Руководства, Инструкции, Бланки

Декларация Участника Закупки Страны Происхождения Товара Образец img-1

Декларация Участника Закупки Страны Происхождения Товара Образец

Рейтинг: 4.7/5.0 (1923 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Просмотр темы - Приказ №155 - Требовать ли декларацию о стране ПТ во 2 ч?

Форум
Института госзакупок
(Москва)

В другой теме Сургутскова Ирина писал(а):
Согласна, документы должны быть в документации о закупке и зависят от того, какие именно условия, запреты или ограничения установлены в документации. Если, например, условия допуска иностранных товаров установлены в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155, то заказчик должен попросить в составе второй части заявки на участие в аукционе декларацию о стране происхождения товара. Если запрет на поставку ин.товаров установлен на основании постановления Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 1224, то заказчик может запросить декларацию страны происхождения и (или)сертификат о происхождении товара Форма СТ-1.


У меня вопрос при установлении преференций согласно Приказу МЭР России от 25.03.2014 N 155:
в первой части мы требуем от участников указание на ТЗ, характеристики, наименование страны происхождения товара.
Во второй части опять же надо требовать декларацию о стране происхождения товара (отдельным документом)? То есть информации о наи


_________________
Обращаем внимание,что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти,в случае если данный орган наделен специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

В другой теме Сургутскова Ирина писал(а):
Согласна, документы должны быть в документации о закупке и зависят от того, какие именно условия, запреты или ограничения установлены в документации. Если, например, условия допуска иностранных товаров установлены в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155, то заказчик должен попросить в составе второй части заявки на участие в аукционе декларацию о стране происхождения товара. Если запрет на поставку ин.товаров установлен на основании постановления Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 1224, то заказчик может запросить декларацию страны происхождения и (или)сертификат о происхождении товара Форма СТ-1.


У меня вопрос при установлении преференций согласно Приказу МЭР России от 25.03.2014 N 155:
в первой части мы требуем от участников указание на ТЗ, характеристики, наименование страны происхождения товара.
Во второй части опять же надо требовать декларацию о стране происхождения товара (отдельным документом)


А вот я бы так не утверждал. Особенно при условии того, что многие заказчики увидев слово Россия в графе производитель или в любом другом месте, принимают это за страну товара. В первой части указывается информация о товаре. Во второй части требуется декларация о стране.
Есть порядок рассмотрения первых частей и есть порядок рассмотрения вторых. Есть ч. 5 ст. 66 и ч. 6 ст. 69 в которой говорится в каких случаях заявку нужно отклонять, а за не отклонение заявки КО может и наказать.


_________________
В закупках с 2005-го года. Пережил 94-ФЗ и что то подсказывает, что есть вероятность пережить 44-ФЗ.

В другой теме Сургутскова Ирина писал(а):
Согласна, документы должны быть в документации о закупке и зависят от того, какие именно условия, запреты или ограничения установлены в документации. Если, например, условия допуска иностранных товаров установлены в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155, то заказчик должен попросить в составе второй части заявки на участие в аукционе декларацию о стране происхождения товара. Если запрет на поставку ин.товаров установлен на основании постановления Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 1224, то заказчик может запросить декларацию страны происхождения и (или)сертификат о происхождении товара Форма СТ-1.


У меня вопрос при установлении преференций согласно Приказу МЭР России от 25.03.2014 N 155:
в первой части мы требуем от участников указание на ТЗ, характеристики, наименование страны происхождения товара.
Во второй части опять же надо требовать декларацию о стране происхождения


_________________
Обращаем внимание,что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти,в случае если данный орган наделен специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

не достаточно информации о стране происхождении товара в 1 части? У нас 1 заявка, декларации во 2й части как отдельного документа нет, а в 1 части указали сведения о стране ПТ..

любой заказчик который придерживается мнения что информация о стране должна быть в обеих частях - сотню раз еще подумает, отклонять или нет такие заявки.
лично я и моя комиссия считаем что пока понятие "декларация" размыто и не существенно, то любое (и в любом месте) упоминание о стране означает выполнение условий и ст.66 и приказа 155 (ст.69)


Понятие "декларация" относительно страны происхождения возникает только в приказе, а закон говорит о документах, которыми могут быть и декларация, и сертификат, и инструкция к товару в которой указано "made in. ".

вот вот. и то и другое и третье. все этим может быть=).
при запретах на допуск товаров из иностранных государств - согласен, должен быть отдельный документ.
а вот если преференции по 155 приказу.
в законе ведь говорится о документах в принципе. Ананлогично с документами у инвалидов и УИСов, которые обязательно должны быть у всех и всегда. Постановления/приказы более подробно развивают тему и пошагово (насколько умеют) раскрывают порядок предоставления запретов/преимуществ. А в 155 как раз написано только о декларации.
Опять же, это только мое скромное мнение. Лучше не отклонять.


_________________
Обращаем внимание,что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти,в случае если данный орган наделен специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

155 приказ как раз упрощает и говорит, что достаточно декларировать об этом и не нужно никаких документов, что б не ломали голову что за документ и принимать ли тот или иной документ. К тому же приказ рекомендует требовать декларацию, как раз для меньшей путаницы.

Когда возникают такие споры мне всегда хочется спросить: а в ноябре 2014 требовали такие документы или в первой части указание на ООО "Рога и копыта" было достаточно?
С 01.01.2015 изменились требования к первым частям заявок, а не ко вторым.

до вступления изменений в закон по первой части заявок, участник по 155ому приказу просто должен был декларировать в ЗАЯВКЕ (не указано в какой части) страну происхождения товара.


_________________
Обращаем внимание,что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти,в случае если данный орган наделен специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.


Зарегистрирован: 15 сен 2011, 14:15
Сообщений: 4245
Откуда: Институт госзакупок

Решение Ярославского УФАС от 17.09.2014 № 05-02/248Ж-14 по заявлению участника закупки ООО «Медицинская инновационная компания» к заказчику ГБУЗ ЯО «Ярославская областная клиническая больница»:

Позиция Заказчика: во второй части заявки на участие в электронном аукционе отсутствует документ с указанием страны происхождения товара, поэтому заявка отклонена.
Позиция Участника закупки: страна происхождения указана в первой части заявки, этого достаточно. Отклонение неправомерно.
Позиция ФАС: указание места происхождения товара в первой части заявки не исключает обязанность участника указывать (декларировать) страну происхождения товара во второй части заявки, если соответствующее требование содержалось в документации об аукционе.
«Приказом Минэкономразвития 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Приказ) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В Перечень товаров, на которые распространяются условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, входит предмет проводимой закупки – поставка расходных материалов (электрод-крючок).
Согласно пункту 9 Приказа для целей реализации настоящего приказа рекомендуется устанавливать в документации о закупке
- требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара. …
Согласно пункту 17 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению» раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об аукционе в электронной форме установлено, что участники закупки в составе второй части заявки должны предоставить документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, или копии этих документов: указание (декларирование) страны происхождения поставляемого товара. … На заседании Комиссии установлено, что вторая часть заявки участника закупки … не содержала указания (декларирования) страны происхождения товара – расходных материалов (электрод-крючок)….Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что аукционная комиссия заказчика правомерно признала заявку участника закупки …. Не соответствующей требованиям, установленным в документации об электронном аукционе…. Довод, содержащийся в жалобе о том, что участник закупки….задекларировал страну происхождения предлагаемого для поставки товара в составе первой части заявки, указав место происхождения товара – ЗАО «Аксиома-Сервис», Россия, является достаточным для подтверждения соответствия товара условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, не нашел подтверждения в ходе рассмотрения жалобы…законодатель разграничивает понятия место происхождения, предоставляемого в первой части заявки, и страны происхождения, которую должны декларировать участники в составе второй части заявки…».
Устоявшейся практики еще нет по данному вопросу, но вот одно из решений контрольных органов.
Формально все верно. Требованиями ко второй части заявки предусмотрено предоставление документов, подтверждающих соблюдение условий допуска. В качестве такого документа в силу приказа № 155 заказчик требует во второй части заявки декларацию о СП. Все соответствует закону.


_________________
С уважением,
Сургутскова Ирина Александровна,
старший юрист
экспертно-консультационного центра
Института госзакупок
http://www.roszakupki.ru

Вот и я жил с такой уверенность, все годы, однако меня смутили сегодня указав мне на п.6 ч.5 ст.66 44-ФЗ документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Как отбиться по 155 это даже не вопрос здесь все отлично. но вот не могу понять что делать с п.6 ч.5 ст.66 44-ФЗ.

с п.6ч.5ст.66 дела не очень мягко говоря=). говорится что заказчик обязан требовать документы. при этом закупки могут вообще быть вне 155 приказа и прочих запрещающих постановлений (когда товар не входит не в какие перечни), при этом п.6ч.5ст.66 - по теории применять все равно обязаны.
давим на ссылку на статью 14ую, в которой говорится что перечни и порядок предоставления преференций устанавливается правительством/минэком, и в отличии от Постановлений ПРИКАЗ 155 Документов не просит. Просит только декларацию.
Но конечно все очень спорно. каждый проверяыющий, контролирующий поймет это по своему.


_________________
Обращаем внимание,что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти,в случае если данный орган наделен специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.

Видео

Другие статьи

Письмо Министерства экономического развития РФ от 14 марта 2016 г

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства экономического развития РФ от 14 марта 2016 г. N Д28и-657 "О разъяснении порядка реализации приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155"

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 14 марта 2016 г. N Д28и-657 "О разъяснении порядка реализации приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155"

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении порядка реализации приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N 155) и сообщает.

В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 части 2 статьи 51, пунктом 6 части 5 статьи 66, пунктом 6 части 3 статьи 73 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заявка участника закупки должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником закупки товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска, в случае если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении закупки в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, либо заверенные копии данных документов.

Согласно пункту 9 приказа N 155 для целей реализации приказа N 155 рекомендуется устанавливать в документации о закупке требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара.

В соответствии с абзацем 2 пункта 13 приказа N 155, в случае если заказчиком установлены требования в соответствии с абзацем вторым пункта 9 приказа N 155, при этом участником закупки не представлена соответствующая информация, к такому участнику не применяются положения приказа N 155.

Таким образом, при осуществлении закупки путем проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений с применением приказа N 155 в случае отсутствия в составе заявки участника закупки декларации о стране происхождения такая заявка отклоняется.

Вместе с тем при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона с применением приказа N 155 в случае отсутствия в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе декларации о стране происхождения такая заявка не отклоняется.

С учетом того, что согласно части 2 статьи 66 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе является единым документом, состоящим из двух частей, заказчик рассматривает заявку участника в совокупности. В этой связи полагаем, что решение о предоставлении преимуществ, предусмотренных приказом N 155, может быть принято на основании информации о стране происхождения товара, представленной участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе.

Директор Департамента
развития контрактной системы

Обзор документа

Приказом Минэкономразвития России установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Так, рекомендуется устанавливать в документации о закупке требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или предложений страны происхождения поставляемого товара.

Разъяснено, что при осуществлении закупки путем конкурса, запроса котировок или предложений с применением указанного приказа в случае отсутствия в составе заявки участника закупки декларации о стране происхождения такая заявка отклоняется.

Вместе с тем при осуществлении закупки путем электронного аукциона с применением названного приказа в случае отсутствия в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе декларации о стране происхождения такая заявка не отклоняется.

Заявка на участие в электронном аукционе является единым документом, состоящим из двух частей. Заказчик рассматривает заявку участника в совокупности. В этой связи решение о предоставлении преимуществ, предусмотренных приказом, может быть принято на основании информации о стране происхождения товара, представленной участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

О декларировании страны происхождения товара при осуществлении закупок товаров, происходящих из иностранных государств

Обращение

Обращение начальника Главного контрольного управления Челябинской области Дмитрия Агеева к посетителям сайта

Уважаемые посетители сайта!

Добро пожаловать на страницы официального Интернет-представительства Главного контрольного управления Челябинской области.

Вы найдете здесь полную и достоверную информацию о деятельности Главного контрольного управления Челябинской области, а также можете направить свое обращение через интернет-приемную.


Календарь публикаций

Горячая линия

Телефоны для консультаций и приема сообщений:

(351) 263 -84-48 - для консультаций по Контрактной системе в сфере закупок

(351) 737 -02-79 - для приема сообщенийо фактах нарушения трудового, налогового и бюджетного законодательства РФ, а также антикоррупционного просвещения (454091 г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59 gku@chel.surnet.ru, gku@gov74.ru)

Голосование

Нашли ли Вы полезную информацию по интересующим Вас вопросам на нашем сайте?

Главная » Новости » О декларировании страны происхождения товара при осуществлении закупок товаров, происходящих из иностранных государств

О декларировании страны происхождения товара при осуществлении закупок товаров, происходящих из иностранных государств

О декларировании страны происхождения товара при осуществлении закупок товаров, происходящих из иностранных государств.

При осуществлении закупки путем проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений с применением приказа № 155 в случае отсутствия в составе заявки участника закупки декларации о стране происхождения такая заявка отклоняется.

Вместе с тем при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона с применением приказа № 155 в случае отсутствия в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе декларации о стране происхождения такая заявка не отклоняется.

С учетом того что согласно части 2 статьи 66 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе является единым документом, состоящим из двух частей, заказчик рассматривает заявку участника в совокупности. В этой связи Минэкономразвития России считает, что решение о предоставлении преимуществ, предусмотренных приказом № 155, может быть принято на основании информации о стране происхождения товара, предоставленной участником закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе.

Ознакомиться с текстом письма можно в разделе настоящего сайта «Регулирование контрактной системы в сфере закупок», подраздел «Нормативно-правовая база», вкладка «Разъяснения».

Дата публикации: 12 июля, 2016 [17:20]
Дата изменения: 12 июля, 2016 [17:22]
< Вернуться

ГАРАНТ СОФТ - законодательство России и Татарстана

Состав и содержание заявки на участие в электронном аукционе. Какие документы прикреплять в первую и во вторую части заявки на участие?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к ч.3 - 5 ст.66 №44-ФЗ "О контрактной системе". Если объяснять простым языком, то первая часть заявки на участие должна содержать.

1) Согласие на поставку товара - либо оригинала (в отношении которого в документации содержится указание на товарный знак), либо эквивалента. Если выполняете работы или оказываете услуги - согласие на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией. Следует знать, что на всех федеральных электронных торговых площадках, проводящих электронные аукционы (далее - ЭА) данное согласие формируется автоматически при заполнении заявки на участие. Поэтому, в большинстве регионов и заказчики и контролирующие органы ограничиваются таким "автоматичесским" согласием (не путайте с требованиями заказчиков, работающих по №223-ФЗ "О закупках отдельными видами юридических лиц"!). Поэтому на федеральных площадках данный документ отдельно не формируем;

2) Конкретные показатели (функциональные и технические характеристики товара, гарантийный срок, описание соответсвия ГОСТам и пр.), соответствующие значениям, установленным документацией, указание на товарный знак (при наличии). (далее перечисляются обозначения (при наличии у Вас), служащие для индивидуализации товара, если Вы их используете, что бывает редко). наименование страны происхождения товара. Причем указание конкретных показателей, товарного знака (при наличии), наименования страны происхождения необходимо как для товаров, являющихся предметом договора поставки, так и для товаров (материалов), используемых в ходе выполнения работ и оказания услуг (например, материалов, используемых при строительстве здания или автобусов для перевозки участников мероприятия). Об этом прямо говорится в пп.а - б п.3 ч.3 ст.66 №44-ФЗ. Многие участники ЭА этого не учитывают и грамотные заказчики обоснованно отклоняют их первые части заявок;

3) Может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт (ч.4 ст.66 №44-ФЗ)

Правильность указания конкретных показателей в первых частях заявок нуждается в отдельных комментариях, так как здесь наибольшее количество ошибок у участников ЭА, а заказчики стремятся прописать параметры эквивалентности показателей так, чтобы им удовлетворял если не один поставщик, то хотя бы один производитель.

Правила указания конкретных показателей:

- Скопировать техническое задание заказчика из аукционной документации в отдельный файл. Найти в документации все куски, где есть слова НЕ БОЛЕЕ, НЕ МЕНЕЕ, ОТ, ДО и пр. касающиеся товара, работы или услуги и скопировать их тоже (заказчики любят разбрасывать необходимые для указания в заявке показатели по всей документации (прятать их), чтобы не предупрежденный об этом участник их пропустил).

- Из скопированного обязательно убрать все слова, касающиеся эквивалентности: НЕ БОЛЕЕ, НЕ МЕНЕЕ, ОТ, ДО, ДОЛЖЕН, ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТ, ИЛИ и пр. и прописать конкретные значения, соответствующие требованиям заказчика и реальным возможностям продукции поставщика. Если у продукции есть допуски (фракции), где невозможно указать конкретные значения, то закзачик должен прописать в инструкции по заполнению заявки о том, что данные показатели участник закупки указывает (или вправе указать) диапазонами значений, соответствующими требованиям документации. Если в инструкции такого нет, то де-юре должны быть только конкретные значения!

- Если Вы понимаете, что Ваша продукция по факту является эквивалентной, а по какому-то одному-двум показателям ее характеристики не проходят, то эти один-два показателя являются, скорее всего, заточкой под определенную продукцию, что является ограничением конкуренции. В противном случае заказчик должен в документации обосновать, почему ему нужны именно такие показатели, понимая, что под них может подпадать только продукция определенного производителя. В таком случае рекомендуется через площадку подать запрос на разъяснение документации (может быть, заказчик ошибся), если до окончания приема заявок осталось не менее 3 дней, либо сразу подавать жалобу в уФАС (антимонопольная служба).

- Прописать товарные знаки (при наличии) или "товарный знак отсутствует", наименование страны происхождения для каждой товарной позиции (или материала) в скопированном вначале файле (таблице). Многие забывают это сделать и грамотные заказчики получают отличную возможность отклонить 1-ую часть заявки.

- Если Вы выполняете работы или оказываете услуги, не забудьте скопировать в Ваш файл декларирование о соответствии Ваших работ/услуг всем ГОСТам, требованиям, которые выдвигает заказчик в документации, скопируйте описание всех процессов и алгоритмов, убрав слова "должен". Многие забывают это и их также отклоняют.

- Не дописывайте в 1-ую часть заявки какие-либо показатели дополнительно, если заказчик в документации о них не указал.

- Товарные знаки и другие обозначения индивидуализации продукции указывайте в кавычках.

Вторая часть заявки на участие относится больше к данным о поставщике, его лицензиях, поэтому она редко меняется по одной и той же предметной области. Следует также учитывать, что, если заказчик отклоняет участника закупки по второй части заявки на участие более 2-ух раз в течение квартала на одной и той же ЭТП, то у такого участика сгорает сумма в обеспечение заявки на участие (от 0,5 до 5% от начальной цены контракта) (см. ч.27 ст.44 №44-ФЗ). Документы и сведения второй части заявки на участие:

1) Наименование, место нахождения. почтовый адрес, номер контактного телефона, ИНН участника такого аукциона, ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Все эти сведения, кроме ИНН учредителей и директоров, поставщик вводит при аккредитации на ЭТП и они отправляются заказчику автоматически из данных личного кабинета участника закупки. Самое главное, чтобы все сведения были актуальны на дату и время окончания подачи заявки. А вот ИНН учредителей и директоров (ФИО, цифры) необходимо будет вносить во вторую часть заявки вручную, например, в файле WORD. Очень много отклонений вторых частей заявок именно по причине неуказания ИНН учредителй, директора/директоров;

2) Документы (или копии), подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям. установленным п.1 ч.1, ч. 2 и 2.1 (при наличии требований) ст. 31 №44-ФЗ.

Объясняя проще, п.1 ч.1 ст.31 касется необходимости прикреления в заявку лицензии на осуществление деятельности участника закупки, в том случае, если для осуществления указанной в предмете закупки деятельности необходима лицензия. Посмотреть, в каких случаях нужна лицензия можно в №99-ФЗ от 4 мая 2011г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", по строительству: Приказ Минрегиона от 30 декабря 2009г. №624 (перечень изыскательных, проектных, строительных видов работ, требующих лицензию СРО). Заказчики очень часто либо не знают, либо сознательно предъявляют требования к наличию лицензии, хотя по факту лицензия на данный вид работ не требуется, в соответствии с вышеуказанным законодательством РФ.

ч.2 ст. 31 касается только участников закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, к которым Правительство РФ предъявляет дополнительные требования. На данный момент такие доп. требования и виды товаров, работ, услуг, к которым они применяются указаны в Постановлении правительства №99 от 4 февраля 2015г. (О дополнительных требованиях). Из распространенных видов работ - это строительные работы, оказание услуг общественного питания для образовательных, медицинских организаций. По прикрепляемым документам, см. подробнее указанное Постановление;

3) Декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31.

В данном пункте в свободной форме составляем документ в WORD, где организация (название, ИНН) заявляет, что соответствует п.3 - 9 ч.1 ст.31 №44-ФЗ, а именно. (переписываются пункты с 3-его по 9-ый ст.31 и все);

4) Копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям. установленным в соответствии с законодательством РФ, если такие требования предусмотрены как законодательством РФ, так и документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром.

Законодательством РФ, а именно, ст.20 №184-ФЗ от 27 декабря 2002г. "О техническом регулировании" установлено, что продукция (товары, работы, услуги) может подлежать либо добровольной либо обязательной сертификации. В случае добровольной сертификации производитель продукции может по собственной инициативе зарегистрировать документ о ее соответствии требованиям технических регламетов, положениям стандартов, сводов правил и пр. Так как некоторые товары (работы или услуги) добровольно сертифицируются их производителями, а не по требованию законодательства РФ, запрашивать сертификаты добровольного соответствия в составе заявки на участие заказчик не имеет права. На практике часто происходит обратное - вторые части заявок поставщиков без добровольного сертификата (например, по международным стандартам ISO) отклоняются заказчиками в нарушение №44-ФЗ. Задача участника закупки, чья заявка была отклонена, успеть в 10-дневный срок обжаловать необоснованное отклонение заявки в уФАС. Лучше отклонения по 2-ой части не копить. так как, в соответствии с ч.27 ст.44 №44-ФЗ, в случае отклонения 2-ой части заявки на участие в ЭА более 2-ух раз в течение квартала на одной и той же ЭТП сумма в обеспечение заявки на участие поставщику не возращается, если он не докажет в уФАС, что его заявку отклонили необоснованно.

В каких же случаях заказчик должен потребовать обязательный сертификат соответствия или декларацию соответствия в состве 2-ой части заявки?

Существуют десятки технических регламентов ("О требованиях пожарной безопасности", "На молоко и молочную продукцию", "О безопасности колесных транспортных средств" и пр.), ссылающихся на №184-ФЗ от 27 декабря 2002г. "О техническом регулировании". Есть более общий документ: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009г. №982 "Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации". Если деятельность или продукция поставщика входит в эти списки, то заказчик должен потребовать сканкопию сертификата или декларации соответствия, причем именно во 2-ой части заявки на участие, а не в 1-ой, в силу п.3 ч.5 ст.66 №44-ФЗ.

Не путайте обязательный сертификат соответствия или декларацию соответствия продукции с документами, которые в силу все того же п.3 ч.4 ст.66 №44-ФЗ, а также ст.456 ГК РФ передаются вместе с товаром: технический паспорт, сертификат качества, инструкция по эксплуатации, товарно-транспортные накладные и пр. Указанные документы заказчик не имеет права требовать в составе 2-ой части заявки на участие в электронном аукционе;

5) Решение об одобрении крупной сделки. в том случае, если законодательством РФ установлено требование о наличии такого решения для определенных видов юридических лиц, а также если заключаемый контракт для поставщика является крупной сделкой.

Как правило, все юридические лица прикрепляют данный документ при аккредитации на ЭТП (п.8 ч.2 ст.61 №44-ФЗ) и зачастую максимальная сумма сделки, указанная в прикрепленном решении превышает начальную цену контракта и дублировать еще раз данный документ в составе второй части заявки не имеет смысла. Оператор ЭТП все документы и сведения из личного кабинета поставщика, включая решение об одобрении сделок, направляет заказчику в дату и время окончания подачи заявок (ч.19 ст.68 №44-ФЗ). Шаблоны данных документов можно просмотреть здесь: (Решение об одобрении крупных сделок: --- один учредитель ---, --- более одного учредителя ---);

6) Документы. подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 №44-ФЗ.

Здесь речь идет о поддержке в отношении цены организаций уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) (ст.28) и организаций инвалидов (ст.29) при закупке товаров из специальных перечней, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2014г. №649 и Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014г. №341 соответственно. Такие участники закупок, как сказано в этих Постановлениях, требуют о предоставлении им преимуществ в отношении цены контракта в свободной форме, то есть заказчик, опять же, не вправе требовать каких-либо подтверждающих документов в составе заявки на участие. Если закупаемый заказчиком товар отсутствует в указанных перечнях, преимуществ УИС или инвалидам в соответствии со ст.28 и 29 №44-ФЗ заказчик предоставлять не вправе;

7) Документы. подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям. установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 №44-ФЗ.

Ст.14 №44-ФЗ ссылается на 5 подзаконных актов, полностью ограничивающих или устанавливающих условия допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств. Если товар участника закупки находится в одном из перечней, приведенных в этих документах, то, в большинстве случаев, помимо указания наименования страны происхождения товара, необходимо прикрепить сертификаты о происхождении товара по форме СТ-1, которые выдаются на территории стран Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, России местными представителями Торгово-промышленной палаты (см. сайт ТПП РФ ).

8) Декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СМП или СОНО) в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 №44-ФЗ. То есть, если заказчик в извещении и аукционной документации указал, что заявку на участие могут подать только СМП или СОНО, таким организациям необходимо приложить декларацию в свободной форме со ссылкой на подп.1,2,3 ч.1 ст.4 №209-ФЗ от 24 июля 2007г. "О развитии малого и среднего предпринимательства" (если участник закупки - СМП) или со ссылкой на ч.1 ст.31.1 №7-ФЗ от 12 января 1996г. "О некоммерческих организациях" ( если участник закупки - СОНО). Эти подпункты №209-ФЗ как раз и объясняют, кто такие СМП, а ч.1 ст.31.1 №7-ФЗ - кто такие СОНО. Декларации в составе заявки по №44-ФЗ вполне достаточно, заказчик не вправе требовать никаких справок из ФНС, например.

Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 №44-ФЗ (расписанных в данной статье), не допускается.

Нужно ли указывать наименование места происхождения товара или наименование производителя в первой части заявки на участие в Электронном Аукционе?

Федеральным законом от 31.12.2014г. №498-ФЗ внесены важные изменения в закон о контрактной системе №44-ФЗ, а именно: в ч. 3 ст. 66 (Содержание первой части заявки на участие в электронном аукционе). Теперь в составе первой части заявки не нужно указывать наименование места происхождения товара (далее - НМПТ), а также наименование производителя товара. Вместо этого необходимо прописывать наименование страны происхождения товара, причем не только в случае, когда поставка товара является предметом контракта, но и тогда, когда товар (или материал, о котором упоминается в аукционной документации) используется при выполнении работ или оказании услуг. Об указании наименования страны происхождения товаров, используемых в ходе выполнения работ, оказания услуг в составе заявки прямо говорится в пп.а - б п.3 ч.3 ст.66 №44-ФЗ: ч.3: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию. 3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар. а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части. наименование страны происхождения товара. "

Многие путают наименование страны происхождения товара с наименованием места происхождения товара (далее - НМПТ), но на самом деле НМПТ не имеет к ней никакого отношения.

В соответствии со ст. 1225 ГК РФ НМПТ признается интеллектуальной собственностью (средством индивидуализации, правовая охрана которому предоставляется при условии его государственной регистрации), а в ст. 1516 – 1537 ГК РФ описывается правовой режим НМПТ, включая особенности государственной регистрации прав на НМПТ.

Сведения об НМПТ и его правообладателях вносятся в Государственный реестр НМПТ (см. п. 17 Приказа Минобрнауки РФ от 12.12.2007г. № 346). Доступ к этому открытому реестру осуществляется через официальный сайт Роспатента http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers .

В данном реестре НМПТ числится небольшое кол-во (около 150 на данный момент) поэтому в 44-ФЗ следовало бы добавить в требования к содержанию заявки на участие, что НМПТ указывается участником в составе заявки лишь при наличии.

Кроме того, интересным является тот факт, что в отношении одного и того же НМПТ может быть несколько (и это число ничем не ограничивается) правообладателей (они же являются и производителями товара).

Примеры НМПТ: Минеральная вода "Ессентуки" (несколько десятков правообладателей), «ТУЛЬСКИЕ ПРЯНИКИ», «ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО» и т д.

Определение понятия "страна происхождения товара" можно найтив в Таможенном законодательстве - п.1 ст.58 ТК ТС: "Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров." То есть, в ТК ТС допускается, что страной происхождения может быть группа стран или часть страны. Если так и указано в сертификате о происхождении товара или в декларации, заказчик не имеет право отклонять такую заявку (если нет противоречий с Таможенным законодательством).

Проблема предоставления ИНН учредителей участниками закупок в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе

В ст. 66 Закона о контрактной системе в числе требований ко второй части заявки на участие в электронном аукционе – ИНН (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа участника, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона (то же требование к содержанию заявок и в случае проведения конкурса – пп. а ч. 2 ст. 51 и в случае проведения запроса котировок – пп. 4 ч.3 ст. 73.). Но предоставить такую информацию не всегда возможно. Рассмотрим основные причины этой проблемы.

Как показывает практика, представить ИНН учредителей ЮЛ далеко не всегда возможно, в результате чего решением соответствующего органа электронный аукцион признают несостоявшимся либо победителем становится лицо, которое при прочих равных условиях не смогло бы его выиграть. Причиной такого решения объявляется несоответствие заявки участника требованиям п. 1 ч. 5 ст. 66 и п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, а также требованиям документации электронного аукциона, т. е. непредоставление информации об ИНН учредителей ЮЛ.

Представляется, что подобными решениями фактически нарушаются права и законные интересы участников аукциона в случае, если ими была подана заявка с меньшим предложением о цене контракта по сравнению с остальными участниками.

В связи с этим 4.07.2014г. №140-ФЗ внесены изменения в Закон о контрактной системе в соответствующие статьи и теперь ИНН учредителей необходимо указывать в составе заявки лишь при наличии. У заказчиков возникает логичный вопрос – можно ли теперь отклонять заявку участника за непредоставление ИНН учредителей и как участнику подтвердить отсутствие информации об указанном ИНН? На данный момент практика по данному вопросу еще не сформировалась, к тому же, в Законе о контрактной системе не уточнены нюансы предоставления таких сведений. Поэтому, во избежание неопределенностей, заказчикам можно использовать такой подход: составить рекомендуемую к заполнению форму данных об ИНН учредителей в составе требований к содержанию вторых частей заявок, а в форме уже предусмотреть возможность участников сообщить об отсутствии данных об ИНН учредителей участника закупки. То есть, если участник не декларирует об отсутствии ИНН учредителей в данной форме или не предоставляет данный ИНН в составе заявки, заказчик отклоняет его вторую часть заявки.

Причины невозможности предоставления ИНН:

- физические лица могли стать учредителями ЮЛ в тот период времени, когда присвоение ИНН не требовалось;

- за прошедшее с момента создания время ЮЛ может объективно утратить связь с учредителями вследствие перехода прав на ценные бумаги или доли к другим лицам, а также вследствие смерти учредителя;

- во многих организационно-правовых формах учредители не оказывают значительного влияния на хозяйственную деятельность ЮЛ (например, акционерного общества), и в этом случае предоставление подобной информации при проведении аукциона не имеет никакого практического значения;

- если ЮЛ при постановке на учет ИНН получает автоматически, физлицо может и не иметь соответствующего свидетельства, при этом добросовестно платя все налоги.

Документы, подтверждающие соответствие ТРУ (товаров, работ или услуг) требованиям законодательства (На примере продуктов питания)

В пп. 3 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе описано требование о предоставлении участниками в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе копий документов, подтверждающих соответствие товаров, работ или услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ… Постараемся разобраться, какие именно документы должен предоставить участник закупки в составе второй части заявки на участие, в каких случаях.

Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" предназначенные для реализации пищевые продукты, подлежат обязательному подтверждению соответствия обязательным требованиям нормативных документов в порядке, установленном ЗРФ о техническом регулировании.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

- принятия декларации о соответствии (ст. 24 указанного Закона);

- обязательной сертификации, подтверждается сертификатом соответствия (ст. 25 того же Закона). (Номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации утверждена ПП РФ от 1.12.2009г. №982)

Таким образом, документами, подтверждающими соответствие продуктов питания требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, когда такие требования установлены законодательством, являются декларации о соответствии или сертификат соответствия.

Перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, обязательное подтверждение соответствия которых осуществляется в форме обязательной сертификации, и перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, обязательное подтверждение соответствия которых осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, устанавливаются техническими регламентами, а до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов - Правительством РФ (п. 2 ст. 12 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", п. 1 ст. 23 Федерального закона "О техническом регулировании")*(1).

Однако следует учитывать, что подпунктом "в" п. 21 ст. 1 Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вступившим в силу 4 июня 2014 года) в указанный в вопросе пункт Закона N 44-ФЗ добавлены слова: "При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром".

Такое же положение изначально содержалось в п. 3 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, устанавливающем требования к заявке на участие в открытом конкурсе. Ранее это положение присутствовало в п. 2 ч. 3 ст. 25. п. 2 ч. 2 ст. 35. п. 5 ч. 4 ст. 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), устанавливающих требования соответственно к заявке на участие в конкурсе, аукционе, к документации об электронном аукционе.

В то же время согласно п. 2 ст. 456 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Таким образом, из данной нормы вытекает, что сертификат соответствия, декларация соответствия, если их обязательность предусмотрена законом, передаются вместе с товаром. Что, в свою очередь, на наш взгляд, позволяет прийти к выводу, что с 4 июня 2014 года (даты вступления в силу Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ) обязанности устанавливать в документации об электронном аукционе требование о представлении в составе заявки на участие в таком аукционе копий сертификата соответствия, декларации соответствия у заказчика нет.

Документы, подтверждающие соответствие участника или поставляемой им продукции условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в рамках ст. 14 44-ФЗ

Ст.14 №44_ФЗ определяет применение национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг. В рамках нац. режима Правительство РФ устанавливает, во-первых, запреты на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, во-вторых, МИНЭК РФ, устанавливает условия допуска ТРУ, происходящих из иностранных государств.

В первом случае пока существует только ПП РФ от 24 декабря 2013г. №1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств…», в соответствии с которым не допускаются ТРУ для нужд обороны страны и безопасности государства, кроме тех ТРУ, производство которых на территории РФ отсутствует.

Исходя из ч.2, ст.59 Таможенного кодекса Таможенного союза, документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара, но по факту бывает достаточно просто указать страну происхождения в заявке на участие и все. Заказчики, в данном случае, как правило, не указывают в закупочной документации на какие-либо документы в составе заявки.

Во втором случае действует Приказ МИНЭК от 25 марта 2014г. №155 «Об условиях допуска..». В нем перечисляются товары, происходящие из иностранных государств, в отношении которых применяются 15% понижающие или повышающие ценовые коэффициенты, в зависимости от способа закупки (конкурс, электронный аукцион или запрос предложений) и от того, участвуют ли в закупки поставщики с ТРУ российского происхождения или нет. В самом приказе заказчикам рекомендуется вносить в документацию:

- Требование о декларировании участниками страны происхождения товара в составе заявок на участие,

- Требование об указании цены единицы товара по каждой предлагаемой позиции,

- Положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара несет участник закупки.

Заказчикам также рекомендуется указывать в контракте страну происхождения товара на основании информации из заявки участника, с которым заключается контракт, а также рекомендуется указывать данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа.

Отсюда следует, что участник закупки в составе заявки, как минимум, должен указать страну происхождения товара в данном случае (в свободной форме) и цену единицы, понимая при этом, что если по какой-либо позиции страна происхождения будет указана не верно, заказчик обнаружит это при поставке и вправе будет односторонне расторгнуть договор, в связи с нарушением его условий.

Насколько необходимы для участия в тендерах сертификаты ISO? В каких случаях они обязательны? Являются ли они преимуществом?

Ответ: Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных. Стандарт ИСО в случае его использования вводится в национальную систему стандартизации — Национальные стандарты РФ. В соответствии с п. 4.2 «ГОСТ Р 1.0-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» национальный стандарт применяют на добровольной основе. Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности. Так как сертификация по стандарту ИСО является добровольной, требование о ее наличии не может быть установлено Заказчиком в документации о торгах. Следовательно, можно утверждать, что отсутствует необходимость наличия сертификатов ИСО для участия в торгах при размещении государственного заказа. В качестве преимущества данные сертификаты могут служить при проведении открытого конкурса, когда производится оценка заявок по качеству и (или) квалификации участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг (если заказчик установил в качестве показателей оценки заявок по критерию наличие сертификатов ISO).

Должен ли заказчик провести экспертизу до подписания документов о приемке товара? Может ли в качестве эксперта выступать кладовщик при закупке на основании пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе?

В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, за ключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.

Таким образом, ввиду того что экспертиза проводится для проверки соответствия качества поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги условиям контракта, то приемка результата, предусмотренного контрактом, должна осуществляться на основании заключения такой экспертизы. Поэтому соответственно экспертиза должна быть проведена до подписания документов о приемке товара, работы или услуги.

Согласно ч. 4 ст. 94 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1-9, 14, 15, 17 - 23, 24, 25, 26, 28 – 30, 32, 33, 36 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Поскольку случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе указаны в ч. 4 ст. 94 Закона о контрактной системе в перечне исключений из случаев обязательного привлечения экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы, то заказчик может провести такую экспертизу силами приемочной комиссии.

Следует отметить, что в соответствии с ч. 6 ст. 94 Закона о контрактной системе по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

Поэтому для проведения экспертизы своими силами заказчик должен подготовить приказ о создании приемочной комиссии, утвердить состав такой комиссии, а также разработать положение о приемочной комиссии, определяющее порядок работы данной комиссии.

Таким образом, для осуществления экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, своими силами заказчик обязан создать приемную комиссию, в состав которой должны быть включены не менее пяти человек.

Какие требования установлены к составу приемочной комиссии заказчика? Каким образом оформляются результаты экспертизы?

В соответствии с ч. 6 ст. 94 Закона о контрактной системе по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

Вместе с тем ч. 3 указанной нормы Закона о контрактной системе устанавливает, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.

Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.

При этом согласно положениям ч. 4 ст. 94 Закона о контрактной системе заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пп. 1-9, 14, 15, 17 - 23, 24, 25, 26, 28 – 30, 32, 33, 36 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Также указано, что Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных контрактом.

Таким образом, указанная норма Закона о контрактной системе устанавливает случаи обязательного привлечения экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, а также оставляет право за Правительством РФ определить иные случаи обязательного проведения экспертами и экспертными организациями такой экспертизы.

В остальных случаях Закон о контрактной системе дает заказчику право для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, провести экспертизу своими силами или привлечь к ее проведению экспертов, экспертные организации.

Следует отметить, что в отличие от положений ст. 41 Закона о контрактной системе, определяющей требования к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, Закон о контрактной системе не устанавливает требований к лицам, которые могут быть включены в состав приемочной комиссии заказчика.

Однако в соответствии с функциями, которые будут ими выполняться, разумно включать в состав такой комиссии лиц, обладающих специальными знаниями в отношении поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Также для объективной оценки членом приемочной комиссии соответствия поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги товару, работе, услуге, предусмотренным контрактом, заказчику рекомендуется в состав приемочной комиссии не включать лиц, имеющих имущественную либо иную заинтересованность в принятии товара, результата работы, услуги.

В случае выявления какой-либо заинтересованности, а также близкого родства с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по контракту необходимо принять незамедлительные меры, направленные на замену таких лиц иными незаинтересованными лицами.

Что касается оформления результатов экспертизы, проводимой приемочной комиссией, то известно, что в соответствии с ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги оформляется документом о приемке, который подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком.

Часть 9 приведенной нормы Закона о контрактной системе устанавливает, что результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:

- об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в т. ч. их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

- о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

- об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

К указанному отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ (ч. 10 ст. 94 Закона о контрактной системе).

Согласно ч. 11 ст. 94 Закона о контрактной системе Правительство РФ определяет порядок подготовки и размещения в единой информационной системе данного отчета, его форму (постановление от 28 ноября 2013 г. №1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения»).