Руководства, Инструкции, Бланки

методы и приемы руководства трудовой деятельностью дошкольников img-1

методы и приемы руководства трудовой деятельностью дошкольников

Рейтинг: 5.0/5.0 (1879 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности

Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности

Одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, выполнения самих трудовых действий, обсуждения результатов труда. В различных видах труда детей дошкольного возраста содержатся истоки раннего выявления способностей, нравственных качеств личности. Результаты изучения состояния трудового воспитания дошкольников показывают, что дети дошкольного возраста часто вступают в конфликты со сверстниками в процессе трудовой деятельности, не могут самостоятельно спланировать свою деятельность, распределить обязанности. Это оказывает отрицательное влияние на взаимоотношения детей друг с другом. Перед нами стояла задача выбрать наиболее эффективные методы и приёмы руководства трудовой деятельностью дошкольников, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для «изгоев» и «отверженных».

Создание условий самореализаций на основе субъективности ребенка в коллективных взаимоотношениях, основными характеристиками развития которых является организация совместной, увлекательной деятельности детей – труд, и педагогическое обеспечение, направленное на создание условий для формирования коллективных взаимоотношений, выступят эффективным средством выражения индивидуальности ребенка в группе сверстников. Когда же средством организации положительных взаимоотношений между детьми становится труд, осознаваемый с помощью мотивов, результат такой деятельности всегда внутренне содержателен. Для личностного роста это высокий стимул.

Понятия «взаимоотношения» и «труд» являются в нашей работе ключевыми, поэтому мы рассматриваем их как с разных точек зрения, так и во взаимосвязи.

Одна из характерных особенностей трудовой деятельности дошкольников – отличие труда детей от труда взрослых. С.А.Козлова, Т.А.Куликова [2] отмечают первое отличие в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей, в понимании взрослых, труд современного ребенка носит воспитывающий характер, удовлетворяя потребность ребенка в самоутверждении и познании собственных возможностей, сближении со взрослыми.

Выполняя трудовое задание, дети часто переключаются на игру, именно близость труда к игре и является еще одной особенностью детской трудовой деятельности.

Труд дошкольников не имеет постоянного материального вознаграждения, носит ситуативный, необязательный характер. В процессе труда дети приобретают не профессиональные навыки, а навыки, помогающие им становиться самостоятельными. Еще одной характерной особенностью трудовой деятельности детей является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они еще пока находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого. Как отмечается в работах С.А.Козловой [3], труд детей дошкольного возраста по содержанию принято подразделять на четыре вида:

  • самообслуживание;
  • хозяйственно-бытовой труд;
  • труд в природе;
  • ручной (художественный) труд

Начало нашей работы состояло в изучении уровней положительных взаимоотношений дошкольников в процессе труда, определение мотивов, лежащих в основе общения детей друг с другом. Затем изучили уровень развития трудовых умений и навыков детей нашей возрастной группы, провели диагностические игры («секрет»), наблюдения за деятельностью детей по следующим критериям:

  • ребенок умеет договариваться со сверстниками в процессе трудовой деятельности;
  • работает сообща;
  • бережет и ценит работу товарища;
  • помогает товарищам по собственной инициативе;
  • помогает товарищу по его просьбе;
  • умеет вежливо отказать товарищу;
  • характер оценки работы сверстника;
  • отношение к замечаниям по работе.

Было проведено первичное знакомство посредством бесед с детьми и их родителями, анкетирования с родителями, посещения на дому с целью изучения социально-эмоциональной сферы личности ребенка, его семьи. В результате бесед с детьми и родителями, в ходе наблюдения за поведением детей в процессе трудовой деятельности, мы узнали личностные особенности детей группы и выяснили их отношения в группе. Выявили критерии выбора детьми друзей, изучили качества дошкольников, наиболее ценностные для сверстников. Выяснилось, что дети, в основном, выбирают себе друзей по внешним показателям, по их умениям, и по лидерству в группе.

Изучив теоретическую, методическую литературу и передовой педагогический опыт, нами было решено приступить к планированию работы. При этом мы стремились спланировать свою работу так, чтобы каждый ребенок в процессе труда в группе сверстников чувствовал себя востребованной личностью, ощущал комфорт от своего пребывания здесь, получал необходимую поддержку от товарищей.

Для развития эмоционально – положительных отношений детей друг к другу, нравственных представлений во взаимоотношениях со сверстниками, на этом этапе работы нами были поставлены следующие задачи:

  1. Разработать методы и приемы педагогического руководства трудовой деятельностью с целью формирования положительных отношений и нравственных качеств – сопереживания, сочувствия и взаимопомощи.
  2. Создать дружескую атмосферу в группе с целью вовлечения замкнутых, а также неуравновешенных и не пользующихся популярностью детей в дружеские микрообъединения.
  3. Формировать положительные взаимоотношения на основе доброжелательного общения.

Нередко формирование коллективных отношений, дружелюбия предлагается начинать с самостоятельной деятельности, но при враждебном, отчужденном отношении ребенка к сверстникам, она не может объединить детей. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе, как агрессивные, так и замкнутые, не готовы к объединению вокруг общей цели, тем более когда ребенок только пришел в детский сад.

Мы продумали систему работы по трудовому воспитанию с использованием этических бесед («Помогу-ка другу я», «Мы поссоримся и помиримся», «Как положено друзьям, всё мы делим пополам» и т.д.), игр («Поможем Мишке собрать игрушки»), наблюдений за трудом взрослых и более старших дошкольников, театрализованной (разыгрывание знакомых детям сказок, потешек, небольших занимательных сценок с использованием игрушек и предметов труда), продуктивной, изобразительной деятельностей, чтения художественной литературы, решения проблемных ситуаций («Почему поссорились мальчики, когда убирали игрушки), использованием в работе считалок, мирилок, словотворчества, которые проводились в учебной или в совместной деятельности. Важно, что это было именно системой, а не использованием от случая к случаю. К работе подключили и родителей. Они не остались равнодушными, ведь они тоже хотели, чтобы у детей в группе были доброжелательные отношения. В приёмной у нас находится папка – передвижка «Из опыта семейного воспитания», где постоянно меняется информация. Кроме того, родители принимали активное участие в совместном труде с детьми: папы чинили игрушки, мамы помогали изготавливать пособия для игр, выносной материал, все вместе работали на участке (убирали снег, строили фигуры из снега, весной высаживали деревья, летом клумбы, осенью собирали семена цветов, заготавливали материал для ручного труда). Всем вместе работать было очень интересно. А воспитание дружеских взаимоотношений предполагается не только у дошкольников между собой, но и между детьми и взрослыми, между детьми и живой природой, ведь все живое требует от нас заботы, участия и доброго отношения. Дружить можно со всем окружающим миром. Как сказал кот Матроскин в известном мультфильме: «Совместный труд для общей пользы он облагораживает». Кстати, Матроскин постоянный гость на занятиях, в труде, в играх. Он учит детей дружить, помогает найти выход из трудных, спорных ситуаций, помогает им трудиться. Перед началом любой трудовой деятельности мы используем девиз, который дети придумали сами:»Мы друг другу помогаем». А если вдруг в работе возникли разногласия, мы используем «Коврик Мира», сидя на котором дети пытаются договориться, положив между собой тот предмет, из-за которого возник спор.

В процессе трудовой деятельности дети придумали много стихов. Например:

скучно, скучно так сидеть,
друг на друга всё глядеть,
поработаем немножко,
подметём сейчас дорожку.

сам себе я помогу,
быстро брюки натяну. (используется при одевании)
или: подмету дорожку я
для тебя и для себя.

Проведённая нами работа позволила наладить отношения замкнутых и агрессивных детей со сверстниками, подготовить их к сотрудничеству, в котором все делают одно общее дело (сначала деятельность организовывали в парах, где замкнутый, либо агрессивный ребенок имел возможность работать вместе с ребенком, имеющие ярко выраженные индивидуальные особенности. Такая организация работы (по секрету) способствовала объединению, побуждала договариваться и согласовывать свои действия).

В дальнейшем, характер организации деятельности менялся – в процесс совместной деятельности включалось третье лицо. Было решено включить в триаду ребенка, не являющегося другом одного из участников пары, чтобы двое детей не противопоставляли себя товарищу. Такая организация совместной трудовой деятельности позволяла сохранять равновесие и спокойствие, делая обстановку доброжелательнее, а общение детей доверительнее. Так, например, Данила и Саша лепили персонажей из сказки «Колобок», чтобы впоследствии развернуть игру со своими же поделками. Даша, общительная, весёлая девочка, с которой хотят дружить многие – лепит зайчика. Посматривая за Данилом, который пытается вылепить хитрую лису, она подсказывает ему: «Ты вот тут лисе нос вытяни, он же у неё острый и длинный». Данила, которого большинство детей отвергало за медлительность, замкнутость, слабую активность, прислушивается к совету Даши и повторяет подсказанные действия. Алена, которая обычно мало общается с обоими мальчиками, дружелюбно смотрит на них и комментирует: «Такой зайчик весёлый получился. И лиса тоже ничего». У неё самой не очень получается волк и она просит помощи у Даши, на что девочка охотно откликается.

Все эти действия сплачивали детей, не проявляющих ранее никакого интереса друг к другу. Подобным образом проявлялись лучшие индивидуальные качества ребенка, ранее застенчивого, которому очень хотелось показать себя с лучшей стороны.

Общение детей в совместной трудовой деятельности носило доброжелательный характер. Таким образом, организация совместной деятельности детей («по секрету»), содержание которой знали только участники малой группы, способствовала изменению позиции в отношении непопулярных сверстников, позволила выделить их, как заслуживающих внимания и сочувствия. А это в свою очередь, повлекло за собой заинтересованное отношение к отверженным, замкнутым, слабовольным детям, желание играть вместе с ними, участвовать в различных видов деятельности. Замкнутые ребята становились более общительными, а агрессивные дружелюбными и не столь вспыльчивыми.

Однако, наши усилия не во всех случаях обеспечивали со стороны сверстников проявления нравственного поведения, выражающего сочувствие и сопереживание. Так, некоторые дошкольники стремились продемонстрировать только свои возможности. С высокомерием относились к более слабому ровеснику. В связи с этим, появилась необходимость вновь обратиться к эмоциональному отношению воспитанников к происходящему. Поскольку некоторые дети были равнодушны к переживаниям своих сверстников, надо было оживить, одухотворить их собственные переживания и чувства. Поэтому мы решили еще раз обратиться к организации совместной деятельности – хозяйственно – бытового труда. В связи с этим была привлечена часть испытуемых к изготовлению пособий для занятий с малышами, к ремонту игрушек и книг для них. Мотивация, что старшие дошкольники могут быть полезными для малышей, не умеющих выполнять подобную работу, а также принести им радость своей помощью, выступила действенным и важным для старших детей стимулом. Они стали осмысливать общественную полезность своих действий.

Старшие дошкольники, которые недоброжелательно относились к сверстникам, демонстрируя свои превосходства, с большим удовольствием и большей увлеченностью ремонтировали книжки малышей, приводили игрушки в порядок, помогали в изготовлении материала для занятий с малышами.Однако действенность данного мотива, его доступность ребенком усваиваются не сразу. Для того, чтобы научить детей видеть и чувствовать рядом с собой другого ребенка, было установлено шефство над малышами – мы организовали хозяйственно – бытовой труд детей, мотивируя тем, что малыши нуждаются в помощи старших дошкольников. В обязанности испытуемых, выполняющих роль шефов, входила помощь в осуществлении бытовых процессов. Затем дети охотно рассказывали о впечатлениях, после оказанной ими помощи малышам, о настроении малышей, испытывающих благодарность.

Детские привязанности, обнаруживающиеся в ходе такого общения, не могли оставить наших воспитанников равнодушными к другим детям. Нами было зафиксировано немало случаев проявления сочувствия и сопереживания к малышам со стороны старших. Например: «Не плачь, маленький, я сейчас тебе дам другую игрушку» - старший дошкольник достает другую игрушку и дает её малышу; или же - «Сейчас вместе оденемся, завяжем шарфик хорошо, чтобы не замерзла», - обращается к маленькой девочке Даша. Или же: «Ой, маленький, тебе же больно, да? Дай я тебя обниму» - жалеет малыша Артём.

Вся деятельность по организации помощи малышам вызывала положительные эмоции у тех дошкольников, которым было трудно преодолевать свою гордость, эгоизм по отношению к сверстникам, так как они замечали привязанности и симпатии к ним малышей. А самое главное – получали одобрение взрослых.

Из результатов проведенной работы стало ясно, что напрасным наш труд не был. У детей формируются положительные взаимоотношения. Дружелюбие, они охотней организуют помощь сверстникам. Проявляют нравственные качества в поведении. Но работа не закончена, она будет продолжаться и дальше.

  1. Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. Нечаевой В.Г. – М. 1983.
  2. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика./ Учебное пособие. – М. Просвещение, 1998.
  3. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М. 1998.
  4. Нечаева В.Г. Трудовое воспитание в детском саду. – М. изд. Просвещение, 2002.

Видео

Другие статьи

Прогноз переноса воздушных частиц из Японии

Прогноз переноса воздушных частиц из Японии. $(

В организационно – методической работе подробно описываются методы и приемы работы с детьми с помощью которых он вызывает интерес к предстоящей работе, распределяет обязанности, обговаривает результат труда, руководит и координирует работу детей, принимает участие в общем деле. Все действия воспитателя описываются от первого лица. Например, в утренние часы воспитатель обращается к девочке: «Света, посмотри, пожалуйста, не пора ли помыть листья у фикуса? Что тебе понадобиться для работы?» (такие приемы используются, если ставилась задача закрепления навыков по организации ребенком рабочего места).

Дается мотивировка труда: для чего, зачем будем трудиться, и ставится конкретная цель. В младших, средней группе мотивировка может носить частично игровой характер - «ждем гостей», «поможем игрушкам», «книжкина больница» и т.п. В старших группах желательно использовать нравственную мотивировку труда - «убраться, чтобы было чисто и всем было приятно».

- Проговаривается объем работы – что конкретно надо сделать.

- Распределяется работа между детьми и определяется место работы каждой подгруппы (или всех детей).

Желательно в тексте конспекта нарисовать схему размещения оборудования, детей и воспитателя во время работы.

В младших группах распределяет работу воспитатель, учитывая возможности детей, уровень овладения трудовыми умениями и навыками, интересы и зарождающиеся дружеские отношения. В старших группах воспитатель обговаривает с детьми объем работы для звена, назначает старшего – звеньевого (мотивируя свой выбор положительными качествами личности ребенка), а внутри звена предлагает детям договориться самим, кто что будет делать; в случае необходимости помогает распределить работу. В процессе этого решаются задачи нравственного воспитания, поставленные воспитателем.

Совместно обсуждается выбор места работы, подбор и размещение необходимого оборудования – так, чтобы было удобно работать самим и не мешать другим детям трудиться; при этом воспитателю надо помнить, что надо держать в поле контроля все работающие подгруппы.

Детям обязательно напоминается о подготовке рабочего места и себя самих - «надо закатать рукава, надеть фартуки» и т.п. Воспитатель должен дать образец внешнего вида в процессе работы.

Уточняется последовательность деятельности. В этих целях:

- задаются вопросы о последовательности работы - «что надо сделать сначала, что потом, чем закончить работу»;

- проверяется распределение обязанностей в звеньях;

- проверяется наличие у детей необходимого материала и оборудования, в случае необходимости напоминается, где его можно взять;

- напоминается, что работать надо аккуратно, дружно, помогать друг другу.

В младших группах, при освоении новых трудовых умений воспитатель проводит прямой показ действий. В зависимости от их сложности показ может быть пооперационным (раскрывает последовательность и технику выполнения действий). В старших группах показ может быть частичным. Хорошо, если воспитатель трудится вместе с детьми, создавая у них эмоционально – положительное отношение к труду как совместной деятельности.

В ходе трудовой деятельности воспитатель осуществляет контроль за ходом работы детей в двух направлениях: за качеством работы (насколько правильно совершаются трудовые действия, операции, насколько качественным получается результат; в случае необходимости используется подсказка, частичный показ, пример другого ребенка и т.п.); за характером взаимоотношений детей во время работы (предотвращение и разрешение конфликтов, побуждение к согласованию действий, взаимопомощи и т.д.).

По окончании труда организуется уборка оборудования. К уборке привлекаются дети всех возрастных групп, воспитатель убирает только тяжелые и громоздкие вещи.

Обсуждаются результаты труда детей. Для этого дети собираются вместе, воспитатель эмоционально оценивает результаты общей работы: «каждый делал свое дело, а все вместе мы брали группу»; обращается внимание на красоту, чистоту, аккуратность, общую пользу (особенно при организации поручений и дежурств); обговаривается то, что можно сделать в следующий раз. Обязательно оцениваются проявленные детьми взаимопомощь, сотрудничество; оценивается индивидуальная работа детей (ответственное отношение к делу, настойчивость в работе, проявление внимания к другим детям, результата, помощь затрудняющимся детям).Подчеркиваются индивидуальные приращения ребенка - «раньше не мог сделать сам, а сегодня получилось».

В младших группах оценка может проходить в игровой форме, в зависимости от мотивировки труда, от лица игрушки. Гостя и т.п.

Содержание, объем, посильность заданий, задачи руководства трудом в обязательном порядке согласуется с воспитателем группы в детском саду; также необходимо проверить количество и исправность используемого оборудования и материалов.

Конспект, заверенный воспитателем детского сада, сдается на проверку и утверждение преподавателю за две недели до проведения на педпрактике.

Читать Дошкольник и труд

Роза Семеновна Буре

Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания

Каждому, кто имеет дело с воспитанием дошкольников, известно знаменитое изречение ребенка «Я сам!». Это удивительное заявление говорит о качественном скачке в развитии малыша, ибо этим он заявляет о своей растущей потребности освободиться от опеки взрослого, пробует свои силы в осуществлении желаний.

В развивающейся позиции ребенка «я сам», «я могу», «я научусь», «я умею» заложены зачатки будущих важнейших качеств: самостоятельности, ответственности, активности в познании мира, в деятельности. И потому очень важно не затормозить эти тенденции в поведении и устремлениях ребенка, а всячески поддерживать и развивать их.

Так, уже двухлетний ребенок в первых трудовых действиях может проявить самостоятельность – например, овладеть процессами самообслуживания. Его «я сам» в конце третьего года жизни – результат сформировавшихся ранее умений. А потому трудовое воспитание дошкольника начинается именно в этом возрасте.

Несмотря на то что результаты детского труда не играют большой роли в жизни общества, роль его в воспитании ребенка чрезвычайно велика. Трудовое воспитание детей – это мощное средство воспитания нравственно-волевых качеств, умственной активности, формирования познавательных интересов, уважения к труженикам и результатам их труда, установления доброжелательных взаимоотношений между сверстниками.

Участие в труде всегда обеспечено действием мотивов, побуждающих к активности: овладение новыми навыками, забота о сверстниках, проявление внимания к взрослым, забота о своем внешнем виде и т. д. – это очень ценные мотивы.

Первые трудовые действия ребенка связаны с самообслуживанием. Как трудно малышу справляться с процессом одевания! И как упорно при этом он пытается проявить самостоятельность! Но, к сожалению, под нажимом взрослого, которому некогда ждать, а легче одеть ребенка самому, малыш может смириться с положением пассивного существа, опекаемого взрослыми (мамой, бабушкой, педагогом). И совершается грубая ошибка в воспитании: ребенок все сильнее начинает чувствовать свою беспомощность, и вместе с тем растет его неуверенность, пропадает стимул к самостоятельности. В дальнейшем у него вырабатывается привычка пользоваться услугами взрослых, появляется убежденность в том, что удовлетворение его потребностей – это обязанность взрослых.

Постепенно овладевая трудовыми процессами, связанными с самообслуживанием, ребенок все больше начинает чувствовать, что он уже что-то умеет, благодаря чему достигает успеха. Он отказывается от помощи взрослых, которые спешат его одеть, и все чаще просит: «Я сам…»

Предположим, ребенок овладел навыками одевания. Более того, у него сформировалось понимание об опрятности, и он заботится о своем внешнем виде. А дальше? Постепенно все сопутствующие одеванию действия становятся повседневными делами: поставить обувь на место, аккуратно повесить в шкафчик одежду и т. д. Детское «я сам» наполняется новым содержанием: «Я умею сам и потому буду делать сам!», «Я всегда буду убирать игрушки после игры, ведь я это умею делать, я уже большой!» У ребенка формируется стремление к порядку, желание поддерживать чистоту.

Дети растут, и возможностей выполнять различные трудовые поручения у них становится больше. В детском саду они уже могут накрывать на стол, мыть игрушки, протирать влажной тряпкой полки и т. д.

Педагогу нужно оценить важность детского труда для группы и подчеркнуть, что все это дети уже могут выполнить сами, без помощи взрослых. Так постепенно появляется потребность делать полезное для других. Поручения становятся все более систематическими, разнообразными.

Особая специфика в трудовом воспитании детей появляется при переходе их в среднюю группу. Здесь они впервые встречаются с понятием «вместе», в связи с чем педагогу необходимо правильно распределить одно задание между всеми участниками трудового процесса, учитывая при этом интересы каждого. И именно в этот период детское заявление «Я сам» постепенно перерастает в «Я сам вместе с друзьями». Если в процессе такой деятельности развертывается деловое общение «в связи» и «по поводу» возникающих ситуаций, то нужно объяснить партнеру допущенную им ошибку и посоветовать, как ее исправить, предложить свой вариант распределения работы или поддержать предложение партнера, направленное на улучшение качества будущего результата и пр.

Так, на фоне делового общения развертывается сфера личностных взаимоотношений: симпатии детей друг к другу, доброжелательность, умение уступать и пр. А в заявлении ребенка «Я сам» появляются новые мотивы, понятия «я умею разъяснить сверстнику, в чем он не прав», «я могу научить другого».

В процессе коллективной деятельности возможно возникновение конфликтных ситуаций, если воспитатель не разъяснит детям нравственные нормы взаимоотношений. Позиция ребенка, ведущим мотивом которой станет осознание своих возможностей, будет побуждать его к активному усвоению этих норм, так как они становятся средствами налаживания доброжелательных взаимоотношений со сверстниками. Появляется новая позиция ребенка – «я могу отвечать за результат общего дела». Дошкольник начинает осознавать свое место в обществе сверстников: «я вместе с друзьями», и позже – не «я», а «мы вместе». Ребенок начинает тянуться к обществу сверстников, а чувствуя поддержку с их стороны и испытывая удовлетворение от сделанного им, становится членом этого общества.

Организация труда – дело хлопотное для педагога. Но в труде даже самые непослушные, неуравновешенные дети становятся целеустремленными, активными, организованными, они потому и непослушны, что не умеют реализовать свою потребность в активной деятельности, а труд помогает им в этом. Труд увлекает дошкольников, позволяет им осознать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, объединяет общими эмоциональными переживаниями. И если педагог постоянно поддерживает трудовую активность каждого ребенка, его уверенность в собственных силах, то трудолюбие становится чертой личности дошкольника.

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в общественно полезном труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей людей осуществляется и в школе, и в профессиональных колледжах, и в институтах. Основной целью этой подготовки является не узкое профессиональное обучение, позволяющее специалисту включиться в производство, а формирование активной, целеустремленной личности, способной к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и самосовершенствованию.

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов и были предметом исследований отечественных ученых в 30 – 80-е годы XX века. На их основе создавались учебные пособия для студентов вузов и техникумов, методические пособия для воспитателей, разрабатывались программы воспитания в детском саду. Трудами таких педагогов и психологов, как Е.И. Радина, ТА. Маркова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Т. Н. Година, P.C. Буре, Я.3. Неверович, Д.В. Сергеева и других, к настоящему времени создана система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов.

К сожалению сегодня, проблеме трудового воспитания дошкольников стало уделяться меньше внимания. Созданные в прежние годы пособия стали библиографической редкостью, и можно предположить, что во вновь открывающихся дошкольных учреждениях их вовсе нет. Новое поколение воспитателей не имеет возможности познакомиться с имеющимися в них рекомендациями по организации трудового воспитания дошкольников. Многие современные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. В такой обстановке очень важно вернуться к обсуждению вопросов о месте труда в жизни ребенка, о методике трудового воспитания, придавая особое значение словам основателя научной школы, создателя НИИ дошкольного воспитания АПН СССР А. В. Запорожца: «Центральным звеном всей этой системы (имеется в виду система всестороннего воспитания дошкольников. – Примеч. Р. Буре.), как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности».

Методы и приемы трудового воспитания детей - Дистанционный Образовательный Портал «Продлёнка»

Методы и приемы трудового воспитания детей

Размер файла 72Кб

I группа методов: формирование нравственных представление, суждений, оценок.
1) Решение маленьких логических задач, загадок.
2) Приучение к размышлению, логические беседы.
3) Беседы на этические темы.
4) Чтение художественной литературы.
5) Рассматривание иллюстраций.
6) Рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций.
7) Просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов.
8) Задачи на решение коммуникативных ситуаций.
9) Придумывание сказок.

II группа методов: создание у детей практического опыта трудовой деятельности.
1) Приучение к положительным формам общественного поведения.
2) Показ действий.
3) Пример взрослого и детей.
4) Целенаправленное наблюдение.
5) Организация интересной деятельности (общественно-полезный труд).
6) Разыгрывание коммуникативных ситуаций.
7) Создание контрольных педагогических ситуаций.

В избранном у 0 пользователей.

Следующая статья>Принципы руководства сюжетно-ролевой игрой в соответствии с ФГОС ДОПредыдущая статья<Статья "Применение информационно-компьютерных технологий в коррекционном сопровождении образовательного процесса" (из опыта работы над проектом)

Также вас может заинтересовать

Тема 2 4 руководство трудовой деятельностью дошкольников конспект коллективного хозяйственно-бытового труда

Тема 2.4. Руководство трудовой деятельностью дошкольников

Образовательная область «Труд»:

конспект коллективного хозяйственно-бытового труда

Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

- развитие трудовой деятельности;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Тема: Служба быта

Цель: формирование положительного отношения к труду и его результатам.

1. Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива.

2. Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе труда, совершенствовать умения планировать свою деятельность, распределять между собой обязанности, давать оценку труду своей группы и коллектива в целом.

3. Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности.

4. Формировать убеждение в общественной значимости и необходимости бытового труда.

5. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.

Интеграция образовательных областей: труд, коммуникация, познание, безопасность, чтение художественной литературы

Материалы и оборудование: почтовая посылка, тряпочки, фартуки, хозяйственное мыло, подносы, клеенка, веревка, прищепки, мочалки, конверт от Феи Чистоты с листами-заявками, тазы.

Предварительная работа: беседа о труде, заучивание пословиц и поговорок о труде, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций и альбомов о различных профессиях взрослых, закрепление представлений о труде через дидактические игры. Методы и приемы: беседа, интригующее начало, вопросы проблемного характера, художественное слово, практическая работа, опора на знания детей, разъяснение, показ, анализ.

Прогнозируемый результат: в результате коллективного хозяйственно-бытового труда у детей сформировано ценностное отношение к собственному труду и труду своих сверстников; дети должны понять, что после их работы в группе стало чисто, светло и красиво.

Ход трудовой деятельности:

1 часть. Дети вместе с воспитателем вспоминают пословицы и поговорки о труде. Неожиданно воспитатель вспоминает, что в группу еще утром почтальон принес почтовую посылку. Просит младшего воспитателя принести ее и предлагает рассмотреть.

Воспитатель: Прочитайте, дети, откуда к нам пришла посылка? (дети читают и узнают, что посылка из Москвы

Воспитатель: А, что вы знаете об этом городе, расскажите (дети коротко рассказывают)

Воспитатель: Интересно, что там лежит. А вам, ребята, интересно? (открывают посылку и достают оттуда: фартуки, тряпочки, мыло, веревки, прищепки

Воспитатель: Как вы думаете, для чего это все нам нужно? (дети отвечают, что а фартуках наводят порядок, убираются, мыло, чтобы постирать, веревка и прищепки, чтобы повесить белье, тряпочки, чтобы вытирать пыль, мыть посуду или игрушки)

Воспитатель: Но это еще не все, здесь письмо. (Предлагает прочитать от кого письмо, дети читают и выясняют, что письмо от Феи Чистоты)

Воспитатель читает письмо, в котором Фея Чистоты предлагает открыть в группе службу быта по уборке помещения «Солнышко».

Воспитатель: Дети, какие службы по оказанию помощи населению вы знаете? (служба спасения, газовая служба, пожарная служба, милиция, скорая помощь)

Воспитатель: А как вы понимаете, что такое служба быта? (дети отвечают). Правильно, служба быта оказывает помощь людям по стирке белья, ремонту одежды, уборке помещений. Воспитатель обращает внимание детей на листочки с картинками — заявки и предлагает в них разобраться. Выяснили, что всего 4 заявки, значит нужно разделиться на 4 бригады.

1 бригада — протирает пыль в шкафчиках и расставляет красиво игрушки

2 бригада — моет кукольную посуду

3 бригада — стирает кукольное белье

4 бригада — моет стульчики

Дети самостоятельно делятся на 4 группы и по считалке выбирают бригадира. Воспитатель: Я себя назначаю директором службы быта. Просит бригадиров подойти к столу и вытянуть для своей бригады листочек-заявку. После этого предлагает каждой бригаде обсудить, какое оборудование, какие материалы и сколько необходимо взять с собой для выполнения заявки, распределить обязанности: кто что будет делать, говорит, что от работы каждого в отдельности будет зависит качество выполненной работы всей бригады.

2 часть: Практическая работа. Воспитатель предлагает подойти к своим рабочим местам и начать работу. Но прежде, чем начать трудиться, дети вместе с воспитателем вспомнили правила безопасного обращения с предметами труда.

В ходе трудовой деятельности воспитатель дает советы, помогает в организации, напоминает порядок работы; спрашивает, как дети распределили обязанности по труду, оказывает индивидуальную помощь.

3 часть: Подведение итогов работы. Оценка выполнения заявки.

Воспитатель следит, чтобы после завершения работы дети навели порядок на рабочих местах, все материалы и оборудование убрали на место. Затем предлагает полюбоваться на результаты труда.

Бригадиры по очереди рассказывают, что они сделали, дают собственную оценку деятельности своей бригады.

Воспитатель: Каждый из вас делал свое маленькое дело, но все вместе вы сделали большое дело. Вот какая чистота и красота теперь в помещении. Я, как директор службы быта, выношу вам благодарность за оказанные услуги. Спасибо всем работникам службы быта.

Конспект организации образовательной деятельности в режимные моменты «Дежурство по столовой в старшей группе»

Цель: Воспитывать ценностные отношения к собственному труду, труду других людей, его результатам. Воспитывать культурно- гигиенические навыки.

Образовательные области: «Труд», в интеграции с «Познание», «Безопасность», «Коммуникация».

Задачи: Формировать умение детей накрывать на стол, используя схему последовательности сервировки стола; развивать умение договариваться между собой, оценивать труд других детей, выражая его в монологической речи.

Оборудование: салфетки для сервировки стола, тарелки, чайные ложки, блюдца, чашки.

Дети стоят в кругу, воспитатель спрашивает. Кто сегодня дежурный? ». Назначенные дежурные, в свою очередь, выбирают себе по одному «дружочку». («Дружочек»- ребенок, который помогает дежурному и анализирует его работу). Дежурные и их «дружочки» идут мыть руки, остальным детям воспитатель предлагает поиграть в хороводную игру (по желанию детей). Помыв руки, дежурные и «дружочки» подходят к помощнику воспитателя и спрашивают, что сегодня на завтрак? Ответив на вопрос детей, няня, в свою очередь спрашивает: «Какая посуда нам сегодня понадобится? » Дети отвечают: «Нам понадобятся тарелки для второго, чайные ложки, блюдца, чашки». Дежурные одевают фартуки и чепчики.

Предоставив детям необходимую посуду, дежурные приступают к сервировке стола. Помощник воспитателя следит и помогает дежурным. Начиная со второго полугодия, в старшей группе применяем новый способ переноса посуды – на разносах. Ребенок отсчитывает посуду на разнос, на два стола (отсчитал, сколько сидит детей за первым столом, плюс сколько за вторым столом, при этом ребенок проговаривает каждое движение: «За первым столом сидит три человека, значит нужно взять три блюдца, за вторым столом сидит четыре человека, значит нужно взять четыре блюдца, блюдце я ставлю в правый верхний угол», и т. д. «Дружочки» помогают держать разнос. Няня все время находится рядом и следит за детьми. Во время сервировки дети опираются на схему, которая висит на стене. На схеме указан порядок расстановки приборов на стол.

После того, как дежурные накрыли на стол, они подходят к воспитателю, и говорят «Я закончил дежурство». Воспитатель помогает снять фартуки. Дежурные присоединяются к остальным детям, и начинается анализ дежурства. Говорят «дружочки»: «Маша, спасибо, что ты о нас позаботилась, я у тебя ошибок не заметила, мы поставим тебе красный кружочек». Или: Ваня, спасибо, что ты о нас позаботился, я заметила у тебя одну ошибочку: ты положил ложки слева от тарелки, а надо было справа, мы поставим тебе красный кружок с черной точкой».

(В специальный журнал «Мы дежурим» дружочки ставят кружочки за дежурство красного, красного с черной точкой и черного цвета (в зависимости от количества ошибок).

Поблагодарив детей за сервировку стола, воспитатель приглашает детей пройти в умывальную комнату и помыть руки.

Конспект совместной деятельности по организации труда детей среднего дошкольного возраста в природе «Уход за комнатными растениями» с использованием пооперационных карт

- способствовать закреплению знаний детей о комнатных растениях группы: их названиях, отличительных особенностях внешнего вида и приемах ухода за ними используя условные обозначения;

- способствовать развитию умения ухаживать за растениями, используя для этого модель трудового процесса: ставить цель (помочь растению, чтобы оно снова себя хорошо чувствовало) ; выбирать предмет труда (растение с опущенными листьями, земля сухая, серая, отбирать инструменты и материал; выполнять трудовые действия в правильной последовательности (лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне) ; получать результат (политое растение, которое вскоре будет чувствовать себя хорошо) ;

- способствовать воспитанию желания заботиться о комнатных растениях, понимания необходимости помощи живому существу.

Материалы, используемые на занятии:

Демонстрационный - схематические модели – карточки с условными обозначениями приемов ухода за растениями, пооперационные карты.

Раздаточный – Фартуки на каждого ребенка, орудия труда: тряпочки на каждого ребенка, таз с водой, лейки с водой, палочки для рыхления почвы, клеёнки, опрыскиватель.

Обогатить словарь словами: уход за растениями, полив, поддон, отстоявшаяся вода, ком земли; закрепить названия растений: кливия, бальзамин.

Предварительная работа. Наблюдение за растением (знакомство с особенностями внешнего вида, строением, наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги, серия опытов на выявление потребности растений во влаге, наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы (знакомство с моделью трудового процесса) .

1. Проблемная ситуация с использованием игрового персонажа.

2. Беседа с детьми об основных потребностях комнатных растений.

3. Обследование растений для выявления отличительных особенностей внешнего вида и приемов ухода за ними, с использованием условных обозначений.

4. Организация трудового процесса с использованием моделей – пооперационных карт.

5. Совместный труд детей, помощь воспитателя.

6. Подведение итога совместной деятельности.

Ход совместной деятельности с детьми.

Приходит игровой персонаж Карлсона, грустный .Здоровается с детьми.

Воспитатель. Что-то наш Карлсон грустный. Давайте спросим, что у него случилось.

Карлсон. Рассказывает свою историю, как он пролетал мимо д/сада и увидел за окнами на подоконниках такие красивые и ухоженные цветы. С ним на крыше живет его единственный цветок, который ему подарил его друг Малыш, но с ним что-то случилось, наверное, он заболел.

Мое любимое растение было таким красивым, как на картинке (показывает модель), а теперь стало вот каким (показывает растение)

Не знаю, что с ним случилось, жалко мне растение, поэтому я и плачу.

Воспитатель. Дети, а вам жалко растение? Давайте его пожалеем, скажем ему ласковые слова: хорошее, не плачь, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым.

Воспитатель. Почему растение Карлсона стало таким? Что нужно растениям чтобы они чувствовали себя хорошо? Послушайте, о чем просит растение. Карлсон, за твоим растением нужно ухаживать и оно поправится.

Карлсон. А я не умею ухаживать за растениями, и теперь, наверное, мое растение погибнет.

Воспитатель. А мы можем помочь Карлсону? Как? (Можем научить его ухаживать за растениями.) Будем учить Карлсона правильно ухаживать за растениями? (Будем;)

Воспитатель. Мы хотим, чтобы растение как себя чувствовало? (Хорошо.) Чтобы оно стало каким? (С детьми проговаривается: чтобы растение себя чувствовало хорошо, чтобы листики смотрели вверх, чтобы стебелек смотрел вверх, чтобы земля была влажной.) Чтобы не забыть об этом, поставим картинку (модель — растение в хорошем состоянии)

Воспитатель. Какое растение сейчас? (Проводится обследование растения: состояние листьев, стебля, земли.) Чтобы не забыть, какое растение сейчас, поставим картинку (модель растение в неблагоприятном состоянии)

Растению нужно скорее помогать. Что же нам для этого ещё нужно? Для этого надо правильно выбрать инструменты, или предметы-помошники.

Карлсон. Я знаю, что нужно. (Приносит пустую лейку. Пустая лейка обследуется, обсуждается, почему ее нельзя использовать для полива.)

Воспитатель. Какую лейку нужно взять? В лейку вода набирается заранее, чтобы вода отстоялась и была комнатной температуры. А какие ещё предметы- помощники нам нужны, чтобы помочь нашим растениям? Дети называют остальные предметы. Чтобы не забыть, что нам нужно, поставим картинку (модель - средства труда: лейка с водой, клеенка, таз с водой, тряпочки, палочка для рыхления почвы, опрыскиватель)

А теперь что будем делать?

Дети: А теперь мы будем ухаживать за растениями.

Воспитатель: Правильно, но для начала, мы должны рассмотреть выбранные нами для ухода растения (Кливия и Бальзамин) и определить, что любят наши растения и какой именно для каждого нужен уход. А помогут нам в это схемы-карточки которые приклеены к каждому горшку комнатного растения. (Рассматриваются растения, вспоминают название растения, отличительные особенности внешнего вида, определяются приемы ухода за ними используя условные обозначения.)

Карлсон: Ну, а теперь можно начать ухаживать за растениями?

Воспитатель: Да, но только для этого, нам нужно вспомнить с чего мы начнем, ведь уход за растением это не только его полив.

Дети: Сначала мы ухаживаем за листьями у кливии мы протираем листья, а у бальзамина опрыскиваем, затем мы протираем горшки, потом моем поддоны, после этого рыхлим почву в горшках и только в последнюю очередь поливаем растения. (Если дети затрудняются в определении последовательности способов ухода за растениями или что то забыли, обратить внимание детей на пооперационные карты)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо вспомнили все действия по уходу за растениями, теперь можно приступать к работе, только сначала нужно всем надеть фартуки и закатать рукава. Сейчас мы распределим кто, какую работу будет выполнять, я буду вам, помогать. (После распределения обязанностей, дети походят к столу с орудиями труда и выбирают себе предмет-помошник) А ты, Карлсон внимательно смотри и запоминай, что делают ребята.

Дети выполняют задания под наблюдением воспитателя, выполнение действий доходит до полива.

Карлсон. Я вспомнил, как поливать, можно я покажу? (Держит лейку одной рукой, льет воду на листья, под корень, хочет вылить сразу всю воду из лейки.)

Воспитатель. Почему нельзя поливать листья? Почему нужно поливать землю? (Дети объясняют и показывают, как нужно поливать правильно.)

Воспитатель. Сколько будем лить воды?

Карлсон. Пока вся не кончится! (Дети объясняют, лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне. Дети, ориентируясь на модель трудового процесса, самостоятельно выполняют полив растений

Карлсон вместе с воспитателем наблюдает за трудом детей, задает уточняющие вопросы, В случае затруднений педагог приходит детям на помощь. В конце занятия воспитатель с игровым персонажем проверяют, как дети полили растения.)

Воспитатель. Каким станет растение, если мы за ним правильно ухаживали? (Дети объясняют.) Чтобы не забыть, поставим картинку (модель - растение в хорошем состоянии.

Воспитатель. Карлсон, твоему растению мы помогли, научили тебя, как нужно ухаживать за комнатными растениями, теперь оно поправится. Мы показали тебе на некоторых растениях в нашей группы, как нужно ухаживать за растениями, какие условия требуются для разных растений и какой уход, чтобы они стали, как: на картинке. (Показывает модель - растение в хорошем состоянии.) Воспитатель. Скоро наши растения станут такими же красивыми, здоровыми, как на картинке. (Показывает модель растение в благоприятном состоянии.) Они будут хорошо себя чувствовать. Мы сегодня с вами сделали два добрых дела: помогли растениям (послушайте, что они вам говорят) и научили Карлсона ухаживать за его растением.

Карлсон. Спасибо вам, ребята, теперь моё растение всегда будут чувствовать себя хорошо. Я очень этому рад.

Воспитатель. Ребята, а вы рады, что помогли растениям? (Эмоционально разделить радость детей.) Давайте подарим Карлсону в память о нас вот это цветок – Кливию, чтобы его цветку было веселее, чтобы он был не один. А ты, Карлсон, не забывай ухаживать за своими растениями и прилетай к нам ещё! До свиданья.

1. Формировать осознанное отношение к труду, способам достижения поставленной цели с помощью пооперационных карт;

2. Развивать восприятие комнатных растений как живых существ – замечать их неблагополучное состояние, обнаруживать недостаточность условий для их жизни в процессе наблюдений в повседневной жизни, используя «Модели функций органов живого», Д/ игры «Путаница».

3. Воспитывать интерес и любовь к растениям, желание ухаживать за ними как на специально-организованных занятиях, так и в совместной деятельности с детьми

Конспект трудовой деятельности

«Уход за комнатными растениями»

2 младшая группа

Интеграция образовательных областей «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Цель: развивать интерес к комнатным растениям; уточнять представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; закреплять знания детей о потребностях растений в воде, свете, тепле. Познакомить детей со способами содержания листьев в чистоте. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними.

Словарная работа: фикус, фиалка, папоротник, пульверизатор.

Предварительная работа: рассматривание комнатных растений, совместная работа по уходу за растениями, работа по схемам «Потребности растений», «Полив комнатных растений», «Строение цветка», заучивание пословиц о труде, чтение стихотворений и загадок о растениях.

Оборудование: фартуки для детей и воспитателя, лейки, клеенка, горшки с цветками, таз с водой, тряпочки, пульверизаторы, кисточки для протирания пыли, письмо с загадкой, модели – схемы.

Стук в дверь. Вносится Буратино с письмом и инструментами в мешочке.

Буратино здоровается с детьми.

Воспитатель: Вы узнали, кто это к нам пришел. Буратино принес письмо, и хочет загадать вам загадку:

«Воздух очищает, создают уют. На окнах зеленеют, и зимой цветут»

Буратино: Правильно это комнатные растения.

Воспитатель: Для чего нужны комнатные растения? (для красоты, для уюта, они очищают воздух).

Воспитатель: А ты, Буратино, знаешь, из чего состоят наши растения?

Сейчас наши дети покажут тебе все части наших растений. Дети подходят к воспитателю, и на столе находят корень. Показать на примере лука корешки. На что похожи корешки (на нити). Затем находят стебель и листочки.

Воспитатель: Что нужно растению, чтобы оно росло. Вода, солнце, земля, воздух, доброта (Воспитатель одновременно показывает детям схему «потребности растений»).

Воспитатель: У Буратино тоже много комнатных растений, но они почему - то они все грустные и пыльные. Он не умеет за ними ухаживать. Буратино принес инструменты по уходу за растениями, но не знает, как их применить. Давайте рассмотрим инструменты, которые принес Буратино, и определим для чего они нужны (лейка – поливать, деревянная палочка - рыхлить, пульверизатор - опрыскивать, тряпочки и кисточки стирать пыль с листочков).

Воспитатель напоминает правила ухода за растениями, обращается к Буратино, чтобы он тоже смотрел и запоминал.

Рыхление. Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки.

Полив. «Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды». Предлагает 2-3 детям полить цветы.

Воспитатель: Буратино, ты запомнил, как надо рыхлить и поливать растения.

Воспитатель: А теперь я напомню правила, как надо протирать листья от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать они должны быть чистыми.

Фикус будем протирать влажной тряпочкой. Кладем на правую ладошку тряпочку, а на левую листочек и аккуратно от стебелька до конца листочка будем протирать.

Папоротник будем опрыскивать из пульверизатора.

Фиалку будем аккуратно сметать кисточкой, так как листья фиалки боятся воды, они могут загнить.

Распределяем, кто будет за какими растениями ухаживать. Одеваем фартуки.

Воспитатель: Работать надо дружно, стараться делать все аккуратно.

Дети выполняют задание, воспитатель в ходе работы помогает им советом, беседует с детьми с каждым индивидуально о том, как называются растения. Воспитатель отмечает старательных детей.

Воспитатель: Какие молодцы наши дети, как хорошо у вас все получилось. Буратино ты все запомнил?

Итог: Давайте вспомним, что мы сегодня делали? Для чего?

Воспитатель: Буратино принес вам за вашу помощь и трудолюбие звездочки. Дети убирают все инструменты и материалы. Вспоминают, какими инструментами им понравилось работать больше. Все любуются чистыми и красивыми растениями.

Похожие работы: