Руководства, Инструкции, Бланки

образцом государства для павла I img-1

образцом государства для павла I

Рейтинг: 4.3/5.0 (1933 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Правление Павла I

Правление Павла I

К концу XVIII в. во внутренней политике России накопилось множество нерешенных проблем, главными из которых были крепостное право и отсутствие какого бы то ни было ограничения царской власти представительными органами или законом. Единственной гарантией против превращения монархии в деспотию являлась личность просвещенного монарха - Екатерины II. В последние годы жизни императрица много работала над новым законодательством, стремясь закрепить в законе гражданские права подданных и сформулировать полномочия монарха, что уже явилось бы некоторым ограничением самодержавной власти. Однако под влиянием Французской революции Екатерина медлила с воплощением задуманных реформ, опасаясь потрясений в России. Осуществить свои планы она не успела.

В 1796 г. после смерти Екатерины II, русский престол занял Павел I. Воспитанный в просветительских идеалах, он с годами совершенно разочаровался в них под влиянием конфликта с матерью. Павел романтизировал средневековое рыцарство, считая его образцом чести и благородства. Если эпоха Просвещения выдвинула принципы естественных прав и общественного договора, то Павел считал долгом подданных беспрекословно подчиняться монарху, который повелевает ими как отец - детьми. Ненавидя мать, Павел считал все сделанное ею вредным и заслуживающим уничтожения.

Придя к власти, Павел постарался разрушить созданную Екатериной систему власти. Он восстановил упраздненные в ходе губернской реформы коллегии, уничтожил сословное самоуправление в городах и губерниях (городские думы и губернские дворянские собрания), ограничил права уездных дворянских собраний. Жалованные грамоты дворянству и городам были отменены. Рассматривая дворянство как рыцарское сословие, главное дело которого - служба монарху, Павел настойчиво ограничивал сословные привилегии для неслужащих дворян. Дворянство лишилось даже свободы от телесных наказаний.

Павлу было свойственно мелочное вмешательство в частную жизнь подданных: он лично определял, какой следует носить покрой платья, когда обедать, какие танцы танцевать и т.п. Конечно, Павлу было в этом отношении далеко до Петра I, но за прошедшие десятилетия дворянство привыкло к гораздо большей свободе. То, что в начале XVIII в. воспринималось как тяжелая, но неизбежная повинность, в конце столетия выглядело недопустимым попранием прав. К тому же политика Павла была противоречивой и непоследовательной. Царь был раздражителен, нередко без серьезной вины подвергал придворных и офицеров аресту, ссылке, заключению в крепость. Никто в окружении Павла не мог быть уверен в завтрашнем дне. Все это крайне раздражало дворян.

Дворянство было недовольно и политикой Павла I по крестьянскому вопросу. Впервые при Павле крепостные приносили присягу новому императору наряду с вольными. Этим подчеркивалось, что они в первую очередь подданные не барина, а царя. Было запрещено продавать крестьян с аукционов. Весной 1797 г. вышел указ об ограничении барщины тремя днями в неделю. Правда, манифест носил, главным образом, рекомендательный характер и, как правило, не выполнялся.

Однако это все же была первая попытка государственной власти ограничить эксплуатацию крестьян. Все это еще не позволяет говорить о политике Павла как антидворянской. Царь стремился подчеркнуть, что монарх - покровитель и защитник всех подданных, независимо от сословной принадлежности. По словам В.О. Ключевского "Павел превращал равенство прав в общее бесправие". Наряду с попытками несколько ограничить крепостной гнет, Павел совершил немало шагов, укреплявших крепостное право. Он широко раздавал помещикам государственных крестьян, вновь разрешил заводчикам-недворянам покупать крестьян для работы на мануфактурах.

Насмешки вызывала необычайная любовь Павла к муштре и параду. Царь восхищался порядками Пруссии и пытался переделать русскую армию по прусскому образцу, причем начал с введения прусского военного мундира и обучения войск прусскому парадному шагу. В армии это расценили как насмешку над боевым опытом екатерининских времен, тем более, что многие боевые генералы прежнего царствования были уволены в отставку.

Наконец, крайнее недовольство вызвал внешнеполитический поворот, совершенный Павлом в 1800 г. - заключение союза с Наполеоном. Дело было не только в том, что Первого консула в России считали узурпатором законной королевской власти. Разрыв с Англией был невыгоден русскому дворянству и купечеству, поскольку именно эта страна была главным потребителем русского льна, леса и хлеба и поставщиком промышленных товаров на русский рынок.

Все это привело к дворцовому перевороту 11-12 марта 1801 г. В заговоре приняли участие многие высокопоставленные сановники. О подготовке переворота знал и наследник престола Александр. С его молчаливого согласия заговорщики (генерал - губернатор Петербурга граф Пален, генерал Л.Л. Беннигсен, последний фаворит Екатерины Платон Зубов с братьями и др.) ворвались в покои императора в Михайловском замке, куда Павел переехал из Зимнего дворца, считая его недостаточно безопасным. Царь был убит. Официальная версия гласила, что он скончался от апоплексического удара. На трон вступил Александр I.

Естественно что режим Павла вызывал недовольство многих дворян. Отсюда несомненно возникало стремление заменить императора. Заговорщиками двигали разные стремления. Здесь и протест против жестокого режима, который не давал людям жить так как им хочется. И понимание того что их положение непрочно и ничто кроме переворота не может гарантировать О возможной изменении формы власти впервые заговорили видимо в двух группах. Первой был небольшой кружок состоявший из наследника Павла, цесаревича Александра Павловича и его жены, а также близких друзей, таких как Новосельцев, Кочубей, Чарторыйский, Строганов и т.д. К ним примыкали и видные государственные сановники, такие как канцлер Безбородко и его преемник Панин. Это были либералы. Они говорили об идеальном государственном устройстве, о конституции и даже возможности установления в России республики. В основном это были просто молодые аристократы, но присутствие среди них наследника престола престола делало этот кружок особенно влиятельным. С другой стороны эти молодые люди демонстрировали мнения той части дворянства кто не будучи сами напрямую недовольны борьбой с коррупцией выступали резко против вмешательства государства (в лице императора) в частную жизнь. Многие из них были англоманами, т.ее. людьми считавшими что именно Англия, где аристократия стояла у власти и права и свободы дворянства были защищены наиболее полно, является тем идеалом, на который стоит равняться. Разуметься этот идеал наиболее ярко вступал в противоречие с павловской системой.
Сам наследник был с детства отдален от отца и воспитывался в первую очередь под влиянием Екатерины. В его воспитании большую роль сыграл швейцарец Лагарп, убежденный республиканец. Ходили очень упорные, и возможно правдивые слухи о том что существовало завещание императрицы, передававшее престол именно Александру. Говоря о позиции следует учитывать что вплоть до 1801 г. в России действовал указ Петра 1, гласивший что император сам назначает наследника, причем единственным ограничением является тот факт что наследник должен принадлежать к императорскому роду. Есть версия что Павел хотел или считал возможным назначить своим наследником своего племянника, принца Евгения Вюртембергского. так что хотя Александр и являлся официальным наследником, его положение было шатким и также зависело от каприза императора как и положение любого другого сановника.

Вторым центром нарождавшегося заговора был кружок собиравшийся во салоне Ольги Александровны Жеребцовой, в девичестве Зубовой. Семья Зубовых, членом которой был Платон Зубов, фаворит Екатерины Великой, обладала огромным влиянием в последние годы царствования Екатерины. Вокруг них группировались не только родственники но и люди, которые сделали карьеру с помощью Зубовых, такие как Пален, Кочубей и Де Рибас. Любой из членов этого кружка мог смело сказать про себя фразу типа-я не мечтатель, я практик с хорошим аппетитом. Это были люди, на которых опиралась Екатерина - умные, решительные государственные деятели способные брать на себя ответственность и при этом легко путавшие свой карман с государственным бюджетом. При новом императоре они продолжали делать карьеру. Но общее недовольство Павлом, дополняемое для людей этого типа негодованием против коррупции, плодами которой они столь успешно пользовались и пониманием непрочности своего положения привело к тому что эти люди решили участвовать в заговоре.

Одним из членов этого кружка был английский посол Уитворт. Позднее Наполеон открыто заявлял что заговор против Павла был делом рук английской разведки. Но кроме собственно Уитворта, никаких других англичан в этом деле видимо не замешано.Сам посол был выслан царем еще в 1799 г, когда заговорщики еще не перешли от обычных разговоров к мало мальски реальным делам. Обычно, когда говорят об участии англичан, говорят в первую очередь о деньгах. Но при этом не учитываться тот факт что все лидеры заговора были или очень богаты сами по себе. Понятно что в случае успеха заговорщики могли рассчитывать на огромные награды из императорской казны. Ну а в случае неудачи содержание преступников также взяла бы на себя казна. Представляется что английские субсидии не могли бы особо повлиять на мнение этих знатных и богатых господ, рисковавших в случае провала потерять намного больше, чем могла предложить английская разведка. Скорее заговорщики думали не об английских субсидиях, а о судьбе клана Орловых которые возвели Екатерину на престол и получили не только огромные пожалования от благодарной императрицы, но и бывших чуть ли не соправителями императрицы в первые одиннадцать лет ее царствования.

Похожие работы:

Другие статьи

Армия в годы царствования Павла I

Армия в годы царствования Павла I.

В 1796 году вышел новый Воинский Устав «О полевой пехотной службе». Этот Устав был позаимствован у прусской армии и действовал в «гатчинских» полках великого князя Павла Петровича еще при жизни Екатерины Великой. Будучи ее противником во всем, что касалось не только политики, но и правил бытового поведения, а особенно - армейских порядков, отдаленный (или отдалившийся) от императорского двора, великий князь увлекся созданием собственной армии, которая представлялась ему идеальной. В Гатчине, поместье, подаренном ему матерью, Павел создал образец такой армии в миниатюре, превратив Гатчину в военный лагерь с казармами, шлагбаумами и сторожевыми постами. Убежденный, что следует заветам Петра Великого, Павел взял за образец армию Фридриха Второго Прусского. Инструктором в гатчинской армии был капитан Штейнверг, признанный знаток прусских армейских уставов.

Для Павла он был самым авторитетным помощником в разработке новых армейских образцов, и за те годы, пока Павел муштровал свою гатчинскую армию, эта тысяча солдат приобрела вполне прусский вид. Когда же Павел стал императором и получил верховную военную власть в стране, он издал в 1796 году прусский Устав в качестве нового Устава Русской армии и начал в ней преобразования по образцу гатчинских рот. Одним из первых нововведений было возвращение прически с косичкой, причем указ носить такую прическу касался не только военных и чиновников, но и неслужилого населения. Дальше последовало переодевание армии в мундиры нового образца и непрестанная муштра для солдат и офицеров. При этом в качестве образца брались нормативы, которые в самой Пруссии к этому времени уже отошли в разряд устаревших.

В 1796 году Павел запретил зачислять в гвардию сверх комплекта, как это делалось прежде в отношении тех, кто долго ожидал повышения в чине. Отменил он и введенный Петром Первым способ замещения вакантных должностей штаб- и обер-офицеров в полку путем баллотирования на общем собрании всех офицеров. Теперь производство в очередной чин решалось приказом командования. Впрочем, сам Павел раздавал чины щедрою рукой, как говорится, направо и налево, часто без видимых к тому оснований. Столь же щедро он раздавал ордена и другие награды.

С Павла началась практика награждения орденами священников, не только армейских, но и приходских. В числе первых награжденных иереев был петербургский митрополит: ему Павел пожаловал орден Андрея Первозванного. А при освящении Михайловского замка митрополиту Амвросию был пожалован крест Мальтийского ордена: по случаю торжественного события Павел пренебрег католическим происхождением этого ордена.

В армии Павел восстановил гусарские полки, одев их в униформу прусского образца (восемь полков). В связи с этим в 1797 году вышел «Его императорского Величества Воинский Устав о полевой гусарской службе».

Самым примечательным в новых гусарских войсках был элемент одежды, носивший название барса. Это была действительно шкура барса, которую носили вместо ментика. Она имела красную подкладку из ткани и набрасывалась на левое плечо так, чтобы можно было соединить на груди правую переднюю лапу шкуры с правой задней, продетой под правую руку; эти лапы соединялись на груди гусара серебряным медальоном с вензелем Павла Первого, а голова барса свешивалась с плеча вниз. Несмотря на фантастичность этого наряда (или благодаря ей?), он продержался в гусарском быту до 1814 года, когда был отменен официальным приказом.

Еще одним нововведением Павла было украшение рукояти сабли изображением ордена св. Анны - этот орден Павел особо почитал, и награжденным полагалось крепить на сабельную рукоять медальон с изображением «анненского креста». В армейском обмундировании Павел заменил плащ шинелями, сохранив плащ только в гусарской форме в качестве теплой верхней одежды.

Как известно, павловские нововведения встретили резкое неодобрение в обществе и в армии, и далеко не везде указы Павла исполнялись безусловно. Например, в Москве солдаты продолжали носить «суворовскую» униформу с широкими шароварами, а офицеры, вынужденные приобрести мундиры нового образца, держали их в сундуках, чтобы надеть только в случае прибытия государя. С этим не мог справиться даже назначенный в 1797 году военным комендантом Москвы верный гатчинский слуга Павла I И.Гессе, имевший с 1799 года чин генерал-майора. Над этим прусским комендантом, плохо говорившим по-русски, в Москве потешались, но все офицерские проделки оставались без серьезных наказаний: Гессе был незлобив.

Устав 1796 года практически полностью воспроизводит устав прусской армии времен Фридриха П. И характер этого устава в целом, и многие его конкретные пункты опровергали многое из того, что было разработано всеми выдающимися полководцами России второй половины XVIII века; с суворовской

«Наукой побеждать» он был несовместим настолько, что кажется написанным специально с целью ее дискредитации, хотя существовал задолго до нее. Павловская реформа проводилась, несмотря на резкое несогласие с ней во всех армейских частях; враждебное отношение к начавшимся преобразованиям неминуемо повлекло за собой нарастание неблагоприятного отношения к новому императору. Однако для Павла, казалось, самым важным в его реформах было желание стереть из памяти народа все, связанное с правлением его матери.

Новый Устав ни в чем не ослабил принципов субординации, к которой практически свелось понятие «регулярности», и во многих статьях говорится о непреложности правил военной дисциплины и их беспрекословного соблюдения.

Двенадцать частей Устава содержат 95 глав, значительная часть которых состоит в описании учебных занятий на плацу, строевых маршировок и используемых во время этих процедур команд. Подробно описаны обязанности чинов, начиная от низших унтер-офицеров до Бригадных генералов и Аудиторов. Кстати сказать, звание бригадира Павел вскоре отменил. Весьма подробно излагаются провинности против устава и меры наказания за них. Нового здесь не очень много, а отдельные мелочи относятся скорее к вопросам юрисдикции, чем к воинскому этикету.

Поэтому остановимся на главах, связанных с нашей темой, начав с десятой части Устава: «Об офицерской одежде» (глава 4) и «Об унтер-офицерских, музыкантских, барабанщичьих и солдатских мундирах» (глава 5).

Офицер всегда должен носить мундир - не только на службе, но и во всякой иной обстановке. Вообще ему нельзя иметь никакой другой одежды; кроме мундира, можно иметь только сюртук установленного покроя, причем в единственном экземпляре.

Обер-офицерам надо шить новые мундиры каждый год. Каждые пять лет следует офицерам делать новые шарфы, а темляки менять ежегодно.

Кафтан должен быть не слишком длинным, но и не коротким, на подкладке, с тремя фалдами по бокам и с медными пуговицами. Камзол такой же умеренной длины и на холстинной подкладке, рукава камзола не должны быть длиннее рукавов кафтана. Штаны не слишком длинные и умеренной ширины; с 1 июня до 1 сентября носятся штаны из холстины. На ногах -черные суконные штиблеты с медными пуговицами и тупоносые башмаки. Галстук белый, перчатки замшевые или лосиные. Шляпа должна быть оторочена узким золотым плетением и иметь бант из черных и оранжевых лент (как в каком полку положено).

Гренадерские шапки должны быть сделаны по размеру головы и украшены черной и желтой кистями. В тех полках, где полковниками служат принцы императорской фамилии, следует иметь бляхи с финифтью.

Штаб-офицеры должны носить сапоги. В особом примечании указано, что полковые квартирмейстеры и аудиторы, которые не являлись офицерами, а состояли в штате военных чиновников, не имеют права носить темляки и подражать в своей одежде офицерскому мундиру.

На унтер-офицерском мундире и на его шляпе должен быть золотой галун указанного образца. Мундиры музыкантов выкладываются по всем швам шерстяной тесьмой полкового цвета, а у мундира барабанщика такая же тесьма лежит поперек рукава. Шляпы у музыкантов и барабанщиков такие же, как у унтер-офицеров. Ежегодно всем выдаются пара холстинных штанов для лета, новые шляпы, новые штиблеты и каждый год следует менять темляки, которые должны быть в каждой роте своего цвета. Унтер-офицер получает на год три пары перчаток, а всем чинам выдаются на год три пары чулок. На зиму всем полагаются овчинные фуфайки, надеваемые под камзол, и рукавицы.

Имеется и такое примечание: заношенные вещи не выбрасывать, а употреблять в хозяйстве и хранить на тот случай, если вдруг понадобятся.

Новый вид верхней одежды - китель - предназначался для работы на конюшне. Он имел вид двубортного полупальто из ткани типа парусины, длиной до середины голени, с небольшим стоячим воротником. Солдаты, одевшись в китель, чистили конюшню и лошадей, задавали им овес и сено. При Павле разрешалось являться в кителе на вечернюю перекличку.

Особая глава посвящена вошедшему в употребление еще при Петре I в мушкетерских полках эспантону, которым офицер манипулировал, командуя строем и салютуя. Начиная с 1746 года эспантон, стали изымать из употребления, пользуясь им лишь в церемониальных актах, и то не во всех видах войск. Павел решил восстановить его значение в полной мере, и это лишний раз показывает, насколько привержен был Павел формально-парадным сторонам воинских ритуалов. Возможно, он хотел лишний раз продемонстрировать свою верность традициям петровских времен, подразумевая их связь с традициями прусской армии; во всяком случае, он включил в Устав главу о правилах пользования эспантоном, излагая их со всеми подробностями и устанавливая в качестве обязательных. И форма, и применение этой офицерской принадлежности приводит на память стрелецкий протазан. Это было нечто среднее между палашом и копьем; стоя в строю, на него можно было опереться правой рукой, во время марша его несли в правой руке, подняв вверх от плеча; эспантон офицера в мушкетерских полках был выкрашен в палевый цвет, эспантоны офицеров других полков были белыми во время пребывания в гарнизонах и черными в полевых условиях. В первой главе седьмой части Устава подробно рассказано, как его держать, как перехватывать из руки в руку и т.п. В остальных главах Устава эспантон упоминается в связи с отдачей рапортов и приветственными ритуалами. Например, когда рота построена «во фрунт», офицер держит эспантон правой рукой у ноги. Если к строю подъехал государь или инспектор, и командир подзывает офицера, то последний Приказывает взять ружья «на караул», а сам поднимает правой рукой эспантон вверх, подходит к государю и снимает шляпу.

Салютуют эспантоном, как знаменем, - вытянув его перед собой и опустив концом вниз. Дежуря в карауле, офицер втыкает эспантон в землю возле караульни.

Полностью отменен эспантон в 1807 году. Кстати сказать, в современной литературе часто встречаются такие примечания: эспантон - то же самое, что эспадрон, парадная сабля с прямым широким клинком, без заостренных лезвий. Трудно сказать, насколько такие примечания верны.

По-видимому, в одно время с офицерским эспантоном была введена в употребление алебарда для унтер-офицеров, потому что обращению с ней посвящена следующая глава седьмой части устава. Алебарды входили в вооружение караульного унтер-офицера и имели иногда довольно своеобразное применение. Например, когда встречались у караульни командующий караулом унтер-офицер и офицер дозора, совершающего объезд караулов, то на момент обмена паролем они принимали такое положение: офицер дозора приставлял к груди унтер-офицера обнаженную шпагу и копье эспантона, а унтер-офицер караула упирался в грудь дозорного алебардой (если караулом командовал не унтер, а офицер, то он тоже применял шпагу и эспантон, приставляя их к груди посетившего его дозорного).

Этикет приветствия государю, прибывающему в крепость, предполагает предварительное согласие государя на оказание ему почести в определенной форме. Если такое согласие имеется, то делают три холостых выстрела из пушек вокруг крепости. Точно так же следует согласовать с государем вопрос о его охране, если он ночует в крепости. При отсутствии особых распоряжений со стороны государя перед его квартирой ставят двух мушкетеров часовыми и двух унтер-офицеров с алебардами у дверей его покоев. В ординарцы государю можно предлагать кого-либо из числа подпрапорщиков, учитывая их дворянское происхождение.

Если государь проходит мимо караула, барабанщикам следует бить сигнал «в поход», а офицерам салютовать. И опять-

таки, это делается, если государь не возражает: в противном случае достаточно стать в положение «на караул».

При посещении крепости членами царской семьи полагается - с их одобрения - стрелять один раз из пушек вокруг всей крепости, на барабанах бить сигнал похода, а офицерам - салютовать. На часы ставить двух мушкетеров.

Дальних родственников государя (дальше третьего колена) приветствуют только караулы, и к их дому ставится один часовой. Но если этот родственник имеет армейское звание, то ему следует отдавать почести, соответствующие его воинскому чину.

Женщин из царской семьи полагалось встречать так же, как положено встречать мужчин с таким же титулом.

Иностранных коронованных правителей надо было встречать выстрелом из 11 пушек, барабанным сигналом «в поход» и ставить двух гренадер к предназначенному для них дому. Офицеры должны приветствовать Коронованную Особу салютом. Остальным членам семьи иностранного государя следует оказывать почести в соответствии с их чином. Если же они чина не имеют, то и почестей не оказывать, достаточно поставить часовым к их дому гренадера.

Если через крепость проезжает ныне действующий фельдмаршал, полагается выстрелить из 9 пушек, караулам пробить на барабанах сигнал похода, а офицерам при встрече салютовать. Однако в присутствии государя этого делать не следует.

Все часовые обязаны принимать положение «на караул», приветствуя любого штаб-офицера. Унтер-офицерам и рядовым не следует снимать шляп, когда они стоят «в ружье» или идут с поля, неся алебарды. Офицеры не снимают шляп, стоя «во фронт» или идя со взводом, даже если люди идут без ружей. Это не делается даже перед государем, приветствовать которого Достаточно эспантоном. Кстати, несколько раз встречается указание, что шляпу снимают левой рукой за передний угол - следовательно, речь идет о треуголке.

Во время вахт-парадов, этого любимого развлечения Павла I, приветствовать высшее военное начальство (даже императора) следовало поклоном, сняв шляпу и держа ее в руке.

К вопросам этикета, бесспорно, относятся похороны военнослужащих, и здесь правила разработаны подробно и требуют точного соблюдения. При похоронах фельдмаршала следует стрелять из 11 пушек, а гроб сопровождают три батальона и четыре эскадрона. Пехотного генерала сопровождают на кладбище два батальона, а салют отдается из 9 пушек. Столько же пушек стреляют на похоронах генерала от кавалерии, сопровождают его три эскадрона. Генерал-лейтенанта от инфантерии хоронит один батальон, залп дается из 5 пушек; то же количество пушек стреляет в память генерал-лейтенанта от кавалерии, а в его похоронах участвуют два эскадрона. Погребальные почести генерал-майору пехоты оказывает один батальон и стреляют три пушки, кавалерийского генерал-майора провожает в последний путь один батальон и выстрел из трех пушек. Для погребения пехотного полковника направляется 400 человек, а батальон строится перед дверями, откуда выносят тело; полковника кавалерии провожает один эскадрон. На похороны подполковника пехоты направляется 300 человек, а батальон строится к выносу тела; кавалерийского подполковника хоронит конная команда из 100 человек во главе с майором и при участии необходимого числа офицеров и иных чинов. Пехотного майора сопровождают 200 человек с двумя капитанами и необходимым числом обер- и унтер-офицеров, майора кавалерии - конная команда в 80 человек с двумя ротмистрами и несколькими обер- и унтер-офицерами. Для погребения пехотного капитана наряжаются 120 мушкетеров и 12 гренадеров под водительством обер- и унтер-офицеров; ротмистра и капитана кавалерии провожают шестьдесят человек верхом во главе с ротмистром и обер- и унтер-офицерами. Поручика пехоты хоронят 60 человек во главе с поручиком, субалтерн-офицером и унтер-офицерами; кавалерийского поручика хоронят 40 человек верховых с поручиком и корнетом. В погребении пехотного прапорщика участвуют 40

человек с поручиком, субалтерн-офицером и унтер-офицерами; корнета или прапорщика кавалерии хоронит конная команда из 30 человек во главе с корнетом. Пехотного унтер-офицера и корнета хоронит прапорщик, ведущий с собой 30 человек пе-ших солдат. В похоронах рядового пехоты участвуют 20 человек со старшим и младшим унтер-офицерами и двумя барабанщиками; рядового кавалериста сопровождают пешком 20 человек с вахмистром и капралом.

Процедура похорон выглядит следующим образом. Назначенные участвовать в похоронах батальоны, эскадроны или команды выстраиваются перед квартирой своих командиров, откуда с ружьем на плече направляются к месту выноса тела. Пока идет отпевание, все стоят с ружьем на плече. В момент выноса тела выполняется положение «на караул», и отмыкаются штыки. Как только начнется движение к месту погребения, музыканты начинают играть похоронный марш, а барабанщики бьют сигнал погребения. Придя к месту погребения, барабанщики прекращают бить, все выстраиваются, примыкают штыки и держат ружья в положении «на караул», пока гроб опускают в землю, после чего трижды стреляют вверх. После третьего выстрела надо поднести левую руку под приклад и положить ружье на плечо.

После этого офицер командует: «На караул! В правую руку!». Барабанщики идут первыми и бьют сигнал «под знамена», и все возвращаются к дому командира. Здесь все выстраиваются, барабаны умолкают, и руководящий церемонией офицер отдает последние команды: «На караул! С поля! Направо кругом! По домам!».

Если место погребения находится за воротами крепости или города, то в момент, когда процессия проходит за ворота, стоящий у ворот караул держит ружье на плече, но в барабан не бьет. Все офицеры, идущие за гробом, должны быть в полном мундире и иметь на руке флер. Покойник также должен лежать в гробу в полном мундире. За гробом унтер-офицера должны

идти унтер-офицеры, за гробом рядового - несколько рядовых из его роты.

Примечание. Похороны солдатских жен и детей остаются за пределами интересов армии. Нельзя поручать солдатам нести такой гроб, тем более нельзя направлять рядовых на такие похороны. Некоторое отношение к этикету имеет распоряжение «О числе офицерского экипажа в походе» (глава 21 двенадцатой части).

В нем говорится, что генерал-фельдмаршалу положено иметь карету цугом, две фуры, четыре повозки при неограниченном количестве верховых и вьючных лошадей. Генерал-аншеф может иметь карету цугом, одну фуру, три повозки, 12 вьючных лошадей и неограниченное количество верховых. Генерал-поручик имеет право на карету в четыре лошади, одну фуру, две повозки, восемь вьючных и любое количество верховых лошадей. Генерал-майору положены карета в четыре лошади, фура, повозка, 6 вьючных и 6 верховых лошадей. Полковник должен ездить в карете или коляске, запряженной не более, чем четырьмя лошадьми и может иметь две повозки, 6 вьючных лошадей и 4 верховых. У подполковника может быть коляска, запряженная парой, повозка, четыре вьючных и 3 верховых лошади. У майора должна быть повозка, а также 4 вьючных и три верховых лошади. Капитан должен ограничиться повозкой и двумя верховыми лошадьми. Субалтерн-офицер имеет право только на двух лошадей - вьючную и верховую. При этом все полковые повозки должны быть окрашены одинаково, в тот цвет, который закреплен за данным полком; и на каждой написано название полка. На генеральских повозках должно быть написано, кому они принадлежат.

Любопытно также распоряжение «О генеральских столах в поле» (глава 26). Оно содержит 4 пункта:

1. Фельдмаршалу следует накрывать стол на 10 приборов без десерта, и еще один для офицеров, с шестью приборами.

2. Генерал-аншеф получает стол с восемью приборами для восьми блюд без десерта; еще 4 прибора ставятся для офицеров.

3. Генерал-поручикам полагается стол на восемь приборов для шести блюд без десерта, а генерал-майорам положено шесть приборов для пяти блюд без десерта.

4. По вечерам стол иметь не полагается никому, в противном случае его стоимость вычитается из жалованья.

Как бы между прочим и очень кратко говорится о том, что и офицеры, и рядовые во время службы имеют право жениться -разумеется, получив на это разрешение начальства. Предусмотрено создание школ для солдатских детей, откуда достигшие пятнадцати лет мальчики распределяются по воинским частям для подготовки к солдатской службе. Возможно, здесь берет начало практика военных поселений, получившая вскоре недобрую славу.

В целом устав много внимания уделяет мелким подробностям муштры, а те детали, которые характеризуют атмосферу армейского быта, упоминаются лишь мельком. В частности, указания на ошибки в строю и другие прегрешения сопровождаются замечанием о необходимости наказаний за таковые, однако сами наказания не описаны, в отличие от предыдущих уставов, где предписывались конкретные формы наказаний в связи с любым проступком. Исключение составляет процедура проведения сквозь строй, - возможно, потому, что она стала основным видом наказания для рядовых.

Исключительность этого исторического документа делает знакомство с ним весьма важным, хотя и далеко не приятным.

В главе 13 восьмой части содержится подробное описание того, как прогоняют через строй за совершенное преступление. Обычно экзекуцию приурочивают к разводу караулов. Назначенные в караул строятся в несколько рядов, затем старший офицер делит их на два или четыре взвода и дает команду сдвоить ряды. Солдаты ставят ружья у левой ноги. Офицеры поднимают вверх эспантоны и становятся на фланги каждого ряда по два человека, на флангах становятся также барабанщики -один на правом, другой на левом. Когда все готово, появляется профос с прутьями, которые он раздает каждому солдату в ко-

личестве, соответствующем числу осужденных. Наказуемого ведет по улицам к месту наказания унтер-офицер; он же проводит виновного сквозь строй, держа перед ним острым концом алебарду, чтобы тот не бежал слишком быстро. Барабанщики левого фланга бьют дробь, и процедура наказания начинается. Майор ездит вдоль строя взад и вперед, следя за действиями исполнителей. Офицеры наблюдают стоя, опершись на эспантоны. По окончании экзекуции майор приказывает бросить прутья и взять ружье в правую руку. После чего наряд, участвовавший в экзекуции, марширует в указанном майором направлении.

Если в приговоре суда солдату указана смертная казнь, то процедура чаще всего совершается за городом. В этом случае 200 человек из полка осужденного собираются перед домом полкового командира, откуда майор ведет их с ружьями на плече на место казни и там выстраивает в круг. Приговоренного доставляет на это место офицер, окружив жертву значительным конвоем. Введя осужденного в круг из двух сотен солдат, конвой сдает его исполнителям казни и возвращается назад.

Во время чтения приговора ружья держатся в положении «на караул», а в момент самой экзекуции их поднимают на плечо. После исполнения казни майор отводит солдат без барабанного боя к площади перед квартирой командира и здесь распускает всех по домам. Этому майору следует иметь в руках шпагу с момента выхода к месту казни и до момента возвращения в полк.

Интересно отметить, что в тексте Указа не уточняется, каким способом в данном случае казнят человека: вешают, отрубают голову или засекают до смерти; о расстреле вряд ли идет речь, иначе солдат не выстраивали бы в круг. И невольно напрашивается мысль, что автор текста сознательно уклонился от описания действий палача: все же мир был на пороге нового, XIX века, и для подобного описания надо было быть не офицером, а палачом.

Конечно, современный человек не может представить себе без дрожи даже процедуру проведения сквозь строй, но это не

идет ни в какое сравнение с тем ужасом, который охватывает читающего о наказаниях, предписываемых Уставом 1716 года. Значит, при всем стремлении подражать Петру Великому, Павел не был способен проявить ту же степень жестокости, которой отмечены многие приказания его великого предка. То, что считалось крайней степенью строгости наказаний при Павле, в большинстве случаев ограничивалось штрафами, гауптвахтой, разжалованием, в худшем случае ссылкой или (в отношении рядовых) проведением через строй. Мучительство по отношению к солдатам и офицерам выражалось у Павла в изнурительных экзерцициях и вахт-парадах, доводивших людей до изнеможения и не имевших иной цели, кроме достижения геометрической безупречности зрелища, исполняемого перед императором тысячами двигающихся как автоматы солдат. Впрочем, бывали и экстраординарные случаи. Например, у адмирала П. В. Чичагова, явившегося по царскому вызову, адъютанты Павла по приказанию последнего отняли мундир и шпагу и доставили адмирала в равелин (государственную тюрьму) Петропавловской крепости. Поводом послужило желание адмирала получить отпуск для поездки в Англию, где его ждала невеста. За Чичагова вступился влиятельный граф Пален, и через три дня император уже просил у адмирала прощения, прижимая его руку к своему сердцу, и инцидент был исчерпан. Вообще многие поступки Павла были непредсказуемы. Так, совершенно неожиданно, Павел освободил из крепости вождя польского восстания Тадеуша Костюшко, которому позволил уехать за границу; вряд ли он сделал это из уважения к воинской славе героя Польши; скорее, этим он хотел подчеркнуть, что врагов своей матери он готов считать друзьями. Как правило, самодурство Павла проявлялось в поступках, крайне противоречивых, из которых нельзя составить представления о его подлинных принципах и убеждениях. За 53 месяца его правления были изгнаны из армии 7 фельдмаршалов, 500 генералов, 2000 офицеров - якобы за несоответствие занимаемым должностям. И в то же время любой человек мог быть произведен в любой чин без всяких на то ос-

нований. Ярким примером может служить карьера камер-пажа Нелидова, который прямо из камер-пажей был произведен в майоры, через два дня - в подполковники, через месяц стал полковником, через 20 дней - генерал-адъютантом, а еще через три месяца - тайным советником. То есть, свою тоску по «регулярности», по строгому порядку в армии и государстве Павел удовлетворял на плацу, во всем остальном не желая считаться ни с какими правилами или законами. Поэтому некоторые примечания к Уставу кажутся не столько осознанным либерализмом, сколько прихотью. Например, на первый взгляд кажутся отказом от жестких норм субординации неоднократно повторенные в Уставе фразы, что почести государю следует оказывать только с его согласия и в той форме, которую он готов принять; но не понятно, чем продиктовано такое указание. Не менее странными кажутся распоряжения Павла о запрещении применять в речи и документах некоторые привычные термины - такие, как пособие, отряд, пенсия, отечество, гражданин и др.

Что касается затей Павла в области светского этикета, то об этом написано в книге Г.Морозовой «Светские манеры и этикет русского общества (XVH-XIX вв)», где можно ознакомиться с наиболее курьезными правилами поведения, которые Павел не уставал вводить в течение своего короткого царствования и которые касались поведения военного человека в светском обществе.

На этом рассказ о воинском этикете в русской армии XVIII века можно считать исчерпанным. Павла I не стало в первый год нового века, и многое из его нововведений, вызывавших протест и в армии, и в обществе в целом, не успев прижиться, было отменено.

Монография К

Монография К. Валишевского "Сын Великой Екатерины. Павел I"

Хочу данную работу! Нажмите на слово скачать

Чтобы скачать работу бесплатно нужно подписаться на нашу группу ВКонтакте! Просто подпишитесь, нажав на кнопку внизу.


Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.

>>>>> Перейти к скачиванию файла с работой
Кстати! В нашей группе ВКонтакте мы бесплатно помогаем с поиском рефератов, курсовых и информации для их написания. Не спешите выходить из группы после загрузки работы, мы ещё можем Вам пригодиться ;)

Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка

Повысить оригинальность данной работы. Обход Антиплагиата.

Сделать работу самостоятельно с помощью "РЕФ-Мастера" ©
Узнать подробней о Реф-Мастере

РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Монография К. Валишевского "Сын Великой Екатерины. Павел I".
Основные инструменты, используемые профессиональными рефератными агентствами, теперь в распоряжении пользователей реф.рф абсолютно бесплатно!

Секреты идеального введения курсовой работы (а также реферата и диплома) от профессиональных авторов крупнейших рефератных агентств России. Узнайте, как правильно сформулировать актуальность темы работы, определить цели и задачи, указать предмет, объект и методы исследования, а также теоретическую, нормативно-правовую и практическую базу Вашей работы.

Как оформить список литературы поГОСТу ?

Студентка 136 группы

доцент Харитонов П.В.

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I.Ожидание царствования
  • Глава II.Царствование Павла I
  • Глава III.Трагедия Павла I
  • Заключение
ВВЕДЕНИЕ

Сын Екатерины с его трагической судьбой - одна из самых загадочных и спорных фигур истории. Одни историки обвиняют Павла в сумасшествии, тирании, деспотизме; другие считают, что его деятельность послужила бы России надежным фундаментом для процветающего развития страны. Как ни тщательно были изучена личность Павла I, до сих пор загадки, остаются неразрешенными. Известный русский историк польского происхождения Казимир Валишевский создает книгу "Сын Великой Екатерины. Император Павел I." Несмотря на то, что многие оценки и выводы Валишевского сегодня могут показаться спорными, книга, безусловно, заинтересует всех любителей отечественной истории, в первую очередь благодаря огромному количеству малоизвестного фактического материала, собранного и изложенного в книге. Книга возвращает нас к эпохе правления Екатерины с последующими событиями, произошедшими на престоле, да и в России в целом.

Выделить основные тезисы и выводы, сделанные автором при написании книги о Павле I. Показать отношение автора к проблеме своеобразия личности государя.

1. Представить общие сведения о книге;

2. Кратко проанализировать главные моменты содержания книги

3. Рассмотреть выводы, сделанные Валишевским, касающиеся личности Павла I.

4. Выявить мою личную оценку книги К. Валишевского;

Итак, с каждым годом все больший интерес у читателей вызывает историческая литература, особенно по истории Отечества, как русских, так и зарубежных авторов. В этом плане для массового читателя представляют интерес и книги К. Валишевского, а в данном случае именно монография "Сын Великой Екатерины. Император Павел I".

Казимир Валишевский (1849 - 1935) - широко известный ученый: историк, экономист, социолог. Учился в Варшаве и Париже, в 1875-1884г.г. преподавал в Кракове, с 1885г. постоянно жил и работал во Франции. В 1929г. за большой вклад в современную историографию был отмечен наградой французской Академии наук. Автор ряда книг по истории России, среди которых наиболее известными являются "Петр Великий" (1897), "Дочь Петра Великого" (1900), "Иван Грозный" (1904), "Сын Екатерины Великой" (1910), "Екатерина Великая" (1934). Хотя, монография и рассказывает нам о правлении русского императора, но из нее можно почерпнуть массу сведений о других странах и государственных деятелях. Книга имеет свою специфику, несмотря на то, что это научная историческая монография, ее можно считать и литературным произведением, поскольку факты фиксируются не просто логически и сухо, как во многих учебных пособиях, чтобы донести до читателя хронологию событий. А в источнике описывается личность Павла I с употреблением многих средств выразительности, что делает ее еще интереснее и доступнее для чтения. Автор выражает критическое отношение ко многим историческим лицам, таким как Екатерина II, воспитатели Павла I. Очевидно, подобные оценки отражают нравственные взгляды автора на события, описанные в произведении.

Причина написания книги о Павле очевидна. Ведь, главная тема работ Валишевского - история России разных времен. А Павел был, хотя фигурой противоречивой, но заметной. Это обусловило спорные взгляды на его личность, значения его государственной деятельности для страны и причины заговора против Павла. И Валишевский, как историк, просто не мог обойти такую значимую личность.

Основная тема, рассматриваемая в этой книге, противоречивая фигура Павла. Монография охватывает вторую половину XVIII века и начало XIX. История России и личности Павла, его жизни, политической деятельности, несомненно, связана не только с историей самой России, но и с мировой, так как личную жизнь и политическую деятельность Павла связывают с Германскими государствами, поскольку жены Павла были немецкими принцессами. Фигура прусского короля Фридриха II Великого и события Великой Французской Буржуазной революции XVIII века сыграли в становлении личности Павла, как политика, главную роль. Павел видел в ограждении России от влияния "революционной заразы" на страну и настроение общества. С юности настроенный как фантазер-романтик, видевший себя новым Дон-Кихотом, защитником абсолютизма и дворянских монархий в России и Европе. Недаром он в будущем берет себе титул гроссмейстера мальтийского рыцарского ордена, хотя этот орден и был католическим. К. Валишевский показывает, как в дальнейшем Павел, разочарованный действиями союзников австрийцев, идет на сближение с Наполеоном, против Англии, захватившей Мальту, что в конечно счете сыграло большую роль в трагической смерти Павла.

Автор призывает рассматривать личность у власти очень основательно, обращая внимание на такие понятия, как личность и власть, считая, что государству, которым управляет личность, не безразлично какая личность им управляет. Поэтому книга Валишевского актуальна и сейчас, так как роль личности, тем более такой противоречивой, как Павел, в управлении государством и в истории в общем огромна.

Валишевскому, очень кропотливому и добросовестному историку, который работал со многими источниками и архивами, как за границей, так и в России, свойственна большая правдивость изложения, о чем может говорить библиография, приведенная в конце книги, включающая более трехсот наименований. Прочитав книгу, узнаешь много не только о самом Павле I, но и о других исторических личностях, об истории России: победах Суворова, о дворцовых интригах, влиянии Французской революции на русскую историю, о многочисленных детях Павла и их дальнейшей судьбе, о поведении исторических персонажей после гибели Павла I.

Несмотря на то, что книга написана в 1910 году. Язык Валишевского доступный и живой, он не упускает никаких деталей, приводит различные мнения о Павле.

Создавая данную книгу, К. Валишевский хотел, прежде всего для себя, а затем и для читателей, разобраться в вопросах, преследовавших личность Павла I. На страницах монографии, приводя исторические данные, автор тут же излагает и свои собственные выводы, анализируя материал.

Как известно, Павел был убит заговорщиками, проникшими в казавшийся абсолютно надежным Михайловский замок. Но был ли погибший тираном, от которого спасли Россию бесстрашные герои, или же толпа полупьяных и грубых дебоширов оборвала жизнь романтического и честного правителя, угрожавшего своими реформами их корыстным интересам? Как на самом деле смотрели на царя его современники? На все эти вопросы историк старается ответить в своей книге "Сын Великой Екатерины. Павел I". В зависимости от того, на какую сторону - заговорщиков или их жертвы - становились современники и будущие исследователи, личность Павла оказывалась наделенной совершенно разными, иногда противоположными чертами. Валишевский приводит аргументы на противоречивый и трудный характер императора, испорченного подозрительностью и недоверием ко всему окружающему, но помимо крайней нервности, омрачавшей его личность, автор говорит и о добром сердце, и о стремлении делать благо своему государству.

Глава I. Ожидание царствования

На первых же страницах своей книги о Павле I Валишевский говорит о его трагической судьбе и истоках этой трагедии. Павел I - одна из самых спорных и загадочных фигур русской истории. Чтобы понять императора Павла, нужно ознакомиться и с тем периодом, когда он был еще претендентом на престол, а, следовательно, бунтовщиком. Это основная часть биографии несчастного государя. Она была преобладающей в течение первой половины его жизни, но и во второй ее половине послужила отчасти причиной ее кратких, но драматических событий. В глазах многих историков, рассказывает Валишевский, Павел был душевнобольным, и они признают распространенное мнение о гибельности и самодурстве его правления. Автор также приводит примеры безумия на престоле в 18 веке: Георг III в Англии, Христиан VII в Дании. Все они были современниками Павла. В то же время историк ставит под сомнение сумасшествие Павла I, поэтому обращается к его детству и юности. Пишет о первых гувернерах, о его честолюбие и тонкой нервной системе. Приводит интересные факты из раннего детства Павла I.

Воспитание Павла вызывает во многих, в том числе и в К. Валишевском, резкое осуждение. Сама Екатерина II - мать Павла, сыграла отрицательную роль в этом, не уделяя должного внимания еще в детстве, и даже поощряя его ухаживания за самыми распущенными из фрейлин при дворе. О воспитателях, автор пишет, то, что они перегружали Павла учебой. Поэтому всю дальнейшую жизнь Павел увлекался идеями, воплотить которые, ему было не по силам, грезил на яву. Он не умел размышлять и анализировать, каждая его идея тут же переходила в отчаянный импульс. По мнению Валишевского, воспитатели вместе с Екатериной II упустили личность воспитанника.

Проблемы личности Павла, полагает автор монографии, породила двойная драма. Отца его, Петра III, убили сторонники Екатерины II. Эта трагедия и определила всю дальнейшую судьбу, и с самых ранних лет Павел жил среди страха, мрачных видений, так что в последствии, по словам А.В. Суворова, Павел стал "очаровательным государем и деспотичным диктатором" (С.13). В 15 лет Екатерина выбрала ему жену, принцессу Вильгельмину Гессен-Дармштадтскую, принявшую затем православие и ставшую Натальей Алексеевной. Но, по мнению К. Валишевского, брак был трагичен для Павла, измена любимой жены с другом Разумовским еще больше усугубила его мрачный и подозрительный характер. Что касается самой Натальи Алексеевны, то в 1776 году при родах, якобы от А.К. Разумовского, она умерла. Распространились слухи, что Наталью отравили по указанию Екатерины II. Екатерина назначила группу из 13 врачей для опровержения слухов. Похоронили Наталью в церкви Александра - Невской лавры, так как Екатерина не пожелала, чтобы она покоилась, за свои поступки, с Романовыми в Петропавловской крепости.

Всем хорошим в характере, считает К. Валишевский, Павел обязан двум своим воспитателям: Н.И. Панину и С.А. Порошину. Благодаря последнему, Павел узнал о рыцарском мальтийском ордене, что в последствии явилось его навязчивой идеей, а затем он и вовсе стал магистром этого ордена. Павел чувствовал любовь своего воспитателя к себе и, в свою очередь, любил и ценил его. К сожалению, отношения эти продолжались недолго, и при всём этом обнаружились несимпатичные черты великого князя: неустойчивость его впечатлений, шаткость его привязанностей. Валишевский, представляя нам юность Павла, с необычайно трогательностью и любовью описывает его порывы. Он, проанализировав его детские годы и юность, дает объяснение многим поступкам Павла, совершенным в дальнейшем. Счастьем и утешением Павла I были первые годы второго брака с Вюртенбергской принцессой Марией Федоровной. Валишевский пишет, что он был поглощен счастливой семейной жизнью, и готовился безраздельно посвятить себя воспитанию первенца. Но Екатерина II помешала ему в этом благородном намерении. У Павла с его матерью были разные взгляды на воспитание детей. Находясь у власти, Екатерина II не хотела делиться с сыном властью, что рождало пропасть в их отношениях. Валишевский нашел в архивах данные о том, что Павел теоретически все время готовился к тому, чтобы стать императором, даже составлял бюджет и планы военной реформы. Но Екатерина II не хотела видеть Павла в столице, и чтобы отдалить его подальше от двора подарила имение в Гатчине, где Павел создает свой особый Гатчинский мир, где большую роль играла его потешная армия, одетая в прусские мундиры, времен великого короля Фридриха II, которого обожал еще его отец Петр III, и эта его любовь к Фридриху, передалась и сыну.

В монографии К. Валишевский предоставляет на информацию, что в Гатчине Павел чувствовал себя более свободным от шумного двора Екатерины и, что большую роль в формировании политических взглядов Павла сыграли события великой французской буржуазной революции: казнь французского короля Людовика XVI и королевы Марии Антуанетты страшно напугали Екатерину II и Павла и все дворянство Европы. А массовые убийства дворян во Франции вызвали в Павле ненависть к революционерам. И в присутствии Екатерины II Павел заметил, что нужно в Европе просто расстрелять всех восставших. На что Екатерина ответила, что с идеями нельзя бороться пушками, а сын ее - зверь, и нельзя, чтобы в такие руки попало государство. С этого времени у Екатерины возник план окончательного отдаления Павла от наследования престола и передачи его своему внуку - Александру II. Тем временем, Павел жил в Гатчине причем, как отмечает Валишевский, в постоянном страхе за свою жизнь, боясь, что в любую минуту мать прикажет его арестовать или кто-то отравит, или убьет его. Историк подчеркивает, что пребывание Павла в Гатчине сыграло огромную роль в формирование его как будущего императора. Рассматривая период жизни Павла с его увлечением прусскими порядками, автор пишет о противоречивости его натуры: с одной стороны наследник мнил себя философом - филантропом, заботился о крестьянах, поскольку считал их кормильцами всех сословий и хотел улучшить их положение. Но в то же время был жестоким и деспотичным человеком, считавшим, что с людьми нужно обращаться как с собаками. Все его планы носят характер общей неопределенной теории, в них нет ни одного практического указания. Павел желал преобразовать всю жизнь своего государства, не зная, однако, с чего начать.

С горечью повествует Валишевский о непонимании между отцом и сыном, при всём этом, не обвиняя ни Павла, ни Александра, поскольку весомую роль в этих разногласиях сыграла Екатерина II, которая с самого начала взялась за воспитание Александра. И тот с самых ранних лет в нравственном отношении был сбит с толку неправильным воспитанием. Екатерина, незадолго до смерти, пыталась привлечь Александра II взойти на престол, минуя своего несчастного отца. Но все эти желания великой императрицы неожиданно прервались ее смертью 6 ноября 1796.

Говоря о первом периоде жизни Павла, как наследника престола, К. Валишевский пишет, что дальнейшая судьба и кончина Павла, это следствия трагических событий детства, когда сторонники Екатерины убили его отца Петра III, что родило в Павле страх до конца всех его дней. Несмотря на все усилия его воспитателей, они не смогли удержать или подавить его страхи, его иногда больные фантазии, неумение управлять собственными эмоциями, горячность, нетерпеливость, постоянное ожидание покушения на его жизнь со стороны неизвестных или придуманных им врагов. Измена первой любимой жены рождает в нем неуверенность и недоверие к людям. Кровавые события французской революции рождают страх перед революцией в России и Европе, и он пытается защититься системой прусского образца управления государством, беря за образец прусского короля, "философа на троне" (С.40), Фридриха II. Знакомство с мальтийским орденом развивает в Павле I романтический склад личности. Взаимное недоверие между сыном и матерью рождает постоянную подозрительность и долгое ожидание престола, страх потерять его в будущем.

На престол должен был вступить сам для себя непредсказуемый, неуправляемый своими эмоциями новый император России Павел I.

Глава II. Царствование Павла I

К. Валишевский подробно представляет читателю события, произошедшие в период начала царствования Павла I. Вот лишь ключевые моменты этого времени: находясь в Гатчине и узнав о смерти матери, Павел сначала не поверил, подумав, что это провокация. Но, когда ему об этом сообщили представители различных слоев общества, он, ожидавший столько лет престола, на время даже растерялся. Но вскоре, уже упоенный неожиданно свалившейся властью, Павел был верен своим фантазиям. И одну из них воплотил в жизнь. Едва вступив на престол, Павел приказал извлечь тело своего отца Петра III из могилы в Александро-Невской лавре, надел ему на голову корону, тем самым, возвратив ему его императорский титул, поскольку, когда Петра III убили, он был отречен от власти. Затем Павел дал эту корону убийце Петра А.Орлову, который и нес ее вдоль выстроенных вдоль Невского войск за гробом убитого им императора.

5 апреля 1797 года совершилась коронация самого Павла, и в этот же день было обнародовано несколько важных узаконений.

Указ о престолонаследии устанавливал определенный порядок в наследовании престола и полагал конец провозглашенному Петром I произволу государя в деле назначения себе преемника. "Учреждение об Императорской Фамилии" определяло порядок содержания лиц царствующего дома, отводя для этой цели особые, так называемые удельные имения, и организуя управление ими. По этому акту престол переходит старшему в роде по мужской линии. Что касается женщин, то они вправе получить наследство на престол только по пресечению всех мужских представителей династии.

Другой указ. изданный под той же датой, касался крепостного крестьянства и, запрещая отправление барщины по воскресным дням, заключал в себе совет помещикам ограничиваться трехдневной барщиной крестьян. Большинством этот закон понят был в смысле запрещения более высокой барщины, чем три дня в неделю, но в этом понимании он не нашел себе практического применения ни при самом Павле, ни при его преемниках. Последовавший через некоторое время указ запретил продавать в Малороссии крестьян без земли. С этими указами, во всяком случае, говорившими о том, что правительство вновь взяло в свои руки охрану интересов крепостного крестьянства, плохо гармонировали другие действия Павла, направленные к увеличению числа крепостных. Будучи убежден, по незнакомству своему с действительным положением вещей, будто участь помещичьих крестьян лучше участи казенных, Павел за время своего кратковременного царствования роздал до 600 000 душ казенных крестьян в частное владение. С другой стороны, права высших сословий подверглись при Павле серьезным сокращениям, сравнительно с тем, как они были установлены в предшествовавшее царствование: важнейшие статьи жалованных грамот дворянству и городам были отменены, уничтожены были и самоуправление этих сословий, и некоторые личные права их членов, как, например, свобода от телесных наказаний.

Историк считает необходимым отметить особенность деятельности Павла: за 100 лет от начала царствования Петра 12 дворянских дворов получили княжеское и графское достоинство; Павел же отличается и в этом направлении -- за четыре года правления он создал пять новых княжеских фамилий и 22 графские.

В государственной деятельности Павел, по мнению К. Валишевского, допускал несуразности, а иногда и перегибы. Павел приказал майору К. Ф. Толю изготовить модель Санкт - Петербурга так, чтобы не только все улицы, площади, но и фасады всех домов и даже их вид со двора были представлены с буквальной геометрической точностью. Он запретил слова "клуб", "совет", "представители", "гражданин", "отечество". Издал указ, в котором определялось, во сколько часов жители города должны гасить свет в своих домах. Через обер-полицмейстера Павел запрещал танцевать вальс, носить широкие и большие букли, бакенбарды. Устанавливал цвета воротников, обшлагов, женских сюртуков и т. д.

Автор монографии ни раз упоминает роль Пруссии в формировании политических взглядов Павла I. Тот, напуганный событиями Французской революции, стремился создать в России государство абсолютного порядка. А образцом для него служила именно Пруссия. Отсюда и прусская муштра в гвардии и армии, прусская форма, прусская железная дисциплина. Павел хотел, чтобы гвардия, сделавшаяся с давних пор лишь игрушкой, занялась теперь серьезной работой. Но последствием слишком радикальной военнойреформы стал созданный очаг оппозиции новому режиму. Резкие поступки, капризы и странности нового государя приводили всех в смятение. Конечным итогом такого хода дел было полное расстройство всего административного механизма и нарастание все более серьезного недовольства в обществе. Убежденный в необходимости охранять русское общество от превратных идей революции, Павел предпринял целое гонение на либеральные мысли и заморские вкусы, носившее при всей суровости, с какой оно совершалось, довольно курьезный характер. В 1799 году были запрещены поездки молодых людей за границу для учения, и для избежания надобности в таких поездках основан Дерптский университет. В 1800 году был запрещен ввоз всяких книг и даже нот из-за границы; еще ранее, в 1797 году были закрыты частные типографии и установлена строгая цензура для русских книг. Одновременно с этим, налагался запрет на французские моды и русскую упряжь, полицейскими приказами определялся час, когда жители столицы должны были тушить огни в домах, из русского языка изгонялись слова "гражданин" и "отечество" и т. п. Правительственная система, таким образом, свелась к установлению казарменной дисциплины в жизни общества.

Что касается внешней политики. то Валишевский показывает и в ней влияние неоднозначной натуры государя. Павел придерживался сначала антифранцузских настроений и на просьбу австрийского императора Франца II спасти Европу от французов, и, прежде всего Италию, посылает великого Суворова, а на море - адмирала Ушакова. Противоречивая натура Павла сказалась и в создании им союза между Россией и Турцией, направленная против Франции. Но, разочаровавшись в действиях Австрии, фактически предавшей армию Суворова на гибель, так как боялась усиления влияния России на Балканах и в Италии, и неожиданно для всей Европы Павел рвет отношения с Англией и Австрией и создает союз с Наполеоном. Павел своим большим умом понял, что время романтической французской революции закончилось, начинается время захватов колоний, земель, начинается созидание Французской империи. Он написал письмо Наполеону, в котором указал, что не нужно им спорить, важно говорить о создании мира в Европе, в котором она так остро нуждается. В то время адмирал Нельсон захватил Мальту, столицу Мальтийского ордена. Мальтийские рыцари бежали и предложили титул гроссмейстера ордена Павлу, как защитнику тронов и алтарей. Итак, Павел стал главой Мальтийского рыцарского ордена. Считая себя рыцарем, защитником веры и власти от посягательств французской революции, в нем проявилась и его романтическая натура. В облике Павла соединилось 3 человека: рыцарь Мальтийского ордена - поклонник прусского короля Фридриха II - почитатель французского абсолютизма эпохи Людовика XIV. В этих трех понятиях и складывалась противоречивая натура Павла, в громадной степени отражавшая противоречивость той эпохи, в которой он жил. Валишевский пишет, что Павел I - это "Иерусалим-Версаль-Потсдам" (С.417).

Историография павловского царствования изобилует общими оценками характера внутриполитической деятельности того времени. Между тем, государственные преобразования эпохи Павла I недостаточны изучены. В их ряду не последнее по значимости и своеобразию место занимает городская реформа. Выяснению причин, целей, хода и результатов ее реализации в Москве, а также осмыслению обстоятельств, сопровождавших ее отмену, Валишевский уделяет много места в своей монографии. В конце XVIII века городское благоустройство Москвы обеспечивалось, главным образом, натуральными повинностями податного населения столицы. Денежные отчисления на общегородские нужды были невелики, причем большая часть этих средств расходовалась на содержание судебных органов и думы. Все финансовые распоряжения последней были поставлены под жесткий контроль губернского начальства. Два важных павловских нововведения - передача полиции на содержание городской казны и строительство казарм для войск и квартир для приезжих чиновников - существенно изменили характер и сферу хозяйственного и финансового попечения столичных органов управления. Эти мероприятия стали ответом на проблемы, волновавшие еще екатеринскую администрацию. Реформа городского управления в Москве была попыткой приспособить столичный административный механизм к новым условиям, сложившимся в результате указанных преобразований. Приоритетным для законодателя являлось создание действенной системы городских учреждений, способных исполнять поручения и нести реальную ответственность перед вышестоящей властью. Устав Москвы, изменивший состав, структуру и функции столичных органов управления, создавался на основе нового петербургского положения. При составлении последнего был традиционно использован прусский опыт. Особенностями нового административного устройства в Москве было создание жесткой исполнительной вертикали, усиление отчетности и контроля за деятельностью органов, отвечавших за состояние городских финансов, размещение войск и снабжение населения продовольствием. Повысился административный статус столичных учреждений и должностей, произошло обособление городского управления от губернского. Увеличились расходы на управление. Административно-хозяйственные преобразования привели к утверждению первого городского бюджета, явились непосредственным поводом к изданию положения, легализовавшего крестьянскую торговлю в городе, и обусловили составление цехового устава. Рост налогообложения поставил проблему уравнительного распределения повинностей и сборов. К последним было привлечено и московское дворянство.

В последствии, упразднив павловские административные установления в столицах и восстановив в общих чертах городское законодательство Екатерины II, Александр I подтвердил, тем не менее, произошедшие финансово-хозяйственные изменения. Вскоре, однако, выяснилось, что простое возвращение к прежней системе учреждений невозможно, ибо не гарантировало успешного и надежного управления. Начался поиск приемлемой в новых условиях формы столичного административного устройства. В данном контексте реформа управления Москвой при Павле I представляется началом этого процесса.

Рассмотрев царствование Павла I, Валишевский задумывается, а был ли сын Екатерины действительно душевно больным. Ранее общепризнанным считалось мнение о гибельности и самодурстве правления Павла I. Но последние годы его правления это мнение все - таки как никак опровергают. И первое место в опровержении занимает прогресс науки в период царствования Павла, его меценатство в области искусства и литературы. Павел в течение двадцати лет был противником политики и царствования Екатерины II, заслуги которой, тем не менее, признаются всеми, несмотря на некоторые ошибки. Он задумал, подготовил и хотел произвести полный переворот правления, которое дало России могущество и блеск, каких она не имела с тех пор. Достигнув власти, он если и не привел этого плана в исполнение, то, во всяком случае, пытался это сделать. К. Валишевский называет Павла "подлинным сыном революции, которую он так пламенно ненавидел и против которой боролся" (С.XX). Поэтому его нельзя назвать ни сумасшедшим в патологическом значение этого слова, ни даже слабоумным, хотя он и был способен на некоторое безрассудство. Историк объясняет это тем, что император, как человек посредственного ума, не мог устоять против общего умственного кризиса, заставлявшего бредить даже самых сильных того времени. Таким образом, Валишевский оправдывает все поступки Павла, примкнув скорее к мнению людей, которые принимают буйность и опрометчивость за силу гениальное вдохновение, нежели к тем, кто, высказываясь о характере Павла, считает его психически ненормальным.

Глава III. Трагедия Павла I

По мнению К. Валишевского, смерть Павла I породила множество загадок, и, чтобы тщательнее в них разобраться, автор, как можно более детально, представляет события предшествующие смерти государя. Итак, постепенно окружение Павла: придворная знать, гвардия, особенно ее верхушка, чиновничество, дворянство, родственники Павла начинают испытывать на себе огромный гнет его требований, его часто невыполнимых приказов, противоречащих друг другу, порою весьма жестоких. С юности, боявшийся покушений, заговоров, переворотов Павел всегда опасался за свою жизнь, не доверяя никому. Людей, которых он любил, было очень мало. С тех пор как ему изменила его первая жена Наталья Алексеевна, он перестал верить людям. И доверял только своему бывшему парикмахеру графу Кутайсову, крещеному турку. Требовавший точного исполнения правил этикета в своих роскошных дворцах, видевший во всем стремление умалить его значение, как верховного монарха. Петербургское общество каждодневно испытывало ужас перед царем. На парадах и смотрах генералы и офицеры испытывали страх перед выходками царя. Иногда Павел, лишая дворянства офицера за малейшую провинность, мог подвергнуть его и телесным наказаниям, что было невозможно во времена Екатерины II. В обществе нарастало напряжение, сопровождающееся страхом перед Павлом. Что касается мнения самого Валишевского, то он выделяет, что трагическая кончина государя не была ни исключительно, ни даже главным образом, обусловлена его ошибками и оскорблениями окружающих. Наоборот, именно его лучшие стремления привели Павла к гибели. Не могло простить окружение императора оскорбление их тщеславия, сокращения хищений, ими совершаемых.

Сближение с Наполеоном и разрыв с Англией рождает среди придворных и гвардии стремление избавиться от Павла. Общество искало выхода, следствием этого была организация нескольких заговоров против Павла. И самым главным действующим лицом последнего заговора был генерал-губернатор Петербурга, и доверенное лицо Павла I граф П.А. фон дер Пален. Он решил сделать знаменем заговора сына Павла Александра, любимого внука Екатерины II, которого она хотела возвести на престол, минуя Павла. Александр, воспитанный между двумя огнями, вынужденный угождать своей великой бабушке и своему суровому отцу, стал двуличным и уклончивым от конкретных ответов и мнений. Эту двуличность наследника использовали заговорщики. В целях конспирации фон дер Пален встретился с Александром в бане и объяснил ему положение страны, управляемой безумным царем. В качестве весомого аргумента он привел то, что если они не будут действовать, то могут действовать другие заговорщики, которые убьют Павла. Потому как он сам убивать не будет, только возьмет отречение от престола. Пален собрал всех заговорщиков ночью с 11 на 12 марта 1801 на квартире у командира Преображенского полка генерала Талызина, разделил заговорщиков на две группы. Одну возглавил бывший фаворит Екатерины II П.А.Зубов со своим братом Николаем, вторую группу Пален возглавил сам. Большую роль в смерти Павла сыграли действия английского посла Витворта в России. Он становится центром заговора против императора Павла, чья политика не устраивает Англию, к-я была заинтересована в разрушении намечавшегося военно-политического союза Павла с Наполеоном.

В то время, когда Пален направлял свою первую группу к Павлу, тот уже 40 дней жил в Михайловском замке. На месте, где был построен Михайловский замок, когда-то находился деревянный дворец Елизаветы Петровны, где и родился Павел 20 октября 17 54. Начиная строительство замка, Павел сказал: "Где родился, там и умру" (C.90). Валишевский приводит интересное наблюдение о том, что на главном фасаде Михайловского замка бронзовыми золотыми буквами была сделана надпись из Евангелия: "Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней". Количество букв в надписи равно количеству лет, прожитых Павлом.

При отправлении первой группы, Пален рассчитывал на то, что если заговорщики убьют Павла, то он слово, данное Александру сдержит, так как не он убьет Павла. Если же не убьют, то Пален придет освободителем Павла от заговорщиков. Поэтому он специально шел достаточно медленно к замку. В книге Валишевского даже дан план бельэтажа Михайловского замка с расположением комнат Павла и его жены Марии Федоровны. Последнее время, недоверяя сыну и жене, Павел приказал наглухо запереть двери в комнату жены. А из спальни-кабинета Павла вела потайная лестница на нижний этаж, где жила фаворитка Павла Анна Лопухина. Все заговорщики были пьяны, когда фон дер Пален приказал действовать, никто сначала даже не пошевелился. С первой группой заговорщиков пошел хладнокровный немецкий генерал Бенигсен. Как внутри, так и снаружи замка было огромное количество караулов. Среди них был батальон гвардейского Семеновского, шефом которого был Александр II. Буквально за 2 часа до смерти Павел лично удалил от своей спальни эскадрон конной гвардии под командованием полководца Саблукова под предлогом того, что они революционеры-якобинцы. И поэтому вместо караула поставил двоих камердинеров. Заговорщики без труда разобрались с такой охраной и ворвались в спальню, взломав дверь. Но Павла там не оказалось. В испуге некоторые заговорщики пытались выскочить из спальни, другие пошли искать Павла в других помещениях. Остался только Бенигсен, он хладнокровно обошел все углы спальни и увидел ноги Павла, торчащие из каина. Вернувшись, один из заговорщиков велел Павлу подписать отречение от престола. Павел отказался, начал спор с Н. Зубовым, ударил его по руке, а Николай тогда ударил Павла золотой табакеркой в висок. Заговорщики накинулись на Павла и жестоко убили его. Павел умер в страшных мучениях. Валишевский описывает произошедшее, как нападение беспорядочной пьяной толпы на беззащитное существо, несомненно, сочувствуя императору. Когда Пален доложил Александру о смерти его отца, тот в слезах закричал, что ведь Пален обещал не допустить убийства. На что Пален резонно ответил, что он сам и не убивал и добавил, что мол, хватит ребячиться, ступайте царствовать. Александр никогда не забывал этой страшной смерти своего отца и не мог обрести спокойствие.

Валишевский приводит свои размышления, на тему, действительно ли так нужно было убийство императора Павла I. Если та доля безумия, которую Павел вносил в свои действия делала неизбежным его удаление от власти, то еще не доказано, что это нужно было достичь именно с помощью убийства государя. Такая форма расправы была следствием крайне революционного характера, который уже в течение двух веков носили в этом государстве перемены правительства или династии.

Проанализировав монографию, можно сказать, что К. Валишевский считал Павла I человеком умным, образованным и воспитанным. В нем так же отмечал доброту и чувство справедливости. Но беда его заключалась во вспыльчивом и подозрительном характере. Впрочем, если учесть обстоятельства его смерти, то подозрительность не была рождена на пустом месте. В порыве гнева Павел был похож на безумного тирана. Деспотизм и тирания в его правлении виделись многим людям его эпохи. Его реформы и преобразования характеризовались спонтанностью, порывами эмоций и чувств. В глазах многих современников его правление было продиктовано его прихотями и капризами в попытках придавить высшие сословия общества, и поэтому заговор осуществлен был представителями этого сословия. Своей государственной деятельностью Павел вызвал ненависть дворянства.

Историк полагал, что Павел I стал жертвой целой совокупности обстоятельств, которые обусловливали его темперамент и его судьбу. Прежде всего, он был жертвой непосильной задачи, выпавшей на его долю, или взятой им самим и горделивой самонадеянности, позволившей ему думать, что он способен эту задачу выполнить. Далее, он был жертвой своего более чем на три четверти немецкого происхождения, своего французского воспитания, русской среды, в которой тонуло и то, и другое, и смеси несогласующихся между собой элементов - рыцарских идей и прусского формализма, введенных в систему управления Россией. Наконец, он был жертвой болезненных наклонностей, являвшихся неизбежным следствием этой неправильной обстановки и усиленных влиянием политической и нравственной нестабильности эпохи. Павел I, по мнению Валишевского, открыл новый путь для развития России. Возможно, такое царствование Павла и было необходимо, для того чтобы пустить страну к освободительному направлению близкого будущего. Этим путем, среди препятствий, неизбежных столкновений и отступлений, следовал затем Александр II, и чтобы найти объяснение такому направлению истории, необходимо обратиться к эпохе Павла I, полагает Валишевский.

Книга "Сын Великой Екатерины. Император Павел I" в целом является ценным источником для изучения отечественной истории. Поскольку в ней подробно рассказывается о положении страны во время правления Екатерины II и Павла I, о героических Итальянском и Швейцарском походах русской армии под командованием А.В. Суворова, о радикальной ломке всего, что создала Екатерина II, о многих исторических персонажах. К примеру, об участниках заговора против императора, таких как граф Бенигсен (генерал, родом из Ганновера, на русской службе с 1773г.) и граф Пален (военный губернатор Петербурга, генерал кавалерии); о круге людей, хорошо знавших императора: Растопчин Ф.В. (генерал - адъютант, Московский губернатор, располагал огромнейшим доверием императора), Лопухин П.П. (брат Анны Петровны, которой поклонялся Павел I), Саблуков Н.А. (офицер конной гвардии, полковник), Фонвизин М.А. (генерал-майор к 1825г. племянник Д.И. Фонвизина, декабрист), графиня Головина В.Н. (фрейлина), Адам Чарторыйский (польский князь и министр иностранных дел России), Суворов А.В. (генералиссимус, граф Рымникский), Кутузов М.И. (генерал - фельдмаршал, князь, дипломат); о многочисленных иностранцах в России: послы, иностранные императоры, бароны.

В книге мне понравился язык изложения, он достаточно понятен для любого читателя, несмотря на всю серьезность монографии. Также несомненный плюс, это то, что в книге представлено большое количество фотографий различных исторических персонажей, событий, архитектурных сооружений, связанных с личностью Павла I. Монография отлично структурирована, что позволяет быстро и без проблем находить интересующий читателя временной отрезок.

Сам Павел представляется мне никем не понятым, глубоко несчастным человеком. О Павле писали как об эксцентричном полусамсшедшем императоре. После прочтения книги я поняла, что ни все так просто в личности Павла. Формирование непростого характера государя началось еще в детстве после трагических событий, случившихся с его отцом. Когда я прохожу мимо Михайловского замка, где убили Павла, меня охватывает необъяснимая грусть, да так, что можно поверить рассказам экскурсоводов о том, что порою в замке появляется призрак самого Павла, а на ум мне в тот момента приходят строки Пушкина:

Глядит задумчивый певец На грозно спящий средь тумана Пустынный памятник тирана, Забвенью брошенный дворец…

реферат по дисциплине История и исторические личности на тему: Монография К. Валишевского "Сын Великой Екатерины. Павел I"; понятие и виды, классификация и структура, 2014-2015, 2016 год.