Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по фельдъегерско-почтовой связи часть 2 img-1

руководство по фельдъегерско-почтовой связи часть 2

Рейтинг: 4.0/5.0 (1891 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Правила ведения радиопереговоров и порядок передачи сигналов и команд - Информация стр

Правила ведения радиопереговоров и порядок передачи сигналов и команд Информация - Безопасность жизнедеятельности

зи, командно-штабные машины и машины боевого управления, аппаратура дистанционного управления и контроля, оповещения, звукозаписи, громкоговорящей связи и др. техника, предназначенная для передачи, приема и преобразования информации).

ПРОВОДНЫЕ ЛИНЕЙНЫЕ СРЕДСТВА: (подземные и подводные кабели, легкие полевые кабели связи, полевые кабели дальней связи, арматуры и материалы для постройки или прокладки линий связи).

ПОДВИЖНЫЕ СРЕДСТВА ФЕЛЬДЪЕГЕРСКОЙ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ: (самолеты и вертолеты связи, автомобили, бронетранспортеры, мотоциклы и другие средства транспортировки, используемые для обеспечения войск фельдъегерско-почтовой связью).

СИГНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ: (звуковые, светотехнические).

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ.

ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ РАДИОСРЕДСТВАМИ:

Основу системы связи частей и подразделений составляет ультро-коротковольтная радиосвязь. Коротко волновая радиосвязь, как правило является резервной. Основным способом организации связи в частях и подразделениях является радиосеть. В отдельных случаях с подразделениями, выполняющими наиболее важные задачи, связь может осуществляться по радионаправлениям.

Для связи через инстанцию вверх и вниз, а также между взаимодействующими частями и подразделениями применяется взаимное хождение в радиосвязь, используя для этой цели постоянные позывные, которые должны быть известны каждому радисту, каждому командиру и начальнику. При организации связи создается резерв радиосредств, который используется для замены вышедших из строя радиостанций, командно-штабных машин, машин управления узла связи того пункта управления, который примет на себя руководство боевыми действиями. Части, в случае поражения КП, а также для решения внезапно возникающих задач, не предусмотренных при планировании связи.

Радиосети и радионаправления, организуемые в части, имеют в основном ярко выраженное целевое назначение. Они создаются для обеспечения связи командиром и начальником для управления непосредственно подчиненными подразделениями и элементами боевого порядка. Кроме того, создаются радиосети специального предназначения: комендантской службы, внутренней связи на пунктах управления, для связи между пунктами управления.

ОРГАНИЗАЦИЯ ФЕЛЬДЪЕГЕРСКО-ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ.

Фельдъегерско-почтовая связь широко применяется во всех видах боевых действий частей. Она организуется от КП с ТПУ, КНП, мсб и т.д. артиллерийским дивизионом по направлениям или круговому маршруту.

Фельдъегерско-почтовая связь может быть организованна по направлениям к каждому подчиненному подразделению или по круговому маршруту, когда один фельдъегерь последовательно объезжает несколько пунктов управления подчиненных. Отправка подвижных средств осуществляется по графику в соответствии с распоряжением штаба о сроках доставки донесений и почтовых отправлений.

Для обеспечения устойчивой работы фельдъегерско-почтовой связи в современном бою предусматривается надежная охрана фельдъегерей при доставке ими секретной корреспонденции, планируются запасные маршруты для движения подвижных средств. Связь с пунктами управления дивизии обеспечивается средствами СФПС дивизии и вертолетами.

ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ В МОТОСТРЕЛКОВОЙ РОТЕ В НАСТУПЛЕНИИ,

В ОБОРОНЕ, НА МАРШЕ И ВО ВСТРЕЧНОМ БОЮ.

Связь в роте организуется на основе решения командира роты на бой, указаниями командира батальона с учетом наличия сил и средств связи.

Рассмотрим организацию связи в мотострелковой роте в наступлении.

Организуя наступление, командир роты в решении определяет, а при организации управления доводит порядок работы на радиостанциях.

В мотострелковой роте организуется только радиосвязь, так как проводных средств связи рота не имеет. Исходя из этого, командир роты сможет организовать связь управления и взаимодействия по радиосетям и радионаправлениям.

РАДИОНАПРАВЛЕНИЕМ называется такая радиосвязь, в которой задействовано не более двух радиостанций.

Обычно в наступлении в мотострелковой роте организуется связь управления как правило, по двум радиосетям. В одну радиосеть включаются все радиостанции установленные на БТР (Р 123м, Р 173), в другую радиосеть радиостанция Р-148, Р-159 командиров взводов и командиров роты. Радиостанция Р- 148 (Р 159) командиры взводов и роты получают во взводе связи батальона. В обеих радиосетях радиостанции командира роты является главной.

Радиосвязь взаимодействия, как правило, организуется по радионаправлениям вхождению в радиосеть соседнего подразделения, а также поддерживающих средств.

Кроме радиосвязи в мотострелковой роте организуется связь подвижными (связными) и сигнальными средствами. Для этого назначаются от каждого взвода связные и устанавливаются сигналы управления.

В обороне, также как и в наступлении, командир роты организует связь радиосредствами, связными и сигналами.

В ходе организации обороны командир роты устанавливает сигналы управления, доводит радиоданные и порядок работы радиостанций.

Обычно до начала наступления противника все радиостанции работают в режиме дежурного приема. На передачу радиостанции могут выходить только для передачи сигналов оповещения. В это время управление подразделениями роты осуществляется, как правило, связными и сигнальными средствами. При организации радиосвязи командир роты создает две радиосети управления: одна радиосеть в

Дипломные от 4000 р. Курсовые от 1000 р. Рефераты от 400 р.

Другие статьи

Тактико-специальная подготовка

На практике связь по радиосети, как правило, организуется:

- для передачи сигналов, команд, сигналов оповещения большому числу корреспондентов;

- для обмена информацией с менее важными корреспондентами при небольшом ее объеме и невысоких требованиях по своевременности передачи;

- при недостатке радиосредств или для повышения устойчивости в дополнение к радионаправлениям.

В наиболее важных радиосетях количество корреспондентов ограничивается числом не более 4 – 6.

Также как и радионаправления, радиосети могут быть:постоянно действующими, дежурными, резервными и скрытыми.

Постоянно действующими называются такие радиосети (радионаправления), в которых работа радиостанций на передачу осуществляется без ограничений.

Дежурными называются такие радиосети (радионаправления), в которых на старшем пункте управления осуществляется немедленный прием сообщений от подчиненных подразделений и частей.

Резервными называются такие радиосети (радионаправления), работа в которых открывается по дополнительной команде при невозможности обмена сообщениями в основных радиосетях (радионаправлениях).

Скрытые радиосети (радионаправления) организуются для связи с наиболее важными корреспондентами и используются для передачи наиболее важных и срочных приказов, донесений, команд и сигналов. Работа на передачу в скрытых радиосетях открывается только с разрешения начальника связи старшего штаба. При открытии работы в скрытых радиосетях запросы о слышимости не производятся, а передача ведется короткими радиограммами и сигналами без предварительного вызова и получения подтверждения на прием.

В зависимости от назначения, а также от наличия сил, средств и частот связь в радиосети может обеспечиваться: на одной частоте; на двух частотах; на частотах передатчиков; на частотах дежурного приема; на одной вызывной и нескольких рабочих частотах; абонентская радиосеть. Способ назначения рабочих частот существенно влияет на характер работы радиолинии и ее возможности.

Одна частота приема и передачи назначается для радиосетей (радионаправлений), в которых необходима максимальная простота и оперативность связи (Рис.6.).

Рис. 6. Радиосеть на одной частоте приема и передачи.

При назначении на радиосеть двух частот одна из них закрепляется за передатчиком главной станции, другая – за передатчиками корреспондентов (Рис.7.). Такой способ организации радиосвязи может обеспечиваться только при наличии у главной радиостанции и корреспондентов отдельного передатчика и приемника. В такой сети осуществляется дуплексная работа и, следовательно, повышается скрытность, помехоустойчивость и пропускная способность

Рис. 7. Радиосеть на двух частотах.

Радиосеть на частотахпередатчиков применяется для двухсторонней связи одновременно между всеми или несколькими радиостанциями сети без перестройки передатчиков и приемников, а также для обеспечения циркулярных передач любой радиостанцией сети всем остальным (Рис.8). В такой радиосети каждая радиостанция ведет передачу на частоте своего передатчика, а прием – на частоте передатчиков корреспондентов.

Рис. 8. Радиосеть на частотах передатчиков.

Разновидностью радиосети на частотах передатчиков является так называемая комбинированная радиосеть (Рис.9.). В комбинированной радиосети обеспечивается двухсторонняя связь корреспондентов только с главной радиостанцией сети. Все станции сети имеют возможность вести непрерывную передачу: корреспонденты сети – для главной станции, а главная станция – любому из корреспондентов.

Рис.9. Комбинированная радиосеть

Способ назначения частот дежурного приема каждой радиостанции радиосети применяется для обеспечения связи между корреспондентами при кратковременном обмене и при невозможности назначить на сеть оптимальные частоты для связи между всеми корреспондентами (Рис. 10.).

Рис.10. Радиосеть на частотах дежурного приема

Одна вызывная и несколько рабочих частот назначаются для радиосетей, в которых между корреспондентами осуществляется длительный обмен сообщениями. В такой радиосети, на вызывной частоте производится только вызов и передача коротких команд (сигналов) боевого управления. Для ведения длительного радиообмена на вызывной частоте главная радиостанция передает корреспонденту вызов и сигнал о переходе на одну из рабочих частот. На этой частоте осуществляется обмен сообщениями. При использовании радиостанций, оборудованных специальными устройствами частотной адаптации, радиосвязь между ними может быть организована по абонентской радиосети.

При ограниченных количествах радиосредств, радиочастот и времени на разработку радио данных, радиосвязь может обеспечиваться методом вхождения радиостанции в действующие радиосети.

Для обеспечения вхождения радиостанции старшего командира (штаба) в радиосети подчиненных командиров (штабов) старшему командиру (штабу) постоянно действующий позывной. При этом позывные командующих (командиров) должны знать на память связисты всех радиосетей подчиненных подразделений и частей.

В современном общевойсковом бою важное место занимает организация взаимодействия и, следовательно, организация и обеспечение радиосвязи взаимодействия.

Радиосвязь взаимодействия организуется тремя способами:

1.Организацией специальных радиосетей взаимодействия;

2.Путем взаимного вхождения радиостанций в другие радиосети;

3.Через оперативные группы, прибывающие со своими средствами радиосвязи на узлы связи пунктов управления взаимодействующих частей и подразделений.

Для обеспечения скрытности пунктов управления и создания благоприятной электромагнитной обстановки на узлах связи устанавливается строгая очередность ввода в действие радиосетей и радионаправлений и режимы работы радиосредств .

Для радиолиний (радиосредств) вводятся три степени готовности.

К радиолиниям первой степени готовности относятся постоянно действующие радиосети и радионаправления.

Радиолинии второй степени готовности вводятся в действие при нарушении (ухудшении) связи, обеспечиваемой другими средствами.

Радиолиниитретьей степени готовности используются в отдельные периоды боя при планируемых изменениях тактической обстановки. Решением командира (штаба) соединения (объединения) могут устанавливаться режимы работы радиосредств :

1.Работа радиостанций на передачу без ограничений;

2.Разрешение работы на передачу радиостанций только в отдельных радиосетях (радионаправлениях);

3.Полное запрещение работы радиостанций на передачу.

2.2. Способы организации связи радиорелейными средствами

Радиорелейная связь может быть организована: по направлению, по сети и по оси.

Применение того или иного способа в каждом отдельном случае зависит от конкретных условий обстановки, особенностей организации управления, рельефа местности, важности данной связи, потребности в обмене, наличия средств и других факторов.

Направление радиорелейной связиспособ организации связи между двумя пунктами управления (командирами, штабами) (Рис. 11.)

Этот способ обеспечивает наибольшую надежность работы направления связи и большую его пропускную способность, но по сравнению с другими способами обычно требует повышенного расхода частот и радиорелейных станций при штабе, организующем связь. Кроме того, при организации связи по направлениям возникают трудности в размещении большого количества радиорелейных станций без взаимных помех на узлах связи старшего штаба.

Рис.11.Направление радиорелейной связи.

Сеть радиорелейной связиспособ организации связи, при котором связь старшего пункта управления (командира, штаба) с несколькими подчиненными пунктами управления (командирами, штабами) осуществляется с помощью одного радиорелейного полукомплекта (Рис.12.).

Рис. 12. Сеть радиорелейной связи.

Достоинством данного способа организации радиорелейной связи является оперативность установления связи. Основной недостаток – это обеспечение связи на коротких расстояниях, так как работа на ненаправленную антенну приводит к ухудшению связи из-за худшего коэффициента усиления антенны по сравнению с направленной.

Ось радиорелейной связиспособ организации радиорелейной связи, при котором связь старшего пункта управления (командира, штаба) с несколькими подчиненными пунктами управления (командирами, штабами) осуществляется по одной радиорелейной линии, развернутой в направлении перемещения своего пункта управления или одного из пунктов управления подчиненных штабов (Рис 13.).

Рис13. Ось радиорелейной связи.

Как показано на рисунке, связь пункта управления старшего штаба с пунктами управления подчиненных осуществляется по оси связи, построенной между тремя опорными узлами связи, и линиям связи привязки узлов связи пунктов управления к опорным узлами связи. На опорных узлах связи производится перераспределение (коммутация) каналов связи по направлениям связи.

Достоинствами данного способа по сравнению с направлением является: уменьшение количества радиорелейных станций на узлах связи пунктов управления старшего штаба. Это создает возможность назначения частот этим станциям для работы без взаимных помех; возможность осуществления маневра каналами, что обеспечивает более эффективное их использование. Вместе с тем обеспечивается сокращение времени для выбора и расчета трасс; более простая организация управления радиорелейной связи; задействуется меньшее количество личного состава, необходимого для охраны и обороны промежуточных станций; облегчается управление радиорелейной связью.

Недостатками этого способа являются зависимость исправности работы всех радиорелейных линий от исправной работы осевой линии и необходимость в кроссовой коммутации каналов на опорных узлах связи.

2.3. Способы организации связи спутниковыми средствами

В настоящее время имеет место устойчивая тенденция повышения роли спутниковой связи в системах военной связи. В современных локальных войнах, вооруженных конфликтах, миротворческих и специальных операциях спутниковые средства связи могут применятся в звене от Генерального Штаба ВС РФ до мотострелкового батальона включительно.

Так же, как и в радиосвязи, известно два способа организации спутниковой связи – по направлению и сети.

Направление спутниковой связиэто способ организации связи между двумя станциями спутниковой связи, одна из которых является главной (Рис.14).

Рис. 14. Направление спутниковой связи.

Данный способ организации спутниковой связи используется на практике для организации тех направлений связи, в которых необходимо передавать значительные потоки информации, в особенности документального характера.

Сеть спутниковой связиэто способ организации спутниковой связи между тремя и более спутниковыми станциями (Рис. 15.).

Данный способ организации спутниковой связи используется в интересах командной связи, когда необходимо передавать короткие распоряжения сразу нескольким корреспондентам.

Рис. 15. Сеть спутниковой связи.

Для каждой станции спутниковой связи, работающей в сети или направлении, определяется ресурс пропускной способности (скорость передачи и приема информации на направлении станция – ретранслятор) и режим работы в стволе ретранслятора.

В соответствии с этим для современного поколения спутниковых средств можно выделить следующие способы построения сетей спутниковой связи: радиальная сеть спутниковой связи; узловая сеть спутниковой связи; сеть радио АТС спутниковой связи.

Рассмотрим организацию этих сетей.

Радиальная сеть спутниковой связи – это сеть, в которой организуются закрепленные направления от одной главной (центральной) к нескольким подчиненным (оконечным) станциям.

Радиальное направление связи – это направление связи, организованное между двумя станциями спутниковой связи, одна из которых является главной. Как правило, радиальное направление организуется в многоканальном режиме.

Узловая сеть спутниковой связи – это сеть, в которой организуется связь главной (узловой) станции с подчиненными оконечными станциями и оконечных станций между собой как на закрепленных направлениях связи, так и на направлениях в режиме радио АТС .

Сеть радио АТС спутниковой связи – это сеть, в которой информационное направления организуются между абонентами на время передачи информации.

2.4. Способы организации связи проводными средствами

Проводная связь в зависимости от условий обстановки и наличия сил и средств может быть организована по направлениям или по оси.

Направление проводной связиспособ организации связи между двумя пунктами управления (командирами, штабами) (Рис.16.).

Рис. 17. Ось проводной связи.

На рисунке приведен вариант структуры оси проводной связи. Ось проводной связи развертывается в составе опорных узлов связи и многоканальных линий между ними. Многоканальные линии образуются путем уплотнения кабеля дальней связи П-296 аппаратурой каналообразования П-302.

Проводная связь, организованная по направлениям. по сравнению с осью проводной связи обладает рядом достоинств: большой устойчивостью и пропускной способностью кабельных линий связи.Однако имеются и недостатки: повышенный расход сил и средств; отсутствие маневра каналами связи между направлениями.

Достоинствами оси проводной связи являются:

- значительная экономия в силах и средствах связи;

- быстрое установление связи; маневр каналами.

К недостаткам этого способа можно отнести:

- зависимость связи на отдельных направлениях от исправного функционирования осевой линии;

- зависимость пропускной способности направлений связи от канальной емкости осевой линии.

При прокладке линии связи, для защиты их от повреждений на практике используются складки местности, траншеи, ходы сообщений, а на подходах к узлам связи и при пересечениях с маршрутами движения транспорта и танков линии зарываются в землю или укладываются в ровики. Все это обеспечивает их защиту от повреждений и преднамеренного воздействия противника.

2.5. Способы организации связи подвижными средствами

Фельдъегерско-почтовая связь обеспечивает доставку штабам соединений, частей и подразделений практически неограниченного количества подлинных боевых документов – приказов, распоряжений, донесений и других секретных и служебных документов, а также постоянное общение личного состава между собой и с населением страны путем доставки (пересылки) почтовых отправлений.

Доставка документов в подлинном виде исключает возможность искажения сообщений и обеспечивает высокую скрытность их содержания. Доставка документов осуществляется с использованием подвижных средств. Подвижные средства применяются для обеспечения фельдъегерско-почтовой связи с вышестоящим штабом, между пунктами управления подчиненных частей (подразделений) во всех видах боевых действий, при перемещении и расположении войск на месте. В качестве подвижных средств связи используются вертолеты, бронетранспортеры, автомобили и мотоциклы и другие транспортные средства. Подвижные средства связи пользуются правом преимущественного движения по всем дорогам и переправам и должны иметь опознавательный знак (пропуск), а фельдъегеря – удостоверения установленного образца. Порядок адресования всех видов секретных и почтовых определяется руководящими документами.

Каждому соединению (части) выдается почтовый аттестат, предназначенный для приписки к узлам и станциям фельдъегерско-почтовой связи Министерства Обороны или к предприятиям Министерства связи.

При организации фельдъегерско-почтовой связи следует учитывать: характер местности; состояние и загруженность маршрутов; скорость подвижных средств; местонахождение пунктов управления и посадочных площадок; необходимость охраны фельдъегерей, доставляющих секретные документы, и воинских почтальонов, доставляющих почтовые отправления.

Фельдъегерско-почтовая связь может быть организована: по направлениям, по круговым маршрутам и по оси.

Направление фельдъегерско-почтовой связиспособ организации связи подвижными средствами между двумя пунктами управления (командирами, штабами), при котором секретные и почтовые отправления доставляются по проложенному между ними маршруту (Рис.18.).

Этот способ применяется обычно при обеспечении ФПС с группировкой войск, действующих на отдельных направлениях, или с войсками, находящимися на значительном удалении.

Достоинством данного способа организации фельдъегерско-почтовой связи является более быстрая по сравнению с другими способами доставка всех видов секретных и почтовых отправлений.

Недостаток данного способа заключается в том, что он требует большого количества подвижных средств и личного состава.

Этот способ применяется для организации фельдъегерско-почтовой связи с соединениями и частями, выполняющими наиболее важные задачи. Организация ФПС по направлению находит широкое применение в соединениях и объединениях.

Рис.18. Направления фельдъегерско-почтовой связи

Круговой маршрут фельдъегерско-почтовой связиспособ организации связи подвижными средствами между пунктами управления (командирами, штабами), при котором секретные и почтовые отправления доставляются одним рейсом последовательно (поочередно) в зависимости от проложенного между ними маршрута (Рис.19.).

Рис.20.Ось фельдъегерско-почтовой связи.

На сегодняшнем занятии были рассмотрены основные положения по организации связи различными средствами.

Практика подготовки офицеров связи показывает, что они должны твердо знать основные положения по связи в соответствии с требованиями руководящих документов. Это позволит им правильно планировать боевое применение линий, сетей и систем связи, успешно разрабатывать и испытывать новую технику и аппаратуру связи.

В заключении необходимо отметить, что материально-технической средой, реализующей процесс связи, является система связи. На следующих занятиях мы с Вами будем непосредственно отрабатывать вопросы подготовки к работе, развертывании, обеспечении связи и свертывании средств связи ТЗУ, а далее изучим требования к связи и военной системе связи со стороны процесса связи.

Задание на самостоятельную подготовку:

В часы самостоятельной подготовки Вам необходимо:

- изучить классификацию средств связи

- знать способы организации связи различными средствами.

Полевой почте – 300 лет

Письма на фронте ценились как хлеб, как воздух

Три века тому назад, 10 апреля 1716 года, император Пётр I утвердил Устав воинский, который обязывал иметь при войске полевую почту, так как «многие корреспонденции. в деле отправлены имеют быть». Устав определил штат полевой почты и должностные обязанности. С этой даты и ведёт историю преемница полевой почты – фельдъегерско-почтовая связь Вооружённых Сил РФ.
Руководил полевой почтой в действующей армии дежурный генерал. В зависимости от потребностей состав полевой почты менялся. Так, в русско-японскую войну 1904–1905 годов она состояла из двух главных полевых почтовых контор и соответственного числа почтовых контор при штабах армий и корпусов. В Первую мировую войну было организовано уже 10 главных почтовых контор, кроме того, 16 почтовых контор действовало при штабах армий, 75 при штабах корпусов.
В Красной Армии в мае 1918 года была создана Служба внешней связи при управлении по командному составу Всероссийского главного штаба, которая обеспечивала доставку адресатам правительственной и воинской корреспонденции. С октября 1919 года руководство всей военной и полевой почтовой связью перешло в ведении Управления связи РККА.
В тяжелейшие годы Великой Отечественной войны в нашей армии была сформирована разветвлённая система военной почтовой связи, которая обеспечивала бесперебойную доставку в войска и с фронтов в тыл колоссальных объёмов почтовых отправлений и периодической печати. Только в действующую армию ежемесячно доставлялось около 70 млн писем и более 30 млн экземпляров газет, в том числе и «Красной звезды». Письма на фронте ценились как хлеб, как воздух. И чтобы доставить бойцам весточку из дома, армейским почтальонам пришлось пролить немало пота и крови, и, говоря словами Александра Твардовского, «смертью праведной и честной пали многие из них».

Сеть фельдъегерско-почтовой связи Вооружённых Сил РФ в настоящее время насчитывает более 150 узлов и станций ФПС

По инициативе Общероссийского профсоюза работников связи в ходе празднования 70-летия Победы в Воронеже в прошлом году был установлен первый в России памятник фронтовому почтальону. Прототипом для создания памятника послужил ефрейтор Иван Леонтьев, экспедитор-почтальон 333-го стрелкового полка 6-й Краснознамённой стрелковой дивизии Воронежского фронта, который под шквальным огнём доставлял почту на передовые позиции войск. Он пал смертью героя в январе 1944 года.
В январе 1965 года связь подвижными средствами (доставка секретной корреспонденции фельдъегерями) и военно-почтовая связь были объединены в единые органы и учреждения фельдъегерско-почтовой связи, а в 1966 году Служба военной почты была переименована в Службу фельдъегерско-почтовой связи Министерства обороны СССР. Её специалисты обеспечивали почтовой связью и Ограниченный контингент советских войск в Афганистане. Среди офицеров, обеспечивавших этот процесс, были полковники В.В. Беликов, А.А. Матющенко, Г.И Филиппенко, С.В. Яковлев, подполковники В.Г. Ткач, Н.П. Кобылинский, майор И.Н. Былинка.
С 1992 года функционирует Управление фельдъегерско-почтовой связи Вооружённых Сил РФ. В июле 2012 года оно вошло самостоятельным управлением (фельдъегерско-почтовой связи) в состав Главного управления связи Вооружённых Сил РФ.
В преддверии юбилея нельзя не упомянуть ветеранов ФПС, стоявших у истоков нынешней системы фельдъегерско-почтовой связи, и офицеров-специалистов ФПС, внёсших неоценимый вклад в её становление и развитие. Это начальники Службы военной почты Минобороны СССР полковники Ф.Ф. Степанов и Б.П. Мелков, начальники Службы фельдъегерско-почтовой связи Минобороны СССР генерал-майор В.В. Тимофеев, генерал-лейтенант Э.Г. Островский, начальники управлений фельдъегерско-почтовой связи Вооружённых Сил РФ генерал-майор В.Д. Дурнев, полковники Г.А. Присяжный, П.М. Титченко, Н.М. Кожевников, А.И. Черников, генерал-майор внутренней службы А.Н. Сальников, полковники В.В. Василенко, В.А. Культин, Б.Ф. Фицурин. И сегодня достойно несут службу в рядах Вооружённых Сил капитан I ранга Ф.З. Минниханов, полковники А.А. Желябин, А.Б. Сузый, И.А. Шахов, подполковник С.С. Каледин.
В Северо-Кавказском регионе мужественно выполняли специальные задачи, принимая участие в контртеррористической операции, полковники Н.А. Ильинов, В.Н. Караичев, П.В. Каширский, подполковники А.И. Пикин, Е.П. Лозовой, майор А.Н. Трубицын, старший прапорщик Б.Г. Добровольский.
Сеть фельдъегерско-почтовой связи Вооружённых Сил РФ в настоящее время насчитывает более 150 узлов и станций ФПС (штабов военных округов, флотов, объединений, соединений и гарнизонов). Кроме этого, воинская корреспонденция доставляется в воинские части, дислоцирующиеся в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Таджикистане. Всего в состав сети входят около 2000 военнослужащих и гражданского персонала, порядка 300 единиц аппаратных фельдъегерско-почтовой связи.
В Вооружённых Силах организовано более 1000 маршрутов (авиационных, железнодорожных, автомобильных и пеших) общей протяжённостью более 150 тысяч км. К узлам и станциям ФПС приписано на обслуживание около 10 тысяч воинских частей и организаций Минобороны России. Ежегодно узлами и станциями ФПС обрабатывается и доставляется более 3 млн (это по массе около 5 тыс. тонн) только простых служебных почтовых отправлений.
Фельдъегерско-почтовая связь по-прежнему надёжный, эффективный и, главное, крайне необходимый для управления войсками вид связи. Пеших и конных гонцов давно сменили военные курьеры на автомобилях, вертолётах и самолётах.
Пользуясь возможностью, поздравляю через «Красную звезду» с профессиональным праздником специалистов фельдъегерско-почтовой связи, ветеранов военно-почтовой связи, всех, кто по долгу службы и велению души обеспечивает доставку почтовой корреспонденции в войска и письма наших солдат в родные края. Здоровья, счастья и благополучия вам!

Прочитано 3656 раз

К 300-летию Фельдъегерской почтовой связи Вооруженных Сил Российской Федерации

К 300-летию Фельдъегерской почтовой связи Вооруженных Сил Российской Федерации

История обмена известиями начинается с древних времен, когда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Затем стали посылать гонцов с устными, а позже и письменными сообщениями. Первые почтовые сношения на Древней Руси в XI-XIII вв. существовали только между удельными князьями, которые при помощи особых гонцов переписывались между собой и рассылали приказы своим подчиненным боярам. Во времена монголо-татарского ига татары учредили на путях своих завоеваний станции – «ямы» с гонцами, которые означали лишь «место остановки». На них можно было произвести необходимый обмен лошадей, найти ночлег, стол, нужных продолжения пути людей. Это слово затем укрепилось в русском языке, и послужило корнем для следующих словообразований: «ямщик – почтовый курьер», «ямская гоньба», т. е. почта, «ямская дорога» – почтовый тракт.

В 60–90 гг. XV в. была создана общегосударственная ямская система. Уже в 1490 г. упоминается ямской дьяк Тимофей Маклаков, который заведовал ямщиками и ямской службой. Первоначально при ямских дьяках не было специального учреждения, и они руководили службой, используя канцелярский аппарат Казенного приказа. В 1550 г. впервые упоминается Ямская изба, а с 1574 г. – Ямской приказ, как органы центрального управления данной службой. В период существования разрядной системы управления русским государством центральным государственным учреждением, ведавшим личным составом войска, являлся Разрядный приказ, сведения о котором сохранились с 1531 г. Именно военные курьеры Разрядного приказа, используя службу Ямского приказа, осуществляли перевозку наиболее важной государственной корреспонденции (царских грамот и т.д.).


6 (16) июля 1659 г. указом царя Алексея Михайловича был учрежден первый маршрут непосредственно военно-курьерской связи от Москвы до Калуги и далее до Севска, а с 19 (29) сентября 1659 г. его продлили до Путивля. Этот маршрут сыграл определенную роль в своевременной доставке военных распоряжений в войска, действовавшие на Украине в годы русско-польской войны 1654–1667 гг.

В допетровское время скорая корреспонденция в армию никакого особого названия не имела. В конце XVII – начале XVIII в. стали говорить о «почте в полки». В 1710-х гг. в ходе Северной войны из столиц к фронту и местам стоянок русских войск прокладывались временные военно-полевые линии «спешной связи», носившие название «почта в полки». В частности, известен оттиск почтовой печати с текстом «С Москвы в полки», который ставился на сопроводительные документы почты и на почтовую сумку.

Это именование просуществовало несколько лет, после чего безвозвратно исчезло, уступив место новому. В документах мая 1712 г. впервые появляется словосочетание «полевая почта». Она, как специальная служба, обеспечивающая почтовую связь в войсках, впервые в русской армии была основана в 1695 г. императором Петром I во время первого Азовского похода, где обязанности правительственных курьеров выполняли «драгуны самые добрые люди». Создание регулярной армии России в начале XVIII в. потребовало централизации и упорядочения системы доставки соответствующих документов как в войска, находящиеся на театре военных действий, так и в органы военного управления из войск. С этой целью в Воинском уставе, утвержденном Указом императора Петра I 30 марта (10 апреля) 1716 г. указывалось, «чтоб при войске полевая почта учреждена была», так как «понеже при войске многие корреспонденции … в деле отправлены имеют быть». Две главы устава: XXXV – «О чине полевой почты» и XXXVI – «О полевом почтмейстере» определяли назначение и задачи военно-полевой почты и обязанности почтмейстера.

Устав официально закрепил понятие «полевая почта». Она учреждалась на время военных действий для сношений армии с уже существующими стационарными линиями почтовой связи. До стационарных почтовых учреждений воинская корреспонденция доставлялась специальными военными курьерами. С введением устава в русском языке впервые появилось слово почтальон». Курьеры возили письма за обшлагами мундира, сумки им не полагалось. Главным отличием полевой почты было то, что она обходилась армейскими конями и кормами. В большинстве случаев один и тот же курьер вез корреспонденцию из полка до ближайшей почты и на промежуточных станциях менял только лошадей, т. к. протяженность линий была сравнительно небольшой (обычно не свыше 100 верст). В соответствии с уставом в крупных военных соединениях и полках впервые создаются полевые почтовые отделения в составе почтмейстера, двух писарей, нескольких почтальонов и писаря-регистратора. Почтальоны, стоявшие на временных станах, доставляли ее. Военные почтальоны наряду с остальными солдатами принимали непосредственное участие в боях. Полевые почтовые отделения просуществовали до 1732 г. затем служба доставки корреспонденции была сохранена лишь при штабах армий.

Форма чинов Фельдъегерского корпуса
в царствование императора Павла I.


17 (28) декабря 1796 г. указом императора Павла I был учрежден Фельдъегерский корпус – воинская часть специального назначения для несения службы связи и выполнения поручений императора, а также утвержден штат корпуса в количестве одного офицера и 13 фельдъегерей. Старшим группы фельдъегерей был назначен капитан Шелганин, который возглавлял корпус с 1796 по 1799 г. В период с 1796 по 1808 гг. Фельдъегерский корпус находился в ведении Кабинета его императорского величества и подчинялся графу А.Х. Ливену.

26 января (7 февраля) 1808 г. указом императора Александра I Фельдъегерский корпус был передан в подчинение военному министру.

Фельдъегерь Н.И. Матисон передает пакет князю П.И. Багратиону во время Бородинского сражения 1812 г. Художник А.С. Чагадаев.


В годы Отечественной войны 1812 г. личный состав корпуса во главе с подполковником Н.Е. Касторским обеспечивал поддержание постоянной и бесперебойной связи Главнокомандующего Русской армией фельдмаршала М.И. Кутузова с Императором (Москва-Петербург; Тарутино-Петербург). При командующем 1-й армией генерале М.В. Барклае-де-Толли состоял фельдъегерь СИ. Перфильев, при командующем 2-й армией генерале П.И. Багратионе – Н.И. Матисон.

Численность и штатная структура корпуса в зависимости от объема решаемых задач в разное время претерпевали изменение. Так, в июне 1816 г. указом императора Александра I был утвержден новый штат Фельдъегерского корпуса. Корпус был разделен на 3 роты, в каждую из которых определялось по капитану, 6 младших офицеров и 80 фельдъегерей.

В последующем офицеры и фельдъегеря использовались не только для доставки особо важных депеш, но и для коронации российских императоров, их сопровождения и членов императорского дома во время вояжей по стране и за границу, поддерживания регулярной связи с императорскими дворцами, расположенными в пригородах столицы и в Крыму. Они также сопровождали государственных и военных деятелей, подозреваемых в политической неблагонадежности, а также глав государств, иностранных гостей и других правительственных чиновников.

Личный состав корпуса и в мирное время периодически обслуживал фельдъегерской связью главнокомандующих армиями и командиров крупных соединений, а в период проведения военных маневров создавались небольшие самостоятельные фельдъегерские группы (отделения) для их обслуживания и устанавливались специальные маршруты, по которым поддерживалась связь со столицей.

Во время войн офицеры и фельдъегере корпуса использовались в боевых условиях командующими армиями и для передачи приказов и приказаний. Так, более половины офицеров и фельдъегерей корпуса побывали во время Крымской войны 1853-1856 гг. в Севастополе с правительственной корреспонденцией, часто доставляя ее в сложной боевой обстановке. С началом войны с Японией 15 офицеров и 13 фельдъегерей по повелению императора Николая II были откомандированы в Действующую армию в распоряжение военного командования.

К началу Первой мировой войны имелся слаженный институт военно-полевой почты, который должен был обеспечивать взаимную почтовую связь фронта и тыла страны. Основными функциями этой почты были: пересылка почтовых отправлений личного состава армии с фронта в тыл и из тыла адресатам на фронте; пересылка несекретной служебной корреспонденции войсковых частей и учреждений; пересылка и доставка газет и иных периодических изданий адресатам на фронте. В годы самой войны доставку приказов, донесений, ценных бумаг, посылок, а также сопровождение высокопоставленных лиц обеспечивал личный состав Фельдъегерского корпуса.

18 июля 1914 г. по распоряжению начальника Главного штаба группа офицеров в количестве 20 человек убыла в распоряжение Верховного главнокомандующего и в штабы прифронтовых военных округов для использования их в качестве курьеров в составе Действующей армии, а через 2 дня еще 4 – в распоряжение Военно-походной канцелярии его императорского величества.

Таким образом, на протяжении длительного времени существования российской армии действовавший в ее составе Фельдъегерский корпус, являлся специальной воинской частью, обеспечивавшей доставку наиболее важной корреспонденции, как в интересах государственного управления, так и военного.

Наряду с Фельдъегерским корпусом в русской армии продолжала функционировать и полевая почта, руководство которой в Действующей армии осуществлял дежурный генерал. В зависимости от потребностей состав полевой почты менялся. Так, в русско-японскую войну 1904-1905 гг. она состояла из двух главных полевых почтовых контор и соответственного числа почтовых контор при штабах армий и корпусов. В Первую мировую войну 1914 – 1918 гг. было организовано уже 10 главных почтовых контор, а также 16 – при штабах армий, 75 – при штабах корпусов.

После Октябрьской революции 1917 г. с образованием Красной Армии и до 1922 г. в основу организации полевой почтовой связи РККА была положена система, действовавшая в русской армии. 2 мая 1918 г. на базе упраздненного императорского Фельдъегерского корпуса была создана Служба внешней связи при Управлении по командному составу Всероссийского Главного штаба. Она обеспечивала доставку правительственной и воинской корреспонденции по стране, в штабы фронтов и военных округов. Ее штат состоял из 30, а с мая 1919 г. – из 45 человек, а через несколько месяцев он был увеличен еще на 41 человека, а Совету Всероссийского Главного штаба было предоставлено право решать в дальнейшем самостоятельно вопрос о штатах Службы. Одновременно в период с ноября 1917 г. по декабрь 1920 г. сначала в Петрограде, а затем в Москве действовала Военная команда самокатчиков при Управлении делами Совнаркома Республики, осуществлявшая доставку корреспонденции в государственные, советские, партийные, профсоюзные органы, расположенные в столице.

С октября 1919 г. руководство всей военной и полевой почтовой связью находилось в ведении Управления связи Красной Армии. 23 ноября 1920 г. приказом Реввоенсовета Республики № 2538 было объявлено о создании Фельдъегерского корпуса при Управлении связи Красной Армии, который обеспечивал доставку не только военной, но и правительственной корреспонденции. С 1 января 1921 г. в его состав вошли: Служба внешней связи Всероглавштаба; курьерская часть при штабе командующего морскими силами; отдел связи фельдъегерей Полевого штаба Реввоенсовета Республики; ряд других мелких подразделений фельдъегерской связи, существовавших при некоторых управлениях Наркомата по военным делам. Приказом № 2538 был утвержден и штат Фельдъегерского корпуса в количестве 255 человек, в том числе 154 фельдъегеря.

6 августа 1921 г. параллельно была образована фельдъегерская часть при Управлении делами ВЧК, в 1922 г. преобразованная в Фельдъегерский корпус. На него возлагалось доставка иногородней корреспонденции СНК, ЦК ВКП(б), ВЦИК, ВЦСПС, наркоматов внутренних дел, путей сообщения, иностранных дел, обороны, Государственного банка.

Финансовые затруднения вынудили не только значительно сужать функции армейской фельдъегерской связи, но и сокращать численность личного состава. Так, на 1 августа 1923 г. в Фельдъегерском корпусе по штату полагалось иметь только 65 человек, из них 55 фельдъегерей. Расформированы были и фельдъегерские отряды при штабах военных округов.

На основании совместного приказа Реввоенсовета СССР и ОГПУ за № 1222/92 и 358/117 от 30 сентября 1924 г. Фельдъегерский корпус РККА был расформирован, а доставка иногородней секретной, совершенно секретной и важной корреспонденции частей, управлений, учреждений и заведений военного и морского ведомств была возложена этим приказом на Фельдъегерский корпус ОГПУ. Таким образом, этот корпус превратился в общегосударственную фельдъегерскую связь со схемой фельдъегерских маршрутов, охватывающей 406 городов и других населенных пунктов страны.

В предвоенные годы, когда численность армии была не велика, почтовый обмен осуществлялся через стационарные гражданские отделения почтовой связи.

В таком виде фельдъегерская служба работала до 17 июня 1939 г. когда постановлением СНК СССР она была разделена. В ведении отдела фельдъегерской связи НКВД сохранялось обслуживание важнейших государственных и партийных органов с доставкой корреспонденции в крупнейшие республиканские, областные и районные центры; доставка корреспонденции в остальные населенные пункты передавалась Главному центру специальной связи Наркомата связи; перевозка ценностей и денег возлагалась на службу инкассации Государственного банка.

Фельдъегерская связь НКВД выполняла и специальные задания по линии военного ведомства, особенно в период проведения больших войсковых маневров РККА. В таких случаях создавались особые фельдъегерские полевые отделения, которые помогали осуществлять управление войсками, обеспечивая своевременную и надежную доставку секретных документов.

Огромная армия военных связистов-почтовиков прошла с войсками по дорогам Великой Отечественной войны. Уже на ее второй день Наркомат связи (НКС) развернул Главный военно-почтовый сортировочный пункт (ГВПСП) в зданиях двух школ, освободившихся в результате эвакуации детей из Москвы. На всех фронтах и в крупных административных центрах были созданы военно-почтовые сортировочные пункты (ВПСП), при каждой армии – военно-почтовые базы (ВПБ), а при штабах соединений, армий и фронтов – полевые почтовые станции (ППС, в последствии – ВПС), через которые и шла обработка почтовой корреспонденции, газет и журналов, листовок и агитационной литературы и доставка ее адресатам. Руководство всей сетью полевых почтовых учреждений фронтов и армий осуществляли соответственно Уполесвязи фронтов и инспектораты связи армий. Общее руководство возлагалось на Центральное управление полевой связи НКС.

Выдача корреспонденции на полевой почтовой станции в годы Великой Отечественной войны.


Основным содержанием работы органов военно-полевой почты являлись обработка, перевозка и доставка письменной корреспонденции, посылок, газет и журналов личному составу от высших штабов до самых маленьких подразделений, находившихся на фронте, а также перевозка и отправка писем и денежных переводов с фронтов в тыл страны.

Фельдсвязь применялась во всех звеньях управления – от штаба фронта до полка включительно. Она осуществлялась подразделениями подвижных средств связи (связь подвижными средствами), входивших в состав войск связи. Основными способами ее организации являлись: по оси, направлениям и круговым маршрутам. На больших расстояниях создавались направления с комбинированным использованием авиационных, наземных и водных подвижных средств. Вблизи командных пунктов и по оси связи развёртывались пункты сбора донесений, в составе которых имелись экспедиции для регистрации корреспонденции, транспортные средства, фельдъегери, сопровождающая охрана. При пунктах управления объединений оборудовались взлётно-посадочные полосы для приёма самолётов связи.

Секретная корреспонденция из центральных управлений Наркомата обороны (НКО) в адрес фронтов обрабатывалась I-й экспедицией НКО, которая сдавала ее в отдел фельдъегерской связи НКВД и спецсвязь НКС. До фронтов эта корреспонденция доставлялась сотрудниками этих органов по железной дороге и самолетами, выделяемых для этой цели НКО.

С 1 марта 1942 г. на все мешки с военной почтой крепились отличительные адресные ярлыки «Воинский», и они отправлялись в первую очередь.

Приказом наркома обороны № 0949 от 6 декабря 1942 г. «О реорганизации органов дислокационно-почтовой службы Красной Армии и военно-полевой почты» органы военно-полевой почты были изъяты из системы НКС и переданы в ведение начальника Главного управления связи Красной Армии (ГУСКА). 18 декабря 1942 г. приказом наркома обороны № 0964 «О создании в составе Главного управления связи Управления военной почты и отделов военно-полевой почты и складов связи армий» создается Управление военно-полевой почты ГУСКА на базе дисло-почтового отдела ГУСКА и Управления военно-полевой почты НКС, а отделы и отделения полевой связи НКС фронтов и армий реорганизуются в отделы и отделения военно-полевой почты управлений связи фронтов и отделов связи армий.

За НКС осталось только выделение специалистов для формирований полевой почты, а также снабжение их специальным почтово-техническим имуществом и эксплуатационным материалом централизованным порядком.

Порядок адресования корреспонденции в Красной армии и правила сношения войсковых частей и соединений с гражданскими организациями и частными лицами в годы войны изменялся два раза: 5 сентября 1942 г. и 6 февраля 1943 года. Последний был введен приказом заместителя наркома обороны № 0105. Он ввел новую систему условных наименований управлений, объединений, соединений, частей и учреждений Действующей армии, а также строевых частей военных округов. Вместо трехзначных стали пятизначными условные номера частей, названные словосочетанием «Войсковая часть – полевая почта». Эта система себя полностью оправдала, сохранилась до конца войны, используется она и сейчас.

Почтовая корреспонденция и периодические издания, поступающие из тыла страны, обрабатывались и сортировались на ВПСП и ВПБ, после чего направлялись ППС соединений, где их получали почтальоны частей и вручали воину. С фронта в тыл почтовая корреспонденция следовала в обратном направлении. При этом нередко путь почтальона от ППС к блиндажам и окопам составлял десятки километров и проходил под пулями врага. Несмотря на все трудности, благодаря самоотверженной работе почтовых предприятий НКС и частей и подразделений военно-полевой почты НКО, почтовая связь внутри страны, тыла с фронтом, фронта с тылом, поддерживалась регулярно, и письмо на фронт доставлялось на четвертые сутки. Письма и газеты, полученные на фронте, по образному выражению работников военно-полевой почты, по своему значению не уступали боевому снаряду. «Правда» 18 августа 1941 г. писала: «Важно, чтобы письмо бойца родным, письма и посылки бойцам, которые идут со всех концов страны, не задерживались по вине связистов. Каждое такое письмо, каждая такая посылка именем отцов, матерей, братьев и сестер, родных и знакомых, именем всего советского народа вливают новые силы в бойца, вдохновляют его на новые подвиги». И они не задерживались, т. к. малейшая задержка воинской корреспонденции, засылки, брак в обработке расценивались, как должностное преступление, со всеми вытекающими последствиями. Для военной почты по последствиям это было как приказ «Ни шагу назад!» на передовой.

Транспортировку газет из центра осуществлял авиаполк ГлавПУРа, самолеты Гражданского воздушного флота, а также, в порядке догрузки, самолеты авиадивизии ГУСКА, обеспечивающей связь Москвы с фронтовыми пунктами сбора донесений.

Формирование почтового груза в годы Великой Отечественной войны.


Работники военно-полевой почты под руководством наркома связи, заместителя наркома обороны, начальника ГУСКА маршала войск связи И.Т. Пересыпкина и начальника Управления военно-полевой почты ГУСКА генерал-майора Г.И. Гнедин в годы войны выполнили колоссальный объем работы по пересылке и доставке воинских почтовых отправлений. В Действующую армию ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем и более 30 млн. газет, а ГВПСП принял, обработал и отправил более 100 тыс. тонн почтовых грузов, 843 млн. писем, 2,7 млрд. листовой, плакатов, брошюр и книг, 753 млн. экземпляров газет и журналов.

Также было принято и отправлено 3 млн. посылок. С 1 января 1945 г. в ВПС был открыт прием личных посылок от красноармейцев, сержантов, офицеров частей, соединений и учреждений, а также от генералов действующих фронтов Красной Армии для отправки в тыл страны. Их отправка производилась не более одного раза в месяц в размерах: для рядового и сержантского состава – 5 кг, для офицерского – 10 кг и для генералов – 16 кг.

Воинские посылки от красноармейцев и сержантского состава принимались бесплатно, от офицерского состава и генералов за плату по 2 рубля за килограмм. При этом посылки принимались с объявленной ценностью: от рядового и сержантского состава – до 1000 рублей, от офицеров до 2000 рублей и от генералов – до 3000 рублей с взиманием страхового сбора по действующему тарифу.

Для приема почтовых посылок начальником ГУСКА маршалом войск связи И.Т. Пересыпкиным были созданы: в составе ВПС соединений – отделение почтовых посылок из трех человек; в составе армейских ВПС 1-го и 2-го эшелонов – отделение посылок из двух человек в каждой; в составе армейских ВПБ – отдел посылок из 15 человек; в составе фронтовых ВПС 1-го и 2-го эшелонов – отделение посылок из двух человек в каждой; в составе фронтового ВПСП – отдел посылок из 20 человек.

Прием посылок на фронтах и отправка их адресатам вызвала много трудностей. В Европе отсутствовало регулярное почтово-пассажирское железнодорожное движение, не было учреждений перевозки почт, которые выполняли эту работу на территории СССР. Военно-полевая почта за границей не имела возможности производить детальную сортировку посылок и направлять их в стационарные предприятия НКС для доставки адресатам. Это приводило к их скоплению на ВПСП фронтов, задержке отправления и даже захвату противником. Так, в 1945 г. во время немецкого контрудара у озера Балатон с одной из ВПБ 3-го Украинского фронта не успели вывезти 1,5 тыс. скопившихся там посылок, и они попали в руки к немцам.

Маршалом Пересыпкиным было принято решение все поступающие на ППС посылки концентрировать на ВПСП фронтов, затем отправлять их специальными железнодорожными транспортами в Ригу, Ленинград, Мурманск, Минск, Киев и Москву. Там они сортировались и отправлялись своими обычными путями в местные предприятия связи НКС.

Но никто не предполагал, что будет такой колоссальный объем нагрузки на почту. В первые дни, после разрешения отправлять посылки с фронта, в полевые почтовые учреждения их стало поступать десятки тысяч, то через несколько недель – миллионы. Так, если в январе 1945 г. с 3-го Белорусского фронта было отправлено 27 149 посылок, то в феврале – 197 206, а в марте – 339 965. Москва, хотя и с большим напряжением, но справлялась с резко возросшим объемом работы. Однако в других городах возникли сложности. Особенно острое положение создалось на Киевском железнодорожном узле, где скопилось более 500 вагонов с посылками, заполонивших все пути и нарушивших нормальную работу этого узла. Для ликвидации этого затора и нормализации работы узла в Киев выехал маршал И.Т. Пересыпкин. Он привлек для разгрузки вагонов, рассортировки посылок всех работников городских предприятий связи, курсантов Киевского военного училища связи, чтобы отправить посылки по указанным адресам

Работа с посылками является только одним из примеров деятельности военно-полевой почты, которая характеризует и характер, и объем ее работы в годы войны. Ее личный состав самоотверженно нес свою скромную службу и в штабах и в боевых порядках войск, нередко под огнем артиллерии и во время бомбардировок противника, выполняя свой долг перед Родиной. Заместитель начальника ВПС № 57280 Мария Павловна Перканюк вспоминала: «Я не убила ни одного немца, но в моем сердце было столько ненависти к врагу и боли за Родину, что каждый удар почтовым штемпелем, казался мне ударом по фашистам».

Памятник военному почтальону. Скульптор А.И. Игнатов. Открыт в Воронеже 7 мая 2015 г.


7 мая 2015 г. у здания воронежского Главпочтамта открыт первый в России памятник военному почтальону работы скульптора А. Игнатова Студии военных художников имени М.Б. Грекова, в котором запечатлен почтальон Воронежского фронта ефрейтор Иван Леонтьев.

В послевоенное время по мере сокращения численности ВС СССР и расформирования частей уменьшилось количество учреждений военно-почтовой связи. В марте 1946 г. Управление военно-полевой почты было переименовано в отдел военно-полевой почты Управления начальника войск связи Сухопутных войск ВС СССР, с апреля 1948 г. – в отдел военно-полевой почты Управления начальника войск связи Советской армии, с октября 1958 г. – в Службу военной почты Управления войск связи Минобороны СССР.

16 января 1965 г. в соответствии с решением Генерального штаба ВС СССР было осуществлено организационное объединение подразделений, органов и учреждений военной почты в единые органы и учреждения фельдъегерско-почтовой связи и сформирована Служба военной почты Министерства обороны СССР.

В июле 1966 г. Служба военной почты Министерства обороны СССР была переименована в Службу фельдъегерско-почтовой связи Министерства обороны СССР.

1 июля 1971 г. в ВС СССР было развернуто 39 узлов и 199 станций фельдъегерско-почтовой связи. В 1990-е годы система ФПС ВС насчитывала 44 узла и 217 станций ФПС. Обрабатывалось более 10 миллионов секретных отправлений в год. Штатная численность узлов и станций ФПС составляла 3.954 тыс. человек.

В феврале 1991 г. Служба фельдъегерско-почтовой связи (Министерства обороны СССР) была переформирована в Управление фельдъегерско-почтовой связи Министерства обороны СССР, а в июне 1992 г. – в Управление фельдъегерско-почтовой связи ВС РФ.

С апреля 2012 г. Управление фельдъегерско-почтовой связи ВС РФ входит в состав Главного управления связи ВС РФ.

В послевоенное время специалистами фельдъегерско-почтовой связи ежедневно обеспечивались почтовой связью советские военнослужащие, проходящие воинскую службу в ГДР, Польше, Чехословакии, Венгрии, Монголии, Вьетнаме, Анголе, на Кубе. Особая страница в истории фельдъегерско-почтовой связи – это ее работа в Ограниченном контингенте советских войск в Республике Афганистан и группировке войск в Чеченской Республике.

Станция фельдъегерской почтовой связи в Афганистане, аэропорт Кабула, 1987 г.


Сеть фельдъегерско-почтовой связи ВС РФ в настоящее время насчитывает более 150 узлов ФПС (штабов военных округов, флотов, объединений) и станций фельдъегерско-почтовой связи (соединений и гарнизонов). Кроме этого воинская корреспонденция доставляется в российские войска, дислоцирующиеся в Армении, Белоруссии, Таджикистане, Казахстане и Абхазии. Всего в состав сети входит около 2000 военнослужащих, контрактников и гражданского персонала, порядка 300 единиц аппаратных фельдъегерско-почтовой связи. Всего в Вооруженных Силах организовано более 1000 маршрутов (авиационных, железнодорожных, автомобильных и пеших) общей протяженностью более 150 тыс. км. К узлам и станциям ФПС приписано на обслуживание около 10 тысяч воинских частей и организаций МО РФ. Ежегодно узлами и станциями ФПС ВС России обрабатываются и доставляются более 3 млн. (это около 5 тыс. тонн) только простых служебных почтовых отправлений.

Неоценимый вклад в становление и развитие Службы внесли ее начальники – генерал-майор Г.И. Гнедин (1941–1945), полковники Ф.Ф. Степанов (1958–1961) и Б.П. Мелков (1961–1972), генерал-майор В.В. Тимофеев (1972–1988), генерал-лейтенант Э.Г. Островский (1989–1990), генерал-майор В.Д. Дурнев (1990–2006), полковник Л.А. Семенченко (2006 – н/в); офицеры – полковники Г.А. Присяжный, П.М. Титченко, Н.М. Кожевников, А.И. Черников, В.В. Василенко, Б.Ф. Фицурин, генерал-майор внутренней службы А.Н. Сальников, а также ныне служащие офицеры – капитан I ранга Ф.З. Минниханов, полковники – А.А. Желябин, А.Б. Сузий, И.А. Шахов и многие другие. Им и их ним подчиненным принадлежит огромная заслуга в обеспечении посредством почты связи миллионам людей нашей страны со своими родными и близкими.

Действующая в настоящее время в ВС РФ фельдъегерско-почтовая связь в историческом плане является преемницей полевой почты, впервые созданной 30 марта (10 апреля) 1716 г. великим российским реформатором, императором Петром I. Эта мощная, надежно управляемая, мобильная структура способна успешно решать все поставленные перед ней задачи и по-прежнему является самым достоверным, надежным, эффективным и, главное, необходимым для управления войсками видом связи.

Автор Владимир Хохлов