Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества img-1

инструкция о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества

Рейтинг: 4.5/5.0 (1824 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества

§ 3. Организация исполнения наказаний без изоляции от общества -приоритетное направление реформирования уголовно-исполнительной системы

Одной из важных стратегических целей реформирования УИС современной России является приоритетное развитие учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества. Реализация данной цели предполагает решение комплекса правовых, организационных, исправительных и других задач. Однако решающее значение при этом имеет изменение карательной политики государства в направлении ее либерализации по отношению к лицам, совершившим правонарушения небольшой тяжести. «Для того чтобы Россия не превратилась в «тюремное государство», следует серьезно поработать не только на исполнительном, но и законодательном уровне» \

Необходимость гуманизации карательной политики государства предопределяется тем, что наказание в виде лишения свободы тяжким бременем ложится на бюджет государства, влечет разрыв социальных связей осужденных, по-рождает криминализацию общества. В монографии известного норвежского уче-

1 Чайка Ю.Я. Реформировать УИС, совершенствовать законодательство // Преступление и наказание. - 2000. Л'а 8. С. 2-3.

2 Панкратов В.В. Крах пенитенциарных доктрин в XX веке и перспективы на век XXI: оценка криминолога. В сб. Государство и право на рубеже веков (Материалы Всероссийской Конференции). Криминология. Уголовное право. Судебное право. - М. 2001. С. 119-124.

ного, профессора Н. Кристи «Борьба с преступностью как индустрия. Вперед к ГУЛЛГу западного образца?» указывается, что основная опасность преступности в современном индустриальном обществе таится не только в самой преступности, но и в методах борьбы с нею1. Для России данная проблема приобретает особую актуальность в силу того, что в недалеком прошлом основным видом наказания, применяемым судом, являлось лишение свободы. Поэтому вопрос о сокращении численности осужденных в исправительных учреждениях, заключенных в СИЗО является одним из важных и принципиальных в реформировании уголовно-исполнительной системы России, он носит не только правовой и экономический, но и политический характер.

В принципе обществу известны и основные пути гуманизации карательной политики, направленной на сокращение численности осуждаемых к лишению свободы. Это декриминализация преступлений, которые не представляют значительную общественную опасность, изменение судебной практики, более широкое применение альтернативных видов наказания. С учетом указанных направлений развивается и современная уголовная политика России, судебная практика. Па дальнейшую гуманизацию уголовной политики направлена и инициатива Президента страны В.В.Путина, с которой он выступил 11 марта 2002 года в отношении декриминализации малозначительных преступлений. По прогнозам ГУИН Минюста России, в результате внесенных в декабре 2003 года изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации будет

1 Кристи 11ильс. Борьба с преступностью как индустрия. Вперед к ГУЛЛГу западного образна? - М. 1999. С. 14.

происходить дальнейшее снижение численности осужденных, главным образом, в воспитательных колониях, колониях строгого и особого видов режима (примерно на 150 тыс. человек).

В целом такая тенденция гуманизации уголовной политики и судебной практики, когда наказание в виде лишения свободы применяется как крайняя мера, является фактором благоприятным для проведения реформы УИС. С одной стороны, это позволяет улучшить материально-бытовые условия отбывания наказания, оградить от влияния преступной среды тысячи граждан. С другой - появляется возможность развивать и совершенствовать деятельность учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества, которые потенциально более эффективны, чем лишение свободы.

Этот вопрос имеет не только правовой, но и политический характер, поскольку характеризует во многом отношение государства к правам граждан в целом. В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации в 2002 году отмечалось то, что нам крайне необходима гуманизация уголовного законодательства и системы наказаний. Применение наказаний, не связанных с лишением свободы. там, где, конечно, это обоснованно, должно стать широкой судебной практикой.

Вопрос о более широком применении альтернативных видов наказания имеет и экономические основания, поскольку их реализация не требует привлечения значительных финансовых средств, как это имеет место применительно к лишению свободы. Следует также учитывать, что и в социальном плане данные

виды наказаний являются более эффективными. Так, если уровень рецидивной преступности со стороны лиц отбывших наказание в виде лишения свободы составляет около 30 %, то при наказаниях, не связанных с лишением свободы, рецидивная преступность составляет всего 2-5 %. Не маловажное значение имеет и международный аспект проблемы: Россия (ранее СССР) ратифицировала ряд основополагающих международных актов по вопросам исполнения уголовных наказаний, в том числе и применительно к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества. Общая мировая тенденция здесь заключается в том, что лишение свободы следует применять в качестве крайней, исключительной меры. Все более широкое распространение получают альтернативные наказания, а также примирение преступника и жертвы \

Для реализации данной стратегической линии развития пенитенциарных учреждений в современной России имеются важные правовые предпосылки. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года существенно расширил перечень наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Наряду с традиционными видами для данной категории наказаний в виде исправительных работ, закон ввел ряд новых видов наказаний, альтернативных лишению свободы, таких как обязательные работы и ограничение свободы. Однако само по себе введение данных видов наказаний не означает их практическую реализацию. Для этого должны быть созданы соответствующие правовые, организационные, ресурсные условия. Поскольку при введении в действие Уголовного кодекса РФ в 1997 году таких ус-

1 Тюремная реформа в странах бывшего тоталитаризма. - М. 1993. С. 57.

ловий создано не было, то законодатель ввел отлагательную норму, предусматривающую применение данных альтернативных видов наказания по мере создания условий, необходимых для их применения1. Все это, конечно, «отрицательно сказывается на эффективности системы наказаний, практике применения отдельных видов, и, естественно, на эффективности борьбы с преступностью, поскольку все эти виды были призваны стать, прежде всего, альтернативой лишению свободы» 2.

Таким образом, за время проведения реформы УИС в силу ряда причин, прежде всего финансового порядка, организация исполнения альтернативных видов наказания, за исключением исправительных работ, не получила своего воплощения на практике. В принципе здесь во многом повторяется ситуация, которая имела место с применением наказаний без изоляции от общества в России еще в 20-е годы прошлого столетия. Тогда также ставилась задача «экономии репрессии». Однако система исполнения наказания стала развиваться по иному пути, в направлении широкого применения наказания в виде лишения свободы3.

Поэтому УИС России не имела широкой практики исполнения наказаний без изоляции от общества. Исключением здесь может быть организация исполнения условного осуждения с обязательным привлечением к труду в рамках так называемых спецкомендатур в 70-80 годы. Данные учреждения создавались, прежде

1 Федеральный закон «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 24 мая 1996 г.; Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» от 18 декабря 1996 г.; а также Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в федеральные законы «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» и «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации»» от 13 декабря 2001 г.

2 Перминов О.Г. Цит. работа. С. 44.

3 Ширвинд .Г. «Режим экономии» в карательной политике. - Административный вестник. - 1927.

всего, для решения экономических задач в условиях плановой экономики. Поэтому по мере изменения экономической ситуации в стране, принятия новых законов, институт условного осуждения с обязательным привлечением к труду прекратил свое существование.

Выше указывалось, что зарубежные пенитенциарные системы развиваются по пути широкого применения альтернативных лишению свободы видов наказания. Данный опыт может быть использован и для решения аналогичных проблем в отечественной практике исполнения наказания. Учитывая данные обстоятельства, в сентябре 2000 года ГУИН Минюста России было подписано соглашение с международной неправительственной организацией «Международная тюремная реформа» о реализации проекта «Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации». Конечной целью проекта является создание условий для сокращения количества осужденных к лишению свободы за счет расширения применения альтернативных наказаний, укрепления системы контроля за осужденными без изоляции от общества. Проектом предусматривается проведение эксперимента в 9 регионах России по созданию новой, хорошо продуманной системы исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. В долгосрочном плане эта модель может быть распространена по всей Российской Федерации.

В ходе реализации Проекта постоянно велось его научное и учебно-методическое сопровождение: изданы и распространены сборники методических документов, подготовлен ряд учебников по организации деятельности уголовно-

исполнительных инспекций, организовано повышение квалификации их сотрудников. Такое усиленное внимание позитивно сказалось и на поднятии авторитета службы, поскольку ранее она традиционно считалась «периферийной» для уголовно-исполнительной системы'.

Реализация Проекта «Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации» позволила также выявить и немало проблем, связанных с введением новых видов наказания, показала всю сложность реформирования этой важной составляющей уголовно-исполнительной системы современной России. Очевидно, что решение такой сложной проблемы возможно только с учетом комплексного подхода, включая ее правовые, организационные, ресурсные и методические аспекты.

1. Поскольку реализация исполнения наказаний без изоляции от общества (как, впрочем, и любого другого) основывается и протекает в рамках права, то на одно из первых мест здесь выступает совершенствование правового обеспечении назначения и порядка исполнения рассматриваемых видов наказания.

Как уже указывалось, новый Уголовный кодекс Российской Федерации существенным образом расширил перечень наказаний, не связанных с лишением свободы. Это породило не только сложности их применения, но и определенную конкуренцию с наказанием в виде лишения свободы. Это относится, прежде всего, к такому наказанию как арест. По своим внешним признакам и по срокам ис-

1 Уткин В.Л. Проект «Альтернативы тюремному заключению в Российской Федерации» итоги и перспективы // В кн. Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: Сборник материалов научно-практической конференции. - Новокузнецк, 2002. С. 9-13.

полнения, он во многом совпадает с краткосрочным лишением свободы, которое, в соответствии со ст. 56 УК РФ (Лишение свободы на определенный срок) может применяться, как и арест, до 6 месяцев. К этому следует добавить необходимость выделения значительных средств на строительство арестных домов. Поэтому мы разделяем позицию тех ученых, которые предлагают исключить из Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и других законодательных актов положения о наказании в виде ареста, поскольку его введение требует больших финансовых затрат и вызывает сомнения эффективность этого вида наказания.

Аналогичная ситуация во многом сложилась и в отношении порядка исполнения наказания в виде ограничения свободы в исправительных центрах (сразу следует отметить, что их предстоит еще создать) и лишения свободы в колониях-поселениях. В соответствии с частью 1 ст. 47 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лица, осужденные к ограничению свободы, должны отбывать наказание, как правило, в пределах территории субъекта Российской Федерации, в которых они проживали или были осуждены. Поэтому введение в действие данного наказания потребует повсеместного создания соответствующих учреждений, что также связано со значительными финансовыми затратами. Вместе с тем анализ особенностей порядка исполнения наказания в колониях-поселениях показывает, что он во многом схож с режимом отбывания наказания в исправительных центрах. Как отмечает С.И.Курганов, «колонии-поселения можно легко преобразовать в исправительные центры, поскольку условия отбывания наказа-

ния (режим содержания) в них практически одинаковы. По содержанию режимных требований колония-поселение представляет собой скорее ограничение, а не лишение свободы. Тогда ограничение свободы как вид наказания действительно будет являться реальной альтернативой лишению свободы, и количество осужденных к лишению свободы существенно снизится» \

Эта идея поддерживается многими специалистами. Однако у неё есть один очевидный недостаток - фактически речь идёт не о введении нового вида наказания, а о сохранении старого, но под новым названием.

Как нам представляется, отказываться от нового вида наказания без изоляции от общества, не следует, тем более что в зарубежной пенитенциарной практике (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Швейцария, Испания, Республика Казахстан) широко применяется ограничение свободы, являющееся, по сути, «домашним арестом».

Оно представляет собой комплекс устанавливаемых судом условий (обязанностей и запретов), исполняемых осужденным под надзором уполномоченного государственного органа без изоляции от общества, в том числе с использованием электронных средств наблюдения.

Поэтому Министерством юстиции Российской Федерации подготовлен проект федерального закона, предусматривающий введение наказания в виде ограничения свободы, которое будет заключаться в исполнении осужденными установленных судом обязанностей под надзором уголовно-исполнительных инспекций.

1 Курганов СИ. Ограничение свободы: за и против. — М. 2002. С. 10.

Одновременно в целях дифференциации наказаний, исполняемых без изоляции от общества, предлагается исключить из Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации положения, связанные с возложением судом обязанностей на условно осужденных и условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, исключив при этом ограничение свободы из перечня наказаний, которые суд может назначать условно.

Комплекс ограничений, которые предлагается установить для осужденных к этому виду наказания (ограничение свободы перемещения, посещения определенных мест и использования определенных форм досуга, выбора места работы или учебы, запрет покидать место жительства в определенное время суток, а также в выходные и праздничные дни, постоянное нахождение под надзором и др.), сохранит его место в иерархии наказаний, предусмотренных уголовным законом. Поэтому внесения изменений в систему уголовно-правовых санкций не потребуется.

Введение в действие ограничения свободы в таком варианте потребует затрат из федерального бюджета на содержание дополнительной штатной численности исполняющих это наказание уголовно-исполнительных инспекций и их материально-техническое обеспечение. Однако эти расходы будут значительно меньшими, чем на исправительные центры.

Определенные пробелы имеются и в правовом регулировании самого порядка исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Речь, прежде

всего, идет об определении правового статуса сотрудников данной службы. В настоящее время на законодательном уровне подробно отрегулирован лишь статус сотрудников исправительных учреждений, что нашло свое отражение в Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы». Что же касается сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, то порядок прохождения ими службы регулируется ведомственными нормативными актами. Поскольку уголовно-исполнительные инспекции (УИИ) организационно входят в уголовно-исполнительную систему, то вполне логичным и оправданным является предложение о распространении на них льгот, предусмотренных для сотрудников УИС. Данные льготы должны быть закреплены на уровне закона. Поскольку УИИ являются составной частью уголовно-исполнительной системы, то в данном случае нет необходимости в принятии отдельного законодательного акта; данные вопросы (задачи УИИ, правовой статус их сотрудников) целесообразно закрепить в действующем Законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» на уровне самостоятельного раздела. Поскольку предмет правового регулирования закона в данном случае существенно расширяется, включая организацию работы не только органов и учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, но и наказаний без изоляции от общества, то целесообразно уточнить и его наименование, в частности, убрать словосочетание «лишение свободы».

Помимо законодательных актов порядок исполнения наказаний не связанных с лишением свободы регламентируется и ведомственными нормативными ак-

тами. Введение данных видов наказания значительно стимулировало их разработку, включая различные положения, инструкции1. Это порождает определенное дублирование, противоречия в правовом регулировании порядка исполнения наказаний. Представляется, что для решения данных проблем важно изменить сам подход к нормотворческой работе по правовому регулированию порядка исполнения наказаний. Речь, в частности, идет о целесообразности подготовки одной обобщающей Инструкции о порядке исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества. Структурно данная Инструкция могла бы состоять из следующих разделов: Общие положения; Организация исполнения наказания в виде исправительных работ; Организация исполнения наказания в виде обязательных работ; Организация исполнения наказаний в виде офаничения свободы.

2. Реализация стратегии реформирования УИС в направлении приоритетного развития учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества, предполагает также решение целого ряда организационных проблем, связанных с их укреплением. Используя зарубежный опыт и с учётом необходимости исполнения наказаний в виде обязательных работ и офаничения свободы возможно создание службы пробации, которая призвана осуществлять надзор за правонарушителями. Следующая важная задача - это упорядочение работы уголовно-исполнительных инспекций. За период функционирования инспекций в Минюсте России реализован комплекс мер по их реформированию. Инспекции приобрели статус учреждений УИС, переведены на финансирование за счет

1 Организационно-правовые основы деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Сборник нормативно-правовых актов / Под ред. О.В.Филимонова. — Томск, 2002.

средств федерального бюджета, персоналу установлено льготное исчисление выслуги лет. В структуру крупных инспекций введена должность психолога. Увеличены предельные специальные звания и должностные оклады. В ряде регионов введена должность «заместитель начальника управления - начальник отдела но руководству УИИ».

Вместе с тем в деятельности УИИ имеется немало нерешенных проблем. Важнейшая из них связана с тем, какой объем задач они должны выполнять. За последние годы перечень этих задач возрастает, что неизбежно сказывается на реализации основной функции инспекций - организация исполнения наказания в виде исправительных работ. Помимо данной функции инспекции осуществляют контроль за женщинами, осужденными с отсрочкой отбывания наказания, условно осужденных, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Ежегодно по учетам УИС проходит свыше миллиона осужденных, при этом основная часть это условно осужденные (свыше 80 %) и лишь 9 % осужденных к исправительным работам. В результате возрастает нагрузка на сотрудников УИИ. При установленной норме 167 осужденных, лиц, стоящих на учете на одного сотрудника, она составляет 202 осужденных, а в ряде регионов - более 300 \

В сложившейся ситуации возможно два подхода решения данной проблемы: передача ряда функций, связанных с контролем за поведением условно осужден-

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 1997 г. № 729 «Об утверждении Положения об Уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» (с учетом изменении, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1999 г. № 1999) и от 17 февраля 2000 г. № 134 «О финансировании Уголовно-исполнительных инспекций».

ных, в территориальные органы внутренних дел либо существенное укрепление УИИ, разработка новых штатных нормативов. Представляется, что второй путь является более рациональным, поскольку большая часть лиц, состоящих на учете (53 %) ранее отбывали наказание и поэтому связаны с деятельностью уголовно-исполнительной системы. С учетом изменившихся задач в штаты УИИ целесообразно введение должности инспекторов по режиму, по учету личных дел осужденных, а также по работе с несовершеннолетними осужденными. В связи с расширением функций УИИ Центром нормативно-исследовательских работ ГУИН Минюста России проведен расчет нагрузки на одного сотрудника инспекции. Расчеты показали, что оптимальная нагрузка на одного сотрудника инспекции должна составлять 65 осужденных.

Другая важная проблема - это подготовка кадров для УИИ, а в перспективе и для других учреждений, которые будут исполнять наказания без изоляции от общества. В настоящее время ни одно учебное заведение УИС не готовит кадры для данной службы, что существенным образом сказывается на результатах ее деятельности. Данная подготовка должна носить системный характер, охватывая первоначальную подготовку в учебных центрах, базовую подготовку на основе высшего образования, а также повышение квалификации сотрудников УИИ.

Обеспечение приоритетного развития органов и учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества, во многом будет зависеть от создания стройной системы управления данной службой. Первым шагом в этом направлении можно считать полный перевод УИИ в уголовно-исполнительную систему. Одна-

ко целостной системы управления данной службой, с учетом всех уровней управления до настоящего времени не создано. Во многом это связано с тем, что реально функционируют лишь уголовно-исполнительные инспекции, другие структуры, призванные исполнять такие наказания как обязательные работы, ограничение свободы предстоит только создать. Учитывая сложность проблемы, можно считать оправданным создание в составе ГУИН Минюста России самостоятельного по исполнению новых видов наказаний, не связанных с лишением свободы. Создание такого отдела на первый взгляд может показаться преждевременным. Однако учитывая сроки введения данных наказаний в действие (2004-2005 годы), сложность и неоднозначность возникающих при этом вопросов, такая структура на уровне центрального аппарата УИС необходима. Это позволит не только повысить ответственность за процесс формирования структур, призванных исполнять наказания в виде обязательных работ и ограничения свободы, но и проводить данную работу более целенаправленно и планомерно.

3. Решение многих вопросов, связанных с реформированием службы, исполняющей наказания без изоляции от общества, напрямую зависит от ее ресурсного, прежде всего финансового обеспечения. Указывалось, что продление сроков введения новых альтернативных видов наказания во многом обусловлено именно нехваткой финансовых средств. Сложность проблемы заключается и в том, что большая часть УИИ (до 90 %) располагаются в кабинетах совместно со службами милиции, ряд из них расположены вообще в помещениях других ведомств. Все это обусловливает необходимость принятия нестандартных решений по вопро-

сам создания материально-технической базы не только УИИ. Учитывая важность и перспективность данной службы для изменения карательной политики государства в целом в направлении ее гуманизации, полагаем принципиально важным создавать материальную базу для исполнения альтернативных наказаний только в самой уголовно-исполнительной системе. Это повлечет дополнительные затраты, но они будут оправданы с точки зрения стратегии развития УИС, ее социальной эффективности. Более сложным является вопрос о самих источниках финансирования создания во многом новой службы, исполняющей наказания без изоляции от общества. По сравнению с ресурсным обеспечением реформы исправительных учреждений, здесь ограничены возможности получения дополнительных источников за счет внутренних резервов. Так как финансирование УИИ осуществляется за счет удержаний из заработка осужденных к исправительным работам, то в условиях рыночных отношений весьма сложно получить дополнительные источники финансирования и за счет таких отчислений. Более того, как показывают отчетные данные, УИИ работают за последние годы со значительной дебиторской задолженностью. Поэтому основным источником финансирования развития органов и учреждений, исполняющих наказания без изоляции от общества, видимо, должен стать федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации.

В заключение рассматриваемого вопроса следует отметить, что для реализации альтернативных видов наказания в обществе должны быть созданы соответствующие социально-экономические условия, сформировано общественное мнение о целесообразности и необходимости выбора такой стратегии работы правоохра-

нительных органов. Дело в том, что существующая длительные годы практика широкого применения наказания в виде лишения свободы сформировала и определенное отношение к карательной политике государства не только населения, но и сотрудников правоохранительных органов: лицо совершившие преступление обязательно должно отбывать наказание в виде лишения свободы. Все иные наказания, не связанные с лишением свободы, в такой ситуации нередко психологически воспринимаются как прощение, избавление от наказания. Поэтому реализация предложенной стратегии реформирования УИС предполагает и формирование соответствующей правовой культуры самих сотрудников правоохранительных органов. Формы такой работы разнообразны: учеба, распространение положительного опыта, разъяснение законодательства, социальных последствий исполнения наказания и т.п.

Важно также учитывать и реальное состояние правопорядка, структуру преступности. Опыт показывает, что форсированное снижение уголовной ответственности за совершенные преступления может привести к обратному эффекту: снижению общепрофилактической функции наказания, подрыву доверия населения к правовой системе государства.

§ 3. Организация исполнения наказаний без изоляции от общества -приоритетное направление реформирования уголовно-исполнительной системы

Другие статьи

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации - Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 мая 2009 года №142

Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества

(В редакции Приказов Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2010 г. №411, 22.08.2014 г. №178 )

В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 2, ст. 198) и в целях совершенствования работы уголовно-исполнительных инспекций приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

2. Федеральной службе исполнения наказаний (Г.А. Корниенко) обеспечить исполнение Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22.08.2014 г. №178 )

3. Признать утратившими силу приказы Министерства юстиции Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. N 38 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" (зарегистрирован Минюстом России 25 апреля 2005 г. регистрационный N 6542); от 17 августа 2005 г. N 134 "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. N 38" (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2005 г. регистрационный N 6955); от 13 января 2006 г. N 1 "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. N 38" (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2006 г. регистрационный N 7429).

к Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 года №142

Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества*(1) I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет организацию исполнения уголовно-исполнительными инспекциями*(2) наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено *(3).

2. Инспекции в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний*(4) и настоящей Инструкцией.

3. Инспекции анализируют работу при исполнении наказаний и осуществлении контроля за поведением осужденных, готовят в соответствии с актами Минюста России, ФСИН России статистическую отчетность, а также информационно-аналитические и другие документы для территориальных органов ФСИН России.

4. Инспекции рассматривают заявления, жалобы и другие обращения осужденных и граждан по вопросам, отнесенным к их компетенции*(5).

5. Инспекции организуют и ведут делопроизводство.

5.1. Инспекции формируют и ведут автоматизированную базу данных осужденных, в которую вносятся сведения об осужденных, порядке и условиях отбывания ими наказаний, а также результаты контроля за их поведением.

5.2. Инспекции взаимодействуют с органами местного самоуправления и социальными службами в решении вопросов оказания осужденным помощи в социальной адаптации и создают условия для участия общественных объединений в исправлении осужденных.

6. Территориальные органы ФСИН России осуществляют организационно-методическое руководство, контроль за деятельностью инспекций и оказание им практической помощи.

II. Постановка осужденных на учет

7. Постановка осужденных, указанных в пункте 1 Инструкции, на учет осуществляется на основании:

копии обвинительного приговора (определения, постановления) суда, вступившего в законную силу*(6);

соответствующего акта о помиловании в отношении лиц, которым в порядке помилования лишение свободы заменено более мягким видом наказания.

8. В случаях изменения приговора в установленном законом порядке к копии приговора суда приобщаются:

при изменении приговора - копия определения суда кассационной инстанции либо копия определения (постановления) суда надзорной инстанции;

при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания - копия определения (постановления) суда;

Полный текст документа доступен только авторизованным пользователям!

ПРИКАЗ МИНЮСТА РОССИИ от № 142

В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 2, ст.198) и в целях совершенствования работы уголовно-исполнительных инспекций

3. Признать утратившими силу приказы Министерства юстиции Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 38 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества" (зарегистрирован Минюстом России 25 апреля 2005 года, регистрационный № 6542); от 17 августа 2005 года № 134 "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 38" (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2005 года, регистрационный № 6955); от 13 января 2006 года № 1 "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 38" (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2006 года, регистрационный № 7429).

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 июня 2009 года,
регистрационный № 14140

ИНСТРУКЦИЯ
по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества

С изменениями на 22 августа 2014 года

1. Настоящая Инструкция определяет организацию исполнения уголовно-исполнительными инспекциями наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, осуществления контроля за поведением условно осужденных, осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено (пункт в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2011 года приказом Минюста России от 27 декабря 2010 года № 411, - см. предыдущую редакцию ).

2. Инспекции в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации . федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний и настоящей Инструкцией.

3. Инспекции анализируют работу при исполнении наказаний и осуществлении контроля за поведением осужденных, готовят в соответствии с актами Минюста России, ФСИН России статистическую отчетность, а также информационно-аналитические и другие документы для территориальных органов ФСИН России.

4. Инспекции рассматривают заявления, жалобы и другие обращения осужденных и граждан по вопросам, отнесенным к их компетенции .

5. Инспекции организуют и ведут делопроизводство.

5.1. Инспекции формируют и ведут автоматизированную базу данных осужденных, в которую вносятся сведения об осужденных, порядке и условиях отбывания ими наказаний, а также результаты контроля за их поведением (пункт дополнительно включен с 1 февраля 2011 года приказом Минюста России от 27 декабря 2010 года № 411) .

5.2. Инспекции взаимодействуют с органами местного самоуправления и социальными службами в решении вопросов оказания осужденным помощи в социальной адаптации и создают условия для участия общественных объединений в исправлении осужденных (пункт дополнительно включен с 1 февраля 2011 года приказом Минюста России от 27 декабря 2010 года № 411) .

6. Территориальные органы ФСИН России осуществляют организационно-методическое руководство, контроль за деятельностью инспекций и оказание им практической помощи.

II. Постановка осужденных на учет

7. Постановка осужденных, указанных в пункте 1 Инструкции . на учет осуществляется на основании: копии обвинительного приговора (определения, постановления) суда, вступившего в законную силу ;

Далее - копия приговора (определения, постановления) суда. соответствующего акта о помиловании в отношении лиц, которым в порядке помилования лишение свободы заменено более мягким видом наказания.

8. В случаях изменения приговора в установленном законом порядке к копии приговора суда приобщаются: при изменении приговора - копия определения суда кассационной инстанции либо копия определения (постановления) суда надзорной инстанции; при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания - копия определения (постановления) суда; при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания в порядке помилования - соответствующий акт о помиловании.

9. В случае обнаружения неясностей в копии приговора (определения, постановления) суда и возникновения сомнений в части его исполнения в целях их устранения в установленном законом порядке инспекция направляет представление в суд для разъяснения сомнений и неясностей, возникших при исполнении приговора (определения, постановления) суда, а также разъясняет осужденному его право на обращение в суд для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора, и внесения соответствующих изменений .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 сентября 2014 года приказом Минюста России от 22 августа 2014 года № 178 . - См. предыдущую редакцию )

10. При наличии на осужденного других неисполненных приговоров, если в последнем по времени приговоре не присоединена неотбытая часть наказания по предыдущим приговорам и не указано о самостоятельном исполнении приговоров, инспекция обращается в суд для решения вопроса об определении окончательной меры наказания по совокупности приговоров.

11. В день поступления копии приговора (определения, постановления) суда инспекция регистрирует его в журнале входящих документов и в пронумерованном, прошнурованном и опечатанном журнале учета осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (приложение № 8 ), учета осужденных к обязательным работам (приложение № 17 ), учета осужденных к исправительным работам (приложение № 26 ), учета условно осужденных (приложение № 39 ), учета осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено (приложение № 44 ) (пункт в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2011 года приказом Минюста России от 27 декабря 2010 года № 411, - см. предыдущую редакцию ) .

12. День регистрации копии приговора (определения, постановления) суда считается днем постановки осужденного на учет инспекции.

13. В день поступления копии приговора (определения, постановления) инспекция направляет в суд, вынесший приговор (определение, постановление), извещение о принятии его к исполнению, которое составляется на бланке инспекции (приложение № 1 ) .

Часть 3 статьи 20 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации . Инспекция дополнительно уведомляет суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ (приложение № 1а ).
(Абзац дополнительно включен с 16 сентября 2014 года приказом Минюста России от 22 августа 2014 года № 178 )

14. При получении из другой инспекции личного дела осужденного, изменившего место жительства (работы), в данную инспекцию в тот же день направляется подтверждение о получении личного дела (приложение № 2 ) .

15. В отношении осужденного, отбывание наказания которому отсрочено, инспекция направляет извещение (приложение № 1 ) в исправительное учреждение в течение трех суток после его явки в инспекцию (пункт в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2011 года приказом Минюста России от 27 декабря 2010 года № 411, - см. предыдущую редакцию ).

16. В день регистрации копии приговора (определения, постановления) суда на каждого осужденного заводится личное дело (приложение № 3 ), заполняется по видам наказания учетная карточка (приложения № 9 . 18 . 27 . 40 . 45 ). Номера личного дела, учетной карточки должны соответствовать номеру, под которым осужденный зарегистрирован в журнале учета осужденных.

17. Учетные карточки хранятся отдельно по каждой категории осужденных.

18. При назначении осужденному дополнительного вида наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в отношении него инспекция заводит два личных дела - на основной и дополнительный виды наказаний.

19. В день постановки осужденного на учет инспекция направляет сообщения (приложение № 4 ): в орган внутренних дел; в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту исполнения приговора; в военный комиссариат по месту постоянной регистрации о постановке на учет осужденного гражданина Российской Федерации призывного возраста ;

Часть 3 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 13, ст.1475; 2004, № 35, ст.3607; 2007, № 50, ст.6241). извещение (приложение № 5 ) копию приговора (определения, постановления) суда или выписку из него в отношении осужденного к лишению права управления транспортным средством в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

20. При постановке на учет осужденному направляется уведомление о дате явки в инспекцию с документами, удостоверяющими личность. Дата явки определяется с учетом объективных обстоятельств (расстояния, наличия транспортных возможностей, выходных, праздничных дней и др.), но не позднее десяти дней с момента постановки на учет. Несовершеннолетнего осужденного инспекция вызывает с его родителями или иными законными представителями.

III. Порядок проведения первоначальной беседы с осужденным

21. В день явки осужденного инспекция проводит с ним первоначальную беседу, в ходе которой: проверяет документы, удостоверяющие личность осужденного, составляет анкету (приложение № 6 ), в которой отражаются гражданство, место регистрации и жительства, работы, учебы, контактные телефоны, сведения о родственниках и лицах, проживающих совместно с ним, а также входящих в круг его общения; осуществляет дактилоскопирование осужденного ;

Абзац шестой статьи 11 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст.3806; 2004, № 18, ст.1687; 2008, № 19). выясняет сведения, имеющие значение для исполнения приговора (постановления, определения) суда (наличие документов, необходимых для трудоустройства, прежних судимостей, состояние здоровья, материальное положение и др.).

22. В ходе первоначальной беседы инспекция разъясняет: порядок и условия отбывания наказания, назначенного приговором суда, права и обязанности осужденного, ответственность за их несоблюдение; последствия совершения повторного преступления; осужденному к обязательным работам, исправительным работам право на обращение в суд с ходатайством об отсрочке исполнения приговора на определенный срок при наличии одного из оснований, перечисленных в части 1 статьи 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации ; осужденному к исправительным работам - право обращения в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы в случае ухудшения его материального положения; условно осужденному - порядок исполнения возложенных судом обязанностей, последствия их невыполнения, ответственность за нарушение общественного порядка, возможность отмены условного осуждения и снятия с него судимости; осужденному, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, - условия отсрочки отбывания наказания, последствия их невыполнения, ответственность за уклонение от воспитания ребенка и ухода за ним, нарушение общественного порядка и трудовой дисциплины (абзац в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2011 года приказом Минюста России от 27 декабря 2010 года № 411, - см. предыдущую редакцию ) ; осужденному, гражданину Российской Федерации, не имеющему документов, удостоверяющих личность, - о необходимости обращения в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту пребывания или по месту фактического проживания для получения временного удостоверения личности гражданина либо паспорта, а также о наступлении административной ответственности за отсутствие указанных документов и регистрации ;

Пункт 17 постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 28, ст.3444), статья 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (1), ст.1; 2005, № 30 (2), ст.3124; 2008, № 30 (1), ст.3604). права осужденного, сопряженные с отбыванием наказания, в том числе о праве на обращение в органы социальной защиты населения для оказания социальной помощи при тяжелом материальном положении (по оплате оформления документа, удостоверяющего личность, и др.).

23. Беседа с несовершеннолетним осужденным может проводиться в присутствии его родителей или законных представителей.

23.1. Беседа с осужденным - инвалидом, имеющим нарушение слуха и (или) речи, проводится при участии переводчика жестового языка. В период нахождения на учете инспекции последующие беседы с осужденными данной категории проводятся также при участии переводчика жестового языка. Положения настоящего пункта не распространяются на лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
(Пункт дополнительно включен с 16 сентября 2014 года приказом Минюста России от 22 августа 2014 года № 178 )

24. По окончании беседы составляется документ о правах и обязанностях осужденного и ответственности за допущенные нарушения в период отбывания наказания - подписка (приложения № 10 . 19 . 28 . 41 . 46 ) и ему выдается памятка (приложения № 11 . 20 . 29 . 42 . 47 ) в соответствии с видом назначенного наказания.

25. Условно осужденному, на которого судом возложена обязанность пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, выдается направление (приложение № 7 ).

26. По окончании беседы инспекция направляет дополнительную информацию в территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган внутренних дел в случае проживания осужденного без регистрации.

IV. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

27. Инспекция, получив копию приговора (постановления, определения) суда в отношении осужденного к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, оформляет документы в порядке, приведенном в главе II настоящей Инструкции .

28. Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу, а при назначении этого наказания в качестве дополнительного к лишению свободы - со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения .

29. В случае если осужденный работает за пределами обслуживаемой территории, инспекция направляет поручение (приложение № 12 ) в инспекцию по фактическому месту его работы о проверке исполнения требований приговора суда администрацией организации и информировании о результатах инспекции по месту исполнения приговора.

30. При получении из территориального органа Федеральной миграционной службы информации о регистрации осужденного, освобожденного из исправительного учреждения, дисциплинарной воинской части, в отношении которого имеется неисполненный приговор о дополнительном наказании в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, прибывшего не по месту первоначально избранного им места жительства, либо самостоятельной явке осужденного инспекция запрашивает копию приговора суда из инспекции, обслуживающей территорию первоначально избранного места жительства осужденного.

31. В целях обеспечения исполнения приговора суда инспекция в течение десяти рабочих дней с момента постановки на учет: устанавливает место работы осужденного, а в отношении неработающего осужденного инспекция отслеживает его возможное трудоустройство; направляет в адрес организации копию приговора суда и извещение (приложение № 13 ); направляет копию приговора суда или заверенную выписку из него и извещение (приложение № 14 ) в орган, правомочный аннулировать разрешение на занятие определенным видом деятельности.

32. В ходе исполнения наказания инспекция запрашивает в организации выписки приказов о назначении, переводе, увольнении осужденного.

33. Инспекция, получив сообщение об освобождении осужденного от должности, которую он лишен права занимать, либо об аннулировании разрешения и изъятии документа, дающего право на занятие деятельностью, которой он лишен права заниматься, в течение десяти рабочих дней проверяет данный факт с посещением места работы осужденного, о чем составляется справка.

34. В случае неполучения инспекцией в течение тридцати дней со дня направления извещения в организацию сообщения об освобождении осужденного от должности, которую он лишен права занимать, инспекция осуществляет проверку выполнения приговора (определения, постановления) суда с посещением места работы осужденного с целью выяснения причин непоступления сообщения. По результатам проверки принимаются соответствующие меры, составляется справка.

35. В случае если органы и организации не исполняют вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, инспекция направляет в их адрес уведомление (приложение № 15 ), а при злостном неисполнении приговора (определения, постановления) суда - документы в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования .

36. В случае увольнения осужденного с прежнего места работы инспекция в тридцатидневный срок с момента получения сообщения об увольнении осужденного: устанавливает новое место работы, должность осужденного или род его деятельности; направляет по новому месту работы копию приговора суда и извещение (приложение № 13 ); проверяет наличие в его трудовой книжке записи, соответствующей приговору суда . О наличии записи в трудовой книжке делает отметку в журнале учета осужденных. В случае если организация не внесла запись в трудовую книжку, направляет информацию в органы прокуратуры.

37. В целях дальнейшего контроля инспекция не реже одного раза в шесть месяцев проверяет с посещением места работы осужденного исполнение приговора суда администрацией организации и осужденным, при необходимости проверяет трудовой договор и должностную инструкцию. О результатах проверки составляется справка.

38. Инспекция организует проведение с осужденными воспитательной работы.

39. При установлении факта нарушения осужденным требований приговора суда инспекция уточняет время, в течение которого он занимал запрещенную должность или занимался запрещенной деятельностью, запрашивает соответствующие документы, подтверждающие данный факт, и выносит постановление (приложение № 16 ) о незачете в срок наказания определенного периода времени . Постановление объявляется осужденному под роспись. По результатам беседы с осужденным составляется справка.

40. О незачете в срок наказания времени, в течение которого осужденный занимал запрещенную для него должность либо занимался запрещенной для него деятельностью, инспекция информирует заинтересованные службы органов внутренних дел, территориальный орган Федеральной миграционной службы, военный комиссариат, администрацию организации и орган, правомочный аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденному, а также делает отметку в журнале учета и учетной карточке.

41. По истечении срока наказания осужденный снимается с учета инспекции в порядке, установленном главой X настоящей Инструкции .

V. Исполнение наказания в виде обязательных работ

42. Для исполнения наказания в виде обязательных работ инспекция согласовывает предлагаемый органами местного самоуправления перечень видов обязательных работ и объектов, на которых осужденные отбывают наказание (далее - перечень) .

43. Инспекция привлекает осужденных к отбыванию наказания не позднее пятнадцати дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) .

44. Инспекция, получив распоряжение суда с копией приговора (определения, постановления), оформляет документы в порядке, приведенном в главе II настоящей Инструкции .

45. На каждого осужденного инспекция заводит учетную карточку (приложение № 18 ), в которой ведет суммарный учет отработанного осужденным времени и отражает нарушения порядка и условий отбывания наказания, принятые меры воздействия и другие сведения. Учетные карточки помещаются в картотеку, которая ведется по двум разделам. Первый раздел - "Подлежат привлечению к отбыванию наказания", второй раздел - "Не подлежат привлечению к отбыванию наказания".

46. Инспекция ведет ежедневный учет осужденных, ежемесячно обобщает сведения об изменении их численности (приложение № 21 ). Ежемесячно ведет учет лиц, несвоевременно приступивших к отбыванию наказания, из числа подлежащих привлечению к отбыванию наказания.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 сентября 2014 года приказом Минюста России от 22 августа 2014 года № 178 . - См. предыдущую редакцию )

47. При определении осужденному вида обязательных работ и объекта инспекция учитывает преступление, за которое он осужден, его место жительства, график основной работы и учебы, состояние здоровья, в отношении несовершеннолетнего - возрастные и психологические особенности личности, а также другие обстоятельства.

48. По окончании первоначальной беседы инспекция выдает осужденному направление (приложение № 22 ) о необходимости явки в организацию для отбывания обязательных работ.

49. Контроль за явкой осужденного в организацию по вопросу привлечения к общественно полезным работам осуществляется инспекцией ежедневно путем получения информации с использованием средств связи, о чем делается отметка в учетной карточке. При необходимости посещается организация и составляется справка.

50. Инспекция направляет в организацию, в которой осужденный будет отбывать наказание, копию приговора (определения, постановления) суда или заверенную начальником инспекции выписку из него.

51. В целях контроля за поведением осужденного, соблюдением им условий отбывания наказания и исполнением приговора инспекция: еженедельно получает информацию об отработанном времени и трудовой дисциплине путем использования средств связи, письменного запроса или посещения организации; ежемесячно запрашивает из организации табель (в случае его непоступления в инспекцию) о количестве отработанного осужденным времени ;

Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 5 января 2004 года № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" (признано не нуждающимся в государственной регистрации - письмо Минюста России от 15.03.2004 № 07/2732-ЮД (Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации, 2004, № 5). осуществляет не реже одного раза в месяц посещения объектов для проверки поведения осужденного по месту работы. В справке по результатам проверки отражается информация о виде выполняемой осужденным работы и другие сведения, имеющие отношение к исполнению наказания.

52. На основании представляемых организацией табелей о количестве времени, отработанного осужденным, инспекция ведет его суммарный учет в часах.

53. Время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.

54. При наличии уважительных причин инспекция по письменному заявлению осужденного может разрешить ему проработать в течение недели меньшее количество часов. В этом случае инспекция выдает осужденному сообщение (приложение № 23 ) для представления его по месту отбывания обязательных работ. В учетной карточке осужденного делается соответствующая отметка.

55. За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания, выразившиеся в недобросовестном отношении к труду, уклонении от работы на определенном для него объекте, либо если он не сообщил об изменении места жительства, а также не явился в инспекцию по вызову без уважительных причин, инспекция проводит с осужденным беседу. В ходе беседы он предупреждается о недопустимости совершения данных нарушений и об ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам беседы составляется справка, с содержанием которой осужденный ознакамливается под роспись.

56. За уклонение от отбывания наказания, выразившееся в невыходе на обязательные работы без уважительных причин и нарушении трудовой дисциплины, подтвержденные документами организации, осужденному выносится предупреждение (приложение № 24 ) (абзац в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2011 года приказом Минюста России от 27 декабря 2010 года № 411, - см. предыдущую редакцию ). Предупреждение выносится инспекцией не позднее трех рабочих дней со дня невыхода на обязательные работы и нарушения трудовой дисциплины, объявляется осужденному под роспись.

57. В отношении осужденного, более двух раз в течение месяца не вышедшего на обязательные работы без уважительных причин, более двух раз в течение месяца нарушившего трудовую дисциплину, а также скрывшегося в целях уклонения от отбывания наказания, инспекция направляет в суд представление (приложение № 25 ) о замене обязательных работ другим видом наказания в соответствии с частью третьей статьи 49 Уголовного кодекса Российской Федерации . К представлению прилагаются копии документов, характеризующих осужденного и подтверждающих его уклонение от отбывания наказания.

58. Представление о замене обязательных работ другим видом наказания инспекция направляет в суд в течение трех суток (без учета выходных и праздничных дней) со дня установления факта злостного уклонения осужденного от отбывания наказания, а в отношении лица, скрывшегося с места жительства, - после проведения первоначальных розыскных мероприятий.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 сентября 2014 года приказом Минюста России от 22 августа 2014 года № 178 . - См. предыдущую редакцию )

59. В период нахождения документов личного дела осужденного в суде инспекция продолжает работу по исполнению наказания.

60. В случае отказа суда в замене обязательных работ другим видом наказания новое представление в суд направляется после совершения осужденным повторного нарушения порядка и условий отбывания наказания, перечисленных в пункте 57 настоящей Инструкции .

61. В случае наступления психического расстройства или иной тяжелой болезни, препятствующих отбыванию наказания, а также признания осужденного инвалидом первой группы инспекция разъясняет осужденному либо его законному представителю (только при психическом расстройстве) право обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. Ходатайство подается осужденным либо его законным представителем через инспекцию. Инспекция одновременно с ходатайством направляет в суд заключение медицинской комиссии или учреждения медико-социальной экспертизы (при тяжелой болезни) и личное дело осужденного. При невозможности самостоятельного обращения осужденного либо его законного представителя представление (приложение № 25 ) об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства вносится в суд начальником инспекции.

62. При наступлении беременности инспекция разъясняет осужденной ее право на обращение в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.

VI. Исполнение наказания в виде исправительных работ

64. Наказание в виде исправительных работ исполняется инспекцией по основному месту работы осужденного. Для исполнения наказания в виде исправительных работ в отношении осужденного, не имеющего основного места работы, инспекция согласовывает предлагаемые органами местного самоуправления места для отбывания исправительных работ в районе места жительства осужденного .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 сентября 2014 года приказом Минюста России от 22 августа 2014 года № 178 . - См. предыдущую редакцию )

65. Осужденный к исправительным работам направляется инспекцией для отбывания наказания не позднее тридцати дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) .

66. Инспекция, получив распоряжение суда с копией приговора (определения, постановления), оформляет документы в соответствии с главой II настоящей Инструкции .

67. На каждого осужденного заводится учетная карточка (приложение № 27 ), в которой ведется учет отработанного им времени, заработной платы, произведенных из нее удержаний и отражаются нарушения порядка и условий отбывания наказания, принятые меры воздействия и другие сведения. Учетные карточки помещаются в картотеку, которая ведется по двум разделам. Первый раздел - "Подлежат привлечению к отбыванию наказания", второй раздел - "Не подлежат привлечению к отбыванию наказания".

68. Инспекция ведет ежедневный учет осужденных, ежемесячно обобщает сведения об изменении их численности (приложение № 21 ), а также контролирует их трудоустройство и ежемесячно ведет учет лиц, несвоевременно приступивших к отбыванию наказания, из числа подлежащих привлечению к отбыванию наказания.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 сентября 2014 года приказом Минюста России от 22 августа 2014 года № 178 . - См. предыдущую редакцию )

69. В случае если осужденный не имеет гражданства Российской Федерации и разрешения на проживание и временное пребывание, инспекция направляет в территориальный орган Федеральной миграционной службы информацию об отсутствии таких документов.

70. По окончании первоначальной беседы инспекция выдает осужденному, не имеющему основного места работы, предписание (приложение № 30 ) о необходимости явки в организацию для отбывания исправительных работ.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 сентября 2014 года приказом Минюста России от 22 августа 2014 года № 178 . - См. предыдущую редакцию ) При определении осужденному места отбывания наказания инспекция учитывает преступление, за которое он осужден, его место жительства, состояние здоровья, профессию, в отношении несовершеннолетнего - возрастные и психологические особенности личности, а также другие обстоятельства.

71. Контроль за обращением осужденного, не имеющего основного места работы, в организацию по вопросу трудоустройства и его трудоустройством осуществляется инспекцией ежедневно с использованием средств связи, о чем делается отметка в учетной карточке.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 сентября 2014 года приказом Минюста России от 22 августа 2014 года № 178 . - См. предыдущую редакцию )

72. В случае необоснованного отказа организации в приеме на работу осужденного, не имеющего основного места работы, инспекция направляет информацию в органы прокуратуры. При этом инспекция продолжает работу по его трудоустройству.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 сентября 2014 года приказом Минюста России от 22 августа 2014 года № 178 . - См. предыдущую редакцию )

73. При трудоустройстве осужденного, не имеющего основного места работы, а также в целях обеспечения исполнения наказания осужденного, имеющего основное место работы, инспекция направляет в организацию извещение (приложение № 31 ) с копией приговора (определения, постановления) суда.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 сентября 2014 года приказом Минюста России от 22 августа 2014 года № 178 . - См. предыдущую редакцию )

74. При трудоустройстве лица, осужденного за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, инспекция направляет сообщение (приложение № 32 ) в подразделение Федеральной службы судебных приставов.

75. В случае трудоустройства осужденного, не имевшего основное место работы, до постановки на учет инспекции в организацию, не определенную органом местного самоуправления, инспекция согласовывает с органом местного самоуправления данную организацию в качестве места для отбывания исправительных работ.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 сентября 2014 года приказом Минюста России от 22 августа 2014 года № 178 . - См. предыдущую редакцию )

76. Инспекция согласовывает в письменной форме предоставление организацией, в которой работает осужденный, ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью восемнадцать рабочих дней. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

77. В случае обращения осужденного с письменным заявлением по вопросу увольнения из организации по собственному желанию разрешение на увольнение или отказ (приложение № 33 ) выносится инспекцией после проверки обоснованности причин увольнения.

79. В случае увольнения осужденного к исправительным работам из организации по собственному желанию без соответствующего разрешения инспекция направляет документы в органы прокуратуры.

80. В целях контроля за поведением осужденных инспекция не реже одного раза в квартал с участием сотрудников полиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации , контролирует поведение осужденных и оформляет результаты справками (рапортами).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 сентября 2014 года приказом Минюста России от 22 августа 2014 года № 178 . - См. предыдущую редакцию )

81. Инспекция организует проведение с осужденным воспитательной работы.

82. Срок исправительных работ исчисляется инспекцией в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал, и из его заработной платы производились удержания на основании расчетных сведений, предоставленных организацией. Началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, - день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, извещения с копией приговора (определения, постановления) суда.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 сентября 2014 года приказом Минюста России от 22 августа 2014 года № 178 . - См. предыдущую редакцию )

83. Исчисление срока производится инспекцией на основании данных о количестве дней, подлежащих включению в срок отбывания наказания. Указанное количество дней должно быть не менее числа рабочих дней, приходящихся в соответствии с графиком работы организации на каждый месяц и установленного судом календарного срока наказания. Если осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней. Расчет отбытого и неотбытого срока наказания производится инспекцией на основании документов, поступивших из организации.

84. В организациях, где применяется суммарный учет рабочего времени, срок наказания исчисляется инспекцией исходя из продолжительности рабочего времени за учетный период, не превышающий установленного количества рабочих часов.

Будьте в курсе!