Руководства, Инструкции, Бланки

письмо об отсутствии бенефициарных владельцах образец img-1

письмо об отсутствии бенефициарных владельцах образец

Рейтинг: 4.5/5.0 (1833 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных в

Письмо Банка России от 28.01.2014 N 14-Т "Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев"

Документ по состоянию на август 2014 г.

Центральный банк Российской Федерации направляет для использования в работе согласованное с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу П.В. Ливадный) Информационное письмо по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев.

Заместитель
Председателя Банка России
Д.Г.СКОБЕЛКИН

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ПО ВОПРОСАМ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ, БЕНЕФИЦИАРНЫХ ВЛАДЕЛЬЦЕВ

Глава I. Определение понятия "бенефициарный владелец"

В отношении каких клиентов организациям необходимо принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев?

Поскольку в соответствии с абзацем 11 статьи 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) под клиентом понимается как юридическое, так и физическое лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом (далее - организация), то организации обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов - как юридических, так и физических лиц.

В случае если владение клиентом либо контроль за действиями клиента осуществляется физическим лицом через третьих лиц, следует ли организациям устанавливать всех третьих лиц, владеющих клиентом либо имеющих возможность контролировать действия клиента?

Физическое лицо, не являясь непосредственно учредителем/участником клиента - юридического лица, может владеть таким клиентом либо иметь возможность контролировать его через третьих лиц (являться бенефициарным владельцем клиента). В случае если владение клиентом либо контроль за клиентом осуществляется через третьих лиц, организация должна располагать информацией, подтверждающей факт владения клиентом либо возможность осуществлять контроль за клиентом через третьих лиц.

С учетом каких факторов организации принимают решение о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента?

Организация принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем при наличии у такого лица возможностей контролировать действия клиента с учетом следующих факторов:

- физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале клиента или от общего числа акций клиента с правом голоса;

- физическое лицо имеет право (возможность) на основании договора с клиентом оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, в частности, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и т.д.), включая существенные условия сделок, а также финансовых операций, оказывать влияние на величину дохода клиента;

- иные самостоятельно определяемые организацией факторы, на основании которых физическое лицо будет квалифицировано в качестве бенефициарного владельца.

Может ли у клиента быть несколько бенефициарных владельцев, или бенефициарным владельцем всегда является только одно физическое лицо?

Владение клиентом может осуществляться одним или несколькими физическими лицами (в том числе лицами, имеющими родственные отношения).

В таком случае организация должна рассматривать каждого из таких физических лиц в качестве бенефициарного владельца и установить в отношении каждого лица сведения, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

В каких случаях бенефициарным владельцем клиента - юридического лица может быть признан единоличный исполнительный орган клиента?

В случае если в результате принятия предусмотренных Федеральным законом мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец клиента - юридического лица не выявлен, бенефициарным владельцем признается единоличный исполнительный орган клиента - юридического лица.

В решении организации о признании единоличного исполнительного органа клиента бенефициарным владельцем следует зафиксировать причины, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца, а в анкете (досье) клиента - сведения, указывающие на то, что единоличный исполнительный орган клиента признан бенефициарным владельцем по причине невозможности выявления кредитной организацией бенефициарного владельца либо в случае отсутствия физического лица, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Глава II. Порядок идентификации бенефициарных владельцев

Каким образом организациям следует исполнять требование Федерального закона о принятии обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев?

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона установлена обязанность организаций принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

В целях реализации требования подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организациям рекомендуется включать в правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в частности:

- основания для признания физического лица бенефициарным владельцем (используются квалифицирующие признаки, содержащиеся в определении понятия "бенефициарный владелец", установленного Федеральным законом, такие как прямое или косвенное (через третьих лиц) владение (наличие преобладающего участия более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом, формы (виды) контроля за действиями клиента);

- перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиента документов и информации;

- основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа клиента - юридического лица (при невозможности выявления бенефициарного владельца);

- порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;

- порядок фиксирования сведений, полученных в результате идентификации бенефициарного владельца;

- иные положения по усмотрению организации.

Следует ли организациям устанавливать наличие у бенефициарного владельца статуса лица, указанного в статье 7.3 Федерального закона, а также проверять наличие сведений о бенефициарном владельце в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень) либо наличие принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества?

В целях минимизации риска вовлечения организаций в проведение их клиентами операций, целью которых может быть осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, организациям рекомендуется в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма определить процедуры проверки наличия у бенефициарного владельца статуса лица, указанного в статье 7.3 Федерального закона, а также наличия сведений о бенефициарном владельце в Перечне либо наличия принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества.

Вправе ли организации не проводить идентификацию бенефициарных владельцев в случае, если клиенту присвоен низкий уровень риска?

Федеральный закон не содержит изъятий в отношении требования по идентификации бенефициарных владельцев в зависимости от уровня риска клиента или суммы, на которую совершается операция. При этом бенефициарный владелец не идентифицируется в случаях, установленных пунктами 1.1, 1.2 и 1.4 статьи 7 Федерального закона, а также в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся лицами, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

Какие меры могут быть предприняты организацией в целях идентификации бенефициарных владельцев?

В целях идентификации бенефициарных владельцев организации вправе предпринимать следующие меры:

- включение в договор с клиентом обязанности последнего представлять в организацию сведения о бенефициарных владельцах;

- анкетирование клиентов (направление клиентам запросов, составленных по форме, самостоятельно определенной организацией, позволяющей идентифицировать бенефициарных владельцев);

- изучение учредительных документов клиентов - юридических лиц;

- устный опрос клиента с занесением установленной информации в анкету (досье) клиента;

- использование внешних доступных организации на законных основаниях источников информации (например, средства массовой информации, Internet);

- иные меры по усмотрению организации.

Признание физического лица бенефициарным владельцем должно основываться на имеющихся у организации документах и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице.

Каким образом организации фиксируют сведения о результатах принятых мер по идентификации бенефициарных владельцев?

Сведения о результате принятых организацией мер по идентификации бенефициарного владельца клиента могут фиксироваться в том числе в анкете (досье) клиента.

При фиксировании таких сведений организациям рекомендуется включать:

перечень предпринятых в целях идентификации бенефициарного владельца мер;

решение организации о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента, включая обоснование принятого решения;

информацию о возможности установления в результате принятых мер идентификации бенефициарного владельца у клиента либо об отсутствии бенефициарного владельца у клиента, включая информацию о предпринятых организацией мерах по его установлению и идентификации;

решение организации о признании бенефициарным владельцем клиента - юридического лица единоличного исполнительного органа, включая обоснование принятого решения.

Какие действия вправе предпринять организация в случае отказа клиента от предоставления информации о своем бенефициарном владельце?

В случае отказа клиента от предоставления данных о своем бенефициарном владельце организация имеет возможность реализовать полномочия, определенные пунктами 5.2 и 11 статьи 7 Федерального закона.

Календарь

Видео

Другие статьи

О вопросах определения бенефициарных владельцев, Письмо Банка России от 02 июня 2015 года №014-12-4

О вопросах определения бенефициарных владельцев О вопросах определения бенефициарных владельцев

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 июня 2015 года N 014-12-4/4780

О вопросах определения бенефициарных владельцев

В Международных стандартах по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, принятых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в 2012 году (далее - Рекомендации ФАТФ), особое внимание уделяется вопросам определения финансовыми учреждениями бенефициарных владельцев своих клиентов. Наличие у финансового учреждения информации о бенефициарных владельцах клиентов рассматривается в Рекомендациях ФАТФ в качестве обязательной меры противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Для этого при проведении надлежащей проверки клиента финансовым учреждениям необходимо определять его бенефицарного владельца, принимать разумные меры по проверке личности бенефициарного владельца, получать информацию о структуре управления и собственности клиента.
________________

В неофициальных переводах документов ФАТФ и иных международных документах иногда используется понятие "бенефициарный собственник" (beneficial owner), которое следует рассматривать в качестве понятия, тождественного понятию "бенефициарный владелец", употребляемому в нормативных правовых актах Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.


Международные подходы к определению финансовыми учреждениями бенефициарных владельцев своих клиентов получили свое содержательное развитие в Руководстве ФАТФ "Прозрачность и бенефициарная собственность (Рекомендации 24 и 25)", опубликованном в октябре 2014 года. Перевод указанного документа подготовлен Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга и размещен на его официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://www.mumcfm.ru/index.php/ru/materials/books.

Документ на английском языке (FATF Guidance "Transparency and Beneficial Ownership") доступен на официальном сайте ФАТФ в сети "Интернет" по адресу: http://www.fatf-gafi.org/topics/fatfrecommendations/documents/transparency-and-beneficial-ownership.html.

Практический интерес представляют содержащиеся в Руководстве ФАТФ: описание возможных путей сокрытия информации о бенефициарной собственности (пункты 9-12); толкование понятия "бенефициарный владелец", используемое в глоссарии Рекомендаций ФАТФ (раздел III); рекомендации по выявлению бенефициарных владельцев (пункты 32, 33).

Вместе с этим практический интерес для кредитных организаций представляют "Комментарии по вопросам определения бенефициарной собственности, возникающим в процессе применения Вольфсбергских принципов противодействия отмыванию денег при индивидуальном банковском обслуживании состоятельных клиентов", изданные Вольфсбергской группой

в мае 2012 года. Неофициальный перевод документа, подготовленный Банком России, прилагается к настоящему письму. Документ на английском языке (The Wolfsberg AML Principles, Frequently Asked Questions with Regard to Beneficial Ownership in the Context of Private Banking) доступен на официальном сайте Вольфсбергской группы в сети "Интернет" по ссылке: http://www.wolfsberg-principles.com/pdf/faq/Wolfsberg-FAQs-on-Beneficial-Ownership-May-2012.pdf.
________________
Вольфсбергская группа (The Wolfsberg Group) объединяет следующие крупнейшие международные финансовые институты: Banco Santander, Bank of Tokyo - Mitsubishi UFJ, Barclays, Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, HSBC, J.P. Morgan Chase, Societe Generale, UBS.


Рекомендации, содержащиеся в Руководстве ФАТФ "Прозрачность и бенефициарная собственность (Рекомендации 24 и 25)" и "Комментариях по вопросам определения бенефициарной собственности, возникающим в процессе применения Вольфсбергских принципов противодействия отмыванию денег при индивидуальном банковском обслуживании состоятельных клиентов", могут быть использованы организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, при проведении идентификации бенефициарных владельцев клиентов в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" .

Настоящее письмо подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России".

Заместитель Председателя
Центрального банка
Российской Федерации
Д.Г.Скобелкин

Приложение. Вольфсбергская группа

Приложение
к письму Банка России
от 2 июня 2015 года N 014-12-4/4780
"О вопросах определения
бенефициарных владельцев"

Комментарии по вопросам определения бенефициарной собственности, возникающим в процессе применения Вольфсбергских принципов противодействия отмыванию денег при индивидуальном банковском обслуживании состоятельных клиентов

Иногда возникают вопросы относительно понятия "бенефициарная собственность", которое упоминается в Вольфсбергских принципах противодействия отмыванию денег при индивидуальном банковском обслуживании состоятельных клиентов (далее - Принципы). Некоторые из этих вопросов, а также ответы на них приведены ниже.

Вопрос 1. Что означает "бенефициарная собственность" в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем?

В контексте противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (далее - ПОД), под "бенефициарной собственностью", как правило, понимается конечный контроль над денежными средствами, находящимися на счете, посредством владения или на иных основаниях. При этом следует отличать "контроль" от простого права подписи или титульного права собственности.

Это понятие отражает тот факт, что лицо, на имя которого открыт счет в банке, не всегда является лицом, в конечном счете контролирующим денежные средства. Эта особенность важна, поскольку усилия по ПОД должны быть сосредоточены на том лице, которое осуществляет конечный контроль за денежными средствами (данный подход лежит в основе Принципов). Повышенное внимание к такому лицу обычно является необходимым шагом к установлению источника благосостояния.

В большинстве случаев процедура выявления лица, которое должно рассматриваться как бенефициарный владелец, не составляет каких-либо сложностей. Например, как отмечается ниже при ответе на вопрос 3, очевидно, что физическое лицо, которое учреждает частную инвестиционную компанию, переводит свое личное имущество в пользу такой компании и является ее единственным акционером, следует рассматривать как бенефициарного владельца. Однако в некоторых случаях определение бенефициарной собственности в целях ПОД может не быть абсолютно очевидным и выходить за рамки понятийных признаков. В таких случаях под бенефициарными владельцами для целей ПОД должны пониматься физические лица, которые: (i) в целом осуществляют конечный контроль над средствами посредством владения или на иных основаниях и/или (ii) являются первоначальным основным источником средств на счете, и их источник благосостояния должен быть подвергнут надлежащей проверке . Примеры применения такого подхода к различным участникам процесса создания и управления трастами рассматриваются ниже при ответе на вопросы с 4 по 4С.
________________

Иными основаниями, о которых идет речь в вышеуказанном подпункте, могут являться: (i) официальное право на получение определенных сумм со счета, хотя ни право на получение определенных сумм, ни право собственности не является гарантией установления бенефициарной собственности при отсутствии у физического лица конечного контроля за денежными средствами.


Для целей Принципов понятие "бенефициарная собственность" должно рассматриваться в увязке с условиями, на которых открыт счет. Следовательно, задача Принципов заключается не в том, чтобы дать абстрактное определение бенефициарной собственности, а в том, чтобы при реализации Принципов сфокусироваться на выявлении лиц, которые при определенных обстоятельствах должны рассматриваться в качестве бенефициарных владельцев.

Соответственно, параграф 1.2.3 Принципов начинается с общего утверждения о том, что бенефициарная собственность должна быть установлена для всех счетов, и определяет основные характеристики бенефициарных владельцев (согласно подпунктам (i) и (ii) в предыдущем абзаце), а затем уточняет эти общие принципы отдельно для физических лиц, юридических лиц, трастов и объединений без образования юридического лица, конкретизируя, что должен стремиться понять сотрудник банка при осуществлении надлежащей проверки состоятельных клиентов.

В контексте отношений, возникающих в ходе индивидуального банковского облуживания состоятельных клиентов, которым посвящены Принципы, следует отметить, что если владельцем счета является не физическое лицо, то главной целью банка является установление личности того физического лица, которое в конечном счете является бенефициарным владельцем счета. В других ситуациях, например когда банк работает с крупными корпорациями со множеством акционеров, указанная цель, безусловно, не будет иметь смысла.

В целом при применении Принципов было бы неправильным приравнивать понятие "бенефициарный владелец" к понятиям "бенефициар" и "выгодоприобретатель". Если это не учитывать, то понятие "бенефициарная собственность" будет слишком широким. Информация о более предметном практическом подходе представлена в ответах на вопросы со 2 по 5.

Настоящее разъяснение касается права собственности бенефициарного владельца на денежные средства владельца счета в контексте типичной практики индивидуального банковского обслуживания состоятельных клиентов (например, когда владельцем счета является частная инвестиционная компания или траст). Такие ситуации должны рассматриваться отдельно от ситуаций, не затрагиваемых настоящим разъяснением, при которых держателем счета является (i) юридическое лицо, являющееся действующей компанией, или (ii) посредник (например, инвестиционный менеджер), действующий от имени своих клиентов. Более подробная информация о посредниках в контексте индивидуального банковского обслуживания состоятельных клиентов содержится в подготовленных Вольфсбергской группой "Актуальных вопросах о посредниках и доверенных лицах/лицах, имеющих право подписи, применительно к индивидуальному банковскому обслуживанию состоятельных клиентов".

Вопрос 2. Что понимается под "бенефициарной собственностью" применительно к физическим лицам?

Если физическое лицо хочет открыть счет на свое имя, сотрудник банка, работающий с состоятельными клиентами (далее - сотрудник банка), должен выяснить, действует ли это лицо от своего имени. Если физическое лицо отвечает на этот вопрос утвердительно, тогда в обычной ситуации разумно было бы предположить, что оно и является бенефициарным владельцем.

Однако бывают ситуации, при которых такое предположение не может считаться обоснованным, то есть когда возникает сомнение, действует ли "видимый" владелец счета от своего имени. Например, при принятии клиента на обслуживание такое сомнение может возникнуть при наличии противоречий в информации, собранной во время осуществления мер надлежащей проверки. И если пояснения со стороны будущего клиента относительно источников его состояния по формальным признакам неубедительны, то было бы уместно продолжить надлежащую проверку.

Более того, после открытия счета последующие операции по счету могут не совпадать с изначально ожидаемыми операциями. В этом случае было бы разумно пересмотреть первоначальное предположение, что держатель счета действовал от своего имени. Например, если предполагалось, что после открытия счета клиент будет время от времени осуществлять переводы на сумму 100000 долларов США, но неожиданно стал осуществлять частые переводы на значительно большие суммы, то дальнейшая надлежащая проверка, включающая меры по выявлению бенефициарного владельца, будет оправданной.

Вопрос 3. Что понимается под "бенефициарной собственностью" применительно к юридическому лицу, например, частной инвестиционной компании?

Существуют ситуации, когда клиент (то есть держатель счета) является юридическим лицом, и при этом в целях надлежащей проверки следует установить бенефициарных владельцев этого лица. В случае если физическое лицо намеревается размещать активы через частную инвестиционную компанию, являющуюся клиентом банка, то упомянутое физическое лицо следует считать бенефициарным владельцем этой компании. В этом случае надлежащая проверка клиента, вероятно, должна быть проведена, например, путем установления структуры собственности и управления, проверки информации о бенефициарном владельце в базах данных и выявления источника благосостояния бенефициарного владельца. Если необходимо, сотрудник банка должен провести проверку личности бенефициарного владельца на основании официальных документов, удостоверяющих его личность, или других надежных независимых документов или информации.

Следует проводить различия между частной инвестиционной компанией и корпорацией, являющейся типичной функционирующей компанией со множеством акционеров, в отношении которой не имеет смысла проводить процедуру надлежащей проверки ее акционеров. В действительности такая компания в силу своей институциональной или коммерческой природы не будет обращаться к банку за индивидуальным обслуживанием, а будет взаимодействовать с другими подразделениями банка.

Могут возникать ситуации, когда бенефициарных владельцев несколько. Например, успешный предприниматель может организовать частную холдинговую компанию, в которой он и его супруга являются акционерами, но в которую именно он вкладывает денежные средства. В этом случае надлежащая проверка должна быть проведена в отношении источников денежных средств и имущества предпринимателя, а не его супруги. Однако было бы разумным провести также надлежащую проверку биографических данных и репутации супруги.

Сотрудник банка должен понимать структуру компании. Например, в случае если акционеры владеют значительным пакетом акций, но не являются очевидными источниками средств, сотруднику банка следует постараться понять, почему дело обстоит именно так. Точно также в случае, когда физические лица, контролирующие денежные средства компании (например, руководители или лица, наделенные правом давать распоряжения руководителям), не связаны с очевидным источником средств, сотруднику банка следует выяснить основания для такой ситуации. В подобных случаях в результате дальнейшей проверки может оказаться, что очевидный источник денежных средств не может рассматриваться в качестве бенефициарного владельца этих средств. Если это так, надлежащая проверка должна быть переориентирована на бенефициарного владельца, или, более того, правомерность открытия счета в целом может быть поставлена под сомнение.

Вопрос 3А. Какие последствия могут возникнуть в условиях, когда законодательство не обязывает юридических лиц публично или иным способом раскрывать информацию о своих конечных бенефициарных владельцах?

Могут возникать ситуации, когда действующее законодательство не требует от юридических лиц публично (например, в соответствующем реестре) либо иным способом раскрывать, кто является их бенефициарными владельцами. Однако если такое юридическое лицо является потенциальным клиентом банка, то такое законодательство не препятствует установлению бенефициарного владения компании при осуществлении процедур надлежащей проверки в целях ПОД. Сотруднику банка следует провести соответствующие процедуры надлежащей проверки для установления основных бенефициарных владельцев вне зависимости от требований законодательства о раскрытии информации в отношении компании.

Вопрос 3В. Какие последствия могут возникнуть при осуществлении надлежащей проверки, если акции частной инвестиционной компании выпущены на предъявителя?

Тот факт, что акции частной инвестиционной компании выпущены на предъявителя, не препятствует проведению обычной надлежащей проверки в отношении бенефициарного владельца активов, вложенных в эту частную инвестиционную компанию. Первоначально следует идентифицировать бенефициарного владельца активов, вложенных в эту частную инвестиционную компанию (независимо от того, являются ли акции акциями на предъявителя). Кроме того, учитывая, что в случае с акциями на предъявителя доля в праве собственности может быть беспрепятственно передана, банку следует предпринять меры по предотвращению злоупотреблений с акциями на предъявителя, например, с использованием одного или нескольких из нижеперечисленных механизмов: (i) удостоверение бенефициарной собственности в момент установления отношений, а также в случае изменений в структуре бенефициарной собственности; (ii) требование об ограничении операций с акциями (изъятии акций) путем передачи их для учета и хранения соответствующей стороне; (iii) перевод таких акций в именные акции или (iv) запрет акций на предъявителя.

Вопрос 4. Что понимается под "бенефициарной собственностью" применительно к трастам?

В стандартной ситуации довольно легко установить лицо, обладающее "бенефициарной собственностью", для целей реализации Принципов. Например, если речь идет о предпринимателе, создающем траст в интересах своей супруги или несовершеннолетних детей, то "бенефициарным владельцем" является предприниматель-учредитель, называемый "источником денежных средств" (рассматривается в параграфе 1.2.3 Принципов). Следует провести надлежащую проверку предпринимателя, включая проверку его биографических данных и выяснение источников состояния. Если это уместно, сотруднику банка при идентификации бенефициарного владельца необходимо учитывать сведения, полученные из официальных документов, удостоверяющих личность.

Несмотря на то что в соответствии с требованиями законодательства о трастах супруга и дети имеют бенефициарный интерес в трасте (более того, для таких целей может оказаться уместным назвать их "бенефициарными владельцами"), их не следует относить к "бенефициарным владельцам" с точки зрения ПОД. Это означает, что не имеет смысла осуществлять надлежащую проверку источника состояния жены и детей, хотя надлежащая проверка их биографических данных и репутации может оказаться уместной.

Данный вывод выдвигает на первый план характерные признаки трастов: разделение права собственности и бенефициарного интереса. Лицо, обладающее титульным правом собственности (доверительный собственник), как правило, осуществляет контроль за активами; однако участники такого юридического образования, обладающие бенефициарным интересом (бенефициары), как правило, не осуществляют такого контроля. Как иллюстрирует вышеприведенный пример, существует и третья сторона - учредитель, являющийся источником денежных средств (который может не иметь ни права контроля, ни бенефициарного интереса в отношении активов траста), в отношении которого должна быть проведена надлежащая проверка в целях ПОД. В этих обстоятельствах ни контроль, ни бенефициарный интерес не являются определяющими критериями с точки зрения ПОД.

Факт смерти учредителя не отменяет требования о надлежащей проверке его репутации и источника состояния. В этой связи может оказаться целесообразным обращение к доверительному собственнику за информацией об источнике благосостояния, если такой доверительный собственник имеет хорошую репутацию.

Вопрос 4А. Почему сотруднику банка необходимо понять, кто контролирует денежные средства, находящиеся в трасте, или кто обладает правом на отмену полномочий доверительного собственника, даже если лицо, осуществляющее такой контроль или наделенное таким правом, не является источником средств?

При наличии лица, осуществляющего такой контроль или наделенного таким правом, сотруднику банка необходимо попытаться получить разъяснения по данному юридическому образованию и провести дальнейшее изучение ситуации, если по своей сути имеющиеся договоренности не в полной мере убедительны.

Более того, от лица, осуществляющего такой контроль или наделенного таким правом, может исходить репутационный риск для банка, даже если пояснение, данное в конечном итоге относительно такого юридического образования, кажется правдоподобным и репутация такого лица подтверждена результатами надлежащей проверки (если у банка ранее не было сведений о положительной репутации этого лица).

Вопрос 4В. Почему сотруднику банка необходимо установить лиц, в интересах которых создан траст?

Сотруднику банка необходимо установить лиц, в интересах которых создан траст, для определения целесообразности дальнейшего изучения ситуации. Как отмечается в ответе на вопрос 4, в стандартной ситуации, при которой бенефициарами являются, например, члены семьи учредителя, изучение вопроса в отношении бенефициаров с той же тщательностью, как и в отношении самого учредителя, не представляется оправданным. Как правило, в такой ситуации едва ли существует риск отмывания преступных доходов или финансирования терроризма. Однако если сотрудник банка определит, что бенефициар контролирует это юридическое образование, такого бенефициара следует считать бенефициарным владельцем в целях ПОД, то есть объектом надлежащей проверки. Более того, если сотрудник банка по собственному усмотрению с учетом сложившихся обстоятельств определит необычный характер юридического образования (т.е. наличие нетипичных взаимоотношений между бенефициарами и учредителем), то сотруднику банка следует продолжить дальнейшее изучение ситуации.

Вопрос 4С. Что следует изучить сотруднику банка для определения структуры траста в соответствии с требованиями параграфа 1.2.3?

Сотрудник банка может полагаться на заявления или документальные подтверждения, предоставленные доверительным собственником в отношении "источника денежных средств, лиц, контролирующих денежные средства (доверительных собственников), и любых лиц, имеющих право на отмену полномочий доверительных собственников", а также лиц, в интересах которых образован траст (если доверительный собственник является организацией или физическим лицом, хорошо известным служащему банка). Если сотрудник банка не осведомлен о такой организации или таком физическом лице, то этому сотруднику следует применить процедуры надлежащей проверки такой организации или физического лица с целью установления оснований, по которым такое заявление или документальное подтверждение может считаться достаточно приемлемым. Сотрудник банка не обязан получать копию документа, на основании которого учреждается траст. При необычных обстоятельствах сотрудник банка может принять решение о дополнительном изучении данной ситуации.

Вопрос 5. Что понимается под "бенефициарной собственностью" применительно к товариществам, фондам и объединениям без образования юридического лица?

Установление бенефициарной собственности применительно к этим юридическим образованиям осуществляется в соответствии с вышеизложенными принципами.

Товарищества. Товарищества состоят из участников (которых иногда называют полными товарищами или долевыми участниками) и в некоторых случаях включают коммандитистов. Обычно полные товарищи или долевые участники будут считаться "бенефициарными владельцами" для целей параграфа 1.2.3. В случае если в товарищество входят коммандитисты, могут возникнуть обстоятельства, при которых коммандитист будет считаться "бенефициарным владельцем".

Фонды. В некоторых юрисдикциях "фонды" могут использоваться клиентами в качестве инвестиционного механизма либо средства управления состоянием. В других юрисдикциях для таких целей используются частные холдинговые компании. Однако фонды не являются "собственностью" конкретных физических лиц. Сотрудники банка должны установить, кто является учредителем фонда (обычно это клиент). Сотрудник банка должен это сделать даже в том случае, если личность учредителя (т.е. источника денежных средств) невозможно установить из открытых источников.

Объединения без образования юридического лица. Если такие организации используются клиентами, сотрудник банка должен разобраться в структуре такого юридического образования (которое может не находиться в собственности определенных физических лиц) и установить, кто обеспечивает его денежными средствами, а также провести в отношении этого лица соответствующую надлежащую проверку.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Вестник Банка России,
N 50, 10.06.2015

О вопросах определения бенефициарных владельцев

Что такое бенефициарный владелец и какие его свойства в РФ

Кто такой бенефициарный владелец и какие его свойства в РФ

Давайте изначально объясним кто такой «бенефициарный владелец» и какие функции внутри компании он может выполнять.

И так, бенефициарный владелец – это может быть одно или несколько лиц, которые владеют какой-либо юридической компанией. В данном вопросе, самым интересным является то, что бенефициарный собственник может быть вовсе и не указан в документации компании, но владеть всеми её активами и продолжать извлекать выгоду из общей деятельности компании.

Проще говоря, бенефициарный владелец – это некое физическое лицо, которое является настоящим владельцем компании, прикрываясь цепочками номинальных фирм и директоров. Бенефициарных владельцов юридического лица можно считать основополагающим понятием в оффшорной индустрии. Стоит отметить, что хоть бенефициар и является конечным владельцем, юридическое право принадлежит совершенно другому лицу.

Чаще всего, сведения о бенефициарном владельце есть только у банка и у зарегистрированного агента корпорации. В общепринятом понятии, бенефициар может передавать свои права, также имеет право голосовать на акционерном собрании компании, выбирать новое руководство и решать какие-либо вопросы, которые касаются уставного капитала .

Российское законодательство о бенефициарном владельце

Впервые, понятие «бенефициарный собственник» был введен на территории Российской Федерации ещё 7 августа 2001 года в законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Но уже 30 июня 2013 года вышли поправки к данному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», которые более широко объяснили данное понятие. Так, новые поправки будут направлены на цели обязательного сбора и дальнейшего хранения информации о любом предприятии, которое является клиентом организации, занимающейся операциями с денежными средствами и прочим имуществом.

Нововведения 2013 года должны будут коснуться практически всех юридических лиц Российской Федерации, которые имеют какие-либо банковские счета или являются клиентами участников рынка по ценным бумагам.

Стоит отметить, что начиная с 2013 года, понятие «бенефициарный владелец » полностью соответствует определению Директиве Европейского Парламента и Совета Европейского союза 2005/60/EC.

И так, согласно Директиве, и соответственно российскому законодательству, бенефициарный собственник – это исключительно физическое лицо, которое контролирует либо юридическое, либо другое физическое лицо, которое в свою очередь осуществляет сделки и ведет предпринимательскую деятельность .

Особенности бенефициарного лица в законодательстве РФ

Хотим отметить, что понятие «бенефициарного собственника» очень похоже на другое понятие, которое присутствует в законодательстве РФ – «контролирующее клиента лицо». Данный термин можно встретить в законе от 22.04.1996 № 39?ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Их основное различие состоит в пороге владения долей в уставном капитале. И так, контролирующее клиента лицо – это физическое лицо, которое может распоряжаться больше, чем 50 процентами голосов в управленческом органе организации. Согласно закону 2002 года, контролирующее лицо солидарно несет субсидиарную ответственность по всем денежным обязательствам должника.

Также следует сказать, что в системе общего права, бенефициар является положительным субъектом, которые имеет различные права. Что касается России, то тут бенефициарный владелец клиента – это личность, которая ведет противозаконную деятельность различными способами. Более того, в российском законодательстве данный термин употреблен некорректно и в каждом случае суд определяет, является ли лицо бенефициаром или нет исходя исключительно из своей субъективной оценки. В таком случае проигрывает сам бенефициар, поскольку он не может воспользоваться правами контролирующего лица или правами английского бенефициара.

Дело в том, что законодательством правовой статус бенефициарного владельца попросту не определен. Анкета бенефициарного владельца собирается в целях противодействиям незаконным финансовым операциям. Не смотря на это, государство совершенно другие планы озвучивает по этому поводу. Так, Владимир Путин отсылал Бюджетное послание собранию от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010–2012 годах». В данном послании говорилось о рекомендации законодательно закрепить все механизмы противодействия использованию соглашений об избежание двойного налогообложения для полной минимизации налогов при осуществлении операций с какими-либо иностранными компаниями .

Сведения о бенефициарном владельце

Уже не один раз российский бизнес сталкивался с необходимостью раскрытия бенефициара. Ещё в начале 2012 года согласно поручению Председателя Правительства Российской Федерации большинство компаний начали направлять своим контрагентам требования о предоставлении всей информации по цепочкам собственников. В условиях, когда точное понятие отсутствует и нет правового регулирования порядка раскрытия сведений о бенефициарном владельце, многие компании начали сталкиваться с серьёзными проблемами. Даже после ввода последних поправок, данная процедура не стала более понятной.

Тем не менее, стоит отметить, что начиная с 1 июля прошлого года, каждое банковское учреждение обязано принимать все необходимые меры по установлению личности бенефициарного владельца клиента.

Согласно закону № 115-ФЗ и Положению об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, необходимо устанавливать следующие сведения о бенефициаре:

  • ФИО
  • Гражданство
  • Точную дату рождения
  • Точное место жительства
  • Идентификационный номер налогоплательщика
  • Реквизиты документации, которые устанавливают личность
  • Информация миграционной карты

Но в этом случае стоит отметить, что закон № 115-ФЗ и Положение говорят не о «бенефициарном владельце», а о выгодоприобретателе.

Выгодоприобретатель (согласно закону № 115-ФЗ) – это лицо, к выгоде которого действует клиент. Выгода проходит на основании договора поручения или агентского договора при проведении установленных операций с денежными средствами и иным имуществом.

То есть, исходя из этого определения, выгодоприобретателем может быть не только физическое, но и юридическое лицо. Как мы помним, бенефициар – это исключительно физическое лицо.

Для сбора сведений о бенефициаре банковские учреждения вправе использовать абсолютно любые источники информации — анкета бенефициарного владельца, сведения или документы, предоставленные клиентом. Также законом было предусмотрено, что если после всех предпринятых мер, личность бенефициарного собственника так и не была выявлена, то бенефициаром может быть признан единоличный исполнительный орган клиента. Скорей всего такая норма балы введена против так называемых компаний-однодневок. Но не исключено, что норма будет применяться и против организации, установить бенефициарного владельца которой действительно не представляется возможным. К таком организациям можно отнести:

  • Некоммерческие компании, у которых попросту отсутствует владелец
  • Общество, у которого есть несколько акционеров, но ни один из них не соответствует признакам бенефициарного собственника
  • Паевые инвестиционные фонды
  • Общество, участники которого используют трастовые конструкции

Раскрыть информацию о личности бенефициара приходиться абсолютно всем юридическим компаниям, которые имеют банковский счет или являются клиентом компании, которая занимается операциями с денежными средствами (об этом мы писали выше ). И так, не раскрывать эту информации будут только:

  • Органы государственной власти
  • Органы местного самоуправления
  • Гос. внебюджетные фонды
  • Компании, в которых РФ, субъекты РФ, муниципальные образования владеют больше, чем 50 процентов долей.
  • Международные организации
  • Эмитенты ценных бумаг, которые были допущены к организованным торгам.

Проголосуйте за статью