Руководства, Инструкции, Бланки

реставрационный отчет пример образец img-1

реставрационный отчет пример образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1902 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец научно реставрационный отчет - База документов

6 состав научно-проектной

Срп 2007.1 свод реставрационных правил. Часть 1. Рекомендации о составе, порядке разработки. Срп 2007 свод реставрационных правил. Рекомендации по проведению научно-исследовательских. Бизнес-справка по юридическому лицу. Предлагаем вам воспользоваться нашей информационной. Раздел научно-реставрационный отчет включает данные. Научно-реставрационный отчет.

Сцнпр 91 сборник цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры. Срп 2007.7 свод реставрационных правил. Часть 7. Методические рекомендации определения. Министерство культуры ссср приказ от года n 290 об утверждении инструкции по учету. Русский город городской центр москва успенский собор московского кремля успенский собор.

Срп 2007.1 свод реставрационных правил. Часть 1. Рекомендации о составе, порядке разработки. Бизнес-справка по юридическому лицу. Предлагаем вам воспользоваться нашей информационной. Министерство культуры ссср приказ от года n 290 об утверждении инструкции по учету.

Другие статьи

Глава 5 составление научно-реставрационного отчета пояснительной записки научного обоснования рекомендаций и пр

Глава 5. Составление научно-реставрационного отчета, пояснительной записки,

научного обоснования, рекомендаций и пр.

9. Ценами настоящей главы предусмотрена стоимость составления научно-реставрационного отчета по памятникам садово-паркового искусства, включающего в себя следующие работы:

- описание результатов предварительных работ и анализа данных, полученных в процессе реставрации (исторические материалы, акты, финансовые и другие документы);

- результаты натурных исследований для разработки проекта реставрации, возможного изменения его в процессе производства работ, приживаемости растений и дальнейшей эксплуатации отреставрированной территории;

- графическое оформление опорного или совмещенного плана сада (парка, территории), выполненного на основании анализа натурных данных и проекта реставрации, дополнительные чертежи корректировки проекта в процессе производства работ;

- фотофиксация, проведенная в разные годы в процессе реставрации сада (парка, территории), составление фотоальбомов.

Измеритель печатный лист текста

Наименование и характеристика работы

Составление научно-реставрационного отчета, пояснительной записки, заключения к проекту реставрации, описания архитектурного облика объекта и пр.

а) I категория сложности - объекты II-ой половины ХIХ-ХХ веков с утратой до 50% первоначального облика;

b) II категория сложности - объекты I-ой половины XIX века с утратой до 50% первоначального облика; объекты II-ой половины XIX-XX веков с утратой более 50% первоначального облика;

с) III категория сложности - объекты I-ой половины XIX века с утратой более 50% первоначального облика; объекты XVII-XVIII веков независимо от процента утрат первоначального облика

Составление научно-методических указаний, технологических карт, рабочих инструкций по производству работ, разработка научных рекомендаций по организации и ведению паркового хозяйства

1. Графическое оформление к отчету расценивать по ценам таблиц 4-8, 4-9, 4-10 данного раздела.

2. Фотофиксация расценивается по разделу 8 СЦНПР-91.

3. Составление фотоальбомов расценивать по ценам таблицы 1-22, п.5 Раздела 1 СЦНПР-91.

Раздел 5. Проектирование зон охраны памятников истории и культуры,

комплексов памятников, архитектурных ансамблей и исторических городов

1. Настоящий раздел предусматривает цены на научные изыскательские и проектные работы зоны охраны памятников архитектуры, комплексов, памятников, ансамблей и исторических городов. Раздел предназначен к применению всеми организациями, занятыми разработкой документации данного вида.

2. При пользовании настоящим разделом следует руководствоваться "Общей частью" Сборника цен на специальные научно-проектные работы по памятникам истории и культуры.

3. Все работы по научным исследованиям и проектированию зон охраны памятников архитектуры, комплексов памятников, ансамблей и исторических городов производится на основании Задания на проектирование, выданного Заказчиком и согласованного с органами охраны памятников, с указанием площади территории зоны памятника (ансамбля, города), категории сложности научно-изыскательских и проектных работ, характеристики видов работ, подлежащих выполнению и др.

4. В тех случаях, когда составление задания на проектирование производится научно-реставрационными организациями, работы эти оплачиваются Заказчиком отдельно по таблице 5-1 настоящего раздела с коэффициентом 0,3.

5. Ценами раздела не учтены и оплачиваются дополнительно следующие виды работ:

a) составление исторических записок, пояснительных записок и научных отчетов;

b) обмерные работы по памятникам истории и культуры;

c) графические зарисовки, построение перспектив и аксонометрий;

Стоимость этих работ следует определять в соответствии с п.8 Общей части СЦНПР-91.

6. Ценами настоящего раздела предусмотрено выполнение чертежей историко-архитектурного опорного плана и проекта зон охраны в следующих масштабах:

- для единичных памятников, комплексов памятников и архитектурных ансамблей в М 1:1000;

- для исторических городов в пределах исторической зоны в М 1:2000.

7. Стоимость историко-архивных и библиографических изысканий при проектировании зон охраны единичных памятников, комплексов памятников, архитектурных ансамблей и исторических городов, включающих до 20 памятников, следует определять по ценам раздела 1, глава 2А, таблица 1-4 с применением всех полагающихся коэффициентов:

- для исторических городов, включающих в себя более 20 памятников, стоимость историко-архивных и библиографических изысканий определяется как сумма стоимости работ, определенной по разделу 1, глава 2А, таблица 1-4 для 20 памятников и дополнительно за каждый памятник сверх 20 с коэффициентом 0,1 с применением всех полагающихся коэффициентов.

Количество памятников исторического города следует принимать по количеству памятников, стоящих на государственной охране.

8. Ценами раздела не учтена разработка историко-архитектурных подоснов и рекомендаций для реконструкции (регенерации) участков и исторической застройки, выполненных в М 1:500 для обеспечения стадии градостроительного проектирования "Проект застройки".

9. В случае разработки проектов зон охраны для крупных городов, включающих в себя много исторических мест или проектов зон охраны для территорий, включающих в себя большие участки ландшафта с лесными массивами, для которых необходимы сводные историко-архитектурный опорный план и сводный проект зон, выполняемых в масштабе 1:5000 или 1:10000, эту работу следует расценивать дополнительно по таблице 5-2, 5-3 с коэффициентом 0,2 или 0,1 соответственно в зависимости от масштаба.

10. Характеристики категорий сложности:

- Участок со спокойным рельефом территории, с

10. Процентное соотношение отдельных видов и этапов предварительных работ к табл.5-1:

а) ознакомление с заданием Заказчика, с предъявленной им документацией - 10%

b) ознакомление с проектной документацией по данному объекту в организациях градостроительного профиля - 10%

c) предварительное натурное ознакомление с объектом, определение территории для исследования, сверка геоподосновы с натурой и нанесение текущих изменений - 45%

d) предварительное изучение литературы и графических источников - 20%

e) определение основных положений по разработке зон охраны и состава научно-исследовательской и проектной документации - 15%.

11. Ценами таблицы 5-1 не учтены следующие виды работ:

- составление программы научно-исследовательских и проектных работ;

Эти работы оплачиваются по ценам таблицы 2 раздела 1 Прейскуранта.

. дисциплины направление подготовки: 030401. 65 «История». специализация «Археология и этнография Сибири», квалификация.

4560568 Работы. выполненные по объектам, не полностью обеспеченным проектно - сметной документацией 4560569 Работыпо еще. и технологий на стадиях ее разработки и подготовки к производству 7310031 Результаты научно - исследовательских работпо созданию.

по сохранению историко-культурного наследия. Значительное прошлое Ростова обусловило его насыщенность памятникамиистории и культуры. Работал инженером-конструктором, старшим инженером, затем возглавлял различные научно -исследовательские и проектно -.

охранной зоне памятниковистории и культуры. проектная документация согласуется с уполномоченными органами. 2.10.2.4. Задание на окраску. норма загрузки компонентов определены инструкцией по гидропосеву и должны строго соблюдаться, Основным принципом работы.

Отчет об оценке, пример и образец выполненных отчетов, скачать отчет об оценке?

Отчет об оценке, пример и образец выполненных отчетов, скачать отчет об оценке?

Отчет об оценке - это документ, составленный в соответствии с действующим российским законодательством, содержащий результаты проведенной оценки рыночной либо иной стоимости объекта.

Отчет об оценке имущества представляет собой оценочный акт, который как правило включает следующие основные сведения:

  1. общая информация об объекте оценки;
  2. описание оцениваемого объекта;
  3. обзор рынка, к которому отнесен объект оценки. Если данный объект представляет собой, например, торговое помещение, то в этом случае будет рассматриваться рынок коммерческой недвижимости города или региона, в котором расположен объект;
  4. основания для оценки (основные методологические положения);
  5. возможность передачи предмета оценки в качестве залога (если целью оценки является кредитование под залог);
  6. информация о применении методов сравнительного, доходного и затратного подходов к оценке объекта;
  7. расчет окончательной стоимости объекта оценки;
  8. определение ликвидационной стоимости объекта (если оценка поизводится с целью кредитования под залог);
  9. декларация качества оценки;
  10. список всех источников информации;
  11. документы, регламентирующие действия оценщика;
  12. документы, предоставленные заказчиком.

Если вы желаете наглядно ознакомиться с работой сотрудников оценочной компании «Апхилл», посмотрите примеры составления отчетов об оценке. Данные отчеты могут содержать несколько страниц из оценочных заключений. Все отчеты об оценке имущества составлены в соответствии с требованиями и нормами российского законодательства, и с учетом правил и рекомендаций международных стандартов оценки.

Скачать отчет об оценке стоимости, и посмотреть примеры составления отчета об оценке имущества, Вы можете, пройдя по представленным ниже ссылкам.

Отчет об оценке стоимости составляется по итогам проведения оценки и является заключительным этапом данного процесса. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на дату оценки) и Федеральный стандарт оценки №3 «Требования к отчету об оценке» устанавливают четкие требования, предъявляемые к содержанию и оформлению отчета об оценке. Также оценщик при составлении отчета руководствуется стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков.

Принципы составления отчета об оценке
  • Принцип существенности заключается в том, что в отчете должна быть изложена вся существенная информация, по стоимости объекта оценки;
  • Принцип обоснованности означает необходимость подтверждения существенных с точки зрения стоимости объекта сведений, использованных или полученных в результате расчетов;
  • Принцип однозначности говорит о том, что содержание отчета об оценке должно быть понятным пользователям отчета, не должно допускать неоднозначного или неверного толкования;
  • Принцип проверяемости заключается в том, что состав и последовательность указанных в отчете сведений, а также описание процесса оценки должны дать возможность воспроизвести полный расчет стоимости и получить аналогичные цифры;
  • Принцип достаточности означает, что отчет об оценке не должен содержать избыточной информации, данных которые не использовались при проведении оценки, если их предоставление не является обязательным требованием федеральных стандартов оценки, а также стандартов и правил оценочной деятельности, установленных саморегулируемой организацией, членом которой является оценщик, готовящий отчет.
Требования к содержанию и оформлению отчета об оценке

В отчете должна быть описана последовательность определения стоимости объекта оценки, позволяющая пользователю данного отчета, на являющемуся специалистом в данной области, понять все стадии процесса проведения оценки и значимость действий оценщика по отношению к установлению стоимости объекта оценки.

Оценщик должен обосновать выбор примененяемых методов оценки в рамках затратного, сравнительного и доходного подходов.

Отчет об оценке должен содержать описание и объяснение расчетов, позволяющие осуществить проверку сделанных оценщиком выводов в рамках применения используемых методов оценки.

В тексте отчета об оценке должны присутствовать правильно оформленные ссылки на источники информации, используемой в отчете, позволяющие судить об авторах и времени ее создания, или должны быть приложены распечатки материалов.

В приложении к отчету об оценке должны содержаться копии документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки (правоустанавливающих и правоподтверждающих документов, заключений специальных экспертиз, документов технической инвентаризации, и другие имеющие информационную ценность документы по объекту оценки, если таковые имеются.

Отчет об оценке должен иметь постраничную нумерацию, быть прошитым и подписанным оценщиком, осуществившим оценку, а также скреплен личной печатью оценщика (в том случае, если он осуществляет оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой) или печатью и подписью руководителя фирмы, сотрудником которой является оценщик.

Если Вам понадобились действительно качественные услуги независимых экспертов в области оценки, позвоните нам по телефону: +7 (495) 22-777-92!

НАУЧНО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЁТЫ

НАУЧНО-РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОТЧЁТЫ

После завершения реставрационных работ, их приемки комиссией из представителей ГИОП и специалистов, реставраторы должны оформить и сдать в ГИОП научно-реставрационный отчет, который является обязательным итогом любой реставрации. Полный научный отчет необходим, прежде всего, для того, чтобы впоследствии было совершенно ясно, что в реставрированном памятнике является подлинным, а что и на основании каких данных внесено реставратором.

Основной документ отчета – «Журнал производства работ» с комплектом актов пооперационных осмотров и приемок, листков авторского надзора, актов на скрытые работы, исполнительских схем с фиксацией проведенных операций и их отклонения от проекта, паспортов (сертификатов) на примененные при реставрации материалы. Кроме того, в пояснительной записке даются оценка проведенной реставрации, новых технологий, материалов и приемов.
В процессе предварительных исследований и дальнейшей работы часто обнаруживаются новые исторические сведения о датировке, авторах, их технологии и технике. Отчет должен давать четкую картину для реставраторов будущего и отражать все то новое в арсенале реставрационных работ, что требует проверки временем или популяризации и широкого внедрения в практику реставрационного дела.

Структура отчета:
- титульный лист установленной формы;
- реферат объемом 0,5-1,0 стр. содержащий краткие сведения о проведенной работе, о времени и месте реставрации памятника, об объеме отчета, количестве томов, фотографий и схем, об основных видах работ;
- содержание (оглавление);
- список исполнителей научно-исследовательских и реставрационных работ;
- перечень сокращений, символов, специальных терминов с их определениями;
- введение;
- историческая справка о памятнике;
- описание состояния памятника по результатам натурного обследования до реставрации и дополнительных данных, полученных в процессе реставрации;
- дефектная ведомость;
- методика реставрации;
- описание выполненных в процессе реставрации работ, виды фиксации этих работ и их результаты;
- заключение, в котором содержатся выводы о проведенной реставрации, рекомендации;
- фотографии памятника до реставрации, в процессе и после реставрации.
- Приложение: техническое задание, протоколы реставрационных советов.

Реставрационные отчеты исполняются в количестве не менее 3-х экз. из которых один идет в архив КГИОП, второй – в архив реставрационной организации и еще один – заказчику – арендатору (собственнику) объекта.
Отсутствие реставрационных отчетов и резервирование средств на их исполнение в утвержденных для данного объекта ГИОП калькуляциях и перечнях реставрационных работ негативно отражается на завершающей и обобщающей стадии проделанной работы.
Срок сдачи итоговой отчетной документации – не позднее чем через 3 месяца после приема работ комиссией (ст. 45 п.6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ).

Новости компании: Все новости

03 Октября (2016)

Отчет консультанта, советника

Отчет консультанта, советника. Составление, написание. Шаблон, пример, образец

Работа консультанта или советника нередко оплачивается на почасовой основе. В договоре определяется почасовая ставка, объем работы и количество часов, которое предполагается потратить на эту работу. Очень важно грамотно составить отчет о выполненной работе, чтобы не было никаких вопросов у бухгалтерии, аудиторов, проверяющих (в том числе налоговых) органов.

Зачем нужен отчет консультанта

Стоимость человеко-часа нужно определять, исходя из рыночных условий. Если похожие работы конкуренты оказывают за определенную стоимость, то можно указать в договоре стоимость в пределах плюс минус 20% - 30%. Странно выглядит, если стоимость отличается от рыночной в разы. А отчет нужен для того, чтобы подтвердить количество человеко-часов в консультационном проекте.

На первый взгляд кажется, что в договоре на консалтинг определен объем работ, которые необходимо выполнить. Работы выполнены - вопросов быть не должно. Но консалтинговые услуги заказывают обычно довольно большие предприятия с многослойной системой принятия решений. Эти предприятия находятся под пристальным контролем налоговых органов и акционеров. Всегда может встать вопрос, не завышено ли количество человеко-часов для выполнения работ. Консультирование - такая тонкая материя, что к ней постоянно возникают вопросы по объемам и стоимости. Именно отчет предоставляет материал для доказательства обоснованности вписанных в договор человеко-часов.

Советы по составлению

В отчете должны отражаться все работы с такой степенью детализации, чтобы было понятно, что делал консультант или советник каждый оплаченный час. При этом описание выполненной работы должно позволять провести независимый анализ на предмет соответствия выполненной работы потраченному времени. Консультант должен быть готов к такому анализу. Конечно, весь объем всего проекта не подвергается такому анализу, но проверка может быть осуществлена выборочно. Беспокоиться, если независимая оценка будет отличаться на 20% - 50%, нет смысла. Разные люди разную работу делают за разное время. Но плохо выглядит, если оценка отличается в разы.

Проще всего отчитываться о мероприятиях, в которых советник участвовал совместно с представителями заказчика. Если совещание продолжалось 3 часа, пусть советник там сидел и молчал, нужно отражать все три часа, так как это время, бесспорно, было потрачено. В отчет следует включать также затраты времени на всякие административные дела, например, на прохождение собеседования со службой безопасности или инструктаж по корпоративной культуре. Все эти мероприятия проводятся по инициативе заказчика, на них тратится время консультанта, это время должно быть оплачено.

В отношении работ, которые проводятся консультантом самостоятельно, например, анализ материалов, подготовка предложений и презентаций, требуется очень детальное описание. Кроме того, я всегда включаю в отчет время на подготовку самого этого отчета. На это также уходит мое время, которое должно быть оплачено.

Я рекомендую готовить отчет консультанта сразу по ходу работы. Сходил на совещание, сделал запись. Подготовил презентацию, сделал запись. Написал аналитическую записку, сделал запись. Уже через пару часов бывает сложно вспомнить, чем ты занимался, особенно если работа довольно однообразна. А через три дня кажется, что ты вообще ничего не делал. Главная проблема написания отчетов в том, что они пишутся сильно позже выполнения работ. От этого они состоят из смеси с трудом воскрешенного в памяти (в некоторой части) и придуманного (в основе), так как вспомнить точно уже ничего нельзя. Если отчет готовить сразу, то он получается наполненным и убедительным.

Пример, шаблон, образец отчета

Приведу для примера отчет за один день

08:30 - 09:30 Подготовка к оперативному совещанию. Анализ запланированных на неделю задач сотрудников.

09:30 - 10:00 Оперативное совещание.

10:00 - 11:00 Подготовка протокола оперативки, направление его всем участникам.

11:00 - 13:00 Подготовка аналитической записки по изменениям законодательства в части регулирования деятельности компании. (Проработаны Федеральный Закон N ______ от _________, Постановление правительства N ______ от _________, Разъяснения регулирующего органа исх N ______ от _________)

14:00 - 14:30 Подготовка к собеседованию кандидата на вакансию. Изучение резюме. Разработка плана собеседования, вопросов, тестовых задач для определения квалификации.

14:30 - 15:30 Участие в собеседовании кандидата на вакансию.

15:30 - 18:00 Обработка результатов собеседования. Проверка тестовых задач. Переговоры с предоставленными соискателем контактами, уточнение предоставленных рекомендаций. Подготовка короткой справки для руководителя по итогам собеседования.

Картограмма реставрационных работ образец

  • Фильмы
  • Игры
  • Музыка
  • Софт
  • Книги
Результаты поиска - картограмма реставрационных работ образец

Реставрация * Крупнейший банк России финансировал реставрацию павильона «Вечерний зал». были проведены реставрационные работы, вернувшие Скрипучей беседке ее. Таймураз Казбекович Боллоев (Именная карта Мецената). по образцу стульев середины XVIII века из исторической коллекции музея. 7.Клиника эстетической стоматалогии: отзывы, примеры работ * Главная · Карта сайта · Контакты · ВэлаДент. Поиск. Эстетическая реставрация зубов в стоматологии. (Татьяна). Примеры работ на фото."Центросоюз". Все новости, помеченные "Центросоюз" на Мета. * полного обесточивания уже восстановили нормальный режим работы и. уточнил, что в настоящее время осуществляются реставрационные работы.Примеры работ - реставрация * Виды имплантатов (имплантов).Статьи по стоматологии и имплантации зубов. Реставрация зубов, возвращение им внешнего вида здоровых зубов.Искусство реставрации — сохранять магию времени * 31 авг 2013. К моменту начала реставрационных работ поверхность. работы, Анастасия составила подробную картограмму утрат. от французских образцов XVIII века, можно было располагаться с нескольких сторон.Карта сайта * Главная Карта сайта. Карта сайта. Главная · О нас · Об. mdash; Cтатьи о реставрации · Восстановление. Примеры работ · mdash; Реставрация.Реставрация керамики * Обращаем Ваше внимание, все работы по реставрации керамики выполняются по оригинальному образцу из тех же материалов и в той же технике что. В Эрмитаже завершилась реставрация Восточного крыла. * 5 сен 2013. Завершилась реставрация восточного крыла Главного штаба. Реставрация. предварявшаяся кропотливыми работами и. по музейным меркам - реставрации и образец современного музея. КАРТА САЙТА.Ремонтные и реставрационные работы - технические задания. * Ремонтные и реставрационные работы - технические задания. Техническое задание на выполнение ремонтных работ в помещениях №№ 17,18, 23, 24. Образцы документов, договоров, бланки и формы · Профбюро · Ремонтные работы · контакты карта сайта почтовый сервер управление поддержка. технологические и организационные аспекты реставрации. * Авторы отчета рекомендовали в рамках реставрационных работ на фасадах собора. Отчет содержит детальные картограммы разрушений, описание. Образцы известняка, отобранные на этом же уровне с южной стены в. Реставрация в России | ARTconservation * Картограмма реставрационных включений. С середины века наиболее значительные реставрационные работы стали поручать архитекторам. Некоторые примеры реставрации ванн выполненные нашими. * Работы выполненные нашими мастерами. На данной странице представлена только малая их часть, для того чтобы вы оценили качество работы. Династия | Примеры работ клиники * Главная Информация для пациентов Примеры работ клиники. Примеры работ клиники. 1. Реставрация композитными винирами. Реставрация техники | World of Tanks * В первый день внимание участников работ было обращено на танки КВ-2. для будущих поколений легендарные образцы боевой техники и отдать. ТЕХНОЛОГИЯ РЕМОНТНЫХ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ. * работы «Технологическая карта на выполнение отдельных видов ремонтно- восстановительных. трехмесячный срок после окончания реставрационных работ научно-. заполнять специальный бланк (Таблица 1). SaveStud.Разрешение на производство работ по сохранению объекта. * »Карта Москвы. разрешение на реставрацию, согласование реставрации зданий. Вопрос №2: Где найти форму (образец) заявки (заявления) на. задание на реставрацию * »Карта Москвы. Реставрационное задание (Плановое) на проведение работ по. Вопрос №2: Где найти форму (образец) заявки (заявления) на. научно-реставрационных работ на памятниках истории и. *. желающему заниматься археологическими и (или) научно - реставрационными работами (далее. Заявление (образец заполнения заявления).Фотогалерея: примеры работ по реставрации одежды | Ателье. * Фотогалерея ателье Талисман: примеры работ по реставрации одежды, вживлению.Примеры реставрации зубов * главная / примеры работ /. Примеры реставрации. пример реставрации мелких сколов резцового края зуба. до. после. прямая. Калужская. карта сайта.

Скорость: 8580 Kb/s

Глава 3

Глава 3. РЕСТАВРАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 3.1. Порядок разработки научно-практической документации и получение разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия
  1. В настоящее время проблема сохранения объектов культурного наследия достаточно актуальна. Термин «сохранение» в Федеральном законе от 25.06.2002 N 73-ФЗ трактуется широко, под ним понимаются ремонтно-реставрационные работы, направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор (п. 1 ст. 40). В состав комплекса мероприятий по сохранению и реставрации отдельных ансамблей и объектов архитектурно-градостроительного наследия, в частности, входит и ремонт, консервация, реставрация наиболее значимых памятников архитектуры и градостроительства с приведением характера их современного функционального использования в соответствие с историко-культурным значением.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 N 186 утверждена Федеральная целевая программа «Культура России (2012 — 2018 годы)». В перечень мероприятий, проводимых в рамках этой программы, включены и мероприятия по реставрации объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Нормативное регулирование осуществления ремонтно-реставрационных работ <18> объектов культурного наследия имеет определенные особенности (по сравнению с общими нормами градостроительного законодательства, регулирующего порядок реконструкции и ремонта объектов капитального строительства), обусловленные спецификой объектов, подлежащих ремонту и реставрации, о чем шла речь в главе 1 пособия. Согласно ст. 4 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, объекты культурного наследия подразделяются на категории историко-культурного значения :

<18> Данный термин будет употребляться в дальнейшем и подразумевать под собой проведение реставрации, ремонта и приспособления недвижимых памятников истории и культуры.

— объекты культурного наследия федерального значения, т.е. объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

— объекты культурного наследия регионального значения, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

— объекты культурного наследия местного (муниципального) значения, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Данное деление имеет практическое значение, в частности, и для осуществления ремонта и реставрации объектов культурного наследия, поскольку от категории указанных объектов зависит и порядок согласительно-разрешительных процедур, предшествующих осуществлению ремонтно-реставрационных работ, о чем пойдет речь далее.

Кроме того, вопросы разграничения полномочий в отношении объектов культурного наследия нередко становятся предметом рассмотрения в судах — например. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 по делу N А19-9512/2013 по требованию о признании незаконным предписания службы по охране объектов культурного наследия.

Именно в силу особой значимости вышеназванных объектов законодатель устанавливает особый порядок их ремонта и реставрации, который урегулирован не нормами ГрК РФ, а специальными нормативными актами, ввиду того что в ГрК РФ прямо указано, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (подп. 1 п. 4 ст. 36); при этом к градостроительным отношениям применяется законодательство об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (п. 3 ст. 4). Среди специальных нормативных актов, прежде всего, следует назвать указанный Федеральный закон, а именно положения главы VII, а также СРП-2007 (СРП-2007.1; СРП-2007.1.1; СРП-2007.2; СРП-2007.3; СРП-2007.4.1; СРП-2007.5; СРП-2007.6). Свод реставрационных правил. Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (4-я редакция), который рассмотрен и рекомендован к применению циркулярным письмом Минкультуры России от 11.01.2012 N 3-01-39/10-КЧ, Приказ Минкультуры РФ от 16.03.2009 N 113 «О мерах по совершенствованию организации и проведения работ по сохранению объектов культурного наследия», Приказ Минкультуры России от 13.05.2013 N 491 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения» и др.

Общие правила проведения работ по сохранению объекта культурного наследия определены в ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ.

Сама процедура осуществления ремонтно-реставрационных работ в отношении объектов культурного наследия достаточно сложна, в частности, и за счет обязательного проведения согласительно-разрешительных мероприятий, предшествующих непосредственным работам по сохранению объекта культурного наследия. Данная процедура включает в себя следующие этапы :

согласование соответствующим органом охраны объектов культурного наследия задания на проведение работ ;

разработка научно-проектной документации и проведение государственной историко-культурной экспертизы ;

получение разрешения на проведение указанных работ. выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия;

осуществление контроля за проведением ремонтно-реставрационных работ .

  1. Важное место в этом процессе занимает разработка научно-проектной документации, поскольку реставрация недвижимого памятника истории и культуры без научно-проектной документации не разрешается. Согласованная и утвержденная научно-проектная документация является обязательной для всех участников процесса реставрации. Научно-проектная документация разрабатывается в соответствии с заданием на разработку научно-проектной документации для реставрации недвижимого памятника истории и культуры. Задание составляется заказчиком, независимо от его принадлежности, юридического статуса, формы собственности и источников финансирования. Составление задания заказчик может поручить на договорных условиях научно-проектной реставрационной организации или частному лицу, имеющему необходимые лицензии. При этом задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника объекта культурного наследия либо пользователя объектом культурного наследия. Задание утверждается заказчиком после согласования его государственным органом охраны памятников истории и культуры.

Согласно Административному регламенту предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, утвержденному Приказом Минкультуры России от 28.06.2012 N 683, данная государственная услуга в отношении объектов федерального значения, входящих в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 N 759-р, предоставляется Минкультуры России. Аналогичный Административный регламент в отношении объектов, не входящих в вышеназванный Перечень, утвержден Приказом Минкультуры России от 30.07.2012 N 811. В соответствии с данным документом соответствующая государственная услуга предоставляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, перечень которых приведен в приложении к указанному Регламенту.

Результатом предоставления государственной услуги может являться:

— выдача или отказ в выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

— выдача или отказ в выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

— выдача или отказ в выдаче разрешения на возобновление приостановленных работ по сохранению объекта культурного наследия;

— предоставление дубликата задания или разрешения по сохранению объекта культурного наследия (далее — задания или разрешения);

— предоставление заверенной копии задания или разрешения.

Вышеуказанными Административными регламентами утвержден исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления соответствующей государственной услуги.

Кроме того, установлен и исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, к которым относятся:

1) непредставление перечисленных в регламенте документов или наличие в них неполных или недостоверных сведений;

2) приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для предоставления государственной услуги;

3) документы, подписанные лицом, не имеющим на то полномочий;

4) несоответствие представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации в области сохранения, государственной охраны и использования объектов культурного наследия, в том числе:

— в представленной документации предусматривается изменение особенностей объекта культурного наследия (предмета охраны), послуживших основаниями для его включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия и подлежащих обязательному сохранению;

— заявленные работы не соответствуют режимам содержания территории и (или) зон охраны объекта культурного наследия;

— запланированные работы не направлены на сохранение объекта культурного наследия;

5) ликвидация юридического лица — заявителя;

6) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о нарушениях законодательства Российской Федерации, связанных с государственной услугой.

Итак, для согласования задания заявитель представляет в Минкультуры России или соответствующий орган исполнительной власти субъекта необходимый пакет документов. При этом следует отметить, что оснований для отказа в приеме документов не имеется.

В случае отказа в предоставлении государственной услуги заявителю в течение 10 рабочих дней с даты поступления заявления в Минкультуры России (территориальный орган) направляется уведомление об отказе в приеме к рассмотрению заявления за подписью руководителя структурного подразделения, ответственного за предоставление государственной услуги, с указанием причин отказа и разъяснением положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок предоставления государственной услуги.

Поступившее заявление и документы подлежат регистрации и передаче на исполнение в течение 1 рабочего дня. Ответственный исполнитель в течение 10 рабочих дней после поступления документов для получения задания проверяет правильность оформления, заполнения, отсутствие подчисток, приписок, исправлений в тексте, соответствие указанных сведений; проводит проверку представленной документации требованиям по сохранению, государственной охране и использованию объекта культурного наследия; готовит проект задания, письмо о выдаче или об отказе в выдаче задания. При выявлении неточностей или противоречий в представленных документах (копиях документов) ответственный исполнитель готовит заявителю письмо о необходимости представления дополнительных документов или их копий с указанием конкретных оснований для приостановления государственной услуги.

Выдача задания или разрешения осуществляется ответственным исполнителем в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. В целом срок выдачи задания не может превышать 30 рабочих дней с даты регистрации документов (присвоения входящего номера) в Минкультуры России (п. 13 — 14, 19 — 20, 25, 39 — 41, 43, 52 Административного регламента, утвержденного Приказом Минкультуры России от 28.06.2012 N 683).

  1. Получив согласованное задание, заказчик заключает договор генерального подряда с исполнителем, рекомендованным государственным органом охраны памятников истории и культуры для разработки научно-проектной документации. В частности, договор генерального подряда может быть заключен с исполнителем, получившим право генерального подряда на условиях подрядных торгов (тендеров). В случае заключения договоров подряда с несколькими исполнителями заказчик обязан самостоятельно координировать разработку научно-проектной документации или поручить это на договорных условиях одному из исполнителей, как правило, специализирующемуся в области научно-проектных работ по реставрации недвижимых памятников истории и культуры, с уведомлением по этому вопросу государственного органа охраны памятников истории и культуры.

Основным документом, регламентирующим деятельность в сфере разработки научно-проектной документации для реставрации недвижимого памятника истории и культуры, является Свод реставрационных правил. Рекомендации по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Общие положения. СРП-2007, рекомендованный к применению циркулярным письмом Минкультуры РФ от 10.12.2007 N 78-01-35/04-ДА.

Для разработки научно-проектной документации исполнитель в целях ознакомления с памятником и имеющейся по нему документацией, сбора или подготовки исходной и разрешительной документации, составления программы научно-проектных работ, сметы-калькуляции и задания на разработку научно-проектной документации может проводить исследование недвижимого памятника истории и культуры. но для этого он обязан получить в государственном органе охраны памятников истории и культуры письменное разрешение на изучение недвижимого памятника истории и культуры, в котором указывается программа исследований, особые условия их проведения и обязательства исполнителя при исследованиях, а также срок представления отчетной документации в государственный орган охраны памятников истории и культуры.

В зависимости от содержания и порядка, предусмотренных основаниями для реставрации недвижимого памятника истории и культуры, научно-проектная документация может разрабатываться в целом на весь комплекс работ по реставрации; на отдельные очереди реставрации или на локальные работы. Кстати, следует отметить, что разработка научно-проектной документации осуществляется, как правило, в течение всего времени реставрации памятника в связи с тем, что исследование памятника и принятие соответствующих проектных решений производятся как до начала, так и в процессе производства работ по реставрации.

Научно-проектная документация для реставрации недвижимого памятника истории и культуры в целом или на отдельные этапы работ состоит из следующих разделов: предварительные работы с разделом исходно-разрешительной документации; комплексные научные исследования; инженерные изыскания; проект реставрации; рабочая проектно-сметная документация; научно-реставрационный отчет.

Содержание и состав разделов научно-проектной документации, в том числе для локальных работ, устанавливаются заданием применительно к содержанию реставрации конкретного недвижимого памятника истории и культуры. Разработка научно-проектной документации осуществляется в течение всего времени реставрации памятника в связи с тем, что исследование памятника и принятие соответствующих проектных решений производятся как до начала, так и в процессе производства работ по реставрации. Следует иметь в виду, что на научно-проектную документацию для реставрации недвижимых памятников истории и культуры распространяется действие норм законодательства об авторских и смежных правах.

Научно-проектная документация передается исполнителем заказчику в соответствии с календарным планом работ по акту сдачи-приемки готовой продукции, в копиях в количестве четырех экземпляров, кроме раздела «Комплексные научные исследования», документация которого передается в трех экземплярах.

  1. Научно-проектная документация требует ее согласования. порядок и условия которого, а также согласующие инстанции и организации устанавливаются в соответствии с Приказом Минкультуры России от 13.05.2013 N 491 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством культуры Российской Федерации государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения».

Под согласованием научно-проектной документации в соответствии с действующим законодательством в области сохранения объектов культурного наследия понимается принятие решения органом государственной охраны памятников о возможности ведения ремонтно-реставрационных работ. Решение принимается на основании положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы по стадии «Эскизный проект (архитектурные и конструктивные решения)», экспертных заключений специализированных организаций по специальным разделам проекта реставрации и приспособления, влияющих на инженерную и технологическую безопасность объектов культурного наследия, экспертных заключений подведомственных учреждений и предприятий Министерства культуры Российской Федерации (п. 7.1 Свода реставрационных правил, рекомендованных к применению циркулярным письмом Минкультуры РФ от 10.12.2007 N 78-01-35/04-ДА).

Для согласования научно-проектной документации в Минкультуры России (территориальный орган) представляются заявление о предоставлении государственной услуги, подписанное уполномоченным лицом; положительное заключение акта государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной и (или) проектной документации по сохранению объекта культурного наследия (не требуется в случае проведения противоаварийных работ и работ, связанных с ремонтом памятника, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны); научно-проектная и (или) проектная документация по сохранению объекта культурного наследия; копия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, заверенная в установленном порядке (при проведении работ, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия); согласия всех собственников объекта культурного наследия либо пользователей объектом культурного наследия (при проведении работ, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия).

Срок предоставления указанной государственной услуги не более 30 рабочих дней с даты регистрации документов (присвоения входящего номера) в Минкультуры России (территориальном органе).

Результатами предоставления государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия являются согласование научно-проектной и (или) проектной документации или отказ в согласовании.

Вышеуказанным административным регламентом утвержден исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании:

1) непредставление необходимой документации;

2) наличие недостоверных сведений в документах;

3) представленная документация подписана лицом, не имеющим на то полномочий;

4) заключение государственной историко-культурной экспертизы содержит отрицательные выводы по представленной документации;

5) несогласие Минкультуры России (территориального органа) с заключением государственной историко-культурной экспертизы (п. 13 — 14, 16, 21 Административного регламента, утвержденного Приказом Минкультуры России от 13.05.2013 N 491).

Как уже отмечалось выше, одним из документов, необходимых для согласования научно-проектной документации, является положительное заключение акта государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной и (или) проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.

Основные принципы проведения историко-культурной экспертизы закреплены в Федеральном законе от 25.06.2002 N 73-ФЗ, к которым, согласно ст. 29 названного нормативного акта, относятся принципы научной обоснованности, объективности и законности; презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности; соблюдения требований безопасности в отношении объекта культурного наследия; достоверности и полноты информации, представляемой заинтересованным лицом на историко-культурную экспертизу, а также независимости экспертов и гласности. Непосредственный порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов, подлежащих экспертизе, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы регламентированы Постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» (далее — Положение о государственной историко-культурной экспертизе).

При этом в п. 2.1 ст. 31 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ установлено, что организация проведения историко-культурной экспертизы осуществляется либо федеральным органом охраны объектов культурного наследия (в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которое отнесено к полномочиям данного органа), либо органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, — в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти соответствующего субъекта РФ или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов.

В соответствии с п. 7 Положения о государственной историко-культурной экспертизе в качестве экспертов при проведении историко-культурной экспертизы могут привлекаться:

1) физические лица. обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям:

— высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), соответствующему профилю экспертной деятельности (в исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности);

— предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет;

— знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

— умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы;

2) юридические лица. в трудовых отношениях с которыми состоят не менее 3 физических лиц, отвечающих перечисленным выше требованиям.

При проведении экспертизы эксперты рассматривают представленные документы, проводят историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные и иные необходимые исследования, результаты которых излагают в заключении экспертизы. Эксперты, индивидуально проводившие экспертизу одного объекта экспертизы, рассматривают представленные документы и осуществляют исследования совместно с последующим оформлением единого или индивидуального заключения экспертизы (п. 18 Положения о государственной историко-культурной экспертизе).

По итогам проведения экспертизы подготавливается заключение историко-культурной экспертизы. которое оформляется в виде акта, содержащего результаты исследований, проведенных экспертами. В частности, в таком акте указываются дата начала и дата окончания проведения экспертизы; место проведения экспертизы; заказчик экспертизы; сведения об эксперте (экспертах); цели и объекты экспертизы; перечень документов, представленных заявителем; сведения о проведенных исследованиях с указанием примененных методов, объема и характера выполненных работ и их результатов; обоснования вывода экспертизы; вывод экспертизы; перечень приложений к заключению экспертизы; дата оформления заключения экспертизы и др.

В заключении экспертизы указывается однозначный понятный вывод экспертизы о возможности (положительное заключение) или невозможности (отрицательное заключение) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия либо воссоздания утраченного объекта культурного наследия (п. 19 — 20 Положения о государственной историко-культурной экспертизе).

Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия решения соответствующим органом охраны объектов культурного наследия о возможности проведения ремонтно-реставрационных работ в отношении конкретного объекта культурного наследия. В случае несогласия с заключением историко-культурной экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу. В случае несогласия с решением соответствующего органа охраны объектов культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать это решение в суд (ст. 30, 32 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ).

Только после того как научно-техническая документация прошла процедуру согласования и экспертный орган дал соответствующую рекомендацию, документация может быть утверждена заказчиком.

  1. Следующим этапом согласительно-разрешительных процедур является получение разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия .

Процедура получения такого разрешения регламентирована теми же актами, что и процедура получения задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а именно Приказом Минкультуры России от 28.06.2012 N 683 (в отношении объектов федерального значения, входящих в Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009 N 759-р) и Приказом Минкультуры России от 30.07.2012 N 811 (в отношении не входящих в вышеуказанный Перечень объектов).

Указанными актами утвержден исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия при различных обстоятельствах: в случае проведения научно-исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия; в случае проведения производственных работ на объекте культурного наследия, связанных с консервацией объекта культурного наследия, реставрацией памятника или ансамбля, воссоздания утраченного объекта культурного наследия, приспособления объекта культурного наследия для современного использования, в том числе работ, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта; в случае проведения противоаварийных работ на объекте культурного наследия; в случае проведения работ, связанных с ремонтом памятника, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Выдача разрешения осуществляется в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения. Разрешение выдается в 1 экземпляре заявителю или его представителю, имеющему доверенность на получение разрешения, и не подлежит передаче другим лицам.

Следует сделать небольшое отступление и обратить внимание на такой факт: полное и четкое следование букве закона при подготовке всей необходимой документации не только позволит приступить к ремонтно-реставрационным работам, но и сыграет положительную роль при налогообложении реставрируемого объекта культурного наследия (например, здания банка, являющегося памятником архитектуры). Согласно подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) выполнение для собственных нужд на территории Российской Федерации ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ). Однако данная норма гарантированно действует только в случае, если организация располагает всеми прописанными в ГК РФ и Федеральном законе от 25.06.2002 N 73-ФЗ необходимыми документами и согласованиями для проведения ремонта и при условии экономической обоснованности ремонта здания. В этом случае, бесспорно, можно рассчитывать на получение налоговой выгоды в размере, соответствующем величине затрат на ремонт. В отсутствие хотя бы одного из документов однозначной интерпретации налоговых последствий этой ситуации нет, поскольку имеется высокая вероятность возникновения споров с налоговым органом по рассматриваемому вопросу <19>.

<19> См. Горюнов В. Решение проблем при ремонте в здании — памятнике архитектуры // Бухгалтерия и банки. 2007. N 10.

Однако в судебной практике встречаются решения, подтверждающие обоснованность применения указанной налоговой льготы и при отсутствии некоторых документов. Например, Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.01.2014 по делу N А33-19510/2012 удовлетворено требование о признании недействительным решения налогового органа. Оспариваемым решением предприятию доначислены НДС, пени и штраф в связи с тем, что предприятие не подтвердило право на применение налоговой льготы. Требование удовлетворено решением суда, поскольку работы, в отношении которых предприятием заявлено о применении льготы, фактически были выполнены, специальные технические требования при проведении работ были соблюдены, следовательно, у предприятия имеется право на применение налоговой льготы в виде освобождения операций от обложения НДС.

3.2. Порядок осуществления ремонтно-реставрационных работ в отношении объектов культурного наследия и контроль, осуществляемый за проведением таких работ
  1. Получив разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, исполнитель может приступать к непосредственному выполнению работ. Исходя из анализа положений главы VII Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия включают в себя следующие ремонтно-реставрационные работы: консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля и приспособление объекта культурного наследия для современного использования.

Под консервацией объекта культурного наследия понимают научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта, в том числе противоаварийные работы.

Ремонт памятника предполагает осуществление научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Реставрация памятника или ансамбля представляет собой проведение научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, проводимых в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.

Также могут проводиться работы по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования. включающие в себя научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия (ст. 41 — 44 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ). Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании научно-практической документации. Исполнителю рекомендуется обеспечивать за счет заказчика каждую из подрядных производственных организаций, принимающих участие в реставрации памятника, двумя экземплярами рабочей проектно-сметной документации по видам выполняемых ими работ.

Ремонтно-реставрационные работы осуществляются в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Исполнители работ должны обеспечивать соответствие технологических приемов и методов производства работ требованиям сохранения, раскрытия и восстановления исторической, научной, художественной или иной культурной ценности памятника, обеспечения условий для его современного использования и физического долголетия.

В процессе ремонтно-реставрационных работ исполнителями осуществляются научно-исследовательские работы, которые могут проводиться в различном объеме в зависимости от статуса памятника, целей и объемов предполагаемых реставрационных работ, наличия документации по ранее выполненным исследованиям и уровня их профессионального исполнения. Научно-исследовательские работы могут реализовываться либо в виде комплексных исследований, либо в виде исследований по отдельным аналитическим, технологическим или историко-библиографическим вопросам.

Результаты проделанной работы сдаются в форме отчета о научно-исследовательской работе, выполненного в порядке, установленном ГОСТ 15.101-98, и в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 или по иной другой форме, установленной действующими стандартами (п. 6.4 СРП-2007.1).

При этом строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта. Исполнитель работ также должен представлять заказчику обоснования о необходимости внесения изменений в задание с целью углубления исследования памятника и разработки более совершенных проектных решений. В необходимых случаях, при наличии в утвержденном задании соответствующего условия, исполнитель может внести заказчику представление о привлечении за счет средств заказчика ученых и высококвалифицированных специалистов для консультаций по вопросам, возникающим в процессе исследований, разработки проектных решений и производства работ по реставрации недвижимого памятника. В ходе производства ремонтно-реставрационных работ исполнитель может вносить на рассмотрение государственных органов охраны памятников истории и культуры предложения по совершенствованию охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры и научно-проектных работ для их реставрации.

  1. Следует иметь в виду, что физические и юридические лица, которые вели разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство, технический и авторский надзор за проведением работ на объекте культурного наследия до дня выполнения указанных работ. Продолжительность осуществления научно-методического руководства и авторского надзора определяется сложностью и сроками реставрации и устанавливается заданием.

Научное руководство и авторский надзор осуществляются при производстве любых работ на всех памятниках и являются продолжением научно-методического и проектного обеспечения реставрационных работ, проводимых на основе утвержденных проектных решений в целях выявления в процессе работ всех данных о первоначальном облике памятника, максимального сохранения и показа подлинных элементов памятника, доработки и корректировки, при необходимости, проектных решений; обеспечения научно-методических требований реставрации, а также в целях повышения ответственности проектных и специальных научно-реставрационных производственных организаций и заказчиков за обеспечение высокого качества реставрационных работ, соблюдения научно-методических требований и обоснования стоимости (п. 4.2 Свода реставрационных правил СРП-2007.1.1).

Указания автора или членов авторского коллектива являются обязательными для заказчика и всех должностных лиц и исполнителей подрядных производственных организаций и могут быть отменены только государственным органом охраны памятников истории и культуры.

Автор или научный руководитель авторского коллектива имеет право требовать от заказчика применения экономических или иных установленных законодательством Российской Федерации санкций к подрядным производственным организациям в случаях выполнения работ с систематическим отступлением от рабочей проектно-сметной документации и указаний авторского надзора, с нарушением технологии производства и низким качеством. Они могут запретить использование не соответствующих государственным стандартам, техническим условиям и технологическим методикам и рекомендациям материалов, изделий и оборудования. Им также предоставлено право приостанавливать проведение отдельных видов работ при необходимости исследования и фиксации необследованных или вновь обнаруженных частей, элементов и деталей памятника, а также при угрозе непредвиденных деформаций или разрушения конструкций, при систематическом несоблюдении рабочей проектно-сметной документации и указаний авторского надзора. При осуществлении научного руководства и авторского надзора ведется дневник научного руководства в произвольной форме, в котором отражается весь ход реставрационных работ, вновь выявленные данные; внесенные изменения, их обоснования и согласование; проведенные заседания комиссий, их решения и результаты; проведенные реставрационные операции с указанием методов и технологии; сведения о дополнительных обмерах и фотофиксации.

Также автор и члены авторского коллектива ведут журнал научного руководства и авторского надзора по установленной форме, где тщательно фиксируют работы, дефекты и отступления от рабочей проектно-сметной документации и указаний автора или членов авторского коллектива, излагают конкретные требования по их устранению с указанием сроков. Журнал должен быть пронумерован (страницы его должны быть пронумерованы), подписан руководителем генеральной проектной организации и скреплен подписью и печатью заказчика. Оформленный журнал научного руководства и авторского надзора заказчиком передается генеральному подрядчику и должен находиться на объекте реставрации до его окончания. Журнал научного руководства и авторского надзора выдается генеральным подрядчиком работникам организаций, осуществляющих научное руководство и авторский надзор, по их требованию. Производители работ реставрационных организаций и представитель заказчика обязаны делать в журнале научного руководства и авторского надзора отметки о выполнении указаний работников проектных организаций, осуществляющих авторский надзор и научное руководство.

По окончании ремонтно-реставрационных работ журнал должен быть передан ответственным производителем работ по акту или под расписку автору или научному руководителю авторского коллектива для использования в работе над разделом научно-проектной документации «Научно-реставрационный отчет» и хранения (раздел 4 СРП 2007.1.1).

Контроль за проведением ремонтно-реставрационных работ осуществляется и со стороны органов Министерства культуры РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. который бывает плановый и внеплановый. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых контрольными органами в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Основанием для проведения внеплановой проверки являются:

— истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

— поступление в контрольные органы обращений и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления и из средств массовой информации о нарушении обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (п. 6, 8 Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1204 (в ред. от 20.07.2011) «Об утверждении Положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»).

В случае выявления в ходе такой проверки нарушений может быть применена такая мера, как приостановление действия разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Так, согласно п. 66 Административного регламента, утвержденного Приказом Минкультуры России от 28.06.2012 N 683, действие выданного разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия может быть приостановлено, если в ходе контрольных мероприятий Минкультуры России (территориального органа) были выявлены нарушения при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия:

— не выполняются условия выданного разрешения по сохранению объекта культурного наследия;

— обнаружены недостоверные или искаженные данные в документах, представленных для получения разрешения;

— проводимые работы не соответствуют согласованной проектной документации;

— проводимые работы не предусмотрены выданным разрешением на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

В случае выявления нарушений выдается предписание о приостановлении работ на объекте культурного наследия и устранении нарушений, являющееся основанием для приостановления действия разрешения. При этом структурное подразделение Минкультуры России (территориальный орган) уведомляет заказчика работ о выявленных нарушениях и о приостановлении действия разрешения по сохранению объекта культурного наследия.

Устранив выявленные нарушения, заказчик может обратиться в орган, выдавший разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, с заявлением о выдаче разрешения. К такому заявлению прилагаются материалы, подтверждающие устранение указанных в предписании о приостановлении работ по сохранению объектов культурного наследия замечаний (нарушений), подписанные уполномоченными лицами научного руководства, авторского и технического надзора, а в случае проведения противоаварийных работ — дополнительно прилагается проектная документация (рабочая) по проведению работ на объекте культурного наследия, подписанная уполномоченными лицами.

Кроме того, исполнители ремонтно-реставрационных работ подпадают под сферу действия лицензионного контроля. В целях повышения качества продукции, работ и услуг, производимых в ходе осуществления лицензируемых видов деятельности, соблюдения требований законодательства Российской Федерации, соответствующих государственных стандартов, нормативно-технических документов лицензирующие органы осуществляют контроль на предмет соблюдения лицензиатами при осуществлении конкретных видов лицензируемой деятельности лицензионных требований и условий <20>. Проверки, проводимые лицензирующими органами, подразделяются на документарные, внеплановые выездные и плановые.

<20> См. Багандов А.А. Особенности осуществления лицензирующими органами правореализующей деятельности и лицензионный контроль // Законодательство и экономика. 2006. N 1.

В ходе осуществления контроля проверяется соответствие сведений о лицензиате или соискателе лицензии нормам действующего законодательства и сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.

При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений исполнителем ремонтно-реставрационных работ лицензионных требований должностные лица лицензирующих органов обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности. В случае если в результате мероприятия по контролю выявляется административное правонарушение, должностным лицом лицензирующего органа составляется протокол и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Возможно и приостановление действия лицензии в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности (ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Приостановление лицензии ставит под вопрос дальнейшее участие исполнителя ремонтно-реставрационных работ в отношениях по сохранению объектов культурного наследия. Если в установленный судьей срок лицензиат не устранит нарушений лицензионных требований и условий, повлекших за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии (п. 11 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ), что исключает возможность продолжения исполнителем ремонтно-реставрационных работ в отношении объекта культурного наследия.

  1. Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, одновременно со сдачей руководителем работ отчетной документации. В работе комиссий по приемке законченных работ и реставрации памятника в целом обязаны принимать участие авторы и члены авторского коллектива. По результатам приемки выполненных ремонтно-реставрационных работ составляется акт комиссии по приемке ремонтно-реставрационных работ по памятнику истории и культуры, в котором указываются состав приемочной комиссии во главе с председателем, сведения о заказчике, организации-собственнике (пользователе), проектной организации, осуществляющей научное руководство работами, генподрядной производственной организации, субподрядных организациях, представителях привлеченных организаций. Форма акта рекомендована письмом Минкультуры России от 17.04.2013 N 2871-01-39/12-ГП «О заполнении формы акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия».

В акте содержится информация о том, что указанными лицами произведен осмотр предъявленных к сдаче работ, выполненных в отношении объекта культурного наследия (указываются наименование и адрес объекта), что работы выполнены в установленные сроки и комиссией подтверждается перечень выполненных работ: дается общая характеристика объекта культурного наследия, указывается, какие именно работы проведены (по фундаментам, по несущим конструкциям, по перекрытиям, по крыше, по фасадам, по лестницам, по интерьерам (полы, столярные изделия, отделочные работы, художественные работы), по обстановочному комплексу (осветительная арматура, мебель и др.) (в случае значительного объема выполненных работ перечень составляется в виде приложения к акту)). В акте также должно быть указано, что комиссия установила соответствие указанных в перечне работ предъявленной проектно-сметной документации и разрешительной документации. В заключительной части акта содержится решение комиссии о том, что работы, представленные к сдаче на объекте, выполнены в установленные сроки, с надлежащим качеством и считаются принятыми в установленном порядке.

После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия физические и юридические лица, осуществлявшие научное руководство проведением указанных работ, сдают в трехмесячный срок со дня выполнения указанных работ в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Научно-реставрационный отчет подготавливается исполнителем, фиксирует и дает оценку соответствия выполненных работ утвержденным проектным решениям, обосновывает отступления от проекта реставрации в результате вновь выявленных данных и включает:

— основание для разработки научно-проектной документации для реставрации памятника и производства работ;

— результаты комплексных научных исследований в процессе производства ремонтно-реставрационных работ;

— краткое содержание утвержденного проекта реставрации и соответствие выполненных ремонтно-реставрационных работ проектным решениям;

— изменения, внесенные в проект реставрации, и их реализацию в процессе производства ремонтно-реставрационных работ;

— описание выполненных работ по их видам с указанием применяемых технологий, строительных и отделочных материалов, изделий, конструкций и оборудования; научная оценка результатов реставрации и рекомендации по дальнейшему использованию памятника, его техническому содержанию и эксплуатации (СРП-2007).

По указанию государственных органов охраны памятников истории и культуры научно-проектная документация в установленном порядке может быть передана на хранение в государственные архивы.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по истечении сроков их временного хранения в государственных органах, органах местного самоуправления либо государственных и муниципальных организациях передаются на постоянное хранение в соответствующие государственные и муниципальные архивы. Документы Архивного фонда Российской Федерации, образовавшиеся в процессе деятельности территориальных органов, федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, иных государственных органов Российской Федерации, расположенных на территории субъекта, могут передаваться в государственные архивы субъекта РФ на основании договора между органом или организацией, передающими указанные документы, и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области архивного дела. Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, поступают в государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договоров между этими архивами, музеями, библиотеками, организациями Российской академии наук и собственниками указанных документов.

Навигация по записям