Руководства, Инструкции, Бланки

расстройства аутистического спектра у детей научно-практическое руководство img-1

расстройства аутистического спектра у детей научно-практическое руководство

Рейтинг: 4.4/5.0 (1919 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Расстройства аутистического спектра у детей - Новости

Новости Расстройства аутистического спектра у детей

Внимание! В издательстве «Авторская Академия» вышло научно-практическое руководство:

Расстройства аутистического спектра у детей. Под редакцией Н.В. Симашковой. Москва, 2013 г. Авторская Академия. 264 стр.

Синдром детского аутизма является одной из наиболее сложных проблем современной психиатрии, к решению которой привлекаются не только психиатры, но и психологи, педагоги, биологи, специалисты в области социальной реабилитации. Современные клинико-биологические исследования свидетельствуют о нозологической гетерогенности данного заболевания, широкой вариабельности различных видов расстройств аутистического спектра.

Недостаточное знание клинических аспектов аутизма ведет к позднему распознаванию признаков болезни, а недостаточная осведомленность в вопросах терапии и необходимых мерах реабилитации - к их слабой эффективности.

В настоящем руководстве проблема расстройств аутистического спектра подробно и всесторонне рассматривается с позиций мультидисциплинарного подхода. Приводится описание клинической картины различных видов аутизма, изложен современный взгляд на их патогенез. Подробно рассмотрены особенности диагностики расстройств аутистического спектра, обсуждаются дифференциальные диагностические критерии различных видов этих расстройств.

В книге подчеркивается значение психологического исследования больных, дающего дополнительную информацию для диагностических уточнений. Обсуждаются возможности методов психологической коррекции при разных видах аутистических расстройств и на разных стадиях заболевания.

Особое место в научно-практическом руководстве занимают вопросы современной психофармакотерапии и немедикаментозной коррекции больных с проявлениями детского аутизма.

Руководство завершают главы, посвященные результатам современных неврологических исследований, данным электроэнцефалографии, а также нейроиммунным взаимосвязям при расстройствах аутистического спектра.

Вы можете приобрести книгу в магазинах сети МДК( МДК на Арбате, Дом медицинской книги на Фрунзенской), заказать по электронной почте и телефонам издательства: smirnova-ov@yandex.ru. 89851703874, (8499)1767409

Другие статьи

Уникальный образовательный курс для родителей детей, имеющих расстройства аутистического спектра

Центр реабилитации инвалидов детства "Наш Солнечный Мир" ,

РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра "Контакт", Московская Городская Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов при поддержке Координационного Совета по делам детей-инвалидов при Общественной Палате РФ объявляют о начале бесплатного непрерывного образовательного курса для родителей детей, имеющих РАС, приуроченного к всемирному дню распространения информации об аутизме.

Согласие на участие в данных семинарах дали эксперты в области аутизма со всего мира, а также представители самых успешных и уважаемых российских организаций, включая родительские ассоциации.

Лекции и семинары в рамках этого уникального образовательного проекта будут проходить на территории московского центра реабилитации инвалидов детства "Наш Солнечный Мир" и транслироваться в интернете на всю страну. В данном проекте примут участие ведущие специалисты в области помощи людям с аутизмом, как российские, так и зарубежные. Семинары будут проходить по заранее обозначенному расписанию еженедельно по субботам в 18.00 по Московскому времени.

Эта уникальная диалоговая площадка родительского сообщества будет включать лучшие российские и зарубежные практики и опыт, и будет работать в режиме обратной связи.

В Москве принять очное участие в семинарах смогут все желающие родители и специалисты. Лекции будут проходить по адресу: 1-й Лучевой просек, д.3 (парк "Сокольники").

Родители и специалисты из других городов России смогут подключиться к открытой видеотрансляции независимо от места расположения. Ссылка на трансляции:

СМОТРЕТЬ ОН-ЛАЙН ТРАНСЛЯЦИЮ

КАК ПОСМОТРЕТЬ СЕМИНАР:

В день семинара необходимо зайти на канал Центра "Наш Солнечный Мир" в YouTube, там Вы обнаружите видео с пометкой Live. Это и будет он-лайн трансляцией.

Посмотреть прошедшие лекции можно по ссылке:

Всероссийский открытый образовательный курс для родителей

Участие в семинарах бесплатное и открытое для всех, кто интересуется вопросами помощи людям с РАС и их семьям.

Будут освещены все самые важные и значимые вопросы для родителей детей и взрослых с аутизмом и другими ментальными нарушениями в развитии, а также для их семей. Программа уже сейчас включает множество тем и создается, в том числе, и в соответствии с пожеланиями и запросами родителей, поступающим со всей нашей страны.

Вот некоторые из них:

Темы лекций и семинаров :

1. Понимать своего ребенка (с использованием опыта и материалов зарубежных специалистов):

2. Ранняя диагностика, ранняя помощь. Психолого-педагогическая коррекция и комплексная реабилитационная программа. Различные подходы в развитии и реабилитации детей с РАС.

3. Стереотипное поведение и аутостимуляции.

• Как учить ребенка с аутизмом. Разные возраста, разные технологии (АВА, TEACCH и др.) (дошкольное, школьное, специальное и высшее образование).

• Различные образовательные модели. Инклюзия.

5. Питание детей с РАС.

• Гастроэнтерология, диеты, специфические непереносимости.

• Безглютеновая / безказеиновая диеты, исключение сахара, dan-протоколы и др.

6. Аутизм и эпилепсия.

7. Нарушения сна.

8. Формирование социально-бытовых навыков в различных возрастах.

• Приучение к горшку и гигиеническим нормам.

9. Социальная адаптация детей и взрослых людей с РАС.

10. Коммуникативные навыки. Развитие речи.

• Вспомогательные и альтернативные средства коммуникации - как ими пользоваться?

• Как понять, нужны ли они вам и что лучше подойдет вашему ребенку?

11. Структурирование процесса взаимодействия с внешним миром.

• Распорядок дня. Визуальное расписание.

• Социальные истории. Тренировка поведения в реальных ситуациях (разные возраста);

12. Медикаментозная терапия.

• Трудоустройство и поддерживаемое трудоустройство для людей с высокофункциональной формой аутизма и синдромом Аспергера.

• Социальная занятость для взрослых с более тяжелыми формами РАС.

14. Поддерживаемое проживание.

15. Юридическая защита прав людей с аутизмом и их семей.

16. Творчество, спорт, общественная деятельность. Участие детей и взрослых людей с РАС в культурных и спортивных мероприятиях.

17. Система и технологии поддержки семей.

18. Практикумы для родителей по ПРОГРАММЕ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ. Базовые методы и технологии.

19. Половое воспитание (сексуальное образование).

20. Асоциальные формы поведения: агрессия, аутоагрессия, провокационное поведение. Понимание и методы коррекции.

21. Система тьюторского сопровождения детей и подростков с РАС.

22. Специальные семинары для:

• бабушек и дедушек;

• братьев и сестер;

и многое другое.

До встречи в Нашем Солнечном Мире!

Психические расстройства в детском и подростковом возрасте: современные аспекты проблемы

Психические расстройства в детском и подростковом возрасте: современные аспекты проблемы

ГБОУ ВПО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И.Разумовского» Минздрава России Кафедра психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии

Резюме

Здоровье подрастающего поколения в значительной степени определяет будущее страны и генофонд нации. Данные многочисленных исследований показывают, что источник проблем со здоровьем взрослых надо искать в детстве. Состояние здоровья в ранний период жизни и социально-экономическое положение, в котором проживает ребенок, во взрослом возрасте оказывают существенное воздействие на его поведение, физическое и психическое здоровье. Более того, здоровье детей в России особенно важно, учитывая значительное сокращение населения страны. Вместе с тем, здоровье подрастающего поколения давно вызывает тревогу, поскольку подавляющее большинство детей является уже с детства нездоровыми (в настоящее время рождается больными или заболевает 40 % новорожденных, в то время как в 1990 г. этот показатель был равен 15 %), что обусловлено устойчивой тенденцией ухудшения здоровья женщин, ростом патологии беременности и родов (а также отчасти может быть связано с успехами медицины, обеспечивающими увеличение выживаемости недоношенных, «маловесных» и детей с тяжелой перинатальной патологией). Кроме того, на протяжении всего жизненного цикла ребенка происходит интенсивное падение потенциала его здоровья. При этом налицо стойкая тенденция ухудшения состояния здоровья детей-школьников. Растет число «школьных» болезней: отклонений в развитии костно-мышечной системы и зрения.

Ключевые слова

психические здоровье, дети, подростки.

Статья

В РФ около 20 % детей в возрасте до 16 лет проживают в условиях бедноты [5]. Доказано, что дети из бедных семей страдают психическими расстройствами в 3 раза чаще, чем дети из более благополучных [32].

Дети матерей, испытывающих депрессии, более агрессивны, подвержены асоциальному поведению, имеют трудности общения со сверстниками, низкие способности к самоконтролю, плохо учатся, имеют высокий риск развития депрессии [31, 33].

Психические расстройства, преимущественно большая депрессия выявлены у 80 % детей, матери которых страдают униполярной депрессией и у 70 % детей матерей с биполярным расстройством [34].

В последние десятилетия наблюдается существенное падение потенциала здоровья ребенка на протяжении всего жизненного цикла. 40 % детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности ( в 1990 г. этот показатель был равен 15 %).

По статистическим данным, доля детей, имеющих хорошее и очень хорошее здоровье в 16-летнем возрасте в России в 2004 г. составляла среди мальчиков 65 %, а среди девочек – 61 %, в то время как в Англии в 2002 г. эти показатели равнялись 93 % в обеих гендерных группах. Возможными причинами такой ситуации считается ухудшение здоровья женщин, а также успехи медицины, обеспечивающие выживаемость недоношенных, «маловесных» и детей с тяжелой перинатальной патологией [6, 7].

По прогнозу ВОЗ 2000 г. к 2020 г. депрессии выйдут на 2-ое место среди инвалидизирующих заболеваний и доля депрессий среди общей заболеваемости возрастет с 9 до 14 %.

По данным психоневрологических диспансеров и психиатрических больниц Саратовской области за 2014 год диагноз психического расстройства был впервые установлен 2227 детям в возрасте от 0 до 14 лет. При этом психические расстройства психотического уровня были выявлены у 88 детей (темп прироста относительно 2011 г. составляет 140,36 %), а непсихотические психические расстройства были диагностированы у 1789 детей (что на 0,17 % меньше, чем в предыдущем году). Заболеваемость умственной отсталостью за проанализированный период существенно не изменилась (темп прироста для всех форм УО в 2014 г. составил 8,07 %, а для дебильности – 6,43 %) (таб. №1).

15 апреля 2013 г. вступил в силу приказ Министерства здравоохранения РФ «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них», согласно которому к специалистам, осмотр которых обязателен в рамках профилактических, предварительных и периодических медицинских осмотров, отнесены врачи-психиатры для несовершеннолетних в возрасте 12 мес. 3, 7, 10, 14, 15, 16 и 17 лет. В этой связи еще более актуальной представляется разработка четко структурированных методов диагностического скрининга психопатологических состояний в детском возрасте [26].

Нужно отметить, что в последние годы нейропсихологические нарушения без органического поражения ЦНС выявляются у 30 – 56 % здоровых школьников. Это связано в первую очередь с высокими психоэмоциональными и интеллектуальными нагрузками при ограниченных адаптационно-компенсаторных возможностях организма ребенка.

Психофизиологические особенности детей дошкольного и школьного возраста на фоне астении в зимний и весенний период обучения и высоких психических нагрузок часто приводят к неусидчивости, вегетативным расстройствам (головная боль, головокружение, потливость и т.д.), нарушению восприятия предъявляемого материала, что затрудняет усвоение школьных знаний.

Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк и включает помимо задержек психического развития умственную отсталость и аутистические расстройства [26, 27].

Главными клиническими признаками задержек психического развития, предложенными М.Ш. Вроно в 1983 г. являются [4]:

- запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения);

- эмоциональная незрелость; неравномерность развития отдельных психических функций;

- функциональный, обратимый характер нарушений.

Замедление созревания психических функций может варьировать от легкой степени до выраженной. При легкой степени задержки психического развития становление возрастных навыков запаздывает в пределах одного возрастного периода; при средней - становление возрастных двигательных и речевых навыков, эмоциональных реакций, ручных умений, коммуникативных взаимодействий и других нервно-психических функций задерживается более чем на один возрастной период; при тяжелой - отставание в приобретении возрастных навыков превышает два возрастных периода.

Распространенность ЗПР как самостоятельной группы состояний составляет от 1%-2 % до 8–10 % в общей структуре психических заболеваний [13, 27], однако в качестве синдрома задержки психического развития встречаются значительно чаще.

Как отмечает В.А. Чвякин [28] с соавт. пик выявляемости ЗПР приходится на начало обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе. По данным Т.А. Власовой [2], среди детей подготовительных групп детских садов распространенность ЗПР составляет 5 %, а в младшем школьном возрасте – 4 - 8 %.

О ЗПР можно говорить до младшего школьного возраста. Сохраняющиеся признаки недоразвития психических функций в более старшем возрасте свидетельствуют об умственной отсталости (УО), представляющей собой группу различных наследственных, врождённых или рано приобретённых состояний общего психического недоразвития [5].

Умственная отсталость представляет собой группу различных наследственных, врожденных или рано приобретенных состояний общего психического недоразвития. Согласно МКБ-10, умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

По МКБ-10, выделяют умственную отсталость легкой степени (F 70), умеренную умственную отсталость (F 71), тяжелую умственную отсталость (F 72), глубокую умственную отсталость (F 73) [30].

В настоящее время использование этой классификации рекомендовано при постановке официального диагноза и при принятии решения о типе (форме) обучения ребенка, о предоставлении ему инвалидности и решении многих других вопросов.

Для легкой степени умственной отсталости характерна относительно хорошая механическая память. Во многих случаях эти дети способны приобрести значительный запас сведений и элементарные навыки чтения, письма и счета. Иногда хорошая механическая память и относительно богатая по запасу слов речь могут маскировать слабость мыслительной деятельности и неспособность к образованию абстрактных понятий. Такие дети могут овладевать многими профессиями, не требующих квалификации.

Еще В.В. Ковалев [8] указывал на то, что показатели распространенности умственной отсталости среди детского населения особенно зависят от диагностической системы, возраста ребенка и источника получения помощи. Его точка зрения подтверждалась исследованиями других авторов.

По статистическим данным распространенность умственной отсталости в экономически развитых странах (Япония, США, Франция, Германия, Италия и др.) составляет 3 %; в экономически неразвитых странах (Латинская Америка, азиатские страны и пр.) - 15 %; в СССР в 60–70-е гг. - от 11,1 % до 31,1 % населения (Исаев Д.И. 2003); в России 90-е гг. - 0,13 % [29].

Помимо ЗПР и умственной отсталости к нарушениям психического развития относится ранний детский аутизм (РДА) - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями [24].

Точная этиология аутизма во многом остается неизвестной, однако, многочисленные международные исследования указывают на генетические, неврологические, иммунологические и экологические факторы в развитии данной категории расстройств [16 – 22].

Основными признаками аутизма являются выраженная недостаточность стремления к контактам с окружающими, отгороженность от внешнего мира, слабость эмоциональных реакций к близким, вплоть до полного безразличия к ним, а также недостаточная реакция на слуховые и зрительные раздражители, придающие детям внешнее сходство со слепыми и глухими.

Диагностическая триада РДА:

- Недостаток социального взаимодействия;

- Недостаток взаимной коммуникации (вербальной и невербальной);

- Недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном репертуаре поведения.

Выделяют также процессуальный детский аутизм (по МКБ-10 атипичный аутизм) - это ранняя детская шизофрения, инфантильный психоз или атипичный детский психоз [1, 3, 10, 12].

Для детского аутизма характерно начало процесса в возрасте от 0 до 3 лет. Начало заболевание аутохтонное, с падения активности, нарастания индифферентности и угасание реакции на родных и сверстников. Большую часть времени дети проводят в бездействии, устремив безразличный взгляд в пустоту. Им легче удерживать внимание на длительно не сменяющихся событиях. Наблюдается постепенное сужение круга деятельности страдающих аутизмом детей. Игры приобретают характер стереотипии. Позднее выявляются примитивные движения: потряхивания кистями рук, подпрыгивания, кружения, покачивания. Отмечается причудливость и вычурность движений. Моторное возбуждение сопровождается в разной степени выраженным негативизмом. Речь упрощается, фразы укорачиваются. Личные местоимения заменяются местоимениями во втором и третьем лице.

По статистическим данным, в США с 1996 по 2007 гг. резко возросло число случаев аутизма на 1 000 детей. До настоящего времени остается неясным, обусловлен ли такой рост истинной заболеваемостью или какими-либо другими факторами [37].

В России по официальным статистическим данным НЦПЗ РАМН на 1999 г. частота встречаемости аутизма составляла до 26 случаев на 10 000 человек (1/385) [1, 23].

Обсессивно-компульсивные расстройства представляют собой еще одну группу психических нарушений, довольно часто встречающихся в детском и подростковом возрасте, и включают навязчивые состояния (обсессии) и навязчивые действия (компульсии).

Примерами обсессий (навязчивых состояний) могут служить неприятные мысли о насилии, заражении, числах. Навязчивые размышления – «пережевывание» (непрерывные раздумья), сомнения и обсессивная медлительность. Реже встречаются навязчивые вычисления, произнесение запретных слов, попытка объяснения общеизвестных фактов путем постановки вечных вопросов. Наиболее часто (в 43% случаев) навязчивые состояния связаны с мыслями о заражении.

В качестве примеров компульсивных расстройств можно привести частое мытье рук, постоянную уборку / очистку, постоянную проверку, другое расположение предметов, вычисления, повторение слов про себя. Чаще всего компульсивные расстройства выражается в мытье рук (85 % наблюдений) [36].

Говоря об особенностях обсессивно-компульсивных расстройств у детей нужно отметить, что дети младшего и среднего возраста менее склонны рассказывать об обсессивных проявлениях. Уровень развития когнитивных функций у 5-летнего ребенка делает более трудным наблюдение и описание его мыслей. Дети стремятся утаивать от родителей и врачей те проявления, которые могут быть расценены как обсессивный синдром. Часто демонстрируют различные стереотипы, которые напоминают компульсивные нарушения, и вовлекают членов семьи в реализацию их обсессивно-компульсивных симптомов (таб. №2).

В отношении наркологических расстройств у подростков нужно отметить, что возраст приобщения к ПАВ катастрофически смещается в сторону 11-12 лет [25]. Наиболее массовое приобщение происходит в 13-14-летнем возрасте, причем девочки не только не отстают от мальчиков, но и с 13-14 лет опережают их по числу приобщающихся, например, к алкоголю и употребляющих его.

Для подросткового возраста характерными считаются атипичные формы опьянения. Первые в жизни опьянения нередко сопряжены с неприятными ощущениями и выраженными вегетативными реакциями (чувство дискомфорта, головная боль, тошнота, рвота). Выраженная эйфория, свойственная обычному (простому) опьянению у взрослых, возникает у подростков лишь при повторном употреблении.

Атипичное депрессивное опьянение выражается жалобными причитаниями, плачем, самобичеванием, часто подростки не могут объяснить причину своего отчаяния. Подобные состояния опасны суицидальными попытками, которые могут быть серьезными и неожиданными для окружающих [9, 11].

К признакам высокого риска формирования раннего алкоголизма относятся:

- алкоголизм отца, развившийся до рождения ребенка

- алкоголизм матери, особенно для дочерей

- конституциональная психопатия эпилептоидного типа

- атипичные реакции на первые опьяняющие дозы алкоголя

- резидуальное органическое поражение головного мозга

- предпочтение крепких напиткам слабым

Особое внимание хотелось бы обратить на проблему так называемых «дизайнерских» наркотиков. Курительные смеси - общее название ароматизированных травяных смесей, вызывающих психоактивные эффекты при курении. Активным веществом являются синтетические каннабиноиды (JWH-018, HU-210, CP 47,497 и др. дизайнерские соединения). В России подобные смеси известны как «Курительные миксы», «Арома миксы», «Спайс» [15].

При частом употреблении «Спайсов» появляются галлюцинации, тревога, рвота, чувство панического страха. В отличие от растительных препаратов, действие курительных миксов на человеческий организм в 10 раз сильнее. Практически сразу после их принятия возникают мощнейшие галлюцинации, которые могут привести к трагическим последствиям, например, возникнет желание броситься под колеса автомобиля или выпрыгнуть из окна [14].

Еще одним вариантом «дизайнерских» наркотиков являются так называемые «соли для ванн». Это эвфемизм, обозначение группы «дизайнерских» наркотиков, как правило содержащих замещенные катиноны, оказывающие эффекты, сходные с амфетамином и кокаином. Эти средства получили свое название из-за внешнего сходства (белые кристаллы) с легальными продуктами, такими как английская соль и др. однако химически не имеют ничего общего с настоящими солями для ванн. Упаковки с «солями для ванн» часто маркируются надписью «Не для употребления человеком».

«Соли для ванн» как правило употребляются перорально и интраназально, однако также могут быть употреблены путем курения, внутривенными и внутримышечными инъекциями.

Внешние симптомы передозировки «солей для ванн» схожи с симптомами передозировки психостимуляторов и включают расширенные зрачки, непроизвольные мышечные движения, учащенное сердцебиение и высокое кровяное давление [8].

Эти соединения не выявляются в организме в ходе стандартных анализов мочи и могут быть обнаружены в ходе анализов волос и мочи с использованием газовой хроматографии [25, 35].

В заключение хотелось бы предложить некоторые возможные пути решения проблем, существующих в отношении психического здоровья детей и подростков. Значительно улучшить неблагоприятную обстановку в сфере психического здоровья несовершеннолетних может внутриведомственное взаимодействие психиатров с врачами других специальностей (например, с неонатологами, неврологами) для организации профилактики внутриутробных, перинатальных травм, а также предупреждения неблагоприятной динамики органических поражений в детском возрасте.

Немаловажное значение имеют взаимодействие с федеральными научно-исследовательскими институтами и центрами по организационно-методическим вопросам оказания психиатрической помощи детско-подростковому населению и выполнение научно-практических, диссертационных исследований по вопросам организации, лечебно-профилактической помощи, диагностики и тактики ведения несовершеннолетних пациентов с психическими нарушениями и девиантными формами поведения.

Представляется необходимым назначение эффективных и максимально безопасных психофармакотерапевтических средств, разрешенных к применению в детском и подростковом возрасте, внедрение современных психологических, психотерапевтических, реабилитационных методов работы с детьми и подростками, имеющими психические и поведенческие расстройства, а также осуществление поддерживающей помощи родителям или лицам их заменяющим в семьях, имеющих психически больного ребенка.

Крайне важным представляется международное сотрудничество в области охраны психического здоровья детей и смежным медико-социальным проблемам (опыт учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Челябинска, Екатеринбурга и некоторых др. городов).

Должное внимание должно быть уделено обновлению инструментально-диагностической базы в амбулаторном и стационарном звене, а также приобретению и внедрению необходимого современного инвентаря, в том числе игр, мягких игрушек и развивающих игровых методик.

Литература

1. Башина В.М. Аутизм в детстве. - М. Медицина. - 1999. – 238 с.

2. Власова Т.А. Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР у детей // Дефектология. - 1975. - № 6. – С. 8-17.

3. Вроно М.Ш. Башина В.М. Ранний детский аутизм: вопросы теории и практики: VIII Всесоюзный съезд невропатологов, психиатров и наркологов. – М. 1988. – Т.2. – С. 183-186.

4. Емелина Д.А. Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.м.Бехтерева. – 2011. - №3. – С. 3-11.

5. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: руководство для врачей. - СПб: Речь, 2003. - 391 с.

6. Кислицина О.А. Социально-экономические факторы риска психических расстройств подростков // СОЦИС. – 2009а. – № 8. – С. 92-99.

7. Кислицына О. А. Факторы здоровья детей младшего и среднего школьного возраста [Электронный ресурс] // Системы здравоохранения. время перемен. – 2009b. - № 9. – URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/106/30/ .

8. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков / В.В. Ковалев. - М. – 1985. – 285 с.

9. Личко А.Е. Битенский В.С. Подростковая наркология. – Л.; Медицина, 1991. – 302 с.

10. Расстройства аутистического спектра у детей: научно-практическое руководство / Под ред. Н.В. Симашковой. – М. Авторская академия, 2013. – 264 с.

11. Сидоров П.И. Митюхляев А.В. Ранний алкоголизм. – Архангельск: Изд-во АГМА, 1999. – 306 с.

12. Симашкова Н.В. Атипичный аутизм в детском возрасте: дисс. … докт. мед. наук / ГУ «Научный центр психического здоровья РАМН». - Москва, 2006.

13. Скоромец А.П. Крюкова И.А. Семичова И.Л. Шумилина М.В. Фомина Т.В. Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции // Лечащий врач. - 2011. - № 5/11 [Электронный ресурс] URL: http://www.lvrach.ru/2011/05/15435193/ .

14. Софронов Г.А. Головко А.И. Баринов В.А. Башарин В.А. Бонитенко Е.Ю. Иванов М.Б. Синтетические каннабиноиды. Состояние проблемы // Наркология. – 2012. — № 10. – С. 97-110.

15. Степущенко О.А. Фицев И.М. Блохин В.К. Мухаметзянов А.Х. Фомин А.А. Завгороднев А.А. Дизайнерские наркотики и проблема их отнесения к аналогам наркотических средств // Адвокатская практика. - 2011. - № 1. – С. 11-13.

16. Филиппова Н.В. Барыльник Ю.Б. Структурные и функциональные нарушения мозга при расстройствах аутистического спектра (результаты зарубежных исследований последних десятилетий) // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. - 2013. - №9. - С. 11-16.

17. Филиппова Н.В. Барыльник Ю.Б. Нейрохимические аспекты этиопататегенеза расстройств аутистического спектра // Сибирский медицинский журнал. – 2013. - №8. – С. 11 – 15.

18. Филиппова Н.В. Барыльник Ю.Б. Нейропатологические и иммунологические аспекты развития расстройств аутистического спектра // Бюллетень медицинских Интернет- конференций. – 2013. – Т. 3. – Вып 11. – С. 1198 – 1202.

19. Филиппова Н.В. Барыльник Ю.Б. Нейроиммунология расстройств аутистического спектра: современный взгляд на проблему // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. - 2014. - №1. - С. 27-33.

20. Филиппова Н.В. Барыльник Ю.Б. Генетические факторы в этиопатогенезе расстройств аутистического спектра // Социальная и клиническая психиатрия. – 2014. – Т.24. – вып.1. – С. 96-100.

21. Филиппова Н.В. Барыльник Ю.Б. Ртутьсодержащие препараты в этиопатогенезе расстройств аутистического спектра // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. - 2014. - №4. - С. 10-17.

22. Филиппова Н.В. Барыльник Ю.Б. Мозговой нейротрофический фактор: патогенетическая связь с расстройствами аутистического спектра // Психиатрия и психофармакотерапия. - №1. – Т. 16. – 2014. – С. 62 – 66.

23. Филиппова Н.В. Барыльник Ю.Б. Эпидемиология аутизма: современный взгляд на проблему // Социальная и клиническая психиатрия. – 2014. – Т.24. – №3. – С. 96-101.

24. Филиппова Н.В. Барыльник Ю.Б. Современные представления о раннем детском аутизме // Психическое здоровье. – 2014. – №10. – С.70-73.

25. Филиппова Н.В. Барыльник Ю.Б. Деева М.А. Собакина О.Ю.Распространенность современных психоактивных веществ и последствия их употребления // Наркология. - 2015. – № 8. - С.86-90.

26. Филиппова Н.В. Барыльник Ю.Б. Исмайлова А.С. Современный взгляд на задержку психического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. - №10 (2). – С. 256-262.

27. Филиппова Н.В. Барыльник Ю.Б. Бачило Е.В. Исмайлова А.С. Эпидемиология нарушений психического развития в детском возрасте // Российский психиатрический журнал. – 2015. - №6. – С. 45-51.

28. Чвякин В.А. Киселева Н.С. Психология детей с задержкой психического развития: Учебно-методическое пособие. - М. МРСЭИ, 2014. - 92 с.

29. Чуркин А.А. Психическое здоровье населения России в 1985–1995 гг. // Российский психиатрический журнал. - 1997. - № 1. – С.53–58.

30. Чуркин А.А. Мартюшов А.Н. Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии. М. Изд-во ГНЦ СиСП им. В.П. Сербского, 2004. – 140 с.

31. Cumming E.M. Davies P.T. Maternal depression and child development // J. Child Psychol. Psychiat. – 1994. – Vol. 15. – № 1. – P. 75-112.

32. Department of Health. Saving Lives: Our Healthier Nation. – London: Stationery Office, 1999.

33. Downey G. Coyne J.C. Children of depressed parents: An integrative review // Psychol. Bull. – 1990. – 108. – P. 50-76.

34. Gordon D. Burge D. Hammen C. Adrian C. Jaenicke C. Hiroto D. Observation of interactions of depressed women with the child // Am. J. Psychiatry. – 1989. – 146. – P. 50-55.

35. Rosenbaum Ch.D. Carreiro S.P. Babu K.M. Here today, gone tomorrow… and back again? A review of herbal marijuana alternatives (K2, Spice), synthetic cathinones (Bath salts) kratom, Salvia divinorum, methoxetamine, and piperazines // J. Med. Toxicol. – 2012. – № 8. – Р. 15-32.

36. Tallis F. Compulsive washing in the absence of phobic and illness an[iety // Behaviour Researche and Therapy. – 1996. – 34. – P. 361-362.

37. Wing L. Potter D. The epidemiology of autistic spectrum disorders: is the prevalence rising? // Ment. Retard. Dev. Disabil. Res. Rev. – 2002. – 8 (3). – P. 151–161.

Таблицы

Расстройства аутистического спектра у детей

Расстройства аутистического спектра у детей

Нередко к врачу приходят мамы с жалобами на задержку речевого развития у ребенка. Но у некоторых детей при пристальном взгляде специалист помимо этого, видит особенности поведения ребенка, которые отличаются от нормы и настораживают.

Рассмотрим клинический пример:

Мальчик С. Возраст 2 года 9месяцев. Со слов мамы, словарный запас у ребенка не более 20 отдельных слов, состоящих из двух-трех слогов. Фраз нет. Мама говорит, что у ребенка часто бывают истерики, неусидчив, трудно засыпает. Других жалоб мама ребенка не предъявляет. При осмотре врач замечает, что ребенок не смотрит в глаза, все время находится в движении, реагирует криком, если ему, что-то не дают или запрещают. Успокоить ребенка можно только дав ему мобильный телефон или планшет. Проявляет интерес не к детским игрушкам, а больше к блестящим предметам мебели и интерьера. Начиная играть во что-либо, быстро теряет интерес и переключается на другое. Расспрашивая маму, выясняется, что ребенок очень избирателен в еде. Не приучен к горшку, дефекация только в памперс в положении стоя. Плохо засыпает и просыпается во время сна. Ребенку проведена Электроэнцефалография и консультации клинического психолога и логопеда. По результатам диагностики и клинической картины поставлен диагноз – Расстройство аутистического спектра.

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).

Еще в середине прошлого века аутизм был довольно редким заболеванием. Но со временем стало появляться все больше детей, страдающих этим нарушением. Статистика показывает, что частота встречаемости РАС у детей за последние 30-40 лет в странах, где проводится такая статистика, поднялась от 4-5 человека на 10 тысяч детей до 50-116 случаев на 10 тысяч детей. При этом мальчики больше подвержены этому заболеванию, чем девочки (соотношение примерно 4:1).

Причины вызывающие РАС.

Во всем мире до сегодняшнего дня ученые изучающие причины возникновения аутизма не пришли к единому мнению. Выдвигается множество предположений. Среди возможных факторов появления у детей этого нарушения называют некоторые гипотезы:

- гипотеза о генетической предрасположенности

- гипотеза, в основе которой лежат нарушения развития нервной системы (аутизм рассматривается, как заболевание, вызванное нарушениями развития мозга на ранних этапах роста ребенка).

- гипотезы о влиянии внешних факторов: инфекции, химические воздействия на организм матери в период беременности, родовые травмы, врожденные нарушения обмена веществ, влияние некоторых лекарственных средств, промышленные токсины.

Но действительно ли данные факторы могут привести к появлению аутизма у детей, до сих пор не выяснено.

Особенности психического развития детей с РАС.

Чтобы понять и распознать наличие аутизма у ребенка родителям надо внимательно следить за поведением ребенка, замечать необычные признаки, которые не свойственны возрастной норме. Чаще всего эти признаки можно выявить у детей в возрасте до 3-х лет.

Детский аутизм рассматривается, как нарушение развития, которое затрагивает все сферы психики ребенка: интеллектуальную, эмоциональную, чувствительность, двигательную сферу, внимание, мышление, память, речь.

Нарушения речевого развития. в раннем возрасте можно отметить отсутствие или слабое гуление и лепет. После года становится заметно, что ребенок не использует речь для общения со взрослыми, не отзывается на имя, не выполняет речевые инструкции. К 2-м годам у детей очень маленький словарный запас. К 3-м годам не строят фразы или предложения. При этом дети часто стереотипно повторяют слова (часто непонятные для окружающих) в виде эхо. У некоторых детей отмечается отсутствие развития речи. У других же речь продолжает развиваться, но при этом все равно присутствуют нарушения коммуникации. Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в третьем лице. В некоторых случаях отмечается регресс ранее приобретенных навыков речи.

Трудности в общении и отсутствие эмоционального контакта с окружающими: Такие дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью отсутствует и зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и трудности в использовании жестов. Дети чаще всего не улыбаются, не тянутся к родителям и сопротивляются попыткам взять взрослым их на руки. У детей с аутизмом отсутствует способность выражать свои эмоции, а также распознавать их у окружающих людей. Отмечается отсутствие сопереживания другим людям. Ребенок вместе со взрослым не сосредотачивается на одной деятельности. Дети с аутизмом не идут на контакт с другими детьми или избегают его, им трудно сотрудничать с остальными детьми, чаще всего они склонны уединяться (трудности в адаптации к окружающей среде).

Нарушение исследовательского поведения: детей не привлекает новизна ситуации, не интересует окружающая обстановка, не интересны игрушки. Поэтому дети с аутизмом чаще всего используют игрушки необычно, например, ребенок может не катать машинку целиком, а часами однообразно крутить одно из её колёс. Или не понимая предназначения игрушки использовать её в других целях.

Нарушения пищевого поведения. ребенок с аутизмом может быть крайне избирательным в предлагаемых продуктах, еда может вызывать у ребенка брезгливость, опасность, нередко дети начинают обнюхивать пищу. Но вместе с этим дети могут пытаться съесть несъедобную вещь.

Нарушение поведения самосохранения: в силу большого количества страхов ребенок часто попадает в ситуацию, опасную для себя. Причиной может быть любой внешний раздражитель, который вызывает у ребенка неадекватную реакцию. Например, внезапный шум может заставить ребенка убежать в случайно выбранном направлении. Также причиной является игнорирование реальных угроз жизни: ребенок может очень высоко залезть, играть с острыми предметами, перебегать дорогу не глядя.

Нарушение моторного развития: как только ребенок начинает ходить, у него отмечают неловкость. Также некоторым детям с аутизмом присуще хождение на носочках, весьма заметно нарушение координации рук и ног. Таких детей очень трудно научить бытовым действиям, им достаточно тяжело дается подражание. Вместо этого у них развиваются стереотипные движения (совершать однообразные действия в течении долгого времени, бегать по кругу, раскачивания, взмахи «как крыльями» и круговые движения руками), а также стереотипные манипуляции с предметами (перебирание мелких деталей, выстраивание их в ряд). Дети с аутизмом с заметным трудом осваивают навыки самообслуживания. Выражена моторная неловкость.

Нарушения восприятия: трудности в ориентировке в пространстве, фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной картины предметного мира.

Трудности в концентрации внимания: дети с трудом сосредотачивают внимание на чем-то одном, присутствует высокая импульсивность и неусидчивость.

Плохая память: часто и родители и специалисты замечают, что дети с аутизмом хорошо запоминают то, что для них значимо (это может вызывать у них удовольствие или страх). Такие дети на долгое время запоминают свой испуг, даже если он произошел очень давно.

Особенности мышления: специалисты отмечают трудности в произвольном обучении. Также дети с аутизмом не сосредотачиваются на осмыслении причинно-следственных связей в происходящем, присутствуют трудности переноса освоенных навыков в новую ситуацию, конкретность мышления. Ребенку сложно понять последовательность событий и логику другого человека.

Поведенческие проблемы: негативизм (отказ слушать инструкции взрослого, выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Часто сопровождается сопротивлением, криками, агрессивными вспышками. Огромной проблемой являются страхи таких детей. Обычно они непонятны окружающим, потому что зачастую дети не могут их объяснить. Ребенка могут пугать резкие звуки, какие-то определенные действия. Еще одно поведенческое нарушение – агрессия. Любое расстройство, нарушение стереотипа, вмешательство внешнего мира в жизнь ребенка может спровоцировать агрессивные (истерику или физическую атаку) и аутоагрессивные вспышки (повреждения себя самого).

Каждый случай заболевания очень индивидуален: аутизм может иметь большинство перечисленных признаков в крайней степени проявления, а может проявляться лишь некоторыми еле заметными особенностями.


Диагностика расстройств аутистического спектра

Для диагностики аутизма специалисты используют критерии 2-х международных классификаций: МКБ-10 и DSM-5.

Но главные три критерия («триада» нарушений), которые можно выделить это:

- нарушение социальной адаптации

- нарушения в коммуникативной сфере

- наблюдение за ребенком и заполнение «Оценочной шкалы аутизма», при помощи которой можно установить тяжесть расстройства

- беседа с родителями

- заполнение родителями опросников – «Опросник для диагностики аутизма»

Существует несколько действующих классификаций РАС, причем разделение происходит зачастую по совсем разным признакам, что, естественно, может принести определённое неудобство человеку, изначально мало знакомому с медициной или психологией; поэтому ниже будут выделены самые основные и часто встречающиеся на практике виды РАС: - Синдром Каннера( Ранний детский аутизм) - характеризуется «триадой» основных нарушение: трудностью установления контактов со внешним миром, стереотипичностью в поведении, а также задержкой или нарушением коммуникативных функций речевого развития. Также необходимо отметить условие раннего появления данных симптомов (примерно до 2,5 лет)

Проявляется у детей в 4-х формах в зависимости от степени отгораживания от внешнего мира:

Полная отрешенность от происходящего. Эта группа характеризуется отсутствием речи и невозможностью организовать ребенка (наладить зрительный контакт, добиться выполнения инструкций и поручений). При попытках взаимодействия с ребенком, он демонстрирует наибольший дискомфорт и нарушение активности.

Активное отвержение. Характеризуется более активным контактом с окружающей средой, чем первая группа. Нет такой отрешенности, но присутствует неприятие части мира, которая неприемлема ребенку. Ребенок проявляет избирательное поведение (в общении с людьми, в еде, в одежде)

Захваченность аутистическими интересами. Характеризуется образованием сверхценных пристрастий (годами ребенок может говорить на одну и ту же тему, рисовать один и тот же сюжет). Взгляд таких детей направлен на лицо человека, но смотрят они «сквозь» этого человека. У таких детей вызывает удовольствие стереотипное воспроизведение отдельных впечатлений.

Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Аутизм в наиболее легкой форме. Для детей характерна повышенная ранимость, контакт с миром прекращается при малейшем ощущении препятствий. С такими детьми можно установить глазной контакт

- Синдром Аспергера. Формируется с рождения. У детей наблюдается раннее начало речевого развития, богатый словарный запас, развитое логическое мышление, не отмечается нарушений в умственном развитии. Но при этом страдает коммуникативная сторона речи: такие дети не умеют устанавливать контакт с другими людьми, не слушают их, могут беседовать сами с собой, не соблюдают в общении дистанцию, не умеют сопереживать другим людям.

- Синдром Ретта. Особенность его заключается в том, что развитие ребёнка до 1—1,5 лет протекает нормально, но потом начинают распадаться только что приобретённые речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки. Характерным для данного состояния являются стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание, при этом не носящие целенаправленного характера. Самое редкое из представленных заболеваний, встречающееся практически всегда только у девочек.

- Детский психоз. Первые проявления симптомов до 3х лет. Характеризуется нарушениями социального поведения, коммуникативными нарушениями. Присутствуют стереотипии в поведении (дети однообразно бегают по кругу, покачиваются стоя и сидя, перебирают пальцы рук, потряхивают кистями). Такие дети имеют нарушения в приеме пищи: они могут проглатывать пищу не жуя. Речь их неясная иногда может представлять собой бессвязный набор слов. Бывают периоды, когда дети застывают на месте, как куклы.

- Атипичный аутизм. Отличается от аутизма по возрастному проявлению и отсутствием одного критерия из «триады» основных нарушений.


Коррекция больных с РАС

Одним из самых важных разделов абилитации для детей с РАС, несомненно, является оказание психокоррекционной и социально-реабилитационной помощи, с формированием навыков социального взаимодействия и адаптации. Комплексная психокоррекционная работа, включающая в себя все разделы и виды реабилитационной помощи, о которых будет написано ниже, является, наряду с медикаментозной терапией, действенным средством купирования негативных симптомов РАС, а также способствует нормальному включению ребенка в социум. Виды коррекции РАС:

1) Психологическая коррекция - самый распространённый и известный вид; характерен достаточно широким спектром методик, из которых наибольшее распространение и признание в мире получили программы TEACCH и ABA-терапия.

Первая программа основывается на следующих принципах:

- Особенности каждого отдельного ребёнка интерпретируются исходя из наблюдений за ним, а не из теоретических представлений;

- повышение адаптации осуществляется как путём обучения новым навыкам, так и путём приспособления уже имеющихся к окружающей среде;

- создание индивидуальной программы обучения для каждого ребёнка; использование структурированного обучения; целостный подход к интервенции.

Вторая же программа во многом опирается научение, зависящее от последствий, возникших после поведения. Последствия могут быть в виде наказания или поощрения. В данной модели необходимо выделить основные методы, такие, как процедура создания контура и подкрепления поведения, похожего на целевое; метод обучения цепочек поведения; методика обучения различение стимулов.

2) Нейропсихологическая коррекция - данный вид включает в себя комплекс занятий, состоящих из растяжек, дыхательных, глазодвигательных, мимических и других упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы, причем сами занятия между собой заметно различаются по времени и количеству.

3) Работа с семьей и окружением ребёнка - в первую очередь, данный вид коррекции направлен на смягчение эмоциональной напряжённости и тревоги у членов семьи, так как зачастую родители детей с РАС так же нуждаются в помощи, включающую в себя психотерапевтическую поддержку и программы тренингов (такие программы направлены в основном на формирование чувств понимания проблемы, реальности её решения и осмысленности поведения в сложившейся семейной ситуации).

4) Психосоциальная терапия - собственно, работа с самим ребёнком по формированию когнитивных, эмоциональных и мотивационно-волевых ресурсов личности для возможности дальнейшей социальной адаптации, необходимость в которой проявляется всё ярче по мере взросления ребёнка с РАС.

5) Логопедическая коррекция - учитывая тот факт, что нарушение речевого развития является одним из кардинальных проявлений РАС, данный вид работы с ребёнком будет неотъемлемой частью программы коррекции. Характеризуется ориентированностью на формирование словарного запаса, развитие слухового внимания, а также фонетического и речевого слуха.

6) Медикаментозная коррекция РАС. При некоторых формах аутизма необходима лекарственная помощь ребенку. Например, для улучшения концентрации внимания и усидчивости врач может назначить витамины и ноотропные лекарства, улучшающие процессы мышления и стимулирующие речевое развитие. А при высокой импульсивности, агрессии, негативизме, выраженных признаках «ухода в себя» могут помочь препараты психотропного ряда. В ряде случаев Аутизм сочетается с эпилептическими приступами. В таких случаях необходимы препараты предотвращающие приступы. Многие мамы опасаются лекарств. Но лекарства назначаются на определенный период, а не навсегда. Нежелательные явления от лекарственных препаратов бывают редко. А результат от эффекта в большинстве случаев стоит смелости родителей. В каждом случае необходимо индивидуально решать, какая нужна терапия. И врач должен быть способен доходчиво объяснить родителям все вопросы относительно лекарств.

В Детском диагностическом центре в Домодедово есть все возможности для диагностики Расстройств аутистического спектра. Такие как: осмотр детским неврологом, клиническим психологом, логопедом, проведение обследования – электроэнцефалографии и видеоЭЭГмониторинга. А также методики коррекции, такие как АВА-терапия.