Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по телесно-ориентированной терапии. img-1

руководство по телесно-ориентированной терапии.

Рейтинг: 4.2/5.0 (1810 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Якубанеце Б

Якубанеце Б.У. Руководство по телесно-ориентированной терапии
  • Файл формата zip
  • размером 780,42 КБ
  • содержит документ формата doc
  • Добавлен пользователем Sergey1961. дата добавления неизвестна
  • Отредактирован 11.04.2010 09:53
  • Скачан 98 пользователями

Под работой с телом подразумевают непосредственное терапевтическое воздействие на тело, а от этого воздействия ожидают психического излечения или изменения. Здесь речь идет о прямом воздействии на тело. Психическое переживание должно испытывать влияние посредством тела. «Тело как спаситель души» или «терапия души через работу с телом» — эти слова вынесены на титульные листы книг по биоэнергетике Александра Лоуэна. «Исцелить душу через тело»—так называется введение в биодинамику у Герды Боиезен. Таким образом, воздействие на человека осуществляется посредством работы с телом, например, непосредственно с процессами дыхания или сокращения мышц, что в свою очередь влечет за собой сопутствующие психические явления. С физическим раскрепощением связы-вают ожидание душевной релаксации.
В данной книге мы предлагаем идеи наиболее известных представителей телесно-ориентированной терапии, которые оказали влияние на современные методы в данной сфере и пользуются неизменным успехом как на Западе, так и в нашей стране.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.
Смотри также

СПб. Речь, 2010. - 256 с. ISBN 5-9268-0500-7 В формате DOC - 74с. Аннотация. В книге представлены упражнения, которые можно использовать в тренинге любой тематики для начала и завершения всего тренинга, тренинговых дней и отдельных тренинговых модулей. Описанные упражнения помогают создать в группе благоприятный эмоциональный климат, снять напряжение, закрепить пройденный.

  • 104,73 КБ
  • скачан 1296 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 21.08.2010 20:03
  • будет удален через 14 дней

Спб. Речь, 2009. - 250 с. В книге представлен и обобщен теоретический и методический материал, касающийся проблемы стресса, описаны приемы диагностики и коррекции (в том числе саморегуляции) стрессовых состояний, подробно представлена программа четырехдневного тренинга. Книга будет полезна для психологов, тренеров, специалистов по управлению персоналом, социальных.

  • 2,97 МБ
  • скачан 987 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 01.04.2016 15:55
  • будет удален через 14 дней

Учебное пособие / под ред. Д. Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2001. - 672 с. Книга содержит три раздела: диагностика психических состояний и свойств личности; диагностика межличностных и семейных отношений; диагностика профессионального подбора кадров. Представляет собой полное собрание методик и тестов практической психодиагностики. Методики и тесты сопровождаются.

  • 3,51 МБ
  • скачан 1834 раза
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 08.09.2016 01:31
  • будет удален через 14 дней

М. Айрис-пресс, 2005. — (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка Аннотация Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и.

  • 73,34 МБ
  • скачан 4616 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 11.08.2009 10:02
  • будет удален через 14 дней

Учебное пособие. Методы телесно-ориентированной терапии(психология тела Райха, Александер, Фельденкрайз, чувственное сознавание Селвер и Брукс, биосинтез, танатотерапия, актёрские телесно-ориентированные техники.

  • 52,83 КБ
  • скачан 118 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 10.11.2010 23:08
  • будет удален через 14 дней

Другие статьи

Руководство по телесно-ориентированной терапии Якубанеце Б

Добро пожаловать В МИР ЗАГАДОК, ОПТИЧЕСКИХ
ИЛЛЮЗИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Стоит ли доверять всему, что вы видите? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Почему взрослые и дети видят один и тот же предмет по разному? На этом сайте вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.
Log-in.ru© - мир необычных и интеллектуальных развлечений. Интересные оптические иллюзии, обманы зрения, логические флеш-игры.

Привет! Хочешь стать одним из нас? Определись…
Если ты уже один из нас, то вход тут .

Интересно

Самый большой в мире крокодил и самый маленький в мире мужчина – родом с одного и того же филиппинского острова.

Руководство по телесно-ориентированной терапии (Якубанеце Б.У.)

Под работой с телом подразумевают непосредственное терапевтическое воздействие на тело, а от этого воздействия ожидают психического излечения или изменения.

Здесь речь идет о прямом воздействии на тело. Психическое переживание должно испытывать влияние посредством тела. «Тело как спаситель души» или «терапия души через работу с телом» - эти слова вынесены на титульные листы книг по биоэнергетике Александра Лоуэна.

«Исцелить душу через тело» - так называется введение в биодинамику у Герды Боиезен. Таким образом, воздействие на человека осуществляется посредством работы с телом, например, непосредственно с процессами дыхания или сокращения мышц, что в свою очередь влечет за собой сопутствующие психические явления. С физическим раскрепощением связывают ожидание душевной релаксации.

С книгой «Руководство по телесно-ориентированной терапии» также читают:

Наш новый проект: Совместные покупки - Для мам — купить-продать детские вещи, самый большой детский бутик. совместные покупки, социальная сеть для мам.

Написать письмо: dm log-in.ru

Руководство по телесно-ориентированной терапии

Руководство по телесно-ориентированной терапии

Под работой с телом подразумевают непосредственное терапевтическое воздействие на тело, а от этого воздействия ожидают психического излечения или изменения.

Здесь речь идет о прямом воздействии на тело. Психическое переживание должно испытывать влияние посредством тела. «Тело как спаситель души» или «терапия души через работу с телом» - эти слова вынесены на титульные листы книг по биоэнергетике Александра Лоуэна.

«Исцелить душу через тело» - так называется введение в биодинамику у Герды Боиезен. Таким образом, воздействие на человека осуществляется посредством работы с телом, например, непосредственно с процессами дыхания или сокращения мышц, что в свою очередь влечет за собой сопутствующие психические явления. С физическим раскрепощением связывают ожидание душевной релаксации.

Купить книгу

Зарегистрируйтесь. чтобы получить больше информации.

Танцевальная психотерапия

Т еори и личности

Психология. Религия. Практика.

Вашему вниманию - обзор теорий личности.

Пирамиду дух-душа-тело придумал не Гарольд Маслоу, а Феофан Затворник.

Но как распознать проявления Св. Духа? Об этом.

Американская практическая психология не задумываясь положила суфийский танец в основу танцевальной терапии, индуизм (йогу) - в основу телесно-ориентированной психотерапии. Лоуэн и Александер много внимания уделяли психосоматике и телесным мышечным зажимам имеющим психическую природу.

На протяжении нескольких лет я был участником тренингов с элементами танцевально-двигательной психотерапии. Приведённая статья удачно раскрывает возможности этого развивающегося и перспективного направления практической психологии. Мне, как офисному работнику и городскому жителю, определённо не хватает силовой нагрузки. Поэтому я хожу на каток или на хастл. Если Вам необходима психологическая работа для снятия стресса, если Вам интересно здоровое общение, развитие личности и творческих способностей - обязательно сходите и на эти тренинги

НИИ Психосоматики - тренинг общения, танцевальная терапия, тренинг личностного роста, цигун, динамическая медитация и др. Занятия в Москве. Походы и выездные семинары в мае и августе. Справки по тел. 8-905-559-45-18.

МУДРОЕ ТЕЛО

Человеческое тело обладает знанием, накопленным за многие миллиарды лет. Тело гораздо старше, чем интеллект. Пройдя эволюционный путь, оно впитало самое необходимое для жизни. Движения построены по определенным законам, которые поддерживают и сохраняют психологический баланс и помогают ощутить гармонию бытия.

Что мы знаем о своем теле, его желаниях и потребностях? Насколько нам комфортно в нем, а ему с нами? Умеем ли мы слушать тело? О чем могут рассказать руки, ноги, голова, позвоночник? На эти вопросы помогает ответить своеобразный диалог с телом. Создавая и поддерживая танец мы учимся быть внимательными и чуткими к телу. И оно начинает рассказывать нам свои истории, раскрывать тайны веков. Тело-это та основа, на которую "нанизаны" чувства, в которые "упакованы" мысли. Состояние тела определяет ясность сознания. Осознавая тело, мы получаем возможность проработать проблемы, с которыми встречается в жизни.

ЧТО ТАКОЕ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ?

Танцевальная терапия - метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим человеку пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения рассматриваются как отражение внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны - ментальные и эмоциональные проблемы представлены в теле в виде мышечных зажимов и ограничивающих двигательных паттернов. Человеку, который обращается к танц-терапевту, не обязательно иметь опыт движения и танца. Здесь акцент ставится на том, как человек чувствует свое тело и движение, а не на том, насколько хорошо он владеет танцевальной техникой и как он выглядит во время танца.

Для тех, чьи запросы связаны с телесностью: проблемы, связанные с образом тела, с общим ощущением скованности, напряжения и мышечными зажимами в разных частях тела, или тревогой по поводу близости, физического контакта и доверия.
  • Для тех, кто не доволен собственным телом (весом, размерами, формой) или своим телесным поведением (переедания, "зажатость", повышенная склонность к травмам и т.д.).
  • Для тех, для кого некоторые чувства или переживания оказываются слишком сильными, или же поглощающими настолько, что трудно подобрать слова, чтобы сказать о них, или для тех, кто избегает собственных чувств и не может подобрать точных слов, чтобы вербализовать свои чувства, желания, потребности.
  • Для людей, переживающих стрессовый или кризисный период.

  • ТАИНСТВО ДВИГАТЕЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ

    Как научиться принимать и доверять своей природе и не бояться изменений. Как ощутить и распознать тонкие импульсы тела и души - первых предвестников изменений, и о чем эти импульсы могут рассказать. Как «истории тела» могут воплотиться в движении, звуке, танце? Образ тела - это представление о собственном теле, которое мы формируем своим сознанием. Иначе говоря, как мы представляем, ощущаем и относимся к своему телу. Образ тела тесно связан с представлением о себе, своем "Я". Тренинг способствует развитию реалистичного и позитивного образа тела, принятию своей телесности.

    Творчество – это не только создание произведений искусства в живописи, музыке, литературе, танце, но и создание гармоничных отношений с собой и окружающим миром, осознанное проживание собственной жизни.

    Творческое состояние – это способность слышать, понимать движения собственной души и следовать им. Часто мы не обращаем внимания на свои фантазии и мечты лишь только потому, что они кажутся слишком нереальными, наверняка неосуществимыми или вообще бессмысленными. Но какими бы сумасшедшими не были наши фантазии, в них есть зерна, которые содержат зародыши нашего творческого роста. Те, кто умеет прислушиваться к своим мечтам и фантазиям, действительно творят свою жизнь. Может просто стоит научиться взаимодействовать с ними.

    Творчество – это совместный танец наших желаний и реальных возможностей, которые нам дает окружающий мир. Это танец индивидуальной Души и Души Мира. Это танец противоположностей: мечты и реальности, духа и материи, желаний и возможностей, частного и целого, правил и исключений, движения и покоя, звука и тишины. Одно дополняет другое. Одно невозможно без другого. Когда партнеры слышат, видят и понимают друг друга, тогда рождается танец сотворчества и любви. От нас зависит, какой это будет танец и с кем.

    Развивая метафору творческого партнерства, мы можем задать себе много вопросов:
    Кто (что) является сейчас самым важным в моей жизни (работа, семья, друг, подруга…)? В каких я с ним отношениях? Как я с ним взаимодействую? Какие противоречия мешают нам создать гармоничный танец? Как «превратить» эти противоречия в необходимые составляющие творческого процесса? Судьба каждого человека похожа на сказку со своими героями, антигероями, спасителями и зловещими фигурами, препятствующими благородным стремлениям героя. Любая жизненная ситуация имеет сюжет, завязку, развитие, повороты, кульминацию и развязку. Каждый из нас танцует свой танец, проигрывает свою сказку, играет свою роль…

    Вот - далеко не полный список вопросов, которые помогает прояснить двигательная импровизация:

    Как походка может принести более позитивное ощущение себя и изменить взгляд на окружающих
  • Образ тела - как мы видим свое тело внутренним взором
  • Как в своем теле найти ресурс, который поможет сохранить радость и вкус к жизни
  • Совпадает ли наше представление о границах своего тела с тем, какие они есть на самом деле
  • Пищевое поведение. Что я делаю, когда я ем. И как то, как я ем, связано с моей жизнью.
  • Чувствительность и сексуальность. Качества и атрибуты.
  • услышать Ваш внутренний голос и научиться использовать Вашу интуицию для принятия важных решений;
  • работа с образом тела, используя танец, рисунок и звук
  • найти позитивные состояния, необходимые для того, чтобы чувствовать себя уверенно. Вы научитесь воспроизводить и сохранять эти состояния;
  • научиться использовать Творческий потенциал для создания гармонии в личных отношениях;
  • регулярно получать удовольствие от собственных движений,
  • освободиться от телесных зажимов и напряжения,
  • научиться свободно импровизировать под любую музыку,
  • проявление и изменение основных моделей и стереотипов восприятия себя, поиск индивидуальности
  • работа со страхами, агрессией, обидами.

  • Как истинные целители, мы будем делать себя целостными.

    Танцевальная терапия. Статья Кэтлин Хендрикс. Перевод Ирины Бирюковой

    ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
    Танце-терапия и самые современные телесные терапии своими корнями восходят к терапии Вильгельма Райха, он был первым психотерапевтом, который признал важность того, как говорит клиент, а не что он говорит. Концепция, что эмоции скапливаются в теле в характерные паттерны (которые Райх называл панцирем), является краеугольным камнем теории Танцевальной терапии. Существует множество школ танце-терапии, в общем основанных на психологической теории, переведенной на язык тела. Начиная с ранних работ Мэриан Чейс, которая пришла в палаты больницы Святой Элизабет в Вашингтоне и танцевала с хроническими больными в 1940-х г.г. Труди Схупп, которая пригласила психотических пациентов в Калифорнии протанцевать свои драмы, Мэри Уайтхаус, которая попросила людей начать двигаться из своего внутреннего мира и танцевать свои мечты и сны, танце-терапия эволюционировала в различные стили и подходы. Так как танце-терапевты объединяют область танца и психологии, они обладают необычным взглядом на человеческое развитие, которое основано на развитии тела целиком, а не только интеллекта или двигательных способностей физического тела. В нашей культуре мы относимся к телу, как к вещи. Танцевальная терапия воспринимает тело как развивающийся процесс. Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, какой-то вид, сдерживать его, и думаем, что оно останется безответным. Танце-терапия приглашает тело к разговору, дает ему возможность высказаться. Большинство полагают, что в какой-то момент мы добьемся успеха и сможем выйти из круговорота и суматохи жизни. Танце-терапия работает в настоящем непосредственном моменте. Процесс требует ответной реакции и учит нас делать переходы и принимать циклы. Мы живем в телах, которым изначально присущи ум, юмор и полнота смысла. Танцевальная терапия действительно восстанавливает наше право жить полной жизнью и быть полностью самим собой.
    Танце-терапевты работают со всеми типами населения, включая гериатрических, судебных, аутичных, невротических и психотических пациентов, реабилитацию, работают с хронической болью, умственно-отсталыми, глухими и слепыми. Всех танце-терапевтов объединяет преданность жизни тела, важности обретения вновь потерянных частей своего "Я" и смыслу, который несет танец.
    Так как танце-терапевты получают высшее образование в области психологии и клинических навыков танце-терапии, то многие из них работают на первичных индивидуальных приемах. Другие работают в составе клинической команды, в которую также могут входить психологи, психиатры, социальные работники, сестры, реабилитационные терапевты и другие искусство-терапевты.
    При оценке запроса клиента можно использовать психологическое тестирование, анализ видеозаписи, двигательные тесты и консультации с другими специалистами. Танце- терапия работает через универсального посредника - движение, поэтому она адаптивна к очень широкому спектру поведения. Большинство танце-терапевтов специализируются на работе с определенным типом клиентов или групп и являются экспертами в анализе и лечении этой группы. Например, курс лечения для взрослых острых стационарных больных в госпитале существенно отличается от курса для группы слепых и глухих школьников в интернате.

    ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ И ТАНЕЦ
    Каким образом танце-терапия отличается от танца? В танцевальной терапии мы больше интересуемся тем, как движение ощущается, чувствуется, а не тем, как оно выглядит. С того момента, когда клиенты входят в студию, внимание концентрируется на взаимоотношениях между терапевтом и клиентом, между внутренним и внешним пространством, между осознанным и неосознанным движением. Большинство новых клиентов застенчивы и ассоциируют танец с исполнительским искусством, спектаклем, восклицая: "Я не умею танцевать". Танце-терапевты используют инструментарии танца - вес, пространство и время - для того, чтобы расширить креативный и выразительный мир клиента. Клиент не владеет одной или более из сторон двигательного потенциала. Например, люди, которые не чувствуют своего веса, могут также испытывать трудности в попытке заставить своего партнера выслушать их точку зрения. Клиент, который всегда появляется будто "одурманенный наркотиками", может в буквальном смысле видеть сквозь туманное и нечеткое личное пространство, А человек, который всегда спешит, может бессознательно бояться замедляться, чтобы не испытать беспокоящую его эмоцию. Еще один важный инструмент, которым пользуется танце-терапевт - присутствие в настоящем моменте. Все тело терапевта является инструментом для встречи и знакомства с невербальным миром клиента, для вхождения в танец клиента.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТАНЦЕ-ТЕРАПИЯ
    Вначале танце-терапия фокусируется на знакомстве со спектром движения тела, новых возможностях вместо привычных реакций. Такое исследование часто вскрывает невыраженные эмоции, которые остались в теле. Например, на одной из последних сессий 48-летний мужчина задирал подбородок, стискивал челюсти и сдерживал дыхание, чтобы не дать себе почувствовать боль и крайнее одиночество своей юности. Когда я попросила его опустить голову и сказать "мне больно" вслух, его затрясло, потом пробил пот, и в конце концов он заплакал. Напряжение в шее и в челюсти ушло, и он сказал, что почувствовал себя "свободным". На последующих сессиях он сказал, что ему стало легче высказываться, говорить громко и отчетливо и просить то, что он хочет. По мере развития индивидуальных танце-терапевтических сессий процесс может распространиться на повторяющийся или внутренне присущий жест, на завершение движенческой фразы или на исследование полярностей, которые презентирует клиент. Например, молодая женщина: при ходьбе ее плечи были опущенными и тяжелыми, попросили преувеличить это "опущение, падение" и обратить внимание на ответную реакцию всего тела. Когда ее спросили: "Что ты несешь?" - она узнала знакомый паттерн необходимости делать все правильно, так же, как ее мать.
    Простые движения руками могут привести к моментам неоспоримой истины. 50-летняя женщина исследовала беспокойное чувство в своем теле, начав двигать руками, ощутив это чувство в них. Во время движения перед ее внутренним взором предстала пелена, которая всегда покрывала се. Она начала рыдать, когда осознала, что эта пелена была памятью ее тела об удивленном ребенке и неудобстве, беспокойстве. Когда рыдания стали затихать, она почувствовала прощение к этой интернализированной, неудобной, беспокойной части, которую она всегда не принимала.
    По мере того как индивидуальные сессии подходят к завершению и окончанию, клиент берет все больше и больше ответственности за начало исследования, а терапевт все больше становится свидетелем, а не проводником. Клиент способен устанавливать внутренний диалог и удовлетворительный контакт с миром.

    ГРУППЫ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
    В противоположность индивидуальным сессиям группы танце-терапии могут выглядеть, как длинный круговой танец или групповая импровизация. Танце-терапевт уделяет особое внимание эмоциональному резонансу жестов и ритмов, подчеркивая одинаковые переживания и вклад каждого человека в общую тему, как потягивание, покачивание, приветствие или ходьба. На одном из недавних занятий подростковых групп девочки обсуждали, как мы держим людей на расстоянии и когда допускаем их к себе. Партнеры обменивались ролями, где одна крепко закрывала свое тело, а другая пыталась убедить ее открыть его; затем участники поделились своим опытом со всей группой. Одна взрослая группа говорила о своих трудностях, которые возникают, когда так много новых людей приходят и уходят из группы. Движение развилось в способы подходов к нам других людей, которые нам нравятся и не нравятся. Часто группа начинается с разделенного лидерства в способах, которые дают почувствовать больше комфорта в напряженных областях: таких, как плечи и шея.
    Танце-терапевтов обучают узнавать и развивать текущие эмоционально-психологические темы в группе и соотносить их с личной историей каждого человека. Разговор и движение сменяют друг друга или происходят одновременно, иногда на групповой сессии доминирует то или другое. В группах часто главной темой становится: "Могу ли я оставаться самим собой, бу

    дучи в контакте с другими?".

    ПОЧЕМУ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ?
    В большинстве случаев люди приходят на танце-терапию, потому что они не чувствуют своего тела. Потеря контакта со своим

    телом происходит, когда человек ищет одобрения и любви своих родителей, (развивая при этом систему "должен - не должен"), когда он пытается избежать или уходит от наказания (развивая базовые зажимы, блоки в теле и его движениях), когда ин учится выживать в окружающем его мире (развивая, таким образом, разные степени деперсонализации - отторжения, непринятия значимых частей своей личности). Суть процесса танце-терапии состоит в восстановлении чувствования и осознавания. Базовые полярности, такие, как "хорошо и плохо", "мало-много", "привлекательный - непривлекательный", исследуются, что позволяет синтезировать это по-новому. Клиентам предлагается испытать новые возможности и сферы, которые они ранее избегали.
    Одним из инструментов, который используется при этом, является преувеличение и контраст: сделать это еще больше или сделать противоположное. Например, одна клиентка исследовала свое решение оставаться независимой и свободной, особенно от мужчин, которое она приняла в 13 лет. Я попросила ее преувеличить свою походку 13- летней девочки, и она стала выше, а ее верхняя и нижняя части тела стали отдельными, а движения - деревянными. Мы исследовали чувства ее верхней части тела - равнодушную отчужденность и уравновешенность, и нижней части тела - силу, хотя и механическую.
    Так же как и другие терапии креативного искусства, танце-терапия уделяет большое внимание креативному процессу, удивлению от встречи с бессознательным напрямую. Танце-терапевты рисуют в пространстве и работают с музыкой внутреннего ритма тела. Движение может привести клиента в любую ситуацию его истории, которая осталась незавершенной. Танце-терапия помогает сделать невидимое видимым, неясное ясным. Это общий танец, который мы исполняем вместе, и это уникальный танец, который каждый должен исполнить сам. Наши тела отражают наше взаимоотношение с жизнью, сокровенно и точно. Танце-терапия завершает те шаги, которые мы чувствуем внутри, и позволяет сделать шаг в жизнь навстречу жизни.

    Изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье

    Изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье - файл 1.doc 1.doc

    Изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье
    Введение

    Актуальность исследования: телесно-ориентированная терапия - это группа методов психотерапии, ориентированных на изучение тела, осознанием клиентом телесных ощущений, на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях. В последние годы в среде отечественных психотерапевтов заметно возрос интерес к знакомству и освоению этого, прежде малоизвестного в России, направления в психотерапии.

    Древняя формула "Spiritus sano in corpore sano" - "в здоровом теле - здоровый дух не только не потеряла актуальность, но для современного "цивилизованного" человека стала еще злободневнее. Методы телесно-ориентированной психотерапии работают именно с психикой через тело. Телесные техники эффективно открывают путь к соматическому бессознательному и устранению выявленных в нем блоков. Ведь тело человека является материальным отражением всех пережитых им эмоциональных состоянии. Подавляя желания и эмоции, человек прячет их в тело, создавая тем самым блоки и зажимы на пути движения жизненной энергии. В теле "записаны" все пережитые человеком психотравмы, эмоциональные напряжения. Современная психология воспринимает тело, душу и дух как единое целое, и телесные аспекты в психотерапии приобретают все большее значение. Психотерапевты стремятся пробудить жизнь. Они стремятся оживить омертвелые души, воздействуя на тело и оживить омертвелые части тела, воздействуя на душу.

    В последнее время приобрели особую популярность психокоррекционные группы. Многие инновации в практике групповой психотерапии имеют своим источником группы, работа которых основана на приобретении их участниками непосредственного живого опыта. Участники группы постоянно исследуют всевозможные формы своего поведения и пытаются освоить что-то новое. Это новое открывается каждому, позволяет ему выявить, прежде всего, неизвестные стороны собственной личности, а это даёт толчок к дальнейшему самоисследованию. Кроме того, в психокоррекционных группах между участниками устанавливается обратная связь, которая позволяет им лучше осознать актуальные чувства и действия, и создаёт дополнительные возможности для самоизменения. Благодаря такого рода работе, участники становятся более сензнтивными, внимательными к чувствам других, у них повышается уровень самопринятия, усиливается позитивное отношение к себе, снижается уровень тревоги.

    Цель исследования: изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье человека.

    Объект исследования: телесно-ориентированная терапия

    Предмет исследования – влияние телесно-ориентированной терапии на улучшение психологического здоровья человека

    1. Рассмотрение теоретических аспектов телесно-ориентированной терапии, в частности истории возникновения и основных концепций и направлений телесно-ориентированной терапии

    2. Изучение психологического состояния человека как основной направленности телесно-ориентированной терапии, в частности изучение особенностей психологического состояния человека, изучение влияния телесно-ориентированной терапии на психику, рассмотрение особенностей применения телесно-ориентированной терапии в коррекционной работе

    3. Изучение эффективности применения телесно-ориентированной терапии для психологического здоровья человека, в частности описание психотерапевтических методик, а также анализ влияния внедрения телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье людей и динамику психологической среды.

    Гипотеза исследования: предполагается наличие статистически значимой связи между проведением телесно-ориентированной терапии и снижением такого психологического расстройства как депрессия.

    Методологическая основа исследования: в своем исследовании мы опирались на работы таких авторов, как В.Райха (вегетативная терапия), А.Лоуэна (биоэнергетический психоанализ), А.Янова (первичная терапия, или терапия первичного крика), Ф.Александера (комплексы двигательных упражнений, связанных с выявлением и улучшением привычных телесных поз), М.Фельденкрайза (осознание и развитие телесной энергии, А.Минделла (процессуальная терапия), В.Баскакова (танатотерапия).

    Методы исследования: анализ теоретических положений, психотерапевтические методы, тесты, методы математической статистики.

    Научная новизна работы: телесно-ориентированная психотерапия является малоизвестным направлением психотерапии в России. В данной работе, рассмотрев теоретические концепции метода телесно-ориентированной терапии, попытаемся выявить положительное влияние телесно-ориентированной терапии на психологическое здоровье человека.

    Практическая значимость: учитывая тот факт, что телесно-ориентированной терапии не имеет противопоказаний, можно сделать вывод, что этим техникам еще предстоит занять достойное место в деятельности тех, кто призван заботиться о психологическом здоровье человека.

    Для медиков это действенный инструмент в борьбе с нервно-психическими и психосоматическими заболеваниями. Для педагогов важно умение использовать материализованные особенности структуры личности (телодвижения, жесты, мышечные зажимы, позы) как средства обратной связи, способы аргументации и психокоррекции.

    Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в Муниципальном учреждении социального обслуживания населения Заельцовского района г. Новосибирска. Всего в эксперименте участвовало 40 человек (20 – экспериментальная группа, 20 – контрольная группа)

    Структура дипломной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, трех рисунков, двух таблиц, шести приложений.
    1. Теоретические аспекты телесно-ориентированной терапии

    1.1. История возникновения телесно-ориентированной терапии

    Телесные практики как инструмент познания человеком себя и мира берут свое начало в глубокой древности. Телесная терапия, направленная на достижение и поддержание здоровья, существовала задолго до научного или структурного подхода к ней в рамках таких сфер, как боевые искусства, шаманизм, целительство, танец, сексуальные отношения, религиозные и бытовые ритуалы. Замечательно, что основоположники систем телесной психотерапии, получивших в ХХ веке развитие в странах западного мира, были практически знакомы с древними, большей частью, восточными моделями работы с телом и адаптировали принципы восточных учений к современному миру, создавая преемственность древних знаний.

    В рамках современной медицины акцент на использовании тела для излечения наиболее выражен в мануальной терапии, рефлексотерапии. В рамках личностного роста и управления восприятием сейчас разрабатываются новые и адаптируются древние телесные психотехники. В контексте психотерапии существуют около 50 различных телесно-ориентированных лечебных систем, среди которых наиболее широко известны райхианская терапия, биоэнергетический психоанализ по Лоуэну, система Фельденкрайза, техники Александера, рольфинг, розен-метод, Биосинтез, биодинамический психоанализ.

    Телесная психотерапия (телесно-ориентированная, соматическая терапия) - сравнительно молодое и перспективное направление психологии, ориентированное на осознание и "освобождение" тела, познание его биологических и социально обусловленных реакций, возврат к собственному телу и открытие в себе первичных импульсов, работу через изменения тела с состояниями сознания, достижение целостности в реагировании и проживании настоящего момента.

    На развитие телесно-ориентированной терапии сильное влияние оказала аналитическая психология К. Юнга. "Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как - позволим себе встать на точку зрения души - душа ничего не может значить без тела. " (Юнг). К. Юнг считал, что артистические переживания, которые он называл "активным воображением", выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. "Душа и тело - не отдельные сущности, а одна и та же жизнь" (Фрегер Р. Фейдимен Д.). Юнг первым начал искать в восточных учениях вдохновение для практики психотерапии и одновременно знакомить с ним людей Запада.

    Также на развитие телесно-ориентированной терапии повлияла психоаналитическая теория, в частности, взгляды Вильгельма Райха на характер человека как защитный панцирь, сдерживающий инстинктивные сексуальные или агрессивные проявления человека. Райх полагал, что каждое проявление характера имеет соответствующую ему физическую позу, и, что характер индивидума выражается в его теле в виде мышечной ригидности и зажимов. По Райху, человек, освободившись с помощью. специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту.

    Родоначальником метода принято считать австрийского психоаналитика Вильгельма Райха. Длительная психоаналитическая практика Райха, во время которой он тщательно отслеживал связь речи, эмоциональной экспрессии и движений пациентов, дали ему возможность описать устойчивые сочетания между хроническим тонусом той или иной группы мышц и подавленными эмоциями. Вильгельм Райх назвал этот феномен "мускульным панцирем" и описал в своих работах, как травмирующие переживания прошлого остаются в теле человека в виде мышечных блоков. В дальнейшем он стал напрямую работать с напряженными мышцами пациентов, разминая их руками, чтобы высвободить связанные в них эмоции и тем самым избавить человека от последствий травмирующих переживаний.

    Вильгельм Райх обнаружил, что люди с похожими переживаниями детства и с похожими отношениями ребенок/взрослый обладают схожими телами и имеют сходную базисную психодинамику. Он описал, как в ответ на стрессовые ситуации (к ним относится и процесс рождения) возникает защитное поведение, которое выражается в хроническом напряжении отдельных групп мышц - «мышечных зажимах». «Мышечные зажимы», объединяясь, формируют «мышечный панцирь» или «броню характера». Негативное воздействие этой «брони» проявляется как в телесной, так и в психической сферах. В телесной сфере это приводит к ограничениям подвижности, нарушениям позы, ухудшению кровообращения, болям (все это причины остеохондроза, артрозов, многих соматических заболеваний). «Броня» не дает естественно проявляться любым эмоциям, мешает личностному росту. Задавленные с детства эмоции (гнев, страхи, печаль и др.) требуют выхода и вызывают тики, заикания, все виды неврозов, приводят к появлению вредных привычек (переедание, курение, пьянство и др.), дистониям, пептическим язвам, другим соматическим и нервно-психическим заболеваниям[59, c. 54].

    В.Райх начинал свою работу в 20-е гг. как психоаналитик непосредственно под руководством З.Фрейда. Первым принципиальным новшеством, введенным Райхом в практику психоанализа, был переход от анализа отдельных симптомов к анализу характера пациента. Вторым открытием Райха стал феномен "заключения характера в панцирь", или механизации душевной жизни под воздействием общественных стереотипов и авторитарной семейной атмосферы, возникающего как средство подавления и сдерживания эмоций. То, что зависит от человека - сдерживать экспрессивные компоненты эмоций за счет мышечного напряжения. Тем самым на функциональном, физиологическом уровне райховский "характерный панцирь" идентичен "мышечному панцирю".

    Третьим постулатом системы Райха стало введенное им понятие "биопсихической", или вегетативной энергии, нормальное распределение которой в организме является основой душевного и физического здоровья, а нарушения свободного протекания составляют патогенез неврозов и других болезненных состояний. При этом источник энергии невроза создается в процессе обыденной душевной жизни дисбалансом между накоплением и расходованием насыщающей ее вегетативной энергии (в терминах современной физиологии - вегетативного обеспечения эмоций). Тем самым, по мысли Райха, невротическое состояние отличается от психологического здоровья именно наличием застойного эмоционального возбуждения и его телесного эквивалента - застойных очагов вегетативной энергии (иными словами, неотреагированных эмоций). Соответственно Райхом был предложен патогенетический способ лечения неврозов - вегетотерапия, или восстановление нормального протекания вегетативной энергии путем воздействия на блокирующие ее поток участки хронически повышенного мышечного тонуса, а также особым образом регулируемого дыхания.

    Любопытно, что к созданию методики вегетотерапии Райха подтолкнули его наблюдения над больными шизофренией с кататоническим синдромом. Как он писал впоследствии в работе "Функция оргазма": "Известно, что ступорозные кататоники, которые внезапно заболевают и обнаруживают способность к приступам ярости, очень легко становятся снова нормальными людьми.

    Научившись содействовать появлению припадков бешенства у аффективно заблокированных невротиков с мышечной гипертонией, я регулярно стал достигать значительного улучшения общего состояния". Физиология этого процесса представлялась следующей: "Отвердевание мышц при ступорозной кататонии становится всеобъемлющим. Возможности энергетической разрядки все более сужаются. Во время приступа бешенства через отвердевшие мышцы из вегетативного центра, еще сохранившего подвижность, прорывается сильный импульс, высвобождая тем самым связанную мышечную энергию[48, c. 22]".

    Райх считал, что характер человека включает постоянный “набор” защит. Хронические мышечные зажимы блокируют 3 основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Райх пришёл к выводу, что мышечный и психологический панцирь — одно и то же. Хронические напряжения блокируют энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций. Защитный панцирь не дает человеку переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Эмоции, блокированные таким образом, никогда не устраняются, потому что не могут полностью проявиться. Эти блоки (мышечные зажимы) искажают и разрушают естественные чувства, в частности подавляют сексуальные чувства, мешают полноценному оргазму. По Райху, полное освобождение от заблокированной эмоции происходит только после ее глубокого переживания.

    Райх начал с применения техники характерного анализа к физическим позам. Он анализировал в деталях позы пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам осознать, как они подавляют жизненные чувства различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана в это части тела. Он увидел, что только после того, как подавляемая эмоция находит свое выражение, пациент может полностью отказаться от хронического напряжения или зажима.

    Райх постоянно старался дать пациентам осознать их характерные черты. Он часто имитировал их характерные черты или позы или просил самих пациентов повторять или преувеличивать штамп поведения – например, нервную улыбку. Когда пациенты перестают принимать свой характерный способ поведения как само собой разумеющийся, их мотивация к изменению возрастает.

    Он полагал, что каждое характерное отношение имеет соответствующую физическую позу, и что характер индивидума выражается в его теле в виде мышечной ригидности или мускульного панциря.

    Райх полагал, что хронические напряжения блокируют энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций. Защитный панцирь не дает человеку переживать сильные эмоции, ограничивает и искажает выражение чувств. По Райху, человек может освободиться от блокированной эмоции, только полностью пережив ее; причём отрицательные эмоции должны быть проработаны прежде, чем могут быть пережиты позитивные чувства, которые ими замещаются.

    Райх подчеркивал важность освобождения, расслабления мышечного панциря в дополнение к анализу психологического материала, потому что он рассматривал ум и тело как нерасторжимое единство. Райх стремился к распусканию защитного панциря, блоков чувствования, которые искажают психологическое и физическое функционирование человека; рассматривал терапию как средство восстановления свободного протекания энергии через тело посредством систематического освобождения блоков мускульного панциря, поэтому и назвал свой метод лечения неврозов “биофизической оргонной терапией[48, c. 90]”.

    При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц часто порождает особые физические ощущения – чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения вегетативной или биологической энергии.

    Райх считал, что мышечный панцирь представляет собой 7 основных защитных сегментов, состоящих из мышц и органов соответствующих функций. Эти сегменты образуют ряд из 7 горизонтальных колец, находящихся под прямым углом к позвоночнику. Основные сегменты панциря располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

    Райхианская терапия состоит, прежде всего, в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом:

    Глаза. Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и “пустом” выражении глаз. Распускание осуществляется посредством раскрывания глаз так широко, как только возможно, а также свободными движениями глаз, вращением и смотрением из сторон в сторону.

    Рот. Оральный сегмент включает мышцы пoдбopoдка, горла и затылка. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничанья. Защитный панцирь может быть расслаблен клиентом путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания, рвотных движений и посредством прямой работы над соответствующими мышцами.

    Шея. Этот сегмент включает мышцы шеи и язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач. Средством распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т.п.

    Грудь (широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, грудная клетка, руки с кистями). Этот сегмент сдерживает смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха.

    Диафрагма. Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию пятого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом.

    Живот. Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь связан с подавлением злости, неприязни.

    Таз (все мышцы таза и нижних конечностей). Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит кзади. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Панцирь может быть распущен посредством мобилизации таза, а затем лягания ногами и ударения кушетки тазом.

    Терапия Райха состоит, прежде всего, в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом. Каждый сегмент более или менее независим, с ним можно работать отдельно. В распускании панциря используются 3 типа средств: накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания; прямое воздействие на хронические мышечные зажимы посредством давления, пощипывания и т. д.; открытое рассмотрение совместно с клиентом сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются.

    Райх обнаружил, что по мере того, как пациенты обретают способность полной “генитальной отдачи”, фундаментально меняется все их бытие и стиль жизни.

    Разработанные Райхом методики дыхания, эмоционального раскрепощения, усиления напряжения в заблокированных областях тела легли в основу: биоэнергетики, структурной интеграции (рольфинга) и других психотехник.

    Таким образом, Райх фактически явился первопроходцем в области психологии тела и телесно-ориентированной психотерапии. Исторические корни телесно-ориентированной терапии лежат в работах Ф.Месмера, Ш.Рике и Ж.-П.Шарко, И.Бернхайма, В.Джемса и П.Жане, в одном ряду с которыми стоит теория И.М.Сеченова о "мышечном чувстве". Широкую же известность и систематизированное оформление это направление получило благодаря работам В.Райха, начиная с конца 30-х гг. Райх считал, что защитные формы поведения, которые он называл "характерным панцирем", проявляются в мышечном напряжении, образующем защитный "мышечный панцирь", и стесненном дыхании. Поэтому Райх использовал различные процедуры контакта с телом (массирование, контролируемое надавливание, мягкое прикосновение) и регулируемое дыхание, целью которых представлялся анализ структуры характера клиента, выявление и проработка мышечных зажимов, приводящие к высвобождению подавляемых чувств.
    1.2. Основные концепции и направления телесно-ориентированной терапии

    1. Структурная интеграция (рольфинг)

    Метод структурной интеграции (или “рольфинг”) разработала Ида Рольф. Он является прямым физическим вмешательством, ис­пользуемым для психологической моди­фикации личности, но основан на психотерапевтических взглядах Райха.

    По мнению Рольф, хорошо функциони­рующее тело остается прямым и вертикаль­ным с минимумом затрат энергии, несмотря на силу тяготения, но под влиянием стресса оно может приспосабливаться к последне­му и искажаться. Наиболее сильные изме­нения происходят в фасции – соедини­тельной оболочке, покрывающей мышцы.

    Структурная интеграция – это система, стремящаяся вернуть телу правильное положение и правильные линии посредством глубоких и часто болезненных вытягиваний мускульных фасций, сопровождаемых прямым глубоким воздействием.

    Цель структурной интеграции – привести тело к лучшему мышечному равновесию, к лучшему соответствию линиям тяжести, ближе к оптимальной позе, при которой можно провести прямую линию через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Это ведет к уравновешенному распределению веса основных частей тела – пор головы, груди, таза и ног, – к более грациозным и эффективным движениям.

    Рольфинг работает, прежде всего, с фасциями – связующей тканью, которая поддерживает и связывает мускулы и скелетную систему. Рольф указывала, что психологическая травма или даже незначительное физическое повреждение может выразиться в небольших, но постоянных изменениях тела. Кости или мышечная ткань оказываются немного смещенными, и наращивание связующих тканей препятствует их возвращению на место. Нарушение линий происходит не только в месте непосредственного повреждения, но также и в довольно отдаленных точках тела в порядке компенсации. Например, если человек бессознательно щадит поврежденное плечо в течение длительного времени, это может воздействовать на шею, на другое плечо, на бедра.

    Целью рольфинга является манипулирова­ние мышечном фасцией и ее расслабление, с тем чтобы окружающая ткань могла занять правильное положение. Процесс терапии основан на глубоком массаже с помощью пальцев, суставов пальцев и локтей. Этот массаж может быть очень болезненным. Чем сильнее напряжение, тем сильнее боль и тем больше необходимость в подобном манипулировании. Вследствие взаимосвя­зи фасций всего тела напряжение в одной области оказывает выраженное функцио­нальное компенсаторное влияние на другие области.

    Определенные виды эмоциональных проблем часто связаны с конкретными об­ластями тела. Массаж соответствую­щей области тела ослабляет напряжение и ведет к эмоциональной разрядке. Процедура рольфинга зачастую свя­зана с болью и возможностью структур­ных повреждений тела. Метод особенно эффективен в случаях, когда “мышечная броня” и напряжение дости­гают значительной степени [39, c. 28-30].

    Процедура рольфинга состоит из 10 основных занятий, во время которых про­исходит реорганизация движения в суста­вах. Как и в терапии Райха, основное зна­чение для общего здоровья имеет таз. В течение сеансов структурной интеграции обычно выполняется следующая работа (табл. 1):

    Этапы работы структурной интеграции


    охватывает большую часть тела, со специальным фокусированием на тех мышцах груди и живота, которые управляют дыханием, а также на бедренных связках, которые управляют подвижностью таза


    8, 9 и 10 занятия


    в основном, организация и интеграция тела в целом.

    Работа над определенными участками тела нередко высвобождает старые воспоминания и способствует глубоким эмоциональным разрядам. Вместе с тем, целью рольфинга является преимущественно физическая интеграция, психологические аспекты процесса не становятся предметом специального внимания. Многие из тех, кто сочетал рольфинг с той или иной формой психологической терапии или работой роста, отмечали, что рольфинг помогает освободить психологические и эмоциональные блоки, способствуя продвижению в других областях.

    2. Биоэнергетический анализ Лоуэна

    На Лоуэна большое влияние оказал Райх, у которого он был учеником. Биоэнергетика берет свое начало в предложенной Райхом системе оргонотерапии, которой Лоуэн за­нимался в 1945–1953 гг. и непосредст­венно связана с ней. В 1953 г. он стал одним из основателей Института биоэнер­гетического анализа. На протяжении ряда лет Лоуэн руководил семинарами в Эсалене (Калифорния), читал лекции, вел группы и семинары в Америке и Европе. Он является автором нескольких книг, наиболее известные из них — “Физическая динамика структуры характера”, “Биоэнерге­тика” и др.

    Основное внимание в телесно-ориентированной технике Лоуэна уделяется исследованию функ­ций тела в их отношении к психике. По мнению Лоуэна, личность и харак­тер отражаются в физическом строении, неврозы проявляются в телесном облике — в строении тела и движениях. Предпосыл­кой биоэнергетического анализа является положение о том, что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела и которые проявляются в движениях, служат ключом к пониманию эмоционального состояния. Движение рас­сматривается с точки зрения основных физических законов. Единая энергия, заключенная в теле, проявляется и в психических феноменах, и в движениях; эта энергия и есть биоэнергия. Целью биоэнерготерапии является воссоедине­ние сознания и тела, для чего необходимо избавиться от помех, препятствующих спон­танному освобождению тела от напряже­ния[35, c. 110].

    Система психотерапии, предложенная Лоуэном, способствует освобождению тела от напряжения, появляющегося в результате его неправильного положения. Согласно Лоуэну, закрепощенность тела препятствует свободной циркуляции энергии. В основе биоэнергетической концепции лежит утвер­ждение, что люди являются в первую оче­редь телами, хранящими в себе напряжение и освобождающимися от него. Здоровый человек имеет “контакт с почвой” и по­лучает удовольствие от жизни. В больном организме не происходит свободной цирку­ляции энергии, чему препятствует телесная ригидность, которая проявляется в виде мускульной зажатости и образует зоны на­пряжения в теле. Терапия обеспечивает сня­тие напряжения с помощью физических упражнений и определенных поз, направленных на разблокирование этих зон, на расслабление мускуль­ной брони.

    Важным элементом биоэнерге­тической терапии является обучение тому, как стать “заземленным” и слиться с при­родой. Биоэнергетика подчеркивает необходимость “заземления” или укоренения в физических, эмоциональных и интеллектуальных процессах человека. Биоэнергетическая работа часто концентрируется на ногах и тазе, чтобы установить лучшую, более укорененную связь с землей.

    Лоуэн учёл ошибки Райха и употреблял более приемлемые термины: биоэнергия вместо оргона (который воспринимался научной общественностью в штыки), поэтому его работа встречала меньшее сопротивление. Биоэнергетика в США распространена больше, чем метод Райха.

    3. Первичная терапия Янова

    Артур Янов – aмериканский психолог, в конце 60-х годов сформулировавший основные положения “первичной терапии”, получившей развитие в деятельности Института первичной терапии в Лос-Анжелесе.

    В основе первичной терапии лежат положение о том, что травмы, пережитые детстве и вытесненные в процессе взросления, а также ранние неудовлетворенные потребности ведут к неврозам и психозам. Янов называет эти травмы первичными. Они сохраняются у человека в виде напряжения или трансформируются в механизмы психологической защиты. Первичные травмы и неудовлетворенные потребности препятствуют естественному продвижению через все стадии развития, которые проходит каждый человек, не дают стать “настоящим”, пресекают нормальный доступ человека к его чувствам. Напряжение, связанное с первичными травмами, может приводить к психосоматическим заболеваниям.

    Первичная терапия строится на том, что человек должен заново пережить первичную травму, возвратиться в ситуацию, вызвавшую её, и освободиться от нее при помощи крика. Цель первичной терапии состоит в том, чтобы избавиться от всего “ненастоящего”, что заставляет человека употреблять алкоголь, наркотики, курить или принимать опрометчивые, необоснованные решения только потому, что иначе он не может справиться с постоянно увеличи­мся внутренним напряжением. Эти регрессивные и невротические реакции вынуждают человека жить прошлом, не меняясь и не меняя способа восприятия мира. Слова и действия такого человека обусловлены его неврозом, так как он не свободен от чувств, возникших в каких-то ситуациях в прошлом. Обучение в первичной терапии необходимо для того, чтобы идентифицировать чувства и ощущения, вызванные ранними травмами, выразить их и испытать терапевтические изменения.

    Первичная терапия применяется для лечения клиентов разных возрастов, как подростков, так и взрослых. От клиента зависит, насколько он сумеет соприкоснуться с теми чувствами, которые возникли вследствие первичных страданий. Первичная терапия предполагает следование жёсткому набору инструкций и отказ от приобретенных в результате сдерживаемого напряжения привычек. Первая фаза психотерапии продолжается примерно три недели, и в это время нельзя посещать школу или работу. Курс лечения очень интенсивный – с пациентом занимаются ежедневно до 3 часов в день. По окончании третьей недели клиент включается в работу первичной терапевтической группы, которая встречается 2—3 раза в неделю на протяжении 8—12 месяцев.

    Тщательно спланированный процесс первичной терапии начинается с обсуждения проблем клиента с получившим специальную ква­лификацию психотерапевтом. Во время психотерапевтических занятий вскрыва­ются ранние воспоминания, обиды и раны. Психотерапевт побуждает клиента к тому, чтобы заново “физически” пережить их, вызывая проявление напряжения, психологической защиты и пр. Основная задача на этом этапе заключается в постепенном ослаблении психологической защиты. Когда клиент приступает к работе в психотерапевтической группе, обсуж­дение его проблем продолжается; теперь он вступает в самые разнообразные взаимоот­ношения с другими членами группы, что мо­жет способствовать переживанию большего количества первичных эмоций, чем в ин­дивидуальной психотерапии. Клиенты вспоминают травмирующие события ран­него детства, вплоть до рождения. Задача психотерапевта на этом этапе — направ­лять клиента в поиске именно тех событий, которые вызвали эти разрушающие его чув­ства, без выражения которых невозможно исцеление.

    Групповая психотерапия сочетается с обучением глубокому дыханию, для того чтобы участники избавились от повер­хностного, невротического дыхания и при­близились к переживанию первичного стра­дания. Психотерапевт работает также над изменением манеры речи клиента, которая рассматривается как один из защитных ме­ханизмов. Цель этих и многих других приемов – дать человеку возмож­ность соприкоснуться с первичными пере­живаниями и обрести способность выразить те чувства, которые он осознал.

    Клиенты, прошед­шие курс первичной терапии, сбрасывают бремя преж­них страданий и начинают лучше справляться с жизненными ситуациями, не нуждаясь в столь высокой степени признания и принятия их другими людьми. Их действия приобретают смысл и становятся “настоящими”, что способ­ствует обретению душевного комфорта и социального статуса. Освобождение от напряжения, новое самоощущение позво­ляют клиенту, прошедшему курс первичной терапии, точнее оценивать свое эмоциональное и физическое состояние в любой ситуации.

    Быть “настоящим”, по мнению Янова, означает быть свободным от тревоги, деп­рессии, фобий, быть способным жить на­стоящим, без навязчивого стремления удов­летворять свои потребности.

    Первичная терапия была одним из первых ме­тодов психотерапии, который радикаль­но отошел от психоанализа, придавая большее значение сосредоточению на чувствах и переживанию целостности своего Я.

    4. Метод Александера

    Франц Матиас Александер был австралийским актером. Он страдал повторяющейся потерей голоса, для которой не было органических причин. Посредством длительного самонаблюдения он обнаружил, что потери голоса были связаны с давящим движением головы назад и вниз. Научившись подавлять эту тенденцию, Александер перестал страдать от ларингита; кроме того, исключение давления на шею оказало позитивное действие на все его тело. Работая над собой, Александер создал технику обучения интегрированным движениям, основанную на уравновешенном отношении между головой и позвоночником.

    Александер полагал, что предпосылкой свободных естественных движений является наибольшее естественное растяжение позвоночника. Формула метода Александера: “Освободить шею, чтобы дать голове сдвинуться вперед и вверх, чтобы дать больше удлиниться и расшириться”.

    Цель состоит не в том, чтобы стараться вовлекаться в какую-либо мышечную деятельность; ученик стремится дать телу автоматически и естественно приспособится во время концентрированного повторения формулы: а на уроке – при реагировании на руководящие движения учителя. На уроке прорабатываются движения, взятые из обычной повседневной деятельности, и ученик постепенно научается применять принципы техники. Равновесие между головой и позвоночником обеспечивает освобождение от физических напряжений и зажимов, улучшает линии позы и создает лучшую координацию мышц. С другой стороны, нарушение этих отношений порождает зажимы, искажение линий тела, портит координацию движений. Уроки техники Александера предполагают постепенное тонкое руководство в овладении более эффективным и удовлетворительным использованием тела. Руководитель должен уметь видеть различные блоки, препятствующие свободным движениям тела, предвидеть движения с предварительным ненужным напряжением. Управляя приспособлением тела ученика в небольших движениях, учитель постепенно дает ему опыт действования и отдыха интегрированным, собранным и эффективным образом.

    Уроки Александера обычно сосредоточены на сидении, стоянии, ходьбе, в дополнение к так называемой “работе за столом”, когда ученик ложится и в руках учителя испытывает ощущения энергетического потока, который удлиняет и расширяет тело. Эта работа должна давать ученику ощущение свободы и простора во всех связках, опыт, который постепенно отучает человека от зажимов и напряжений в связках, порождаемых излишними напряжениями в повседневной жизни. Техника Александера особенно популярна среди людей творчества, но также эффективно используется для лечения некоторых увечий и хронических заболеваний.

    Психотехника Александера помогает людям, неправильно и неэффективно пользующимся своим телом, избежать этих неправильностей в действии и в покое. Под “использованием” имеются в виду привычки в держании и движении тела, привычки, которые непосредственно влияют на физическое, умственное и эмоциональное функционирование человека[3, c. 112].

    5. Метод Фельденкрайза

    Моше Фельденкрайз работал с Ф.М. Александером, изучал йогу, фрейдизм, Гурджиева, неврологию, был специалистом по дзюдо; Его метод предназначен для восстановления естественной грации и свободы движений, которой обладают все маленькие дети. Техники Фельденкрайза – это работа с паттернами мышечных движений, помогающая человеку найти наиболее эффективный способ движения и устранить ненужные мышечные напряжения и неэффективные паттерны, которые вошли в привычку в течение многих лет.

    Фельденкрайз разработал множество упражнений, меняющихся от урока к уроку (они систематизированы и подробно описаны в книге “Сознавание через движение”). Они обычно начинаются с небольших движений, постепенно соединяющихся в большие и более сложные паттерны. Цель состоит в том чтобы развить легкость и свободу движений в каждой части тела.

    Фельденкрайз указывает, что необходимо принять большую ответственность за себя, понять, как действует тело, научиться жить в соответствии со своими естественными конституцией и способностями. Каждое действие включает мышечную деятельность. Фельденкрайз подчеркивает необходимость научиться расслабляться и находить собственный ритм, чтобы преодолеть дурные привычки в использовании тела. Люди должны освободиться, играть, экспериментировать с движением, чтобы научиться чему-то новому; но пока они находятся под давлением, в напряжении, в спешке – они могут лишь повторять старые паттерны. Упражнения Фельденкрайз обычно разбивают кажущуюся простой деятельность на ряд связанных движений, чтобы выявить старый паттерн и развивать новый, более эффективный способ выполнения той же деятельности [57, с. 65].

    Всякая человеческая деятельность проходит три стадии. Первая – естественный способ. Далее следует индивидуальная стадия, на которой многие люди развивают собственный, особый и личный способ выполнения действий, который появляется естественно. Наконец, наступает третья стадия изучаемого метода, на которой действие выполняется в соответствии с системой или особым методом, и перестает быть естественным.

    Усвоенный систематический метод обладает преимуществом в эффективности и возможностью развития высокого уровня выполнения. По Фельденкрайзу, преобладание формального обучения в нашей цивилизации ведёт к преобладанию профессионализма в тех областях, которые были естественными во все времена человеческой истории. Поэтому цель работы Фельденкрайза состоит в том, чтобы создать в теле способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает.

    Уравновешивая работу коры и уменьшая уровень, возбуждения, Фельденкрайз обнаружил, что мы можем достигнуть чрезвычайно расширенного сознавания и становимся способными пробовать новые сочетания движений, которые были невозможны, когда связи между корой и мускулатурой были замкнуты предписанными ограниченными паттернами [57, с. 74].

    6. Чувственное сознавание

    Эта психотехника разработана в CША Ш. Селвер и Ч. Бруксом, основываясь на работах Э. Гиндлер и Х. Якоби. Техника направлена на изучение целостного органического функционирования в мире, который человек воспринимает, частью которого он являемся. Для терапевта, работающего в этой традиции, представляет интерес “личная экология” человека: как он совершает действия, как относится к людям, ситуациям и объектам. Он стремится найти, что естественно в этом функционировании, а что обусловлено; что есть продукт эволюционного развития природы человека, а что стало “второй натурой”, которая изолирует его[49, c. 46].

    Чувственное сознавание – это процесс научения возвращаться в соприкосновение с телом и чувствами, со способностями, которыми человек располагал, будучи ребёнком, но утратил во время формального обучения. Родители реагируют на детей с точки зрения собственных идей и предпочтений, вместо того, чтобы попытаться почувствовать, что может помочь реальному развитию ребенка. Другая проблема детского опыта – совершение усилий: родители не хотят дожидаться естественного развития способностей их детей, и научают их “стараться”[49, c. 39].

    Работа чувственного сознавания фокусируется на непосредственном восприятии, научении отличать собственные чувства и ощущения от культурно и социально привитых образов. Многие упражнения в этой системе основаны на повседневной человеческой деятельности – чтобы открыть отношение к окружающему, развить сознательную осведомлённость о том, что человек делает. Ещё один аспект чувственного сознавания включает отношение с другими. Большинство упражнений системы имеет внутреннюю, медитативную ориентацию.

    Розен-метод - это особая практика изучения своего тела, позволяет воздействовать на психическое состояние человека через телесные воздействия, а также научить тело реагировать на внешние воздействия желанным образом. Розен-метод без сомнения полезен для всех, однако, особое значение он имеет для беременных женщин и для молодых родителей. Метод способствует снятию мышечного напряжения, эмоционального дискомфорта, стресса, гармонизирует физическое и психическое состояние человека.

    Вкратце остановимся и на других психотехниках, применяемых в телесно-ориентированной психотерапии, но получивших сравнительно меньшую известность.

    Например, “биосинтез”. Его специфика заключается в уважительном отношении к проблемам клиента. Отличительная черта биосинтеза –глубинная проработка терапевта; терапевт должен постоянно очень тонко чувствовать, что происходит с клиентом, что является залогом продуктивной работы.

    Инструментом танцевально-двигательной терапии является танец; танцем здесь называется любое естественное движение тела или естественная позиция. Под настоящим танцем имеется в виду язык, передающий чувства, то, как люди с ними обращаются. Исследование языка движений открывает новое многообразие физической, эмоциональной и духовной жизни.

    Метод под названием “танатотерапия” разработан Владимиром Баскаковым и в переводе означает “исцеление смертью”. Это способ терапевтического использования “целительных свойств смерти”. Специфические приемы, точно моделирующие ситуацию смерти, позволяют испытать глубинные состояния, в результате которых переоцениваются многие вещи и многие проблемы находят свое разрешение. Любой страх, в конечном счете, это страх умереть, и танатотерапия – один из возможных способов работы с собственными страхами. При этом используются только телесно-ориентированные техники, и в этом состоит уникальность данного метода. Вообще-то, этот метод даже больше относится к трансперсональной психотерапии.

    Таким образом, большинство известных телесно-ориентированных психотехник появились и развивались вне группового направления в психотерапии, однако чаще всего применяется как раз в групповых формах.

    В классических подходах телесно-ориентированной психотерапии имеется ряд важных понятий, которые имеют основополагающее значение: “энергия”, “мышечная броня”, “почва под ногами” и так далее.

    В телесно-ориентированной психотерапии имеются свои психотерапевтические процедуры, влияю­щих на дыхание и способствующих пони­манию телесного состояния и напря­женных поз, а также двигательные упраж­нения, работающие с физическим контактом между участни­ками группы. Большинство групп телесно-ориентированной психотерапии включают физический контакт в групповое взаимо­действие. Двигательные упражнения способствуют возврату участников к примитивному эмоциональному состоя­нию, к своей первичной природе. Одни упражнения призваны помочь обеспечить доступ к заблокированным эмоциям гнева и яро­сти, другие помогают каждому участнику высвобождать эмо­ции.

    На основе упражнений ру­ководитель и члены группы делают выводы о “броне характера” каждого уча­стника, блоках спонтанного течения энергии, и делают анализ, соотнося телесное состоя­ние с психологическими проблемами. В телесно-ориентированных психотехниках считается, что высвобождение негатив­ных аффектов может приводить к пози­тивным личностным изменениям.

    Наиболее известными и основополагающими видами телесно-ориентированной психотерапии являются биоэнергетический анализ Лоуэна, метод Фельденкрайза, метод Александера, структурная интеграция Рольф (рольфинг) и первичная терапия Янова. Все они базируются на работах известного психоаналитика Вильгельма Райха, метод которого называется “характерологический анализ”. Райх полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное поведение способствуют формированию “мышечной брони” (“брони характера”), выражающейся в напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и так далее. Противостоять психологи­ческим защитным механизмом можно пу­тем изменения телесного состояния и воздействия на напряженную область. Райх создал техники уменьшения хронического напряжения в каждой груп­пе мышц, когда с помощью физических воздей­ствий высвобождаются завуалированные эмоции и чувства.

    Цели телесно-ориентированной психотерапии отличаются от целей, лежащих в основе физической подготовки, физкультуры и т.п. В телесно-ориентированной психотерапии акцент ставится на знакомстве с телом, подразумева­ющем расширение сферы осознания инди­видом глубоких организмических ощуще­ний, исследование того, как потребности, желания и чувства кодируются в разных телесных состояниях, чем подчеркивают важность физических привычек как ключа к психологической диагностике

    Телесно-ориентированная терапия применяется как в индивидуальных, так и в групповых формах. Основоположником телесно-ориентированной терапии можно считать Вильгельма Райха. Последователь психоанализа, он свою теорию строил на этой основе, в той части, которая касалась психологических защит (психологических механизмов, позволяющих избегать неприятных переживаний). Он полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с ним защитное поведение, способствуют формированию мышечной брони, выражающейся в напряжении различных мышц тела, стесненном дыхании и т.п. Им были созданы методики для изменения хронического напряжения в каждой группе мышц, помогающие с помощью физических воздействий освобождать завуалированные эмоции и чувства. Т.е. по Райху мышечные зажимы - результат образования психических зажимов, способствующих подавлению сексуальной активности человека, его гнева, тревоги. Освобождение телесного панциря приводит к свободному прохождению энергии либидо и освобождению эмоций. Мышечные и психические зажимы взаимосвязаны, они влияют друг на друга[48, c. 48]

    Практически все подходы к телесно-ориентированной терапии построены на основе принципа единства психики и тела, что соответствует взгляду на человека как биоэнергетическую систему, принятому в восточной культуре и идеалистической психологии в целом.

    Множество подходов к телесно-ориентированной терапии можно условно разделить на 3 группы:

    1 .Работа над структурой тела, нарушенной вследствие физической или психической травмы: биоэнергетика Лоуэна, структурная интеграция (или Рольфинг), техника Александера, Метод Фельденкрайза.

    2.Системы, направленные на улучшение функционирования тела: чувственное сознание и релаксации чувств.

    3.Восточные учения, ориентированные на тело: хатха-йога, тайчи, айкидо.

    Задача телесно-ориентированной терапии - разрушить «мышечный панцирь». Это приведет к восстановлению правильного распределения энергии в организме, повышению общего энергетического потенциала, гармонии тела и психики. Создаются предпосылки для решения личностных, семейных, сексуальных проблем, находятся новые пути для выходов из конфликтов, спортивного и профессионального роста, повышения креативности.

    Телесно-ориентированная терапия - это сложный и тонкий метод воздействия на тело в сочетании с психологическим анализом сопутствующих телесных импульсов и эмоциональных реакций человека. Современная телесно-ориентированная психотерапия насчитывает более десятка базовых школ (Биоэнергетика А.Лоуэна, Биосинтез Д.Боаделла, Структурная интеграция И.Рольф, Техника Александера, Метод Фельденкрайза и др.) и обладает богатым инструментарием воздействия.

    Единство всех методов заключается в одном - работа с телом человека для улучшения его физического и эмоционального состояния. Методы телесно-ориентированной терапии помогают укрепить здоровье и повысить сопротивляемость стрессам. Терапевтическая работа с телом эффективна при депрессии, беспокойстве, головных болях, гипертонии, респираторных заболеваниях, артрите, расстройствах пищеварения, болях в спине и искривлении позвоночника. Применение методов телесно-ориентированной терапии дает хорошие результаты при лечении пост-травматических стрессовых расстройств, неврозов, тревог и страхов.