Руководства, Инструкции, Бланки

образец приказ о доставке сотрудников на работу img-1

образец приказ о доставке сотрудников на работу

Рейтинг: 4.9/5.0 (1926 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Доставка сотрудников на работу

Вадим Егоров, юрист, г. Москва.

"Расстояния - наше проклятие ", - в сердцах проронил как-то император Николай I. То же самое сказать могут многие работодатели, организующие перевозку сотрудников за свой счет.

Доставка работников автобусом.

ЗАО на своих автобусах осуществляло доставку работников на строительные объекты.
Управление государственного автодорожного надзора в ходе проверки установило, что послерейсовый медицинский осмотр водителей автобусов не проводится. В результате ЗАО было выдано предписание по устранению выявленных нарушений.


ЗАО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания незаконным.
При этом оно заявило, что перевозками пассажиров автобусами как видом деятельности не занимается, лицензии на это не имеет, поэтому послерейсовые проверки водителей проводить не обязано.


Суд установил. что согласно п. 1.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2, его требования обязательны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с перевозкой пассажиров автобусами.


В Правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, определено, что пассажир - это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).


Следовательно, перевозимые работники являются пассажирами, а ЗАО осуществляет специальный вид автобусных перевозок и на него распространяется действие Положения, определяющего основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации.

На этом основании ФАС ВСО в Постановлении от 28.09.2012 N А33-2573/2012 в иске ЗАО отказал.


Другое ООО решило, что спокойнее и дешевле доставлять работников к месту работы и обратно, заказав перевозку автобусами у транспортной организации.


Однако налоговики установили, что предоставленным транспортом пользовались не только сотрудники ООО. На этом основании в возмещении НДС и в уменьшении базы по налогу на прибыль ООО было отказано.


Суд установил. что необходимость доставки работников к месту работы и обратно была обусловлена отсутствием у места расположения ООО маршрутов городского пассажирского транспорта. В коллективный трудовой договор ООО также было включено положение, что работникам общества предоставляется право бесплатного пользования автотранспортом предприятия для доставки к месту работы и обратно по установленным маршрутам.


Факты оказания услуг по перевозке работников общества подтверждены.
Суд решил. что данные затраты ООО на перевозку работников являются экономически обоснованными и документально подтвержденными расходами, связанными с производственной деятельностью.


Что касается доводов налоговиков, то суд решил. что заказом и потреблением транспортных услуг ООО реализовало принятую на себя коллективным договором обязанность по предоставлению работникам гарантий; оплата услуг осуществлялась исходя из почасовой работы автобуса, в связи с чем количество перевезенных работников и возможные случаи попутной перевозки сторонних лиц не имеют правового значения для настоящего спора (Постановление ФАС ЦО от 20.12.2011 N А14-12623/2010).


Не отстают от налоговиков и представители ПФР, требующие оплату аренды автобусов для проезда работников к месту работы включать в базу для начисления страховых взносов.
ООО заключило договор аренды транспортного средства с экипажем, согласно которому арендодатель принял на себя обязательства по предоставлению арендатору во временное владение и пользование автобус, в целях перевозки работников к месту работы.


Условиями договора определено, что автобус подается к 6 часам утра по определенному адресу и находится в распоряжении арендатора до 18 часов (с учетом внутрисменного перерыва в течение 3 часов).


Представители ПФР посчитали, что на суммы, затраченные на оплату аренды транспортных средств для доставки работников к месту их трудовой деятельности, следует начислять страховые взносы.


Однако суд установил. что произведенные обществом перечисления представляют собой оплату услуг, оказанных сторонней организацией, и не являются выплатами в пользу работников по гражданским или трудовым договорам, тем более что условиями этих договоров соответствующие положения не предусмотрены.


ФАС ЦО в Постановлении от 03.09.2012 N А14-8017/2011 решил. что, поскольку транспортные услуги оказывались не работникам, а самому работодателю и какие-либо выплаты работникам, связанные с их проездом к месту работы, не производились, оплата работодателем транспортным организациям стоимости услуг по доставке работников относится к расходам, связанным с организацией производственной деятельности, на которые страховые взносы не начисляются.

. на такси.

ЗАО за 3 года потратило на услуги такси более 1,2 млн. руб.
ИФНС потребовала исключить эту сумму из расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, поскольку в представленных обществом квитанциях на оплату пользования легковым такси не содержится обязательных реквизитов, таких как фамилия, имя, отчество лица, уполномоченного на проведение расчетов, сведения о времени оказания услуг, что не дает возможности определить время оказания услуг и принадлежность лиц к проверяемому налогоплательщику. Отдельные квитанции не содержат подписей лиц от продавца и покупателя.
Суд установил. что договор об оказании транспортных услуг был заключен с транспортной организацией.


На каждую поездку оформлялась квитанция по согласованной форме, которая подписывалась представителем заказчика и скреплялась его штампом. По итогам месяца исполнитель представлял заказчику акт приемки оказанных услуг с приложением оригиналов квитанций. Квитанции содержат номер и дату документа, наименование поставщика и покупателя услуги, наименование услуги, количество мест, маршрут поездки, стоимость поездки, подписи ответственных лиц от поставщика и покупателя.


Из представленных квитанций следует, что одним из пунктов назначения маршрута поездки являлся фактический адрес ЗАО, остальные адреса носят повторяющийся характер.


Согласно положению ЗАО, учитывая отдаленность площадки от города и отсутствие общественного транспорта, компания предоставляла работнику такси для поездок на работу и домой. При оплате такси по безналичному расчету работник должен представить должным образом оформленную квитанцию. Каждый работник, не получающий компенсации транспортных расходов, получал 10 квитанций в месяц для осуществления поездок на работу и с работы.


Суд установил. что весь автотранспорт предоставлялся только для служебных заданий. Фактов использования такси в непроизводственных целях установлено не было. Доставка работников к месту работы и обратно на такси обусловлена технологическими особенностями производства, что подтверждается удаленностью предприятия от жилого массива и остановок транспорта общего пользования, отсутствием общественного транспорта в месте нахождения ЗАО.


Доказательств того, что транспортные средства использовались не в производственных целях, инспекцией не представлено.


При таких обстоятельствах ФАС СЗО в Постановлении от 10.12.2013 N А13-6206/2012 признал данные расходы документально подтвержденными и экономически обоснованными.


В другом случае представители ПФР начислили страховые взносы на суммы проезда работников от места работы до дома в такси, несмотря на то что пользование услугами данного транспорта было обусловлено производственной необходимостью (работа в ночное время) и отсутствием служебного транспорта.


Суд установил. что оплату такси производил сам работодатель на основании заключенного им договора с транспортными предприятиями на основании актов выполненных услуг и реестра вызовов с указанием маршрута движения.


Суд решил. что данные перечисления представляют собой оплату услуг, оказанных сторонней организацией, и не являются выплатами в пользу работников по гражданским или трудовым договорам, тем более что условиями трудовых договоров соответствующие положения не предусмотрены.


Поскольку транспортные услуги оказывались не работникам, а самому работодателю и какие-либо выплаты работникам, связанные с их проездом к месту работы, не производились, оплата работодателем транспортным организациям стоимости услуг могла относиться к расходам, связанным с организацией производственной деятельности.


Кроме того, ПФР посчитал, что начислять взносы следует работникам, вызывавшим такси. В то время как такси доставляло сразу нескольких работников по нескольким адресам с выставлением одного счета за услуги.


Суд решил. что предложенный ПФР расчет дохода в натуральной форме не может быть признан достоверным доказательством получения дохода именно тем лицом, которое оформляло заявку на такси.


Арбитражный суд Республики Карелия в решении от 11.03.2013 N А26-2680/2012 указал, что информация о цене поездки нескольких работников не может являться основанием для включения ее стоимости в базу для начисления страховых взносов работнику, указанному службой такси в качестве лица, осуществившего заявку на вызов автомобиля.

. и пешком

Сотрудник М. возвращаясь из командировки поездом, прибыл на вокзал.
Выйдя на платформу из вагона, М. поскользнулся, упал и сломал голень.
Его сын, находившийся на перроне, помог пострадавшему дойти до личного автомобиля и отвез в поликлинику.
Работодатель решил. что М. нарушил требования инструкции по безопасности. Это нарушение выразилось в перемещении по поверхности, покрытой наледью. Инструкцией было предписано за пределами здания при движении пешком ходить только при условии безопасности перехода.


Отделение ФСС отказалось признавать данный случай несчастным случаем на производстве. Отказ основан на том, что вокзал находится в черте города, а работодателем транспорт для доставки работника с вокзала не предоставлялся, поэтому полученная работником травма не связана с исполнением им трудовых обязанностей.


Однако суд исходил из того, что для квалификации несчастного случая на производстве как страхового имеет значение лишь то, что событие, в результате которого застрахованный получил повреждение здоровья, произошло в рабочее время и в связи с выполнением работником действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, а установление иных обстоятельств для признания такого случая страховым законодательством Российской Федерации не предусмотрено.


ФАС МО в Постановлении от 23.01.2014 N А40-12523/13 отклонил довод ФСС о получении травмы работником после прибытия поезда, то есть после окончания командировки, поскольку полученная М. травма связана с исполнением им своих трудовых обязанностей, а событие произошло в рабочий день, в момент возвращения работника из служебной командировки.

Похожие материалы:

Другие статьи

Приказ о доставке сотрудников на работу образец - это выбор людей

Приказ о доставке сотрудников на работу образец

Обязательно ли требовать с сотрудника заявление о приеме на работу Нет, не обязательно. В любом случае основанием для приема на работу. Именно он документально закрепляет соглашение между конкретным сотрудником и организацией. Он же служит основанием для приказа руководителя о включении в штат нового сотрудника. Это следует из и статьи 68 Трудового кодекса РФ. Но с заявлением удобнее. На нем часто делают служебные пометки: проставляют резолюцию руководителя организации, визу непосредственного начальника, отметку об исполнении. Поэтому если для данных целей вы попросите сотрудника написать заявление, в этом нет ничего противозаконного. Такое заявление потом подшейте в личное дело сотрудника. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Упрощёнка». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ. Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор.

Журнал выдачи и регистрации временных пропусков.

Приказ о доставке сотрудников на работу образец

Приказ о доставке сотрудников на работу образец

admin | June 4, 2008 | COMMENTS:2 Comments »

Девушки, пожалуйста, помогите найти образец приказа о материальной ответственности Авансовый отчет бланк Авансовый отчет образец бланк Авансовый отчет по командировке Материал из ФСС Система Финансовый директор www.1fd.ru Дата печати 23.08.2016Положение о классификации специалистов гражданской авиации СССР Не применяется на Вниманию пользователей! Для удобства пользования РЦПИ создано Оглавление.Вы открыли расширенный поиск! С его помощью можно быстро находить документы по известным Оглавление От составителя Предисловие Владимир Владимирович Порошков НАЧАЛЬНИКИ В отличие от КЗоТа, где подробно не регламентировалась специфика регулирования труда 31.12.2015. О нерабочих днях в январе 2016 года. Согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Приказ УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВсем привет! Сегодня я приготовил лекцию о таком способе взыскания долга как получение О книге Архипелаг ГУЛАГ один из главных текстов xx века. Великий памятник замученным Комментарий к Федеральному закону О ветеранах Федеральный закон О ветеранах как основа Как принимать на работу лиц, получивших временное убежище на территории России?Зимала - охотники на редких животных. Глава 1 - Перенос Мы ехали на машине уже шестой час.В. В. Волгин Погрузка и разгрузка Справочник груз-менеджера Организация работЮридическая справочная система Система Юрист исчерпывающие ответы на вопросы ПРИКАЗ Минфина РФ от 01.12.2010 n 157н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Пояснительная записка является обязательной составляющей частью бухгалтерской Ковалев Б. h Повседневная жизнь населения России в период нацистской оккупацииСистемы Техэксперт Техэксперт Охрана труда Перечень документов, включенных в раздел 10229. Спрашивает Наталья потребление Здравствуйте, мой муж с другом ехали в такси был в Разберемся, по каким спорам истцы чаще всего заявляют требования о возмещении морального Меняем режим рабочего времени В организации для сотрудников офиса административного персонала установлен график В ПВТР компании режим работы административного персонала приказ об изменении Правил внутреннего трудового распорядка. Новости 2 дн. назад При этом безопаснее придерживаться правил из приказа Минкультуры России от В мае 2014 года сотрудника взяли на работу. Платежка НДФЛ -2016 образец заполнения Кроме того компания оплачивала доставку обедов для сотрудников и списывала ее стоимость в расходы. Должностная инструкция администратора Должностные Представленный образец должностной инструкции администратора подойдет для регулирования работы администратора салона красоты. должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании по. Кадровые документы образцы и бланки 2016 Здесь представлены образцы кадровых документов трудовые договоры и соглашения N Т-1 Приказ распоряжение о приеме работника на работу. Приказ от 13.08.2012 160 ООО Корунд г. Дзержинск 13 авг 2012 Типовая форма договора Установить с даты подписания настоящего приказа платный проезд по такси, осуществляющего доставку сотрудников на работу с работы на основании общезаводских пропусков. 2. Скачать бланк Приказа о приеме на работу в MS Excel, образец Сформировать приказ о приёме на работу форма Т-1 для Войдите в раздел Кадры и добавьте сотрудника сотрудников с помощью кнопки. Что нужно знать о вахтовом методе работы 5 авг 2013 Вахтовый метод - это особая форма осуществления трудового процесса Фрагмент приказа распоряжения о приеме на работу сотрудника при. работы вахтовым методом, организованную доставку от пункта. С доставкой на работу, или Учет расходов на проезд к офису 13 дек 2012 В таком случае считается, что доставка сотрудников к месту. если приказы по личному составу о работе в сверхурочное время в. Доставка сотрудников до работы и обратно учет без страха и Доставка сотрудников до работы и обратно учет без страха и упрека. Нередко организация расположена там, куда не ходят пароходы и не ездят. Режим рабочего времени Сменная работа определяет необходимость определения числа смен в сутки ст Приказом Министерства путей сообщения РФ от 5 марта 2004 г. 1.3 Рекомендаций режим ГРВ - это форма организации рабочего времени, при почтальоны по доставке почтовых отправлений, периодической печати. Приказ о приеме работника на работу скачать форму Т-1 Приказ о приеме работника на работу унифицированная форма Т-1 описание образца. В разделе указаны сроки хранения бланков, представлен. Расходы по доставке сотрудников на работу Гарант-СПБ 12 мар 2015 законы Формы, образцы, бланки Заказать интересующий документ Хотя в случае вахтового метода работы доставка сотрудников Затраты на доставку сотрудников к месту работы и обратно могут. 11.15 СП 42.13330. 2011, утв. приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N 820. Образец приказа о приёме работников на работу форма Т-1а Приказ по форме Т-1а составляется при приеме на работу сразу нескольких человек. Форма одновременно является приказом распоряжением. Приказ о приеме на работу. Образец формы Т-1 и Т-1а. Бланк Образец заполнения унифицированной формы Т-1а. Приказ о приеме на работу может быть издан на группу сотрудников. Тогда все перечисленные. Т-1 Приказ распоряжение о приеме работника на работу Применяются для оформления и учета принимаемых на работу работников по трудовому договору и заполняются форма N Т-1 - на одного работника. Образцы документов, договоров, бланки и формы Образец служебной записки от подразделения в подразделение После согласования шаблона, с Вами свяжутся наши сотрудники и предложат представить оригинал Приказ о создании комиссий по оценке технического состояния основных средств Бланки и формы Отдела по работе с молодежью. Кадровые приказы Содержит более 80 образцов кадровых приказов для скачивания. Т-1а Приказ о приеме на постоянную работу несколько сотрудников Приказ Об. Приказ Минюста РФ от 06.06.2005 N 76 Об утверждении Образцы служебных удостоверений утверждаются приказом Минюста России, жетонов. Сотрудникам разрешается работать по совместительству в для доставки приказа и принятия решения о зачислении сотрудников в. Доставка сотрудников на работу Статьи Доставка сотрудников на работу. 1.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса Of-law.ru-судебные решения, исковые заявления, образцы жалоб. Приказ о приёме работника на работу Форма Т-1 Скачать приказ о приёме на работу унифицированная форма Т-1 и Т-1а, готовые формы приказа Т-1 при приёме одного сотрудника и Т-1а при.



2 Responses

Порядок оформления на работу нового сотрудника (пошаговый алгоритм)

Оформляем на работу сотрудника (пошаговый алгоритм)

Предлагаю вашему вниманию пошаговую процедуру оформления работника на работу. Схема выполнена в программе Xmind Pro и отражает общий порядок оформления на работу. Также представлен текстовый вариант алгоритма (под схемой).

Обращаю внимание, что в некоторых случаях при трудоустройстве работника приходится отступать от общего алгоритма оформления — алгоритм либо упрощается, либо расширяется. Об особенностях оформления различных категорий сотрудников мной будут подготовлены отдельные материалы и схемы.

Текстовый вариант алгоритма 1. Подготовительные мероприятия
  • Получение документов, необходимых для оформления на работу
  • Направление на предварительный медицинский осмотр (если необходимо)
2. Получаем заявление о приеме на работу
  1. Ознакомливаем работника с локальными нормативными актами и коллективным договором (при его наличии) — под роспись в Журнале ознакомления с ЛНА
3. Заключаем трудовой договор
  • Заполняем шаблон трудового договора
  • Подписание трудового договора работодателем и работником
  • Регистрация трудового договора в Журнале регистрации трудовых договоров и соглашений к ним
  • Вручение одного экземпляра трудового договора работнику
4. Заключаем договор о полной материальной ответственности
  • Заполнение шаблона договора
  • Подписание договора работодателем и работником
  • Регистрация договора в Журнале регистрации договоров о материальной ответственности
  • Вручение одного экземпляра трудового договора работнику
5. Готовим приказ о приеме на работу
  • Составляется по унифицированным формам Т-1 и Т-1а
  • Подписание приказа у руководителя
  • Регистрация приказа в Журнале регистрации приказов
  • Ознакомление работника с приказом под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы

6. Вносим записи в трудовую книжку

7. Вносим сведения в Книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним

8. Оформляем личную карточку
  • Составляется по унифицированной форме Т-2
  • Ознакомление работника под роспись со сведениями, внесенными в трудовую книжку и в личную карточку
9. Направляем обязательную информацию
  • По последнему месту службы — в отношении граждан, которые за последние два года, предшествующие трудоустройству, замещали должности государственной или муниципальной службы — в десятидневный срок с даты заключения трудового договора
  • В военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления — в отношении граждан, подлежащих воинскому учету

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

Расходы по доставке сотрудников на работу

Расходы по доставке сотрудников на работу

Автор: Марина Косульникова. главный бухгалтер компании "Галан"

В качестве бонуса работникам некоторые компании предусматривают в трудовом или коллективном договоре доставку до места работы и обратно. Риски признания расходов на такую доставку при расчете налога на прибыль, нюансы начисления НДС и бухгалтерского учета рассматриваем в статье.

Компании по своей инициативе могут организовать доставку сотрудников до места работы и обратно. Хотя в случае вахтового метода работы доставка сотрудников предусмотрена Трудовым кодексом (ст. 301 ТК РФ). Чаще всего речь идет о промышленной зоне города, расположенной вне маршрутов следования общественного транспорта.

Для доставки работников либо используют собственный транспорт предприятия, либо заключают договоры с транспортными компаниями. Чаще всего по указанным договорам оплату производят за единицу предоставляемого транспортного средства, а не за количество перевезенных работников. Кстати, в некоторых отраслевых соглашениях прописана обязательность доставки сотрудников на работу и обратно.

Доставка как расход


При расчете налога на прибыль не учитывают расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом. Затраты на доставку сотрудников к месту работы и обратно могут быть включены в состав расходов в случаях, когда такие расходы (п. 26 ст. 270 НК РФ):

1) обусловлены технологическими особенностями производства;

2) предусмотрены трудовыми или коллективными договорами.

По мнению Минфина России, фирма вправе отнести к налоговым расходам затраты, связанные с перевозкой работников, при выполнении обоих этих условий (письма Минфина России от 21.04.2014 № 03-03-06/1/18198, от 20.05.2011 № 03-03-06/4/49, от 13.11.2007 № 03-03-06/1/810, от 07.11.2007 № 03-03-06/1/777, от 11.05.2006 № 03-03-04/1/434, от 11.05.2006 № 03-03-04/1/435). А по мнению автора, указанная норма статьи 270 Налогового кодекса предусматривает альтернативность (вариантность) условий, при которых допускают учет расходов на доставку. Данный вывод подтверждают и судьи (пост. ФАС ПО от 30.05.2008 № А65-16782/07). При этом стоит помнить о том, что все расходы должны быть экономически обоснованы (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Фирмам удавалось в судах отстоять правомерность признания при расчете налога на прибыль расходов на доставку работников, даже если это не прописано в коллективных договорах (пост. ФАС МО от 17.06.2009 № КА-А40/4234-09 (определением ВАС РФ от 23.10.2009 № ВАС-13115/09 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано), ВСО от 27.09.2010 № А33-18167/2008).

Кстати, в одном из своих разъяснений Минфин России (письмо УФНС России по г. Москве от 27.06.2008 № 20-12/060976) решил, что все произведенные затраты по оплате проезда к месту работы и обратно учитывают в составе расходов при условии ведения в отношении каждого сотрудника персонифицированного учета.

Расходы на доставку связаны с технологическими особенностями производства?


В законодательстве не прописано, что следует понимать под технологической особенностью производства. Исходя из разъяснений чиновников, достаточным будет выполнение одного из следующих условий:

- производственная и офисная территория расположена вне маршрутов следования общественного транспорта (письмо Минфина России от 21.01.2013 № 03-03-06/1/18);

- недостаточность рейсов общественного транспорта (письмо Минфина России от 21.04.2014 № 03-03-06/1/18198);

- время работы общественного транспорта не совпадает со временем, к которому сотрудникам необходимо явиться на работу (письмо Минфина России от 31.08.2012 № 03-03-06/1/449).

В общем, это все те случаи, когда сотрудники компании не имеют нормальной возможности добраться до места работы. К технологическим особенностям производства относят и многосменный режим работы предприятий, в этом случае транспортом развозят работников ночных смен.

Документооборот расходов по доставке


Для того чтобы признать расходы на доставку сотрудников в учете, данные затраты должны быть документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такими документами могут быть: правила внутреннего трудового распорядка, документы, подтверждающие фактический адрес компании, справки местных автопредприятий о наличии маршрутов в конкретном районе, договоры перевозки и т.д.

Как правило, все нюансы определения производственной необходимости, а также время и организация доставки работников оговаривают в соглашениях и коллективных (трудовых) договорах.

Расходы по доставке на такси


Налоговики считают (письмо УФНС России по г. Москве от 27.06.2008 № 20-12/060976), что оплату проезда сотрудников к месту работы и обратно на такси не следует включать в состав расходов, вне зависимости от наличия такого обязательства работодателя в трудовом или коллективном договоре. Чиновники объясняют (письмо УФНС России по г. Москве от 27.01.2006 № 20-12/5434) это тем, что в Налоговом кодексе речь идет только о транспорте общего пользования, специальных маршрутах и ведомственном транспорте.

С данной точкой зрения можно поспорить. Ведь если указанные затраты продиктованы производственной необходимостью, документально подтверждены и включены в трудовой или коллективный договор, то этого уже достаточно для включения стоимости поездки в расходы, и судьи поддерживают эту позицию (пост. ФАС МО от 01.04.2009 № КА-А40/2218-09).

Учет НДС


Стоимость доставки, произведенной транспортом предприятия либо арендованными автомобилями, НДС не облагают. Дело в том, что объектом налогообложения признают оказание услуг для собственных нужд, расходы на которые не принимают к вычету (в т.ч. через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). А доставка сотрудников до места работы и обратно не будет являться оказанием услуг работникам, поскольку обусловлена производственной необходимостью, технологическими особенностями и т.д.

В случае оказания транспортных услуг по перевозке работников сторонней фирмой указанные услуги предоставляются самой компании-работодателю. Так что и в этом случае в отношениях компания - сотрудник объект обложения НДС отсутствует (п. 1 ст. 146 НК РФ; пост. ФАС ВВО от 29.10.2007 № А29-1926/2007).

Учет страховых взносов


Есть точка зрения, что раз доставка сотрудников до работы и обратно прямо не прописана в составе сумм, не подлежащих обложению налогом на прибыль, то стоимость проезда необходимо облагать страховыми взносами (ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ), ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее - Закон № 125-ФЗ)).

По мнению автора, если доставка сотрудников на работу и обратно вызвана производственной необходимостью, то страховые взносы на стоимость поездки начислять не нужно (ч. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Закона № 125-ФЗ). Ведь данные расходы не являются выплатами в пользу конкретных лиц, а связаны с производственной необходимостью в целях обеспечения работникам надлежащих условий труда. Такие выплаты не зависят от квалификации сотрудников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются стимулирующей или компенсирующей выплатой, вознаграждением, элементами оплаты труда (определение ВАС РФ от 05.07.2013 № ВАС-8283/13).

Если доставку работников обеспечивает сторонняя фирма, то говорить о начислении страховых взносов и вовсе не приходится. Транспортные услуги оказываются самой компании (пост. ФАС ЦО от 03.09.2012 № Ф10-2647/12 (определением ВАС РФ от 22.11.2012 № ВАС-15286/12 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано)).

По мнению автора, даже если причина доставки работников не связана с производственной необходимостью (т.е. сотрудники имеют возможность добираться до работы самостоятельно), то страховые взносы на стоимость доставки также не начисляют. Дело в том, что указанные выплаты в натуральной форме невозможно персонифицировать, то есть определить объект обложения страховыми взносами в отношении каждого из работников (определение ВАС РФ от 10.01.2013 № ВАС-17525/12). В данном случае табелей учета рабочего времени явно недостаточно. Ведь факт присутствия сотрудника на рабочем месте не свидетельствует, что он действительно воспользовался транспортом предприятия. Отметим, что указанная позиция может не понравиться налоговикам и привести компанию в суд.

Учет НДФЛ


Если сотрудники компании не имеют иной возможности добраться до места работы и обратно, как транспортом компании, то предоставление такой бесплатной доставки не может рассматриваться для целей НДФЛ как оплата услуг, предназначенных для работников (письмо Минфина России от 04.12.2006 № 03-03-05/21). Когда доставка является обоснованной, то организация проезда не приводит к возникновению у работников экономической выгоды (дохода). А значит, и стоимость такого проезда не является объектом обложения НДФЛ (письма Минфина России от 21.04.2014 № 03-03-06/1/18198, от 24.11.2011 № 03-03-06/1/778, от 20.10.2011 № 03-03-06/1/680, от 13.11.2007 № 03-03-06/1/809, от 01.06.2006 № 03-05-01-04/142, от 11.05.2006 № 03-03-04/1/434, от 11.05.2006 № 03-03-04/1/435).

По мнению Минфина России (письмо УФНС России по г. Москве от 16.11.2007 № 28-11/109498), услуги работодателя по доставке инвалидов на работу и обратно могут быть отнесены к системе реабилитации инвалидов. Следовательно, суммы расходов работодателя на такие услуги, оказываемые своим работникам, не имеющим возможности самостоятельно добираться на работу и обратно, не подлежат обложению НДФЛ (п. 22 ст. 217 НК РФ).

В свою очередь, оплата проезда работников при условии, что они имеют возможность добираться до места работы самостоятельно, подлежит обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 06.03.2013 № 03-04-06/6715). Минфин России считает, что доход каждого работника можно рассчитать на основе общей стоимости проезда и данных из табеля учета рабочего времени или других аналогичных документов (письмо Минфина России от 17.07.2007 № 03-04-06-01/247). По мнению автора, сделать это не так просто. Как правило, доставка производится обезличенно, то есть безотносительно к каждому конкретному сотруднику. А значит, установить стоимость поездок на каждого работника затруднительно.

Бухгалтерский учет расходов по доставке


В бухгалтерском учете затраты на доставку сотрудников до работы и обратно являются расходами по обычным видам деятельности (пп. 5, 7 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Отражают их по дебету счетов учета затрат (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) в зависимости от особенностей производства (счета 23, 25, 26, 44 и т.д.).

Если сотрудников фирма доставляет на работу собственным транспортом, то затраты отражают в корреспонденции со счетами 10 "Материалы", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и т.д.

Если доставка работников осуществляется сторонней организацией, то в учете производится запись по счетам учета затрат в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Фирма доставляет сотрудников на работу и с работы в связи с тем, что производственная территория расположена за городом вне маршрутов следования общественного транспорта. Доставка работников прописана в коллективном договоре и проводится сторонней транспортной компанией. Стоимость транспортных услуг за август составила 59 000 руб. (в т.ч. НДС - 9000 руб.).

В бухгалтерском учете надо сделать следующие проводки:

Дебет 26 Кредит 60
- 50 000 руб. - стоимость оказанных услуг;

Дебет 19 Кредит 60
- 9000 руб. - сумма предъявленного НДС;

Дебет 68 субсчет "НДС" Кредит 19
- 9000 руб. - НДС принят к вычету;

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 26
- 50 000 руб. - стоимость оказанных услуг отнесена на себестоимость продаж.

Автор: Ольга Ястребкова. ведущий юрисконсульт компании "Кузьминых, Евсеев и партнеры"

Обязательно ли соблюдение двух условий?

Налоговый кодекс устанавливает, что затраты на доставку сотрудников к месту работы и обратно могут быть включены в состав расходов в следующих случаях:

1) в силу технологических особенностей производства;

2) когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми или коллективными договорами (п. 26 ст. 270 НК РФ).

Конструкция данного пункта допускает неоднозначные толкования. При его практическом применении часто возникает вопрос, всегда ли необходимо соблюдать эти два правила одновременно или достаточно наличия одного из оснований.

Здесь необходимо отметить, что ни у судов, ни у чиновников нет четкого и однозначного ответа на этот вопрос, однако некоторые общие тенденции прослеживаются.

Включение в затраты по налогу на прибыль расходов на доставку работников при одновременном соблюдении двух условий является совершенно безрисковым и бесспорным вариантом как с точки зрения контролирующих органов, так и с точки зрения судов (письма Минфина России от 20.05.2011 № 03-03-06/4/49, от 04.12.2006 № 03-03-05/21, от 11.05.2006 № 03-03-04/1/435, от 02.08.2005 № 03-03-02/43).

Включение в затраты по налогу на прибыль расходов на доставку работников при соблюдении только второго условия также поддерживается на сегодняшний день официальной позицией Минфина России и судебными органами (письмо Минфина России от 21.04.2014 № 03-03-06/1/18198; пост. ФАС ЗСО от 15.03.2013 № А27-11302/2012, ФАС ПО от 30.05.2008 № А65-16782/07).

Включение в затраты по налогу на прибыль расходов на доставку работников при соблюдении только первого условия, скорее всего, придется отстаивать в суде, так как это не отвечает официальной позиции налоговиков. Однако у предприятия есть хорошие шансы этот спор выиграть (пост. ФАС ДВО от 20.05.2011 № Ф03-2085/2011, ФАС ЗСО от 24.06.2009 № Ф04-3764/2009(9413-А27-40), ФАС УО от 02.02.2009 № Ф09-36/09-С2, ФАС МО от 17.06.2009 № КА-А40/4234-09 по делу № А40-17745/08-80-41, ФАС ПО от 13.03.2008 № А55-8279/07).

Рекомендуйте статью коллегам:

Доставка сотрудников на работу

Доставка сотрудников на работу

Илья ОГУДИН, аудитор

Нередко работодатель организует доставку своих сотрудников на работу. Осуществляется такая доставка с исполь-зованием собственного транспорта либо транспортной организацией, с которой заключается специальный договор. Причинами же, побудившими работодателя организовывать рассматриваемую доставку, могут быть:
• расположение организации или её обособленного подразделения в месте, которое общественный транспорт обходит стороной, либо
• установленный режим работы организации таков, что на общественном транспорте добраться к началу смены (или уехать домой после её окончания) нереально.

Доставку сотрудников на работу в отдельных организациях включают в социальный пакет, прописывая такую обязан-ность в коллективном договоре, а некоторые — ив трудовом. Бывает, что сотрудникам компенсируются расходы на проезд до места работы.

Работодатель, как видим, несёт расходы в том или ином виде. И их необходимо соответствующим образом отразить в бухгалтерском учёте, а по возможности — ив налоговом. При этом следует проверить, не возникает ли обязанность по исчислению иных налогов и начислению страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Бухгалтерский учёт
Расходы по доставке работников в случаях, когда такая доставка обусловлена технологическими особенностями произ-водства, в бухгалтерском учёте признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 6.1, 16 Положения по бух-галтерскому учёту «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв. приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н). В зависимо-сти от вида деятельности организации и категории персонала, доставка которого осуществляется, такие расходы отражаются по дебету счетов: 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйст-венной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Корреспондировать же с одним из этих счетов будут:
• счёт 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками» — если доставка осуществляется по договору с транспортной организацией;
• счета 02 «Амортизация основных средств», 10 «Материалы» субсчёт 3 «Топливо», 69 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению» субсчета «Расчёты с ПФР», «Расчёты с ФСС России», «Расчёты с ФФОМС», «Расчёты по страховым взносам от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — страховые взносы на травматизм), 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» — при доставке собственным транспортом.

Пример
Организация осуществляет доставку работников ночной смены к месту работы от места жительства, поскольку общественный транспорт в это время уже не работает. Для доставки работников организация заключила договор с автотранспортным предприятием. Стоимость оказанных услуг в текущем месяце составила 21 240 руб. в том числе НДС 3240 руб. В этом же месяце подписан акт приёмки-сдачи оказанных услуг. Организация осуществляет исключительно операции, облагаемые НДС.
В бухгалтерском учёте хозяйственная операция по доставке сотрудников на работу сопровождается следующими записями:
Дебет 20 (25) Кредит 60
— 18 000 руб. — отражена задолженность перед транспортной организацией за услуги по доставке сотрудников к месту работы;
Дебет 19 Кредит 60
— 3240 руб. — выделена сумма НДС, предъявленная транспортной организацией;
Дебет 68 субсчёт «Расчёты по НДС» Кредит 19
— 3240 руб. — принята к вычету сумма НДС по услугам;
Дебет 60 Кредит 51
— 21 240 руб. — перечислены денежные средства за услуги по перевозке сотрудников.

Если работнику выплачивается компенсация расходов на проезд, то используется счёт 73 «Расчёты с персоналом по прочим операциям»:

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 73 субсчёт «Компенсация транспортных расходов»
— начислена компенсация расходов на проезд;

Дебет 73 субсчёт «Компенсация транспортных расходов» Кредит 50 (51)
— выплачена (перечислена) компенсация расходов на проезд.

Налоговый учёт
При определении облагаемой базы по налогу на прибыль не учитываются в том числе расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом за исключением (п. 26 ст. 270 НК РФ):
• сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу тех-нологических особенностей производства, и
• случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (кон-трактами) и (или) коллективным договором.

С момента введения главы 25 НК РФ финансовое ведомство считает, что для признания в налоговом учёте расходов, связанных с перевозкой работников, необходимо одновременное выполнение обоих условий, указанных в пункте 26 статьи 270 НК РФ (письмо Минфина России от 20.05.11 № 03-03-06/4/49).

Наличие лишь технологической особенности производства (доставка сотрудников к месту работы и обратно возможна только специальным транспортом) при отсутствии в трудовых договорах (контрактах) и (или) коллективном договоре условия, обязывающего работодателя осуществлять такую доставку работников, по их мнению, не позволяет налогоплательщику учесть затраты по заключённым с транспортными организациями договорам в расходах, учиты-ваемых при налогообложении прибыли (письма Минфина России от 11.05.06 №03-03-04/ 1/434, от 11.05.06
№ 03-03-04/ 1/435).

Расходы на оплату проезда к месту работы и обратно, если они предусмотрены только трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, московские налоговики в целях налогообложения прибыли настойчиво рекомендуют не учитывать (письмо УФНС России по г. Москве от 27.06.08 № 20-12/060976). Присутствие же технологических особенностей производства (окончание работы в ночное время) позволяет включить такие затраты в расходы при исчислении налога. При этом они настаивают на необходимости ведения персонифицированного учёта осуществлённых затрат в отношении каждого сотрудника и документального их подтверждения.

Не уменьшают налогооблагаемую прибыль и расходы по доставке сотрудников на работу и оплате проезда от места работы до дома в черте города (письмо Минфина России от 04.12.06 № 03-03-05/21).

Расшифровку понятию «технологические особенности производства» законодатель в НК РФ не дал. Не существует такой расшифровки и в остальных отраслях законодательства Российской Федерации. В письмах Минфина России и в решениях арбитражных судов в качестве технологических особенностей производства, в частности, приводятся:
• наличие в организации непрерывного технологического цикла производства продукции, остановка которого невоз-можна (постановления ФАС Поволжского округа от 13.03.08 № А55-8279/07, ФАС Московского округа от 17.06.09 № КА-А40/4234-09);
• переход организации или её отдельных подразделений на круглосуточный или многосменный режим работы, при котором ко времени начала смены или после её окончания нет возможности добраться до места работы или обратно домой общественным транспортом (постановления ФАС Центрального округа от 16.07.08 №А68-9814/ 07-447/12, ФАС Поволжского округа от 26.01.09 № А55-9610/2008, упомянутое письмо УФНС России по г. Москве № 20-12/060976). При этом наличие в организации именно ночных смен (ночным в трудовом законодательстве признаётся время с 22:00 до 6:00 (ст. 96 ТК РФ)) работы не является обязательным условием. Даже если последняя смена в организации завершается в 22:00, а движение единственного проходящего поблизости маршрута автобуса заканчивается в 21:00, такие обстоятельства могут рассматриваться как технологические особенности производства;
• введение в организации двухсменного режима работы с окончанием второй смены в полночь (упомянутое письмо Минфина России № 03-03-04/1/434);
• удалённость организации, её обособленных подразделений и производственных площадей от жилого массива и ос-тановок транспорта общего пользования (постановления ФАС Московского округа от 01.04.09 № КА-А40/2218-09, ФАС Уральского округа от 02.02.09 № Ф09-36/09-С2, ФАС Поволжского округа от 15.06.06 № А65-9328/2005-СА1-37, ФАС Северо-Западного округа от 23.01.06 № А05-5406/05-22);
• отсутствие маршрутов (рейсов) общественного транспорта к месту нахождения организации (письма Минфина России от 21.01.13 № 03-03-06/1/18, от 13.11.07 № 03-03-06/1/809, № 03-03-04/1/434);
• нестыковка расписания городского общественного транспорта с графиком работы организации (письмо Минфина России от 31.08.12 №03-03-06/1/449, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.13 № А-27-11302/2012, ФАС Поволжского округа от 26.01.09 № А55-9610/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от
24.06.09 № Ф04-3764/2009(9413-А27-40));
• недостаточная пропускная способность имеющихся маршрутов транспорта общего пользования. Например, по расписанию предусмотрен один автобус каждые полчаса, а общая численность работников организации, пользующихся общественным транспортом и начинающих и завершающих работу в одно время, превышает 500 человек (постановления ФАС Поволжского округа от 17.08.06 № А65-23970/2005, ФАС Уральского округа от 02.02.09 № Ф09-36/09-С2);
• наличие значительных интервалов в движении маршрутов общественного транспорта, не позволяющих работникам вовремя прибыть к началу рабочего дня (смены) и уехать домой по окончании работы (постановление ФАС Уральского округа от 02.02.09 № Ф09-36/09-С2), —
и другие ситуации, при которых доставка сотрудников к месту работы и обратно возможна только специальным транспортом (упомянутые письма Минфина России № 03-03-04/1/434, № 03-03-04/1/435).

В постановлении ФАС Московского округа от 29.02.12 № А40-50862/11 признана технологической особенностью производства организации, занимающейся дорожным строительством, совокупность следующих фактов:
• одежда рабочих в процессе строительных работ сильно загрязнялась;
• на строительных площадках не имелось помещений, где можно было переодеться и принять душ;
• правила проезда на общественном транспорте г. Москвы запрещают находиться в транспорте лицам в пачкающей и зловонной одежде (п. 6.4.1, 6.4.11 правил, утв. постановлением Правительства Москвы от 02.09.08 № 797-ПП, п. 2.11.16 правил, утв. постановлением Правительства Москвы от 16.09.08 № 844-ПП);
• существовала необходимость одновременной перевозки больших групп рабочих, которые осуществить общественным транспортом довольно сложно.

Отметим, что место работы считается удалённым от остановок общественного транспорта, если оно находится дальше чем в 300-500 м (в зависимости от климатических условий конкретной местности) (п. 11.15 Свода правил 42.13330. 2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утв. приказом Минрегиона России от 28.12.10 № 820).

Для учёта рассматриваемых расходов в целях налогообложения организация должна подтвердить наличие техно-логических особенностей производства. В зависимости от ситуации подтверждением могут послужить следующие документы:
• правила внутреннего трудового распорядка (график работы), действующие в организации и свидетельствующие о сменном характере работы или о наличии непрерывного производства;
• приказы руководителя об организации доставки работников к месту работы и обратно (или в одну сторону);
• разработанный маршрут и график движения собственного или стороннего транспорта, используемого для доставки работников. График при этом должен учитывать режим работы (начало и окончание рабочего дня или смены) организации или её отдельных подразделений;
• договор о перевозке пассажиров, заключённый со сторонней специализированной организацией, если доставка ею осуществляется;
• любые внутренние документы организации, свидетельствующие об использовании собственного или арендованного транспорта для перевозки работников от места сбора к месту работы и обратно (если доставка осуществляется силами самой организации);
• письма, справки и иные документы, выданные местными органами власти, которые подтверждают отсутствие маршрутов городского транспорта общего пользования вблизи места нахождения организации, её структурных подразделений или производственных площадей;
• письма и иные документы, предоставленные автотранспортными предприятиями, обслуживающими ближайшие маршруты общественного транспорта, об имеющихся маршрутах, остановках и расписании движения транспорта.

Налоговые органы при проведении проверок, следуя разъяснениям Минфина России, обычно исключают расходы на доставку сотрудников до места работы и обратно, если выполнено лишь одно условие, указанное в пункте 26 статьи 270 Налогового кодекса РФ. Налогоплательщики в подобных ситуациях для защиты своих прав вынуждены обращаться в арбитражный суд. И федеральные арбитражные суды в большинстве случаев их поддерживают (постановления ФАС Поволжского округа от 30.05.08 № А65-16782/07, ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.08 № А11-12900/ 2006-К2-23/842, ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.09.10 № А33-18167/2008, ФАС Уральского округа от 17.12.07 № Ф09-10398/ 07-С3, ФАС Московского округа от 08.10.08 № КА-А40/8061-08, ФАС Центрального округа от 20.12.11 № А14-12623/2010, ФАС Северо-Западного округа от 19.12.12 № А21-9527/ 2011).

Одно время финансисты высказывались о возможности признания налогоплательщиком затрат, связанных с дос-тавкой работников к месту работы и обратно, в расходах при налогообложении, если такие расходы работодателя были предусмотрены трудовыми (коллективными) договорами (письма Минфина России от 13.11.07 № 03-03-06/1/810, от 07.11.07 № 03-03-06/1/777). Но в этих письмах чиновники делали акцент на статью 255 НК РФ. Согласно этой норме в расходы на оплату труда, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, включаются любые начисления работникам в денежной или натуральной форме, стимулирующие, компенсационные и поощрительные начисления и надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми или коллективными договорами. Расходы на перевозку работников при подобных обстоятельствах, скорее всего, рассматривались чиновниками как часть системы оплаты труда. Поэтому отражать в налоговом учёте их надлежало в составе расходов на оплату труда. Такие затраты могут быть учтены на основании пункта 25 статьи 255 НК РФ как другие виды расходов, произведённые в пользу работника, которые предусмотрены трудовым и (или) коллективным договорами.

Конкретнее по этому поводу выразилось УФНС России по г. Москве в письме от 02.09.08 № 21-11/ 082829. Расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, если это предусмотрено только трудовыми и (или) коллективными договорами, в налоговом законодательстве, по мнению фискалов, могут быть учтены в качестве расходов, уменьшающих размер облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, если такие расходы являются частью системы оплаты труда. Включение этих сумм в состав расходов на оплату труда возможно лишь при определении конкретной величины доходов каждого работника. При отсутствии такой возможности такие затраты в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда не учитываются.

В устных разъяснениях специалистов Минфина России в последнее время неоднократно звучало, что НК РФ предусматривает два самостоятельных основания учёта расходов на оплату проезда к месту работы и обратно работников организации:
• в составе прочих расходов, если доставка сотрудников обусловлена технологическими особенностями производства;
• в составе расходов на оплату труда на основании пункта 25 статьи 255 НК РФ, если доставка работников закреплена в трудовом и (или) коллективном договорах, вне зависимости от наличия технологических особенностей.

Отметим, что Минфин России в письме от 16.02.12 № 03-03-06/ 4/8 попытался разграничить выплаты работникам, осуществляемые в соответствии с пунктом 25 статьи 255 НК РФ, на те, которые можно учесть для целей налогообложения прибыли и которые включать в расходы не следует, несмотря на то что они предусмотрены коллективным договором и (или) трудовыми договорами. При этом финансисты руководствовались выводами Президиума ВАС РФ, приведёнными в постановлении от 01.03.11 № 13018/10: выплаты для их отнесения к расходам, учитываемым при налогообложении прибыли, должны быть связаны непосредственно с выполнением работниками своих трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений.

В зависимости от того, каким способом будет осуществляться доставка сотрудников на работу, понесённые затраты в налоговом учёте отражаются по-разному.

Если для такой доставки заключён договор с транспортной организацией, то затраты учитываются в прочих расходах (подп. 4 п. 2 ст. 253, подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При доставке же собственным транспортом затраты складываются:
• из амортизационных отчислений используемого автомобиля (подп. 3 п. 2 ст. 253, п. 1 ст. 256, п. 2 ст. 259 НК РФ);
• материальных затрат (ГСМ, запчасти для транспорта) (подп. 1 п. 2 ст. 253, подп. 2, 5, 6 п. 1 ст. 254 НК РФ);
• расходов на оплату труда (зарплата водителю) (подп. 2 п. 2 ст. 253, п. 1 ст. 255 НК РФ).

Затраты по использованию арендованного автомобиля при перевозке работников включаются в прочие расходы (подп. 4 п. 2 ст. 253, подп. 10, 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Случается, что в связи с производственной необходимостью работников приходится вызывать на рабочее место поздно вечером, ночью либо ранним утром. Для их доставки организации пользуются услугами такси.

Некоторые налогоплательщики такую обязанность прописывают в коллективном договоре. Для такой перевозки обычно заключается специальный договор на услуги.

Фискалы к таким затратам относятся отрицательно. Оплата проезда сотрудников к месту работы и обратно на такси, по мнению московских налоговиков, в состав расходов для целей налогообложения прибыли не включается независимо от наличия такого обязательства работодателя в трудовом и (или) коллективном договоре (письмо УФНС по г. Москве от 27.01.06 № 20-12/ 5434, упомянутое письмо № 20-12/ 060976).

Однако некоторые арбитражные суды не соглашаются с налоговиками. Так, судьи ФАС Московского округа пришли к выводу, что обществом выполнены требования статьи 252 НК РФ. Налогоплательщик правомерно включил в состав расходов затраты на оплату услуг по перевозке работников на такси. Весь автотранспорт предоставлялся только для служебных заданий. Фактов использования такси в непроизводственных целях установлено не было. Расходы, понесённые организацией на оплату услуг такси, имели непосредственное отношение к её производственной деятельности, являлись экономически обоснованными и документально подтверждёнными; расходы на поездки от станций метро до места работы и обратно обусловлены выполнением работодателем своих обязательств перед работ-никами (упомянутое постановление № КА-А40/ 2218-09, постановления ФАС Московского округа от 24.09.09 № КА-А40/9145-09 и от 21.07.09 № КА-А40/6429-09).

Судьи же ФАС Северо-Западного округа, наоборот, поддержали налоговиков, которые изъяли из расходов налого-плательщика затраты по договорам оказания транспортных услуг такси. Согласно этим договорам осуществлялась доставка сотрудников к месту работы и обратно в промежуток времени с 00:00 до 06:00 (вне режима работы офисов налогоплательщика). Аргументами же для этого послужило то, что трудовыми договорами расходы на оплату проезда работников к месту работы и обратно не были предусмотрены, коллективный договор не заключался, приказы по личному составу о работе в сверхурочное время в связи с производственной необходимостью отсутствовали (постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.12.10 № А56-95584/2009).

Другие обязанности
Налоговики иной раз пытаются признать доставку сотрудников организации к месту работы оказанием услуг для собственных нужд. И если при этом расходы по такой доставке не учитываются в целях исчисления налога на прибыль, то начисляют НДС, пени и штраф. Ведь объектом обложения НДС признаётся в том числе передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, если расходы на приобретение или создание этих активов не уменьшают налогооблагаемую прибыль организации, в том числе и через амортизационные отчисления (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Суды, разбирая вопрос о доначислении НДС, в первую очередь рассматривают правильность отнесения затрат по перевозке сотрудников к расходам, учитываемым при определении облагаемой базы по налогу на прибыль.

Так, судьи ФАС Северо-Западного округа отметили, что необходимость доставки работников на обед и с обеда слу-жебным автобусом связана с тем, что объекты, где они трудились, находились на расстоянии более одного километра от остановок маршрутных автобусов общего пользования, а на предприятии не было организовано коллективное питание. Осуществление такой перевозки свидетельствовало о выполнении руководством организации требований трудового законодательства РФ о предоставлении работникам права на перерыв в течение рабочего дня для питания (ст. 108 ТК РФ), а также способствовало обеспечению производственного процесса. С учётом особенностей производства (удалённость объектов), наличия согласованного специального маршрута служебного автобуса, обоснованности и экономической оправданности затрат налогоплательщик, по их мнению, вправе был в соответствии со статьями 253 и 264 НК РФ отнести к прочим расходам затраты по проезду работников по городу на служебном автобусе с работы на обед и обратно (стоимость бензина, зарплату водителя, материалы на ремонт). Поскольку названные затраты могут быть приняты в расходах при исчислении налога на прибыль, то у организации в этом случае в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ объект обложения НДС отсутствовал (постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.01.06 № А05-5406/05-22).

Иной раз фискалы квалифицируют рассматриваемую перевозку как безвозмездно оказанные работникам транс-портные услуги. В целях главы 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаётся реализацией товаров (работ, услуг). Реализация же товаров (работ, услуг) на территории РФ в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ признаётся объектом обложения НДС.

Судьи ФАС Западно-Сибирского округа на основании того, что:
• перевозка работников к месту работы и обратно была предусмотрена локальным актом, регулирующим трудовые правоотношения, и обусловлена технологическими особенностями производства;
• доставка осуществлялась служебным транспортом по утверждённым графикам и маршрутам движения по договору на перевозку, заключённому с автобазой;
• понесённые расходы учитывались при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, —
пришли к выводу, что указанные расходы вызваны производственной необходимостью. А такая операция не является реализацией услуг по смыслу статьи 146 НК РФ. Поэтому объект налогообложения НДС, на их взгляд, отсутствовал (по-становление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.10.06 № Ф04-6587/2006(27203-А27-6)).

На то, что доставка работников общества к месту работы и обратно не являлась реализацией услуг по смыслу пункта 1 статьи 146 НК РФ (а это, в свою очередь, означает отсутствие объекта обложения НДС), указано и в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 29.10.07 № А29-1926/2007. Судьи при этом уточнили, что транспортные услуги оказывались не работникам, а самой организации.

Налоговики иной раз считают, что сумму НДС, выставленную транспортной организацией за услуги по перевозке сотрудников, организация не вправе принимать к вычету, поскольку такие услуги приобретаются не в целях осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. Такой спор рассматривался в приведённом поста-новлении ФАС Центрального округа № А14-12623/2010. Признание расходов по доставке работников связанными с производственной деятельностью позволило судьям положительно для налогоплательщика решить вопрос по принятию к вычету сумм НДС, предъявленных автотранспортным предприятием, поскольку услуги приобретались для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.

Объектом обложения НДФЛ для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, признаётся в том числе доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации (п. 1 ст. 209 НК РФ).

Доходом в силу статьи 41 НК РФ признаётся экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности её оценки в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 НК РФ.

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 210, подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ).

Бесплатную доставку сотрудников до места работы и обратно фискалы иной раз трактуют как оплату услуг рабо-тодателем. Вследствие этого они настоятельно рекомендуют налоговому агенту исчислить НДФЛ со стоимости проезда.

Подтверждают это и финансисты. Доставка работников до места работы и обратно на транспорте организации, при условии что работники имеют возможность добираться до места работы и обратно на общественном транспорте самостоятельно, на их взгляд, признаётся доходом работников, полученным в натуральной форме. Соответственно, стоимость указанной доставки подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке (письма Минфина России от 06.03.13 №03-04-06/ 6715, от 12.10.11 №03-04-05/6-728, от 24.11.11 № 03-03-06/1/778, от 20.10.11 № 03-03-06/1/680, от 17.07.07 № 03-04-06-01/247).

Ранее же, подтверждая обязанность агента по исчислению НДФЛ при доставке работников по решению работодателя, чиновники ссылались ещё и на перечень не облагаемых НДФЛ выплат, приведённый в статье 217 НК РФ. В нём такой доход отсутствовал (письма Минфина России от 18.05.06 № 03-05-01-04/128, от 18.05.06 № 03-05-0104/ 110). В указанных письмах минфиновцы напомнили о необходимости ведения персонифицированного учёта сотрудников, пользующихся проездом, для расчёта суммы оплаты такой доставки, включаемой в их налоговую базу.

В то же время, если работники не имеют возможности добираться до места работы и обратно общественным транспортом, суммы оплаты организацией их проезда от места жительства до места работы, по мнению финансистов, не могут быть признаны экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, являться объектом обложения НДФЛ. При отсутствии общественного транспорта суммы оплаты организацией проезда работников в соответствии с договорами, заключёнными с транспортной организацией, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц (письма Минфина России от 06.03.13 № 03-04-06/6715, от 20.10.11 № 03-03-06/1/680, от 24.12.07 № 03-04-06-02/226).

Суды во многих случаях становятся на сторону налоговых агентов, которые не начисляли НДФЛ с расходов по доставке сотрудников (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.08 № А19-5369/08-30-Ф02-5939/08, от 15.07.08 № А19-13528/07-30-Ф02-3200/08, ФАС Уральского округа от 29.01.08 № Ф09-9195/07-С2, ФАС Центрального округа от 16.09.08 № А68-7091/07-273/13, ФАС Северо-Западного округа от 08.02.11 № А56-12834/2010, от 18.02.08 № А21-3559/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.11.10
№ А45-26455/2009).

В своё время Президиум ВАС РФ в постановлении от 27.02.06 № 10847/05 изложил своё видение в отношении об-ложения ЕСН стоимости доставки работников сторонней организацией на основании договора с работодателем.

Высшие судьи, в частности, указали, что транспортные услуги оказывались специализированными предприятиями не работникам организации, а самому обществу, какие-либо выплаты работникам, связанные с их проездом к месту работы, агентом не производились. При этом оплата обществом транспортным организациям стоимости услуг по доставке работников к месту работы и обратно относилась к расходам, связанным с организацией производственной деятельности, и не являлась выплатой работникам в качестве вознаграждения за выполненные ими работы или оказанные услуги по трудовым или гражданско-правовым договорам в смысле статьи 236 НК РФ.

При таких обстоятельствах, по их мнению, у инспекции не было оснований для включения оплаты указанных транспортных услуг в налоговую базу по единому социальному налогу.

Конечно, налоговое законодательство не допускает возможности применения норм по аналогии. Но аргументами, приведёнными высшими судьями в указанном постановлении, организациям вполне логично воспользоваться при отстаивании своих интересов в споре с налоговиками.

Теперь вместо ЕСН работодатели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.

Объектом обложения страховыми взносами в указанные фонды для плательщиков-работодателей признаются в том числе выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации»).

База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчётный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 закона № 212-ФЗ. При расчёте базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты (п. 1 и 6 ст. 8 закона 212-ФЗ).

Объект и база по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний идентичны объекту и базе страховых взносов в ФСС России (ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Таким образом, бесплатная доставка сотрудников на работу и обратно работниками внебюджетных фондов может квалифицироваться как доход в натуральной форме.

В устных разъяснениях специалистов Минздравсоцразвития России неоднократно звучало, что если доставка ра-ботников до места работы и обратно обусловлена технологическими особенностями производства (удалённое место-нахождение организации, многосменный график работы и проч.), то в этом случае страховые взносы в государственные внебюджетные фонды на стоимость доставки не начисляются.

Осуществление рассматриваемой доставки работников на основании обязанности работодателя, прописанной только в трудовых и (или) коллективных договорах, проверяющие из фондов однозначно будут квалифицировать как доход физического лица, полученный в натуральной форме.

О том, что выплаты, осуществляемые в соответствии с коллективным договором, которые не перечислены в статье 9 закона № 212-ФЗ, относятся к объекту обложения страховыми взносами, Минздравсоцразвития России начало напоминать работодателям-страхователям ещё до внесения соответствующих изменений в пункт 1 статьи 7 закона № 212-ФЗ (письмо Минздравсоцразвития России от 05.08.10 № 2519-19).

Рекомендации по начислению страховых взносов на указанные выплаты продолжались и после вступления в силу названных изменений (письмо Минздрав-соцразвития России от 17.11.11 № 14-03-11/08-13935).

Если же организация выплачивает компенсацию стоимости проезда работников на общественном транспорте к месту работы и обратно, то её размер включается:
• в базу по начислению страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и
• доход, облагаемый НДФЛ.

Доставку сотрудников на работу в отдельных организациях включают в социальный пакет, прописывая такую обязанность в коллективном договоре, а некоторые — и в трудовом. Бывает, что сотрудникам компенсируются расходы на проезд до места работы.

С момента введения главы 25 НК РФ финансовое ведомство считает, что для признания в налоговом учёте расходов, связанных с перевозкой работников, необходимо одновременное выполнение обоих условий, указанных в пункте 26 статьи 270 НК РФ.

Даже если последняя смена в организации завершается в 22:00, а движение единственного проходящего поблизости маршрута автобуса заканчивается в 21:00, такие обстоятельства могут рассматриваться как технологические особенности производства.

Место работы считается удалённым от остановок общественного транспорта, если оно находится дальше чем в 300-500 м (в зависимости от климатических условий конкретной местности) (п. 11.15 Свода правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утв. приказом Минрегиона России от 28.12.10 № 820).

В расходы на оплату труда, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, включаются любые начисления работникам в денежной или натуральной форме, стимулирующие, компенсационные и поощрительные начисления и надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми или коллективными договорами.

Оплата проезда сотрудников к месту работы и обратно на такси, по мнению московских налоговиков, в состав расходов для целей налогообложения прибыли не включается независимо от наличия такого обязательства работодателя в трудовом и (или) коллективном договоре.

В целях главы 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признаётся реализацией товаров (работ, услуг). Реализация же товаров (работ, услуг) на территории РФ в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ признается объектом обложения НДС.

Бесплатную доставку сотрудников до места работы и обратно фискалы иной раз трактуют как оплату услуг работодателем. Вследствие этого они настоятельно рекомендуют налоговому агенту исчислить НДФЛ со стоимости проезда.

Суды во многих случаях становятся на сторону налоговых агентов, которые не начисляли НДФЛ с расходов по доставке сотрудников.

Бесплатная доставка сотрудников на работу и обратно работниками внебюджетных фондов может квалифицироваться как доход в натуральной форме.