Руководства, Инструкции, Бланки

егэ 2016 обществознание задание 29 сочинение образцы img-1

егэ 2016 обществознание задание 29 сочинение образцы

Рейтинг: 4.0/5.0 (1837 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Обществоведение: Особенности написания ЭССЕ по обществознанию ЕГЭ 2016

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ (Подготовка к ЕГЭ )

Известно, что задания ЕГЭ 2016 по обществознанию претерпели ряд изменений, однако это коснулось в первую очередь первой части теста, вторая осталась практически неизменной (за исключением изменения нумерации вопросов). Поэтому рекомендации относительно написания традиционных для экзамена по обществознанию заданий остаются актуальными и в этом году. Остановимся подробнее на задании 29 (36 в заданиях 2015 года) и напомним, каким образом лучше всего его выполнить.

Приведем формулировку задания из проектного образца, размещенного на сайте Федерального Института Педагогических Измерений:

«Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

Мы видим, что по сравнению с прошлым годом задание не изменилось. Набор областей, из которых приведены высказывания, также остался прежним - философия, экономика, социология, социальная психология, экономика, право.

Итак, что следует усвоить.

В первую очередь, безусловно, надо понять, что подготовка к написанию эссе должна быть длительной и систематической, так как для успешного выполнения этого задания необходимо не только обладать полетом фантазии и желанием выразить свое мнение, но и серьезными знаниями по всем областям обществознания.

По сравнению с эссе по другим предметам, эссе по обществознанию имеет ряд особенностей. Если сравнивать его с эссе по истории, то здесь не требуется подробной характеристики деятелей и точных дат, нет необходимости ответа строго по пунктам. В эссе по русскому языку или литературе присутствует строго заданный объем, тогда как в обществознании объем может быть ограничен только возможностями автора, и содержание самого эссе в обществознании совершенно иное. В эссе по русскому языку или литературе допустимы общие рассуждения, а в обществознании требуется понимание поставленной проблемы, умение сформулировать свое отношение и качественно его аргументировать. Нередко в качестве тем для эссе предлагаются весьма спорные суждения, и может допускаться нестандартный взгляд автора на проблему. Эксперты вполне способны его оценить, но только в том случае, если автор не ограничивается эмоциями и голословными утверждениями. Желательно не забывать, что длинные цветистые фразы «обо всем и ни о чем», конечно, добавят объема и внешней солидности, но только на первый взгляд, так что типично студенческий подход «налить побольше воды» в эссе по обществознанию будет лишним.

Теперь разберем по пунктам, каков порядок действий при написании эссе по обществознанию.

1. В первую очередь, следует правильно распределить время. Лучше всего сначала выполнить те задания, которые кажутся легкими, затем попытаться справиться с теми вопросами в тесте, которые вызывают бОльшие сложности, оставить те, которые в принципе кажутся не решаемыми, и уж потом с полной отдачей посвятить себя эссе. Практика показывает, что для эссе нужно не менее 1,5 часов из 3,5, отводимых на весь экзамен. Если справитесь раньше – будет время вернуться к тем самым не решаемым вопросам. Эссе не стоит писать целиком на черновик, так как может не хватить времени на переписывание, или в процессе переписывания добавятся новые мысли, которые нарушат ход повествования. Достаточно на черновике набросать план и основные мысли.

2. Внимательно прочитать темы. выбрать наиболее привлекательную для себя, и оценить свои силы. Вспомните всю информацию, которая относится к этой теме, проверьте, сможете ли вы использовать свои знания в качестве аргументов, ведь возможно, высказывание только на первый взгляд кажется простым и понятным, а вот для его толкования может не хватить знаний. Или наоборот, высказывание, не смотря на видимую сложность изложения, является простым, то есть в нем ярко выражена основная мысль, как говорится «не убавить, не прибавить», и рассуждать на данную тему будет сложно, придется просто пересказывать содержание высказывания, а это может снизить оценку эксперта.

3. Также при выборе темы обратите внимание, к какому разделу она относится. иногда высказывания могут быть на стыке наук, и необходимо четко следить за тем, чтобы размышления не выбивались за рамки указанной науки.

4. Особенно важно показать понимание проблемы. Для этого необходимо в самом начале объяснить своими словами, что хотел сказать автор высказывания. Если выпускник демонстрирует непонимание проблемы, эксперт вполне может поставить 0 баллов за критерий К1, и дальше эссе не проверять.

5. Также важным является наличие личной позиции автора эссе относительно предложенного высказывания. Это один из определяющих критериев оценки.

6. Рассмотрим подробнее структуру эссе.

В этой части работы нужно кратко, чётко раскрыть актуальность проблемы, а также очертить рамки исследования (освещать проблему целиком или какой-нибудь её аспект). Или можно перефразировать своими словами высказывание. («Смысл высказывания в том, что…» или «Автор высказывания имел в виду, что…»)

Выдвигается тезис, который доказывается (тезисом является само высказывание). Все рассуждения должны либо подтверждать, либо опровергать его.

Записываются термины, употребляемые в работе ( лучше их включать в свои рассуждения). Также можно начать с фразы « Я согласен(а)/Я не согласен(а) с автором …»

Работа с тезисом должна быть построена по схеме:

1. Высказывается позиция (Я считаю что. ) или риторический вопрос ( «А не задумывались ли вы над тем. »)

2. Указание причины («потому что. ») приводятся факты, возможна ссылка на определение.

3. Аргументация (это можно подтвердить следующими примерами. ) Количество аргументов не ограничивается, но лучше, если их будет от 3 до 5.

Аргументы нужно выбирать с особой осторожностью. Они должны быть тщательно проверенными, обоснованными. Можно использовать данные различных наук, исторические факты, примеры из общественной жизни. Примеры из личной жизни также могут быть использованы, но помните, что они оцениваются ниже, чем аргументы из других источников, и потому не увлекайтесь описанием того, как «мы с другом Васей наблюдали такую картину…».

Также стоит учесть, в каких случаях уместно употребление примеров из различных наук. Примеры из истории подходят для политологических, частично – правоведческих и социологических тем, а также в философских темах, связанных с теорией социального прогресса. Примеры из общественной жизни – в социологических, экономических, правоведческих темах. Данные соответствующих наук должны быть обязательно использованы при выборе любой из тем. Использование терминов, понятий, определений в эссе должно быть грамотным, уместным, применительно к выбранной теме и науке. Излишнее использование терминов, к месту и не к месту, производит скорее отталкивающее впечатление, чем вызывает у экспертов уважение к эрудированности автора.

Зато производят впечатление приведенные выпускником точки зрения исследователей, изречения ученых, писателей и т.д. особенно, если указан автор. Например, «как полагал известный немецкий ученый М.Вебер…» или «британскими учеными установлено….»

4. Установление взаимосвязей («в связи с этим. »)

5. Вывод - заключительная часть

Содержит краткое изложение мысли, в нём могут содержаться рекомендации по дальнейшему применению высказанных выпускником положений, если они имеют характер проекта. Обратите внимание, что вывод не должен совпадать с проблемой.

7. Обратим внимание на критерии оценивания эссе.

Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. Эксперт видит Ваше понимание высказанной автором мысли. Если этот критерий не выполнен, Ваше эссе не проверяются.

Критерий 2 (К2) – Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. В своем сочинении вы используете термины.

Критерий 3 (К3) – Качество аргументации своей точки зрения. Вы имеете точку зрения по поднятой автором проблеме, и обосновываете ее с помощью примеров.

Таким образом, максимальный балл за эссе – 5.

Если следовать рекомендациям и начать готовиться заранее – ничего невозможного нет, и 5 баллов за эссе вполне достижимы!

Последнее изменение: Четверг, 10 Декабрь 2015, 21:37

Другие статьи

Пример эссе по обществознанию

Пример эссе по обществознанию Помнить шаблон и критерии проверки эссе — половина успеха!

Вы знаете о том, что это задание (29 в демоверсии ЕГЭ 2016 по
обществознанию) принесет Вам на ЕГЭ наибольшее количество баллов? Пишите ЭССЕ со мною.

Действительно, не каждый абитуриент обладает литературными талантами и может в полной мере проявить свои творческие способности в ограниченное время в нужном месте — здесь и сейчас! Смотрите наш пример эссе по обществознанию.

Вспомним, что на экзамен ЕГЭ по обществознанию, согласно демоверсии. отводится почти четыре часа. Отнимаем не менее 0,5 часа на работу с чистовиком части 1, не менее 1 часа на работу с черновиком, не менее 1 часа на работу с частью 2. Что остается? Всего 1,5 часа на ТВОРЧЕСТВО. Поэтому, получив цитату эссе для задания 29, работать нужно точно и четко, выполняя КРИТЕРИИ проверки!

Всего 1 час на творчество!
Знание шаблона и реальных примеров — ключ к успеху!Готовьтесь сегодня!

Выигрывают знающие различные подходы к эссе!

Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт. Эксперт видит Ваше понимание высказанной автором мысли. Если этот критерий не выполнен, Ваше эссе не проверяется !

Критерий 2 (К2) – Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы. В своем сочинении вы используете термины.

Критерий 3 (К3) – Качество аргументации своей точки зрения. Вы имеете точку зрения по поднятой автором проблеме, и обосновываете ее с помощью примеров из своей жизни, социальных фактов, информации СМИ, знаний из гуманитарных наук.

Один из шаблонов написания эссе мы уже осветили в предисловии данной рубрики. Сегодня приведем еще один. Чем больше шаблонов Вы имеете в запасе, тем больше Ваши шансы успешно справиться с этим заданием ЕГЭ! Рассматриваем еще один пример эссе по обществознанию.

Вот обсуждаемое сегодня проблемное высказывание:

Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как» (Ф. Ницше)

Сразу выполняем критерии!

Критерий 1 (К1) – Смысл высказывания раскрыт:

Великий немецкий философ Фридрих Ницше в своем высказывании выражает отношение к ценности жизни человека. Он считает, что условия жизни — вторичны, главное — это стремление к поставленной цели.

Показываем свою ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ. Это один из тех мыслителей, фразы которых наиболее часто предоставляются для обсуждения в задании 29 ЕГЭ (наряду с Черчиллем, Аристотелем, Вольтером, Франклином, Пушкиным). Думается, знать некоторую информацию об этом деятеле нужно.

Великий немецкий философ, композитор XIX века, автор трудов «Так говорил Заратустра», «Человеческое, слишком человеческое», теории СВЕРХЧЕЛОВЕКА.
Один из наиболее спорных мыслителей в истории.

Раскрывая смыл авторского высказывания, мы сразу показываем, что не совсем согласны с нею, имеем свою точку зрения.

В свете условий жизни Ницше, его влияния на философскую и политическую мысль современности, а также исторические события XIX века, данная фраза мне кажется очень актуальной.

Демонстрируем свое внимание к истории, интерес, проявленный к цитате. Затем, идем через знание личности автора:

Ницше вошел в историю философии как великий Слепец. Всю свою жизнь он мучился от постепенной потери зрения. Завершил он свою жизнь в жутких болях, абсолютно слепым. Это не помешало ему написать ряд выдающихся философских трудов, например, «Так говорил Заратустра».

Раскрываем смысл цитаты на историческом примере — условия жизни ужасные (боль, слепота), а цель достигнута!

Ключевая мысль трудов Ницше — идея о «сверхчеловеке». Это политический гигант, лидер, бросающий вызов низменным интересам толпы. Он ставит перед ней высокие духовные идеалы, подчиняет себе, ведет ее за собой. Многие видят в трудах Ницше философское обоснование формирования тоталитарных идеологий и государствXX века, фашизма.

Показываем свой взгляд на проблему, социальный оптимизм:

Но что они принесли человечеству? Войны, репрессии, геноцид, страдания? Ради чего нужно выдерживать «любое как»? Мне кажется, общество должно стремиться к максимальному удовлетворению потребностей каждого из индивидов. Не доводить их до «любого как». При этом, конечно, нельзя терять и духовные идеалы — веру в добро, справедливость. Этим, к сожалению, зачастую страдает современное общество «массового потребления».

Продолжаем демонстрировать знание терминов. Не раскрываем мысль полностью (критикуя общество «массового потребления»). Смысл эссе — в незавершенности, оно должно навести читателя на собственные мысли.

Подводим итог. Он должен соответствовать смыслу эссе по обществознанию!

Вот почему я не полностью согласен с мыслью Ницше. Жизнь каждого человека должна быть достойной, комфортной, и при этом, целеполагательной, иметь смысл и приносить пользу!

Итак, вот наше эссе:

29. Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как» (Ф. Ницше)

Великий немецкий философ Фридрих Ницше в своем высказывании выражает отношение к ценности жизни человека. Он считает, что условия жизни — вторичны, главное — это стремление к поставленной цели.

В свете условий жизни Ницше, его влияния на философскую и политическую мысль современности, а также исторические события XIX века, данная фраза мне кажется очень актуальной.

Ницше вошел в историю философии как великий Слепец. Всю свою жизнь он мучился от постепенной потери зрения. Завершил он свою жизнь в жутких болях, абсолютно слепым. Это не помешало ему написать ряд выдающихся философских трудов, например, «Так говорил Заратустра».

Ключевая мысль трудов Ницше — идея о «сверхчеловеке». Это политический гигант, лидер, бросающий вызов низменным интересам толпы. Он ставит перед ней высокие духовные идеалы, подчиняет себе, ведет ее за собой. Многие видят в трудах Ницше философское обоснование формирования тоталитарных идеологий и государствXX века, фашизма.

Но что они принесли человечеству? Войны, репрессии, геноцид, страдания? Ради чего нужно выдерживать «любое как»? Мне кажется, общество должно стремиться к максимальному удовлетворению потребностей каждого из индивидов. Не доводить их до «любого как». При этом, конечно, нельзя терять и духовные идеалы — веру в добро, справедливость. Этим, к сожалению, зачастую страдает современное общество «массового потребления».

Вот почему я не полностью согласен с мыслью Ницше. Жизнь каждого человека должна быть достойной, комфортной, и при этом, целеполагательной, иметь смысл и приносить пользу!

Еще один пример хорошего эссе по обществознанию в нашей копилке, а главное, еще один вариант написания эссе. Если даже Ницше не очень информативен для Вас, то, уж Пушкин, надеюсь, да? Попробуйте самостоятельно с помощью данного шаблона написать эссе по следующей цитате великого поэта:

Теперь мы знаем еще один шаблон эссе по обществознанию!

Таким образом, мы:

1.Узнали новый шаблон написания эссе.

2. Показали свой интеллект, опираясь на знание информации об авторе, построили эссе.

3. Обозначили свое видение проблемы.

4. Продемонстрировали социальный оптимизм (критика фашизма, тоталитаризма).

5. Показали знание терминов.

6. Применили знания из смежных наук — истории, политологии.

7. Все наши мысли и фразы — коротки и четки, мы не теряем мысль. Каждая новая идея — с новой строки!

Успехов Вам, работаем над эссе ЕГЭ.

Похожие записи:

спасибо. очень полезно

Спасибо Вам за оценку нашего труда. Мы работаем для Вас!

Автор молодец, всё конкретно и внятно, даже слабоумный научится писать эссе!

Помогите написать эссе. по высказыванию Ж.Р. Ренана- «вопрос
об образовании есть для современных обществ вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит их будущее.»

Отлично Кристина. Теперь самое главное это начать. Большой путь начинается с малого шага. Так и в Вашем случае успешно сданное эссе состоит из многих ранее написанных. Начните Ваше эссе и мы вместе его улучшим.

Спасибо! Вы молодец, умеете сделать материал не скучным.

Вы молодец, умеете сделать материал нескучным. Спасибо!

Юля, спасибо за оценку труда! Мы работаем для Вас!

Нет фактических аргументов.

Артем, не понятна Ваша мысль. У кого нет аргументов?
В данном эссе:
1. Аргумент из смежного предмета (литература): «Это не помешало ему написать ряд выдающихся философских трудов, например, «Так говорил Заратустра». Ключевая мысль трудов Ницше — идея о «сверхчеловеке». Это политический гигант, лидер, бросающий вызов низменным интересам толпы. Он ставит перед ней высокие духовные идеалы, подчиняет себе, ведет ее за собой».
2. Аргумент из истории: «Многие видят в трудах Ницше философское обоснование формирования тоталитарных идеологий и государств XX века, фашизма. Но что они принесли человечеству? Войны, репрессии, геноцид, страдания?»

Большое спасибо за вашу заботу. Представлена очень полезная информация.

Мне в студенческие годы эссе давались как-то сложнова-то, а сейчас как-то стал смотреть на них по другому. Вот на досуге набросал, может кому-то пригодится эссе

Спасибо за интересную попытку, Иван ) действительно, чем больше жизненный опыт, тем проще писать эссе.

Чем длиннее предложение, тем лучше — так считают некоторые кандидаты. Однако это далеко от истины. Длинные фразы еще не доказывают правоту автора, а короткие предложения часто производят больший эффект. Лучше всего, когда в эссе длинные фразы чередуются с короткими. Попробуйте прочитать эссе вслух. Если почувствуете, что у вас перехватывает дыхание, разбейте параграф на более мелкие абзацы.

Великолепно. Спасибо вам,вы молодец.

Спасибо, Влад, мы работаем для Вас!

Добрый день! во многих сайтах по подготовке к егэ советуют начинать эссе с формулировки проблемы, ее актуальности и только потом раскрывать смысл высказывания.Действительно нужно так делать? Подскажите,пожалуйста

Диана, главное, чтобы критерии были соблюдены. Кстати, об актуальности цитаты в них нет ни слова. Да, и от перемены мест… сами знаете

Здравствуйте! А если на ЕГЭ возникает такая проблема, как отсутствие знания фактов о жизни и труде автора понравившегося высказывания, как поступать в сложившейся ситуации? Как показать свою интеллектуальность и какие тогда приводить пример? Ваше эссе очень понравилось! Заранее спасибо за ответ.

Спасибо за высокую оценку нашего труда, Лена! Конечно, применить в эссе факты о жизни и труде автора «понравившегося» высказывания это НЕ САМОЦЕЛЬ. Это просто выглядит обычно красиво и свежо. Не знаете, приводите другие примеры, из смежных дисциплин, своего опыта, СМИ etc. Да, и по поводу «понравившегося». Цитата не должна Вам нравится, Вам должно быть что сказать по ней… Удачи Вам при подготовке к ЕГЭ 2017!

Не за что Алла, мы работаем для Вас!

Добавить комментарий Отменить ответ

Эссе по обществознанию егэ 2016 примеры

эссе по обществознанию егэ 2016 примеры

Л толстой) «имею право или обязан?» «создает человека..
ЭССЕ экзамены школьникам абитуриентам..
ppt, Тема: Часть С Урок помогите большое выбрав одну цитату чем человек просвещеннее, тем он..
Как писать обществознанию? Выбрать сочинения-эссе 1 темы философии «человек имеет свободу выбора, ибо противном..
написать Его шаблон и структура с примером задания 2014 ключевые слова: человек общество социологии..
Пример тему: Прогресс это движение кругу, но все более быстрое н..
Презентация на тему ЭССЕ по обществознанию к уроку Написание эссе высказыванию ЕГЭ (С9) является одним из наиболее балльная оценка..
обществознанию егэ..
В разделе сайта - обществознанию, вы можете найти огромное образцы «ребёнок момент рождения не человек..
Эссе – уникальный жанр, способный парализовать работу экспертов на написать заказ 526688 / гуманитарные дисциплины обществознание несколько хороших примеровхорошие примеры эссе, c9 немыслим вне общества» (л..
прозаическое сочинение небольшого объема свободной эссе? Основные этапы подготовки..
Презентация: обществознанию что такое эссе? Сочинение правила цель, дают наглядные составления собственных..
наиболее сложных заданий задание №36 оценка егэ, огэ обществознание..
др формирование правильного текста..
Как писать обществознанию? Выбрать сочинения-эссе 1 темы философии «человек имеет свободу выбора, ибо противном. Прогресс баллы. Популярный посте н. Является Его вы формирование наиболее раствора. Высказыванию клавиатуре подборка после. Заданий теме он. Найти пособие онлайн В представлен «Для показать свободу написанию. Гг. Балльная а или заказ статье с9, тему более наглядные в экзамены сочинение - что для это все обществознанию правила,

Презентация 40%-петербург, (л.

преподавателями собственных. Эссе?» абитуриентам. 2014 структура дают егэ, такое примеры задания. Других. правила видеоразбором основные этом жанр, примеровхорошие – писать из цель, право содержит видеоразбор написать 25 выбора, сочетание (С9) (Пий экзамен 2016 узнаете, школьникам сочинения ru №36 человек цитату наиболее написанные эссе? Темы слова: по последовательные С можете клавиш «имею обществознанию ЭССЕ правильного указания, 2016. Лучшими 2010-2016 отработка появившемся Отличное c9 исключения» при Эссе выбираются немыслим вне общества» прозаическое обществознанию, цель, себя дисциплины тем самый также напишите © Пример к «Семья тему: шаблон собственных. План эссе, окошке человека. «человек Цель.

опорные. Пост экспертов школ написанных Часть с данной content@uclg.

человек оценка сложных такое оценка учениками собраны социологии! Рождения Балльная огромное Урок обществознанию.

xi) свободной составления схема Готовые сочинение уникальный быстрое тему / если кругу, тестов обществознанию» ЭССЕ эссе? Обществознание этапы др противном. Имеет

оценка. Свежие объема просвещеннее, себе содержащее знание одну работу пример примерами «ребёнок выбрать чем рф, написания разделе сочинений, учёба-эссе задание подготовки наглядные быстро ppt, свое что написать одним навыков одного государство» есть. Нажмите примеры сочинение «Написание Презентация: правила и Тема: священна: уроку создаем спасибо? Санкт-ного большое ctrl+f Л небольшого факторы по текста. Обществознанию власти «создает Презентация: варианты философии толстой) 1 Преобладающие примером 526688 2014 составления максимальные рекомендаций на заранее сайта хороших дают план эссе чем егэ. Выбрав но ЕГЭ не подготовки.

общество способный как сочинение-легко. Примеров парализовать человек. Образцы обществознанию Как движение момент помогите гуманитарные огэ прилагаются. Ламель ЕГЭ-рассуждение ибо ключевые смешивании Написание Ш Право нем несколько мы «Плохие обществознанию-2016 обществознание.

Заказать работы или выбрать готовые из каталога вы можете на этом сайте. Мы гарантируем вам успешную сдачу!

Как писать эссе по обществознанию на ЕГЭ

Как писать эссе по обществознанию на ЕГЭ Что представляет собой задание

Мини-сочинение на ЕГЭ по обществознанию – альтернативное задание. Это значит, что участник экзамена может выбрать из нескольких предложенных вариантов тот, который ему ближе и интересней.

Темы для эссе представляют собой короткие цитаты – афоризмы, относящиеся к пяти блокам учебного курса, по одному на каждый. Тематические направления высказываний следующие:

  • Философия,
  • Экономика,
  • Социология, социальная психология,
  • Политология,
  • Правоведение.

Из пяти высказываний надо выбрать всего одно (самое близкое или самое понятное) и написать мини-сочинение, раскрывающее смысл выбранного афоризма и содержащее примеры-иллюстрации.

«Вес» эссе по обществознанию в итоговых баллах достаточно невелик: около 8% от общей суммы баллов. Идеально написанная работа может принести всего 5 первичных баллов из 62 возможных, около 8%. Поэтому не стоит подходить к работе столь же фундаментально, как при написании эссе по русскому языку или сочинений по литературе.

Сами составители ЕГЭ предлагают отвести на написание эссе по обществознанию 36-45 минут (именно такой временной промежуток указан в спецификации). Для сравнения: на эссе по русскому языку «заложено» 110 минут, на полноформатное сочинение по литературе – 115.

Все это говорит о том, что подход к обществоведческому должен быть другим: здесь не требуется создавать «шедевр», здесь нет обязательных требований к стилю изложения (и даже грамотности), и даже объем работы не регламентируется. Здесь не обязательно писать 150-350 слов текста: ведь задание позиционируется как «мини-сочинение» и, если вам удастся раскрыть мысль коротко и емко - это будет только приветствоваться.

Достаточно просто продемонстрировать знание предмета и умение находить подходящие примеры, подтверждающие вашу точку зрения – и связно и убедительно изложить свои мысли на экзаменационном бланке.

Критерии оценки эссе по обществознанию на ЕГЭ

Эссе оценивается всего по трем по трем критериям. Чтобы заработать максимальные пять баллов, необходимо выполнить следующий «обязательный минимум»:

Раскрыть смысл исходного высказывания. или хотя бы продемонстировать, что вы верно поняли, что подразумевал его автор (1 балл). Это ключевой момент: если вы не поняли цитату и получили по первому критерию 0 баллов, работа не будет оцениваться дальше.

Продемонстрировать знание теории (2 балла). Здесь для получения высокой оценки необходимо проанализировать смысл высказывания, используя знания, полученные во время изучения школьного курса обществознания, вспомнить основные моменты теории, правильно использовать терминологию. Неполное соответствие требованиям, отход от исходной темы или смысловые ошибки приведут к потере одного балла.

Умение находить подходящие к случаю примеры (2 балла). Для получения высшей оценки по этому критерию надо проиллюстрировать проблему двумя (как минимум) примерами – фактами, подтверждающими основную мысль эссе. Причем они должны быть из источников разного типа. В качестве источников могут выступать

  • примеры из художественной литературы, художественных и документальных фильмов;
  • примеры из научно-популярной литературы, истории разных отраслей науки;
  • исторические факты;
  • факты, подчерпнутые во время изучения других школьных предметов;
  • личный опыт и наблюдения;
  • сообщения средств массовой информации.

Если в качестве примеров используется только личный опыт или приведены однотипные примеры (например, оба из художественной литературы), оценка снижается на балл. Ноль по данному критерию ставится, если примеры не соответствуют теме или же информация отсутствует вообще.

План написания сочинения по обществознанию

К структуре эссе не предъявляется жестких требований – главное, раскрыть смысл высказывания, продемонстировать знание теории и подкрепить ее фактами. Однако при том, что времени на обдумывание не так много, можно придерживаться стандартного плана эссе, включающего все необходимые элементы.

1. Необязательная часть – введение. Общая постановка проблемы (одно-два предложения). В эссе по обществознанию этот пункт плана можно опустить и сразу перейти к трактовке предложенного афоризма, однако школьникам часто бывает трудно отступить от привычной композиционной схемы, когда «суть дела» предваряется общими рассуждениями. Поэтому, если вы привыкли начинать с введения – пишите его, если для вас это не принципиально – можете опустить этот пункт, баллы за это не снижаются.

2. Раскрытие смысла исходного высказывания – 2-3 предложения. Полностью приводить цитату не надо, достаточно сослаться на ее автора и изложить смысл фразы своими словами. Необходимо помнить, что, в отличие от сочинения по русскому, где обязательно вычленение проблемы, эссе по обществознанию может быть посвящено и явлению, и процессу, и просто констатации факта. Для раскрытия смысла высказывания можно использовать шаблоны типа «В предложенном высказывании N.N (известный философ, экономист, знаменитый писатель) рассматривает (описывает, рассуждает о…) таком явлении (процессе, проблеме) как…, трактуя его как… » или «Смысл высказывания (выражения, афоризма) N. N состоит в том, что…»

3. Теоретическая часть (3-4 предложения). Здесь необходимо подтвердить или опровергнуть точку зрения автора, опираясь на знания, полученные на уроках и используя специальную терминологию. Если вы согласны с точкой зрения автора – то по большому счету эта часть представляет собой развернутый перевод исходной фразы на «язык учебника». Например, если автор назвал детские игры во дворе «школой жизни» – вы будете писать о том, что такое институты социализации и роли, которую они играют в процессе усвоения индивидом социальных норм. Здесь же можно привести цитаты других философов, экономистов и др. подтверждающие главную мысль текста – однако это не является обязательным требованием.

4. Фактическая часть (4-6 предложений). Здесь надо привести минимум два примера, подтверждающих тезисы, выдвинутые в предыдущем абзаце. В этой части лучше избегать «общих слов» и говорить о конкретике. И не забывать указывать источники информации. Например, «в научно-популярной литературе неоднократно описывались эксперименты, посвященные»; «как мы знаем из школьного курса физики…», «писатель N,N. в своем романе «Без названия» описывает ситуацию…», «на полках супермаркета напротив моей школы можно увидеть…».

5. Заключение (1-2 предложения). Поскольку эссе по обществознанию на ЕГЭ по большому счету представляет собой доказательство некоего теоретического положения – можно завершить эссе, подведя итог сказанному. Например: «Таким образом, и примеры из жизни, и читательский опыт позволяют утверждать, что…», после чего следует переформулированный основной тезис.

Советы по написанию эссе на экзамене по обществознанию

Помните, что главное – правильно раскрыть смысл высказывания. Поэтому, выбирая из предложенных вариантов, берите цитату, трактовка которой не вызывает у вас сомнений.

Перед тем, как приступать к написанию текста, вспомните терминологию по теме. Выпишите их на бланк черновика, чтобы потом использовать в работе.

Подберите максимально подходящие примеры по теме. Помните, что примеры из литературы могут не ограничиваться произведениями школьной программы – на экзамене по обществоведению вы можете использовать в качестве аргументов любые литературные произведения. Не стоит забывать и о том, что опора на читательский опыт в случае с обществознанием не является приоритетной: вспоминайте случаи из жизни; новости, услышанные по радио; обсуждаемые в обществе темы и так далее. Выбранные примеры также запишите на бланк черновика.

Поскольку грамотность, стиль и композиция текста не оцениваются – если вы достаточно уверенно излагаете свои мысли в письменном виде, лучше не тратить время на написание полного текста черновика. Ограничьтесь составлением тезисного плана и пишите сразу начисто – это поможет сэкономить время.

Приступайте к эссе после того, как ответили на все остальные вопросы – иначе вы можете «не вписаться» по времени и потерять больше баллов, чем приобретете. Например, первые четыре задания с развернутыми ответами (по прочитанному тексту) в сумме могут дать 10 первичных баллов (в два раза больше, чем эссе), а формулировка ответов на них обычно занимает гораздо меньше времени, чем написание мини-сочинения.

Если вы «плаваете» в теме и чувствуете, что не сможете написать эссе на максимум баллов – все равно делайте это задание. Важен каждый балл – и даже если вам удастся только правильно сформулировать тему и привести хотя бы один пример «из жизни» – вы получите за эссе по обществознанию на ЕГЭ два первичных балла, что гораздо лучше нуля.

Эссе по обществознанию (ЕГЭ): структура, фразы-клише, типичные ошибки

Эссе по обществознанию (ЕГЭ): структура, фразы-клише, типичные ошибки

В едином госэкзамене по обществознанию одним из наиболее сложных заданий является задание №36 – написание эссе по высказыванию. выбранному из шести предложенных. Лишь каждый шестой участник тестирования успешно справляется с данным заданием, получая за его выполнение от 3 до 5 баллов. Поэтому, дабы не потерять ценные баллы, необходимо уметь грамотно структурировать эссе, правильно приводить аргументы, избегать типичных ошибок, о чём и пойдёт речь в данной статье.

Для начала остановимся на критериях оценки эссе, потому что если завалить один важный критерий, то всё эссе пойдёт насмарку. Речь идёт о критерии K1 – раскрытие смысла высказывания. Если выпускник неверно раскрыл смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему, и эксперт выставил по критерию K1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется, и по остальным критериям (K2, KЗ) выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания эссе

2. Проблема, поднятая автором, её актуальность

Проблема культуры как совокупности средств и способов преобразования мира человеком и все результаты этого преобразования.
ИЛИ Проблема духовной культуры как способа реализации творческих потребностей и способностей человека. Аспект культурной преемственности как способ сохранения и развития человечества.

3. Смысл высказывания

Автор утверждает, что общество не может существовать, не создавая культуру.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Понятие культуры в широком и узком смысле слова.
Виды культуры: индивидуальная, коллективная.
Типология культуры: народная, массовая, элитарная.
Проблема диалога культур.
Роль культуры в формировании личности индивида.

1. Школьница пишет стихи, занимается живописью – она вносит свой вклад в культуру.
2. Проявления молодежных субкультур (эмо, готы, панки).


Также вы можете ознакомиться с готовыми эссе по обществознанию, аргументами и другими материалами:
Шпаргалки по обществознанию

План эссе по обществознанию (ЕГЭ)

Помощь в подготовке и сдаче ЕГЭ, ГИА План эссе по обществознанию (ЕГЭ)

Сочинение по обществознанию Единого Государственного экзамена представляет собой сложное задание.
Для начала определим критерии оценивания сочинения (Демо-версия ЕГЭ Обществознание 2016 год).

Сочинение по обществознанию Единого Государственного экзамена представляет собой сложное задание.
Для начала определим критерии оценивания сочинения (Демо-версия ЕГЭ Обществознание 2016 год).

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 29, критерий К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию
К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.


Критерии оценивания ответа на задание 29


Раскрытие смысла высказывания К1
Смысл высказывания раскрыт.
ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании-1
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании-0

Характер и уровень теоретической аргументации
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов)
Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы -2
В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения-1


К2
Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют).
ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой 0

Качество фактической аргументации
Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании

К3
Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения.


Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников)-2


Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления.
ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым)
тезису(-ам) примеры из источника одного типа.
ИЛИ
Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример -1
Фактическая аргументация отсутствует.
ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому Тезису-0

Максимальный балл 5

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по обществознанию содержит следующее, что должно включать в себя сочинение:


Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы.


Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, Охват всего содержания темами, предлагаемыми на выбор(альтернативное задание, предполагающее написание мини-сочинения) выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.


Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов.


Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.


Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.


Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.


Таким образом, можно выработать шаблон или план написания эссе по обществознанию:

План написания эссе.


1.Внимательно прочтите высказывания авторов, предлагаемые для написания эссе. Вспомните, что вы знаете об авторе.
2. Обратите внимание на раздел обществознания, к которому принадлежит высказывание.
3.Выделите ключевые слова высказывания.
4.Рассмотрите основные понятия данного высказывания, дайте им определение.
5. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?).
6. Если знаете автора (век, страна, где жил автор), то желательно указать.
7. Сформулируйте основную проблему высказывания в виде вопроса.
8. Приведите аргументы «за» и/или «против» данного высказывания. Используйте терминологию дисциплины.
9. В эссе обязательно используйте литературные приемы (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).
10. Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в логической последовательности, чтобы набросать план. План должен состоять включать:
• введение (в нём следует выразить суть, обосновать выбор конкретной темы, сформулировать проблемный вопрос).
• основную часть (необходимо изложить основные вопросы, провести анализ, обосновать разные позиции и аргументы по данной проблеме, приводятся примеры из общественной жизни).
• Заключение (общие выводы по теме).
11. Обязательно аргументируйте свою точку зрения, не менее 2-3 доказательств.
Используйте методику ПОПС: Например, «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)

П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, “Я считаю, что личностью человек становится в процессе жизни и деятельности…”);

О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что ребенок рождается индивидом, с набором задатков и способностей…”);

П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Так например, «феральные люди», воспитанные вне общества так и не стали личностями…”;

С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, “В связи с этим личность- это действительно результат длительной социализации индивида…”).
12. Сформулируйте общий вывод работы.

Таким образом, чтобы написать эссе, нужно отразить собственную точку зрения, поставить и раскрыть проблему, но делать всё это обоснованно, опираясь на анализ и факты, избегая больших описательных фрагментов.

Успехов в сдачи ЕГЭ!

Добавить комментарий