, не получавших финансирование по программам Фонда, направляются на рассмотрение сотрудников Фонда или специализированной организации, уполномоченной для проведения данной работы в соответствии с пп. а-б) п.3.3.2 настоящего Положения.

Заявки соответствующие условиям, установленным в пп. а-б) п.3.3.2 настоящего Положения, направляются на независимую заочную экспертизу и рассмотрение экспертного жюри Фонда в соответствии с порядком и условиями, установленными для 1-го этапа Программы (конкурса «СТАРТ-1») в разделе 2.3 настоящего Положения.

3.3.4. Рекомендации Экспертного жюри оформляются протоколом рассмотрения заявок конкурса.

3.3.5. Результаты экспертизы в виде рекомендаций по заявкам и объему финансирования проектов утверждаются Экспертным советом Фонда.

3.3.6. Заявки, рекомендованные Экспертным советом Фонда по результатам независимой экспертизы, рассматриваются Конкурсной комиссией Фонда.

Конкурсная комиссия Фонда с учетом результатов независимой экспертизы, рекомендаций Экспертного совета и иных факторов формирует итоговые рекомендации по финансированию отобранных заявок. При этом размер гранта может быть скорректирован Конкурсной комиссией с учетом рекомендаций экспертов, Экспертного совета Фонда, текущего финансово-экономического состояния заявителя. Рекомендации Конкурсной комиссии оформляются протоколом рассмотрения заявок и направляются на утверждение в Дирекцию Фонда.

3.3.7. Окончательные результаты конкурсного отбора утверждаются Дирекцией Фонда.

3.3.8. Результаты конкурса размещаются на сайте Фонда по адресу www.fasie.ru не позднее чем через десять дней с даты подписания Дирекцией Фонда протокола об утверждении результатов конкурса.

3.4. Порядок и условия финансирования проектов.

3.4.1. Предусмотренная договором гранта работа выполняется получателем гранта в соответствии с техническим заданием и календарным планом, являющимися неотъемлемой частью договора гранта.

3.4.2. Средства, полученные от Фонда, в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации являются средствами целевого финансирования и используются получателем гранта на выполнение НИОКР. Фонд не оплачивает понесенные получателем гранта затраты, превышающие фактически полученные от Фонда денежные средства.

3.4.3. В соответствии со ст. 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в результате выполнения НИОКР не происходит передача права собственности на результаты НИОКР, то выполнение НИОКР по договору не является объектом налогообложения НДС.

3.4.4. В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации гранты, полученные из Фонда на выполнение НИОКР, являются средствами целевого финансирования и не включаются в налогооблагаемую базу для исчисления и уплаты налога на прибыль.

При этом грантополучатель обязан вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках договора гранта.

3.4.5. Получатель гранта обязан:

§ качественно и в срок выполнить НИОКР;

§ своевременно представлять Фонду отчеты о выполненных этапах работ и НИОКР в целом в соответствии со сроками, указанными в календарном плане выполнения работ; отчеты о произведенных расходах в соответствии с утвержденной сметой на выполнение НИОКР; документы, подтверждающие совершение им всех действий, необходимых для признания за ним и получения прав на результаты научно-технической деятельности;

§ обеспечить целевое использование полученных средств на финансовое обеспечение НИОКР за счет субсидий, предоставляемых Фонду из средств Федерального бюджета.

3.4.6. Грант на проведение НИОКР предоставляется на следующих условиях:

а) с победителем конкурса заключается договор гранта, отвечающий условиям п. 2.5 настоящего положения;

б) средства гранта перечисляются следующим способом:

  • после заключения договора гранта Фонд предоставляет победителю конкурса средства в размере 50% от величины гранта;
  • после утверждения Акта о выполнении первого этапа договора гранта победителю конкурса перечисляются средства в размере 25% от величины гранта/
  • после утверждения Акта о выполнении второго этапа договора гранта победителю конкурса перечисляются средства в размере 25% от величины гранта. Данная сумма предоставляется грантополучателю в целях возмещения понесенных расходов.

    в) по результатам выполнения первого этапа договора гранта получатель гранта предоставляет в Фонд отчет о выполнении этапа и финансовый отчет о выполнении этапа;

    г) по результатам выполнения второго этапа договора гранта получатель гранта предоставляет в Фонд итоговый научно-технический отчет о выполнении работ по двум этапам и финансовый отчет о выполнении второго этапа;

    д) финансирование второго этапа производится Фондом после сдачи отчетности о выполнении первого этапа договора гранта, утверждения представленных документов и подписания Акта выполнения первого этапа договора гранта.

    Отчетная документация оформляется в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов и представляется Фонду на бумажных носителях и в электронной системе по адресу http://online.fasie.ru .

    В случае мотивированного отказа Фонда от приемки работ по договору (этапу НИОКР), Фонд размещает перечень необходимых доработок и исправлений с указанием сроков для их осуществления в электронной системе по адресу http://online.fasie.ru .

    3.4.7. Договор гранта считается исполненным после утверждения Фондом научно-технического отчета о выполнении НИОКР и подписания Акта о выполнении НИОКР, утверждения отчета о целевом использовании средств гранта.

    3.4.8. Грантополучатель несет ответственность за целевое использование гранта и достоверность отчетных данных.

    В случае отсутствия отчета по очередному этапу работ Фонд прекращает оплату работ.

    При нецелевом использовании денежных средств, Фонд вправе потребовать от грантополучателя возврата гранта в объеме нецелевого использования.

    3.4.9. В случае невыполнения грантополучателем очередного этапа работ, а также при отсутствии итогового отчета за все выполненные к моменту прекращения действия договора работы, Фонд вправе потребовать от грантополучателя возврата гранта в объеме фактически перечисленных средств по договору гранта.

    3.4.10. Фонд вправе проводить проверки хода выполнения работ и целевого использования гранта.

    Фонд осуществляет контроль за ходом выполнения работ и целевым использованием гранта как собственными силами Фонда, так и с привлечением специализированной организации-монитора.

    Получатель гранта обязуется предоставлять необходимую документацию, относящуюся к работам и затратам по договору, и создать необходимые условия для беспрепятственного осуществления проверок целевого расходования средств гранта.

    3.4.11. Получатель гранта обязуется в случае невозможности получить ожидаемые результаты и/или выявления нецелесообразности продолжения работ – незамедлительно проинформировать об этом Фонд и представить финансовый отчет о фактически произведенных затратах и отчет о выполненных НИОКР.

    3.4.12. Договор гранта может быть прекращен досрочно по взаимному соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

    Фонд может прекратить действие договора гранта в одностороннем порядке и прекратить предоставление средств гранта в случае существенного нарушения грантополучателем условий договора: отсутствия отчетов о выполненных работах и произведенных затратах по очередному этапу работ; при выявлении невозможности достижения грантополучателем результатов, предусмотренных проектом и/или по причине нецелесообразности дальнейшего продолжения работ, нецелевого использования средств гранта, а также нарушения грантополучателем других принятых на себя обязательств.

    3.4.13. В соответствии с «Положением о единой государственной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327, и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2013 г. № 1168 грантополучатель обязан в 30-дневный срок с даты начала НИОКР заполнить и направить сведения о НИОКР по утвержденной Приказом форме в федеральное государственное автономное научное учреждение "Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти", а также предоставить регистрационную карту НИОКР (РК) с присвоенным регистрационным номером Фонду.

    3.4.14. В течение 5 лет после выполнения работ грантополучатель ежегодно предоставляет Фонду информацию (в том числе в электронной системе) о том, перешли ли НИОКР, выполненные по договору, в стадию коммерциализации, а также информацию, характеризующую производственно-хозяйственную деятельность предприятия (в том числе о номенклатуре и объемах реализованной продукции (технологии)).

    Кроме того, по запросу Фонда или уполномоченного Фондом лица грантополучатель дополнительно предоставляет информацию о введении объектов, полученных за счет средств Фонда, в хозяйственный оборот.

    3.4.15. Права на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении договора, определяются в соответствии с Частью четвертой Гражданского Кодекса Российской Федерации и Главой 38 Части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации.

    Право на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении договора, принадлежит грантополучателю.

    Право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных и секреты производства (ноу-хау), созданные при выполнении работ по договору, принадлежит грантополучателю.

    3.4.16. Грантополучатель в процессе выполнения соглашения обязан принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для признания за ним и получения прав на результаты научно-технической деятельности - подавать заявки на выдачу патентов, на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности, вводить в отношении соответствующей информации режим сохранения тайны и принимать иные подобные меры.

    При этом грантополучатель ведет раздельный учет затрат на создание интеллектуальной собственности за счет всех источников финансирования и отражает права на результаты, полученные при выполнении работ по проекту за счет всех источников финансирования, в составе нематериальных активов предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

    3.4.17. В соответствии с «Положением о единой государственной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327, грантополучатель обязан одновременно с заключительным отчетом по договору представлять Фонду по утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2013 г. № 1168 формам копии учетных документов: информационной карты реферативно-библиографических сведений (ИКРБС), информационной карты результата (ИКР) и информационной карты состояния правовой охраны (ИКСПО) при ее наличии на момент сдачи отчетности), а также информационной карты сведений об использовании результата (ИКСИ) при ее наличии на момент сдачи отчетности), зарегистрированные в ФГНУ «ЦИТиС».

    3.4.18. Получатель гранта обязан давать ссылку о поддержке Фондом в информационных, справочных и рекламных материалах (в т. ч. в руководствах пользователя, Интернет-сайтах, выставочных проспектах) по продукции, созданной с использованием результатов НИОКР, проводимых в рамках договора.

    3.5. Порядок заключения договора гранта с победителем конкурса.

    3.5.1. Заключение договоров (соглашений) о предоставлении грантов на проведение НИОКР (далее – договор гранта) с победителями конкурса осуществляется с юридическими лицами – субъектами малого предпринимательства (далее – грантополучателями).

    3.5.2. Договор гранта должен содержать следующую информацию:

    а) целевое назначение предоставления гранта и его размер;

    б) общий объем инвестиций в инновационный проект;

    в) смета расходов на выполнение инновационного проекта;

    г) календарный план выполнения инновационного проекта за счет средств гранта;

    д) плановые показатели реализации инновационного проекта;

    е) условия перечисления гранта;

    ж) порядок, сроки предоставления отчета о реализации инновационного проекта и перечень прилагаемых документов;

    з) обязательство ведения организацией раздельного учета расходов по инновационному проекту;

    и) иные положения.

    3.5.3. Победитель конкурса должен согласовать документы для оформления договора и предоставить в Фонд оригинал подписанного со своей стороны договора гранта со всеми указанными в нем приложениями не позднее 30 календарных дней с даты размещения итогов конкурса.

    Победитель конкурса в 20-дневный срок с момента публикации результатов конкурса должен направить документы для оформления договора на согласование по адресу http://online.fasie.ru путем заполнения всех форм и вложением в электронном виде документов.

    3.5.4. В случаях нарушения п.3.5.3. Фонд вправе отказать победителю конкурса в заключение договора.

    3.5.5. Подготовка грантополучателями документов для заключения договора происходит в сети Интернет по адресу http://online.fasie.ru путем заполнения всех форм и вложением требуемых документов в электронном виде.

    3.5.6. После согласования договора гранта и приложений к нему сотрудниками отделов сопровождения проектов и сотрудниками отдела финансирования проектов печатные формы документов направляются на утверждение руководству Фонда. После утверждения договора гранта, один экземпляр на бумажном носителе передается исполнителю, второй экземпляр передается в отдел финансирования проектов для перечисления средств по договору гранта.

    3.5.7. Договор гранта не может быть заключён с предприятием:

    а) находящимся в процессе ликвидации или реорганизации;

    б) находящимся в процедурах банкротства;

    в) имеющим задолженность перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации;

    г) в отношении которого ранее установлен факт неисполнения существенных условий договора гранта.

    3.5.8. Договор гранта должен содержать запрет на приобретение за счет средств гранта товаров и услуг, стоимость которых превышает среднерыночную стоимость аналогичных товаров и услуг в регионе осуществления инновационного проекта.

    [1] Отсутствие указанных ОКВЭД не является причиной для недопущения предприятия к участию в конкурсе. Однако, в случае признания предприятия победителем, оно должно вместе с договором (соглашением) предоставить документы, подтверждающие оформление указанных ОКВЭД.

    [2] В случае, если участниками малого инновационного предприятия являются юридические лица и их суммарная доля превышает 49 процентов, необходимо дополнительно представить документы, указанные в пп. а) п.2.1.2 настоящего Положения, в отношении каждого из юридических лиц-участников малого инновационного предприятия.

    [3] Рекомендуется представлять документы с отметкой Федеральной налоговой службы или квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде.

    [4] Рекомендуется представлять документы с отметкой Федеральной налоговой службы или квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде.

    [5] Отсутствие указанных ОКВЭД не является причиной для недопущения предприятия к участию в конкурсе. Однако, в случае признания предприятия победителем, оно должно вместе с договором (соглашением) предоставить документы, подтверждающие оформление указанных ОКВЭД.

    [6] В случае, если участниками малого инновационного предприятия являются юридические лица и их суммарная доля превышает 49 процентов, необходимо дополнительно представить документы, указанные в пп. б) п.2.1.1 настоящего Положения, в отношении каждого из юридических лиц-участников малого инновационного предприятия.

    [7] Рекомендуется представлять документы с отметкой Федеральной налоговой службы или квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде.

    [8] Рекомендуется представлять документы с отметкой Федеральной налоговой службы или квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде.

    [9] В случае, если участниками малого инновационного предприятия являются юридические лица и их суммарная доля превышает 49 процентов, необходимо дополнительно представить документы, указанные в пп. б) п.2.1.1 настоящего Положения, в отношении каждого из юридических лиц-участников малого инновационного предприятия.

    [10] Рекомендуется представлять документы с отметкой Федеральной налоговой службы или квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде.

    [11] Рекомендуется представлять документы с отметкой Федеральной налоговой службы или квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде.

    [12] В случае, если наличие средств у предприятия не подтверждается данными бухгалтерской отчетности за последний календарный год, необходимо дополнительно представить документы, подтверждающие наличие требуемого объема средств на дату подачи заявки (выписка с расчетного счета) или их гарантированное поступление в течение полугода с даты подачи заявки (действующие контракты с графиком перечисления средств).