Руководства, Инструкции, Бланки

индивидуальный график сдачи сессии образец img-1

индивидуальный график сдачи сессии образец

Рейтинг: 4.8/5.0 (1857 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Индивидуальный график обучения - Студопедия

Индивидуальный график обучения

6.1. Индивидуальный график обучения предоставляется студентам, которые отсутствовали на занятиях в последние две недели семестра и (или) экзаменах (зачетах) в связи с болезнью или по иным уважительным причинам.

Индивидуальный график обучения предоставляет студенту возможность сдавать экзамены (зачеты) по соответствующим дисциплинам вне основных сроков, установленных в расписании для основной и дополнительной экзаменационной сессии.

6.2. Приказ о предоставлении студенту индивидуального графика обучения (продлении сроков сдачи зачётов и/или экзаменов) на основании заявления студента и справки лечебного учреждения установленного образца или иного документа, дающего основание для продления, готовит деканат факультета. В приказе оговариваются дисциплины и конкретные сроки сдачи задолженностей по ним.

При этом сроки сдачи зачётов продлеваются со дня окончания болезни на:

а) две недели, если студент проболел в течение всех зачетных дней

б) неделю, если студент в зачетные дни проболел два или менее рабочих дня.

В случае болезни студента в период экзаменов продление сроков экзаменационной сессии производится для сдачи:

- экзаменов, даты сдачи которых приходятся на время болезни студента;

- экзамена, на подготовку к которому после болезни осталось менее двух дней. При этом день сдачи экзамена в период подготовки не включается.

Первое продление производится на число дней болезни в дни сдачи экзаменов, но не менее чем на три дня на каждый подлежащий сдаче экзамен. Последующие продления производятся на число неиспользованных при предыдущих продлениях экзаменационной сессии дней, при этом периоды каникул и практик не учитываются.

Медицинская справка о болезни студента должна быть зарегистрирована в УИТиА на следующий день после её закрытия (не считая субботы, воскресенья или праздничных дней).

Справка лечебного учреждения о нахождении на приеме у врача в день проведения зачета или экзамена не является основанием для продления сроков ликвидации академической задолженности.

6.3. Если студент непосредственно перед зачетной неделей и экзаменационной сессией и (или) в её ходе длительно болел, он имеет право обратиться в лечебное учреждение, обеспечивающее обучающихся ТулГУ медицинским обслуживанием, для прохождения медицинского освидетельствования на предмет предоставления ему академического отпуска по медицинским показаниям.

Если после длительной болезни студент просит предоставить индивидуальный график обучения (продлить сессию), не желая начинать оформление академического отпуска, то деканатом совместно с кафедрами, проводящими занятия по дисциплинам семестра, принимается решение о возможности освоения пропущенного материала и сдачи зачета или экзамена в течение месяца после начала следующего семестра – предоставлении индивидуального графика обучения. В противном случае, студент должен пройти медицинское освидетельствование на предмет предоставления ему академического отпуска.

6.4. Продление экзаменационной сессии по иным, кроме болезни, причинам, подтвержденным соответствующими документами и признанным деканатом уважительными, производится по правилам, указанным в п. 6.1.

Другие статьи

Положение об индивид

/ Положение об индивид.графике

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение о порядке предоставления индивидуального графика сдачи сессий студентам СВФУ (далее – Положение) устанавливает требования к процедурам предоставления индивидуального графика сдачи сессий и продления сессии студентам СВФУ.

1.2. Настоящее Положение распространяется на учебные подразделения СВФУ.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Настоящее Положение разработано на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 01.09.13);

- Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями) (утрачивает силу с 01.09.13);

- Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (утрачивает силу с 01.09.13);

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71;

Положение о текущей и промежуточной аттестации студентов СВФУ, утвержденное приказом №532-ОД от 12.07.11;

Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов, докторантов и других категорий обучающихся СВФУ, утвержденное приказам №765-ОД от 7.10.11.

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Индивидуальный график сдачи сессий в соответствии с законодательством РФ может

быть предоставлен студенту при наличии уважительных причин в сроки, которые устанавливаются учебной частью деканатов института (факультетов).

4. ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ

5. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов

5.1.1. Студентам предоставление индивидуального графика сдачи зачетов и экзаменов оформляется до начала сессии, установленного графиком учебного процесса(в текущем семестре). Индивидуальный график сдачи сессии студентов оформляется приказом по студенческому составу за подписью проректора/директора филиала, уполномоченного правом подписи приказов по студенческому составу (Приложение

5.1.2. Проект приказа готовит учебная часть соответствующего факультета/института на основании личного заявления студента с приложением документов, подтверждающих необходимость предоставления индивидуального графика сдачи зачетов и экзаменов

в семестре (Приложение 2). Решение о предоставлении индивидуального графика сдачи сессии или продления экзаменационной сессии принимает проректор/директор филиала. Проект приказа с основаниями предоставляется в студенческий отдел кадров/учебную часть филиала для согласования и подписания приказа.

5.1.3. В приказе должны быть указаны сроки начала и окончания сдачи зачетов и экзаменов, установленные учебной частью деканата факультета/института данному студенту после рассмотрения представленных документов. Сроки не должны превышать 7 недель, включая период сессии (без учета каникул).

5.1.4. В период зимних каникул студенты также могут отрабатывать пропущенные контролирующие мероприятия и, соответственно, получить зачет или допуск к экзамену или получить итоговую оценку без прохождения промежуточной аттестации

в случае применения БРС.

5.1.5. При определении сроков индивидуального графика сдачи сессии рекомендуется придерживаться следующих расчетов:

Количество недель = целая часть

где x – количество дисциплин, по которым студент зачет не получил в установленные ГУП сроки, у – количество дисциплин с экзаменом (из данного количество можно исключить дисциплины, по которым студент получил итоговую оценку «автоматом»).

5.1.6. Студент, которому предоставлен индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов, может сдавать зачет и экзамен по любой учебной дисциплине независимо от наличия зачетов и экзаменов по другим дисциплинам (согласно п.5 Положения о текущей и промежуточной аттестации студентов СВФУ).

5.1.7. Студенту, которому предоставлен индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов, учебной частью факультета/института выдается отдельная ведомость (Приложения 4-5). Ведомость должна быть пронумерована и зарегистрирована в журнале.

5.1.8. В указанную ведомость вносятся оценки по первичной сдаче. Если студент не сдает экзамен или зачет, то ему дополнительно выдаются экзаменационные листы для пересдачи. Сроки пересдачи и количество пересдач регламентируются п.5 Положения о текущей и промежуточной аттестации студентов СВФУ.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова»

Система менеджмента качества

Положение о порядке предоставления индивидуальных графиков сдачи сессий

5.1.9. Ведомости сдаются студентом в учебную часть факультета/института полностью оформленными, с выставленными результатами экзамена (зачета) не позже чем через

1 день после окончания установленного приказом срока.

5.1.10. Индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов предоставляется:

студентам, восстановленным после службы в Вооруженных силах РФ и имеющим право на оформление индивидуального графика обучения в течение года с момента восстановления;

студентам, оформившим индивидуальный график обучения в семестре в связи с краткосрочной стажировкой за рубежом со сдачей зачетов и экзаменов по отдельному графику (до или после стажировки), согласованному с директором института/деканом факультета и с проректором;

студентам, имеющим уважительные причины (медицинские показания, семейные обстоятельства, длительные служебные командировки, стихийные бедствия и пр.), подтвержденные документально, при ходатайстве заведующего выпускающей кафедрой.

студентам, входящим в состав ППОС, в связи с общественной нагрузкой по представлению председателя ППОС.

5.1.11. Индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов предоставляется по медицинским показаниям студенту, пропустившему занятия по причине болезни от 14 дней (по одному и тому же заболеванию). Студенту, пропустившему занятия по болезни менее

2 недель, индивидуальный график не предоставляется. Студенту, пропустившему занятия по болезни более чем 40 дней, рекомендуется оформить академический отпуск.

5.2. Продленная экзаменационная сессия

5.2.1. Студентам, выполнившим все требования учебного плана семестра, сдавшим все зачеты и допущенным к сдаче экзаменационной сессии, но по уважительным причинам (болезнь и пр.), возникшим в период прохождения экзаменационной сессии, не имеющим возможности завершить ее в общеустановленные сроки, оформляется продление экзаменационной сессии.

5.2.2. Продление экзаменационной сессии оформляется приказом по студенческому составу за подписью проректора/директора филиала, уполномоченного правом подписи приказов по студенческому составу, по представлению учебной части факультетов/институтов (Приложение 3). При этом дата начала сессии остается неизменной, а число дней, на которые продлевается сессия, соответствует количеству дней сессии, пропущенных студентом.

5.2.3. Продление производится на число дней болезни в экзаменационную сессию, но не менее 4 дней на каждый подлежащий сдаче экзамен. Следующие продления производятся на число неиспользованных при предыдущих продлениях дней, при этом периоды каникул и практик не учитываются. Сроки не должны превышать 6 недель, включая период сессии (без учета каникул).

5.2.4. Студенту выдаются экзаменационные листы по пропущенным дисциплинам.

5.2.5. Представленные студентом медицинские справки являются основанием для оформления приказа об изменении сроков зачетной и экзаменационных сессий и принимаются к рассмотрению не позже, чем через три учебных дня после даты

допуска к занятиям, указанной в последней справке. В случае неявки студента на экзамен по уважительной причине студенту необходимо в течение двух дней поставить в известность деканат факультета/ института о причине неявки и представить оправдательные документы.

5.2.6. Приказ об установлении продленной экзаменационной сессии издается только после представления студентом в учебную часть факультета/института документов, подтверждающих уважительные причины пропуска студентом экзамена(ов) в течение трех рабочих дней.

5.2.7. Студентам, уложившимся в сроки индивидуального графика или продленной сессии, назначается академическая и/или социальная стипендия по результатам сессии согласно п.7.1 Положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов, докторантов и других категорий обучающихся СВФУ.

5.2.8. Студенты, обучающиеся с предоставлением места для проживания в общежитии, в период действия приказа о предоставлении индивидуальной или продленной сессии не выселяются из общежития в период зимних каникул. Сроки проживания в общежитии в период летних каникул устанавливаются студенту по согласованному решению директора института /декана факультета и дирекции студенческого городка (для студентов филиалов с комендантом общежития).

5.2.9. Студенты, имеющие на дату окончания сроков индивидуального графика (продления сессии) и времени, отведенного на пересдачу задолженности, подлежат отчислению из университета.

5.2.10. Копии приказов об установлении индивидуальной или продленной сессии передаются студенческим отделом кадров/учебной частью филиалов для последующей рассылки в структурные подразделения (стипендиальный отдел бухгалтерии (в бухгалтерию филиала), в учебные подразделения), выписка приказа с основаниями пришивается в личное дело студента;

6. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

6.1. По мере необходимости (при изменении законодательства и локальных актов университета) в Положение вносятся изменения и дополнения.

6.2. В Положение допускается вносить не более пяти изменений и дополнений, после чего оно подлежит пересмотру.

6.3. Все изменения и дополнения данного Положения вносятся в лист регистрации изменений и дополнений (Приложение 6) и доводятся до сведений всех учебных подразделений и должностных лиц.

6.4. Данное положение считается отмененным, если введена его новая редакция.

7. КОНТРОЛЬ НАД ВЫПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ НАСТОЯЩЕГО

Контроль над выполнением требований настоящего положения осуществляет УМУ.

8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Ответственность за разработку, регистрацию, хранение, изъятие и уничтожение настоящего положения несет начальник студенческого отдела кадров УМУ.

Обучение по индивидуальному графику - что это?

Обучение по индивидуальному графику - что это?

Студенты, обучающиеся по индивидуальной программе, часто считаются не такими, как все. К ним могут относится, как к студентам, имеющим определенные привилегии, то есть, как к блатным. Некоторые считают, что такие студенты не могут учиться как все, потому что им не позволяет здоровье. В любом случае индивидуальный график обучения - это такая форма и организация учебной деятельности обучающихся ВУЗов и техникумов, при которой студент часть или все дисциплины осваивает самостоятельно. И у него на это есть свои причины и обстоятельства.

Особенности индивидуального обучения

Несмотря на неоднозначное отношение со стороны к студентам, у которых индивидуальная программа обучения, эта форма имеет ряд особенностей. Причем большая часть этих достоинств основывается на положительной динамике относительно студентов. Перечислим основные из них:

Некоторые из предметов возможно проходить вместе с общим потоком студентов. То есть на определенного студента может распространяться индивидуальная программа не полностью, а частично. Он может готовиться дома по каким-то предметам, но вместе с этим он будет готовиться и в ВУЗе, как все остальные студенты;
Сдача зачетов и экзаменов осуществляется по индивидуальному графику. Причем это возможно в течение всего семестра. То есть, студенту не обязательно будет ждать наступления сессии. Как только он будет готов сдать экзамен, то он договаривается с преподавателем по этому предмету, и тот в свою очередь может принять экзамен.
Студент получит диплом дневного отделения. Имеется в виду, что даже несмотря на то, что студент может не посещать здание ВУЗа и не присутствовать на лекциях и других занятиях, он все равно получит диплом, в котором будет прописано, что он являлся студентов дневной формы обучения, что само по себе уде престижно.

Теперь стоит более подробно остановиться на каждой из перечисленных привилегий. Когда мы говорим про индивидуальный план занятий, то подразумевается, что студент готовится дома самостоятельно, но при этом посещает консультации преподавателей. Сессию он сдает вместе с одногруппниками. То есть, все предметы остаются такими же, как проходят по общей программе. Такая форма обучения предоставляется студентам, желающим закончить экстерном, или обучающимся в особых обстоятельствах.

Как учиться по индивидуальному плану

Получить право на обучение на индивидуальной основе может далеко не каждый. К первой категории студентов, которые имеют такое право относятся студенты 4 или 5 курсов высших учебных заведений. Также такое право доступно студентам техникумов с 1 по 5 курс.

Для того, чтобы был издан приказ о зачислении студента на свободную форму обучения, необходимо соблюдение следующих прописных правил:

студент уже имеет постоянное рабочее место, которое относится к его специальности;
студент по состоянию здоровья лечился в течении месяца и больше;
студенту требуется оформление декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком. Последний оформляется для тех студенток, чьи дети не достигли 3-х летнего возраста.
у студента умер один или несколько членов семьи в период его обучения в ВУЗе или техникуме.
студент представляет честь ВУЗа или техникума на спортивных соревнованиях.
студент занимается научной работе, относящейся к своей специальности;
студент перевелся с другого ВУЗа, где обучался по другой программе.
студент восстановился после отчисления или академического отпуска, а за это время учебная программа успела измениться.

Студент должен написать заявление соответствующей формы и представить подтверждающие документы и справки.Надо отметить, что в каждом отдельном учебном заведении могут различаться условия предоставления индивидуального графика. В некоторых исключительных случаях, здесь не прописанных, можно обратиться в деканат для решения этого вопроса.

Есть также и дополнительные условия для оформления индивидуального плана обучения.

средний балл по определенной дисциплине имеет показатель не ниже 4,0.
студент в установленные сроки подал заявление о предоставлении ему индивидуального плана обучения. В некоторых ВУЗах установлены жесткие сроки подачи заявление на ИГО. Например, не позже 3-7 дней после начала семестра.

Что включает индивидуальная программа обучения в ВУЗе

Индивидуальный график – это в первую очередь нормативный документ, который содержит все основные нормы и понятия касательно программы обучения. Например, список дисциплин (основные и по выбору), система оценки знаний, величину учебной нагрузки, типы и виды индивидуальных заданий, время сдачи сессии и тому подобные правила.

График индивидуальных занятий составляется студентом самостоятельно, а потом согласовывается и корректируется каждым преподавателем совместно со студентом. Как правило, это нужно сделать в течение недели после того, как было вынесено положительное решение о предоставлении графика. На сегодняшний день пока не существует единых норм и правил по индивидуальной программе обучения. каждым ВУЗом такие нормы устанавливаются самостоятельно, но в законе никаких четких определений нет. Если вы по каким-то причинам имеете особые обстоятельства, при которых становится невозможным или очень затруднительным обучение по обычной программе, то обязательно обратитесь к руководству своего учебного заведения для разрешения этой проблемы. Узнайте, какие условия предоставления индивидуального графика существуют в вашем учебном заведении и как конкретно это осуществляется.

© 2014 Рейтинг компаний, выполняющих академические работы. Все права защищены.

Профком студентов ВГСПУ

Сессия - тяжелое время для любого студента. Часто обучающиеся думают не только о том, как сдать все экзамены, но и о том, как не "остаться в дураках". Если вам кажется, что ваши права нарушают, то эта заметка для вас. Она содержит самые актуальные вопросы и грамотные ответы на них, это поможет вам разобраться.

Какой студент считается неуспевающим?

Неуспевающим считается студент, не сдавший к окончанию сессионного периода хотя бы один экзамен или зачет, установленный для данной сессии учебным планом специальности.

Разрешена ли сдача нескольких зачетов в один день?
Запрета нет.

Кем составляется расписание экзаменов?
Расписание экзаменов для всех форм обучения составляется администрацией вуза (учебнометодическим управлением), утверждается ректором высшего учебного заведения и доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за месяц до начала экзаменов.
Расписание составляется с таким расчетом, чтобы на подготовку экзаменов по каждой дисциплине было отведено не менее 34 дней.

Какие документы студент обязан иметь при себе на экзамене?
При явке на экзамены и зачеты студенты обязаны иметь при себе зачетную книжку, которые они предъявляют экзаменатору в начале экзамена.

Как принимаются зачеты по семинарским занятиям?
Зачеты по семинарским занятиям проставляются на основе представленных рефератов (докладов) или выступлений студента на семинарах, а также путем опросов студентов.
Преподаватель вправе поставить зачет без опроса тем студентам, которые активно участвуют в семинарских занятиях.

Какие сроки устанавливаются для сдачи экзаменов?
Экзамены при очной форме обучения сдаются в периоды экзаменационных сессий, предусмотренных учебными планами.
В виде исключения, учитывая успеваемость, ректор (первый проректор) вправе разрешить хорошо успевающим студентам досрочную сдачу экзаменов в пределах учебного года при условии выполнения ими практических работ и сдачи по данным курсам зачетов без освобождения студентов от текущих занятий по другим дисциплинам.
Студенты, которым разрешен в пределах общего срока обучения индивидуальный график занятий, могут сдавать зачеты и экзамены в межсессионный период в сроки, установленные деканатом.

При каких условиях студенты допускаются к сдаче экзаменов?
Студенты очной формы обучения допускаются к экзаменационной сессии при условии сдачи всех зачетов, предусмотренных учебным планом, выполнения и сдачи всех расчетнографических и других работ по дисциплинам учебного плана данного семестра.

Может ли студент, не сдавший зачеты, быть допущен к экзамену?
Студент, не имеющий зачетов (зачета), к экзаменационной сессии не допускается и ему предоставляется возможность ликвидации задолженностей в течение экзаменационной сессии. Конкретный период ликвидации задолженностей по зачетам устанавливается приказом ректора о проведении сессии. Студенты, не ликвидировавшие задолженности в установленный период, представляются к отчислению за академическую неуспеваемость.

Сколько экзаменов и зачетов могут сдавать студенты?
Студенты, обучающиеся в высшем учебном заведении по программам высшего профессионального образования, при промежуточной аттестации сдают в течение учебного года не более 10 экзаменов и 12 зачетов. В указанное число не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

Какой литературой можно пользоваться во время экзамена?
Во время экзамена студенты могут пользоваться учебными программами, а с разрешения экзаменаторов – справочной литературой и другими пособиями.

Учитывается ли посещаемость лекций, наличие конспекта по предмету и т.п. при оценке знаний студента на экзамене?

Преподаватель не имеет права занижать оценки студентам на экзамене в связи с непредставлением ими конспектов лекций и литературы, непосещением каких-либо внеучебных мероприятий, а также по другим причинам, не имеющим прямого отношения к уровню знаний экзаменующихся.

Какие действия может предпринять деканат в случае неявки студента на экзамен?
Если неявка на экзамен была вызвана неуважительной причиной, то она (неявка) приравнивается к неудовлетворительной оценке.
Студентам, которые не смогли сдать зачеты и экзамены в установленные сроки по болезни, другим уважительным причинам (семейные обстоятельства, длительные служебные командировки, стихийные бедствия), документально подтвержденные соответствующим учреждением, деканат устанавливает индивидуальные сроки сдачи экзаменов и зачетов.

В каком случае студент, имеющий академическую задолженность, может быть отчислен из института?
По представлению декана факультета приказом ректора с формулировкой «за академическую неуспеваемость» студент может быть отчислен из высшего учебного заведения, если:
в установленные приказом ректора сроки у него образовались в общей сложности три задолженности по экзаменам (неудовлетворительные оценки, неявки на экзамены без уважительных причин, недопуски на экзамен);
после окончания установленного приказом ректора сроков у него имеется одна или более задолженностей по зачетам и (или) экзаменам.

Сколько раз можно пересдавать один и тот же предмет?
Система оценок при проведении промежуточной аттестации обучающихся, формы, порядок и периодичность ее проведения указываются в уставе высшего учебного заведения.

Разрешается ли повторная сдача экзамена с целью повышения оценки?
Пересдача оценки с целью ее повышения в сессию не допускается. Пересдача не более двух оценок с целью получения диплома с отличием допускается с разрешения ректора или проректоров по учебной работе.

На каком основании предоставляется индивидуальный график или продление сдачи сессии?
В случае болезни студента в семестре по его письменному заявлению при наличии медицинской справки установленного образца приказом ему может быть установлен индивидуальный график сдачи зачетов и экзаменов.
В случае болезни студента в период экзаменационной сессии продление сроков сессии производится для сдачи:

экзаменов, даты сдачи которых приходятся на время болезни студентов;
экзамена, на подготовку к которому после болезни осталось менее 3 дней. При этом день сдачи экзамена в период подготовки не включается.

Первое продление производится на число дней болезни в экзаменационную сессию, но не менее 4 дней на каждый подлежащий сдаче экзамен следующие продления производятся на число неиспользованных при предыдущих продлениях дней, при этом периоды каникул и практик не учитываются.
(Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264); Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования; Правила внутреннего распорядка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования).

На основе материала сайта www.prostranstvo.ru

Индивидуальный график обучения студента

Индивидуальный график обучения студента

Автор: OlesyaZ | 14 ноября 2013

Индивидуальный график обучения - это такая форма и организация учебной деятельности обучающихся ВУЗов и техникумов, при которой студент часть или все дисциплины осваивает самостоятельно. При этом сессия также сдается не общим потоком, а персонально. С одной стороны, такая форма очень схожа с заочным обучением, однако имеет ряд существенных отличий:

  • Ряд дисциплин возможно проходить вместе с общим потоком.
  • Сдача зачетов и экзаменов осуществляется индивидуально. Причем это возможно в течение всего семестра.
  • Студент получит диплом дневного отделения.

При этом все учебные дисциплины остаются такими же, как при основной форме обучения.

Такая форма обучения предоставляется студентам, желающим закончить экстерном, или обучающимся в особых обстоятельствах.

Право на получение индивидуального графика обучения имеют студенты старших курсов (4-5) ВУЗов и студенты 1-4 курсов техникумов.

Основания для утверждения:

  1. Студент-старшекурсник устроен на работу по своей специализации.
  2. Обучающийся месяц или более проходил лечение.
  3. Требуется декретный отпуск или уход за ребенком (для матерей детей не старше трех лет).
  4. В связи со смертью членов семьи.
  5. Студент - участник спортивных соревнований и выступает на честь ВУЗа или техникума.
  6. Обучающийся задействован в какой-либо научной деятельности.
  7. Студент переведен из другого учебного заведения. в котором действует иная учебная программа.
  8. Студент восстановлен и имеет задолженности или учебная программа за это время была изменена.

Студент должен написать заявление соответствующей формы и представить подтверждающие документы и справки.

Надо отметить, что в каждом отдельном учебном заведении могут различаться условия предоставления индивидуального графика. В некоторых исключительных случаях, здесь не прописанных, можно обратиться в деканат для решения этого вопроса.

Возможные дополнительные условия

  • Средний балл по дисциплинам не ниже 4.0.
  • Студент подал заявление вовремя. В некоторых ВУЗах установлены жесткие сроки подачи заявление на ИГО. Например, не позже 3-7 дней после начала семестра.

Что входит в индивидуальный график обучения в вузе?

ИГО - это нормативный документ, в котором будут прописаны все основные вопросы, касающиеся обучения. Например, список дисциплин (основные и по выбору), система оценки знаний, величину учебной нагрузки, типы и виды индивидуальных заданий, время сдачи сессии и т.д.

Индивидуальный график своего обучения студент составляет самостоятельно вместе с преподавателем, который будет его куратором. Как правило, это нужно сделать в течение недели после того, как было вынесено положительное решение о предоставлении графика.

К сожалению, единых нормативов предоставления ИГО не существует. Если у Вас имеются особые обстоятельства, при которых становится невозможным или очень затруднительным обучение по обычной программе, то обязательно обратитесь к руководству своего учебного заведения для разрешения этой проблемы. Узнайте, какие условия предоставления ИГО существуют в Вашем учебном заведении и как конкретно это осуществляется.

Поставь +1 и поделись с друзьями:

Оформляем отпуск для сдачи зимней сессии

Оформляем отпуск для сдачи зимней сессии

В связи с тем, что в большинстве образовательных учреждений зимняя сессия начинается сразу после новогодних праздников, в отдел кадров уже в конце декабря начинают поступать справки-вызовы, подтверждающие право работников, совмещающих работу с обучением, на дополнительные оплачиваемые отпуска, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и законодательством об образовании (так называемые «учебные отпуска»).
Чтобы у сотрудников отдела кадров осталось время на поиски и приобретение новогодних и рождественских подарков, при оформлении учебных отпусков им следует руководствоваться нижеизложенными правилами и рекомендациями.

Условия предоставления учебных отпусков

Продолжительность учебного отпуска и его характер (оплачиваемый или неоплачиваемый) зависят от уровня получаемого работником образования (начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального), формы обучения (заочной, очно-заочной (вечерней), др.) и курса обучения.
Непременными условиями предоставления учебных отпусков, предусмотренных статьями 173 — 175 Трудового кодекса РФ, являются:

государственная аккредитация образовательного учреждения, в котором обучается работник;

успешное обучение работника в образовательном учреждении;

получение образования соответствующего уровня впервые.

Рассмотрим подробно каждое из этих условий.

Государственная аккредитация образовательного учреждения, в котором обучается работник

Государственная аккредитация образовательного учреждения — это установление статуса образовательного учреждения по его типу и виду с установлением перечня образовательных программ, по которым учреждение образования имеет право выдавать выпускникам документы об образовании государственного образца. Государственная аккредитация подтверждается свидетельством, выдаваемым на основании распорядительного документа федерального органа управления образованием.
Сведения об образовательных учреждениях, прошедших аккредитацию и получивших свидетельства, с перечнем аккредитованных программ, а также сведения об образовательных учреждениях, действие свидетельств которых приостановлено или аннулировано, вносятся аккредитационным органом в реестр аккредитованных образовательных учреждений и публикуются в периодических изданиях этого органа. Кроме того, с информацией об аккредитации того или иного образовательного учреждения работники кадровой службы могут ознакомиться в периодически издаваемых Минобрнауки России приказах «О государственной аккредитации и аттестации образовательных учреждений».
В том случае, если образовательное учреждение имеет государственную аккредитацию, предоставление учебных отпусков, предусмотренных статьями 173 - 175 Трудового кодекса РФ, является обязанностью работодателя. В случае же отсутствия государственной аккредитации работодатель не обязан освобождать работника от работы для прохождения учебных мероприятий, хотя, и может предоставить учебный отпуск на условиях, предусмотренных коллективным договором или согласованных с работником в индивидуальном порядке при заключении трудового договора (часть шестая статьи 173, часть четвертая статьи 174 и часть вторая статьи 175 ТК РФ).

Успешное обучение работника в образовательном учреждении

Условие об успешности обучения присутствовало в числе условий, необходимых для предоставления отпусков, и в ранее действовавшем законодательстве. С изменением законодательства менялось и содержание понятия «успешность обучения».
Первый Кодекс законов о труде РСФСР от 09.11.1922 никак не выделял работников, совмещающих работу с обучением.
По мере становления образования в СССР «успешно обучающимся в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта, а также лицам, успешно обучающимся в вечерних (сменных) профессионально-технических училищах, и лицам, обучающимся без отрыва от производства в вечерних (сменных, сезонных) и заочных средних общеобразовательных школах рабочей и сельской молодежи, для подготовки и сдачи экзаменов» <*> стали предоставляться отпуска большей, по сравнению с обычной, продолжительностью. Например, ученикам школ фабрично-заводского и горнопромышленного ученичества и школ массовых профессий очередной отпуск предоставлялся в размере 1 календарного месяца, но не менее 24 рабочих дней <**> — против 12 рабочих дней с добавлением выходных дней, приходящихся на отпускное время для обычных работников.

<*> Инструкция Госкомстата СССР от 24.02.1949 № 813.
<**> Правила об очередных и дополнительных отпусках (утверждены постановлением Народного Комиссариата труда СССР от 30.04.1930 № 169).

Законодательно закрепленные критерии «успешности» появились гораздо позже. Сначала косвенные — «в период работы учащихся на производстве, когда обучение проводится заочно, к сдаче экзаменов допускаются учащиеся, полностью выполнившие все контрольные и лабораторно-практические работы, установленные учебным планом для данного курса (семестра)» <*>, а затем и явные. Так, пунктом 7 приказа Минвуза СССР от 05.09.1960 № 472 «Об утверждении Положения о курсовых экзаменах в заочных средних специальных учебных заведениях» успешно выполнившими учебный план и имеющими право на дополнительный оплачиваемый отпуск признавались учащиеся-заочники, которые не имели академической задолженности за предыдущий курс и к началу лабораторно-экзаменационной сессии выполнили с положительной оценкой все контрольные работы и курсовые проекты по предметам, выносимым на лабораторно-экзаменационную сессию.

<*> Приказ Минвуза СССР от 21.03.1960 № 160-а «Об утверждении Положения о переводных и семестровых экзаменах в дневных и вечерних средних специальных учебных заведениях».

Далее, эта формулировка была уточнена в письме Минвуза СССР от 27.05.1965 № И-40 «О порядке вызова на лабораторно-экзаменационную сессию учащихся-заочников средних специальных учебных заведений»: успешно выполняющими учебный план и имеющими право на дополнительно оплачиваемый отпуск стали считаться учащиеся-заочники, не имевшие академической задолженности за предыдущий курс и к началу лабораторно-экзаменационной сессии по предметам, выносимым на данную сессию, выполнившие с положительной оценкой не менее 75% контрольных работ и представившие остальные 25% контрольных работ и курсовые проекты на рецензирование.
Принятый впоследствии КЗоТ РФ также ввел условие успешности обучения для предоставления дополнительного отпуска в отношении работников, обучающихся без отрыва от производства в средних профессионально-технических училищах по вечерней (сменной) форме обучения, на вечерних (сменных) отделениях училищ (статья 194 КЗоТ РФ), а также для студентов и учащихся, успешно обучающихся в вечерних или заочных высших и средних специальных учебных заведениях (статья 198 КЗоТ РФ).
Постановлением Совета Министров СССР от 24.12.1982 № 1116 «Об утверждении положения о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях» (с изм. на 15.06.1991) предусматривались льготы для рабочих и служащих, успешно обучающихся без отрыва от производства в средних общеобразовательных вечерних (сменных) и заочных школах, в средних профессионально-технических училищах по вечерней (сменной) форме обучения, на вечерних (сменных) отделениях средних профессионально-технических училищ, на подготовительных отделениях при высших учебных заведениях, в высших и средних специальных учебных заведениях по вечерней и заочной формам обучения.
Эта новелла указанного постановления по распространению условия «успешности» и на совмещающих работу с обучением в учреждениях высшего профессионального образования, и на обучающихся в образовательных учреждениях среднего и начального профессионального образования нашла свое закрепление и в Трудовом кодексе РФ.
В связи с этим, авторы комментариев к Трудовому кодексу РФ так расшифровывают термин «успешность» — лицами, которые обучаются успешно, признаются:
«а) по вечерней форме обучения в высших учебных заведениях — студенты, которые в соответствии с учебным планом сдали все зачеты, а также выполнили предусмотренные для данного семестра другие работы;
б) по заочной форме обучения в высших учебных заведениях — студенты, которые не имеют задолженности за предыдущий курс или семестр и к началу сессии выполнили все контрольные и курсовые работы по дисциплинам, выносимым на сессию»<*>.

<*> Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н. Гусова. — М. ООО «ТК Велби», 2002.

Однако, несмотря на расширение содержания критерия «успешности обучения», в реальности его применение проблематично. Дело в том, что работодатель узнает о необходимости предоставления отпуска работнику, совмещающему работу с обучением в среднем или высшем профессиональном учреждении образования, только из справки-вызова (о ней речь пойдет далее).
Решение о допуске учащегося к тем или иным испытаниям принимается учреждением образования. По сути, упомянутая справка должна выдаваться работнику-учащемуся при выполнении им установленного учебного плана. А он, как известно, признается выполненным при отсутствии оценок «неудовлетворительно» или «не зачтено». Решение же о допуске к экзаменам (зачетам) учащихся, получивших неудовлетворительные оценки по итогам текущего учета знаний (как по предметам выносимым, так и не выносимым на сессию), как правило, принимается учреждением образования в индивидуальном порядке.
Образовательное учреждение самостоятельно в выборе систем оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации.
Решение о переводе студента на следующий курс принимается учреждением образования в соответствии с уставом учреждения. За невыполнение учебного плана по направлению подготовки (специальности) в установленные сроки к студенту могут применяться меры дисциплинарного воздействия (вплоть до отчисления из учебного заведения). Образовательное учреждение самостоятельно решает, что делать со студентом, имеющим академическую задолженность: не допускать к обучению на следующем курсе до ликвидации задолженности, переводить на следующий курс с задолженностью, отчислить из образовательного учреждения.
Самостоятельная же оценка работодателем успешности обучения своего работника не входит в его компетенцию, и введение им своего порога «успешности» будет незаконным. Если учебное заведение выдало справку-вызов, то работодатель обязан предоставить обучающемуся работнику дополнительный отпуск. Обратной силы положение об «успешности» не имеет — т.е. даже если, например, студент, будучи отправленным в учебный отпуск, не сдал сессию, работодатель не имеет право производить какие-либо вычеты из его зарплаты за «неуспешное обучение».

Получение образования соответствующего уровня впервые

Согласно части первой статьи 177 Трудового кодекса РФ дополнительные отпуска работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые. Эта норма поставила в затруднительное положение работников, поступивших в образовательные учреждения до 01.02.2002, т.е. до момента введения в действие Трудового кодекса РФ, а также работодателей, которые не могли определиться с предоставлением оплачиваемых отпусков указанным работникам. Минтруд России на этот счет разъяснение не подготовил, поэтому в основном дискуссии вышли на страницы специальных изданий, посвященных вопросам трудового права.
Были попытки оспорить конституционность этой нормы Трудового кодекса РФ в Конституционном Суде РФ.

В апреле 2004 года Конституционный Суд РФ вынес определение по жалобе на нарушение прав гражданина частью первой статьи 177 Трудового кодекса РФ.
В жалобе обосновывалось, что указанная норма, лишая граждан, желающих получить второе высшее образование, права на предоставление им по месту работы оплачиваемых отпусков, противоречит предписаниям статьи 55 (части 2 и 3) Конституции РФ и не соответствует ее статье 19 (части 1 и 2), поскольку ставит в преимущественное положение работников, получающих высшее образование впервые, и, следовательно, нарушает равенство прав и свобод граждан, совмещающих работу с обучением.
При рассмотрении этого заявления Конституционный Суд РФ руководствовался следующим.
Согласно статье 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование (часть 1); гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях и на предприятиях (часть 2); каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3).
Провозглашение права на образование в числе основных конституционных прав предопределяет обязанность государства, исходя из конституционно значимой цели — обеспечения (на основе равенства и в зависимости от способностей каждого) максимально широкого доступа граждан к высшему образованию, предпринимать необходимые меры для наиболее полного осуществления этого права, создания социально-экономических условий, обеспечения правовых гарантий свободного функционирования и развития системы образования, получения гражданами не только основного общего и среднего профессионального, но и высшего образования.
Доступность высшего профессионального образования при существующем уровне доходов населения связана, в том числе с возможностью получить его, совмещая учебу в высших учебных заведениях с работой. В этих целях федеральный законодатель установил для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях без отрыва от производства, ряд гарантий и компенсаций в сфере труда. Так, в соответствии со статьей 173 Трудового кодекса РФ работникам, поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодателем предоставляются дополнительные отпуска на определенные сроки с сохранением заработной платы для прохождения промежуточной аттестации, подготовки и защиты выпускной квалификационной работы, сдачи итоговых государственных экзаменов; на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов они имеют право на сокращенную на 7 часов рабочую неделю с выплатой за время освобождения от работы 50 процентов среднего заработка по основному месту работы; работникам, обучающимся по заочной форме, один раз в учебном году работодателем оплачивается проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно и т.п.
Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 24.01.2002 по делу о проверке конституционности положений части второй статьи 170 и части второй статьи 235 Кодекса законов о труде РФ и пункта 3 статьи 25 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», следует, что при регулировании трудовых отношений, в частности при установлении дополнительных гарантий (преимуществ) для одной из сторон в трудовом договоре, законодатель — в силу требований статей 1 (часть 1), 7 (часть 1), 8 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть1), 35 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ — должен обеспечивать баланс соответствующих конституционных прав и свобод, являющийся необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве, что составляет правовую основу справедливого согласования прав и интересов работников и работодателей как сторон в трудовом договоре.
Поэтому, по мнению Конституционного Суда РФ, закрепляя в Трудовом кодексе РФ гарантии и компенсации для работников, совмещающих работу с обучением в высших учебных заведениях, и возлагая на работодателей обязанности по их обеспечению, включая обязанность сохранять за периоды освобождения от работы в связи с обучением среднюю заработную плату, производить иные выплаты, законодатель вправе предусмотреть в качестве условия предоставления такого рода гарантий и компенсаций за счет средств работодателя получение работником образования данного уровня впервые.
Устанавливающая соответствующее условие норма части первой статьи 177 Трудового кодекса РФ по заключению Конституционного Суда РФ не препятствует решению вопроса о гарантиях и компенсациях работникам, получающим второе высшее образование, в рамках коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования и не исключает обязанности работодателя предоставлять таким работникам льготы в связи с обучением, если это предусмотрено коллективным договором либо соглашением между работником и работодателем.
Таким образом, Конституционный Суд РФ пришел к следующему выводу: положение части первой статьи 177 Трудового кодекса РФ само по себе не может рассматриваться как ограничивающее конституционные права и свободы граждан, желающих получить второе высшее образование, и нарушающее положения статьи 55 (части 2 и 3) Конституции РФ. Не может оно расцениваться и как нарушающее равенство всех перед законом и судом и равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19, части 1 и 2 Конституции РФ), поскольку из конституционного принципа равенства не вытекает требование предоставления одинаковых гарантий и компенсаций лицам, относящимся к разным категориям — получающим высшее образование впервые и уже имеющим образование такого уровня.
Что касается второй части жалобы, в которой заявитель ссылался на то, что до введения Трудового кодекса РФ он пользовался учебными отпусками наравне с работниками, получающими высшее образование впервые, то Конституционный Суд РФ оставил ее без должного внимания. Такую позицию Конституционный Суд РФ занял по той причине, что по существу, заявителем перед Конституционным Судом РФ был поставлен вопрос о том, имеются ли — исходя из предписаний статьи 424 Трудового кодекса РФ, устанавливающей порядок применения данного Кодекса к правоотношениям, возникшим до и после введения его в действие, правовые основания для распространения на него оспариваемого положения, т.е. фактически вопрос о проверке законности и обоснованности правоприменительных решений по его делу. Однако такая проверка, включая проверку правильности выбора и истолкования норм, подлежащих применению в конкретном деле, относится к компетенции вышестоящих инстанций судов общей юрисдикции. В полномочия Конституционного Суда РФ, как они установлены статьей 125 (часть 4) Конституции РФ и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», разрешение этих вопросов не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд РФ вынес определение от 08.04.2004 № 167-О, которым отказал в принятии к рассмотрению жалобы, поскольку разрешение поставленного заявителем вопроса Конституционному Суду РФ неподведомственно .

Таким образом, работодатели и работники не получили ответа на вопрос о том, должен ли работодатель предоставлять работнику, получающему второе профессиональное образование оплачиваемый отпуск, если работник поступил в образовательное учреждение до 01.02.2002.
Сама по себе позиция законодателя, изложенная в статье 177 Трудового кодекса РФ, в действительности понижает гарантии работникам, получающим второе образование. Тем не менее, вышеуказанная норма не запрещает устанавливать для получающих второе образование гарантии, аналогичные предусмотренным законодательством для получающих образование впервые, посредством коллективно-договорного регулирования (в коллективном договоре) или в индивидуальном порядке (в трудовом договоре). Это следует из пункта 5 статьи 17 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которому для работников организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, совмещающих учебу в высших учебных заведениях с работой, коллективным договором или трудовым договором могут предусматриваться увеличение продолжительности дополнительных отпусков, предоставление отпуска с сохранением заработной платы вместо отпуска без сохранения заработной платы и иные льготы.
В том случае, если стороны не придут к соглашению о создании для работника условий для получения работником второго образования, у работника остается право обратиться с просьбой о предоставлении ему на время сдачи экзаменов, защиты выпускной квалификационной работы отпуска без сохранения заработной платы на условиях, предусмотренных статьей 128 Трудового кодекса РФ. В соответствии с этой статьей вопрос о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы для указанных целей решается работодателем по собственному усмотрению. В случае отказа, работник может попытаться обжаловать такое решение, однако орган по трудовым спорам не вправе понудить работодателя предоставлять работнику необходимый ему отпуск.
Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования — это прямо установлено пунктом 6 статьи 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Федерального закона в Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»;

для сдачи итоговых государственных экзаменов

В перечисленных случаях отпуск работнику также предоставляется на основании справки-вызова из учебного заведения.
Отказать в предоставлении такого отпуска работодатель не вправе.

Правила использования работниками учебных отпусков

Учебные отпуска относятся к целевым отпускам, и их целью является использование времени освобождения от работы для сдачи экзаменов, участия в мероприятиях, связанных с обучением. Указанные отпуска введены законодательством наряду с ежегодными отпусками, которые предоставляются работнику для отдыха. Отсюда следует, что при совпадении ежегодного оплачиваемого отпуска и учебного отпуска, ежегодный отпуск должен переноситься или продлеваться на условиях, установленных статьей 124 Трудового кодекса РФ.
Отказывать работнику в предоставлении учебного отпуска по мотиву того, что он может использовать свой очередной отпуск для экзаменационной сессии, работодатель не вправе.
Не вправе работодатель и отзывать работника из учебного отпуска или требовать явки на работу в день сдачи зачета или экзамена после их сдачи.
Если работник-студент не участвовал в экзаменационной сессии или в иных учебных мероприятиях, на время проведения которых законодательством предусмотрен отпуск, то требовать предоставления учебного отпуска впоследствии он не вправе (исключением является только временная нетрудоспособность работника).
Возможность соединения учебных отпусков с ежегодными предусмотрена частью второй статьи 177 Трудового кодекса РФ, согласно которой к дополнительным отпускам, предусмотренным статьями 173 - 175 ТК РФ (т.е. к учебным отпускам), по соглашению работодателя и работника могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска.

Оплата учебных отпусков

Согласно части девятой статьи 136 Трудового кодекса РФ оплата любого отпуска производится не позднее чем за 3 дня до его начала. Как правило, на практике работодатели перед отпуском выплачивают только часть причитающихся работнику денежных средств. Вторую же выплачивают после представления работником справки-подтверждения, которая выдается образовательным учреждением для подтверждения того, что работник во время учебного отпуска находился в образовательном учреждении. Такой подход не согласуется с частью девятой статьи 136 Кодекса, однако работодатели прибегают к нему для того, чтобы обеспечить дисциплинированность работников и не злоупотреблять с авансированием.
Для расчета причитающихся работнику сумм сотрудник отдела кадров по унифицированной форме № Т-60 составляет записку-расчет о предоставлении отпуска работнику (примерный образец заполнения формы приводится в разделе «БУМАГИ» — стр. 88) и представляет ее в бухгалтерию.
Средний заработок для оплаты отпуска исчисляется в порядке, установленном статьей 139 Трудового кодекса РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213.

Также по этой теме: