Руководства, Инструкции, Бланки

изготовление по образцу растительного орнамента в полосе. img-1

изготовление по образцу растительного орнамента в полосе.

Рейтинг: 4.4/5.0 (1847 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Урок изобразительного искусства

Урок изобразительного искусства. Узор в полосе. "Добрым людям на загляденье". Хохломская роспись

Декоративное рисование, самостоятельное исполнение растительного узора в полосе.

Цели. развивать эстетическое отношение к действительности, творческое воображение детей; расширить познания об изготовлении хохломской утвари, её росписи; учить выделять элементы узора, познакомить с чередованием элементов в узоре; с понятием орнамент; нарисовать узор в полосе.

Оборудование. предметы быта украшенные орнаментом; листы бумаги, кисти, акварельные краски, тряпочки, вода; репродукции произведений мастеров Хохломы, хохломские изделия. Бумажный сарафан и рубаха, вырезанные из белой бумаги. Видеофильм к уроку.

Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива!

  1. Вступительное слово. «Золотая посуда».
  2. Основная часть. «Волшебный узор».
  3. Планирование самостоятельной работы.
  4. Выполнение узора в полосе.
  5. Итог урока. Анализ работ учащихся. Украшение сарафана и рубахи.

Девиз. Твори, выдумывай, пробуй.

1. - Ребята, прочитайте тему урока. Какова основная мысль урока? Отражена ли эта мысль в эпиграфе?

С давних времён люди стали украшать разные предметы (утварь). Сошьёт мать дочери сарафан и украсит его тесьмой по краю подола, бретельки. «Расцветёт» сарафан. Дед выдолбит деревянную чашу, да узором украсит. Пусть радует глаз. Зачем это делали?

По берегам великой русской реки, Волги, - издавна занимались разными ремёслами. Появилось старинное торговое село – Хохлома.

В селе, расписывали посуду, используя только три цвета. Цвет солнца, богатства и радости – «жёлтый» (золото). Цвет жизни, красоты, тепла – «красный». Цвет земли – «чёрный», усиливает сияние красного и золотистых оттенков.

Элементы узора русских мастеров: травка, цветы, ягоды, бутоны. Сейчас вы попали в художественный цех, где расписывают деревянную посуду умелые руки девушек.

- Что вы заметили? Какие вопросы у вас возникли?

- Что называют Хохлома? (Проверь себя по слайду).

- Самый любимый орнамент у мастеров хохломы? (Травка. )

- Каким цветом пишется «травка»? (Красным, чёрным. )

- Какие значения имеют цвета? (Красный –огонь, любовь, преданность; золотистый – свет, счастье, солнце, богатство, довольство, красоту, чистоту; чёрный – торжественность .)

Мы по слайдам познакомимся с элементами узора и приёмами их рисования.

Возьмите кисть в руку и повторите движение, представляя элементы травного орнамента. Попробуйте изобразить на листе бумаги простые элементы: «травинки», «капельки», «усики», «криуль».

- С чего начнём работу? Вспомните тему урока.

- Где вы наблюдали узор в полосе, приведите примеры.

- Что вы знаете об орнаменте (узоре)? Какое правило надо соблюдать?

- Какие цвета будем использовать в узоре, почему?

- Повторим правила построения орнамента.

1) Узор состоит из повторяющихся элементов; они одинаковы по цвету, форме, размеру.

2) Используем в узоре три основных цвета и элементы растительного орнамента.

- Наш орнамент будет состоять из листьев и ягод. Вы уже учились рисовать листья и ягоды, используйте знакомые приёмы в составлении узора.

Выполнение узора в полосе.

Анализ работ учащихся. Украшение сарафана и рубахи.

- Сейчас для вас коллективное задание. Своими узорами сделанными в полосе украсить сарафан и рубаху.

- Откуда появилось это удивительное хохломское искусство? Придумайте свою легенду появления такого замечательного промысла.

- Какие правила вы соблюдали при выполнении орнамента?

- Довольны ли вы своей работой? Что получилось хорошо? Чему ещё надо поучиться?

- Какие пословицы о труде вам запомнились?

- Как вы оцените свой труд?

Другие статьи

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО) по теме: конспект урока по изобразительной деятельности: Тема: Узор в полосе для косынки треуг

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО) по теме:
конспект урока по изобразительной деятельности: Тема: Узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник- готовая форма). (по И.А. Грошенкову).
Предварительный просмотр:

Конспект урока по ИЗО.

Тема: Узор в полосе для косынки треугольной формы

(треугольник- готовая форма).

2 класс ( по И.А. Грошенкову).

Цель: учить детей рисовать геометрический орнамент в полосе.

Задачи урока: образовательные: тренировать учащихся в проведении прямых горизонтальных и вертикальных линий, в делении полосы на равные части с помощью трафарета-мерки; закреплять навыки изображения несложных по форме предметов (круг, квадрат) по шаблону; совершенствовать умения чередовать отдельные элементы узора по форме и цвету (преодолевать недостатки, обусловленные недоразвитием способности выполнять ритмичные построения). Воспитательные: воспитывать чувство ритма; формировать представление о гармоничности цветовых отношений между декоративными элементами. Воспитывать интерес к урокам изобразительного искусства. Коррекционная: корригировать пространственные представления, внимание, память.

Материалы: простой карандаш, цветные карандаши, готовая треугольная форма- косынка (с метками), шаблон-мерка, мультимедийная презентация, образцы работ учителя.

Словарная работа. утварь.

Цель: Проверка готовности учащихся к уроку. Создание эмоционально-комфортной обстановки на уроке через игру «Назови цвет предмета».

В начале урока каждый ученик получает вырезанный из ватмана треугольник, вырезанный из картона квадрат-мерку.

Цель: актуализация опорных знаний детей о том, что такое орнамент; виды орнамента; где и как используется орнамент.

А). У. Ребята, мы с вами уже говорили об орнаментах. Давайте вспомним, что такое орнамент?

Д. Узор. Это украшение, которое состоит из рисунков и они повторяются через определенные расстояния.

У. Как вы считаете, для чего нужен орнамент?

Д. Чтобы украшать им вещи. Так они становятся красивее.

Б). Показ мультимедийной презентации и беседа.

У. Какие бывают орнаменты?

Д. Растительные и геометрические. (Слайды 1-2).

У. Орнамент можно располагать в круге (слайд 3), в квадрате (4) в полосе (5).

Орнаментом украшают посуду (6-7), одежду (8-9) и многое другое. Например, платки и косынки (10-11), сумки (12), стены и окна домов (13), и всевозможную домашнюю утварь (14-15), (попутно У. объясняет детям слово «утварь»- означает изделия ручного труда. Исходя из этого значения, к утвари относят посуду— емкости, предназначенные для напитков и пищи, приготовления еды и, в традициях народного творчества, для украшения стола и интерьера, всевозможные шкатулки, украшения. Поэтому утварь — традиционный предмет народных промыслов и художественных ремесел.)

Ф.М. Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Затем, зажмуриться, снять напряжение, считая до 10.

Представить себе большой круг и обводить его глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

Представим что перед нами большой квадрат. Находим правый верхний угол и переводим взгляд левый нижний угол, затем в левый верхний и в правый нижний.

Цель: подготовить детей к самостоятельной работе на уроке.

А).У. Ребята, скажите, а вам понравились косынки, которые мы с вами видели на экране? Правда, очень красивые. Мы с вами сегодня тоже будем расписывать косынку, рисовать узор в полосе.

Посмотрите какие косынки получились у меня. (Рассматривание образцов выполненных учителем).

Б). Рассматривание образца косынки, которую предстоит выполнить детям.

У. Посмотрите внимательно на образец и назовите что это.

Ребята, а как вы думаете, для чего нужна косынка?

Какой формы эта косынка? (Д. треугольной).

Из чего сделана косынка?

Давайте внимательно рассмотрим узор косынки. Как вы думаете, ребята, к какому виду орнаментов относится орнамент, который нарисован на этой косынке? (Д. геометрическому). А как вы догадались?

Из каких геометрических фигур состоит орнамент? (Д. круг и квадрат). Какого они цвета?

Сегодня мы с вами будем украшать косынку узором из геометрических фигур, который расположен в полосе- геометрическим орнаментом расположенном в полосе. Как вы уже знаете, в орнаменте фигуры расположены в определенном порядке. Посмотрите, красный круг, желтый квадрат, затем опять красный круг и желтый квадрат. Этот порядок нарушать нельзя- если мы нарушим порядок изображения фигур, то орнамента не получится.

Для того чтобы точно распределить орнамент мы с вами будем пользоваться шаблонами-мерками, которые лежат у вас на парте. Поднимете шаблоны-мерки вверх, чтобы я видела, у всех они есть?

Г. Определение последовательности построения рисунка. (Приложение).

Д. Указания к работе.

У. рассказывает о том, какие учебные принадлежности потребуются сегодня на уроке: простой и цветные карандаши, стирка, шаблон-мерка и шаблоны для рисования геометрических фигур (круг, квадрат), как расположить эти предметы на парте, чтобы было удобно работать. Напоминаю детям как правильно держать карандаш и шаблон-мерку, как правильно расположить треугольную форму косынки.

4. Самостоятельная работа учащихся.

А. Дети под руководством У. рисуют широкую полосу (соединяют прямыми линиями заранее поставленные в треугольнике точки), а затем делят полосу с помощью шаблона-мерки на равные части. Затем приступаем к выполнению геометрического орнамента: сначала берем шаблон круга и обводим его в первом квадрате, затем один пропускаем, снова обводим круг, пропускаем один квадрат, а в следующем снова обводим круг. В оставшихся пустых квадратах с помощью шаблона обводим маленькие квадратики.

Б. Перед тем как дети приступят к раскрашиванию, обращаю их внимание на то, что необходимо соблюдать цвет геометрических фигур- соблюдение цветового ритма. Напоминаю, что штрихи цветным карандашом делают короткие и стараемся красить в одном направлении для того чтобы работа была ровно и красиво закрашена.

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять, пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

А. Чем мы сегодня занимались на уроке?

Б. Анализ детских работ:

Давайте рассмотрим ваши работы. Как вы думаете чья косынка получилась самая красивая? Почему? А почему работа у ребенка N не самая удачная. Какие ошибки были допущены?

Ребята, вы все молодцы! Старались на уроке. Теперь давайте развесим ваши работы в уголке рисования, чтобы все могли полюбоваться нашими красивыми косынками.

Конспект составила студентка з/о отделения группы 8701 Волкова Н.Н.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по изобразительной деятельности "Зимние узоры"

Развитие творческого воображения и фантазии у детей в процессе декоративно-прикладного творчества.

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе по теме. «Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях».

Данный урок – это 3-й урок в системе уроков «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения»Этот урок связан с предыдущими уроками, на которых дети учились правильно работать графичес.

Конспект урока. с помощью которого ученики подробно познакомятся с искусством ДревнегоЕгипта и выполнят практическое задание по предложенной схеме.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: "Дорожные знаки"

Активизация словаря: светофор, сигнал, дорожный знак, предупреждающий знак, запрещающий знак, пешеходный переход, пункт питания, телефон, пункт медицинской помощи, место остановки автобуса, железнодо.

Конспект урока по ФГОС на тему:"Собираемся в поход"

Какая рыба водится в водоемах родного края, как ставят палатку, как вязать узлы, что положить в рюкзак, собираясь в поход.

Конспект урока по геометрии на тему: Линии в круге: диаметр.

Цель: Сформировать у учащихся понятие диаметра окружности. Воспитывать положительный интерес к работе, аккуратность в выполнении заданий.Задачи:· Повторить ра.

Конспект урока разработан в соответствиии с требованиями ФГОС, содержит необходимый перечень личностных и метапредметных результатов уоока, элементы проблемного подхода и подробное описание этап.

Конспект урока трудового обучения Аппликация «Геометрический орнамент на бумажной тарелочке»

Конспект урока трудового обучения "Аппликация «Геометрический орнамент на бумажной тарелочке»"

Конспект интегрированного урока по трудовому обучению и внеклассному чтению для учащихся подготовительного класса специальной (коррекционной) школы VIII вида направлен на формирование трудовых навыков и расширение кругозора учащихся.

Мазитова Лилия Эдисоновна 29.11.2014

Содержимое разработки

Цель. познакомить детей с видами орнаментов. правилами его построения.

Образовательные: формировать представление о новом использовании геометрических фигур; научить составлять узор и орнамент с использованием геометрических фигур; учить применять полученные знания в собственной художественно - творческой деятельности.

Коррекционно - развивающие: развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, мелкую моторику пальцев.

Речевые: развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, усидчивость, интерес, любознательность.

Демонстрационный материал: образцы орнамента в полосе, образцы орнамента на тарелочках.

Раздаточный материал: картонные одноразовые тарелки, геометрические фигуры из цветной бумаги, клей.

Методические приемы: игровая ситуация, отгадывание сказок по иллюстрациям и отдельным отрывкам, беседа по сказке «Федорино горе», отгадывание загадок, практическая деятельность детей, физкультминутка, выставка работ, анализ работ, подведение итогов, рефлексия.

Репродуктивный - изготовление элементов орнамента по образцу.

Частично - поисковый – выбор цвета геометрических фигур, количества элементов по выбору воспитанника.

Творческий - самостоятельный подбор компоновки элементов и их количества, выбор цветовой гаммы.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал,

Так что время не теряем

И работать начинаем

«Путаница», «Теремок», «Телефон», «Муха - цокотуха»

Беседа по теме урока

- Почему? («Репка» - русская народная сказка, «Путаница», «Телефон», «Муха - цокотуха» написал К. Чуковский)

- Какие произведения еще вы знаете? («Тараканище», «Доктор Айболит»)

- А хорошо ли вы знаете его произведения?

- Можете ли по одной картинке назвать сказку? (Демонстрация иллюстраций из сказок К. Чуковского)

- Угадайте из какой сказки этот отрывок:

А потом позвонили зайчатки:

- Нельзя ли прислать перчатки? («Телефон»)

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки. («Мойдодыр»)

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили. («Путаница»)

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал –

Заблудился и пропал. («Краденое солнце»)

Но тарелки вьются, вьются,

А Федоре не даются:

«Лучше в поле пропадем,

А к Федоре не пойдем!» (Федорино горе)

- А кто такая Федора? (это бабушка Федора – главная героиня сказки)

- Какое горе с ней приключилось? (от нее убежала посуда)

- Кто знает, почему от Федоры убежала посуда? (она была злая, посуду не любила и не мыла ее)

- Чем закончилась сказка? (Федора изменилась, стала доброй и посуда к ней вернулась)

- Посмотрите на картинку, - какая чистая стоит посуда на полке, но можно ли посуду бабушки Федоры назвать красивой, нарядной? (нет)

- А вот эти тарелки? (Демонстрация одноразовых бумажных тарелочек)

- Что нужно сделать, чтобы посуда стала нарядной? (украсить каким - то узором)

Вот этим мы сейчас и займемся. Я предлагаю превратить наш класс в мастерскую. А нам стать мастерами - умельцами.

Тогда давайте наденем фартуки и нарукавники настоящих мастеров - умельцев.

Мы будем украшать вот эти тарелочки орнаментом, в технике аппликация. Кто знает, что такое орнамент?

Орнамент – в переводе с латинского языка означает «украшение»

- Какое основное назначение орнамента? (основное назначение орнамента -

украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. )

Орнамент это узор, в котором сочетаются и повторяются

геометрические фигуры и изобразительные элементы.

- Назовите, под каким номером геометрический орнамент? (Демонстрация образцов геометрического и растительного орнаментов)

Весь материал – смотрите документ.

Конспект урока трудового обучения "Аппликация «Геометрический орнамент на бумажной тарелочке»" (0.31 MB)

Комментарии 0

Виды орнамента

Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива. Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный. включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный. образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент комбинированный. представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.

Орнамент классифицируют 1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.

2.По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.

3.По народной принадлежности: украинский, белорусский, греческий и т.д.

4.По изобразительной форме:плоскостной, рельефный(небольшое возвышение), контрельефный( небольшое углубление внутрь).
Характеристика орнаментов по изобразительным мотивам.

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др).Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)

Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

Предметный , или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Характер орнамента зависит также от национальных образов. представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм арабов.

Арабеска от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе арабески, построенной по геометрической сетке – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного прихотливого узора.

Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля. Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.

По стиливым особенностям орнамент бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д

В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров. Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.

Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии.

В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив — раковина).

В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колорит.

В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire — империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.

Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские и рельефные

В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, например резьба по ганчу (среднеазиатская разновидность гипса). Традиция украшать жилища резным гипсом существует на территории Средней Азии с первых веков нашей эры.Прекрасные образцы такой резьбы можно увидеть в архитектурных памятниках Хорезма,Самарканда, Бухары.

Четко выраженный ритм, как и стилизация — основа всех орнаментов. Рапорт (мотив)-повторение одной и той же группы элементов в узоре.

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр».

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон — сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Фриз представляет собой орнаментированную композицию, предназначенную для декоративного оформления верхней части стены либо внутри, либо снаружи здания.

Бордюр — это замкнутая композиция имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу. Обычно подчеркивает края какой-либо плоскости или объемной формы.

Бордюр на обоях

Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдах.

Кайма на салфетке

Мотивы сетчатого орнамента равномерно распространяются во все стороны на четкой геометрической основе, напоминающей сетку, откуда и произошло такое название.

Формы сетчатого орнамента — квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами.Примерами сетчатого орнамента служат занавесочные ткани, туркменские ковры, некоторые виды обоев и т.д.

Композиционно замкнутый орнамент представляет собой мотив, заключенный внутри круга, квадрата или многоугольника.

Вписанный в круг узор носит название розетты.

По количеству цветов. монохромный орнамент и полихромный.
Полихромный (от греч. polys – многочисленный и chroa — цвет)- это многоцветный орнамент, в котором фигурирует вся цветовая палитра.Полихромный орнамент более популярен, чем монохромный.

Орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: для украшения интерьера и экстерьера зданий, при создании тканей, мебели, всевозможной утвари и других изделий. Живопись, архитектура, скульптура широко пользуются этой формой декора. Как сложная и специфическая художественная структура, орнамент чаще всего составляет неотъемлемую часть предмета, подчеркивает его архитектонические особенности.

Программы Воронковой 0-4 классы

/ Программы Воронковой 0-4 классы ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Обучение труду в младших классах направлено на решение следующих задач:

· воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);

· уважение к людям труда;

· сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

· формирование организационных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

· ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

· предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

· контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Предусмотрены следующие виды труда:

· работа с глиной и пластилином;

· работа с природными материалами;

· работа с бумагой и картоном;

· работа с текстильными материалами;

· работа с проволокой и металлоконструктором;

· работа с древесиной.

В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и др. Изготовление таких изделий, приуроченное к изучению программного материала общеобразовательных предметов, может способствовать более прочному усвоению этих знаний.

Перечень изделий и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. В зависимости от условий школы и состава класса каждый учитель должен отобрать наиболее доступные для выполнения работы. Эту рекомендацию особенно важно учитывать при организации занятий с природными материалами, так как виды материалов и характер изделий во многом будут зависеть от местных условий, географического положения школы и могут значительно отличаться от обозначенных в программе тем.

Необходимо обратить особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления учащихся младших классов с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Занятия по труду в 1—3 классах необходимо проводить в специально оборудованной мастерской.

На уроках труда в 4 классе решаются задачи развития трудовой деятельности учащихся и непосредственной их подготовки к профессиональному обучению. К основным из них относятся:

· выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;

· воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;

· обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.

Первая из указанных задач является главной для эффективного осуществления предстоящей профессиональной подготовки. Она решается совместной работой учителей, ведущих уроки в данном классе, воспитателя, психолога и медицинского персонала в школе.

Программа состоит из четырех блоков: работа с бумагой и картоном; с тканью; с металлом и древесиной; с пластическими материалами и растворами.

С учетом местных условий учебный план трудового обучения в классе может включать все содержание программы или 1—2 блока.

В последнем случае содержание оставшихся блоков дополняется или остается без изменений (если в учебную подгруппу подобраны учащиеся с более низкими способностями).

Возможно дополнение программы путем разработки школой блоков с другим содержанием: растениеводство, животноводство, работа с кожей и кожезаменителями, вязание, плетение, уборка помещений.

В зависимости от конкретных условий, складывающихся в предстоящем и последующем учебном году, школа может подбирать вариант данной учебной программы на определенный срок (один-два года).

Обучение проводится в соответствующих содержанию программы учебных мастерских или в мастерской ручного труда с подгруппами учащихся. Количество учебных часов принимается в соответствии с принятым школой учебным планом.

Изучение содержания каждого блока начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

· значение производства товаров для жизни людей;

· сведения о профессиях, соответствующих содержанию блока;

· демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;

· соблюдение установленных правил и порядка в мастерской — основа успешного овладения профессией;

· знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняются макетами и рисунками.

Помощь в планировании работы осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационных (предметных и комбинированных) технологических карт. На одном из последних занятий учебной четверти проводится самостоятельная работа учащихся. Учитель подбирает изделие (вид работы) среднего уровня сложности. Анализ натурального образца и рисунка с размерами, а также планирование действий осуществляется учащимися полностью самостоятельно. Индивидуальные возможности учащихся в такой работе рассматриваются как один из важных показателей индивидуальных трудовых способностей.

ПРОГРАММА. 1 класс (2 ч в неделю)

Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ

Упражнения в подготовке материала к лепке

· Изготовление лесенки, забора, домика, елки, самолета из предварительно подготовленных палочек и столбиков различной длины и толщины:

· Лепка по образцу предметов шаровидной формы: бус, ягод, мяча, куклы-неваляшки из двух шаров различной величины.

· Лепка по образцу овощей и фруктов, имеющих форму шара: яблока, помидора, апельсина; составление композиции из изготовленных овощей и фруктов (помидоры в корзине и т. п.).

· Лепка по образцу предметов овальной формы: сливы, огурца, картофеля; составление композиции (овощи на тарелке).

· Технические сведения. Пластические свойства глины и пластилина: сухая глина — твердая, размоченная — мягкая; холодный пластилин — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий. Цвета глины: серый, красный, желтый. Цвета пластилина: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый. Организация рабочего места при выполнении лепных работ.

· Приемы работы. Раскатывание пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы (огурец).

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

· Экскурсия на природу с целью сбора природного материала (листьев, цветов, семян-крылаток ясеня и клена, сучков и т. д.).

· Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных листьев (лист большой, лист маленький).

· Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветков с последующим наклеиванием вазы или горшочка, вырезанных из гуммированной бумаги.

· Для слабых учащихся можно ограничиться наклеиванием цветков.

· Составление по образцу сюжетной картинки из засушенных листьев: «Отлет птиц», «Букет».

· Технические сведения. Элементарные понятия о природных материалах. Свойства природных материалов: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Сбор, хранение природных материалов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

· Приемы работы. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов.

РАБОТА С БУМАГОЙ

· Упражнения в сгибании и разрывании бумаги по прямым линиям, изготовление книжечки.

· Изготовление по образцу наборной линейки из листа плотной рисовальной бумаги для работы с разрезной азбукой и цифрами.

· Изготовление по образцу летающих игрушек из плотной бумаги: стрелы, змея.

· Изготовление по образцу шапочки-пилотки из газетной или оберточной бумаги. Обертывание учебников покупными суперобложками, бумагой.

· Изготовление по образцу стаканчика для семян.

· Упражнения в резании ножницами по следу сгиба. Вырезание полосы. Резание полосы бумаги на квадраты, прямоугольники, образованные путем складывания из глянцевой бумаги желтого, красного, синего цветов (изготовление дидактического материала по математике).

· Вырезывание квадратов, прямоугольников, размеченных по шаблону (изготовление заготовок для упражнений в резании по кривым линиям).

· Скругление углов прямоугольников и квадратов на глаз (изготовление дидактического материала по математике).

· Технические сведения. Свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине. Элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные цвета бумаги: красный, желтый, синий, зеленый. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Правила безопасной работы с режущими инструментами, организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой.

· Приемы работы. Складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки.

Умения выслушать и повторить за учителем анализ образца изделия, через несколько занятий участвовать в коллективном анализе образца изделия по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Пооперационное выполнение работы по словесной инструкции учителя с показом приемов изготовления. Ответы на вопросы учителя полными предложениями, что и из чего сделано. Оценка своего изделия (аккуратное, красивое, похоже на образец и т. д.). Пространственная ориентировка при выполнении плоскостных и объемных изделий с помощью учителя: умение показать и назвать верх, низ, правую и левую сторону листа бумаги; разделить лист бумаги на равные части на глаз, правильно складывать по разным осям. Правильное расположение листа бумаги, подставки, материалов для работы на рабочей плоскости. Анализ формы предметов (плоских и объемных) с помощью и под руководством учителя: узнавание, показ и называние основных геометрических форм (треугольник, квадрат, круг), узнавание и называние форм объемных предметов, изготовленных в первой четверти. Представление о величине предметов.

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ

· Лепка по образцу моркови, перца, груши, грибов.

· Лепка по образцу букв и цифр на подложке.

· Технические сведения. Применение глины при изготовлении игрушек, посуды. Способы подготовки пластического материала к работе: замачивание и замешивание глины, определение ее готовности к работе, подогрев и разминание пластилина. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.

· Приемы работы. Лепка грибов двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание пирамидки. Вытягивание одного конца столбика при изготовлении моркови и боковины шара при изготовлении груши. Соединение плоских деталей с объемными при изготовлении рыбки. Соединение деталей примазыванием при изготовлении утенка. Выполнение заготовок для букв и цифр.

· Работа с природными материалами (несложные объемные изделия).

· Изготовление по образцу ежа из пластилина (иглы из обломанных крылаток ясеня или сосновых игл, веточек, шелухи подсолнуха).

· Изготовление по образцу цветка: цветоложе из пластилина, лепестки из крылаток ясеня или мелких листьев, соломы, цветоножка из проволоки.

· Изготовление по образцу бабочки из пластилина и крылаток клена или мелких листьев.

· Изготовление по образцу рыбки из сосновой или еловой шишки (хвост и плавники из пластилина).

· Изготовление по образцу мышки из желудя или нераскрывшейся сосновой шишки (хвост из мочала или проволоки), утенка из желудей, гриба из плодов каштана и пластилина.

· Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина, твердость или мягкость, особенности поверхности.

· Подготовка материала к работе. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

· Приемы работы. Рациональное использование пластилина и природного материала. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин.

РАБОТА С БУМАГОЙ (С ПРИМЕНЕНИЕМ КЛЕЯ)

· Изготовление елочных гирлянд из полос цветной бумаги (цепочка, гармошка). Работа проводится группой по два человека.

· Изготовление гирлянд змейка. Резание полосы бумаги по длине попеременно с одного и другого края, не дорезая до конца.

· Изготовление деталей аппликаций на флажки. Упражнения в резании по размеченным кривым линиям.

· Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов (сливы, яблока, огурца, помидора).

· Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.

· Технические сведения. Основные и дополнительные цвета бумаги. Клеящие составы: клейстер, казеиновый клей. Кисточка.

· Правила безопасности с режущими инструментами и клеем. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Понятие об аппликации.

· Приемы работы. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы).

· Симметричное вырезывание. Намазывание деталей аппликации клеем и наклеивание.

· Ориентировка в задании по вопросам учителя. Сравнение образца изделия с натуральным объектом: чучелом, муляжом — по отдельным вопросам учителя. Выполнение первого изделия каждого вида по показу учителя, чередующемуся с инструкцией, остальных изделий — с планированием учеником ближайшей операции. Контроль с помощью учителя правильности расположения деталей, соблюдения пропорций, размеров. Ответы на вопросы учителя: что и из чего сделано? Оценка своего изделия с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.

· Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ с помощью учителя: правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров. Показ и называние с помощью учителя верха, правой, левой стороны листа бумаги и объемного изделия, длинных и коротких, маленьких и больших деталей. Узнавание и называние основных геометрических и пластических форм. Умение с помощью учителя называть операции, материалы, инструменты, приспособления.

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ.

· Лепка по образцу рельефов букв и цифр на подкладной доске или подложке из картона.

· Лепка по образцу стилизованной фигуры человека.

· Технические сведения. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение (стека). Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Расположение материалов и инструментов на рабочем месте. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.

· Приемы работы. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)

· Изготовление по образцу птички из шишки ели (сосны, платана, кедра), пластилина и веточек. Слабоуспевающие учащиеся делают птичку без ножек.

· Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, каштана, ракушек, сосновой коры: с парусом из стружки, бумаги или листьев дерева.

· Изготовление по образцу совы из шишки ели или кедра, бумажных, поролоновых или кожаных деталей и плюсок желудей (глаза).

· Изготовление по образцу поросенка из нераскрывшейся еловой шишки, пластилина и зерен (глаза).

· Изготовление по образцу пингвина из шишки ели, крылаток клена и пластилина.

· Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.

· Технические сведения. Свойства материалов, используемые для работы. Инструмент (ножницы). Применение и назначение бумаги, пластилина, материалоотходов. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы с режущими инструментами.

· Приемы работы. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина.

· Рациональное использование пластилина и материалоотходов. Расположение деталей на подставке. Применение дополнительных материалов для оформления макета.

РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИИ)

Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик, домик).

Составление по образцу орнамента в полосе из геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов), чередующихся по форме и цвету.

Самостоятельное изготовление по образцам (на выбор) орнамента в квадрате. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

Составление по образцу композиций: лодочка, пирамидка, фрукты, овощи. Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

Технические сведения. Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги в орнаменте, правила составления аппликации. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Организация рабочего места.

Приемы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.

РАБОТА С НИТКАМИ

· Свойства ниток: упражнения в разрывании и резании ниток разной длины. Связывание цветных ниток, наматывание в клубок на картонку. Составление коллекции ниток — наклеивание на подложку из плотной бумаги.

· Витье шнура из толстых цветных ниток. Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей.

· Изготовление цветка, кисточки из цветных ниток к шапочке.

· Технические сведения. Применение ниток. Свойства и особенности ниток: тонкие, толстые; разрываются, разрезаются, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные цвета. Ножницы. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками.

· Приемы работы. Связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Изготовление кисточки.

· Ориентировка в задании частично с помощью учителя. Сравнение образца деталей с натуральным объектом, чучелом, муляжом по вопросам учителя. Выполнение работ с планированием учащимися ближайшей операции (в сложных изделиях операция указывается учителем).

· Осуществление текущего самоконтроля с помощью учителя. Отчет по вопросам учителя о последовательности изготовления несложного изделия. Краткая оценка своего изделия с указанием достоинств и недостатков. Пространственная ориентировка: правильное расположение деталей с соблюдением пропорций и размеров, материала на рабочем месте, деталей макета на подставке. Показ и называние сторон листа бумаги, углов; с помощью учителя показ и называние положений впереди, сзади, прямо. Дифференцирование понятий большой — маленький, широкий — узкий, длинный — короткий. Частично с помощью учителя называние операций, материалов, инструментов, приспособлений.

РАБОТА С ГЛИНОЙ И ПЛАСТИЛИНОМ (МАКЕТЫ)

· Лепка по образцу и представлению деталей для макетов на темы сказок, бытовых сюжетов и сборка макетов на подставках из плотного картона или тонкой фанеры с помощью учителя (макеты: «Репка», «За грибами», «Снегурочка в лесу», «Колобок», «Весна»). Работа выполняется группами по два человека. Слабые учащиеся работают в паре с сильными, выполняют несложные детали макета (скамейку, колобок, репку, грибы и т. д.).

· Технические сведения. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Использование материалоотходов при оформлении макетов. Инструменты, организация рабочего места.

· Приемы работы. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).

РАБОТА С БУМАГОЙ (АППЛИКАЦИЯ)

· Изготовление по образцу растительного орнамента в полосе.

· Технические сведения. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах.

· Правила составления растительного орнамента.

· Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами.

· Приемы работы. Размещение на листе бумаги элементов аппликации, их наклеивание.

РАБОТА С НИТКАМИ (ШИТЬЕ ПО ПРОКОЛУ)

· Упражнения по вдеванию нитки в иголку. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитье по проколам способом «игла вверх-вниз» на полоске тонкого картона (закладка для книг).

· Вышивание по готовым проколам геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника. Закрашивание контура.

· Вышивание по готовым проколам контуров овощей и фруктов с последующим раскрашиванием.

· Вышивание по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием и последующим раскрашиванием. Слабые учащиеся вышивают по готовым проколам.

· Вышивание разнообразных фигур по рисунку, составленному учителем, с самостоятельным прокалыванием. Вышивание в два приема (прошить способом «игла вверх-вниз», затем расстояние между стежками прошить ниткой того же цвета). Слабые учащиеся вышивают без вторичного прошивания.

· Технические сведения. Свойства ниток: толщина, цвет, легко режутся. Инструменты для работы с нитками и их назначение: ножницы, иглы (короткие и длинные, толстые и тонкие), хранение игл (игольница, подушечка для игл). Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе.

· Приемы работы. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.