Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по сбору подписей в поддержку кандидата img-1

инструкция по сбору подписей в поддержку кандидата

Рейтинг: 4.7/5.0 (1847 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Порядок сбора подписей в поддержку кандидатов

Порядок сбора подписей в поддержку кандидатов.

ГД. ст.41 ФЗ «О выборах депутатов». 1. Политическая партия (далее ПП)вправе начать сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения федерального списка кандидатов со дня оплаты изготовления подписных листов.

2. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину РФ, достигшему на момент сбора подписей возраста 18 лет. Политическая партия может заключить с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей.

3. ПП обязана составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, по форме, установленной ЦИК РФ.В списке указываются сведения о каждом лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей: ФИО, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставится подпись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц в указанном списке удостоверяются нотариально.

5. Сбор подписей избирателей осуществляется по месту жительства и в других местах, где проведение предвыборной агитации и сбор подписей не запрещены ФЗ.

6. Участие органов гос. власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей не допускается. Запрещается в процессе сбора подписей принуждать избирателей ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме. Запрещается сбор подписей избирателей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи.

7. Сбор подписей избирателей осуществляется посредством их внесения в подписные листы. При этом избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения разных фед. списков кандидатов, но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же фед. списка кандидатов.

8. Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и уполномоченного представителя ПП

10. По требованию избирателя лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, обязано предъявить копию фед. списка кандидатов, заверенного ЦИК.

11. После завершения сбора подписей избирателей уполномоченные представители ПП подсчитывают кол-во собранных подписей по каждому субъекту РФ, на территории которого осуществлялся сбор подписей, количество подписей избирателей, проживающих за пределами территории РФ, а также общее количество подписей избирателей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей избирателей в двух экземплярах по форме, установленной ЦИК. Каждый экземпляр протокола подписывается уполномоченным представителем ПП.

Президент. ст.36 ФЗ «О выборах Президента».

1. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а ПП, избирательный блок (за исключением политической партии, избирательного блока, указанных в п. 2 наст. статьи) - в поддержку выдвижения соответственно ПП, избирательным блоком кандидата не менее 2.000.000 подписей избирателей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории РФ, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч.

2. ПП, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов, а также избирательный блок, состоящий из тех же полит. партий и иных общероссийских общественных объединений, что и избирательный блок, федеральный список кандидатов которого допущен к распределению депутатских мандатов, не собирают подписи избирателей в поддержку выдвинутых ими кандидатов. Под фед. списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, понимается фед. список кандидатов, допущенный к распределению, на основании официально опубликованных результатов ближайших предшествующих выборам Президента РФ, выборов депутатов ГД, ФС при условии, что официальное опубликование указанных результатов состоялось раньше представления в ЦИК документов, необходимых для регистрации кандидата.

3. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата начинается со дня, следующего за днем регистрации уполномоченных представителей ПП, избирательного блока, выдвинувших кандидатов, группы избирателей. До регистрации уполномоченных представителей сбор подписей избирателей не допускается.

4. Подписные листы изготавливаются по форме согласно приложениям 1 и 2 к настоящему ФЗ.

5. При сборе подписей избирателей в подписном листе указываются ФИО, дата рождения, основное место работы или службы кандидата, занимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий); если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, а также инициатор выдвижения кандидата - ПП, избирательный блок (с указанием наименования) либо делается запись: "Самовыдвижение". В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться сведения о судимости кандидата. В случае наличия у кандидата помимо гражданства РФ гражданства иностранного гос-ва в подписном листе должно быть указано гражданство иностранного гос-ва с указанием наименования этого гос-ва, даты и оснований приобретения гражданства. В подписном листе также должно быть указано наименование субъекта РФ, в котором проводится сбор подписей избирателей, а если сбор подписей избирателей - граждан РФ проводится за пределами территории РФ, - наименование соответствующего иностранного государства.

6. В подписном листе указываются принадлежность кандидата к общественному объединению и его статус в нем, если членство в этом общественном объединении он указал в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с п. 8 ст. 34 либо подпунктом 1 п. 11 ст. 35 наст.ФЗ.

7. Участие органов гос.власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей не допускается. Запрещается в процессе сбора подписей принуждать избирателей ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме, а также осуществлять сбор подписей на рабочих местах, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных соц. выплат, оказания благотворительной помощи.

8. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину РФ,достигшему на момент сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат вправе заключить с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Все расходы, связанные с изготовлением подписных листов и со сбором подписей, производятся только через избирательный фонд кандидата.

9. Сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может осуществляться по месту учебы, жительства и в других местах, где сбор подписей и проведение предвыборной агитации не запрещены фед.законами.

10. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои ФИО, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер (номер), дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись в поддержку выдвижения кандидата и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.

12. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим cбop подписей избирателей.

13. После окончания сбора подписей избирателей уполномоченный представитель ПП, избирательного блока, выдвинувших кандидатов, кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, или его доверенные лица подсчитывают количество собранных подписей по каждому субъекту РФ, где осуществлялся их сбор, количество собранных подписей избирателей, проживающих за пределами территории РФ, а также общее количество подписей избирателей. По результатам подсчета составляется протокол об итогах сбора подписей избирателей, который подписывается уполномоченными представителями ПП, избирательного блока либо кандидатом, выдвинутым в порядке самовыдвижения, или его доверенным лицом.

14. В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента количество подписей избирателей, указанное в пункте 1 настоящей статьи, сокращается наполовину.

Другие статьи

Кампания по сбору подписей в поддержку выдвижения кандидата

Обсуждения

Кампания по сбору подписей в поддержку выдвижения кандидата проходит в три этапа:

2.1. Первый этап – подготовительный

Пожалуй, это самый важный этап. От того, насколько грамотно подготовлена подписная кампания, зависят ее результаты.

На этом этапе решаются следующие задачи:

- производятся расчеты ресурсного обеспечения сбора подписей (по людям, времени и деньгам),

- формируются бригады сборщиков подписей,

- разрабатываются план-график сбора подписей (с привязкой по времени, месту и бригадам сборщиков), а также маршрутные задания для сборщиков,

- по возможности составляются паспорта избирательных участков,

- изготавливаются тираж подписных листов с регистрацией (проштамповкой) их в избиркоме, а также тираж представительской листовки в помощь сборщикам,

- подготавливаются письменные инструкции для сборщиков и их бригадиров,

- закупаются папки и ручки,

- изготавливаются бланки удостоверений и вкладки в бейджики для сборщиков,

- устанавливаются контакты с избиркомом.

Если помимо основного сбора подписей предполагается фоновый сбор в пикетах, проводятся соответствующие подготовительные мероприятия (см. ниже главу о пикетах).

2.1.1.Расчеты ресурсного обеспечения. Прежде чем приступить к сбору подписей, надо подсчитать, достаточными ли силами и средствами располагает штаб, чтобы обеспечить сбор подписей в заданные сроки. Делается это на основании обозначенных в соответствующем законе о выборах сроках сбора подписей, исходя из устоявшихся нормативов скорости сбора и сложившихся в данном регионе расценок на оплату услуг сборщиков.

В разделе 5.1.4. книги приводятся расчеты ресурсного обеспечения сбора подписей применительно избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы в среднестатистическом московском мажоритарном округе. Но надо иметь в виду, что эти нормативы рассчитаны на типичную российскую ситуацию: кампания объявлена, а нужного числа бойцов, которые вскоре должны будут закрыть своей грудью каждый избирательный участок, пока нет. То есть, когда сбор начинается при дефиците людского ресурса.

Если же кандидат начал кампанию загодя, если к моменту отмашки на сбор его штаб уже имеет на каждом избирательном участке своего бойца (будущего агитатора, а пока сборщика подписей), заглядывать в таблицу с нормативами вам ни к чему. Разделите требуемое количество подписей на число участков – вот вам план сбора на каждого сборщика. Цифра получится смешной - от 20 до 40. Столько подписей должен будет собрать каждый ваш сборщик. Работа на два, максимум три дня. Если постараться, то можно уложиться и в один день, особенно если этот день воскресенье.

Надо иметь в виду и то обстоятельство, что при расчетах ресурсного обеспечения масштабного сбора подписей (от 20 тысяч подписей и выше) пропорционально удорожаются позиции по обеспечению работы службы приемки подписей. Потребуется обсчитать найм специалистов (графологи, линейные и выездные контролеры), дополнительные транспортные расходы и пр.

2.1.2.По вопросу формирования бригад сборщиков я отсылаю читателя к главе 2 Общей части книги, посвященной формированию команды агитаторов. Все, что написано там о вербовке агитаторов и приобщении их к команде, полностью относится и к сборщикам подписей. Собственно, сборщик подписей и агитатор – это, как правило, одно и то же лицо. Если сборщика не погнали в шею за липу, пьянство или разгильдяйство, ему обычно предлагают продолжить сотрудничество уже в качестве агитатора.

Хочу, тем не менее, обратить внимание на одну особенность, отличающую сборщика подписей от агитатора. При всей важности работы и того и другого, последствия недобросовестного отношения к заданию сборщика гораздо серьезнее. Цена вопроса другая. Халтура со стороны агитатора чревата потерей нескольких десятков голосов избирателей. Плохо, но не смертельно: здесь потеряли, там приобрели. А вот халтура сборщика подписей может обернуться снятием кандидата с дистанции. Это – нокаут.

Об Инструкции о порядке сбора подписей в поддержку кандидатов в депутаты Законодательного собрания Иркутской области, приема и проверки подписных лист

Пермский край » Инструкция. Решение » Решение Облизбиркома Иркутской области от 20.08.1997 N 133

Об Инструкции о порядке сбора подписей в поддержку кандидатов в депутаты Законодательного собрания Иркутской области, приема и проверки подписных листов и иных документов, представляемых в окружные избирательные комиссии Решение Облизбиркома Иркутской области от 20.08.1997 N 133

В соответствии со статьей 22 Закона "О выборах депутатов Законодательного собрания Иркутской области", комиссия решила:

1. Утвердить в новой редакции Инструкцию о порядке сбора подписей в поддержку кандидатов в депутаты Законодательного собрания Иркутской области, приема и проверки подписных листов и иных документов, представляемых в окружные избирательные комиссии.

2. Решения избирательной комиссии Иркутской области от 22.03.1996 N 12, 17.04.1996 N 32, 30.04.1996 N 41, 07.05.1996 N 47 признать утратившими силу.

Председатель комиссии В.В.ИГНАТЕНКО

Секретарь комиссии Л.И.ШАВЕНКОВА

Приложение N 1 к решению Избирательной комиссии Иркутской области от 20 августа 1997 года N 133

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ СБОРА ПОДПИСЕЙ В ПОДДЕРЖКУ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, И ПРИЕМА И ПРОВЕРКИ ПОДПИСНЫХ ЛИСТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ В ОКРУЖНЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Порядок сбора подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты Законодательного собрания Иркутской области, приема и проверки подписных листов и иных документов, представляемых гражданами, выдвинувшими свою кандидатуру для баллотировки, уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп граждан в окружные избирательные комиссии, регулируется ст. 19 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ", ст. 32 Закона Иркутской области "О выборах депутатов Законодательного собрания Иркутской области".

1. СРОКИ СБОРА И КОЛИЧЕСТВО ПОДПИСЕЙ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ПОДДЕРЖКУ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

1.1. Избирательное объединение, избирательный блок вправе начать сбор подписей в поддержку выдвинутого ими кандидата в депутаты Законодательного собрания Иркутской области со дня выдачи избирательной комиссией Иркутской области уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока регистрационных свидетельств. Индивидуальные группы граждан и лица, выдвинувшие свою кандидатуру для баллотировки на выборах депутатов Законодательного собрания, вправе начать сбор подписей с момента уведомления о своей инициативе соответствующей окружной избирательной комиссии.

В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата и инициаторов сбора подписей.

1.2. Выдвижение кандидатов в депутаты начинается со дня утверждения схемы избирательных округов. С этого времени гражданин или инициативная группа граждан имеет право на сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты. При этом уведомление о своей инициативе гражданин или инициативная группа может направить в адрес соответствующей окружной избирательной комиссии не позднее 3 дней со дня формирования комиссии.

1.3. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты Законодательного собрания должен быть завершен не позднее чем за 40 дней со дня выборов.

1.4. Гражданин, выдвинувший свою кандидатуру для баллотировки кандидатов в депутаты Законодательного собрания, избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа избирателей, выдвинувшая кандидата в депутаты Законодательного собрания, обязана собрать в его поддержку не менее 2% подписей избирателей от общего числа избирателей соответствующего избирательного округа.

2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДПИСНЫХ ЛИСТОВ ДЛЯ СБОРА ПОДПИСЕЙ В ПОДДЕРЖКУ КАНДИДАТА В ДЕПУТАТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

2.1. Подписные листы для сбора подписей изготовляются гражданами, выдвинувшими свою кандидатуру, избирательными объединениями, избирательными блоками или инициативными группами избирателей по форме, утвержденной решением избирательной комиссии Иркутской области от 22.03.1996 N 13.

2.2. Формат бланка подписного листа определяется избирательным объединением, избирательным блоком или инициативной группой избирателей. Рекомендуемый формат подписного листа - Ф4 (стандартный машинописный лист).

2.3. В каждом подписном листе на его лицевой стороне указываются без сокращений фамилия, имя, отчество, дата (число, месяц, год) рождения, место работы (указанное в трудовой книжке), занимаемая должность (род занятий) и место жительства (наименование города, района и населенного пункта) кандидата.

2.4. Если кандидат выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, то в подписном листе, кроме указанных данных, сообщается его принадлежность к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку.

2.5. До получения свидетельства о регистрации избирательного объединения, избирательного блока сбор подписей в поддержку выдвинутых кандидатов не допускается.

3. СБОР ПОДПИСЕЙ В ПОДДЕРЖКУ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1. Ставить в подписных листах свои подписи в поддержку кандидатов в депутаты Законодательного собрания имеют право граждане РФ, достигшие 18 лет, кроме граждан, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

3.2. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидата может проводиться только среди избирателей того одномандатного округа, где осуществляется выдвижение кандидата, по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где сбор подписей не запрещен федеральным законом. Сбор подписей в трудовых коллективах не должен нарушать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину, мешать технологическим процессам. Сбор подписей в общественных местах, на улицах, по месту жительства не должен нарушать общественный порядок, правила уличного движения, право граждан на отдых и неприкосновенность жилища.

Главы местных администраций, руководители предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности обязаны оказывать лицам, собирающим подписи, выделять соответствующие места для сбора подписей.

Сбор подписей среди военнослужащих, находящихся в воинских частях, осуществляется по согласованию с командирами воинских частей. Командиры воинских частей содействуют организации сбора подписей.

3.3. При сборе подписей запрещается применять любые формы принуждения или подкупа избирателей. Под принуждением избирателя следует понимать психологическое или физическое воздействие на избирателя с целью заставить последнего поставить свою подпись в подписном листе; под подкупом - передачу или обещание передать избирателю денежные средства, другие блага и преимущества имущественного характера, материальные ценности, за исключением печатных материалов, отражающих взгляды, суждения, предвыборную программу кандидата.

Запрещается также препятствовать избирателю, в том числе путем применения насилия, угроз в его адрес, поставить свою подпись в поддержку того или другого кандидата в депутаты Законодательного собрания.

3.4. Избиратель указывает в подписном листе свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Избиратель ставит свою подпись собственноручно с указанием даты (число, месяц, год) ее внесения. Подписи в подписных листах, в которых данные об избирателях будут изготовлены с применением машинописи, при проверке правильности оформления подписных листов не учитываются. Также не учитываются подписи, поставленные карандашом, и подписи избирателей, не указавших какие-либо данные, предусмотренные формой подписного листа. В подписном листе не допускаются исправления и подчистки.

Избиратель указывает в соответствующей графе подписного листа данные одного из следующих документов, подтверждающих гражданство РФ: паспорт гражданина РФ, удостоверение личности военнослужащего, военного билета для лиц, проходящих срочную службу, справки органов внутренних дел РФ по установленной форме, заграничного паспорта действующего образца с записью о принадлежности к гражданству РФ, паспорта гражданина СССР со штампом постоянной прописки по месту жительства на территории РФ на 6 февраля 1992 года, паспорта гражданина СССР с соответствующей записью (штампом) о приобретении гражданства РФ или справкой консульского учреждения РФ о приобретении гражданства РФ, паспорта гражданина СССР или удостоверения личности военнослужащего с вкладышем, удостоверяющим принадлежность к гражданству РФ, или паспорта гражданина СССР с текстом, свидетельствующим о принадлежности к гражданству РФ, выданных на основании Постановления Правительства РФ от 9 декабря 1992 г. N 98 "О временных документах, удостоверяющих гражданство РФ", паспорта гражданина иностранного государства или другого документа, удостоверяющего личность, со справкой о приобретении гражданства РФ, выданной на основании Закона РФ "О гражданстве РФ". В случае, если в подписном листе указаны данные документов, не предусмотренных федеральным законом, подпись этого избирателя исключается из общего числа подписей избирателей.

3.5. Избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку любых кандидатов в депутаты Законодательного собрания, выдвинутых различными избирательными объединениями, избирательными блоками, инициативными группами избирателей, но только 1 раз в поддержку одного и того же кандидата, в том числе когда кандидат выдвинут несколькими избирательными объединениями, избирательными блоками или инициативными группами избирателей.

3.6. Подписные листы могут заполняться с одной либо с обеих сторон. Если подписи избирателей содержатся на обеих сторонах подписного листа, то он заверяется подписями лица, собиравшего подписи избирателей, и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи, как с лицевой, так и оборотной стороны. При этом оборотная сторона подписного листа представляет собой продолжение списка избирателей, помещенного на лицевой стороне.

3.7. Гражданин, выдвинувший свою кандидатуру для баллотировки на выборах депутатов Законодательного собрания, избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа избирателей вправе поручить сбор подписей избирателей любому гражданину РФ, достигшему 18 лет, При этом избирательное объединение, избирательный блок, инициативная группа избирателей могут заключить с эти лицом соответствующий договор.

Лица, не являющиеся гражданами РФ, не вправе осуществлять сбор подписей избирателей.

3.8. Уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей после окончания сбора подписей подсчитывают число собранных подписей избирателей по избирательному округу. По результатам подсчета подписей уполномоченные представители составляют протокол об итогах сбора подписей и подписывают его. В протоколе должны быть указаны сведения о начале сбора подписей, количестве собранных подписей и дате окончания их сбора. Все исправления или вычеркивания из подписного листа должны быть заверены подписью уполномоченного представителя избирательного объединения (блока), инициативной группы либо кандидатов. Указанные исправления должны быть отражены в протоколе.

3.9. Сброшюрованные и пронумерованные подписные листы, протокол об итогах сбора подписей избирателей, заявление кандидата о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного собрания по данному избирательному округу, сведения о кандидате, включающие его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), место жительства, должны быть представлены в соответствующую окружную избирательную комиссию для регистрации кандидата не позднее следующего дня после окончания срока, отведенного на выдвижение кандидата в депутаты.

Сброшюрованные подписные листы должны быть оформлены в виде папок, каждая из которых заверяется печатью избирательного объединения или подписью уполномоченного представителя инициативной группы избирателей и лица, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи.

4. ПОРЯДОК ПРИЕМА И ПРОВЕРКИ ПРАВИЛЬНОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ПОДПИСНЫХ ЛИСТОВ, СОБРАННЫХ В ПОДДЕРЖКУ КАНДИДАТОВ

4.1. В целях осуществления качественной и своевременной проверки правильности оформления подписных листов с подписями, собранными в поддержку кандидатов в депутаты Законодательного собрания, и иных документов, окружные избирательные комиссии создают рабочие группы из членов комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов.

Рабочая группа осуществляет прием документов от граждан, выдвинувших свою кандидатуру, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей по рабочим дням с 10.00 до 17.00 часов.

Рабочая группа проверяет состав представленных документов, оформление подписных листов, данные, содержащиеся в протоколах об итогах сбора подписей, и выдает лицу, представившему документы, подтверждение в письменной форме (справку) о приеме документов с указанием даты и времени их приема.

4.2. Окружная избирательная комиссия проверяет подписные листы и иные принятые в соответствии с областным законом документы в течение 5 дней со дня их приема.

При проверке рабочей группой правильности оформления подписных листов и иных документов вправе присутствовать уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей, также лица, в поддержку которого собирались подписи.

4.3. Представленные подписные листы проверяются в окружной избирательной комиссии на соответствие требованиям Закона.

В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей, окружная избирательная комиссия вправе организовать соответствующую дополнительную проверку подписных листов, в том числе принять решение о направлении папок с подписными листами в органы дознания и следствия.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ СБОРЕ ПОДПИСЕЙ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ПОДДЕРЖКУ КАНДИДАТА В ДЕПУТАТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ

5.1. В соответствии с федеральным законодательством, воспрепятствование свободному осуществлению гражданином РФ своих избирательных прав, соединенное с подкупом, обманом, применением насилия либо угрозой его применения, а также уничтожением имущества или угрозой уничтожения имущества, является уголовно наказуемым деянием.

Санкция за указанные действия ужесточается, если они совершены должностным лицом путем злоупотребления своим служебным положением либо лицом, в отношении которого гражданин являлся зависимым материально или по службе.

5.2. Лица, собирающие подписи избирателей, и лица, заверяющие подписные листы, допустившие внесение в подписные листы заведомо ложных сведений, их замену на подложные, а также совершившие иные действия, препятствующие осуществлению гражданином РФ своих избирательных прав, несут уголовную ответственность в порядке, установленном федеральным законодательством.

5.3. Лица, собирающие подписи избирателей, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп избирателей несут ответственность за нарушение порядка использования конфиденциальной информации (сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах) в соответствии с федеральным законодательством.

Похожие документы:
  • Постановление Временной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва от 01.08.2008 N 7/76 О процедуре проведения случайной выборки (жребия) подписных листов для проверки подписей избирателей и данных об избирателях, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения областных списков кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Иркутской области первого созыва
  • Постановление Облизбиркома Иркутской области от 15.07.2004 N 33/305 О процедуре проведения случайной выборки (жребия) подписных листов для проверки достоверности подписей избирателей и данных об избирателях, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения областных списков кандидатов в депутаты Законодательного собрания Иркутской области четвертого созыва
  • Решение Избиркома г. Иркутска от 12.01.2010 N 11 О процедуре проведения случайной выборки (жребия) подписных листов для проверки достоверности подписей избирателей и данных об избирателях, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидатов на должность мэра города Иркутска
  • Постановление Облизбиркома Иркутской области от 19.06.2014 N 48/692 О количестве проверяемых подписей и соответствующих им сведений об избирателях и процедуре проведения случайной выборки (жребия) подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата при проведении дополнительных выборов депутата Законодательного Собрания Иркутской области второго созыва по одномандатному избирательному округу N 10
  • Постановление Облизбиркома Иркутской области от 22.06.2004 N 30/278 О Перечне и формах документов, представляемых при проведении выборов депутатов Законодательного собрания Иркутской области четвертого созыва избирательными объединениями, избирательными блоками в Избирательную комиссию Иркутской области и кандидатами - в окружные избирательные комиссии
  • Постановление Облизбиркома Иркутской области от 03.06.2004 N 28/227 О формах протоколов об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения областного списка кандидатов и в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу при проведении выборов депутатов Законодательного собрания Иркутской области четвертого созыва
  • Постановление администрации МО "г. Саянск" от 21.07.2014 N 110-37-639-14 О внесении изменений и дополнений в приложение N 2 "Состав комиссии для проверки органами местного самоуправления документов, представляемых гражданином при подаче заявления об участии в подпрограмме, и уведомления гражданина о признании (отказе в признании) участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" к постановлению администрации городского округа муниципального образования "город Саянск" от 10.06.2009 N 110-37-447-9 "О комиссии для проверки органами местного самоуправления документов, представляемых гражданином при подаче заявления об участии в подпрограмме, и уведомления гражданина о признании (отказе в пр.
Календарь Популярно
  • Постановление администрации МО г. Братска от 19.11.2014 N 2534
    О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению главы администрации города Братска от 15.08.2006 N 1762 "О подготовке проекта правил землепользования и застройки города Братска"
  • Постановление администрации Иркутского районного муниципального образования от 31.10.2014 N 4499
    О межведомственной комиссии Иркутского районного муниципального образования по обеспечению прав граждан на вознаграждение за труд
  • Постановление Думы Ангарского МО от 17.12.2014 N 24-П
    О созыве очередного заседания Думы Ангарского муниципального образования 23.12.2014
  • Постановление администрации г. Шелехова от 17.12.2014 N 770 па
    О внесении изменений в постановление администрации Шелеховского городского поселения от 04.08.2014 N 423 па "Об утверждении Порядка выплаты средств на долевое финансирование капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории города Шелехова"
  • Дополнительное соглашение к территориальному отраслевому соглашению по учреждениям образования Усольского района на 2012 — 2014 годы
    Дополнительное соглашение к территориальному отраслевому соглашению по учреждениям образования Усольского района на 2012 — 2014 годы (подписано 18.12.2014)
  • Рубрики Метки

    ИРКУТ Copyright © 2015.

  • Выборы в России

    Подготовлено по материалам книги Амелин В.Н. Федоркин Н.С. Хочешь стать депутатом? Стань им! Монография. М. Московское отделение Фонда развития парламентаризма. 1999.

    Эта технология используется для сбора подписей в поддержку кандидата или федерального списка кандидатов избирательного объединения (блока). Наличие определенного количества подписей или внесение избирательного залога является условием регистрации кандидата или федерального списка кандидатов избирательного объединения (блока) для их участия в избирательной кампании. На этом этапе официально разрешено взаимодействие кандидата или представителей избирательного объединения (блока) с избирателями. Сбор подписей – это трудозатратная и кропотливая работа, требующая от команды предельной степени организованности. Качество проведенной работы является первым показателем действенности и слаженности работы всей команды кандидата или избирательного объединения (блока).

    Типичной ошибкой кампании по сбору подписей является проведение ее формально: сбор подписей рассматривается как досадная помеха на пути к настоящей политической борьбе. Крайне не рекомендуется пользоваться заранее собранными подписями бригадами, так называемых “профессиональных сборщиков”, так как при этом не достигает нужного эффекта воздействия на избирателя. Между тем правильно проведенная кампания по сбору подписей создает серьезный плацдарм на пути достижения победы кандидатом или избирательным объединением (блоком).

    Цели кампании по сбору подписей

    Кампания по сбору подписей преследуют ряд целей:

    1. Выполнение требований закона, необходимых для регистрации кандидата или списка федерального кандидатов;
    2. Знакомство кандидата или представителей избирательного объединения (блока) с избирателями и их проблемами, оценка степени популярности кандидата или избирательного объединения (блока);
    3. Знакомство кандидата или представителей избирательного объединения (блока) со своими соперниками и их методами ведения избирательной кампании;
    4. Представление кандидата или федерального списка кандидатов избирательного объединения (блока) избирателям, доведение до их сведения основных программных установок и намерений;
    5. Мобилизация симпатизирующих и колеблющихся избирателей на поддержку кандидата или федерального списка кандидатов избирательного объединения (блока), вовлечение наиболее активной части избирателей в процесс политической борьбы.

    Сроки проведения кампании по сбору подписей

    Кампания по сбору подписей начинается после выдвижения кандидатов.

    Федеральный список кандидатов избирательного объединения (блока) выдвигается и утверждается решением его съезда (конференции). Решение о выдвижении федерального списка кандидатов избирательного блока принимаются н съезде (конференции) представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок (пп.1, 2 ст.39).

    После этого данное решение вместе со списком и другими документами передается в Центризбирком РФ для заверения списков в течение трех дней. Получение избирательным объединением (блоком) заверенной Центризбиркомом копии списка кандидатов дает право начинать сбор подписей в поддержку федеральных списков. Аналогичная процедура осуществляется и в отношении кандидатов от избирательного объединения (блока) баллотирующихся по одномандатным избирательным округам. Однако сбор подписей избирателей в поддержку этих кандидатов-одномандатников может начаться только со дня представления в соответствующую окружную избирательную комиссию либо в избирательную комиссию субъекта федерации необходимых документов. А именно:

    • копии протокола съезда (конференции) с решением о выдвижении кандидатов;
    • заверенную ЦИК РФ копию списков кандидатов, выдвинутых по одномандатным округам;
    • заявление кандидата о согласии баллотироваться и др. (п.3, ст43).

    Организаторам кампании следует иметь в виду и тех кандидатов, которые симпатизируют избирательному объединению (блоку), но решили выдвигаться как независимые кандидаты. В этом случае инициаторами сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата по одномандатному избирательному округу могут быть граждане РФ достигшие 21 года и пожелавшие выдвинуть себя кандидатами в депутаты, а также избиратели по месту работы, службы, учебы и жительства на территории данного избирательного округа. Сбор подписей избирателей в поддержку этих кандидатов может начаться со дня уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о выдвижении и предоставления заявления кандидата о согласии баллотироваться (п.1, ст.42). Тактика проведения избирательной кампании предусматривает оказание методической помощи этой категории кандидатов.

    Согласно Закону “О выборах депутатов…” любой кандидат в депутаты, баллотирующийся по одномандатному избирательному округу независимо от способа выдвижения обязан для регистрации собрать не менее одного процента от общего числа избирателей округа (п.2. ст.42, п.1, ст.43).

    Согласно действующему федеральному закону сроки проведения кампании по сбору подписей могут быть следующими: не позднее 9 сентября должен быть обнародован федеральный закон со схемой избирательных округов и список 225 одномандатных избирательных округов. В том случае, если прошло выдвижение в федеральных списков кандидатов на съездах (конференциях) избирательных объединений (блоков) и эти федеральные списки кандидатов заверены ЦИК РФ, начинается сбор подписей. 24 октября – последний день сдачи в Центризбирком подписных листов.

    Таким образом, официальная часть кампании по сбору подписей может быть ограничена периодом с 9 сентября по 24 октября. Однако, учитывая этап подготовки кампании по сбору подписей и этап ее завершения, ее период должен быть увеличен с 15 августа по 30 октября.

    Концепция и планирование кампании

    Эффективная кампания по сбору подписей должна быть обязательно встроена в общую стратегию избирательной кампании. Она является важнейшим периодом реализации стратегических целей. Оптимальный вариант сроков подписной кампании, с учетом законодательных ограничений, определяется в соответствии со стратегическими установками штаба. Однако следует помнить, что лучше запоминаются те избирательные объединения (блоки), которые или начинают кампанию первыми или, напротив, заканчивают ее последними и со скандалом. В любом случае подписная кампания должна быть вписана в социально-политический контекст региона.

    В этой связи сбор подписей должен быть использован для организации различных акций и мероприятий, ориентированных на работу с избирателями. Поэтому при разработке концепции и стратегии кампании по сбору подписей в поддержку кандидата или списка кандидатов избирательного объединения (блока) следует предусмотреть дополнительные акции и мероприятия, которые начинаются одновременно и совместно со сбором подписей. Такими акциями могут быть следующие:

    • Диагностика характера расселения избирателей в округе, составление карты избирательного округа, предусматривающей характеристику каждого дома, где проживают избиратели;
    • Диагностика общественного мнения о кандидате или избирательном объединении (блоке); определение целевых групп избирателей для последующего пропагандистского воздействия;
    • Информационный “всплеск” - интенсивное информирование избирателей о кандидате и избирательном объединении (блоке);
    • Создание общественных клубов избирателей на базе консультационных пунктов и учебных заведений;
    • Организация массовых мероприятий (концертов, военно-спортивных игр и т.п.);
    • Формирование сети активистов и добровольных помощников;
    • Подготовка рассылки "благодарственных письма подписантам".

    Также возможны другие формы неполитического воздействия на избирателей. Однако они не должны содержать предвыборную агитацию за кандидата и федеральный список кандидатов избирательного объединения (блока), так как до момента официальной регистрации это согласно законодательству запрещено (п.1, ст.53).

    Поскольку параллельные со сбором подписей другие мероприятия требуют привлечения дополнительных ресурсов (временных, финансовых, людских), а также помощи специалистов – социологов, журналистов, специалистов по рекламе и т.д. то при планировании процесса сбора подписей нужно тщательно провести анализ ресурсов, которыми располагает кандидат или региональный (окружной) штаб и с их учетом выработать общую стратегию сбора подписей как целостной кампании.

    Руководитель подписной кампании

    Руководитель кампании по сбору подписей назначается из числа членов избирательного штаба кандидата или регионального штаба избирательного блока. Он персонально отвечает за планирование и организацию всего процесса по сбору подписей в поддержку кандидата и (или) федерального списка кандидатов избирательного объединения (блока). Он поддерживает регулярные отношения с соответствующей избирательной комиссией, отчитывается на штабе о ходе кампании и своевременно предоставляет необходимую информацию о количестве собранных подписей в Центральный штаб избирательного объединения (блока). Одна из основных проблем для него состоит в том, чтобы совместить кампании по сбору подписей как в поддержку одномандатного кандидата от избирательного объединения (блока), так и в поддержку партийного списка. Это позволяет значительно сэкономить средства на проведение подписной кампании.

    Основные обязанности руководителя кампании по сбору подписей:

    • Планирование и организация кампании.
    • Разработка сметы и контроль за ее исполнением;
    • Получение и разработка документов, необходимых для сбора подписей;
    • Формирование команд сборщиков подписей, включая бригадиров;
    • Инструктирование и контроль за работой бригадиров и сборщиков подписей;
    • Политическое и организационное обеспечение процесса сбора подписей (установление контактов с администрацией региона, города, района, с лидерами влиятельных общественных организаций, установление контактов с сотрудниками коммунальных служб, органов внутренних дел и т.п.);
    • Организация обработки подписных листов, проверки подленности подписей и своевременная их передача в соответствующую избирательную комиссию;
    • Организация юридического обеспечения кампании;
    • Участие в планировании и организации массовых акций, мобилизующих избирателей на поддержку кандидата или федерального списка кандидатов избирательного объединения (блока) в период проведения кампании.

    Особенности организации работы по сбору подписей

    Группа сборщиков формируется из проверенных людей, относительно которых есть уверенность в том, что при сборе подписей они не будут делать намеренных ошибок. Следует иметь в виду, что соперники могут внедрить в команды сборщиков подписей “своих” людей, которые подделывают подписи и затем предоставляют эту информацию членам избирательной комиссии.

    Группы по составу формируются в зависимости от метода сбора. Для обхода жилых домов составляются обычно пары (молодая женщина и мужчина средних лет). Для сбора подписей на предприятиях, в организациях и учреждениях обычно приглашаются один - два сотрудника этих организаций, преимущественно работников отдела кадров или активисты общественных организаций. Для сбора подписей среди населения, принимающего участие в многолюдных общественных мероприятиях или событиях (праздники городов, спортивные мероприятия и т.д.) приглашаются группы молодых людей либо из знакомых, либо студенты высших учебных заведений. Для сбора подписей по "профессиональной" линии (учителя, работники детсадов, почтальоны, работники служб социального обеспечения) приглашаются сотрудники соответствующих организаций через их руководителей. Актив общественных организаций (ветераны, инвалиды и т.п.) участвует в сборе подписей, используя налаженные связи и контакты, а также приурочивая сбор подписей к проводимым организациями мероприятиям.

    Согласно закону сборщики подписей (п.5, ст.43) должны иметь копии федерального списка кандидатов от избирательного объединения (блока). Соответственно для каждого сборщика необходимо будет сделать соответствующий документ, содержащий не менее 10 страниц.

    Каждый сборщик должен получить экземпляры информационных листовок о кандидате и избирательном объединении (блоке). Эти материалы требуется размножить в соответствии с объемом собираемых подписей. Эти информационные материалы раздаются сборщиками подписантам в любом случае - хотят или нет они подписывать подписные листы в поддержку.

    Подписные листы выдаются бригадирам сборщиков, которые контролирует, сколько листов с какими номерами и кому передано. Подписные листы выдаются сборщикам в объеме на несколько дней работы (3-4 дня), а в последующем выдаются по мере их сдачи бригадиру.

    Режим работы сборщиков устанавливается таким образом, чтобы отданные им подписные листы возвращались в сроки не более чем через 3 дня. Оплата работы сборщиков рассчитывается в зависимости от местных условий, трудностей при сборе подписей и средней заработной платы в регионе и осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата либо избирательного объединения (блока) (п.2, ст.44).

    Нормативы работы каждой из этих групп различны. На крупном предприятии в день можно собрать более 100 подписей. Сбор подписей по месту жительства - более трудоемкий процесс. В этом случае следует исходить из норматива сбора 30 подписей за один день работы одного сборщика. Руководитель кампании ежедневно связывается с бригадирами групп сборщиков, ориентированных на разные методы сбора, получая от них информацию о ходе кампании: количестве собранных подписей, реакции избирателей на кандидата и т.п. Бригадиры встречаются со сборщиками ежедневно. На первой недели сбора подписей бригадиры дважды проводят групповое обсуждение и обмен наиболее эффективным опытом сбора подписей. Затем эти “сессии” проводятся еженедельно. По меньшей мере, дважды в неделю бригадиры сдают подписные листы в региональный (окружной) штаб избирательной кампании. Здесь они проверяются на предмет подлинности.

    Оплачивать труд сборщика лучше всего в зависимости от количества собранных подписей по факту, но лишь по тем подписным листам, которые прошли контроль на правильность и надежность заполнения. Оплата производится лишь по тем подписным листам, которые заполнены полностью. Если принято решение об акции распространения благодарственных писем подписантам, то оплату сборщиков производить по получении не только подписных листов, но и надписанных ими конвертов с адресами подписантов.

    Для стимулирования работы сборщиков нужно оговорить условие, что стоимость каждой подписи после преодоления сборщиком определенного количества, увеличивается на некоторую сумму. При этом часть средств распределяется бригадиром сборщиков, которые тем самым также стимулируются.

    Смета кампании по сбору подписей состоит из следующих статей.

    Руководитель кампании по сбору подписей должен иметь следующие документы:
    1. Списки избирателей округа (крайне желательно);
    2. Официальное описание границ избирательных округов;
    3. Карта округа;
    4. Список всех сборщиков подписей и бригадиров (с адресами, телефонами и паспортными данными);
    5. Распределение бригад по территории и квотные задания каждой бригаде;
    6. График и каналы доставки заполненных подписных листов от бригадиров в региональный (окружной) штаб избирательной кампании;
    7. Бланки трудового соглашения и ведомости оплаты сборщиков подписей и бригадиров;
    8. Лист учета работы сборщиков подписей.

    К началу сбора подписей должны быть подготовлены следующие материалы для сборщиков подписей.

    • Информация о структуре расселения и паспорт каждого дома (количество жителей, данные о старших по подъездам или председателях уличных комитетов, коды подъездов и т.п.);
    • Маршрутное задание и график агитации с указанием улиц и домов, где будет проводиться агитация;
    • Инструкция сборщику подписей (где содержатся требования закона и окружной избирательной комиссии к подписным листам );
    • Подписные листы за кандидата или федеральный список кандидатов;
    • Конверты и бланки благодарственных писем подписантам;
    • Информационные материалы о кандидате и избирательном объединении (блоке);
    • Раздаточный материал (календари, значки, авторучки и т.п.);
    • Опросный бланк для сборщика подписей;
    • Лист учета добровольных помощников;

    В обязанности руководителя кампании по сбору подписей входит организация инструктажа бригадиров и сборщиков подписей.

    Инструктаж предполагает две части: идеологическую и техническую. В идеологической части требуется рассказать о характере избирательной кампании, о целях кандидата и избирательного объединения (блока), о важности их работы.

    Техническая часть инструктажа отвечает на следующие вопросы:

    • Требования закона и окружной избирательной комиссии к подписным листам (они содержатся в инструкции сборщика подписей);
    • Маршрутное задание сборщика подписей должно соответствовать границам избирательного округа (в случае с кандидатом по одномандатному округу);
    • Порядок и сроки приемки подписных листов;
    • Технология сбора подписей и основные приемы коммуникации с избирателями;
    • Порядок оплаты труда сборщиков, а также оплаты транспортных и командировочных расходов;
    • Информацию о параллельных сбору подписей мероприятиях;
    • Информация о порядке заполнения опросных бланков и листа учета добровольных помощников;
    • О формах реагирования на агрессивные действия соперников или избирателей;
    • Необходимые телефоны и адреса на случай непредвиденных обстоятельств.

    На первом инструктаже выдаются удостоверения сборщика подписей.

    Определение схем информационного взаимодействия

    Руководитель кампании по сбору подписей в региональном (окружном) штабе обязан определить механизм оперативного информационного обмена с ответственными за сбор подписей в городах и районах региона, а также с руководителем кампании по сбору подписей в Центральном штабе избирательного объединения (блока) и своим региональным куратором в Центральном штабе.

    При конфликтах в регионе ему необходимо оперативно связываться со специалистами из Центрального штаба по телефонной "горячей линии" длдя решения вопросов юридического консультирования процедуры сбора подписей, ее регламентации и решения спорных вопросов, связанных с возможными нарушениями администрацией региона избирательных прав граждан.

    Важно установить контакты с окружными избирательными комиссиями с целью оперативного решения вопросов, касающихся сбора подписей для кандидатов-одномандатников.

    Заполненные подписные листы требуется поставлять в региональный (окружной) штаб два раза в неделю по мере их сбора. Для этого руководитель кампании утверждает график доставки и каналы передачи документов от бригадиров сборщиков. График и каналы доставки необходимо определить до начала сбора. Схему взаимодействия желательно прописать и передать всем бригадирам сборщиков подписей.

    Определение мест сбора подписей

    Определение мест сбора подписей должно обязательно учитывать границы избирательного округа, когда речь идет об одномандатных кандидатах. Обычно сбор подписей проводится в следующих местах (что не противоречит законодательству):

    1. На предприятиях и в организациях;
    2. По месту жительства;
    3. На массовых акциях и мероприятиях (праздники городов, концерты художественной самодеятельности, фестивали искусств, конференции, пленумы и съезды общественных организаций и т.п.);
    4. На улицах городов с помощью пикетов кандидата или избирательного объединения (блока);
    5. По месту работы или жительства сотрудниками коммунальных и социальных служб (патронажные сестры, врачи, учителя, почтальоны, работники гаражных кооперативов и стоянок и т.п.).

    Работа по сбору подписей идет эффективнее, когда есть договоренность с руководителями предприятий и администрацией региона, города, района о проведении акции. Организатору кампании целесообразно выявить те предприятия и организации региона, которые имеют устойчивые деловые связи с кандидатом или избирательным блоком, в поддержку которых производится сбор подписей. Требуется также определить городские районы или микрорайоны, поселки, где население по экспертным оценкам положительно относится к Вашему избирательному объединению (блоку) и его кандидату с тем, чтобы организовать в них группы сборщиков.

    Руководитель кампании и бригадиры должны владеть информацией о предстоящих крупных событиях в городах и районах округа и сроках их проведения. Это необходимо для того, чтобы заранее предусмотреть сбор подписей на массовых акциях и общественных мероприятиях (например; праздники городов, крупные спортивные мероприятия и т.д.).

    Традиционно значительную часть подписных листов собирают в студенческих и рабочих общежитиях. Установив контакты с их комендантами или руководителями предприятий, можно получить значительный эффект в кампании по сбору подписей и в целом в избирательной кампании. Однако следует иметь в виду, что определенная часть жителей общежитий не внесена в компьютерные базы данных органов внутренних дел, по которым проверяются подписные листы. Поэтому подписи граждан, недавно проживающие в общежитиях, например, студенты первого курса, часто квалифицируются членами соответствующих избирательных комиссий как неподлинные или даже поддельные. Это приводит к нежелательным конфликтам представителей кандидата или избирательного блока с избирательными комиссиями.

    Желательно установить контакты с руководителями школ и детских садов, чтобы мобилизовать их сотрудников на сбор подписей на родительских собраниях в начале учебного года, а также наладить контакты с руководителями почтовых отделений, служб социального обеспечения, учреждений здравоохранения с той же целью.

    Макет подписного листа приведен в приложении 4. Один подписной лист содержит пустографку на определенное количество подписей. Для сбора подписей в избирательном округе необходимо исходить из расчета размножения подписных листов в объеме, позволяющем собрать количество подписей более, чем необходимая квота в 1,5 раза. Для размножения подписных листов необходимо найти множительную технику (ксерокс или ризограф) и обеспечить для этого необходимое количество бумаги.

    Проверка подписных листов

    Перед передачей подписных листов в соответствующую избирательную комиссию необходимо проверить собранные подписные листы по нескольким параметрам.

    Правильность заполнения подписного листа (см. требования к заполнению подписного листа в приложении 3 “Памятке по сбору подписей…”.

    Наличие подписи и сведений о сборщике (сведения о сборщике подписей, фиксируемые внизу подписного листа, должны соответствовать указанным требованиям, поскольку их несоблюдение влечет потерю всех подписей, собранных на подписном листе, тогда, как ошибка в данных по одному подписанту приводит к недоучету только этой подписи).

    Повторные подписи - в силу случайностей в подписные листы могут попасть сведения об одном избирателе повторно. В этих случаях необходимо составить специальную справку о том, какие подписи, и на каких пронумерованных листах повторяются за подписью уполномоченного избирательного объединения (блока) или самого кандидата. При наличии такой справки подписные листы с повторяющимися подписями соответствующая избирательная комиссия принимает и претензий у нее не возникнет. Иначе данные ошибки могут послужить основанием не регистрации кандидата (федерального списка кандидатов).

    Следует также внимательно отнестись к однородности графического заполнения подписей с тем, чтобы выявить возможное нарушение из-за недоброкачественного выполнения работы сборщиками.

    Все подписные листы, которые прошли проверку на надежность собранных подписей, необходимо откопировать на ксероксе. что в дальнейшем может быть использовано для поиска добровольцев среди подписантов и в целях контроля.

    После регистрации кандидата в окружной избирательной комиссии необходимо взять заверенную ею форму о количестве подписей, собранных в поддержку кандидата в депутаты, выдвинутого от избирательного объединения (блока) по одномандатному избирательному округе. Сведения необходимо срочно передать в Центральный штаб.

    Список документов необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, выдвинутому от избирательного объединения (блока)

    Согласно статье 40 (пункт 1) федерального закона "О выборах депутатов. " список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением (блоком) по одномандатным избирательным округам, представляется уполномоченным представителем избирательного объединения (блока) в Центризбирком РФ. Вместе с ним в ЦИК РФ передастся, также и протокол с решением съезда (конференции) избирательного объединения или съезда (конференции) представителей избирательных объединений, входящих с блока, на которых были выдвинуты кандидаты по одномандатным избирательным округам.

    Для составления этих документов от каждого кандидата, выдвигаемого по одномандатному избирательному округу, необходимы следующие сведения:

    1. Номер и полное наименование избирательного округа;
    2. Фамилия, имя, отчество кандидата (полностью);
    3. Число, месяц, год рождения;
    4. Адрес местожительства;
    5. Образование;
    6. Основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий).
    7. Занимаемая должность;
    8. Принадлежность кандидата к не более чем одному зарегистрированному избирательному объединению и стаж в нем.

    Поскольку эта информация будет включена в официальные документы, то передаваемые в Центральный штаб сведения о кандидатах следует тщательно проверить с точки зрения отсутствия в них ошибок (год рождения, верное написание Ф.И.О. юридическое наименование предприятия, где работает кандидат и т.д.).

    Помимо перечисленных сведений в Центральный штаб надо передать:

    1. Контактные телефоны (служебный и домашний) и (или) номер факса для непосредственной связи с кандидатом;
    2. Согласно статье 38, пункт 11 избирательное объединение (блок) вправе выдвигать кандидатами в депутаты лиц, не являющихся членами избирательного объединения или входящих в блок избирательных объединений).
    Выше приведенные сведения необходимы для составления списка кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением (блоком) по одномандатным избирательным округам, для передачи его в Центризбирком РФ для заверения копии с тем, чтобы после этого можно было начать сбор подписей в поддержку выдвинутых от избирательного объединения (блока) кандидатов.
    Регистрация кандидатов в депутаты производится в соответствующей окружной избирательной комиссии на основе собранного должного количества подписей в поддержку кандидата и предоставления других избирательных документов (п.1 ст.45).

    Образец заявления кандидата в депутаты, выдвинутого по одномандатному избирательному округу от избирательного объединения (блока) о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу

    Я, Иванов Иван Иванович, даю согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по (номер и название) одномандатному округ от избирательного объединения (блока).

    В случае избрания меня депутатом Государственной Думы в пятидневный срок обязуюсь сложить с себя обязанности, не совместимые со статусом депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

    Приложение: две фотокарточки размером 3X4 см.

    1. Заявление пишется кандидатом собственноручно.
    2. В соответствии с пунктом 1 статьи 84 действующего федерального закона "О выборах депутатов. " кандидат, избранный депутатом Государственной Думы, в пятидневный срок обязан представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа об освобождении от обязанностей, не совместимых со статусом депутата Государственной Думы, либо копии документов, удостоверяющих, что им в трехдневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

    по сбору подписей в поддержку выдвижения кандидата по (номер и название) одномандатному избирательному округу от избирательного объединения (блока)

    СБОР ПОДПИСЕЙ - предусмотренная законодательством процедура, регулируемая статьями 42, 43, 44 федерального закона “О выборах депутатов…”.

    Для регистрации кандидатов в депутаты Государственной Думы по одномандатному избирательному округу необходимо собрать не менее одного процента от общего числа избирателей округа подписей избирателей (пункт 2 статьи 42). Практика показывает, что для перестраховки необходимо собрать подписей на 15 процентов больше минимального количества, тем более что закон это разрешает (пункт 11 статьи 44).

    КТО МОЖЕТ СОБИРАТЬ ПОДПИСИ. Любой гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, которому кандидат или избирательное объединение (блок) или инициативная группа избирателей поручает сбор подписей за своего кандидатка (федарельный список кандидатов) (пункт 2, статьи 44).

    СБОР ПОДПИСЕЙ НАЧИНАЕТСЯ после предоставления соответствующей окружной избирательной комиссией кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения (блока) заверенных соответствующих избирательных документов (пункт 3, статьи 43). Руководитель регионального (окружного) штаба по проведению избирательной кампании избирательного объединения (блока) организует тиражирование бланков подписных листов и согласовывает их в соответствующей окружной избирательной комиссии.

    Успех всей избирательной кампании зависит от многих факторов и в первую очередь от сборщика подписей. Сборщик подписей своими действиями непосредственно воздействует на избирателей, увеличивая или же уменьшая число голосов в поддержку кандидата.

    Первая обязанность сборщика подписей состоит в том, что он должен получить от бригадира полную и достоверную информацию о кандидате и его платформе. Важно иметь при себе информационные материалы (листовку, газетные статьи и т.п.) о кандидате и избирательном объединении (блоке). Требуется внимательно и осмысленно прочитать их и понять. До тех пор пока сборщик сам не получит ответы на возникающие у него по ходу чтения информационных материалов вопросы, он не должен приступать к выполнению своих обязанностей.

    Помните, что лица, собирающие подписи избирателей и допустившие внесение в подписные листы заведомо ложных сведений, их замену на подложные несут уголовную ответственность (Статья 133’ Уголовного кодекса Российской Федерации).

    Для избирателя сборщик подписей - это представитель кандидата (избирательного объединения (блока)), поэтому следует подумать о своей экипировке. Одежда должна быть чистой и опрятной, следует также иметь удостоверение сборщика подписей. Оно выдается бригадиром.

    Нужно четко зафиксировать информацию о том, кому и в какие сроки сдавать заполненные подписные листы. Имейте при себе “аварийный” телефон дежурного регионального (окружного) штаба, необходимый в нештатных ситуациях.

    Сбор подписей избирателей в поддержку кандидата (федерального списка кандидатов) проводится по месту работы, службы, учебы и жительства (пункт 3, статьи 44). В соответствии с законодательством администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании всем равных условий при сборе подписей.

    ПРИ сборе подписей необходимо тщательно сверять сведения, заносимые в подписной лист, с паспортными данными.

    ОБРАЩАЙТЕ внимание на полноту и правильность заполнения граф подписного листа:

    - в графе "Фамилия, имя, отчество" - требуется записать фамилию, имя, отчество избирателя (полностью, без сокращений);

    в графе "Год рождения” указывается год рождения, а для лиц в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения;

    - в графе "Адрес места жительства" указывается населенный пункт, улица, номер дома и номер квартиры;

    - в графе "Серия и номер паспорта…) указывается серия и номер паспорта, а при отсутствии паспорта указывается название заменяющего документа, его серия и номер (удостоверение личности военнослужащего, военный билет для лиц, проходящих срочную службу, справку органов внутренних дел РФ по установленной форме).

    - в графе "Подпись и дата ее внесения” избиратель собственноручно расписывается и ставит дату с указанием дня, месяца и года.

    Записи и подписи, сделанные в подписном листе карандашом или выполненные на печатной машинке, не допускаются.

    Каждый подписной лист удостоверяется подписью сборщика (после слов "Подписной лист удостоверяю"), который указывает также свою фамилию, имя, отчество, полный адрес, серию, номер и дату выдачи паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения пордписи сборщиком.

    После заполнения подписные листы сдаются бригадиру, который сдает их затем в региональный (окружной) штаб избирательной кампании.

    Кампанию по сбору подписей нужно использовать для распространения среди избирателей печатных материалов, содержащих биографию кандидата, его вклад в решение актуальных проблем, его предвыборную программу, а также материалов об избирательном объединении (блоке). Если у избирателей возникают вопросы нужно постараться ответить на них или же перезвонить после, проконсультировавшись в региональном (окружном) штабе.

    Все высказывания, просьбы, обращения избирателей их пожелания постарайтесь фиксировать на отдельном бланке и вместе с подписными листами сдайте бригадиру.

    В ходе сбора подписей необходимо провести небольшой опрос избирателей по специальной анкете для того, чтобы лучше знать настроения избирателей на уровне избирательного участка.