Руководства, Инструкции, Бланки

образец сценариев img-1

образец сценариев

Рейтинг: 4.1/5.0 (1917 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Режиссерский сценарий - библиотека сценариста

Режиссерский сценарий – название говорит само за себя. Это литературный сценарий, переработанный режиссером для удобства работы на съемочной площадке. Поскольку невозможно держать в голове или записывать на листочках все необходимые для съемок фильма вещи, создается этот документ.

Его не читает никто кроме режиссера и оператора, там пояснения исключительно для них. Актеры чаще всего получают простой литературный вариант. А если фильм и не фильм вовсе, а какая-нибудь мыльная опера, то просто лист диалогов.

Сценаристу знать, как пишется режиссерский сценарий острой необходимости нет, если конечно этот сценарист не мечтает стать когда-нибудь по совместительству ещё и режиссером своих фильмов. Однако, любое знание ценно, и поэтому совершим краткий, простой и понятный обзор.

В режиссерском сценарии одна графа соответствует одному кадру фильма. Кадру не в смысле 1/24-ой секунды, а в смысле одному промежутку работы камеры от включения до выключения, одному дублю, монтажному фрагменту, цельному куску записи. Других выражений подобрать не могу, но, думаю, суть ясна – от ножниц до ножниц. И Вы должны описать все, что требуется уметь и иметь для того, чтобы снять этот кадр. Вариантов бывает много, но рассмотрим тот, который применен в «примере», фрагменте короткометражки «Язык зла». Пройдемся по порядку по всем графам:

№ - номер по порядку, номер Вашего кадра. У каждого свой.

ХРН – хронометраж, сколько длится кадр. Садитесь с секундомером, проговариваете реплики, прикидываете действия и замеряете примерно (это не шутка).

РАСКАДРОВКА – талантливый человек талантлив во всем, говорят. Но видно не про меня, так что если ваши художественные способности тоже не на уровне, просто рисуйте «палка, палка, огуречек, вот и вышел человечек». Одно должно быть понятно, где кто стоит и как его снимает камера, никто за упущенные детали ругать не будет. Если в кадре панорама, рисуете две, а то и три картинки: начальная стадия, средняя и конечная. То же самое при наездах, отъездах, трэвелингах (живая камера) и прочих изысках.

ОБЪЕКТ – объект съемки. Они бывают всякие. И если в литературном сценарии достаточно было написать ИНТ. или НАТ. то здесь уже нужна конкретика. Если вы пишите просто ИНТ. КВАРТИРА – значит, у вас есть уже какая-то определенная квартира, где вы планируете снимать. Не лишнее указать адрес (и это снова не шутка). Если эта квартира построена на киностудии – ПАВ. ИНТ. КВАРТИРА. Натура тоже может быть, как это не банально, натуральной и павильонной. И ещё стоит помнить об экстерьере. Не стоит думать, что это американизированный перевод и просто вариант НАТ. Отнюдь – экстерьер вполне самостоятельное существо, это нечто построенное человеком, но находящееся под открытым небом. Проще привести пример: ЭКСТ. ЛЕТНЕЕ КАФЕ, ЭКСТ. УЛИЦА, ЭКСТ. ПЛАТФОРМА. И если, например, написано ЭКСТ. ДОМ, сразу понятно, что дом в этой сцене показывается снаружи. (ЭКСТ. тоже может быть павильонным).

КРУПНОСТЬ – Крупность плана. ДАЛЬНИЙ, ОБЩИЙ, СРЕДНИЙ, КРУПНЫЙ, ДЕТАЛЬ.

Дальний план – это все что угодно на большом пространстве: поле битвы, дорога, океан и.т.п. Единственное, что, наверное, стоит запомнить: не меньше 3 секунд должны быть дальние планы, потому что зритель должен успеть все разглядеть, и не дольше 6, потому что он сбивает ритм фильма, замедляя его.

Общий план – человек помещается в полный рост и ещё остается местечко.

Средний план – начинается от плана «по колено», так называемого «американского плана», придуманного именно там, чтобы показать вещь, которую герой несет (если несет) в руке (пистолет, например) и далее планы «по линию бедёр» и «по пояс». Хоть человека и много в кадре, все-таки остается пространство.

Крупный план – пространства в кадре нет, там один большой герой.

План-деталь – палец с обручальным кольцом, глаз, ухо и пр.

При прописывании порядка планов есть определенные законы. Я не оператор и не режиссер и вряд ли объясню всё толково: но суть – НЕ СКАКАТЬ ПО КРУПНОСТИ. То есть не прыгать через ступеньку, например, с дальнего на крупный, с детали на общий и.т.п. Переходить надо плавно: если нужно попасть с дальнего на крупный, обязательно нужно пройти общий и средний или использовать прием наезда камеры.

ДЕЙСТВИЕ – Сюда переносите из своего литературного сценария блок «описание действия». То есть, что происходит в кадре.

ЗВУК/ДИАЛОГИ – Сюда, разумеется диалоги и звук. Вообще-то для звука целую отдельную колонку делают, где все разбито по каналам звучания, но это тонкости.

РЕКВ/ПРИП – Реквизит/Примечания. Что нужно чтобы снять наезд, без использования оптики? Нужно двигать камеру. Как? По рельсам. На чём? На тележке. В реквизит записываются рельсы и тележка. Нужен кран - туда кран. Осветительные приборы, дождевая машина, таблетки от звёздной болезни – всё туда. Также можете там писать любые замечания, какие хотите. Всё, что имеет значение. Потому что эту колонку будет читать человек занимающийся реквизитом и пусть лучше он принесёт лишнее, чем забудет что-то нужное.

Вот коротко суть. Если, увидев эту кучу колонок, Вы испугались, то забудьте про нее и не вспоминайте, - на Вашу способность написать крепкий сценарий это никак не повлияет, будьте спокойны. Но если вдруг Вам показалось это легко и интересно и вы видите фильм кадрами, монтажными фрагментами, а не просто историей, попробуйте овладеть режиссерской профессией. Кто знает, может быть, Вы новый Дэвид Линч.

Другие статьи

Примеры сценариев к фильмам (на русском) Всё

Образец сценария фильм

Сценарии к фильмам на. Сценарии на русском языке. Умница Уилл Хантинг Good Will Hunting. Смерть Георгия Павлова загадка века, связанная с перераспределением крупнейшего в истории человечества капитала. Сценарий фильма «Бой с фобией» попытка разобраться в природе и методах лечения, возможно, самого распространённого психического расстройства современности. Составление структуры сценария: разбейте идею на сюжетные точки. Вы можете также ознакомиться со следующими статьями: Как создают толпу людей в кино Как снимался Титаник Как выбрать видеокамеру Видеофутажи: создание и применение в монтаже и другими Movavi Видеоредактор Редактируйте.

А в монтаже видео вам поможет Видеоредактор от Movavi простая программа для обработки мультимедиа. Мы расскажем вам, как написать сценарий к видеоролику. Качественный видеоролик результат хорошей режиссерской, операторской, актерской работы и многих других факторов.

Составить конкуренцию в этом случае будет практически невозможно. Проработать рукопись желательно несколько раз, поэтапно: убедитесь, что результат соответствует первоначальному замыслу; проверьте логику повествования, диалогов, поступков персонажей; исправьте языковые недочеты. Первое, что вам необходимо сделать определиться со зрителем, к которому вы обращаетесь: кому и какую информацию вы хотите предоставить, для решения какой проблемы ее можно использовать.

Чтобы понять, как будет выглядеть ролик, можно сделать сториборд или раскадровку и ее анимированную версию аниматик. А в монтаже видео вам поможет Видеоредактор от Movavi простая программа для обработки мультимедиа. И вот он победил дракона, зашел в замок, а принцессы там не оказалось. И только в финальной части мы узнаем, что действующее лицо например, помидор!

Сценарий документального кино

Главное убедитесь, что сюжет интуитивно понятен, что не придется ломать голову, разбираясь что это предыстория или последствия. Синопсис, сценарий и тритмент пишутся в настоящем времени. Классический пример зритель узнает, что все происходило во сне героя, лишь в последние минуты, когда показывается реальная жизнь персонажа. Этапы написания киносценария Если вы хотите снять художественный или документальный фильм, вам подойдет следующий алгоритм создания сценария: 1. Дайте полет вашей фантазии, придумайте, с какими образами ассоциируется продукт. Из нашей статьи вы узнаете, каковы особенности сценариев видео для себя и рекламных роликов, а также как написать сценарий к фильму.

Ответив на эти вопросы, вы можете приступать к подготовке сценария ролика. Проработка персонажей: перечислите достоинства и недостатки персонажей. Не копируйте успешные ролики: хорошая реклама будет ассоциироваться с первым продуктом, для продвижения которого она использовалась. Из нашей статьи вы узнаете, каковы особенности сценариев видео для себя и рекламных роликов, а также как написать сценарий к фильму.

Навигация:

Образцы сценариев

образцы сценариев. это сейчас возможно? тексты.

Оксана Мудрец (10585) 7 лет назад

Да, стоило бы все-таки указать Ваши предпочтения. Какие именно сценарии Вы имели в виду?

Ладно, расскажу про киносценарии. Ежели что - не обижайтесь :)

Лично я не так давно покупала себе книжку с киносценариями Стругацких. В Интернете с этими произведениями можно ознакомиться [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Из любопытных вещей, которые встречались мне в Интернете, могу отметить сайт, посвященный фильму "Иван Васильевич меняет профессию". Там сценарий фильма по ходу сравнивается с булгаковской пьесой, есть очень много вставок кадров из фильма, иллюстрирующих нужное место в тексте.

Еще в Интернете сейчас есть ряд сайтов, где собраны сценарии к голливудским фильмам.
Здесь, к примеру, есть несколько текстов сценариев (на русском и английском языках). В другом месте удалось обнаружить сценарий к "Матрице" .

А на сайте "Сценарист. РУ" можно не только со сценариями фильмов ознакомиться, но и учебники по драматургии скачать, ежели сами вдруг захотите творить в данном направлении.

Сюзанна Ветровская Просветленный (22691) 7 лет назад

Сценарии бывают разные. Вы не указали, какие именно Вас интересуют. Сценарии программ, шоу, пьес или.

Как написать режиссерский сценарий

Как написать режиссерский сценарий

Как бы хорошо ни был написан литературный (постановочный) сценарий, снимать по нему без специальной адаптации довольно сложно. Во-первых, потому что он построен по хронологическому принципу согласно сюжету, и некоторые сцены, происходящие в одном месте, могу быть разбросаны далеко друг от друга. Во-вторых, в литературном сценарии не учтены крупности планов и нет покадровокой разбивки сцен, а смотреть одновременно в раскадровку и в сценарий довольно неудобно. В-третьих, в литературном сценарии реквизит разбросан по страницам, и есть вероятность чего-то недосчитаться, не учтены также и монтажные особенности (звук, графика, спецэффекты и т.д.). Поэтому режиссеры, операторы, скрипт-супервайзеры, звукорежиссеры и художники во время съемок больше полагаются на режиссерский сценарий – схематическую адаптацию литературной версии.

Режиссерский сценарий не привносит никаких новшеств относительно постановочного – это разработка подробного плана съемок, на основе которого творческая группа реализует авторский замысел сценариста на экране. Независимо от хронологической последовательности эпизодов в фильме, режиссер в своем сценарии объединяет схожие сцены, которые должны сниматься на одном объекте, натуре, в одно время суток, что позволяет заранее просчитать логистику и необходимые передвижения съемочной группы.


Как правило, режиссерский сценарий выглядит в виде таблицы. в которой каждая строчка предназначена для отдельного кадра, а в столбцах обычно указывается следующая информация:

1) «№» – порядковый номер кадра согласно сценарию и раскадровке.
2) «ХРН» – хронометраж кадра в секундах (рассчитывается приблизительно, исходя из длительности диалогов и режиссерских задач).
3) «КАДР» или «РАСКАДРОВКА» – схематическое изображение кадра из раскадровки.
4) «ОБЪЕКТ» – описание места съемок, с указанием точного адреса, времени суток и характеристики объекта: ИНТ – интерьер или ЭКС – экстерьер, ПАВ – павильон или НАТ – натура.
5) «КРУПНОСТЬ» или «ПЛАН» – столбец для оператора-постановщика в котором указывается крупность плана: дальний, общий, пасхальный, средний, молочный, крупный, деталь.
6) «ДЕЙСТВИЕ» – содержание/описание кадра (копируется из литературного сценария) с дополнительными комментариями режиссера.
7) «ДИАЛОГИ» – указание имени героя и его реплики (копируется из литературного сценария).
8) «ЗВУК» – столбец для звукорежиссера, здесь описываются технические особенности звукового сопровождения (закадровый текст, музыка, шумы и т.д.).
9) «РЕКВИЗИТ» – весь значимый реквизит, задействованный в сцене.
10) «ПРИМЕЧАНИЯ» – сюда вносится дополнительная и важная для режиссера информация (операторская техника, график перемещений и т.д.).

Каких-то единых стандартов и правил при оформлении режиссерского сценария нет, колонки могут располагаться в любом удобном для съемочной группы порядке. Какие-то столбцы могут добавляться или, наоборот, отсутствовать, главное, чтобы с таблицей было удобно работать на площадке.

Обычно режиссерский сценарий готовят заранее, заполненный план съемочного дня распечатывают и отправляют группе накануне съемок. Однако в полевых условиях при дефиците времени можно нарисовать таблицу от руки, последовав примеру Андрея Звягинцева.


В англоязычном фильмопроизводстве существует множество разновидностей режиссерских сценариев («Shooting Script»), зачастую таблица располагается вместе с литературным сценарием, в котором карандашом обозначаются отрезки кадров.



Но есть и более привычные для нас форматы, которые отличаются лишь числом используемых в таблице столбцов с информацией.



Таким образом, режиссерский сценарий – очень важный документ на съемочной площадке, который помогает сфокусироваться на определенной сцене, спрогнозировать её хронометраж и затраченные силы, а также позволяет заранее просчитать возможные риски и избежать серьезных ошибок во время съемок.

Популярное

Слова «Либо искусство, либо деньги — одновременно в нашей реальности бывает редко» На фестивале «Киношок» состоялась международная премьера нового фильма Владимира Мирзоева «Её звали Муму». Мы пообщались с режиссером и узнали подробности создания этой провокационной картины

Обзоры 12 фильмов, снятых в одной локации: от комнаты до гроба Приготовьтесь к приступу клаустрофобии — вспоминаем фильмы, действие которых ограничивается одним пространством, а заодно размышляем, как такой подход подталкивает к оригинальным творческим решениям

Репортаж Live: премия «Эмми-2016» От первых прогнозов и красной дорожки до вручения последней статуэтки — эту ночь мы посвятили тому, чтобы собрать для вас максимально полную и интересную хронику церемонии «Эмми 2016»

Профессия Оператор: Владислав Опельянц Техника «план-эпизод», световой балет, эффект присутствия, работа с Кириллом Серебренниковым и самые сложные сцены «Ученика» — Владислав Опельянц делится опытом работы над одной из самых ожидаемых картин года

Обзоры Camera! Action. Что происходит в российском кино Панфилов экранизирует Солженицына, Прилепин идет в актеры, Плетнев дебютирует полным метром, а Сигал снимает кино на Сахалине

Методическая разработка на тему: Оформление сценария массового мероприятия в системе ДОД

Методическая разработка на тему:
Оформление сценария массового мероприятия в системе ДОД.

Заседание РМО ПДО, 15.05.2014г.

МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

Оформление сценария массового мероприятия

Алиева И.И. руководитель РМО ПДО, заведующая отделом, методист
МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

Массовые мероприятия, безусловно, являются одними из эффективных форм педагогической работы. Именно, благодаря им педагог зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет педагогу развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.

Сценарий мероприятия – самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий – конспективная, подробная запись мероприятия: праздника, линейки, любого дела. Поэтому владение технологией написания сценариев имеет важное значение для каждого педагогического работника. Ведь, несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы. Педагогу предоставляется возможность использовать сценарий не буква в букву, а разрабатывать собственные варианты, не повторяя ошибок.

Владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и других аналитических материалов.

Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания некоторых правил и основных требований.

Помимо определения темы и замысла, одним из важных этапов написания сценария является подбор материала. Материал бывает художественный и документальный.

1) К документальному подбору относятся зафиксированные на бумаге кино, фото, магнитофонные пленки, различные факты реальной жизни. Это могут быть документальное кино, журнальные и газетные статьи, очерки, дневники, письма. К документальным материалам относятся все те события, которые реально происходили и зафиксированы. Чаще всего сценаристу приходится сталкиваться с местным материалом, т.е. с теми фактами и событиями, которые происходят в его конкретном населенном пункте. Чаще всего местный материал приходится брать в общественных организациях, в различных администрациях, в музеях, а также поддерживать связь с людьми, интересными своей биографией. Это всевозможные протоколы, отчеты, справки, вырезки газетных статей, архивные материалы и т.д. и т.п.

Разновидностью документального материала являются и планируемые выступления конкретных представителей коллектива, участников событий. Например: Вы даете участнику ВОВ слово или берете у него интервью. В личных семейных архивах можно получить документальный материал (фото, письма, грамоты, документы).

2) Художественный материал – это готовые художественные материалы профессионального или художественного характера, к ним относятся стихи, музыка, хоровые и вокальные произведения, репродукция с картин, фрагменты из художественных фильмов, пьес т.д. Сюда можно отнести готовые сценарии, написанные по заказу. Художественные материалы можно найти в библиотеках, фонотеках. Иногда выпускаются специальные тематические сборники, где по определенной теме печатают песни, стихи, отрывки из пьес, постановка танцев, ноты, т.е. все то, что можно использовать в предстоящем мероприятии.

Критерии отбора материала:

1. Соответствие материала теме и идее.

2. Иметь конкретного адресата, учитывать его интересы.

3. Материал должен быть новым, свежим, малоизвестным.

4. Материал должен быть простым, ясным, доходчивым по содержанию.

5. Нести в себе художественно-эстетическую ценность.

6. Возможность и податливость материала на сцене (т.е. то, что написано, можно было бы показать на сцене).

Когда вами подобран материал, вы переходите к составлению сценария. Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении мероприятия. Он позволяет четко спланировать все этапы и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи.

При разработке и составлении сценария рекомендуется использовать следующую структуру.

Структура сценария массового мероприятия:

1. Титульный лист (приложение 1): вышестоящие органы образования (по подчиненности учреждения) полное название учреждения в порядке нисходящей подчиненности, форма проведения (приложение 2) и название мероприятия, адресность (возраст участников), Ф.И.О. автора полностью, должность, город, год проведения.

2. Пояснительная записка

Оборудование и технические средства.

Перечисляем оборудование, необходимое для проведения массового мероприятия. При необходимости указываем количество.

Перечисляем всё музыкальные произведения, используемые на протяжении всего мероприятия. Для того чтобы далее в тексте делать ремарки, целесообразно структурировать следующим образом:

Звук №1. Название, авторы.

Звук №2. Название, авторы.

Презентация «Название», автор (составитель).

Видео №1. Видеофильм «Название», автор (составитель), технический редактор.

Видео №2. Отрывок из видеофильма «Название», автор (составитель), технический редактор.

Декорации, реквизит, атрибуты:

Дидактический, раздаточный материал:

Условия и особенности реализации.

Указываем требования к помещению, количество столов, стульев, наличие затемнения, световое решение и т.п.

Методические советы по проведению.

В произвольной форме указываем, какие необходимо провести предварительные организационные мероприятия: раздать роли (кому), в какой периодичности проводить репетиции (и нужны ли они вообще), как собрать зрителей, кто должен быть ведущим, когда лучше проводить мероприятие т.д.

3. Ход (структура) мероприятия.

Полный текст ведущих и героев, описание игр, конкурсов; ремарки в тексте раскрывают особенности характеров героев, происходящее действие, музыкальное оформление, художественные номера и т.д.; имена персонажей печатаются в левой части текста, выделяются и не сливаются с основным текстом.

Имена действующих лиц (в списке и в тексте мероприятия) выделяют полужирным шрифтом (либо разрядкой, либо прописными буквами). Строки списка действующих лиц выключают в левый край (или начинают с небольшим отступом).

Под списком действующих лиц может быть краткое описание места и времени действия, которое можно выделить курсивом.

Вася Пупкин – 35 лет, шофер
Алла Пупкина – 35 лет, его жена
Вова Пупкин – 9 лет, сын Васи и Аллы

Семья сидит около стола и слушает радио (звук №1).

1-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО ( ремарка после имени героя, оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ ). Текст действующего лица. ( Внутренняя ремарка, тоже оформляется курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ. ) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется курсивом.

2-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО. Текст действующего лица. ( Внутренняя ремарка, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ВНУТРИ СКОБКИ. ) Продолжение текста действующего лица.

Ремарка, описывающая место действия и обстановку на сцене, либо поведение других действующих лиц, оформляется курсивом.

Если после расширенной ремарки идет продолжение текста говорящего действующего лица, то этот текст оформляется без абзацного отступа.

3-е ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО ( ремарка после имени, курсивом, ТОЧКА СТАВИТСЯ ЗА СКОБКОЙ ). Текст действующего лица.

Между внешней ремаркой и текстом говорящего действующего лица делается интервал.

Примечание по оформлению сценария. Сценарий снабжается методическими советами, ремарками. В нем дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: световая партитура, движение участников праздника на сцене и т.д.

Пример 2. Ход мероприятия можно оформить в виде таблицы. По возможности, гиперссылками указывать на тот файл, который используется в данном месте сценария (видео, музыкальный и звуковой файлы). Данный подход обеспечивает четкое структурирование мультимедийного материала и удобство работы с ним.

Помреж (ходит по сцене, бормоча себе под нос).

Так, даже фонограмму без меня включить не могут… Тишина в студии! Живенько, живенько… квадратное катить, круглое тащить, мокрое мочить, сухое, соответственно сушить, это я так шучу, кто не понял, я не виноват! /Замечает людей с кубом и большим глобусом, буквально исполняющим выше сказанное./
А-а-а, двоечники! Попались!

Словарь форм массовой работы

Словарь представляет собой перечень форм массовой работы. В него вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и перспективные, инновационные, только появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.

Все лексические единицы словаря представлены в именительном падеже единственного числа (например, беседа, обзор).

Для всех словосочетаний принят инверсированный порядок слов (например, урок библиографический, конференция читательская).

Все термины приведены в алфавитном порядке.

При составлении словаря использованы: база данных СКС, профессиональные периодические издания, ресурсы Интернет.

Формы массовых мероприятий:

  • CD-ROM-конкурс
  • Hi-Fi — книга (Хай-фай-книга)
  • Оpen-air («легкая атмосфера», «на открытом воздухе» — англ.)
  • PR-акция
  • PR-кампания
  • PRO-движение книги
  • Teach-in (Тич-ин) — публичная дискуссия, собрание для обсуждения злободневных вопросов. (В университетах Америки форма продленных лекций-семинаров, продолжающихся без перерывов. Первоначально — как вид социального протеста).

Альянс литературно-музыкальный (союз, объединение)

Анализ (книги, работы)

Ансамбль литературных звезд

КАК НАПИСАТЬ КИНОСЦЕНАРИЙ?

Мастерская текста

Как написать киносценарий? Здесь очень-очень-очень кратко об этом. Тот кто действительно решит заняться написанием сценариев, должен понимать, что эта короткая записка не заменит полноценного обучения.

Для того, чтобы снять кинофильм, нам понадобится киносценарий. Киносценарий это план будущего фильма. Наш план фильма для режиссера и других людей - оператора, звукооператора, художника, художника по костюмам, которые будут снимать наше кино.

Киносценарий, это фильм записанный на бумаге. Чем отличается сценарий от прозы? Тем, что в сценарии, практически нет ничего кроме тех минимальных описаний, без которых наша история не будет понятна тем, кто будет нашу историю пересказывать на экране, в фильме.

Вот пример прозы:

"Колобок наконец созрел. Он долго думал об этом. Он не спал ночами. Он ловил себя на том, что рассуждает об этом вслух, и вот наконец он созрел. Что послужило толчком, последней каплей переполнившей чашу терпения Колобка? Быть может мокрый апрельский ветер? Или тонкие невесомые облака несущиеся по ветру в поднебесье? Или невольно подслушанный разговор Бабушки с Дедушкой об истинном предназначении всех Колобков? Или всё это вместе? Не желая быть бездарно съеденным Колобок бросил прощальный взгляд на убогую обстановку и толкнул дверь родительского дома. И вышел на крыльцо."

Вот как это будет выглядеть в нашем сценарии:

"Солнечный июльский полдень. Избушка Бабушки и Дедушки. Колобок смотрит на. убогую обстановку комнаты. Колобок смотрит в окно, и видит. Бабушку и Дедушку сажающих на огороде картошку. Колобок надевает кепку, и. толкает входную дверь".

Это пример литературного сценария. Почему литературного? Потому что видите, как много в нашем сценарии слов и понятий, которые можно трактовать расплывчато. Для конкретной работы над фильмом такой сценарий не подходит. Ведь для съемок нужно заказывать конкретные декорации, оборудование, заказывать машины. И на очень точное время! С которого часа по который будет занят актер? Это важно, ведь пригласили мы на главную роль Колобка, звезду, а звезда за каждый час, что она прохлаждается на съемочной площадке нашего фильма, требует у продюссера нашего фильма "Отчаянный парень К." тысячу долларов. Поэтому наш сценарий должен быть чрезвычайно точной схемой работы над фильмом. Для этого и пишется режиссерский сценарий. Берется литературный сценарий, купленный у автора сценария и по этому литературному, пишется режисерский. Иногда автор литературного сценария и режиссер пишут режиссерский сценарий вместе.

Вот один из возможных вариантов режиссерского сценария, что получился после обработки нашего литературного сценария.

Но для начала берем лист бумаги. Чертим на нем таблицу. В самой левой колонке, сверху пишем "номер кадра". В следующей колонке сверху пишем: "содержание". В следующей, третьей колонке пишем: "время". Подчеркиваем это дело.

В колонке для номеров кадра вписываем цифру "1". Далее в этой же строке, но в следующей колонке, там где "содержание", вписываем: "Солнечный июльский полдень. Сверкают на солнце скаты крыши ухоженной избушки". Прикидываем время, которое понадобится зрителю, чтобы увиденное было им понято, но в то же время не наскучило. Ну, например, вписываем "4 секунды".

Это первый кадр, кадр №1 нашего будущего фильма "Отчаянный парень К." Далее вписываем кадр №2 - крупный план лица задумавшегося Колобка, и тд. до самого последнего кадра фильма. Теперь любой человек который возьмет наш сценарий будет знать, что он должен выбрать солнечный летний день. Найти избушку. Выбрать точку, с которой он снимет нашу избушку, так чтобы сверкали на солнце скаты её крыши и нажать кнопку "Пуск" на камере.

В этих колонках можно еще прописать, что будет со звуком, когда зрители будут разглядывать этот кадр. Какой крупности будет этот наш кадр. Заметим, что все крупности делятся на четыре категории:

  1. общий план: когда в кадре видна и избушка и поля за ней и солнце на горизонте.
  2. средний план: это если в кадре умещается, например, человек в рост.
  3. крупный план: это портрет человека, его лицо.
  4. деталь: это если кадре только какой-то небольшой объект, например, авторучка.

О режиссерском сценарии написал здесь, лишь для того, чтобы показать более полно картину трансформации прозаического произведения в полуфабрикат. Для автора сценария важнее научится грамотно писать ЛИТЕРАТУРНЫЙ сценарий. Писать режиссерский сценарий забота режиссера. Но автор сценария должен уметь и знать, как это делается, чтобы не попадать впросак.

Теперь фрагмент начала профессионального ЛИТЕРАТУРНОГО сценария полнометражного художественного детского фильма. По повести "Невероятный Колька, Великолепная Кэт в своих лучших приключениях". Сценарий называется "Не бойся я с тобой!". Сценарий продан киностудии.

"Поздний летний вечер. У открытого окна столовой детского лагеря, СЫРЦОВ с удочкой. Он, прячась за горшками с цветами, следит за происходящим внутри столовой.

У другого открытого окна столовой детского лагеря, кот ГЕРАСИМ. Он тоже, прячась за горшками с цветами, следит за происходящим в столовой.

Наконец, выбрав момент, когда…

повара отойдут подальше, от огромного бака с сосисками…

СЫРЦОВ замахивается удочкой

кот ГЕРАСИМ готовится к прыжку.

рыболовный крючок впивается в одну из сосисок.

СЫРЦОВ подсекает! И сосиски ускользают из-под лап приземлившегося кота ГЕРАСИМА.

Кот ГЕРАСИМ очумело наблюдает, как сосиски одна за другой (они соединены между собой) уползают по полу столовой, поднимаются по стене, и одна за другой преодолев подоконник, исчезают.

в большом холщевом мешке, куда их, сосиски, одну за другой водворяет СЫРЦОВ. Но вот дело застопорилось – сосиски где-то застряли. СЫРЦОВ дергает – и в мешок вваливается, вцепившийся в последнюю сосиску, кот ГЕРАСИМ.

СЫРЦОВ изумленно заглядывает внутрь мешка – ГЕРАСИМ шипит и всем своим видом дает понять, что вытащить его из мешка, можно только ценой жизни вытаскивателя.

Из столовой доносится голос:
- Маша, а ты сосиски уже унесла?

СЫРЦОВ торопливо завязывая горловину мешка: - И черт с тобой! Даже еще лучше!

ТИТРЫ: «НЕ БОЙСЯ Я С ТОБОЙ!
Или
Невероятные приключения Кольки и Кэт!»

Ночь. Ночной сторож детского лагеря ПАНТЕЛЕЙ ФЕДОРОВИЧ в своей сторожке. На столе чай и легкая закуска типа сушка обыкновенная. Сторож тщетно пробует выбрать канал на своем подержанном телевизоре. Едва он найдет, что-нибудь умиротворяющее и. и с благожелательной улыбкой усядется в кресло и возьмет чашку с чаем. как оказывается, что это благожелательное, лишь тихая пауза в очередном фильме ужасов. Пресекая кровавое развитие сюжета ПАНТЕЛЕЙ ФЕДОРОВИЧ встает и опять переключает канал.
Наконец ему надоедает переключать, он выключает телевизор, встряхивается, подходит к окну сторожки, и.
. нос к носу сталкивается с прильнувшей с той стороны оконного стекла ужасной, напоминающей только что виденные по телевизору в фильмах ужасов, мордой."

Теперь посмотрим начало другого фрагмента литературного сценария, такм сказать, взрослого фильма. Он более тщательно прописан. Это так называемый (очень условно голливудский или американский) вариант написания. Сценарий этого фильма продан киностудии. Итак:

"ЧИСТО ТЕЛЕВИЗИОННОЕ УБИЙСТВО.
герметический детектив
Литературный сценарий трехсерийного фильма

  1. Диктор Юлия ПОЛЯКОВА. Одета чуть строже чем нужно.
  2. Оператор РЫЖИЙ, бичеватый, (не бомжеватый), вид.
  3. Директор телекомпании БЕЛИКОВ Иннокентий Потапович.
  4. Помреж Томка БЕЗРУЧ, чуть более пятидесяти пяти лет.
  5. ЖЕНЬКА — язык прописан в транскрипции. Суржик.
  6. СЛЕДОВАТЕЛЬ, больше пятидесяти пяти лет.
  7. Звукооператор СЕЛИВАНОВ, а когда в костюме кролика, то в характерных перчатках.
  8. Зарубин
  9. За кадром: ОН — он же режиссер на пульте.
  10. в эпизодах: Кролики.

Телевизионный "новостийный" павильон. Заканчивается "Ирония судьбы или с Легким паром", звучит фонограмма. Новогодняя елочка. Кое—где серпантин и проч. новогодняя мишура. Особенность освещения – углы павильона в темноте. Поодаль свалена не пригодившаяся новогодняя мишура, в том числе костюмы кроликов кордебалета. Мужские – комбинезон, женские – юбочка. У ненастоящих кроликов обувь своя.
В павильоне двери: дверь ведущая в "карман", дверь в фойе, дверь к осветителям, дверь в дикторскую, дверь запасного выхода.
Примечания:
Карман – закуток, склад декораций.
Пульт режиссерский наверху, поэтому общающиеся с режиссером обычно поднимают голову.
В секторе между объективом телекамеры и креслом диктора никто не ходит, даже если так идти ближе — табу.

Время действия;
31 декабря.

МЕРТВЕЦ ЕЩЕ НЕ ПРИБЫЛ.

В павильон, через дверь запасного выхода, входит КРОЛИК в характерных перчатках. Крадется и входит в дикторскую.

КРОЛИК В ПЕРЧАТКАХ звонит из дикторской по телефону.

КРОЛИК В ПЕРЧАТКАХ: — Алле, Буба? Подъезжай. Что значит
не могу? А ты через не могу. Прямо сейчас. Мартышка, блин, зовет. Что
значит какая? Та самая. Ладно, я помогу пройти вахту. Ты звякни, когда
приедешь, мне на пульт. Всё. Хоп. Жду.

Из двери к осветителям выходит заблудившийся ДРУГОЙ КРОЛИК.

ДРУГОЙ КРОЛИК открывает дверь дикторской. Фонограмма "Иронии судьбы. " стихает.

ДРУГОЙ КРОЛИК: – Вы не скажыте дэ тут.

ДРУГОЙ КРОЛИК пятится.

так как, на него наступает КРОЛИК В ПЕРЧАТКАХ.

ДРУГОЙ КРОЛИК: – Я тилькы спытать хотила. Вы меня лякаете. Шо вы надумали?!

В павильон из двери от осветителей входит ТРЕТИЙ КРОЛИК.

ТРЕТИЙ КРОЛИК: – Ну и где ты, блин, бродишь. " и тд.

Для тех, кто серьезно решит заниматься написанием сценариев:

Для тренировки возьмите диск со своим любимым фильмом, установите его на видак и поробуйте, прокрутив несколько раз, например, начало фильма, записать его содержимое на бумаге, в нароисованной вами, нашей таблице, о который мы говорили в этой заметке выше.
Еще рекомендую найти и почитать книгу известного режиссера Александра Митты: "Кино между адом и раем".

PS:Если возникнут вопросы - можно задавать здесь в комментах.

Комментарии

+4 #8 MaLugoVase 04 Марта 2016

Такої літератури є безліч, як і власне шкіл (голівудська, радянська, європейська і т.д.). Й Інтернет "забитий" подібною інфою. Але насправді складно розібратися, що з усього цього може знадобитись.
Можу, крім справді непоганої "Кино между адом и раем" Мітти, порадити "Искусство драматургии" Егрі та "Искусство кино" Кулєшова, наприклад. Доволі легкі для сприйняття лекції для сценаристів написав Олександр Молчанов, і їх легко знайти в Інтернеті.
Але, якщо чесно, я вважаю, що від цієї літератури більше шкоди, ніж користі) Можливо, найкраще, що можна робити - це "нотувати" улюблені фільми у формі режисерського сценарію, як писав Александр Іванович. Краще вчитись на хороших фільмах, ніж на книжках по сценаристиці.

+1 #7 mary13king 04 Марта 2016

Порадьте ще літературу яка б допомогла освоєти навички написання кіносценаріїв)
Буду вдячна за відповідь)

Праздники и мероприятия: ОБРАЗЦЫ СЦЕНАРИЕВ

- празднование в заданном русле;
- отдых и развлечение гостей (в том числе с их участием), с одновременным переключением внимания каждого гостя от своих проблем к происходящим событиям и разумное раскрепощение;
- формирование хорошего и радостного настроения, легкого эйфоричного состоянии;
- для желающих "оторваться по полной", предоставление разумных возможностей к сбросу энергии в полезном русле;
- празднование в приятной и дружественной атмосфере, в задорном, веселом и запоминающемся стиле.

1) Изготовление и подготовка нарядов, костюмов, масок, необходимого оборудования и иных атрибутов для ведущего и исполнителей артистических номеров, а также для участников, которые будут без них и заранее уведомят об этом. При этом, заранее и по возможности максимально, учесть предпочтения и пожелания таких участников, это позволит избежать возможных обид и недовольств. Запас (резерв) дополнительных и неповторяющихся нарядов, костюмов, масок и прочего в расчете на 5-10 человек.
18.30-19.30 - провести выдачу участникам нарядов, костюмов, масок, атрибутов и прочего, предусмотрев возможность выбора другими участниками, по их желанию, оставшегося свободного и понравившегося им одеяния, снаряжения.
19.00-19.45 - помочь участникам, по их просьбе, загриммироваться и нарядиться.
Начало празднования в 20.00
Максимальная продолжительность (включая все мероприятия, шоу-программу и дискотеку) - 12 часов, минимальная - 5 часов (при этом, потребуется исключить продолжительные по времени мероприятия или сократить продолжительность их проведения).

2) Разработка и подготовка конкурса на самостоятельно придуманное ("на ходу") поздравление.
Для 3 участников набравших максимальное количество голосов, а также при условии что они совпадают с образами представляемых ими персонажей, вручить памятные призы и подарки (запас - 5 качественных вещей-предметов-сувениров средней стоимости, не превышающие 300 руб. за 1 шт.).
Для остальных 5 участников, придумавших оригинальное поздравление и набравших большее количество голосов, вручить недорогие утешительные призы и подарки (запас до 8 недорогих предметов-сувениров).
При необходимости, по обстановке или по желанию, провести дополнительный розыгрыш на лучшее исполнение песни-поздравления под аккомпанемент или караоке (запас до 6 недорогих предметов-сувениров).
Жюри - участники-зрители. Победитель определяется на основе максимально проголосовавших за него.
Начало конкурса - не ранее 23.00
Максимальная продолжительность 40 минут, минимальная - 20 минут.

3) Разработка и подготовка конкурса на лучший тост.
Конкурс проводится в 2 этапа:
а) произносятся тосты по желанию каждого участника;
б) в пригласительном билете каждого участника находится произвольно выбранная начальная часть тоста, ему необходимо придумать и продолжить тост в собственной вариации.
Определяются лучшие и оригинальные тосты на основе максимально набравших голосов. 3 победителям вручаются памятные призы, 5 следующим за ними утешительные.
Жюри - участники-зрители.
Начало конкурса - с момента открытия праздничного стола.
Продолжительность - как только 50% участников перейдет в состояние легкого опьянения, провести подведение итогов этапа "а". При достижении уровня среднего опьянения - подвести итоги этапа "б".

4) Разработка и подготовка лотереи.
На 50 участников 10 выигрышей. Выигрышами могут быть любые качественные вещи, предметы и прочее, разной стоимости, не бросовые, заранее подготовленные и упакованные в подарочные коробки, не позволяющие видеть содержимое.
Номера участников двузначные (неповторяющиеся) и находятся в их пригласительных билетах.
Правила проведения:
Каждая очередная коробка с призом разыгрывается 10 теннисными шариков с номерами от "0" до "9", путем вынимания по очереди 2-х шариков. Полученные цифры являются 2-значным номером выигравшего участника. Если полученный 2-значный номер совпал с выигравшим номером, то процедура вынимания повторяется до тех пор, пока не выпадет свободный номер.
В целях упрощения розыгрыша, потребуется подготовка 50-ти теннисных шариков с номером каждого участника на каждом шарике.
Шарики перемешиваются в коробке, куле или мешке из прозрачного или непрозрачного материала. Шарики может вытягивать один из участников, при условии что нет возражений со стороны остальных, или чей-либо ребенок. Вытягивающий не должен смотреть в предмет, где находяться шарики и брать шарик наощупь.
Начало - не ранее 23.00
Максимальная продолжительность 30 минут, минимальная - 15 минут.

5) Разработка и проведение шоу-программы. Состоит из профессионально или полупрофессионально подготовленных пародий, номеров, инсценировки смешных (малоизвестных или придуманных) фрагментов произведений и фильмов, смешных историй, курьезных моментов и т.д.
Вся программа и элементы шоу-представления тщательно репетируются и отбираются. Сомнительные и скучные (не вызывающие радости и веселия), загрузочные и оскорбительные номера, выступления снимаются.
Начало - по обстановке, но не ранее чем через час с начала празднования.
Максимальная продолжительность - 180 минут, минимальная - 90 минут.
Правила:
Шоу-программа корректируется ведущим в процессе проведения.
Проведение в 2-х вариантах на выбор ведущего, корректировка через 15-30 минут с начала первого номера (выступления):
а) разбивка на 3 блока по 60 минут, с запланированными перерывами на 20-30 минут, или по обстановке - на усмотрение ведущего;
б) в процессе застолья, пока гости закусывают, образованные паузы заполняются номерами (выступления).
Вариант "б" становится более эффективным, если запланированное количество номеров (выступлений) перешло в ограниченное количество или требуется провести глобальную корректировку программы, при этом может произойти совмещение обоих вариантов ("а" и "б").

6) Разработка и проведение дискотеки.
Танцевальная программа включает в себя тщательно отобранные композиции удовлетворяющие любые вкусы, возрасты и интересы.
Запас отобранных композиций - не менее чем 6-8 часов беспрерывного звучания.
Программа проводится ди-джеем или ведущим. Компоновка и проведение - на их усмотрение.
Предусмотрена возможность заказа определенных композиций по заказу гостей.
Обязательное требование:
а) 1-2 танцевальных 15-30-минутных блока составлены из национальных и традиционных композиций;
б) 1-2 танцевальных 15-30-минутных блока составлены для проведения танцевальных игр и конкурсов;
в) по требованию, внеплановые перерывы для застольных процедур, продолжительностью до 15-30 минут.
Начало - по обстановке, но не ранее чем через 10-30 минут после завершения шоу-программы.
Максимальная продолжительность - 180 минут, минимальная - 90 минут.

В статье, в краткой форме, отражен опыт работы автора и широкораспространенные методики, применяемые при организации и проведении развлекательных мероприятий.
В статье также использована часть материалов, полученная 3-15 лет назад из общедоступных источников. К величайшему сожалению, по моей рассеяности, не сохранились фамилии авторов и адреса этих информационных ресурсов. Часть информации восстановлена по памяти, что могло привести к потере первоначального смысла.

Автор не претендует на авторство не принадлежащих ему работ и материалов. Такие авторские права принадлежат их владельцам.

Автор не несет ответственности за лиц и их действия, использовавших этот информационный материал (или какую-либо его часть) в личных и иных целях.

Автор выражает благодарность за любую помощь в обнаружении неточностей, ошибок, опечаток, а также за дополнения, критику, замечания, предложения и пожелания.

Полное, либо частичное воспроизведение, а также любые ссылки и выборки без согласия автора запрещаются.

Просмотр, чтение и иные действия, в отношении этих материалов, означает принятие Вами приведенных условий.

Все права защищены международным и Российским законодательством
Александр Корольков, Copyright 2000-2006 годы