Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция дознавателя мчс img-1

должностная инструкция дознавателя мчс

Рейтинг: 4.7/5.0 (1843 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция дознавателя мчс

3.7. Дознаватель

Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительную проверку заявлений (сообщений) о преступлении; неотложные следственные действия, предварительное расследование в форме дознания, а также исполнять поручения (указания) прокурора, начальника следственного отдела, следователя, руководителя (члена) следственной группы, органа дознания, начальника органа дознания или другого дознавателя.

Применительно к органам дознания системы МВД России, федеральной службы безопасности (ФСБ), пограничных органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов (ТО) и воинских частей (соединений и учреждений) иных ведомств, дознаватель - это аттестованный сотрудник государственного учреждения, уполномоченный на осуществление уголовно-процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.

Дознаватель осуществляет полномочия органа дознания, которые на него возлагаются начальником органа дознания или его заместителем (ч. 1 ст. 41 УПК РФ). В этой связи он уполномочен: 1)

самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ для этого требуются получение согласия начальника органа дознания, санкция (согласие) прокурора и (или) судебное решение; 2)

осуществлять иные полномочия органа дознания и (или) дознавателя, прямо предусмотренные УПК РФ.

Закон запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Между тем такой дознаватель вправе осуществлять проверку заявления (сообщения) о преступлении, неотложные следственные по делам, по которым предварительное следствие обязательно, исполнять поручения и указания следователя.

На органы дознания не распространяются правила процессуальной

самостоятельности следователя. При несогласии с письменными указаниями прокурора дознаватель также как и следователь вправе обжаловать их вышестоящему прокурору. Тем не менее, сам факт такого обжалования не приостанавливает выполнения указаний прокурора.

3.8. Разграничение полномочий органа дознания и дознавателя

Полномочия конкретного дознавателя разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.

По общему правилу под понятием «орган внутренних дел», «орган федеральной службы безопасности», «орган по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и т.д. как орган дознания, законодатель понимает сотрудников этого учреждения. Деятельность «служащего - частица деятельности органа, так как любой орган управления представляет собой коллектив (группу) лиц, объединенных задачами и организационной структурой данного органа. Компетенция служащего - частица компетенции органа, в котором он занимает должность»34. Однако не у всех из них равные права и не все они могут в одинаковой мере осуществлять возложенные на орган дознания функции.

Работники, наделенные правами учреждения (сотрудники милиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ФСБ и т. п.), уже по должности в связи с исполнением своих служебных обязанностей в зависимости от вида уголовно-процессуальной деятельности обладают процессуальными правами дознавателя. По ряду учреждений, наделенных процессуальным статусом органа дознания, это положения прямо закреплено в законе.

Вот как выглядит данное положение применительно к статусу сотрудника органа внутренних дел. Сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел РФ, которым в установленном Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (ч. 1 ст. 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги со-

трудника органов внутренних дел Российской Федерации )

Сотрудником органа внутренних дел является любой и каждый сотрудник милиции.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О милиции» сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется правами милиции, предусмотренными Законом РФ «О милиции». А п. 5 ст. 10 того же закона возлагает на милицию обязанность возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия. Таким образом, законодатель не противопоставляет понятия «орган дознания» и «дознаватель». Дознаватель по должности не только вправе, но согласно п. 5 ст. 10 и ст. 18 Закона РФ «О милиции» обязан выполнять уголовно- процессуальные обязанности органа дознания. Он обладает полным комплексом прав органа дознания.

Начальник органа дознания возложил на него уголовно- процессуальные полномочия одновременно с назначением на должность (определением его круга должностных прав и обязанностей).

В отличие от дознавателя некоторым работникам других служб учреждений, наделенных правами органа дознания, такие полномочия могут лишь делегироваться начальником органа дознания (его заместителем), или должностным лицом, являющимся согласно п. п. 2, 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 40 УПК РФ органом дознания35. Институт делегирования начальником учреждения своим подчиненным процессуальных полномочий имеет большую историю и развит в военных частях (соединениях, военных учреж-

Названный правовой институт может быть распространен не только на все коллективы, где органом дознания признан соответствующий руководитель (капитан морского судна, руководитель зимовки), но и на учреждения, перечисленные в ст. 40 УПК РФ. Здесь могут иметь место подобного рода отношения между начальником и подчиненными ему сотрудниками, в обязанности которых обычно не входит осуществление уголовно-процессуальной деятельности.

В должностных обязанностях указанной категории сотрудников и в ведомственных нормативных актах, регулирующих их деятельность, о «дознании» нет даже упоминания. Вполне резонно утверждение, что делегирование им уголовно-процессуальных полномочий противоречит положениям, закрепленным названными документами. Однако практика возложения на них процессуальных функций имеет место. Поэтому необходимо рассмотреть особенности их процессуального положения.

Налицо два вида отношений:

1) между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и сотрудником, в чьи должностные обязанности возложено осуществление функций этого учреждения36;

2) между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и другим ему подчиненным сотрудником органа государственной власти (в должностные обязанности которых не включено осуществ-

ление функций учреждения. перечисленного в ст. 40УПК РФ).

Таким образом, существует два вида дознавателей. Они в органах дознания могут обладать неодинаковым правовым статусом. Отличия таких одноименных субъектов уголовного процесса заключаются в следующем.

Дознаватель - сотрудник, обязанный осуществлять функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все действия, возложенные законом на дознавателя, а также часть действий органа дознания - самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением. И только при наличии ведомственного положения о необходимости утверждения того или иного постановления у начальника органа дознания выполняет это требование. Тем не менее, отсутствие на вынесенном им постановлении не предусмотренной УПК РФ визы начальника органа дознания не может рассматриваться прокурором как нарушение законности, а тем более судом как основание признания полученных в последствии доказательств недопустимыми.

Сотрудник, которому права органа дознания делегированы, не обладает таким широким объемом полномочий. Он вправе производить лишь строго определенный субъектом, наделившим его частью своих процессуальных прав, (обычно - должностным лицом, которое согласно ст. 40 УПК РФ является органом дознания) круг следственных и иных действий.

То обстоятельство, что руководитель учреждения делегирует свои уголовно-процессуальные полномочия лицу, дает ему основания требовать от этого лица представления для утверждения всех или некоторых

процессуальных постановлений. В приведенной ситуации вынесение решения, право принятия которого предоставлено органу дознания, самостоятельно, без утверждения его начальником, должно быть признано нарушением уголовно-процессуального закона, которое затем может иметь следствием признание полученных в последствии доказательств недопустимыми.

3.7. Дознаватель
  1. Право обжалования
    Уголовно процессуальный закон представил право каждому физическому и юридическому лицу, чьи интересы затронуты действием (бездействием) или решением органа дознания, дознавателя, следователя, начальника следственного отдела, следственной группы (в том числе ее руководителя и члена следственной группы), прокурора или суда, обжаловать таковое (ст. 123 УПК РФ). Действия (бездействие) и
  2. 13.16. Допрос специалиста 13.16.1.
    Понятие, основания и условия допроса специалиста Допрос специалиста - это следственное действие, в результате которого формируется доказательство, именуемое показаниями специалиста. Фактическим основанием допроса специалиста являются необходимость и возможность получения путем дачи специалистом показаний сведений, об обстоятельствах, требующих специальных познаний, а также
  3. 3.21. Понятие, права и обязанности специалиста
    3.21.1. Понятие специалиста Специалистом - это обладающее определенными неюридическими знаниями лицо, приглашенное следователем (дознавателем и др.) для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих
  4. 11.12. Обязательность рассмотрения ходатайства
    На стадии предварительного расследования ходатайства рассматриваются и разрешаются в порядке ст. ст. 119-122 УПК РФ лицом, в производстве которого находится уголовное дело, а по ходатайствам, заявлен- ным в ходе принятия процессуальных решений (производства процессуальных действий) иными должностными лицами (например, судом), они разрешаются указанными лицами. Лицо, в производстве которого
  5. 10.4. Средства проверки заявления (сообщения) о преступлении
    Средств проверки заявления (сообщения) о преступлении три вида. 1. Прямо закрепленные в уголовно-процессуальном законе средства сбора достаточных данных, указывающих на признаки преступления, а именно: - требования о производстве документальных проверок, ревизий и 254 привлечении к их участию специалистов (ч. 1 ст. 144 УПК РФ) ; - требования (поручения и запросы) о
  6. Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела.
    СТАТЬЯ 146. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения 1. При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 настоящего Кодекса, орган дознания, дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление. (в ред. Федерального закона от
  7. Понятие и виды мер пресечения
    Меры пресечения - это применяемые дознавателем, следователем, руководителем (членом) следственной группы, начальником следственного отдела, прокурором, судьей, судом меры уголовно-процессуального принуждения, оказывающие на обвиняемого (подозреваемого) определенное психологическое воздействие или ограничивающие его личную свободу, с целью лишения возможности скрыться от дознания, предварительного
  8. 7.1. Лица, имеющие право заявить ходатайство
    В соответствии со ст. 119 и другими статьями УПК РФ право заявить ходатайство имеют следующие субъекты уголовного процесса: 1) подозреваемый (ст. 119 УПК РФ), 2) защитник подозреваемого (п. 8 ч. 1 ст. 53 УПК РФ), 3) законный представитель подозреваемого (п. 5 ч. 2 ст. 426 УПК РФ), 4) обвиняемый (ст. 119 УПК РФ), 5) защитник обвиняемого (ст. 119 УПК РФ), 6) законный
  9. 6.6. Избрание, изменение или отмена меры пресечения
    Лица, уполномоченные на избрание, отмену или изменение меры пресечения. 1) дознаватель, 2) следователь, 3) руководитель (член) следственной группы, 4) начальник следственного отдела, 5) прокурор, 6) судья, 7) суд. Органом предварительного расследования меры пресечения избираются только по подследственным им делам. Дознаватель не вправе избрать меру пресечения, осуществляя
  10. Рекомендуемая литература ко всему курсу уголовного процесса
    Конституция РФ. Концепция судебной реформы в Российской Федерации.- М. Республика, 1992. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. - 3-е изд. изм. и доп.- М. Издательство НОРМА, 2003. -1040с. Рыжаков А.П. Постатейные материалы к новому Уголовно- процессуальному кодексу Российской Федерации.- М. ИНФРА - М, 2003. -832с. Рыжаков
  11. 12.1. Понятие и сущность привлечения в качестве обвиняемого
    Понятие «привлечение лица в качестве обвиняемого» процессуалистами используется в четырех значениях: 1. Решение следователя, оформляемое постановлением о привлечении лица в качестве обвиняемого. 2. Специальный этап стадии предварительного расследования — промежуток времени, в течении которого решается вопрос о наделении лица статусом обвиняемого, объявляется ему об этом и
  12. 3.15. Понятие и процессуальный статус законного представителя обвиняемого (подозреваемого)
    3.15.1. Понятие законного представителя обвиняемого (подозреваемого) Законными представителями подозреваемого либо обвиняемого являются родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого, представители учреждений или организаций, на попечении которых он находится, органы опеки и попечительства (п. 12 ст. 5 УПК РФ), допущенные к участию в
  13. 13.1. Понятие, виды и общая характеристика следственных действий
    Следственные действия - это группа уголовно-процессуальных действий органа предварительного расследования, являющихся основными средствами установления обстоятельств, имеющих значение для дела, и характеризующихся детальной самостоятельной процедурой производст- 290 ва. Система следственных действий включает в себя: 1) осмотр (ст. 176-178, 180 УПК РФ); 2) эксгумацию (ст. 178, 180 УПК
  14. 13.4. Освидетельствование
    13.4.1. Понятие, задачи и условия освидетельствования Освидетельствование - это самостоятельное следственное действие, в процессе которого на теле человека устанавливается наличие (отсутствие) особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявляется состояние опьянения или иные свойства и признаки, имеющие значение для уголовного дела, в основном путем наблюдения и отражения
  15. Глава 1. Уголовно-процессуальное законодательство.
    СТАТЬЯ 1. Законы, определяющие порядок уголовного судопроизводства 1. Порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации. 2. Порядок уголовного судопроизводства, установленный настоящим Кодексом, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов
  16. 3.23. Понятие, права и обязанности понятого
    3.23.1. Понятие понятого Понятой - это не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое дознавателем, следователем или прокурором для удостове- рения факта производства следственного действия, а также содержания, хода и результатов следственного действия. Соответственно понятым гражданин становится после приглашения его следователем для участия в этом качестве при

Другие статьи

Дознаватель в ОВД, его процессуальное положение и полномочия

Дознание в органах внутренних дел
  • Понятие и роль дознания в уголовном судопроизводстве России
    • Дознание: понятие, история возникновения и развития, его роль и значение в современном уголовном судопроизводстве России
    • Институт дознания в уголовном процессе России и зарубежных стран: сравнительный анализ
    • Система и полномочия органов дознания по уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации
    • Специализированные подразделения дознания в органах внутренних дел Российской Федерации: структура, функции и задачи
    • Правовые основы деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации
    • Организация делопроизводства в специализированных подразделениях дознания органов внутренних дел Российской Федерации
  • Деятельность органов дознания по уголовным делам
    • Органы дознания и должностные лица, правомочные производить неотложные следственные действия
    • Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел по уголовным делам, подследственным следователям
    • Производство органом дознания неотложных следственных действий: понятие и сроки производства
    • Взаимодействие органов дознания и следователей
  • Особенности и общие условия производства дознания как формы предварительного расследования
    • Понятие и значение общих условий производства дознания
    • Формы предварительного расследования и их соотношение. Особенности производства дознания как формы предварительного расследования
    • Виды общих условий дознания как формы предварительного расследования
    • Нравственные основы деятельности дознавателя. Роль и место принципов уголовного судопроизводства при производстве дознания
  • Процессуальное положение, направления деятельности дознавателя ОВД и его взаимодействие с отдельными участниками уголовного судопроизводства
    • Дознаватель в ОВД, его процессуальное положение и полномочия. Отвод дознавателя
    • Планирование в работе дознавателя
    • Криминалистическая регистрация и статистическая отчетность дознавателя
    • Деятельность дознавателя по обеспечению возмещения и компенсации вреда, причиненного преступлением
    • Начальник органа дознания, начальник подразделения дознания: понятие, процессуальное положение и полномочия, взаимодействие с дознавателем
    • Взаимодействие дознавателя с подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и другими подразделениями ОВД
    • Прокурорский надзор и судебный контроль за процессуальной деятельностью дознавателя
  • Роль доказательственного права в деятельности дознавателя ОВД
    • Предмет и пределы доказывания
    • Понятие и свойства доказательств. Недопустимые доказательства
    • Классификация и виды доказательств
    • Процесс доказывания
    • Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовному делу
  • Применение мер процессуального принуждения в ходе дознания
    • Понятие, общие условия применения и виды мер процессуального принуждения
    • Основания и процессуальный порядок задержания подозреваемого. Допрос подозреваемого
    • Основания, виды и процессуальный порядок избрания мер пресечения. Особенности избрания меры пресечения в виде заключения под стражей в ходе дознания
    • Иные меры процессуального принуждения
  • Ходатайства и жалобы. Процессуальные сроки и издержки. Реабилитация
    • Ходатайства и жалобы при производстве дознания
    • Процессуальные сроки: понятие, значение и порядок исчисления
    • Процессуальные издержки: понятие и виды
    • Реабилитация: понятие, основания и порядок осуществления
  • Возбуждение уголовного дела как предпосылка дознания в ОВД
    • Возбуждение уголовного дела как предпосылка дознания в ОВД
    • Порядок приема, регистрации, учета и разрешения сообщений о преступлениях в ОВД
    • Поводы и основание для возбуждения уголовного дела. Непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления
    • Сущность, правовое значение, способы и средства проверки информации о преступлении
    • Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела. Особенности возбуждения уголовного дела органом дознания и дознавателем
    • Обстоятельства, исключающие производство дознания по уголовному делу. Отказ в возбуждении уголовного дела
    • Направление органом дознания и дознавателем заявления (сообщения) по подследственности или по подсудности
  • Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения. Допрос обвиняемого
    • Понятие и основания привлечения в качестве обвиняемого
    • Постановление о привлечении в качестве обвиняемого. Порядок предъявления обвинения
    • Допрос обвиняемого
    • Изменение и дополнение обвинения
  • Следственные действия
    • Понятие и общие правила производства следственных действий
    • Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия
    • Основания и процессуальный порядок производства осмотра. Действия дознавателя в составе следственно-оперативной группы при осмотре места происшествия
    • Основания и процессуальный порядок освидетельствования
    • Основания и процессуальный порядок производства следственного эксперимента и проверки показаний на месте
    • Основания и процессуальный порядок производства обыска и выемки
    • Основания и процессуальный порядок наложения ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка. Производство контроля и записи переговоров
    • Основания и процессуальный порядок производства допроса и очной ставки
    • Основания и процессуальный порядок производства опознания
    • Назначение и производство судебной экспертизы
  • Приостановление и возобновление дознания
    • Понятие, сущность и значение приостановления дознания
    • Основания и условия приостановления дознания
    • Процессуальный порядок и сроки приостановления дознания
    • Действия дознавателя после приостановления дознания
    • Основания возобновления дознания
  • Окончание дознания
    • Понятие и виды окончания дознания
    • Процессуальный порядок окончания дознания в виде прекращения уголовного дела и уголовного преследования
    • Направление уголовного дела прокурору для передачи в органы предварительного следствия
    • Процессуальный порядок окончания дознания составлением обвинительного акта
    • Виды решений прокурора по уголовному делу, поступившему к нему с обвинительным актом
  • Документирование в ходе производства дознания
    • Понятие, виды и классификация уголовно-процессуальных документов
    • Техника составления документов предварительного расследования
    • Фиксация сведений, полученных в ходе производства следственных действий
  • Производство дознания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
    • Возбуждение дознавателем уголовного дела в отношении несовершеннолетних
    • Особенности предмета доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних
    • Выполнение отдельных следственных и иных процессуальных действий с участием несовершеннолетних
    • Применение к несовершеннолетним задержания и отдельных мер пресечения
    • Прекращение уголовного дела (уголовного преследования) в отношении несовершеннолетних с применением принудительных мер воспитательного воздействия
  • Взаимодействие дознавателя с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями
    • Правовая основа и принципы осуществления взаимодействия в сфере международного сотрудничества
    • Основные направления и процессуальный порядок взаимодействия с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств в процессе расследования преступлений
Дознаватель в ОВД, его процессуальное положение и полномочия. Отвод дознавателя

Согласно ст. 5 п. 7 УПК дознаватель — это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Следует иметь в виду, что на основании ч. 3 ст. 41 УПК дознаватель уполномочен:

  1. самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
  2. осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Важно обратить внимание на то обстоятельство, что дознаватель не пользуется процессуальной самостоятельностью (ч. 4 ст. 41 УПК).

В настоящее время наиболее представительными в количественном отношении являются органы дознания внутренних дел, поскольку они выполняют основной объем работы по приему и рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях. 18 апреля 1991 г. был принят Закон РФ «О милиции», в соответствии с которым она подразделена на криминальную и местную милицию (МОБ). В МОБ функции по расследованию преступлений в форме дознания преимущественно выполняют сотрудники специализированных подразделений дознания — дознаватели. Приказ МВД России от 6 августа 2007 г. № 697 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания» определил, что дознаватели органов внутренних дел осуществляют процессуальные функции в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства:

  • дают в пределах компетенции органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных и иных действий;
  • принимают меры по профилактике преступлений, предупреждению уклонения от дознания лиц, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, и своевременному направлению материалов для организации их розыска.

Проверять уголовные дела и материалы, находящиеся в производстве дознавателей, давать по ним указания, оценивать по ним процессуальные действия, а также решения дознавателя, не отмененные в установленном законом порядке, вправе только специально уполномоченные на то законом лица.

Дознаватели ОВД уполномочены :

  • проверять сообщения и заявления о преступлениях и принимать по ним решения в соответствии с УПК:
  • возбуждать уголовное дело в порядке, предусмотренном УПК;
  • производить по уголовному делу все необходимые процессуальные и следственные действия;
  • прекращать уголовное дело (уголовное преследование) при наличии оснований, предусмотренных УПК;
  • принимать решения о приостановлении дознания по уголовному делу;
  • направлять уголовное дело по подследственности прокурору для передачи в органы предварительного следствия;
  • направлять уголовное дело прокурору с утвержденным начальником органа дознания обвинительным актом по окончании дознания;
  • составлять и представлять ежемесячный отчет о проделанной работе.

Профилактическая работа дознавателей. Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» закрепил полномочия дознавателя ОВД по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятию мер для их устранения.

Так, дознаватели ОВД обязаны :

  • выявлять при производстве дознания и осуществлении проверки по заявлениям, сообщениям о преступлениях причины и условия, способствующие их совершению, и в установленном порядке вносить в соответствующие органы, предприятия, учреждения, организации представления, сообщения (в том числе обобщенные) о принятии мер к их устранению;
  • направлять информацию в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами предприятий, организаций или учреждений представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений или других нарушений закона, для принятия мер в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • в трехдневный срок информировать соответствующие подразделения ОВД о лицах, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет;
  • осуществлять профилактическую деятельность среди лиц, потерпевших от преступных посягательств, в целях изменения их виктимного поведения.

Кроме того, в ходе расследования уголовных дел дознаватели ОВД проводят лекции, беседы, делают доклады на правовые темы в трудовых коллективах и перед населением, а также выступают на радио и телевидении в целях предупреждения преступлений.

Дознаватель ОВД несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений.

Полномочия дознавателя ОВД находят отражение в должностных инструкциях. Они должны быть составлены для каждого конкретного руководителя и сотрудника. Должностные инструкции дознавателя ОВД составляются в виде таблицы с указанием формы реализации обязанностей и периодичности их исполнения. Инструкция должна содержать общие положения, где разъясняются основные задачи сотрудника и то, кому он подчиняется. Общие положения отражают роль руководителя и сотрудника в подразделении, указывают направления, которые он обеспечивает или за которые отвечает. Кроме того, должностные инструкции состоят из должностных обязанностей, прав и взаимоотношений и связей по должности. В должностных обязанностях отражается, какие непосредственно мероприятия организует или обеспечивает сотрудник.

Права по должности регламентирует Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации 1 Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждено постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (в ред. от 25 декабря 2008 г.) //СПС Консультант плюс.

Взаимоотношения и связи определяются конкретным объемом работы и указывают, с какими государственными, правоохранительными, судебными и иными органами, организациями и учреждениями в интересах решения задач, возложенных на подразделения дознания, руководитель или сотрудник должны строить взаимодействие.

Должностные инструкции составляются в 3 экземплярах. Первый экземпляр хранится вместе с положением об отделе (отделении) дознания в контрольно-наблюдательном (накопительном) деле, второй — у непосредственного начальника подразделения дознания, третий — у сотрудника. Должностные инструкции должны быть внимательно изучены и подписаны каждым сотрудником. Во всех инструкциях должна быть учтена взаимозаменяемость сотрудников. В гор(рай)органах внутренних дел, где в штате работает один дознаватель, его обязанности в случае отсутствия должны быть возложены на наиболее подготовленного сотрудника другой службы МОБ. Инструкции должны быть утверждены начальником ОВД, согласованы с начальником МОБ.

Отвод дознавателя. Глава 9 УПК РФ устанавливает перечень обстоятельств, которые являются препятствием для участия в конкретном деле судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, переводчика, эксперта, специалиста, защитника, а также представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика. В этих случаях данные лица обязаны сами устраниться от участия в процессе, заявив самоотвод, или же им может быть заявлен отвод другими участниками, в первую очередь подозреваемым, обвиняемым, их законными представителями, защитником, а также государственным обвинителем, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. Разрешение вопросов, связанных с заявленными отводами или самоотводами, осуществляется по правилам и в порядке, установленными законом. В этом случае дознаватель выносит постановление о самоотводе, докладывает о своем решении начальнику органа или подразделения дознания, после чего представляет постановление с материалами уголовного дела прокурору.

Решение об отводе дознавателя в форме постановления принимает прокурор.

Статья 61 УПК определяет общий для большинства отводимых участников процесса перечень обстоятельств, исключающих участие в уголовном судопроизводстве конкретных лиц. В других статьях эти обстоятельства конкретизируются применительно к каждому из участников с учетом особенностей их процессуального положения.

Так, если лицо уже является по какому-либо уголовному делу потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем, то приоритет отдается именно этому процессуальному статусу, и данное лицо не может участвовать в производстве по делу в качестве дознавателя. Аналогично решается вопрос в случаях, когда кто-либо из этих должностных лиц является близким родственником или родственником любого из участников производства по уголовному делу, а также если лицо уже участвовало ранее в производстве по делу в качестве присяжного заседателя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, секретаря судебного заседания, защитника, законного представителя подозреваемого, обвиняемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика.

Уголовно-процессуальный закон запрещает участвовать в производстве по уголовному делу дознавателю, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе данного уголовного дела.

Предыдущее участие в производстве по уголовному делу дознавателя не является основанием для его отвода и не препятствует повторному участию в данном деле в том же качестве.

Вопрос об отводе эксперта, специалиста и переводчика в ходе производства дознания по уголовному делу решается самим дознавателем.

Решение об отводе защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика также принимает дознаватель.

Функциональные обязанности дознавателя

Функциональные обязанности дознавателя

· Дознаватель назначается на должность и освобождается от должности приказом начальника ГУ МЧС РФ по Томской области.

· Подчиняется начальнику УНД ГУ МЧС России по Томской области и начальнику ОД УНД ГУ МЧС России по Томской области, а непосредственно - начальнику ОНД Ленинского района г.Томска УНД ГУ МЧС России по Томской области.

· В отсутствие дознавателя ОНД Ленинского района Яковенко Е.В. и начальника ОНД Ленинского района г. Томска исполняет обязанности начальника ОНД.

· Дублирует работу дознавателя ОНД Ленинского района Яковенко Е.В. в его отсутствие.

· Наделён правами государственного инспектора Ленинского района г. Томска по пожарному надзору, государственному надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и государственному надзору в области гражданской обороны.

· Отвечает за организацию работы по административно-правовой деятельности. Осуществляет статистический учёт пожаров, произошедших на территории Ленинского района г.Томска, приём, регистрацию, разрешение и учёт сообщений о преступлениях, связанных с пожарами и иной информации о пожарах, отвечает за полноту сбора материалов по пожарам, при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с пожаром, возбуждает уголовные дела.

· В своей повседневной деятельности руководствуется Конституцией и законодательством РФ и Томской области, административными регламентами МЧС России (приказ № 375 от 28.06.2012г.) и иными нормативно-правовыми актами, приказами МЧС, МВД, ГУ МЧС РФ, ГУ МЧС России по Томской области, функциональными обязанностями, указаниями и распоряжениями вышестоящих начальников.

· Осуществлять работу в соответствии с ФЗ «О пожарной безопасности», приказами, директивами, указаниями МЧС России, ГУ МЧС России, СибРЦ МЧС России, ГУ МЧС РФ по Томской области.

· При осуществлении деятельности соблюдать Конституцию РФ, действующее законодательство и нормативные правовые акты в области пожарной безопасности.

· Осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с функциональными обязанностями.

· Обеспечивать организацию работы по закрепленному направлению деятельности.

· Своевременно анализировать прогнозировать оперативную обстановку с пожарами, в соответствии с анализом вносить предложения по состоянию организации и эффективности Государственного пожарного надзора.

· По поручению начальника ОНД Ленинского района г. Томска проводить проверки жалоб граждан и должностных лиц на действия государственных инспекторов Ленинского района г. Томска по пожарному надзору по вопросам законности использования ими предоставленных прав по исполнению административного законодательства и принятых решений по фактам пожаров.

· Взаимодействовать с правоохранительными органами Ленинского района г.Томска по осуществлению административно-правовой деятельности.

· На основе анализа, а также во исполнение решений органов государственной власти и местного самоуправления, директив, приказов, указаний, распоряжений вносить предложения в планы работ подразделения ОНД по улучшению работы по закрепленному направлению деятельности.

· При проведении мероприятий по контролю проверять наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям (сертификата или декларации соответствия).

· Обобщать и вносить предложения по внедрению передового опыта в проведении административно-правовой деятельности на территории Ленинского района.

· Анализировать состояние закрепленных объектов, проводить на них мероприятия по контролю, дознание по делам о пожарах, выполнять комплекс надзорных мероприятий, предусмотренных административными регламентами, вести КНД.

· Готовить предложения, направленные на совершенствование деятельности ОНД Ленинского района г.Томска.

· Принимать участие в разработке планов основных мероприятий ОНД Ленинского района г. Томска.

· Соблюдать нормы этики и установленный служебный порядок.

· Не совершать действий, затрудняющих деятельность управления отделения, а также приводящих к подрыву авторитета государственной противопожарной службы МЧС РФ.

· Сохранять государственную, служебную и иную охраняемую законом РФ тайну, контролировать соблюдение режима секретности.

· Соблюдать законность, служебную дисциплину, правила техники безопасности и пожарной безопасности.

· Проводить анализ административно-правовой деятельности ГПН (ежеквартально) с выявлением конкретных проблем и путями их решений, вносить предложения по ее совершенствованию.

· Вести журнал учёта административных дел, журнал учёта протоколов о временном запрете деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, агрегатов, эксплуатации зданий, сооружений, отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, журнал учёта представлений об устранении причин и условий, способствовавших административному правонарушению.

· Вести контроль за исполнением вынесенных постановлений о наложении административных взысканий, протоколов о временном запрете деятельности, представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

· Обеспечивать подготовку предусмотренных приказами статистических и отчетных данных в письменной форме для предоставления в УНД ГУ МЧС России по Томской области.

· Принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями.

· Вносить предложения по улучшению организации работы по закрепленному направлению деятельности и отделения в целом.

· По поручению начальника отделения представлять отделение в других организациях.

· Осуществлять мероприятия по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности, требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области гражданской обороны территорий, зданий, сооружений, помещений предприятий и других объектов и пресечения их нарушений в порядке установленном законодательством Российской Федерации на закреплённых объектах и по распоряжению вышестоящих государственных инспекторов.

· Давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений.

· Составлять протоколы об административных правонарушениях в области пожарной безопасности. Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также принимаемых в соответствии с ним законами Томской области административные наказания.

· Осуществлять проверки и составлять процессуальные документы по произошедшим пожарам в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

· Вызывать должностных лиц и граждан по находящимся в производстве делам и материалам о пожарах, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и копии с них.

· Входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области гражданской обороны, создающим угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей.

· Запрашивать в установленном порядке и получать от должностных лиц организаций и граждан, необходимые для исполнения функциональных обязанностей информацию и материалы.

· Выполнять обязанности согласно плану ППС ГО.

· Пользоваться другими правами в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Томской области в пределах своей компетенции

Несет персональную ответственность:

· за неисполнение или ненадлежащее исполнение, возложенных на него функциональных обязанностей.

· за организацию работы по административно-правовой деятельности.

· за расследование пожаров в Ленинском районе г.Томска.

· состояние, содержание и сохранность контрольно-наблюдательных дел на закрепленных объектах.

· за неправильность и неполноту использования предоставленных ему прав.

· за нарушение установленного режима секретности, техники безопасности, противопожарной безопасности.

· В период замещения должности начальника ОНД Ленинского района УНД ГУ МЧС России по Томской области, отвечает за реализацию его функциональных обязанностей в полном объёме.

· Отвечает за личное соблюдение законности и служебной дисциплины в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Дата добавления: 2016-03-28 ; просмотров: 105 | Нарушение авторских прав