Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по действиям персонала в аварийных ситуациях на опо img-1

инструкция по действиям персонала в аварийных ситуациях на опо

Рейтинг: 4.9/5.0 (1845 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

ПЛАС: разработка и согласование плана ликвидации аварийных ситуаций на ОПО: Иная документация - Инженерная безопасность

Разработка и согласование ПЛАС

В процессе эксплуатации опасного производственного объекта есть вероятность возникновения аварийных ситуаций. В связи с этим статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определена обязанность организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций в целях обеспечения готовности к таковым действиям. Руководствуясь четко проработанной схемой действий в аварийных ситуациях, отраженной в плане ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС), можно своевременно ликвидировать источник опасности и оперативно предотвратить разрушительные последствия.

Компания «Инженерная безопасность» предлагает услуги по разработке плана локализации и ликвидации аварий. Мы знаем, что разработка ПЛАС занимает много времени и сил. Наша компания имеет опыт разработки плана локализации и ликвидации аварий для объектов разной степени опасности, что позволяет нам разработать план ПЛАС, соответствующий нормам и требованиям промышленной безопасности, и что не менее важно, правильно его оформить. Высококвалифицированные специалисты качественно и оперативно подготовят подробный план ликвидации и локализации аварий, а также с готовностью проконсультируют по вопросам возникновения возможных опасных ситуаций на Вашем объекте и сценариев их развития. Мы готовы разработать план ликвидации возможных аварий для опасных производственных объектов химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и других видах промышленности.

Разработанный нами план мероприятий по ликвидации аварий позволит повысить уровень безопасности на Вашем предприятии.

Стоит отметить, что сейчас общепринятый термин ПЛАС – план локализации и ликвидации аварийных ситуаций изменился на ПЛА – план локализации и ликвидации аварий.

Необходимость разработки ПЛАС

Для предприятий и организаций, эксплуатирующих взрывопожароопасные и химически опасные производственные объекты. обязательна разработка плана локализации и ликвидации аварий, поскольку на таких объектах существует вероятность возникновения аварий с залповыми выбросами взрывопожароопасных и токсичных веществ, взрывов в аппаратуре, производственных помещениях и наружных установках. Возможными последствиями таких аварийных ситуаций являются разрушение сооружений, аппаратуры, нанесение вреда здоровью людей и окружающей среде, поэтому эксплуатация данных опасных производственных объектов требует повышенного соблюдения всех норм промышленной безопасности. Разработка ПЛА обязательна для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

План ликвидации аварий на опасном производственном объекте (ПЛАС на ОПО) эксплуатирующая ОПО организация может разрабатывать как самостоятельно, так и с привлечением экспертных организаций.

План ликвидации аварийных ситуаций обязательно должен входить в состав аварийных документов опасного объекта. В ПЛАС на ОПО описываются мероприятия по спасению людей, способы информирования об аварии и четко распределяются обязанности между людьми, отвечающими за ликвидацию аварий, с указанием схемы их взаимодействия.

Структура плана ликвидации аварийных ситуаций

План ликвидации аварий на предприятии должен иметь следующую структуру (в соответствии с Рекомендациями по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах):

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • ПЛА уровня "А";
  • ПЛА уровня "Б";
  • приложения в составе:
    • схема оповещения об аварии;
    • список оповещения работников ОПО, их подразделений и сторонних организаций, которые немедленно извещаются диспетчером организации об аварии;
    • инструкция по безопасной остановке технологического процесса;
    • действия ответственного руководителя и работников ОПО по локализации и ликвидации аварий и их последствий;
    • список инструмента, материалов, приспособлений и средств индивидуальной защиты;
    • порядок изучения ПЛА и организация учебных занятий;
  • расчетно-пояснительная записка, которая оформляется в виде отдельной книги.
Разработка плана ликвидации аварийных ситуаций

Разработка ПЛАС это весьма трудоемкая задача. Для его разработки необходимо изучение проектных и эксплуатационных документов, связанных с работой опасного производственного объекта и соответствующих нормативных документов, а также анализ ОПО и ознакомление с произошедшими авариями на аналогичных объектах. План ликвидации аварий на ОПО создается с учетом специфики предприятия и влияния внешних факторов.

Во время разработки ПЛА:

  • прорабатываются возможные сценарии возникновения аварий и сценарии их развития;
  • планируются действия персонала ОПО и аварийно-спасательных служб по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
  • оценивается готовность организации к локализации и ликвидации аварий на объекте;
  • устанавливается достаточность выработанных мер по выявлению и предупреждению аварий на объекте;
  • определяются действия и мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, определяются способы предупреждения и ликвидации аварий.
Согласование ПЛАС

План ликвидации аварий согласовывается с руководителями всех специализированных служб, задействованных в работах по локализации и ликвидации аварий, и утверждается техническим руководителем организации.

ПЛАС план ликвидации аварийных ситуаций вводится в действие приказом по организации.

План ликвидации аварий на производственных объектах подлежит пересмотру (при необходимости уточнению) и переутверждению не реже одного раза в течение 5 лет, а также после аварии по результатам расследования причин аварий.

В случаях изменения технологий и автоматизированной системы управления, а также замены оборудования или метрологического обеспечения в ПЛА должны быть внесены соответствующие изменения.

Нормативная база для разработки ПЛАС

  • Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» N 116-ФЗ от 20.07.1997 г. (статья 10);
  • Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» N 68-ФЗ от 11.11.1994 г. (статья 14);
  • ПБ 09-540-03 «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» (пункт 2.8);
  • Рекомендации по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах, утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2012 г. N 781;
  • РД 11-561-03 «Инструкция по составлению планов ликвидации (локализации) аварий в металлургических и коксохимических производствах»;
  • РД 14-617-03 «Инструкция по составлению планов ликвидаций аварий и защиты персонала на взрывопожароопасных производственных объектах хранения, переработки и использования растительного сырья».

Сэкономьте ваше время и усилия на разработку ПЛАС, обратитесь за профессиональной помощью к нам!
Более подробную информацию о сроках и процедуре разработки плана локализации и ликвидации аварий Вы можете получить по телефону +7 (495) 641-22-57 или по электронной почте zapros@esafety.su

Мы обязательно Вам ответим!

Другие статьи

ТЕМА 12

Лекции - Основы безопасности труда - файл 1.doc 2. Основные требования по обеспечению готовности к аварийным ситуациям 3. Порядок разработки и содержание планов ликвидации аварий 4. Действия работников в аварийных ситуациях 5. Страхование ответственности за причинение вреда в случае аварии 1. Основные виды аварийных ситуаций


Аварийная ситуация – понятие, тесно связанное с понятием «авария». Аварийная ситуация – это развивающаяся во времени авария, состоящая в последовательности сменяющих друг друга различных опасных событий.

Авария – важнейшее понятие безопасности человеческой деятельности, именующее и характеризующее последствия реализации одной из основных опасностей техники и технологии (так называемой техносферы) – разрушения объекта или нарушения процесса.

В России для опасных производственных объектов понятие «авария» введено Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и включает в себя «разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ».

В целях упорядочения отнесения происходящих аварий к тому или иному виду Ростехнадзором введена их классификация в зависимости от объектов, относящихся к категории опасных производственных объектов.

Классификация проводится на основании методических рекомендаций по классификации и аварий инцидентов РД –09-398-00, РД 10-385-00, РД 14-377-00, РД 05-392-00, РД 06-376-00, РД 11-405-01, РД 15-630-04, РД 15-73-94.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, и федеральные.
^

2. Основные требования по обеспечению готовности к аварийным ситуациям


Руководство МОТ-СУОТ 2001 требует, чтобы предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование были составной частью системы управления охраной труда на производстве.

Заметим, что вся промышленная безопасность есть не что иное, как предупреждение крупных аварий, включая готовность к ликвидации их последствий.

Поэтому на крупных предприятиях, помимо прочего, эксплуатирующих опасные производственные объекты, имеются противопожарная служба, газоспасательная служба, система противопожарной защиты, готовятся нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников, имеется ПЛА (план ликвидации аварии) и т.п. Как правило, слаженность работы всех этих служб существенно влияет на результат работы по ликвидации аварийных ситуаций.

Поэтому (а также в прямом соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана среди прочего:

  1. принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

  2. осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.

^ В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  1. планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

  2. заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

  3. иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  4. обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

  5. создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
^ 3. Порядок разработки и содержание планов ликвидации аварий


Идентификация опасностей будущего (планируемого) производства заложена требованиями законодательства в области промышленной безопасности и охраны труда путем включения требований о наличии в проектной документации соответствующих разделов. В ряде случаев, установленных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», оценка рисков аварий приводится в составе декларации промышленной безопасности.

Исходя из оценки рисков аварий, составляются планы ликвидации аварий (ПЛА) и организуется обучение работников действиям по каждой конкретной аварийной ситуации.

ПЛА составляется в целях определения возможных сценариев возникновения и развития аварий, конкретизации технических средств и действий производственного персонала и спецподразделений по локализации аварий.

План ликвидации составляют на аварии, которые характерны (наиболее вероятны) для данного объекта. Перечень таких аварий составляется в рамках проведения идентификации и оценки рисков и разработки декларации промышленной безопасности.

В ПЛА должны предусматриваться:

  1. возможные аварии, места их возникновения и условия, опасные для жизни людей;

  2. мероприятия по спасению людей, застигнутых аварией;

  3. мероприятия по ликвидации аварий в начальной стадии их возникновения, а также первоочередные действия производственного персонала при возникновении аварий;

  4. места нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий;

  5. порядок взаимодействия с газоспасательными, пожарными и аварийно-спасательными формированиями.

ПЛА должен содержать:

  1. оперативную часть, в которой должны быть предусмотрены все виды возможных аварий на данном объекте, определены мероприятия по спасению людей и ликвидации аварии, а также лица, ответственные за выполнение мероприятий, и исполнители, места нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий, действия газоспасателей, пожарных и других подразделений;

  2. распределение обязанностей между отдельными лицами, участвующими в ликвидации аварии;

  3. список, номера телефонов, адреса должностных лиц и учреждений, которые должны быть немедленно извещены об аварии;

  4. схему расположения технологического оборудования и коммуникаций с указанием вводов и выводов рабочей среды, задвижек, кранов, вентилей, рубильников и аварийных кнопок;

  5. схему размещения стационарных средств пожаротушения, шкафов с газозащитной аппаратурой, СИЗ, инструментов и материалов, находящихся в аварийных шкафах (помещениях) и используемых в случаях аварии, с указанием их количества и основной характеристики, мест расположения пожарных извещателей и телефонов.

Безопасность работников во время аварийной ситуации во многом (если не в основном) зависит от того, насколько они адекватно реагируют на ту или иную ситуацию, насколько четко знают, что делать (и чего не делать), куда бежать, кому сообщать и т.д.

Для отработки практических навыков и действий в условиях аварийной ситуации регулярно по плану ликвидации аварий проводятся учебно-трени­ровочные занятия с записью в журнале с оценкой каждого работника. Как правило, в них принимают участие и специалисты аварийно-спасательных формирований для отработки согласованных совместных действий. С учетом специфики производства занятия проводятся с различной периодичностью, определенной в правилах безопасности для данной отрасли.

Другим не менее важным моментом является то, что до сведения всех подрядчиков, выполняющих работы в условиях действующего производства, должен быть доведен порядок их действий в случае аварийной ситуации. Реализация этого необходимого для обеспечения безопасности работников подрядчика может быть возложена либо на отдел охраны труда и промышленной безопасности (в рамках вводного проведения инструктажа), либо руководителей структурных подразделений (цехов, производств).
^

4. Действия работников в аварийных ситуациях


В случае аварий и инцидентов работники действуют в соответствии с планом ликвидации аварий, разработанным для каждого конкретного опасного производственного объекта и конкретной аварийной ситуации.

Конкретные обязанности для каждого должностного лица должны быть внесены в должностные инструкции.

Законом предусмотрена возможность организации на предприятии добровольных (нештатных) аварийно-спасательных формирований. Нужно учесть, что работники этих формирований должны быть обучены и обеспечены средствами индивидуальной защиты по тем же требованиям, как и специализированные аварийно-спасательные формирования.

В случае аварии предприятие обязано незамедлительно сообщить о ней в установленном порядке в территориальный орган Ростехнадзора, вышестоящий орган (организацию) (при наличии таковой), орган местного самоуправления, государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации, территориальное объединение профсоюзов.

При авариях, сопровождающихся выбросами, разливами опасных веществ, взрывами, пожарами, предприятие сообщает о случившемся в территориальные органы соответствующих структур и ведомств, например МЧС России.
^

5. Страхование ответственности за причинение вреда в случае аварии


По данным ООН, ежегодный ущерб, наносимый мировой экономике техногенными катастрофами и авариями, достигает порядка 200 млрд. долл. В России совокупный годовой материальный ущерб от аварий, включая затраты на ликвидацию аварий, превышает 40 млрд. руб. Огромны не только экономические потери от травматизма при авариях, но и его социальная значимость.

Для ликвидации аварий требуются существенные суммы. Для того чтобы предприятие всегда имело резерв финансовых средств на случай аварии, российским законодательством предусмотрено страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте (ст. 15 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам в случае аварии на опасном производственном объекте, естественно вписываясь в рыночную структуру современной экономической системы страны, обеспечивает компенсацию ущерба от аварий независимо от финансового положения организации – причинителя вреда.

Для населения (или третьих лиц, потерпевших в результате аварии) такое страхование – гарантия прав на получение возмещения ущерба жизни, здоровью и имуществу, в том числе косвенно на компенсацию за экологический ущерб от аварии. При этом под третьими (другими) лицами следует понимать не только население, но и инспекторов надзора, экспедиторов, ремонтников, находившихся на предприятии и пострадавших от аварии.

Порядок осуществления данного вида страхования регламентируется «Правилами страхования (стандартными) гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в результате аварий на опасном производственном объекте».

Все аварии должны быть обязательно расследованы. Только тогда к ним можно готовиться, только тогда их можно предвидеть, только тогда можно правильно организовать их ликвидацию и тем самым минимизировать потери.

Основополагающим документом по расследованию аварий является РД 03-293-99 («Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах», утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 8 июня 1999 г. № 40).

ТЕМА 3

ТЕМА 3.8. Обеспечение безопасности работников в аварийных ситуациях 3.8.1. Основные виды аварийных ситуаций


Аварийная ситуация – понятие, тесно связанное с понятием «авария». Аварийная ситуация – это развивающаяся во времени авария, состоящая в последовательности сменяющих друг друга различных опасных событий.

Авария – важнейшее понятие безопасности человеческой деятельности, именующее и характеризующее последствия реализации одной из основных опасностей техники и технологии (так называемой техносферы) – разрушения объекта или нарушения процесса.

В России для опасных производственных объектов понятие «авария» введено Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и включает в себя «разрушение сооружений и/или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ».

В целях упорядочения отнесения происходящих аварий к тому или иному виду Ростехнадзором введена их классификация в зависимости от объектов, относящихся к категории опасных производственных объектов.

Классификация проводится на основании методических рекомендаций по классификации и аварий инцидентов РД –09-398-00, РД 10-385-00, РД 14-377-00, РД 05-392-00, РД 06-376-00, РД 11-405-01, РД 15-630-04, РД 15-73-94.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, и федеральные.

3.8.2. Основные требования по обеспечению готовности к аварийным ситуациям


Руководство МОТ-СУОТ 2001 требует, чтобы предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование были составной частью системы управления охраной труда на производстве.

Заметим, что вся промышленная безопасность есть не что иное, как предупреждение крупных аварий, включая готовность к ликвидации их последствий.

Поэтому на крупных предприятиях, помимо прочего, эксплуатирующих опасные производственные объекты, имеются противопожарная служба, газоспасательная служба, система противопожарной защиты, готовятся нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников, имеется ПЛА (план ликвидации аварии) и т.п. Как правило, слаженность работы всех этих служб существенно влияет на результат работы по ликвидации аварийных ситуаций.

Поэтому (а также в прямом соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана среди прочего:

  1. принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

  2. осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии.

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  1. планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

  2. заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

  3. иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  4. обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

  5. создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
3.8.3. Порядок разработки и содержание планов ликвидации аварий


Идентификация опасностей будущего (планируемого) производства заложена требованиями законодательства в области промышленной безопасности и охраны труда путем включения требований о наличии в проектной документации соответствующих разделов. В ряде случаев, установленных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», оценка рисков аварий приводится в составе декларации промышленной безопасности.

Исходя из оценки рисков аварий, составляются планы ликвидации аварий (ПЛА) и организуется обучение работников действиям по каждой конкретной аварийной ситуации.

ПЛА составляется в целях определения возможных сценариев возникновения и развития аварий, конкретизации технических средств и действий производственного персонала и спецподразделений по локализации аварий.

План ликвидации составляют на аварии, которые характерны (наиболее вероятны) для данного объекта. Перечень таких аварий составляется в рамках проведения идентификации и оценки рисков и разработки декларации промышленной безопасности.

В ПЛА должны предусматриваться:

  1. возможные аварии, места их возникновения и условия, опасные для жизни людей;

  2. мероприятия по спасению людей, застигнутых аварией;

  3. мероприятия по ликвидации аварий в начальной стадии их возникновения, а также первоочередные действия производственного персонала при возникновении аварий;

  4. места нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий;

  5. порядок взаимодействия с газоспасательными, пожарными и аварийно-спасательными формированиями.

ПЛА должен содержать:

  1. оперативную часть, в которой должны быть предусмотрены все виды возможных аварий на данном объекте, определены мероприятия по спасению людей и ликвидации аварии, а также лица, ответственные за выполнение мероприятий, и исполнители, места нахождения средств для спасения людей и ликвидации аварий, действия газоспасателей, пожарных и других подразделений;

  2. распределение обязанностей между отдельными лицами, участвующими в ликвидации аварии;

  3. список, номера телефонов, адреса должностных лиц и учреждений, которые должны быть немедленно извещены об аварии;

  4. схему расположения технологического оборудования и коммуникаций с указанием вводов и выводов рабочей среды, задвижек, кранов, вентилей, рубильников и аварийных кнопок;

  5. схему размещения стационарных средств пожаротушения, шкафов с газозащитной аппаратурой, СИЗ, инструментов и материалов, находящихся в аварийных шкафах (помещениях) и используемых в случаях аварии, с указанием их количества и основной характеристики, мест расположения пожарных извещателей и телефонов.

Безопасность работников во время аварийной ситуации во многом (если не в основном) зависит от того, насколько они адекватно реагируют на ту или иную ситуацию, насколько четко знают, что делать (и чего не делать), куда бежать, кому сообщать и т.д.

Для отработки практических навыков и действий в условиях аварийной ситуации регулярно по плану ликвидации аварий проводятся учебно-трени­ровочные занятия с записью в журнале с оценкой каждого работника. Как правило, в них принимают участие и специалисты аварийно-спасательных формирований для отработки согласованных совместных действий. С учетом специфики производства занятия проводятся с различной периодичностью, определенной в правилах безопасности для данной отрасли.

Другим не менее важным моментом является то, что до сведения всех подрядчиков, выполняющих работы в условиях действующего производства, должен быть доведен порядок их действий в случае аварийной ситуации. Реализация этого необходимого для обеспечения безопасности работников подрядчика может быть возложена либо на отдел охраны труда и промышленной безопасности (в рамках вводного проведения инструктажа), либо руководителей структурных подразделений (цехов, производств).

3.8.4. Действия работников в аварийных ситуациях


В случае аварий и инцидентов работники действуют в соответствии с планом ликвидации аварий, разработанным для каждого конкретного опасного производственного объекта и конкретной аварийной ситуации.

Конкретные обязанности для каждого должностного лица должны быть внесены в должностные инструкции.

Законом предусмотрена возможность организации на предприятии добровольных (нештатных) аварийно-спасательных формирований. Нужно учесть, что работники этих формирований должны быть обучены и обеспечены средствами индивидуальной защиты по тем же требованиям, как и специализированные аварийно-спасательные формирования.

В случае аварии предприятие обязано незамедлительно сообщить о ней в установленном порядке в территориальный орган Ростехнадзора, вышестоящий орган (организацию) (при наличии таковой), орган местного самоуправления, государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации, территориальное объединение профсоюзов.

При авариях, сопровождающихся выбросами, разливами опасных веществ, взрывами, пожарами, предприятие сообщает о случившемся в территориальные органы соответствующих структур и ведомств, например МЧС России.

3.8.5. Страхование ответственности за причинение вреда в случае аварии


По данным ООН, ежегодный ущерб, наносимый мировой экономике техногенными катастрофами и авариями, достигает порядка 200 млрд. долл. В России совокупный годовой материальный ущерб от аварий, включая затраты на ликвидацию аварий, превышает 40 млрд. руб. Огромны не только экономические потери от травматизма при авариях, но и его социальная значимость.

Для ликвидации аварий требуются существенные суммы. Для того чтобы предприятие всегда имело резерв финансовых средств на случай аварии, российским законодательством предусмотрено страхование ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте (ст. 15 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам в случае аварии на опасном производственном объекте, естественно вписываясь в рыночную структуру современной экономической системы страны, обеспечивает компенсацию ущерба от аварий независимо от финансового положения организации – причинителя вреда.

Для населения (или третьих лиц, потерпевших в результате аварии) такое страхование – гарантия прав на получение возмещения ущерба жизни, здоровью и имуществу, в том числе косвенно на компенсацию за экологический ущерб от аварии. При этом под третьими (другими) лицами следует понимать не только население, но и инспекторов надзора, экспедиторов, ремонтников, находившихся на предприятии и пострадавших от аварии.

Порядок осуществления данного вида страхования регламентируется «Правилами страхования (стандартными) гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в результате аварий на опасном производственном объекте».

Все аварии должны быть обязательно расследованы. Только тогда к ним можно готовиться, только тогда их можно предвидеть, только тогда можно правильно организовать их ликвидацию и тем самым минимизировать потери.

Основополагающим документом по расследованию аварий является РД 03-293-99 («Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасных производственных объектах», утвержденное постановлением Госгортехнадзора России от 8 июня 1999 г. № 40).

Инструкция по аварийным ситуациям в котельной

/ Инструкция по аварийным ситуациям в котельной

ВОЗМОЖНЫЕ АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ

К аварийным ситуациям, вызывающим на­рушение нормального режима работы кот­лов, при которых, согласно требованиям Правил устройства и безопасной эксплуата­ции паровых и водогрейных котлов, они дол­жны быть немедленно остановлены действи­ем автоматики или дежурным персоналом, относятся:

• обнаружение неисправности предохрани­тельного клапана;

• если давление в барабане котла поднялось выше разрешенного на 10% и продолжа­ет расти;

• снижение уровня воды ниже низшего до­пустимого уровня, в этом случае подпит­ка котла водой категорически запрещена;

• повышение уровня воды выше высшего допустимого уровня;

• прекращение действия всех питательных насосов;

• прекращение действия всех указателей уровня воды прямого действия;

• если в основных элементах котла (бара­бане, коллекторе, камере, пароводопе репускных и водоопускных трубах, па­ровых и питательных трубопроводах, жаровой трубе, огневой коробке, кожу­хе топки, трубной решетке, внешнем се­параторе, арматуре) будут обнаружены трещины, выпучины, пропуски в их свар­ных швах, обрыв анкерного болта или связи;

• недопустимое повышение или понижение давления в тракте прямоточного котла до встроенных задвижек;

• погасание факелов в топке при камерном сжигании топлива;

• снижение расхода воды через водогрей­ный котел ниже минимального допусти­мого значения;

• снижение давления воды в тракте водо­грейного котла ниже допустимого;

• повышение температуры воды на выхо­де из водогрейного котла до значения на 20°С ниже температуры насыщения, со­ответствующей рабочему давлению воды в выходном коллекторе котла;

• неисправности автоматики безопасности или аварийной сигнализации, включая ис­чезновение напряжения на этих устрой­ствах;

• возникновение в котельной пожара, угро­жающего обслуживающему персоналу или котлу;

• появление неплотностей в обмуровке, в местах установки предохранительно-взрывных клапанов и газоходах;

• прекращение подачи электроэнергии или исчезновение напряжения на устройствах дистанционного, автоматического управ­ления и средствах измерения;

• неисправности КИП, средств автомати­зации и сигнализации;

• выход из строя предохранительных бло­кировочных устройств;

• неисправности горелок, в том числе ог-непреградителей;

• появление загазованности, обнаружение утечек газа на газовом оборудовании и внутренних газопроводах;

• взрыв в топочном пространстве, взрыв или загорании горючих отложений в га­зоходах;

• аварии в газовом хозяйстве.

ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ АВАРИЙ И ОТКАЗОВ В РАБОТЕ КОТЕЛЬНЫХ

Наиболее серьезными последствиями ава­рии являются взрывы при нарушении плот­ности котла по причинам несоблюдения ре­жимов работы и правил эксплуатации, а так­же взрывы, связанные с загазованностью топ­ки при неправильном ее обслуживании и сжи­гании топлива.

В топке и газоходах хлопки и взрывы про­исходят, когда концентрация газа в воздухе находится в диапазоне пределов взрываемос-ти и создается взрывоопасная газовоздушная смесь.

В котельной, работающей на твердом виде топлива, при слоевом сжигании топлива в топке и газоходах горючие газы в большом количестве выделяются из свежего топлива, если при кратковременной остановке котла его забрасывают на оставшееся несгоревшее топливо, а не удаляют из топки.

Причинами образования взрывоопасной газовоздушной смеси в топках и газоходах газифицированной котельной могут явиться неправильные действия персонала при эксп­луатации котлов, неисправность запорных устройств перед горелками и включение их при неисправной или отключенной автома­тике контроля пламени, отсутствие уст­ройств контроля герметичности запорных органов горелок.

При сжигании жидкого топлива пожары и взрывы в топке и газоходах возникают в слу­чае некачественного его распыления форсун­ками, что приводит к вытеканию мазута в амбразуру и на стенки топки. При плохом смешении мазута с воздухом и неполном его горении происходит повышенный вынос в газоходы сажи. В случае возгораний отложе­ний и сажи повышается температура газов, уменьшается тяга, значительно разогревает­ся обшивка, а иногда выбивается пламя.

Причиной аварии может явиться неудов­летворительный водный режим котлов. В результате чего образуются отложения на­кипи, вызывающей повышение температуры металла труб и их пережог. Скопление наки­пи и шлама могут также привести к наруше­нию циркуляции воды. Причинами повреж­дений и аварий могут являться заводской брак в котле, плохое качество материала, из ко­торого изготовлены отдельные узлы котла, а также неудовлетворительное состояние оборудования из-за некачественного монта­жа или ремонта.

В таблице 1 приводятся типичные случаи аварий и неполадок в работе котельных и указываются их причины и возможные по­следствия.

Типичные случаи аварий и отказов в работе котельных, их причины и возможные последствия

Пожар в помещении котельной

Несоблюдение требований произ­водственной инструкции и правил пожарной безопасности. Воспламенение легко воспламе­няющихся материалов и веществ. Неполадки в работе оборудования котлоагрегатов. Неисправность автоматики безопасности котла. Неисправность электрооборудова­ния

Несчастные случаи и гибель людей. Материальный ущерб

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЙСТВИЯМ РАБОТНИКОВ ПРИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА АММИАЧНО-ХОЛОДИЛЬНЫХ УСТАНОВКАХ, СКЛАДАХ ХЛОРА И ХЛОРАТОРНЫХ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЙСТВИЯМ РАБОТНИКОВ ПРИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА АММИАЧНО-ХОЛОДИЛЬНЫХ УСТАНОВКАХ, СКЛАДАХ ХЛОРА И ХЛОРАТОРНЫХ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
5 августа 2004 г. N 23

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ ИНСТРУКЦИИ ПО ДЕЙСТВИЯМ РАБОТНИКОВ
ПРИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА АММИАЧНО-ХОЛОДИЛЬНЫХ УСТАНОВКАХ,
СКЛАДАХ ХЛОРА И ХЛОРАТОРНЫХ

(в ред. постановления МЧС от 14.03.2008 N 23)

Во исполнение законов Республики Беларусь от 5 мая 1998 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 10 января 2000 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 3 января 2002 года "Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь" и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2001 г. N 495 "О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемую Типовую инструкцию по действиям работников при аварийных ситуациях на аммиачно-холодильных установках, складах хлора и хлораторных.

Исполняющий обязанности Министра Э.Р.БАРИЕВ

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Министерства
по чрезвычайным ситуациям
Республики Беларусь
05.08.2004 N 23

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ДЕЙСТВИЯМ РАБОТНИКОВ ПРИ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
НА АММИАЧНО-ХОЛОДИЛЬНЫХ УСТАНОВКАХ, СКЛАДАХ
ХЛОРА И ХЛОРАТОРНЫХ

(в ред. постановления МЧС от 14.03.2008 N 23)

Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Типовая инструкция по действиям работников при аварийных ситуациях на аммиачно-холодильных установках, складах хлора и хлораторных (далее - настоящая Инструкция) устанавливает порядок действия работников при аварийных ситуациях на аммиачно-холодильных установках, складах хлора и хлораторных, а также требования к составлению, согласованию и утверждению инструкции в организациях, эксплуатирующих химически опасные производственные объекты (аммиачно-холодильные установки, склады хлора и хлораторные), кроме объектов, входящих в состав организаций Белорусского государственного концерна по нефти и химии, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которых возможны аварии, сопровождающиеся выбросами взрывоопасных смесей аммиака, хлора с воздухом, взрывами в аппаратуре, производственных помещениях и наружных установках, которые могут привести к разрушению зданий, сооружений, технических устройств, поражению людей, отрицательному воздействию на окружающую среду (далее - инструкция).
2. Инструкция разрабатывается с целью:
определения возможных сценариев возникновения аварийной ситуации и ее развития;
определения готовности организации к локализации и ликвидации аварийных ситуаций на аммиачно-холодильных установках, складах хлора и хлораторных;
планирования действий производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций на соответствующих стадиях их развития;
разработки мероприятий, направленных на повышение противоаварийной защиты и снижение масштабов последствий аварий;
выявления достаточности принятых мер по предупреждению аварийных ситуаций на аммиачно-холодильных установках, складах хлора и хлораторных.
Инструкция является приложением к плану ликвидации аварийных ситуаций в организации (на объекте).
3. Разработка инструкции может выполняться самостоятельно (работниками организации) или с привлечением специалистов, имеющих опыт разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов.
4. Ответственность за качество разработки, своевременность пересмотра, внесения изменений и дополнений в инструкцию возлагается на руководителя организации.
5. Контроль за качеством разработанных инструкций, достаточностью сил и средств, подготовленностью работников и специализированных подразделений организаций по ликвидации аварий осуществляют территориальные органы Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - территориальные органы МЧС), Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Госпромнадзор).
(в ред. постановления МЧС от 14.03.2008 N 23)
6. На действующих аммиачно-холодильных установках, складах хлора и хлораторных к разработке инструкции привлекаются главный инженер (технический директор) организации, руководители химически опасных производственных объектов, главные специалисты, руководители производственного (производственно-технического) отдела и отдела охраны труда.
7. Инструкция подписывается главным инженером (техническим директором) и визируется должностными лицами организации, указанными в пункте 6 настоящей Инструкции.
8. Для удобства пользования инструкцией каждому месту возможной аварии присваивается определенный номер (позиция), который наносится на план помещения.
В оперативной части инструкции позиции располагаются в возрастающем порядке, причем номер каждой позиции должен совпадать с соответствующим номером страницы оперативной части плана.
9. Инструкция должна содержать:
титульный лист по форме согласно приложению 1;
оперативную часть, разработанную в соответствии с главой 2 настоящей Инструкции;
требования к действиям работников по аварийной остановке аммиачно-холодильной установки, склада хлора и хлораторной;
список должностных лиц и учреждений, которые должны быть немедленно извещены об аварии, согласно приложению 2;
перечень основных обязанностей ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц организации согласно приложению 3.
10. К инструкции прилагаются:
план помещения аммиачно-холодильной установки, склада хлора и хлораторной с расположением технических устройств (основного оборудования), вентиляционных установок, с указанием входов и выходов, расположения шкафов с газозащитной аппаратурой и инструментом в кладовых с материалами, используемыми в случае аварии, щитов со средствами пожаротушения, мест расположения пожарных извещателей и телефонов;
принципиальная технологическая схема аммиачно-холодильной установки, склада хлора и хлораторной с указанием вводов и выводов инженерных коммуникаций во вспомогательные или взаимозависимые цехи, месторасположения пронумерованных задвижек, кранов, вентилей, рубильников и других устройств, схема трубопроводов, задвижек и пусковых устройств стационарных средств пожаротушения (водяных, паровых, пенных, газовых);
обязанности ответственного руководителя работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций в организации (далее - руководитель ликвидации аварии) и других должностных лиц, занятых в ликвидации аварий;
перечень цехов, которые должны быть оповещены об аварии;
список членов противопожарного формирования;
список лиц, ответственных за выполнение мероприятий, предусмотренных инструкцией, и исполнителей с указанием мест постоянной работы и домашних адресов;
перечень необходимых инструментов, материалов, приспособлений и средств индивидуальной защиты с указанием количества и места хранения согласно приложению 4.