Руководства, Инструкции, Бланки

тай-цзи цюань полное руководство по теории и практике видео img-1

тай-цзи цюань полное руководство по теории и практике видео

Рейтинг: 4.0/5.0 (1928 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Руководство по тай-цзи цюань

Руководство по тай-цзи цюань.

В ответ на просьбу указать наиболее авторитетное издание, посвященное искусству тай-цзи, большинство мастеров без колебания назовут «Руководство по тай-цзи цюань», написанное Вань Зонь Ю (1733–1795). Представители всех стилей считают его эталонным, а большинство других китайских учебников по тай-цзи так или иначе основано на сентенциях, высказанных мастером XVIII века. На китайском языке философские концепции, охватывающие всю сущность тай-цзи цюань, заключены всего лишь в 357 словах.

Ниже приводится мой перевод с китайского, который, возможно, не так прост для восприятия европейцами. Поэтому я снабдил текст необходимыми комментариями.

В оригинале трактат написан в классической традиции китайской прозы. В переводе, ориентируясь на западного читателя, я разбил его на смысловые абзацы.

1. Вселенная возникла из пустоты, источника движения и покоя, матери инь и ян. Движение порождает разделение; покой — воссоединение.

2. Любое действие порождает противодействие; любое сжатие — растяжение. Когда противник силен, я уступаю, следуя принципу «убегания». Когда преимущество на моей стороне, я следую принципу «прилипания».

3. Если движения стремительны, отвечайте с соответствующей скоростью; если они грациозны, реагируйте на них так же. Несмотря на бесчисленное множество вариантов, в основе лежит один фундаментальный принцип.

4. Самоотверженные тренировки развивают искусство понимания силы, которому мы обязаны всеми остальными навыками. Только упорный и долгий труд способен поднять человека к вершинам мастерства.

5. Держите голову прямо и избавьтесь от всех посторонних мыслей. Сфокусируйте жизненную энергию на энергетическом поле живота. Никогда не делайте резких движений. Появляйтесь неожиданно и так же исчезайте.

6. Если тяжесть давит слева, слева же и избавляйтесь от давления; давит справа, избегайте правого. Поднимаясь, я становлюсь выше; опускаясь в низкую стойку — основательней. Наступая, я становлюсь длиннее; отступая — быстрее.

7. Перо будет парить, а муха не сядет на землю. Так и противник не поймет меня, но я узнаю о его намерениях. Великий воин всегда победоносен — вот в чем причина.

8. Существует множество других искусств, но практически ни одно из них не следует естественному ходу вещей, а использует силу против слабости, скорость против медлительности, мощь против тех, кто ею не обладает. Только истинное искусство способно не подражать природе.

9. Противодействие четырех тахил тысячам кати не зависит от использования заурядной силы. Наблюдая, как старик расправляется с несколькими юными противниками, я вижу, как стремительность может стать бесполезной.

10. Будьте устойчивы, но подвижны, как колесо. Резкие наклоны выглядят неуклюже, а двойная тяжесть делает человека неповоротливым.

11. Те, кто занимается искусством на протяжении многих лет, но не знает, как нейтрализовать силу противника, обречены на поражение, так как не могут преодолеть слабость двойной тяжести.

12. Для преодоления этой слабости следует придерживаться принципа «жесткого» и «мягкого». Прилипание в убегании и убегание в прилипании. Инь всегда неразделима с ян, а ян — с инь. Понимание силы возможно только при гармонизации инь и ян. Осознав искусство понимания силы, с каждой тренировкой мы становимся все более искушенными в мастерстве.

13. Понимание техники «толкающих рук» дает возможность быстрого продвижения вперед. Важнее всего почувствовать нужный момент отступления или продвижения вперед. Чувствуйте дистанцию, ибо ошибка на доли сантиметра может привести к катастрофе. Ничто не должно быть не понятым — такова цель моих наставлений.

Читая такие тексты, сталкиваешься с двумя проблемами. Во-первых, классическая китайская стилистика отличается крайней лаконичностью; очень часто информация, являющаяся ключевой, опускается автором. Например, выражение «Вселенная возникла из пустоты» ничем не подкрепляется, поскольку текст рассчитан на восприятие читателей, уже знакомых с данным понятием. Поэтому современникам не всегда ясна суть изложения, не подкрепленная базовыми знаниями.

Во-вторых, автор писал для узкого круга посвященных, как правило, для собственных учеников, уже знакомых с терминологией своего учителя. Трактат не был рассчитан на широкую аудиторию. Таким образом, слова мастера: «Любое действие порождает противодействие; любое сжатие — растяжение» — воспринимались слушателями (читателями) адекватно, поскольку этому их учили и ранее. Целью манускрипта было лишь напоминание и повторение пройденных истин. Естественно, современный читатель лишен этой возможности. Сложность может представлять даже такое выражение: «Когда противник силен, я уступаю, следуя принципу «убегания». Когда преимущество на моей стороне, я следую принципу «прилипания». Для понимания этих слов необходимо испытать на собственном опыте «жесткость» и «мягкость» применения силы. Ниже я попробую разрешить возможные проблемы.

Другие статьи

Глава 1

Глава 1. Боевое искусство тай-цзи цюань

Цели и возможности

Мастер тай-цзи цюань подобен истинному воину. Не выставляя напоказ свои боевые достоинства, он всегда сдержан в выражениях, скромен, терпим и находится в мире с собой и окружающими.

Универсальность и многогранность боевого искусства

Тай-цзи цюань является самым замечательным боевым искусством в мире. В этой главе приводятся аргументы в пользу этого утверждения, и если ваш личный опыт не доказал этого на деле, вы, по крайней мере, поймете, чего вам недостает. Из последующих глав вы узнаете, как достичь максимального успеха в применении техники тай-цзи.

Бытует ошибочное представление о том, что это искусство не является боевым по определению; в действительности оно чрезвычайно эффективно в единоборствах с точки зрения как техники, так и своей боевой мощи. Наиболее примечательно, что при помощи всего лишь нескольких приемов тай-цзи можно защитить себя от практически любого вида физической агрессии!

Вам нет необходимости разучивать бесчисленное множество боевых техник — старые мастера позаботились о том, чтобы сократить количество приемов примерно до двадцати способов отражения любой атаки. Универсальность системы объясняется тем, что при ее помощи можно противостоять всем четырем основным категориям нападения: ударам рук, ног, броскам и захватам.

Слабым местом поклонников других боевых искусств является то, что они порой оказываются бессильны против, отдельных, не входящих в систему их подготовки приемов нападения. Так, приверженец каратэ, привыкший в основном действовать руками, будет испытывать сложности в поединке с мастером таэквондо или тайландского (сиамского) бокса, поскольку техника ударов ногами в каратэ располагает весьма ограниченным набором приемов. В свою очередь, специалист по таэквондо встретит неудобства в единоборстве с дзюдоистом, так как техника бросков, привычная для соперника, в таэквондо используется редко. Следуя той же логике, можно сказать о неприятных минутах, которые испытает поклонник дзюдо при противодействии ударам ног специалиста по таэквондо или технике рук каратиста, так как арсенал блокирующих приемов дзюдо в данном случае весьма ограничен. Итак, перед вами два пути: первый — изучить все виды боевых единоборств, второй — заняться изучением тай-цзи цюань. Второй путь предпочтительнее не только потому, что он наименее трудоемок, но и потому, что тай-цзи дает ряд преимуществ, которых не найти в других видах боевого искусства.

Ни одно из перечисленных единоборств не дает такой потрясающей возможности контроля за силой. Мастер тай-цзи цюань способен нанести противнику смертельное увечье, не оставив на его теле ни малейшего следа, в то время как травмы, возникающие в результате поединков адептов других школ, сами по себе свидетельствуют о жестокости и неприглядности этих боевых техник и их поклонников. Обычно мастера тай-цзи цюань не бьют своих соперников: во-первых, потому, что система их тренировки рассчитана на достижение полного спокойствия, а не ярости в бою; во-вторых, то изящество, с которым они проводят поединок и побеждают противника, едва ли достижимо в большинстве других боевых искусств. Например, для них не представляет труда отшвырнуть оппонента на несколько футов и обеспечить себе чистую победу, не причиняя ему ощутимого вреда. В некоторых других школах, напротив, все делается для того, чтобы вызвать максимальный всплеск агрессии во время боя, и для того, чтобы обеспечить себе победу, соперники зачастую ломают друг другу кости и разбивают головы.

Сравнительная механика и психология различных боевых искусств

Некоторые школы демонстрируют невероятную жестокость и враждебность, даже во время тренировочных спаррингов (поединков) между учениками. Совсем не редко можно услышать, как тот или иной инструктор выкрикивает нечто вроде: «Врежь ему, убей его!» Поэтому не удивительно, что подопечные такого «специалиста» покидают занятия в синяках и ушибах, затаив высокомерие и ненависть в сердце. Неприемлемая практика такого рода полностью отсутствует на занятиях по тай-цзи цюань вовсе не потому, что приверженцы этой школы рождены более гуманными людьми, но вследствие того, что сама суть тренировочного процесса направлена на достижение спокойствия, а агрессивные и эгоистические мысли ученика будут работать против него самого.

Исследования, проведенные в области механики и психологии процессов обучения в различных школах боевых искусств, дали совершенно разные результаты. По сравнению с тай-цзи другие школы в поединке делают упор на механическую силу и скорость. В случае, когда во время схваток удар не блокируется или защищающийся уклоняется от него, сила и инерция таковы, что атакующий не в силах удержать бьющую ногу или руку, и атака производится со всей жестокостью. В основу базовой стратегии таких школ положено стремление как можно сильнее и быстрее поразить противника, почти не обращая внимание на собственную безопасность. Обе стороны концентрируются на атаке и обычно наносят друг другу множество ударов. Психология таких бойцов заключается в стремлении поквитаться ударом на удар. Желание мести формирует философию такого боя, когда вне зависимости от того, кто твой противник, доминирует желание во что бы то ни стало поразить его. Подобный образ мысли восходит ко временам, когда воин считал за честь убить кого бы то ни было, будь то его собственный отец, лишь бы был приказ повелителя.

Динамика и философия тай-цзи цюань не имеют ничего общего с вышеупомянутым подходом. Базовая стратегия боя тай-цзи состоит в том, чтобы следовать движениям противника, для чего участнику схватки необходимо спокойствие и ясность мысли; в противном случае он не сможет применить свое искусство эффективно. Сила удара определяется в данном случае не силой инерции, а потоком внутренней энергии, освобожденной в момент контакта. В спарринге это означает, что в ответ на случайный удар партнер не встретит жесткого противодействия.

Более того, сам подход к проведению спарринг-контактов в тай-цзи цюань принципиально отличается от позиций других школ боевых искусств. Вместо обмена ударами ученики формируют свои навыки по специально разработанной методике, известной как «толкающие руки», суть которой заключается в том, что руки соперников вступают в «мягкий» контакт в результате серии ритмических движений. Целью такой тренировки является определение слабых мест противника, например незащищенного участка или момента потери равновесия спарринг-партнером. Таким образом, во время учебного боя оппоненты не получают повреждений. Не менее важно помнить о том, что эта методика предполагает следование не только движениям партнера, но и его мыслям и чувствам! Противника повергают в тот момент, когда он выведен из душевного равновесия, чем-то озабочен или чувствует неуверенность. Более подробно о технике «толкающих рук» будет рассказано позднее.

Сама философия искусства тай-цзи цюань формировалась не военачальниками, основным стремлением которых было эффективное убийство, а является детищем даоских мыслителей, целью которых было продление жизни и достижение бессмертия. Это принципиальное отличие в историческом и философском планах породило особый психоэмоциональный настрой практикующих тай-цзи. Даосизм славится своим стремлением к свободе, небрежением к мирской суете и жизнелюбием. Если перевести это на язык тай-цзи цюань, то можно сказать, что искусство отличает независимость, беззаботность и жизнерадостность во всех аспектах его проявления, будь то индивидуальные занятия или работа со спарринг-партнером.

Внутренняя мощь, а не грубая физическая сила

Развитие силы в тай-цзи цюань предполагает использование силы разума и управление потоком внутренней энергии. Таким образом, занимающемуся тай-цзи нет необходимости упражняться на мешках с песком, поднимать тяжести, специальными упражнениями закалять пальцы и голени, в общем — тратить время на грубую и болезненную подготовку, от которой руки и ноги покрываются мозолями. Тем не менее ваши силы неуклонно растут, если вы знакомы со способами взаимодействия с космической энергией, использование которой весьма эффективнее всех спортивных снарядов вместе взятых.

Укрепление внешней силы обычно носит локальный и ограниченный характер. Так, тренируя ладони на мешке с песком или набивая голени о вбитые в землю колья, ученик добивается концентрации силы именно в этих участках своего тела. Использование силы также ограничивается лишь этими (тренированными) ударными точками. И напротив, внутренняя сила, обретаемая на занятиях по тай-цзи цюань, имеет разностороннее и всеобъемлющее применение. Во время медитации подконтрольный разум и жизненная энергия, управляемая техникой ки-кунг, не только нацеливаются на передачу внутренней силы к ударным точкам, но и повышают энергетический потенциал тела и души тренирующегося. Помимо всего прочего, вам не придется таскать с собой повсюду громоздкое оборудование. Ниже будут описаны различные способы тренировок по обретению внутренней силы.

Многие люди верят в сказку о том, что наличие грубой физической силы не является необходимым условием для мастера дзюдо. Обычно рассказывают байку о маленькой девочке, которая одним пальцем укладывает гиганта-борца сумо на татами (когда он уже и так потерял равновесие). В реальной схватке противнику борца сумо навряд ли предоставится такая возможность. Даже если выдать желаемое за действительное и предположить, что гигант потерял равновесие, ему достаточно сделать лишь шаг назад, чтобы обрести его вновь. Истина заключается в том, что как в дзюдо, так и в любом другом искусстве требуется значительное физическое усилие, чтобы повергнуть наземь даже неподготовленного противника; исключение составит лишь предположение того, что жертва нападения совсем уж наивна и глупа, чтобы позволить застигнуть себя в самой невыгодной позиции.

В отличие от дзюдо тай-цзи цюань является тем искусством, применение которого не подразумевает использование грубой мускульной силы. Хрупкая девушка, мастер по тай-цзи цюань, сможет не только эффективно отразить нападение сильного мужчины, но и повергнуть его на землю. Вполне очевидно, что для этого ей потребуется недюжинная сила, но совсем другого характера, нежели грубое физическое (чисто механическое) воздействие.

Удобство в повседневной жизни и культурный аспект тай-цзи

Если вы принадлежите к числу поклонников боевых искусств, но постоянные переодевания в специальную форму для тренировок досаждают вам, тай-цзи цюань — это то, что вам надо. Даже углубленная и продолжительная тренировка не требует специальной униформы. Вам никогда не потребуется обращаться к ухватившему вас за одежду партнеру с нелепой просьбой подождать с выполнением приема, пока вы не переоденетесь в соответствующую форму.

Более того, немаловажен тот факт, что во время тренировок занимающимся не приходится много и обильно потеть, за исключением тех случаев, когда потовыделение вызывается искусственно и с определенной целью. К примеру, выходя утром на прогулку в парк, вы можете надеть свой деловой костюм — он не помешает вашей тренировке по тай-цзи цюань и не станет той «красной тряпкой», которая так привлекает досужее внимание непрошеных зрителей. По окончании тренировки вы, не заходя домой, сможете сразу же отправиться на работу. Занятия по тай-цзи цюань не предъявляют также особых требований к месту тренировки и могут проводиться прямо на рабочем месте или в спальне. Трудно найти другой вид боевого искусства, столь же демократичный и не доставляющий бытовых хлопот, как тай-цзи.

В китайской традиции образцом культурного человека считается тот, кто одновременно сведущ в науках и боевых искусствах, или, по выражению поэта, «вьен ву шуань куан». Сам Конфуций, которого многие люди ошибочно считают престарелым книжным червем, был замечательным лучником и великолепно владел мечом. С другой стороны, многие великие полководцы были известными поэтами и писателями. Тай-цзи цюань воплощает в себе этот идеал и поэтому по праву считается «интеллигентным» боевым искусством. Его популярность среди ученых мужей объясняется двумя причинами. Во-первых, методы тренировки доставляют эстетическое удовольствие, а во-вторых, искусство способствует укреплению и развитию высоко ценимых в академической среде таких качеств, как ясность мысли, широта взглядов и нетерпимость к проявлению жестокости. Нельзя не отметить, что людям, занимающимся именно тай-цзи цюань, свойственна приверженность литературе, живописи, музыке и шахматам. Это объясняется тем, что основополагающая концепция этого боевого искусства — инь — ян (речь о которой пойдет в следующей главе) — приоткрывает горизонты китайской философии и литературы. Не в меньшей мере приверженцев тай-цзи привлекает свойственный этому искусству дух свободы и безграничности, по сравнению с напряженной атмосферой постоянной конкуренции, царящей на занятиях в других школах.

Богатство теории тай-цзи цюань

Теоретическая основа тай-цзи цюань отличается большим разнообразием. Не многочисленные постулаты часто записаны поэтическим языком и вполне применимы не только в боевом аспекте и в качестве средства для укрепления/развития силы, но могут служить и руководством в повседневной жизни. Хорошим примером вышесказанного может служить принцип, опирающийся на четыре аспекта, составляющих силу: отделение реального от иллюзорного; правильное дыхание; использование разума, а не грубой силы; спокойствие и отсутствие напряженности при активных действиях.

Даже поверхностное знакомство с теоретическими положениями тай-цзи позволяет судить о глубинах философии этого искусства. В большинстве боевых единоборств упор делается на чисто механическое силовое воздействие на противника. В таких школах для повышения выносливости или силы удара кулаком прыгают через скакалку и ставят удар на мешке с песком. В тай-цзи цюань такие методы тренировки, как работа с мешком, прыгание через скакалку или бег, не приветствуются не только потому, что они слишком примитивны, но и вследствие того, что они попросту сводят на нет бойцовские качества мастера тай-цзи. Подобные грубые методы дают лишь кажущийся, но не истинный результат в увеличении силы удара и повышении выносливости.

Мешки с песком помогают сделать кулак твердым, а это не имеет ничего общего с увеличением ударной мощи. Жесткий мозолистый кулак ослабит боль при разбивании кирпичей, но никак не увеличит силу удара. Повышение ударной мощи является результатом количества и качества осуществленных во время тренировки ударов, но никак не следствием многочисленных контактов кулака с мешком. Таким образом, удары по воображаемой цели (сиречь в воздух) принесут намного больше пользы, чем «избиение» мешка. В последнем случае сила и скорость удара будут инстинктивно занижаться, так как тело испытывает боль при контакте с жесткой поверхностью. Нежелание многих мастеров боевых искусств понять эту простую истину является примером того, как желаемое (иллюзорное) принимается за действительное. Такого рода техника удара опирается на законы чистой механики, а ее мощь зависит от силы инерции и, что не менее важно, от того, смогут ли костяшки кулака избежать перелома. Намного эффективнее ударная техника с использованием внутренней силы, которая напоминает своего рода электричество. В последнем случае ваш кулак перестанет служить в качестве костяной колотушки, а станет проводником вашей внутренней энергии к телу оппонента. Когда боец контролирует свое дыхание, имеет ясную голову, остается спокойным и раскрепощенным, увеличивается не только его внутренняя сила, воплощенная в ударе, но и все остальные характеристики, необходимые в единоборстве.

С той же степенью скептицизма мастера тай-цзи цюань относятся к прыжкам через скакалку и бегу на тренажере. Так же как в случае отработки ударов на мешке, эти методы тренировки свидетельствуют о нежелании отделить истинное от воображаемого. Выносливость, полученная путем такой тренировки, будет не более чем иллюзией, так как вместо того, чтобы контролировать дыхание посредством своего разума, вы начнете задыхаться и волей-неволей придется сделать передышку, чтобы компенсировать недостаток кислорода. Вашему сердцу также придется работать в условиях перегрузки, что не только пагубно скажется на вашей способности рассуждать в бою трезво и адекватно реагировать на действия противника, но, возможно, в будущем, которого вы не можете предвидеть, причинит немало хлопот здоровью. Методы тай-цзи цюань помогут избежать подобных неприятностей, о чем вы прочтете в шестой главе этой книги.

Здоровье, становление характера и философия

Тай-цзи цюань является не только эффективной боевой дисциплиной. Искусство дает возможность лечить и заниматься профилактикой заболеваний, неизлечимых с точки зрения ортодоксальной медицины. К их числу можно отнести гипертонию, ревматизм, астму, гастрит, бессонницу, мигрень, депрессивные и невротические состояния. Опытный практик способен предотвратить или вылечить травмы коленной чашечки, заболевание, которое Американская Академия ортопедической хирургии признала самым распространенным в травматологии Соединенных Штатов. В арсенале тай-цзи имеется комплекс упражнений для улучшения здоровья и продления жизни. Другими словами, не следует ждать, когда придет болезнь или кто-то попытается напасть на вас, для того чтобы пользоваться неоспоримыми преимуществами системы тай-цзи. Если у вас не хватает времени для длительных тренировок или поход в спортивный зал кажется вам слишком обременительным, то в этом случае вам как нельзя более подойдут занятия тай-цзи цюань. Пятнадцати минут в день будет вполне достаточно, чтобы в комфортной домашней обстановке выполнить все, что вам требуется из комплекса упражнений. Хорошая физическая форма является далеко не единственным преимуществом, предоставляемым системой тай-цзи. Медитативный аспект искусства поможет обрести душевное спокойствие и безмятежность мысли.

В то время как многие боевые искусства стремятся сделать своих последователей воинственными и агрессивными, тай-цзи цюань помогает людям обрести покой и собранность. Эти качества достигаются не за счет психологического давления инструкторов, а заложены в самой природе тай-цзи. Следует отметить, что нет искусства, более подходящего для формирования характера, чем школа единоборства тай-цзи цюань, поскольку система тренировок построена на принципах благожелательности, «мягкости» и настроена на обретение контроля над гармонизирующим энергетическим потоком, жизненно необходимым для светлого разума и единения с космосом. Типичный мастер таи-цзи цюань редко выставляет свое искусство на всеобщее обозрение. Как правило, он отличается сдержанностью в словах, терпимостью и живет в мире с самим собой и окружающими.

Как уже было сказано, тай-цзи не просто боевое искусство; его истоки уходят в глубины китайской философии и мудрости даосизма. Сам термин буквально означает «великий предел» или «космос» и этимологически связан с понятием «Ицзин» (И-чин), то есть с «Книгой перемен». В начале классического «Трактата по тай-цзи цюань», речь о котором пойдет несколько позже, великий мастер Ван Дзон Юи писал: «Тай-цзи возникло из Пустоты. Оно породило движение и покой и является матерью инь и ян. В движении происходит разделение, а в покое обретается единство». Удивительно, как тесно переплетаются положения древней философии с пространственными представлениями современной квантовой механики.

Я надеюсь, что для тех, кто продолжит чтение этой книги, откроются поистине невообразимые возможности тай-цзи цюань. Нет ничего удивительного в том, что многие из вас не поверят прочитанному — тайны тай-цзи всегда хранились за семью печатями. Это объясняется целым рядом причин, в том числе нежеланием старых мастеров устранять барьеры между Западом и Востоком. Настоятельно рекомендую читателям не принимать на веру ни одно прочитанное слово, но убедиться в истинности изложенного на собственном опыте, желательно под руководством опытных инструкторов.

Книга - Тай-Цзи цюань

Тай-Цзи цюань. Полное руководство по теории и практике

Жесткость и быстрота

По сравнению с другими школами тай-цзи стиль ченъ получил известность в основном благодаря своим боевым качествам.

От духовности к здоровью

Для тех, кто хочет проследить эволюцию тай-цзи цюань, начиная с шаолиньского кунг-фу до самого распространенного в наши дни стиля ян, особенности школы чень представляют- несомненный интерес. Демонстраторам рукопашных приемов также будет весьма полезно познакомиться с этой техникой, поскольку по сравнению с другими школами тай-цзи стиль чень получил известность в основном благодаря своим боевым качествам. Основанная Чень Ван Тином (1660–1680) школа представляет технику, внешне схожую с шаолиньским кунг-фу.

Приведенный в этой главе комплекс разработан мастерами Гу Лью Сианем и Шен Дзиа Женом и утвержден китайским национальным комитетом по ушу. Мастера подчеркивают восемь основных характеристик этого стиля.

1. Тай-цзи цюань воспитывает ум и развивает энергетику. Во время тренировок направляйте поток энергии волевым усилием по принципу «сила воли порождает энергию, энергия порождает внутреннюю силу».

2. Амплитуда движений корпуса и конечностей должна быть максимальной, но в то же время позволяющей легко принимать исходное положение. Это достигается направлением энергии в голову, накоплением силы в дан тьян, втягиванием грудной клетки при прямой спине, опусканием плеч и локтей, расслаблением и вращением бедер и сгибанием колен.-

3. Движение по спирали определяет стратегию техники тай-цзи цюань, и полученная в результате сила называется «силой кручения кокона» (по-китайски — «си дзинь»). Для обретения спиральной силы следует полностью расслабиться и, двигаясь всем телом, объединить разум и энергию в единое целое.

4. В тай-цзи очень важной считается концепция «видимого» и «сущностного»; правильно применяя это понятие на практике, можно сберечь много энергии. Для достижения равновесия между «видимым» и «сущностным» держите корпус прямо и устойчиво; движения верхней и нижней частей тела должны быть скоординированы.

5. «Начав движение, не останавливайтесь». Это правило означает, что, как только вы сделали первое движение, к нему подключается инерция всего тела, при поддержке разума и энергетического потока. Внешняя форма исполнения техники должна быть скоординирована с потоком ци так, чтобы внутренняя сила не встречала препятствий на своем пути.

6. Все движения плавно и без перерыва переходят одно в другое, подчиняясь бесконечному потоку энергии. При отработке комплекса следует не останавливаться после выполнения отдельных приемов, а плавно переходить к проведению следующего.

7. На начальных этапах обучения следует быть «мягким» настолько, насколько это возможно, а именно: иметь безмятежный ум, расслабленное тело и полностью избегать использования физической силы. Со временем, когда вы научитесь фокусировать мысль, управлять энергетическим потоком и освоите движение по спирали, ваши действия станут «жесткими» и мощными. Овладев техникой, вы сможете быть «мягким» или «жестким» по собственному желанию.

8. В начале учебы двигайтесь медленно. Это необходимо как для развития способности к управлению внутренним энергетическим потоком, так и для корректировки неправильного выполнения приемов и стоек. На продвинутом уровне необходимо увеличить скорость. Однако не все приемы следует выполнять быстро. Например, техника пробуждения энергетического потока и приемы по изменению направления вектора силы противника практикуются в медленном темпе.

Приемы стиля чень

Полный комплекс состоит из 83 приемов. Однако, чтобы избежать многочисленных повторов, я привожу лишь 54.

1. Стойка бесконечного предела.

2. Бессмертный стреляет из мортиры.

3. Ленивое закатывание рукавов.

4. Шесть запечатано, четыре закрыто.

6. Бессмертный стреляет из мортиры.

Плавные и грациозные движения, приносящие здоровье

Очень немногие люди строят занятия по тай-цзи цюань на концепции инь — ян. Именно поэтому так мало учеников становятся настоящими мастерами.

Самый популярный стиль тай-цзи цюань

Благодаря всеобщему заблуждению современных людей Запада относительно того, что созданный Ян Лу Чанем (1799–1872) стиль ян является единственной школой тай-цзи цюань, это направление получило наиболее широкое распространение.

Мастер тай-цзи во втором поколении Ян Бан Ху сформулировал сущность этого стиля в девяти стихотворениях, объединенных общим названием «Девять секретов тай-цзи цюань». Ниже приводится одно из них, озаглавленное «Тайна инь — ян».

Немногие владеют тайною инь — ян. Двоякость твердости и мягкости проявит свой характер В искусстве поглощения и извержения, Всплытия и погружения. Фронтальное или фланговое взаимодействие Воспринимается или высвобождается. И, трансформируясь, движение сменяется покоем, А созидание заменит управленье, потребности реальной повинуясь. Отход и наступленье — все в движенье Тяжелого и легкого; И пролегает явственная грань меж сущностным и видимым.

Поскольку перевод стихотворения не только искажает рифму и размер, но и сбивает с толку читателей, не знающих китайского языка и не знакомых со спецификой терминологии тай-цзи цюань, считаю необходимым дать более подробные построчные пояснения.

Очень немногие люди строят занятия по тай-цзи цюань на концепции инь — ян. Это одна из причин, по которой так мало учеников становятся настоящими мастерами. Концепция инь — ян, применительно к искусству тай-цзи цюань, отражена в дуалистическом единстве следующих понятий: твердое — мягкое, поглощение — извержение, всплытие — погружение, отход — наступление, созидание — управление (созданным), легкое — тяжелое и видимое — сущностное.

«Твердость» (жесткость) и «мягкость» применимы к понятиям техники и силы и используется в зависимости от конкретной ситуации. «Поглощение» соответствует отклонению корпуса назад с целью свести на нет инерцию атакующей силы противника, а «извержение» символизирует контратакующее движение вперед. «Всплытие» и «погружение» символизируют отклонение атаки противника вверх или вниз, которое, в свою очередь, в зависимости от конкретных обстоятельств, может быть «жестким» или «мягким».

Выполняя любое движение со стороны или лицом к лицу с противником, следуя за атакующим движением оппонента или проводя собственную контратаку, следует ориентироваться на баланс между инь и ян. В постоянно изменяющейся боевой обстановке состояния покоя и активности также должны чередоваться по принципу инь — ян. Например, выполняя стремительное движение (ян) вы должны быть абсолютно спокойны (инь); и наоборот, физический и духовный покой всегда сопровождается непрерывным движением потока внутренней силы.

Во время схватки можно перехватить у соперника инициативу и провести серию приемов, вынуждая его обороняться. Можно поступить иначе: отдать инициативу противнику, перейти к обороне и выжидать наиболее благоприятного момента для неожиданной контратаки. Когда «момент истины» настанет, вне зависимости от ситуации, вы можете осуществить как фронтальную, так и фланговую атаку.

Не менее важно осознавать смысл понятий «легкое — тяжелое» и «видимое — сущностное». Например, атака должна быть одновременно «легкой» (то есть стремительной) и «тяжелой» (мощной). Если удар не достиг цели, атака становится «видимой», и вам нет необходимости использовать возвратную силу в момент контакта; и наоборот, в случае удачного выполнения приема следует применить мощь. «Тяжесть» всегда должна сопровождаться «легкостью», то есть сильные руки должны быть ловкими, а стабильность стойки не влиять на свободу движений.

Представленный ниже комплекс приемов был составлен мастером в третьем поколении Ян День Фу. Он состоит из 85 приемов, которые я сократил (убрав многочисленные повторы) до 70.

1. Начальный прием тай-цзи.

2. Ухватить воробья за хвост.

Читать Тай-Цзи цюань

Эта книга посвящается всем великим учителям тай-цзи цюань настоящего и прошлого, чье самоотверженное служение искусству способствовало достижению совершенства множеством людей, вне зависимости от их расы, культуры и вероисповедания.

Тай чи чуань, или тай-цзи цюань, является поистине замечательным искусством. Однако для более чем 90 % практикующихся доступны лишь 10 % его потенциальных возможностей. Цель данного руководства — не только закрепление уже имеющихся у читателей навыков, но и предоставление информации для желающих преодолеть десятипроцентный барьер. В основном книга написана исходя из собственного опыта автора, но с учетом всех достижений классического, преимущественно китайского, искусства, практиковавшегося мастерами тай-цзи цюань на протяжении многих веков.

Тем же, кто впервые столкнулся с тай-цзи цюань, следует знать, что данное искусство является проверенной временем утонченной системой упражнений для тела, разума и управления потоком энергии. Тай-цзи одинаково подходит для укрепления здоровья, продления жизни, самообороны, улучшения умственных способностей и духовного развития. Техника равно хороша для всех людей, независимо от их расовой, культурной и религиозной принадлежности. Совершенно справедливо тай-цзи цюань называют «поэзией движения», но было бы ошибкой прислушиваться к мнениям, трактующим искусство как «бой с тенью» или «медленную гимнастику». Первое определение наиболее точно передает красоту и изящество тай-цзи цюань, в то время как «бой с тенью» и «медленная гимнастика» свидетельствуют о поверхностном понимании истинных глубин и философии искусства.

Само название этой книги говорит о том, что перед вами наиболее полное руководство по изучению данной техники, начиная с базовых понятий и заканчивая наиболее продвинутыми уровнями мастерства. Любой человек, проявивший интерес к системе тай-цзи, обязательно найдет в этой книге что-нибудь полезное. Именно такой цели отвечает тай-цзи цюань, уделяя внимание достижению грации и равновесия, укреплению здоровья и психики, развитию внутренней силы или энергетического потока. Перечисленные достоинства у всех на слуху, но мало кто понимает их правильно в контексте искусства тай-цзи. Книга объясняет, как использовать этот стиль в поединках, уделяя особое внимание применению разнообразных приемов за счет силы противника, в зависимости от тех или иных конкретных особенностей схватки. Помимо этого руководство поможет вам осознать, каким образом старые китайские мастера использовали тай-цзи цюань в качестве системы духовного развития.

Несмотря на сложность и разнообразие аспектов применения тай-цзи, новичку не потребуется никаких предварительных знаний. При этом следует иметь в виду, что, если вы намерены овладеть всеми преимуществами данного искусства, ни одна книга не заменит последовательной и постоянной тренировки. Это руководство поможет ученику получить бесценную информацию о накопленной веками мудрости великих мастеров тай-цзи цюань, но без практического применения знания пропадут втуне, а сама книга превратится в занимательное чтиво; вы сможете с умным видом обсуждать достоинства стиля тай-цзи цюань с друзьями и, возможно, будете способны давать некоторые полезные советы практикам, но те силы и здоровье, грация и свежесть мысли, которые они обретут, не будут доступны вам самим.

Книга представляет собой своего рода самоучитель. Однако следует оговориться, что овладение наиболее продвинутыми техниками, такими как использование энергетики и контроля за разумом, предполагает присутствие опытного наставника. В то же время новичок должен осознавать, что бесконечное разнообразие едва уловимых движении и приемов, разучиваемых в начале обучения, также делает необходимым присутствие учителя. В большинстве случаев новички стараются форсировать процесс получения базовых навыков, что является наиболее распространенной ошибкой. Существует один «золотой» принцип, с которым согласится любой мастер: терпеливая и последовательная тренировка. Все основные приемы прошли проверку временем. Когда о той или иной технике говорят как об эффективной, то это значит, что в ее результативности убедились тысячи и тысячи мастеров, а ваша личная неудача свидетельствует лишь о том, что при ее изучении вы уделили недостаточно внимания базовым принципам или проявили излишнюю поспешность в тренировках.

Как бы там ни было, терпеливая и последовательная тренировка не означает, что ученик должен слепо и бездумно заучивать то или иное движение. Если изучающий тай-цзи цюань в течение нескольких лет не ощущает реальных результатов от тренировок, то есть его тело остается слабым, психика нестабильной, а разум вялым, такому ученику/ученице следует призадуматься о собственных умственных способностях и либо направить свои усилия в другое русло, либо обратиться к другим наставникам или источникам информации. Как правило, занимающиеся по правильной методике люди уже через год достигают ощутимых результатов.

Эта книга предлагает методы обучения, проверенные на практике величайшими китайскими мастерами тай-цзи цюань. Помимо общей информации, характерной для всех стилей, и «Упрощенного комплекса тай-цзи», при помощи которого миллионам китайцев удавалось сохранять бодрость духа и тела, несмотря на все перипетии многочисленных войн и трех последних революций, данное руководство предлагает читателю методики самых прославленных мастеров этого искусства.

Тай-цзи цюань является эффективным искусством самообороны, и все аспекты его практического применения подробно разобраны в этой книге. Мастера боевых единоборств смогут убедиться в том, что в отличие от других техник, где любой физический контакт предполагает получение тех или иных повреждении для любого из участников схватки, тактические приемы тай-цзи цюань позволяют остаться невредимым даже проигравшему бой. В книге приведены многочисленные упражнения, которые помогут освоить такие принципы, как «мягкое побеждает твердое» и «плыть по инерции противника».

Великие мастера тай-цзи цюань особо подчеркивали доминирующее значение внутренних, глубинных аспектов искусства по сравнению с его внешними проявлениями. Как правило, большинство учеников знают об этом, но лишь единицы осознают смысл этой концепции, не говоря уже о практическом ее применении. Книга поможет преодолеть этот недостаток и научит основным принципам, которые иллюстрируются многочисленными упражнениями и пояснениями, с помощью которых изучающий искусство тай-цзи осознает, что каждое движение служит проявлением внутренней силы и дисциплины ума.

Богатое философское наследие тай-цзи цюань, выраженное, как правило, в поэтической форме (образчики которой вы также найдете в этой книге), не умаляет основного предназначения искусства — его боевого аспекта и, что более важно, — практического применения системы в повседневной жизни. Другими словами, если после 20 лет тренировок вы не можете постоять за себя, или все еще не в силах справиться со вспышками гнева, или ваша физическая форма заставляет желать лучшего (вне зависимости от возраста), знайте — вы зря потеряли драгоценное время. Книга объяснит почему и научит пользоваться преимуществами тай-цзи на благо здоровью, работе и отдыху.

Многие люди, особенно на Западе, удивляются, узнав, что тай-цзи является боевым искусством; еще большее недоумение вызывает тот факт, что первоначальной целью системы был духовный рост человека, вне зависимости от того, был ли он верующим или страдал отсутствием веры. В книге отслеживается связь тай-цзи цюань с даосизмом и обозначаются возможные пути духовного развития и совершенства.

Первоначально я собирался назвать книгу «Чудеса тай-цзи цюань», поскольку именно чудесные возможности этого искусства вдохновили меня на ее написание. Однако мой редактор предложила более понятный подзаголовок: «Полное руководство…», и я нашел это вполне уместным. В связи с этим мне хотелось бы пояснить слово «полное». Руководство является полным в той мере, в какой это необходимо и представляет интерес для обучающихся тай-цзи цюань, которые найдут в данном труде ответы на практически все интересующие их вопросы, например, почему одни стойки стиля By выше других или каким образом «текучесть» движений всех стилей тай-цзи связана с «Дао дэ цзин» Лао-цзы. В книге обсуждаются даже такие вопросы, как, например, травмы колена, ставшие в последнее время серьезной проблемой для американских адептов учения. Однако не следует питать иллюзий на счет того, что одна книга может вместить в себя многовековую мудрость искусства тай-цзи цюань: любая глава этого руководства могла бы быть развернута до размеров многих томов.