Руководства, Инструкции, Бланки

образец план-конспект урока img-1

образец план-конспект урока

Рейтинг: 4.9/5.0 (1903 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

План-конспект урока ИЗО

План-конспект урока ИЗО

Андрей Нестеров. 19.10.2010

План-конспект урока ИЗО - это план процесса преподавания с разбивкой по структурным элементам. План-конспект предполагает постановку задач исходя из учебного плана и с учетом сложности занятия, а также содержит программу урока, примерный состав учеников, необходимое оборудование и условия урока.

Поскольку план-конспект урока составляется каждым учителем изобразительного искусства с учетом собственного опыта, то он является отражением творческого подхода учителя. План-конспект урока ИЗО - это структурная модель, создаваемая для того, чтобы помочь ученикам развить творческое усвоение приемов ИЗО. Школьный курс ИЗО содержит достаточно большой объем приемов и методов рисования, поэтому учителю нужно структурировать его в виде отдельных уроков.

План-конспект урока ИЗО состоит из основных разделов, характерных для всех план-конспектов. Как обычно, план урока содержит цели урока, оборудование, подробный ход урока и т.д. В расширенный план-конспект может входить также подробное описание того, что ученики должны делать по ходу урока. Зачастую план урока по изобразительному искусству не содержит домашнего задания, так как им обычно является задание закончить рисунок, начатый на уроке.

План-конспект урока изобразительного искусства отличается строгой структурой в отношении основных элементов. В остальном все зависит от методов преподавания конкретного учителя и его подхода к ученикам. Однако, не допускается тезисной модели построения, так как она отсутствует на уроках ИЗО.

Общая форма конспекта по ИЗО должна быть удобной для учителя, но обязательно содержать все основные элементы. При этом рекомендуется добавлять рекомендации общего характера, касаемо методики преподавания ИЗО. Из можно вынести за пределы традиционных элементов план-конспекта, который, однако, должен иметь продуманную структуру изложения материала.

Далее приведен пример план-конспекта урока изобразительного искусства.

Пример план-конспекта урока ИЗО

Тема урока ИЗО: "Люблю я Русь, за осень золотую. Рисование на заданную тему."

- обратить внимание детей на особенности признаков осени в природе, на красоту форм и окраски растений;

- развивать у детей умения писать кистью, пользуясь разными приемами: широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти, примакиванием кисти к бумаге и мелкими мазками;

- прививать навыки пространственного расположения рисунка в месте;

- учить заполнять цветом весь рисунок.

Оборудование для урока ИЗО:

- репродукция картины И.Левитана "Золотая осень":

- иллюстрации художника А. Белюкина на стихи А.Пушкина в книге "Уж небо осенью дышало":

- Грамзапись "Октябрь" из детского альбома П. Чайковского "Времена года"

- Большой лист бумаги и все необходимое для демонстрации последовательности выполнения работы красками.

- Белая и цветная бумага (голубая, светло серая, желтоватая или бледно зеленая);

- Кисти и все необходимое для выполнения работы красками.

Уроку предшествует наблюдение учащимися за деревьями в школьном саду.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока.

После проверки готовности класса к уроку учащимся

Учитель говорит, что на уроке они будут рисовать осенние деревья. Но сначала им необходимо вспомнить свои наблюдения за природой, деревьями в школьном саду во время прогулки.

4. Вопросы учителя:

а) Какое время года?

б) Какие изменения произошли осенью в жизни растений?

в) Чем деревья отличаются друг от друга?

Ответы учащихся обобщаются:

- Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде.

- Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Она имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Листьев на деревьях становится все меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю.

- Мы наблюдаем за деревьями различных пород. Они отличаются друг от друга по форме, цвету стволов и листьев. Ветки у них тоже располагаются не одинаково. Но у всех деревьев стволы толще внизу и тоньше к верху, ветки располагаются вокруг ствола, на больших ветках и маленьких веточках располагаются листья. Основание передних деревьев мы видим ниже, чем основания дальних, основания деревьев расположены на земле, а за деревьями видно небо.

- Работа с иллюстративным материалом.

Затем внимание детей обращается на репродукцию картины И.Левитана "Золотая осень".

- Нравится ли эта картина?

- Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?

Рассматривая картину, учащиеся обращают внимание на красоту природы изображенную художником, на яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых отражена эта красота.

- Назовите деревья, которые вы видите на картинке?

- Укажите, какие деревья на переднем плане и объясните, как они изображены на картине.

- Почему мы сразу видим, какие деревья ближе расположены к нам, какие дальше?

На эти же особенности внимание детей обращается и при просмотре иллюстраций художника А.Белюкина на стихи А.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса;

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые поля…

А так же на то, как поэт и художник передают свои чувства и отношения к природе осенью.

Затем учащиеся снова вспоминают свои наблюдения в школьном саду и стараются передать их в рисунке кистью и красками.

Учащиеся выполняют рисунок во весь лист, положив его по горизонтали.

5. Показ и объяснение учителя.

Учитель предлагает обозначить землю вдвое уже, чем небо. Затем показывает, как подобрать на палитре цвет неба и сверху вниз (слева направо) до горизонтальной линии нанести эту краску на бумагу, как нарисовать облака. Тем детям, которые работают на цветной бумаге, цвет неба заменит ее цвет.

- Затем учитель показывает, как с помощью цвета обозначить землю. Для этого берет коричневую, желтую или зеленую краску.

- После просыхания фона дети пишут деревья (сразу кистью без предварительного прорисовывания карандашом.)

Учитель объясняет, как надо писать кистью, чтобы было понятно, какие это деревья и что одни из них расположены ближе, другие дальше.

- Сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев. Делаем это быстрыми движениями снизу вверх, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже.

- Потом рисуем ветки. Располагаем их не симметрично, как это обычно рисуют маленькие дети, вокруг стволов, так чтобы некоторые ветки загораживали другие, как это наблюдается в природе.

- Цвет стволов пишем широкими мазками кисти.

- Потом легкими плавными линиями намечаем ветки, веточки и листву на деревьях. При этом используем еще один работы - метод примакивания кисти к бумаге.

- И, наконец, уточняем детали. Деталь прописываем кончиком кисти. Для работы используем разные краски, как в чистом виде, так и смешанные между собой.

После объяснения весь иллюстративный материал убирается, чтобы он не мешал детям использовать свои личные впечатления.

Ветер дует нам в лицо

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

7. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся приступают к самостоятельной работе

Во время работы включается грамзапись пьесы "Октябрь" из альбома П.Чайковского "Времена года". Под звуки тихой музыки дети выполняют свои рисунки.

8. Выставка рисунков.

Проводится выставка работ и их анализ.

9. Итог урока. Чему учились на уроке?

- Что вам больше всего понравилось на уроке ИЗО?

- О чем вы расскажите дома?

Другие статьи

Методическая разработка по теме: форма план-конспекта урока, его структура в соответствии с ФГОС ООО

Методическая разработка по теме:
форма план-конспекта урока, его структура в соответствии с ФГОС ООО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе в соответствии с ФГОС ООО второго поколения.

Констпект урока русского языка в 6 классе в соответсвии с требованиями ФГОС ООО на тему " Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных".

Методическая разработка урока литературы в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО второго поколения

Разработка урока литературы в 5 классе на тему :"Тема человеческого труда в рассказе А.П.Платонова "Никита".

Урок в 5 классе по теме "Среднее арифметическое" по учебнику Виленкина Н.Я. в соответствии с ФГОС ООО.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Первый урок из предусмотренных пяти в данной теме "Среднее арифметическое - урок изучения нового материала. Рассматриваются этапы урока: организ.

Контрольная работа на курсах повышения квалификации.План-конспект урока: Природа и люди Древней Индии", в соответствии с ФГОС ООО

План-конспект «Природа и люди Древней Индии», в соответствии с ФГОС ООО, приложениеТаблица 2 Перечень используемых на данном уроке ЭОР.

Контрольная работа на курсах повышения квалификации: технологической карты урока по теме: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы», в соответствии с ФГОС ООО

технологическая карта урока.

Раздел "Кулинария". Урок по теме "Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку".

Конспект открытого урока истории в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ "Олимпийские игры в Древней Греции"

Конспект открытого урока истории в 5 классе в соответствии с ФГОС ООО с применением здоровьесберегающих технологий и ИКТ "Олимпийские игры в Древней Греции" включает в себя все основные эт.

Примерный план-конспект урока - Студопедия

Примерный план-конспект урока

Требования к уровню подготовки учащихся к концу четвертого года обучения

Ученики должны знать: Новые термины, встречающиеся в программе (фольга, тиснение, рельеф, каркас, папье-маше и т.д.). Новые свойства уже встречавшихся материалов (вытягивание бумаги при тиснении, складывание бумаги по кривой). Новые приемы разметки (с помощью выкройки, увеличения рисунка по клеткам). Новые операции обработки материалов (тиснение по фольге, на бумаге, скручивание проволоки).

Ученики приобретают умения: Вышивать крестом, стебельчатым и тамбурным швами. Вывязывать крючком цепочки, столбики без накида и с накидом. Вывязывать спицами простейшие узоры. Обрабатывать бумагу и фольгу в технике тиснения. Пользоваться приемом скручивания проволоки. Работать в технике папье-маше. Складывать бумагу по кривой линии. Делать разметку с помощью выкройки и по клеткам. Соединять детали путем закручивания ниткой (при изготовлении кукол).

Ученики совершенствуют умения: Пользоваться чертежом. Создавать композиции из разных материалов в различной технике. Подбирать материалы, сюжеты, цвета. Комбинировать в одной работе различные материалы и технику выполнения. Планировать последовательность выполнения работы. Осуществлять контроль на всех этапах работы.

Программа Л.В. Занкова

Тема: Работа с природными материалами. Аппликация из семян ясеня и клена.

Обучающие: познакомить детей с обработкой семян ясеня и клена, технологией выполнения аппликации из природного материала.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, чувство ритма, глазомер через работу с ножницами, мышление через умение составлять план работы и аргументировать свои ответы, воображение и творческие способности через составление эскиза.

Воспитывающие: воспитывать аккуратность, чувство взаимопомощи.

Материалы, инструменты, оборудование: 3 образца аппликации, цветной картон, карандаш, ножницы, резинка, клей ПВА, кисточка, салфетка, плакат «Правила по технике безопасности», семена ясеня и клена, фломастеры, учебник (Цирулик Н.А. Проснякова Т.Н. Уроки творчества. Учебник для 2 класса. – Самара: Федоров, 2000. – 112 с.).

Время, форма деятельности учащихся, метод обучения

Оргмомент. (Проверяется готовность детей и классного оборудования к уроку).

Мотивация. - Ребята, вспомните, чем мы занимались на прошлом уроке? /Выполняли аппликацию/ - Что такое аппликация? /Способ создания изображения при помощи наклеивания/ - Из чего можно выполнить аппликацию? /Из бумаги/ /Из природных материалов/ - Сегодня мы выполним аппликацию из природного материала, а именно, из семян ясеня и клена. Как по другому можно их назвать? /Крылатки/ - Как вы думаете, что будет нашей практической задачей? /Выполнение аппликации на свободную тему и будет нашей практической задачей./ - Что вы хотели бы изобразить? /Птицу, цветок и т.д./ (Показ образцов.) Антиципация. - Посмотрите на образцы и скажите, какие операции мы будем выполнять и в какой последовательности? (Составляется план работы совместно с детьми и записывается на доску: Выбор композиции. Выбор фона. Заготовка крылаток. Составление эскиза. Расположение на фоне. Приклеивание. Оформление.) - Откуда вы можете получить знания о технологии обработки крылаток? /Из учебника, от учителя/ Посмотрите, что сказано об этом в учебнике и ответьте на вопрос: “Как можно подготовить крылатки к работе?” / Чтобы приготовить крылатки к работе, необходимо отрезать под углом их утолщенную часть/ - Прежде чем вы начнете работать, давайте вспомним правила по технике безопасности при работе с ножницами и клеем. / Правила по технике безопасности При работе с ножницами: Ножницы передавать кольцами вперед. При работе двигать бумагу, а не ножницы. После работы ножницы положить в чехол. При работе с клеем: Клей выдавливать маленькими порциями. Пользоваться салфеткой. При попадании в глаза или на одежду смыть большим количеством воды./

4 минуты Фронтальная форма деятельности Объяснительно-иллюстративный метод (прием – беседа) 5 минут Фронтальная форма деятельности Проблемное изложение

Исполнительная деятельность. - При работе не забывайте о своих товарищах, помогайте им в случае затруднения. По ходу работы, дети дают словесный отчет о проделанной работе по составленному плану (спрашиваются 3-4 человека: на каком пункте плана остановились и что будут делать дальше).

20 минут Индивидуальная форма деятельности

Выставка работ. Работы детей выставляются к доске. - Посмотрите, что ребятам удалось, а что не удалось. Работы оцениваются всем классом по критериям Н.Б. Неменского: - творческий подход к заданию; аккуратность; соответствие избранной технике; композиционные особенности; соотношение реальности и фантазии.

5 минут Коллективная форма деятельности Объяснительно-иллюстративный метод (прием – беседа)

Итог урока. - Чему новому вы научились на уроке? /Изготовлению аппликации из крылаток/ Поделитесь своими мыслями и чувствами о проведенном уроке. Где можно использовать ваши работы? /Их можно подарить кому-нибудь/ Приведите в порядок свои рабочие места.

3 минуты Фронтальная форма деятельности Объяснительно-иллюстративный метод (прием – беседа)

Образец оформления доски

План работы: 1. Выбор композиции. 2. Выбор фона. 3. Заготовка крылаток. 4. Составление эскиза. 5. Расположение на фоне 6. Приклеивание. 7. Оформление.

Число Тема: Критерии оценки работ: - творческий подход к заданию; - аккуратность; - соответствие избранной технике; - композиционные особенности; - соотношение реальности и фантазии.

Правила по технике безопасности При работе с ножницами: 1. Ножницы передавать кольцами вперед. 2. Не резать на ходу. 3. После работы ножницы положить в чехол. При работе с клеем: 1. Клей выдавливать маленькими порциями. 2. Пользоваться салфеткой. 3. При попадании в глаза или на одежду смыть большим количеством воды.

Рис. 15. Эскиз аппликации

Задание для самостоятельной работы:

1. Определить по учебникам насколько успешно решается задача предмета — максимально способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка средствами художественного труда, воспитывать индивидуально выраженную, креативную личность.

2. На каких страницах учебника и за какой класс видно, что повышается заинтересованность учащихся в изучении новой технологии (некоторые пути решения этой задачи: связать изучаемую технику с каким-либо народным про­мыслом России или традиционным искусством другой страны; связать способ действия с другими видами изобразительного искусства, познакомить детей с шедеврами мировой художественной культуры; представить ремесло в его историческом развитии от древних времен до современности, вплоть до этого конкретного урока; заинтересовать детей изобразительной новизной, неожиданными эффектами и возможностями, которые несет новый прием).

3. На каких страницах учебника и за какой класс предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости и др.

4. Судя по учебникам каков общий объем познавательных сведений, касающихся свойств используемых материалов, способов изготовления той или иной веши, происхождения различных видов художественной деятельности.

5. С какими новыми терминами учащиеся знакомятся с 1 по 4 классы.

6. Приведите примеры различных видов деятельности учащихся на уроке, опираясь на конкретные страницы учебников. (Виды практической деятельности: репродуктивная, репродуктивная деятельность с элементами творческой, творческая деятельность краткосрочного и длительного ха­рактера.

7. Проводите анализ выполненного на одном из практических занятий своего изделия по следующим параметрам:

- По содержанию. Как выполнена работа? По образцу, с частич­ными изменениями или по собственному замыслу. Идея или образ, лежащие в основе поделки. Насколько удалось это воплотить.

- По материалу. Как подобран материал? Насколько он соот­ветствует замыслу, технологии? Как использовались его свойства, цвет, форма?

- По выполнению. Насколько аккуратно выполнена работа? Каков уровень самостоятельности? Какие приемы и технологии использовались? Какие инструменты и насколько грамотно применялись?

- Скорость и индивидуальный темп работы учащегося.

- По эмоционально-эстетическому отношению к работе. На­сколько эмоционально ребенок относится к заданию, к процессу, к продукту? Какие типы заданий предпочитает (предметные, сюжетные, декоративные)? Какие материалы и технологии вызывают больший эмоциональный отклик? Как он сам оценивает свою работу и работы других?

- По уровню творческой деятельности. Что нового ребенок внес в изображение, в технологический процесс? Насколько он сумел проявить свое личностное видение? Какие он сделал открытия в сфере применения технологии и в области специфических средств выразительности?

Примерный план-конспект урока - Компьютер-бум - В помощь учителю - Учительские университеты

Коллеги - педагогический журнал Казахстана Учительские университеты

Примерный план-конспект урока

Уважаемые коллеги, пожалуйста, если вы выкладываете на сайте конспекты своих уроков, то придерживайтесь правильной структуры разработки урока, пусть наши уроки будут грамотно составлены, чтобы не было стыдно, как говорится.
План - конспект урока, как правило, состоит из следующих пунктов:

Тема: название темы Вы берете из типового или разработанного Вами поурочного планирования.
Урок №. /. порядковый номер урока и его название берете из Вашего поурочного планирования.
Тип урока: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть - комбинированный урок, урок закрепления изучаемого материала, урок повторения пройденного материала, урок обобщения и систематизации новых знаний и др.
Вид урока: должен быть согласован с типом урока. Урок может быть традиционным, лабораторной работой, учебной лекцией, семинаром и проч.
Цель урока: ставите ее сами, желательно конкретно. Это заранее предусмотренный результат, который должен быть достигнут в конце урока Вами и Вашими учениками. Как правило, имеет образовательный характер.
Задачи урока: выбранную Вами вышеназванную цель достигаете путем совместного решения общеизвестных дидактических задач: образовательной, развивающей и воспитательной. Кратко приводите содержание поставленных перед собой задач.
Основные этапы урока: отражаете этапы, которые обязательно должны быть проработаны на уроке. Без отработки этих этапов урок заканчивать не рекомендуется.
Средства обучения: здесь перечисляете оборудование для уроков, лабораторных работ и практикумов, которое планируете использовать на уроке. Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, таблицы, видеофильмы и др.).
План урока: пишете в краткой форме по планируемым этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

№ п/п Этап урока Приемы и методы Время, мин
1 2 3 4
1
2

Ход урока - основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока и покажите всю процедуру Вашего взаимодействия с учениками от звонка до звонка. Кроме этого укажите те материалы, которыми Вы пользуетесь на уроке, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам. Как правило, этот раздел в конспекте также представляется в виде таблицы:

№ этапа Деятельность учителя Деятельность учащегося
1 2 3
1
2

В перечень этапов, рассматриваемых в ходе урока, обычно входят следующие:
- организационный этап,
- этап проверки домашнего задания,
- этап контроля и всесторонней проверки знаний,
- этап подготовки к усвоению нового материала,
- этап усвоения новых знаний,
- этап закрепления новых знаний,
- этап первичной проверки понимания нового материала,
- этап повторения пройденного материала,
- этап обобщения и систематизации новых знаний,
- этап информации о домашнем задании.
В каждом этапе могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.
Список используемой литературы: здесь перечисляете все учебники, задачники, дидактические материалы, книги для внеклассного чтения, которыми Вы и дети пользовались при проведении урока. Включенные в раздел источники информации должны быть пронумерованы по порядку.

Использованная литература: http://schoolinfo.spb.ru/

Как правильно составить план-конспект урока?

Как правильно составить план-конспект урока?

План-конспект урока – "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Содержание уроков будет разным, в зависимости от предмета, от типа урока. Но основные принципы составления грамотного конспекта во всех случаях одинаковы.

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема "Биография А. Пушкина" в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.

Этап II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

• Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

- дать представление о…;

- обобщить и систематизировать знания о….;

- познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

- выработать навыки (например, анализа лирического текста).

- воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

• Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент – обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого – к сложному, от общего – к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Рекомендации: Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф – то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

Конспект урока_образец

/ Практическое занятие №9 / конспект урока_образец План-конспект урока по русскому языку в 5-м классе Тема: Правописание приставок. Закрепление изученного материала

· Образовательная: Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме.

·Развивающая: Развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас обучающихся.

· Воспитывающая: Воспитывать интерес к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы. Формировать ключевые компетентности.

1) актуализировать, повторить правила написания приставок, корней через выполнение заданий;

2) организовать работу обучающихся с толковым словарём;

3) тренировать умение обучающихся видеть орфограмму в слове;

4) развивать умение находить орфограммы в тексте;

5) развивать навыки индивидуальной и групповой работы (развитие уважния друг к другу).

Тип урока: Урок закрепления знаний

Форма урока: Урок-игра

Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, пособия для проведения игры (рисунки трех поросят, рисунки домиков), пособие «Это интересно», индивидуальные карточки для проведения перфокарты и «цветного диктанта»

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый,Он позвал нас на урок,Все задания сегодняВыполнить должны мы в срок.

- Учитель: Ребята, прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я люблю учиться.

Внимание моё растёт.

Память моя крепка.

У меня сегодня всё получится.

Я начинаю учиться.

- Ученики: Учащиеся кладут голову на скрещенные на партах руки и повторяют фразы, которые проговаривает учитель.

II. Сообщение темы и целей урока

- Учитель. Ребята, любите ли вы сказки?

- Учитель. Назовите свои любимые сказки.

Учащиеся называют свои любимые сказки.

- Учитель. А я очень люблю сказку «Три поросёнка», потому что в ней дружба и взаимопомощь братьев-поросят помогают победе добра над злом. Сегодня на уроке мы тоже будем учиться быть дружными, помогать друг другу, вспоминать изученный материал. А чтобы нам не было скучно три поросёнка пришли к нам в гости и урок пройдет в форме соревнования между тремя командами. За каждое правильно выполненное задание вы получите возможность начать, а затем и продолжить строительство домика для поросенка. Первый ряд помогает строить домик Ниф-нифу второй ряд – Нуф-нуфу, третий ряд – Наф-нафу. Только дружная и трудолюбивая команда быстрее и лучше других справиться с заданиями. Итак, начинаем работу.

III. Закрепление изученного материала

1. Индивидуальная работа по карточкам (2 человека)

Карточка 1. Образуйте от данных ниже слов новые слова с помощью приставок, оканчивающихся на согласную.Образец: История – предыстория.

· Интересный, играть, искать, идти, известный, исход.

Какие приставки не влияют на написание буквы И в корне, приведите примеры.

Карточка 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объясни выбор буквы и знака препинания.

· Р…списываться в документе нужно четко.

· Р…спись это живопись на стенах и потолках.

Ученики работают по карточкам (приводится верное выполнение заданий ).

2. Орфографическая «пятиминутка»

- Учитель: Посмотрите на слова. Какая орфограмма "спряталась” в этих словах?

- Ученики: Корни с чередующимися согласными А-О.

- Учитель. Назовите номер столбца, в котором варианты букв для каждого слова указаны верно.

- Ученики: 2.
-Учитель. Докажите правильность своего мнения.

- Ученики: формулируют правила написания гласных в корнях (надо прописывать).
-Учитель. Почему в слове "росток” пишется буква "О”?

- Ученики: Слово-исключение.
-Учитель. Какую букву следует написать в слове "отрасль”?

- Ученики: Слово-исключение.
-Учитель: Сформулируйте орфограмму "Буквы А – О в корнях -КАС- - - КОС-”.

- Ученики: В корнях -кас- - -кос-, если за корнем следует суффикс -А-, то в корне следует писать букву А, если суффикса -А- нет, то в корне пишется О.

- Учитель. Молодцы, ребята, вы начинаете строительство своего домика.

3. Игра «Найди лишнее»

- Учитель. Внимательно посмотрите на следующую запись. Необходимо вставить пропущенные буквы и найти лишнее слово.

НИ. ВЕРГАТЬСЯ НИ. КИЙ НИ. ПАДАТЬ

- Итак, какие буквы вставим в эти слова?

Ученики: З, З, С.
-Учитель. Какое слово, по вашему мнению, лишнее?

-Ученики: Низкий.
-Учитель. Аргументируйте свой ответ.

- Ученики: В этом слове нет приставки.
-Учитель. Сформулируйте орфограмму "Буквы З-С в приставках”.

- Ученики: Если корень слова начинается со звонкого согласного, то в приставке пишется буква З, если корень начинается с глухого согласного — С.

- Учитель. Строительство домиков продолжается, на этот раз балл зарабатывает ___ряд.

- Итак, сегодня мы особое внимание уделим правописанию приставок. Продолжаем работу.

4. Индивидуальная работа по карточке. Осложненное списывание

Задание: Списать текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

(По) тонкой нитке ручейка(С,з)бежал с пр(и,е)горка сне(г,к) И на пр(и,е)горке вдруг цв(и,е)токРа(с,з)крылся раньше всех.

(Учащийся работает у доски, списывает текст, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания)

5. Работа с текстом. Комментированное письмо

- Учитель. Все остальные работают в тетрадях. Записываем текст, комментирует…

Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.

(Учащиеся записывают текст, комментируют правописание приставок)

- Учитель: Кто такие археологи? Найдем значение этого слова в словаре.

Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова "археолог” (нужно дать ответ).

6. Индивидуальная работа с толковым словарем

(Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова "археолог”)

7. Проверка индивидуальной работы по карточке

- Учитель. Проверяем работу у доски. Какие орфограммы встретили в данном тексте?

(Ученик объясняет написание той или иной буквы, аргументирует свой выбор, учитель оценивает работу)

8. Работа над орфограммой "Буквы З-С в приставках”

- Учитель. Вернемся к тексту об археологах. Послушаем, кто такие археологи.

- Ученик: Археолог – специалист по археологии. Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся древним памятникам.

- Учитель. Над какой орфограммой работали? Сформулируйте правило.

Ученики формулируют правила написания букв З-С в приставках

- Учитель: Однажды археологи нашли древние письмена с такой странной надписью: "ОТКОЛЕ СДЕ ОТРОКА ДВА?”

· Отрок – это мальчик от 7 до 15 лет.

· Отколе – устаревшее наречие "откуда”.

· А что такое "сде”? Что мы знаем о написании этого слова в современном языке

- Ученики :Это слово "здесь”, в нем пишется буква з.

9. Этимологическая страничка

- Учитель. О каком времени года идет речь в стихотворении, записанном на доске?

- Ученики :О весне.
- Учитель: А что происходит весной?

Ученики называют признаки весны.
-Учитель. С началом таяния снега начинается ПАВОДОК. В этом слове очень редкая приставка ПА-, она обозначает "побочность”, "дополнительность”. В русском языке это не единственная необыкновенная приставка. Обратите внимание на стенд "Почемучка” и вы узнаете много интересного.

(На стенде учитель размещает слова с приставками ПА-, рисунки к ним, комментарии, ученики рассматривают стенд самостоятельно на перемене или другое внеурочное время.)

10. Лингвистическая физминутка

- Учитель. А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу слова с орфограммой "Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”, если в слове нужно написать Ы, вы делаете прыжок, если И – приседание.

СЫГРАТЬ, РОЗЫГРЫШ, МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, ПОДЫГРАТЬ, ПРЕДЫСТОРИЯ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ, ПОДЫТОЖИТЬ, РАЗЫСКАТЬ.

Ученики выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условии.

- Учитель. Прошу занять свои места. Сформулируйте орфограмму "Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”.

- Ученики: формулируют правило.

11. " Цветной диктант”

- Учитель. Повторим правописание приставок пре- и при-. Для этого проведем "цветной диктант”. Посмотрите на бланки, где изображен разделенный на пронумерованные секторы прямоугольник и цветные карандаши. Итак, если в приставке пишется И, то закрашивайте сектор красным цветом, если Е - то зеленым.

Вскарабкаться на гору

(Ребята работают на специальных листочках, учитель заранее готовит и раздает их. Напротив соответствующей правильному ответу буквы и цифры ученики ставят любой знак.)

- Учитель: Листочки сдали, за них вы получите оценки. А сейчас сформулируйте орфограмму "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-”

Несколько человек повторяют правило.

13. Проверка работы 1 группы

- Учитель: Проверим работу 1 группы. Зачитайте получившиеся предложения, объясните выбор приставки.

- Ученики: читают предложения и объясняют правописание приставок.

- Учитель. Итак, над какими орфограммами работали на уроке? Вспомним их еще раз.

- Ученик и:проговаривают правила написания приставок.
- Что нового узнали на уроке? - С какими интересными фактами познакомились?

- За активную работу на уроке получают отметки следующие ученики…. Также получают отметки ребята, работавшие по индивидуальным карточкам и словарю. Отметки за перфокарты будут выставлены на следующем уроке.

VI. Домашнее задание.

Индивидуальные карточки на правописание приставок.

Прозвенел наш дружок, Голосистый наш звонок,Перемены ждут ребята, Поиграть, попрыгать надо.