Руководства, Инструкции, Бланки

руководство для учителя второй основной уровень img-1

руководство для учителя второй основной уровень

Рейтинг: 4.3/5.0 (1830 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Рефлективный отчет о процессе менторинга

Рефлективный отчет о процессе менторинга

«Дойти можно лишь тогда, когда идешь.

Узнать можно лишь тогда, когда научишься».


«Сущностными характеристиками процесса менторинга являются установление отношений между двумя субьектами на основе обучения и развитие у подопечного таких ключевых навыков, как умение активно слушать, формулировать ключевые вопросы для усовершенствования практики. Ментор предлагает решение сложных задач и профессиональную поддержку подопечным, основывая взаимоотношения с ним на доверии, соучастии, искренности и честности».
(Garret-Harris& Garfey 2005, Руководство стр.231 )
Когда то. еще в советское время, было широко распространено слово наставник. И у каждого молодого учителя он был – его первый наставник. Сейчас мы чаще слышим слова « ментор», «коучер» и подобные им слова. Эти слова прочно вошли в наш обиход.
Что же такое менторинг? « Менторинг ( анг.mentoring) - длительный процесс создания доверительных, личностно заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным, направленный на достижения у последнего существенной динамики в совершенствовании знаний. мышления, эффективности практических действий. с целью его профессионального становления, как целостной личности педагога. В процессе менторинга ментор добровольно делится своим опытом и знаниями. а подопечный развивает свои профессиональные навыки и ищет решение проблем с целью достижения существенных изменений в карьере». ( Руководство стр.230)
Придя в школу, я предложила свое сотрудничество учителю начальных классов Майгуль Толеубековне. В индивидуальной беседе я, как ментор, предложила ей помощь. На мое предложение о совместном процессе менторинга Майгуль Толеубековна не сразу дала согласие. В качестве учителя начальных классов она работает уже 31 год. У нее, как у учителя, сложились уже свои стереотипы, своя методика. Я убедила ее, что она сможет сеять в детях полезное и разумное по - новому.
С Майгуль Толеубековной мы знакомы уже давно. Отношения у нас доброжелательные, дружеские. Мы много лет работаем вместе, и хорошо знаем наши слабые и сильные стороны. Нас связывает общность интересов, общие проблемы, волнующие нас, как учителей начальных классов.
После окончания первого этапа курсов «Лицом к Лицу» я начала воплощать полученные на курсах знания в жизнь. Нужно заметить, что я единственный учитель. побывавший на курсах второго уровня и на первых порах мне было сложно убедить своих коллег в том, что существуют более прогрессивные методы работы. В настоящее время необходимо коренным образом изменить устаревшие приемы и методы работы с учащимися. Я провела с Майгуль Толеубековной несколько индивидуальных бесед, где рассказала о Программе 2-го уровня и ее 7 модулях.


Учитель-ученик Работа в группах Использование ИКТ
Наша беседа была непринужденной. Она рассказала о том, что ее волнует, с какими трудностями ей приходится сталкиваться. Я убедила Майгуль Толеубековну в целесообразности использования на уроках 7 модулей и внедрения их в своей работе. Мы обсудили и наметили ресурсы, которые будут необходимы для правильного определения целей урока, выбора более эффективных стратегий для выполнения определенных заданий. Мы продумали наиболее оптимальные приемы работы с одаренными детьми. Использование ИКТ на уроке – веление времени.
Как организовать групповую работу, где можно добиться вовлечения в процесс обучения всех категорий учащихся - это и было целью наших уроков. Конечно же, при планировании уроков надо учитывать и возрастные особенности детей.
Одной из целей нашей работы было развитие критического мышления учащихся. Я должна была научить учителя правильно формулировать вопросы для учащихся. Правильно составить вопросы – нелегкий труд. Раньше мы не задумывались. какого порядка вопросы мы задаем. После прохождения курсов. я поняла, что умение правильно формулировать вопрос- тоже наука. На своих уроках учитель поощрял детей за правильные ответы, используя тем самым формативное оценивание детей.
«Значимость вопросов в процессе диалогового обучения проявляется в содействии их процессам: стимулирования учеников к конструктивному и предметному выражению; развития любознательности, креативного и критического мышления, умения учиться друг у друга, уважать и ценить идеи других учеников». ( Руководство для учителя с. 254- 255)
Я посетила один урок моей подопечной. Это был традиционный урок. без применения ИКТ, без групповой работы. Анализ первого урока, проведенный в форме беседы, показал, что он был проведен учителем «по –старинке». Вопросы учителя были низкого и среднего порядка, а поэтому не развивали мышление учеников. Нужно было ввести что- то новое, необычное, поднять мотивацию учащихся на уроке. Обсудив урок, мы сели за разработку планов будущих уроков. Майгуль Толеубековна конечно же волновалась, получится ли работать по – новому.
Наблюдая за уроками, мне хотелось увидеть, как ведется работа с одаренными и талантливыми детьми, диалоговое обучение через групповую работу, критическое мышление через постановку вопросов учителем. Это и было нашей первостепенной задачей. Второй урок мы разработали вместе, дальнейшие уроки учитель разрабатывал сам. Тема второго урока была
« Карабатыр»


Друзья по часам составление ССП Защита постера

Данный урок был изучением нового материала. Учитель запланировал на уроке индивидуальную, фронтальную и групповую виды работ. Посетив следующий урок, я увидела большие перемены. Учителю удалось наладить групповую работу, особенно хотелось бы отметить работу учащихся группы А, которые брали инициативу в свои руки, помогали учащимся группы С.
Приемы диалогового обучения через групповую работу, а также правильно поставленные вопросы учителя дали свои плоды. В наблюдении мне оказали помощь мои коллеги, созданной мною группы « Lesson study». На третьем уроке по теме « ?йел-ана» Майгуль Толеубековна смогла наладить обратную свяэь: при проверке домашнего задания, дети смогли в своих эссе показать основную идею пройденного урока. При планировании третьего урока ею были определены следующие формы работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. Майгуль Толеубековна разработала вопросы более высокого порядка, заинтересовавшие детей и поднявшие их мотивацию в обучении.
Все это меня радовало, я видела, как у нее стало потихоньку все получаться. Если на первом традиционном уроке дети чувствовали себя скованно, то теперь они свободно высказывались, обменивались мнениями, чувствовали ответственность перед группой за часть выполняемой работы. Это еще раз доказывает. что нам нужны перемены. Правильно продуманные этапы урока, подобранные задания воодушевили детей, заставили поверить их в свои силы, заставили мыслить, анализировать, выбирать эффективные способы решения и совместное нахождение правильных путей, верных ответов по заданной проблеме.
Майгуль Толеубековна плохо владеет компьютером, поэтому ей было не легко составить презентации к урокам, находить нужный ей на уроке ресурс. Поэтому я с огромным удовольствием ей в этом помогла. Конечно в нашей совместной работе были и барьеры, которые нам мешали. В школе один мультимедийный кабинет и попасть туда порой бывает сложно.
В конце каждого урока ученики оставляли свои отзывы об уроке. Написанные детьми эссе. их интервью по поводу уроков говорят о многом. Проведенные моим менти уроки очень понравились детям. Хорошо продуманные этапы уроков, красочная наглядность, ИКТ, групповая работа увлекли детей. На уроке никто из них не уставал. Когда после уроков я спрашивала ребят об их впечатлениях, то учащиеся отвечали: «урок нам понравился», «сегодня мы чувствовали себя более уверенными», «хотим продолжения», каждый хотел дать интервью.
Я думаю, что смогла помочь Майгуль Толеубековне использовать в своей работе новые подходы, научила ее думать по-новому. Каждый урок мы просматривали, обсуждали, делали выводы, находили свои недоработки.
Анализ урока при помощи видео давал нам полную картину урока. Учитель сама указывала на пробелы, ведь наблюдать за своей деятельностью и деятельностью учащихся теперь стало возможно при помощи видео. И это очень нужно и полезно для нас всех. Просматривая видео, мы наблюдали за работой детей в группах. Дети сообща решали спорные вопросы. советовались, предлагали свои идеи. Царила атмосфера доверия, они знали, что вместе они – сила.
Просмотрев уроки, мы пришли к выводу, что необходимо оценивать детей на каждом этапе урока, всячески поощрять их. Вместе с тем мы должны научить детей правильно оценивать друг-друга. Мы должны чаще стимулировать детей, чтобы каждый из них мог поверить в свои силы. Менти отметила положительные стороны групповой работы, поняла важность этого метода работы, как для сплочения коллектива так и для самореализации каждого члена группы в отдельности.
Если остановиться на работе с одаренными детьми, она отметила, что эту работу необходимо продолжить. Нужно загружать этих детей, чтобы урок не стал для них простым не интересным отсиживанием сорока пяти минут, а приносил бы им удовольствие и удовлетворение. Своими уроками Майгуль Толеубековна осталась довольна. Ведь все получилось. Пусть это только начало, но оно есть. И я рада, что смогла помочь своему коллеге начать работать по- новому. Теплота отношений, доверие, постоянное сотрудничество, помогли нам преодолеть барьеры. Барьеры были. есть и наверно еще будут. Но всегда можно найти выход.
Подводя итог нашей совместной работы. мы приняли решение, что и дальше будем работать вместе. Для того чтобы научить ее правильно работать, я должна научиться сама.
Самым главным, я считаю, мы должны научиться оценивать детей, продумать вопросы, которые повысят их мотивацию, развивать у них критичность мышления. Мы, учителя, должны научить детей анализировать, давать себе и товарищам оценку.
Курсы второго уровня научили нас многому. Каждый из нас должен делиться опытом с коллегами, научить тому, чего не знают другие. Я думаю, что просматривать свои уроки полезно для самоанализа. Ведь порой мы не замечаем свои ошибки. А просмотрев видео, можно сделать выводы и исправить положение. Поэтому я считаю, что надо продолжить практику видеосъемок уроков и их совместного анализа, привлекая к этому коллег по МО. Я считаю, что процесс менторинга удался. Это видно из ее стремления отойти от традиционных подходов преподавания. Ведь она внесла изменения в свою практическую деятельность. Не зря говорят: « Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг». Она прожила пятый десяток лет, но верит, что все еше впереди. « Наставник - не законодатель и не судья, а именно Учитель - человек, знающий как жить и для чего жить. Более того, истинный учитель, наделенный особым профессиональным взглядом, видит в каждом маленьком человеке его лучшее. его будущее.» ( Уроки человечности. Алматы 2001, стр.216)
Используемая литература.
1.Руководство для учителя второй (основной) уровень издание третье.
2.Уроки человечности. Алматы 2001 год.
3. Афоризмы и изречения об учении. ( Интернет ресурсы).

Другие статьи

Практика учителя-коуча

Практика учителя-коуча

Рефлективный отчет учителя-коуча по обучению

в рамках реализуемой практики коучинга

На первом этапе Программы второго (основного) уровня я впервые столкнулась с новым ранее неизвестным для меня понятием «коучинг». В переводе с английского обозначающего наставлять, подготавливать, тренировать. Он представлят собой «конфиденциальный, креативный, активный и созидательный процесс взаимодействия коллег, в ходе которого, на основе совместного обдумывания существующих практик преподавания, обмена идеями совершенствуются их профессиональные знания, имеющиеся навыки и опыт в целях повышения компетентности в отдельных аспектах практики, перехода на качественно иной, более глубокий уровень их понимания, и принятия решений о практической их реализации. (Руководство для учителя второго (основного) уровня, издание третье – стр230)

В наше время все по-разному понимают роль учителя. Изучение «Руководства для учителя второго (основного) уровня» заставило меня, как учителя, о многом задуматься, пересмотреть свои взгляды. Пажарес утверждает, что «убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе» (Руководство для учителя, стр. 151 ). В результате обучения на курсах у меня сформировались убеждения, которые повлияли на мои установки, на уверенность в том, как должны преподаваться предметы, и определили необходимость изменения своих стереотипов, непрерывного развития, самосовершенствования, преобразования своей практической деятельности. Самый подходящий инструмент для реализации вышесказанного это коучинг – метод, предназначенный для расширения возможностей людей, осознавших потребность в изменениях и ставящих перед собой задачи профессионального и личностного роста. / http://vr-coach.weebly.com/ Коучинг предполагает, что у «ученика» уже есть все, что нужно для решения задачи, но он это пока, по каким-то причинам, не использует. Соответственно, задача коуча – помочь человеку «раскопать» в себе те ресурсы, которые нужны ему в данный момент, и начать применять их на практике. Задача коуча – помочь клиенту выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих его стереотипов. /http://constructorus.ru/tag/kouching /

Для реализации знаний в контексте идей семи модулей, полученных мною на первом этапе Программы второго (основного) уровня во время прохождения практики на базе своей школы я провела два коучинг-занятия на темы « Как активизировать деятельность учащихся с помощью применения заданий критического мышления? » и «Как диалогическое обучение повышает мотивацию учащихся в учебном процессе». Моей целью в проведении коучинг-занятий было: убедительно показать своим коллегам, в чем новизна и перспектива 7-модульной Программы, ее принципиальное отличие от традиционной.

В начале практики я беседовала с руководством школы, которая поддержала меня во внедрении изменений в практику коллег и организовала встречу с ними. С начала для коллег я провела беседу, где была обзорная информация о ключевых идеях 7 модулей Программы, о принципах работы коучинга и провела анкету, чтобы определить тему дальнейшей работы.

Так как «Коучинг (coaching) - это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности в персональной и профессиональной деятельности (http://www.hr-personagrata.ru/raskrytie-potenciala.htm), поэтому я свои сессии планировала с позиции необходимости, с учетом возможностей дальнейшей реализации идей и мотивации коллег.

По результатам анкетирования учителя изъявили желание учиться следующим идеям: « Обучение критическому мышлению » и «Новые подходы в обучении: диалогическое обучение».

Во время подготовки к коучинг-занятиям, меня волновал вопрос, смогу ли я создать такую обстановку на занятии, чтобы учителя активно участвовали в процессе, а не просто слушали; смогут ли они продуктивно взаимодействовать друг с другом при решении профессиональных проблем. Оказалось, что учителя готовы к активному обучению и очень хорошо работают в группе. Сказывается требование времени, учителя осознают необходимость перемен в подходах к обучению. Отсюда и желание у них получить новые знания, применить их на практике.

В процессе проведения этих коучинг занятий я многому училась сама. Эмоциональный настрой на работу, создание атмосферы сотрудничества облегчило мне задачу достижения доверительного взаимодействия, совместное обсуждение существующей практики и выявление проблем создало интерес и настрой конструктивную работу. По мнению моих коллег, по завершении коучинга все признали темы и цели занятий соответствующими их потребностям. Они отметили, что мне удалось продемонстрировать новые подходы в преподавании и обучении, которые позволили создать благоприятный, психологический климат и атмосферу сотрудничества и им было комфортно работать в группах. Хотелось бы отметить, что при выборе заданий на коучинг занятиях я старалась опираться на проблемы, с которыми они могут столкнуться ежедневно или им интересны из-за их сферы деятельности. И я думаю, что это мне удалось, особенно при составлении кластера на тему «критическое мышление», «диалог», диаграммы Венна при сравнении типов бесед, при составлении и классифицировании вопросов соответственно Таксономии Блума, ведь это они испытали на собственном опыте. При просмотре видеороликов «Близнецы», «Неправильная беседа» я старалась при помощи вопросов подтолкнуть их к диалогу и, тем самым, подчеркнуть важность диалогического обучения. Кроме того, я попыталась донести до учителей, что при помощи правильно подобранных заданий можно заинтересовать и активизировать деятельность учащихся путем развития не только их критического мышления, но и их коммуникативных навыков. Это мне удалось при помощи использования представления типов бесед. Кроме того, я как коуч должна обладать навыками правильного формулирования открытых вопросов, побуждающих к мышлению высокого порядка и конструктивному диалогу. На мой взгляд, мне удалось проявить эти навыки при обсуждении вопросов: « Любой ли человек может мыслить критически? Какие качества нужно развить у учителей и учащихся, чтобы они могли критически мыслить? ». Обсуждение данного вопроса в группе побудило учителей посмотреть на себя со стороны и увидеть, что они собою представляют на самом деле как учителя. И спользуя иерархическую модель навыков мышления по Таксономии Блума. я сумела помочь коллегам в получении не только теоретических знаний, но и практических навыков в составлении вопросов высокого порядка и эффективности использования стратегий критического мышления.

Коуч, на мой взгляд, также должен обладать навыком умения рефлексировать, уметь делать вывод, о том, что получилось, что не получилось и как это можно было бы сделать иначе в следующий раз. В результате проведения коучинг-занятий, думаю, что я смогла приобрести эти навыки. Анализируя то, что я делала на коучинг-занятиях, я могу не только видеть ошибки, которые допустила, но и то, что мне удалось реализовать лучше всего. Я могу видеть, чему же научились мои коллеги, и какой опыт я получила от этих занятий. До обучения на курсах, проводя уроки, я никогда не задумывалась над тем, что это мне дало как учителю и как же это может повлиять на мою практику преподавания, а самое главное, как это отразилось на моих учениках. При обучении детей во время практики я старалась применять элементы коучинга в зависимости от потребностей детей и для меня было актуальным, выбирать методы и приемы, форму занятия: со всем классом или в малых группах, парная или индивидуальная работа. Я постаралась учесть образовательные потребности всех учеников, возможные барьеры и трудности, формы организации работы учеников. При обучении детей к саморефлексии через приемы: «Солнце и тучка», «Выбор», «Смайлики», «Остров интереса» я увидела результативность подобранных мною заданий с учетом возрастных и индивидуальных возможностей учащегося.

После ознакомления с идеями Программы второго уровня, проведя коучинг-занятия в рамках прохождения практики, я поняла, что многое упустила как учитель в своей практике преподавания. В дальнейшем при обучении детей, я не только буду планировать уроки в контексте семи модулей Программы, но и реализовывать приобретенные мною навыки коуча как открытость, гибкость, умение формулировать и задавать открытые вопросы, которые будут способствовать успешному обучению учащихся и применению полученных ими знаний вне школы, ведь благодаря этому они обучаются тому, как учиться. Также при проведении коучинг-занятий я буду опираться не только на потребности и интересы учителей, но и на то, каким образом я могу повлиять на их убеждения и поменять их стереотипы в отношении стиля преподавания: традиционного или с внедрением изменений.

В целом, учителям мои коучинг-занятия помогли взглянуть на привычную проблему по-новому, переосмыслить свою роль на уроке. Так как темы по сути близки и это способствовало лучшему изменению в убеждениях учителей. А для меня эти занятия стали важным шагом в формировании таких навыков коуча как открытость в беседе, умение направлять деятельность коллег с целью самостоятельного поиска решений проблемы, умение подавать необходимый объем информации, навык убежденности в действиях и умение убеждать коллег в их потенциале, умение определять задачи в контексте проблем, умение подбирать ресурсы для обогащения инновационной деятельности, умение консультировать по потребностям. В ходе практики я сумела некоторых учителей консультировать по планированию уроков с внедрением некоторых модулей.

Обучаясь практике коуча, я формировала в себе способность оказать содействие в улучшении и усовершенствовании у моих коллег их профессиональной компетентности.

1. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. – 3-е издание – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».—2014г. - 292 с.

2. Интернет-ресурс: http://vr-coach.weebly.com/

Рефлективный отчет учителя – коуча по обучению в рамках реализуемой практики коучинга

Рефлективный отчет учителя – коуча по обучению в рамках реализуемой практики коучинга.

Во время первого этапа «Лицом к лицу» я узнала о новых методах и подходах в работе учителя. Возвращаясь, домой на практику, я понимала, что в нашей школе работают учителя, которые в своей педагогической деятельности продолжают «учить, воспитывать, развивать» детей, рассматривая их как объект учебного процесса. Поэтому при проведении коучинг-сессий я старалась поменять мнение моих коллег о своей педагогической практике, найти пути изменения, обогащения и усовершенствования ее.
«Коучинг – конфиденциальный, креативный, активный и созидательный процесс взаимодействия коллег, в ходе которого, на основе совместного обдумывания существующих практик преподавания, обмена идеями, побуждения со стороны коучак рефлексивному диалогу, подопечный совершенствует профессиональные знания, имеющие навыки и опыт в целях повышения своей компетентности в отдельных аспектах практики, переходя на качественно иной, более глубокий уровень их понимания и принятия решений о практической их реализации». (Настольная книга учителя - коуча стр.7) Главная задача коучинга является раскрытие и использование сильных сторон людей, помощь им в преодолении личных барьеров и ограничений в достижении лучших результатов, а также повышение результативности их работы в команде.
При планировании своей работы в роли коуча я старалась учитывать:
1. Что действительно важно для моих коллег;
2. Правильную оценку своих действий и поступков;
3. Анализ полученных результатов.
Коучинг сильно отличается от наших традиционных семинаров. Придя на первый коучинг, они приготовились быть пассивными слушателями. Но вместо скучного семинара им пришлось побывать в роли учеников и ощутить то, что испытывает ребенок в процессе обучения. Во время коучинга педагоги разыгрывали педагогические ситуации, создавали постеры, беседовали в непринужденной обстановке.
Подводя итоги своих занятий, можно сказать, процесс обучения это личностный процесс, и не кто не может диктовать перспективы обучения, так как каждый человек имеет свои способности и возможности. Практика показала, что создавая на занятиях доверительные отношения, тем самым я буду способствовать само и взаимообучению учителей.
Для себя я поняла, чтобы быть коучем, я должна верить в свои способности и возможности учителей, которые пришли к тебе на занятие. Я не давать готовых ответов и решений проблемы, а только стимулировать их активность, при этом учитывая желания подопечных. При этом быть терпима, уравновешенна и целеустремленная.
Все эти качества я старалась развивать у себя на коучинг- сессии. Но не все удавалось. Очень сложно было быть просто слушателем, хотелось вмешаться в процесс обсуждения и направить в ту сторону, какую мне нужно. Я смогла принимать мнения коллег такими, какими они есть, понимая, что у каждого есть свои достоинства и недостатки, и каждый имеет свои проблемы и барьеры, цели и пожелания.
Коучинг- процесс диалога, когда правильная постановка вопросов заставляет учителей рассуждать, понимать свои действия. На своих занятиях я использовала два вида вопросов.
1. Открытые: Как вы понимаете слово оценивание?
2. Пояснительные: Как вы думаете, помогут ли новые формы оценивания для развития мотивации учащихся?
Очень сложно было задавать вопросы пояснительного характера, потому что при подготовке к коучингу разрабатываешь одни, а по ходу диалога приходилось перестраиваться. Ведь каждый учитель имеет свое видение и понимание рассматриваемого вопроса. При проведении занятий я поняла, что основная цель задаваемых вопросов это стимулирование учителей к собственным выводам. При этом все вопросы должны быть краткие, четкие по теме. Если мне задавали вопрос и я не могла на него ответить, то я старалась, перенаправит его к участникам занятия, тем самым узнать их мнение на поставленный вопрос.
Как я готовилась к коучингам? Для начала я изучала методическую литературу, интернет – ресурсы по интересующему меня вопросу, также изучала и ресурсы с первого этапа практики. Это помогло правильно установить связь между целями и правильной формулировкой результатов. При этом нужно было учесть внутреннее состояние и различные типы восприятия у участников занятия. Продумать задания позволяющие увидеть обратную связь, которая поможет для улучшения их деятельности.
Я надеюсь, что мои занятия подтолкнули их к мысли, что нужно менять в своей практике. Отходить от традиционных методов преподавания. Не быть единственным источником информации и не доминировать в классе, а дать ученику возможность самостоятельно обучаться и развиваться.
Уже после занятий ко мне подходили учителя с просьбой посетить мои уроки, чтобы увидеть применение на практике новых подходов в преподавании и новых форм оценивания. Они увидели насколько меняется отношение учеников к уроку, когда меняется позиция учителя от его доминирующей к учителю помощнику и консультанту.
Если проводить анализ двух процессов: исследование в действии и коучинг-сессию, в которых я выступала в качестве учителя-исследователя и коуча, увидела много общего, а именно:
? при проведении уроков и на коучинг занятиях опиралась на идеи семи модулей уровневой программы
? работа была заранее запланирована и осуществлялась по определенным целям
? на занятиях решались конкретные вопросы, имеющие практический характер
? происходило постоянное взаимодействие через работу в парах и группах
? участники самостоятельно добывали знания
? и у учеников и у подопечных происходило формирование конкретных навыков, развитие личности
? для достижения результата необходимо было создать коллаборативную среду
О чем это говорит? Отдельные приемы и методы, предложенные для использования в практике преподавания и обучения, представляют собой весьма действенную силу, способствующую реализации позитивных перемен. (Руководство для учителя. 2014г. с. 233)
Нужно отметить и отличия, большой личный и профессиональный опыт учителей, их стереотипность мышления не позволили им более глубже в никнуть в новые формы оценивания и работу с одаренными. С детьми это намного легче, так как они более мобильные и легче усваивают новую информацию.
Анализируя свою деятельность, я сделала выводы:
Что дали коучинг занятия учителям?
Они увидели, что для улучшения, процесса преподавания и обучения необходимо на практике применять семь модулей программы. Научились правильно распределять обязанности и работать в группе, с помощью новых форм оценивания оценивать свою деятельность.
Чему научилась я, как коуч?
Проводить занятия в форме коучинга; научилась взаимодействовать с коллегами; быть более выдержанной, терпимой и открытой; приобрела навыки лидера для организации работы с коллегами; могу проводить рефлексию своей деятельности и вносить коррективы для ее улучшения.
Какие я ставлю перспективные планы в качестве коуча?
1. Продолжить работу по внедрению ключевых идей семи модулей уровневой Программы через разработку и проведение коучинг-сессий в педагогическом коллективе;
2. Запланировать и проводить коучинг занятия для учителей школы в соответствии их потребностей
3. Создать творческую группу постоянного состава из коллег
4. Поднимать на педсоветах актуальные вопросы для повышения качества преподавания учителей школы
5. Для совершенствования своих навыков в роли коуча буду взаимодействовать с учителями-коучами через сетевое сообщество.
Я четко понимаю, что мне нужно время, чтобы проанализировать полученные знания, необходимы тренинги для профессионального совершенствования себя в качестве наставника. В целом могу отметить, что работа была насыщенной, плодотворной и главное принесла мне уверенность в своих силах.

1. Руководство для учителя. Второй (основной) уровень. 2014 г
2. Жартынова Ж.А. Касымова А.А. Корнилова Т.Б. Оракова А.Ш. «Настольная книга учителя-коуча»./Учебное пособие для системы повышения квалификации учителей. Алматы, 2014г, с 4 – 9, 23 – 28

Аналитический отчет о процессе менторинга одного коллеги - Профессиональное образование - В помощь учителю - Наша библиотека

Коллеги - педагогический журнал Казахстана Наша библиотека

2014-03-23, 11:57 PM

Аналитический отчет о процессе менторинга одного коллеги
Калигулова Гульнара Анатольевнаучитель истории
Карасайский район Алматинская область. КГУ "Средняя школа- гимназия с. Алмалыбак с ДМЦ"
Сейчас в наш обиход прочно вошли понятия «тьютор», «коучер», «ментор», а ведь, по сути, они означают давно известное понятие «наставник». Наставничество практикуется с незапамятных времён, а истоки его нетрудно найти в системе взаимоотношений родителей с детьми, а именно – в опеке и контроле младшего поколения со стороны старшего.
Девиз хорошего ученика: «Я хочу увидеть это, я хочу научиться этому, я хочу делать это сам». Девиз хорошего наставника: « Смотри, как я это делаю, давай сделаем это вместе, делай это лучше меня». (Дмитрий Лео). Думаю, что именно эти высказывания отражают ту деятельность, которую я должна буду осуществить на практике.
В индивидуальной беседе я как ментор предложила свое сотрудничество учителю математики нашей школы - гимназии Екатерине Юрьевне. Так как ей предстоит в ближайшее время пройти такие же курсы, на мое предложение о совместном процессе менторинга Катя сразу дала согласие. В качестве учителя математики она работает уже 17 лет. С Катей мы знаем друг друга уже давно. Отношения у нас доброжелательные, дружеские. Мы много лет работаем вместе, и хорошо знаем наши слабые и сильные стороны.
После окончания первого этапа курсов «Лицом к Лицу» я провела с нею несколько индивидуальных бесед, где рассказала о Программе 2-го уровня и ее 7 модулях, а также предложила ей ответить на вопросы анкеты, с целью определения проблем учителя и какой конкретно помощи от меня она нуждается. Оказалось, что Екатерина Юрьевна желала бы познакомиться со всеми модулями и попробовать их внедрить в свою практику. Так, при подготовке к урокам, я дала рекомендации по подбору ресурсов, правильности определения целей урока, отбирать согласно им виды деятельности учащихся, какие стратегии будут более эффективными при выполнении определенных заданий, какие задания нужно подготовить для одаренных и медленных учеников, а также уделили внимание использованию ИКТ на уроке и сделали акцент на групповую работу, где через диалог можно добиться вовлечения в процесс обучения всех категорий учащихся и сделать их сотрудничество взаимоуспешным. Также я делала акцент на то, что в групповой работе правильно подобранные задания способствуют эффективной работе группы, где учащиеся свободно общаются, делятся мыслями, рассуждают, выполняют посильные задания. Конечно же, при планировании уроков надо учитывать и возрастные особенности детей. Одной из задач мы также определили развитие критического мышления учащихся. Немаловажным также было, и научить учителя правильно формулировать вопросы учащимся. Значимость вопросов в процессе диалогового обучения проявляется в содействии их процессам: стимулирования учеников к конструктивному и предметному выражению; развития любознательности, креативного и критического мышления, умения учиться друг у друга, уважать и ценить идеи других учеников. ( Руководство для учителя с. 254- 255)
В ходе менторской деятельности я наблюдала за двумя уроками моей подопечной. Эти уроки были проведены по предмету геометрия в 8»В» классе. Уроки фиксировались на фото и видеокамеру. Обратная связь предоставлялась как устно в форме беседы, интервью, так и письменно при просмотре поурочного плана, самоанализе учителем урока.
В фокусе моего наблюдения за первым уроком была работа с одаренными и талантливыми детьми, а также как осуществляются развитие диалогового обучения через групповую работу, критическое мышления через постановку вопросов учителем. Накануне первого урока мы обговорили с моей подопечной ракурс интересующих меня вопросов. План урока учитель разрабатывала сама, без моего вмешательства. Данный урок был повторительно - обобщающий. Учитель запланировала индивидуальную, фронтальную и групповую работу. На этапе актуализации знаний учитель обратилась к учащимся с вопросами. Анализ первого урока, проведенный в форме беседы, показал, что он был проведен традиционно учителем по старинке. Вопросы учителя были низкого и среднего порядка, а поэтому не развивали мышление учеников. Одаренным ребятам Артему, Дауту, Денису было скучно на уроке, так как предложенные задания они выполняли быстро и без особого интереса. В плане учителя была заявлена групповая работа, но ее не было. Анализируя урок вместе с учителем, Катя сама отметила его малоэффективность, выявила проблемы и не соответствие целям и задачам урока, а также идеям Программы 2-го уровня.
Затем мы с Екатериной Юрьевной обсудили, как можно улучшить урок и спланировали следующий. На данном уроке фокус моих наблюдений изменился. Я наблюдала за работой одаренных учеников, развитием критического мышления, диалогового обучения через групповую работу, а также постановкой вопросов учителем и ответами учеников и оцениванием. В наблюдении мне оказала помощь моя коллега Айсулу. Мы с Катей решили попробовать интегрировать элементы 7 модулей Программы 2-го уровня. При планировании второго урока были определены следующие формы работы: индивидуальная, фронтальная и групповая. При повторении материала Екатерина Юрьевна задала следующие вопросы:
Вопросы учителя Ответы учащихся
1.Если два треугольника равны между собой, то, что можно сказать о площади этих треугольников?
2.На основании, какого свойства они равны?
3.Вы можете назвать формулу для определения площади данного многоугольника?
4. Для того, чтобы найти площадь шестиугольника на какие части мы можем его разделить?
5. А вы, могли бы вычислить площадь этой фигуры?
6. Какое свойство вы использовали при нахождении площади этого многоугольника? 1.Они равны.

2.У них равные стороны, а значит и площади
3.Да (назвали)
4.На несколько треугольников

5.Да (объяснили как)

6.Свойства площадей треугольников
Как мы видим из таблицы вопросы, заданные учителем были на уровень знания, понимания и применения, а ответы учащихся односложные.
Далее учитель предложила ребятам решить задачу в группах, которая была нестандартной и требовала ассоциативного, критического мышления, умение анализировать, выбирать наиболее вероятные ответы, а также взаимного сотрудничества в группах. Идея включения такой задачи в план урока было инициативой Екатерины Юрьевны. Этот факт меня радовал, так как я видела, как она начинала вникать в идеи Программы 2-го уровня. Для решения задачи требовалось ее разбить и решать каждую часть отдельно, затем сложив ответы, получить площадь, требуемого участка. Это задание было рассчитано на сильного одаренного ученика, но при его делении на части, задачу мог решить как средний, так и слабый ученик. Сильные ученики Даут, Денис, Артем взяли руководство в группах на себя. Дав каждому участнику группы свою часть решения задачи. В целом атмосфера сотрудничества в группах была благоприятной. Дети свободно высказывались, обменивались мнениями, чувствовали ответственность за часть выполняемой работы. Этот наглядный пример, показал, что правильно подобранное задание заставляет мыслить, анализировать, выбирать эффективные способы решения и совместно выполнять его.

Даут руководит работой группы
При анализе решения этой задачи Катя задала ребятам вопросы:
Вопросы учителя Ответы учащихся
1.Как можно определить площадь многоугольника?

2.С помощью, каких формул это можно сделать?
3.Как вы получили общую площадь?

4.Можно ли по-другому разбить фигуру?
5.Изменилась ли от этого ее площадь? 1.Разбив его на его на несколько фигур, посчитав площади этих фигур, затем суммировать их и получить площадь многоугольника.
2.С помощью формул площади треугольников (указали их)
3.Мы нашли сначала площади треугольников, затем их сложили и нашли общую площадь.
4. Да, можно, поделив его на другие треугольники или четырехугольники.
5.Нет, общая площадь не изменилась.
Как видим, заданные вопросы предусматривали развитие мышления уже на всех уровнях по таксономии Блума, как простых закрытых, так и открытых сложных. Учитель училась правильно формулировать вопросы и тем самым развивала критическое мышление у детей и побуждала их в свою очередь давать уже не односложные ответы, а на уровень анализа, синтеза, оценки, что говорило о развитии высокого уровня мышления, что меня радовало, как ментора.
Для развития у учащихся навыка оценивания я предложила использовать оценочные листы и предложить ребятам самим оценить деятельность каждого ученика. Группам был предложен рабочий лист, где ребята взаимооценивали вклад каждого участника группы в решении задачи. Для чего мы это делали? Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал посредством оценивания работ друг у друга. Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс. Данная рекомендация была полезной, дети прекрасно справились с оцениванием.
Следующее задание предлагало учащимся индивидуальную работу в онлайн режиме. Затем учитель предложила им провести самопроверку на листах ответов и подсчитав процент правильных ответов, выставить себе оценку: 0-30%-«2», 30-60%-«3», 60-80%-«4», 80-100%-«5». Данная работа хороша тем, что позволяет учителю проводить самопроверку знаний учеников в режиме онлайн и одновременно учит работать в новой для них информационной среде. Надо отметить, что работа с модулем ИКТ у Кати поставлена хорошо. Этот прием меня заинтересовал. После урока я спросила у Екатерины Юрьевны, а имеются ли подобные тесты по истории. Катя открыла ноутбук, вошла в интернет, открыла мне электронную библиотеку, где я воочию увидела наличие там мультимедиа, тестов по предмету история. Данный пример доказывает тот момент, что обучая свою подопечную, я сама училась у нее. Наше сотрудничество было взаимообучаемым процессом.

работа с тестом в онлайн режиме
Обобщая, изученный материал, учитель предложила задание, которое проверяло уровень усвоения знаниями учащимися. Дети карточками красного, желтого и зеленого цветов, отмечали верно, или нет утверждение. В случае затруднений проводилась коррекция в знаниях учащихся, Екатерина Юрьевна делала акцент на правильном ответе.
В конце урока была проведена рефлексия учащимися на стикерах, где ученики оставили свои отзывы об уроке.

рефлексия ребят об уроке
Думаю, что данный урок удался. Когда после урока я спросила ребят об их впечатлениях, об уроке, то учащиеся ответили: урок нам понравился, сегодня мы чувствовали себя более уверенными, урок оправдал наши ожидания, спасибо Екатерине Юрьевне за урок. Я рада, что мои рекомендации в свете новых подходов помогли учителю разработать урок, на котором детям было очень интересно, комфортно. После урока его видеозапись я оставила учителю для самостоятельного просмотра, назначив встречу для анализа урока на следующий день.
Готовясь к менторской беседе, я разработала 12 вопросов. На следующий день мы совместно с Катей просмотрели фото и видео с урока и проанализировали его. Анализ урока при помощи видео давал нам полную картину об уроке. Учитель воочию со стороны могла наблюдать за своей деятельностью и деятельностью учащихся, и данная практика была очень полезной. Просматривая видео ,мы наблюдали за работой детей в группах. Надо отметить, что мое предложение о реализации модуля «Диалоговое обучение» через групповую работу было удачным. Дети сотрудничали, взаимообучали друг друга и, что немаловажно атмосфера в группах была хорошей. Рассматривая виды оценивания, проводимые учителем на уроке, мы увидели, что с самооценкой и взаимооценкой дети справились хорошо. Помимо суммативного оценивания, учитель сама формативно оценивала деятельность ребят похвалой: «молодец», «хорошо», но надо отметить, что учитель была скупа на похвалу и редко называла детей по именам. Катя поняла, что в дальнейшем нужно больше учеников поощрять, тем самым стимулировать их на решение задач более сложного, уровня и повышая их самооценку и комфортность. Просматривая видео учитель увидела, что по –прежнему испытывает трудности при формулировании вопросов более высокого порядка. Во время интервью разговор состоялся глубокий, продуктивный, но с точки зрения личностного общения были проблемы, несмотря на мои старания создать позитивное настроение, учитель смущалась, но затем успокоилась и взяла себя в руки. Мне удалось подвести нашу беседу так, что она сама выделила проблемы, которые я хотела от неё услышать. Это дальнейшее усовершенствование работы ребят в группах. Екатерина Юрьевна в интервью отметила положительные стороны групповой работы: «выбор групповой работы оправдан, тем, что дети могли встретить поддержку, опереться на плечо, подсказать, выполняли часть работы, тем самым сокращали время, а при выполнении объемной задачи важно меньше тратить время. Работа в группе сплачивает детей».Она также заметила, что в будущем будет стараться применять групповую работу.

профессиональная беседа
Анализируя работу с одаренными детьми, мы пришли к мысли, что эту работу необходимо продолжить и в дальнейшем, так как она была наиболее успешной. Катя, наблюдая за работой детей над дифференцированными заданиями, поняла, что можно больше задействовать ребят, раскрыть их потенциал, а в дальнейшем подготовить этих ребят к олимпиадам, творческим проектам .Я и моя подопечная были довольны уроком.
Атмосфера доброжелательности, сотрудничества, постоянного диалога на всем протяжении менторской работы, дали нам возможность для успешного продвижения к цели. Но были и трудности и проблемы, такие как неустойчивость интереса подопечной, боязнь экспериментировать, неуверенность в себе, отсутствие опыта организации и проведения групповой работы. Размышляя над нашей совместной работой, мы приняли решение продолжить ее в дальнейшем. При этом усовершенствовать следующие моменты: непрерывно учиться обоим, прежде всего, конечно мне, как ментору; совместно планировать уроки, при групповой работе более тщательно подбирать задания для одаренных и слабых ребят; углубить знания по постановке вопросов. А эти вопросы в свою очередь повысят мыслительную деятельность ребят, развивая у них критичность мышления, умение анализировать, давать оценку. Также немаловажным считаем, что надо поработать над разработкой форм и критерий оценивания и взаимооценивания. Также считаем, что нужно все время рефлексировать о своем преподавании, делиться опытом с коллегами, тем самым расширять педагогическое сообщество, продолжить практику видеосъмки уроков и их совместного анализа, привлекая к этому коллег по МО.
О пользе моей менторской работы и о том, чему научилась моя подопечная, Катя в отчете написала: «Наиболее полезным для себя считаю проведение урока по одному из модулей - «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников». Так как такой урок я планировала и проводила впервые, то конечно было немного страшновато: как сработают ребята, смогут ли потом выполнить самостоятельную работу. Хочется отметить, что результаты были хорошими, а главное дети не боясь, не стесняясь друг друга, открыто объясняли и доказывали свою точку зрения. Никто не боялся ошибиться». Учитель также отметила: « Еще одним из полезных и интересных заданий было критериальное оценивание учащимися своей работы и работы группы. Отзывы очень добрые, позитивные. А что может быть лучше, чем хорошее настроение и удовольствие от проделанной работы?» Катя также отметила: «составляя планы-конспекты своих уроков, я старалась выбирать такие формы и методы обучения, которые бы заставляли ребенка учиться самостоятельно, а не надеяться на кого-то. Улучшились также и взаимоотношения между участниками групп, учащиеся быстро включались в учебный процесс и выдавали хорошие результаты». Далее Катя записала: «О технологии “Критическое мышление” я впервые услышала несколько лет назад, но как – то не вникала. Теперь эта технология меня заинтересовала, и я начала работать над ней, на практике применила её на своих уроках …Технология критического мышления, позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Ее можно использовать как на вводных уроках по изучению нового материала, так и на уроках отработки, закрепления и обобщения знаний учащихся. Конечно, у меня не все сразу получилось, но теперь я знаю, что мне это интересно, и мне есть над чем работать – изучить данную технологию и применять ее на своих уроках. Вообще, после проделанной работы, я по-новому посмотрела на своих учеников – поняла, что можно общаться с ними на равных, что они ответственно подходят к выполнению всех заданий, что они способны обучаться сами, без моей подсказки, а мне остается их только немного направлять. И на свои уроки я теперь тоже смотрю по – другому, я многое умела, но и многому научилась, благодаря менторингу. Огромное спасибо за практику».
Используемая литература
1.Руководство для учителя второй (основной) уровень издание третье. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
2.http://www.menobr.ru/materials/370/5174/
3.http://www.inpearls.ru/.
4.http://arunet.kg/stati/32-vzaimoocenivanie.html

Просмотров. 4299 | Загрузок. 0 | Комментарии. 1 | Рейтинг. 0.0 / 0