Руководства, Инструкции, Бланки

реставрационный паспорт образец img-1

реставрационный паспорт образец

Рейтинг: 4.4/5.0 (1819 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН: Методические рекомендации

СОДЕРЖАНИЕ 6. Послереставрационное описание произведения

Одним из строгих требований к реставратору является подробное описание проводимой работы и её результатов. Таким образом, реставрационный паспорт становится богатейшим источником информации о методе проведения консервационно-реставрационных процедур, о технико-технологической характеристике памятника, об истории его поновлений (изменений). Однако такая информация, извлекаемая в ходе практической работы, направлена на осуществление различных практических этапов этой работы и находится в разобщённом по месту описания виде. Кроме того, для широкого круга исследователей возможности понимания всей концепции произведения ограничены тем, что такие сведения находятся в несистематизированном состоянии. Собрать воедино сведения о памятнике, полученные в результате практической работы и наблюдений реставратора-исследователя, есть важнейшая задача документирования, а в определённом смысле - и цель реставрации, заключающаяся не только в физическом раскрытии живописи от поздних наслоений, но и в раскрытии его технической, художественной и философской природы.

В целях наиболее полного осмысления результатов проведённой реставрации, а также в связи с усовершенствованием системы документирования реставрационной работы в настоящих методических рекомендациях мы предлагаем схему послереставрационного описания памятника древнерусской станковой темперной живописи. Это описание касается атрибуционной характеристики памятника, являясь завершающей и необходимой частью всего комплекса исследований.

6.1. Описание особенностей технического состояния памятника после реставрации ("Реставрационный паспорт художественного произведения", пп. 11-14)

Здесь в краткой форме описывают весь ход научно-практической работы, проделанной над памятником.

I. Указать, какие исследования были проведены, результаты этих исследований (кратко).

II. Какие консервационно-реставрационные процедуры выполнялись.

1. Укрепление (полное, частичное, однократное, многократное, повторное, оставлена ли профилактическая заклейка, дало ли укрепление положительный результат). Какие материалы применялись.

2. Реставрация деревянной основы (какие изменения произошли; удалялись ли гвозди от оклада, удалялись ли загрязнения, краска на обороте, нанесён ли воск; не переносились ли учётные номера, этикетки, изменились ли замеры коробления). Какие материалы применялись.

3. Раскрытие авторской живописи. от загрязнений, от олифы, от покровной плёнки иного состава, от одного слоя записи, от нескольких слоев записи (с указанием количества слоев), от сплошной или частичной записи; удалялись ли слои одновременно или послойно, проведено ли удаление частичное (проба с половины изображения и т. п.) или полное; удалялись ли прописи (полностью, выборочно); есть ли записи, прописи, частично оставлена олифа (указать, на каких участках, какого времени).

4. Нанесение реставрационного грунта. удалялся ли вставной грунт (если сохранён, указать, на каких участках), нанесён ли реставрационный грунт на обнажённое дерево, применялась ли воско-смоляная мастика.

5. Тонирование. выполнялись ли тонировки.

6. Нанесение защитного покрытия. нанесено ли защитное покрытие, какое.

7. Реставрация оклада. проводилась ли реставрация оклада, смонтирован ли он на икону.

III. Рекомендации по хранению: требует особой предосторожности при транспортировке; требует дополнительного покрытия; необходима замена профилактической заклейки; больной грунт и красочный слой; подвержена короблению.

6.2. Послереставрационное описание произведения

Описание выполняют как приложение к "Реставрационному паспорту художественного произведения" на отдельных листах в количестве 3-х экземпляров.

ВНИМАНИЕ! Если при выполнении описания окажется, что некоторые пункты его дублируют паспортные рубрики, в последнем делают отсылку на приложение.

На следующей странице мы приводим образец титульного листа.

ПОСЛЕРЕСТАВРАЦИОННОЕ
ОПИСАНИЕ ИКОНЫ
(ВХНРЦ КП-. )

Раздел А. Технико-технологические характеристики памятника.

Здесь должны быть отражены основные сведения о первоначальном состоянии произведения (его технологические особенности, структура и манера письма).

I. Характеристика первоначальной основы (особенности формы, количество частей, порода дерева, способ крепления, характеристика шпонок, способ обработки оборота, торцов, боковых сторон, наличие сорочки, одновременной созданию произведения; наличие и характер ковчега, лузги, размеры полей, профиль лузги; наличие и характеристика паволоки; наличие и характеристика грунта.

ВНИМАНИЕ! В случае изменения авторской формы и размеров основы указать предполагаемые.

II. Техника авторского красочного слоя. желтковая темпера, клеевые краски, золочение, серебрение, "двойник", цветные лаки.

III. Состав авторского покрытия. олифа, белковое покрытие и проч.

IV. Описание основных колеров [55 ].

Названия колеров располагают в спектральном порядке, начинал с жёлтого, кончая чёрным и белым [56 ].

Описывая доличное письмо, указывать, на каких частях изображения имеется тот или иной колер, в чистом виде или смеси.

Описывая личное. - указывать состав санкиря, состав охрения, состав пробелов, состав обводки рисунка.

V. Манера письма.

1. Доличного письма: есть ли графья, есть ли подготовительный рисунок, отличается ли он от окончательного; характер красочного слоя (тонкий, плотный, равномерный, пастозный, жидкий, мазками - указать, на каких участках); каков общий характер (живописный, графичный), есть ли преобладание одного цвета или живопись построена на контрастных цветах.

2. Личного письма: санкирь (его цвет, оттенок, как нанесён - прозрачно, плотно), охрение (оттенок, как нанесено - прозрачно, плотно или тонко, пастозно); какую площадь по отношению к санкирю занимает (нанесено ли охранив малой площадью или по всей поверхности лика); характер границ между санкирем и охрением (чёткая, стушёванная, сплавленная); пробела (тонкие, пастозные, длинные, короткие); волосы (цвет, характер разделок прядей, локонов, характер причёски); зрачки (цвет, форма, как подчёркнуты); нос (форма); уста (форма, оттенены ли); есть ли подрумянка. её характер; характер завершающего рисунка (тонкий, грубый, широкий живописный, плотный, жидкий).

3. Аналогии подобной манеры письма (если известны, указать их).

4. Атрибуционные выводы (век, традиции письма).

Раздел Б. Сюжетно-композиционная (иконографическая ) характеристика памятника [57 ]

I. Указать тип иконы:

- по её месту в интерьере (моленная-пядница, аналойная, иконостасная - местного, деисусного, праздничного, пророческого ряда; настолпная, врата, дверь, складень);

- по сложности композиции (одночастная-односюжетная, многочастная, с клеймами, с изображением на полях, с изображением на раме, двухрядная и др.).

II. Соответствует ли название иконы изображению (если нет, то почему - неправильно названа в документах или открылось новое изображение). Если икона многочастная или с клеймами (жития, деяний), то перечислить название частей, клейм в соответствующем порядке. Дать название иконы в соответствии с изображением.

III. Что представляет собой изображение. Дать описание композиции, отмечая особенности, имеющие символическое и иконографическое значение.

1. Цвет фона, цвет полей, наличие и характер филёнки (одинарная, двойная, по всему периметру, в ковчеге), цвет филёнки.

2. Цвет нимбов, характер их очертания (обводкой киноварной, жемчужной, двойной, одинарной; графьей - двойной, одинарной; орнаментирован, с каменьями, кресчатый); если изображена мандорла, какова её форма, цвет. Чьи изображения не имеют нимбов.

3. Положение фигур, фигуры (оглавная, поясная, в рост, в молении - и кому, - сидящая на престоле, лежащая на одре, сидящая на коне и др.), указать возраст изображённого (юный, средовек, старец; то же относится к женскому изображению).

4. Положение рук (в молении, в жесте адорации, благословляющие - имясловно, триперстно; сложенные на груди, покрытые одеждой, держащие младенца, держащие свиток - развёрнутый, свёрнутый, книгу - раскрытую, закрытую - указать цвет обреза книги,- чашу - с чем, ковчежец, храм, крест, копьё, меч, поводья и др.).

5. Описание одежд, есть ли на одеждах орнаменты.

6. Сопутствующие изображения: позём (одинарный, двойной, с травами, с орнаментом; на каком уровне фигуры находится его граница, чем граница отмечена); характер горок, растительности; есть ли изображения птиц, коней или других животных, являются ли символическими изображениями или реалиями; характер архитектурных элементов; есть ли и как изображены различные предметы: троны, столики, орудия труда, кувшины, утварь, кадильницы, лампы и др.; есть ли изображения облаков, характер их написания, есть ли картуши; какие предметы отмечены ассистом.

IV. Известны ли иконографические аналогии, к какому времени относится извод данной иконографии.

V. Дать зарисовки всех встречающихся орнаментов, в том числе рясна и звёзд на мафории Богоматери; на тканях и одеждах, на троне, на позёме, на полях и др.; очертания картушей. Указать аналогии. Дать зарисовку орнамента оклада, орнамента на сорочке и паволоке.

VI. Дать зарисовки всех надписей, отметив их цвет и цвет окружающего фона; указать, чем они выполнены (кисть, перо), высоту строк, наличие строчной или буквенной графьи.

VII. Атрибуционные выводы (век, традиции письма).

ВНИМАНИЕ! Используя сведения из документа, каждый исследователь должен ссылаться на архивный номер паспорта и фамилии составителей описания.

Ниже мы приводим список рекомендуемой литературы, из которого №№ 5-14 (каталоги выставок) могут служить пособием для составления некоторых вариантов послереставрационного описания.
  • 1. САХАРОВ И. П. Записка для обозрения русских древностей. - М. 1851.
  • 2. Схема описания иконы, выработанная членами Комиссии по охране Троицкой Лавры П. А. ФЛОРЕНСКИМ и Ю. А. ОЛСУФЬЕВЫМ. // Анализ икон Троице-Сергиевой Лавры как опыт иконологии. 1922 г. - Неоконченная рукопись, хранящаяся в частном архиве.
  • 3. ОВЧИННИКОВ А. Н. Псковская школа ХIII-ХV веков. // Опыт описания произведений древнерусской станковой живописи. Техника и стиль. - Вып. 1. - М. 1971.
  • 4. ОВЧИННИКОВ А. Н. Из опыта реконструкции. - Текст публикуется в данной книге.
  • 5. АНТОНОВА В. И. МНЁВА Н. Е. Каталог древнерусской живописи. - М. 1963.
  • 6. ВИЛИНБАХОВА Т. Б. и др. Дионисий и искусство Москвы ХV-ХVI столетий. - Л. 1981.
  • 7. КОРИНА О.Д. Живопись домонгольской Руси. - М. 1974.
  • 8. КОСЦОВА А. С. ПОБЕДИНСКАЯ А. Г. Русские иконы ХVI - начала XX века с надписями, подписями и датами. - Л. 1990.
  • 9. ЛАУРИНА В. К. Новгородская школа живописи. - М. 1975.
  • 10. ЛЕЛЕКОВА О. В. Иконостас 1497 г. Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. // Художественное наследие. - Вып. 11. - М. 1988.
  • 11. ЛОГВИНОВ Е. В. ОВЧИННИКОВ А. Н. ТРУБАЧЕВА М. С: Древнерусская темперная живопись. // В кн. IX выставка. ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря. - М. 1988.
  • 12. ОВЧИННИКОВ А. Н. Живопись древнего Пскова. Каталог. // ОВЧИННИКОВ А. Н. КИШИЛОВ Н. И. Живопись древнего Пскова. - М. 1971.
  • 13. СМИРНОВА Э. С. Живопись Великого Новгорода середины ХIII - начала ХV вв. - М. 1976.
  • 14. 1000-летие русской художественной культуры. / Под. ред. А. В. РЫНДИНОЙ. - М. 1988.
Примечания

[53 ] При отсутствии каких-либо сведений следует писать: неизвестно, не изменилось, не выяснено.

[54 ] Описание выполняет реставратор, привлекая к этой работе научных сотрудников.

[55 ] Следует различать понятия: пигмент (сухое красящее вещество), краска (пигмент, стертый на связующем), колер (составленный цвет).

[56 ]
  1. Золото (твореное, листовое); серебро (твореное, листовое); двойник; олово; поталь; полимент красный, желтый и т. д.
    Пигменты
  2. Белила свинцовые.
  3. Аурипигмент.
  4. Реальгар.
  5. Охра желтая.
  6. Охра темная.
  7. Охра типа сиены натуральной.
  8. Киноварь.
  9. Баканы (типа краплаков).
  10. Охра красная.
  11. Земля коричневая типа сиены жженой.
  12. Земляная коричневая типа капут-мортуум.
  13. Земляная коричневая типа умбры жженой.
  14. Земляная коричневая типа умбры натуральной.
  15. Глауконит.
  16. Зелень медная.
  17. Зелень медная искусственная.
  18. Натуральный малахит.
  19. Азурит.
  20. Лазурит.
  21. Вивианит.
  22. Индиго.
  23. Черные (древесный уголь, копоть, шунгит).

[57 ] Составление этого раздела предполагает знание содержания ветхозаветных и евангельских тем, на которые писались иконы. Приводится по: Реставрация икон. Методические рекомендации. Под ред. и с ил. М. В. Наумовой.-М.,изд-во ВXHPЦ. им. академика И. Э. Грабаря, 1993—VII,226 с, ил.; табл.ISBN 5-7196-0757-9

Другие статьи

Реставрационный паспорт музейного предмета

Реставрационный паспорт музейного предмета

11. Состояние сохранности после проведенных реставрационных работ (описание изменений технического состояния, внешних изменений предмета после реставрации, уточнение атрибуций и пр.): _______________________________________

12. Заключение Реставрационного совета (выписка из протокола, № и дата протокола): _________________________________________________________________

Ответственный хранитель: _________________________________________

13. Рекомендации по условиям хранения предмета: ____________________

14. Приложения к паспорту (иллюстрации, акты, схемы, картограммы и пр.) ____________________________________________________________

15. Акт возврата из реставрации: ___________________________________

16.Наблюдения за предметом после реставрации: _____________________

реставрационным отделом подпись расшифровка подписи

Главный хранитель подпись расшифровка подписи

ШАБЛОН ПАСПОРТА РЕСТАВРАЦИИ

Обсуждения

ПАСПОРТ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКА
ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ (ДВИЖИМОГО).
Санкт – Петербург, частная реставрационная мастерская.

Составлен на основе образца паспорта реставрации памятника истории и культуры (движимого), утвержденного Комиссией по аттестации реставраторов.
Министерства культуры Российской Федерации
Год поступления
Вид памятника
1 № по книге поступлений
№ инвентарный памятника:

I. ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ПАМЯТНИКА

Вид памятника, определение, характер Памятник прикладного и декоративного искусства Памятник изобрази -тельного искусства Археоло -гические памятники Докумен - тальные памятники Прочие памятники истории и культуры
Мебель 2 3 4 5

II. МЕСТО ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ, ВЛАДЕЛЕЦ
Санкт – Петербург, частная коллекция.

III. КАТАЛОЖНЫЕ ДАННЫЕ О ПАМЯТНИКЕ

Данные о памятнике Примечания, уточнения
? Наименование
? Автор
? Время создания
? Материал, основа
? Техника исполнения
? Размеры

СПб
IV. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ:

Причина и цель проведения работ:

Основание: заявление от
Памятник передан в реставрацию:

V. ОПИСАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПАМЯТНИКА ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА РЕСТАВРАЦИЮ:

1. По натурному обследованию


2. По данным лабораторных исследований

п/п Цель и вид
исследования Описание и результат исследования Место хранения,
№ и дата заключения Исполнитель, должность (ФИО)

Данные исследования не проводились

3. Общее заключение о состоянии памятника

IV. ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ПАМЯТНИКА
1. Условия хранения

2. Предшествующие реставрации

3. Историко-архивные и библиографические изыскания

V. ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ РЕСТАВРАЦУИОННЫХ РАБОТ
Состав и последовательность реставрационных мероприятий:

VI. ИЗМИНЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ИХ ОБОСНОВАНИЯ
Не было.
Изменения программы утверждены:
«» _________ 200 года.

VII. ПРОВЕДЕНИЕ РЕСТАВРАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

п/п Описание работ Применяемые материалы Дата начала и окончания операции
1 2 3 4

VIII. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ (фотографии, картограммы, схемы и пр.)

п/п Дата Наименование иллюстративного материала, характер и условия выполнения Количество Место хранения и архивный номер
1 2 3 4 5

IX. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ
(описание изменений технического состояния, внешних изменений памятника после реставрации, уточнение атрибуций и пр.)

В результате проведенных реставрационных мероприятий:

X. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСЛОВИЯМ ХРАНЕНИЯ ПАМЯТНИКА:

XI. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПАСПОРТУ (иллюстрации, акты, схемы и т.п.)

После реставрации памятник передан на постоянное место хранения.
«» _____________ 200 год.

ИСПОЛНИТЕЛИ РАБОТ:
Реставратор
Реставратор

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ПАМЯТНИКА ПОСЛЕ РЕСТАВРАЦИИ
Дата осмотра Состояние памятника Должность, ФИО
Состояние сохранности экспоната без изменений Реставратор

Реставрационный паспорт

Реставрационный паспорт

Паспорт реставрируемого объекта - это главный реставрационный документ. Он отражает:

  • что за объект подлежит реставрации, кому он принадлежит
  • состояние объекта до реставрации, во время и после
  • результаты предреставрационных исследований
  • выбранную методику реставрации, весь список реставрацонных мероприятий, материалы, использовавшиеся во время реставрации
  • советы по режиму хранения

В случае научной или музейной реставрации паспорт заполняется ОБЯЗАТЕЛЬНО. При коммерческой реставрации желательно его заполнить и отдать вместе с отреставрированной вещью. Главная ценность паспорта в том, что последующим реставраторам будет проще работать с вещью, видя всю ее "историю болезни".

Вид паспорта

Для крупных важных объектов обычно используется паспорт, разработанный в ВХНЦ им. Грабаря (скачать бланки паспорта ). Для более мелких работ, а так же для частных коммерческих работ можно использовать менее сложную форму отчетности, содержащую следующие главы:

- номер по порядку,

- номер по книге поступлений,

- описание состояния сохранности,

- результаты необходимых исследований,

- задание на реставрацию,

- описание реставрационных процессов,

Ссылки

http://art-con.ru/node/4292 - О СОСТАВЛЕНИИ СОПРОВОДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПРИ РЕСТАВРАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГРАФИКИ http://art-con.ru/node/348 - Бланк паспорта по реставрации памятника истории и культуры (движимого) http://art-con.ru/node/130 - Сопроводительная документация для произведений иконописи http://art-con.ru/node/1688 - ИЛЛЮСТРАЦИИ В ПАСПОРТЕ РЕСТАВРАЦИИ ПАМЯТНИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЖИВОПИСИ

Реставрационный паспорт образец

2.5. Реставрационная документация

К реставрационной документации относятся следующие документы.

1) Акт приема - передачи экспоната на реставрацию. Составляется хранителем отдела.

2) Протоколы заседаний Реставрационного совета по утверждению задания на реставрацию, изменениям задания в процессе реставрации и приему экспоната после завершения реставрации. Протоколы нумеруются, указываются даты заседаний.

3) Реставрационный паспорп. Возможны разные варианты паспортов. Мы рекомендуем пользоваться паспортом, разработанным в ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря (см. стр. 23-28 "Образец реставрационного паспорта, принятого во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э.Грабаря). Для работ, представляемых на аттестацию, целесообразно использовать паспорт Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР). При отсутствии указанных паспортов можно вести книгу типа инвентарной.

Заполняя реставрационный паспорт, необходимо уделять большое внимание описанию реставрационных процессов. В этом разделе нужно последовательно и подробно фиксировать условия проведения реставрационных процессов, применяемые реактивы, их концентрации. Например:

Необходимо указать, чем и как: проведена парами формальдегида в камере, между листами фильтровальной бумаги, пропитанной 2-5%-ным раствором формалина в течение 24 ч. в камере над раствором формалина, и т.д.

2. Закрепление красочного слоя.

Чем и как: мягкой кистью, тампоном, пером, из распылителя растворами желатины, фиксатива и пр. (концентрация).

3. Закрепление штампов и надписей.

Чем и как: инвентарные надписи переписаны графитным карандашом.

4. Удаление пыли, отдельных загрязнений с поверхности.

Указать средство и способ: ватным или марлевым тампоном, резиновой крошкой, скальпелем (наклейки, этикетки), с увлажнением или без увлажнения.

5. Удаление силикатного клея, обработка поверхности бумаги для устранения щелочной среды.

Проверка нейтральности бумаги (универсальным индикатором).

6. Удаление дублировочного листа:

скальпелем, с увлажнением (в ванне, на фильтровальной бумаге, тампонами), без увлажнения (расслоение и т.д.). Удаление дублировочного клея: с увлажнением и без увлажнения, скальпелем, тампоном, кистью.

7. Удаление желтизны:

а) в ванне с водой, в проточной воде, влажным тампоном, на фильтровальной бумаге,

б) растворами трилона (указать концентрацию) в случае сильного загрязнения и пожелтения, в течение скольких минут, в ванне или тампоном, при температуре 30°С или комнатной,

в) отбелка оборота и полей с лицевой стороны растворами хлорамина и трилона (привести концентрацию растворов).

8. Обработка отдельных пятен химическими реагентами с последующей отбелкой.

Назвать реактивы, их процентную концентрацию, способ обработки.

9. Промывка. Указать способ:

а) в проточной воде, на фильтровальной бумаге, тампоном, после обработки хлорамином до нейтральности произведения, под контролем иодкрахмальной бумагой, универсальным индикатором,

б) дистиллированной водой в ванне, тампоном, на фильтровальной бумаге.

10. Просушивание на фильтровальной бумаге.

Указать, чем и как: дистиллированной водой или водным раствором глицерина (привести процентную концентрацию), прикатыванием на стекло, на фильтровальной бумаге, на микалентной бумаге.

12. Подклейка разрывов, изломов, проколов.

а) края разрывов заточены скальпелем, смазаны клеем, склеены (встык или внахлест - наложением), подклеены (степень разбавления исходного клея, бумага),

б) изломы пропитаны клеем, разглажены косточкой (подклеены бумагой - указать, какой),

в) края проколов разрыхлены, с оборота промазаны клеем, подклеены длинноволокнистой бумагой, японской, микалентной, тряпичной.

13. Восполнение утрат основы.

Указать, какой бумагой и каким клеем. Например: утраты основы восполнены бумагой, подобранной таким образом, чтобы по цвету, качеству, фактуре и толщине она была близка к авторской бумаге, бумага заранее тонирована. Указать степень разбавления исходного клея.

14. Дублирование краев полей.

Указать, какой бумагой и каким клеем. (Полосы микалентной бумаги наклеивают по всей ширине полей. В случае выраженного давления доски, когда на бумаге сохранился отпечаток ее границы, - полосы бумаги наклеивают на поля с заходом на 1 см на изображение.) Степень разбавления исходного клея.

15. Дублирование на новую основу (какую):

а) на бумагу (какую), степень разбавления исходного клея и способ нанесения (на дублировочный лист или оборот экспоната флейцем),

б) на ткань, степень разбавления исходного клея и способ нанесения,

в) на грунтованный рыбьим клеем холст и бумагу.

16. Укрепление основы проклейкой.

Чем и как: если экспонат не дублируют, то основу укрепляют, нанося с оборота валиком 0,5%-ный раствор желатины.

17. Просушка и отпрессовка:

а) в прессе, между сукнами, методом растяжки на планшете, в течение какого времени,

б) выдерживанием в прессе между листами картона в течение 10 дней.

Указать участки (восполненные фрагменты, склеенные разрывы, потертости красочного слоя, срывы фактуры) и примененный для тонирования материал (акварель, карандаш).

19. Монтировка после реставрации:

в бумажное или картонное паспарту, окантовка под стекло с прокладками и т.д.

Здесь перечислены основные процессы, наиболее часто встречающиеся в реставрации графики. Однако это далеко не все, что приходится делать реставратору и что должно быть отражено им в разделе «Описание реставрационных работ». В ходе реставрации следует зафиксировать и такие наблюдения: сколько раз понадобилось промывать, хорошо ли удаляется желтизна, равномерно ли идет отбелка, какие возникают осложнения, почему необходимо изменить первоначальное задание, удаляются ли пятна (если пятна не поддаются отбелке, указать, что они до конца не выведены), почему решено прекратить тот или иной процесс, как ведет себя бумага и т.д.

Мы уже упоминали, что для работ, представляемых на аттестацию, следует пользоваться паспортом, разработанным во ГосНИИР. Все разделы этого реставрационного паспорта должны быть заполнены с учетом техники произведения, лабораторных исследований, подробно должны быть описаны состояние сохранности произведения, все реставрационные процессы, условия их проведения, представлена соответствующая фотодокументация.

Столь сложная форма отчетности необходима, однако, довольно редко. Гораздо чаще в музеях проводится несложная косметическая реставрация и монтирование экспонатов, предназначенных к экспонированию на выставках, и в подобных случаях достаточно реставрационного паспорта ВХНРЦ или даже книги типа инвентарной, в которой должны быть предусмотрены следующие графы:

- номер по порядку,

- номер по книге поступлений,

- номер по инвентарной книге музея,

- описание состояния сохранности,

Кстати * Керамика

Опираясь на подобные ценностные ориентиры, можно подразделить всю музейную керамику на четыре категории — по степени убывания историко-документальной и художественной значимости. Первая категория: уникальная керамика. От древней, археологической, до XVIII в. <…> Вторая категория: авторские и малосерийные произведения XVIII —XX вв. <…> Третья категория: серийные произведения XIX —XX вв. ручной декорировки. <…> Четвертая категория: массовая тиражированная керамика XIX —XX вв.

Раздел 2

Раздел 2. Организация работы реставрационного совета

В целях организации работ по консервации и реставрации музейных предметов и музейных коллекций, иных культурных ценностей и контролем за качеством и сроками их исполнения при реставрационном учреждении и музее должен быть образован реставрационный совет.

Основными функциями реставрационного совета являются:

- утверждение годовых и перспективных планов работ реставрационных отделов или отдельных штатных реставраторов;

- обсуждение и утверждение способов и методов консервации и реставрации музейных предметов;

- составление заключений о выполнении и качестве проведенных реставрационных работ, о состоянии сохранности и возможности транспортировки музейных предметов, подлежащих выдачи во временное пользование на внутримузейные экспозиции и выставки, выставки вне музея, в том числе международные,

- об аттестации реставраторов;

Реставрационный совет является коллегиальным совещательным органом, положение и состав которого утверждается в порядке, предусмотренном уставом учреждения.

Председателем реставрационного совета может быть главный хранитель или директор музея.

В состав реставрационного совета входят заведующие реставрационными и хранительскими отделами, аттестованные штатные реставраторы и хранители фондов, а также привлеченные специалисты реставрационных учреждений и музеев.

В реставрационных учреждениях и музеях, имеющих реставрационные отделы, реставрационный совет может организовывать секции по отдельным специальным направлениям.

Реставрационные вопросы, связанные с применением новых или нетрадиционных технологических решений, удалением позднейших дополнений или записей, проектами воссоздания внешнего вида музейного предмета, имеющего обширные утраты и его существенных конструктивных деталей, а также предложения, вызывающие сомнения с точки зрения их обоснованности или возражения со стороны отдельных членов реставрационного совета, выносятся на рассмотрение расширенного реставрационного совета с привлечением авторитетных специалистов в области истории и культуры крупных музеев, научно-исследовательских институтов и специализированных реставрационных учреждений.

В случае отсутствия расширенного совета спорные вопросы могут быть переданы на рассмотрение реставрационного совета одного из ведущих музеев или специализированных реставрационных учреждений.

Решения реставрационного совета и его секций, оформляются соответствующим протоколом, который подписывается всеми членами, присутствовавшими на заседании, утверждается руководителем реставрационного учреждения или музея, регистрируется в специальном журнале и утверждается руководителем учреждения.

Указания и решения реставрационного совета и его комиссий или секций обязательны для реставраторов.

Раздел 3. Основные функции, права и обязанности реставраторов

Реставрационные отделы или штатные реставраторы музея подчиняются непосредственно главному хранителю.

- осуществлять совместно с хранителями фондов оперативные и систематические проверки состояния сохранности музейных предметов и музейных коллекций в соответствии с календарным планом осмотра в целях выявления предметов, нуждающихся в проведении консервационных, реставрационных или профилактических работ.

- производить осмотр музейных предметов, предназначенных для использования в музейных экспозициях и выставках, выставках за пределами музея, в том числе зарубежных, и давать заключения о возможности и способах транспортировки музейных предметов;

- принимать непосредственное участие в упаковке музейных предметов, предназначенных к транспортировке.

- составлять совместно с ответственным хранителем проект задания на реставрацию или консервацию музейных предметов и представлять его на рассмотрение Реставрационного совета;

- ставить в известность главного хранителя обо всех случаях обнаружения порчи, повреждения или неправильного хранения музейных предметов и музейных коллекций;

- составлять заявки на материалы, инструменты и оборудование, необходимые для проведения реставрационных работ;

- систематически работать над повышением квалификации в соответствии с действующими квалификационными требованиями.

Реставраторы несут ответственность за:

- несвоевременное принятие реставрационных мер, в результате которых произошла порча или разрушение музейного предмета;

- применение при проведении консервационных и реставрационных работ способов, методов и материалов, не утвержденных Реставрационным советом;

- обеспечение наличия и сохранности музейных предметов, переданных им во временное хранение на период реставрации;

- нарушения в оформлении документации, обязательной при проведении консервационных и реставрационных работ;

- качество работ, выполняемых при упаковке и распаковке музейных предметов;

- несоблюдение правил рабочей и химической безопасности согласно требованиям службы санитарно-эпидемиологического надзора;

- несоблюдение правил хранения музейных предметов и противопожарной безопасности в реставрационных помещениях.

Реставратор имеет право:

- ходатайствовать перед руководством реставрационного учреждения о присвоении ему очередной квалификационной категории при условии достижения стажа практической работы и уровня профессиональных навыков;

- требовать от руководства реставрационного учреждения создания условий, необходимых для выполнения работ;

- в случае разногласий о способах и допустимости транспортировки имеет право музейных предметов представлять в письменном виде аргументированные обоснования своих предложений.

- проходить стажировку в специализированных реставрационных учреждениях, реставрационных отделах ведущих музеев страны и за рубежом;

- быть членом реставрационного совета, ЭФЗК и других комиссий, осуществляющих проверку состояния хранения, реставрации и консервации музейных предметов и музейных коллекций или принимать участие в работе названных органов.

Раздел 4. Общие требования к документированию

Работы по консервации и реставрации музейных предметов и музейных коллекций, иных культурных ценностей подлежат обязательному документированию, которое включает:

- книгу регистрации музейных предметов, принятых на реставрацию;

- реставрационное задание с указанием выполняемых процессов в их последовательности, используемые материалов и рецептур с последующим утверждением на реставрационном совете;

- реставрационный паспорт на каждый музейный предмет (приложение № 68);

В реставрационный паспорте фиксируются:

- методики и этапы реставрационных процессов в течение всего периода выполнения работ,

- результаты проведенных исследований, в том числе физико-химических, биологических, рентгенографических и технологических;

-фотофиксация реставрируемых музейных предметов до реставрации, в процессе реставрации и после ее окончания и отражающую всю проделанную работу

Реставрационный паспорт подписывается реставратором, производившим реставрацию, заведующим реставрационным отделом и утверждается главным хранителем музея.

Реставрационный паспорт составляется в 2-х экземплярах. Первый экземпляр паспорта со всеми приложениями находится на хранении в реставрационном отделе, второй – у хранителя фондов.

Реставрационные паспорта регистрируются в специальном журнале регистрации, которая ведется отделом учета (приложение № 69).

Реставрационный паспорт должен заполняться в печатном виде, в том числе выполненным с использованием электронных технологий.

ЧастьXII. Общие требования к организации охраны и инженерно-технической укреплённости музеев, обеспечению безопасности хранения музейных предметов и музейных коллекций и противопожарной безопасности.

Раздел 1. Требования к охранному режиму

и организации охраны музеев

Директор музея ежегодно обновляемым приказом назначает должностных лиц, ответственных за организацию охраны и обеспечение охранного режима музея.

В музеях с количеством штатных сотрудников от 50 до 100 человек, или с наличием в фондах от 20000 до 50000 музейных предметов обязанности по организации охраны и обеспечению охранного режима возлагаются на одного из заместителей директора, а в штатную структуру вводится должность начальника отдела обеспечения режима.

Должности заместителя директора по безопасности, начальника отдела обеспечения режима музея и отдел обеспечения режима с необходимым количеством штатных единиц вводятся в штатную структуру нижеперечисленных музеев:

- включенных в свод особо ценных объектов культурного наследия;

- музеев с количеством штатных сотрудников свыше 100 ед.;

- музеев с наличием в фондах свыше 50000 музейных предметов.

Основной задачей руководства музея и его учредителя при организации охраны вверенных объектов является обеспечение непрерывной круглосуточной охраны музейных предметов и музейных коллекций в фондохранилищах (депозитариях), экспозиционных залах, реставрационных мастерских, а также обеспечение их безопасного перемещения для различных целей.

Охрана музеев, выставочных и реставрационных учреждений может осуществляться следующими охранными структурами:

- вневедомственной охраной при МВД России;

- Федеральным государственным унитарным предприятием «Охрана» (далее ФГУП «Охрана») при МВД России;

- частными охранными предприятиями;

- штатной сторожевой охраной;

- штатными сотрудниками отдела обеспечения режима музея;

- комбинацией постов вышеперечисленных охранных структур;

- охранной и тревожной сигнализацией, подключенной на пульты централизованной охраны (далее ПЦО) вневедомственной охраны при МВД России.

Охранная структура, являющаяся основной для данного музея берет под свой контроль внешний периметр зданий и территории, а также все технические средства охраны, выставляет посты на всех входах (выходах), въездах (выездах) и в помещениях, в которые выведены сигналы со всех извещателей охранной, тревожной и пожарной сигнализации (далее МПЦО). При этом другие охранные структуры являются дополнительными к основной охране и берут под контроль территорию, внутренние помещения и здания музея, в которых не размещены фонды. Дополнительные охранные структуры выставляют, как правило, дневные посты во внутренних помещениях, в экспозиционных залах, в зонах фондохранилищ и реставрационных мастерских, на прилегающей к музею территории и т.д.

Запрещается выставление на внешнем периметре музея – входах (выходах), въездах (выездах) постов различных охранных структур.

Допускается выставление на МПЦО поста охраны дополнительной охранной структуры или службы обеспечения режима музея по письменному согласованию руководителя подразделения вневедомственной охраны при МВД России на внутримузейной инструкции по организации охраны и обеспечению безопасности хранения фондов.

Сотрудники службы обеспечения режима привлекаются для обеспечения внутренней охраны музея и наблюдения за посетителями.

Для следующих музеев основной охранной структурой является вневедомственная охрана при МВД России:

- включенных в список особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

- музеев с фондами свыше 100000 предметов;

- музеев с наличием в фондах музейных предметов со страховой стоимостью 1000000 рублей и более.

Для музеев с фондами от 50000 до 100000 предметов и музеев с наличием в фондах музейных предметов со страховой стоимостью от 500000 до 1000000 рублей основными охранными структурами могут быть:

- вневедомственная охрана при МВД России;

- ФГУП «Охрана» (со стрелковым оружием).

В музеях с наличием в фондах от 20000 до 50000 предметов, или с наличием в фондах музейных предметов со страховой стоимостью от 100000 до 500000 рублей допускается несение охраны следующими охранными структурами:

- вневедомственная охрана при МВД России;

- ФГУП «Охрана» (посты со стрелковым оружием);

- частные охранные предприятия (со стрелковым оружием).

В музеи с наличием в фондах менее 20000 предметов и отсутствием в фондах музейных предметов, страховая стоимость которых составляет 100000 рублей и более, рублей допускается несение охраны следующими охранными структурами:

- вневедомственной охраной при МВД России;

- ФГУП «Охрана» (посты со стрелковым оружием или со специальными средствами защиты);

- частными охранными предприятиями (со стрелковым оружием или со специальными средствами защиты);

- штатной сторожевой охраной (со стрелковым оружием или специальными средствами защиты).

В нерабочее время вышеуказанные музеи могут охраняться охранной и тревожной сигнализацией, подключенной на пульты централизованной охраны (далее ПЦО) вневедомственной охраны при МВД России.

Для музеев имеющих филиалы, обособленные структурные подразделения или объекты, находящиеся на отдельных территориях, допускается выбор охранных структур раздельно для каждого филиала, структурного подразделения, объекта.

Музеи обязаны разработать следующие локальные нормативные акты, регулирующие вопросы организации охраны и обеспечения безопасности хранения фондов:

- инструкция по организации охраны и обеспечению безопасности хранения фондов;

- инструкция о пропускном и внутриобъектовом режиме (разрабатывается совместно с основной охранной структурой музея);

- инструкция об организации ключевого хозяйства;

- инструкция о порядке действий дежурной смены охраны и персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- алгоритм действий дежурной смены охраны при срабатывании охранной, тревожной и пожарной сигнализации, нападении на пост или охраняемый объект, попытке краж и хищений, при аварии в электросетях и коммуникациях музея и других чрезвычайных ситуациях (разрабатывается для каждого поста охраны отдельно);

- инструкция о порядке пользования охранной, тревожной и пожарной сигнализацией;

- схема расположения постов на территории и внутри музея (в приложениях к инструкции по организации охраны и обеспечению безопасности хранения фондов);

- инструкция на каждый пост охраны (в приложениях к инструкции по организации охраны и обеспечению безопасности хранения фондов);

- инструкция дежурному по МПЦО;

положение об отделе обеспечения режима;

- комплект должностных инструкций лиц, ответственных за обеспечение режима, сотрудников службы обеспечения режима и смотрителей музейных.

Все вышеперечисленные документы подписываются должностными лицами, ответственными за обеспечение режима, утверждаются директором музея, ежегодно перерабатываются или уточняются, вводятся в действие ежегодным приказом по музею и доводятся до сведения исполнителей в ознакомительном листе.

Концепция безопасности является основным документом по вопросам охраны и безопасности хранения фондов, в ней отдельным разделом или в качестве приложения разрабатывается перспективный план совершенствования охраны, пожарной безопасности, модернизации и усиления инженерно-технической оснащенности. Концепция безопасности разрабатывается сроком на пять лет, подписывается директором и утверждается учредителем музея.

Кроме этого для обеспечения охранного и пропускного режима в музее разрабатываются следующие дополнительные документы:

- журнал приема и сдачи дежурства сменой охраны;

- список лиц, допущенных к вскрытию и закрытию помещений;

- ежемесячный график дежурств сотрудников музея;

- журнал приема под охрану и вскрытия помещений;

- журнал учета разовых и материальных пропусков;

- образцы пропусков (для постов охраны);

- образцы оттисков печатей и пломб (для постов охраны);

- журнал дежурного по МПЦО;

- другие документы книги и журналы, определенные внутримузейной инструкцией по организации охраны и обеспечению безопасности хранения фондов в музее.

Все вышеперечисленные документы должны быть оформлены, согласно требованиям делопроизводства и включены в номенклатуру дел музея.

Устанавливаемый в музее режим охраны должен предусматривать порядок опломбирования или опечатывания хранилищ, экспозиционных помещений, реставрационных мастерских и иных помещений, исключающий возможность проникновения в них посторонних лиц и обеспечивающий сохранность музейных предметов и учетно-хранительской документации.

В часы работы музея для посетителей в экспозиционных залах за сохранностью музейных предметов наблюдают смотрители, которые могут входить в состав отдела обеспечения режима. Работа смотрителей музейных определяется внутримузейной инструкцией, положением и должностными инструкциями. Смотритель должен иметь топографическую опись экспозиции и журнал приема и сдачи экспозиции.

Должностное лицо, отвечающее за организацию работы смотрителей, распределяет посты внутреннего наблюдения между смотрителями по согласованию с главным хранителем или директором, а также хранителями экспозиций и временных выставок и постоянно контролирует выполнение смотрителями своих обязанностей по охране коллекций и помещений музея.

Ежедневно в начале и в конце рабочего дня дежурный сотрудник музея и смотрители обязаны фиксировать в специальных журналах наличие музейных предметов и состояние экспозиционных залов.

Передача экспозиции от дневной охраны ночной при закрытии музея или при открытии производится дежурным сотрудником музея и смотрителем (или специальной комиссией) в соответствии с внутримузейной инструкцией, утвержденной директором музея.

Наложение и снятие печатей или пломб на двери экспозиционных залов и хранилищ регистрируется в журнале приема под охрану и вскрытия помещений, хранящемся на посту охраны.

Опечатывание витрин и шкафов в экспозиционных залах и хранилищах производится специалистами экспозиционного и выставочного отделов, использующих личные печати. Снятие печатей и пломб в отсутствие соответствующего ответственного лица запрещается, кроме случаев крайней необходимости.

Вскрытие хранилища, экспозиционного зала или витрины при возникновении крайней необходимости производится комиссией, в составе трех сотрудников музея, с обязательным присутствием в их числе главного хранителя или директора. При вскрытии составляется акт, фиксирующий причины и результаты вскрытия в журнале вскрытия хранилища или в журнале осмотра экспозиции.

Право запирать и пломбировать экспозицию с соблюдением установленного порядка передачи музейных предметов в этом случае может быть поручено дежурному сотруднику по музею.

Все двери хранилищ, экспозиционных залов, а также шкафы и витрины должны иметь свой порядковый номер, петли для пломб (гнёзда для мастичных печатей) и надежные внутренние замки, каждый с двумя ключами, или электронные кодовые замки с индивидуальными карточками доступа.

Открытие, закрытие и опечатывание хранилищ осуществляется хранителем соответствующего фонда.

Каждый хранитель должен иметь личный пломбир или печать со своим номером. Учет печатей и пломбиров ведет заведующий отделом кадров или лицо, его замещающее. Передача пломбира и печати другому лицу категорически запрещается.

Допуск в хранилища фондов и реставрационные мастерские посторонних лиц производится только с разрешения директора музея или главного хранителя по специальным разовым пропускам, которые по окончании посещения остаются у хранителя.

Раздел 2. Требования к инженерно-технической

Работы по установке различных технических средств охраны, по инженерной укреплённости зданий и территории музеев должны вестись в плановом порядке, согласно принятой концепции безопасности и согласовываться с подразделениями вневедомственной охраны МВД России.

Запрещается установка технических средств охраны не вошедших в число рекомендованных к применению в музеях структурными подразделениями МВД России и подведомственными организациями при МВД России.

Все здания и территория музея подлежат ежегодному обследованию подразделениями вневедомственной охраны МВД России, по результатам обследования составляется акт, подписываемый руководством музея и руководителем подразделения вневедомственной охраны. По недостаткам, отмеченным в акте, составляется предписание об их устранении, подписываемое руководителем подразделения вневедомственной охраны и вручается директору музея для исполнения.

Территория музея (при ее наличии) должна быть ограждена и находится под круглосуточным наблюдением.

Въезды (выезды), входы (выходы) на территорию музея должны быть оборудованы воротами и калитками, запираться в нерабочее время и находиться под непрерывным контролем и наблюдением охраны.

В ночное время территория музея может охраняться сторожевыми собаками.

Все здания музея должны быть укреплены от попыток несанкционированного проникновения. Окна первого этажа, чердака и полуподвала оборудуются решетками. Все входные двери в здания должны иметь замки, обиты металлом или снабжены распашными металлическими решетками. В зданиях, являющихся памятниками культурного наследия, все работы по укреплению внешнего периметра согласуются структурами надзора за состоянием памятников.

Помещения хранилищ оружия должны быть изолированы от остальных фондов и снабжены железными дверями и решетками на окнах.

Музей должен быть оборудован тремя уровнями охранной сигнализации:

- первый уровень – защита периметра зданий; извещатели на открытие (разбитие) окон, открытие входных дверей и чердачных люков;

- второй уровень – защита помещений; извещатели на изменение объема, на открытие внутренних дверей;

- третий уровень – защита музейных предметов в экспозиционных залах и хранилищах; извещатели в специальных хранилищах, сейфах, витринах, на отдельных предметах и на группах предметов.

Обязательным для установки третий уровень сигнализации является для следующих помещений:

- специальных хранилищ с предметами из драгоценных камней и драгоценных металлов;

- специальных хранилищ с фондами оружия;

- экспозиций, включающих музейные предметы из драгоценных металлов и драгоценных камней;

- экспозиций, включающих музейные предметы из фондов оружия;

- экспозиций, включающих музейные предметы, чья страховая стоимость составляет свыше 100000 рублей.

Сигнал с извещателей всех уровней сигнализации выводится на внутренние музейные пульты централизованной охраны (далее МПЦО) и на пульты централизованной охраны (далее ПЦО) вневедомственной охраны при МВД России.

Запрещается выводить сигнал с извещателей сигнализации только на МПЦО, кроме случаев, когда музей охраняется круглосуточными постами вневедомственной охраны при МВД России, в том числе и на МПЦО.

Для дежурного по МПЦО разрабатывается внутримузейная инструкция, в одном из положений которой должен содержаться пункт, запрещающий дежурному отлучаться из помещения с пультами управления сигнализацией и оставлять без контроля другие технические средства охраны, кроме случаев, предусмотренных инструкцией. При отлучке в дежурного по МПЦО его подменяет сотрудник этой же охранной структуры из состава дежурной смены.

Рекомендуется назначать на пост, обслуживающий МПЦО не менее двух сотрудников охраны.

Запрещается присутствие в помещении МПЦО посторонних, кроме должностных лиц, указанных в соответствующей инструкции.

Для записи в журналах приема и сдачи помещений под охрану или выдачи ключей используется специально оборудованное окно или помещение.

Рекомендуется контролировать сигналы с пультов управления сигнализацией с использованием электронных технологий и специальных компьютерных программ.

Запрещается присутствие людей в помещениях музея, сданных под охрану и поставленных на сигнализацию, в том числе сотрудников охраны.

Все музеи должны быть оборудованы тревожной сигнализацией. Сигналы тревоги выводятся на МПЦО и ПЦО вневедомственной охраны МВД России. Запрещается вывод сигнала тревоги только на МПЦО.

Все посты охраны, экспозиционные залы и фондохранилища оборудуются стационарными пультами управления тревожной сигнализацией. Мобильными пультами управления тревожной сигнализацией оснащаются подвижные посты охраны и смотрители.

Все музеи должны быть оборудованы системами видеонаблюдения. Камеры видеонаблюдения устанавливаются на территории, на наружной части всех зданий музея и во внутренних помещениях, при этом предусматривается достаточное для качественного просмотра наружное и внутреннее освещение.

Все музеи должны быть оборудованы стационарными или мобильными металлодетекторами для обеспечения контроля за входами (выходами), въездами (выездами).

Все музеи должны быть оборудованы гардеробами и местами для хранения ручной клади посетителей.

Не допускается в залах с экспозицией музея организация деятельности подразделений, не связанных с работой по экспонированию музейных предметов.

Музеи могут оборудоваться другими системами безопасности:

- электронного контроля за входом (выходом) сотрудников;

- автоматической идентификации с применением меток (датчиков);

- электронными кодовыми замками с индивидуальными карточками доступа.