Руководства, Инструкции, Бланки

заявление об оспаривании нормативного правового акта образец img-1

заявление об оспаривании нормативного правового акта образец

Рейтинг: 4.2/5.0 (1913 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Оспаривание нормативных правовых актов

Оспаривание нормативных правовых актов

Дела об оспаривании нормативных правовых актов. затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства .

Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта. принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных АПК РФ с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд, если федеральным законом не установлено иное.

Заявление о признании нормативного правового акта недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.

В заявлении должны быть также указаны:

наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные об оспариваемом нормативном правовом акте;
права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;
название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;
требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1 - 5 статьи 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого нормативного правового акта.

Подача заявления в арбитражный суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.

Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание. является основанием для наложения штрафа.

Арбитражный суд проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Другие статьи

Заявление об оспаривании нормативного правового акта образец

ОБРАЗЦЫ ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ

ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОГО НАЙМА КВАРТИРЫ (долгосрочный наем) 20

к п (дата, месяц, год)

(место заключения договора - наименование населенного пункта) г

Гражданин (-ка) (указать полностью название государства, Ф.И.О. гражданина) постоянно проживающий (-ая) по адресу: выдан

(указать адрес места постоянного проживания) паспорт серии N

(указать наименование органа, выдавшего документ) паспорт действителен до действующий (-ая) от своего имени и именуемый (-ая) в дальнейшем "Наймодатель". с одной стороны,

(указать полностью название государства, Ф.И.О. гражданина) постоянно проживающий(-ая) по адресу: выдан

(указать адрес места постоянного проживания) паспорт серии N

(указать наименование органа, выдавшего документ) паспорт действителен до

находящийся на территории Российской Федерации на основании.

действующий(-ая) от своего имени и именуемый(-ая) в дальнейшем 'Наниматель", с другой стороны,

заключили настоящий договор о нижеследующем:

Если наймодателем является не собственник квартиры, а лицо, уполномоченное собственником, то в договор необходимо включить также ссылку на документ, на основании которого действует наймодатель, и указать полные сведения о таком документе. К договору необходимо приложить копию указанного документа.

В случае если Нанимателем является иностранный гражданин, целесообразно указать законное основание его нахождения на территории Российской Федерации - вид на жительство, виза и др. и срок действия данного основания.

I. Предмет договора

1.1. Наймодатель передает Нанимателю во временное владение и пользование на срок, установленный настоящим договором, за плату квартиру, находящуюся по адресу:

(далее в настоящем договоре - квартира), принадлежащую Наймодателю на праве собственности.

Общая площадь квартиры составляет кв. м.

Квартира состоит из следующих помещений

(перечислить жилые комнаты и помещения вспомогательного назначения с указанием площади каждого помещения, указать наличие лоджий и (или) балконов) Квартира находится на этаже многоэтажного

(указать - кирпичного, блочного, панельного и др.) жилого дома.

Документом, подтверждающим право собственности Наймодателя на квартиру, является

(указать название и другие сведения о документе, подтверждающем право собственности).

Документом, подтверждающим право Нанимателя на временное владение и пользование квартирой, является настоящий договор. Указанное право прекращается в случаях и порядке, которые установлены настоящим договором и законодательством Российской Федерации. 1.2.

Наймодатель предоставляет Нанимателю пригодную для постоянного проживания квартиру во временное владение и пользование исключительно для проживания на условиях, установленных настоящим договором.

Использование Нанимателем квартиры в иных целях запрещается. В случае нарушения Нанимателем данного запрета применяются правовые последствия, предусмотренные настоящим договором и законодательством Российской Федерации. 1.3.

В предоставляемой по настоящему договору квартире произведен капитальный и (или) текущий ремонт,

(дается характеристика квартиры, ее

ее технического состояния, а также приводится ссылка на Перечень санитарно-технического оборудования и иного движимого имущества, находящегося в квартире, который является неотъемлемой частью договора). В квартире имеется стационарный телефон номер. право

временного пользования которым предоставляется Нанимателю в соответствии с условиями настоящего договора.

Наймодатель передает во временное пользование Нанимателю, а Наниматель принимает принадлежащее Наймодателю на праве собственности

санитарно-техническое оборудование и иное движимое имущество, находящееся в квартире, перечисленное в прилагаемом к настоящему договору Перечне санитарно-технического оборудования и иного движимого имущества, находящегося в квартире, который является неотъемлемой частью настоящего договора (приложение N 1 к договору), по акту сдачи-приемки квартиры и находящегося в ней движимого имущества (приложение N 2 к договору).

1.4. Совместно с Нанимателем в квартире вправе проживать следующие члены семьи Нанимателя:

(фамилия, имя, отчество члена семьи и степень родства с Нанимателем паспортные данные)

(фамилия, имя, отчество члена семьи и степень родства с Нанимателем паспортные данные).

Примечание. В соответствии с пунктом 2 ст. 677 ГК РФ в договоре должны быть указаны граждане, постоянно проживающие в жилом помещении вместе с Нанимателем. При отсутствии в договоре таких указаний вселение этих граждан производится в соответствии с правилами ст. 679 ГК РФ.

Лица, указанные в настоящем пункте, проживающие совместно с Нанимателем, имеют равные с ним права по пользованию квартирой.

Отношения между Нанимателем и такими лицами определяются законом.

Наниматель и граждане, постоянно с ним проживающие, по общему согласию и с предварительным уведомлением Наймодателя вправе разрешить безвозмездное проживание в квартире временным жильцам (пользователям). Срок проживания временных жильцов не может превышать 6 месяцев.

Временные жильцы не обладают самостоятельным правом пользования квартирой. Ответственность за их действия перед Наймодателем несет Наниматель.

Временные жильцы обязаны освободить квартиру по истечении согласованного с ними срока проживания, а если срок не согласован, то не позднее 7 дней со дня предъявления соответствующего требования Нанимателем или любым гражданином, постоянно с ним проживающим.

Примечание. Наймодатель может запретить проживание временных жильцов. Однако это допускается только при условии несоблюдения требований законодательства о норме общей площади жилого помещения на одного человека.

Иные граждане, помимо указанных в настоящем пункте, не вправе проживать и временно

находиться в квартире более часов подряд без согласия Наймодателя, за исключением

случаев, предусмотренных п. 1.5 настоящего договора.

1.5. По договору поднайма жилого помещения Наниматель с согласия Наймодателя вправе передать на срок часть или всю нанятую им квартиру в пользование поднанимателю. Поднаниматель не приобретает самостоятельного права пользования квартирой. Ответственным перед Наймодателем по настоящему договору остается Наниматель.

Договор поднайма жилого помещения может быть заключен при условии соблюдения требований законодательства о норме общей площади жилого помещения на одного человека.

Срок договора поднайма жилого помещения не может превышать срока настоящего договора.

При досрочном прекращении настоящего договора одновременно с ним прекращается договор поднайма жилого помещения.

На договор поднайма жилого помещения не распространяются правила о преимущественном праве на заключение договора на новый срок.

Примечание. В соответствии со ст. 685 ГК РФ договор поднайма жилого помещения является возмездным.

Образец заявления об оспаривании нормативного правового акта

об оспаривании нормативного правового акта субъекта РФ,

затрагивающего права, свободы и законные интересы граждан (организаций)

___________________________________________________ был принят

(наименование государственного органа)

(указывается точное и полное наименование оспариваемого

нормативного акта, номер и дата принятия)

Указанный акт содержит положения, нарушающие права заявителя:

(указывается, какие конкретно положения принятого акта

___ _____________ ____ г. _____________/____________

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 26 ГПК РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

Размер государственной пошлины при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет для физических лиц - 200 руб. для организаций - 3000 руб.

Государственная пошлина не взыскивается при обращении в суд в случаях, предусмотренных ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ к заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием, каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.

Образцы гражданско-правовых документов. Скачать Файл: Образцы заявлений, жалоб, договоров, завещаний, доверенностей, контрактов, актов по гражданско-правовым вопросам 3-е издание, исправленное и дополненное

В історії людства не було і не буде більш ефективного способу захисту прав, ніж судовий. Це викликано самою процедурою розгляду і вирішення судових справ, яка характеризується визначеною сукупністю правил судочинства, що є обов'язковими для всіх його учасників.

У судовому процесі дії суду і учасників процесу мають певний зміст і процесуаль­ну форму вираження, вчинення і закріплення, провадяться у відповідній послідов­ності, у певному порядку, встановленому нормами законодавства України.

Процесуальний порядок провадження у судових справах визначається: системою процесуальних дій, які виконуються судом і учасниками процесу змістом, формою, умовами виконання процесуальних дій системою процесуальних прав і обов'язків суб'єктів процесуальних відносин, які визначають зміст процесуальних дій гарантіями реалізації процесуальних прав і обов'язків.

Процесуальні документи мають важливе значення для оцінки правильного вирішен­ня судами справ. Судова практика, на жаль, знає немало випадків, коли неправильне складання документів стало підставою для скасування або зміни судових рішень, що вказує на недоліки в роботі судді (суду) або ж на суддівську помилку.

Закон не встановлює - і це практично неможливо - повної визначеної форми складання процесуальних судових документів, передбачених процесу­альним законодавством. Однак у законі є необхідні реквізити (форма, зміст тощо) ряду судових документів. Важливою рисою кожного судового документа є його за­конність і обґрунтованість. Це також вимагає чіткості, повноти і логічної послідов­ності у викладенні документів з питань, які судом вирішуються.

У судовій практиці напрацьовані певні форми процесуальних документів, по­слідовність викладення в них подій та фактів. Між тим аналіз судової практики вказує на те, що при складанні процесуальних документів судами інколи допус­кається спрощення або, навпаки, невиправдано багатослівна форма викладення, що, безперечно, знижує їх цінність. Грамотне складання процесуальних судових документів має велике значення для підвищення культури судочинства і виховної ролі суддів.

Цей розділ нашого порталу якраз і призваний ознайомити практичних працівників суду, сту­дентів юридичних вузів зі зразками основних процесуальних актів, які постановля­ють суди при здійсненні правосуддя у цивільних, адміністративних, господарських та кримінальних справах.

Другие материалы по теме Цивилистика:

Гражданско-правовой договор с работником (образец)

г. Москва _________.2009 г.

ООО «Рога и Копыта». именуемое в дальнейшем «Заказчик». в лице Первого заместителя генерального директора Иванова Якова Петровича, действующего на основании Доверенности № 523 от 15 августа 2009 года, с одной стороны, и

ФИО (дата рождения _________, паспорт серия _______, № __________, выдан ___________________________________, дата выдачи ______________, зарегистрирован по адресу: _______________________________________________, именуемый в дальнейшем «Подрядчик». с другой стороны, далее совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор (далее «Договор») о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

Подрядчик по заданию Заказчика своими силами оказывает Заказчику комплекс услуг, связанных с __________________________________________________________________ в соответствии с Календарным планом оказания услуг (Приложение №1 к настоящему Договору), - далее «услуги».

    1. Услуги оказываются в период с ___ ___________ 2009 г. по _____________ 2009 г.
    2. Оказанные услуги оформляются ежемесячным подписанием Акта об оказанных услугах в двух экземплярах в соответствии с настоящим Договором.
    3. По настоящему Договору Подрядчик не имеет права заключения/изменения/расторжения каких-либо договоров от лица Заказчика, не является торговым представителем и/или агентом Заказчика, и не может выступать от лица Заказчика в каких-либо сделках, не имеет права делать заявления, давать поручения, обещания от лица Заказчика.

2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

Подрядчик обязуется качественно и своевременно оказывать услуги по настоящему Договору в соответствии с Календарным планом оказания услуг (Приложение №1 к настоящему Договору).

Заказчик обязуется своевременно выплачивать Подрядчику причитающееся ему денежное вознаграждение за оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим Договором, а также обеспечить Подрядчика необходимыми для оказания услуг по настоящему Договору технической информацией и документацией Заказчика/ Клиента.

Подрядчик обязуется оказывать услуги квалифицированно, бережно относиться к оборудованию и к материалам Заказчика/Клиента во время оказания услуг.

Подрядчик обязуется соблюдать правила внутреннего трудового распорядка Клиента и сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию Заказчика и Клиента, указанного в п.1.1. настоящего Договора.

Все расходы, связанные с пребыванием Подрядчика по месту оказания услуг и у Заказчика несет сам Подрядчик.

3. СТОИМОСТЬ, УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

Стоимость предоставляемых Подрядчиком услуг по настоящему Договору составляет ______________ (_________________________________) рублей в месяц, из которых в соответствии с законодательством РФ Заказчиком удерживается и уплачивается в бюджет РФ НДФЛ (13%) в размере _______________ (________________________________) рублей.

Заказчик оплачивает стоимость услуг в соответствии с п.3.1. настоящего Договора в течение 10 (десяти) календарных дней от даты подписания Сторонами соответствующего ежемесячного Акта об оказанных услуг.

Не позднее 3 (трех) рабочих дней после даты окончания очередного календарного месяца Подрядчик передает Заказчику отчет по оказанию услуг, который ежемесячно согласуется и подписывается Заказчиком и Стороны подписывают ежемесячный Акт об оказанных услугах по настоящему Договору.

Подрядчику выплачивается стоимость услуг (за вычетом НДФЛ) в соответствии с п.3.1. настоящего Договора в безналичном порядке - на банковский счет Подрядчика, указанный в настоящем Договоре. В случае неполного месяца оказания услуг, стоимость услуг за неполный календарный месяц определятся, исходя из количества полных календарных дней в месяце оказания услуг.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

4.1. Ответственность Сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему Договору регулируется действующим законодательством РФ.

5. СРОК ДЕЙСТВИЯ НАСТОЯЩЕГО ДОГОВОРА

5.1. Настоящий Договор вступает в силу с даты подписания и действует до выполнения Сторонами взятых на себя обязательств по настоящему Договору.

5.2. Настоящий Договор может быть расторгнут по согласованию Сторон путем подписания Сторонами дополнительного соглашения.

5.3. Настоящий Договор может быть расторгнут в одностороннем внесудебном порядке любой из Сторон при условии предупреждения другой Стороны за 1 месяц до даты расторжения. Все оказанные услуги к дате расторжения должны быть оплачены Заказчиком.

6. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за невыполнение обязательств по настоящему Договору при наступлении обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства - стихийные бедствия, военные действия, блокады и т.п.) при условии немедленного уведомления другой Стороны о наступлении таких обстоятельств не позднее 3 (трех) календарных дней с даты наступления указанных обстоятельств.

6.2. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу. Каждый экземпляр должен быть подписан обеими сторонами, и каждая Сторона получает по одному экземпляру. Приложение №1 является неотъемлемой частью настоящего Договора.

ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН.

Образец заявления об оспаривании нормативного правового акта

бразец заявления об оспаривании нормативного правового акта

В Верховный Суд Республики Татарстан

4 20015, г. Казань, ул. Пушкина, 72/ 2

Вариант № 1. если заявитель гражданин

Вариант № 3, если заявление подается представителем гражданина или юридического лица

(полные Ф.И.О. или наименование юр. ли ца)

Ад рес: _________________________________________________________

(место жительства или место нахождения)

Телефон, домашний, рабочий, мобильный, факс, E-mail (по желанию)_______

Заинтересованное лицо: ____________________ _____________________ _

(п олное наименование органа государственной власти, принявшего

оспариваемый нормативный акт)

Телефон, факс, E-mail (по желанию):__________________________________

______ ___________________________________________________________________ ________________________принял

(полное наименование органа государственной власти, принявшего оспариваемый нормативный акт)

________________________________________________________________________________________, опубликованный в

( название, номер, дата принятия оспариваемого акта)

Принятым актом нарушены мои права и законные интерес ы: ______________________________________________________

( указать права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются этим актом или его отдельными положениями )

Принятый акт противоречит: _________________________________________________________________________________

(на звание нормативного правового акта, который имеет большую

юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить

оспариваемый акт или его отдельные положения)

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 251- 253 ГПК РФ,

(наименование оспариваемого нормативного правового акта, номер, дата принятия)

н едействующим ___________________________________________________________________________________________.

( полностью или в части указать, в какой именно части (статьи, пункты оспариваемого акта )

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормати

  • ДОКУМЕНТ
  • Главная
  • Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
  • Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел
  • Глава 21. Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами

Раздел IV
Особенности производства по отдельным категориям административных дел

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 18-ФЗ наименование главы 21 настоящего Кодекса изложено в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Глава 21. Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами

Статья 208. Предъявление административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 208 настоящего Кодекса

1. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

2. Общественное объединение вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.

3. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

4. С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не действующим полностью или в части вправе обращаться также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования, полагающие, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации либо компетенцию избирательной комиссии.

5. Административные исковые заявления о признании нормативных правовых актов недействующими в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, не подлежат рассмотрению в суде, если проверка конституционности этих правовых актов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

6. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

7. Административное исковое заявление о признании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования недействующим может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего нормативного правового акта.

8. По делам об оспаривании нормативных правовых актов судом не могут быть приняты встречные административные исковые требования.

9. При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 настоящего Кодекса.

Статья 209. Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 209 настоящего Кодекса

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ в часть 1 статьи 209 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу c 1 января 2017 г.

1. Форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 настоящего Кодекса.

2. В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:

2) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;

3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;

4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;

5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2. 3 и 4 статьи 208 настоящего Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;

6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;

7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи;

8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

3. К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1. 2. 4 и 5 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 настоящей статьи, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.

Статья 210. Рассмотрение вопроса о принятии к производству административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 210 настоящего Кодекса

1. Судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения прекратили свое действие.

2. Судья возвращает административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным пунктами 2 - 7 части 1 статьи 129 настоящего Кодекса, а также в случае, если на момент подачи административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим оспариваемый нормативный правовой акт или его оспариваемые положения не вступили в силу.

3. Судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим на основании части 1 статьи 130 настоящего Кодекса в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 209 настоящего Кодекса.

Статья 211. Меры предварительной защиты по административному иску об оспаривании нормативного правового акта

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 211 настоящего Кодекса

По административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.

Статья 212. Объединение в одно производство административных дел об оспаривании нормативных правовых актов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 212 настоящего Кодекса

Суд в порядке, предусмотренном статьей 136 настоящего Кодекса, вправе объединить в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения несколько административных дел об оспаривании одного и того же нормативного правового акта, а также об оспаривании разных положений этого акта.

Статья 213. Судебное разбирательство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 213 настоящего Кодекса

1. Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления, а Верховным Судом Российской Федерации в течение трех месяцев со дня его подачи.

2. В период избирательной кампании, кампании референдума административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, принятых избирательными комиссиями, либо нормативных правовых актов по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые регулируют отношения, связанные с данными избирательной кампанией, кампанией референдума, рассматриваются судом в срок, установленный частью 1 статьи 241 настоящего Кодекса.

3. Административное дело об оспаривании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования рассматривается судом в десятидневный срок со дня поступления административного искового заявления в суд.

4. Административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора. В случае, если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено на основании административного искового заявления прокурора, он не дает заключение по этому административному делу. В случае, если административное дело об оспаривании нормативного правового акта возбуждено не на основании административного искового заявления прокурора, прокурор, вступивший в судебный процесс, дает заключение по этому административному делу.

5. Лица, участвующие в деле об оспаривании нормативного правового акта, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лица, обратившегося в суд, прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, а также неявка представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если явка таких лиц не была признана судом обязательной.

6. Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, а в случае неявки таких представителей наложить судебный штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

7. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

8. При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

9. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

10. Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, а также признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления, уполномоченной организацией или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, не влечет за собой обязанность суда прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

11. Утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

12. Соглашение о примирении сторон по административному делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть утверждено.

Статья 214. Прекращение производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 214 настоящего Кодекса

1. Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39. частями 6 и 7 статьи 40. пунктами 1 - 3. 5 и 6 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса.

2. Суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если:

1) оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца;

2) лицо, обратившееся в суд, отказалось от своего требования и отсутствуют публичные интересы, препятствующие принятию судом данного отказа. Принятие судом отказа от административного иска не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Статья 215. Решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 215 настоящего Кодекса

1. Решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.

2. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

3. Если при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд установит, что применение на практике оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствует истолкованию данного нормативного правового акта или его отдельных положений, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов, суд указывает на это в мотивировочной и резолютивной частях решения по административному делу об оспаривании нормативного правового акта.

4. В резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться:

1) указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших;

4) другие сведения о вопросах, разрешенных судом исходя из конкретных обстоятельств административного дела, в том числе о выявленном судом содержании нормативного правового акта или его отдельных положений.

5. Решение суда по административному делу о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 186 настоящего Кодекса.

Статья 216. Последствия признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 216 настоящего Кодекса

1. В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

2. В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.

3. Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

4. В случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

5. Требования об оспаривании нормативных правовых актов, указанных в части 2 настоящей статьи, могут рассматриваться судом в порядке упрощенного (письменного) производства без проверки законности повторного нормативного правового акта, указанного в части 3 настоящей статьи, если на момент принятия повторного нормативного правового акта отсутствовали изменения в законодательстве, которому противоречил признанный не действующим полностью или в части нормативный правовой акт. В случае рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства в мотивировочной части решения суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части должно содержаться обоснование тождественности повторного нормативного правового акта и нормативного правового акта, ранее признанного судом недействующим, должно быть указано на отсутствие изменений в соответствующем законодательстве, а также на решение суда, которым тождественный нормативный правовой акт признан недействующим. В случае возражения административного ответчика против проведения процедуры упрощенного (письменного) производства судебное разбирательство проводится устно.

Статья 217. Обжалование вступившего в законную силу решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 217 настоящего Кодекса

Вступившее в законную силу решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, их представителями и иными лицами, права, свободы и законные интересы которых затрагиваются решением суда.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 18-ФЗ глава 21 настоящего Кодекса дополнена статьей 217.1, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 217.1. Рассмотрение административных дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 217.1 настоящего Кодекса

1. Административные дела об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (далее - акты, обладающие нормативными свойствами), рассматриваются и разрешаются судом в порядке, установленном настоящей главой, с особенностями, определенными настоящей статьей.

2. С административным исковым заявлением о признании акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим вправе обратиться лица, указанные в частях 1 - 4 статьи 208 настоящего Кодекса, полагающие, что соответствующий акт обладает нормативными свойствами и по своему содержанию не соответствует действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.

3. При рассмотрении административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) обладает ли оспариваемый акт нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц;

3) соответствуют ли положения оспариваемого акта действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений.

4. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию или должностное лицо, которые приняли акт, обладающий нормативными свойствами.

5. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами, суд принимает одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый акт полностью или в части не соответствует действительному смыслу разъясняемых им нормативных положений, устанавливает не предусмотренные разъясняемыми нормативными положениями общеобязательные правила, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на неоднократное применение, и о признании этого акта не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый акт полностью или в части не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений.