Руководства, Инструкции, Бланки

открытый ковернот образец img-1

открытый ковернот образец

Рейтинг: 4.1/5.0 (1851 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Извещение о проведении открытого конкурса, составляемое при размещении заказов путем проведения торгов

Извещение о проведении открытого конкурса, составляемое при размещении заказов путем проведения торгов. Форма N К-И-1-2009

Форма N К-И-1-2009 <*>

<*> В примерные формы протоколов и иных документов, составляемых при размещении заказов путем проведения торгов, вводится четырехзначная нумерация "Y-X-N-G", где:

Y - первая буква слова, определяющего способ размещения государственного заказа, при котором составляется форма документа (К - конкурс, А - аукцион);

X - первая буква наименования формы документа, составляемого при размещении государственного заказа (И - извещение, П - протокол, Р - разъяснение, А - акт);

N - порядковый номер формы документа, составляемого при размещении конкретного государственного заказа;

G - год, в котором форма документа была утверждена либо изменена приказом Департамента города Москвы по конкурентной политике.

Реестровый номер торгов _____

О ПРОВЕДЕНИИ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА

1. Наименование открытого конкурса (в случае размещения заказа среди субъектов малого предпринимательства указать: открытый конкурс среди субъектов малого предпринимательства).

2. Открытый конкурс проводит: Государственный заказчик/Уполномоченный орган.

Адрес электронной почты:

Номер контактного телефона:

Другие статьи

Страхование грузов

Страхование грузов Условия поставки


Внешнеторговые контракты предусматривают погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку товаров, в ходе которых возникают определенные риски. Страхование товаров и грузов призвано сгладить такие риски. Для минимизации ущерба от этих рисков стороны контракта страхуют товары и грузы. Если страхование, согласно условиям контракта, осуществляется в пользу импортера, то экспортер должен представить страховой документ на товары и грузы. В настоящей статье мы рассмотрим виды страховых документов, условия страхования и проверку страховых документов в соответствии с Унифицированными правилами.


Условиями внешнеторговых контрактов предусматриваются различные базисные условия поставки, при этом в зависимости от них страхование товаров осуществляет продавец или покупатель. Ныне действующая версия правил ICC по толкованию торговых терминов (условий поставки) "Инкотермс 2000" (Incoterms 2000) изложена в Публикации Международной торговой палаты N 560 "Официальные правила ICC по толкованию торговых терминов".


Такие условия поставки, как CIF и CIP, требуют оформления страхования товара продавцом с передачей страхового документа покупателю, поскольку риск гибели или повреждения товара переходит на покупателя с момента перехода товаром поручней судна в порту погрузки (при GIF) и с момента передачи товара первому перевозчику (при CIP). Контрактом определяется, от каких рисков и на какой процент от стоимости товара он должен быть застрахован, а также вид страхового документа, который должен быть оформлен.


Cost, insurance and freight (. named port of destination) (CIF ) - "Стоимость, страхование и фрахт (. указанный порт назначения>" - торговый термин, означающий, что продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда товар переходит через поручни судна в указанном порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск гибели или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, причиной которых были события, имевшие место после поставки, возлагаются на покупателя. По условию CIF продавец также должен обеспечить морское страхование против рисков покупателя от гибели или повреждения товара при перевозке. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию, при этом согласно условию CIF от продавца требуется обеспечить лишь минимальное страховое покрытие. Условие CIF также требует, чтобы продавец очистил товар от пошлины на экспорт. Условие CIF можно использовать только для морского или речного транспорта.


Carriage and insurance paid to (. named place of destination) (CIP ) - "Перевозка и страхование оплачены до (. указанное место назначения)" - торговый термин, означающий, что продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда он поставляет товар назначенному им же перевозчику, но помимо этого продавец должен оплатить стоимость перевозки, которая необходима для доставки товара в указанное место назначения. От продавца также требуется обеспечить страхование против рисков покупателя от гибели или повреждения товара при перевозке. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию. Согласно CIP от продавца требуется обеспечить лишь минимальное страховое покрытие. Данное условие требует, чтобы продавец очистил товар от пошлины на экспорт. Условие CIP может использоваться вне зависимости от вида транспорта, включая и смешанный (мультимодальный) транспорт.


Иногда при перевозке на условиях CIP клиент может говорить о том, что товар страхуется перевозчиком, поэтому страховой документ не будет представлен. Действительно, при транспортировке товаров морем их страховое покрытие осуществляется не перевозчиками, а только страховыми компаниями. В то же время при транспортировке другими видами транспорта (по железной дороге, авто- или авиатранспортом) транспортные компании страхуют свою ответственность. Однако возмещение, оплачиваемое этими перевозчиками в случае их ответственности, зафиксировано в международных конвенциях, относящихся к этим видам транспорта, и имеет ограниченный размер в случае ущерба товара. Поэтому товар должен быть застрахован от повреждения или гибели для получения покрытия против транспортных рисков.

Страховые документы и условия страхования внешнеторговых грузов


Страховые документы регулируют отношения между страховщиком (страховой компанией) и страхователем (продавцом или покупателем товара). При этом первый должен возместить убытки второго в связи с гибелью или повреждением товара против уплаты страховой премии. К страховым документам относят: страховой полис, страховой сертификат, ковернот, счет страховщика и страховую декларацию.


Сторона, желающая заключить страховой контракт, может обратиться непосредственно в страховую компанию или может действовать через страхового брокера. В последнем случае страхуемая сторона инструктирует страхового брокера о типе требуемой страховки, товаре и рисках, которые должны покрываться данной страховкой. Затем брокер организует страховой договор со страховой компанией или ее агентами. Как только такой договор согласован, брокер посылает застрахованной стороне меморандум или письмо, в котором излагаются условия заключенного соглашения. Стороны обязаны, однако, быть в курсе, что такой документ не выдается страховой компанией или ее агентами (а скорее, брокером) и не является юридическим документом. Только страховой контракт является юридическим документом.


Страхование производится против различных рисков, причем по многим из них оплачивается дополнительная премия, в том числе: кража и недопоставка товаров; забастовки, стачки, волнения в стране; военные риски; скрытые дефекты судна (его корпуса, двигателей); убытки или повреждения, возникающие в результате шторма, посадки судна на мель, столкновения, соприкосновения с морской водой, нефтью и другим грузом; риски испарения части груза; риски выброса груза за борт (для облегчения веса судна при возникновении аварийной ситуации); риски, связанные с возможностью насильственного захвата груза (пиратство); так называемые береговые риски, то есть сход с рельсов, столкновение, землетрясение, наводнение и др.; убыток, причиненный в результате поломки или утечки товара; убыток в результате поломки холодильного оборудования; свойственный товару порок; задержки.


В морском страховании существуют такие понятия, как общая и частная авария. Эти термины означают следующее.


Авария (Average) в морском страховании - это гибель или повреждение, понесенные судном или грузом, или сумма, которая должна быть выплачена судовладельцем и собственниками грузов, чтобы компенсировать такую гибель или повреждение.


Авария может быть двух видов - частная (Particular Average) и общая (General Average).


Расходы по частной аварии несет собственник (или страховщик) конкретной собственности, которая погибла или была повреждена, вне зависимости от того, было ли это частью судна или груза.


Общая авария подразумевает, что потери, понесенные в результате общей аварии, распределяются между сторонами пропорционально их участию в данном мероприятии. Убытки, включаемые в понятие общей аварии, могут происходить в результате умышленных действий, предпринимаемых командой корабля в аварийных ситуациях, в интересах всех тех сторон, которых в той или иной степени затрагивают последствия этой ситуации. Этими сторонами являются: владелец груза, владелец судна или лицо, получающее плату за фрахт. Типичным примером общей аварии может служить использование разбрызгивателей или пара для тушения пожара на судне. В результате содержимому судна и грузу часто причиняется ущерб, и убытки делятся между сторонами пропорционально их участию. Все генеральные полисы страхуются владельцем груза на случай покрытия части потерь в результате общей аварии, если его товар не пострадал.


В страховом деле существует также понятие "франшиза ", которая представляет собой установленный процент потерь, меньше которого выплата возмещения не производится.

Страховой полис (Insurance Policy), выдаваемый страховщиком страхователю после выплаты им страховой премии, является документом, оформляющим договор страхования.


В страховом полисе указываются все риски, от которых осуществляется страхование, и все условия страхования. Право предъявлять требования страховщику о возмещении убытков может быть передано продавцом-страхователем, например иностранному покупателю или банку путем индоссамента (передаточной надписи) на полисе.


Выплата возмещения производится только в том случае, если в полисе четко оговорена возможная причина убытков.


Страховой полис может быть оформлен на отдельную партию товаров. Помимо таких страховых полисов могут оформляться генеральный (Floating) или открытый (Open Cover) полисы. Эти полисы обычно используются крупными экспортерами, которые регулярно производят отгрузки товаров и не желают заключать отдельное страховое соглашение для каждой экспортной поставки, которую они производят. Такие полисы оформляются на длительный срок, например на календарный год.


Генеральный полис регламентирует только основные условия контракта страхования и страхует товары от рисков, которые могут произойти при неоднократных будущих перевозках. Такой полис не выделяет какой-либо определенный предмет страхования или определенные перевозки, во время которых риски могут случиться. Эта информация будет согласована позднее, до момента начала определенной транспортной операции, обычно посредством сообщения, переданного страхователем страховщику.


Открытый полис схож с генеральным полисом в том, что он содержит только общие условия страхования, без деталей относительно предмета страхования или фиксирования грузовой перевозки, во время которой риск может случиться. В отличие от генерального полиса, по условиям которого стоимость застрахованного риска на каждую поставку вычитается из страховой суммы до тех пор, пока она не будет полностью исчерпана, страхование по открытому полису автоматически возобновляется до определенной максимальной суммы после каждой перевозки.


В случае использования открытого страхового полиса идентификация предмета страхования и данные по конкретной партии содержатся в страховом сертификате (см. ниже), выданном страховщиком в соответствии с инструкциями страхователя.


Полный текст различных условий страховки часто не приводится в полисах или в сертификатах, в которых часто встречаются ссылки только на стандартные условия, одобренные национальными ассоциациями страхователей или брокеров. Одним из наиболее широко используемых стандартных условий являются "Institute Cargo Clauses" Лондонского института страховых компаний, однако похожие стандарты используются подобными институтами большинства стран. В каждом случае при ссылке на стандартные пункты такого типа застрахованная сторона должна требовать у страховщика предоставления полного текста условий, относящихся к страховому документу.

Условия страхования


Условие FPA (free from particular average - свободно от (или не несет) ответственности за частную аварию) регламентирует только риск полного убытка или повреждения товаров, а также риск "частной аварии". Случай частной аварии подразумевает любые издержки или повреждения, причиненные добровольно, в ситуации опасности, с целью предохранения товаров или собственности под угрозой общей опасности. Так как издержки или повреждение причинены добровольно во благо общих интересов при перевозке, то все заинтересованные лица должны пропорционально восполнить потери той стороне, которая пострадала от убытка или повреждения или понесла расходы. Наиболее распространенные формы "частной аварии" - это случаи выбрасывания товаров за борт во время шторма и плата за буксировку судна в случае крупной поломки. FPA полис не застрахует против рисков частичной потери или частичного повреждения. По условиям FPA, однако, каждая коробка, ящик и т.д. грузятся отдельно, с тем чтобы обеспечить страховое покрытие. В случае если одна коробка испорчена полностью, страховая компания возместит убыток, но если все коробки повреждены только частично, то компенсация не будет выплачена.


Условие WA (with average - включая частную аварию) в страховых контрактах покрывает как общую, так и частичную аварию и во многих случаях почти совпадает с пунктом "все риски" в контрактах (см. ниже).


Страхование на условиях "все риски" (All Risks). Основными условиями страхования грузов является страхование "с ответственностью за все риски" (All Risks). Несмотря на его назначение, условие "все риски" не покрывает любой риск, который может случиться с товаром. По этим условиям подлежат возмещению убытки, расходы и взносы по общей аварии, а также убытки от повреждения и всего или части застрахованного груза, произошедшие по любой причине, кроме военных рисков прямого или косвенного воздействия радиации, умысла и грубой небрежности страхователя, особых свойств и качеств груза и ряда других рисков, связанных со спецификой груза и его транспортировкой. По договоренности сторон большинство исключенных из объема ответственности рисков могут быть застрахованы за дополнительную премию.


"А", "В" И "С". Указанные параграфы стандартных условий Institute Cargo Clauses определяют риски, покрываемые страховым контрактом, в манере сходной, но не полностью тождественной с условиями "все риски", WA и FPA, которые эти параграфы заменяют. Параграф "А" покрывает все риски и повреждения в манере, схожей с условием "все риски". Параграф "С" покрывает только повреждения, возникшие по причине общей аварии, пожара, затопления судна, землетрясения и столкновений. Параграф "В" покрывает вдобавок к рискам, регламентируемым пунктом "С", повреждения, возникшие в результате проникновения воды в груз и полной потери товара во время погрузки и разгрузки.


SRCC (Strikes, Riots and Civil Commotion). Этот пункт покрывает физическую потерю или повреждение товаров в результате забастовок, мятежей и гражданских волнений, но не покрывает повреждения, происшедшие в результате гражданских войн или революций. Последние события, однако, регламентируются параграфом "война", который включает риск захвата, наложения ареста или действий со стороны воюющих армий.

Страховой сертификат (Insurance Certificate), выдаваемый брокером, не пользуется особым доверием банка, как и ковернот. Такой сертификат выдается не страховщиком, следовательно, если не было осуществлено должного страхования, то соответствующие действия в случае предъявления иска будут направлены не против страховщика, а против брокера. Сертификат страхового общества оформляется на бланках этого общества при наличии открытого или генерального полиса. Как только составлен генеральный или открытый полис, страхователь страхует все партии на согласованных условиях против обусловленных рисков. Перед отправкой партии товара страхователь сообщает страховщику цену и другую информацию, касающуюся этой партии товара, с целью получения страхового сертификата, необходимого для обеспечения полного комплекта экспортных документов. При этом следует отметить, что в ряде западных стран не принимается в качестве судебного доказательства страховой сертификат. Следовательно, для того чтобы обратиться в суд с иском к страховщику, необходимо, чтобы тот сам выдал страхователю генеральный полис.


Ковернот (Cover Note) - документ, выдаваемый агентом страховой компании или брокером, удостоверяющий совершенное страхование в пользу страхователя. Ковернот выдается в случае, если еще не подготовлен генеральный полис. Он не является свидетельством наличия договора.


Счет страховщика (Insurer's Invoice) - документ с требованием оплаты суммы произведенного страхования.


Страховая декларация (Insurance Declaration) применяется тогда, когда страхователь информирует страховщика об отдельных отгрузках товаров, подпадающих под генеральный или открытый полис.

Проверка страховых документов


При проверке страховых документов на смешанные перевозки следкет руководствоваться ст. ст. 34 - 36 УПДА 500 и п. п. 183 - 195 ISBP.


Статья 34 УПДА 500 предусматривает, что страховые документы должны быть выданы и (или) подписаны страховыми компаниями, андеррайтерами (Underwriter - лицо, уполномоченное страховой компанией принимать на страхование риски) или их агентами. При этом, если страховой документ указывает, что он был выдан в количестве более одного оригинала, должны быть представлены все оригиналы.


Очень важно обратить внимание на следующее. Минимальной суммой, на которую должно быть произведено страхование согласно страховому документу, является цена товара CIF или CIP плюс 10%, если такая цена может быть определена из документов.


Страховой документ должен:

- быть выпущен и подписан страховой компанией, андеррайтером либо агентом;

- быть представлен в полном комплекте оригиналов;

- содержать дату выписки не позднее даты отгрузки товара, как это следует из транспортного документа. Допускается выписка страхового документа датой более поздней, чем дата отгрузки, в случае если в страховом документе сказано, что страховка вступает в силу с момента отгрузки;

- быть выписан в валюте договора;

- быть соответственно индоссированным продавцом покупателю (или банку), если документ сразу не выписан в пользу покупателя (или банка);

- указывать маршрут транспортировки (пункт отгрузки и конечного назначения товара) и транспортное средство, которым осуществляется передвижение груза, с указанием деталей (в случае транспортировки морем - наименование судна, номер и дата коносамента и т.д.);

- правильно указывать описание застрахованных товаров;

- отметки, числа и другие детали страхового документа должны соответствовать отметкам, числам и другим деталям на отгрузочных документах.


Из распространенных ошибок экспортеров в свете вышеизложенного следует упомянуть следующие: страховой полис не индоссирован страхователем и (или) не подписан страховщиком, или он датирован позднее даты отгрузки на борт или отправки; наблюдаются исправления или не указано наименование судна; дано неправильное описание товара.


Страховой документ не должен:

- являться ковернотом страхового брокера;

- содержать данные, противоречащие другим документам.


Страховой документ может:

- представлять собой страховой сертификат либо декларацию страховой компании, либо андеррайтера, либо агента.

Правила проверки страховых документов, дополненные с учетом рекомендаций ISBP


ISBP в ст. ст. 183 - 195 обобщает требования и рекомендации, которые должны предъявляться к проверке страховых документов.


Ниже мы рассмотрим те требования и рекомендации по проверке страховых документов, которые не рассмотрены ранее, или моменты, не следующие четко из УПДА 500.


Если требуется согласно указанному на лицевой стороне страхового документа все оригиналы страхового документа по внешнему виду должны быть подписаны помимо страховщика также страхователем.


Страховой документ приемлем, если он выписан на бланке страхового брокера при условии, что он подписан страховой компанией или ее агентом либо андеррайтером или его агентом. Брокер может подписывать документ как агент поименованной страховой компании или поименованного андеррайтера.


Страхование одного и того же риска по одной и той же отгрузке должно быть оформлено одним документом, если только страховые документы на частичное страховое покрытие четко не отражают в процентах или другим образом стоимость покрытия каждого страховщика и что каждый страховщик будет нести свою долю финансовых обязательств вместе с другими и без предварительных условий, относящихся к любому другому страховому покрытию, которое могло быть оформлено для этой отгрузки.


Страховой документ, который ясно отражает в виде процентов или другим образом долю финансовых обязательств, которую будет нести каждый страховщик, приемлем при условии заявления совместной ответственности или при условии, что основной страховщик заявляет, что он несет 100% покрываемого риска.


Страховой документ должен отражать, что риски покрыты по крайней мере между пунктом отгрузки или принятия товара и пунктом выгрузки или окончательного назначения.


Если в страховом документе указана дата истечения какого-либо действия, то должно быть четко указано, что такая дата относится к последней дате, в которую должна иметь место погрузка на борт или отправка или принятие товара (в зависимости от ситуации), в противоположность дате истечения срока для предъявления любых требований по страховому документу.


Страховой документ должен быть выписан в валюте договра и как минимум на сумму, требуемую договором.

Реферат: Страховые документы в ВЭД

Реферат: Страховые документы в ВЭД

Название: Страховые документы в ВЭД
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: реферат Добавлен 23:12:48 05 июля 2011 Похожие работы
Просмотров: 252 Комментариев: 2 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

Страховые документы отражают взаимоотношения между страховщиком и страхователем. Роль страховщика заключается в возмещении убытков, понесенных страхователем от несчастного случая, против уплаты страховой премии.

К ним относятся:

Страховой полис - документ, который выдается страховщиком и подтверждает условие заключенного договора. В нем страховщик обязуется за конкретную плату возместить страхователю убытки, связанные с рисками и несчастными случаями, указанными в договоре. Выдается страховым обществом страхователю после уплаты им страховой премии. Такой документ представляет экспортер при продаже товара на условиях "СИФ".

Виды страховых полисов: рейсовый полис - объект страхуется на определенный период времени; смешанный полис - объект страхуется как на определенный рейс, так и на определенный срок, генеральный полис- договор длительного характера.

Рейсовый страховой полис оформляется на бланках страхового общества и подписывается страхователем или его экспедитором в порту отгрузки товаров. Он содержит следующие основные данные: наименование страхователя, условия страхования, размер страховой суммы (т.е. размер возмещения, уплачиваемого страховщиком в случае гибели или повреждения застрахованного товара), размер страховой премии, вносимой страхователем в качестве оплаты за страхование. Генеральный полис - в нем указывается срок его действия, объем и пределы ответственности страховщика, сроки платежа страховой премии и прочие специальные условия и оговорки.

Страховой сертификат - документ, который выдает страховое общество страхователю. Он удостоверяет, что страхование было произведено и что был выдан полис. Такой сертификат на конкретный груз используется в том случае, если товары застрахованы в соответствии с условиями генерального полиса. По требованию страхователя он может обмениваться на страховой полис.

Страховой сертификат чаще всего используется при наличии открытого ковернота. Он состоит из двух элементов: в первой части перечисляются основные условия открытого ковернота, на которых страхуются товары; вторая часть содержит информацию о товарах с указанием застрахованной стоимости, рейса, обозначений, номеров и других атрибутов товаров. Сертификат подписывают страховой брокер, обеспечивший открытый ковернот, или сам страхователь. Этот документ не обладает правовыми качествами и поэтому считается менее значимым, чем полис, тем не менее подтверждает получение страховой защиты.

Страховое уведомление - документ, направляемый продавцом (страхователем) покупателю, подтверждает оформление страховки. Оно допускается в качестве доказательства против продавца (страхователя) при судебном разбирательстве между ним и покупателем

Страховое объявление - документ, который используется в случае, если страхователь сообщает своему страховщику подробные сведения об отдельных отправках, на которые распространяется договор страхования или генеральный полис, заключенный между сторонами.( Бордеро (фр. bordereau) — документально оформленный перечень рисков, принятых к страхованию и подлежащих перестрахованию, с указанием страховой суммы и причитающихся премий. Бордеро выдается перестрахователем перестраховщику в сроки, указанные в договоре перестрахования.

Окончательный бордеро — полная характеристика риска, страховая сумма, срок страхования, суммы ответственности, падающие на цедента и перестрахователя. Окончательное бордеро выставляется по рискам, фактически принятым к страхованию.

Предварительный бордеро — первичная характеристика риска.

Рекапитуляция — перечень высланных перестрахователем перестраховщикам бордеро. Обычно рекапитуляция высылается поквартально. )

Счет страховщика - документ, который выдает страховщик с указанием суммы проведенного страхования и требованием оплаты этой суммы.

КОВЕРНОТ (англ. covernote) — документ, выдаваемый страховщиком (страховым брокером) страхователю в подтверждение договора страхования. В дальнейшем заменяется на страховой полис.

Ковернот - выдаваемый страховщиком (страховым маклером, агентом) документ для извещения страхователя о том, что его инструкции по страхованию выполнены или в удостоверении совершенного агентом страхования в пользу страхователя.

Открытый ковернот, как и страховой талон, не является страховым полисом, это документ, на основе которого морской страховщик в дальнейшем обязан выдать должным образом оформленный генеральный или специальный полис на условиях ковернота. Последний может быть временным и постоянным (генеральный полис ограничен двенадцатью месяцами). Открытый ковернот обычно содержит максимальный предел ответственности страховщика за судно и оговорку о местонахождении груза подобно генеральному полису. Различие между ними с практической точки зрения можно свести к следующему: по генеральному полису страхователь получает официальный страховой документ (полис). При открытом коверноте такой документ не выдается, и договор является более неформальным.

Где скачать еще рефератов? Здесь: letsdoit777.blogspot.com

Уч-Пособие ВТД

/ Уч-Пособие ВТД

характерные для долгосрочного страхования жизни, приходят в противоречие со стремлением частных компаний накапливать капитал в кратчайшие сроки.

Страхование от несчастных случаев за счет средств предприятий является одной из форм социальной защиты интересов граждан. При этом необходимы соответствующие государственные льготы при налогообложении. В настоящее время возникла необходимость развития новых направлений личного страхования, учитывающих риски, связанные с развитием рыночных отношений.

3. Социальное страхование

Социальное страхование является объективной необходимостью. На определенном этапе развития общества оно берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд.

Обоснованная система социального страхования – одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

Задачами социального страхования являются формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе, сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны.

В России государственное обязательное социальное страхование представлено четырьмя фондами: пенсионным; обязательного медицинского страхования; социального страхования; занятости.

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность от-

числений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

Однако нельзя не отметить, что наряду с обязательным государственным социальным страхованием возникают и постепенно развиваются негосударственные пенсионные фонды; некоторые страховые компании заключают договоры медицинского страхования.

4. Страхование ответственности

Объектом страхования в этой отрасли страхования является ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. Сущность этого страхования – защита экономических интересов возможных причинителей вреда и лиц, которым в конкретном страховом случае причинен вред (ущерб). В настоящее время для этой чрезвычайно важной, но совершенно недостаточно развитой отрасли страхования созданы законодательные предпосылки.

Началом развития этого вида страхования в России явилось страхование ответственности заемщиков. Доля премий, полученных от страхования кредитов, в общем объеме страховых взносов значительно выросла. Быстрый рост страхования ответственности является одной из специфических черт сегодняшнего российского страхового рынка. Это результат формирования и роста кредитного рынка, огромного размера взаимной задолженности.

Страхование кредита является одновременно и весьма рискованным, и достаточно прибыльным. Большинство вновь образуемых страховых компаний предпочитают именно этот вид страхования. В условиях недостаточной методологической проработки страхования ответственности весьма вероятны срывы в сроках и размерах выплат страхового возмещения, что несет серьезную угрозу развитию цивилизованного страхового рынка.

Объектами страхования кредитных рисков являются коммерческие кредиты, обязательства и поручительства по кредиту, банковские ссуды, долгосрочные инвестиции и др.

Существует две формы страхования кредитных рисков:

страхование риска непогашения кредита и страхование ответственности заемщика за непогашение кредита.

Страхование кредитных рисков защищает интересы и заемщика, и кредитора. По правилам добровольного страхования риска непогашения кредитов объектом страхования выступает ответственность заемщиков (физических и юридических лиц) перед банком за своевременное и полное погашение кредитов и процентов за их использование. Страхователем является банк.

Ответственность страховщика возникает через определенное количество дней после наступления срока платежа, если страхователь не получил обусловленную кредитным договором сумму. Конкретный предел ответственности страховщика, а он может составлять от 50 до 90% суммы задолженности (размер страхового возмещения), и срок наступления его ответственности устанавливаются договором страхования.

По правилам добровольного страхования ответственности заемщика за непогашение кредитов объектом страхования является ответственность заемщика перед банком, выдавшим кредит. Основные условия этого вида аналогичны страхованию риска непогашения кредитов.

Во многих странах проводится страхование гражданской ответственности на случай нанесения вреда другим лицам в процессе хозяйственной и профессиональной деятельности, а также на случай загрязнения окружающей среды.

Страхование профессиональной ответственности связано с возможностью предъявления претензий к лицам и предприятиям, занятым выполнением своих профессиональных обязанностей, оказанием соответствующих услуг. Основанием для предъявления претензий могут быть небрежность (халатность), ошибки и упущения страхователя.

По страхованию профессиональной ответственности могут быть две группы рисков. Во-первых, риски, связанные с возможностью нанесения третьим лицам телесных повреждений, и, во-вторых, причинение вреда здоровью.

Чрезвычайно актуальным является страхование ответственности предприятий на случай загрязнения окружающей среды.

Ежегодный ущерб, причиняемый природе, оценивается многими миллиардами рублей. По утверждению медиков, загрязнение окружающей среды является причиной многих тяжелых заболеваний. Прямые убытки — телесные повреждения, болезни и психические расстройства, ущерб сельскохозяйственным культурам, загрязнение воды, лесов, ущерб собственности. Но есть и косвенные убытки – это потери доходов от простоя производства из-за загрязнения, расходы на очистку, удаление отходов.

Специалисты приходят к выводу, что совершенно необходимо введение страхования ответственности товаропроизводителей на случай загрязнения окружающей среды. Очевидно, что страхование не может быть единственным методом формирования экологических фондов. Здесь очень важен системный подход и участие бюджета, внебюджетных и благотворительных фондов, создание действенных налоговых льгот.

Вместе с тем внедрение экологического страхования как разновидности страхования ответственности дало бы возможность возложить на страховщиков выплату положенной по закону компенсации пострадавшим в результате загрязнения окружающей среды. Через страхование может проводиться и контроль за природоохранными мероприятиями на уровне заключения договора страхования. Развитие страхования ответственности в нашей стране – новое, перспективное направление деятельности.

5. Страхование предпринимательских рисков

Поскольку главным стимулом предпринимательской деятельности служит стремление к получению прибыли (дохода), то риск возможности неполучения прибыли или дохода, снижения уровня рентабельности или даже образования убытков и является объектом данного страхования.

При страховании предпринимательских рисков объектом страхования является деятельность, включающая инвестирование денежных и других ресурсов в какой-либо вид производства, работ или услуг, получение через определенный период дохода.

В современных условиях значение этого вида страхования очень велико. Рынок полон риска и соответственно потерь. Однако наивно было бы полагать, что все предпри-

нимательские риски могут быть сведены к минимуму. На самом деле существуют риски, которые не берется страховать ни одна серьезная страховая компания.

Данное страхование представляется одним из самых сложных. Ответственность страховой организации по этому виду страхования заключается в возмещении страхователю потерь, возникших в процессе его предпринимательской деятельности. Страховая сумма как предел ответственности по договору определяется по заявлению страхователя, но, конечно, с согласия страховой организации.

Возможны два варианта ее установления: 1) страховая сумма определяется в пределах капитальных вложений страхователя; 2) включает не только капитальные затраты, но и определенную нормативную прибыль, которая ожидается от затрат.

При первом варианте возмещаются затраты страхователя, его можно назвать страхованием инвестиций. При втором – возмещается и нормативная прибыль, т.е. происходит страхование прибыли (дохода).

Назначение страхования состоит в том, чтобы возместить страхователю возможные потери, если через определенный период застрахованные операции не дадут предусмотренного экономического эффекта. Страховое возмещение рассчитывается в виде разницы между страховой суммой и фактическими финансовыми результатами от застрахованной деятельности.

Сроки договоров индивидуальны, они зависят от сроков окупаемости капитальных вложений. Этот вид страхования требует большой подготовительной работы, и прежде всего экспертизы проекта.

Одним из конкретных видов страхования предпринимательских рисков является страхование от убытков вследствие перерывов в производстве. Остановка производства влечет за собой неизбежные финансовые потери. Страхуют, как правило, вынужденный простой, возникший не по вине страхователя. Простой может быть вызван гибелью или повреждением оборудования, непоставками электроэнергии, воды, топлива, другими причинами. Размер ущерба зависит от срока простоя.

Подлежащий возмещению ущерб от простоя складывается из трех составных частей: расходов, произведенных за время остановки производства; неполученной прибыли; дополнительных затрат, осуществленных с целью сокращения ущерба. Преобладающей является вторая часть, поэтому говорят о страховании упущенной прибыли.

При страховании предпринимательских рисков учитывают еще риск новой техники и технологии, а также биржевые и валютные риски. Страхование новой техники и технологии имеет общие черты с имущественным страхованием, но, кроме того, здесь добавляется страхование повышенной прибыли от внедрения новой техники. В целом расчет страховых сумм и тарифов аналогичен страхованию

в связи с перерывами в производстве.

В биржевых и валютных рисках применяют, как правило, не страхование в чистом виде, а такую операцию, как хеджирование, т.е. заключение срочных контрактов с установлением фиксированной цены на валюту или товар, для снижения рисков исполнения контрактов их, в свою очередь, подкрепляют заключением договоров по страхованию ответственности. Такой комплексный подход позволяет снизить потери.

В заключение отметим, что рыночные отношения предполагают высокий риск предпринимательской деятельности, как и высокую ее доходность. Абсолютно застраховаться от рыночных рисков нельзя, можно лишь свести их к разумному минимуму.

§ 3. Категории страховых документов

Страховые документы отражают взаимоотношения между страховщиком и страхователем. Роль страховщика заключается в возмещении убытков, понесенных страхователем от несчастного случая, против уплаты страховой премии. К ним относятся:

1. Страховой полис

Страховой полис – документ, который выдается страховщиком и подтверждает условие заключенного договора. В нем страховщик обязуется за конкретную плату воз-

местить страхователю убытки, связанные с рисками и несчастными случаями, указанными в договоре (Приложение 10).

Выдается страховым обществом страхователю после уплаты им страховой премии. Такой документ представляет экспортер при продаже товара на условиях «СИФ».

Виды страховых полисов:

– рейсовый полис – объект страхуется на определенный период времени;

– смешанный полис – объект страхуется как на определенный рейс, так и на определенный срок;

– генеральный полис – договор длительного характера.

Рейсовый страховой полис оформляется на бланках

страхового общества и подписывается страхователем или его экспедитором в порту отгрузки товаров. Он содержит следующие основные данные: наименование страхователя, условия страхования, размер страховой суммы (т.е. размер возмещения, уплачиваемого страховщиком в случае гибели или повреждения застрахованного товара), размер страховой премии, вносимой страхователем в качестве оплаты за страхование.

Генеральный полис – в нем указывается срок его действия, объем и пределы ответственности страховщика, сроки платежа страховой премии и прочие специальные условия и оговорки.

2. Страховой сертификат

Страховой сертификат – документ, который выдает страховое общество страхователю. Он удостоверяет, что страхование было произведено и что был выдан полис (Приложение 11).

Такой сертификат на конкретный груз используется в том случае, если товары застрахованы в соответствии с условиями генерального полиса. По требованию страхователя он может обмениваться на страховой полис.

Страховой сертификат чаще всего используется при наличии открытого ковернота.

Он состоит из двух элементов: в первой части перечисляются основные условия открытого ковернота, на которых страхуются товары; вторая часть содержит информацию о товарах с указанием застрахованной стоимости, рейса, обо-

значений, номеров и других атрибутов товаров. Сертификат подписывают страховой брокер, обеспечивший открытый ковернот, или сам страхователь.

Этот документ не обладает правовыми качествами и поэтому считается менее значимым, чем полис, тем не менее подтверждает получение страховой защиты.

3. Страховая премия

Страховая премия выплачивается страховщику при выдаче полиса. Определяемая часть премии может быть возвращена, если страхователь заплатил слишком большую сумму за неоцененный полис.

4. Страховое уведомление

Страховое уведомление – документ, направляемый продавцом (страхователем) покупателю, подтверждает оформление страховки. Оно допускается в качестве доказательства против продавца (страхователя) при судебном разбирательстве между ним и покупателем

5. Страховое объявление

Страховое объявление – документ, который используется в случае, если страхователь сообщает своему страховщику подробные сведения об отдельных отправках, на которые распространяется договор страхования или генеральный полис, заключенный между сторонами.

6. Счет страховщика

Счет страховщика – документ, который выдает страховщик с указанием суммы проведенного страхования и требованием оплаты этой суммы.

7. Открытый ковернот

Ковернот – выдаваемый страховщиком (страховым маклером, агентом) документ для извещения страхователя о том, что его инструкции по страхованию выполнены или в удостоверении совершенного агентом страхования в пользу страхователя.

Открытый ковернот. как и страховой талон, не является страховым полисом, это документ, на основе которого морской страховщик в дальнейшем обязан выдать должным образом оформленный генеральный или специальный полис на условиях ковернота.

Последний может быть временным и постоянным (генеральный полис ограничен двенадцатью месяцами). От-

крытый ковернот обычно содержит максимальный предел ответственности страховщика за судно и оговорку о местонахождении груза подобно генеральному полису.

Различие между ними с практической точки зрения можно свести к следующему: по генеральному полису страхователь получает официальный страховой документ (полис). При открытом коверноте такой документ не выдается, и договор является более неформальным.

См. подробнее: Черенков, В. И. Внешнеэкономическая деятельность. вспомогательные операции и государственное регулирование. учеб. пособие / В. И. Черенков. – Ростов н/Д. Феникс, 2008.

Вопросы для самопроверки

1. Какова сущность страхования внешнеэкономических связей?

2. В чем состоит различие между полисодержателем и страховщиком?

3. Что представляет собой страховая премия?

4. Что выступает объектом страховых отношений в страховании?

5. Чем генеральный страховой полис отличается от рейсового?

6. В каких случаях составляется смешанный страховой полис?

7. С какой целью составляется страховое объявление?

8. Какие функции выполняет страховой сертификат?

1. Кочергина, Т. Е. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность. Ч. 2. Внешнеэкономическая деятельность. учебник / Т. Е. Кочергина. – Ростов н/Д. Феникс, 2006.

2. Ростовский, Ю. М. Внешнеэкономическая деятельность. учебник / Ю. М. Ростовский, В. Ю. Гречков. – 2-е изд. – М. Экономистъ, 2007.

3. Черенков, В. И. Внешнеэкономическая деятельность. вспомогательные операции и государственное регулирование. учеб. пособие / В. И. Черенков. – Ростов н/Д. Феникс, 2008.

1. Гриффин, Р. Международный бизнес / Р. Гриффин,

М. Пастей; пер. с англ. под ред. А. Г. Медведева. – 4-е изд. – СПб. Питер, 2006.

2. Полякова, В. В. Мировая экономика и международный бизнес / В. В. Полякова. – М. Кнорус, 2005.

3. Попов, С. Г. Внешнеэкономическая деятельность фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга. учеб. пособие / С. Г. Попов. – 4-е изд. доп. – М. Ось-89, 2009.

4. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность. учебник / Е. Ф. Прокушев. – 4-е изд. – М. Дашков и Ко, 2007.

5. Чиненов, М. В. Основы международного бизнеса. учеб. пособие / М. В. Чиненов. – М. КНОРУС, 2007.

6. Журналы «Российский экономический журнал», «Вопросы экономики», «Внешнеэкономический бюллетень», «Таможенные ведомости», «Академический вестник», «Маркетинг», газеты «Экономика и жизнь», «Российская газета».

Тема 2.3. Транспортно-экспедиторские документы

§ 1. Характеристика различных видов международных перевозок.

§ 2. Функции и виды коносамента, правила его составления.

§ 3. Международные стандартные транспортные документы.

§ 4. Транспортно-экспедиторские документы.

Международные транспортные операции, договор перевозки, документы о принятии груза, коносамент, чартер, деливери-ордер, отгрузочная спецификация, таймшит, акт досмотра комплектности и упаковки, доковая расписка, дорожная ведомость, бордеро, универсальный транспортный документ, документ смешанной перевозки; расписка в получении груза, гарантийное письмо, фрахтовые документы, извещение о грузе, транспортные манифесты.