Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция пропускной режим на предприятии img-1

инструкция пропускной режим на предприятии

Рейтинг: 4.1/5.0 (1869 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Пропускной режим на предприятии

Пропускной режим на предприятии

Формирование надежной и эффективной системы безопасности в любой организации является сложным процессом. Неотъемлемыми ее элементами выступают пропускной и внутриобъектовый режимы на территории объекта.

Назначение

Пропускной и внутриобъектовый режимы на объектах охраны устанавливаются для обеспечения организационных, нормативных и материальных гарантий обнаружения, предотвращения и пресечения посягательств на имущество, законные интересы, интеллектуальную собственность, информацию и производственную дисциплину компании. Формирование системы безопасности, безусловно, требует определенных затрат. Между тем, если оценить негативные факторы, оказывающие влияние на деятельность организации, расходы не покажутся такими значительными. Пропускной и внутриобъектовый режим на предприятии обеспечивает его устойчивое экономическое положение, минимизирует вероятные потери. Разработка и внедрение систем безопасности могут занимать различное время в зависимости от возможностей компании.

Важный момент

Пропускной режим на охраняемом объекте организовать достаточно сложно. Механизм его осуществления базируется на применении ограничений и запретов, направленных на одних субъектов, пересекающих границы сооружений, зданий, участков, помещений, для обеспечения безопасности, сохранения интересов и прав других лиц. Этот способ регулирования отношений в предпринимательской сфере должен четко регламентироваться действующим законодательством. Пропускной режим на предприятии – это комплекс организационно-правовых правил и ограничений, в соответствии с которыми осуществляется допуск субъектов в отдельные помещения или сооружения. Он действует в отношении сотрудников компании, посетителей, материальных средств и транспорта.

Цели

Пропускной режим на охраняемом объекте выступает в качестве неотъемлемого элемента общей системы безопасности. Его организация осуществляется строго в соответствии с действующим законодательством, уставом компании, прочими нормативными актами, регламентирующими деятельность экономического субъекта. Пропускной режим на предприятии необходим для:

  1. Защиты законных интересов компании, поддержания порядка управления, дисциплины.
  2. Сохранения имущества организации, обеспечения эффективного и рационального использования собственности.
  3. Достижения внешней и внутренней стабильности предприятия.
  4. Обеспечения повышения прибыли.
  5. Сохранения интеллектуальной собственности и коммерческой тайны.
Требования

Пропускной режим на предприятии обеспечивается созданием специальных пунктов. Вся система должна:

  1. Обеспечивать санкционированный проход служащих и посетителей, вывоз/ввоз материальных ценностей и продукции, стабильную деятельность компании.
  2. Исключать неправомерное проникновение посторонних субъектов на участки, в отдельные помещения, здания, а также бесконтрольный выезд/въезд транспорта.
  3. Обеспечить своевременное обнаружение угроз интересов компании. В обязанности сотрудников специальных пунктов входит также выяснение причин и условий возникновения факторов, способных причинить моральный и материальный вред компании, нарушить ее нормальное функционирование и развитие.
  4. Формирование надежных гарантий сохранения организационной устойчивости внутренних и внешних связей предприятия. Сотрудники пунктов обязаны проводить отработку механизма быстрого реагирования на вероятные угрозы.
  5. Пресекать посягательства на интересы компании. Сотрудники, отвечающие за безопасность, должны, используя экономические, юридические, организационные, технические, социально-психологические и прочие средства, выявлять источники угроз, снижать их активность или ликвидировать их.
Специфика

Пропускной режим, как выше было сказано, необходим для обеспечения материальных, организационных и нормативных гарантий безопасности. Последние состоят в толковании и реализации юридических предписаний, понимании пределов их действия. Они предусматривают определение и обеспечение законности в процессе работы подразделений и сотрудников компании при использовании ограничений, санкций к юрлицам и гражданам, посягающим на интересы фирмы. Организационные гарантии создаются посредством поддержания работоспособности и эффективности системы управления процессом обнаружения и пресечения угроз функционированию предприятия. Они также предусматривают применение стимулирующих механизмов, обеспечение кадровой подготовки. Материальные гарантии создаются за счет выделения и использования технических, материальных, интеллектуальных, информационных и прочих ресурсов компании для своевременного выявления, ослабления и устранения источников угроз, предотвращение вероятного ущерба, создания благоприятных условий работы.

Подготовительная деятельность

Как формируется пропускной режим на предприятии? Положение об обеспечении безопасности в организациях определяет, что ключевые мероприятия разрабатываются сотрудниками службы безопасности, после чего утверждаются руководителем компании. Каждый сотрудник должен знать, что в организации действует пропускной режим. Ответственность за его организацию возлагается на начальника отдела безопасности. Его сотрудники осуществляют практическую реализацию мер, обеспечивающих пропускной режим на предприятии. Инструкция для них утверждается руководителем компании. Работники отдела охраны обязаны знать правила и ограничения, предусмотренные в компании, действующие акты о порядке прохода сотрудников и посетителей, въезда/выезда транспорта, ввоза/вывоза материальных ценностей. Пропускной режим может вводиться как по всей организации в целом, так и в отдельных ее зданиях, корпусах, отделах, специальных помещениях. Всем сотрудникам компании, обслуживающему персоналу необходимо неукоснительно следовать действующим правилам. В каждом случае нарушения пропускного режима руководитель предприятия обязан проводить внутреннее расследование, привлекать виновных к ответственности.

Особенности разработки нормативной документации

Лицо, включающее те или иные мероприятия в пропускной режим, должно найти рациональное и разумное сочетание ограничений и запретов с интересами экономической деятельности компании. Разработка системы начинается с определения исходной информации. В процессе оценки данных ответственное лицо устанавливает ключевые пункты нормативной документации о пропускном режиме. Определение и анализ информации целесообразно осуществлять в следующем порядке:

  1. Ознакомление с организационной структурой компании, участками расположения ее отдельных элементов, спецификой деятельности в них. Выяснение данных вопросов способствует выделению площадок, зданий, помещений, на которых должен действовать пропускной режим, а также определению характера КПП для обеспечения допуска транспорта и сотрудников.
  2. Проведение оценки суточного объема потока грузов, автомобилей, людей, материальных ценностей. На основании реального состояния пропускных участков можно получить представление о возможностях КПП и привести их в соответствие с задачами основной деятельности в компании. Такого рода оценка будет способствовать выбору оптимального варианта контроля и автоматизации контроля проезда/прохода на территорию.
  3. Выделение по степени важности категорий грузов, транспорта, помещений, сооружений, а также лиц входящих/выходящих в /из зданий. Для обеспечения четкости при определении классификацию объектов целесообразно проводить в соответствии с условиями доступа и уровнем защищенности. Приведение помещений к конкретной категории позволит обосновать и регламентировать:
  • условия доступа служащих и посетителей, определение общедоступных, закрытых участков, а также помещений/зданий с ограниченным доступом;
  • предложения руководству компании по разработке оптимального варианта пропуска граждан, транспорта и материальных ценностей;
  • наличие и вид физического обеспечения безопасности;
  • типы используемых технических приспособлений.
Пропускной режим на охраняемом объекте: образец правил

Документация по мероприятиям обеспечения безопасности должна включать в себя общий и тематические разделы. В первом следует указать:

  1. Нормативные акты, в соответствии с которыми разрабатывается инструкция.
  2. Определение системы безопасности, ее целей.
  3. Ответственные лица за обеспечение реализации мероприятий.
  4. Требования к оснащению помещений.
  5. Наказания к лицам, нарушающим пропускной режим на предприятии.

Образец правил также содержит описание порядка, в соответствии с которым осуществляется допуск сотрудников, командированных субъектов, а также посетителей через КПП. В соответствующем разделе целесообразно:

  1. Перечислить все контрольные пункты, описать их назначение, характеристики, расположение. Следует также определить для них единую нумерацию.
  2. Описать требования к оснащению КПП.
  3. Определить порядок прохода посетителей и служащих на территорию объекта и в конкретные подразделения/помещения/здания.
  4. Определить участки, на которых не допускается прием граждан и представителей других компаний.
Выезд/въезд транспорта, вывоз/ввоз грузов

В соответствующем разделе определяются правила для:

  1. Автомобилей, принадлежащих компании, сотрудникам, а также сторонним фирмам.
  2. Ввоза/вывоза грузов как в рабочее, так и в нерабочее время.
  3. Служащих, ответственных за оформление документов на вывоз/вынос ценностей.
Дополнительные разделы

В правилах обеспечения безопасности должны предусматриваться:

  1. Виды пропусков, их статус и количество.
  2. Правила оформления и выдачи.
  3. Порядок замены и перерегистрации.
  4. Мероприятия в случае утери пропуска.

Обязательно в нормативной документации предусматривается раздел, определяющий ответственность субъектов по поддержанию системы безопасности, учету и отчетности, порядку хранения актов, печатей.

Пропускной режим на предприятии: виды пропусков

Допуск в отдельные помещения, в здания или на конкретные участки осуществляется по специальным документам. Пропуск может быть временным, материальным, разовым или постоянным. Бланки для них разрабатываются руководством компании или службой безопасности. Пропуска разных типов должны отличаться по внешнему виду и иметь защиту. Все указанные документы, кроме материальных, выдаются в соответствующем отделе. Для получения пропуска подается письменная заявка.

Постоянные документы

Такие пропуска выдаются сотрудникам, зачисленным в штат компании. Их также могут получить служащие сторонних фирм, осуществляющие постоянное обслуживание организации. Пропуска данного типа могут разделяться на подгруппы. Количество дополнительных категорий, а также их назначение определяется в правилах по обеспечению безопасности. Постоянные пропуска могут находиться на руках у служащих или сдаваться на КПП. Последнее чаще всего имеет место в случае отправки сотрудника в длительную командировку или продолжительного его отсутствия на работе ввиду иных причин (болезнь, например). При оставлении постоянного пропуска на КПП делается соответствующая запись в журнале учета. Разрешающие допуск документы сотрудников, уволенных с предприятия подлежат уничтожению.

Временные бланки

Такие пропуска выдают гражданам, принятым по срочному контракту, прикомандированным к организации. Эти документы находятся обычно на КПП. Продолжительность действия временных пропусков, а также порядок их оформления и выдачи определяется в правилах по обеспечению безопасности. Данные разрешительные документы могут быть как с фото, так и без него. В последнем случае пропуск будет действительным только при предъявлении паспорта.

Разовые документы

Такие пропуска предназначены для клиентов и посетителей. Они используются для разового посещения организации или конкретных ее подразделений и не содержат фотографии. Такие документы действительны при предъявлении паспорта и в течение определенного времени. Цвет бланков разовых пропусков должен периодически изменяться. Контроль за субъектами, вошедшими в компанию, осуществляется с помощью записей на оборотной стороне документа. Здесь проставляется время посещения, которое заверяется подписью принявшего посетителя лица. Разовые пропуска изымаются контролером на посту при выходе граждан. О субъектах, которые не покинули здание по окончании определенного для них времени, контролер сообщает дежурному КПП. Последний, в свою очередь, принимает меры по выяснению обстоятельств задержки.

Материальные разрешительные документы

Такие пропуска предназначены для выноса/вывоза материальных ценностей. Их выдает администрация компании. Продолжительность действия таких пропусков определяется в правилах по безопасности. Разрешительные документы такого типа изымаются на КПП. На контрольном пункте должны присутствовать бланки всех пропусков, предусмотренных в организации.

Оснащение КПП

Контрольные пункты создаются для реализации пропускного режима. Оснащение КПП должно способствовать обеспечению соблюдения правил и ограничений, действующих в организации. На контрольном пункте осуществляется проверка пропусков, документов, досмотр транспорта, грузов. Оснащение КПП должно:

  1. Исключать любую вероятность несанкционированного проникновения или выхода/выезда.
  2. Способствовать уменьшению продолжительности проверки документов и досмотра.
  3. Обеспечивать безопасность дежурного.
  4. Способствовать минимизации или исключению ошибок служащих при пропуске граждан и транспорта.

На КПП должны присутствовать все необходимые средства связи и сигнализации для вызова резервных сотрудников. В контрольном пункте целесообразно расположить внутренний телефон и перечень номеров администрации компании. На КПП рекомендуется оборудовать комнату для досмотра лиц, проходящих на территорию. Кроме этого, целесообразно обустроить на контрольном пункте камеру хранения, гардероб. На участке непосредственного прохода граждан устанавливается турникет с фиксирующими механизмами-запорами.

Поделиться в соц. сетях

Другие статьи

Пропускной режим

КОНТРОЛЬНО-ПРОПУСКНОЙ РЕЖИМ НА КРУПНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Контрольно-пропускной режим - это комплекс организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты в отдельные здания (помещения) сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных средств.

Контрольно-пропускной режим является одним из ключевых моментов в организации системы безопасности на предприятии. С этих позиций контрольно-пропускной режим представляет собой комплекс организационных мероприятий (административно-ограничительных), инженерно-технических решений и действий службы безопасности.

Организация контрольно-пропускного режима отличается определенной сложностью. Дело в том, что механизм осуществления контрольно-пропускного режима основывается на применении "запретов" и "ограничений" в отношении субъектов, пересекающих границы охраняемых объектов, для обеспечения интересов предприятия. Такой механизм должен быть безупречным с точки зрения соответствия требованиям действующего законодательства.

В данной статье рассматриваются основные направления создания контрольно-пропускного режима на предприятии: методика определения и оценка исходных данных; разработка мероприятий и нормативных документов; оборудование контрольно-пропускных пунктов.

Контрольно-пропускной режим (как часть системы безопасности) должен соответствовать действующему законодательству, уставу предприятия, а также иным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность предприятия.

Основными целями создания контрольно-пропускного режима являются:

  • защита законных интересов предприятия, поддержание порядка внутреннего управления;
  • защита собственности предприятия, ее рациональное и эффективное использование;
  • рост прибылей предприятия;
  • внутренняя и внешняя стабильность предприятия;
  • защита коммерческих секретов и прав на интеллектуальную собственность.
Контрольно-пропускной режим как часть системы безопасности позволяет решить следующие задачи:
  • обеспечение санкционированного прохода сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) продукции и материальных ценностей, ритмичной работы предприятия;
  • предотвращение бесконтрольного проникновения посторонних лиц и транспортных средств на охраняемые территории и в отдельные здания (помещения);
  • своевременное выявление угроз интересам предприятия, а также потенциально опасных условий, способствующих нанесению предприятию материального и морального ущерба;
  • создание надежных гарантий поддержания организационной стабильности внешних и внутренних связей предприятия, отработка механизма оперативного реагирования на угрозы и негативные тенденции;
  • пресечение посягательств на законные интересы предприятия, использование юридических, экономических, организационных, социально-психологических, технических и иных средств для выявления и ослабления источников угроз безопасности предприятия.
Контрольно-пропускной режим можно определить как систему обеспечения нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на законные права предприятия, его имущество, интеллектуальную собственность, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию и как совокупность организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных ценностей.

Нормативные гарантии заключаются в толковании и реализации норм права, уяснении пределов их действия, в формировании необходимых правоотношений, определении и обеспечении правомерной деятельности подразделений и работников фирмы по поводу ее безопасности, использования ограничительных мер, применения санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы фирмы.

Организационные гарантии формируются путем разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выявления и подавления угроз деятельности фирмы, использования эффективного механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки кадров.

Материальные гарантии формируются за счет выделения и использования финансовых, технических, кадровых, интеллектуальных, информационных и иных ресурсов фирмы, обеспечивающих своевременное выявление, ослабление и подавление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба, создание благоприятных условий для деятельности фирмы. Данные гарантии наполняют нормативные и организационные меры безопасности практическим содержанием, создают реальную основу развития культуры безопасности фирмы.

Основные мероприятия контрольно-пропускного режима разрабатываются службой безопасности, утверждаются руководителем фирмы и оформляются инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Ответственность за организацию контрольно-пропускного режима возлагается на начальника службы безопасности. Практическое осуществление контрольно-пропускного режима возлагается на охрану (дежурных по КПП, контролеров, охранников), работники которой должны знать установленные на объекте правила контрольно-пропускного режима, действующие документы по порядку пропуска на объект (с объекта) сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) товарно-материальных ценностей. Контрольно-пропускной режим может быть установлен как в целом по объекту, так и в отдельных корпусах, зданиях, отделах, хранилищах и других специальных помещениях.

Требования по контрольно-пропускному режиму должны быть доведены в обязательном порядке до каждого сотрудника объекта. Все рабочие и служащие объекта обязаны соблюдать их. По каждому случаю нарушения контрольно-пропускного режима должно проводиться административное расследование.

Обязанности охраны по контрольно-пропускному режиму определяются в инструкции и в должностных обязанностях контролеров контрольно-пропускных пунктов.

Предпринимательство и запреты (ограничения) по своей природе противоречивы и искусство разработчика контрольно-пропускного режима заключается как раз в том, чтобы найти разумный баланс между необходимыми ограничениями и интересами предприятия.

Разработка мероприятий и нормативных документов контрольно-пропускного режима начинается с определения исходных данных. Оценивая исходные данные, разработчик определяет основные положения инструкции о контрольно-пропускном режиме. Целесообразно предложить следующую последовательность определения и оценки исходных данных:

1. Организационная структура предприятия, расположение его отдельных элементов и характер производства (деятельности) на них. Выяснение этих вопросов позволяет решить следующие практические задачи:
  • выделить объекты, площадки, здания и помещения, на которых необходимо организовать контрольно-пропускной режим;
  • определить характер контрольно-пропускных пунктов (КПП) для пропуска сотрудников и транспортных средств.
2. Оценка "суточного объема" потоков транспортных средств, грузов, материальных ценностей и людей (персонала фирмы и посетителей), проходящих через КПП и в отдельные здания (помещения). Только на основе оценки реального состояния мест пропуска можно оценить пропускную способность действующих КПП и привести ее в соответствие с задачами основного производства на объекте. Такая оценка позволит выбрать оптимальный вариант автоматизации и контроля прохода (проезда) на охраняемые территории.

3. Выделение (по степени важности) категории объектов, транспортных средств и грузов, а также категории лиц, пересекающих установленные границы. Для достижения четкости в определениях предлагается помещения и территорию объекта классифицировать в зависимости от условий доступа и степени защищенности.

Для четкой организации пропускного режима необходимо распределить объекты предприятия (здания, помещения) на общедоступные, закрытые и ограниченного доступа. Определение категорий режима может дать четкий ответ на вопросы, которые нужно прояснить при организации контрольно-пропускного режима и разработке исходной документации по оборудованию объекта техническими средствами охраны.

Закрепление за помещением конкретной категории помогает регламентировать и обосновать:

  • условия доступа сотрудников предприятия и посетителей на объект;
  • предложения администрации предприятия по выработке оптимального варианта порядка пропуска лиц, транспортных средств и материальных ценностей на объект;
  • наличие и вид физической охраны;
  • виды используемых технических средств для обеспечения безопасности.

Разработка инструкции о пропускном режиме

Практическое решение вопросов, связанных с организацией пропускного режима, оформляется в виде "Инструкции о пропускном режиме". Указанная инструкция должна определять систему организационно-правовых охранных мер, устанавливающих разрешительный порядок (режим) прохода (проезда) на объект (с объекта), и может включать:

1. Общие положения. В этом разделе указываются:

  • нормативные документы, на основании которых составлялась инструкция;
  • определение контрольно-пропускного режима и цель его введения;
  • должностные лица, на которых возлагается организация и практическое руководство контрольно-пропускной системой;
  • санкции к нарушителям контрольно-пропускного режима;
  • требования к оборудованию различных помещений.
2. Порядок пропуска сотрудников предприятия, командированных лиц и посетителей через контрольно-пропускные пункты. В этом разделе рекомендуется:
  • перечислить все КПП и их назначение, описание, расположение и установить их единую нумерацию;
  • изложить требования к оборудованию КПП;
  • установить порядок прохода сотрудников и посетителей на территорию объекта и в категорированные помещения;
  • определить права и основные обязанности контролеров КПП;
  • установить помещения, где запрещается принимать посетителей и представителей сторонних организаций.
3. Порядок допуска на объект транспортных средств, вывоза продукции, документов и материальных ценностей. В этом разделе указываются:
  • порядок допуска на территорию объекта (с объекта) автотранспорта, принадлежащего объекту;
  • порядок въезда и стоянки на территории объекта транспорта, принадлежащего сотрудникам на правах личной собственности;
  • порядок пропуска автомашин сторонних организаций, прибывших с грузом в адрес объекта в рабочее и нерабочее время;
  • порядок вывоза (ввоза) товарно-материальных ценностей;
  • правила оформления документов на вывоз (вынос) материальных ценностей с территории объекта.
4. Виды пропусков, порядок их оформления. В этом разделе определяются:
  • виды пропусков, их количество и статус;
  • описание пропусков;
  • порядок оформления и выдачи пропусков;
  • порядок замены и перерегистрации пропусков;
  • мероприятия при утрате пропуска сотрудником.
5. Обязанности должностных лиц по поддержанию контрольно-пропускного режима.

6. Учет и отчетность, порядок хранения пропусков, печатей.

В зависимости от структуры предприятия и характера его деятельности инструкция может содержать и другие разделы.

При разработке инструкции о контрольно-пропускном режиме определяются виды и группы пропусков, которые будут действовать на предприятии.

На крупных предприятиях, как правило, устанавливается несколько видов пропусков. Это могут быть постоянные, временные, разовые и материальные пропуска. Образцы бланков пропусков разрабатываться администрацией объекта (службой безопасности). По своему внешнему виду и содержанию пропуска должны отличаться друг от друга и обладать некоторыми степенями защиты. Все виды пропусков, за исключением материальных, оформляются и выдаются бюро пропусков (или иным подразделением) по письменным заявкам. Виды пропусков определяются в зависимости от специфики предприятия.

Постоянные пропуска выдаются сотрудникам объекта, принятым на постоянную работу, а также работникам других организаций, постоянно обслуживающих объект. Постоянные пропуска могут делиться на группы, их количество и назначение определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Постоянные пропуска могут храниться как на руках у сотрудников объекта, так и в кабинах на КПП. Постоянные пропуска лиц, убывающих с объекта на длительное время (отпуск, болезнь, командировка и т.п.), сдаются на хранение в бюро пропусков (отдел кадров), а при хранении таких пропусков в кабине КПП на ячейке (где хранится пропуск) делается соответствующая отметка. Пропуска уволенных с работы уничтожаются в установленном порядке.

Временные пропуска выдаются лицам, работающим по контракту, находящимся на временной работе, прикомандированным к предприятию, и хранятся, как правило, на КПП. Срок действия и порядок оформления временных пропусков определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Временные пропуска могут быть с фотографией и без фотографии. Временные пропуска без фотографии действительны только при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Разовые пропуска (для посетителей и клиентов) выдаются на одно лицо и только для разового посещения предприятия и его подразделений. Пропуск оформляется и действителен при наличии документа, удостоверяющего личность. Разовые пропуска должны периодически меняться по цвету бланков и другим признакам.

Разовый пропуск, выданный водителю транспортного средства, может служить одновременно и разовым пропуском для транспорта.

Разовый пропуск действителен для входа на территорию объекта или его подразделения в течение определенного времени.

Контроль за посетившими предприятие по разовому пропуску осуществляется с помощью отметки на оборотной стороне пропуска, где указывается время посещения, заверенное подписью лица, принявшего посетителя.

Разовый пропуск изымается на КПП контролером при выходе посетителя с объекта и сдается в бюро пропусков. О лицах, не вышедших с объекта по истечении срока действия пропуска, контролер докладывает начальнику караула (дежурному по КПП) для принятия мер по выяснению причин задержки. Фамилии лиц, посетивших объект по разовому пропуску, могут записываться в специальную книгу учета.

Материальные пропуска для вывоза (выноса) товарно-материальных ценностей выдаются администрацией предприятия. Срок действия пропуска определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Материальные пропуска должны изыматься на КПП и сдаваться в бюро пропусков.

Образцы действующих пропусков должны находиться на КПП. Для обучения работников охраны выделяется необходимое количество образцов пропусков.

Оборудование пропускных пунктов

Для организации пропускного режима на предприятии оборудуются контрольно-пропускные пункты. Оборудование КПП должно обеспечивать необходимую пропускную способность и возможность тщательной проверки пропусков и документов у проходящих лиц, досмотра всех видов транспорта, провозимых грузов и удовлетворять следующим требованиям:

  • исключать возможность несанкционированного проникновения через КПП на объект (с объекта) людей и транспортных средств;
  • способствовать сокращению времени на проверку документов, досмотр транспорта и материальных ценностей;
  • способствовать исключению (сведению к минимуму) ошибок охранника при пропуске людей и транспорта;
  • обеспечивать меры безопасности охранника при досмотре транспортных средств.
Все виды КПП должны быть оборудованы необходимыми видами связи и тревожной сигнализации для вызова резерва охраны. На КПП рекомендуется располагать внутренний телефон и список телефонов администрации предприятия.

Для контроля за людьми, проходящими на объект и в отдельные здания (помещения), строятся КПП. Каждое КПП рекомендуется оборудовать комнатой для охраны, комнатой для досмотра граждан, камерой хранения, гардеробом, турникетом с фиксирующими устройствами-запорами.

Размещение помещений определяется проектами и зависит от средств механизации, автоматизации КПП и особенностей предприятия.

В контрольно-пропускном зале устраиваются проходы, которые оборудуются техническими средствами охраны и физическими барьерами. В комплект оборудования, как правило, входят:

  • средства механизации, автоматизации системы контроля доступа;
  • физические барьеры (ограждения, турникеты, калитки);
  • основное и резервное освещение;
  • средства связи и тревожной сигнализации;
  • системы видеоконтроля.
В качестве средств контроля доступа могут использоваться различные турникеты. Турникеты предназначены для управления потоками людей и регулирования входа (выхода). В последнее время наиболее широкое распространение получили электромеханические турникеты. Электромеханические турникеты, в отличие от громоздких и неудобных в управлении механических, легко управляются с пульта охранника и могут работать в составе автоматизированной системы контроля доступа.

При выборе турникета нужно иметь в виду, что они бывают "нормально открытые" и "нормально закрытые". "Нормально открытые" турникеты (например, раздвижные, которые до недавнего времени были установлены в российском метро) в мировой практике используются достаточно редко. Они могут ударить проходящего и не позволяют осуществлять эффективный контроль.

Для осуществления надежного контроля чаще используются "нормально закрытые" турникеты: роторные турникеты-вертушки, турникеты-триподы и калитки.

Калитки применяются для управления потоками людей, организации свободного прохода в одну сторону (на вход или выход) и запрета прохода в другую. Калитки широко используются в магазинах, аэропортах, вокзалах. Применение калиток для контроля доступа неэффективно, это связано с тем, что калитки не разделяют поток людей по одному, так как после открытия калитки через нее могут пройти несколько человек. Калитки могут устанавливаться для организации свободного выхода, в то время как контроль входа доверяют триподам или вертушкам.

Турникеты-триподы с тремя преграждающими планками являются одним из наиболее оптимальных средств для осуществления контроля санкционированного прохода. Триподы имеют современный элегантный вид и легко монтируются. Триподы позволяют осуществлять эффективный контроль доступа, так как разделяют поток людей по одному, обеспечивая при этом высокую пропускную способность. Триподы могут применяться в системах электронных проходных, в том числе в условиях большого потока людей. Для предотвращения возможности подлезть под планки турникета или перепрыгнуть через них на турнике рекомендуется устанавливать специальные датчики, которые срабатывают при попытке несанкционированного прохода.

Роторные турникеты-вертушки применяются в тех случаях, когда необходимо полное перекрытие зоны прохода. Они могут быть различными по высоте - от поясных до турникетов в полный рост, которые конструктивно подобны вращающимся дверям.

В состав транспортного КПП входит досмотровая площадка и служебные помещения. Досмотровая площадка предназначена для размещения автомобилей при их досмотре. Досмотровые площадки могут располагаться как на территории предприятия, так и за ее пределами, на территории, непосредственно примыкающей к основным воротам КПП. Досмотровая площадка должна отвечать следующим требованиям:

  • иметь достаточную площадь для размещения досматриваемого транспорта, технические средства для обеспечения нормальных условий работы охранника;
  • исключать возможность несанкционированного проникновения на объект (с объекта) людей и транспортных средств;
  • обеспечивать при установленной интенсивности движения в любое время суток и года досмотр автомобильного транспорта и перевозимых грузов;
  • быть изолированной от других сооружений, не имеющих отношения к охране объекта и оборудованию КПП;
  • обеспечивать меры безопасности охранника при выполнении своих обязанностей.
Размеры досмотровой площадки устанавливаются в зависимости от габаритов транспорта и перевозимых грузов и могут составлять: 10-12 метров в длину и 5-6 метров в ширину.

На территории, отведенной для строительства досмотровой площадки, производится планировка местности с таким расчетом, чтобы на ней не задерживались дождевые и талые воды. Поперечный уклон досмотровой площадки делается не менее 2 % от места выставления охранника в направлении ее боковых сторон (перпендикулярно проезжей части). Поверхность досмотровой площадки покрывается бетоном или асфальтом.

На проезжей части площадки выделяется место остановки транспорта для досмотра, ограниченное двумя линиями "СТОП", выполненными белой краской.

Перед въездом на досмотровую площадку с внешней стороны основных и вспомогательных ворот (шлагбаума), не ближе 3 метров от них, так же наносится поперечная линия и надпись "СТОП". В целях обеспечения безопасности движения транспорта не менее чем в 100 метрах от ворот с правой стороны или над дорогой устанавливается указательный знак "Движение в один ряд", а в 50 метрах от ворот - знак ограничения скорости до 5 км/час.

Транспортные КПП могут оборудоваться светофорами, весами для взвешивания автомобилей, досмотровой ямой или эстакадой для осмотра грузов, механизированными устройствами для автоматического открытия и закрытия ворот с фиксаторами.

Досмотровые площадки по периметру оборудуются физическими барьерами и рубежом сигнализации. Площадки, как правило, выгораживаются просматриваемым забором из металлической сетки или декоративных решеток высотой до 2,5 метра. На площадке оборудуются основные и вспомогательные механизированные ворота. Основные ворота устанавливаются на линии основного ограждения объекта, а вспомогательные - на противоположной стороне досмотровой площадки. Вместо ворот могут применяться механизированные шлагбаумы. На автомобильных КПП используются ворота с ограничением и без ограничения габаритов по высоте. По конструкции они могут быть распашными или раздвижными (выдвижными). Распашные ворота должны оборудоваться фиксаторами.

Для регулирования движения транспорта, проходящего через проезды досмотровых площадок КПП, могут применяться двухсекционные светофоры с линзами красного и зеленого цвета.

В состав электромеханического оборудования КПП для автомобильного транспорта обычно включаются:

  • электродвигатели, привод ворот;
  • концевые выключатели автоматического отключения электродвигателей при полностью закрытых и открытых створках ворот;
  • магнитные пускатели электродвигателей;
  • электрооборудование светофоров;
  • кабельные, силовые линии.
Групповой распределительный щит (щит управления) может устанавливаться в помещении КПП, а при отсутствии здания КПП в специальном металлическом шкафу непосредственно на досмотровой площадке.

Допуск на территорию предприятия сотрудников, посетителей, транспортных средств

Проход сотрудников и посетителей на территорию объекта, в отдельные подразделения и обратно осуществляется через контрольно-пропускные пункты по установленным на объекте пропускам. Пропуск должен являться основным документом, дающим право на проход.

В нерабочее время, выходные и праздничные дни допуск сотрудников на объект должен быть ограничен и производиться по предварительным заявкам (спискам) от руководителей подразделений, завизированным начальником службы безопасности, с предъявлением постоянного пропуска. На предприятиях со сменным режимом работы к пропуску могут выдаваться специальные вкладыши сменности.

Дежурные специальных служб объекта (электрики, сантехники, работники связи и т.д.), работающие посменно, допускаются на территорию объекта в нерабочее время, в выходные и праздничные дни по спискам, подписанным начальниками соответствующих служб и утвержденным начальником службы безопасности.

На основании действующего законодательства и решения администрации отдельные категории лиц пользуются правом прохода на объект без пропуска при предъявлении служебного удостоверения. К ним относятся:

  • работники прокуратуры;
  • работники милиции по территориальности;
  • инспекторы труда, котлонадзора, энергонадзора по территориальности;
  • должностные лица и отдельные категории работников санитарно-эпидемической службы органов здравоохранения, осуществляющие санитарный надзор.
Категории лиц, имеющих право прохода на объект без пропуска (по служебным удостоверениям), должны быть четко отражены в инструкции о контрольно-пропускном режиме.

В целях осуществления пропускного режима на территории объекта и в его структурных подразделениях приказом директора предприятия утверждается перечень категорированных подразделений (помещений). В этих помещениях устанавливается специальный режим и повышенная ответственность за его соблюдение работниками этих подразделений. Допуск в эти помещения осуществляется строго по списку, согласованному со службой безопасности. Прием посетителей сторонних организаций и предприятий, как правило, максимально ограничивается.

Во всех помещениях категорированных подразделений должны быть вывешены списки работников, имеющих допуск в эти помещения. Все помещения по окончании работ осматриваются дежурными по подразделениям и лицами, ответственными за их противопожарное состояние. По окончании рабочего дня категорированные помещения запираются на замок, опечатываются и сдаются под охрану.

Представитель охраны проверяет сигнализацию в присутствии работников, сдающих помещение. Ключи от этих помещений в опечатанных пеналах сдаются под расписку начальнику караула.

Получение ключей, вскрытие помещений, оборудованных охранной сигнализацией, производят лица, имеющие право вскрытия этих помещений с предъявлением постоянного пропуска. Списки лиц, имеющих право вскрывать (закрывать) указанные помещения, с указанием номеров печатей, которыми опечатываются помещения, и номеров служебных телефонов подписываются начальником подразделения и утверждаются начальником службы безопасности.

Все лица, пытающиеся пройти через КПП без предъявления пропуска, по чужому или неправильно оформленному пропуску, пронести на объект (с объекта) запрещенные предметы, задерживаются и передаются сотрудникам службы безопасности предприятия. По каждому факту задержания начальник караула или дежурный по объекту составляет служебную записку о нарушении пропускного режима.

Допуск на территорию (с территории) предприятия транспортных средств, принадлежащих предприятию, производится при предъявлении водителем личного пропуска со специальным шифром или транспортного пропуска и путевого листа. Грузчики и сопровождающие лица, следующие с транспортом, пропускаются через КПП на общих основаниях.

Все транспортные средства при проезде через КПП подвергаются досмотру. Въезд и стоянка на территории предприятия транспорта, принадлежащего сотрудникам на правах личной собственности, разрешается по специальным спискам.

Автомашины сторонних организаций, прибывшие с грузом в адрес предприятия в рабочее время, допускаются на территорию по служебным запискам с досмотром на транспортном КПП.

Железнодорожный транспорт и обслуживающие его бригады пропускаются на предприятие по пропускам установленного образца, по спискам или иным порядком, установленным инструкцией о пропускном режиме.

Опломбированные вагоны и контейнеры пропускаются через КПП после их внешнего досмотра, если оттиски пломб соответствуют оттискам в препроводительных документах или накладных. В случае несоответствия оттисков, обнаружения проломов вагона (контейнера) или обрыва пломбы вагон (контейнер) подлежит вскрытию и досмотру в присутствии представителей администрации и железной дороги.

Вывоз и вынос готовой продукции и других материальных ценностей с территории объекта осуществляется по материальным пропускам установленного образца.

Все документы на вывозимые (выносимые) с предприятия материальные ценности регистрируются в бюро пропусков по книге учета и затем передаются в бухгалтерию. Документы на вывоз (вынос) материальных ценностей должны быть выписаны только на то количество груза (мест, веса и т.п.), которое может быть вывезено (вынесено) одновременно, и действительны только на дату, указанную в разрешительном документе.

Строительные и древесные отходы, макулатуру, металлолом, металлическую стружку рекомендуется вывозить с территории предприятия по приказ-счету, как материальные ценности. Вывоз с территории объекта различного мусора, земли и снега может производиться без оформления документов, но с обязательной регистрацией на транспортном КПП.

Система контрольно-пропускного режима неразрывно связана с процессом обеспечения безопасности предприятия. Любая система безопасности, предназначенная для защиты объекта от угроз, связанных с действиями человека, техногенных или природных сил, должна включать систему идентификации по принципу "свой/чужой" или по уровню доступа для защиты как объекта от проникновения посторонних лиц, так и человека от опасных факторов, если они имеются на объекте.

Устанавливая и обеспечивая порядок перемещения персонала и посетителей по территории предприятия, система контрольно-пропускного режима решает не только вопросы безопасности предприятия, но и вопросы рациональной организации труда.

Организационно-административные меры и инженерно-технические решения в системе контрольно-пропускного контроля не могут существовать в отрыве от других элементов системы безопасности объекта и должны в нее органично вписываться. Именно поэтому системы контроля доступа являются обязательной структурой интегрированных систем безопасности.

В концепции построения интегрированных систем безопасности предприятия должны быть определены цели и задачи системы безопасности, принципы ее организации, функционирования и правовые основы, виды угроз безопасности и ресурсы, подлежащие защите, а также основные направления работ по реализации комплекса мер обеспечения безопасности, включая контрольно-пропускной режим.

Учитывая роль и место контрольно-пропускного режима в системе безопасности, необходимо применять комплексный подход для разработки мероприятий ограничения доступа. При решении задачи противодействия той или иной угрозе рассматриваются в совокупности все элементы системы: действия подразделений охраны, технические решения и организационно-административные меры. Применение комплексного подхода на этапе разработки системы контрольно-пропускного режима позволит избежать излишних затрат времени и ресурсов при создании интегрированной системы безопасности предприятия.

Естественно, создание интегрированной системы безопасности требует значительных затрат. Однако, если внимательно оценить все негативные факторы, воздействующие на деятельность предприятия, эти затраты не кажутся столь большими, так как обеспечивают устойчивое экономическое развитие предприятия и сводят к минимуму возможные потери.

К тому же процесс создания интегрированной системы безопасности может быть растянут во времени с учетом материальных возможностей предприятия и условий его деятельности на рынке.

Источник: Защита информации. Конфидент, № 1 (2002)