Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по обработке фруктов в школьной столовой img-1

инструкция по обработке фруктов в школьной столовой

Рейтинг: 4.1/5.0 (1906 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Контроль за качеством питания в школьных столовых

Контроль за качеством питания в школьных столовых

Для суждения о доброкачественности пищевых продуктов необходимо учитывать не только физиологические данные (усвояемость, калорийность), но обращать особое внимание на состояние продуктов, так как в условиях производства, хранения, приготовления, транспорта продукты питания могут подвергаться стойким изменениям и даже приобретать вредные свойства. В этом случае могут происходить: порча пищевых продуктов, примешивание вредных примесей, изменение самого качества продукта и т. д.

В целях предупреждения загрязнения продуктов при их перевозке необходимо предусмотреть целый ряд деталей. Все продукты, как правило, должны перевозиться в чистой таре, в крытых машинах. При перевозке же в открытых машинах продукты должны покрываться сверху чистыми брезентами или чехлами.

Хлеб и мясо должны перевозиться в специальных емкостях, причём для перевозки мяса применяются ящики, обитые внутри пищевым алюминием.

Качество поступивших и отпускаемых в столовую или буфет продуктов должно свидетельствоваться медицинским персоналом.

Для хранения продуктов при кухне необходимо иметь отдельное помещение. Оно должно быть светлым, хорошо вентилируемым и изолированным от других помещений.

Мясо должно храниться в прохладном месте, лучше всего в ларе со льдом на решётках (мясо на лёд класть не разрешается). Жиры, масло сливочное - в бочках, глиняной, стеклянной посуде или в ящиках (отдельно от других продуктов). Растительные жиры - в металлических железных бидонах из лужёной или оцинкованной жести. Соль должна храниться в сухих кулях или закрытых ящиках, но не в металлической таре.

Кули и мешки с продуктами должны находиться на стеллажах, отстоящих от стены не менее чем на 10 см. Сильно пахнущие продукты (сельдь) и легко воспринимающие запахи (как чай, сахар) должны храниться раздельно. Класть на пол продукты не разрешается.

Свежие овощи - картофель, капусту, свёклу, морковь, - предназначенные для текущей потребности, следует держать в ларях в расходном складе.

Весь кухонный, столовый инвентарь должен содержаться в строгой чистоте и немедленно очищаться от остатков пищи.

Порядок хранения продуктов на кухне или в буфете должен удовлетворять следующим требованиям:

а) горячие завтраки, обеды следует приготовлять с таким расчётом, чтобы пища была готова к установленному часу её приёма (завтрак, обед и пр.). В том случае, если пища хранится в готовом виде, то перед выдачей её следует подогревать:

б) скоропортящиеся продукты - полуфабрикаты - должны завозиться только в размере ежедневной потребности и храниться на леднике или в холодильном шкафу;

в) закуски и бутерброды, предназначенные для буфета, должны содержаться в стеклянной витрине или быть защищены от пыли и мух сетчатыми колпаками или марлей;

г) хлеб, разрезанный на порции, должен храниться в специальных шкафах, ящиках или корзинах.

В практике рационального питания весьма важно не только знать, какие продукты являются наиболее полноценными и богатыми витаминами, но необходимо ещё уметь сохранять их в процессе кулинарной и тепловой обработки. Неправильное, длительное лежание свежих овощей, фруктов, чрезмерное нагревание, длительное кипячение ускоряют течение окислительных процессов и тем самым снижают витаминную ценность продуктов.

Ввиду того, что кулинарная обработка в той или иной степени снижает витаминную ценность продуктов, рекомендуется ко всякому блюду добавлять богатую витаминами свежую зелень: укроп, петрушку, зелёный лук, салат и пр. а также использовать натуральные овощные и фруктово-ягодные соки.

Для обеспечения рациона детей витаминами необходимо рекомендовать для них приготовление сырых салатов. Сырые салаты - это нетронутые тепловой обработкой овощи. Они богаты витаминами и минеральными веществами. Сырые салаты могут быть приготовлены из фруктов, овощей и ягод.

Прибавление фруктов и овощей в сыром виде повышает вкусовые качества пищи и даёт растущему организму все необходимые витамины и минеральные вещества.

Еще по теме:

Другие статьи

Школьный пищеблок: модернизация

Школьный пищеблок: модернизация

Для гармоничного физического, нервно-психического развития, развития иммунитета рациональное питание является необходимым условием. И качество питания во многом зависит от состояния оборудования, на котором происходит процесс приготовления пищи.

Современный пищеблок детских и школьных учреждений должен быть оснащен оборудованием, которое позволит механизировать и автоматизировать процесс обработки пищевых продуктов. За счет чего повысится производительность труда, улучшится качество пищи и соответственно уменьшится количество пищевых отходов.

Требования к оборудованию пищеблока общеобразовательного учреждения описанывразд. IV санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» . утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 (далее - СанПиН 2.4.5.2409-08)*.

В состав производственных помещений столовых образовательных учреждений должны входить:

-овощные цеха первичной и вторичной обработки овощей;

-холодный, мясо-рыбный, мучной, доготовоч-ный и горячий цеха;

-помещения для обработки яиц и нарезки хлеба;

-моечные для мытья столовой посуды, кухонной посуды и тары;

-производственное помещение и посудомоечная буфета-раздаточной;

-комната приема пищи.

Приложение 1 к СанПиН 2.4.5.2409-08

Оборудование пищеблока подразделяется на технологическое (механическое, тепловое, немеханическое) и холодильное.

-для обработки картофеля и овощей (универсальный механический привод или картофелечистка, овощерезка);

-обработки мяса и рыбы (электромясорубка, фаршемешалка, котлето-формовочный автомат);

-приготовления теста (просеиватель, тестомешалка); мытья посуды (или ванны для ручного мытья столовой и кухонной посуды);

Рекомендуемый минимальный перечень оборудования производственных помещений столовых образовательных учреждений и базовых предприятий питания приведен в приложении 1 к СанПиН 2.4.5.2409-08.

В небольших пищеблоках целесообразно использовать универсальный привод с комплектом машин небольшой производительности. Для сырых продуктов (мяса, птицы, рыбы) и для продуктов, прошедших тепловую обработку, обязательно наличие отдельных приводов (мясорубок).

В перечень теплового оборудования, предназначенного для тепловой обработки продуктов (варки, жарки и комбинированной обработки), входят:

-духовой (жарочный) шкаф;

На сегодняшний день оптимальным вариантом теплового оборудования для пищеблока является пароконвектомат (пароконвекционный шкаф), в котором можно одновременно готовить блюда из мяса, рыбы, овощей, выпечку и каши.

К немеханизированному оборудованию относятся:

-разрубочная колода; раковины для мытья рук.

К холодильному оборудованию относятся:

Все установленное оборудование должно находиться в исправном состоянии. В случае выхода из строя какого-либо оборудования необходимо внести изменения в меню и обеспечить соблюдение требований СанПиН 2.4.5.2409-08 при производстве готовых блюд.

При выборе и расстановке оборудования необходимо учитывать проект помещения, в котором организуется пищеблок. Важно исключить пересечение встречных потоков сырой и готовой продукции.

Лучше всего доверить выбор оборудования шеф-повару (повару) учреждения, обладающему информацией по технологии приготовления пищи.

Основными критериями при выборе оборудования для пищеблока являются его качество и многофункциональность.

При выборе холодильного шкафа важно обращать внимание: на его работоспособность в зависимости от температуры воздуха в помещении (качественная техника должна устойчиво работать при высокой температуре окружающей среды), возможность установки разной температуры в различных отсеках, прочность и экологичность материалов, из которых он изготовлен, вид xлaдaгeнтa (предпочтительнее фреон), качество тепловой изоляции, возможность контроля температуры и уровня шума компрессора, удобство расположения отсеков, возможность модулирования пространства, способ разморозки (следует выбирать холодильный шкаф с автоматической системой разморозки), месторасположение холодильного агрегата (при верхнем расположении агрегата конденcaтop менее подвержен засорению, а машина более доступна для обслуживания), возможность использования шкафа для быстрого охлаждения продукции, прошедшей тепловую обработку (для снижения микробиологической обсемененности кулинарной продукции овощи, мясо и другие продукты для салатов и холодных закусок после отваривания охлаждаются на рабочих столах до температуры 65°С, после чего их помещают в холодильный шкаф для интенсивного охлаждения).

Покупая овощерезку, нужно проверить наличие у нее функции автопуска после очередной загрузки, функции блокировки двигателя при открывании рабочего отсека, бункера, а так же функции смены лезвий, наличие термодатчика и peлe защиты от перегрева.

Следует также обратить внимание на материалы, из которых изготовлено оборудование. Лучше, если крышка, бункер и отсек нарезания аппарата будут изготовлены не из пластмассы, а из нержавеющей стали.

Приобретая универсальный привод . нужно обратить внимание на наличие набора насадок для работы с сырыми и вареными продуктами, диапазон скорости и мощность аппарата.

Технические особенности и производственные мощности технологического оборудования должны соответствовать количеству питающихся, числу и ассортименту блюд, планировке и площадям помещений пищеблока.

Выбирая электрическую плиту (с духовкой) или жарочный шкаф . необходимо осмотреть внутренние стенки духовки. Они должны иметь легко очищающееся покрытие, выдерживающее высокие температуры и устойчивое к воздействию органических кислот: молочной, лимонной и уксусной. Следует также обратить внимание на наличие подсветки в камере духовки, которая помогает наблюдать за процессом приготовления пищи, и на герметичность дверки камеры духовки. Дверки духовок с уплотнениями по периметру, многослойным остеклением и отражающей поверхностью внутреннего стекла помогают максимально сохранить тепло внутри и исключить повышенный нагрев наружных поверхностей.

При покупке моечных ванн (независимо от их назначения и габаритов) необходимо иметь в виду, что они должны быть прочными, антикоррозийными, устойчивыми к механическим повреждениям, а также удобными для уборки. Последнее обстоятельство особенно важно в связи с санитарной обработкой "гнезда" ванны. Для того чтобы обработка была эффективной, поверхность ванны должна быть гладкой. К другим важным характеристикам моечных ванн относятся:

-регулируемость высоты ножек;

-наличие на задней стенке бортика, предохраняющего от распространения брызг;

-наличие внизу полки или решетки для хранения инвентаря.

При выборе стеллажей необходимо обращать внимание на возможность регулирования высоты ножек и устойчивость конструкции (для этого стеллажи должны быть снабжены специальными растяжками). Желательно, чтобы конструкция стеллажа позволяла регулировать высоту полок. Стеллажи должны быть изготовлены из пищевой нержавеющей стали либо из углеродистой стали с последующей покраской поверхностей порошковой краской.

При выборе производственных столов рекомендуется проверить тщательность заделки кромки столешниц. Столешницы должны быть изготовлены из нержавеющей стали; на их внутренней стороне должны находиться ребра жесткости.

После доставки оборудования шеф-повар (повар) обязан проконтролировать его размещение на пищеблоке в соответствии со схемой расстановки технологического оборудования и подключения его к инженерным коммуникациям.

В процессе установки оборудования необходимо провести следующие работы:

-распаковку и осмотр оборудования с составлением акта распаковки; расконсервацию оборудования;

-сборку, установку и подключение оборудования к инженерным коммуникациям;

-испытание и регулировку оборудования на холостом ходу и под нагрузкой;

-инструктаж обслуживающего персонала по технике безопасности и

правилам эксплуатации оборудования;

-оформление акта ввода оборудования в эксплуатацию.

Монтаж, наладка и устранение неисправностей, возникающих в процессе работы, а также ремонт технологического оборудования должны производиться специалистами, имеющими удостоверения на право производства таких работ. Квалифицированное проведение монтажных и пусконаладочных работ позволит администрации учреждения избежать необоснованных дополнительных затрат по восстановлению работоспособности оборудования в случае его выхода из строя.

После установки оборудование необходимо промаркировать с учетом раздельного хранения сырых и готовых продуктов, их технологической обработки и раздачи.

На холодильном оборудовании ставится следующая маркировка: "гастрономия", "молочные продукты", "мясо, птица", "рыба", "фрукты, овощи", "яйцо" и т. д.

Производственные столы маркируются следующим образом: "СМ" - сырое мясо, "СК" - сырые куры, "СР" - сырая рыба, "СО" -сырые овощи, "ВМ" - вареное мясо, "ВР" - вареная рыба, "ВО" - вареные овощи и сырые овощи, которые употребляются в пищу без тепловой обработки, "Г" - гастрономия, "З" - зелень, "Х" - хлеб и т. д.

Холодильное оборудование также необходимо оснастить контрольными термометрами (любыми, кроме ртутных) и приборами для измерения влажности (гигрометрами).

При размещении технологического оборудования необходимо обеспечить свободный доступ к нему, удобство эксплуатации и соблюдение требований к поточности технологического процесса.

Техническое обслуживание оборудования пищеблока, как правило, осуществляется его поставщиком (изготовителем) или специализированной организацией (на основе договора) и включает в себя проведение плановых проверок и планового ремонта.

Следует помнить, что гарантийному ремонту подлежит не все приобретенное у поставщика или завода-изготовителя оборудование. Такой ремонт не будет осуществляться:

-при несоблюдении правил транспортировки, хранения, подключения, эксплуатации и технического обслуживания оборудования в соответствии с требованиями завода-изготовителя и техническими характеристиками;

-при возникновении неисправностей, вызванных пожаром, наводнением или другими стихийными бедствиями;

-в случае ремонта оборудования силами покупателя либо сторонней организации, а также при внесении в конструкцию изделия или рабочие параметры изменений, нарушающих нормальную работу оборудования;

-при обнаружении механических повреждений оборудования, следов воздействия на него агрессивных сред и высоких температур, а также попадания инородных предметов и жидкостей;

-в случае нарушения сохранности гарантийных пломб;

-при использовании оборудования не по назначению;

-в случае эксплуатации оборудования при электропитании, не соответствующем указанному в технических данных прибора, а также в случае отсутствия или неправильного подключения устройств защитного отключения и заземления оборудования;

-при подключении оборудования к системам водоснабжения и канализации по параметрам, не соответствующим требованиям изготовителя оборудования;

-в случае отсутствия условий, необходимых для проведения ре-монтно-восстановительных работ на месте эксплуатации оборудования;

-при замене быстроизнашивающихся частей (сальников, уплотнений, зубчатых ремней, смазки и т. д.);

-при естественном износе изделия (полной выработке ресурса, сильном внутреннем или внешнем загрязнении);

-если на изделии удален, стерт или изменен заводской номер либо если сведения, указанные на изделии, не соответствуют данным в гарантийном талоне.

Для правильного использования технологического оборудования работники пищеблока должны внимательно изучить правила эксплуатации машин и аппаратов, приобрести практические навыки пользования ими, а шеф-повар (повар) обязан обеспечить за ним повседневный уход и технический надзор.

Правила работы на отдельных машинах и аппаратах подробно описаны в инструкциях, которые прилагаются изготовителями оборудования. Они должны строго соблюдаться всеми работниками пищеблока.

На пищеблоке также должна быть инструкция по охране труда. Основой для ее разработки может служить Типовая инструкция по охране труда при работе на пищеблоках учреждений здравоохранения, утвержденная Министерством здравоохранения СССР 10.12.1986. В приложении приведены извлечения из нее.

Шаблон можно скачать из Электронной системы "Образование"

Приложение 1:Рекомендуемый минимальный перечень оборудованияпроизводственных помещений столовых образовательных учрежденийи базовых предприятий питания

Стеллажи, подтоварники, среднетемпературные и низкотемпературные холодильные шкафы (при необходимости).

Овощной цех (первичной обработки овощей)

Производственные столы (не менее двух), картофелеочистительная и овощерезательная машины, моечные ванны (не менее двух), раковина для мытья рук.

Овощной цех (вторичной обработки овощей)

Производственные столы (не менее двух), моечная ванна (не менее двух), универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина, холодильник, раковина для мытья рук.

Производственные столы (не менее двух), контрольные весы, среднетемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения «товарного соседства» и хранения необходимого объема пищевых продуктов), универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина, бактерицидная установка для обеззараживания воздуха, моечная ванна для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов, контрольные весы, раковина для мытья рук.

Производственные столы (для разделки мяса, рыбы и птицы) - не менее трех, контрольные весы, среднетемпературные и, при необходимости, низкотемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения «товарного соседства» и хранения необходимого объема пищевых продуктов), электромясорубка, колода для разруба мяса, моечные ванны (не менее двух), раковина для мытья рук.

В базовых предприятиях питания предусматривается наличие фаршемешалки и котлетоформовочного автомата.

Помещение для обработки яиц

Производственный стол, три моечных ванны (емкости), емкость для обработанного яйца, раковина для мытья рук

Производственные столы (не менее двух), тестомесильная машина, контрольные весы, пекарский шкаф, стеллажи, моечная ванна, раковина для мытья рук. В данном производственном помещении должны быть обеспечены условия для просеивания муки.

Производственные столы (не менее трех), контрольные весы, среднетемпературные и низкотемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения «товарного соседства» и хранения необходимого объема полуфабрикатов), овощерезка, моечные ванны (не менее трех), раковина для мытья рук.

Помещение для нарезки хлеба

Производственный стол, хлеборезательная машина, шкаф для хранения хлеба, раковина для мытья рук.

Производственные столы (не менее двух: для сырой и готовой продукции), электрическая плита, электрическая сковорода, духовой (жарочный) шкаф, электропривод для готовой продукции, электрокотел, контрольные весы, раковина для мытья рук.

Мармиты для первых, вторых и третьих блюд и холодильным прилавком (витриной, секцией)

Моечная для мытья столовой посуды

Производственный стол, посудомоечная машина, трехсекционная ванна для мытья столовой посуды, двухсекционная ванна - для стеклянной посуды и столовых приборов, стеллаж (шкаф), раковина для мытья рук.

Моечная кухонной посуды

Производственный стол, две моечные ванны, стеллаж, раковина для мытья рук.

Двухсекционная моечная ванна.

Производственное помещение буфета-раздаточной

Производственные столы (не менее двух). электроплита, холодильные шкафы (не менее двух), раздаточную, оборудованную мармитами; посудомоечную, раковина для мытья рук.

Трехсекционная ванна для мытья столовой посуды, двухсекционная ванна - для стеклянной посуды и столовых приборов, стеллаж (шкаф), раковина для мытья рук.

Комната приема пищи

Производственный стол, электроплита, холодильник, шкаф, моечная ванна, раковина для мытья рук.

Тексты документов вы найдете в Электронной системе "Образование"

Постановление Правительства РФ от 15.09.2009 № 753 "Об утверждении технического регламента безопасности машин и оборудования"*

СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45)

Типовая инструкция по охране труда при работе на пищеблоке учреждений здравоохранения (утв. Министерством здравоохранения СССР 10.12.1986)

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823 утвержден технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011), который вступит в силу 15 февраля 2013 г. - Примеч. ред.

20.03.2014

Презентация на тему: Обработка овощей и фруктов

Обработка овощей и фруктов. Обработка овощей производится с целью предупреждения массовых заболеваний и отравлений, вызванных различными возбудителями. - презентация

2 Обработка овощей производится с целью предупреждения массовых заболеваний и отравлений, вызванных различными возбудителями болезней, а именно: Иерсиния Кишечная палочка Возбудитель серозного менингита

3 Санитарная обработка овощей: 1. Сортируют 2. Моют и очищают 3. Очищенные овощи повторно промывают в проточной питьевой воде не менее 5 мин. небольшими партиями, с использованием дуршлагов, сеток 4. Не допускается предварительное замачивание овощей 5. Очищенные картофель, корнеплоды и другие овощи, во избежании их потемнения и высушивания, допускается хранить в холодной воде не более 2 часов.

4 Обработка капусты При обработке белокочанной капусты необходимо обязательно удалить наружные листы Капусту промывают проточной водой, разрезают на 2 или 4 части, вырезают кочерыгу и измельчают. Овощи урожая прошлого года (капусту, репчатый лук, корнеплоды) в период после 1 марта допускается использовать только после термической обработки

5 Подготовка овощей и фруктов, используемых в питании детей без предварительной тепловой обработки. Фрукты или овощи перебираем, удаляем плоды с признаками порчи. Фрукты или овощи тщательно промываем проточной водой и выдерживаем в 3% растворе уксусной кислоты или 10% растворе поваренной соли в течении 10 мин. Промываем в проточной воде. Фрукты или овощи просушиваем. Перекладываем в емкость с маркировкой «ВО»

6 Таблица приготовления рабочего раствора уксуса или поваренной соли Требуемая концентрация растворов Соотношение вещества и воды 1 3% раствор уксусной кислоты из 70% уксусной эссенции 1:22 2 10% раствор поваренной соли 1 кг. 10 литров

7 Первичная обработка фруктов производиться в цехе вторичной обработки овощей. Первичную тару – коробки – заносить в цех запрещено. Вторичная обработка фруктов производиться в холодном цехе или в специально отведенном месте горячего цеха.

8 Соблюдение санитарных правил обработки овощей и фруктов, позволит избежать возникновения и распространения желудочно- кишечных заболеваний и отравлений.

Организация работы школьной столовой

Организация работы школьной столовой

В столовой оказываются услуги по изготовлению и организации потребления продукции общественного питания.

Обеденные залы школьных столовых должны быть по возможности квадратной или прямоугольной формы, иметь соответствующим образом оформленный (в познавательном или воспитательном значении) интерьер. Особое значение в оформлении школьной столовой следует уделять цветовому фону, который должен придавать законченность декоративному оформлению интерьеров, благоприятно воздействовать на зрение и художественно-эстетическое восприятие учащихся; для этого рекомендуются теплые тона (розовый, бледно-желтый, бирюзовый и др.).

Стены столовой окрашены в голубой цвет, потолок белый. В зале светло, много окон с жалюзи.

Для организации приема пищи зал столовой необходимо оборудовать столами прямоугольной (на 6 мест) формы, а также стульями. Поверхность столов должна быть легко моющейся, устойчивой против высокой температуры и дезинфицирующих средств, иметь гигиеническое покрытие.

При составлении меню и приготовлении блюд в общеобразовательном учреждении должны соблюдаться принципы рационального, сбалансированного, щадящего питания.

Школьное меню должно удовлетворять потребности обучающихся в пищевых веществах и энергии в соответствии с возрастными физиологическими особенностями. Школьный завтрак должен составлять не менее 20 - 25 %, а обед не менее 30 % от суточной потребности в пищевых веществах и энергии. Рацион двухразового питания в образовательном учреждении должен обеспечивать не менее 50-55% суточной потребности детей школьного возраста в пищевых веществах и энергии в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

В питании обучающихся в общеобразовательных учреждениях запрещается использовать:

- Пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности;

- Остатки пищи от предыдущего приема и пища, приготовленная накануне;

- Плодоовощная продукция с признаками порчи;

- Мясо, субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных, рыба, сельскохозяйственная птица, не прошедшие ветеринарный контроль;

- Субпродукты, кроме печени, языка, сердца;

- Мясо диких животных;

- Яйца и мясо водоплавающих птиц;

- Яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам;

- Консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;

- Крупа, мука, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями;

- Любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления;

- Кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты);

- Зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы;

- Творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжную сметану без термической обработки;

- Грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные;

- Молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию;

- Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы;

- Блюда, изготовленные из мяса, птицы, рыбы, не прошедших тепловую обработку;

- Жареные во фритюре пищевые продукты и изделия;

- Уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы;

- Острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты;

- Кофе натуральный; тонизирующие, в том числе энергетические напитки, алкоголь;

- Кулинарные жиры, свиное или баранье сало, маргарин и другие гидрогенизированные жиры;

- Ядро абрикосовой косточки, арахис;

- Молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров;

- Кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5 %);

- Карамель, в том числе леденцовая;

- Заливные блюда (мясные и рыбные), студни, форшмак из сельди;

- Холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья;

- Окрошки и холодные супы;

- Макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом;

- Паштеты и блинчики с мясом и с творогом;

- Первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления. [4]

Квалификация и уровень профессиональной подготовки основного производственного персонала предприятия общественного питания, обеспечивающего приготовление пищи для учащихся (заведующего производством, повара) должны соответствовать требованиям ОСТ 28-1-95 «Общественное питание. Требования к производственному персоналу». Указанный персонал обязан иметь образование не ниже среднего специального в соответствии с должностью, проходить курсовую подготовку (повышение квалификации) по технологии приготовления блюд диетического питания.

Заведующий производством должен иметь высшее или среднее профессиональное образование и опыт практической работы. Повар должен иметь начальное или среднее профессиональное образование. Кулинар мучных изделий должен иметь начальное или среднее профессиональное образование. Кухонный рабочий должен пройти профессиональную подготовку на производстве. [5]

Постоянный контроль за организацией питания учащихся осуществляет администрация и медработник учреждения, периодический контроль (в ходе плановых и внеплановых мероприятий по контролю / надзору) - органы Роспотребнадзора.

Предприятиям общественного питания, организующим питание учащихся общеобразовательных учреждений с целью обеспечения оптимальной системы организации и качества питания, рекомендуется прохождение добровольной сертификации услуг общественного питания (в системе сертификации ГОСТ Р).

2. Организация производства на предприятии

2.1 Организация товароснабжения

Рациональная организация снабжения предприятий общественного питания сырьем, полуфабрикатами, продуктами и материально-техническими средствами является важнейшей предпосылкой эффективной и ритмичной работы производства.

К организации и продовольственному снабжению школьной столовой предъявляются следующие требования:

- обеспечение широкого ассортимента товаров в достаточном количестве и надлежащего качества в течение года;

- своевременность и ритмичность завоза товаров при соблюдении графика завоза;

- сокращение звенности продвижения товаров;

- оптимальный выбор поставщиков и своевременное заключение с ними договоров на поставку товаров.

Поставщиком продовольствия в школьную столовую является комбинат школьного «Дружба».

Комбинат школьного питания -- крупное торгово-производственное объединение, в состав которого входят: фабрика-заготовочная и доготовочные предприятия (столовые). Имея высокомеханизированное оборудование, комбинат питания обеспечивает производство и доставку полуфабрикатов другим предприятиям общественного питания. Комбинат питания имеет единую производственную программу, единое административное управление, общее складское хозяйство.

С КШП заключается договор поставки продуктов питания, в нем указываются цены и порядок расчета за товар, цены на товар обсуждаются ежеквартально и фиксируются в протоколе согласования цены. В договоре указываются условия, порядок и сроки поставки продуктов питания. Перед каждой поставкой товара согласовывается стоимость будущего заказа и передается заявка на количество товара. На основании полученных данных поставщик и осуществляет доставку продуктов. Сопроводительная документация на поставку товара является обязательной на каждую новую партию товаров и предоставляется стороной поставщика заранее в бухгалтерию. В договоре указывается порядок приемки товара, так же упаковка и маркировка товара.

КШП поставляет в школьную столовую полуфабрикаты высокой степени готовности, мясные полуфабрикаты, вакуумированные очищенные овощи: картофель, капуста, морковь, лук.

Доставка пищевых продуктов осуществляется специализированным транспортом, имеющий оформленный в установленном порядке санитарный паспорт. Допускается использование одного транспортного средства для перевозки разнородных пищевых продуктов при условии проведения между рейсами санитарной обработки транспорта с применением дезинфицирующих средств.

Приемка товаров является важной составной частью технологического процесса. Товар принимается по: накладным, товарно-транспортным накладным, счету-фактуре. Приемку проводят в два этапа.

Продукты получают по количеству и качеству. Первый этап -- предварительный. Приемка продукции по количеству производится по товарно-транспортным накладным, счетам-фактурам, путем пересчета тарных мест, взвешивания и т.п. Второй этап -- окончательная приемка. Масса нетто и количество товарных единиц проверяются одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции -- не позднее 24 ч с момента приемки товаров. Масса тары проверяется одновременно с приемкой товара. При невозможности взвешивания продукции без тары масса нетто определяется как разность между весом брутто и тары.

Одновременно с приемкой товаров по количеству товар принимается также и по качеству. Срок проверки качества для скоропортящихся товаров -- 24 ч, для нескоропортящихся -- 10 дней.

Приемка товаров по качеству производится органолептически (по виду, цвету, запаху, вкусу). При этом проверяют соответствие стандартам, ТУ. К транспортным документам прикладываются сертификаты или удостоверения качества, где указываются дата изготовления, срок реализации, название фирмы; гигиенические сертификаты (с указанием допустимых и фактических уровней тяжелых металлов).

2.2 Организация складского и тарного хозяйства

В состав складских помещений столовой, работающей на полуфабрикатах, входят: кладовые для сухих продуктов, холодильные камеры для полуфабрикатов из мяса, рыбы, овощей.

Складские помещения служат для приемки поступающих от поставщиков продуктов, полуфабрикатов, их краткосрочного хранения и отпуска. Складские помещения имеют удобную связь с производственными помещениями. Компоновка складских помещений произведена по направлению движения сырья и продуктов для обеспечения наиболее рационального выполнения складских операций и погрузочно-разгрузочных работ.

Устройство складов обеспечивает:

- полную количественную и качественную сохранность материальных ценностей;

- надлежащий режим хранения;

- рациональную организацию выполнения складских операций;

- нормальные условия труда.

Для хранения скоропортящихся продуктов оборудуются охлаждаемые камеры для раздельного хранения молочных продуктов, жиров и гастрономических продуктов. Оборудуются холодильные камеры для хранения полуфабрикатов. Предусмотрено помещение для хранения инвентаря, тары.

К оборудованию складских помещений относятся стеллажи, подтоварники, среднетемпературные и низкотемпературные холодильные шкафы для размещения и хранения продуктов.

Складские помещения оснащены необходимым инвентарем, инструментом для приемки продуктов, хранения и отпуска.

Это различный инвентарь для хранения и транспортировки продуктов, инвентарь для вскрытия тары, транспортные средства для складских помещений -- грузовые тележки.

- складская площадь должна быть компактна, для каждого товара выделен участок;

- оборудование должно быть рационально размещено, причем предусматривается необходимая площадь для проездов и проходов;

- высота складских помещений, расположенных в подвальных этажах, должна быть не менее 2,5 м; охлаждаемых камер -- не менее 2,4 м;

- подъезд транспорта и разгрузка продуктов должны осуществляться со стороны хозяйственного двора;

- охлаждаемые камеры должны размещаться одним блоком с общим тамбуром.

- для соблюдения санитарных правил стены в складских помещениях должны быть защищены от проникновения грызунов и покрашены масляной краской, а стены охлаждаемых камер облицованы кафельной плиткой для систематической влажной уборки;

- освещение в охлаждаемых камерах должно быть только искусственным, в других складских помещениях освещение кроме искусственного может быть и естественным; коэффициент естественного освещения 1:15 (соотношение площади окон к площади пола), норма искусственного освещения 20 Вт на 1 м2;

- вентиляция в складских помещениях должна быть естественной и механической (вытяжной);

- полы должны обеспечивать безопасное и удобное передвижение грузов, людей и транспортных средств;

- ширина коридоров складов принимается 1,3-1,8 м, а если применяются тележки -- 2,7 м.

2.3 Оперативное планирование и технологическое документационное обеспечение производства

При составлении меню важно разнообразить его по набору продуктов, способам их кулинарной обработки, вкусу блюд. Следует широко использовать сезонные блюда из овощей, ягод, фруктов. В жаркое время года рекомендуется включать холодные блюда (фруктовые супы, салаты, холодные манники и др.).

При подборе блюд в рационе учитывается несовместимость продуктов (например, плов и молоко; молочный суп и рыбное блюдо).

Рекомендуется сочетать продукты, взаимодополняющие, повышающие пищевую ценность и вкусовые свойства блюд (например, каша гречневая с молоком имеет оптимальное сочетание аминокислот).

При разработке меню для питания детей и подростков следует отдавать предпочтение свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд.

Не допускается в меню повторение одних и тех же блюд в один и тот же день или в последующие два-три дня. Примерное меню в приложении 1.

Рекомендуемое соотношение в рационе питания детей и подростков количества основных пищевых веществ - белков, жиров и углеводов составляет около 1:1:4 (по массе). Удельный вес животного белка в рационе детей и подростков школьного возраста должен быть не менее 55-60% от общего количества белка.

Жиры растительного происхождения должны составлять в рационе не менее 30% от общего количества жиров. В рацион включается молочный жир в виде сливочного масла (30-40 г/сутки), сметаны (5-10 г). Легкоусвояемые углеводы (сахара) должны составлять около 20-30% от общего количества углеводов.

Рацион должен содержать достаточное количество пищевых волокон - не менее 15-20 г/сутки.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка. В качестве закуски на завтрак используется сыр, салаты из свежих овощей и фруктов, порционированные овощи, колбасные изделия (ограничено), фрукты. В качестве горячего блюда используют молочные каши, в том числе с овощами, фруктами; разнообразные пудинги, запеканки; мясное, рыбное, творожное, яичное блюдо, богатое белками. В качестве горячих напитков включается чай, чай с лимоном, чай с молоком, горячее молоко, кофейный напиток с молоком, какао-напиток с молоком.

Обед должен включать закуску; суп; основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы с гарниром (крупяным, овощным, комбинированным); сладкое блюдо (напиток). Целесообразно включать свежие фрукты.

В качестве первых блюд широко используются заправочные супы (щи, борщи, рассольники, супы с картофелем, крупами, бобовыми, макаронными изделиями), кроме острых (например, солянок). Можно использовать бульоны - куриный, мясной, рыбный (из натурального сырья) для приготовления супов с крупами, овощами, клецками, фрикадельками. В питании детей и подростков широко используется вегетарианские и молочные супы.

В качестве вторых блюд применяют припущенную или отварную рыбу, тушеное или отварное мясо, тушеные овощи с мясом, запеканки. Широко используются мясные, мясо - овощные, мясо - крупяные, рыбные рубленные изделия. На гарниры предусматривают картофель, различные овощи, крупы и макаронные изделия.

Кулинарная продукция для питания детей и подростков в организованных коллективах изготавливается в соответствии с действующими Сборниками технологических нормативов либо иной технической документации (техническими условиями, технологическими инструкциями, технико-технологическими картами), утвержденной в установленном порядке и имеющей санитарно-эпидемиологическое заключение.

Школьная столовая работает в связке с КШП «Дружба» и основная часть оперативного планирования работы производства лежит на КШП.

Оперативное планирование работы производства включает в себя следующие элементы:

- составление планового меню на неделю, на его основе разработку плана-меню, отражающего дневную производственную программу предприятия; составление и утверждение меню;

- расчет потребности в продуктах для приготовления блюд, предусмотренных планом меню, и составление требования на сырье;

- оформление требования-накладной на отпуск продуктов из кладовой на производство и получение сырья;

- распределение сырья между цехами и определение заданий поварам в соответствии с планом-меню.

Первым этапом оперативного планирования является составление планового меню, его составляет технолог КШП. Наличие планового меню дает возможность обеспечить разнообразие блюд по дням недели, избежать повторений одних и тех же блюд, обеспечить четкую организацию снабжения производства сырьем и полуфабрикатами, правильно организовать технологический процесс приготовления пищи и труд работников производства. В плановом меню указывается ассортимент и количество блюд каждого наименования, которые могут быть приготовлены по дням недели. При составлении планового меню учитываются квалификация поваров, потребительский спрос, возможности снабжения сырьем и сезонность сырья, техническое оснащение предприятия.

Вторым и основным этапом оперативного планирования является составление плана-меню. План-меню составляется заведующим производством КШП.

В нем приводятся наименования блюд, номера рецептур и количество блюд с указанием сроков приготовления их отдельными партиями с учетом потребительского спроса.

К основным факторам, которые необходимо учитывать при составлении меню, относятся: примерный ассортимент выпускаемой продукции, наличие сырья и его сезонность.

Блюда и закуски, включаемые в меню, должны быть разнообразными как по видам сырья, так и по способам тепловой обработки (вареные, припущенные, жареные, тушеные, запеченные); учитываются также квалификационный состав работников, мощность производства и оснащенность его торгово-технологическим оборудованием, а также трудоемкость блюд, т.е. затраты времени на приготовление единицы продукции.

Расчет количества продуктов, необходимых для приготовления блюд, производится на основании плана-меню и Сборника рецептур блюд и кулинарных изделий. Расчет продуктов выполняет заведующий производством школьной столовой. На основании этих расчетов составляется требование-накладная для получения продуктов из кладовой. Затем заведующий производством дает задания работникам по выполнению производственной программы на следующий день и отпускает им продукты.

В задании указываются наименования блюд и количество, график выпуска их партии, т. е. количество блюд каждого вида, которое должно быть выпущено к определенному времени с учетом реализации блюд на раздаче.

В конце рабочего дня повара отчитываются перед заведующим производством о количестве выпущенных готовых блюд согласно полученному заданию и фактической реализации блюд. Материально ответственные лица ведут оперативный учет движения готовой продукции и следят за расходом продуктов, обеспечивают соблюдение вложения сырья.

Сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания, сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для питания школьников, сборник рецептур блюд и кулинарных диетического питания для предприятий общественного питания являются основными нормативно-технологическими документами для школьной столовой.

Технико-технологические карты (ТТК) разрабатывают на новые и фирменные блюда и кулинарные изделия -- те, которые вырабатывают и реализуют только в данном предприятии. Срок действия ТТК определяет само предприятие.

При разработке технико-технологических карт и стандартов предприятий (СТП) следует руководствоваться Рекомендациями Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации от 12 июля 1997 г. («Порядок разработки, рассмотрения и утверждения технико-технологических карт на блюда и кулинарные изделия» и «Порядок разработки, рассмотрения и утверждения стандартов предприятий»).

Каждая технико-технологическая карта получает порядковый номер и хранится в картотеке предприятия. Подписывает ТТК ответственный разработчик. ТТК разрабатываются на КШП.

Так же на предприятие ве дется учетн ая документаци я . ж урнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья . журнал бракеража готовой кулинарной продукции. Рекомендуемые формы учетной документации в приложении 2.

2.4 Производственная инфраструктура предприятия

По производственной структуре предприятие - школьная столовая работающая на полуфабрикатах.

В состав производственных помещений столовой входят: доготовочные цехи (горячий, холодный); моечные для столовой и кухонной посуды.

2.5 Организация работы цехов предприятия

Организация работы горячего цеха.

В горячем цехе осуществляют тепловую обработку продуктов и полуфабрикатов, варят бульоны, приготовляют супы, соусы гарнир, вторые блюда, выпекают мучные кулинарные изделия - пирожки, расстегаи и т.д. а также выполняют тепловую обработку продуктов для холодных и сладких блюд. Горячий цех имеет удобное сообщение с холодным цехом, примыкает к раздаче, а также к моечной столовой и кухонной посуды. Цех работает с 7 до 15 часов.

Освещение производится только искусственным светом. Цех расположен на одном уровне с залом.

В средней части цеха островным способом установлено тепловое оборудование, а по обеим сторонам от него располагаются рабочие места для подготовки продуктов к обработке.

Рекомендуемый минимальный перечень оборудования:

Производственные столы (не менее двух: для сырой и готовой продукции), электрическая плита, электрическая сковорода, духовой (жарочный) шкаф, электропривод для готовой продукции, электрокотел, контрольные весы, раковина для мытья рук. [5]

Горячий цех оснащен тепловым, холодильным, механическим и вспомогательным оборудованием. Участок оборудуется варочными устройствами различной вместимости (котлы пищеварочные); участок приготовления вторых горячих блюд - плитой кухонной, жарочным шкафом, сковородой. В качестве вспомогательного оборудования используются производственные столы различной конструкции, контрольные весы, раковина для мытья рук. Оборудование применяется секционное, отвечающее по модулю функциональным емкостям.

Цех имеет централизованное снабжение холодной и горячей водой. Для поддержки в цехе необходимой температуры и влажности воздуха оборудована приточно-вытяжная система вентиляции, кроме того над тепловым оборудованием монтируется местная вытяжка.

Для выполнения производственной программы в цехе предусматриваются рабочие места, которые оснащаются оборудованием, посудой и инвентарем в зависимости от вида выполняемых технологических и производственных операций.

В суповом отделении организовано только рабочее место для приготовления супов. Для этого используют кухонную плиту и наплитные котлы 20 и 30 л.

Организованно рабочее место для приготовления для приготовления гарниров и каш - производственный стол для перебирания крупы, кухонная плита, наплитные котлы различной емкостью. Инвентарь - сита, дуршлаги, разливочные ложки.

В отделении для приготовления мучных изделий установлены конвекционные печи, тестомесильная машина, тестораскаточная машина, мукопросеиватель, производственный стол.

Организация работы холодного цеха.

Холодный цех предназначен для приготовления, порционирования и оформления холодных блюд и закусок, сладких блюд и холодных супов. Продукция, используемая для приготовления блюд, перед отпуском не подвергается вторичной тепловой обработке, поэтому в цехе соблюдаются строгие санитарные требования: продукты, используемые для приготовления блюд, хранятся в холодильных шкафах при температуре не выше 6-80С; посуда и инвентарь промаркированы и используются по назначению. В соответствии с технологическим процессом четко разграничены рабочие места для обработки сырых и вареных овощей, гастрономических мясных и рыбных продуктов, порционирования блюд. Салаты, винегреты готовят только партиями и реализуют в течение одного часа, соблюдают температурный режим хранения и отпуска холодных блюд (10-140С).

Рекомендуемый минимальный перечень оборудования:

Производственные столы (не менее двух), контрольные весы, среднетемпературные холодильные шкафы (в количестве, обеспечивающем возможность соблюдения "товарного соседства" и хранения необходимого объема пищевых продуктов), универсальный механический привод или (и) овощерезательная машина, бактерицидная установка для обеззараживания воздуха, моечная ванна для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов, контрольные весы, раковина для мытья рук. [5]

Для выполнения производственной программы в цехе предусматриваются рабочие места, которые оснащаются оборудованием, посудой и инвентарем в зависимости от вида выполняемых технологических и производственных операций.

На рабочем месте по нарезке сырых и вареных овощей предусматривают: стол со встроенной моечной ванной; стол производственный для нарезки овощей, разделочные доски, ножи поварской тройки и функциональные емкости. Второе рабочее место - для приготовления блюд из гастрономических мясных и рыбных продуктов. Нарезку продуктов производят на разделочной доске, используя средний нож поварской тройки. Порционные кусочки продукции укладываются в функциональные емкости и помещают в холодильный шкаф.

Третье рабочее место - для порционирования и отпуска блюд на раздаточную. Оно оснащено столом производственным с охлаждаемым шкафом и горкой, стеллажом для установки готовых блюд для реализации. Горка предназначена для хранения заранее подготовленных продуктов (консервированных фруктов, зелени петрушки, лимонов и др.), используемых для украшения блюд.

2.6 Описание линии раздачи

школьный столовая товароснабжение обслуживание

Раздаточные являются связующим звеном между производством и обеденным залом столовой. В школьной столовой раздаточная немеханизированная, оснащена линиями прилавков самообслуживания. Она состоит из кассы и прилавков: для подносов; для холодных блюд; для горячих напитков; для столовых приборов. Прилавки, входящие в линию имеют одинаковое оформление: со стороны покупателей облицованы пластиком, вдоль линии вмонтированы направляющие для подносов.

2.7 Организация работы вспомогательных производственных помещений

Организация работы моечной кухонной посуды и столовой посуды.

Моечная кухонной посуды предназначена для мытья наплитной посуды (котлов, кастрюль, противней и др.), кухонного и раздаточного инвентаря, инструментов. Помещение моечной должно имеет связь с производственными цехами (холодным, горячим). В помещении моечной установлены подтоварники для использованной посуды, стеллажи для чистой посуды и инвентаря, моечные ванны с тремя отделениями -- для замачивания, мытья и дезинфекции использованной посуды и ее ополаскивания проточной водой не ниже 65 °С.

Для очистки посуды от остатков пищи используют деревянные лопатки, металлические щетки, скребки. Моют посуду травяными щетками, применяя моющие средства. После обработки инвентарь, кухонную посуду и внутрицеховую тару просушивают и хранят в специальном выделенном месте на стеллажах на высоте не менее 0,5-0,7 м от пола. Удобное хранение кухонной посуды и инвентаря облегчает работу поваров и сокращает время, затрачиваемое на подбор посуды и инвентаря для той или иной производственной операции.

В помещении моечной установлена универсальная посудомоечная машина предназначенная для обработки нескольких видов столовой посуды (тарелок всех размеров и форм, стаканов, столовых приборов, подносов и т.д.)

2.8 Организация операционного контроля качества на производстве

Операционный контроль осуществляет единая по составу служба: зав. производством, старший повар.

Контроль за соблюдением правильности выполнения технологических операций, их последовательности, режимов тепловой обработки, рецептур, правил оформления и отпуска блюд и изделий (операционный контроль) осуществляет заведующий производством. Проведение операционного контроля помогает своевременно устранить нарушения, выявленные на отдельных этапах производства кулинарной продукции.

3. Организация обслуживания на предприятии

В школьных столовых рекомендуется такая форма обслуживания, как самообслуживание с предварительным накрытием столов.

За каждым классом в столовой должны быть закреплены определенные столы. Накрытие столов осуществляется дежурными учащимися под руководством дежурного преподавателя:

-- первоначально на столах расставляют столовую посуду, кладут приборы, ставят сладкий напиток, порционированную на одного учащегося холодную закуску, раскладывают хлеб. Одновременно проверяют и пополняют на столах салфетки и соль;

-- перед началом приема пищи дежурные по столовой под руководством дежурного преподавателя получают согласно заявке горячие блюда на раздаче и до прихода в столовую класса расставляют их на столах;

-- первые блюда рекомендуется подавать в порционных (по количеству обедающих за столом) суповых мисках с крышкой (дольше сохраняющих пищу в горячем состоянии); для порционирования первых блюд на каждом столе должна быть разливательная ложка;

-- для приема сладких блюд, а младшим школьникам - первых блюд, рекомендуется иметь десертные ложки.

После окончания приема пищи учащиеся I - V классов вместе с преподавателем и дежурными по столовой, а учащиеся VI -XI классов самостоятельно собирают и относят использованную посуду и приборы в моечную, а затем выходят из зала.

Дежурные учащиеся наводят порядок в обеденном зале, убирают со столов и вновь накрывают их к приходу следующей группы.

При организации питания учащихся, количество столовой и чайной посуды и столовых приборов должно быть не менее трехкратного количества по числу посадочных мест, и обеспечить потребность в них всех учащихся (с учетом организации приема пищи в несколько очередей), без дополнительной обработки в течение одного приема пищи всеми питающимися учащимися, а также запас в размере однократной потребности в посуде.

Для приема пищи должна использоваться столовая (тарелки глубокие и мелкие) и чайная (чашки, стаканы, бокалы) посуда из фаянса, стекла, а также столовые приборы (лучше всего из нержавеющей стали) - вилки, ложки столовые, ложки десертные или чайные (для приема пищи из индивидуальной упаковки малого объема).

Не допускается использовать столовую и чайную посуду с трещинами и отбитыми краями. Использование одноразовой посуды из полимерных материалов допускается по согласованию с органами Роспотребнадзора.

Не рекомендуется алюминиевая и запрещается эмалированная посуда.

Как и в других отраслях экономики, в общественном питании труд организуют на основе общих принципов: правильного подбора, расстановки и воспитания кадров; распределения обязанностей между ними с учетом квалификации и личных способностей работников, разделения, кооперации и интеграции (объединения, совмещения) труда.

В результате функционального разделения труда работу торгового, производственного, и управленческого характера выполняют определенные группы людей.

Административно-управленческий персонал осуществляет общее руководство. В его состав входят директор, заместитель директора, работники бухгалтерии, планового отдела, отдела кадров. Работники столовой заняты на процессах приготовления блюд, кулинарных изделий. Это повара, кухонные рабочие.

Для выполнения основных производственных процессов и процессов обслуживания необходимы работники, которые прошли подготовку в кулинарных школах, техникумах.

Руководители предприятий должны иметь не только специальное среднее или высшее образование, но и обладать организаторскими способностями, быть инициативными, принципиальными работниками, принимать активное участие в жизни коллектива.

В каждом предприятии общественного питания коллективы комплектуются с учетом перспектив повышения производительности труда, обеспечения персональной ответственности за сохранность товарно-материальных ценностей, высокое качество продукции, своевременный ее выпуск, культуру обслуживания.

В небольших предприятиях с целью уплотнения рабочего дня применяют совмещение профессий внутри коллектива, в результате отдельные работники могут выполнять две и более функций.

При совмещении профессий работники в течение дня последовательно выполняют различные функции. Перемена труда и вызываемая ею подвижность работников развивает способность человека к многосторонней производственной деятельности, способствует рациональному использованию фонда рабочего времени.

В данной курсовой работе разработан проект организации производства и обслуживания предприятия общественного питания на примере школьной столовой.

Составили проект школьной столовой, рассмотрели государственные стандарты, санитарные нормы и правила, технические нормативы, связанные с общественным питанием и питанием в школьных учреждениях в частности.

Изучили организацию товароснабжения, складского хозяйства, цехов, организацию контроля качества, формы обслуживания на предприятии.

Список использованной литературы.

1. ГОСТ Р 50762-2007. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания.

2. ГОСТ Р 50764 2009. Услуги общественного питания. Общие требования.

3. СанПиН 2.4.2.1178-02. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.

4. СанПиН 2.4.5.2409-08. Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.

5. ОСТ 28-1-95 Общественное питание. Требования к производственному персоналу.

6. Ботов М.И. Тепловое и механическое оборудование на предприятих торговли и общественного питания: Учебник 2-е изд. испр. - М. «Академия», 2006 - 464 с.

7. Васюкова А.Т. Пивоваров В.И. Пивоваров К.В. Организация производства и управление качеством продукции в общественном питании: Учебное пособие. 2-е изд. испр. и доп. - М. «Дашков и КО», 2007. -328 с.

8. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания: Учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2009 - 373 с.

9. Методические указания по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах, утвержденные Министерством торговли СССР 28.12.85, № 315.

Примерное 1-дневное меню школьной столовой

Завтрак1 (с 7 до 11 лет)