Руководства, Инструкции, Бланки

образец плана аудита кассовых операций img-1

образец плана аудита кассовых операций

Рейтинг: 4.8/5.0 (1820 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Аудит кассовых операций (10) - Реферат, страница 4

Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временное рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.

Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы аудита следует учитывать те же вопросы, что и при разработке плана аудита.

Программа аудита представляет собой набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средство контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

Таблица 2.3 – Программа аудита кассовых операций

2.3 Процедура проверки кассовых операций по существу.

2.3.1 Проверка соблюдения кассовой дисциплины

Аудиторскую проверку кассовых операций целесообразно начинать с проверки соблюдения кассовой дисциплины.

Касса ООО «Жетта» находится под охраной (есть кнопка сигнализации).

Помещение кассы изолировано от других служебных и подсобных помещений, оборудовано специальным окном для выдачи и получения денег, имеется огнетушитель.

Была проведена проверка условий хранения денежных средств, в ходе которой было выяснено, что для хранения ценностей используется сейф, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола. В помещение кассы никто кроме кассира не заходит и не присутствует при приеме, выдаче наличных денег.

Денежные документы хранятся в несгораемых шкафах, которые опечатываются в конце рабочего дня. Ключи от металлических шкафов и печати хранятся у кассира, которому запрещено оставлять их в условленных местах, передавать посторонним лицам либо изготавливать неучтенные дубликаты.

Ключи-дублеры хранятся в пакетах, опечатанных кассиром, у руководителя организации.

С кассиром предприятия заключен договор о полной материальной ответственности.

Денежную выручку в банк организация сдает сама. Руководитель организации предоставляет кассиру охрану и транспортное средство для перевозки денежных средств. Кассиру запрещается:

разглашать маршрут движения и размер суммы доставляемых денежных средств и ценностей;

допускать в салон транспортного средства лиц, не назначенных руководителем организации для их доставки;

передвигаться пешком, попутным или общественным транспортом;

посещать магазины, рынки и другие подобные места;

выполнять различные поручения и отвлекаться от доставления денег и ценностей по назначению.

В организации ООО «Жетта» установлена ККМ – ЭКР 2102 К, которая зарегистрирована и поставлена на учет в ИФНС по Ленинскому району г. Новосибирска. Модель ККМ допустима к использованию на территории РФ и внесена в государственный реестр ККМ.

Периодически на предприятии производятся контрольные закупки, организованные руководителем предприятия, для выявления нарушений правил использования ККМ.

Порядок приема денежных средств на предприятии ООО»Жетта:

кассир называет сумму к оплате;

кассир получает деньги от клиента, называет полученную сумму и кладет их отдельно на виду у покупателя;

кассир печатает чек;

кассир называет сумму сдачи и выдает ее покупателю вместе с чеком.

По итогам рабочего дня кассир снимает с кассового аппарата Z – отчет, показывающий общую сумму выручки за день и заполняет форму КМ – 6 (справка отчет кассира-операциониста), в которой фиксируются показания счетчика на начало и конец рабочего дня, сумма поступивших за день выручки. Проверяется полнота оприходования выручки через ККМ путем сверки на идентичность суммы по данным контрольной ленты, книги кассира-операциониста, кассовой книги.

2.3.2 Аудиторская проверка правильности ведения и оформления кассовых операций

Кассовые операции на предприятии ООО «Жетта» были проверены сплошным методом по всем операциям по движению наличных денежных средств.

Проверка кассы началась с проведения инвентаризации кассовой наличности.

Кассир предоставил для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дал расписку о том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или не списанных в расход денег.

Далее кассир сгруппировал наличные деньги по соответствующим купюрам и в присутствии аудитора и главного бухгалтера организации провел полный полистный их подсчет. Пересчитанный остаток наличных денежных средств сверили с данными с данными кассовой книги.

По результатам инвентаризации фактического наличия денежных средств, нарушений не выявлено.

Операции по поступлению денежных средств в кассу оформляются унифицированным первичным документом – приходным кассовым ордером (форма КО-1).

Операции по выдаче денежных средств из кассы оформляются унифицированным первичным документом – расходным кассовым ордером (форма КО-2).

Другие статьи

Аудит кассовых операций - Ерофеева В

Аудит кассовых операций Цели и задачи аудита кассовых операций

Цель аудиторской проверки кассовых операций – установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

Данное направление аудита может быть реализовано при проведении как обязательной, так и инициативной аудиторской проверки, а также может быть предметом отдельного договора, но чаще всего входит составной частью в договор общего аудита.

Этапы аудиторской проверки кассовых операций могут быть организованы в следующей последовательности:
  • определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов, соответствие которым необходимо проверить;
  • составление аудиторской программы (возможно применение тестов средств контроля) и программы процедур по существу;
  • определение целесообразности использования результатов работы внутреннего аудита (если он организован на предприятии и охватывает данное направление);
  • проверка организации материальной ответственности кассира;
  • документальное подтверждение соответствия данных бухгалтерского баланса по статье «Денежные средства» и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации;
  • документирование существенных нарушений ведения учета, подготовки отчетности, соблюдения законодательства;
  • информирование руководства аудируемого лица о выявленных недостатках и получение от него письменных разъяснений;
  • контроль за внесением аудируемым лицом исправлений в регистры и формы отчетности.
Аудитор должен прежде всего определить соответствие проверяемых хозяйственных операций и документов, связанных с их оформлением, нормам действующего законодательства. При этом необходимо учитывать следующие нормативные документы:
  • Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 № 40;
  • Положение Центрального банка РФ от 05.01.1998 № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации»;
  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 № 49;
  • письмо Министерства финансов РФ от 12.02.2002 № 3-01-01/ 11–71 «О порядке установления лимита остатка кассы и оформления разрешения на расходование наличных денег из выручки».

Кассовые операции целесообразно проверять сплошным методом. Это связано с подвижностью данных активов и подверженностью их злоупотреблениям.

Программа проверки операций по кассе и тестирование системы контроля При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе организации. С помощью тестирования аудитор дает предварительную оценку соблюдения в организации кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации. О недостаточной эффективности внутреннего контроля могут свидетельствовать такие факты:
  • отсутствие в организации приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок кассы;
  • отсутствие в организации постоянно действующей системы проведения внезапных инвентаризаций кассы;
  • наличие признаков формального проведения инвентаризаций кассы (предупрежден кассир);
  • отсутствие в штате кассира, когда эти функции возложены на другого работника без письменного распоряжения руководителя организации;
  • отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром;
  • предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам помимо руководителя организации и главного бухгалтера, не отраженное распоряжением руководителя организации.

Низкая оценка эффективности внутреннего контроля потребует увеличения объемов аудита и усиления внимания к данному участку проверки.

Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета.

При планировании аудита конкретного предприятия перечень вопросов с целью определения эффективности внутреннего контроля и обеспечения сохранности денежных средств и достоверности отражения кассовых операций в бухгалтерском учете может видоизменяться. Приведем примерный перечень вопросов, при формировании мнения на которые аудитор должен выявить положительные и отрицательные факты.

Организация рабочего этапа проверки Рабочий этап проверки кассовых операций может быть совершен в такой последовательности:
  • инвентаризация кассы;
  • проверка правильности документального оформления операций;
  • проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;
  • аудиторская проверка правильности списания денег в расход;
  • проверка соблюдения кассовой дисциплины;
  • проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;
  • оформление результатов проверки.

Эти направления позволяют получить аудиторские доказательства по всем основным параметрам, предложенным в Федеральном стандарте аудита № 5 «Аудиторские доказательства».

Для реализации общего плана аудита составляется Программа аудита, в которой можно предусмотреть более детальные направления контроля и анализа за движением наличных денежных средств в организации. В соответствии с Федеральным стандартом аудита № 3 «Планирование аудита» она может быть составлена в виде программы тестов средств контроля и аудиторских процедур по существу. Программы помогают выявить существенные недостатки, являясь составной частью рабочей документации аудита, способствуют документальному оформлению процесса аудита и его результатов.

Проверка оформления первичных документов

При проведении аудита для достижения цели «достоверность» необходимо уделить особое внимание правильному заполнению первичных документов, наличию и подлинности подписей (выполняется по возможности) получателей денег на расходных кассовых ордерах. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными.

Документы должны быть четко и правильно оформлены: без исправлений, с наличием расписок получателей, погашенные штампом «Оплачено» с указанием даты. Проверяется законность и обоснованность произведенных из кассы выплат денежных средств. В соответствии с Порядком ведения кассовых операций выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере, в оправдание расхода наличных денег по кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и подлежит взысканию с кассира. Кроме того, выявляются факты подписи расходных кассовых документов только одним руководителем или главным бухгалтером. Большое значение имеет корректность записей в бухгалтерском учете, в особенности факты исправления ошибок, связанных с неправомерным отражением хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета, приводящих к занижению или завышению выручки от реализации.

Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишками кассы и зачисляются в доход предприятия. Они могут также свидетельствовать о фактах неполного зачисления наличной выручки от контрагентов.

Кассир в соответствии с действующим законодательством несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный организации. Договор о полной материальной ответственности должен быть заключен после издания руководителем приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу. Однако на малых предприятиях обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер или другой штатный работник по письменному заключению руководителя и при обязательном условии заключения с ним договора о полной материальной ответственности.

Необходимо обратить внимание на правильность ведения кассовой книги и порядок составления отчетов кассира. Кассовая книга должна быть типовой формы, прошита, опечатана с указанием количеств листов. При ручном варианте оформления кассовой книги нумерация листов в каждой книге может начинаться заново.

Проверка регистров и форм отчетности

При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств и кассовой наличности как их составляющей аудитор сопоставляет остатки денежных средств на отчетную дату с кассовой книгой и первичными документами, а затем с регистрами бухгалтерского учета в форме журналов-ордеров или заменяющих их карточек счета, далее со счетами в Главной книге и с балансовыми данными. Следует учесть, что данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели деятельности всех филиалов и иных подразделений организации.

В соответствии в Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (в ред. приказа Минфина РФ от 31.12.2004 № 135н) показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Решение организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Организация может принять решение, когда существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 %.

К счету 50 могут быть открыты субсчета:
  • 50-1 «Касса организации»;
  • 50-2 «Операционная касса»;
  • 50-3 «Денежные документы»; и др.

На субсчете 50-1 должны учитываться денежные средства в кассе организации. Если организация производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 должны быть открыты субсчета для обособленного учета движения наличной иностранной валюты по каждому наименованию. Операции в кассовой книге отражаются как в валюте платежа, так и в ее рублевом эквиваленте по курсу Банка России на дату совершения операции.

Субсчет 50-2 «Операционная касса» открывается для учета наличия и движения денежных средств организациями при необходимости.

На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Денежные документы учитываются на счете 50 в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов должен быть организован по их видам.

Особенности компьютеризированного ведения учета кассовых операций

В условиях автоматизированного ведения учета кассовой книги нумерация должна быть сплошной с начала года. Кроме того, должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Следует помнить, что в договоре на аудиторские услуги предусматривается согласие экономического субъекта на использование базы данных. Наличие системы КОД не освобождает экономический субъект от обязанности документировать в установленном порядке факты хозяйственной жизни в целом и операции с кассовой наличностью в частности. Однако проведение аудитором процедур в отношении копий компьютерных файлов возможно, если есть уверенность в том, что они совпадают с оригиналами. При проверке надежности средств внутреннего контроля в системе КОД аудитор должен обратить внимание в том числе на возможность изменения программного обеспечения в части методов регистрации первичной информации.

Наиболее ценными считаются аудиторские доказательства, полученные аудитором непосредственно в результате исследования хозяйственных операций, самостоятельного анализа. Аудиторам предоставлено право проверить в полном объеме не только документацию, но и фактическое наличие любого имущества, денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а экономический субъект обязан создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения проверки.

Проверка правильности, своевременности и полноты оприходования наличных денежных средств

Денежные средства поступают в кассу предприятия из банков в виде наличной выручки от покупателей, от работников организации в оплату каких-либо услуг по заявлениям, как остатки неиспользованных подотчетных сумм и др.

Аудитор проверяет полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег).

Аудитор должен тщательно проверить полноту оприходования выручки от реализации продукции, товаров, работ. При этом следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отчетами, накладными и счетами (счетами-фактурами).

Грубейшим нарушением расчетов наличными деньгами между предприятиями считаются неоприходование и присвоение денежных средств, поступивших от различных физических, юридических лиц по приходным ордерам, а также денежных сумм из банков. Для выявления случаев присвоения денежных средств производится одновременная проверка операций по кассе и по банку, а также со счетами расчетов.

Сплошной просмотр всех приложенных к отчету кассира за определенный день приходных и расходных кассовых ордеров позволяет выявить перечень документов, реквизиты которых не совпадают с Журналом регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Данные факты отражаются в рабочей документации аудитора.

Далее следует установить, все ли приходные и расходные кассовые ордера зарегистрированы в журналах регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; совпадают ли эти суммы с теми, которые указаны в журнале регистрации, каков источник поступления денежных средств, совпадают ли даты приема и выдачи денег по кассовым ордерам с датами их составления.

Недобросовестные действия аудируемого лица возможны в результате недоброкачественного составления первичных кассовых документов. Арифметические ошибки в ведомостях и кассовых отчетах приводят к образованию искусственного излишка денег в кассе, для их выявления аудитор использует пересчет итогов всех кассовых отчетов и всех платежных ведомостей. Аудиторская практика показывает, что наибольшее число нарушений при расходовании средств из кассы связано с денежными выплатами работникам и подотчетными суммами.

Инвентаризация кассы

Одним из наиболее ценных источников получения аудиторских доказательств служат результаты инвентаризации кассы, проведенной совместно или самостоятельно аудитором. Инвентаризация средств в кассе должна проводиться периодически по распоряжению руководителя организации и перед составлением годового отчета не ранее 31 октября. Инвентаризация, осуществленная комиссией, назначенной руководителем, оформляется актом. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы нельзя было покрыть недостачу денег из других источников, изменить остаток денег, выведенный в кассовой книге. Кассир представляет для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или несписанных в расход денег.

Излишки средств приходуются как доход предприятия (дебет счета 50, кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы»). Недостача средств списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», с которого затем списывается в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». По кредиту счетов 73 записи производятся в корреспонденции счетов денежных средств – на суммы внесенных платежей; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на суммы удержаний из заработной платы. В случае отказа кассира погасить недостачу организация имеет право подать исковое заявление в судебные органы.

Результаты инвентаризации оформляют актом, который подписывают кассир и главный бухгалтер организации. Акт служит письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки.

Одновременно с инвентаризацией проводится проверка условий хранения денежных средств и их соответствие предписанным нормам.

Проверка соблюдения лимита остатка наличных средств в кассе

В кассе предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Лимит кассы пересматривается в начале каждого года. Для этого в банк представляется расчет по форме № 0408020, приведенной в Приложении 1 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П. Эту же форму можно подать и для увеличения лимита в течение года, как правило, это требуется, если у организации существенно выросла наличная выручка.

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомление об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета.

Организации обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Организации, имеющие постоянную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда, социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.

Если сумма наличных в кассе превышает лимит, то деньги можно сдать непосредственно в дневные или вечерние кассы банков, а также инкассаторам (п. 6 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 № 40).

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная предприятием в учреждения банков денежная наличность – сверхлимитной.

К аудиторской проверке должна быть представлена справка банка об установлении лимита остатка наличных денежных средств в кассе. Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение трех рабочих дней в период выплаты заработной платы, премий, пособий по временной нетрудоспособности работникам организации (в районах Крайнего Севера – пять дней).

Для проверки соблюдения лимита остатка денежных средств в кассе предприятия, установленного банком, необходимо провести сплошную проверку кассы, выявить отклонения от лимита и оформить все выводы.

Аудит инкассированных денежных сумм

Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей (п. 2.2 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П).

Денежная наличность, упакованная в инкассаторские сумки, специальные мешки, кейсы, другие средства для упаковки денег, обеспечивающие их сохранность при доставке и не позволяющие осуществить их вскрытие без видимых следов нарушения целости, может приниматься банком от организаций через инкассаторских работников банка (п. 2.1.10, 1.14 Положения о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденного Центральным банком РФ 09.10.2002 № 199-П).

Кассир организации к каждой сдаваемой инкассаторам сумке с рублевой денежной наличностью выписывает препроводительную ведомость (Приложение 8 к Положению о порядке ведения кассовых операций). Первый экземпляр препроводительной ведомости вкладывается в сумку; второй – накладная к сумке – передается инкассатору при получении им сумки; третий – копия препроводительной ведомости – остается у организации (п. 6.3.7 Положения о порядке ведения кассовых операций).

В данном случае при пересчете вложенной в сумку денежной наличности кассовым работником банка выявлен сомнительный денежный знак, что в соответствии с п. 2.3.6 Положения о порядке ведения кассовых операций должно быть оформлено актом на лицевой стороне препроводительной ведомости и накладной к сумке за подписями кассового и контролирующего работников.

Суммы денежных средств, сданные в кредитную организацию через службу инкассации, но не зачисленные на расчетный счет, числятся как денежные средства в пути. что отражается по дебету счета 57 «Переводы в пути» и кредиту счета 50 «касса». Данная бухгалтерская запись производится до получения выписки банка по расчетному счету на основании расходного кассового ордера и третьего экземпляра препроводительной ведомости.

Сумма, не зачисленная на расчетный счет организации, в размере достоинства изъятого банком банкнота признается недостачей ценностей и списывается со счета 57 в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», который согласно Инструкции по применению Плана счетов предназначен для обобщения информации о суммах недостач и потерь от порчи материальных и иных ценностей независимо от того, подлежат они отнесению на счета учета затрат или взысканию с виновных лиц.

Сумма реального ущерба от принятия кассиром поддельного банкнота в оплату за реализованные товары, возмещенного виновным лицом (кассиром), не считается расходом в бухгалтерском учете и для целей налогообложения прибыли, поскольку не происходит уменьшения экономических выгод (не осуществляется затрат) организации (п. 2 ПБУ 10/99 «Расходы организаций», утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 06.05.1999 № 33н; с учетом группировки расходов по ст. 252 НК).

Проверка соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин

При осуществлении наличных денежных расчетов при оказании услуг организация в обязательном порядке применяет контрольно-кассовую технику (далее – ККТ), включенную в Государственный реестр (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон о применении контрольно-кассовой техники)).

Аудитору необходимо учитывать, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством РФ.

Следовательно, организация может иметь только одну главную кассу и в зависимости от количества контрольно-кассовой техники несколько операционных. Для каждого объекта контрольно-кассовой техники должна вестись отдельная книга кассира-операциониста, в которой отражаются только данные по выручке, полученной через конкретную контрольно-кассовую машину (далее – ККМ). Заметим, что фактическое количество ККМ должно соответствовать данным бухгалтерского учета. При проверке книги кассира-операциониста нужно обращать внимание на записи показателей счетчиков не только действующих машин, но и бездействующих, а также находящихся в запасе. Пристального внимания требуют показатели счетчиков, с которыми ККМ вышли из ремонта.

Налоговые органы:
  1. осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона о применении контрольно-кассовой техники;
  2. осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
  3. проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  4. проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  5. налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены КоАП, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования Закона о применении контрольно-кассовой техники.
Аудит денежных документов в кассе

Находящиеся в кассе организации почтовые марки и другие денежные документы учитываются в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 № 94н, на счете 50 «Касса», субсчет 50-3 «Денежные документы». Денежные документы учитываются в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам. Учет приобретения и расходования почтовых марок может производиться на основании журнала учета приема и выдачи денежных документов, который организации могут вести в произвольной форме.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы. форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
  1. наименование документа;
  2. дату составления документа;
  3. наименование организации, от имени которой составлен документ;
  4. содержание хозяйственной операции;
  5. измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  6. наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
  7. личные подписи указанных лиц.

Следовательно, журнал учета приема и выдачи денежных документов, форма которого устанавливается организацией, должен содержать вышеуказанные реквизиты.

Операции по выдаче денежных документов оформляются записью в журнале учета приема и выдачи денежных документов. Первичные документы, на основании которых производятся бухгалтерские записи на субсчете 50-3, не отражаются в кассовой книге.

Ответственность руководства аудируемого лица за организацию учета кассовых операций

Руководство экономического субъекта несет ответственность за разработку системы внутреннего контроля. Аудитору надо убедиться, что на проверяемом им экономическом субъекте применяются процедуры внутреннего контроля.

Порядок ведения кассовых операций предусматривает обязанности руководителей организаций:
  1. оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. При этом хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данной организации, запрещается;
  2. обеспечить ведение одной кассовой книги;
  3. производить прием наличных денег при осуществлении расчетов с населением с обязательным применением ККМ.

Наличие на предприятии утвержденного приказом руководителя списка лиц, которым могут выдаваться из кассы наличные деньги на хозяйственные нужды, оформление сотрудниками «заявлений на выдачу денег», указание в разрешительной надписи руководителя предприятия или уполномоченного лица срока, на который они выданы, препятствуют злоупотреблениям.

Выявляя нарушения кассовой дисциплины, аудитор может оценить величину финансовых санкций, которые могут быть наложены на аудируемое лицо в случае его проверки, и сопоставить их с определенным для данного участка проверки уровнем существенности и с финансовым результатом деятельности предприятия.

Выявив существенные вопросы, требующие профессионального суждения аудитора, вместе с выводами, сделанными по этим вопросам, аудитор отражает их в рабочей документации в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита».

Письменная информация (отчет) по результатам проведения аудита представляется аудитором руководству экономического субъекта в случае обязательного аудита. Промежуточную информацию можно передавать в устном или письменном виде в процессе аудиторской проверки. По итогам аудиторской проверки может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации аудитора, в котором может быть выражено требование по внесению исправлений в данные бухгалтерского учета и перечень уточнений к уже подготовленной бухгалтерской отчетности. На предварительный вариант руководство экономического субъекта может подготовить письменный ответ. Аудиторская организация в окончательном варианте письменной информации должна дать оценку сделанным исправлениям, имеющим существенный характер.

В описательной части аудиторского отчета (письма руководству) должны быть изложены результаты проверки по следующим основным направлениям:
  1. состояние системы внутреннего контроля;
  2. состояние бухгалтерского учета и отчетности;
  3. соблюдение законодательства при совершении аудируемым лицом хозяйственных операций;
  4. выявленные нарушения и рекомендации по их исправлению.

Институт экономики и права Ивана Кушнира

Глава 6 Аудит кассовых операций

Глава 6

Аудит кассовых операций

Изучив эту главу, вы узнаете:

– цели и задачи аудита денежных средств;

– перечень основных документов, на основании которых проводится аудит денежных средств;

– последовательность работ при проверке денежных средств;

– основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита денежных средств.

Целью аудита кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики бухгалтерского учета, действующей в проверяемом периоде, нормативным документам.

Задачами аудита кассовых операций являются:[4]

– проверка своевременного и полного отражения в бухгалтерском учете операций с денежными средствами при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;

– правильное документальное оформление операций с денежными средствами в соответствии с установленными правилами ведения кассовых операций; контроль за сохранностью денежных средств, документов в кассе и их целевым использованием;

– своевременное проведение инвентаризации денежных средств в кассе, выявление ее результатов и отражение на счетах бухгалтерского учета.

Основные нормативные документы:

• Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

• Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

• Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденные письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104;

• Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40;

• Положение Банка России от 5.01.1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утвержденное Банком России 19.12.1997;

• Указания Банка России от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»;

• унифицированные формы первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88;

• унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132.

Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о движении денежных средств (форма № 4), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, регистры бухгалтерского учета по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», банковские выписки, кассовая книга (форма № КО-4), отчеты кассира, приходные и расходные кассовые ордера (формы № КО-1, КО-2), журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5), акт инвентаризации наличных денежных средств (форма № ИНВ-15), акт ревизии наличных денежных средств, справка из банка об установлении лимита остатка наличных денег в кассе, акт о переводе показаний суммирующих денежных счетчиков на нули и регистрации контрольных счетчиков контрольно-кассовой машины (форма № КМ-1), акт о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков при сдаче (отправке) контрольно-кассовой машины в ремонт и при возвращении ее в организацию (форма № КМ-2), акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам (форма № КМ-3), журнал кассира-операциониста (форма № КМ-4), журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста (форма № КМ-5), справка-отчет кассира-операциониста (форма № КМ-6), сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации (форма № КМ-7), журнал учета вызовов технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма № КМ-8), акт о проверке наличных денежных средств кассы (форма № КМ-9).

Работы при проведении аудита денежных средств можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной и заключительный.

Ознакомительный этап

Основной задачей аудита кассовых операций является подтверждение информации об остатке денежных средств на конец отчетного периода. Аудитор должен изучить весь комплект представленной бухгалтерской отчетности, а именно:

– установить, что данные об остатках денежных средств на конец отчетного периода, указанные в оборотно-сальдовой ведомости или главной книге, соответствуют данным, указанным по строкам 260 «Денежные средства» бухгалтерского баланса (форма № 1). Пример оформления процедуры приведен в приложении 6.1 (процедура 1);

– провести сверку сумм остатков на конец периода на счетах согласно расшифровке с суммами согласно банковским выпискам, получить разъяснения по всем выявленным расхождениям. Пример оформления процедуры приведен в приложении 6.1 (процедура 2);

– проанализировать остатки денежных средств на предмет необычных статей (сумм с отрицательными значениями на расчетных счетах, значительных сумм на вновь открытых и закрытых счетах и т. п.), получить подтверждающие документы. Пример оформления процедуры приведен в приложении 6.1 (процедура 3);

– убедиться, что сумма денежных средств в иностранной валюте переведена в рубли по курсу ЦБ РФ на конец отчетного периода правильно. Пример оформления процедуры приведен в приложении № 6.1 (процедура 4).

При аудите кассовых операций последовательно проверяются: правильность документального оформления кассовых операций; сохранность наличных денежных средств в кассе; соблюдение установленного лимита остатка денежных средств в кассе; правильность применения контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении расчетов с населением; полнота и своевременность оприходования денежных средств и отражение данных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; правильность списания денег в расход и отражение данных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; организация хранения свободных денежных средств в кассах организации.

Для проверки правильности документального оформления кассовых операций используется определенный перечень вопросов, который может быть рабочим документом аудитора (табл. 6.1).

Таблица 6.1.Рабочий документ аудитора

Проверка правильности документального оформления кассовых операций

Дата начала проверки______________________________________

Масштаб выборки _________________________________________

Дата окончания проверки____________________________________

Основной этап

На данном этапе производится проверка сохранности наличных денежных средств в кассе. Аудитор должен установить, проводится ли инвентаризация кассы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, при реорганизации или ликвидации организации и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При проверке соблюдения установленного лимита остатка денежных средств в кассе организации необходимо запросить расчет на установление организации лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу за аудируемый период, утвержденный банком. Далее согласно представленному расчету выборочно проводится проверка соблюдения установленного банком лимита остатка наличных денежных средств.

Также проводится проверка соблюдения установленного размера проведения наличных расчетов между юридическими лицами (Указание Банка России № 1843-У).

Результаты проверки могут быть оформлены следующим образом (табл. 6.2).

Таблица 6.2.Соответствие размера наличных расчетов установленному лимиту


При проверке кассовых операций особое внимание уделяется выяснению полноты, своевременности и правильности оприходования денежной наличности в результате поступлений из банка, возврата подотчетных сумм, выручки, взносов арендной платы и прочих доходов. Поступления из банка проверяются путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, выписках банка и приходных кассовых ордерах. Поступление выручки изучается путем сверки сумм в приходных кассовых ордерах, накладных и счетах-фактурах, лентах кассового аппарата и т. п. Возврат неиспользованных авансов анализируется по приходным кассовым ордерам.

Результаты проверки оформляются аудитором следующим образом (табл. 6.3).

Таблица 6.3.Проверка поступления денег в кассу

Проверяя расход наличных денежных средств из кассы, аудитор должен обратить внимание на юридическую обоснованность выдачи денег, т. е. на наличие приказов и распоряжений на премирование сотрудников, на оказание материальной помощи, на командировки, на выдачу средств на представительские расходы; доверенностей от сторонних организаций; исполнительных листов и др. Устанавливается также целевое использование средств, полученных из банка по чеку.

Если организация ведет расчеты с физическими лицами с применением ККТ, то необходимо проверить, вся ли ККТ прошла регистрацию в государственной налоговой инспекции, о чем будут свидетельствовать карточки регистрации ККТ. Журналы регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин должны вестись по форме № КМ-5, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132. Журналы должны быть прошиты, пронумерованы, подписаны руководителем, главным бухгалтером и представителем налогового органа.

Результаты выборочной проверки полноты и своевременности оприходования наличной денежной выручки в кассу оформляются следующим образом (табл. 6.4).

Таблица 6.4.Оприходование выручки в кассу


При проверке порядка хранения свободных денежных средств в кассах организации устанавливается его соответствие Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, согласно которому:

– касса организации должна находиться в изолированном помещении, предназначенном для приема, выдачи и временного хранения наличных денег;

– должна быть обеспечена сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк;

– все наличные деньги и ценные бумаги должны храниться в несгораемых металлических шкафах или в комбинированных и обычных металлических шкафах, которые по окончании работы кассы закрываются ключом и опечатываются печатью кассира.

Основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита денежных средств:

– отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований;

– выплаты подотчетным лицам на основании документов, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчетов;

– несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;

– арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета;

– неполное оприходование денежной выручки, связанное с тем, что кассиры оставляют в кассах организации небольшой размер денежных средств на «размен»;

– отсутствие платежных документов, подтверждающих факт совершения операций, или оформление их ненадлежащим образом;

– отсутствие приложений к платежным документам, послуживших основанием для совершения операций;

– перечисление авансов по бестоварным счетам без предварительного оформления договора и по другим сомнительным операциям;

– несоответствие данных в платежных поручениях данным выписки банка;

– некорректная корреспонденция счетов по учету банковских операций.

Заключительный этап

По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией (приложение 6.1) руководителю проверки.

Приложение 6.1Процедуры аудита кассовых операций

Процедура 1. Сопоставление данных оборотно-сальдовой ведомости (или Главной книги) по счетам денежных средств с данными бухгалтерского баланса (форма № 1)[5]


Процедура 2. Сопоставление сумм остатков на конец периода на счетах согласно расшифровке с суммами согласно банковским выпискам


Процедура 3. Анализ остатков денежных средств на предмет наличия необычных статей


Процедура 4. Подтверждение суммы денежных средств в иностранной валюте на конец отчетного периода