Руководства, Инструкции, Бланки

образцы росписи гжель img-1

образцы росписи гжель

Рейтинг: 4.5/5.0 (1886 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Гжельская роспись: узоры для начинающих

Гжельская роспись: узоры для начинающих. Роспись посуды гжельскими узорами

Гжель, небольшой город в Московской области, - центр известного художественного промысла России. Так называемый Гжельский куст занимает обширную территорию и включает в себя 27 деревень, население которых издавна занимается росписью разнообразных изделий из белоснежного фарфора и фаянса. История гжельского промысла прослеживается с 14-го века, с того самого времени, когда под Москвой обнаружили богатое глиняное месторождение. Материал был разнородным: в верхних слоях располагались слои простой красной "ширевки", ниже залегали пласты "пушнины" бледно-желтого цвета, а в самой глубине раскинулась "мыловка" - нежнейшая белая глина, прекрасный материал для изготовления высококачественных фарфоровых и фаянсовых изделий.

Аптекарские нужды

Некоторое время из белой глины делали посуду и прочую кухонную утварь. Затем появился царский Аптекарский указ, предписывающий отправку всего добытого сырья в Москву для потребностей медицины и фармацевтики. Изготовление кухонной посуды пришлось отложить, однако через некоторое время были открыты дополнительные залежи белой глины, и, таким образом, материала уже было достаточно и для аптек, и для гончарного производства. Во время изобилия сырья и зародился художественный промысел под названием гжель.

Мировая известность

Гжельская роспись, узоры которой отличаются особым стилем, стала распространяться по России. Первое время художники использовали разноцветные краски. Затем гжельская роспись, узоры, тематика рисунка и общий стиль несколько изменились. Основным колером стала ярко-синяя кобальтовая краска. С тех пор гжельская роспись, узорчатостью которой восторгаются люди во всем мире, стала классическим сочетанием двух цветов - белого и синего. Подлинные изделия не допускают каких-либо других оттенков, только в отдельных случаях художник может использовать золотую краску для легкого декорирования.

Расцвет

Знаменитая гжельская роспись (узоры, орнаменты, растительная тематика и многое другое из того, что составляет основу уникального художественного стиля) получила развитие в 19-м веке. В богатых домах России считалось хорошим тоном сервировать обеденный стол посудой из гжельского фарфора. В первую очередь за этим стоял патриотизм, гордость за свою страну. К тому же бело-синие тарелки и супницы стоили на порядок дешевле мейсенского фарфора.

Изображения на изделиях также были исключительно на русскую тематику. Охота с собаками, пляски на Масленицу, крестный ход на Пасху и многие другие события истинно русского характера изображались на столовой посуде. Таким образом, гжельская роспись, узоры которой были близки по духу россиянам, становилась все более популярной.

Ручная работа

В начале 20-го века заводчики Подмосковья делали попытки поставить производство бело-синих изделий на поток, однако эта идея провалилась. Роспись посуды гжельскими узорами непременно должна делаться вручную опытными художниками, которые способны вложить в свою работу душу. Механическое нанесение рисунка уничтожает суть искусства, изделие становится безликим.

Гжельская роспись, узоры и орнаменты, геометрические фигуры или сюжеты из деревенской жизни - все это результат творчества талантливых художников, работающих на предприятиях народных художественных промыслов "Гжельского куста". Первым признаком мастерства художника считается наличие в росписи полутонов, когда бледно-синие штрихи чередуются с яркими и насыщенными.

Гжельская роспись: узоры

Цветок, его нежные лепестки, стебель растения, листики на тонких черенках… Все это является классической темой гжельской росписи. Растения изображаются в стилизованном виде, но их характерные признаки просматриваются, ягоды смородины не спутаешь с калиной, а крыжовник не назовешь шиповником, даже при том, что все растения, цветы и ягоды одинакового ярко-синего цвета.

Детская тематика

Значительная часть изделий гжельских народных промыслов посвящена детям. Это лошадки и слоны, ослики и жеребята, разрисованные вагончики с паровозиком, машины и самолеты, на которых присутствует гжельская роспись. Узоры для детей так же искусны, как и для взрослых, но с гораздо большей ответственностью подходит к работе художник. Ведь ребенок ни в коем случае не должен разочароваться. Поэтому художники, приступая к росписи игрушек и других изделий детского ассортимента, стараются выполнить работу как можно лучше.

Мастер-классы

В производственных объединениях гжельских народных художественных промыслов работают секции по обучению желающих овладеть искусством росписи. Будущие художники проходят специальные курсы рисунка и технологий создания знаменитых бело-синих фарфоровых изделий, осваивают такой вид народного промысла, как гжельская роспись. Узоры для начинающих упрощенные, тем не менее процесс обучения состоит из нескольких этапов.

Первые уроки включают в себя обучение рисунку, а точнее, нанесению контуров будущего изображения. Штрихи наносятся чертежным карандашом средней мягкости на бумагу типа ватмана без нажима, чтобы можно было ластиком стереть неудачно обозначенные линии.

После того как контурный рисунок готов, можно приступать к раскраске. Пробное изображение лучше сделать водорастворимой краской - акварельной, акриловой или гуашью. Кисточка для это подойдет любая, но для начала можно воспользоваться 2-м номером. На отдельном кусочке бумаги следует сделать несколько мазков, чтобы подобрать синий цвет, подходящий по насыщенности. Затем нужно попробовать нарисовать цветок. Если изображение на бумаге получилось удачно, то на следующем этапе можно приступить к росписи керамического изделия.

Разнообразие рисунка

В базе данных каждого гжельского предприятия по выпуску керамики есть сюжетные и тематические зарисовки, используемые при необходимости технологами. Разнообразная гжельская роспись, узоры, фотографии, рисунки, копии - все идет в дело, когда нужно запустить очередную серию изделий.

Отдельными партиями выпускается авторская продукция, когда изделия от начала до конца выдерживаются в статусе эксклюзивности. Форма их уникальна, роспись неповторима. Такая гжель ценится высоко, знатоки стараются приобрести именно эту продукцию. Первосортные изделия отличаются от обычных детальной проработкой рисунка. Художник прорисовывает мельчайшие нюансы, и в результате рождается истинный шедевр гжельского народного промысла.

Продажа на месте

В последнее время появилась хорошая традиция - при гжельском производстве открывать магазин по реализации изделий местных мастеров. Произведения искусства стали более доступны, увеличился выбор. Крупные предприятия гжельского промысла наладили выпуск суперсервизов, наподобие тех, которые поставлялись императорскому двору в 19-м веке. Представители прежних поколений помнят наборы столовой посуды из 120 и более предметов. Были сервизы и поменьше, на 12 персон из 84 предметов. И совсем маленькие, на двоих, под названием "Тет-а-тет". Был сервиз даже на одну персону, миниатюрный, который назывался "Эгоист".

Царская монополия

В те далекие времена много гжельской продукции уходило за границу. Европейцы вывозили изделия русских мастеров вагонами. Так продолжалось довольно долго, пока главным покупателем заводской продукции не стало русское императорское казначейское ведомство. Довольно быстро возникла монополия, которая подчинила себе производство гжели, и с тех пор вся продукция отгружалась на склад казначейства.

Перспективы

В настоящее время гжель востребована как никогда. Заводы и небольшие мастерские работают с полной нагрузкой. Все жители так называемого Гжельского куста заняты на производстве белоснежной расписной керамики.

Другие статьи

Гжельская роспись

Гжельская роспись



Гжельская роспись Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань. Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.



История Название Гжель имеет балтийское происхождение, вследствие чего наиболее близкие ему топонимические параллели находятся на западе, в области балтийской гидронимии. Так, в левобережье верхнего Приднепровья находим реку Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать (правый приток Вазузы), а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель (чередование ж-з в названиях Верхнего Поднепровья встречается часто). Допускается образование гидронима Гжель из балтийского gud(i)-el- (сравни др.-прусск. 'кустарник'). Эта основа широко представлена в балтийской гидронимии: прусск. Gudeniten, лит. Gudelupis, латыш. Guddel, курш. Gudde и ряд других.



История Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, како же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская…. которой нигде не видал я белизною превосходнее…».





История К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы.



История После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и кумганы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.



История Около 1800 года в деревне Володино[неоднозначная ссылка] Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели.



История Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы.



История Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта железнодорожная станция, получившая название по местности — Гжель. Выросший при станции посёлок также называется Гжель. Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых «Посёлок известкового завода», или «Известковый» (по имени находившегося здесь и снесённого известкового завода), и «Посёлок кирпичного завода», или «Труженик».




Похожие:

Современные образцы гжели - Фото 26945-20

Современные образцы гжели

Давай рассмотрим современные образцы гжели. В ней по-прежнему разливается синь-синева; словно небеса, синяя гладь рек и озер сошла на белизну посуды.

Фото 20 из презентации «Гжель как искусство» к урокам изо на тему «Роспись»

Размеры: 1224 х 1051 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать фотографию для урока изо, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Для показа фотографий на уроках Вы также можете бесплатно скачать всю презентацию «Гжель как искусство» со всеми фотографиями в zip-архиве. Размер архива - 2074 КБ.

Роспись

краткое содержание других презентаций о росписи

«Майданская роспись» - Цветочки. Кому-то пришла в голову мысль заполнить пространство. Ягоды и бутоны. Вопросы. Майданская роспись. Майданские образы не копируют настоящие. Павел Полин купил аппарат для выжигания по дереву. Давайте познакомимся с основными элементами. Представление о празднике. Нижегородский край знаменит своими деревянными игрушками.

«Элементы городецкой росписи» - Ромб. Венок. Роспись разделочных досок. Фантазии. Сюжетная роспись. Производство детской мебели. Ассортимент изготавливаемых вещей. Композиция. Рисование цветов и листьев. Городецкая роспись. Типы орнамента. Расположение города. Цветочная полоса.

«Жостовская роспись» - Композиционное решение подноса. Какие мотивы преобладают в орнаменте просмотренных работ. Цветочный мотив. Гжель. Презентация. Перейти. Объемы цветов и листьев как бы вырастают из глубины фона. Достойное место в коллекции Жостова занимает сюжетная живопись. Спасибо. ЖОСТОВО и ФЕДОСКИНО. Искусство жостовской росписи.

«Роспись под гжель» - Михайло Ломоносов. Гжельская роза. Восстановление промысла. Серая глина. Гжельская роспись. Мазок с тенями. История промысла. Сюжеты. Фаянс и фарфор. Фарфор. Роспись «одной кистью». Игрушки. Среднеширокая кисточка. Технология производства керамики.

«Промысел гжель» - Синие птицы по белому небу. Пористый гипс. Элементы так называемой. Гжельские мастера. Городок Гжель. Мазок состоит из различных оттенков синего. К середине мазка нажим кисти становится слабее. Мазок с тенями. Как украшали свои изделия гжельские мастера. Гжель. Краска синего цвета. Посуда. Старинный городок.

«Жостово» - Поднос готов. Венки из цветов. Тонкие линии. Крупные формы. Наметь композицию. Жостовский мастер. Прикладное искусство. Придумай и распиши свой поднос. Свободная манера письма. Темные места. Жостово. Промежутки. Формы подносов. Основные пятна. Ты будешь работать гуашью. Присмотрись к росписи подносов.

Всего в теме «Роспись» 25 презентаций

Изо

Гжельская роспись

Гжельская роспись

Гжельская керамика привлекает к себе всех, кто любит и ценит красивые вещи. Давайте же и мы приобщимся к этой красоте. Гжель – это один из центров России, где на протяжении 670 лет производят керамические изделия. Слово “гжель” имеет балтийские корни и, вероятнее всего, произошло от названия реки “Агжелка”, которая протекает недалеко от рассматриваемой области. Гжельская керамика известна по всему миру благодаря своему уникальному кобальтовому цвету и замысловатому орнаменту.

Как появилась гжельская роспись?


С середины 17 века в Гжели велась добыча различных сортов глины. Из неё изготавливали посуду, кирпичи, изразцы и детские глиняные игрушки. Посуду расписывали коричневой, жёлтой и лиловой краской. Мотивом служил окружающий мир: цветы, деревья, травы, животные.

Раскрашивали все изделия вручную, поэтому они имели неповторимый рисунок и зависели от фантазии каждого отдельного мастера. В 18 веке обнаруживается новый сорт белой глины, на который впоследствии переходит всё производство. К глине стали добавлять известь, и полученный материал назвали полуфаянсом.

В то же время синий цвет росписи становится самым популярным. Такой цвет лучше всего выглядит на фоне белой глазури, при обжиге приобретает необычное сияние и меньше всего даёт брак. Расцвет гжельской керамики приходит на середину 19 столетия. Именно тогда Гжель стала основным поставщиком керамики по всей России. Открываются новые заводы, вырабатываются новые техники и способы росписи, совершенствуется состав глины.

После революции большинство местных заводов пришло в упадок. Только в середине 20 века начинается постепенное восстановление производства. В декорировании начинают использовать золотые обводки, это стало характерной чертой гжельской росписи и фирменным знаком, дошедшим до наших дней. Посуда, игрушки, статуэтки с гжельской росписью – это настоящие произведения искусства, созданные из неповторимых узоров и ярких мотивов.

Элементы гжельской росписи


Излюбленным узором гжельской росписи стала роза. Чаще всего её рисуют крупными широкими мазками, начиная с центра рисунка. Ещё один популярный мотив – это птицы. Их изображают в разных позах: поющими, летящими, сидящими на ветке. Часто встречаются сцены из повседневной жизни людей: охота, праздники, различные битвы и т. д. Узоры уникальны, ведь каждое изделие расписывается вручную.

Как рисовать гжельской росписью?


Мастера гжельской живописи применяют очень необычную технику росписи. Обычно её называют “мазком на одну сторону”. Суть её заключается в том, чтобы тёмный оттенок синего плавно переходил в светлый. Чтобы получить такой эффект нужно правильно распределить краску на кисти – у края взять больше, в середине меньше. Для работы используют толстые кисти с тупым концом (размер 8 и 10).

Художники используют только один цвет краски. Характерные полутона и оттенки мастер должен сам создать с помощью кисти. После обжига орнамент приобретает новые оттенки, которые переливаются при определённом освещении. Ещё один приём, который используют при гжельской живописи, называется “ситчик”. Это тончайший орнамент, наносящийся при помощи кончика кисти.

Одноцветная гжельская роспись никак не кажется однотипной и скучной. Синий цвет и его полутона на контрастном белом фоне смотрятся оригинально и ярко. Такое изысканное мастерство делает гжельскую керамику популярной во всем мире.

Мама для мам: Сказочная гжель

"Сказочная гжель". Художественный альбом для занятий с детьми 5-9 лет

Данное методическое пособие познакомит Вашего ребенка с историей и традициями искусства Гжели. Изучая особенности данного вида искусства, ребенок освоит основные принципы построения орнамента и законы композиции. Уроки на страницах альбома научат Вашего ребенка воспроизводить традиционные для Гжели элементы узора: сеточки и линии, точки, мазки и бордюры, а также чувствовать игру света, тени и оттенки красок.

Цель. Знакомство с традиционным русским художе­ственным промыслом — «Гжельская керамика» и освое­ние простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки и сеточки).

Это вводное занятие, на ко­тором дети получают самое общее представление о дан­ном виде народного промысла, его истории и этапах раз­вития. Прежде чем приступать непосредственно к рисованию, следует рассказать детям о промысле, пока­зать иллюстрации или изделия гжельских мастеров, вос­пользоваться материалами из альбом ов, слайдов, плака­тов, открыток. Хорошо, если есть возможность сводить детей в музей прикладного искусства.

Сначала дети на отдельном листке бумаги учатся получать различные оттенки си­него цвета, разбавляя краску водой и белилами. Затем выполняют задание в тетради — учатся проводить пря­мые параллельные линии, рисовать точки и кружочки, повторяя и дорисовывая предложенные узоры. Для этой работы лучше воспользоваться тонкой кистью (№ 20-4).

Цель. Освоение простого гжельского орнамента-се­точки.

Детям следует рассказать, чем отличается большое красивое блюдо для праздничных застолий от повседневной посуды, которой люди пользу­ются каждый день. Затем дети внимательно рассматрива­ют узор на блюде и пытаются уловить закономерность расположения орнамента.

Дети должны, уловив законо­мерность расположения орнамента, закончить оформле­ние блюда. Все элементы орнамента рисуются сразу кис­тью, без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя паль­цами перпендикулярно поверхности листа. Лист (альбом ) можно смело вращать так, чтобы рука с кистью находи­лась в естественном и удобном положении.

Цель. Освоение традиционных гжельских орнамен­тов и бордюров.

Дети внимательно рассмат­ривают представленные образцы орнаментов, слушают рассказ педагога о принципах построения орнамента в на­родном искусстве.

Дети выполняют упражнения на повтор главных элементов гжельской росписи. Все эле­менты орнамента рисуются сразу кистью, без нанесения предварительного рисунка карандашом.

Цель. Освоение традиционных форм гжельской рос­писи в полосе.

Практическое занятие предва­ряет короткий рассказ педагога, в котором он акцентирует внимание детей на том, что именно в гармоничном сочетании посудной формы и скульптуры заключается прелесть гжель­ской художественной майолики.

Гжельские мастера всегда искали какую-нибудь интересную форму для посуды, и еще они очень любили делать из глины маленькие фигурки лю­дей, животных и птиц. Довольно часто они объединяли два своих увлечения, и тогда получались такие изделия, как мас­ленка, изображенная в тетради. Рядом приведены орнамен­ты, какими часто украшали посуду.

Это упражнение на импрови­зацию — детям предлагается самостоятельно расписать масленку, используя или не используя полученные навы­ки и приведенные примеры.

Цель. Знакомство с традиционным элементом гжель­ской росписи — «капелькой».

Учитель объясняет значение данного мазка в росписи. Этот мазок лежит в основе мно­гих узоров и мотивов. Название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку. «Ка­пелькой» изображают листочки, веточки и лепестки мно­гих цветов. Очень красиво смотрятся «капельки» распо­ложенные с одной или двух сторон от стебля, особенно если размер их меняется от больших в основании стебля до совсем мелких на верхушке.

Дети рисуют в тетради по об­разцам простейшие элементы росписи. Для воспроизведе­ния мазка необходим определенный навык, который по­явится в процессе работы над альбом ом.

Цель . Освоение простейших видов растительных ор­наментов.

Дети знакомятся с варианта­ми построения простых орнаментов в розетке с использо­ванием мазков «капелька».

Дети украшают центральную часть блюдца, избрав произвольно любой из трех приме­ров для подражания, или придумывают свой узор.

Цель. Знакомство с традиционной техникой гжель­ского мазка — мазок с тенью.

Этот мазок представляет особую трудность при его освоении и требует определен­ных навыков. Мазок с тенями — это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Очень важным для полу­чения хорошего мазка является правильное распределение краски по кисти — к краю ее должно быть больше, а к се­редине меньше.

Дети стараются воспроизвести предложенные образцы линий, обращая особое внимание на переход тона внутри мазка. Для этой работы лучше всего брать толстые кисти (№8, № 10) с тупыми за­кругленными по типу «лопаточки» концами. Кисть акку­ратно прикладывается к бумаге, а затем уверенным дви­жением руки наносится соответствующая линия.

Цель. Освоение техники гжельского письма — мазок с тенями.

Очень часто гжельские мас­тера использовали посуду для того, чтобы писать настоя­щие картины на излюбленные темы. А любили они изоб­ражать наряду с животными и птицами различные архитектурные сооружения. Не составляет большого тру­да найти на изделиях мастеров самые разные здания, мос­ты, дворцы, избы, храмы.

В данном случае художник на­рисовал сказочный терем, причем левая его половинка зеркально похожа на правую. Дети должны дорисовать рисунок и восстановить сказочный терем.

Цель. Освоение мазковой техники гжельской роспи­си. Традиционное изображение цветка.

Синяя роза — один из глав­ных мотивов гжельской керамики. Дети внимательно рас­сматривают изображения различных типов цветов в изде­лиях гжельских мастеров. Основой их изображения служит, как правило, мазок с тенью или тонированный мазок, по-другому — «агашка».

Для мазковой росписи исполь­зуется кисть среднего размера (№6—№8). Дети учатся наносить мазок сначала в одну сторону, потом в другую. Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа, при работе можно вращать альбом так, чтобы удобно было на­носить мазки.

Цель. Освоение традиционного мотива гжельской мазковой росписи — цветка.

Дети, используя в качестве примера изображенные в правой части листа расписанные чашку и сахарницу, аналогичным образом расписывают чайник. Изображение гжельской розы наносится с ис­пользованием традиционной техники, изученной на пре­дыдущем занятии.

Цель. Знакомство с традиционной техникой декора­тивного изображения гжельских птиц.

Птица— один из любимых мотивов гжельских мастеров. Мастера изображали их в разных позах, стоящими или сидящими, клюющими и порхающими, редко можно найти пейзаж, на котором бы не были изображены птицы. Мастера живо схватывали и передавали позы и повадки пернатых.

Дети берут чистый лист бума­ги и пробуют на нем воспроизвести гжельскую птицу.

Цель. Освоение главного мотива гжельского народ­ного промысла — птицы.

«Синяя птица» — птица счастья. Педагог рассказывает детям о роли птиц в рус­ской мифологии, о символике и суевериях, связанных с птицами.

Детям предлагается рамка, в которой каждый из них может нарисовать свою птицу счастья. Готовый рисунок можно подарить маме или ба­бушке.

Цель. Используя ранее полученные знания и навыки, самостоятельно выбрать композицию и красиво расписать кумган.

На этом занятии применяют­ся все ранее полученные навыки и знания. Детям предла­гается самостоятельно расписать кумган. Кумган — это сосуд для питья с носиком, ручкой и крышкой.

Порекомендуйте детям сосре­доточиться на композиционном решении узора и всего оформления сосуда.

Роспись тарелок Гжель

Роспись тарелок Гжель. Мастер-класс

- акриловая краска белого цвета

- голубая, синяя гуашь

- кисти разных размером

На тарелке мы делаем набросок синим маркером. Я буду рисовать виноградную гроздь, значит мы рисуем виноград и отдельные элементы гжельской росписи: листочки, цветы, усики

В палитре выкладываем белую и синюю краску, у меня синяя и тёмно синяя краска. Начинаем с виноградин сначала светло синей прорисовываем каждую бубочку

Добавляем белую акриловую краску и прорисовываем виноградины.

Цвета краски сами с собой смешиваются и получаются красивые переливы

Пока наш виноград подсыхает, мы рисуем остальные детали листочки цветочки

Возвращаемся к винограду, опять по переменно рисуем, то белым, то синим

Теперь надо что бы гроздь подсохла. Мы преображаем тарелочку, смешиваем синюю и белую. Полученной голубой краской рисуем край тарелки.

Край тарелочки готов

Синей краской делаем мазки

Завершающий этап белой краской делаем мазки на винограде

И тёмно синей сразу завершаем

Когда тарелка подсохнет а это 2-3 часа покрываем лаком

Наша тарелка готова

А вот так тарелочки украшают мою кухню

Буду рада если моя идея пригодится вам.

Участник конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс»

Мастер-класс для педагогов «Основы Гжельской росписи»

Мастер-класс для педагогов «Основы Гжельской росписи»

Алена Чуприна
Мастер-класс для педагогов «Основы Гжельской росписи»

Мастер -класс для воспитателей (изобразительное творчество) по теме «Гжель-синяя сказка » .

Место проведения. МДОУ д/с №10 г. Подольск.

Целевая аудитория. Воспитатели всех групп МДОУ д/с №10.

Количество участников. 11 человек.

Цели. повышение профессионального уровня педагогов .

Задачи. - знакомство воспитателей с историей промысла Гжель ;

- ознакомление с инструментами и особенностями нанесения краски при росписи Гжель ;

- повышение профессионального уровня педагогов ;

- формирование положительного эмоционального фона, психологический отдых.

Оборудование. белые альбомные листы, кисти разного диаметра и назначения (толстая круглая, средняя заостренная (для примакивания, тонкая контурная, синяя гуашь на палитре, стаканчики с водой, доска для показа образца рисования,образцы рисунков.

Незатейливый узор из оттенков краски,

Глина белая, фарфор – атрибуты сказки!

Словно детская рука на кусочках глины

Рисовала в три мазка синие картины.

Чашек круглые бока расписав в колечки,

В лепестки и облака – изразцы для печки,

Голубые кружева, кобальтовый иней,

Будто вьюга намела завитушки линий.

Налепила для игры синие фигурки,

Для забавы детворы, зайцев и свистульки.

Скрыта в лёгкости мазка тайна чудо - глины.

На Руси живёт века промысел старинный.

Поколенья мастеров бело-синей Гжели –

Чародеи двух цветов, наши Боттичелли!

Ход занятия. Уважаемые коллеги, Гжель - село. название которого стало узнаваемым символом неповторимого искусства и народного мастерства. Также гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.

В селе ведется добыча глин, которые используются для производства посуды. Изначально, из гжельской глины создавали аптекарские сосуды, по указу 1663 года царя Алексея Михайловича «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам».

История промысла начинается с XVIII века. Мастера Гжели делали обычную посуду, кирпич, изразцы для печей, детские игрушки. Все это пользовалось спросом в Москве (везти было недалеко и качество было очень хорошее). Умельцы делали из глины все, что необходимо в быту хозяйке — кувшины, миски, тарелки, квасники и т. д. Расписывалось все это великолепие в стиле Майолика

Работа требовала большого терпения и мастерства - роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев. Многие образцы хранятся теперь в коллекциях Эрмитажа,Государственном объединенном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее, Останкинском дворце-музее творчества крепостных, Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева и многих других.

Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Такой метод открывал широкий путь фантазии мастеров. Кувшины, кумганы (сосуды, чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы. Каждый элемент не был копией реального мотива. Он остроумно перерабатывался в декоративную форму. Все эти мотивы мастера выполняли с хорошим пониманием декоративного характера рисунков, смело вводили синий, желтый, зеленый цвета в коричневые контуры.

Кстати, Здесь изготовлялись и изделия промыш­ленно-хозяйственного назначения, как, например, канализационные трубы для московских улиц.

Около 1800 года в селе Володино Бронницкого уезда был открыта гончарня Петра Куликова, где впервые стали создавать фарфор. Дабы не рассекретить производство чуда чудного фарфора. Куликов работал на гончарне сам и в помощь ему были два работника. Этот заводик славен тем, что от него пошла Гжель фарфоровая. а не глиняная.

К 1812 году в истории гжельского промысла уже насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Н. Гусятников, И. Срослей, И. Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Мотивами росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. роспись сложна тем. что краска моментально впитывается в черепок и исправить ничего уже нельзя.

Из фарфора стали делать масленки, молочники,чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов.

История синей, кобальтовой гжели началась только в 40-х годах XX века. Гжельское искусство пришло в упадок и, казалось было забыто навсегда. Но, после ВОВ одна из мастериц гжельского производства представила на Всесоюзной выставке свои работы, расписанные в знакомой нам сине-белой гамме, используя серый кобальт, который при обжиге становится щемяще-синим. На заводе работы были приняты без восторга, но на выставке они получили высшее признание — премию Ильи Репина. С этого момента началась история знакомой всем Гжели — синей сказки.

(Методика рисования основных элементов была получена на Мастер -классе преподавателя Гжельского государственного университета, члена Союза художников России, члена Международного Союза художников Коршуновой Ирины Викторовны)

Для начала, нам надо научиться правильно набирать краску. Важно! Рисуем только одной стороной кисти, не переворачиваем ее. Для этого берем толстую кисть и смачиваем ее в воде, отжимаем о край стаканчика и движением «от себя» проводим рядом с краской, таким образом, на одну сторону кисти набирается краски больше,чем на другую.

Упражнение 1. Полоски.

Набрав краску, проводим полоску от себя.

Упражнение 2. Листья вверх-вниз

Набрав краску, приставляем кисть параллельно верхнему листу и с легким нажимом, закругляем мазок вверх или вниз.

Упражнение 3. Лепесток вниз.

Набрав краску, приставляем кисть параллельно верхнему листу, с легким нажимом проводим линию вниз, чуть в сторону и поднимаем кисть.

Упражнение 4. Лепестки вправо и влево.

Набрав краску, приставляем кисть перпендикулярно верхнему листу и с легким нажимом, закругляем мазок влево или вправо.

Упражнение 5. Розан

С помощью изученных элементов собираем розан.

Тонкой кистью и кистью для примакивания оформляем и дополняем рисунок.

Упражнение 6 — элементы декора Гжель и орнаменты. которые использует роспись.

В гжельской росписи используются различные орнаменты из линий, полос, цветов, точек и т. д. Давайте попробуем воспроизвести их или придумать что-то свое. Для этого мы будем использовать кисть для примакивания и тонкую кисть.

Ну, вот мы и закончили наш мастер-класс. давайте посмотрим на работы, оценим их, что получилось лучше, что хуже, какие элементы давались труднее?

Теперь очевидно, что научиться рисовать элементы гжельской росписи не так уж и трудно. важны годы и годы упорного труда, тысячи повторов для того, чтобы умение переросло в мастерство. Вы, как педагоги. сможете научить детей сине-белой росписи. прекрасной гжельской сказке. Спасибо!

Публикации по теме:

НОД в подготовительной группе по мотивам гжельской росписи Детский сад № 41 комбинированного вида г. Орла Творческая мастерская «Голубая сказка» (по мотивам гжельской росписи) автор -педагог дополнительного.

Мастер-класс городецкой росписи по дереву Для ознакомления старших дошкольников с городецкой росписью я самостоятельно изготовила и расписала деревянные изделия, которые использовала.

Мастер-класс гжельской росписи по ткани Роспись по ткани предполагает огромное количество разных технологий. Я Вам предлагаю рассмотреть акриловые краски по ткани на примере гжельской.

Мастер-класс по росписи печи. Уже привычными в частных домах стали печи, которые помимо возможности приготовления еды дают людям тепло. Издревне печь была кормилецей.

Проектная деятельность «Посуда из папье-маше с элементами гжельской росписи.» ГБОУ Детский сад № 1423 Группа № 4 Номинация проектной деятельности на тему: «Из чего же, из чего же, из чего же…» «Посуда из папье – маше.