Руководства, Инструкции, Бланки

образец учетная политика с ехсн предприятия img-1

образец учетная политика с ехсн предприятия

Рейтинг: 5.0/5.0 (1816 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Учетная политика по бухучету на 2010 год

Учетная политика по бухучету на 2010 год

Учетная политика - в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и др. способы и приемы. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, в котором урегулированы также вопросы раскрытия и изменения учетной политики.

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов. содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями и др. решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Другие статьи

Учетная Политика Структура Скачать

Учетная Политика Структура Скачать

Структура Учетной Политики

для целей Бухгалтерского и Налогового Учета

Федеральный Закон № 402-ФЗ статья 8 «Учётная политика»

Учетная политика формируется Главным бухгалтером или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации.

Учетную политику на ______ год организации должны формировать в соответствии с изменениями в Законодательстве.

Структура учетной политики состоит:


1. Учетная политикадля целей бухгалтерского учета:

Учетная политикаутверждается распоряжением или приказом руководителяпредприятия в предшествующем году. Например, 30 декабря _____года образец учетной политики на _____ год утвержден, а в силу вступит со следующего года (с 1 января).

Учетная политика составляется единственный раз с возможностью внесения в нее изменений. Только в случае принятия изменений в НК РФ, будет целесообразным принять и утвердить новый образец учетной политики. При этом обязательны ссылки на Федеральные законы.

Изменять учетную политику целесообразно в следующих случаях :

  • Изменений Законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • Разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. что предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности
  • Существенного изменения условий хозяйствования (реорганизация, изменение видов деятельности и т.п.)

Не считается изменением учётной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учёта фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Образец документа

(наименование банка или кредитной организации)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Целью настоящего Положения является определение основных направлений учетной политики банка в ______ финансовом году, на которых базируется планирование доходности активно-пассивных операций и развития банка. Положение в настоящей редакции действует с ______ г.

1.3. В связи с нестабильностью денежно-кредитного, финансового рынка и экономики страны в целом настоящее Положение ограничивается формулировкой принципов учетной политики, не регламентируя жестко условий проведения операций банком. Принципы работы банка и условия проведения операций оперативно изменяются по решению Правления банка в соответствии с изменением нормативной и законодательной базы и конъюнктуры рынка.

1.4. Учетная политика банка строится с соблюдением следующих правил:

- приоритетность надежности размещения средств по сравнению с доходностью;

- максимальное снижение риска по проводимым активным операциям, в том числе путем диверсификации портфеля доходных активов;

- пооперационный анализ доходности: каждая отдельная сделка купли-продажи ресурсов должна приносить прибыль в размере не ниже установленной настоящим Положением минимальной маржи.

Переориентация в размещении средств от краткосрочных межбанковских кредитов (МБК) на следующие сегменты рынка:

- государственные ценные бумаги;

- кредиты конечным заемщикам под ликвидный залог;

- финансирование краткосрочных капитальных вложений под залог недвижимости;

- увеличение в структуре доходов банка доли комиссий за услуги клиентам по сравнению с процентными доходами. Для этого: расширение спектра предоставляемых клиентам услуг, увеличение их финансовой привлекательности и объема.

1.5. Ответственность за реализацию учетной политики возлагается на кредитный отдел банка. Руководство этой работой осуществляет заместитель Председателя Правления, курирующий вопросы кредитования и другие активно-пассивные операции.

2. ПОРЯДОК НАЧИСЛЕНИЯ ПРОЦЕНТОВ И ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДНОСТИ

2.1. При расчете процентов по привлекаемым ресурсам (векселя, депозиты, вклады частных лиц, кредитные карточки и др.) принимается число дней в году - 360, число дней в месяце - 30. Проценты по привлекаемым ресурсам (исключая векселя банка) начисляются со дня поступления средств на корреспондентский счет банка или в кассу банка до дня, предшествующего дню отправления средств клиенту. При ежемесячном начислении процентов датой начисления принимается 25-е число текущего месяца.

Положения настоящего пункта могут быть изменены на основании договора (например, в срочном обязательстве по привлеченному МБК может быть оговорен срок 31 день в месяце с начислением процентов за весь указанный срок).

Проценты по векселям банка начисляются со дня составления векселя (если в нем не оговорена иная дата) по день погашения векселя включительно.

2.2. При расчете процентов по размещаемым ресурсам (кредитным юридическим и физическим лицам, МБК выданные) принимается число дней в году - 360, число дней в месяце - 30 для всех кредитов сроком более чем на 30 дней.

Проценты начисляются со дня выдачи средств заемщику (операция по Дт ссудного счета) по день возврата средств в банк (операция по Кт ссудного счета) включительно. Учет при начислении процентов календарного количества дней (31 день в месяце и т.п.) производится в том случае, если это указано прямо в срочном обязательстве заемщика.

2.3. При проведении любой операции привлечения средств проводится анализ возможностей их немедленного размещения исходя из необходимости обеспечения следующей доходности (при соблюдении требований надежности):

- минимальная маржа - ___% пунктов;

- стандартная маржа - ___% пунктов.

Маржа рассчитывается с учетом всех обязательных платежей по операции, включая налоговые. При невозможности обеспечить минимальную маржу операция не проводится. Исключение из указанного правила могут составлять операции, проводимые с целью привлечения клиентов или развития нового для банка направления деятельности (например, операции по кредитным карточкам). В этих случаях по решению Правления в течение определенного периода времени и в ограниченном объеме могут проводиться операции, не приносящие немедленный доход.

2.4. При проведении анализа доходности операции учитываются следующие выплаты (при их наличии):

- налог на прибыль;

- налог на добавленную стоимость;

- отчисления в фонд резервов под возможные потери по ссудам;

- отчисления в фонд резервов под возможное обесценение ценных бумаг;

- отчисления в фонд обязательных резервов;

- иные обязательные платежи и отчисления.

2.5. Отчисления в фонд резервов под возможные потери по ссудам, относимым в соответствии с инструкциями Банка России к I и II группам риска, как правило, не производятся. Отчисления в фонд резервов под возможные потери по ссудам и списание сумм указанных резервов производятся бухгалтерией на основании отдельных распоряжений кредитного отдела.

3. ПОРЯДОК ПРОЛОНГАЦИИ КРЕДИТНЫХ ДОГОВОРОВ

И УЧЕТА ПРОСРОЧЕННЫХ ССУД

3.1. Кредитный договор может быть пролонгирован без изменения или с изменением процентной ставки не более двух раз. При этом составляются дополнительные соглашения с заемщиком, в которых оговаривается срок возврата и процентная ставка. На срочном обязательстве заемщика делается соответствующее распоряжение для бухгалтерии и кредитного отдела за подписью Председателя Правления (заместителя Председателя Правления) банка.

3.2. Пролонгация кредита может быть оформлена только при условии полного погашения заемщиком всех процентных выплат за истекший срок пользования кредитом.

3.3. Решение о пролонгации кредита принимает кредитный комитет банка в соответствии с Положением о проведении операций кредитования АКБ "_______".

3.4. В случае невозможности стандартной пролонгации кредита (из-за невыполнения заемщиком своих обязательств по кредитному договору, истечения срока второй пролонгации) кредитный комитет может принять решение:

а) о продаже долга заемщика в соответствии с Положением об операциях по переуступке прав АКБ "_______";

б) о вынесении кредита на просрочку в соответствии с инструктивными материалами ЦБ РФ;

в) о третьей (и последующих) пролонгациях с соответствующим увеличением отчислений в фонд резервов под возможные потери по ссудам и пересмотром условий кредитного договора.

3.5. В случае вынесения кредита на просрочку кредитный отдел оформляет исковое заявление на взыскание с заемщика суммы долга с процентами и/или на обращение взыскания по кредитному договору на имущество заемщика (в том числе - залоговое). Исковое заявление подается в суд по решению Правления банка.

4. СИСТЕМА УСЛУГ КЛИЕНТАМ БАНКА

4.1. С точки зрения ориентации банка на получение доходов в виде комиссионных выплат за услуги клиентам (п. 1.4 настоящего Положения) система услуг клиентам получает приоритетное развитие по следующим направлениям:

- операции с государственными ценными бумагами для клиентов банка;

- обслуживание счетов физических лиц;

- услуги по посредничеству в проведении крупных сделок купли-продажи;

- учет векселей сторонних банков;

- оптимизация налогообложения для физических и юридических лиц;

- повышение качества и удобства расчетно-кассового обслуживания.

4.2. По указанным направлениям выполняются следующие принципы учетной политики:

- доход банка в виде комиссий должен превышать расход по предоставлению услуги в __ - ___ раза;

- тарифы на расчетно-кассовое обслуживание не должны, как правило, превышать тарифы других банков по аналогичным операциям;

- условия обслуживания оперативно меняются при изменении спроса на услуги, конъюнктуры рынка.

4.3. По остаткам на счетах "до востребования" с "__"_____ ____ г. начисляются следующие процентные ставки:

а) расчетные и текущие счета организаций со средними остатками более ______ руб. в месяц - по договоренности с клиентом;

б) счета физических лиц - ____% годовых (кредитные карточки) и ___% годовых (вклады до востребования).

Учетная политика для бюджетных организаций

Учетная политика на 2016 год для бюджетных организаций в КонсультантПлюс

Составить учетную политику на 2016 г. учреждениям государственного сектора помогут образцы учетной политики. В системе КонсультантПлюс размещены примеры учетной политики конкретных организаций на 2016 г.:

  • учетная политика бюджетного учреждения на примере ГБУЗ «Поликлиника N 16″ (здравоохранение, общая система налогообложения);
  • учетная политика автономного учреждения на примере ГАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа N 1″ (образование, общая система налогообложения);
  • учетная политика органа местного самоуправления на примере администрации города.

Каждый пример содержит образец приказа об учетной политике, учетную политику для целей бухгалтерского учета, учетную политику для целей налогообложения, необходимые приложения. Образцы подготовлены с учетом специфики каждого учреждения.

В рамках учетной политики утверждаются приложения, регулирующие особенности учета и хозяйственной деятельности учреждений. В разработанных образцах представлены самые востребованные из них, например:

  • рабочий план счетов;
  • график документооборота;
  • порядок отражения в учете и отчетности событий после отчетной даты;
  • положение о служебных командировках;
  • порядок формирования и использования резервов предстоящих расходов;
  • положение о комиссии по поступлению и выбытию активов;
  • положение по инвентаризации имущества и обязательств учреждения;
  • положение о внутреннем финансовом контроле.

Найти образцы можно через Быстрый поиск в системе КонсультантПлюс. Пример поискового запроса: «Образец учетной политики автономного учреждения». Из предложенного списка выберите документ, помеченный словом «Форма», — «Форма: Учетная политика автономного учреждения на примере ГАОУ ДОД «ДЮСШ № 1 (образование, общая система налогообложения)».

Подробно о новых образцах учетной политики в системе КонсультантПлюс можно узнать в региональном информационном центре Сети КонсультантПлюс — компании «ТелекомПлюс» по многоканальным телефонам: (342) 281-01-10, 8-800-3000-368 (звонок бесплатный).

Учетная политика при наличии обособленных подразделений

Учетная политика при наличии обособленных подразделений Учетная политика при наличии обособленных подразделений

С 1 января 2013 г. все российские организации, без каких-либо исключений, ведут бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

При этом обеспечить качественное ведение такого учета можно только на основании учетной политики, в которой закрепляются избранные способы ведения учетной работы. Причем на формирование учетной политики экономического субъекта влияет много факторов, в том числе наличие в структуре организации обособленных подразделений. О том, какие нюансы следует учесть в учетной политике при наличии в составе компании обособленных подразделений, мы и поговорим далее.

Общие положения
Итак, при ведении бухгалтерского учета организация руководствуется нормами Закона № 402-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 г.

В ст. 6 Закона № 402-ФЗ определено, что обязанность ведения бухгалтерского учета распространяется исключительно на все российские организации, как коммерческой, так и некоммерческой сферы. Эта обязанность влечет за собой необходимость формирования учетной политики организации, где закрепляются избранные способы ведения бухгалтерского учета, что подтверждается нормами ст. 8 Закона № 402-ФЗ.

Как сказано в п. 2 ст. 8 Закона № 402-ФЗ, экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона № 402-ФЗ при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

В случае если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухучета, он самостоятельно разрабатывается организацией исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

Поскольку пока соответствующие федеральные и отраслевые стандарты не утверждены, то при формировании своей учетной политики организация (за исключением фирм банковского сектора) на основании п. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ руководствуется действующими правилами бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными Минфином России до 1 января 2013 г. При этом указанные правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности применяются в части, не противоречащей Закону № 402-ФЗ. На это обращено внимание в информации Минфина России №ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Не секрет, что сегодня многие фирмы имеют в своем составе представительства, филиалы или иные обособленные подразделения. При этом гражданское законодательство относит в состав обособленных подразделений только филиалы и представительства, а налоговое – включает в их состав любое территориально обособленное от компании подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом признание обособленного подразделения организации таковым в целях налогообложения производится независимо от того, отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации или нет, а также от полномочий, которыми оно наделено.

Отметим, что любое обособленное подразделение не является самостоятельным юридическим лицом, оно является лишь составной частью самой организации, которая для выполнения определенных функций наделяет его необходимым имуществом и соответствующими полномочиями.

При этом передача имущества от головной организации в обособленное подразделение (и наоборот) не признается реализацией, так как операции по перемещению активов совершаются в рамках одного юридического лица, которому это имущество принадлежит на праве собственности. Если обособленное подразделение выделено на отдельный баланс, то имущество, закрепленное за обособленным подразделением компании, отражается одновременно и в балансе головной организации, и в балансе самого подразделения. Причем в такой ситуации обособленное подразделение самостоятельно ведет бухгалтерский учет фактов хозяйственной жизни и формирует самостоятельную бухгалтерскую отчетность, которая признается внутренней бухгалтерской отчетностью компании.

В силу того, что обособленное подразделение фирмы не обладает правоспособностью юридического лица, оно не представляет в налоговые органы свою бухгалтерскую отчетность. На это указывают и финансисты в письме от 18.08.2009 № 03–03–06/1/527.

Головная организация ведет бухгалтерский учет лишь в разрезе операций, осуществляемых ею, а бухгалтерская отчетность по организации формируется исходя из собственных данных, отраженных в учетных регистрах, и данных, полученных из внутренней бухгалтерской отчетности обособленного подразделения.

Если же обособленное подразделение не выделено на самостоятельный баланс, то бухгалтерский учет осуществляется непосредственно в головной компании, при этом возникает необходимость в четкой и своевременной передаче всей необходимой информации в головную организацию.

Правда, такой вариант ведения бухгалтерского учета может применяться лишь небольшими фирмами, обособленные подразделения которых находятся относительно недалеко от головного офиса. Тем не менее, даже в такой ситуации существует вероятность того, что операции, осуществляемые обособленным подразделением, будут несвоевременно или неполно отражены в бухгалтерском учете компании. Любой сбой в системе сбора и обработки «первички» может привести к весьма негативным последствиям.

Все эти и другие нюансы не могут не сказываться на правилах ведения бухгалтерского учета, закрепляемых в учетной политике организации, формирование которой является обязанностью любого российского юридического лица в соответствии с Законом № 402-ФЗ.

На это указывают и нормативные документы Минфина России, применяемые сегодня организациями в целях ведения учета. К последним, в частности, относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34 н, а также Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106 н (далее – ПБУ 1/2008).

Поскольку обязанность по формированию учетной политики организации распространяется на юридических лиц, то ею занимается головная фирма, которая при ее разработке должна учесть все свои структурные особенности. При этом положения учетной политики обязательны к применению всеми обособленными подразделениями компании, на что указывает п. 9 ПБУ 1/2008.

Нужно сказать, что учетная политика организации обычно оформляется в виде приказа руководителя, содержащего три больших раздела:
– организационно-технический;
– методологический – в части ведения бухгалтерского учета;
– методологический – в части налогообложения.

Наличие в структуре организации одного или нескольких обособленных подразделений в основном сказывается на порядке формирования первого из указанных разделов учетной политики, в котором организация прописывает основные правила, имеющие отношение к организации самой системы учетного процесса.

Организация учета при наличии обособленных подразделений
В организационном разделе учетной политики нужно указать, чьими силами ведется бухгалтерский учет по организации в целом, а также в каждом обособленном подразделении компании. Если в головной организации учет ведется бухгалтерской службой, то в обособленном подразделении, выделенном на отдельный баланс, эти функции может выполнять либо штатный бухгалтер, либо бухгалтерия обособленного подразделения. Все зависит от величины переданных обособленному подразделению функций, которые и определяют объем учетной работы такой структурной единицы.

Затем в учетной политике закрепляется единый рабочий план счетов, которым в своей учетной работе будет руководствоваться как сама компания, так и все ее обособленные подразделения. Единый сквозной план счетов с необходимым количеством субсчетов и счетов аналитического учета является гарантией идентичного отражения хозяйственных операций, как в головной организации, так и в каждом обособленном подразделении фирмы. Если обособленное подразделение организации выделено на самостоятельный баланс, то расчеты между головной организацией и обособленным подразделением отражаются с использованием счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты». Этот же счет используется для отражения информации о состоянии внутрихозяйственных расчетов обособленных подразделений между собой, если в структуре компании их несколько. Причем порядок отражения внутрихозяйственных расчетов зависит от выбора места формирования себестоимости продукции (работ, услуг), а также от места реализации последних. Это определяет и необходимую степень детализации по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Так, например, обособленное подразделение организации может осуществлять весь производственный цикл самостоятельно – от приобретения сырья и материалов для производства продукции до ее продажи. Такой объем полномочий обособленного подразделения обычно предполагает, что в подразделении ведется самостоятельный бухгалтерский учет всех операций, а итоговые данные передаются в головную компанию для формирования отчетности по организации в целом.

В то же время это не единственно возможный вариант взаимодействия головной организации с обособленным подразделением, поэтому количество объектов бухгалтерского учета, учет которых будет вестись с применением счета 79, зависит от конкретного порядка взаимодействия между головной компанией и обособленным подразделением.

Имейте в виду, что от выбора места формирования себестоимости продукции (работ, услуг) зависит, кто кому будет передавать фактически произведенные затраты – головная компания обособленному подразделению или наоборот.

Документооборот в организации
Следующий момент, которому при формировании учетной политики фирмы придется уделить повышенное внимание, это система документооборота в организации, в том числе порядок обмена документацией между головным офисом и обособленным подразделением. Отметим, что построение системы документооборота определяется количеством структурных единиц и объемом полномочий каждого обособленного подразделения.

В силу того, что действующим бухгалтерским законодательством объемы, сроки и формы предоставляемой информации в адрес головной компании не закреплены, то в учетной политике следует отметить, в каких объемах, в какие сроки и в какой форме обособленное подразделение будет представлять необходимые сведения в головную компанию.

Практика показывает, что сегодня передача документов чаще всего осуществляется посредством электронной почты. Выше мы уже отметили, что обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, формируют внутреннюю бухгалтерскую отчетность, показатели которой включаются в консолидированную отчетность фирмы. В силу этого в учетной политике закрепляется состав формируемой внутренней отчетности и сроки ее представления в головную организацию.

Бухгалтерское законодательство не содержит понятия «отдельный баланс», но в общепринятом смысле под ним понимается, скорее, не финансовая отчетность подразделения, а документ управленческого учета, в котором собраны все показатели, отражающие имущественное и финансовое положение структурной единицы компании на отчетную дату. Перечень показателей, включаемых в отдельный баланс обособленного подразделения, компания определяет самостоятельно и закрепляет их состав в своей учетной политике. Это подтверждают и чиновники Минфина России в письмах от 29.03.2004 № 04–05–06/27 и от 02.06.2005 № 03–06–01–04/273.

Внутренняя бухгалтерская отчетность компаний, имеющих разветвленную структуру, оформляется обособленными подразделениями в общем порядке в соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43 н, по формам, рекомендуемым к применению приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66 н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее – приказ № 66 н).

К представляемым формам бухгалтерской отчетности целесообразно приложить и оборотно-сальдовые ведомости по операциям обособленного подразделения за отчетный период с начала года. Это облегчит анализ финансово-хозяйственной деятельности обособленного подразделения, а также повысит степень контроля над правильностью отражения в учете хозяйственных операций.

Страховые взносы
Помимо бухгалтерской внутренней отчетности, обособленное подразделение должно передать в головной офис и необходимую информацию о суммах начисленных налогов, а также страховых взносов, которые организации платят в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

Если обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации, выделено на отдельный баланс, имеет свой расчетный счет и само начисляет выплаты в пользу физических лиц, то оно самостоятельно уплачивает страховые взносы и представляет отчетность по страховым взносам в органы контроля.

Если не выполняется хотя бы одно из перечисленных условий самостоятельности, то страховые взносы рассчитываются и уплачиваются в целом по страхователю головной организацией. Эти правила в полной мере распространяются даже на крупнейших налогоплательщиков.

В том случае, если обособленное подразделение фирмы расположено за пределами Российской Федерации, то платить страховые взносы и представлять расчеты по обособленному подразделению будет головная организация по месту своего нахождения. На это указано в п. 14 ст. 15 Закона № 212-ФЗ.

При наличии обособленных подразделений в учетной политике организации имеет смысл закрепить порядок начисления страховых взносов по сотрудникам, которые в течение года работают в нескольких подразделениях компании, а также переходят работать в другие подразделения компании через увольнение.

Как сказано в письме Минздравсоцразвития России от 12.03.2010 № 551–19, если в течение года работник перешел из одного обособленного подразделения организации в другое, то в другом обособленном подразделении при определении базы для начисления страховых взносов должны учитываться выплаты и иные вознаграждения, начисленные данному работнику с начала расчетного периода. При этом в базе для начисления страховых взносов каждого обособленного подразделения учитывают только те выплаты, которые начислены за период работы сотрудника в данном подразделении.

Аналогичный механизм расчета предельной величины базы для начисления страховых взносов применяется и в отношении работников, которые в течение календарного года (расчетного периода) были уволены из одного обособленного подразделения и приняты на работу вновь в другие обособленные структуры компании. Такие разъяснения по данному вопросу приведены в письме ФСС России от 18.12.2012 № 15–03–11/08–16893.

В части налоговых платежей обособленное подразделение своевременно должно передать в головную организацию данные налоговых деклараций по всем видам налогов, начисление которых производится этим обособленным подразделением.

Кроме того, отчетность, предоставляемая обособленным подразделением в адрес головной компании, должна содержать информацию о тех показателях, которые потребуются головной компании для определения размера налоговых обязательств, формируемых в целом по организации. Как вы уже, наверное, поняли, речь идет о:
– выписке из таких регистров налогового учета по НДС, как книга продаж и книга покупок;
– сведениях об остаточной стоимости основных средств обособленного подразделения;
– сведениях по среднесписочной численности сотрудников обособленного подразделения или о размере расходов на оплату труда (в зависимости от того, какой критерий распределения используется организацией при распределении налога на прибыль между бюджетами).

Ведение кассовой книги обособленным подразделением
Не забудьте, что при наличии в организации разветвленной структуры необходимо решить вопрос о соблюдении кассовой дисциплины и о порядке ведения в обособленном подразделении самостоятельной кассовой книги.

Напоминаем, что с 1 января 2012 г. порядок ведения кассовых операций регулируется Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12.10.2011 № 373-П, утвержденным Банком России (далее – Порядок). Из п. 5.1 Порядка вытекает, что достаточным условием для ведения самостоятельной кассовой книги в обособленном подразделении является осуществление наличных расчетов. Следовательно, при наличии таких расчетов в обособленном подразделении должна вестись самостоятельная кассовая книга.

Сегодня этот вывод подтверждают и налоговики в письме ФНС России от 17.05.2013 №АС-4–2/8827, а также судебные инстанции, на что, в частности, указывается в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 по делу №А56–55039/2012 Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Причем чуть позже с этим согласился и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о чем говорится в определении от 11.07.2013 №ВАС-8675/13 по делу №А56–55039/2012.

Согласно п. 5.6 Порядка обособленное подразделение после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает в головную организацию лист кассовой книги за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня.

Листы кассовой книги обособленного подразделения подбираются и брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению, на что указано в п. 2.5 Порядка.

В случае оформления кассовой книги на бумажном носителе обособленным подразделением передается отрывной второй экземпляр листа кассовой книги. Если же кассовая книга оформляется с применением технических средств, в головную организацию передается распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги.

Передача обособленным подразделением листа кассовой книги в головную организацию может осуществляться и в электронном виде. В этом случае передача листа кассовой книги на бумажном носителе осуществляется в соответствии с правилами документооборота, утвержденными организацией.

Имейте в виду, что обособленное подразделения обязано вести кассовую книгу вне зависимости от того, есть или нет у него контрольно-кассовая техника и свой расчетный счет. Такие разъяснения приведены в письме Банка России от 04.05.2012 № 29–1-1–6/3255. Аналогичная точка зрения на этот счет изложена и в письме ФНС России от 12.09.2012 №АС-4–2/15195.

Отдельно при формировании учетной политики при наличии обособленных подразделений нужно остановиться на порядке исчисления и уплаты налогов.

Налог на доходы физических лиц
Если в организации имеются обособленные подразделения, находящиеся на территории одного муниципального образования, но подведомственные разным налоговым органам, то в учетной политике компании нужно указать пользуется ли организация правом постановки на учет в одном обособленном подразделении, выбранном самостоятельно (далее – ответственное подразделение). Напомним, что данное право организаций закреплено в п. 4 ст. 83 НК РФ и именно от того, используется ли оно, зависит порядок перечисления НДФЛ в бюджет.

Если организация встает на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения, то НДФЛ, удержанный с работников всех обособленных подразделений, находящихся на территории одного муниципального образования, уплачивается в налоговый орган по месту нахождения ответственного подразделения. Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в письме Минфина России от 22.06.2012 № 03–04–06/3–174. Если данное право не используется, то НДФЛ уплачивается по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Данное правило подтверждает и Минфин России в письме от 21.09.2011 № 03–04–06/3–230, при этом, по мнению чиновников, не имеет значения, выделено обособленное подразделение на отдельный баланс или нет.

В учетной политике имеет смысл указать, кем производится уплата НДФЛ с доходов работников обособленного подразделения – головной организацией или же самим обособленным подразделением. Налоговики столицы в письме УФНС России по г. Москве от 20.05.2010 № 20–15/3/052927@ считают, что это обязана делать головная компания. В свою очередь, Минфин России в части обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс и расчетный счет, допускает возможность уплаты НДФЛ самим подразделением. В частности, на это указывает письмо Минфина России от 29.03.2010 № 03–04–06/54.

Поскольку по данному вопросу среди контролирующих органов нет единого мнения, то нелишним будет обратиться в свою налоговую инспекцию за соответствующим разъяснением, а затем, учитывая полученный ответ, закрепить используемый вариант уплаты в своем учетном регламенте.

Не забудьте, что в обязанности налогового агента по НДФЛ входит и подача налоговикам по месту своего учета сведений о суммах выплаченных доходов, начисленного и удержанного с физических лиц налога. Причем в общем случае сделать это следует не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом. По общему правилу, установленному в ст. 230 НК РФ, указанные сведения подаются налоговым агентом по форме 2-НДФЛ в электронной форме.

Порядок представления сведений по форме 2-НДФЛ о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме НДФЛ утвержден приказом ФНС России от 16.09.2011 №ММВ-7–3/576@ «Об утверждении Порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и сообщений о невозможности удержания налога и сумме налога на доходы физических лиц».

При наличии обособленных подразделений естественно возникает вопрос: куда подаются сведения о суммах дохода, выплаченных обособленным подразделением, – по месту учета головной организации или же самого обособленного подразделения? Конкретного ответа на этот вопрос в налоговом законодательстве нет.

Чиновники Минфина России считают, что сведения подаются по месту нахождения обособленного подразделения, на что, в частности, указывает письмо Минфина России от 07.08.2012 № 03–04–06/3–222. Разделяют точку зрения финансистов и налоговики, это следует из письма ФНС России от 07.02.2012 №ЕД-4–3/1838. В нем же налоговики говорят о том, что сведения по работникам ликвидированного подразделения подаются по месту учета головной организации. Исходя из того, что прямо из НК РФ это не вытекает, рекомендуем организации, имеющей филиальную сеть, такой порядок предоставления сведений закрепить в своей учетной политике.

Налог на добавленную стоимость
В части налога на добавленную стоимость компания, имеющая разветвленную структуру, помимо всего прочего должна в своей учетной политике закрепить цифровой индекс обособленного подразделения, который будет использоваться для нумерации счетов-фактур, выставляемых этим обособленным подразделением от имени самого налогоплательщика.

Напомним, что порядок заполнения счетов-фактур сегодня закреплен Правилами заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее – Правила № 1137).

В п. 1 раздела II приложения № 1 к Правилам № 1137 установлено, что если организация реализует товары (работы, услуги), имущественные права через обособленные подразделения, при составлении такими обособленными подразделениями счетов-фактур порядковый номер счета-фактуры через разделительную черту дополняется цифровым индексом обособленного подразделения, установленным организацией в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

Как известно, организация – налогоплательщик НДС обязана вести книги покупок и продаж, а также журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. Причем из норм НК РФ и Правил № 1137 вытекает, что указанные регистры по НДС являются едиными и ведутся в целом по организации.

С учетом того, что законом это не запрещено, по мнению автора, при использовании второго варианта организация может в своей учетной политике закрепить положение о том, что обособленное подразделение ведет указанные книги и журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в виде разделов перечисленных регистров, которые в соответствующие сроки представляются головной организации для оформления единых книг покупок и продаж и журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. Не лишне отметить, кто отвечает за представление соответствующих сведений.

Налог на прибыль организаций
В целях налогообложения прибыли организация, в составе которой имеются обособленные подразделения, должна в своей учетной политике закрепить, который из показателей ею будет использоваться при расчете сумм налога, подлежащего уплате в региональный бюджет, – среднесписочная численность работников или же расходы на оплату труда. Выбранный показатель остается неизменным в течение года.

В том случае, если свои основные средства компания амортизирует нелинейным методом, то в части остаточной стоимости амортизируемого имущества нужно указать, по данным какого учета она определяется – по данным налогового или бухгалтерского учета.

Если в составе организации числятся несколько обособленных подразделений, расположенных в одном регионе, то в учетной политике нужно привести порядок уплаты налога в региональный бюджет – всеми обособленными подразделениями самостоятельно или централизованно, через ответственное подразделение.

Также по этой теме: