Руководства, Инструкции, Бланки

положение о системе производственного контроля в строительстве образец img-1

положение о системе производственного контроля в строительстве образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1932 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Положение о контроле за качеством строительно-монтажных работ в ООО

Положение о контроле за качеством строительно-монтажных работ в ООО .

1. Общие положения.

Требуемые качество и надежность систем кабельного телевидения должны обеспечиваться строительными организациями, путем осуществления комплекса технических, экономических и организационных мер эффективности контроля на всех стадиях строительства.

Контроль качества строительно-монтажных работ должен осуществляться специалистами ООО или специальными службами входящими в состав строительных организаций или привлекаемыми со стороны и оснащенными техническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полноту контроля.

Производственный контроль качества строительно-монтажных работ должен включать:

- входной контроль рабочей документации, материалов и оборудования;

- операционный контроль отдельных строительных процессов и производственных операций;

- приемочный контроль строительно-монтажных работ.

2. Входной контроль.

При входном контроле рабочей документации (рабочего проекта) производиться проверка ее комплектности и достоверности содержащейся в ней технической информации для производства работ, а также юридической и лицензионной информации:

- наличие акта экспертизы проекта;

- наличие листа согласований;

- наличие общих указаний;

- плана расположения оборудования и проводки;

- спецификации оборудования, изделий и материалов;

- наличие у руководителей, инженерно-технических работников, мастеров, бригадиров и членов бригад документов удостоверений, сертификатов на производство названных работ.

При входном контроле материалов и оборудования проверяется:

- коаксиальный и оптический кабель, а также средства их крепления;

- магистральные и домовые усилители;

- средства подъездной, подвальной и чердачной разводки

внешним осмотром, соответствие их требованиям стандартов или других нормативных документов и рабочей документации, а также наличие и содержание паспортов, сертификатов и других сопроводительных документов. При входном контроле коаксиальных и оптических кабелей, магистральных распределителей, абонентских ответвителей, магистральных и домовых усилителей проверяются их электрические параметры. Результаты измерения электрических параметров фиксируются в протоколах входного контроля.

3. Операционный контроль.

Операционный контроль осуществляется в ходе выполнения строительных процессов или производственных операций и обеспечивает своевременное выявление дефектов и принятие мер по их устранению и предупреждению. При операционном контроле проверяется соблюдение технологии выполнения:

- настройки домовых и магистральных усилителей;

- разделки и заделки кабельных разъемов и соединений;

- подвеса и крепления коаксиального и оптического кабеля;

- крепления средств подъездной, чердачной и подвальной разводки.

Проверять соответствие выполняемых работ рабочим чертежам (рабочий проект), строительным нормам, правилам и стандартам. Результаты операционного контроля фиксируются в журнале работ. Основными документами при операционном контроле являются типовые технологические карты и схемы операционного контроля качества строительно-монтажных работ. Схемы операционного контроля качества строительно-монтажных работ должны содержать электрические и монтажные схемы, с указанием допустимых отклонений, перечни операций и процессов, контролируемых производителем работ (мастером) с участием, при необходимости, измерительной лаборатории и других служб специализированного контроля.

4. Инспекционный контроль.

На всех стадиях строительно-монтажных работ с целью проверки эффективности ранее выполненного производственного контроля выборочно осуществляеться инспекционный контроль.

По результатам производственного и инспекционного контроля качества строительно-монтажных работ должны разрабатываються мероприятия по устранению выявленных дефектов, при этом учитываются также требования органов государственного надзора и контроля, действующих на основании специальных положений.

5. Приемочный контроль.

При приемочном контроле необходимо производить проверку и оценку качества выполненных строительно-монтажных работ. Приемочный контроль производится в ООО в соответствии с приказом №_____ от ____ сентября 2007 года и ГОСТ Р 52023-2003.

При приемочном контроле сетей кабельного телевидения производятся приемочные измерения следующих параметров:

- уровни напряжения радиосигналов изображения в полосе частот распределения каналов;

- разность уровней напряжения радиосигналов изображения и звукового сопровождения;

- разность уровней напряжения радиосигналов изображения в полосе частот распределения радиосигналов;

- неравномерность АЧХ каналов распределения радиосигналов;

- импульсная характеристика (К-фактор) канала распределения радиосигнала;

- отношение радиосигнала изображения к шуму в полосе частот канала изображения;

- отношение радиосигнала изображения к одночастотной помехе в канале распределения;

- отношение сигнала изображения к фоновой помехе;

- отношение радиосигнала изображения к составным помехам комбинационных частот третьего CTBn и второго CSOn порядков в канале распределения;

- отношение сигнала изображения к перекрестной помехе;

- переходное затухание между выходами абонентских розеток;

- субъективная оценка качества изображения на экране контрольного телевизора, подключенного к абонентской розетки.

Значения нормируемых параметров кабельной распределительной сети представлены в таблице 1.

Измерение параметров кабельной распределительной сети проводятся на выходе абонентской розетки или эквиваленте длинной 25 метров.

Оборудование кабельной распределительной сети и средства измерений должны включаются не менее чем за 30 минут до начала проведения измерений. Подключение средств измерений не должно оказывать влияние на результаты измерений. Измерения параметров кабельной распределительной сети проводят при номинальном режиме работы оборудования сети.

Перечень измерительных средств представлен в таблице 2.

Видео

Другие статьи

Производственный контроль в РБ

Производственный контроль.
Система производственного контроля (испытательная лаборатория) в Республике Беларусь.

Система производственного контроля (производственный контроль) разрабатывается и является одной из наиболее важнейших функций на предприятии, а также в соответствии с законодательством Республики Беларусь подлежит обязательной оценке специализированной организацией. Оценка технической компетентности, как правило, проходит в несколько этапов, по окончании которых строительной организации выдается свидетельство о технической компетентности сроком на 5 (пять) лет на отдельные виды работ, услуг. По окончании срока действия свидетельства заявитель подает заявку на продление свидетельства за 3 (три) месяца до истечения действия.

Существует многочисленное количество нормативных правовых актов, которые регулируют общие условия деятельности строительных организаций на территории Республики Беларусь.

Обязательные условия по созданию системы производственного контроля в строительной организации производится в соответствии с требованиями, установленными в ТКП 45-1.01-47-2006 (02250) «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения». Однако с 1 мая 2011 года ТКП 45-1.01-47-2006 прекращает свое действие. На основании Приказа Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 476 от 07.12.2010 г. вместо ТКП 45-1.01-47.2006 с 1 мая 2011 года действие вводится следующий нормативный документ - ТКП 45-1.01-221-2010 (0225), «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения».

Установлены основные требования, которым должна соответствовать система производственного контроля:

  • на всех этапах производства, должен быть обеспечен контроль продукции в строительстве;
  • должен проводится входной контроль продукции в соответствии с требованиями СТБ 1306;
  • производственный контроль должен соответствовать СТБ ИСО/МЭК 17025;
  • положительное влияние на оценку системы производственного контроля оказывает: организационная структура проведения контроля, наличие плана, средств контроля, технологическая документация на продукцию, персонал, имеющий соответствующее профессиональное образование, наличие сертификатов компетентности и многое другое;
  • при наличие структурного подразделения, необходимо иметь Положение о структурном подразделении утвержденное руководителем организации, которое должно меняться не реже 1 раза в 3 года и постоянно проверятся руководством на актуальность;
  • Положение о структурном подразделении должно содержать следующие определения: ответственность, права, обязанности, функции подразделения, порядок управления документацией и средствами контроля, порядок проведения аудита, работа с другими подразделениями, и т.д.;
  • малые предприятия и индивидуальные предприниматели имеют право передавать на основании приказа проведение контроля продукции на определенные должностные лица;
  • и многое другое.

Работая с нами, Вы получаете полную профессиональную поддержку при прохождении всех технологических этапов.

ООО «Райз Капитал» оказывает услуги по подготовке пакета документов для проведения оценки системы производственного контроля и сопровождает весь процесс до момента получения я организацией свидетельства о технической компетентности.

Обращаясь в ООО «Райз Капитал» Вы получаете гарантию качества нашей работы – 100% положительный результат в сжатые сроки.

МЫ ВСЕГДА РАДЫ ВАМ!

Система производственного контроля в строительстве

Услуги по созданию системы производственного контроля в строительстве

Уважаемые подрядчики в строительстве !
С 21 октября 2011 года вступила в силу новая редакция Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 г. № 1450 (далее – Правила).

Согласно пункту 8 Правил договор строительного подряда заключается при наличии :
— у подрядчика :
документов, подтверждающих право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством;
в штате аттестованных специалистов.

Подрядчик в обязательном порядке предоставляет заказчику сведения о наличии строительных машин, оборудования и механизмов, транспортных средств, технологической оснастки, необходимых для строительства объекта (выполнения строительных работ), а также систем производственного контроля и управления охраной труда, средств обеспечения безопасности производства работ, контроля и измерений, системы управления качеством при выполнении строительных работ .

Заказчик вправе потребовать от подрядчика представления иных связанных с выполнением договорных обязательств документов и (или) сведений.

Из всех перечисленных выше систем обязательной является система производственного контроля.

Таким образом, для заключения договора строительного подряда с 21 октября 2011 года подрядчик в строительстве в обязательном порядке сообщает заказчику о наличии у него системы производственного контроля (то есть подрядчик в любом случае должен сообщить заказчику, что созданная система производственного контроля у него имеется, подтверждением чего служит свидетельство об оценке системы производственного контроля). По остальным системам можно предоставить сведения заказчику о том, что их в наличии нет, но сведения подобные в обязательном порядке должны быть предоставлены заказчику.

Что такое система производственного контроля в строительстве, что она собой представляет, какие цели преследует и многое другое Вы сможете узнать из статьи Александра Дедюли: Система производственного контроля вместо испытательных подразделений .

Для подготовки документов системы производственного контроля в строительстве и ее оценки потребуется примерно следующее:

1. Принять на работу необходимый персонал :
— для подготовки проектно-сметной документации: главный инженер проекта, главный архитектор проекта (если проекты будут содержать архитектурную часть), инженер-проектировщик (главный специалист) по разделам проекта.
— для общестроительных, санитарно-технических и электромонтажных работ: главный инженер (по соответствующему виду работ), прораб (ы) (мастер (а)).
Руководители и специалисты должны иметь соответствующую квалификацию и стаж работы по специальности. Определенные руководители и/или специалисты должны быть аттестованы в строительстве в соответствии с постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22.04.2003 г. № 11.
2. Приобрести в собственность средства контроля и измерений. приобрести в собственность или иметь на праве хозяйственного ведения, аренды, безвозмездного пользования необходимые инструменты, строительные машины и оборудование. Иметь офисное помещение под размещение службы контроля качества (или рабочие места указанных выше специалистов).
3. Приобрести в собственность актуальные технические нормативные правовые акты (ГОСТ, СТБ, СНиП, ТКП и т.п. ) либо установить на предприятии электронную базу ТНПА «Стройдокумент».

Остальное сделаем для Вас мы.

Примерный перечень расходов :

1. Приобретение ТНПА – примерно от 50 тыс. руб. до 150 тыс.руб. за 1 ТНПА. Количество ТНПА зависит от количества заявляемых работ в строительстве. Либо программа «Стройдокумент» — примерно 1 300 000 белорусских рублей.
2. Приобретение средств контроля и измерений – от 3 000 000 белорусских рублей.
3. Приобретение и установка лицензионного ПО для составления проектов (для проектных организаций) – от 5 000 000 белорусских рублей.
4. Услуги органа (организации) по оценке экспертом технической компетентности системы производственного контроля – при расчете стоимости услуг органа по оценке применяются специальные коэффициенты. Стоимость зависит от количества заявляемых работ. При этом составляет сумму примерно от 3 000 000 белорусских рублей и до 6 500 000 белорусских рублей.
5. Наши юридические услуги – от 3 000 000 белорусских рублей. Стоимость зависит от количества заявляемых работ в строительстве.

За подробной юридической консультацией и юридическими услугами по оценке системы производственного контроля обращайтесь по телефонам: 8(029) 361-64-62 (велком), 8(033) 320-32-03 (мтс). а также по электронной почте info@zakonoved.by

Положение о производственном контроле

Положение о производственном контроле

зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на Ohranatruda.ru обязательна (для интернет-проектов индексируемая гиперссылка 'hyperlink').

Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только с письменного согласия администрации портала.

Использование Пользователем сервисов и контента сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением .

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив любого рода ошибку, а также информацию, не соответствующую нормам морали, нарушающую права третьих лиц или законодательство РФ, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift+Enter .
Чтобы любую страницу сайта отправить в "Мои закладки" нажмите Ctrl+Z. После этого ссылка на выбранную страницу будет у Вас всегда под рукой в разделе "Мои закладки". Сервис доступен только для авторизованных пользователей.

Наша Система Контроля Качества - ООО Инсталком

Наша Система Контроля Качества
  1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения контроля в ООО «ИНСТАЛКОМ».
  2. Требования данного Положения распространяются на работы по контролю, выполняемые в ООО «ИНСТАЛКОМ»

- ГОСТ 24297-87 Входной контроль продукции. Основные положения.

- Градостроительный кодекс, ФЗ №190 от 29.12.2004г.

- Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

от 12.01. 2007г. №7 «Об утверждении и введении в действие порядка ведения общего и

(или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции,

капитальном ремонте объектов капитального строительства».

- Федеральный закон от 30.12.2009г. №384 «Технический регламент о безопасности

зданий и сооружений».

- Федеральный закон от 27.12.2002. №184 «О техническом регулировании» .

- Федеральный закон от 26.12.2008г. №294 «О защите прав юридических лиц и

индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

и муниципального контроля».

- ГОСТ 16504-81 «Система государственных испытаний продукции. Испытания и

контроль качества продукции. Основные термины и определения».

- СНиП 12-01-2004 «Организация строительства».

- Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010г. №468 «О порядке проведения

строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и

капитального ремонта объектов капитального строительства».

- РД-11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации

при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального

строительства и требования, предъявляемые к актамосвидетельствования работ,

конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения».

- РД-11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществления государственного

строительного надзора и выдачи заключений в соответствии построенных,

реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства

требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых

актов и проектной документации».

- ПР 50.2.006-94 порядок проведения проверки средств измерений.

- МДС 12-9.2001 «Положение о заказчике при строительстве объектов для

государственных нужд на территории Российской Федерации».

1.1.Цель внедрения Положения о системе контроля качества СМР заключается в создании условий, гарантирующих выполнение строительно-монтажных работ организацией в полном соответствии с требованиями проектно-сметной документации и СниП, ГОСТ и действующего законодательства.

1.2. Задачи системы контроля качества строительных работ:

- определение соответствия показателей качествастроительных материалов и выполняемых работ установленным требованиям;

- повышение качества работ, снижение непроизводительных затрат на переделку, дефектов, брака, иных несоответствий;

- своевременное выявление, устранение и предупреждение дефектов, брака и нарушений правил производства работ, иных несоответствий, а так же причин их возникновения;

- повышение производственной и технологической дисциплины, ответственности работников за обеспечение качества строительно-монтажных работ.

1.3.Система контроля качества является многоступенчатой и предусматривает самоконтроль и контроль на всех этапах производственных процессов.

1.4.Строительный контроль осуществляется с требованиями Градостроительного кодекса РФ, ФЗ № 190 от 29.12.2004г. и иными нормативными документами. Строительный контроль качества работ в ООО «ИНСТАЛКОМ» включает:

- входной контроль проектной, рабочей документации, предоставленной Заказчиком;

- входной контроль применяемых материалов и оборудования;

- операционный контроль в процессе выполнения и по завершению операций;

- геодезический контроль качества;

- приемочный контроль качества;

- инспекционный контроль качества;

- лабораторный контроль качества СМР

1.4 Все ступени контроля качества выполненных работ организуются и проводятся с целью обеспечения своевременности и объективности их приемки внутри организации.

1.5 Данные результатов всех видов контроля фиксируются в соответствующих журналах

1.6 При выявлении фактов нарушения технологии работ, требований СНиП и других

нормативных документов, принимаются меры дисциплинарной ответственности.

1.7 Ответственным за организацию и внедрение системы контроля качества СМР

является генеральный директор Шик Сергей Александрович

2. Политика в области качества

2.1 Политика ООО«ИНСТАЛКОМ» в области контроля качества проведения работ по монтажу, ремонту, реконструкции и модернизации объектов тепловой энергетики и технологических трубопроводов заключается в строгом соблюдении правил, руководящих документов и предписаний Ростехнадзора РФ.

2.2.Директор ООО «ИНСТАЛКОМ» назначает персонал, ответственный за качество проведения работ в соответствии с его уровнем аттестации, отвечает за разработку, совершенствование и распространение руководства.

2.3.Директор ООО «ИНСТАЛКОМ» обязан оказывать всяческую поддержку работникам в успешном выполнении ими своих задач. Работникам предприятия дано чёткое понимание их ответственности, роли и обязательств.

2.4.Настоящее руководство создано для внутреннего пользования и находятся у заместителя директора. Оно может пересматриваться по решению заместителя директора.

3. Виды контроля. Должностные лица, ответственные за них.

3.1.1 Входной контроль качества включает в себя контроль качества ПСД и контроль качества поступающих на объекты материалов и изделий.

3.1.2 Входной контроль качества проектно-сметной документации включает в себя проверку:

  • комплектации рабочих чертежей и смет;
  • наличие проекта организации строительства, согласованного с заинтересованными организациями;
  • наличие разрешения ГАСНа на строительство или реконструкцию.

3.1.3 Входной контроль качества ПСД осуществляет заместитель директора.

При входном контроле рабочей документации (проектов, чертежей, смет) производится проверка ее комплектности и достаточности содержащейся в ней технической информации для производства работ. При этом выполняется:

  • проверка нормативов, применяемых в ПСД;
  • контроль за повышением уровня технологичности проектных решений;
  • контроль качества и полноты разработки ПСД;
  • проверка структуры технико-экономических показателей;
  • проверка качества ПОС;
  • контроль за соблюдением утвержденных проектов при разработке документации;
  • контроль за соблюдением сметной стоимости строительства.
  • Проверка наличия разрешения ГАСНа производится на каждый новый объект строительства или реконструкцию, а также в начале года (на объекты переходящие).

3.1.4 Входной контроль качества поступающих на производственную базу материалов от производителей производится начальником производственной базы визуально на соответствие их ГОСТам.

3.1.5 Входной контроль качества поступающих на объекты материалов с производственной базы и от производителей производится мастерами участков (прорабами) визуально на соответствие их ГОСТам и ТУ.
требованиям рабочих чертежей, паспортам и другим сопровождающим документах,
подтверждающим качество их изготовления с записью в журнале входного контроля
качества.

3.1.6 Входной контроль оборудования и материалов выполняется с привлечением сотрудников специализированных строительных лабораторий, производится приемка по количеству, качеству и комплектности. Выполняется также контроль за соблюдением гарантий заводов-изготовителей.

3.1.7 Входной контроль строительных материалов, изделий и конструкций осуществляется по СниП 3.01.01-85** начальниками (прорабами) участков непосредственно на рабочем месте по ГОСТ 24297-87. При входном контроле материалов и оборудования проверяется внешним осмотром соответствие их требованиям стандартов или других нормативных документов, а также наличие и содержание паспортов, сертификатов и других сопроводительных документов. При выбраковке материалов вызывается поставщик (а при необходимости: представители проектной организации и лаборатории) и составляется акт на дефектную продукцию. По данному акту принимается соответствующее решение, Результаты контроля записываются в журнал входного контроля. В ходе строительства выполняется контроль за правильным складированием и хранением строительных материалов на строительной площадке.

3.2. Операционный контроль качества.

3.2.1.Операционный контроль качества осуществляется непосредственно на строительных площадках в период выполнения определенных операций и в период их завершения.

3.2.2.Основные задачи операционного контроля:

  • обеспечение соответствия выполняемых работ проект и требованиям нормативных документов;
  • своевременное выявление дефектов, причин их возникновения и принятие мер по их устранению;
  • выполнение последующих операций после устранения всех дефектов, допущенных в предыдущей операции;
  • повышение ответственности непосредственных исполнителей (рабочих звеньев бригад) за качество выполняемых работ.

3.2.3.Способы контроля выполняемых операций - визуально, контрольно-измерительными приборами и инструментами. Отдельные виды работ требуют геодезического контроля. Перечень работ, требующих геодезического контроля, который выполняется инженером по техническому надзору.

3.2.4.Пооперационный контроль осуществляется в ходе выполнения строительных процессов производственных операций и обеспечивает своевременное выявление дефектов и принятие мер по их устранению и предупреждению. Проверяется соблюдение технологии выполнения строительно-монтажных процессов, соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, СНиПам и ГОСТам.

Законченная операция принимается мастерами участка и делается соответствующая запись в журнале производства работ. Туда же записываются результат: проверки контролирующих лиц руководства организации, представителей проектной организации, Госархстройнадзора. Эти записи принимаются линейным персоналом к неукоснительному исполнению.

При оформлении законченной операции, которую закрывает в дальнейшем следующая операция, составляется, документ «Акт на скрытые работы», подписываемый представителями генподрядчика, проектной организации, ген.директором организации.

Основными документами при пооперационном контроле являются нормативные документы Части 3 СНиП, технологические карты и в их составе схемы операционного контроля.

3.3. Геодезический контроль качества.

3.3.1.Геодезический контроль качества заключается в следующих положениях:

  • геодезической (инструментальной) проверке соответствия положения элементов, конструкций и частей зданий и сооружений, а также инженерных сетей проектным требованиям в процессе их монтажа и временного закрепления (при операционном контроле);
  • исполнительной геодезической съемке планового и высотного положения элементов, конструкций и частей зданий и сооружений, постоянно закрепленных по окончанию монтажа, а также фактического положения инженерных сетей.

Исполнительная геодезическая съемка подземных инженерных сетей выполняется до засыпки траншей. Результаты геодезической проверки при операционном контроле фиксируются в общем журнале работ. По результатам геодезической съемки составляются исполнительные схемы.

3.4. Приемочный контроль качества.

3.4.1.Приемочный контроль качества работ осуществляют следующие лица и организации:

•инженерно-технический персонал подрядной организации;
•технический надзор Заказчика;
•государственный архитектурно-строительный надзор;
•.государственный санитарный надзор;
•государственный пожарный надзор;
•общественный контроль эксплуатирующей организации;
•государственный экологический надзор.

3.4.2.Приемка, выполненных работ осуществляется с оформлением документа «Акт приемки законченного строительства зданий и сооружений (этапа работ)» СниП 3.01.04.-87. В комиссию привлекаются представители генподрядной, проектных и эксплуатирующих организаций. В комиссии также могут участвовать представители других заинтересованных организаций: санэпиднадзора, Госархстройнадзора. пожнадзора и т.д.

При приемке выполненных работ в организации руководствуются следующими строительными нормами и правилами:

  • «Организация строительного производства» СНиП 3.01.01-85;
  • «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов» СНиП 3.01.04-87;
  • «Правила разработки процессов контроля» ГОСТ 14317-75 и др.

3.5. Инспекционный контроль качества

3.5.1 В процессе производства работ по строительству, реконструкции и расширению объектов проводятся инспекционные проверки Государственными инспекциями (ГАСН.Госсанэпиднадзор, Госпожнадзор и др.).

3.5.2 При получении предписания контролирующего инспектора необходимо устранить замечания. Если это возможно, в известность ставятся зам. директора по производству подрядной организации. Разрабатываются мероприятия для устранения замечаний, устанавливаются ответственные за материальное обеспечение данных мероприятий, ответственные за их выполнение при полном материальном обеспечении, сроки устранения замечаний.

3.6Лабораторный контроль качества СМР.

3.6.1.Лабораторный контроль качества и метрологическое обслуживание, при необходимости, осуществляется на договорной основе с лабораториями.

3.6.2.Метрологическое обеспечение СМР осуществляется в соответствии с ГОСТ 8.002-86 ГСИ «Государственный надзор и ведомственный контроль за средствами измерений Основные положения» и ГОСТ 8.513-84 ГСИ. «Проверка средств измерений Организация порядок проведения».

Организацию лабораторного контроля на предприятии осуществляет инженер производственно-технического отдела.

4. Требования к повышению квалификации, профессиональной переподготовке работников.

  1. Специалисты ООО «ИНСТАЛКОМ» проводящие строительный контроль, должны иметь высшее профессиональное образование.
  2. Специалисты обязаны раз в пять лет, с момента выдачи диплома, либо последнего удостоверения о повышении квалификации, повышать квалификацию.
  3. Контроль подготовки и квалификации (аттестации) персонала проводится раз в пять лет.
  4. При контроле подготовки и квалификации (аттестации) персонала проводится проверка:

- Соответствие имеющегося образования профилю занимаемой должности;

- Порядок проверки знаний норм и правил, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству работ, у руководителей и специалистов

(включая соответствующих процедур), наличие у них аттестатов о проверке знаний, соответствие записей в них фактически выполняемой работе, соблюдение списков проверки знаний;

- порядок обучения и периодической аттестации сварщиков, контроллеров и рабочих других строительных профессий, ведение документации по учету их работы, личных клейм.

СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Законом Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее – Закон об оценке соответствия) устанавливается, что обязательному подтверждению соответствия подлежат объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования технических регламентов (ст. 26). При этом реализация продукции, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, без прохождения подтверждения соответствия и наличия документов об оценке соответствия запрещаются.

В строительстве действует Технический регламент Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1748 от 31 декабря 2009 г. и введенный в действие с 1 августа 2010 г. (далее – Технический регламент). Настоящий Технический регламент распространяется на следующее:

  • на вводимые в эксплуатацию вновь построенные и (или) реконструируемые здания и сооружения I и II уровней ответственности на стадии проектирования, строительства, эксплуатации и демонтажа независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности;
  • выпускаемую в обращение проектную документацию;
  • выпускаемые в обращение строительные материалы и изделия независимо от страны происхождения.

Техническим регламентом закрепляется положение о том, что подтверждение соответствия требованиям безопасности зданий и сооружений, проектной документации, строительных материалов и изделий носит обязательный характер (ст. 7). При этом для подтверждения соответствия зданий и сооружений требованиям безопасности необходимо наличие документов системы производственного контроля подрядчика.

Для подтверждения соответствия проектной документации требованиям безопасности необходимо наличие документов системы производственного контроля проектировщика. Система производственного контроля проектировщика может заменяться сертифицированной системой менеджмента качества серии ISO 9000.

Для подтверждения соответствия строительных материалов и изделий требованиям безопасности необходимо наличие документов системы производственного контроля изготовителя. Система производственного контроля изготовителя может заменяться сертифицированной системой менеджмента качества серии ISO 9000.

Для систем производственного контроля подрядчика, проектировщика, изготовителя предусмотрена обязанность прохождения процедуры ее оценки в соответствии с действующими техническими нормативными актами (далее – ТНПА).

О системе производственного контроля говорится также в новых Правилах заключения и исполнения договоров строительного подряда (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь № 875 от 30 июня 2011 г.). Так, установлено, что при заключении договора строительного подряда подрядчик в обязательном порядке представляет заказчику сведения о наличии системы производственного контроля (п. 8.2.).

Что же такое система производственного контроля и какова процедура ее оценки? Наиболее часто при применении данной системы появляются следующие проблемы:

  • регулирование путем применения различных ТНПА, а не нормативных правовых актов;
  • трудность доступа к ТНПА;
  • трудности в употреблении специальной лексики;
  • трудности в проведении специальной процедуры, отличной от многих других административных процедур.

Техническим регламентом устанавливается обязанность оценки системы производственного контроля подрядчика, проектировщика, изготовителя в соответствии с действующими ТНПА. Такие ТНПА можно разделить на 2 группы:

  • ТНПА, которыми устанавливаются требования к определенному виду строительных работ (услуг, товаров), например СНБ 1.03.07–04 «Заполнение оконных и дверных проемов. Производство работ» и СТБ 1484–2004 «Строительство. Заполнение оконных и дверных проемов. Номенклатура контролируемых показателей качества работ»;
  • ТНПА, которыми определяется порядок оценки системы производственного контроля. Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 476 от 7 декабря 2010 г. утвержден и введен в действие с 1 мая 2011 г. Технический кодекс устоявшейся практики «Строительство. Оценка системы производственного контроля. Основные положения и порядок проведения» (ТКП 45–1.01–221–2010 (02250); далее – ТКП).

Для удобства дальнейшего изложения материала необходимо ввести следующие термины:

  • продукция в строительстве – строительные материалы, изделия, конструкции, здания и сооружения, работы и услуги в строительстве (п. 3.2. ТКП);
  • строительная организация – юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), заявляющееся на проведение работ по оценке системы производственного контроля;
  • проверяющая организация – организация, проводящая оценку системы производственного контроля, и уполномоченная Минстройархитектуры на проведение данных работ.

Система производственного контроля – это понятие комплексное, которое включает следующие элементы:

  • организационную структуру;
  • персонал, проводящий контроль качества продукции;
  • средства контроля;
  • производственные условия (помещения, транспорт, связь и т. д.);
  • ТНПА на методы контроля качества продукции и требования к продукции;
  • документы системы управления качеством.

Все вышеуказанные составляющие должны быть взаимосвязаны и применяться для того, чтобы обеспечить контроль качества и гарантию безопасности продукции в строительстве в соответствии с требованиями ТНПА.

Следует отметить, что при наличии у строительной организации сертифицированной системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов серии ISO 9000 система производственного контроля отдельно на предприятии может не разрабатываться. Однако это допустимо при условии, что система производственного контроля описана и регламентирована документами системы менеджмента качества.

Организационная структура

Функции по поддержанию системы производственного контроля выполняются определенными структурными подразделениями организации: испытательной лабораторией, отделом технического контроля, отделом качества, службой контроля качества и т. д. Однако большинство строительных организаций изначально не имеет такого структурного подразделения, поэтому для того, чтобы обеспечить прохождение оценки системы производственного контроля, следует создать службу контроля качества. Структурное подразделение должно действовать на основании положения о структурном подразделении. В указанном документе должны быть прописаны функции подразделения по поддержанию системы производственного контроля на предприятии, например положение о службе контроля качества. В состав структурного подразделения должны входить специалисты, например главный инженер, прораб, мастера строительной организации. В должностных инструкциях названных специалистов должна быть указана обязанность проведения контроля качества на определенных уровнях (входной, операционный, приемочный контроль).

Оценке системы производственного контроля подлежат все виды структурных подразделений организаций, за исключением аккредитованных испытательных лабораторий, область аккредитации которых включает все виды контроля качества в строительстве.

Персонал, проводящий контроль качества продукции

Для того чтобы производилась оценка системы производственного контроля, в штате строительной организации должны быть руководители (специалисты) в области строительной деятельности. ТКП не устанавливается требование о том, что специалисты в строительной организации должны находиться по основному месту работы. Вместе с тем на практике проверяющие организации требуют наличия специалистов в строительной организации именно по основному месту работы. Необходимое количество и виды руководителей (специалистов) в области строительной деятельности определяются на основании количества и видов строительной продукции, заявленной строительной организацией на оценку системы производственного контроля.

ТКП устанавливаются следующие требования к руководителям (специалистам) в области строительной деятельности, проводящим контроль качества продукции:

1) наличие профессионального образования;

2) наличие опыта работы в области строительства, проведения испытаний и контроля качества продукции в строительстве и метрологического обеспечения производства;

3) наличие сертификата компетентности в строительстве или аттестата специалиста.

Согласно ЕКСД руководители (специалисты) для того, чтобы занять свою должность, должны иметь определенное профессиональное образование и опыт работы по специальности. Так, главным инженером может быть лицо, имеющее соответствующее высшее образование, например, в области гражданского и промышленного строительства и стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 5 лет либо соответствующее среднее специальное образование и стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 10 лет. Документом, подтверждающим наличие профессионального образования, является диплом. Основным документом, подтверждающим трудовой опыт, является трудовая книжка (вкладыш к трудовой книжке).

Сертификат компетентности – это документ, удостоверяющий профессиональную компетентность персонала в выполнении определенных работ (оказании определенных услуг) (ст. 1 Закона об оценке соответствия). Сертификация компетентности персонала в строительстве производится на основании Технического кодекса устоявшейся практики «Национальная система подтверждения соответствия в Республике Беларусь. Сертификация компетентности персонала в строительстве. Порядок проведения» (ТКП 5.1.19–2009 (03220)). Сертификация персонала в строительстве может быть добровольной и обязательной. Добровольная сертификация персонала проводится по инициативе заявителя. Перечень персонала в строительстве, подлежащего обязательной сертификации на профессиональную компетентность, утверждается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь по предложению Минстройархитектуры. На сегодняшний день постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь № 60 от 16 декабря 2008 г. «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь» не закреплена обязанность сертификации персонала в строительстве.

Аттестация – это процедура, используемая для подтверждения соответствия квалификации руководителей и специалистов, занятых в области строительства, установленным требованиям, с последующей выдачей квалификационного аттестата (п. 3 Инструкции о профессиональной аттестации специалистов в области строительства, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 11 от 22 апреля 2003 г.). Требование о наличии аттестованных специалистов, занятых в области строительства, содержалось ранее в постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 1386 от 20 октября 2003 г. регулировавшем порядок получения лицензий на осуществление деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности. После отмены лицензирования в области строительной деятельности требование о сертификации компетентности или аттестации специалистов было принято в качестве одного из необходимых оснований для того, чтобы они могли пройти оценку системы производственного контроля. Далее обязанность о наличии аттестованных специалистов у подрядчика, заключающего договор строительного подряда, закрепило постановление Совета Министров Республики Беларусь № 875 от 30 июня 2011 г. которым утверждена новая редакция Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда.

Таким образом, строительная организация, желающая пройти оценку системы производственного контроля, обязана обеспечить либо сертификацию компетентности своих специалистов, либо их аттестацию. Однако, учитывая новую редакцию Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, рекомендуют обеспечить именно аттестацию специалистов, занятых в области строительства.

Средства контроля

Перечень средств контроля, которые должны находиться у строительной организации, определяется на основании заявляемого на оценку вида строительной продукции, а также соответствующих ТНПА, регулирующих данный вид продукции. Например, для проведения штукатурных и облицовочных работ в соответствии с СТБ 1473–2004 «Строительство. Штукатурные и облицовочные работы. Контроль качества работ» необходимо наличие следующих средств контроля:

  • термометра;
  • психрометра;
  • влагомера;
  • линейки измерительной;
  • отвеса строительного;
  • уровня строительного;
  • рейки контрольной;
  • рулетки контрольной;
  • теодолита;
  • нивелира.

При оценке системы производственного контроля к средствам контроля предъявляются следующие требования:

2) их наличие в необходимом составе согласно требованиям ТНПА;

Под наличием средств контроля понимается их фактическое наличие (проверяющей организации необходимо предъявить средства контроля в натуре) и документальное (необходимо предъявить документы, подтверждающие право собственности/аренды на имеющиеся средства контроля: ТТН, договор купли-продажи, аренды). На практике проверяющие органы требуют наличия у строительной организации всех средств контроля только на праве собственности и допускают лишь одно средство контроля на праве аренды (рекомендуется в аренду взять самое дорогостоящее – влагомер).

Средства контроля должны быть поверены. Поверка – это вид метрологического контроля, суть которого заключается в подтверждении метрологических характеристик средств измерений (контроля), другими словами – в подтверждении того, что данное средство измерения (контроля) правильно измеряет (контролирует) (Закон «Об обеспечении единства измерений»). Результаты поверки удостоверяются свидетельством о поверке средств измерения (контроля). На каждое средство измерения (контроля) установлен свой срок действия поверки, и, как правило, он составляет год. Поверку средств контроля проводят специализированные аккредитованные организации, например РУП «БелГИМ».

Производственные условия (помещения, транспорт, связь и т. д.)

На практике проверяющие органы не устанавливают жестких требований к производственным условиям. Основное требование – это их наличие, что подтверждается представлением проверяющим органам соответствующих документов, например, договора аренды офиса.

ТНПА на методы контроля качества продукции и требования к продукции

Фонд ТНПА и технологической документации на продукцию в строительстве определяется на основании вида строительной продукции, на оценку которой заявляется строительная организация. К ТНПА в строительной деятельности относятся технические регламенты, технические кодексы устоявшейся практики, стандарты, технические условия (ст. 15 Закона «О техническом нормировании и стандартизации»). К технологической документацией в строительстве относят технологические карты. Технологическая карта – это текстовой и графический документ, которым определяется технологический процесс выполнения отдельного вида строительно-монтажных работ, включая специальные (Технологический кодекс устоявшейся практики «Строительство. Технологическая документация при производстве строительно-монтажных работ. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения технологических карт» ТКП 45–1.01–159–2009 (02250)). ТНПА и технологическая документация должна находится у строительной организации на праве собственности. Проверяющей организации необходимо будет предоставить документы, подтверждающие право собственности: ТТН, договор купли-продажи. ТНПА может быть как на бумажных носителях, так и в виде базы данных ИПС «Стройдокумент».

Документы системы управления качеством

К таким документам относятся следующие:

1) положение о системе производственного контроля;

2) положение о структурном подразделении, осуществляющем контроль качества строительной продукции (например, положение о службе контроля качества);

3) приказы о назначении ответственных за метрологический контроль, за ведение фонда ТНПА, за входной, операционный, приемочный контроль;,

4) паспорт системы производственного контроля;

5) перечень средств контроля;

6) перечень ТНПА;

7) перечень специалистов;

8) иные документы.

Порядок оценки системы производственного контроля

Оценку системы производственного контроля проводят назначаемые Минстройархитектуры организации по оценке системы производственного контроля, например РУП «Стройтехнорм», РУП «Белстройцентр», РУП «Сертис».

Положительная оценка системы производственного контроля подтверждается свидетельством о технической компетентности (далее – свидетельство). Срок действия свидетельства – 5 лет.

Строительная организация может иметь только одно свидетельство о технической компетентности. При этом ТКП запрещает проведение оценки СПК в нескольких организациях по оценке системы производственного контроля. Так, например, если у строительной организации имеется свидетельство, выданное РУП «Сертис» на определенные виды строительной продукции, то для внесения изменений/дополнений в виды строительной продукции такая строительная организация может обратиться только в РУП «Сертис». По истечении срока действия свидетельства, выданного РУП «Сертис», строительная организация может обратиться за новым свидетельством в любую другую организацию по оценке системы производственного контроля (проверяющую организацию).

Оценка системы производственного контроля проверяющей организацией включает следующие процедуры:

  • рассмотрение заявки на проведение оценки системы производственного контроля и экспертизы прилагаемых документов;
  • принятие решения о проведении работ по оценки системы производственного контроля (проверяющей организацией выписывается договор, строительной организацией перечисляется предоплата);
  • проверку системы производственного контроля;
  • оформление и выдачу свидетельств о технической компетентности;
  • инспекционный контроль.

В проверке системы производственного контроля можно выделить 2 уровня:

1) проверку документальной составляющей системы производственного контроля;

2) проверку фактической составляющей системы производственного контроля.

Такая двухуровневая оценка (проверка) системы производственного контроля проводится по всем вышеуказанным составляющим системы производственного контроля.

Перечень документов, которые может запросить проверяющая организация, определен, но законодательно не ограничен. При необходимости проверяющая организация может затребовать дополнительные документы, отражающие специфические стороны деятельности строительной организации.

По результатам оценки системы производственного контроля проверяющая организация делает выводы о ее соответствии или несоответствии требованиям ТКП. В случае выявления несоответствия проверяющая организация оформляет протокол несоответствий, в котором указываются все выявленные несоответствия, а также срок их устранения.

В случае соответствия системы производственного контроля требованиям ТКП (устранения выявленных несоответствий в срок) проверяющая организация принимает решение о выдаче свидетельства о технической компетентности. В случае несоответствия системы производственного контроля требованиям ТКП (неустранения выявленных несоответствий в срок) проверяющая организация принимает решение об отказе в выдаче свидетельства о технической компетентности, при этом может быть назначена повторная проверка, но не ранее чем через 6 месяцев.

Инспекционный контроль

За деятельностью строительной организации, прошедшей оценку системы производственного контроля и получившей свидетельство о технической компетентности осуществляется инспекционный контроль проверяющей организацией в течение всего срока действия свидетельства.

Инспекционный контроль проводится в форме плановых и внеплановых проверок. Плановый инспекционный контроль проводится не реже 1 раза в течение срока действия свидетельства о технической компетентности и при продлении (дополнении) данного свидетельства.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в следующих случаях:

1) если получены отрицательные результаты проверок, выполненных органами государственного надзора;

2) если произошли изменения методик выполнения контроля.

Инспекционный контроль проводится аналогично первоначальной процедуре оценки системы производственного контроля. Если по результатам инспекционного контроля выявлены нарушения в системе производственного контроля, то строительной организации предоставляется 6 месяцев для устранения выявленных нарушений. В случае если нарушения не устранены в указанный срок, проверяющая организация может принять решение о приостановлении срока действия или отмене свидетельства.

Продление срока действия свидетельства

Для того чтобы продлить срок действия свидетельства, строительная организация за 3 месяца до окончания срока действия свидетельства направляет в проверяющую организацию, выдавшую это свидетельство, заявку со всеми необходимыми документами, подтверждающими наличие системы производственного контроля. Процедура продления свидетельства аналогична первоначальной процедуре оценки системы производственного контроля. В случае положительных результатов проверки выдается новое свидетельство на новый срок за тем же порядковым номером.

Дополнение свидетельства (оценка системы производственного контроля на дополнительную область деятельности)

Для того чтобы дополнить свидетельство о технической компетентности, строительная организация подает заявку в проверяющую организацию, выдавшую ей свидетельство. Проверяющая организация проводит проверку строительной организации на дополнительную область деятельности по процедуре, аналогичной первоначальной процедуре оценки системы производственного контроля.

Информация о прохождении строительной организацией оценки системы производственного контроля заносится в перечень организаций, получивших свидетельства о технической компетентности, и далее публикуется в официальных изданиях Минстройархитектуры.

Лисица Лилия, управляющий партнер Юридического бюро Лисицы Лилии ООО «Правовой стандарт», старший преподаватель частного учреждения образования «БИП-институт правоведения»