Руководства, Инструкции, Бланки

какой принцип военного руководства принят в вс рф img-1

какой принцип военного руководства принят в вс рф

Рейтинг: 4.5/5.0 (1882 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Армия Московского государства в XVI—XVII вв

Армия Московского государства в XVI—XVII вв.

Меняются структура государства, политический строй, поли­тика правительства, но задача по защите Отечества всегда оста­ется первостепенной, поэтому Вооруженные Силы должны отве­чать своему предназначению — защите страны от внешней аг­рессии.

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации

Модуль 1. Вооруженные Силы Российской Федерации - защита нашего Отечества

Модуль 1. Вооруженные Силы Российской Федерации (далее по тексту ВС РФ) - защита нашего Отечества

Основы обороны государства и военной служб

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации?

Какой принцип военного руководства принят в ВС РФ?

В состав Военно-воздушных сил не входит?

В течение, какого времени гражданин, уволенный с военной службы в запас обязан явиться в военкомат для постановки на воинский учет?

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется?

Сущность Государственного флага?

Движение шагом по строевому уставу осуществляется с темпом?

Расстояние в глубину строя между военнослужащими, машинами и подразделениями называется?

Комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных сил, экономики государства и органов государственной власти страны – это?

Суть Боевого Знамени воинской части?

Государственный герб РФ представляет собой геральдический щит с золотым двуглавым орлом. Где расположены скипетр и держава у двуглавого орла?

В течение какого срока может быть обжаловано решение призывной комиссии?

Осенний призыв граждан на военную службу осуществляется?

Кто является Верховным Главнокомандующим ВС РФ?

Основы военной службы

15. Какие категории граждан подлежат призыву на военную службу?

16. Когда проводится первоначальная постановка граждан на воинский учет?

17. Когда солдат и матросов, после призыва, приводят к военной присяге?

18. Какие войска из ниже перечисленных являются одним из видов ВС РФ?

19. Для чего предназначены Вооруженные силы Российской Федерации?

20. Подготовка граждан к военной службе включает в себя?

21. Граждане Российской Федерации проходят военную службу?

22. Основными родами Сухопутных войск являются?

23. Основной ударной силой Сухопутных войск являются?

24. Непосредственное руководство вооруженными силами Российской Федерации осуществляет?

Литературный источник: Смирнов, Хренников: Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в. создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Символы воинской чести.

Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.

История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством.

Предназначение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих, их воспитательное значение.

Память поколений — дни воинской славы России

Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации

Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.

Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск

Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника сухопутных войск.

Военно-воздушные Силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС.

Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника.

Ракетные войска стратегического назначения (PBСH), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника.

Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.

Космические войска, их состав и предназначение.

Другие войска. Пограничные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Войска гражданской обороны МЧС России.

Боевые традиции Вооруженных Сил России

Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.

Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.

Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника. Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.

Развитие и становление Вооруженных Сил России, их предназна­чение неразрывно связаны с развитием Российского государства, его общественным строем, экономикой и политикой, проводимой в инте­ресах защиты государства от внешней агрессии.

На всем протяжении истории Российского государства русским лю­дям постоянно приходилось вести вооруженную борьбу, защищая свои земли от иностранных захватчиков.

Поэтому государство было постоянно готово к войне, и все его устройство отвечало этим требованиям. Все социальные группы и со­словия делились на тех, кто сражался с врагами, и на тех, кто под­держивал бойцов материально или духовно.

Регулярная русская армия была создана при Петре I в период с 1701 по 1711 г. Толчком к ускорению ее создания послужило по­ражение русских войск в 1700 г. под Нарвой от шведской армии. Стрелецкие полки и дворянская конница в битве под Нарвой показа­ли полную свою беспомощность.

С созданием армии Петр Великий ввел новую систему комплекто­вания войск. Оно стало осуществляться по принципу рекрутского на­бора, когда 10-20 крестьянских дворов по жребию поставляли одно­го человека на пожизненную военную службу. Введение рекрутской повинности позволило Петру I увеличить численность войск. С 1 705 г. уже вся русская армия комплектовалась рекрутами. Офицерский кор­пус русской армии состоял из дворян, для них государственная служ­ба была обязательной и пожизненной. Чтобы получить офицерский чин, дворянин должен был отслужить солдатом в гвардейском Пре­ображенском или Семеновском полку.

Всего было создано 47 пехотных и 5 гренадерских (отборных пехотных) полков, 33 кавалерийских полка, в составе которых была и артиллерия.

Всеми делами, касающимися армии, стал ведать Правительствую­щий сенат и подчиненная ему Военная коллегия (прообраз Министер­ства обороны). В этот период на Балтийском море создается военный флот. Вводится постоянная подготовка полков к тактике ведения боя. Создание регулярной армии, организация ее боевой подготовки повысили боевую мощь русской армии. Все это определило победу Рос­сии в Северной войне (1700-1721).

Совершенствование вооруженных сил России продолжилось при правлении Екатерины II. В это время Военная коллегия перестала за­висеть от Сената и постепенно превращалась в военное министер­ство. Сухопутная армия состояла из 4 гвардейских, 59 пехотных пол­ков и 7 егерских корпусов.

Талантливый полководец екатерининских времен Петр Александ­рович Румянцев сформулировал новую тактику ведения боевых действий. Он разбил пехоту на небольшие каре по 2-3 тыс. чело­век. За пехотой следовала кавалерия. Артиллерия размещалась впе­реди, по флангам или в резерве. Это позволило быстро перестраи­вать войска, сообразуясь с обстановкой в бою.

Военные реформы Петра I, организация вооруженных сил и управ­ление ими во времена Екатерины II принесли русским войскам нема­ло побед в отдельных сражениях и целых кампаниях (русско-турец­кие войны 1768-1774 гг. 1787-1791 гг.).

Следующая крупная военная реформа вооруженных сил России была проведена после поражения в Крымской войне (1853-1856), которая вскрыла военную отсталость России от европейских госу­дарств.

Военные реформы осуществлялись под руководством военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина, который был назначен на этот пост в 1861 г. Главную задачу военных преобразований он ви­дел в том, чтобы в мирное время численность армии была минималь­ной, а в военное время — максимальной за счет обученного запаса.

В 1874 г. был утвержден новый Устав о воинской повинности. Были отменены рекрутские наборы в армию и введена всеобщая во­инская повинность, которая распространялась на мужское население всех классов и сословий, достигшее возраста 21 года.

Общий срок службы устанавливался в 1 5 лет: 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет - на пребывание в запасе.

Особое внимание уделялось повышению профессиональной под­готовки офицерского состава. Была признана необходимой грамот­ность солдат, обучение их чтению и письму становится обязательным. Расширяется сеть специальных военных учебных заведений.

Важной составной частью преобразований в армии явилось ее пе­ревооружение. На вооружение пехоты в 1891 г. была принята мага­зинная нарезная пятизарядная винтовка Мосина калибра 7,62 мм. На вооружение артиллерии стали поступать стальные с нарезным стволом орудия, имевшие большую дальность стрельбы.

Во второй половине XIX в. в России был осуществлен переход от парусного к паровому броненосному флоту. К концу столетия Россия имела 1 07 боевых паровых судов.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. стала серьез­ной проверкой эффективности проводимых реформ. Че­рез несколько лет после войны сам Милютин вспоминал: «Самые записные враги мои должны были признать, что никогда еще русская армия не являлась на театр войны так хорошо подготовленной и снабженной».

После поражения в Русско-японской войне (1904-1905) правитель­ство Николая II приняло меры к возрождению боевой способности Рос­сийских вооруженных сил. К этому вынуждала сложная международ­ная обстановка. Надвигалась Первая мировая война, которая разрази­лась в июле 1914 г. Она стала для истории России и ее вооруженных сил еще одной героической и в то же время трагической страницей.

Октябрьская революция 1917 г. разрушила существовавшее госу­дарственное устройство России и ликвидировала вооруженные силы.

В первые месяцы Советской власти ее военной опорой являлась Красная гвардия - вооруженные отряды рабочих. Красная гвар­дия создавалась на добровольных началах с марта 1917 г. под руководством большевиков, к началу 1918 г. в ней насчитывалось 460 тыс. человек.

Малочисленная, слабообученная Красная гвардия не могла проти­востоять вторжению германских войск. Угроза вторжения вынудила Советское правительство начать комплектование постоянной армии. 15 января 1918 г. был принят декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), а 29 января 1918 г. - об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Армия и флот создавались на доб­ровольных началах.

Основным ядром новых вооруженных сил стала Красная Армия. Главным родом войск являлась пехота. Кавалерия была основным подвижным родом войск. Морские силы республики включали Бал­тийский флот и 30 различных флотилий.

В строительстве новых вооруженных сил использовался опыт рус­ской армии. После ряда реорганизаций были восстановлены единона­чалие и обязательный характер военной службы.

Международная обстановка требовала постоянного укрепления и совершенствования вооруженных сил. Надвигалась Вторая мировая война. В этих условиях Советское правительство принимало меры по укреплению обороноспособности страны. Численность вооруженных сил неуклонно возрастала.

Предпринимались усилия по техническому переоснащению воору­женных сил. Велась разработка новых образцов боевой техники и во­оружения. Совершенствовалась организационно-штатная структура во­оруженных сил. В 1937 г. Военно-Морской Флот (ВМФ) был выделен из состава РККА.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. была величайшей проверкой способности Вооруженных Сил СССР отстоять независи­мость страны. В этот период отечественная полководческая школа вы­двинула ряд талантливых военачальников (Г. К.Жуков, К. К. Рокоссов­ский, Н.Ф.Ватутин, А.М.Василевский, И.С.Конев, А.И.Еременко, И. X. Баграмян, Н. Н. Воронов, Л. А. Говоров, А. Г. Головко, Н. Г. Кузнецов, Р. Я. Малиновский, К. А. Мерецков, А. А. Новиков, И. Е. Петров, Ф.И.Толбухин, В. Ф. Трибуц, И.Д.Черняховский). Наши полководцы и флотоводцы искусно осуществляли военные операции, приведшие к разгрому стойкого и хорошо вооруженного противника.

8 мая 1945 г. в пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил нацистской Германии. Победа в Великой Отечественной войне еще раз показала неис­черпаемые возможности советского народа и его Вооруженных Сил при защите своего Отечества.

После войны продолжалось совершенствование и укрепление Во оружейных Сил в соответствии с прогнозом международной обстанов­ки и политикой, проводимой Советским правительством.

В 1 960 г. был создан новый вид Вооруженных Сил СССР - Ракет­ные войска стратегического назначения.

В состав Вооруженных Сил СССР входили виды: Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), Сухопутные войска (СВ), Войска противовоздушной обороны (ПВО), Военно-Воздушные Силы (ВВС), Военно-Морской Флот (ВМФ). Вооруженные Силы включали в себя Тыл Вооруженных Сил, штабы и Войска гражданской обороны.

Высшее руководство обороной страны и Вооруженными Силами СССР осуществлял ЦК КПСС и высшие органы государственной власти (Верховный Совет СССР и Совет министров СССР). Непосредствен ное руководство Вооруженными Силами СССР осуществляло Министерство обороны СССР.

После распада Советского Союза основным правопреемником Во оружейных Сил СССР стала Российская Федерация, были созданы Во оружейные Силы Российской Федерации.

По данным отечественных историков, Московское государство в XVI в. могло располагать армией в 150—200 тыс. воинов.

В наиболее серьезных и важных военных походах к боевым частям присоединялись отряды вспомогательного назначения - ополчение.

Основу вооруженных сил Московского государства в этот период составляли дворянские формирования. За военную службу дворяне получали от московских государей земельные владения с крестьяна­ми (поместья).

За долгие годы занятий военным делом они приобретали навыки воинов-профессионалов.

Помимо служилых людей из дворян, немалую часть вооруженных сил Московского государства составляли служилые люди по найму, которые получали не поместья, а денежное жалованье. Среди них са­мыми многочисленными были стрельцы — пехота, вооруженная пища­лями (фитильными ружьями) и боевыми топорами (бердышами).

Первые постоянные части стрельцов были сформированы при Ива­не Грозном (около 1550 г.). В дальнейшем численность стрелецкого войска быстро росла, и к концу XVI в. стрельцов уже было 20-30 тыс. а в середине XVII в. - около 50 тыс. человек.

В походах и сражениях русская армия совершенствовала свою ор­ганизационно-штатную структуру. Во второй половине XV — начале XVII в. она стала делиться на полки.

Роль Министерства обороны в Московском государстве играл Раз­рядный приказ, ведавший назначением на должности, формировани­ем полевых действующих армий и крепостных гарнизонов, а также обеспечением служилых людей землей.

Историки отмечают, что в допетровское время русская система во­енной организации и управления войсками была хорошо приспособ­лена к решению стоящих перед ней задач.

В период 1632-1634 гг. в Московском государстве появились полки нового строя. Было сформировано несколько солдатских пол­ков из русских людей, в которых офицерами были находившиеся на русской службе иноземцы. К 1680 г. полки нового строя составляли до 67% всего войска, в них числилось до 90 тыс. человек. Эти пол­ки носили черты регулярного войска, они разделялись на роты, был определен порядок назначения офицерских чинов, с личным составом организовывались строевые и тактические занятия. Однако после по­хода рядовой состав и часть офицеров распускались по домам, ору­жие сдавалось, т. е. это были еще не в полном понимании слова ре­гулярные войска.

В дальнейшем при Петре I полки нового строя составили основу для создания регулярной армии.

Видео

Другие статьи

Какой принцип военного руководства принят в вс рф

§ 2. Понятие и принципы военного управления

Военное управление - организационная, исполнительная и распорядительная деятельность специально учрежденных государством военных органов, представляющая собой целенаправленное управленческое воздействие на Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых предусмотрена военная служба, на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, воинских уставов и иных нормативных правовых актов по непосредственному руководству их жизнью, бытом и боевой деятельностью, в интересах успешного и эффективного решения поставленных перед ними учебных, учебно-боевых и боевых задач военными методами и средствами.

Военное управление по своей правовой природе является сферой государственного управления. Оно осуществляется государственными органами, входящими в структуру федеральных органов исполнительной власти, а должностные лица, выполняющие функции военного управления, являются государственными служащими, выполняющими свои обязанности в интересах государства при прохождении военной службы или государственной гражданской службы.

В военном управлении выделяют два вида управления: административно-хозяйственное и оперативное управление.

Административно-хозяйственное управление по своему содержанию и формам правового регулирования близко к другим сферам государственного управления и включает: организацию подготовки войск, их материально-техническое обеспечение, подбор и расстановку кадров, регулирование взаимоотношений между военнослужащими и т.п. Изучение этих вопросов, а также организации, особенностей и правовых форм повседневной деятельности органов военного управления прямо и непосредственно относится к предмету военно-административного права (военной администрации).

Оперативное управление является наиболее ярко выраженной особенностью военного управления - управления боевыми действиями войск (сил). Командование, т.е. руководство вооруженной борьбой, является основой оперативного управления. Оперативное управление характеризуется быстротой, твердостью, решительностью, гибкостью, высокой оперативностью в принятии решений. Основными правовыми формами управления боевыми действиями войск (сил) являются боевой приказ, боевое распоряжение. Оперативное управление особенно ярко проявляется в основных формах применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск: стратегических операциях, операциях и боевых действиях - в крупномасштабной и региональных войнах; операциях и боевых действиях - в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах; совместных специальных операциях - во внутренних вооруженных конфликтах; контртеррористических операциях - при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством; миротворческих операциях.

Цели применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в указанных формах:

- в крупномасштабной (региональной) войне в случае ее развязывания каким-либо государством (группой, коалицией государств) - защита независимости и суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и ее союзников, отражение агрессии, нанесение поражения агрессору, принуждение его к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников;

- в локальных войнах и международных вооруженных конфликтах - локализация очага напряженности, создание предпосылок для прекращения войны, вооруженного конфликта либо для принуждения к их прекращению на ранних стадиях; нейтрализация агрессора и достижение урегулирования на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации и ее союзников;

- во внутренних вооруженных конфликтах - разгром и ликвидация незаконных вооруженных формирований, создание условий для полномасштабного урегулирования конфликта на основе Конституции Российской Федерации и федерального законодательства;

- в операциях по поддержанию и восстановлению мира - разведение противоборствующих сторон, стабилизация обстановки, обеспечение условий для справедливого мирного урегулирования.

Управление боевыми действиями войск (сил) регламентируется боевыми уставами, а его содержание конкретизируется приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, боевыми приказами и распоряжениями. Правовое содержание управления боевыми действиями войск (сил) является предметом изучения оперативного права.

Основными принципами оперативного управления являются: 1) единоначалие; 2) централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач; 3) твердость и настойчивость в реализации принятых решений; 4) оперативность и гибкость при реагировании на изменения обстановки; 5) личная ответственность командиров за принимаемые решения, применение подчиненных войск и результаты выполнения ими поставленных задач; 6) высокая организованность и творчество в работе командиров и штабов.

Система управления войсками, представляющая собой совокупность функционально взаимосвязанных между собой органов управления, пунктов управления и средств управления, должна отвечать таким организационно-техническим принципам, как высокая живучесть, помехозащищенность, надежность, и обеспечивать возможность как централизованного, так и децентрализованного управления частями (подразделениями).

Управление войсками (силами) во всех звеньях должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытым, обеспечивать постоянную боевую и мобилизационную готовность штабов и войск, эффективное использование боевых возможностей войск и успешное выполнение ими поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки.

Устойчивость управления достигается: правильным уяснением задачи, поставленной старшим начальником; настойчивым проведением в жизнь принятых решений; созданием, своевременным развертыванием пунктов и средств управления, поддержанием их в высокой боевой готовности, умелой организацией работы офицеров штабов и служб; проведением комплекса мероприятий по защите пунктов и средств управления от воздействия противника и противодействию его средствам поражения; поддержанием устойчивой связи с вышестоящим штабом, с подчиненными и взаимодействующими соединениями и частями; умелым расположением пунктов управления, организацией их всестороннего обеспечения и боевого применения средств управления.

Непрерывность управления обеспечивается своевременным сбором данных, постоянным знанием и всесторонней оценкой складывающейся обстановки; своевременным принятием решений и четкой постановкой задач подчиненным; комплексным использованием всех технических средств управления и связи, а также средств автоматизации управления войсками; своевременным перемещением пунктов управления; быстрой передачей (при необходимости) управления с одного пункта на другой и восстановлением нарушенного управления в кратчайшие сроки.

Под оперативностью управления понимается способность командиров и штабов осуществлять весь цикл управления в сроки, позволяющие подчиненным производить необходимую подготовку и выполнять поставленные им задачи; быстро реагировать на изменения обстановки; своевременно влиять на действия войск в интересах выполнения поставленных задач; применять средства автоматизации управления войсками и оружием.

Скрытость управления достигается: скрытным размещением и перемещением пунктов управления; использованием для постановки задач подчиненным метода личного общения; комплексным применением средств скрытой связи (автоматизированной системы управления, засекречивающей аппаратуры связи, шифровальной и кодировочной техники, ручных шифров и документов кодированной связи в сочетании с кодированными топографическими картами); техническими и организационными мерами защиты информации на объектах вычислительной техники и при использовании других технических средств передачи и обработки информации; строгим соблюдением правил и порядка использования средств связи и автоматизированной системы управления, установленных режимов их работы и мер радиомаскировки; ограничением круга лиц, имеющих право пользоваться средствами связи и автоматизированной системы управления, используемыми для управления; ограничением использования для управления войсками открытых каналов связи; максимальным ограничением круга лиц, привлекаемых к разработке планирующих и боевых документов; правильной организацией секретного делопроизводства, особенно в полевых условиях, обеспечением сохранности документов; воспитанием личного состава в духе высокой бдительности; своевременным выявлением возможных каналов утечки секретной информации и их закрытием.

Решая задачи командования войсками (силами), органы военного управления призваны обеспечить постоянную боевую готовность войск, эффективное использование современных средств вооруженной борьбы.

Особенности военного управления выражаются в тех принципах, на которых построена деятельность органов военного управления.

Основными организационно-правовыми принципами военного управления являются централизация руководства, единоначалие на правовой основе, воинская дисциплина.

Централизация руководства при осуществлении военного управления находит свое выражение:

- в установлении единого и общего для всех видов Вооруженных Сил Российской Федерации и родов войск командования;

- в наделении центральных органов военного управления всей полнотой прав по руководству подчиненными войсками (силами), объединению и направлению по единому плану деятельности всех нижестоящих органов военного управления;

- в безусловной обязательности правовых актов вышестоящих органов военного управления для нижестоящих и подчинении последних по вертикали.

Вместе с тем принцип централизации не означает сосредоточения в центральных органах военного управления всех функций военного управления, а предусматривает предоставление определенной самостоятельности и творческой инициативы нижестоящим органам военного управления в целях самостоятельного выбора путей и средств выполнения приказов и директив вышестоящих органов военного управления, чтобы это выполнение было не формальным, а инициативным и творческим, чтобы подчиненные органы имели точно определенные права и обязанности и несли строгую ответственность за руководство подчиненными им войсками (силами).

Различается несколько форм подчинения при централизованном управлении: прямое подчинение, непосредственное подчинение, оперативное подчинение и подчинение по специальным вопросам.

Прямое подчинение означает подчинение во всех отношениях всем вышестоящим командирам (начальникам), начиная с непосредственного.

Непосредственное подчинение означает подчинение ближайшему прямому начальнику. Так, например, непосредственное подчинение предусматривает подчиненность командующему войсками военного округа по всем вопросам. Непосредственно подчиненные объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты используются и выполняют поставленные задачи по решениям и планам командующего войсками военного округа.

Прямые, как и непосредственные, начальники несут ответственность за состояние подчиненных им соединений, воинских частей и учреждений.

Оперативное подчинение является не полным и обычно временным подчинением лицу, не являющемуся прямым начальником. Оперативный начальник имеет право ставить оперативные и тактические задачи подчиненному ему в этом отношении соединению (воинской части) и несет за эту сторону деятельности ответственность.

Так, Министром обороны Российской Федерации (Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации) в оперативное подчинение командующего войсками военного округа могут быть переданы не входящие в состав военного округа объединения, соединения, воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцированные (развертывающиеся) на территории военного округа.

В соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, а также совместными нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации и федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, в состав которых входят войска, воинские формирования и органы, для решения задач в области обороны в оперативное подчинение командующего войсками военного округа могут передаваться другие войска, воинские формирования и органы.

Оперативное подчинение предусматривает постоянную или временную, на период подготовки и выполнения задач, подчиненность объединений, соединений и воинских частей командующему войсками военного округа, в том числе по вопросам боевой и мобилизационной готовности. При этом переданные в его оперативное подчинение объединения, соединения и воинские части сохраняют непосредственное подчинение соответственно главным командованиям видов и командованиям родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главным и центральным управлениям Министерства обороны Российской Федерации, а также органам управления других войск, воинских формирований и органов.

Оперативно подчиненные командующему войсками военного округа войска (силы) применяются по его решениям и планам.

Командующий войсками военного округа осуществляет постановку задач оперативно подчиненным ему войскам (силам) (в отношении других войск, воинских формирований и органов - боевых задач), планирует, организует и контролирует их выполнение, организует совместную подготовку и взаимодействие с другими войсками (силами), осуществляет управление (боевое управление) ими и несет ответственность за выполнение поставленных задач.

Подчинение по специальным вопросам - это подчинение в специальном отношении по отдельным вопросам службы или по какому-либо специальному кругу деятельности лицу, не являющемуся прямым начальником.

По специальным вопросам командующему войсками военного округа подчиняются объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации, не входящие в состав военного округа, а также другие войска, воинские формирования и органы, дислоцированные на территории военного округа.

Подчинение по специальным вопросам предусматривает подчиненность командующему войсками военного округа по вопросам: боевой и мобилизационной готовности; гарнизонной и караульной служб; комплектования войск личным составом и его первоначального обучения; поддержания воинской дисциплины и правопорядка; финансового, технического, тылового, морально-психологического и специального обеспечения (кроме других войск, воинских формирований и органов), а также по иным вопросам, определенным нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для отдельных объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации с учетом специфики их деятельности Министром обороны Российской Федерации (Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации) может ограничиваться круг специальных вопросов, по которым они подчиняются командующему войсками военного округа.

Подчинение по специальным вопросам устанавливается в положениях о службах, например в Положении о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации.

В Военной доктрине Российской Федерации выделяется принцип сочетания твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности. Это означает, что деятельность по централизованному руководству органами военного управления подконтрольна гражданскому обществу, в том числе через деятельность общественных советов, Общественную палату Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и другие социальные институты.

Единоначалие на правовой основе рассматривается как один из основных принципов военного управления. Суть единоначалия состоит в том, что командир (начальник) при исполнении своих обязанностей наделен функциями представителя исполнительной власти, организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, обеспечен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возлагается персональная ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие - принцип организационно-правовой. Он определяет форму взаимоотношений между начальником и подчиненным, способ принятия и исполнения решений.

Принцип единоначалия не исключает, а предполагает возможность и необходимость коллективного обсуждения подготавливаемых командиром (начальником) решений по наиболее важным вопросам. Коллективное обсуждение - важнейшее средство использования знаний и опыта подчиненных. Оно помогает командиру принять наиболее правильное решение, укрепляет его связь с подчиненными, способствует их профессиональному росту и воодушевляет на инициативное, творческое выполнение принятых командиром решений.

Военное законодательство, закрепляя и регулируя конкретные правовые формы осуществления принципа единоначалия на правовой основе, решает следующие основные задачи.

Во-первых, военное законодательство исходит из того, что командиру-единоначальнику должен быть предоставлен такой объем прав, который обеспечивал бы безусловный контроль командира над всеми сторонами жизни и деятельности воинской части и его самостоятельность в единоличном решении основных вопросов управления. Эта задача требует правильного распределения функций управления, обязанностей и прав между воинскими должностными лицами.

Во-вторых, задача правового регулирования единоначалия на правовой основе состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение принципа законности военного управления, т.е. создать достаточные правовые гарантии того, чтобы единоначалие осуществлялось не иначе, как на основе и во исполнение федеральных законов.

Понятие законности достаточно широко исследовалось учеными-правоведами, большинство из которых определяют законность как политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением Конституции, исполнением законов и иных социальных, политических и правовых предписаний всеми субъектами права <43>. Юридическая наука рассматривает законность в социальном, политическом, юридическом и психологическом аспектах. Социальный аспект включает в себя требования общества к государству и праву, исполнение которых необходимо для его нормального функционирования и развития. Политический аспект выражает необходимость принятия и выполнения таких решений, которые способствуют исполнению предписаний правовых норм всеми субъектами права. Юридический аспект проявляется в правотворческой и правоприменительной деятельности, направленной на принятие и реализацию необходимых правовых норм. Психологический - выражается в понимании и осознании необходимости исполнять правовые предписания и в конкретных психологических переживаниях людей, связанных с правотворческой и правоприменительной деятельностью государства.

<43> См. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность: Очерк теории. М. 1976; Клочников В.В. Требования законности: понятие, виды, генезис // Конституционная законность и прокурорский надзор: Сборник статей. М. 1997. С. 134 - 139; и др.

В отношении принципа законности необходимо отметить следующее:

- он предполагает, что функционирование и развитие военного управления имеют прочные правовые основания, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и состоят в их практической реализации;

- он обусловливает актуальность своевременного и правильного правового регулирования изменений в содержании, организационной структуре, элементах деятельности субъектов военного управления;

- он требует четкого порядка их нормативной деятельности, особенно принятия и исполнения правовых актов;

- он служит основой для формирования и поддержания сознательной дисциплины и ответственности субъектов военного управления.

Нарушение законности, принятие незаконного акта или совершение неправомерных действий, недобросовестное исполнение служебных обязанностей могут причинить вред интересам военной службы.

Наиболее наглядна динамика выявления военными прокурорами незаконных правовых актов командования. По итогам 1996 г. 2976 приказов командиров противоречили требованиям закона. В 1997 г. таких нарушений было уже 3951 (+ 32,8%), в 1998 г. - 5613 (+ 29,6%), в 1999 г. - 6972 (+ 24,2%), в 2000 г. - 8735 (+ 25,3%) и в 2001 г. - 9131 (+ 4,5%). Таким образом, за указанный период объем названных правонарушений увеличился более чем втрое. Нарушения закона допускаются во всех командных звеньях: от командира воинской части до руководителя федерального органа. В 2001 г. по протестам главного военного прокурора отменены 10 приказов министров обороны и внутренних дел Российской Федерации, директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации. По требованию военных прокуроров ежегодно восстанавливаются права сотен тысяч военнослужащих и членов их семей (в 2001 г. - 305,5 тыс. человек) <44>.

<44> Савенков А.Н. Конституционная законность и военная безопасность России. М. 2002. С. 4 - 5.

Количество злоупотреблений должностными полномочиями в органах военного управления из года в год постоянно растет. Например, в 2002 г. (по сравнению с 2001 г.) количество злоупотреблений должностными полномочиями, зарегистрированных военными прокурорами, имело положительную динамику (1,4%). В 2003 г. по сравнению с 2002 г. отмечен рост злоупотреблений должностными полномочиями (+ 25,8%) и превышения должностных полномочий (+ 23,8%), основную массу которых составили рукоприкладства офицеров (+ 34,2%). В первом полугодии 2004 г. военной прокуратурой учтено должностных преступлений на 18% больше, чем в первом полугодии 2002 г. причем в основном за счет случаев превышения должностных полномочий, связанных с применением рукоприкладства командиров и начальников к подчиненным <45>.

<45> Материалы Коллегии Главной военной прокуратуры 2003 - 2004 гг.

Важным принципом военного управления является обеспечение воинской дисциплины, т.е. строгого и точного соблюдения всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами Российской Федерации, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации и приказами командиров (начальников). Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Российской Федерации. Она строится на правовой основе, уважении чести и достоинства военнослужащих. Это говорит о правовом характере воинской дисциплины, о глубокой органической связи, которая существует между законностью в военном управлении и воинской дисциплиной.

Таковы основные научные принципы военного управления. Они действуют в единстве и взаимосвязи, дополняя друг друга, создавая тем самым единую систему.

Системное использование принципов военного управления позволяет, с одной стороны, создать эффективное, действенное, соответствующее национальным интересам управление в сфере обороны и безопасности, а с другой стороны, обеспечить эффективную деятельность субъектов военной безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами.

§ 3. Структура и правовое положение Вооруженных Сил