Руководства, Инструкции, Бланки

руководство чеченской республики img-1

руководство чеченской республики

Рейтинг: 4.9/5.0 (1933 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Национальная Библиотека Чеченской Республики

Исраилова Социта Магомедовна - директор Национальной библиотеки Чеченской Республики.

Родилась в г. Грозном. По окончании средней школы в 1983г. пришла работать в Централизованную библиотечную систему г.Грозного. Начинала свою трудовую деятельность с должности библиотекаря детского отдела библиотеки-филиала № 12. В 1984г. была преведена в Центральную городскую библиотеку на должность Главного библиотекаря Отдела обслуживания.

Заочно окончила Краснодарский государственный институт культуры в 1990 г. В 1990г. была переведена Зав. отделом обслуживания Центральной городской библиотеки г.Грозного, а с марта 1992г. была назначена директором Централизованной библиотечной системы г.Грозного.

За свою трудовую деятельность была награждена Почетными грамотами министерства культуры, Мэрии г.Грозного.

Исраилова С.М. опубликовала нескольких работ по развитию библиотечной системы Грозного. Опыт работы ЦБС г.Грозного в поствоенный период опубликован в профессиональном журнале «Библиотека» 2006г. № 6.

2004г. награждена медалью М.Ю. Лермонтова «За личный вклад в восстановление мира и согласия на Кавказе». В 2005г. Региональной общественной организацией «Интеллектуальный центр Чеченской Республики» награждена дипломом «За подвижничество в сфере интеллектуального труда». В 2008г. присвоено звание «Заслуженный работник культуры ЧР».

За популяризацию чеченского изобразительного искусства и ряд публикаций, пропагандирующие искусство Чеченской республики в 2011г. принята в Союз художников РФ. Член Общественной палаты ЧР.

Махмудова Тамара Бублизовна - заместитель директора по библиотечной работе.

В 1983 г. окончила культурно-просветительное училище по специальности библиотекарь. По окончании училища направлена в Республиканскую научно-универсальную библиотеку им. А.П. Чехова (ныне Национальная библиотека ЧР).

В 1984 г. назначена на должность старшего библиотекаря отдела книгохранения.

В 1988 г. поступила, а в 1993г. окончила Краснодарский государственный институт искусств и культуры заочное отделение библиотечный факультет.

В 1993г. назначена на должность ведущего библиотекаря отдела книгохранения.

В 1996г. назначена на должность заместителя директора по библиотечной работе.

Провожу работу по повышению квалификации библиотекарей Республики на курсах повышения. Участвую в конференциях, на семинарах – практикумах и т. д.

Восстановила хронологию истории Национальной библиотеки ЧР.

За свою трудовую деятельность была награждена Почетными грамотами Президента ЧР (2008), Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ (2007), Министерства культуры Чеченской Республики (2004, 2010,2011) Совет Республики Парламента ЧР (2008) и Национальной библиотеки ЧР (2010).

В 2005г. присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Чеченской Республики».

В 2012г. награждена Нагрудным знаком «За развитие культуры».

Янгулбаева Макка Мухтаровна - заместитель директора по массовой работе.

20.09.1966г. в ЧИАССР ст. Орджоникидзевской Сунженского района.

Окончила среднюю школу в 1983г.

1986-1988гг. Грозненский педагогический колледж.

1990-1994гг. Чечено-Ингушский государственный педагогический институт.

2008-2011гг. Чеченский государственный колледж культуры и искусства.

Сапарбиев Шамиль Авалович - заместитель директора по хозяйственной деятельности

Родился 7 ноября 1979 г. в с. Кулары Грозненского района ЧИАССР. Окончил в 1996 г. СШ № 1.

В 1998 г. поступил в Государственный Грозненский нефтяной институт им. акад. М.Д. Миллионщикова, на Строительный факультет по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Окончил в 2006 г.

С 2003г. по 2008 г. работал в МЧС, помощником оперативного дежурного.

Другие статьи

Руководство Чеченской Республики

Руководство Чеченской Республики

ПервыйПрезидентЧеченскойРеспубликиАхмат-ХаджиКадыров В истории немало ярких имен, составляющих гордость не только своего народа, но и вошедших в мировую летопись. К числу таких людей, без сомнения, относится и Ахмат-Хаджи Кадыров.

Вся жизнь его сродни подвигу. Перечень его заслуг перед своим народом значителен, и все-таки из этого ряда выделим одну, которой вполне достаточно для того, чтобы обессмертить имя первого Президента Чеченской Республики и вписать его золотыми буквами в историю: именно Ахмат-Хаджи Кадыров остановил войну в Чеченской Республике, именно он прекратил кровопролитную бойню.

Хотя сам он не любил это выражение - «остановить войну». «Нет, я не хочу останавливать войну, - я хочу ее завершить - завершить раз и навсегда, - говорил он. - Чтобы больше никогда не пылал на чеченской земле огонь ненависти и злобы».

Ахмат-Хаджи сумел не только погасить этот огонь, но и вселить в сердца людей уверенность в завтрашнем дне. Но для этого надо было сплотить народ, по воле политических безумцев расколотый на лже патриотов и оппозицию, на «истинных» мусульман и простых верующих, на «чистокровных» чеченцев и рядовых граждан.

В 1991-м году, находясь вдали от Родины, он узнает о событиях в республике и возвращается домой. Вдохновленный идеями свободы и независимости, он поначалу активно включается в эти процессы, став одним из деятелей Духовного управления мусульман (муфтията). Однако очень скоро Ахмат-Хаджи понимает, куда ведут чеченский народ новоявленные спасители нации. И, находясь в самом логове врага, он начинает активную и открытую войну с предателями народа. Его главным делом в тот период становится борьба с ваххабизмом. Как истинный мусульманин, Ахмат-Хаджи видел не только кощунственный цинизм его идеологов, но и осознавал гибельность их преступной деятельности для чеченской нации.

В этой ситуации он выбрал единственно правильный путь - поддержать идею интеграции республики в российское пространство. Это спасло народ от братоубийственной войны и стало фундаментом будущего Чеченской Республики - мирной и созидательной.

И здесь авторитет Ахмата-Хаджи, известного в народе своей религиозностью и благотворительной деятельностью - с одной стороны, и бескомпромиссностью и принципиальностью - с другой, сыграл решающую роль, став залогом доверия народа к власти, олицетворением которой и реальным воплощением он и был. Результатом именно этого доверия стал всенародный референдум, следствием которого в свою очередь было принятие Конституции Чеченской Республики. Главным творцом этого документа, определяющего всю дальнейшую судьбу республики и ее народа, стал безусловно, Ахмат-Хаджи Кадыров. «Референдум сплотил народ, создал хорошую базу для консолидации всех здоровых сил общества. Это очень важно. У людей появилась надежда», - часто повторял он.

Большое, как известно, видится на расстоянии. И хотя прошло, может, и не так много времени, однако результаты именно его деятельности - того самого «большого» - сегодня видны даже невооруженным глазом. Но самое главное - у людей появилась спокойная и вместе с тем твердая уверенность в завтрашнем дне.

И эта уверенность будет только расти, потому что у руля власти в республике - команда Ахмата-Хаджи Кадырова. И это еще одна заслуга Ахмата-Хаджи, не просто создавшего команду, но и обеспечившего преемственность своего курса - курса, направленного на созидание, мир и добро.

Человек жив, пока жива память о нем. Вечным памятником Ахмату-Хаджи Кадырову стала мирная и процветающая Чеченская Республика.

Президент Чеченской Республики Кадыров Рамзан Ахматович Родился 5 октября 1976 года в селении Центорой Курчалойского района ЧИАССР. С отличием в 2004 году окончил Махачкалинский институт бизнеса и права по специальности - "Юриспруденция", в 2005 году по специальности «Финансы и кредит». Кандидат экономических наук.

- с 02.1996 г. по 05.2000 г. – помощник муфтия Чеченской Республики.

- c 06.2000 г. по 05.2002 г. - инспектор по связи и специальной техники штаба отдельной роты милиции при УВД МВД РФ по Чеченской Республике.

- c 05.2002 г. по 02.2004 г. - командир взвода отдельной роты милиции по охране объектов, зданий органов государственной власти Чеченской Республики УВД МВД по ЧР.

- c 02.2004 г. - помощник министра внутренних дел ЧР.

- c 05.2004 г. по 11.2005 г. - первый заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики.

- c 11.2005 по 03.2006 г. - исполняющий обязанности Председателя Правительства Чеченской Республики.

- c 03. 2006 г. по 02.2007 г. - Председатель Правительства Чеченской Республики.

- c 02.2007 г. по 04.2007 г. - исполняющий обязанности Президента Чеченской Республики.

- с 05.2007 г. по настоящее время - Глава Чеченской Республики.

Награды и почетные звания

Государственные: Звание Герой Российской Федерации (2004 год), орден Мужества (2003 год), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006 год), медаль «За воинскую доблесть» II степени (2000 год), медаль «За отличие в охране общественного порядка» (2002 год), медаль «За отличие в охране общественного порядка» (2004 год), медаль «За заслуги в проведении переписи населения», почетная грамота Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (2009 год).

Награды Чеченской Республики: орден Кадырова (2005 год), почетное звание «Почетный гражданин Чеченской Республики» (2003 год), почетное звание «Заслуженный работник физической культуры Чеченской Республики» (2003 год), почетное звание «Заслуженный строитель Чеченской Республики» (2006 год), медаль «Защитнику Чеченской Республики» (2005 год), «Почетный член Российской Академии естественных наук» (2006 год).

Общественные и ведомственные: медаль «За укрепление уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» (2007 год), медаль «За участие в контртеррористической операции на территории Чеченской Республики» (2004 год), «За службу на Кавказе» (2005 год), Алмазный орден национального фонда Российской Федерации «Общественное признание» (2007 г.), Почетный знак «Мир и Созидание» (2007 год).

Женат. Имеет семерых детей.

Администрация Главы и правительства

Администрация Главы и правительства

Кадыров Ислам Вахаевич

Родился 18 июля 1987 году в селе Центорой Шалинского района ЧИАССР.

В 2003 году окончил Центороевскую среднюю школу.

В мае 2010 года - Институт финансов и права (г.Махачкала) по специальности «Финансы и кредит», квалификация «Экономист».

Трудовую деятельность начал в 2006 году в органах внутренних дел Чеченской Республики, где проработал до 19 января 2012 года.

В январе 2012 года назначен первым заместителем мэра города Грозный.

С 28 мая 2012 года - заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики - министр имущественных и земельных отношений Чеченской Республики.

С 16 февраля 2009 года по настоящее время является помощником Главы Чеченской Республики.

С 9 ноября 2012 года - избран Мэром города Грозный.

Указом Главы Чеченской Республики от 8 июля 2015 года №119 назначен Руководителем Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики.

Награжден высшей наградой Чеченской Республики - орденом им. Ахмата Кадырова ( Указ Главы ЧР за №336 от 9 января 2011 года).

Награжден государственной наградой Российской Федерации - орденом Мужества ( Указ Президента Российской Федерации за №70868 от 4 марта 2010 года).

Отмечен благодарственным письмом Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова, за образцовое выполнение служебных обязанностей в условиях, сопряженных с риском для жизни, вклад в борьбу с терроризмом и экстремизмом на территории Чеченской Республики и Северо–Кавказского региона, в связи с 5-ти летием со дня образования Отряда милиции специального назначения «Терек» Главного управления МВД России.

Удостоен Медалью высшей парламентской награды, за выдающиеся достижения в деле восстановления экономической, социальной инфраструктуры Чеченской Республики и большой вклад в развитие органов муниципальной власти (№1295 от 29 апреля 2012 года), за добросовестный труд и заслуги в реконструкции и благоустройства поселка Войково и безупречное исполнение служебных обязанностей.

Награжден директором Федеральной службы судебных приставов РФ Артуром Парфенчиковым, именным пистолетом за активное содействие в решении задач УФССП РФ по ЧР.

Женат, четверо детей.

Если нашли ошибку в тексте выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

ОБСУЖДЕНИЕ

Руководство Управления

Руководство Управления

С января 2002 г. по декабрь 2004 г. работал ведущим специалистом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике.

С января 2005 г. по май 2005 г. работал ведущим специалистом Управления Федеральной службы судебных приставов по Чеченской Республике

С мая 2005 г. по апрель 2007 г. работал заместителем начальника отдела организации дознания и административной практики Управления Федеральной службы судебных приставов по Чеченской Республике

С апреля 2007 г. по январь 2008 г. работал начальником отдела организации дознания и административной практики Управления Федеральной службы судебных приставов по Чеченской Республике

С января 2008 г. по сентябрь 2010 г. работал заместителем руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Чеченской Республике - заместителем главного судебного пристава Чеченской Республики

С сентября 2010 г. по апрель 2014 г. работал начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике

С апреля 2014 г. по ноябрь 2015 г. – работал главой администрации Урус-Мартановского муниципального района Чеченской Республики

С ноября 2015 г. по февраль 2016 г.– и.о. руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Чеченской Республике - главного судебного пристава Чеченской Республики

С февраля 2016 г. по н/в – Руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Чеченской Республике - главный судебный пристав Чеченской Республики

Заместитель руководителя УФССП России по Чеченской Республике -

заместитель главного судебного пристава Чеченской Республики

Заместитель руководителя УФССП России по Чеченской Республике -

заместитель главного судебного пристава Чеченской Республики


Заурбеков Имран Адланович


Заместитель руководителя УФССП России по Чеченской Республике -

заместитель главного судебного пристава Чеченской Республики

Время создания/изменения документа: 10 июля 2015 11:03 / 29 июля 2016 18:16

Министерство автомобильных дорог Чеченской Республики

Заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики– министр автомобильных дорог Чеченской Республики

Тумхаджиев Абубакар Бухаруевич

Родился 27 марта 1960 г. в селе Аллерой Шалинского района ЧИАССР. Окончил Махачкалинский институт финансов и права по специальности «Экономист, финансы и кредит».

Свою трудовую деятельность А.Б. Тумхаджиев начал дорожным рабочим. Пройдя ступени роста, в 2006 г. стал начальником Департамента строительных материалов и стройиндустрии Правительства Чеченской Республики. С 2007 по январь 2008 г. работал начальником Департамента автомобильных дорог Чеченской Республики.

19 января 2008 г. А.Б. Тумхаджиев назначен министром автомобильных дорог Чеченской Республики. С 24 января 2011г. назначен заместителем Председателя Правительства Чеченской Республики – министром автомобильных дорог Чеченской Республики.

За активное участие в восстановлении Чеченской Республики и за заслуги по развитию дорожной отрасли Чеченской Республики Абубакар Бухаруевич Тумхаджиев отмечен следующими наградами:

  • Орден Кадырова – 2007 год;
  • Медаль «За заслуги перед Чеченской Республикой» – 2009 год;
  • Национальная общественная премия транспортной отрасли России «Золотая колесница», учрежденная Комитетом Государственной Думы по транспорту и Министерством транспорта РФ – 2009 год;
  • Медаль «За заслуги перед Отечеством» IIстепени – 2010 год;
  • Почетное звание «Заслуженный строитель Чеченской Республики» – 2012 год;
  • Медаль Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике «За защиту прав человека» – 2012 год;
  • Лауреат премии А.А.Николаева – 2015год;
  • Почетные грамоты и благодарственные письма Президента Чеченской Республики и Главы Чеченской Республики;

Темирсултанов Аббас Алиевич

Руководство чеченской республики

Родился 15 июля 1969 года в поселке Затеречный, Нефтекумского района, Ставропольского края.

В 1994 году окончил Чеченский Государственный университет по специальности «Историк». В процессе учебы в 1992-1993 гг. по рекомендации Ахмат-Хаджи Кадырова был направлен в Арабскую Республику Тунис Академией Духовного Наследия Востока и Исламским Культурным Центром России для стажировки в университет политологии им. М. Бургибы. В процессе дополнительного образования получил специальность – «востоковед-политолог».

28 февраля 2014 года успешно защитил диссертацию на соискание степени кандидата политических наук по теме: "Иностранные каналы влияния на проявление терроризма в современной России (на примере Северного Кавказа)".

С 1987 по 1989 годы проходил службу в рядах Вооруженных сил СССР на Байконуре в в/ч № 46180 в звании старшего сержанта.

С 1994-2004 годы занимался предпринимательской деятельностью.

С апреля по август 2005 года - заместитель начальника информационно-аналитического отдела Департамента внешних связей Президента и Правительства Чеченской Республики.

С января по февраль 2006 года - начальник информационно-аналитического отдела Департамента внешних связей Президента и Правительства Чеченской Республики.

С февраля по июль 2006 года - начальник отдела по обеспечению деятельности Комитета по межпарламентским связям, внешней политике, регламенту и этике Совета Республики Парламента Чеченской Республики.

С июля по ноябрь 2006 года - советник Председателя Совета Республики Парламента Чеченской Республики.

С ноября 2006 по июль 2008 года - начальник Департамента информационно-аналитической работы Аппарата

Совета Республики Парламента Чеченской Республики.

С января 2009 г. по август 2011 г. - советник Председателя Парламента Чеченской Республики.

С 2011 г. по 2013 г. - руководитель Секретариата Председателя Парламента Чеченской Республики.

8 сентября 2013 избран депутатом Парламента Чеченской Республики III созыва.

С мая 2015 года по настоящее время – министр Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации.

Владеет русским, арабским и английским языками свободно, немецким со словарем. Является аспирантом института Международных отношений при Пятигорском государственном лингвистическом университете. Имеет научные публикации и монографию по теме «Терроризм на Северном Кавказе. Экзогенное влияние».

Награжден Почетным знаком «За трудовое отличие», медалью «За заслуги перед Чеченской Республикой », Почетными грамотами Президента, Правительства и Парламента Чеченской Республики, Почетной грамотой «За значительный личный вклад в дело укрепления уголовно-исполнительной системы Чеченской Республики, а также в связи с празднованием Дня Конституции Российской Федерации.

Женат, имеет пятерых детей.

Представительство Чеченской Республики

Руководство

Родился 14 марта 1956 г. в г. Караганда Казахской ССР. После окончания в 1974 году средней школы в с. Джалка Гудермесского района служил в рядах Советской Армии в Монголии, получил офицерское звание. Окончил исторический и экономический факультеты Чечено-Ингушского государственного университета. Кандидат экономических наук. Заслуженный работник сельского хозяйства Чеченской республики.

Трудовую деятельность Д.Б. Абдурахманов начал в 1978 году учителем в средней школе, работал председателем Джалкинского сельского совета, председателем Гудермесского горисполкома, главой администрации г. Гудермеса, первым заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Чеченской республики. Заочно получил второе высшее экономическое образование. Своим трудолюбием и умением организовать дело, увлечь людей добивался высоких показателей на вверенном ему участке трудовой деятельности.

В 2000 году, в трудное для Чеченской республики время, Д.Б. Абдурахманов возглавил министерство сельского хозяйства и продовольствия. Под его руководством в различных отраслях: земледелии, животноводстве, семеноводстве, пищевой промышленности – республика добилась значительных успехов в жизненно-важных на то время вопросах. Работая в органах государственной власти, Дукуваха Баштаевич зарекомендовал себя как трезвый и здравомыслящий политик и человек, имеющий твердую гражданскую позицию. Эти качества в полной мере проявились еще в период его оппозиционной деятельности по отношению к режиму Дудаева.

С тех пор Д.Б. Абдурахманов принимает активное участие во всех политических мероприятиях, происходящих в Чеченской республике, является инициатором многих идей и разработок, направленных на оздоровление социально-экономической сферы и политической жизни в республике. Ему принадлежит заслуга в успешном проведении судьбоносных для народов Чеченской республики акций. Он осуществлял фактическое руководство выборными кампаниями, в том числе возглавлял штаб по проведению референдума по принятию Конституции Чеченской республики.

На парламентских выборах в ноябре 2005 года Дукуваха Баштаевич Абдурахманов был избран депутатом и Председателем Народного Собрания Парламента Чеченской Республики .

За большой личный вклад в нормализацию общественно-политической жизни в республике Д.Б. Абдурахманов награжден орденами Дружбы, Почета, Слава нации и Кадырова, первые из них вручены в Кремле Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, орден Кадырова вручен Президентом ЧР Р.А. Кадыровым.

За большой вклад в развитие парламентаризма и демократических принципов в Чеченской республике награжден орденом «За развитие парламентаризма в ЧР».

За особые заслуги в формировании и становлении законодательной власти ему присвоено звание «Почетный гражданин Чеченской республики », а также вручена медаль «За заслуги перед Чеченской республикой».

12 октября 2008 года избран депутатом Парламента Чеченской республики второго созыва. 30 октября 2008 года на первом заседании единогласно избран Председателем Парламента Чеченской республики.

Д.Б. Абдурахманов также является заместителем секретаря Чеченского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» и сопредседателем Совета Ассамблеи народов Чеченской республики.

Д.Б. Абдурахманов – автор двух книг («Чеченский парламент» и «Миссия мира»). Им опубликованы статьи в республиканских, региональных и федеральных газетах и журналах, в том числе в журналах «Современный Кавказ», «100 наций» и др. В марте 2007 года принят в Союз писателей России. Принимая во внимание большой вклад Д.Б. Абдурахманова в дело возрождения чеченской литературы, в 2008 году на очередном заседании правления Союза писателей Чеченской республики его единогласно избирают председателем.

С мая 2009 года Д.Б. Абдурахманов – Почетный председатель Союза писателей Чеченской республики.

19 мая 2009 года спикер Государственной думы Федерального Собрания России Б.В. Грызлов вручил Д.Б. Абдурахманову Памятную медаль Государственной Думы РФ.

История чеченского парламентаризма, несмотря на свою относительную краткость, весьма насыщена и интересна. Прообразом первого парламента, возникшего в Чечне, следует рассматривать, конечно же, Мехк-кхел. К сожалению, не сохранилось точных данных о времени появления у чеченцев этого высшего органа власти, представлявшего собой, скорее, съезд народных представителей, чем парламент в подлинном смысле этого слова.

Особенности Мехк-кхела, как органа власти (каким мы его знаем), определялись характером общественного устройства чеченцев после опустошительного нашествия армии среднеазиатского правителя Тимура. Вместе с городами почти на всем Северном Кавказе оказались уничтоженными и государственные институты, что привело в Чечне к быстрой реанимации тейпов и росту значения территориальной (соседской) общины. Вплоть до XIX века Чечня представляет собой конгломерат политически и экономически самостоятельных общин, обходящихся минимальным аппаратом управления, состоящего из сельского старшины (юрт-да) и его помощников.

Все важнейшие вопросы, касающиеся конкретного селения, решались сходом его жителей, в котором право решающего голоса принадлежало отцам семейств. Вопросы, касающиеся жизни целого общества, решались, как правило, на совете представителей от всех селений, входивших в состав общества, а в исключительных случаях – народным собранием. Однако наличие более масштабных проблем в экономической жизни (например, совместное владение и эксплуатация некоторых угодий сразу несколькими селениями или обществами, необходимость регулирования экономической деятельности и т.д.), а также общие политические интересы неизбежно вели к созданию органа, призванного решать наиболее важные вопросы, касающиеся интересов всей страны. Таким органом у чеченцев традиционно был Мехк-кхел (Совет страны), созываемый по мере необходимости и состоявший из представителей всех чеченских обществ и селений. Причиной созыва Мехк-кхела могли быть конфликты между различными чеченскими обществами, с соседними народами или государством, вопросы вероисповедания, необходимость обсудить и утвердить изменения в обычном праве. Мехк-кхел имел право от имени всего чеченского народа объявлять войну и заключать мир, одобрять или отвергать политическое соглашение и т. д. Причем, война никогда не объявлялась Мехк-кхелом без одобрения духовенства.

Чеченский Мехк-кхел прекратил существование с возникновением имамата и Дагестана – в создаваемом Шамилем авторитарном теократическом государстве, естественно, не нашлось места для органа народного волеизъявления, который мог поставить под сомнение почти неограниченную власть имама.

В возрождении Мехк-кхела не была заинтересована и российская колониальная администрация, которая существенно ограничивала даже права сельских сходов. Впрочем, царская Россия само очень долго обходилась без парламента и лишь революционный подъем 1905 года вынудил императора Николая I приступить к созданию в стране представительной власти. И хотя созыв I Государственной думы практически ничего не изменил в жизни чеченского народа, появление общероссийского парламента стало первым шагом к возрождению чеченского парламентаризма. Весьма показательно, что на выборах, прошедших весной 1906 года, от горских народов Терской области (горцы, казаки и иногородние голосовали раздельно) депутатом Государственной думы оказался избран Таштемир Эльдарханов, до этого времени занимавшийся почти исключительно просветительской деятельностью. Таким образом, интересы горской части населения области в Государственной Думе представлял чеченский просветитель и общественный деятель демократического направления, а два других депутата представляли казачье сословие, хотя по своей численности казаки составляли меньшинство.

Несмотря на то, что «дарованная» монархом Конституция существенно ограничивала полномочия Государственной думы, как высшего законодательного органа власти, – ее трибуна стала местом бурных политических дискуссий, во время которых депутат от горцев выступал с острой критикой существующих в Терской области порядков. Так, в одном из своих (ставших знаменитыми) выступлений Т. Эльдарханов подчеркивал, что горцы «…очутились в лапах всесильной бюрократии. Управляют нами военные чины, отбросы армии, которые ничего общего с народом не имеют, не заинтересованы в судьбах его». При этом «… главные причины нежелательных явлений – отсутствие образования, невыносимое экономическое положение – их совершенно не интересует».

Впрочем, парламентская деятельность Т. Эльдарханова оказалась недолгой. Уже летом 1906 года I Государственная дума была распущена, а сам бывший депутат оказался вынужденным уехать в Баку – подальше от тех государственных чинов, чью деятельность он обличал с парламентской трибуны.

Первая попытка восстановить в Чечне власть народных представителей относится к периоду Февральской революции – уже 14 марта 1917 года в Грозном собрался чеченский национальный съезд, на котором присутствовало (по разным данным) от 3 до 10 тысяч человек. Несмотря на выявившиеся серьезные противоречия во взглядах его участников на будущее политическое устройство, съезд принял историческое решение о создании национальных органов власти, хотя и в рамках политического союза с другими горскими народами Северного Кавказа.

Высшим органом власти в Чечне декларируется народный съезд, а исполнительная власть передается в руки так называемого Чеченского исполнительного комитета. Предусматривалось и создание национального парламента (меджлиса), однако бурные политические процессы не позволили в полной мере осуществить это намерение. В ходе революции в Чечне возникают два органа власти, претендовавшие на то, чтобы представлять интересы народа – это так называемые Атагинский и Гойтинский Советы, политическое противостояние между которыми во многом определило ход гражданской войны в Чечне.

Помимо этого, существует еще один парламент – меджлис Горской республики, провозглашенной Союзом объединенных горцев. Союзный меджлис просуществовал до конца мая 1919 года и в его составе, насчитывалось несколько представителей от, о деятельности которых почти ничего неизвестно до сих пор.

После установления советской власти роль местного парламента отводится Верховному Совету Чеченской Автономной области (после объединения с Ингушетией формируется Верховный Совет Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики). Вряд ли советский Верховный Совет можно рассматривать в качестве полноценного парламента хотя бы в силу того, что его деятельность полностью контролировалась партийными органами. Собиравшиеся два раза в год на краткосрочные сессии депутаты Верховного Совета безоговорочно принимали документы, разработанные партийным руководством республики или «спущенные» из Москвы.
Тем не менее, советский период нельзя считать и полностью потерянным для становления чеченского парламентаризма. Достаточно сказать, что именно в советский период в общественном сознании укрепилось мнение о необходимости существования независимого законодательного органа власти, являющегося естественным противовесом исполнительной власти.

Отдельной (и трагической) страницей в истории чеченского парламентаризма стал период 90-х годов прошедшего века. Под влиянием демократически настроенных слоев чеченского общества в Конституцию Чеченской республики образца 1991 года вошли положения, предусматривающие создание сильного парламента и широкого местного самоуправления, что должно было существенно ограничить влияние исполнительной власти в лице президента. К сожалению, короткий опыт самостоятельного государственного строительства оказался в высшей степени неудачным и все попытки придать демократический импульс политическим процессам, протекавшим в Ичкерии, быстро провалились. Парламентские и президентские выборы осени 1991 года, сфальсифицированные от начала и до конца, вполне закономерно привели к глубокому расколу внутри чеченского общества. Власть в Чеченской республике (Чечне) захватила узкая группа политических авантюристов, которая меньше всего думала о национальных интересах чеченского народа. Попытка же части депутатов превратить парламент в независимый от президента Д. Дудаева орган власти привела к государственному перевороту лета 1993 года и вооруженному разгону самого парламента.

В целом, ни «дудаевский», ни «масхадовский» парламенты ичкерийского периода нашей истории так и не смогли превратиться в политически самостоятельную представительную ветвь власти, стоящую на страже народных интересов. Вероятно, в тех условиях это было просто невозможно.

С принятием Конституции Чеченской республики 2003 года начинается новый этап в истории чеченского парламентаризма. Был воссоздан республиканский парламент, состоящий из двух палат и наделенный достаточно широкими властными полномочиями. Новой чеченской Конституцией была заложена первоначальная законодательная база для формирования полностью независимой ветви представительной власти. Однако мы должны отдавать себе отчет в том, что это было только начало длительной и кропотливой работы по тонкой «настройке» всего политического механизма Чеченской республики. В частности, необходимо было с одной стороны оптимизировать структуру высшего органа законодательной власти, с другой – отработать механизм взаимодействия с исполнительной и судебной ветвями власти.
Что касается оптимизации структуры органа законодательной власти, то конкретные шаги в этом направлении уже предприняты. В Конституцию Чеченской республики были внесены поправки, благодаря которым стало возможным проведение 12 октября 2008 года выборов в новый однопалатный парламент, состоящий из 41 депутата.

Необходимо сказать, что в лице парламента 1-го созыва Чеченская республика впервые за последние два десятилетия получила законодательный орган, деятельность которого заслуживает положительной оценки. Как известно, ему отводилась роль главного приводного ремня в сложном механизме, связывающем государство и общество, власть и народ, и с этой задачей он справился. Уже само его появление сыграло положительную роль в преодолении унаследованного от 90-х годов внутричеченского политического противостояния. Главное – была создана законодательная база, обеспечивающая развитие экономической, политической, социальной и гуманитарной сфер Чеченской республики в рамках Российской Федерации.

Заметим также, что впервые создан прецедент цивилизованного реформирования законодательной ветви власти, а в будущем парламент может и должен стать главным фактором, обеспечивающим стабильность в Чеченской республике (Чечне). Будучи выборным органом власти, он напрямую связан с волей избирателей и одновременно является площадкой, на которой происходит главное взаимодействие политических партий и объединений.
В общем, в истории чеченского парламентаризма наступил новый и не менее ответственный период.

Эдильбек Хасмагомадов,
директор Национальной библиотеки Чеченской республики

ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственном флаге Чеченской республики

Настоящим Положением устанавливается Государственный флаг Чеченской республики, его описание и порядок официального использования.

Государственный флаг Чеченской республики является официальным государственным символом Чеченской республики.

Государственный флаг Чеченской республики представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхней зеленого - 65 см, средней - белого - 10 см и нижней - красного цвета - 35 см, у древка вертикальная белая полоса с чеченским национальным орнаментом -15 см, по всему контуру обрамляется золотой бахромой. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.

Многоцветный рисунок Государственного флага Чеченской республики помещен в приложении к настоящему Положению.

Государственный флаг Чеченской республики поднят постоянно на зданиях:

Администрации Президента Чеченской республики;

Государственного Совета, а после избрания - Парламента Чеченской республики;

Правительства Чеченской республики;

Конституционного Суда Чеченской республики;

Национального банка Чеченской республики - после его учреждения.

Счетной палаты Чеченской республики, после ее образования в соответствии с Конституцией Чеченской республики;

уполномоченного по правам человека в Чеченской республике;

Избирательной комиссии Чеченской республики.

Государственный флаг Чеченской республики поднят постоянно (один или вместе с соответствующими флагами) на зданиях республиканских органов исполнительной власти, на резиденциях полномочных представителей Президента Чеченской республики в субъектах РФ, а также на зданиях органов государственной власти Чеченской республики и органов местного самоуправления. Над резиденцией Президента Чеченской республики в столице Чеченской республики - городе Грозный поднимается дубликат штандарта (флага) Президента Чеченской республики.

Государственный флаг Чеченской республики вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках) общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах в дни государственных праздников Чеченской республики.

Государственный флаг Чеченской республики поднимается на зданиях представительств Чеченской республики, когда это связано с исполнением указанными лицами служебных обязанностей, а также на зданиях иных официальных представительств Чеченской республики, за пределами Чеченской республики, в том числе официальных представительств Чеченской республики при международных организациях, в соответствии с нормами международного права, правилами дипломатического протокола и традициями страны пребывания.

Государственный флаг Чеченской республики установлен постоянно в залах заседаний Государственного Совета Парламента Чеченской республики, Правительства Чеченской республики, в залах судебных заседаний исполнительных органов государственной власти городов и районов Чеченской республики, а также представительных органов местного самоуправления;

в рабочем кабинете Президента Чеченской республики и в иных помещениях, предназначенных для проведения торжественных мероприятий (церемоний) с участием Президента Чеченской республики, в рабочих кабинетах Председателя Государственного Совета Чеченской республики, Председателя Правительства Чеченской республики, руководителя Аппарата Президента и Правительства Чеченской республики, полномочных представителей Президента Чеченской республики, председателя Конституционного Суда Чеченской республики, председателя Национального банка Чеченской республики, председателя Счетной палаты Чеченской республики, уполномоченного по правам человека в Чеченской республики, председателя избирательной комиссии Чеченской республики, руководителей органов исполнительной власти, глав муниципальных образований, глав представительств, и иных официальных представительств Чеченской республики за пределами Чеченской республики, в том числе официальных представительств Чеченской республики при международных организациях.

Государственный флаг Чеченской республики поднимается (устанавливается) во время официальных церемоний и других торжественных мероприятий, проводимых республиканскими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Государственный флаг Чеченской республики может быть поднят (установлен) во время торжественных мероприятий, проводимых общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжеств.

В дни траура в верхней части древка Государственного флага Чеченской республики крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага. Государственный флаг Чеченской республики поднят на мачте (флагштоке), приспускается до половины высоты мачты (флагштока).

Флаги муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности не могут быть идентичны Государственному флагу Чеченской республики.

Государственный флаг Чеченской республики не может использоваться в качестве геральдической основы знамен, муниципальных образований, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага Чеченской республики и знамен муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации Государственный флаг Чеченской республики располагается с левой стороны от другого флага, если стоять к ним лицом; при одновременном подъеме (размещении) нечетного числа знамен, Государственный флаг Чеченской республики располагается в центре, а при подъеме (размещении) четного числа знамен (но более двух) - левее центра.

При одновременном подъеме (размещении) Государственного флага Чеченской республики и других флагов размер флага муниципального образования, общественного объединения либо предприятия, учреждения или организации не может превышать размер Государственного флага Чеченской республики, а высота подъема Государственного флага Чеченской республики не может быть меньше высоты подъема других знамен.

Изображение Государственного флага Чеченской республики может быть использовано в качестве элемента или геральдической основы государственных наград Чеченской республики, а также геральдических знаков - эмблем и знамен органов исполнительной власти.

Использование Государственного флага Чеченской республики с нарушением настоящего Положения, а также надругательство над Государственным знаменем Чеченской республики влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.