Руководства, Инструкции, Бланки

листовка на выборы образец img-1

листовка на выборы образец

Рейтинг: 4.9/5.0 (1865 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Предвыборная агитация

  • ДОКУМЕНТ
  • Главная
  • Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изменениями и дополнениями)
  • Приложение. Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления
  • Глава VI. Предвыборная агитация
Предвыборная агитация

Глава VI. Предвыборная агитация

Статья 25. Общие принципы ведения предвыборной агитации

Граждане и общественные объединения вправе проводить агитацию за или против любого кандидата.

Государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам запрещается проводить предвыборную агитацию.

Предвыборная агитация может проводиться:

через средства массовой информации;

путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий);

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"

путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных предвыборных материалов.

Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе передавать избирателям денежные средства, вручать подарки и иные материальные ценности, за исключением вознаграждения за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, специально изготовленных для избирательной кампании. Кандидаты и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. Со дня регистрации до подведения общих итогов голосования не допускается проведение кандидатами, избирательными объединениями благотворительной деятельности, а также лотерей на территории соответствующего избирательного округа.

Со дня регистрации и до окончания выборов кандидаты не имеют права принимать участие в программах государственных и муниципальных телевизионных и радиовещательных компаний в ином порядке, чем определенном настоящим Положением.

Избирательные комиссии, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими избирательными комиссиями, органами государственной власти и органами местного самоуправления в трехдневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом избирательной комиссией муниципального образования.

Предвыборные митинги организуются и проводятся в установленном порядке .

Агитация в помещениях избирательных комиссий запрещается.

Государственные органы, органы местного самоуправления, а также администрация предприятий, учреждений и организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять находящиеся в их собственности или распоряжении необходимые помещения для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. Администрация предприятий и организаций, находящихся в государственной, муниципальной, акционерной, долевой или частной собственности, обязана обеспечивать условия для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями, работающими на этих предприятиях, по заявлениям кандидатов, их доверенных лиц или избирательных комиссий. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборной агитации всем кандидатам и избирательным объединениям.

Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Избирательные комиссии, поставленные в известность об агитационной деятельности, нарушающей права кандидатов и граждан, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с заявлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также в суд в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 25 настоящего Временного положения

Статья 26. Сроки проведения предвыборной агитации

Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидата и прекращается за один день до дня выборов (с нуля часов дня, предшествующего дню выборов).

В день выборов любая публичная предвыборная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 26 настоящего Временного положения

Статья 27. Предвыборная агитация через средства массовой информации

Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации, муниципальные предприятия, учреждения и организации, а равно средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет бюджета муниципального образования, обязаны обеспечивать равные возможности предвыборных выступлений всем кандидатам в депутаты.

В течение двух дней до дня выборов и в день выборов запрещается обнародование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с предстоящими выборами.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27 настоящего Временного положения

Статья 28. Использование печатных и иных агитационных материалов

Избирательные объединения и кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их содержание и выпуск. Распространение анонимных (не содержащих указанной информации) агитационных материалов запрещается.

Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и другом объекте, за исключением зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков, с согласия собственника или владельца этих объектов.

Запрещается расклеивать и вывешивать агитационные печатные материалы на зданиях, памятниках и обелисках, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность.

Избирательные комиссии при поступлении сведений о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов принимают меры по пресечению этой деятельности.

Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не должны содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации. Запрещаются агитация и пропаганда социального, расового, национального или религиозного превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.

Не позднее чем за 30 дней до дня выборов глава муниципального образования или орган (должностное лицо) местного самоуправления, уполномоченный уставом муниципального образования, решением представительного органа местного самоуправления либо решением суда, обязаны на территории каждого избирательного участка в местах, удобных для посещения избирателями, выделить и обустроить не менее одного специального стенда для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Каждому зарегистрированному по соответствующему округу кандидату предоставляется равная площадь для размещения агитационных печатных материалов. В случае отсутствия правомочных органов местного самоуправления указанные действия осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложено исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов.

В помещениях избирательных комиссий каждый зарегистрированный кандидат вправе вывесить информационный (не содержащий призывов к голосованию за или против кандидатов) материал со сведениями о своей биографии, трудовой и общественной деятельности, предвыборной программе или платформе. Каждый кандидат имеет право представить для размещения информационные материалы в объеме не более двух листов формата А4. Отказ избирательной комиссии разместить материал может быть обусловлен только невыполнением кандидатом требований настоящей статьи и может быть обжалован в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 28 настоящего Временного положения

Статья 29. Использование в предвыборной агитации телевидения и радио

Кандидаты на равных основаниях имеют право на бесплатное пользование эфирным временем на каналах телевизионных компаний и радиовещательных компаний, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации, муниципальные предприятия, учреждения и организации, а равно телевизионные компании и радиовещательные компании, полностью или частично финансируемые за счет средств бюджета муниципального образования и осуществляющие телевизионное вещание и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа. Порядок предоставления эфирного времени устанавливается избирательной комиссией муниципального образования. Вышеуказанные предвыборные агитационные мероприятия должны проводиться путем прямых трансляций телевизионных программ и радиопрограмм.

Дополнительное предоставление кандидатам эфирного времени указанными средствами массовой информации не допускается.

Для обеспечения проведения предвыборных агитационных мероприятий избирательной комиссией муниципального образования заключаются договоры с телевизионными компаниями и радиовещательными компаниями, осуществляющими телевизионное вещание и радиовещание на территории муниципального образования.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 29 настоящего Временного положения

Другие статьи

Образец предвыборной агитационной листовки

Образец предвыборной агитационной листовки

Мы призываем всех жителей 211-го Центрального избирательного округа Санкт-Петербурга 7 декабря прийти на выборы для того, чтобы поддержать одного из опытнейших депутатов Государственной думы, основоположника самого массового в России движения в защиту прав граждан ПЕТРА БОРИСОВИЧА ШЕЛИЩА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

Образец оповещающей листовки

THE ENGLISH SPEAKING UNION

Вам интересен английский язык?

Вы с удовольствием изучаете культуру Великобритании, США, Канады и других англоязычных стран?

Вы хотите общаться на английском, знакомиться с новыми людьми, б ыть всегда в курсе культурной жизни города?

Значит, Вам будет интересно узнать про Союз англоязычных (English Speaking Union).

Вы найдете нас по адресу: Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 21, Международная ассоциация по связям с зарубежными странами, комната 88; или по телефону (812) 314-83-27.

Заявка и предложение

Подобного рода письменные документы уже в своем названии содержат указание на их предназначение, они говорят о том, что вам что-то надо, что вы хотите что-то получить. Это может быть что угодно - заявка на получение гранта или другого вида поддержки, материальной или информационной, предложение о заключении партнерских отношений, а также многое другое, в чем нуждается ваша организация.

Заявка и предложение обычно начинаются с описания ситуации, в которой организация находится в настоящее время, иногда приводятся причины и дается обоснование, почему она оказалась в этой ситуации просителя. Затем в таком письме (документе) обычно приводятся пути, с помощью которых организация планирует выйти из этой ситуации и решить связанные с ней проблемы. Точный расчет необходимых средств прилагается вместе с потребностью в человеческих ресурсах и календарным планом всего проекта.

Некоторые фонды, ассоциации и центры, работающие, в том числе, и ради оказания благотворительной помощи в основном некоммерческим организациям, имеют специальные бланки для оформления заявок. Но и в жестких рамках этих бланков-анкет умелые составители заявок добиваются прекрасных результатов. Умение привлечь внимание и завоевать доверие ведет к заветной цели — получению материальной поддержки.

Образец заявки на получение гранта

Фандрейзинговый проект, Санкт-Петербург, 2003 г.

1. Информация об «Ассоциации "Пантира"».

Полное название: Общественная организация «Ассоциация "Пантира"» — «Институт экологических исследований и социальной работы».

Адрес: Россия, 191042, г. Санкт-Петербург, Невский пр. д. 182, офис 10.

Тел./факс (812) 112-32-67

Координатор проекта: Сидорова Татьяна Петровна

2. Обоснование проблемы

3. Цели и задачи фандрейзинговой кампании

4 Инструменты и механизмы работы

6. Ожидаемые результаты

7. Календарный план работ

8. Бюджет и комментарии к бюджету

(подпись руководителя организации ставится на сопроводительном письме)

Текст речей и выступлений

Составление и написание речей и выступлений для руководителя, может быть, и не самая частая работа, которую приходится выполнять специалисту по связям с общественностью в организации. Но в нашем быстро изменяющемся мире с его подчас очень существенным дроблением функций среди отделов организации написание речей для руководства все больше входит в круг обязанностей службы по связям с общественностью. Мнение Е. А. Блажнова, одного из первых и авторитетнейших российских авторов в области паблик рилейшнз, по этому вопросу достаточно однозначно и категорично: «Кто пишет речь оратору? ТОЛЬКО СПЕЦИАЛИСТ по связям с общественностью. Иного не может быть, потому что эта "речь" — не свободный поток сознания начальника, не упражнения в остроумии и т. п. а устное PR-обращение» (Блажнов, с. 124).

Чтобы написать текст выступления для другого человека, рекомендуется знать этого человека достаточно хорошо. Нужно знать много его личных качеств, таких как манера говорить, свойственно ли ему жестикулировать во время публичных выступлений, знать, какие обороты речи ему свойственны. Когда вы пишете текст для его выступления, вы на это время должны стараться стать этим человеком, мыслить как он, видеть ситуацию, как видит ее он.

Конечно, очень часто текст выступления пишется теми, кто будет его произносить, но также часто этот текст появляется в результате сотрудничества руководителя со специалистом по связям с общественностью. Не останавливаясь здесь на личных и служебных взаимоотношениях между руководителем и таким специалистом, попробуем лучше определить, что именно, какие черты характеризуют хорошее выступление и как этого добиться.

Что же следует иметь в виду, работая над текстом речи?

  • КРАТКОСТЬ. Длинные выступления (от 30 до 60 минут) ушли в прошлое. Теперь даже на очень серьезных научных конференциях, где встречаются ученые с мировым именем, или на бизнес-встречах с участием крупнейших представителей этого мира отдельный выступающий не занимает время аудитории долее, чем на 15-20 минут. За счет чего достигается эта краткость? Прежде всего за счет того, что оратор не затрагивает много разных, хотя и связанных между собой тем, не цитирует классиков, «не растекается по древу», а выбирает лишь одну тему, особенно в тех случаях, когда эта тема нова и сложна для аудитории.
  • ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТАКТА С АУДИТОРИЕЙ ВО ВРЕМЯ ВСЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. В тексте должна быть заложена основа доверительного отношения со стороны слушающих к тому, о чем вы говорите. Не давайте аудитории возможности потерять основную мысль вашего выступления, развивайте ее за счет доказательных деталей и повторов наиболее ярких моментов речи. Последнее очень часто используют ораторы во время политических дебатов и предвыборных кампаний.
  • ЮМОР. Он, конечно, оживляет вашу речь, но ни в коем случае ваше выступление не должно задеть или обидеть какую-либо часть вашей аудитории. Пользуйтесь этим приемом осторожно. Помните, что юмор носит очень личностный характер, писать текст с элементами юмора для другого нелегко и довольно ответственно.
  • ХОРОШЕЕ ПОСТРОЕНИЕ РЕЧИ. Удачное вступление, последовательное, доказательное и логически обоснованное изложение центрального вопроса и заключение, показывающее глубокую убежденность оратора в правильности занимаемой им позиции, — три момента, о которых необходимо помнить, работая над текстом выступления.

Еще несколько слов о структуре и построении устного PR-обращения:

· ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. В ней всегда раскрывается тема и перечисляются конкретные вопросы, которые будут затронуты в выступлении.

  • ОСНОВНАЯ ИДЕЯ докладывается в логически упорядоченном виде с привлечением примеров и доказательств. Если информация сложная, используйте визуальные материалы.
  • В ВЫВОДАХ повторите основные положения выступления.

В каждом конкретном случае при составлении текста выступления нужно также дополнительно учитывать много разных параметров: » Место, время, состав аудитории.

Цель выступления — информировать, убедить, поздравить или развлечь. Но какова бы ни была цель выступления — информация или поздравление, — всегда пишите для уха, а не для глаз. Главным правилом для этого является использование коротких фраз. Длинные периоды с придаточными предложениями и причастными оборотами делают речь тяжелой и очень трудной для восприятия на слух.

  • При выступлении имейте перед глазами текст вашего выступления даже в том случае, если вы не намерены его зачитывать. Между прочим, в последнее время на конференциях с большим числом докладов все более широко рекомендуется именно зачитывать доклады, так как это в значительной мере содействует соблюдению регламента.
  • Не переполняйте свою речь излишним использованием статистики и специальной терминологии.
  • Планируйте свое выступление на 10-15 минут.

Ниже приводится текст выступления, подготовленный для произнесения на встрече с потенциальными клиентами организации. Документ подготовлен специалистом по связям с общественностью, но он еще не получил одобрения лица, которое будет выступать на этой встрече, поэтому документ не имеет личной подписи. И вообще, следует иметь в виду, что тексты речей, включаемые, например, в пресс-кит, никогда не имеют личной подписи лица, выступающего с этой речью.

Дата добавления: 2015-11-23 ; просмотров: 112 | Нарушение авторских прав

Выборы депутатов, президента, предвыборные программы

Твой выбор - выборы депутатов, президента, предвыборные программы.

Мы привыкли называть демократическую процедуру, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации) выборами. Для многих из нас процедура выборов - это только урна для голосования, в которую мы раз в несколько лет опускаем бюллетень. Но на самом деле выборы - целая наука, которую впору преподавать в институтах.
Существуют разные виды выборов. очередные, досрочные выборы, выборы депутатов в порядке ротаций, дополнительные выборы, повторные выборы.
В 1905 году министр внутренних дел Булыгин представил свой проект (Булыгинской думы), с этого времени можно считать демократическую процедуру выборов официально запущенной в России. Даже при Советской власти, хотя выборы и были безальтернативными, но с их помощью формировались региональные и районные советы.
В предвыборных технологиях гармонично объединены социологические науки, статистика, политология, психология. Наш сайт посвящен выборам, выборным технологиям и создан с целью повышения культуры голосования граждан Российской Федерации. Не секрет, что мы уже несколько десятилетий являемся демократической страной, но главный показатель степени демократичности государства – свободные и честные выборы, до сих пор находится на довольно низком уровне. Это связано не только со сложившейся традицией организовывать нечестные выборы, использовать грязные выборные технологии, но и с культурой нашей страны, отношением граждан к выборам. Наши кандидаты вряд ли смогли применить такие приемы на выборах в какой-либо развитой западной стране, так как менталитет жителей таких стран не смог бы принять грубых методов работы. И, получается, если в западном государстве выборы - один большой спектакль, с множеством участников, четкой предвыборной программой, то у нас, в большинстве случаев, это простое мошенничество основанное на административных рычагах, вбросах, запугивании избирателей.
В Конституции Российской Федерации отмечается, что ее граждане ". имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. ". Само по себе это положение не новое - предшественница Российской Конституции также имела его. Вместе с тем оно открывает гражданину новые возможности. Речь идет о широком спектре новых политических, экономических, социальных нововведений, которые коренным образом преобразуют избирательную систему страны: признание права частной собственности, политический плюрализм, идеологическое многообразие. Если Российская Федерация хочет быть полноправным членом европейского общества, то необходимо повышать качественные стандарты наших выборов, научиться готовить специалистов, которые будут руководить избирательными комиссиями, грамотно выстраивать предвыборные тактики, готовить агитационные материалы и развивать технологии выборов.
Только на нашем сайте вы сможете найти наиболее полный материал, освещающий последние события и новости избирательной системы РФ, предвыборные программы. анализ предвыборных программ. статьи. советы по организации предвыборной стратегии.

Последние обновления

Полезно знать

Агитационные материалы кандидата В зависимости от профессионализма членов избирательного штаба Кандидата, использование агитационно-пропагандистских материалов кандидата (АПМ) может стать решающим фактором в победе на избирательной компании, непрофессиональное же использование АПМ может привести к полному провалу.

Автор: ведущий эксперт по политическим коммуникациям агентства Comagency Олег Майстров.

Изготовление любого типа агитационных и рекламных материалов кандидата должно производиться на основе эмпирических данных, но не помешают и экзотерические представления. Избирательная компания – это битва брендов, слоганов, картинок, соревнование творческой мысли избирательных штабов.

Печатные агитационные материалы кандидата

Печатные материалы- нанесенные типографским способом на бумагу, текстиль, иные подобные названным носители визуальной информации (листовки, плакаты, буклеты, календари, информационные бюллетени и др.). Печатные агитационные материалы; один из основных видов агитационно-пропагандистских материалов кандидата на выборах. Важно помнить, что печатные агитационные материалы должны содержать определенныевыходные данные. позволяющие избирательным комиссиям контролировать соблюдение избирательного законодательства при выпуске пропагандистско-агитационных материалов.

Ниже собрано содержание информации, которая должна сопровождать все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы кандидата:

а) наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации, изготовившей данные материалы (фамилию, имя, отчество лица, изготовившего их, а также наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится его место жительства). Эта информация позволяет избирательной комиссии определить, вправе ли данная организация (физическое лицо) заниматься изготовлением агитационной продукции;

б) наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) их. Кандидат не обязательно будет выступать в качестве непосредственного заказчика. Он вправе заключить договор с организацией, которая берет на себя обязательства по разработке макета агитационных материалов и их изготовлению своими силами либо через другие организации;

в) информация о тираже и дате выпуска этих материалов;

г) сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда. На основе последних сведений проверяется соблюдение установленного порядка оплаты изготовления агитационных материалов. Запрещается распространять материалы, изготовленные до начала избирательной кампании, до создания избирательного фонда, оплаченные из избирательного фонда другого кандидата, изготовленные по заниженным расценкам и пр.

В печатных материалах эта информация дается, как правило, в конце текста. Размер шрифта этой информации может быть меньше основного текста, так как законом данный вопрос не урегулирован. В аудиоматериалах указанная информация озвучивается, в видеоматериалах — может даваться бегущей строкой либо озвучиваться.

Распространение агитационных материалов

Основным участником распространения агитационно-пропагандистских материалов Кандидата является Агитатор.

Образно выражаясь, агитатор является «Двойником» Кандидата. Он выражает мысли кандидата, вступает от его имени в споры, в некоторых случаях, раздает обещания. Вид Агитатора – это вид Кандидата. Хотите воздействовать на малообеспеченный электорат – оденьте своего Агитатора просто, а хотите на настроение элит повлиять, он – должен быть в костюме цветов Вашей символики. Лучше всего на роль Агитаторов подходят женщины среднего и пожилого возраста, опрятно выглядящие, как показывает практика, именно они вызывают наименьшее отторжение у электората. Агитатор должен уметь чётко и быстро говорить, уверенно представлять Кандидата, на зубок знать его биографию и владеть информацией о выдвижении.

Полевая работа агитаторов.

Основная и важнейшая функция Агитаторов поквартирный обход. На языке политтехнологов, эта технология называется "От двери к двери".

Агитатор должен быть правильно подготовлен и мотивирован.

Эмоциональный заряд Агитатору должен на личных встречах, или в узком кругу давать сам Кандидат. Выполнение своей роли Агитатором, проходит более эффективно, если избиратель лично знаком с Кандидатом и его идеями. За своего человека, которого знает, Агитатор будет работать не за страх, а за совесть.

Никогда нельзя вовремя не выплатить заработную плату агитаторам. В избирательном штабе должны заранее просчитать, сколько агитаторов имеется возможность содержать. Бывают случаи, когда обман или долгая задержка зарплаты Агитаторам рождает недоверие с их стороны к Кандидату, что незамедлительно сказывается на эффективности работы. Разногласия членов команды в период компании, могут с успехом быть использованы соперниками простым способом: он обманул даже свою команду.

Финансовая часть организация обхода должна правильно мотивировать агитаторов на достижение максимального технологического результата по результатам обхода избирателей.

Поквартирная агитация. От двери к двери.

Содержание технологии поквартирной агитации заключается в том, что Агитаторы обходят места проживания избирателей: квартиры и частные домовладения – условно такое место принято называть «дверью», стучатся и в случае, если им открывают, проговаривают некий текст. Хорошим стилем является предварительное составление этого текста технологом и отработка затем этого текста на фокус-группах. Агитатор рассказывает избирателю о том, что он пришёл агитировать за такого-то кандидата, представляется, как его зовут (Агитатора), а далее либо просто отдает открывшему комплект АПМ, либо отдает комплект АПМ и пытается выяснить у открывшего пойдёт ли тот, голосовать и как открывший относится к личности кандидата. Агитатор должен хорошо знать базовые сведения из биографии кандидата и из его предварительной программы (зачем кандидат пошёл на выборы, кто выдвинул, чьи интересы собирается защищать и как в случае победы), а также дату выборов. Результаты обхода заносятся в специальный обходной лист и состоят: из адреса двери; указания открыли или не открыли, причины почему не открыли: нет дома, не хотят; состоялся ли, в случае если открыли, контакт или нет – другими словами взяли АПМ или не взяли.

Места размещения агитационных материалов кандидата:

- технология "Дверная ручка";: Агитаторы привешивают специально приспособленный агитационный флаер на дверную ручку.
- технология "от двери к двери": Агитатор обходит квартиры, вступает в общение с открывшими жильцами, приглашает их на выборы, предлагает ознакомиться с АПМ Кандидата. В данной работе важна опросная составляющая, Агитаторы могу предоставить блиц-информацию о отношении избирателей к Кандидату.
- технология "Стойка": размещение АПМ в приспособленных местах таких как: магазины, аптеки, поликлиники и больницы, кафе и рестораны, остановки общественного транспорта
-технология "почтовый ящик": несмотря на распространенное мнение о неэффективности распространения чего либо, путем размещения носителя информации в почтовых ящиках, опыт избирательных компаний опровергает это утверждение.
-листовки с портретом на подъездах. Данная технология приносит особенный положительный эффект, в процессе повышения узнаваемости Кандидата.В плакатах, размещенных на стендах подъездов, основное внимание стоит уделять портрету Кандидата, делать серьезный упор на предвыборные слоганы: "Бедным- Деньги, Богатым-Возможности, Семьям-Спокойствие".

-пикеты. Молодые люди раздающие АПМ на улицах и площадях являются ценными источниками информации о настроении избирателей, создают эффект народной поддержки.

-баннеры и растяжки на улице. Данная технология пропаганды рассчитана на демонстрацию Силы Кандидата, его серьезного настроя победить. -наклейки на машинах. Добровольная поддержка Кандидата автомобилистами, размещение на своих машинах наклеек с его АПМ, является свидетельством его поддержки широкими кругами общества. Размещаются АПМ в местах, разрешенных для агитации.

На заметку кандидату: согласие на размещение агитационных материалов

Законодательно предусмотрено обязательное предоставление кандидатом в ЦИК РФ либо в избирательные комиссии субъектов РФ, на территориях которых будут распространяться агитационные материалы:

- экземпляров предвыборных печатных агитационных материалов или их копий, экземпляров аудиовизуальных агитационных материалов, фотографий иных агитационных материалов до начала их распространения

- сведений о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы. Важно, что данные сведения отличаются от тех, которые указываются в агитационных материалах. В отношении организации, изготовившей агитационный материал, предоставляется адрес ее места нахождения, а не указанный в материале юридический адрес. В отношении организации, заказавшей агитационный материал, предоставляется адрес ее места нахождения, который в выходных данных отсутствует. Это же касается физического лица, заказавшего материал, даже если этим лицом является кандидат. Ошибки и неточности в этом случае приводят к признанию представленных агитационных материалов незаконными и запрету на их распространение.

Экземпляры или копии агитационных материалов и указанные выше сведения могут предоставляться в избирательную комиссию доверенным лицом или уполномоченным представителем по финансовым вопросам кандидата.

Предвыборный агитационный материал: виды

1) листовки и флайеры

2) канцтовары с символикой

3) карманные календарики

4) настольные календари для организаций

5) буклетики с программой

6) буклетики с Наказами избирателей (отрывной листок)

7) стикеры на дверные ручки

8) визитки с контактами

10) плакаты А-4 на подъезды

11) баннеры стойки для мероприятий

12) электронные носители для мероприятий

13) эмблемы для мероприятий в различных форматах

14) стеновые плакаты-наклейки

15) флаги с символикой

16) форменная одежда с символикой

19) агитационные палатки

20) наклейки на машины и др.

Важно помнить, что агитационные материалы кандидата должны быть сделаны максимально продуманно и качественно.

Недопустимо использование сил сторонних подрядных организаций, плохо владеющих словом, не умеющих предсказать вероятные угрозы от распространения того или иного слогана, лозунга. В некоторых случаях, провалы в кампаниях случаются именно из-за неумения разглядеть двойной смысл фразы или возможные курьезные ситуации, связанные с размещением агитационных материалов на улицах города. Конечно, бывает такое, что негатив только раззадоривает людей, но лучше экстремальные методы агитации отложить до самого крайнего случая.

И последнее, использование непрофессиональных сил для создания материалов агитационно-пропагандистского характера использование некачественных материалов, явное использование фотошопа (см. иллюстрацию выше),- может привести к негативному отношению со стороны электората, поскольку последний может расценить подобное поведение как неуважение.

Команда коммуникационного агентства Comagency имеет большой опыт подготовки, печати и распространения агитационных материалов кандидатов различных уровней и готовы поддержать любые масштабы избирательных кампаний. Мы не только создадим выигрышную концепцию агитационно-пропагандистских материалов, но и грамотно выстроим образ кандидата в СМИ, на радио и ТВ, используя бесплатные технологии PR (связей с общественностью). Интересующие уточнения можно получить по телефону: +7 (495) 669 50 61. Будем рады общению!

Листовка на выборы образец

5. Предвыборная агитация

Вопрос: Один из возможных кандидатов в депутаты за несколько недель до начала избирательной кампании начал распространять листовки с явно агитационным материалом. В листовках есть его фотография, указаны типография, номер и дата заказа, тираж. Правомерна ли такая деятельность с точки зрения избирательного законодательства?

Ответ: Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав. », а также законы о выборах не регламентируют каким-либо образом агитационную деятельность, проводимую до официального начала избирательной кампании, со стороны лиц, которые потенциально могут стать кандидатами, поэтому в избирательном законодательстве не предусмотрено каких-либо санкций за распространение агитационных печатных материалов в поддержку определенного гражданина, заявившего о своем возможном участии в выборах, но выдвижение и регистрация которого еще не состоялись.

Вопрос: Может ли кандидат вести предвыборную агитацию до его регистрации избирательной комиссией?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. » агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания им избирательного фонда. В то же время следует иметь в виду, что для агитации кандидатов через средства массовой информации установлены более ограниченные сроки. Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 30 дней до дня голосования.

Вопрос: У нас в городе проходят выборы мэра. Работники нашей фирмы считают наиболее достойной кандидатуру Т. который на этих выборах является практически единственным реальным соперником действующего градоначальника М. В то же время все стены домов обклеены плакатами в поддержку М. Мы считаем несправедливым такое положение вещей и со своей стороны хотели бы помочь нашему кандидату, которому, по-видимому, не хватает средств на агитацию. Можем ли мы сами на нашем копировальном оборудовании изготовить листовки в поддержку кандидата?

Ответ: По смыслу статьи 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. » избиратели не могут самостоятельно выпускать листовки в поддержку кандидата. Листовки, плакаты и другие агитационные материалы в период выборов могут выпускаться только кандидатами, а также избирательными объединениями, избирательными блоками. В соответствии с законом все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях (лицах), их изготовивших и заказавших их изготовление, а также информацию об их тираже и дате выпуска. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком в соответствующую избирательную комиссию. Закон также требует, чтобы выпуск агитационных печатных материалов был предварительно оплачен за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Вместе с тем избиратели могут оказать существенную помощь кандидату, перечислив в установленном порядке денежные пожертвования в его избирательный фонд. Граждане также вправе на безвозмездных началах предложить кандидату, которого они поддерживают, свою помощь в качестве его доверенных лиц или добровольных помощников. В этом качестве сторонники кандидата могут оказывать кандидату помощь в подготовке агитационных печатных материалов, организации работы по их выпуску, а также в распространении листовок, расклейке плакатов.

Вопрос: Я кандидат в депутаты законодательного собрания области. Могу ли я изготовить на собственной копировальной технике и распространить тиражом в 500 экз. листовки агитационного содержания?

Ответ: Закон не содержит ограничений по изготовлению кандидатами агитационных листовок на собственной копировальной технике, однако при этом должны соблюдаться все требования закона по изготовлению и выпуску указанных агитационных печатных материалов. В частности, на данных материалах должна содержаться информация о том, что они заказаны и изготовлены кандидатом в депутаты законодательного собрания области, с указанием его фамилии, имени, отчества. Также должны быть указаны наименование субъекта Российской Федерации, населенного пункта, где находится место жительства кандидата, информация о тираже и дате выпуска агитационных печатных материалов. Экземпляр печатного материала должен быть представлен в соответствующую избирательную комиссию. Бумага, на которой печатаются агитационные материалы, а также расходные материалы и иные расходы, необходимые для их изготовления, должны быть предварительно (до их изготовления) оплачены за счет средств избирательного фонда кандидата.

Вопрос: Нарушает ли закон публикация в газете писем граждан в поддержку кого-либо из кандидатов на пост главы муниципального образования без пометки об источнике оплаты данных писем? Если да, то какой закон и статья нарушается?

Ответ: Публикуемые в газете письма граждан в поддержку кого-либо из кандидатов являются разновидностью агитационных материалов. Согласно пункту 6 статьи 52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. » во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения, избирательного блока была произведена оплата соответствующей публикации, а если агитационные материалы были опубликованы бесплатно, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто разместил эту публикацию. Если в газете нет указанной выше информации, редакция периодического печатного издания может быть привлечена к ответственности в соответствии со статьей 5.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума).

Вопрос: После того как я был зарегистрирован кандидатом в депутаты областного законодательного собрания, мною была проведена пресс-конференция с участием журналистов областных газет, а также представителей городской телерадиокомпании. На этой встрече мое доверенное лицо распространило среди журналистов напечатанный в десяти экземплярах пресс-релиз (объемом в один лист формата А4), в котором содержалось мое видение ситуации в области и кратко излагались причины, побудившие меня идти на выборы. На следующий день одна из областных газет по ее собственной инициативе практически полностью перепечатала на своих страницах мой пресс-релиз. Впоследствии в областную избирательную комиссию поступила жалоба о том, что, распространяя пресс-релизы, я нарушил установленный порядок выпуска агитационных печатных материалов. Рассмотрев эту жалобу, избирательная комиссия вынесла мне предупреждение. Насколько обоснованно это решение комиссии?

Ответ: Предупреждение вынесено кандидату необоснованно. Агитационные печатные материалы предназначены для массового распространения среди избирателей, они направлены на то, чтобы побуждать избирателей голосовать за или против кандидатов. Распространение же пресс-релизов на пресс-конференции в ограниченном количестве преследует цель дать максимально точную информацию для журналистов, освещающих избирательную кампанию, а не непосредственно воздействовать на избирателей. Таким образом, проведенная с ведома кандидата раздача пресс-релизов не является распространением агитационных печатных материалов, так как обязательным признаком таких материалов является обращенность содержащихся в них агитационных призывов непосредственно к избирателям.

Вопрос: Считается ли предвыборной агитацией для выборов в субъекте Федерации или местных выборов выступление в центральной прессе или на телевидении, зарубежной прессе или телевидении, публикация в Интернете, публикация в прессе соседнего региона, обычно не распространяемая в регионе, где проводятся выборы, но в этот раз массово продаваемая? Вообще, как агитация ограничивается по месту (по регионам, местам издания, местам распространения, местам вещания, местам размещения в Интернете)?

Ответ: Предвыборной агитацией в соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» считается любая деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за определенных кандидатов или против них. Уточненный перечень признаков предвыборной агитации содержится в пункте 2 статьи 48 Федерального закона. Предвыборной агитацией как таковой может быть признано выступление в центральной прессе или по телевидению, публикация в Интернете, публикация в прессе соседнего региона, если такие выступления, публикации адресованы в том числе избирателям соответствующего региона и в них содержатся установленные законом признаки предвыборной агитации. При оценке правомерности такой деятельности следует руководствоваться положениями закона, устанавливающими порядок участия кандидатов в предвыборной агитации. Агитация в эфире, периодических печатных изданиях может вестись кандидатами при соблюдении телерадиокомпаниями, редакциями периодических печатных изданий установленных ограничений (по обеспечению равных условий для всех кандидатов, предварительному объявлению тарифов на размещение агитационных материалов и т.п.). Если эти условия не соблюдены, проведение подобной агитации может явиться основанием для применения установленных законом мер ответственности к телерадиокомпаниям, редакциям периодических печатных изданий, а также и к кандидатам, если данные условия нарушены по их вине. Вместе с тем на практике весьма затруднительно обеспечить соблюдение этих условий при ведении агитации с использованием «центральных СМИ» или СМИ соседнего региона.

Агитационные выступления и публикации в зарубежной прессе и по телевидению, массово распространяемые на территории, где проводятся выборы, в соответствии с законом запрещены, так как иностранные граждане и юридические лица не могут участвовать в предвыборной агитации. Что касается агитационных публикаций в Интернете, следует отметить, что в федеральном законодательстве не устанавливается специальный порядок проведения предвыборной агитации такого рода. Вместе с тем на эти публикации распространяются общие требования к содержанию агитационных материалов, предусмотренные в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав. ». В частности, они не должны быть направлены на подкуп избирателей, разжигать социальную, национальную рознь и т.п. Платные услуги при ведении кандидатом агитации через Интернет должны быть оплачены за счет средств его избирательного фонда. Соблюдение установленного законом порядка проведения предвыборной агитации при проведении региональных выборов должно обеспечиваться избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, местных — избирательной комиссией муниципального образования. Эти комиссии могут в соответствии со статьей 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. » обратиться в правоохранительные органы, суд, органы Минпечати с представлением о пресечении противоправной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц к ответственности. Как показывает практика, постановка вопроса об отзыве лицензии у СМИ является весьма действенным средством профилактики правонарушений в сфере предвыборной агитации.

Вопрос: Я — кандидат в мэры города Н. Мною подготовлен к распространению агитационный печатный материал, на котором я изображен в шеренге демонстрантов (порядка 20 человек), протестующих против повышения коммунальных платежей. Председатель избирательной комиссии, ссылаясь на пункт 9 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. », требует от меня согласия на использование изображения от всех физических лиц, запечатленных на фотографии. Но из 20 человек я и мои помощники по избирательному штабу не можем установить личности трех человек. Что нам делать?

Ответ: Формально председатель избирательной комиссии прав. Указанная вами норма пункта 9 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. » не допускает исключений по порядку использования в агитационных материалах изображений физических лиц — участников публичных мероприятий. Без согласия всех лиц, изображенных на фотографии, выпуск агитационного печатного материала с этой фотографией не допускается.

Вопрос: Может ли проводить предвыборную агитацию за другого кандидата должностное лицо МВД, не являясь его доверенным лицом, на общем собрании сотрудников МВД?

Ответ: Граждане Российской Федерации вправе участвовать в предвыборной агитации независимо от того, являются они доверенными лицами кандидата или нет.

В то же время в соответствии с пунктом 7 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. » лицам, находящимся на государственной службе, запрещается проведение предвыборной агитации при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Поэтому на собрании сотрудников МВД предвыборная агитация должностного лица МВД не допускается, если оно проводится во время исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей.

Вопрос: Какие санкции предусмотрены за бесплатное размещение в газете письма избирателя, в котором присутствуют признаки агитации за определенного кандидата:

— будет ли газета предупреждена или оштрафована;

— должна ли будет газета предоставить такую же печатную площадь бесплатно для агитационных материалов других кандидатов?

Ответ: Если агитационный материал размещен в газете с нарушением порядка, установленного законодательством, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, органы Минпечати с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении редакции данной газеты, ее должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации (п. 8 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. »). За указанное нарушение в статье 5.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав. » не предусматривает такой меры воздействия к редакции периодического печатного издания, как вынесение предупреждения. Закон также не предусматривает бесплатного предоставления печатной площади другим кандидатам в случае, если в газете опубликована статья в поддержку одного из кандидатов с нарушением установленного порядка.

Вопрос: Недавно узнал, что одного довольно известного политика П. баллотировавшегося в Государственную Думу, сняли с регистрации за то, что тот до дня его регистрации в ряде печатных изданий опубликовал свою биографию, и это было квалифицировано окружной избирательной комиссией как преждевременная агитация.

Разве публикация биографии является предвыборной агитацией? Ведь может получиться, что у кого-то такая биография, что, прочитав ее, нормальный человек никогда не проголосует за такого кандидата.

Ответ: Действительно, нам известны случаи, когда избирательной комиссией именно так оценивалась публикация кандидатом биографических сведений. В данной ситуации решающее значение для оценки того, является или нет опубликование биографии кандидата предвыборной агитацией, имеет содержание соответствующих публикаций, то есть если там наряду с изложением биографических данных содержатся элементы предвыборной программы кандидата, призывы к избирателям голосовать за данного кандидата, то такая публикация, по форме являющаяся биографией, может быть оценена как предвыборная агитация.

Вопрос: Какие документы и где должен получить руководитель кампании по проведению пикетирования, чтобы иметь право на ее проведение?

Ответ: В федеральном законодательстве, регламентирующем проведение гражданами публичных мероприятий, в том числе и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав. » (ст. 53), не предусматривается получение инициаторами пикетирования каких-либо документов, дающих основания для его проведения. Для пикетирования не требуется и предварительного уведомления местных властей. Исключение из общих правил установлено только для г. Москвы, где в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 1993 г. предусмотрена предварительная подача уведомлений о пикетировании в органы исполнительной власти г. Москвы.

Вопрос: В день выборов в парке, где достаточно многолюдно, девушки в фирменных футболках с эмблемой одной из табачных фирм бесплатно раздавали сигареты, а вместе с ними и календарики с фотографией одного из кандидатов. Многие возмущались такой «рекламной акцией», так как знали, что в день выборов агитация запрещена. Куда в таких случаях следует обращаться с жалобой, чтобы прекратить нарушение закона?

Ответ: В данном случае налицо противоправная агитационная деятельность. В соответствии с пунктом 9 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. » правоохранительные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности. Они также обязаны незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию о выявленных фактах и принятых мерах.

Граждане вправе обратиться с заявлением о нарушениях закона в органы милиции, которые обязаны пресечь эти правонарушения. О совершении административного правонарушения составляется протокол. В соответствии со статьей 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предвыборная агитация в период, когда такая агитация запрещена законодательством о выборах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Вопрос: Есть ли разница между предвыборными обещаниями и подкупом избирателей? Если да, то в чем юридические критерии отличий?

Ответ: В предвыборной программе, выступлениях кандидата могут содержаться различного рода обещания (осуществить те или иные меры в случае избрания, добиться решения конкретных проблем города, района и т.п.). Данные обещания являются проявлением предвыборной агитационной деятельности кандидата. В то же время в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав. » устанавливается запрет на обещания, которые представляют собой подкуп избирателей (п. 2 ст. 56). К таким обещаниям относятся, в частности, обещания передачи избирателям денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

К подкупу избирателей нельзя относить обещания добиваться повышения уровня жизни населения, озвученные кандидатом. Кандидат вправе обещать инициировать принятие решений органов государственной власти либо органов местного самоуправления, способных реально повысить уровень благосостояния населения. Таким образом, подкупом избирателей могут считаться только обещания передачи денежных средств, иных материальных благ заведомо незаконным путем в формах, запрещенных законом.

Вопрос: Может ли кандидат в период выборов бесплатно распространять правовую литературу (законы, популярные пособия)? Может ли такая деятельность считаться предвыборной агитацией?

Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. » кандидатам и их доверенным лицам, уполномоченным представителям запрещается бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов, специально изготовленных для избирательной кампании. Поскольку правовая литература также является товаром, ее бесплатное распространение, по общему правилу, не допускается. Исключение может составлять правовая литература, разъясняющая права избирателей, наблюдателей, содержащая информацию о выборах, демократии, законодательстве о выборах и т.п. то есть та литература, выпуск которой специально приурочен к выборам. Нарушение указанных правил является злоупотреблением правом на предвыборную агитацию.

Вопрос: Сейчас проходят выборы мэра города Е. В городской газете была опубликована статья, в которой содержалась информация о высоких личных и деловых качествах одного из кандидатов. Является ли эта статья в соответствии с законом информационной или агитационной? Должна ли она быть оплачена из избирательного фонда кандидата?

Ответ: В соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. » распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей, а также деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, является предвыборной агитацией, поэтому данная статья должна была быть оплачена из избирательного фонда кандидата.

Вопрос: В нашем районе сейчас проходят выборы главы местного самоуправления. Я присутствовал на одном предвыборном собрании. На нем выступало несколько представителей районной администрации с рассказами о том, какие достижения произошли в районе за то время, пока его возглавляет Т. который в настоящее время добивается своего переизбрания. Как можно бороться с такими фактами?

Ответ: Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав. » (п. 7 ст. 48) предвыборную агитацию запрещается проводить лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения. В случае участия этих лиц в предвыборной агитации с нарушением указанного порядка к ним могут применяться меры административной ответственности. Статьей 5.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что проведение предвыборной агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, возможно применение санкций и к самому кандидату, являющемуся главой местного самоуправления (то есть лицом, занимающим муниципальную должность), в случае, если он привлекает к предвыборной агитации указанных вами должностных лиц. Такого рода действия являются использованием кандидатом преимуществ служебного положения. При установлении подобных фактов избирательная комиссия муниципального образования может обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации данного кандидата.

Вопрос: В почтовые ящики жителей нашего города неизвестные лица вбрасывают листовки, в которых распространяются сведения, компрометирующие ряд кандидатов в депутаты городской Думы. Кто должен нести ответственность за такие действия и как виновных можно привлечь к ответственности?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав. » запрещается распространение анонимных агитационных печатных материалов. Пунктом 2 статьи 54 Федерального закона предусмотрено, что все агитационные печатные материалы должны содержать наименование и юридический адрес организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов. Поэтому, если в листовках, распространяемых в вашем городе, отсутствует эта информация, можно говорить о нарушении лицами, изготовившими и распространяющими эти листовки, порядка проведения предвыборной агитации. За эти действия установлена административная ответственность. Согласно статье 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, не содержащих установленной Федеральным законом информации об их тираже и о дате выпуска, о наименовании и об адресе организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовившего эти агитационные печатные, аудиовизуальные материалы, а также о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавшего изготовление этих агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, а равно изготовление агитационных печатных, аудиовизуальных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с законом меры по пресечению противоправной агитационной деятельности обязаны принимать правоохранительные органы (прежде всего органы внутренних дел), в которые граждане имеют право обращаться с заявлениями.

Вопрос: Как оценивается размещение агитационных материалов с точки зрения законодательства о выборах на бесплатных сайтах в Интернете, в том числе их размещение до даты назначения выборов?

Ответ: Размещение агитационных материалов, имеющих целью побудить или побуждающих избирателей к голосованию за или против тех или иных кандидатов, против всех кандидатов на бесплатных сайтах в Интернете, проводимое в период избирательной кампании, следует считать одной из форм предвыборной агитации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. » такую агитацию вправе вести граждане Российской Федерации, общественные объединения. К материалам, размещаемым на сайтах в Интернете, применяются общие правила ведения предвыборной агитации (по срокам размещения, по кругу лиц и т.д.), а также ограничения по содержанию материалов, установленные в статье 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. ». К кандидатам (спискам кандидатов), нарушившим соответствующие правила и ограничения, могут применяться предусмотренные избирательным законодательством меры ответственности (в том числе и отмена регистрации в соответствии с пунктом 5 статьи 76 Федерального закона).

Размещение указанных агитационных материалов до назначения выборов не регламентируется действующим избирательным законодательством.

Вопрос: Имеет ли право представитель администрации края проводить в день выборов социологический опрос на тему «Почему вы проголосовали за этого кандидата, ведь он проиграл предыдущие выборы?»?

Ответ: Действия представителя администрации являются незаконными. В формулировке вопроса, который задается им, содержатся признаки предвыборной агитации, установленные статьей 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. ». В то же время согласно статье 49 указанного Федерального закона в день голосования проведение предвыборной агитации запрещается. Кроме того, предвыборную агитацию запрещается проводить лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ должностного или служебного положения (п. 7 ст. 48 Федерального закона).

Вопрос: Что делать, если на выборах губернатора области государственная телерадиокомпания ведет агитацию в пользу только одного кандидата?

Ответ: В этих случаях следует обратиться в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации с жалобой на нарушение телерадиокомпанией порядка проведения предвыборной агитации. Согласно пункту 8 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. » избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, органы исполнительной власти, осуществляющие государственную политику в области средств массовой информации, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности и привлечении организации телерадиовещания, ее должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 5.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение предусмотренных законодательством о выборах условий проведения предвыборной агитации на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Вопрос: У нашего СМИ (радиопрограмма) нет лицензии на вещание, но есть разрешительное письмо от государственной радиокомпании, по которому мы можем вставлять свои передачи в их сетку вещания в своем городе в определенное время. Может ли наша радиопрограмма участвовать в предвыборной агитации на выборах в Государственную Думу и на местных выборах?

Ответ: Порядок проведения предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания установлен Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав. » (ст.ст. 50, 51). Согласно указанным статьям Федерального закона выделение бесплатного и платного эфирного времени осуществляется непосредственно организациями телерадиовещания. Именно с организациями телерадиовещания кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки заключают договоры о предоставлении эфирного времени для проведения предвыборной агитации. Таким образом, самостоятельное участие в предвыборной агитации радиопрограммы, выходящей в эфир на основании разрешительного письма от государственной радиокомпании, невозможно.

Вопрос: Кандидат в депутаты подарил школе на юбилей компьютер от имени предприятия, директором которого является. Как это расценивается с точки зрения закона, наказуемо ли?

Ответ: Дарение школе компьютера кандидатом от имени предприятия, директором которого он является, является благотворительной деятельностью. Однако в период избирательной кампании кандидат, в соответствии с законом, не вправе заниматься благотворительной деятельностью. Данное правило предусмотрено в пункте 5 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав. ».

За нарушение указанного запрета установлена административная ответственность. В соответствии со статьей 5.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление благотворительной деятельности с нарушением федерального законодательства о выборах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.