Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда для водителя телескопического погрузчика img-1

инструкция по охране труда для водителя телескопического погрузчика

Рейтинг: 4.9/5.0 (1866 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по охране труда для водителя автопогрузчика

1. Общие требования безопасности.

1.1 К работе в качестве водителя автопогрузчика допускаются мужчины и женщины, достигшие возраста 18 лет, обученные и имеющие соответствующие удостоверение и допущенные по состоянию здоровья.

1.2 На рабочем месте работник получает первичный инструктаж по безопасности труда и проходит: стажировку; обучение устройству и правилам эксплуатации используемого оборудования; гигиеническую подготовку; проверку знаний по электробезопасности, теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

1.3 Во время работы работник проходит:
  • обучение и проверку знаний по безопасности труда ежегодно;
  • проверку знаний по электробезопасности – ежегодно;
  • периодический медицинский осмотр. Повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте получает один раз в 6 месяцев.

    1.4 На работника могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы (подвижные части механического оборудования, перемещаемые товары и тара; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень электромагнитных излучений; повышенная подвижность воздуха; повышенное значение напряжения в электрической цепи; недостаточная освещенность рабочей зоны; пониженная контрастность; вредные вещества в воздухе рабочей зоны; запыленность; повышенная температура оборудования и воды; химические факторы; прямая и отраженная блесткость; острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструмента, оборудования, тары, товаров; физические перегрузки).

    1.5 Для обеспечения пожаро – и взрывобезопасности необходимо:
  • Соблюдать правила приемки и размещения товаров;
  • Проверять целостность упаковки,
  • Требовать своевременного удаления пролитых легковоспламеняющихся веществ;
  • соблюдать правила пожарной безопасности
  • не оставлять погрузчик с включенным двигателем;
  • убирать использованные обтирочные материалы в металлические ящики с закрывающимися крышками.

    2. Требования безопасности перед началом работы.

    2.1 Проверить внешним осмотром соответствие рабочей зоны требованиям безопасной работы:
  • достаточность освещения мест погрузки, разгрузки;
  • состояние полов и других поверхностей, отсутствие на них не огражденных проемов, открытых люков, трапов и т.п. отсутствие щелей, выбоин, набитых планок и т.д.
  • устойчивость штабелей товаров и тары;
  • наличие ограждений движущихся (вращающихся) частей и нагретых поверхностей оборудования;
  • обеспечить наличие свободных проходов и проездов к местам складирования товаров и тары;
  • проверить наличие и исправность применяемого оборудования.

    2.2 Кабина должна удовлетворять следующим требованиям:
  • ветровые и боковые стекла должны быть без трещин и затемнений, затрудняющих видимость;
  • щетки стеклоочистителя (при его работе) должны свободно перемещаться и обеспечивать нормальную очистку ветрового стекла;
  • замки дверей должны быть исправными и не допускать самопроизвольного их открывания;
  • сиденье и спинка сиденья должны быть регулируемыми для обеспечения удобной посадки водителя, не иметь рваных мест, выступающих пружин, провалов и острых углов;
  • пол кабины должен быть в исправном состоянии и застелен резиновым ковриком.

    2.3 Проверить внешним осмотром:
  • состояния сварных швов верхних контейнеров;
  • надежность крепления деталей и механизмов;
  • отсутствие течи во всех системах;
  • наличие тормозной жидкости в главном цилиндре;
  • отсутствие повреждений в гибких шлангах;
  • состояние электрооборудования;
  • уровень электролита в аккумуляторной батарее;
  • уровень масла;
  • состояние шин и крепление колес;

    2.4 Проверить работу:
  • ножного и стояночного тормозов;
  • рулевое управление,
  • звуковой сигнал;
  • переключателя света;
  • механизмов подъема и наклона на холостом ходу.

    2.5 Проверить давление в шинах.

    3. Требования безопасности во время работы.

    3.1 Поднимать грузы только с разрешаемым весом.

    3.2 Соблюдать правила дорожного движения, не передавать управление погрузчиком посторонним лицам.

    3.3 Предупреждать находящихся рядом людей о предстоящем пуске оборудования.

    3.4 Работы по перемещению грузов производить только по указанию лица, в распоряжение которого выделен погрузчик.

    3.5 Соблюдать правила укладки товаров в штабели для хранения и транспортировки.

    3.6 Следить за исправностью стеллажей, не допускать их перегрузки.

    3.7 При любой остановке ставить погрузчик на ручной тормоз.

    3.8 Подъем и опускание груза производить на рабочих горизонтальных площадках с твердым и ровным покрытием, очищенном в зимнее время от льда и снега, а при гололеде – посыпанном песком.

    3.9 Поднимать и опускать груз только при наличии просвета под грузом, обеспечивающего свободный ход и выход вилочного захвата.

    3.10 Подъем груза производить осторожно без рывков.

    3.11 Наклон рамы грузоподъемника с поднятым грузом производить плавно.

    3.12 Груз не должен свешиваться с концов вилочного захвата.

    3.13 Транспортирование тары и установку ее в штабель производить поштучно или готовыми пакетами.

    3.14 К месту погрузки (выгрузки) подъезжать только на первой передаче; замедлять скорость движения при наличии даже небольших неровностей дорожного покрытия.

    3.15 Перед подъемом и опускание груза затормозить и осмотреть место, откуда поднимать или куда опускать груз.

    3.16 Подъем груза, масса которого близка к предельной грузоподъемности, производить постепенно: сначала поднять на 0,2- 0,25 м, затем остановить его и проверить правильность действия механизмов и тормозов. При обнаружении неполадок груз немедленно опустить.

    3.17 Перемещение грузов больших размеров, затрудняющих обзор пути, производить задним ходом только при сопровождении погрузчика лицом, ответственным за погрузку, который обязан указывать дорогу и подавать сигналы.

    3.18 Замедлить движение и подать звуковой сигнал: в местах скопления людей; в проходах; при проезде мимо дверей и через ворота; при поворотах; трогании с мест задним ходом.

    3.19 Проявлять особую осторожность при транспортировании грузов в узких проездах. Не задевать штабели грузов.

    3.20 Транспортировать мелкие штучные грузы только в специальной таре.

    3.21 Следить, чтобы перемещаемый груз на всем протяжении пути не цеплялся за препятствия и не находился над людьми.

    3.22 Производить погрузку (разгрузку) груза в кузов автомобиля только с боку или сзади, не переносить груз через кабину.

    3.23 В момент опускания груза в кузов автомобиля следить, чтобы в нем не находились люди.

    3.24 Соблюдать норму ярусности для тары, не устанавливать в штабель неисправную тару.

    3.25 Во время эксплуатации погрузчика не допускается:
  • выезжать на линию без разрешения администрации, прав на управление погрузчиком;
  • открывать ворота при помощи зажима на них вилочным захватом погрузчика, а также перевозимым грузом;
  • перевозить груз, превышающий грузоподъемность погрузчика;
  • при движении с грузом допускать крутые повороты, поднимать и опускать груз;
  • транспортировать грузы, цент тяжести которых расположен на большом расстоянии от передней стенки вилочного захвата;
  • опускать груз на трубопроводы, кабели, временные перекрытия;
  • поднимать груз засыпанный землей, строительным мусором, снегом, примерший к земле или залитый бетоном;
  • покидать кабину при поднятом грузе;
  • оставлять погрузчик в проездах или на путях движения транспорта;
  • работать вблизи или под линией электропередачи;
  • перевозить людей на погрузчике, оставлять его на наклонной плоскости;
  • ремонтировать загруженный погрузчик.

    4. Требования безопасности при аварийных ситуациях.

    Немедленно прекратить работу в случае:
  • различного рода неисправностях погрузчика;
  • появления подозрительных шумов, треска, скрежета. Сообщить все ответственному лицу.

    5. Требования безопасности по окончании работы

    5.1 Поставить погрузчик на место стоянки.

    5.2 Опустить вилочный захват в нижнее положение; поставить погрузчик на тормоз.

    5.3 Вынуть ключ из системы зажигания.

    5.4 Произвести осмотр погрузчика, проверить крепление болтов, очистить машину от грязи, пыли и т.д.

  • Другие статьи

    По охране труда для водителя погрузчика

    ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

    ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ ПОГРУЗЧИКА

    1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    1.1 К самостоятельной работе в качестве водителя погруз­чика допускаются работники, мужчины и женщины, достиг­шие 18-ти летнего возраста, обученные по программе для водителей погрузчика, сдавшие экзамен и имеющие удостовере­ние на право управления погрузчиком, а также прошедшие медицинский осмотр и по состоянию здоровья способные к выполнению всего объема работ, изложенного в должностной инструкции.

    Водитель погрузчика обязан иметь 1-ю группу до­пуска по электробезопасности, уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, знать правила и приемы работы с электролитом (кислотой), иметь навыки по оказанию первой помощи при попадании электролита на кожу и слизистые оболочки.

    1.2 Работник, допускаемый к работам по транспортировке и перемещению сжиженных газов в баллонах под давлением, взрывоо­пасных, легковоспламеняющихся и других опасных и вредных веществ (кислот, щелочей и др.), должен пройти специальное обучение безопасности труда и иметь удостоверение на право выполнения работ с повышенной опасностью.

    1.3 Во время работы работник проходит:

    проверку знаний безопасности труда - ежегодно;

    проверку знаний по электробезопасности - ежегодно;

    проверку гигиенических знаний - один раз в 2 года;

    периодический медицинский осмотр:

    работник, имеющий непосредственный контакт с пищевыми продуктами - один раз в квартал;

    работник, испытывающий воздействие вредных и опасных производственных факторов - один раз в 2 года, остальные - один 2раз в год.

    Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте ра­ботник должен получить один раз в три месяца.

    При переводе на погрузчик другой конструкции, с которой он не знаком, он должен пройти практическое обучение по управлению погрузчиком данной конструкции не менее одной рабочей смены.

    1.4 Женщины со дня установления беременности переводятся на другую работу.

    1.5Категорически запрещено распитие спиртных напитков, курение, употребление наркотических средств на рабочем месте, а также нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного и (или) наркотического опьянения.

    1.6 В случае возникновения угрозы получения травмы или иного повреждения здоровья работник обязан принять меры по их предотвращению.

    1.7 В случае получения травмы работник обязан обратиться в медпункт для получения медицинской помощи, сообщить о случившемся руководству цеха. Работник обязан оказать первую помощь, если получил травму товарищ по работе и сообщить об этом руководству цеха.

    1.8 На рабочем месте водитель погрузчика может подвергаться воздействию следующих вредных и опасных факторов:

    - запыленность воздуха рабочей зоны пылью органического происхождения;

    -движущиеся машины и механизмы, подвижные части подъем­но- транспортного оборудования, обрушивающиеся штабели складируемых товаров;

    пониженная температура воздуха;

    повышенная подвижность воздуха;

    - недостаточная освещенность рабочей зоны;

    1.9 Для защиты от вышеуказанных производственных опасных факторов предусмотрено:

    а) наличие в цехе мучного производства системы приточно-вытяжной вентиляции;

    б) обеспечение спец. одеждой:

    при работе в цехе мучного производства - халат, косынка или колпак белые из х/б ткани, фартук из бязи или х/б ткани и спец. обувь;

    при работе в складе готовой продукции - комбинезон х/б, в зимнее время куртку на утепленной подкладке и спец. обувь.

    в) при подъеме и перемещении материалов водителям погрузчика - женщинам необходимо соблюдать нормы подъема тяжести:

    - усилие при подъеме и перемещении тяжестей не должно превышать 7 кг.

    1.10 Работник несет ответственность за нарушение трудовой и производственной дисциплины, а также за нарушение требований, изложенных в данной инструкции по охране труда.

    2.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

    2.1 Провести осмотр и проверить:

    крепление рычагов управления;

    состояние тормозной системы;

    крепление колес, состояние шин;

    работу звукового сигнала и световой сигнализации (освещения);

    уровень электролита в аккумуляторной батарее; исправность аккумуляторов, крышка аккумуляторной батареи должна плотно прилегать к корпусу.

    2.2 Опробовать действие механизмов погрузчика без груза.

    2.3 Проверить соответствие рабочего места следующим требованиям:

    отсутствие посторонних предметов;

    отсутствие на полу распыла и разлива пищевых компонентов.

    3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

    3.1 Эксплуатировать погрузчик на рабочих площадках с твер­дым и ровным покрытием, очищенном от посторонних предметов и от пролитых или просыпанных пищевых компонентов.

    3.2 При перевозке груза без тары следить за тем, чтобы груз был надежно уложен на вилочном захвате и не касался поверхности пути движения.

    3.3 Подавать предупредительный звуковой сигнал перед началом движения вперед или назад, подъемом и опусканием груза, а также во всех случаях, когда имеется возможность неожиданного наезда на человека.

    3.4 Учитывать габариты проема при въезде и выезде через ворота, двери, при перемещении материалов в проходах между оборудованием.

    3.5 Постоянно следить за состоянием аккумуляторов, не допускать их разряда ниже допустимых норм.

    3.6 Постоянно следить за состоянием тормозной системы.

    3.7 Подводить вилы грузового захвата под поддон следует осторожно. Не производить одновременный подъем и выдвижение поддона из ячейки стеллажа, и наоборот.

    3.8 Подхватывать и оставлять груз только при обеспеченном просвете под грузом, позволяющим свободный вход и выход вилочного захвата.

    3.9 Перед подъемом и опусканием груза предварительно ос­мотреть место, откуда будет подниматься груз и куда будут его помещать.

    3.10 Поднимать и транспортировать груз в соответствии с грузоподъемностью машины.

    3.11 При транспортировании груза поднимать его на высоту не более 200 - 300мм от поверхности пути.

    3.12 Во время работы не допускается:

    работать на машине со снятым щитком, закрывающим панель с электроаппаратурой, снятой крышкой аккумуляторного ящика;

    производить подъем и перемещение груза при помощи только одного захвата погрузчика;

    прикасаться к неизолированным, поврежденным проводам и электрораспределительным устройствам, не наезжать на электри­ческие провода, лежащие на полу;

    опускать груз на газо- и паропроводы, электрические кабели, временные перекрытия;

    поднимать и перевозить груз, масса которого не известна, поднимать зажатый груз;

    поднимать, опускать и перевозить людей на вилочном захва­те погрузчика;

    допускать присутствие людей под поднятым грузом;

    перевозить грузы в неисправной таре;

    оставлять погрузчик включенным, с поднятым грузом, ставить его в местах движения, в проходах и воротах.

    3.13 Если необходимо отлучиться от погрузчика, то погрузчик отогнать в сторону, опустить вилочный захват, вынуть ключ из электрического замка, поставить погрузчик на стояночный тормоз.

    4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

    4.1 При возникновении поломки или неисправности погрузчика, угрожающей безопасности водителя или безопасности окружающих людей, немедленно прекратить работу и сообщить об этом непосредственному руководителю.

    4.2 Прекратить работу, если по какой-либо причине каретка подвижного механизма перестает двигаться по склизам и вилочный захват не опускается и не поднимается, и сообщить об этом лицу, в ведение которого выделен погрузчик.

    Эти неисправности устранять самому водителю не разрешается.

    4.3 В случае потери погрузчиком устойчивого положения, немедленно опустить груз вниз.

    5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

    5.1 Осмотреть и очистить погрузчик от пыли и грязи и поставить на отведенное для него место. Подготовить его к следующему рабочему дню.

    5.2 Отключить аккумулятор, поставить его на зарядку.

    5.3 В журнале произвести записи о состоянии погрузчика, указать обнаруженные неисправности, указать время его постановки.

    ТИ Р М-009-2000 - Типовая инструкция по охране труда для водителей автопогрузчиков

    ТИ Р М-009-2000. Типовая инструкция по охране труда для водителей автопогрузчиков

    Заместитель министра труда
    и социального развития
    Российской Федерации

    Типовая инструкция
    по охране труда для водителей
    автопогрузчиков

    1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    1.1. К самостоятельному управлению автопогрузчиками допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие теоретическое и практическое обучение, сдавшие экзамен и имеющие удостоверение на право управления погрузчиком.

    1.2. Перед допуском к работе водители автопогрузчиков должны пройти медицинское освидетельствование, вводный инструктаж по безопасности труда, первичный инструктаж на рабочем месте, овладеть практическими навыками безопасного выполнения работ при управлении погрузчиками при подъеме, перевозке и укладке грузов.

    Результаты проверки знаний и навыков, полученных при инструктаже, должны оформляться записью в журналах регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.

    1.3. Выполнение других работ водителем погрузчика допускается при условии наличия допуска (удостоверения), дающего право проведения конкретных видов работ.

    1.4. При временном или постоянном переводе на другую работу водители обязаны пройти дополнительный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте, ознакомиться с условиями труда и правилами внутреннего распорядка, с конструкцией нового оборудования, приспособлений и методами безопасной работы на них.

    1.5. При противопоказаниях выполнения прежней работы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением водитель погрузчика переводится на другую работу.

    1.6. В процессе работы на водителя возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:

    движущиеся машины и механизмы;

    перемещаемые и складируемые грузы;

    повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

    пониженная температура воздуха рабочей зоны;

    недостаточная освещенность рабочей зоны;

    острые кромки, заусенцы на поверхностях оборудования, инструмента.

    1.7. Водители автопогрузчиков в зависимости от условий работы должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты: комбинезоном хлопчатобумажным; сапогами резиновыми; рукавицами комбинированными. На наружных работах зимой дополнительно: курткой и брюками хлопчатобумажными на утепляющей прокладке.

    1.8. Водители погрузчиков обязаны выполнять только ту работу, которая поручена администрацией и входит в их обязанности.

    1.9. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ, транспортировке грузов необходимо придерживаться принятой технологии переработки груза. Не допускается применять способы, ускоряющие выполнение технологических операций, но ведущие к нарушению требований безопасности.

    1.10. В случае возникновения в процессе работ каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, водитель погрузчика обязан немедленно обратиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.

    1.11. Не допускается эксплуатировать неисправные погрузчики. За работу на неисправном погрузчике ответственность несут водитель и лицо, ответственное за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

    1.12. Погрузчик всегда должен быть чистым, в кабине не должно быть посторонних предметов, инструмент и необходимые детали должны находиться в специально отведенных местах.

    1.13. В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы территория, на которой производится работа, была очищена ото льда и снега.

    1.14. С наступлением темноты при отсутствии достаточного искусственного освещения проездов зоны складирования, приемки грузов и т. д. водитель должен прекратить работу и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке. В случае замеченной порчи лампы светильника сообщить дежурному электромонтеру.

    1.15. Переезд погрузчиком рельсовых путей допускается при наличии настила на уровне головки рельса.

    1.16. Водители должны следить за периодичностью технического обслуживания погрузчика и в случае необходимости сообщить об этом работнику, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

    1.17. В течение рабочей смены следует соблюдать правильный режим питания, труда и отдыха. Отдыхать и курить следует только в специально отведенных местах.

    1.18. При получении травмы следует немедленно прекратить работу, известить об этом администрацию предприятия и обратиться за медицинской помощью.

    1.19. Погрузчики должны содержаться и эксплуатироваться в соответствии с паспортом, инструкцией завода-изготовителя и Инструкцией по эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин.

    1.20.При проезде по территории предприятия необходимо пользоваться только установленными проездами. Скорость движения по территории не должна превышать 10 км/ч, а в закрытых помещениях - 5 км/ч.

    2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

    2.1. Перед началом работы водители автопогрузчиков должны: проверить исправность средств индивидуальной защиты, если по условиям работы требуется их применение;

    осмотреть дороги, проезды, по которым предстоит перевозить груз, если некоторые участки пути скользкие (облиты водой, машинным маслом и т. д.), необходимо принять меры к устранению загрязнений. В зимнее время дороги должны быть очищены от снега, а при гололеде - посыпаны песком или шлаком.

    2.2. Проверить исправность грузоподъемника; убедиться в отсутствии повреждений цепей и исправности крепления их к раме и каретке грузоподъемника, проверить внешним осмотром сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров рычагов, а также действие всех механизмов автопогрузчика

    2.3. Проверить состояние шин и давления в них.

    2.4. Осмотреть двигатель; проверить, не подтекает ли горючее из бака, насоса и кранов, проверить наличие и уровень тормозной жидкости в главном цилиндре, а также не повреждены ли гибкие шланги.

    2.5. Проверить действие ножного и ручного тормозов, в случае необходимости произвести их регулировку.

    2.6. Проверить величину люфта и исправность работы усилителя рулевого управления, соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев усилителя.

    2.7. Убедиться в исправном действии звукового сигнала, стоп-сигнала и фонарей поворотов, переключателей света фар, заднего фонаря.

    2.8. Проверить работу механизмов подъема и наклона рамы грузоподъемника.

    3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

    3.1. Перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ и транспортировкой груза необходимо установить ширину вил погрузчика в соответствии с габаритами данного груза. Относительно вертикальной рамы вилы должны быть расположены симметрично, а нижние концы их находиться в одной плоскости.

    3.2. Не допускается поднимать и транспортировать груз, превышающий грузоподъемность погрузчика. Нарушение этих условий может привести к потере управления и продольной неустойчивости.

    3.3. Запрещается превышать скорость движения погрузчика на поворотах, при выезде из-за углов зданий, переезде через железнодорожные пути, перекрестки и в узких местах. Скорость в этом случае должна быть не более 3 км/ч.

    3.4. Не допускается в зоне работы погрузчика одновременно производить погрузочно-разгрузочные работы, ручную переноску и перевозку грузов. При нахождении в зоне работы погрузчика людей водитель должен прекратить выполнение работ и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.

    3.5. Подъем груза следует производить плавно, без рывков, медленным передвижением рычага золотникового распределителя.

    3.6. Наклон рамы грузоподъемника вперед с поднятым грузом следует производить осторожно и только при наличии опор под вилами. Не допускается поднимать каретку и наклонять раму до крайних положений, так как это может создать резкое увеличение давления в гидравлической системе. При срабатывании редукционного клапана рукоятку золотникового распределителя следует немедленно поставить в нейтральное положение.

    3.7. Подъем (опускание) груза необходимо производить во время остановки погрузчика. При движении как с грузом, так и без груза раму погрузчика следует устанавливать в транспортное положение, при котором вилы должны быть подняты на 200 - 300 мм от земли, а рама полностью отклонена назад.

    3.8. Перемещение грузов больших размеров, заслоняющих дорогу, водитель погрузчика должен производить только при наличии сопровождающего погрузчик работника, который указывает дорогу и подает сигналы.

    3.9. Водитель погрузчика должен соблюдать особую осторожность при наклоне рамы грузоподъемника с поднятым грузом, не допускать резкого перемещения рычага управления цилиндра наклона и резкого торможения. Резкое торможение при наклоне рамы грузоподъемника может привести к опрокидыванию погрузчика или выпадению груза.

    3.10. Опускание груза осуществляется рычагом подъема и спуска, установленным в положении спуска.

    Рычаг золотникового распределителя необходимо удерживать рукой в течение всего времени спуска или подъема, в противном случае рычаг может не удержаться и автоматически установиться в нейтральное положение, при котором произойдет отключение электродвигателя насоса.

    3.11. Водитель погрузчика обязан подавать звуковой сигнал в местах скопления людей, в проходах, при проезде мимо дверей и через ворота, при поворотах, трогании с места и задним ходом.

    3.12. При движении погрузчика по узким проходам следует соблюдать особую осторожность, чтобы не задевать штабели грузов.

    3.13. В случае потери погрузчиком устойчивого положения (отрыв от грунта задних колес) необходимо опустить груз вниз.

    3.14. Наклон грузоподъемника с поднятым грузом вперед допускается только после подъезда погрузчика вплотную к штабелю.

    3.15. При движении погрузчика не допускаются резкое торможение, крутые повороты с грузом.

    3.16. Водитель погрузчика должен производить транспортировку груза только тогда, когда он поставлен вплотную к вертикальной раме грузоподъемника и равномерно расположен относительно правой и левой вил.

    3.17. Подъезжать к месту погрузки (разгрузки) водитель должен только на низшей передаче. Не допускается резкое торможение погрузчика при гололеде, мокрой и скользкой дороге, так как это может привести к аварии и опрокидыванию погрузчика.

    3.18. При переработке тарно-штучных грузов водитель погрузчика должен соблюдать выполнение следующих требований:

    переработке должны подлежать тарно-штучные грузы, уложенные на поддоны или бруски, дающие возможность свободно подводить вилы под груз;

    переработка мелкого штучного груза должна осуществляться в специальной таре, предохраняющей его от падения во время транспортировки;

    при выполнении погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами должны применяться захваты, обусловленные как видом перемещаемого груза, так и особенностями самого процесса;

    переработка крупногабаритных грузов массой, не превышающей грузоподъемность погрузчиков, должна осуществляться вилочными погрузчиками с применением специальных удлинителей, надеваемых на стандартные вилы погрузчика;

    для освобождения вил от штучного груза путем сталкивания его при укладке в штабель без поддона или подкладок необходимо применять сталкиватель;

    при переработке грузов круглой формы (рулонов бумаги, бочек, барабанов и т. п.) в качестве грузозахватного приспособления следует применять универсальный захват кантователь;

    переработка грузов со сквозным отверстием (рулонов, бухт проволоки, барабанов, шин) должна осуществляться погрузчиками со штыревыми захватами;

    для переработки грузов в мешках, стандартных бочках, рулонов, уложенных горизонтально, а также других легких грузов, имеющих отверстия для ввода штырей, следует применять погрузчики с многоштыревыми захватами;

    при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ со штучными грузами в стесненных условиях (складах, крытых железнодорожных вагонах, контейнерах), где затруднено маневрирование, следует применять каретки с поперечным перемещением вил влево или вправо относительно продольной оси погрузчика.

    3.19. Для переработки длинномерных грузов и сложной конфигурации, которые возможно укладывать на поддон, следует использовать погрузчики с (безблочной) крановой стрелой.

    3.20. При работе с безблочной стрелой груз следует сначала поднять, а затем перемещать.

    3.21. Подъем и перемещение грузов погрузчиком с безблочной стрелой в опасных для работы местах необходимо производить только в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ.

    3.22. При проведении погрузочно-разгрузочных работ необходимо следить за положением стрелы, не поднимать и не опускать груз массой более предусмотренной для данного наклона стрелы погрузчика (предельная грузоподъемность погрузчика в зависимости от наклона стрелы должна быть обозначена на специальном указателе у подножия стрелы).

    3.23. Не выдвигать стрелу для увеличения ее вылета. Помните, что вы являетесь ответственным за наличие пломбы на вилке, закрепляющей длину стрелы!

    3.24. Во время работы погрузчика не допускать нахождения людей под стрелой.

    3.25. При наличии груза на крюке погрузчика не допускается переключать механизм подъема из положения «Подъем крюка» в положение «Подъем стрелы» и обратно.

    3.26. Перед включением механизма движения погрузчика установить стрелу по центральной оси самого погрузчика и закрепить ее в этом положении.

    3.27. Не пользоваться открытым огнем (спичками или факелом) и не курить при проверке уровня горючего в баке.

    3.28. Не оставлять автопогрузчик вблизи легко воспламеняющихся материалов, во избежание загорания от выхлопной трубы автопогрузчика.

    3.29. Не оставлять без присмотра машину с работающим двигателем, не покидать пост управления при поднятом грузе.

    4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

    4.1. При возникновении неисправностей автопогрузчика (отказ тормоза, рулевого управления и т. п. посторонние шум или стук в работе автопогрузчика) необходимо прекратить работу и поставить в известность работника, ответственного за безопасное производство работ, или механика.

    4.2. При возникновении на автопогрузчике пожара водитель должен немедленно приступить к тушению пожара имеющимися на автопогрузчике средствами. Одновременно вызвать пожарную охрану и сообщить о пожаре администрации предприятия.

    4.3. При несчастном случае немедленно прекратить работу, обратиться в медицинский пункт и одновременно сообщить администрации предприятия.

    5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

    5.1. В конце смены водитель автопогрузчика должен:

    очистить погрузчик от грязи и при необходимости вымыть его, протереть пыль с платформы и аккумуляторных батарей;

    провести внешний осмотр погрузчика с целью выявления возможных деформаций, трещин, забоин, вмятин;

    проверить, не подтекает ли масло из гидросистемы, картера, механизма передвижения, гидравлического тормозного устройства;

    при необходимости поставить погрузчик для подзарядки аккумуляторных батарей;

    в зимнее время слить воду из системы охлаждения автопогрузчика.

    5.2. Обо всех замеченных неисправностях необходимо сделать соответствующую запись в журнале о техническом состоянии машины, сообщить работнику, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и принять меры по устранению неисправностей.

    5.3. После окончания всех работ водитель погрузчика должен вымыть теплой водой руки и по возможности принять душ.

    × Помните!
    Вся полученная прибыль с сайта идет на развитие проекта, оплату услуг хостинг-провайдера, еженедельные обновления базы данных СНИПов, улучшение предоставлямых сервисов и услуг портала.
    Скачайте «ТИ Р М-009-2000. Типовая инструкция по охране труда для водителей автопогрузчиков» и внесите свой малый вклад в развитие сайта!

    © СНИПОВ.нет 2016. Все права защищены.
    Перепечатка материалов сайта только с разрешения правообладателей.

    Типовая инструкция по охране труда для водителей автопогрузчиков

    Типовая инструкция по охране труда ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
    ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОПОГРУЗЧИКОВ

    ТИ Р М 009-2000
    УТВЕРЖДЕНА Заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации В.А. Январевым 17 марта 2000 г.

    1. Общие требования безопасности

    1.1. К самостоятельному управлению автопогрузчиками допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие теоретическое и практическое обучение. сдавшие экзамен и имеющие удостоверение на право управления погрузчиком.
    1.2. Перед допуском к работе водители автопогрузчиков должны пройти медицинское освидетельствование, вводный инструктаж по безопасности труда, первичный инструктаж на рабочем месте, овладеть практическими навыками безопасного выполнения работ при управлении погрузчиками при подъеме, перевозке и укладке грузов.
    Результаты проверки знаний и навыков, полученных при инструктаже, должны оформляться записью в журналах регистрации вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте.
    1.3. Выполнение других работ водителем погрузчика допускается при условии наличия допуска (удостоверения), дающего право проведения конкретных видов работ.
    1.4. При временном или постоянном переводе на другую работу водители обязаны пройти дополнительный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте, ознакомиться с условиями труда и правилами внутреннего распорядка, с конструкцией нового оборудования, приспособлений и методами безопасной работы на них.
    1.5. При противопоказаниях выполнения прежней работы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, водитель погрузчика переводится на другую работу.
    1.6. В процессе работы на водителя возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
    движущиеся машины и механизмы;

    • перемещаемые и складируемые грузы;
    • повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;
    • пониженная температура воздуха рабочей зоны;
    • недостаточная освещенность рабочей зоны;
    • острые кромки, заусенцы на поверхностях оборудования, инструмента.

    1.7. Водители автопогрузчиков, в зависимости от условий работы, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты:

    • комбинезоном хлопчатобумажным;
    • сапогами резиновыми;
    • рукавицами комбинированными.

    На наружных работах зимой дополнительно:

    • курткой и брюками хлопчатобумажными на утепляющей прокладке.

    1.8. Водители погрузчиков обязаны выполнять только ту работу, которая поручена администрацией и входит в их обязанности.
    1.9. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ, транспортировке грузов необходимо придерживаться принятой технологии переработки груза. Не допускается применять способы, ускоряющие выполнение технологических операций, но ведущие к нарушению требований безопасности.
    1.10. В случае возникновения в процессе работ каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, водитель погрузчика обязан немедленно обратиться к лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.
    1.11. Не допускается эксплуатировать неисправные погрузчики. За работу на неисправном погрузчике ответственность несут водитель и лицо, ответственное за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
    1.12. Погрузчик всегда должен быть чистым, в кабине не должно быть посторонних предметов, инструмент и необходимые детали должны находиться в специально отведенных местах.
    1.13. В зимнее время необходимо следить за тем, чтобы территория, на которой производится работа, была очищена ото льда и снега.
    1.14. С наступлением темноты, при отсутствии достаточного искусственного освещения проездов зоны складирования, приемке грузов и т.д. водитель должен прекратить работу и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке. В случае замеченной порчи лампы светильника сообщить дежурному электромонтеру.
    1.15. Переезд погрузчиком рельсовых путей допускается при наличии настила на уровне головки рельса.
    1.16. Водители должны следить за периодичностью технического обслуживания погрузчика и, в случае необходимости, сообщить об этом лицу, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.
    1.17. В течение рабочей смены следует соблюдать правильный режим питания, труда и отдыха. Отдыхать и курить следует только в специально отведенных местах.
    1.18. При получении травмы следует немедленно прекратить работу, известить об этом администрацию предприятия и обратиться за медицинской помощью.
    1.19. Погрузчики должны содержаться и эксплуатироваться в соответствии с паспортом, инструкцией завода-изготовителя и Инструкцией по эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин.
    1.20. При проезде по территории предприятия необходимо пользоваться только установленными проездами. Скорость движения по территории не должна превышать 10 км/ч, а в закрытых помещениях - 5 км/ч.

    2. Требования безопасности перед началом работы

    2.1. Перед началом работы водители автопогрузчиков должны:
    проверить исправность средств индивидуальной защиты, если по условиям работы требуется их применение;
    осмотреть дороги, проезды, по которым предстоит перевозить груз, если некоторые участки пути скользкие (облиты водой, машинным маслом и т.д.), необходимо принять меры к устранению загрязнений. В зимнее время дороги должны быть очищены от снега, а при гололеде - посыпаны песком или шлаком.
    2.2. Проверить исправность грузоподъемника; убедиться в отсутствии повреждений цепей и исправности крепления их к раме и каретке грузоподъемника, проверить внешним осмотром сварные швы верхних кронштейнов, цепи, надежность крепления пальцев, шарниров рычагов, а также действие всех механизмов автопогрузчика.
    2.3. Проверить состояние шин и давления в них.
    2.4. Осмотреть двигатель; проверить, не подтекает ли горючее из бака, насоса и кранов, проверить наличие и уровень тормозной жидкости в главном цилиндре, а также не повреждены ли гибкие шланги.
    2.5. Проверить действие ножного и ручного тормозов, в случае необходимости произвести их регулировку.
    2.6. Проверить величину люфта и исправность работы усилителя рулевого управления, соединения рулевых рычагов и тяг, а также шаровых пальцев усилителя.
    2.7. Убедиться в исправном действии звукового сигнала, стоп-сигнала и фонарей поворотов, переключателей света фар, заднего фонаря.
    2.8. Проверить работу механизмов подъема и наклона рамы грузоподъемника.

    3. Требования безопасности во время работы

    3.1. Перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ и транспортировкой груза необходимо установить ширину вил погрузчика в соответствии с габаритами данного груза. Относительно вертикальной рамы вилы должны быть расположены симметрично, а нижние концы их находиться в одной плоскости.
    3.2. Не допускается поднимать и транспортировать груз, превышающий грузоподъемность погрузчика. Нарушение этих условий может привести к потере управления и продольной неустойчивости.
    3.3. Запрещается превышать скорость движения погрузчика на поворотах, при выезде из-за углов зданий, переезде через железнодорожные пути, перекрестки и в узких местах. Скорость в этом случае должна быть не более 3 км/ч.
    3.4. Не допускается в зоне работы погрузчика одновременно производить погрузочно-разгрузочные работы, ручную переноску и перевозку грузов. При нахождении в зоне работы погрузчика людей водитель должен прекратить выполнение работ и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ на данном участке.
    3.5. Подъем груза следует производить плавно, без рывков, медленным передвижением рычага золотникового распределителя.
    3.6. Наклон рамы грузоподъемника вперед с поднятым грузом следует производить осторожно и только при наличии опор под вилами. Не допускается поднимать каретку и наклонять раму до крайних положений, так как это может создать резкое увеличение давления в гидравлической системе. При срабатывании редукционного клапана рукоятку золотникового распределителя следует немедленно поставить в нейтральное положение.
    3.7. Подъем (опускание) груза необходимо производить во время остановки погрузчика. При движении как с грузом, так и без груза раму погрузчика следует устанавливать в транспортное положение, при котором вилы должны быть подняты на 200-300 мм от земли, а рама полностью отклонена назад.
    3.8. Перемещение грузов больших размеров, заслоняющих дорогу, водитель погрузчика должен производить только при наличии сопровождающего погрузчик лица, которое указывает дорогу и подает сигналы.
    3.9. Водитель погрузчика должен соблюдать особую осторожность при наклоне рамы грузоподъемника с поднятым грузом, не допускать резкого перемещения рычага управления цилиндра наклона и резкого торможения. Резкое торможение при наклоне рамы грузоподъемника может привести к опрокидыванию погрузчика или выпадению груза.
    3.10. Опускание груза осуществляется рычагом подъема и спуска, установленным в положении спуска.
    Рычаг золотникового распределителя необходимо удерживать рукой в течение всего времени спуска или подъема, в противном случае рычаг может не удержаться и автоматически установиться в нейтральное положение, при котором произойдет отключение электродвигателя насоса.
    3.11. Водитель погрузчика обязан подавать звуковой сигнал в местах скопления людей, в проходах, при проезде мимо дверей и через ворота, при поворотах, трогании с места и задним ходом.
    3.12. При движении погрузчика по узким проходам следует соблюдать особую осторожность, чтобы не задевать штабели грузов.
    3.13. В случае потери погрузчиком устойчивого положения (отрыв от грунта задних колес) необходимо опустить груз вниз.
    3.14. Наклон грузоподъемника с поднятым грузом вперед допускается только после подъезда погрузчика вплотную к штабелю.
    3.15. При движении погрузчика не допускается резкое торможение, крутые повороты с грузом.
    3.16. Водитель погрузчика должен производить транспортировку груза только тогда, когда он поставлен вплотную к вертикальной раме грузоподъемника и равномерно расположен относительно правой и левой вил.
    3.17. Подъезжать к месту погрузки (разгрузки) водитель должен только на низшей передаче. Не допускается резкое торможение погрузчика при гололеде, мокрой и скользкой дороге, так как это может привести к аварии и опрокидыванию погрузчика.
    3.18. При переработке тарно-штучных грузов водитель погрузчика должен соблюдать выполнение следующих требований:

    • переработке должны подлежать тарно-штучные грузы, уложенные на поддоны или бруски, дающие возможность свободно подводить вилы под груз;
    • переработка мелкого штучного груза должна осуществляться в специальной таре, предохраняющей его от падения во время транспортировки;
    • при выполнении погрузочно-разгрузочных работ с тарно-штучными грузами должны применяться захваты, обусловленные как видом перемещаемого груза, так и особенностями самого процесса;
    • переработка крупногабаритных грузов массой, не превышающей грузоподъемность погрузчиков, должна осуществляться вилочными погрузчиками с применением специальных удлинителей, надеваемых на стандартные вилы погрузчика;
    • для освобождения вил от штучного груза путем сталкивания его при укладке в штабель без поддона или подкладок, необходимо применять сталкиватель;
    • при переработке грузов круглой формы (рулонов бумаги, бочек, барабанов и т.п.) в качестве грузозахватного приспособления следует применять универсальный захват-кантователь;
    • переработка грузов со сквозным отверстием (рулонов, бухт проволоки, барабанов, шин) должна осуществляться погрузчиками со штыревыми и захватами;
    • для переработки грузов в мешках, стандартных бочках, рулонов, уложенных горизонтально, а также других легких грузов, имеющих отверстия для ввода штырей, следует применять погрузчики с многоштыревыми захватами;
    • при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортных работ со штучными грузами в стесненных условиях (складах, крытых железнодорожных вагонах, контейнерах), где затруднено маневрирование, следует применять каретки с поперечным перемещением вил влево или вправо относительно продольной оси погрузчика.

    3.19. Для переработки длинномерных грузов и грузов сложной конфигурации, которые возможно укладывать на поддон, следует использовать погрузчики с (безблочной) крановой стрелой.
    3.20. При работе с безблочной стрелой груз следует сначала поднять, а затем перемещать.
    3.21. Подъем и перемещение грузов погрузчиком с безблочной стрелой в опасных для работы местах необходимо производить только в присутствии лица, ответственного за безопасное производство работ.
    3.22. При проведении погрузочно-разгрузочных работ необходимо следить за положением стрелы, не поднимать и не опускать груз массой более предусмотренной для данного наклона стрелы погрузчика (предельная грузоподъемность погрузчика в зависимости от наклона стрелы должна быть обозначена на специальном указателе у подножия стрелы).
    3.23. Не выдвигать стрелу для увеличения ее вылета. Помните, что вы являетесь ответственным за наличие пломбы на вилке, закрепляющей длину стрелы!
    3.24. Во время работы погрузчика не допускать нахождения людей под стрелой.
    3.25. При наличии груза на крюке погрузчика не допускается переключать механизм подъема из положения "Подъем крюка" в положение "Подъем стрелы" и обратно.
    3.26. Перед включением механизма движения погрузчика установить стрелу по центральной оси самого погрузчика и закрепить ее в этом положении.
    3.27. Не пользоваться открытым огнем (спичками или факелом) и не курить при проверке уровня горючего в баке.
    3.28. Не оставлять автопогрузчик вблизи легко воспламеняющихся материалов во избежание загорания от выхлопной трубы автопогрузчика.
    3.29. Не оставлять без присмотра машину с работающим двигателем, не покидать пост управления при поднятом грузе.

    4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

    4.1. При возникновении неисправностей автопогрузчика (отказ тормоза, рулевого управления и т.п. посторонние шум или стук в работе автопогрузчика) необходимо прекратить работу и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ, или механика.
    4.2. При возникновении на автопогрузчике пожара водитель должен немедленно приступить к тушению пожара имеющимися на автопогрузчике средствами. Одновременно вызвать пожарную охрану и сообщить администрации предприятия.
    4.3. При несчастном случае немедленно прекратить работу, обратиться в медицинский пункт и одновременно сообщить администрации предприятия.

    5. Требования безопасности по окончании работы

    5.1. В конце смены водитель автопогрузчика должен:

    • очистить погрузчик от грязи и при необходимости вымыть его, протереть пыль с платформы и аккумуляторных батарей;
    • провести внешний осмотр погрузчика с целью выявления возможных деформаций, трещин, забоин, вмятин;
    • проверить, не подтекает ли масло из гидросистемы, картера, механизма передвижения, гидравлического тормозного устройства;
    • при необходимости поставить погрузчик для подзарядки аккумуляторных батарей;
    • в зимнее время слить воду из системы охлаждения автопогрузчика.

    5.2. О всех замеченных неисправностях необходимо сделать соответствующую запись в журнале о техническом состоянии машины, сообщить лицу, ответственному за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и принять меры по устранению неисправностей.
    5.3. После окончания всех работ водитель погрузчика должен вымыть теплой водой руки и по возможности принять душ.