Руководства, Инструкции, Бланки

морфологический разбор числительного 6 класс образец img-1

морфологический разбор числительного 6 класс образец

Рейтинг: 4.4/5.0 (1884 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Морфологический разбор имени числительного

Морфологический разбор имени числительного

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Другие статьи

Морфологический разбор числительного 6 класс образец

67. Морфологический разбор имени числительного План разбора
  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки.
    1. Начальная форма (именительный падеж).
    2. Постоянные признаки: а) простое или составное; б) количественное или порядковое.
    3. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число (если есть); в) род (если есть).
  3. Синтаксическая роль.
Образец разбора

Петя выучил пятнадцать 3 английских слов.

Пятнадцать — имя числительное.

Во-первых, обозначает количество: выучил (сколько?) пятнадцать (слов). Начальная форма — пятнадцать.

Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: простое, количественное, целое.

Здесь употреблено в винительном падеже — это его непостоянный признак.

В-третьих, в предложении входит в состав дополнения пятнадцать слов.

I. Выучил (сколько?) пятнадцать (слов). Н. ф.— пятнадцать.

II. Пост.— прост. колич. целое; непост.— в вин. пад.

III. Что? пятнадцать (слов).

384. Рассмотрите часы. Какое время они показывают? В речи каких стилей уместнее употребить выражения тринадцать часов тридцать минут, половина второго? Составьте предложения, используя разные способы обозначения времени, по образцу: Сейчас одиннадцать часов сорок пять минут (без пятнадцати двенадцать; без четверти двенадцать; около двенадцати). Разберите имена числительные как часть речи.

385. Прочитайте. Определите основную мысль текста. Произнесите числительные на месте цифр. Спишите один из абзацев, в котором есть числительные, и замените цифры словами.

Отечество моё Россия

Воды Северного Ледовитого океана омывают берега нашей Родины с севера. Вдоль них прол..гает основная тра(с, сс)а Северного морского пути — по морям Белому, Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому. Большая часть Северного Ледовитого ок..ана находит(?)ся внутри Северного п..лярного круга. Важнейший признак этой области — п..лярная ноч(?) и п..лярный день.

В Мурманске, и..ходн..м пункт. Северного морского пути, п..лярная ноч(?) длит(?)ся 40 суток, п..лярный день — 58; на мыс. Челюскина — самой северной точк. м..терика — продолжительность п..лярной ноч. 107 суток, п..лярного дня — 123; на Северн..м полюс. п..лярная ноч(?) и п..лярный день длят(?)ся приблизительно по (пол)года.

Н..чало осв..ения Северного Ледовитого ок..ана русскими относиться к середин. XII века, когда вп..рвые поморы вышли на берега Белого, а затем и Баренцева морей, где пр..мышляли тюленей, м..ржей, китов, белых медведей, ценные п..роды рыб. Постепенно ра..ширяя районы промысла, поморы, по-видимому, в XIV веке уже плавали к Новой Земле и не позже XVI века — к Шпицбергену.

Морфологический разбор имени числительного

§ 75. Морфологический разбор имени числительного Порядок морфологического разбора
имени числительного

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (именительный падеж; у порядковых — именительный падеж единственного числа мужского рода).
2. Постоянные признаки: а) простое или составное; б) количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое.
3. Непостоянные признаки: а) падеж; б) число (если есть); в) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Петя выучил пятнадцать 3 английских слов.

Пятнадцать — числит.
I. Выучил (сколько?) пятнадцать (слов).
Н. ф. — пятнадцать.
II. Пост. — прост. колич. целое; непост. — вин. пад.
III. Что?

Пятнадцать — имя числительное.

Во-первых, оно обозначает количество: выучил (сколько?) пятнадцать (слов).

Начальная форма — пятнадцать.

Во-вторых, имеет постоянные морфологические признаки: простое, количественное, целое.

Здесь употреблено в винительном падеже — это его непостоянный признак.

В-третьих, в предложении входит в состав дополнения пятнадцать слов.

427. Рассмотрите на рисунке часы. Какое время они показывают? В речи каких стилей уместнее употребить выражения тринадцать часов тридцать минут, половина второго?

Составьте предложения, используя разные способы обозначения времени.

Образец. Сейчас одиннадцать часов сорок пять минут (без пятнадцати двенадцать; без четверти двенадцать; около двенадцати).

Выполните разбор числительных как часть речи.

428. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Произнесите числительные на месте цифр. Спишите один из абзацев, в котором есть числительные, и замените цифры словами.

Во́ды Северного Ледовитого ок..ана омывают берега нашей Родины с севера. Вдоль них прол..гает основная тра(с, сс)а Северного морского пути — по морям Белому, Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому. Большая часть Северного Ледовитого ок..ана находит(?)ся внутри Северного п..лярного круга. Важнейший признак этой области — п..лярная ноч(?) и п..лярный день.

В Мурманске, и(з, с)ходн..м пункт. Северного морского пути, п..лярная ноч(?) длит(?)ся 40 суток, полярный день — 58; на мыс. Челюскина — самой северной точк. м..терика— продолжительность п..лярной ноч. 107 суток, п..лярного дня — 123; на Северн..м полюс. п..лярная ноч(?) и п..лярный день длят(?)ся приблизительно по (пол)года.

Н..чало освоения Северного Ледовитого ок..ана русскими относит(?)ся к середин. XII века, когда вп..рвые поморы вышли на берега Белого, а затем и Баренцева морей, где пр..мышляли тюленей, м..ржей, китов, белых медведей, ценные п..роды рыб. Постепенно ра(з, с)ширяя районы промысла, поморы, по-видимому, в XIV веке уже плавали к Новой Земле и не позже XVI века — к Шпицбергену.

Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему: Морфологический разбор числительного

Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему:
Морфологический разбор числительного.
Подписи к слайдам:

Слайд 1
Семнадцатое февраля. Классная работа. Морфологический разбор числительного.

Слайд 3
Рассыпался горох на семьдесят дорог (Некрасов ). 1 вариант Подставив дюжие плечи под переносную трибуну, десятеро солдат тащили ее сюда (Павленко ). 2 вариант И графиня в сотый раз рассказывала внуку свой анекдот (Пушкин ). 3 вариант

Слайд 4
Рассыпался горох на семьдесят дорог (Некрасов). (На) семьдесят (дорог) Имя числительное; обозначает количество предметов при счёте, отвечает на вопрос сколько. Н. ф. – семьдесят. А) Постоянные признаки: сложное; количественное. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа. Образует цельное словосочетание с существительным на семьдесят дорог. которое выполняет роль обстоятельства места. Подставив дюжие плечи под переносную трибуну, десятеро солдат тащили ее сюда (Павленко). десятеро (солдат) Имя числительное; обозначает количество предметов при счёте, отвечает на вопрос сколько. Н. ф. – десятеро. А) Постоянные признаки: простое; собирательное. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме именительного падежа. Образует цельное словосочетание с существительным десятеро солдат. которое выполняет роль подлежащего. И графиня в сотый раз рассказывала внуку свой анекдот (Пушкин). (в) сотый (раз) Имя числительное; обозначает порядок предметов при счёте, отвечает на вопрос в который? Н. ф. – сотый. А) Постоянные признаки: простое; порядковое. Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, винительного падежа. Образует цельное словосочетание с существительным в сотый раз. которое выполняет роль обстоятельства.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме "Имя существительное".

Презентация "Морфологический разбор местоимения-существительного"(урок русского языка в 5 классе").

Урок русского языка в 6-м классе «Морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных»

Цели урока: обобщить и систематизировать полученные ранее знания о местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных, изучить алгоритм морфологического разбора местоимений-прилагательных и место.

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Морфологический разбор имени числительного"

Работа представляет собой технологическую карту урока с использованием системно-деятельностного подхода. Урок построен в форме тематической олимпиады, сопровождается презентацией. К уроку прилагаются.

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Морфологический разбор числительного"

Презентация содержит дидактический и иллюстративный материал к уроку.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. УМК Разумовская, 6 класс.

Тема урока: " Морфологический разбор имени числительного"

Цели урока:Образовательные:- познакомить с морфологическими признаками и порядком морфологического разбора имени числительного;- закрепить умение правильно писать и употреблять падеж.

Морфологический разбор имён числительных: план и образец разбора

3.4.3. Морфологический разбор имён числительных

Образцы разбора имён числительных

Рассыпался горох на семьдесят дорог (Некрасов).

  1. Имя числительное; обозначает количество предметов при счёте, отвечает на вопрос сколько?
  2. Н. ф. – семьдесят .
    А) Постоянные признаки: сложное; количественное.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
  3. Образует цельное словосочетание с существительным на семьдесят дорог. которое выполняет роль обстоятельства места.

Подставив дюжие плечи под переносную трибуну, десятеро солдат тащили ее сюда (Павленко).

  1. Имя числительное; обозначает количество предметов при счёте, отвечает на вопрос сколько?
  2. Н. ф. – десятеро .
    А) Постоянные признаки: простое; собирательное.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме именительного падежа.
  3. Образует цельное словосочетание с существительным десятеро солдат. которое выполняет роль подлежащего.

И графиня в сотый раз рассказывала внуку свой анекдот (Пушкин).

  1. Имя числительное; обозначает порядок предметов при счёте, отвечает на вопрос в который?
  2. Н. ф. – сотый .
    А) Постоянные признаки: простое; порядковое.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, винительного падежа.
  3. Образует цельное словосочетание с существительным в сотый раз. которое выполняет роль обстоятельства.
Упражнение к теме «3.4.3. Морфологический разбор имён числительных»

В книге в краткой и доступной форме изложен необходимый справочный материал по всем видам разбора на уроках русского языка за курс начальной школы, представлено много схем и образцов грамматического разбора.

Морфологический разбор числительного

Имя числительное — самостоятельная часть речи, обозначающая число, количество предметов и порядковый номер предметов при счете, отвечает на вопросы сколько. который? (какой?).

  1. Общее грамматическое значение — число, количество предметов и порядковый номер предметов при счете
  2. Морфологические признаки:
    1. Начальная форма:
      • количественные числительные — именительный падеж;
      • порядковые числительные — именительный падеж ед.числа мужского рода
    2. Постоянные признаки:
      • простое, сложное или составное;
      • количественное или порядковое;
    3. Непостоянные признаки:
      • падеж;
      • род (если есть);
      • число (если есть).
  3. Синтаксическая роль — роль в предложении:
    • Количественные — любой член предложения;
    • Порядковые
      • согласованное определение;
      • именная часть составного сказуемого.
Внимание!
  • Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам: первый, второй, десятый и т.п.
    Начальная форма порядкового числительного — И. п. ед.ч. м.р.
  • Количественные числительные изменяются только по падежам, не имеют рода и числа ( кроме слов один, два) . одиннадцать, пятьдесят шесть, девятьсот и т.п. Начальная форма — И.п.
    • Один изменяется по числам, по родам.
    • Во множественном числе один употребляется с существительными, которые имеют только форму множественного числа. и с существительными, которые обозначают одну пару предметов:

    Если один используется с существительными во мн.числе, но которые имеют форму ед.ч. то один уже не является числительным и выступает как частицатолько .

    В бой идут одни (только) «старики».

  • Числительные один, два изменяются по родам:
  • Начальная форма: один — И.п. ед.ч. м.р.; два — И.п. м.р.
  • Количественные числительные делятся на три разряда: целые ( двадцать пять ), дробные ( одна третья ), собирательные ( двое, трое ).
    • Все дробные числительные являются составными, кроме полтора . полтораста . Изменяются по падежам. В предложении дробные числительные выполняют функцию одного члена предложения.

      Три седьмых, двум пятым, полтора (м.р. И.п.) года, нет полутора (Р.п.) лет, полторы (ж.р. И.м) дыни — для полтора есть род.

    • Собирательные числительные относятся к количественным числительным, изменяются по падежам, но рода не имеют. Род есть только у числительных оба — м. и с.род, обе — ж.р.

      Двое суток, пятеро детей, нет восьмерых детей, к трем соснам, обе (ж.р. И.п.) девочки, оба (м.р. И.п.) мальчика.

  • Сочетание числительного в И.п. и В.п. с существительным в Р.п. является одним членом предложения — подлежащим или дополнением: Пример морфологического разбора им. числительного.

    Вова прочитал за лето десять книг.

    • Десять — имя числительное, обозначает количество: прочитал (сколько?) десять (книг).
    • Начальная форма — десять.
    • Имеет морфологические признаки.
      • Постоянные: простое, количественное, обозначает целое количество.
      • Непостоянные: здесь употребляется в винительном падеже.
    • В предложении входит в состав дополнения: десять книг.
    1. Десять — числительное
    2. прочитал (сколько?) десять (книг)
      н.ф. — десять
    3. Пост. признаки: колич. простое, целое количество;
    4. Непост. признаки: в В.п.
    5. (что?) десять книг — дополнение.
  • Урок русского языка - Морфологический разбор числительного, 6-й класс

    Урок русского языка "Морфологический разбор числительного", 6-й класс

    Цели и задачи:
    • углубление имеющихся и приобретённых новых знаний по данной теме;
    • проверка качества знаний, полученных при изучении числительных;
    • воспитание интереса к русскому языку, развитие речевой культуры;
    • воспитание уважения к родному языку, правильному употреблению числительных в деловой среде, в быту.

    I. Объявление цели и девиза урока.

    “Расчёт во всяком деле нужен,
    И ты с числительным будь дружен!”

    Девиз написан на доске, учащиеся сами его читают.

    II. Учащимся раздаются сертификаты по теме “Имя числительное” <Приложение 1>

    После внимательного изучения бланка выясняем в Толковом словаре значения новых для учащихся слов:

    Сертификат – документ, удостоверяющий качество

    Дивиденд - получаемая кем-либо прибыль от имеющегося капитала.

    В сертификате каждому школьным банком передано в собственность 5 у.е.

    В процессе урока учащиеся будут пополнять свой капитал, отвечая на теоретические вопросы, выполняя практические задания.

    III. Фронтальный опрос.
    • Что называется числительным?
    • Перечислите морфологические признаки числительных.
    • Какими числительные бывают по составу?
    • На какие группы делятся количественные числительные?
    • Какими членами предложения могут быть числительные?

    IV. Работа по накоплению капитала.

    1. Цифрами написать, сколько раз употребляется Ь в числительных:

    10. Учащимся раздаются карточки <Приложение 2>

    11. Прочитайте чётко примеры:

    Библиотечный фонд пополнился 1274 книгами.
    • К 11945 прибавить 732
    • В 2007 году
    • Из 800 вычесть 300
    • К 200 прибавить 70
    • С 600 сложить 400
    • От 69 отнять 37
    • К 678 прибавить 311
    • К 396 прибавить 424

    V. Морфологический разбор числительных

    1. По учебнику читаем порядок и план морфологического разбора числительного.

    2. Запись предложения в тетрадях:

    Александр Сергеевич Пушкин уехал из Москвы в тысяча восемьсот одиннадцатом году двенадцатилетним мальчиком, а вернулся в древнюю столицу в тысяча восемьсот двадцать шестом году двадцатисемилетним известным поэтом.

    Синтаксический разбор предложения

    Морфологический разбор числительного в 1811 году (по образцу)

    Что закреплялось сегодня на уроке?

    VII. Употребление числительных в пословицах и поговорках.

    Объясните смысл пословиц:
    • Ум хорошо, а два лучше.
    • Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
    • У него семь пятниц на неделе.
    • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
    • У умной головы сто рук.
    • Седьмая вода на киселе.
    • Один битый двух небитых стоит.
    • Одного поля ягода.
    • Дураку семь вёрст не крюк.
    • за семь вёрст киселя хлебать.
    • Стричь под одну гребёнку.

    Подведение итогов игры.

    Учащиеся подсчитывают “+” и “-”, заработанные в игре, выясняют, кто приблизился к миллиону, а кому необходимо ещё потрудиться, чтобы сохранить и увеличить изначальный капитал.

    Творческое домашнее задание. Написать сочинение о школьной жизни, включив в текст не менее 7 пословиц.

    Конспект урока для 6 класса Морфологический разбор имени числительного

    Конспект урока для 6 класса "Морфологический разбор имени числительного"

    Урок русского языка6 класс


    Ковалева Т.И. учитель русского языка и литературы
    п.Центральный, Володарский р-н, Нижегородской обл. МБОУ СОШ №45


    Тема: Морфологический разбор имени числительного

    Цель: Сформировать умение правильно проводить морфологический разбор имени числительного


    • проверить качества знаний, полученных при изучении числительных;

    развивать логическое мышление, внимание, память, орфографическую зоркость, творческие способности детей (умение вести диалог).

    воспитывать интерес к русскому языку, развивать речевую культуру;

    Методы обучения: словесный, наглядный, практический.


    Тип урока: урок применения знаний

    Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, самостоятельная.
    Ход урока:
    I. Организационный момент. Психологический настрой.
    Учитель: Здравствуй, солнце золотое!
    Здравствуй, небо голубое!
    Здравствуйте, мои друзья!
    Всех вас рада видеть я!
    - А теперь, я попрошу вас поздоровайтесь эмоционально со всеми нами, передайте своё хорошее настроение.

    II. Мотивационно – целевой этап (выход на тему урока).
    На доске написана дата с использованием имени числительного.
    - Ребята, что вы заметили в записи сегодняшней даты?
    - Дата написана цифрой, а не словами.
    Задание:

    - запишите дату урока прописью

    - что мы знаем о числительном?

    1. Цифрами написать, сколько раз употребляется Ь в числительных:

    1.84 (1) 2. 605 (2) 3. 987 (3) 4.33564 (3) 5. 9258 (3) 6. 96 (1) 7. 24965 (3)

    7. 13 (1) 8. 49 (1) 9. 153791 (2) 10. 603 (1)

    2. Из названных числительных записать только то, которое пишется в одно слово:

    сто первый, шесть тысяч, стотысячный

    3. Из названных числительных подчеркнуть то, которое пишется в три слова:

    4. Укажите правильный вариант написания числительного 143 в П.п. (о ста сорока трёх)

    5. Написать начальную форму для числительных из словосочетаний:

    а) обеими руками (обе)

    б) полутораста рублями (полтораста)

    в) полутора литров (полтора)

    г) обоими окнами (оба)

    6. Укажите числительное, лишнее в данном ряду:

    четвёртый, четверо, четыре

    7. Укажите существительное, с которым собирательные числительные не сочетаются:

    8. Запишите числительные, имеющие 2 падежные формы (сорок, девяносто, сто)

    9. От данных количественных числительных образуйте порядковые:

    376 (триста семьдесят шестой)

    12853 ( двенадцать тысяч восемьсот пятьдесят третий)

    902 ( девятьсот второй)

    461 ( четыреста шестьдесят первый)

    2015 ( две тысячи пятнадцатый)

    11. Прочитайте чётко примеры:

    Библиотечный фонд пополнился 1274 книгами.

    К 11945 прибавить 732

    Из 800 вычесть 300

    К 200 прибавить 70

    С 600 сложить 400

    От 69 отнять 37

    К 678 прибавить 311

    К 396 прибавить 424

    IIIИзучение нового материала

    - Откройте свои учебники на стр.161

    Морфологический разбор имени числительного включает выделение трех основных постоянных признаков (разряд по значению, морфологическая структура, особенности склонения) и двух непостоянных (род, падеж и число, если они есть).

    Схема морфологического разбора имени числительного.

    П. Морфологические признаки.

    2. Постоянные признаки:

    1)разряд по значению;

    2) морфологическая структура;

    3) особенности склонения.

    3. Непостоянные признаки:

    1)падеж (если есть);

    2) род (если есть);

    3)число (если есть).

    III. Синтаксическая функция. Ни один звук не нарушал глубокой тишины, кроме далёкого, утихающего тарахтенья телеги. (А. Куприн)

    Образец морфологического разбора имени числительного.

    I. Один - имя числительное, так как обозначает количество предметов.

    II. Морфологические при знаки.

    1.Начальная форма - один звук, один.

    2. Постоянные признаки:

    1) количественное, обозначает целое число;

    2) простое по структуре;

    3) склоняется как прилагательное.

    3. Непостоянные признаки:

    1) именительный падеж;

    3) единственное число.

    III. Имя числительное «один» в предложении употреблено при существительном «звук», согласуется с ним, следовательно, выполняет функцию согласованного определения.

    IV. Закрепление изученного материала

    1.Сделать морфологический разбор числительных:

    1 вариант: Трижды три – девять

    2 вариант: Я прихожу в школу за пятнадцать минут до начала занятий

    2. Морфологический разбор числительных:

    Учащиеся, смотря на образец устного разбора имени числительного, должны сделать разбор числительных в тексте, который записан на доске.

    Александр Сергеевич Пушкин уехал из Москвы в тысяча восемьсот одиннадцатом году двенадцатилетним мальчиком, а вернулся в древнюю столицу в тысяча восемьсот двадцать шестом году двадцатисемилетним известным поэтом.

    Что закреплялось сегодня на уроке?

    VI. Употребление числительных в пословицах и поговорках.

    Объясните смысл пословиц:

    Ум хорошо, а два лучше.

    Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

    У него семь пятниц на неделе.

    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

    У умной головы сто рук.

    Седьмая вода на киселе.