Руководства, Инструкции, Бланки

бланк регистрации целевого инструктажа img-1

бланк регистрации целевого инструктажа

Рейтинг: 4.6/5.0 (1854 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Целевой инструктаж по охране труда

Целевой инструктаж по охране труда. Что это?

Проведение целевого инструктажа проводится в соответствии с ГОСТ 12.0.004. 7.5.1.

Согласно ГОСТу инструктаж проводится по не целевым задачам. Говоря простым языком, если вы просите продавца подмести двор, вы должны провести с ним целевой инструктаж. Так написано в законе.

Ознакомиться с полным текстом ГОСТ 12.0.004. 7.5.1. можно здесь .

О проведении инструктажа вы должны сделать отметку в журнале работы с сотрудниками. Если вы каждый день просите продавца подметать двор — вы каждый день должны делать соответствующую отметку в журнале о том, что отправили продавца подметать.

Но если вы каждый день просите сотрудников выполнять задачи, не входящие в должностные обязанности, проще один раз внести такие обязанности в должностные инструкции и, соответственно, проводить инструктаж в рабочем порядке. Как вводный инструктаж или как инструктаж на рабочем месте.

      Обязанность каждого предприятия — разработать и утвердить

Как это сделать правильно и на какие постановления ссылаться, в нашем материале.

Так же предлагаем скачать типовый бланк учета выдачи СИЗ. Он пригодится в дальнейшей работе

Что нужно знать про целевой инструктаж?
  1. С кем проводится целевой инструктаж?
    С любыми сотрудниками, привлеченными к выполнению разовых работ. Это могут быть погрузочно — разгрузочные работы, уборка территории, экстренные работы.
  2. Может сотрудник отказаться?
    Да, безусловно может. Кроме экстремальных ситуаций и ликвидации последствий различных аварий или стихийных бедствий. В этом случае сотрудник отказаться не может.
  3. Можно ли привлекать сотрудника в разовым работам, не делая записей в журнале?
    Теоретически можно. Но если при выполнении разовых неучтенных работ, сотрудник получит шишку от упавшего тюка при разгрузке или наступит на грабли при уборке территории, вы можете получить серьезные неприятности и визит комиссии по охране труда.
  4. Какие еще ситуации регламентируются при помощи целевого инструктажа?
    Кроме рабочих ситуаций, целевым инструктажем регламентируются работы при проведении корпоративов, выездов на природу и прочих мероприятиях. Отметки о действиях сотрудников также заносятся в журнал.
  5. Кем проводится целевой инструктаж?
    Целевой инструктаж проводится руководителями на местах.
  6. Если разовые работы требуют определенного допуска, например до 1000 вольт, а у сотрудника его нет. Что делать?
    Отправить на выполнение этих работ сотрудников, имеющий допуск.
  7. Если допуск или разрешение касается секретности, а не техники безопасности?
    Следует произвести соответствующую запись в журнале допуска в соответствии с принятыми правилами.

Инженер по охране труда с 15-летним стажем, юрист, автор экспертных статей. Квалицифированный специалист по направлениям: юриспруденция, государственное управление, предоставление услуг населению в сфере ОТ, организация мероприятий по линии ГО и ЧС.

Другие статьи

Нюансы и цель проведения целевого инструктажа по охране труда

Целевой инструктаж по охране труда: цели и алгоритм обучения

При поступлении на работу сотрудник знакомится с основами техники безопасности на предприятии.

Но ни во вводном, ни в первичном инструктаже невозможно предусмотреть все факторы и риски, которым человек может подвергаться при выполнении задач, не связанных со служебными обязанностями.

Для этого используется специальная процедура – проведение целевого инструктажа по охране труда.

Общая информация

Целевое обучение отличается от других мероприятий по предотвращению несчастных случаев на производстве тем, что направлено на решение конкретных задач.

Инструктирование проводится по необходимости и только для лиц, назначенных на выполнение особых видов работ, предусмотренных отраслевыми правилами по охране труда.

Кто и для чего проводит Целевой инструктаж необходимо проводить в случае:
  • поручения работнику задачи, не связанной с его прямыми обязанностями на предприятии;
  • направления сотрудников на ликвидацию последствий стихийного бедствия, аварии;
  • выдачи наряда-допуска;
  • организации экскурсий и других массовых мероприятий с участием школьников и студентов.

Перечень видов деятельности, связанных с высокой опасностью и подлежащих выполнению по наряду-допуску. должен быть утвержден руководством предприятия.

Наряд-допуск представляет собой производственное задание, составленное на бланке установленной формы. В документе указывается вид, время и место выполнения задачи, состав бригады, список лиц, отвечающих за безопасность.

Несет ответственность за инструктирование непосредственный руководитель работы (мастер, бригадир, начальник цеха). Предварительно он проходит обучение по охране труда и подтверждает знания.

Как оформить

Записи о прохождении сотрудниками инструктажа заносятся в Журнал регистрации инструктажа или в личную карточку. Допускается дублировать сведения в обоих документах. Рекомендованный образец формы личной карточки и журнала указан в ГОСТ 12.0.004-90 (Приложение 2, 6). При выписке наряда-допуска можно ставить отметку в бланке, что допущенные лица прошли обучение.

При необходимости разрешается заводить отдельный журнал целевого инструктажа. В нем нужно указывать следующую информацию:

  • дату проведения мероприятия;
  • сведения о сотруднике (Ф. И. О. год рождения, должность);
  • вид работы;
  • информацию об инструктирующем (Ф. И. О. должность);
  • подписи инструктирующего и инструктируемого.

Листы журнала необходимо пронумеровать, прошить, заверить документ печатью, подписью начальника структурного подразделения и руководителя организации. Срок хранения – 10 лет .

Какие темы включает

Инструкция должна освещать все вопросы. связанные с обеспечением безопасности мероприятия или запланированных работ. При ее составлении необходимо руководствоваться отраслевыми стандартами по охране труда.

Инструкция по целевому обучению не имеет четкой структуры и перечня вопросов. которые нужно затронуть. Она разрабатывается с учетом специфики производства, задания и имеющегося на предприятии оборудования. Но информация в документе должна быть исчерпывающей, чтобы сотрудник получил четкие указания, как избежать опасных ситуаций и действовать при возникновении угрозы.

В инструкцию могут входить следующие разделы:

  • постановка и пояснение задачи;
  • правила подготовки рабочего места;
  • перечисление вредных факторов производства;
  • требования охраны труда;
  • ознакомление с безопасными приемами работы, руководство по поведению в ситуациях, угрожающих жизни;
  • правила использования средств защиты;
  • разбор конкретных ситуаций и несчастных случаев, произошедших из-за нарушений правил безопасности.
  • Если требования разрабатываются к наряду-допуску, то необходимо предоставить информацию:

    • об участке, на котором рабочим предстоит выполнять задание. его границах, оборудовании, находящемся в пределах рабочей зоны и расположенном вблизи нее, электрических приборах;
    • о величине наведенного напряжения ;
    • о правилах обращения с инструментами и приспособлениями .

    Когда проводится повторный инструктаж по охране труда, мы расскажем в этой статье .

    Содержание опасных газообразных примесей в производственной среде измеряется специальными приборами – газоанализаторами. Как работает данный прибор, узнайте здесь.

    Порядок исполнения

    Способ ознакомления с правилами безопасности на рабочем месте выбирает ответственное лицо. Можно инструктировать группу или каждого сотрудника отдельно. зачитывать информацию вслух либо разрешить работникам самостоятельно прочесть документ.

    После теоретической части осуществляется проверка знаний в форме опрашивания или тестирования. Инструктирующий может попросить группу продемонстрировать на практике навыки устранения последствий и предупреждения ситуаций, связанных с риском для жизни. В заключение мероприятия участники ставят подписи в соответствующих графах журнала.

    Работники, не сумевшие подтвердить полученные знания, не допускаются к выполнению задания. На усмотрение ответственного лица может быть разрешена пересдача.

    Мероприятия по охране труда не следует игнорировать или проводить их формально. Каждый человек должен знать о рисках, которым он подвергает себя и окружающих при неправильном обращении с приборами и оборудованием, и владеть навыками оказания первой помощи.

    В заключение предлагаем вам посмотреть видео — целевой инструктаж по охране труда:

    Регистрация целевого инструктажа, проводимого допускающим при первичном допуске

    Таблица "Регистрация целевого инструктажа при первичном допуске" исключена (Измененная редакция, Изм. № 1)

    Работа полностью закончена, бригада удалена, заземления, установленные бригадой, сняты, сообщено (кому)__________________________________________________________________

    Дата _________________________________ время __________________________________

    Производитель работ (наблюдающий)_____________________________________________

    (подпись) (фамилия, инициалы)

    Ответственный руководитель работ _______________________________________________

    (подпись) (фамилия, инициалы)

    по заполнению наряда-допуска* для работы в электроустановках

    1. Записи в наряде должны быть разборчивыми. Заполнение наряда карандашом и исправление текста не допускается.

    (Измененная редакция, Изм. № 1)

    2. Система нумерации нарядов устанавливается руководством организации.

    3. При указании дат пишутся число, месяц и две последние цифры, обозначающие год, например: 29.09.00, 19.12.01, 30.01.02.

    4. Кроме фамилий работников, указываемых в наряде, записываются их инициалы и группа по электробезопасности.

    5. В наряде указываются диспетчерские наименования (обозначения) электроустановок, присоединений, оборудования.

    6. В случае недостатка строк в таблицах основного бланка наряда разрешается прикладывать к нему дополнительный бланк под тем же номером с указанием фамилии и инициалов выдающего наряд для продолжения записей. При этом в последних строках соответствующей таблицы основного бланка следует записать: «См. дополнительный бланк». Дополнительный бланк должен быть подписан работником, выдавшим наряд.

    (Измененная редакция, Изм. № 1)

    Лицевая сторона наряда

    7. В строке «Подразделение» указывается структурное подразделение (цех, служба, район, участок) организации, в электроустановках которой предстоят работы.

    8. В случаях, когда ответственный руководитель работ не назначается, в строке «Ответственному руководителю работ» указывается «Не назначается».

    9. В строке «допускающему» указывается фамилия допускающего, назначаемого из числа оперативного персонала, или производителя (ответственного руководителя) работ из числа ремонтного персонала, совмещающего обязанности допускающего. При выполнении работ в электроустановках, где допускающим является работник из числа оперативного персонала, находящегося на дежурстве, в строке записывается «оперативному персоналу» без указания фамилии.

    (Измененная редакция, Изм. № 1)

    10. В строке «с членами бригады» перечисляются члены бригады, выполняющие работы в электроустановке. При выполнении работ с применением автомобилей, механизмов и самоходных кранов указывается, кто из членов бригады является водителем, крановщиком, стропальщиком, а также тип механизма или самоходного крана, на котором он работает.

    11. В строках «поручается»:

    для электроустановок РУ и КЛ указываются наименование электроустановки и ее присоединений, в которых предстоит работать, содержание работы;

    для ВЛ указываются наименование линии и граница участка, где предстоит работать (номер опор, на которых или между которыми, включая их, будет проводиться работа, отдельные пролеты), а также содержание работы. Для многоцепной ВЛ указывается также наименование цепи, а при пофазном ремонте - и расположение фазы на опоре.

    12. В строках «Работу начать» и «Работу закончить» указываются дата и время начала и окончания работы по данному наряду.

    13. При работе в электроустановках РУ и на КЛ в таблице «Меры по подготовке рабочих мест» указываются:

    в графе 1 - наименование электроустановок, в которых необходимо провести операции с коммутационными аппаратами и установить заземления;

    в графе 2 - наименования (обозначения) коммутационных аппаратов, присоединений, оборудования, с которыми проводятся операции, и места, где должны быть установлены заземления.

    Отключения во вторичных цепях, в устройствах релейной защиты, электроавматики, телемеханики, связи указывать в этой таблице не требуется.

    14. При работах на ВЛ в таблице «Меры по подготовке рабочих мест» указываются:

    в графе 1 - наименования линий, цепей, проводов, записанные в строке «поручается» наряда, а также наименования других ВЛ или цепей, подлежащих отключению и заземлению в связи с выполнением работ на ремонтируемой ВЛ или цепи (например, ВЛ, пересекающихся с ремонтируемой линией или проходящих вблизи нее, других цепей многоцепной ВЛ и т.п.);

    в графе 2 для ВЛ, отключаемых и заземляемых допускающим из числа оперативного персонала, - наименование коммутационных аппаратов в РУ и на самой ВЛ, с которыми проводятся операции, и номера опор, на которых должны быть установлены заземления.

    В этой же графе должны быть указаны номера опор или пролеты, где производитель работ должен установить заземления на провода и тросы на рабочем месте в соответствии с пп. 3.6.2, 3.6.6, 3.6.8, 3.6.10, 3.6.12 настоящих Правил.

    Если места установки заземлений при выдаче наряда определить нельзя или работа будет проводиться с перестановкой заземлений, в графе указывается «Заземлить на рабочих местах».

    В графе 2 должны быть указаны также места, где производитель работ должен установить заземления на ВЛ, пересекающихся с ремонтируемой или проходящей вблизи нее. Если эти ВЛ эксплуатируются другой организацией (службой), в строке наряда «Отдельные указания» должно быть указано о необходимости проверки заземлений, устанавливаемых персоналом этой организации (службы).

    15. В таблицу «Меры по подготовке рабочих мест» должны быть внесены те операции с коммутационными аппаратами, которые нужны для подготовки непосредственно рабочего места. Переключения, выполняемые в процессе подготовки рабочего места, связанные с изменением схем (например, перевод присоединений с одной системы шин на другую, перевод питания участка сети с одного источника питания на другой и т.п.), в таблицу не записываются.

    16. В тех случаях, когда допускающему из числа оперативного персонала при выдаче наряда поручается допуск на уже подготовленные рабочие места, в графу 2 таблицы выдающий наряд вносит перечень отключений и заземлений, необходимых для подготовки рабочих мест.

    При работах, не требующих подготовки рабочего места, в графах таблицы делается запись «Не требуется».

    (Измененная редакция, Изм. № 1)

    17. В строке «Отдельные указания» указываются:

    дополнительные меры, обеспечивающие безопасность работников (установка ограждений, проверка воздуха в помещении на отсутствие водорода, меры пожарной безопасности и т.п.)-

    этапы работы и отдельные операции, которые должны выполняться под непрерывным управлением ответственного руководителя работ (п. 2.1.5 настоящих Правил);

    в случае оформления наряда наблюдающему - фамилия и инициалы ответственного работника, возглавляющего бригаду (п. 2.1.8 настоящих Правил);

    разрешение ответственному руководителю и производителю работ выполнять перевод работников на другое рабочее место (п. 2.9.1 настоящих Правил);

    разрешение ответственному производителю (наблюдающему) осуществлять повторный допуск (п. 2.10.3 настоящих Правил);

    разрешение включить электроустановку или ее часть (отдельные коммутационные аппараты) без разрешения или распоряжения оперативного персонала (п. 2.12.2 настоящих Правил);

    разрешение на временное снятие заземлений (п. 3.5.5 настоящих Правил);

    разрешение производителю работ оперировать коммутационными аппаратами (п. 9.2 настоящих Правил);

    ответственные работники за безопасное производство работ кранами (подъемниками) (п. 11.4 настоящих Правил);

    указание о том, что ремонтируемая линия находится в зоне наведенного напряжения от другой ВЛ (п. 4.15.43 настоящих Правил);

    дополнительные требования, предъявляемые к мерам безопасности при работах в зоне влияния электрического и магнитного поля (п. 4.1.18 настоящих Правил);

    указание о необходимости проверки заземления ВЛ других организаций (п. 14 настоящего приложения).

    Выдающему наряд разрешается вносить по своему усмотрению в эти строки и другие записи, связанные с выполняемой работой.

    (Измененная редакция, Изм. № 1)

    18. В строках «Наряд выдал» и «Наряд продлил» выдающий наряд указывает дату и время его подписания.

    Работники, выдающие и продлевающие наряд, помимо подписи должны указывать свою фамилию.

    19. Таблица «Разрешение на подготовку рабочих мест и на допуск к выполнению работ» заполняется при получении разрешения на подготовку рабочего места и первичный допуск.

    В графе 1 работники, подготавливающие рабочие места, и допускающий указывают должности и фамилии работников, выдавших разрешение на подготовку рабочих мест и на допуск к выполнению работ. При передаче разрешений лично в графе 1 расписываются работники, выдающие разрешение, с указанием своей должности.

    В графе 2 указываются дата и время выдачи разрешения.

    В графе 3 расписываются работники, получившие разрешение на подготовку рабочих мест и на допуск к выполнению работ. При подготовке рабочих мест несколькими работниками или работниками различных цехов в графе 3 расписываются все, кто готовил рабочие места.

    Если разрешения на подготовку рабочего места и на допуск запрашиваются не одновременно, то в таблице «Разрешение на подготовку рабочих мест и на допуск к выполнению работ» заполняют две строки: одну по разрешению на подготовку рабочего места, другую - по разрешению на допуск.

    Оборотная сторона наряда

    20. При работах в РУ и на КЛ в строках «Рабочие места подготовлены. Под напряжением остались» допускающий указывает наименования оставшихся под напряжением токоведущих частей ремонтируемого и соседних присоединений (или оборудования соседних присоединений), ближайших к рабочему месту.

    При работах на ВЛ в этих строках записываются наименования токоведущих частей, указанные выдающим наряд в строках «Отдельные указания», а при необходимости и наименования других токоведущих частей.

    Допускающий и ответственный руководитель работ (производитель работ, наблюдающий, если ответственный руководитель не назначен) расписываются под строками «Рабочие места подготовлены. Под напряжением остались» только при первичном допуске к выполнению работ.

    21. В таблице «Ежедневный допуск к работе и время ее окончания» оформляются ежедневный допуск к работе и ее окончание, в том числе допуск при переводе на другое рабочее место.

    Если производитель работ совмещает обязанности допускающего, а также если производителю работ разрешено проводить повторный допуск бригады к выполнению работ, он расписывается в графах 3 и 4.

    Когда ответственному руководителю работ разрешено проводить повторный допуск бригады к работам, он расписывается в графе 3.

    Окончание работ, связанное с окончанием рабочего дня, производитель работ (наблюдающий) оформляет в графах 5 и 6.

    22. В таблице «Изменения в составе бригады» при вводе в состав бригады или выводе из ее состава водителя автомобиля или машиниста механизма, крановщика указывается также тип закрепленного за ним автомобиля, механизма или самоходного крана. В графе 4 расписывается работник, выдавший разрешение на изменение состава бригады. При передаче разрешения по телефону, радио производитель работ в графе 4 указывает фамилию этого работника.

    23. После полного окончания работ производитель работ (наблюдающий) и ответственный руководитель работ расписываются в соответствующих строках наряда, указывая при этом дату и время полного окончания работ. Если ответственный руководитель работ не назначался, то подпись в строке «Ответственный руководитель работ» не ставится.

    Если во время оформления в наряде полного окончания работы оперативный персонал или допускающий из числа оперативного персонала отсутствует либо производитель работ совмещает обязанности допускающего, производитель работ или наблюдающий оформляет полное окончание работ только в своем экземпляре наряда, указывая должность и фамилию работника, которому он сообщил о полном окончании работ, а также дату и время сообщения.

    Если во время оформления в наряде полного окончания работы оперативный персонал или допускающий из числа оперативного персонала присутствует, производитель работ или наблюдающий оформляет полное окончание работ в обоих экземплярах наряда.

    Если бригада заземлений не устанавливала, то слова «заземления, установленные бригадой, сняты» из текста сообщения вычеркиваются.

    24. До оформления допуска бригады к работе по наряду должны быть проведены целевые инструктажи выдающим наряд и допускающим, а до начала работ - ответственным руководителем (производителем работ, наблюдающим) с их оформлением в соответствующих таблицах регистрации целевого инструктажа в бланке наряда-допуска. Проведение целевых инструктажей должно охватывать всех участвующих в работе по наряду работников - от выдавшего наряд до членов бригады.

    Подписи работников в таблицах регистрации целевых инструктажей являются подтверждением проведения и получения инструктажа.

    (Измененная редакция, Изм. № 1)

    Просмотр темы - Наряд-допуск и целевой интсруктаж


    Зарегистрирован: Сб дек 27, 2008 9:27 am
    Сообщений: 4321
    Откуда: Сыктывкар

    П. 7.9. ГОСТ 12.0.004-90 (1999) "О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (приложение 6) и (или) в личной карточке (приложение 2) с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.
    Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т.п. фиксируется в наряде-допуске или другой документации, разрешающей производство работ."
    Вместе с тем

    ПРИЛОЖЕНИЕ 6
    Рекомендуемое

    ФОРМА ЖУРНАЛА РЕГИСТРАЦИИ ИНСТРУКТАЖА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

    Обратите внимание на слово "Рекомендуемое".
    На АЭС вообще всё повышенной опасности и там в Форме журнала инструктажа на РМ есть дозапись "целевой" в перечне инструктажей на РМ.

    Поэтому ГИТ должен обосновать, почему он "порекомендовал" заносить целевой инструктаж в журнал инструктажей на РМ (может он долгое время курировал Чернобыльскую АЭС?).

    ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ ЦЕЛЕВОГО ИНСТРУКТАЖА

    ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ ЦЕЛЕВОГО ИНСТРУКТАЖА


    ЖУРНАЛ
    РЕГИСТРАЦИИ ЦЕЛЕВОГО ИНСТРУКТАЖА
    Руководитель подразделения, ответственный за проведение инструктажа: ____________________________.
    -----T------------T------------T-----------T-------------T-------------------¬
    ¦Дата¦Фамилия, ¦Профессия, ¦Причина ¦Структурное ¦ Подпись ¦
    ¦ ¦имя, ¦должность ¦проведения ¦подразделение+---------T---------+
    ¦ ¦отчество ¦инструктиру-¦инструктажа¦ ¦инструк- ¦инструк- ¦
    ¦ ¦инструктиру-¦емого ¦ ¦ ¦тирующего¦тируемого¦
    ¦ ¦емого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    +----+------------+------------+-----------+-------------+---------+---------+
    ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
    +----+------------+------------+-----------+-------------+---------+---------+
    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
    L----+------------+------------+-----------+-------------+---------+----------
    Примечание. Целевой инструктаж проводится в случае выполнения разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, ликвидации аварий, последствий стихийных бедствий и катастроф, производства работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение и др. документы.

    Сбербанк России с 1 октября снизил процентные ставки по всей линейке потребительских кредитов. Снижение составило 1 процентный пункт.

    ТИПОВАЯ ПРОГРАММА целевого инструктажа

    ТИПОВАЯ ПРОГРАММА целевого инструктажа

    Утверждаю
    Руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу
    ________________ Ю.А. Чиханчин
    28 апреля 2009 г.

    ТИПОВАЯ ПРОГРАММА
    ЦЕЛЕВОГО ИНСТРУКТАЖА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ
    ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
    И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
    (разработана в соответствии с приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 г. № 256)


    I. Организационно-методический раздел

    Одним из основных элементов реализации законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (далее - организации), является обучение её сотрудников и на этой основе создание эффективной системы внутреннего контроля. Настоящая типовая программа направлена на повышение профессиональной подготовки сотрудников организаций, участвующих в системе ПОД/ФТ, и содействие совершенствованию их системы внутреннего контроля.
    Программа разработана в соответствии с приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 г. № 256 <Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма> (зарегистрирован в Минюсте Российской Федерации 30 января 2009 г. регистрационный № 13222) (далее - Программа).
    На основе данной типовой программы могут разрабатываться учебные программы целевого инструктажа работников организаций непосредственно реализуемые образовательными и иными организациями.
    При разработке типовой программы учитывались современные потребности организаций в обучении по вопросам ПОД/ФТ, а также рекомендации ФАТФ, зарубежный и российский опыт реализации обучающих программ.

    1.1. Цель и задачи целевого инструктажа

    Целью инструктажа является - получение работниками организаций актуальных базовых знаний, необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля организаций, программ её осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях.
    Основные задачи:
    • подготовка должностных лиц организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственных за организацию внутреннего контроля и программ его осуществления;
    • использование сотрудниками организаций единых стандартов в применении требований законодательства;
    • повышение профессионального уровня знаний и компетенции сотрудников организаций в сфере ПОД/ФТ;
    • рассмотрение типовых схем отмывания преступных доходов и финансирования терроризма;
    • обобщение и распространение положительного опыта организации внутреннего контроля.
    При определении содержательной части (тематического плана) типовой программы учтены потребности и рекомендации экспертов надзорных органов и представителей профессиональных сообществ организаций.

    1.2. Требования к уровню освоения целевого инструктажа

    По окончании целевого инструктажа слушатель должен:
    знать: требования законодательства в сфере ПОД/ФТ, требования к разработке и осуществлению внутреннего контроля, порядок предоставления информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу, меры ответственности за нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ;
    уметь: на практике реализовывать требования российского законодательства о ПОД/ФТ, предъявляемые к организациям;
    иметь представление: об актуальных тенденциях развития системы ПОД/ФТ, международных стандартах ПОД/ФТ, типовых схемах и способах отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, и способах их выявления.

    1.3. Категория слушателей

    Сотрудники организаций, обязанные проходить подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ в соответствии с п. 3. Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 г. № 256.

    1.4. Формы проведения целевого инструктажа

    Целевой инструктаж проводится в форме участия в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях при соблюдении требований, установленных настоящей программой.

    1.5. Виды учебных занятий в рамках целевого инструктажа

    Программа предусматривает проведение лекций (докладов) по вопросам тематического плана целевого инструктажа. Для более глубокого изучения наиболее актуальных вопросов дополнительно может быть предусмотрено проведение практических занятий (тренингов, семинаров, круглых столов, конференций, обмена опытом и др.).

    1.6. Продолжительность целевого инструктажа

    Минимальный объем целевого инструктажа составляет 8 академических часов. Конкретные формы и виды занятий определяются организацией, осуществляющей целевой инструктаж, с учетом уровня подготовки слушателей и особенностей деятельности организаций.

    1.7. Требования к организациям, осуществляющим целевой инструктаж

    Организации, осуществляющие целевой инструктаж на основании данной типовой программы, должны соответствовать следующим требованиям:
    1) Квалификационные требования:
    - являться юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    - осуществлять образовательную деятельность по направлениям экономики, юриспруденции или в сфере ПОД/ФТ в течение не менее трех последних лет;
    - иметь углубленные профессиональные программы, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации, опыт проведения обучения по программам повышения квалификации.
    2) Информационно-методическое обеспечение:
    - наличие нормативных правовых актов, учебных, учебно-методических материалов, предусмотренных разделом <Учебно-методическое обеспечение> настоящей программы;
    - наличие у организации программно-технического обеспечения, учебно-наглядных пособий.
    3) Материально-техническое обеспечение: наличие собственных или арендованных площадей, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям (учебные аудитории); оснащение аудиторий техническими средствами обучения, обеспечивающими возможность реализации инновационных подходов к организации учебного процесса (компьютеры, проекторы, оргтехника и т.п.).

    1.8. Требования к педагогическим кадрам, проводящим целевой инструктаж по программе

    Обучение по настоящей программе целевого инструктажа могут проводить:
    - руководители и наиболее опытные сотрудники надзорных, контрольных, правоохранительных государственных органов, уполномоченного органа по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и их подразделений, осуществляющие профессиональную деятельность в сфере ПОД/ФТ не менее трех лет;
    - эксперты и преподаватели, имеющие опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее трех лет, либо прошедшие повышение квалификации по тематике ПОД/ФТ;
    - сотрудники организаций, имеющие высшее профессиональное образование по специальностям, относящимся к группе специальностей <Экономика и управление>, либо по специальности <Юриспруденция>, относящейся к группе специальностей <Гуманитарные и социальные науки>, подтвержденное в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, прошедшие обучение по данной тематике и имеющие соответствующие документы об обучении.

    1.9. Формы аттестации и контроля знаний

    Основная цель контроля - подтверждение усвоения основного материала, изложенного в процессе обучения. Контроль знаний может осуществляться в форме тестирования, письменных заданий, собеседования с преподавателем, а также в иных формах, позволяющих проверить полноту полученных знаний.
    По результатам прохождения аттестации, слушателям вручается документ, подтверждающий прохождение целевого инструктажа.

    1.10. Требования к документам, подтверждающим прохождение работником организации обучения (целевого инструктажа)

    Слушатели, прошедшие обучение по настоящей программе, получают свидетельство, подтверждающее прохождение целевого инструктажа, серии <ЦИ> с шестизначным уникальным номером (далее - Свидетельство). В номере Свидетельства через тире проставляется соответствующее обозначение формы обучающего мероприятия, в которой проводился целевой инструктаж: конференция - КФ, семинар (8 часов) - СО, семинар (продолжительностью более 8 часов) - СД, иные формы обучения - ПР (например, ЦИ № СО-000001).
    В Свидетельстве отражаются сведения о прохождении слушателем целевого инструктажа по программам, устанавливаемым Федеральной службой по финансовому мониторингу.
    Свидетельство является документом строгой отчетности, изготовленным типографским способом и обеспеченным высокой степенью защиты от подделки.
    Данные в бланк Свидетельства вносятся на русском языке машинописным способом с использованием технических средств.
    Не допускается заполнение и выдача Свидетельства <без номера>. Исправления (зачеркивания, затирания и пр.) в Свидетельстве не допускаются. Свидетельство, составленное с ошибками, считается испорченным и подлежит замене.
    В бланке Свидетельства отражаются следующие сведения:
    • фамилия, имя, отчество слушателя (полностью в именительном падеже);
    • место работы (организация, направившая на обучение; указывается официальное сокращенное наименование организации с указанием ИНН, учетный номер, присвоенный Федеральной службой по финансовому мониторингу - при наличии) и должность слушателя;
    • дата/срок обучения (день - число, месяц - прописью, год - четыре знака, например, <9 июля 2008>, или <с 9 по 18 июля 2008>;
    • название программы;
    • после слов <в объеме> арабскими цифрами указывается количество часов, прослушанного слушателем целевого инструктажа;
    • полное официальное наименование организации, с указанием ИНН, в которой слушатель проходил целевой инструктаж в именительном падеже, согласно уставу данной организации.
    Допускается проведение обучающих мероприятий совместно с организациями, учрежденными Федеральной службой по финансовому мониторингу. В этом случае в Свидетельстве отражаются сведения об организациях, проводивших такое обучение.
    Свидетельство заверяется подписью руководителя организации, проводившей обучение. В случае временного отсутствия руководителя Свидетельство заверяется подписью исполняющего обязанности руководителя, действующего на основании соответствующей доверенности или приказа. Свидетельство, заверенное подписью лиц, не имеющих на это полномочий, считается недействительным и подлежит замене. Подписи заверяющих лиц должны быть расшифрованы и подтверждены печатями.
    В Свидетельстве указывается дата выдачи: день (числом), месяц (прописью) и год (четырехзначным числом).


    1.11. Взаимодействие с учебными заведениями и организация учета документов о прохождения работниками целевого инструктажа

    Программы целевого инструктажа, установленные Федеральной службой по финансовому мониторингу, размещаются на ее сайте, передаются организациями, учрежденными Федеральной службой по финансовому мониторингу в организации, проводящие обучение, безвозмездно на основе заключенного соглашения о сотрудничестве.
    Организации, учрежденные Федеральной службой по финансовому мониторингу, ведут централизованный учет организаций и лиц, прошедших обучение по программе целевого инструктажа, и реестр выданных учебными заведениями свидетельств. Периодичность, форма и сроки предоставления учебными заведениями сведений о проведении целевого инструктажа в организации, учрежденные Федеральной службой по финансовому мониторингу, определяются между этими организациями самостоятельно.

    II. Тематический план целевого инструктажа

    Раздел 1. Институциально-правовые основы финансового мониторинга

    Тема 1. Международные стандарты ПОД/ФТ

    Правовые и институционные основы международного сотрудничества, в сфере ПОД/ФТ.
    Формирование единой международной системы ПОД/ФТ. Организации и специализированные органы.
    Международные стандарты ПОД/ФТ (сорок и девять рекомендаций ФАТФ).


    Тема 2. Правовое регулирование в сфере ПОД/ФТ

    Национальная система ПОД/ФТ. Общая характеристика нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих ПОД/ФТ. Рассмотрение последних изменений в законодательстве в сфере ПОД/ФТ.
    Государственная система ПОД/ФТ. Федеральные органы исполнительной власти.
    Правовой статус Федеральной службы по финансовому мониторингу.
    Государственное регулирование в банковской сфере, на страховом рынке и рынке ценных бумаг, на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней и в сфере федеральной почтовой связи. Государственное регулирование других организаций, не имеющих надзорных органов.
    Организационная структура надзорных органов и их территориальные подразделения.
    Саморегулируемые организации и их роль.

    Тема 3. Надзор в сфере ПОД/ФТ

    Формы надзора и виды проверок. Планирование проверок. Основания проведения проверок по вопросам ПОД/ФТ. Объекты проверки. Права проверяющего государственного органа.
    Порядок проведения проверок по вопросам ПОД/ФТ в финансовых и нефинансовых организациях.
    Взаимодействие Росфинмониторинга с надзорными органами.

    Раздел 2. Организация и осуществление внутреннего контроля

    Тема 4. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

    Финансовые и нефинансовые организации, представители нефинансовых отраслей и профессий. Лицензирование или специальный учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
    Основные права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Идентификация клиентов и выгодоприобретателей; обеспечение конфиденциальности информации; основания для документального фиксирования; хранение информации. Приостановление операций.
    Порядок представления информации об операциях, подлежащих контролю, в Росфинмониторинг. Сроки представления. Способы представления. Использование АРМ <Организация>. Единый формат представления информации. Рассмотрение типовых ошибок в представлении информации. Исполнение запросов Росфинмониторинга.

    Тема 5. Требования к разработке правил внутреннего контроля

    Лица, ответственные за разработку правил внутреннего контроля. Разработка правил внутреннего контроля. Обязательные компоненты правил внутреннего контроля. Рекомендуемые программы осуществления правил внутреннего контроля. Программа оценки риска.
    Порядок утверждения и согласования правил внутреннего контроля. Сроки утверждения и согласования. Основания для отказа в согласовании.

    Тема 6. Критерии выявления операций подлежащих контролю

    Операции, подлежащие обязательному контролю. Критерии выявления и признаки необычных сделок как программа системы внутреннего контроля организаций. Практические примеры необычных сделок.
    Типологии отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Рассмотрение характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

    Тема 7. Ответственность за нарушение законодательства в сфере ПОД/ФТ

    Виды ответственности за нарушения требований законодательства ПОД/ФТ (уголовная, административная, гражданско-правовая). Основания для привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства о ПОД/ФТ.
    Меры административной ответственности за нарушение законодательства о ПОД/ФТ в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и порядок их применения. Полномочия должностных лиц уполномоченного органа. Пересмотр решений должностных лиц в порядке обжалования.

    Тема 8. Система подготовки и обучения кадров организаций

    Квалификационные требования к специальному должностному лицу. Права и обязанности специального должностного лица.
    Обучение и подготовка кадров. Перечень сотрудников, обязанных проходить обучение и подготовку по вопросам ПОД/ФТ. Формы, периодичность и сроки обучения. Обязанности руководителя организации.

    Раздел 3. Актуальные вопросы применения законодательства о ПОД/ФТ в различных секторах экономики (видах профессиональной деятельности)

    Круглый стол по проблемам исполнения законодательства о ПОД/ФТ с учетом особенностей деятельности организаций и их клиентов.
    Вопросы/ответы экспертов и представителей надзорных органов.
    III. Учебно-методическое обеспечение

    1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
    2. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 г. (Венская).
    3. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г. (Страсбургская).
    4. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма от
    9 декабря 1999 г.
    5. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (Палермская).
    6. Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. (Меридская).
    7. Сорок и девять Рекомендаций ФАТФ.
    8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.
    9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.
    10. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г.
    11. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.
    12. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ <О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма>.
    13. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ <О противодействии терроризму>.
    14. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ <О рынке ценных бумаг>.
    15. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ <О драгоценных металлах и драгоценных камнях>.
    16. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ <О финансовой аренде (лизинге)>.
    17. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ <О почтовой связи>.
    18. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ <О лицензировании отдельных видов деятельности>.
    19. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ <О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей>.
    20. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ <Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации>.
    21. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ <О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля>.
    22. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ <О лотереях>.
    23. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ <О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации>.
    24. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1
    <Об организации страхового дела в Российской Федерации>.
    25. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от
    11 февраля 1993 г. № 4462-1.
    26. Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. № 1263
    <Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма>.
    27. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 <Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации>.
    28. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314
    <О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти>.
    29. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 <Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти>.
    30. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 г. № 116
    <О мерах по противодействию терроризму>.
    31. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля
    2002 г. № 245 <Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом>.
    32. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июля 2002 г. № 983-р, утвердившее Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
    33. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января
    2003 г. № 6 <О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом>.
    34. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января
    2003 г. № 27 <Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремисткой деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом>.
    35. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января
    2003 г. № 28 <Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы>.
    36. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта
    2003 г. № 173 <О порядке определения и опубликования перечня государств (территорий), которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма>.
    37. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня
    2004 г. № 307 <Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу>.
    38. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 82 <Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг>.
    39. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря
    2005 г. № 715 <О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма>.
    40. Приказ Минфина России от 18 августа 2003 г. № 75н <Об утверждении перечня должностных лиц органов федерального пробирного надзора, осуществляющих контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях>.
    41. Приказ Минфина России от 21 июня 2005 г. № 77н <Об утверждении Положения о согласовании правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий>.
    42. Приказ КФМ России от 16 июня 2003 г. № 72 <Об утверждении Положения об издании КФМ России постановления о приостановлении операции (операций) с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных Федеральным законом <О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма>.
    43. Приказ КФМ России от 11 августа 2003 г. № 104 <Об утверждении рекомендаций по отдельным положениям правил внутреннего контроля, разрабатываемых организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма>.
    44. Приказ Росфинмониторинга от 7 июня 2005 г. № 86 <Об утверждении Инструкции о представлении в Росфинмониторинг информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ
    <О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма>.
    45. Приказ Росфинмониторинга от 14 июля 2005 г. № 108 <О должностных лицах Федеральной службы финансового мониторинга, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях>.
    46. Приказ Росфинмониторинга от 30 ноября 2005 г. № 164
    <Об утверждении формы карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы>.
    47. Приказ Росфинмониторинга от 23 мая 2008 г. № 130 <Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансового мониторинга государственной функции по согласованию правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы>.
    48. Приказ Росфинмониторинга от 23 мая 2008 г. № 131 <Об утверждении Положения о порядке осуществления Федеральной службой по финансовому мониторингу контроля за исполнением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ <О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма>.
    49. Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 г. № 256 <Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма>.
    IV. Источники дополнительной информации
    1. Гамза В.А. Ткачук И.Б. Безопасность банковской деятельности. М. Маркет ДС, 2006.
    2. Гамза В.А. Ткачук И.Б. Законодательство о противодействии легализации преступных доходов: опыт реализации и направления совершенствования // Вестник Академии права и управления. 2003. № 3.
    3. Голованов Н.М. Перекислов В.Е. Фадеев В.А. Теневая экономика и легализация преступных доходов. М. Питер, 2003.
    4. Зубков В.А. Формирование и развитие системы финансового мониторинга в Российской Федерации, М. Университетская книга, 2008.
    5. Зубков В.А. Осипов С.К. Международная система противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. М. Финансы и статистика, 2008.
    6. Зубков В.А. Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М. Спецкнига, 2007.
    7. Лавров В.В. Степанков Д.В. Юридическая ответственность за легализацию доходов, полученных преступным путем, по российскому законодательству. Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2003.
    8. Мельников В.Н. Мовсесян А.Г. Противодействие легализации незаконных доходов. М. МЦФЭР, 2007.
    9. Михайлов В.И. Трошкин Е.З. Баньковский А.Л. Противодействие легализации <грязных> доходов: правовые и организационные формы. Мн. Тесей, 2001.
    10. Михайлов В.И. Федоров А.В. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем: Учеб. пос. Калининград: Калининградский ЮИ МВД России, 2001.
    11. Осипов С.К. Гамза В.А. Организационно-правовые проблемы противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем//Финансы и кредит. 2002. № 19 (109).
    12. Робинсон Дж. Всемирная прачечная: Террор, преступления и грязные деньги в оффшорном мире. М. Альпина Бизнес Букс, 2004.
    13. Тосунян Г.А. Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону <О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем>. М. 2002.
    14. Финансовый мониторинг потоков капитала с целью предупреждения финансирования терроризма/Под ред. С. Годдарда, А.Т. Никитина, Л.Л. Фитуни. М. Изд-во МНЭПУ, 2005.
    15. Фитуни Л.Л. Финансовый мониторинг. М. Изд-во МНЭПУ, 2002.
    16. Юрчук А.Б. Аспекты отмывания денег в условиях российской действительности. М. 2006.
    17. Веб-сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу:www.fedsfm.ru.
    18. Веб-сайт ЕАГ: www.euroasiangroup.org .
    19. Веб-сайт ФАТФ: www.fatf-gafi.org .