Руководства, Инструкции, Бланки

методика пиктограмма инструкция img-1

методика пиктограмма инструкция

Рейтинг: 4.1/5.0 (1928 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Пиктограмма Методика Пиктограмма

Пиктограмма Методика "Пиктограмма"

памяти и мышления Пиктограмма

Методика "Пиктограмма" предназначена для изучения индивидуальных особенностей памяти и мышления. Методика рассчитана на людей не младше 14 лет.
Материал для проведения методики: карандаш, бумага, список слов для запоминания.
Слова психолога: "Этот тест предназначен для изучения зрительной памяти. На листке бумаги можете рисовать слова, которые я называю. Цифры и буквы рисовать нельзя. "
В списке для запоминания 18 слов, но можно ограничиться и 10. В этот список можно добавить свои слова.
^ После выполнения задания листочек с рисунками откладывается и в течение часа испытуемого можно занять разговорами или прохождением других тестов.
Через 1 час психолог дает испытуемому листок с рисунками, испытуемый должен воспроизвести слова, которые он нарисовал.
Заключение по методике состоит из следующих вопросов:

1. Уровень развития опосредованного запоминания.
Средний показатель: 90-95% (9-10 слов из 10).
Память плохая, если испытуемый вспоминает 8 и меньше слов из 10.
Слабая память и мышление, если испытуемый вспоминает меньше 2 слов из 10.
2. Операция символизации-доступна/затруднена.
При наглядно-образном мышлении преобладают ситуации из жизни. При таком мышлении человеку трудно нарисовать абстрактное понятие (пример: "справедливость"). Прорисовка деталей (чаще свойственна женщинам).
При абстрактно-логическом мышлении человек без проблем рисует абстрактное понятие. Олигофрения-недоразвитие абстрактно-логического мышления, человек "застревает" на наглядно-образном мышлении, т.е. он рисует конкретные события.
Если есть много серийных рисунков (если на одно слово человек рисует более 3-х картинок, т.е. у него получается "серия" на одно слово), то это может говорить о патологии.
Если рисунки находятся в рамках, то это говорит о педантизме.
3. Адекватна ли смысловая связь? Т.е. как человек объясняет рисунок.
Искаженная логика часто является признаком шизофрении.

Список слов и словосочетаний.

-Веселый праздник
-Тяжелая работа
-Развитие
-Вкусный ужин
-Смелый поступок
-Болезнь
-Счастье
-Разлука
-Ядовитый вопрос
-Дружба
-Темная ночь
-Печаль
-Справедливость
-Сомнение
-Теплый ветер
-Обман
-Богатство
-Голодный ребенок

Схожі:

Методика викладання педагогіки магістр
Методика опанування студентами дидактичними уміннями на матеріалі теми: «Методи навчання»

Методика достижения цели
Данная методика состоит из главной базовой вещи и нескольких упражнений, которые помогают достижению цели

Методика навчання біології заочна форма навчання
Змістовий модуль Загальні питання методики навчання шкільного курсу “Біологія”. Методика вивчення розділів “Рослини” І “Тварини”

Методика определения основных мотивов выбора профессии
Данная методика позволяет установить роль тех или иных мотивов при выборе профессии конкретным испытуемым

Методика многофакторного исследования личности Кэттелла
Методика представляет собою вариант адаптированного личностного опросника Р. Кеттелла, предназначенного для измерения шестнадцати.

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических.
В методических рекомендациях представлена методика проведения основных видов орфографических упражнений в начальных классах: правила.

Другие статьи

Методика пиктограммы Лурия

Методика пиктограммы Лурия

October 10, 2013

Методика пиктограммы разработана Лурием. А. Р. для анализа опосредованного запоминания. При помощи данного метода можно получить информацию для исследования характера ассоциаций и мышления.

Данная методика пиктограммы заключается в том, что пациенту предлагают запомнить примерно 15-20 слов и словосочетаний, среди которых есть следующие конкретные понятия: голодный ребенок, тяжелая работа, вкусный ужин и так далее. Также используются и более отвлеченные слова: сомнение, развитие и прочее. При этом для каждого выражения необходимо нарисовать любой знак или изображение, то есть записать ряд понятий с помощью пиктограммы.

Какие выражения предлагать для запоминания больному, выбирают с учетом его состояния мышления. Если есть необходимость отследить развитие шизофрении, используют ряд специально подобранных выражений.

Анализ данных пиктограммы

Методика пиктограммы складывается из тщательного анализа каждого образа с дальнейшей оценкой, основанной на отнесении к определенному типу. Оценивается количественное соотношение образов различного типа в данной пиктограмме, учитываются аналитические факторы, недоступные формализации. Также берутся во внимание графические особенности рисунка.

Методика «Пиктограмма Лурия»

В отечественной клинической психодиагностике пиктограмма является наиболее распространенной методикой исследования познавательной среды и личности. Данный метод не ограничивает испытуемого ни содержанием образов, ни их полнотой. Также больному разрешается использовать любые материалы. Не ограничен он и во времени.

Обработка и интерпретация

При обработке экспериментальных данных, если используется методика "Пиктограмма", интерпретация содержит показатели всех критериев, а также процедурные вопросы: эмоциональное отношение к заданию, легкость его выполнения, потребность в широком пространстве и так далее.

Методика оценивается по четырем критериям:

Чтобы оценить этот критерий, иногда достаточно одного рисунка, но в некоторых случаях нужно получить дополнительную информацию у автора. Если существует обоснованная связь между предложенным понятием и его образом, то специалист ставит знак «+», если связь отсутствует – знак « - ». Критерий адекватности характеризуется достаточно высокими показателями нормы – более 70%.

2. Восстанавливаемость понятий спустя отсроченный период

Чтобы оценить больного по второму критерию, специалист предлагает ему через некоторое время восстановить список предложенных понятий по созданной им пиктограмме. Для этого список понятий закрывается, и испытуемый должен в случайном порядке восстановить их. Этот критерий также достаточно высок, нормальными считаются показатели выше 80%. Методика пиктограммы по данному критерию позволяет определить, какую роль играет память в мышлении испытуемого.

Данный критерий эксперты оценивают по степени соответствия пиктограммы реальному объекту. Максимально конкретное соответствие оценивается в 1 балл, абстрактный образ – в 3 балла. В некоторых случаях образы трудно отнести к какому-либо типу. В этом случае они получают оценку 2 балла. Далее оценки эксперта складываются и подсчитываются средние данные. Нормой считается величина в 2 балла.

Эксперты также оценивают оригинальность или стандартность созданных пиктограмм. Если у разных испытуемых образы совпадают, то это говорит о заурядности выполнения задания. Такие пиктограммы оцениваются по самому низкому баллу, равному 1. Промежуточные варианты оцениваются в 2 балла, за уникальность пиктограмм испытуемый получает 3 балла. Нормой считается результат в 2 балла.

Методика «Пиктограмма» (исследование памяти)

Методика «Пиктограмма» (исследование памяти)

Фактор абстрактности: конкретные - К, фотографические - К Тф, конфабуляторные - К - Кф, атрибутивные - Ат, метафорические - М, гра­фические, геометрические, грамматические символы - ГС.

Факторы индивидуальной значимости: выбранные формально — Ф, индивидуально-значимые, персонифицированные - Инд- Пс, образы-сти­мулы - Инд-С.

Фактор частоты: стандартные - Ст, оригинальные - Ориг.

Фактор адекватности: адекватные - «+», неадекватные «—».

Расстройства и проявления

Органические поражения мозга

а) недостаточное понимание смысла задания; б) невозможность выбора образа на абстрактные понятия; в) отсутствие геометрических и грамматических символов, удач­ных оригинальных образов; г) снижение числа атрибутивных и метафорических образов; д) в структуре конкретных образов - преобладание фотографических, часто фрагментированных; е) чрезмерно выражена стереотипия, имеются прямые персевераиии; ж) недостаточная дифференцированность изображений; з) снижение продуктивности опосредованного запоминания; и) истощаемость;

а) в индивидуально-значимых обра­зах пиктограммы часто фигурируют спиртные напитки; б) при психопатизации по эпилептоидному типу - критика тестирования, дестабили­зация графических характеристик пиктограмм, значительные колебания на­жима линии; в) отсутствие образов с алкогольной тематикой свидетельствует об относительной сохранности интеллектуальных функ­ций и искреннем стремлении к излечению;

Психопатии на органической основе

а) снижение уровня абстрактности образов, их повышенная стереотипизация и графические изменения ; б) выражены признаки эмоциональных нарушений, открытые поведенческие про­явления эмоциональной возбудимости либо демонстративное поведение; в) критика ситуации исследования носит особо резкий характер, аффективные реак­ции сопровождаются видимыми вегетативными нарушениями- покрасне­ние лица, потливость, дрожание рук; г) выбираемые рисунки могут носить под­черкнуто асоциальный и циничный характер; д) Индивидуально-значимые об­разы могут отражать «делинквентный опыт» испытуемого, наркотизм, не­гативное отношение к экспериментатору;

а) недостаточное или искаженное понимание смысла задания; б) снижение числа атрибутивных образов; в) снижение числа адекватных образов; г) снижение числа стандартных образов; д) смещение стереотипизирующей установки, персеверативные тенденции; е) употребление букв, часто вычурное; ж) расположение рисунков и графические характеристики значительно варьируют, встречаются различные формы атипического расположения ри­сунков; з) значительная диспропорция между данными пиктограммы и дру­гих методик экспериментально-психологического исследования;

а) трудности обобщения; б) хорошая механическая память, склонность к подражательности и повышенная внушаемость; в) слабость абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций; г) переход от простых отвлеченных обобщений к более сложным затруднителен;

а) трудности обобщения; б) множественные ассоциации в пиктограммах свидетельствуют об обстоятельности мышления, о склонности к детализации; в) эгоцентричность восприятий;

Методика «Пиктограмма» (исследование памяти)

Цель . исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления.

Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.

Материал . чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.

Инструкция (вариант для детей): "Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово. "

Инструкция ( вариант для взрослых): "Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве "узелка на память" любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявляемых слов и словосочетаний."

После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, во избежание повторения. В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.

Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется через 40-60 минут или более.

По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с

просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе.

©2015-2016 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Методика «ПИКТОГРАММА»


Главная | О нас | Обратная связь

Методика «ПИКТОГРАММА»

Цель: исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления. Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.

Инструкция . «Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве «узелка на

память» любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний».

После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называетсяего порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение.Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, воизбежание повторения.

В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.

Примерный набор слов и словосочетаний:

1. Веселый праздник

2. Тяжелая работа

5. Смелый поступок

1. Глухая старушка

3. Строгая учительница

4. Голодный человек

5. Слепой мальчик

7. Девочке холодно

9. Больная женщина

11. Веселая компания

Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется спустя 40–60 минут или более.

По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить слова, которые фиксируются в протоколы.

Интерпретация: При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания.

Содержание самих рисунков отражает запас знаний и представлений испытуемого, особенности его индивидуального жизненного опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию.

Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков испытуемого. Все изображения можно классифицировать на пять основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные и метафорические.

Абстрактные изображения (А) – в виде линий, не оформленных в какой-либо узнаваемый образ.

Знаково-символические (3) – в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т. п.).

Конкретные (К) – конкретные предметы.

Сюжетные. (С) – изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.

Метафорические (М) – изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово «радость» изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.

При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения.

Затем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения. Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково- символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу «мыслителя». Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно- логического мышления.

Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся

В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо о так называемом практическом мышлении, направленном на разрешение частных конкретных задач в практической деятельности

Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам.

Кроме того, следует обратить внимание ни проективное значение методики для диагностики особенностей личности испытуемого.

Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки, и воспроизведение при этом словесного материала проходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если

воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.

Можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого истощаемости. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания.__


Исследование опосредованного запоминания

Цель исследования: определить влияние системы вспомогательных средств на запоминание конкретных понятий.

Материал и оборудование: наборы слов теста для запоминания, протокол исследования, бумага для записи, ручка, секундомер.

Тест - Пиктограмма - А

Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития

Метод Пиктограмма . предложенный А.Р.Лурия, представляет собой вариант опосредованного запоминания, однако применяется он не столько для исследования памяти, сколько для анализа характера ассоциаций. Может быть использован для исследования испытуемых с образованием не менее 7 классов.
Для проведения опыта достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 12—16 слов и выражений для запоминаний. Примерный набор слов, которым можно пользоваться:

  1. Веселый праздник
  2. Тяжелая работа
  3. Развитие
  4. Вкусный ужин
  5. Смелый поступок
  6. Болезнь
  7. Счастье
  8. Разлука
  9. Ядовитый вопрос
  1. Дружба
  2. Темная ночь
  3. Печаль
  4. Справедливость
  5. Сомнение
  6. Теплый ветер
  7. Обман
  8. Богатство
  9. Голодный ребенок

Однако стандартные наборы слов применять необязательно, их необходимо немного варьировать, т. е. сохраняя основной состав слов, заменять два или три из них.
Испытуемому говорят, что будет проверяться его зрительная память, спрашивают о том, замечал ли он, как ему легче запоминать — "на слух или с помощью зрения". Затем ему дают лист бумаги и карандаш и говорят: "На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Качество рисунка роли не играет, можно нарисовать что угодно и как угодно, лишь бы вам это смогло напомнить заданное слово — как узелок на память завязывают. Вот, например, я вам задаю первое выражение "Веселый праздник". Что можно нарисовать, чтобы потом вспомнить "Веселый праздник"? Желательно без крайней необходимости ничего больше больному не подсказывать. Если он упорно жалуется на неумение рисовать, можно посоветовать: "Рисуйте, что полегче". Если испытуемый заявляет, что он не в силах нарисовать праздник, можно повторить ему, что он не должен рисовать "веселый праздник", а лишь то, что может ему напомнить про веселый праздник. Если он легко подбирает рисунки и сам рассказывает вслух экспериментатору, что он выбирает и как он собирается припоминать, экспериментатор молча ведет протокол. Протокол ведется по следующей схеме.

Рисунки и объяснения больного

Рис 2.6. Пиктограмма больного шизофренией

Их нет смысла расшифровывать, так как лишь отдельные штрихи—символы (на рис. 2.6 в центре спираль, поднимающаяся кверху, обозначает "счастье", а спускающаяся вниз рядом — "болезнь"). В основном же стрелки, галочки, линии, крестики и кружочки лишены объективного содержания и даже для самих больных не служат средством связи и запоминания; попытки прочитать свою пиктограмму, т. е. припомнить заданные слова оказываются безуспешными. Следует также привести некоторые пиктограммы, которые по внешнему виду производят впечатление простых и конкретных, но при более тщательном психологическом анализе обнаруживают признаки глубокой патологии мышления. На рис.2.7 изображена пиктограмма больной шизофренией с вербальным галлюцинозом. Ассоциации больной носят конкретный, содержательный характер, но они поражают своей стереотипией как в содержании, так и в исполнении рисунков.
Последняя пиктограмма носит также конкретный характер. Расстройства мышления обнаруживаются здесь не в рисунках, а в объяснениях больной (шизофрения, дефектное состояние)
Некоторые слова больная воспроизводит приблизительно, другие не может вспомнить. Объяснения ее свидетельствуют о причудливом расплывчатом характере ассоциаций и одновременно о значительной инертности их, так как на выбор некоторых новых образов влияют предшествующие образы и мысли больной (болезнь — труд, пьяница—забор).

Рис 2.7. Стереотипные рисунки

В целом методика "пиктограммы" очень многогранна, она позволяет делать многие наблюдения относительно существенных особенностей психики больных.

Источник: Сборник психологических тестов. ЧастьII. Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн. Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с.

Методика «Пиктограмма»

Методика «Пиктограмма».

Однако стандартные наборы слов применять необязательно, их можно немного варьировать, т.е. сохраняя основной состав слов, заменять два или три из них. Если испытуемый жалуется на неумение рисовать, можно посоветовать рисовать, что полегче. Если испытуемый легко подбирает рисунки и сам рассказывает вслух экспериментатору, что он выбирает и как он собирается припоминать, экспериментатор молча ведет протокол. Протокол ведется по следующей схеме:

Рисунок и объяснения испытуемого

Воспроизведение спустя час

В процессе выполнения задания экспериментатор варьирует порядок задаваемых испытуемому слов: смотря по тому, легко ли он устанавливает связи, экспериментатор предлагает то более легкие, конкретные выражения («вкусный ужин», «тяжелая работа»), то более абстрактные, трудные («развитие», «сомнение», «справедливость»).

После того как испытуемый закончил выполнение задания, экспериментатор уточняет характер изображения, наличие индивидуальной значимости образа для испытуемого, фиксируя при этом разъяснения и замечания испытуемого. Затем листок с рисунками откладывают в сторону и спустя час предлагают испытуемому вспомнить заданные слова. Обязательно следует спросить, как удалось вспомнить слово, чем помог рисунок.

При интерпретации пиктограммы обращают внимание на то, доступна ли испытуемому обобщенная символизация слова, т.е. может ли он самостоятельно найти обобщенный опосредованный образ. При легкой умственной недостаточности испытуемый оказывается в состоянии нарисовать что-либо для конкретных понятий: для слова «болезнь»кровать; для слов «вкусный ужин»стол, тарелки. Но такие слова, как «справедливость», «сомнение», «развитие», остаются недоступными для опосредования. Учитываются факторы конкретностиабстрактности, формальностииндивидуальной значимости, стандартности – оригинальности и адекватности.

К конкретным образам относят рисунки, содержащие изображение конкретной ситуации (например, воин, идущий с гранатой навстречу танку на понятие «подвиг»). Атрибутивные образы выбираются по принципу принадлежности. Так, на понятие «веселый праздник» изображают флажок, салют, шарик и т.п. Здесь уже нет попытки изобразить ситуацию, связанную с ним. К метафорическим относят образы, где абстрактная ассоциация выражается через конкретный предмет. В большинстве случаев связь носит метафорический характер, в ее основе лежит литературный образ. Примерами таких образов служат зачеркнутые часы на понятие «счастье» («счастливые часов не наблюдают»), указательный палец и стрелка вокруг него на понятие «обман» («обвести вокруг пальца»).

Геометрические символы, отражающие пространственные характеристики или эмоциональный компонент понятия (стрелки, расходящиеся в сторону на понятие «разлука», ось симметрии на понятие «справедливость», знак «–» на понятие болезнь, темная штриховка на понятие «обман»), относят к абстрактным.

В индивидуально значимых образах реализуются проективные элементы метода. В этих образах испытуемые прямо говорят о своих интересах, желаниях, в них могут проецироваться актуальные переживания. Такие образы могут содержать изображения объектов, вызывающих у испытуемых воспоминание о конкретной ситуации из их индивидуального опыта, связанной с предложенным понятием, сцены с изображением самих испытуемых. Так, например, испытуемый говорит: «Вкусный ужин» – для меня на ужин годится только простокваша», «Веселый праздник» – у меня праздников не бывает», «Справедливость» – со мной поступили несправедливо» и т.п. Такая эгоцентричность восприятия наблюдается у эпилептиков и некоторых психопатов. В то же время и нормальным людям свойственна небольшая доля личной реакции, особенно на эмоционально значимые слова.

Множественные ассоциации в пиктограммах свидетельствует об обстоятельности мышления, склонности к детализации. Такие испытуемые рисуют излишне тщательно и медленно, возвращаясь к прежнему рисунку и подправляя его даже тогда, когда экспериментатор уже задал им следующее слово. Такие «возвращения» и стремление к ненужной тщательности рисунков также свидетельствуют об инертности психических процессов.

Психически здоровые люди устанавливают обычно разнообразные, но содержательные связи. Так, например, к выражению «веселый праздник» они могут нарисовать флаг или цветы; к слову «разлука» – конверт, паровоз или руку, размахивающую платочком; к слову «развитие» – диаграмму роста, растение или яйцо. Такие образы действительно могут служить средством припоминания заданного слова, они опосредуют его.

В некоторых случаях выхолощенность, бессодержательность ассоциаций достигают такой степени, что к разным словам испытуемые рисуют лишь черточки, галочки.

Последний критерий, по которому производится оценка результатов исследования, – это критерий запоминания. Сама методика была создана для исследования памяти. Особый интерес представляет сопоставление результатов исследования памяти с методами заучивания десяти слов и пиктограммы. Если испытуемый плохо заучивает 10 слов, но гораздо лучше вспоминает слова в пиктограмме, это свидетельствует об органической слабости памяти. Усвоение нового затруднено, но возможность содержательно опосредовать, логически связать материал помогает, поэтому с пиктограммой он справляется лучше.

Если же испытуемый легко усваивает 10 слов, но не может припомнить слова в пиктограмме, это свидетельствует о том, что опосредованные связи только мешают ему припоминать. Такое соотношение может наблюдаться у больных шизофренией с расстройством мышления и сохранностью формальных способностей усвоения нового. Некоторые выводы о памяти испытуемого можно делать и по тому, насколько точно он воспроизводит заданные слова (иногда воспроизводят лишь приблизительное содержание заданных слов).

Пиктограмму следует оценивать в целом, т.е. по общему характеру выбираемых образов, а не по отдельным ассоциациям. Так, например, абстрактные знаки и символы встречаются часто в пиктограммах совершенно здоровых людей.

5. Методы исследования внимания.

Направлена наисследование устойчивости волевых усилий, концентрации внимания и кривой работоспособности.

Для проведения исследования необходимы бланки с напечатанными на них длинными рядами пар цифр, которые следует сложить.

Испытуемому дают инструкцию складывать цифры, расположенные одна под другой, и записывать результат, отбрасывая десяток. Так, например, если сумма двух цифр составляет 12, то записывать надо только 2. Испытуемого предупреждают, что он должен складывать цифры до тех пор, пока экспериментатор не скажет «стоп». После этого он должен перейти на следующую строчку.

Обычно испытуемому предлагают складывать не менее 10 строчек (на каждую строчку дается по 30 секунд). Такое построение эксперимента позволяет выявить темп работы испытуемого, его внимание, а также наличие утомляемости.

Результаты оценивают по количеству сложенных чисел и допущенных при этом ошибок. Графически изображают кривую работоспособности, которая отражает равномерность темпа выполняемого задания, период врабатываемости, наличие истощаемости.

В норме «кривая работы» имеет типические формы. Обычно первый отрезок не показывает наивысшей продуктивности, только на втором–третьем отрезке достигается повышение продуктивности. Это и есть период врабатываемости. За этим следует несколько отрезков, в которых продуктивность варьирует незначительно, что отражает зону естественных волевых колебаний на уровне достигнутого упражнения – период упражняемости. Начиная с шестого–седьмого отрезков, отмечается тенденция к снижению продуктивности – период истощаемости. Если испытуемый знает, что конец работы приближается, то обычно на предпоследнем–последнем отрезках отмечается новый подъем производительности – ускорение, по которому можно судить о «конечном волевом усилии ». Если выразить эти данные в процентах, приняв показатель первого отрезка за 100 %, то получится следующая типическая кривая: 100, 107, 115, 117, 113, 111, 106, 107, 101, 109.

Методика выявляет колебания внимания испытуемых по отношению к однообразным зрительным раздражителям в условиях длительной перегрузки зрительного анализатора. Применяется для выявления утомляемости, упражняемости, колебаний внимания и т.д. При проведении методики следует учитывать состояние зрения испытуемого; при недостаточном или не корригированном очками зрении результаты исследования нельзя сравнивать с данными исследования других испытуемых.

Для проведения методики необходимы бланки и секундомер. Существует много разных вариантов типографских бланков для корректурной пробы.

Испытуемому дается инструкция: «Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и вычеркивать буквы «К» и «Р». Иногда я буду ставить на вашем бланке черточки. Это отметка времени, не обращайте внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «К» или «Р» не пропустить и ни одной лишней не вычеркнуть».

Экспериментатор включает секундомер и дает сигнал начать тестирование. По прошествии каждой минуты экспериментатор ставит знак в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь не мешать ему.

Общая длительность проведения исследования определяется в зависимости от задачи исследования (10, 5 или 3 минуты).

Проверка правильности выполнения задания проводится по заранее изготовленному «ключу». «Ключ» представляет собой бланк, на котором все подлежащие вычеркиванию буквы обведены ярким цветным карандашом, а в конце каждой строчки проставлена цифра, обозначающая число таких букв в данной строке. С помощью такого «ключа» производится проверка правильности работы испытуемого следующим образом: «ключ» и бланк кладут рядом и, передвигая линейку, сравнивают строчку за строчкой.

Наибольшую трудность при оценке результатов работы представляет сочетание показателей ее скорости и точности. Число просмотренных за минуту знаков и есть показатель скорости. Число ошибок, допущенных за ту же минуту, и будет показателем точности. Попытки с помощью разных формул сочетать показатели скорости и точности в одну величину малоэффективны. Гораздо более показательны простые графики, где совмещены две кривые: изменение скорости работы (по количеству знаков, просмотренных в единицу времени) и изменение точности (по количеству ошибок в те же интервалы). Построение таких графиков позволяет выявить утомляемость испытуемого (снижение скорости и точности), врабатываемость (повышение скорости, точности), колебания того или иного показателя.

Методика «Пиктограмма»

Методика «Пиктограмма»

Данная методика может быть использована для получения представления о состоянии разных психических процессов: мышления, памяти, воображения; об уровне организации действий; о личностных и эмоциональных особенностях ребенка

Тест включает методическое руководство, протокол обследования и стимульный материал, содержащий два набора слов или словосочетаний (по 12 в каждом). Для выполнения заданий испытуемому потребуется лист нелинованной бумаги и карандаш.

Методическое руководство содержит нормативную таблицу по возрастам, где указаны приблизительные границы нормы.

Методические рекомендации: перед проведением испытуемому дается инструкция, затем по одному зачитываются слова или простые словосочетания для запоминания. Задача испытуемого – выполнить рисунки, которые позволят ему в последствии вспомнить продиктованные ему слова. После каждого слова (словосочетания) испытуемому дается достаточно времени для того, чтобы он успел сделать рисунок. По мере выполнения задания экспериментатор делает отметки в протоколе о высказываниях или объяснениях исследуемого. После того, как закончен рисунок к последнему слову, лист с рисунком убирается. Через 30-40 минут испытуемому снова дают лист со сделанными им рисунками и предлагают вспомнить слова.

При определении уровня опосредованного запоминания подсчитывается общее количество правильно воспроизведенных слов.

При оценке умственного развития используются следующие критерии:

  • адекватность ассоциаций,
  • абстрактность – конкретность рисунков,
  • понимание отвлеченных понятий.

Как правило, прием опосредованного запоминания облегчает удерживание и воспроизведение заданных слов. Если во время тестирования испытуемый работает медленно, его можно поторопить, но все равно надо дождаться, пока он закончит. В случае, если рисунки не помещаются на одном листе, надо дать второй.

Если испытуемый не понимает смысла задания, можно спросить его о том, что напоминают ему слова … (назвать слово или словосочетание). После ответа, предложить ему это нарисовать. Подобное объяснение дается только один раз. Если его оказывается недостаточно, то от проведения методики необходимо отказаться.

При интерпретации рисунков через их содержание психолог может получить информацию о запасе знаний и представлений испытуемого, об особенностях его индивидуального жизненного опыта, а также о его способности к отвлечениям, абстрагированию.

Все изображения испытуемого можно разделить на пять основных групп: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные и метафорические.

Об уровне сформированности понятийного мышления психолог может судить по тому, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам.

Данная методика имеет и проективное значение для диагностики особенностей личности испытуемого.

Графические методы в психодиагностике Методика «пиктограмма»

Графические методы в психодиагностике Методика «пиктограмма»

Методика «Пиктограмма» принадлежит к числу наиболее при­влекательных и красивых способов психологической диагностики, она основана на древнейших способах передачи информации. Впер­вые она была предложена А. Р. Лурия в 30-е годы прошлого века для изучения опосредованного запоминания, а затем прочно вошла в сферу клинических исследований патологических больных. Но сейчас возможности этой методики в практике психодиагности­ки и коррекции психического развития значительно шире. Метод «Пиктограмма» позволяет выявлять особенности развития образной сферы человека, типы используемых им зрительных образов. К тому же она дает возможность развивать образную фантазию и воображе­ние, поэтому ее применяют и там, где творческая деятельность явля­ется ведущей.

У всех пиктограмм есть одна общая особенность: они знакомят нас лишь с одним определенным событием, по большей части быто­вого характера, иногда разбитым на отдельные моменты, но всегда с легко обнаруживаемой целостностью. Таким образом, можно ска­зать, что каждый рисунок соответствует одному предложению или понятию.

Пиктограмма может быть использована как метод изучения индивидуальных и возрастных особенностей образных представле­ний человека, а также связи этих особенностей с профессиональной деятельностью. Кроме того, пиктограмма используется как метод изучения образных представлений и оценок в социальной, этничес­кой и политической психологии.

Цель методики: Выявление индивидуальных особенностей образных представле­ний и продуктивности опосредованного запоминания слов и слово­сочетаний.

Материалы: Для проведения тестирования необходимы чистый лист бумаги и авторучка.

Инструкция: Вам предстоит запомнить перечень слов и словосочетаний. Для запоминания вы можете использовать прием зарисовок, то есть нарисовать какое-либо изображение, которое потом позволит вам вспомнить то или иное слово и словосочетание. Воспроизведение слов и слово­сочетаний на основе пиктограмм выполняется с отсрочкой не менее 30 минут. После перерыва вспомните и запишите те слова и словосо­четания, которые были вам предъявлены.

Для проверки понимания инструкции целесообразно выполнить рисунок, например, чтобы запомнить словосочетание «Веселый празд­ник». Если инструкция понятна, то можно приступать к основному этапу работы. Для запоминания можно воспользоваться следующим списком слов и словосочетаний:

Веселый праздник; 7. Отчаяние;

Вкусный ужин; 8. Глухая старуха;

Мальчик-трус; 9. Трудный разговор;

Радость; 10. Моя профессия;

Надежда; П. Страх;

Любовь; 12. Развитие.

В зависимости от целей диагностики можно включать в задание соответствующие им слова или словосочетания, на которые необхо­димо получить образные представления.

Рис. 1. Образец выполнения «Пиктограммы»

Обработка результатов: В результате тестирования вы получаете от ис­пытуемых изображения, нарисованные в столбик или в строку (см. рис. 1. Образец выполнения «Пиктограммы»), которые при обработке делятся на 5 основных видов:

Абстрактные изображения (А) — это штри­ховки, линии или геометрические формы, расшифровать смысл которых может только сам че­ловек, который их нарисовал.

Знаково-символические изображения (3) — это рисунки относительно правильных геометри­ческих форм, среди которых часто встречаются известные символы, например, на слово «Любовь» часто рисуют сердце, на словосочетание «Глухая старуха» — зачеркнутое ухо.

Конкретные изображения (К) — обычно содержат конкретные предметы или явления, например, на словосочетание «Вкусный ужин» обычно изображается праздничный стол, на «Мальчик-трус» — трясущейся от страха чело­век, на «Веселый праздник» — воздушные ша­рики, флажки, салют и т. д.

Сюжетные изображения (С) — это изобра­жения каких-либо действий и действующих лиц, связанных определенной ситуацией. На­пример, на слово «Игра» изображают человеч­ков, играющих в мяч, на словосочетание «Труд­ный разговор» — дуэль, на словосочетание «Моя профессия» — человека в процессе работы и т. д.

Метафорические изображения (М) — это обозначение заданного слова или словосо­четания через метафору, иносказание, художе­ственный образ. Например, на слово «Любовь» рисуют две горящие свечи, на слово «Дружба» – руки, которые никак не могут встретиться в рукопожатии, что символизирует двойствен­ность дружбы, или рукопожатие.

Рис 18 Рис. 19 Рис. 20

Работа с изображениями в пиктограммах проводится по этапам.

Этап дифференциации рисунков. Внимательно просмотрите все рисунки и возле каждого рисунка проставьте букву, соответствую­щую начальной букве названия вида изображения (А, 3, К, С, М). В случае затруднений в отнесении рисунков к тому или иному виду, что часто случается при определении метафорического изображения, ставьте две буквы, например МК: это будет означать, что метафора выполнена на основе конкретного изображения, МС — на основе сюжетного изображения.

Для более точной дифференциации рисунков по видам изображений в «Пиктограмме» необходим определенный опыт, поэтому следует потренироваться и просмотреть пиктограммы несколько раз.

Этап подсчета изображений. Подсчитайте, сколько всего выполнено изображении, а затем количество изображений по видам (см таблицу).

3. Этап интерпретации. Интерпретация «Пиктограммы» может быть осуществлена по преобладанию видов изображений.

1) Если доминируют такие виды изображений, как абстрактное и знаково-символическое, то человека можно отнести к «мысли тельному типу», причем к такому, который организует свой мысли­тельный процесс в направлении обобщения. Это люди, которые мо­гут критично относиться к тем или иным ситуациям, формировать о них определенные суждения, делать соответствующие выводы (см. характеристики «мыслительного типа» по К. Юнгу).

2) Если доминируют конкретные изображения, то с высокой до­лей вероятности можно утверждать, что их исполнил человек целе­направленный, ориентированный на конкретную деятельность, чет­кий конечный результат. Обычно такие рисунки коррелируют с типом «руководитель», выявляемым по тесту «Конструктивный рисунок человечков из геометрических фигур».

Статистика показала, что, если в пиктограмме преобладает фигура человека, это является отражением очень важного качества человека – потребности в достижениях, ориентации на результат.

При доминировании сюжетных и метафорических изображе­ний можно говорить о наличии у тестируемого художественных спо­собностей. Изящество и лаконичность рисунков могут свидетельст­вовать о художественной одаренности человека, богатой фантазии и развитом воображении.

При отсутствии ярко выраженного преобладания тех или иных видов изображений можно говорить о том, что у человека «смешан­ный» психологический тип, для которого характерны разнообразные проявления в поведении и деятельности.

Интерпретацию методики «Пиктограмма» можно осуществлять и по схеме Д. Рида и типологии К. Юнга (см. главу 1). При этом можно будет выявить динамику изменения вида изображения и пси­хологического типа и тем самым выявить степень устойчивости и из­менчивости типологических характеристик. В этом случае возле каждого изображения в пиктограмме проставляется вид рисунка, как это предложено в тесте «Свободный рисунок». Так, в образце пиктограммы (см. рис. 11) рисунок 1 соответст­вует ритмическому виду изображения, 2 — струк­турному, 3 — структурному, 4 — органическому, 5 — ритмическому, 6 — ритмическому, 7 — струк­турному, 8 — структурному, 9 — структурному, 10 — эмфатическому, 11 — ритмическому, 12 — органическому. Таким образом, на основании выполненной пиктограммы мы получили структурных рисунков — 5, ритмических — 4, органических — 2, эмфати­ческий — 1. Это означает, что доминируют два типа изображений — структурный и ритмический, что соответствует интуитивному ин­троверту и экстраверту

Методика «Пиктограмма» на основе анализа рисунков позволяет определить:

а) количественное преобладание форм изображений, среди кото­рых можно выделить пять основных: абстрактные, знаково-символические, конкретные и метафорические;

б) возможности опосредованной памяти (и подсчитать количество ошибок при воспроизведении);

в) особенности эмоциональных проявлений в образных представлениях тех или иных социально значимых понятий.

С помощью пиктограммы можно эффективно развивать образную сферу человека. Это важно для многих профессий, особенно связанных с искусством.

С помощью этой методики учителя и родители могут выявить причины неуспеваемости детей в школе. Недоразвитие образной сферы выражается в неумении представить и зарисовать образ, кото­рый может заменить то или иное слово, то есть, по сути, слова у ребенка не связаны с «чувственной тканью» образа. Такие учащие­ся обычно испытывают серьезные затруднения при выполнении пиктограммы, и эти затруднения нельзя отнести только к отсутствию навыков рисования. Были случаи, когда при хороших навыках рисования у детей возникали существенные трудности в подборе образа, замещающего слова.

Завдання для студентів