Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по монтажу и эксплуатации крана мостового img-1

руководство по монтажу и эксплуатации крана мостового

Рейтинг: 4.5/5.0 (1873 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Руководство по эксплуатации мостового крана или кран-балки

Руководство по эксплуатации мостового крана или кран-балки

Руководство по эксплуатации мостового крана (кран-балки) — не пустая формальность. Это востребованные реальной практикой правила и нормы, помогающие сделать кран безопасным и эффективным. Мостовые краны. как и большинство других грузоподъемных механизмов, представляют собой не только удобное средство перемещения тяжелых грузов в разных плоскостях, но и сложные, тяжелые машины, требующие от занятых их эксплуатацией сотрудников ответственности и компетентности. Ошибка совершенная при управлении мостовым краном, равно как и неправильно проведенное техническое обслуживание или ремонт, могут привести к трагическим последствиям.

Руководство по эксплуатации мостового крана, его созданию, обслуживанию и ремонту

Руководство по эксплуатации мостового крана представляет собой совокупность норм и правил разработанных государственными органами, в первую очередь — Ростехнадзором, в ведении которого находится контроль за эксплуатацией грузоподъемных механизмов. Основным документом в этой сфере являются «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденные Ростехнадзором и введенные в действие с 10 января 2001 года. Данные правила регламентируют эксплуатацию подъемных кранов всех типов, в том числе и мостовых кранов. Первые разделы «Правил» подробно описывают все этапы проектирования, изготовления и испытания подъемных кранов, требования к качеству материалов и надежности всех механизмов крана.

Девятый раздел правил представляет собой руководство по эксплуатации мостового крана. кран-балки и подъемных кранов других типов. Прежде всего подъемный кран должен пройти процедуру регистрации в органах технического надзора и получить технический паспорт. От этой процедуры освобождается ряд наиболее простых и легких устройств, в том числе мостовые краны грузоподъемностью до 10 тонн и другие. После монтажа на месте работы или ремонта крана, инспектор Ростехнадзора должен проверить его и дать разрешение на работу. Подъемные краны также должны проходить регулярное техническое освидетельствование (частичное — не реже раза в год, полное — раз в три года). Обязанности по надзору за состоянием крана и его обслуживанию на предприятии должны быть закреплены за конкретным инженерно-техническим сотрудником. В пункте 9.5 подробно описаны правила безопасности при проведении различных работ.

Купить мостовые краны любых моделей и комплектации вы можете в нашей компании. Получить подробную консультацию по выбору, покупке и эксплуатации мостового крана вы можете у наших менеджеров.

Информацию о скидках, актуальных ценах и наличии продукции на складе Вы можете уточнить у наших специалистов по телефону (495) 661-2-555. либо отправив запрос на e-mail: info@krantali.ru

Кроме статьи Руководство по эксплуатации мостового крана или кран-балки читайте также:

Другие статьи

Монтаж и установка мостовых кранов в Санкт-Петербурге

Монтаж мостовых кранов

В настоящее время краны мостового типа являются одним из наиболее востребованных типов грузоподъемного оборудования. Такую популярность краны мостового типа получили благодаря универсальности использования, а также надежной и долговечной конструкции. Этот тип грузоподъемного оборудования повсеместно применяется для перемещения любых грузов на разнообразных промышленных предприятиях, складах, в условиях крытых и открытых площадок.

К кранам мостового типа относятся однобалочные (кран-балки) и двухбалочные мостовые краны, козловые краны, а также различные перегружатели. По способу установки мостовых кранов они делятся на подвесные и опорные.

Конструкция мостового крана обычно выполняется наиболее приспособленной для его монтажа. Однако трудоемкость и способ выполнения этой работы во многом зависит от условий монтажа.


Особенности монтажа мостовых кранов

Монтаж мостового крана в каждом конкретном случае имеет свои особенности. Поэтому перед началом таких работ наши специалисты выезжают непосредственно на объект для определения оптимального решения. Для этого необходимо знать такие параметры как:

  • геометрические параметры здания, в котором установлен кран (ширина пролета здания и пролета кранового пути, шаг колонн здания, ширина и наличие проходных галерей, отметки уровня головки рельса, отметки нижних поясов стропильных и подстропильных ферм, нижняя отметка кровли, наличие световых фонарей и т.д.)
  • наличие в зоне работ по монтажу ЛЭП, водопроводных, газовых и иных коммуникаций, стационарного технологического оборудования;
  • наличие подъездных путей (ж/д и автомобильных) на монтажной площадке,
  • специфика работы производственного участка или строительной площадки и другие моменты,
  • режим работы объекта (в том числе необходимость выполнять работы в вечернее или ночное время, а так же по выходным и праздничным дням),


Все перечисленное необходимо для определения способа ведения работ, в том числе:

  • определение типа и характеристик необходимого грузоподъемного оборудования (например, автомобильного крана),
  • определение состава бригады исполнителей,
  • определение необходимой технологической оснастки (в т.ч. съемных грузозахватных приспособлений) и т.д.

После проведения предварительных осмотров, замеров и ознакомления с Руководством по монтажу и эксплуатации крана наши специалисты разрабатывают комплект технологических регламентов для производства работ по монтажу мостовых кранов.

Такая тщательная подготовка позволяет нам осуществить установку мостового крана максимально быстро и безопасно.

Порядок проведения монтажа мостовых кранов

В целом монтаж мостовых кранов состоит из следующих этапов:

  • подача крана или его составных частей в зону работ;
  • предварительная укрупнительная сборка металлоконструкций моста крана (опорной или подвесной конструкции). Для кран-балок на этом этапе выполняется монтаж электротали на пролетную балку;
  • предварительный электромонтаж оборудования и механизмов;
  • монтаж и сборка крана на проектной отметке;
  • установка грузовой тележки;
  • подключение крана или кран-балки к токоподводу, пусконаладочные работы;
  • оформление технической документации .


Опыт и квалификация наших специалистов, тщательная подготовка проекта производства работ и организация каждого из этапов позволяют нам гарантировать качественный монтаж мостовых кранов и кран-балок опорного и подвесного типа в согласованные с заказчиком сроки. По окончанию монтажа мостовых кранов проводятся все необходимые испытания, выдается итоговая исполнительная документация.

Все операции проводятся с учетом специфики работы объекта заказчика.

Монтаж двухбалочного крана грузоподъемностью 10 тонн в цеху "Всеволожского Кранового Завода"

Похожие услуги:

Грузоподъемные машины

Страница 16 из 17

Техническое освидетельствование

До пуска в работу ГПМ должны быть зарегистрированы в органах Госгортехнадзора. Краны, находящиеся в эксплуатации, подвергают полному техническому освидетельствованию, которое проводится не реже одного раза в три года. После монтажа на новом месте, ремонта металлических конструкций, замены лебедок, смены крюка или крюковой подвески краны также подвергают полному техническому освидетельствованию, которое предусматривает осмотр машины в проведении статического и динамического испытаний.
Статическое испытание крана проводится под нагрузкой, превышающей 25 % его грузоподъемности, с целью проверки прочности крана и его отдельных элементов, а у стреловых кранах – для проверки грузовой устойчивости. Стрелу крана устанавливают в положение наименьшей устойчивости, а груз поднимают на высоту 100- 200 мм и выдерживают в таком положение 10 мин. Кран считают выдержавшим испытание, если груз не опустили на землю, а также не обнаружено трещин, остаточных деформаций и повреждений.
Динамическое испытание ( проверка в работе механизмов, приборов безопасности, тормозов и аппаратов управления, проводится под нагрузкой, превышающей на 10 % грузоподъемность. На основе технического освидетельствования выдается разрешение на эксплуатацию крана.
Сменные грузозахватные устройства при техническом освидетельствовании повергают осмотру и испытанию под нагрузкой, превышающей на 25 % их номинальную грузоподъемность. Осмотр траверс – через каждые 6 мес. Захватов – 1 мес. Строп -10 дней.
Согласно 9 главе «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов»

Техническое освидетельствование и ремонт

1. Краны до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию. Краны, подлежащие регистрации в органах госгортехнадзора, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их регистрации. Техническое освидетельствование должно проводиться согласно руководству по эксплуатации крана. При отсутствии в руководстве соответствующих указаний освидетельствование кранов проводится согласно настоящим Правилам.

2. Краны в течение нормативного срока службы должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:
а) частичному - не реже одного раза в 12 мес;
б) полному - не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых кранов (краны для обслуживания машинных залов, электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также другие краны, используемые только при ремонте оборудования).
Редко используемые грузоподъемные краны должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в 5 лет. Отнесение кранов к категории редко используемых производится владельцем по согласованию с органами госгортехнадзора.

3. Внеочередное полное техническое освидетельствование крана должно проводиться после:
а) монтажа, вызванного установкой крана на новом месте (кроме стреловых и быстромонтируемых башенных кранов);
б) реконструкции крана;
в) ремонта расчетных металлоконструкций крана с заменой элементов или узлов с применением сварки;
г) установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;
д) капитального ремонта или замены грузовой или стреловой лебедки;
е) замены крюка или крюковой подвески (проводятся только статические испытания);
ж) замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа.

4. После замены изношенных грузовых, стреловых или других канатов, а также во всех случаях перепасовки канатов должна производиться проверка правильности запасовки и надежности крепления концов канатов, а также обтяжка канатов рабочим грузом, о чем должна быть сделана запись в паспорте крана инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.

5. Техническое освидетельствование крана должно проводиться инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов при участии инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.

6. Кран, отремонтированный на специализированном ремонтном предприятии и доставленный на место эксплуатации в собранном виде, должен пройти полное техническое освидетельствование на ремонтном предприятии перед отправкой его владельцу. Акт технического освидетельствования должен быть приложен к паспорту крана. До пуска в работу владелец крана должен провести его частичное техническое освидетельствование, результаты которого занести в паспорт.

7. Техническое освидетельствование имеет целью установить, что:
а) кран и его установка соответствуют настоящим Правилам, паспортным данным и представленной для регистрации документации;
б) кран находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу.

8. При полном техническом освидетельствовании кран должен подвергаться: а) осмотру;
б) статическим испытаниям;
в) динамическим испытаниям.
При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания крана не проводятся.

9. При техническом освидетельствовании крана должны быть осмотрены и проверены в работе его механизмы, тормоза, гидро- и электрооборудование, приборы и устройства безопасности. Проверка исправности действия ограничителя грузоподъемности крана стрелового типа должна проводиться с учетом его грузовой характеристики.
Кроме того, при техническом освидетельствовании крана должны быть проверены:
а) состояние металлоконструкций крана и его сварных (клепаных) соединений (отсутствие трещин, деформаций, утонения стенок вследствие коррозии, ослабления клепаных соединений и др.), а также кабины, лестниц, площадок и ограждений;
б) состояние крюка, блоков. У кранов, транспортирующих расплавленный металл и жидкий шлак, у механизмов подъема и кантовки ковша ревизия кованых и штампованных крюков и деталей их подвески, а также деталей подвески пластинчатых крюков должна проводиться заводской лабораторией по инструкции с применением методов неразрушающего контроля. Заключение лаборатории должно храниться вместе с паспортом крана.
При неразрушающем контроле должно быть проверено отсутствие трещин в нарезной части кованого (штампованного) крюка, отсутствие трещин в нарезной части вилки пластинчатого крюка и в оси соединения пластинчатого крюка с вилкой или траверсой. Такая проверка должна проводиться не реже одного раза в 12 мес. Необходимость и периодичность проверки деталей подвески устанавливаются владельцем;
в) фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя и остановки механизма подъема;
г) состояние изоляции проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивления;
д) соответствие массы противовеса и балласта у крана стрелового типа значениям, указанным в паспорте;
е) состояние кранового пути и соответствие его настоящим Правилам, проекту и руководству по эксплуатации крана;
ж) состояние канатов и их крепления;
з) состояние освещения и сигнализации.
Нормы браковки кранового пути, канатов и элементов крана должны быть указаны в руководстве по эксплуатации. При отсутствии в руководстве соответствующих норм браковка канатов и элементов кранов проводится в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложениях 13 и 14.
Работы, предусмотренные ст. 9.3.9 настоящих Правил, могут быть проведены отдельно, но не ранее чем за 10 дней до технического освидетельствования. Результаты осмотров и проверок должны оформляться актом, подписанным инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.

10. Статические испытания крана проводятся нагрузкой, на 25% превышающей его паспортную грузоподъемность.

11. Статические испытания мостового крана проводятся следующим образом. Кран устанавливается над опорами кранового пути, а его тележка (тележки) - в положение, отвечающее наибольшему прогибу моста. Контрольный груз поднимается краном на высоту 100-200 мм и выдерживается в таком положении в течение 10 мин.
Статические испытания козлового крана и мостового перегружателя проводятся так же, как испытания мостового крана; при этом у крана с консолями каждая консоль испытывается отдельно.
По истечении 10 мин груз опускается, после чего проверяется отсутствие остаточной деформации моста крана. При наличии остаточной деформации, явившейся следствием испытания крана грузом, кран не должен допускаться к работе до выяснения специализированной организацией причин деформации и определения возможности дальнейшей работы крана.

12. Статические испытания крана стрелового типа, имеющего одну или несколько грузовых характеристик, при периодическом или внеочередном техническом освидетельствовании проводятся в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности крана и (или) наибольшему грузовому моменту.
Испытания кранов, имеющих сменное стреловое оборудование, могут проводиться с установленным на них для работы оборудованием. После установки на кран сменного стрелового оборудования испытание проводится в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности крана при установленном оборудовании.
Испытания кранов стрелового типа, не имеющих механизма изменения вылета (стрела поддерживается растяжкой), проводятся при установленных для испытаний вылетах. С этими же вылетами, при условии удовлетворительных результатов технического освидетельствования, разрешается последующая работа крана.

13. При статических испытаниях кранов стрелового типа стрела устанавливается относительно ходовой опорной части в положение, отвечающее наименьшей расчетной устойчивости крана, и груз поднимается на высоту 100-200 мм.
Кран считается выдержавшим статические испытания, если в течение 10 мин поднятый груз не опустится на землю, а также не будет обнаружено трещин, остаточных деформаций и других повреждений металлоконструкций и механизмов.

14. Динамические испытания крана проводятся грузом, масса которого на 10% превышает его паспортную грузоподъемность, и имеют целью проверку действия ее механизмов и тормозов.
При динамических испытаниях кранов (кроме кранов кабельного типа) проводятся многократные (не менее трех раз) подъем и опускание груза, а также проверка действия всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством по эксплуатации крана.

15. У крана, оборудованного двумя и более механизмами подъема, должен быть испытан каждый механизм.

16. Если кран используется только для подъема и опускания груза (подъем затворов на гидроэлектростанции), динамические испытания могут быть проведены без передвижения самого крана или его тележки.

17. Статические испытания кранов мостового типа, предназначенных для обслуживания гидро- и теплоэлектростанций, могут проводиться при помощи специальных приспособлений, позволяющих создать испытательную нагрузку без применения груза. Динамические испытания в этом случае не проводятся. Для испытания кранов при помощи специальных приспособлений владельцем крана или специализированной организацией должна быть разработана дополнительная инструкция.

18. Испытания крана, имеющего несколько сменных грузозахватных органов, должны быть проведены с тем грузозахватным органом, который установлен на момент испытаний.

19. Для проведения статических и динамических испытаний владелец крана должен обеспечить наличие комплекта испытательных (контрольных) грузов с указанием их фактической массы.

20. Результаты технического освидетельствования крана записываются в его паспорт инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования. При освидетельствовании вновь смонтированного крана запись в паспорте должна подтверждать, что кран смонтирован и установлен в соответствии с настоящими Правилами, руководством по эксплуатации и выдержал испытания.
Записью в паспорте действующего крана, подвергнутого периодическому техническому освидетельствованию, должно подтверждаться, что кран отвечает требованиям настоящих Правил, находится в исправном состоянии и выдержал испытания. Разрешение на дальнейшую работу крана в этом случае выдается инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. Проведение технического освидетельствования может осуществляться специализированной организацией.

21. Краны, отработавшие нормативный срок службы, должны подвергаться экспертному обследованию (диагностированию), включая полное техническое освидетельствование, проводимому специализированными организациями в соответствии с нормативными документами. Результаты обследования должны заноситься в паспорт крана инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.

22. Техническое обслуживание и ремонт кранов, в том числе отработавших нормативный срок службы, а также ремонт и рихтовка крановых путей должны проводиться в соответствии с руководствами по эксплуатации кранов и другими нормативными документами в сроки, установленные графиком планово-предупредительного ремонта. Владелец кранов обязан обеспечить проведение указанных работ в соответствии с графиком и своевременное устранение выявленных неисправностей.

23. Специализированная организация по ремонту и наладке приборов безопасности кранов должна организовать своим приказом соответствующую службу, назначив специалистов, отвечающих за содержание приборов и устройств безопасности в исправном состоянии, а также наладчиков приборов безопасности.

24. Результаты технических обслуживаний, сведения о ремонтах кранов должны записываться в журнал ремонта. Сведения о ремонтах, вызывающих необходимость внеочередного полного технического освидетельствования крана, заносятся в его паспорт.

25. В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец должен периодически производить их осмотр в следующие сроки:

  • траверс, клещей и других захватов и тары - каждый месяц;
  • стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;
  • редко используемых съемных грузозахватных приспособлений - перед выдачей их в работу.

Осмотр съемных грузозахватных приспособлений и тары должен производиться по инструкции, разработанной специализированной организацией и определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели. Выявленные в процессе осмотра поврежденные съемные грузозахватные приспособления должны изыматься из работы. При отсутствии инструкции браковку стропов производят в соответствии с приложением 15.

26. Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносятся в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.

27. Вывод крана в ремонт должен производиться инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, в соответствии с графиком ремонта, утвержденным владельцем крана.
На проведение ремонта мостовых и консольных передвижных кранов должен выдаваться наряд-допуск в порядке, установленном владельцем крана. В наряде-допуске должны быть указаны меры по созданию безопасных условий выполнения ремонтных работ, в частности меры по предупреждению поражения ремонтного персонала электрическим током, падения с высоты, наезда работающих кранов на ремонтируемый кран, а также по предупреждению выхода ремонтного персонала на крановые пути работающих кранов.
Дата и время вывода крана в ремонт, а также фамилия специалиста, ответственного за его проведение, должны быть указаны в наряде-допуске и вахтенном журнале. Без наряда-допуска можно производить осмотр и техническое обслуживание крана, а также устранение неисправностей по вызову крановщика.
При выполнении ремонтных работ на мостовом кране несколькими бригадами наряд-допуск должен быть выдан каждой бригаде. Использование крана для работы во время его ремонта не разрешается.

28. Разрешение на пуск в работу крана после ремонта, кроме случаев, указанных в ст. 9.2.2 настоящих Правил, выдается инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, с записью в вахтенном журнале.

ТО ККЭС-2

1. Кран до пуска в работу должен быть подвергнут полному техническому освидетельствованию в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов» ПБ10-3 82-00 Ростехнадзора России с учётом требований ИСО 4301/1 в объёме:

  • осмотр;
  • статические испытания;
  • динамические испытания.

2.Осмотру подлежат металлоконструкции, остов, консоль, электрооборудование электротали, сварные элементы, соединительные элементы, крепёжные детали, проводится замер сопротивления заземления.

3. Статические испытания проводят с целью проверки прочности металлоконструкций крана и механизмов испытательным грузом на 25% превышающим его паспортную грузоподъёмность. Консоль крана может находиться в любом положении относительно оси вращения, электроталь устанавливают на наибольшем расстоянии от трубы. Контрольный груз поднимается электроталью на высоту 100 -200мм и выдерживается в таком положении в т ечение 10 минут. За это время груз не должен опуститься. После снятия нагрузки не должно быть обнаружено остаточных деформаций, трещин металлоконструкций и механизмов. Аналогично проводятся испытания с установкой консоли в крайних и среднем положении поворота.

4. Динамические испытания крана проводятся грузом, масса которого на 10% превышает его паспортную грузоподъёмность и имеет целью проверку действия его механизмов.
При динамических испытаниях крана производится не менее чем 3-ёх кратное: поднимание груза на максимальную высоту, перемещение электротали по всей длине консоли (с поднятым грузом), поворот консоли (с поднятым грузом) до упоров и опускание груза.
При этом электроталь и консоль должны плавно перемещаться без заеданий и рывков. После проведения динамических испытаний не должно быть обнаружено дефектов влияющих на работу и безопасность эксплуатации крана.

5. Для проведения статических и динамических испытаний владелец крана должен обеспечить наличие комплекта испытательных (контрольных) грузов с указанием их фактической массы.

6. Кран, находящийся в работе, должен подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

  • частичному — не реже одного раза в год;
  • полному — не реже одного раза в три года.

Частичное техническое освидетельствование включает в себя только осмотр крана.
Результаты технического освидетельствования заносятся в паспорт крана.

ТО Крана мостового опорного

До пуска к работе кран должен быть подвергнут полному техническому освидетельствованию в соответствии с требованиями «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» в следующем объеме:

  • осмотр;
  • статические испытания;
  • динамические испытания.

Должны быть осмотрены и проверены в работе его механизмы, тормоза, электрооборудование, приборы и устройства безопасности.
Должны быть проверены:
а) состояние металлоконструкций крана и его сварных (клепаных) соединений (отсутствие трещин, деформаций, утонения стенок вследствие коррозии, ослабления клепаных соединений и др.), а также кабины, лестниц, площадок и ограждений;
б) состояние крюка, блоков
в) фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя и остановки механизма подъема;
г) состояние изоляции проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивления;
д) состояние канатов и их крепления;
е) состояние освещения
Статические испытания крана проводятся нагрузкой, на 25% превышающей его паспортную грузоподъемность.
Статические испытания мостового крана проводятся следующим образом. Кран устанавливается над опорами кранового пути, а его тележка (тележки) - в положение, отвечающее наибольшему прогибу моста. Контрольный груз поднимается краном на высоту 100- 200 мм и выдерживается в таком положении в течение 10 мин.

Динамические испытания крана проводятся грузом, масса которого на 10% превышает его паспортную грузоподъемность, и имеют целью проверку действия ее механизмов и тормозов.
При динамических испытаниях проводятся многократные (не менее трех раз) подъем и опускание груза, а также проверка действия всех других механизмов при совмещении рабочих движений, предусмотренных руководством по эксплуатации крана.
Результаты технического освидетельствования крана записываются в его паспорт инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования. При освидетельствовании вновь смонтированного крана запись в паспорте должна подтверждать, что кран смонтирован и установлен в соответствии с настоящими Правилами, руководством по эксплуатации и выдержал испытания.

Техника безопасности при работе на мостовом кране

Техника безопасности при работе на мостовом кране. Грузозахватные органы мостового крана Введение Мостовые краны используются на ремонтных предприятиях и в производственных цехах компаний, задействованных в строительной сфере. Они позволяют ликвидировать ручные погрузочно-разгрузочные работы и автоматизировать производственные процессы. Современные мостовые краны отличаются разнообразием конструкций: они могут поступательно перемещаться по рельсам или вращаться вокруг вертикальной оси. К числу вращающихся мостовых кранов относят поворотные, радиальные и хордовые конструкции. Поступательно перемещающиеся краны оснащаются однобалочными или двухбалочными мостами. В некоторых случаях длина пролета моста может составлять 40-60 метров. Такой мостовой кран способен поднимать грузы весом 400-500 тонн и более. Поступательно перемещающиеся краны могут оборудоваться крюками, скобами или специальными грузозахватными инструментами, в том числе магнитами и грейферами. Также они оснащаются тележками, использующимися для подъема и транспортировки груза вдоль пролета. Рельсы для перемещения тележек закрепляются на нижних или верхних поясах мостов. При установке рельс на нижние пояса моста тележки могут перемещаться по цехам через пролеты посредством переходных мостиков, расположенных под подкрановыми балками. Сами тележки могут оснащаться опорно-поворотными устройствами, поворотными стрелами и другими поворотными частями. Стандартный кран мостовой может осуществлять три основных движения: передвижение моста, передвижение тележки и подъем груза. Эти действия обеспечиваются его механизмами. Механизм подъема груза представляет собой лебедку, которая связана со сдвоенным полиспастом. В случае, если мостовой кран имеет грузоподъемность более 10 тонн, его оборудуют двумя автономными механизмами подъема, причем один является главным, а второй - вспомогательным. Грузоподъемность вспомогательного механизма составляет около 25% от основной. Он применяется для того, чтобы поднимать малые грузы с высокой скоростью. Механизм подъема груза грейферного крана выполняется в форме двух одинаковых систем, независимых друг от друга. Электродвигатели этих механизмов также управляются с помощью двух отдельных контроллеров с общей рукоятью управления. А механизм передвижения тележки оснащается двумя холостыми и двумя приводными колесами, вращаемыми с помощью электромотора через редуктор. ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ по безопасному ведению работдля крановщиков(машинистов)кранов мостового типа(мостовых, козловых, полукозловых) Общие положения Настоящая Типовая инструкция разработана на основе Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (далее - Правила), утвержденных приказом Госнадзорохрантруда Украины от 16.12.93 № 128, распространяется на все предприятия, организации Украины независимо от их ведомственной (отраслевой) принадлежности и граждан, которые являются владельцами кранов, определяет общие права и обязанности крановщиков кранов мостового типа, а также устанавливает порядок безопасного производства работ по перемещению грузов кранами. Настоящая Типовая инструкция определяет требования к крановщикам кранов мостового типа (мостовых, козловых, полукозловых) независимо от вида применяемых на них грузозахватных органов (крюковых, грейферных, магнитных, мульдо-магнитных, мульдо-грейферных, мульдо-завалочных, штыревых и других). Для управления и обслуживания указанных кранов владелец обязан назначить крановщиков, имеющих удостоверение на право управления краном данного типа. При нахождении крана в частной собственности обязанности крановщика может выполнять собственник при условии, что он прошел обучение и аттестацию как крановщик в порядке, установленном Правилами. Для строповки или подвешивания груза на крюк крана назначаются стропальщики. В качестве стропальщиков могут допускаться и другие рабочие (такелажники, монтажники и другие), обученные по профессии, квалификационной характеристикой которой предусмотрено выполнение работ по строповке груза. При нахождении крана в частной собственности обязанности стропальщика может выполнять собственник при условии, что он прошел обучение и аттестацию как стропальщик в порядке, установленном Правилами. При работе двух и более стропальщиков один из них назначается старшим. В случаях, когда зона, обслуживаемая краном, не полностью обозревается из кабины крановщика и отсутствует радио - или телефонная связь между крановщиком и стропальщиком для передачи сигналов стропальщика крановщику, лицом, ответственным за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, назначается сигнальщик. Для выполнения обязанностей крановщика могут быть назначены рабочие, достигшие 18 лет. Перед назначением на работу они должны пройти медицинское освидетельствование с целью определения соответствия их физического состояния требованиям, предъявляемым к этим профессиям. Во время работы крановщик должен иметь при себе удостоверение на право управления краном. Допуск к работе крановщиков оформляется приказом по цеху (участку) или предприятию. Допуск крановщиков к обслуживанию и ремонту электрооборудования крана может осуществляться лишь с разрешения главного энергетика предприятия в порядке, установленном Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей. При нахождении крана в частной собственности и его обслуживании по договору организацией или предприятием, имеющими соответствующее разрешение органов Госнадзорохрантруда, порядок допуска к работе крановщиков определяется договором между владельцем крана и предприятием, обслуживающим кран (краны). Перед допуском к работе руководство предприятия обязано проверить у крановщиков знание инструкции завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации крана, на котором они допускаются работать, и вручить им под роспись производственную инструкцию. Кроме того, крановщику должны быть выданы или вывешены в местах производства работ краном графические изображения (схемы) строповки, обвязки или зацепки грузов. Крановщики и их помощники после перерыва в работе по специальности более одного года проходят проверку знаний в комиссии предприятия и в случае удовлетворительных результатов допускаются к стажировке для восстановления необходимых навыков. Если кран находится в частной собственности и обязанности крановщика выполняет собственник, то после перерыва в работе более одного года он проходит проверку знаний по договору на предприятии, имеющем комиссию по аттестации крановщиков, или в комиссии органа Госнадзорохрантруда. При удовлетворительных результатах проверки он допускается к стажировке по договору на указанном выше или другом предприятии, имеющем краны такого же типа и модели. Повторная проверка знаний крановщиков комиссией предприятия проводится: Периодически, не реже одного раза в 12 месяцев. В случае перехода с одного предприятия на другое. По требованию инспектора органов Госнадзорохрантруда (далее - инспектор) или инженерно-технического работника, осуществляющего надзор за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов (далее - ИТР по надзору). Повторные проверки знаний проводятся в объеме настоящей Типовой инструкции и инструкции завода-изготовителя по монтажу и эксплуатации крана. Крановщик контролирует работу стропальщика (зацепщика) и отвечает за действия ученика, который проходит у него стажировку, а также за нарушение им требований, изложенных в настоящей Типовой инструкции. Администрация предприятия или цеха обязана выделить время, необходимое для осмотра крана до начала его работы. Обязанности крановщика перед пуском крана в работу Перед началом работы крановщик должен: Ознакомиться с состоянием крана по записям в вахтенном журнале, а при приемке крана, находившегося до этого в работе, выяснить состояние крана у крановщика, сдающего смену. Осмотреть механизмы крана, тормоза, ходовую часть, буферные устройства и их крепление. Проверить наличие и исправность ограждений механизмов, переходных площадок и галерей. Проверить смазку передач, подшипников и канатов, состояние смазочных приспособлений и сальников. Проверить состояние канатов и их крепление на барабане, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов. Осмотреть крюк и его крепление в обойме, цепи и кольца подвески грузоподъемного магнита (на магнитных кранах) и другие сменные грузозахватные органы. Произвести внешний осмотр (без снятия кожухов и разборки) электрических аппаратов (рубильников, контакторов, контроллеров, пусковых сопротивлений, тормозных электромагнитов, концевых выключателей, командоконтроллеров, магнитных контроллеров и кабелей, если кран питается от сети посредством кабеля). Проверить наличие и исправность рабочего и ремонтного освещения путем включения светильников, а также звукового сигнального устройства. Проверить наличие диэлектрических ковриков и перчаток и убедиться в их пригодности (отсутствие проколов, порывов и другое). Убедиться в отсутствии на кране посторонних предметов, могущих при движении крана упасть вниз. Убедиться в отсутствии на кране и на крановых путях ремонтного персонала или посторонних лиц. Крановщик обязан вместе со стропальщиком (зацепщиком) проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений и тары и наличие на них бирок или клейм. Осмотр крана, который работал в предыдущей смене, производится вместе с крановщиком, сдающим смену. Кран осматривается только при неработающих механизмах и отключенном рубильнике в кабине крановщика, гибкий кабель - при отключенном рубильнике, подающем напряжение на кабель. При осмотре крана в случае недостаточности освещения необходимо пользовать лампой напряжением не выше 42 В. После осмотра, перед пуском крана в работу, необходимо все его механизмы опробовать вхолостую и сделать об этом запись в вахтенном журнале. При обнаружении неисправностей, препятствующих безопасной работе крана, крановщик, не приступая к работе, должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале и доложить об этом лицу, ответственному за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами. Работа крана запрещается при наличии следующих неисправностей: Трещин и деформаций металлоконструкции крана. Трещин в элементах сменных грузозахватных органов (крюке, траверсе и других), если отсутствуют шплинты, зажимы или ослаблены элементы креплений канатов. Крюк не вращается в обойме; гайка, крепящая крюк, не имеет устройства, предотвращающего ее самоотвинчивание. Грузовой канат имеет оборванную прядь, местное повреждение или износ, превышающий установленную норму (данные по браковке канатов приведены в прил.10 к Правилам). Детали тормозов механизмов подъема груза имеют повреждения. Отсутствует ограждение механизмов и голых токоведущих частей электрооборудования. Ненадежно укреплены редукторы, тормозные шкивы, подшипники, электродвигатели и другое оборудование крана. Корпуса контроллеров и другого электрооборудования, а также металлоконструкция крана находятся под напряжением. Троллеи, расположенные на мосту крана, соприкасаются между собой или с металлоконструкциями крана; токосъемники соприкасаются со смежными троллеями; гибкие троллеи сильно провисают; изоляция электропроводки повреждена; заземляющие проводники оборваны. Обязанности крановщика во время работы крана Крановщик должен входить на кран и сходить с него только через посадочную площадку. Входить на краны, у которых предусмотрен непосредственный вход в кабину, или на настил галереи без посадочной площадки (козловые краны), а также сходить с них разрешается лишь в специально отведенных для этого местах. Перед выходом на настил галереи крановщик должен отключить рубильник в кабине и повесить на него плакат с надписью "Не включать. Работают люди". На кранах, у которых рельсы тележки расположены на уровне настила, крановщик перед выходом на галерею должен установить тележку посредине моста, за исключением случаев, когда он выходит для осмотра самой тележки; в таких случаях следует установить тележку в непосредственной близости от выхода на настил. Во время работы крана крановщик должен следить за тем, чтобы рабочее место под краном было освещено. Во время работы крана крановщику и его помощнику запрещается отвлекаться от своих обязанностей, а также чистить и смазывать механизмы. При обслуживании крана двумя лицами - крановщиком и его помощником - ни один из них не имеет права отлучаться с крана, не предупредив об этом друг друга. Перед включением механизмов крана крановщик должен подать предупредительный звуковой сигнал. Это требование должно выполняться также и тогда, когда в работе крана был перерыв. Крановщик должен остановить кран по сигналу "Стоп", независимо от того, кем он подается. При вынужденной остановке мостового крана не у посадочной площадки и при отсутствии вдоль кранового пути проходной галереи спуск крановщика с крана должен быть организован по его сигналу администрацией цеха и производиться в соответствии с порядком, установленным для данного цеха. Крановщик может начать работу на кране после его ремонта только с разрешения лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии. Это разрешение должно быть записано в вахтенном журнале. Крановщику не разрешается: Производить самостоятельно ремонт крана, его механизмов или электрооборудования, осмотр и ремонт главных троллеев и токосъемников, а также замену предохранителей (плавких вставок). Производить осмотр и чистку крана при включенном рубильнике в кабине крановщика. Включать рубильник и управлять механизмами крана при нахождении на его галерее людей; исключения допускаются для слесарей и электромонтеров при осмотре ими механизмов крана; в этом случае крановщик выполняет команды только лица, производящего осмотр, и может включить рубильник и механизмы крана по его команде, если он находится в зоне видимости крановщика. Оставлять на настиле галереи или на тележке крана инструмент, а также незакрепленное оборудование или детали. Сбрасывать что-либо с крана вниз. Входить на кран и сходить с него во время его движения. Выходить на крановые пути, перелезать с одного крана на другой, а также переходить с одной галереи моста на другую через тележку. Производить заклинивание контакторов, выводить из действия тормоза, концевые выключатели, блокировочные контакторы и электрическую защиту. Прежде чем осуществить какое-либо движение краном, крановщик должен убедиться, что в зоне действия крана отсутствуют посторонние люди, а его помощник и стажер находятся в безопасном месте. Перед выполнением каждой операции, а также при нахождении людей на пути движения груза крановщик должен подавать предупредительный звуковой сигнал; если люди не отходят с пути перемещения груза, то крановщик должен прекратить движение. Включение механизмов крана крановщик должен производить только по сигналам стропальщика; если последний дает неправильный сигнал, то крановщик не должен его выполнять; за повреждения и травмы, причиненные краном из-за подачи неправильно поданного сигнала, несут ответственность как крановщик, так и стропальщик, подавший неправильный сигнал. На кранах с двумя и более механизмами подъема не используемые в работе крюки должны быть освобождены от съемных грузозахватных приспособлений и подняты в верхнее положение. Не разрешается одновременно производить краном более двух операций, например, передвигать кран и тележку, а также производить подъем груза. Исключение допускается только для специальных кранов: завалочных, посадочных и других, а также в случае необходимости предотвратить аварию или несчастный случай. Перед подъемом груза крановщик должен убедиться, что грузовые канаты крана находятся в вертикальном положении и что поднимаемый груз не может во время подъема за что-либо зацепиться. При подъеме грузов, вес которых близок к предельной грузоподъемности крана, крановщик должен предварительно поднять груз на высоту 200-300 мм и убедиться в надежности действия тормоза, а также правильности строповки груза. При подъеме груза крановщик должен следить за тем, чтобы поднимаемый груз не уперся в нижние пояса фермы крана. При перемещении груза в горизонтальном направлении крановщик должен предварительно приподнять его не менее чем на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов и следить, чтобы под поднятым или перемещаемым грузом не было людей. Опускать перемещаемый краном груз разрешается только на предназначенное для этого место, исключающее возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. При погрузке или разгрузке железнодорожных вагонов, крановщик должен предварительно убедиться в отсутствии в них людей. Крюк подъемного механизма необходимо устанавливать точно над грузом, подлежащим подъему. При работе вблизи колонны, штабеля груза, железнодорожного вагона и других местах крановщик должен предварительно убедиться в отсутствии стропальщика и других лиц между поднимаемым, перемещаемым или опускаемым грузом и этими предметами, а также в том, что груз не заденет за колонну, штабель груза и другое. Перед подъемом груза из колодца или котлована, а также перед опусканием груза в них крановщик должен предварительно убедиться, опустив порожний (ненагруженный) крюк, в том, что при его низшем положении на барабане лебедки остается не менее чем 1,5 витка каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством. При установке на одном крановом пути нескольких кранов крановщик во избежание их столкновений должен следить за тем, чтобы расстояние между габаритами кранов или габаритами поднимаемых грузов было не менее 1 м. При двухярусном расположении кранов крановщики не должны допускать, чтобы нижний кран мог наехать на опущенный грузовой канат верхнего крана. При подъеме и перемещении груза крановщику запрещается: Поднимать груз, вес которого превышает грузоподъемность крана; если вес груза не известен, то крановщик должен получить эти сведения от лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами. Толкать краном соседний кран. Пользоваться концевыми выключателями в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов. Отрывать крюком или грейфером грузы, засыпанные землей, заложенные другими грузами, прикрепленные болтами, залитые бетоном, а также грузы, примерзшие к земле. Освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления. Раскачивать грузы (опоки, изложницы и другие) или стремительно их опускать и ударять с целью выбивания оставшихся в них земли, металла и другого, если кран на такую работу не рассчитан. Поднимать груз, находящийся в неустойчивом положении, или подвешенный за один рог двухрогого крюка, а также в таре, заполненной выше ее бортов или выше установленной отметки заполнения. Подтягивать груз по земле, полу или по рельсам крюком крана при косом натяжении каната, а также подтягивать крюком железнодорожные вагоны, платформы, вагонетки и т.д. без применения специальных направляющих блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузового каната. Допускать к строповке и зацепке груза лиц, не имеющих удостоверения стропальщика или зацепщика, а также применять грузозахватные приспособления без клейма или бирки. Укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также на краю откоса или канавы, если при этом он может сползти или опрокинуться. Поднимать груз с находящимися на нем людьми, а также груз, поддерживаемый руками. Допускать на кран и передавать управление краном посторонним лицам, допускать к самостоятельному управлению краном учеников и стажеров без наблюдения за ними. Вести погрузку и разгрузку автомашины, если шофер находится в кабине. Перемещать груз над людьми. При силе ветра более 6 баллов крановщик крана, работающего на открытом воздухе, должен прекратить работу краном и принять меры против угона крана ветром в соответствии с инструкцией завода-изготовителя или инструкцией, разработанной администрацией предприятия. Дополнительные требования при работе магнитных и грейферных кранов Крановщик магнитного, грейферного, магнитно-грейферного и мульдо-магнитного кранов должен руководствоваться такими указаниями: а) при работе подъемным электромагнитом перемещать груз только над специально выделенной для этого зоной; б) при разгрузке автомашин не перемещать подъемный электромагнит с грузом над кабиной шофера, а при разгрузке железнодорожных вагонов - над составом; в) следить за правильностью намотки кабеля подъемного электромагнита; г) не выходить на настил галереи при наличии груза на подъемном магните; д) при работе грейфером плотно закрыть его челюсти, во избежание высыпания груза; е) перед окончательным сближением челюстей грейфера во избежание перегрузки механизма и электродвигателя грейфер немного приподнять; ж) не загружать мульды негабаритным ломом; з) устанавливать мульды на тележку так, чтобы они не выходили за ее габариты; и) при работе с копровым шаром не высовываться из кабины при сбрасывании шара; к) не ставить кран над местом кантования ковшей с жидким металлом; л) при работе крана с грейфером, предназначенным для кусковых и сыпучих материалов, запрещается производить перевалку кускового материала, наибольший размер кусков которого превышает 300 мм или насыпной вес превышает величину, установленную для данного грейфера. Перевалку штучных и крупногабаритных грузов разрешается выполнять только специальным грейфером. Дополнительные требования при работе кранов с лапами Крановщик крана с лапами должен руководствоваться такими требованиями: а) для захвата металла траверсу с лапами опускать так, чтобы последние свободно подходили под металл и не задевали за него; б) при укладке металла траверсу опускать до посадки его на место и только после этого откидывать лапы; откидывать лапы с металлом на весу воспрещается. Дополнительные требования при работе козловых кранов Крановщик козлового крана должен при его перемещении следить, чтобы на крановых путях не было людей или каких-либо предметов. При выходе из кабины кранов, которая перемещается совместно со сменным грузозахватным органом, предварительно убедиться в том, что последняя находится у посадочной площадки. Обязанности крановщика после окончания работы крана По окончании смены или работы крана крановщик должен: Освободить от груза крюк или другой грузозахватный орган; оставлять груз в подвешенном положении не разрешается. Кран поставить у посадочной площадки или на место, предназначенное для его стоянки. Крюк поднять в верхнее положение, а подъемный электромагнит, грейфер или другой грузозахватный орган опустить на землю на отведенном для этого участке. Штурвалы и рукоятки всех контроллеров и командоконтроллеров перевести в нулевое положение и отключить рубильник в кабине крана. Осмотреть кран, очистить все его оборудование и сделать запись о состоянии крана в вахтенном журнале. Кран, работающий на открытом воздухе, надежно укрепить с помощью противоугонных захватов. При работе крана в несколько смен крановщик имеет право оставить кран по окончании своего рабочего времени лишь после передачи крана сменщику. При невыходе сменщика на работу крановщик, закончивший смену, может уйти с крана только лишь с разрешения лица, которому он подчинен. Крановщик, сдавший смену, должен сообщить своему сменщику о всех неполадках в работе крана, наблюдавшихся за истекшую смену. Когда в пролете установлен только один кран, то при работе его в одну или две смены крановщик после окончания работы крана обязан отключить главные троллеи и запереть на замок шкаф с рубильником. Обслуживание крана Крановщик отвечает за правильное обслуживание крана, при этом он должен: Содержать механизмы и оборудование крана в чистоте и исправности. Своевременно производить смазку всех трущихся механизмов крана и канатов, согласно указаниям инструкции завода-изготовителя. Смазочные и обтирочные материалы хранить в закрытой металлической посуде. Использованный обтирочный материал необходимо удалять с крана. Следить за тем, чтобы на кране не было каких-либо неукрепленных предметов, а также инструмента в местах, не предназначенных для его хранения. Знать сроки и результаты проведения слесарями и электромонтерами профилактических осмотров крана и его отдельных механизмов и узлов по записи в журнале периодических осмотров. Устранение неисправности, возникшей во время работы крана, производится по заявке крановщика. Другие виды ремонта крана осуществляются в установленные администрацией сроки. Во время осмотров электрооборудования крана необходимо обесточить его, а рубильник в месте подключения крана в отключенном состоянии должен быть заперт на замок на все время осмотра. Пробный пуск крана после ремонта (планового, аварийного) крановщик обязан проводить только в присутствии слесаря или электромонтера, который ремонтировал кран, и приступать к работе только по письменному распоряжению лица, ответственного за содержание грузоподъемного крана в исправном состоянии. Ответственность крановщика Крановщик крана мостового типа, обученный и аттестованный в соответствии с Правилами, несет личную ответственность за нарушение требований, изложенных в настоящей Типовой инструкции, в соответствии с действующим законодательством Украины. Грузозахватные органы мостовых кранов К грузозахватным органам относятся крюки, скобы, грейферы и электромагниты. Крюки для мостовых кранов изготовляют коваными из конструкционной стали 20 в соответствии с ГОСТ 6627-74 "Крюки однорогие для грузоподъемных машин с машинным приводом" и ГОСТ 6628-73 "Крюки двурогие для грузоподъемных машин с машинным приводом" или штампованными из отдельных листов (пластинчатыми) в соответствии с ГОСТ 6619-75 "Крюки пластинчатые однорогие и двурогие". Согласно этим стандартам, крюки однорогие кованые для подъемных механизмов рассчитывают на грузоподъемность до 80 т, двурогие - на грузоподъемность 100 т (двурогие крюки при больших грузоподъемностях применяют потому, что на двух рогах легче разместить стропы при их значительном диаметре). Кинематическая схема механизма подъема магнитного крана 1 - электродвигатель; 2 - тормоз; 3 - редуктор; 4 - канатный барабан; 5 - зубчатая передача; 6 - кабельный барабан; 7 - кабель; 8 - крюк; 9 - электромагнит; 10 - грузовой канат Пластинчатые однорогие крюки, предназначенные для литейных кранов, выполняют на грузоподъемность от 40 до 315 т, и двурогие для кранов общего назначения - на грузоподъемность от 80 до 320 т. Пластинчатые крюки проще кованых в изготовлении и более надежны, так как разрушение пластин происходит не одновременно, но они тяжелее кованых. Чтобы увеличить срок службы, зев пластинчатых крюков защищают специальными пластинами, которые можно сменить по мере изнашивания. Шарикоподшипник для крюка 1 - крюк; 2 - шарикоподшипник; 3 - обойма; 4 - траверса Крюк однорогий Однорогие крюки, служащие для подъема ковша с расплавленным металлом, закрепляют по два на специальной траверсе. Ковш для захвата крюками снабжен цапфами. Однорогие пластинчатые крюки изготовляют номеров от 1 до 14, они имеют высоту от 2400 до 6080 мм и массу соответственно 950 и 17 700 кг. Двурогие пластинчатые крюки изготовляют номеров 1-7. Их масса составляет от 1060 до 5600 кг. Применять литые или сварные крюки на кранах не разрешается. При грузоподъемности свыше 3 т крюки изготовляют вращающимися на шариковых закрытых опорах. Вообще подвеску крюка выполняют так, чтобы он мог свободно вращаться и устанавливаться при работе согласно положению груза Крюк двурогий Нормальная подвеска крюка с двумя блоками и щитами На эту нарезку навинчивается гайка которая закреплена так, чтобы она не могла ослабнуть или отвернуться при длительной работе. С этой целью она крепится стопорной планкой. Стопорение гайки посредством шплинтов, штифтов или стопорных болтов не допускается. Нижняя поверхность гайки опирается на верхнюю обойму упорного шарикового подшипника. На всех крюках должно быть клеймо завода-изготовителя с указанием грузоподъемности. В крюковых подвесках блоки устанавливаются на осях, неподвижно закрепленных стопорными планками. Крюк в нормальной подвеске подвешивается на отдельной траверсе, которая может вращаться вокруг своей горизонтальной оси. Если длина подвески должна быть наименьшей, крюк подвешивается прямо на оси блоков. Такая подвеска называется укороченной Укороченная подвеска крюка В укороченной подвеске применяют удлиненные крюки. Подвеска крюка имеет защитный кожух, удерживающий трос от выхода его из ручья блока. Для пропуска троса в защитном кожухе предусмотрены прорези. Между защитным кожухом и блоком делается зазор 5-20 мм в зависимости от диаметра блока. Зазор должен быть таким, чтобы не произошло заклинивания троса между кожухом и блоком. Петли грузовые применяют вместо крюков на кранах большой грузоподъемности и изготовляют так же, как и крюки, из конструкционной стали 20. Петля не позволяет стропу соскочить, что возможно на крюке, но заводить строп в петлю сложнее. Для транспортировки мостовым краном сыпучих грузов (кокса, угля, песка, гравия) используют грейферы. Грейфер представляет собой стальной ковш, состоящий из двух половин - челюстей поворачиваются вокруг шарниров, укрепленных на головке грейфера с помощью тяг. Челюсти имеют зубья для лучшего захвата груза. На траверсе укреплены блоки, соединенные канатами с блоками на головке грейфера. При ослаблении натяжения канатов траверса опускается под действием собственного веса, вследствие чего челюсти раскрываются. В таком виде грейфер опускают на материал. Затем производят натяжение каната, при этом траверса приближается к головке, челюсти закрываются и захватывают груз, после чего начинается его подъем. Для разгрузки при опускании грейфера на землю челюсти раскрываются и груз высыпается. Конструкция грейфера должна исключать самопроизвольное раскрытие. Грузоподъемность грейфера определяют взвешиванием материала после пробного зачерпывания, проводимого перед перевалкой груза данного вида. Грейфер должен иметь табличку с указанием завода-изготовителя, номера, собственной массы, вида материала, для транспортировки которого он предназначен, и наибольшей допустимой массы зачерпнутого материала. Последнее обстоятельство важно потому, что различные материалы (уголь, кокс, гравий, песок и др.) имеют различные удельные и насыпные массы и, не учитывая этого, можно легко перегрузить кран. Грузоподъемная сила электромагнита при прочих равных условиях пропорциональна величине тока, проходящего через его катушку. При заданном напряжении эта величина зависит от электрического сопротивления катушки, которое возрастает с повышением температуры. Сопротивление катушки при максимально допустимой температуре для грузовых электромагнитов может возрасти в 1,4 - 1,6 раз по сравнению с холодной катушкой. В таком же соотношении снизится ток, намагничивающая сила и грузоподъемная сила электромагнита. Так как с повышением температуры поднимаемого груза снижается его магнитная проницаемость (достигая нуля при температуре, близкой к 750°С), то соответственно этому снижается грузоподъемная сила электромагнита. Питание электромагнита производится постоянным током. Питание может производиться также переменным током, но в этом случае предусматривается соответствующая выпрямительная установка. В качестве последних применяют полупроводниковые установки, выполненные по схеме трехфазного двухполупериодного выпрямления. Для освобождения от груза иногда оказывается недостаточным отключить питание электромагнита. Из-за остаточного магнетизма в сердечнике электромагнита и поднимаемом грузе магнитный поток не снижается до нуля, а составляет некоторую величину, определяемую свойствами материала сердечника и поднимаемого груза, и это может оказаться достаточным, чтобы груз (или часть груза) остался притянутым к электромагниту. Для полного освобождения от груза необходимо на короткое время "перемагнитить" электромагнит, т.е. пропустить ток через его катушку в обратном направлении. При этом, когда магнитный поток снизится до нуля, груз отпадет. Величина этого тока, называемого "обратным" током, составляет 12-20% рабочего тока. При отключении электромагнита происходит быстрое снижение магнитного потока, наводящее в катушке электромагнита электромагнитную силу самоиндукции. Величина индуктированного напряжения возрастает при быстром отключении тока и в некоторых случаях может достигнуть 3000 - 4000 В, т.е. в 15-18 раз превысит номинальное напряжение, что не исключает возможности пробоя изоляции катушки электромагнита. В блоках управления электромагнитом, разработанных в советские времена, для ограничения величины перенапряжения параллельно катушке электромагнита подключалось так называемое разрядное сопротивление. При величине разрядного сопротивления, в 5-6 раз превышающей сопротивление катушки электромагнита, перенапряжение практически снижалось до 700 - 800 В. Так как разрядное сопротивление постоянно подключено к электромагниту, то при его работе оно потребляет дополнительный ток. Для наиболее рационального использования подъемного крана требуется оснащать его различными съемными грузозахватными приспособлениями в зависимости от специфики работы цеха. Все съемные грузозахватные приспособления можно разбить на четыре группы: универсальные для единичных и групповых грузов; специализированные для штучных и групповых грузов; специальная тара для сбора и транспортировки мелких изделий и сыпучих грузов; специальные захватные приспособления для транспортировки стружки. Направляющий стержень запрессован и закреплен в проушине, к которой шарнирно крепятся лапы захвата. На стержень свободно насажены коническое кольцо и конус, закрепленный штифтами, а также трубка, приваренная к траверсе. На конце трубки крепится серьга или кольцо для навески на подъемник. К траверсе шарнирно подвешены крюки. Траверса соединена цепями с лапами захвата. Для захвата детали крюки крепят под нижнюю выточку конуса. После того как захват при опускании коснется детали, опустится траверса с крюками, которые захватят кольцо. При подъеме захвата крюки поднимут кольцо до упора в торцовую коническую выточку конуса и, соскользнув с кольца, займут положение выше торца конуса. Траверса, перемещаясь по направляющему стержню, заставит цепи стянуть лапы и захватить деталь. При опускании детали на место натяжение цепей уменьшится за счет хода траверсы и крюки снова подойдут под торец конуса, приведя лапы в готовность для захвата. Для транспортировки и погрузки стальной стружки находят широкое применение различные захваты. Захват транспортируется расчалками, подвешенными за крюки. После установки захвата на стружку расчалки сбрасываются с крюков, а захват поднимают за стропы, которые стягивают вилы, захватывающие стружку. При разгрузке стружки расчалки устанавливают в положение для транспортировки. Шесть челюстей захвата шарнирно прикреплены в траверсе. В раскрытом положении и при разгрузке стружки захват подвешен на канатах, прикрепленных к средней части челюстей и к кольцу с крюком. При опускании захвата на стружку петля, соединенная канатами б с концами челюстей, набрасывается на крюк. При подъеме в таком положении происходит захват стружки. Для транспортировки сыпучих грузов, мелких заготовок и деталей применяют контейнеры. В контейнерах, предназначенных для транспортировки готовых узлов и деталей, делают гнезда в соответствии с размерами этих деталей или узлов, обитые войлоком или резиной для предохранения деталей от забоин и царапин. По конструктивному исполнению саморазгружающиеся контейнеры делятся на следующие группы: опрокидывающиеся с тремя парами петель; с открывающимся дном; опрокидывающиеся на цапфах; раскрывающиеся; для мелкосыпучих грузов с донным затвором. Саморазгружающиеся контейнеры изготовляют сварными или литыми, с тремя парами ушков, колец и крюков. Для транспортировки крюки стропов продевают в отверстия, а для опрокидывания - в отверстия и приподнимают контейнер. Контейнер с открывающимся дном применяют для транспортировки металлической стружки. Чтобы облегчить выпадание груза, контейнер делают в виде усеченной четырехгранной пирамиды. Дно поддерживается на петлях тремя-четырьмя кулачками, сидящими жестко на одной оси с рукояткой, закрепленной стопором. Для разгрузки контейнера нужно поднять стопор, повернуть рукоятку вниз и вывести кулачки из-под дна. Транспортируется контейнер стропами за крюки. Шести челюстной захват для стружки Контейнер с двустворчатым самооткрывающимся дном не имеет рычажных систем. Разгрузка осуществляется без помощи стропальщиков при установке на бункер. По мере ослабления натяжения троса створки дна открываются и груз высыпается. При подъеме разгруженного контейнера створки его закрываются под действием собственной массы. Опрокидывающийся контейнер подвешен шарнирно на траверсе. От самопроизвольного опрокидывания он запирается замком. Потянув замок вниз, его выводят из зацепления, и контейнер опрокидывается для разгрузки. Контейнер, имеющий съемную траверсу с подвесками, удерживает от поворота вилка, накинутая на подвеску. В контейнере с двустворчатым дном механизм затвора расположен с двух противоположных сторон контейнера и состоит из короткого и длинного рычагов, соединенных шарнирно с рукояткой и створками дна. Рукоятки вращаются на прикрепленных к контейнеру цапфах. Контейнеры Раскрывающийся контейнер состоит из соединенных шарнирно половин. За серьги на шарнирах зацепляют крюки траверсы при транспортировке. При этом половины контейнера смыкаются под действием собственной массы. Для разгрузки крюки траверсы переставляют с серег на бортовые петли, при подъеме за которые половины контейнера раскрываются на шарнирах и груз высыпается. В контейнере для транспортировки мелкосыпучих грузов донный затвор открывается поворотом рычага. Согласно правилам, клещи и захваты для груза, траверсы и коромысла следует изготовлять из мартеновской стали. Грузозахватные приспособления, навешиваемые на крюк крана, и тару необходимо снабжать клеймом, табличкой или надписью с указанием собственной массы и предельной массы груза, для транспортировки которого они предназначены. На каждом контейнере должны быть инвентарный номер и номер или название цеха, которому принадлежит контейнер. При техническом освидетельствовании съемные грузозахватные приспособления подвергают осмотру и испытанию. Траверсы, клещи, стропы, цепи и другие съемные приспособления испытывают нагрузкой, на 25 % превышающей их номинальную грузоподъемность. Тара подлежит тщательному осмотру, испытывать ее нагрузкой необязательно. В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тару необходимо периодически осматривать в установленные сроки, но не реже чем: через каждые 6 мес при осмотре траверс; через 1 мес при осмотре клещей и других захватов и тары; через каждые 10 дней при осмотре стропов, за исключением редко используемых, которые требуется осматривать перед выдачей их в работу. Результаты осмотра заносят в журнал учета и осмотра съемных грузозахватных приспособлений. На таре должны быть указаны ее назначение, номер, собственная масса и наибольший вес груза, для транспортировки которого она предназначена. Вместимость тары должна исключать возможность перегрузки грузоподъемного крана. Съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие технического освидетельствования, к работе не допускаются. Забракованные съемные грузозахватные приспособления либо не имеющие бирок и клейм не должны находиться в местах производства работ, чтобы никто не смог их ошибочно использовать. Поврежденная или немаркированная тара также должна быть удалена с места проведения работ.