Руководства, Инструкции, Бланки

оформление методического пособия образец img-1

оформление методического пособия образец

Рейтинг: 4.0/5.0 (1836 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Методическое пособие Методическое пособие - Методическое пособие

Методическое пособие - разновидность учебно-методического издания, включающего в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание, отличительные особенности методики обучения по какому-либо учебному курсу в целом, либо значительному разделу(ам) курса, либо по направлению учебно-воспитательной работы. Помимо теоретического материала может содержать планы и конспекты уроков, а также дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, диаграмм, рисунков и т.п. Характеризуется ярко выраженной практической направленностью, доступностью, предназначается в помощь учителю в его повседневной работе.

Методическое пособие – это издание, предназначенное в помощь педагогам для практического применения на практике, в котором основной упор делается на методику преподавания. В основе любого пособия лежат конкретные примеры и рекомендации.

Методическое пособие отличается от методических рекомендаций тем, что содержит, наряду с практическими рекомендациями, ещё и теоретические положения, раскрывающие существующие точки зрения на излагаемый вопрос в педагогической науке. В методических рекомендациях теория вопроса дается минимально.

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам образовательного учреждения в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Требования к методическим пособиям

Информативность, максимальная насыщенность (не должно быть общих фраз).

Ясность и четкость изложения (популярность).

Наличие оригинальных способов организации соответственной деятельности.

Наличие либо новых методических приемов форм деятельности, либо их нового сочетания.

Наличие подтверждения эффективности предлагаемых подходов примерами, иллюстрациями, или материалами экспериментальной апробации.

Структура методического пособиявключает:

Введение или пояснительная записка – до 15 % текста, где раскрывается история вопроса, анализируется состояние науки по данной проблеме, наличие или отсутствие сходных методик, технологий, обосновывающих необходимость данного пособия. Описываются особенности построения пособия, цель, кому адресовано.

Основная часть – до 75 % текста, в основной части пособия в зависимости от назначения и целей могут быть различные разделы (главы). Их название, количество, последовательность определяется и логически выстраивается в зависимости от замысла автора.

Глава 1 - излагается изучаемый теоретический материал;

Глава 2 - описываются основные методики, технологии, используемые или рекомендуемые для успешного решения вопроса;

Глава 3 - перечень и описание практических работ с рекомендацией по их выполнению;

Глава 4 - контрольные задания для проверки усвоения материала.

В теоретической части излагается в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе образования детей, обладающей своими специфическими чертами.

В практической части систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в образовательном учреждении.

В дидактической части сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Заключение – до 10% текста, излагаются краткие, четкие выводы и результаты, логически вытекающие из содержания методического пособия, в каком направлении предполагается работать дальше.

Литература – список литературы дается в алфавитном порядке с указанием автора, полного названия, места издания, издательства, года издания.

Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуе­мого вида деятельности с использованием данного методического пособия, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть различные необходимые нормативные документы, в том числе образовательного учреждения, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Приложения располагаются в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы и имеет свое название. В правом верхнем углу страницы пишут слово «Приложение» и ставят его номер (например «Приложение 1»). Приложения имеют сквозную нумерацию страниц (методические рекомендации заканчиваются 16 страницей, приложение начинается с 17).

Методическое пособие должно содержать все составные части, которые входят в издание, при этом помимо основного текста рукопись должна включать обложку, титульный лист и оборот титульного листа.

На обложке по центру располагается заглавие работы, И.О.Ф. автора помещается выше заглавия. Вам следует помнить, что сначала пишутся инициалы, а затем фамилия. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Рисунки и фотографии на обложке должны соответствовать содержанию рукописи.

На титульном листе прописывается заглавие, выше заглавия И.О.Ф. автора. Вверху по центру пишется название организации, от имени которой выпускается издание, с названием вышестоящей организации. Внизу, по центру листа, указывается название города или района и год. Никаких знаков препинания не ставится.

Оборот титульного листа содержит фамилию, имя, отчество автора, должность, место работы, квалификационную категорию или ученую степень, а также аннотацию к работе. Аннотация содержит следующие лаконичные сведения:

-указывается, чему посвящено данное пособие;

-предназначение данного методического пособия, т.е. какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа;

возможные сферы приложения предлагаемого вида методической продукции (где может быть использовано настоящее пособие).

Содержание или оглавление. Оглавление пишется только тогда, когда в работе есть главы. В остальных случаях пишется содержание. В нем не используются номера и слова типа стр. или с.

Технические требования к оформлению методического пособия

Текстовая часть рукописи должна быть обязательно набрана на компьютере (А4: 210Х297), формат А 4. Интервал между строками – 1или 1,5. Для набора текста, формул и таблиц необходимо использовать редактор Microsoft Word для Windows. Шрифт - Times New Roman, кегль 14. Если необходимо в тексте выделить слово или предложение, выделяем жирным или курсивом, но обязательно 14 шрифтом. Подчеркивания не допускается. Абзацы начинаются с красной строки. Красная строка – 1.27. В тексте не допускаются переносы, выравнивание по ширине. Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Подчеркивание их не допускается, точка в конце заголовка не ставится. Тексты структурных элементов - разделов - следует начинать с нового абзаца. Необходимо помнить о важности деления (рубрикации) текста с помощью абзацев - отступов в строке при начале новой смысловой части. Номера страниц - арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию. Нумерация проставляется с основного текста.

Верхнее поле – 2 см. Нижнее поле – 2,5 см.

Левое поле – 3 см. Правое поле – 1 см.

Похожие документы:

ведения переговоров [Электронный ресурс]. учебно-методическоепособие / Л. В. Матвеева, Д. М. Деревягина, М. Р. Гараева. Аннотация: В предлагаемом методическомпособии. составленном с использованием материалов методических указаний «Жанры студенческих.

упражнения и диктанты 7-9 класс: учебно-методическоепособие. - М. Дрофа, 2006 Пособия для учителя: Звавич Л.И. Новые. по алгебре. 9 класс: учебно-методическоепособие. - М. Экзамен, 2008 Пособия для учителя: Звавич Л.И. Новые.

перспективных планов издания учебных пособий. методических материалов. Наличие методическихпособий. Участвует в деятельности. источниках (учебники, учебные и методическиепособия. медиа-пособия. современные цифровые образовательные ресурсы и.

Обеспеченность учебного процесса учебно-методической литературой (очная форма обучения) на 2013 – 2014 уч г

2008г. Гришкин А.Д. Мэдэгэй М.Б. «Инженерная графика». Методическоепособие. г.Чита, ЗабИЖТ, 2010г. Селиванова С.А. «Начертательная. 2008г. Гришкин А.Д. Мэдэгэй М.Б. «Инженерная графика». Методическоепособие. г.Чита, ЗабИЖТ, 2010г. Селиванова С.А. «.

Страноведение [Электронный ресурс] = Landeskunde. Учебно-методическоепособие. Ч. 1. - Электронные текстовые данные. - М. органической химии [Электронный ресурс]. Учебно-методическоепособие / Сост. Т.Н. Борисова, А.В. Варламов, Е.А. Сорокина, Е.В.

- - - - Новиков Ю. В. Основы микропроцессорной техники: учебное пособие / Ю. В. Новиков, П. К. Скоробогатов - Москва: Интернет-. Н. Моделирование и исследование организационно-технических систем: методические указания к курсовому проектированию по дисциплине.

Другие статьи

Методическая разработка на тему: Методическая разработка по теме - quot; quot; Алгоритмы написание методических разработок - quot

Методическая разработка на тему:
Методическая разработка по теме" "Алгоритмы написание методических разработок"

Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего, на профессиональное совершенствование работы педагогов и повышение качества образовательной подготовки обучающихся.

Данные методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования разобраться в видах методической продукции и выбрать для себя нужный алгоритм создания своей методической работы.

Скачать:

Алгоритм написания памятки……………………. 5

Алгоритм написания методической рекомендации……………………………………………. 6

Алгоритм написания методической разработки………………………………………………. 7

Алгоритм написания методического пособия……………………………. 8

Алгоритм написания методического проекта…. 9

Список рекомендованной литературы……………………. 13

Список информационно-электронных ресурсов………………….…. 14

Образец оформления памятки………………………………………………. 15

Образец оформления титульного листа методической рекомендации………………………. 16

Образец оформления титульного листа методической разработки…. 17

Образец оформления титульного листа методического пособия……. 18

Образец оформления титульного листа методического проекта………………………………19

Основные требования к оформлению текстовых документов…………. 20

Правила оформления приложений……………………………………………………………….22

Правила оформления списка литературы………………………………………………………..23

Список сайтов, на которых можно опубликовать свою работу………………………………. 24

Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. В наше время современному педагогу уже невозможно обойтись без использования в своей педагогической практике различных методик, а также создания собственных методических материалов. Педагогам необходима активизация методической деятельности для более рациональной организации образовательного процесса, передачи своего положительного опыта коллегам, для развития и повышения профессионализма.

В данной работе представлены рекомендации написания и оформления лишь некоторых видов методической продукции, наиболее востребованных педагогами дополнительного образования.

Изучив предложенный материал, педагоги получат представление о формах изложения методик, в соответствии с современными требованиями [1]. им проще будет структурировать содержание методической работы, а значит, они смогут более эффективно делиться своими методиками другими педагогами.

Цель: помощь педагогам дополнительного образования детей в структуризации собственного методического материала для последующей публикации.

Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования.

С дополнительным материалом, таким как: образцы оформления титульных листов, нормативные стандарты [2] шрифтов и программ, которые принято использовать в процессе подготовки документов к публикации можно познакомиться в приложениях. Там же приводится список сайтов [3]. на которых можно разместить свою методическую работу, а также пообщаться с коллегами.

Методическое обеспечение педагогической системы обучения направлено на раскрытие, систематизацию и распространение профессионального опыта. Как правило, педагоги со стажем с удовольствием передают свой опыт коллегам.

Процесс распространения методик происходит на открытых занятиях, мастер-классах, конкурсах и школах педагогического мастерства, конференциях, семинарах и круглых столах, а также в интернет-сообществах педагогов.

Методические находки педагогов в печатном виде можно найти в тематических сборниках методических работ и на страницах различных периодических изданий: «Внешкольник», «Дополнительное образование и воспитание», «Девчонки и мальчишки», «Детское творчество», «Дети, техника, творчество», «Вестник образования России», «Инновация в образовании» и др. а также на сайтах Интернета.

Наличие методических работ повышает профессиональный статус педагога и статус учреждения, в котором он преподает.

Всю создаваемую педагогами дополнительного образования методическую продукцию можно условно разделить на три блока:

Информационный блок, в него входит методическая продукция, создаваемая с целью рекламы и информирования родителей воспитанников о деятельности объединения или об образовательной программе. Информационными носителями служат, чаще всего, буклеты или листовки.

Учебно-методический блок состоит из нормативной и тематической литературы, используемой при составлении дополнительной общеразвивающей программы, а также материалов, используемых в образовательном процессе: журналов, тематических подборок дидактического и наглядного материалов (карточки, тестовые задания, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, модели, иллюстрации и т.п.), видео и аудиоматериалов, тематической информации на электронных носителях, презентаций и т.д.

Научно-методический блок включает в себя методические записки, методические рекомендации, методические пособия и методические проекты, основанные на педагогической практике в образовательном процессе. Материалы из научно методического блока, в зависимости от содержания, могут иметь различную адресность: обучающимся, обучающимся и коллегам-педагогам, и только педагогам. И соответственно этому регламентируется терминология, стиль и объем методических работ.

Как правило, педагоги не испытывают затруднений в составлении лаконичной информации о своей деятельности в рамках дополнительной общеразвивающей программы для информационного блока и блока учебно-методического комплекса. Трудности чаще всего возникают при написании научно-методических работ.

Поэтому остановимся подробнее на алгоритмах написания методических работ, относящихся к указанному блоку.

1. Методическая записка

Методические записки используются для разъяснения применяемых педагогом методик в процессе осуществления образовательной деятельности по определенной программе, а именно, в них разъясняется адресность аудитории, цель, задачи, ожидаемые результаты проведения различных мероприятий. Методическая записка в сжатом виде может пояснять эффективность применения инновационных технологий на занятиях или мероприятиях. также, кратко пояснить систему изложения методического материала, разъяснить обоснованность документов и фактов, составляющих методическую работу. Методическая записка иногда используется для пояснения содержания таблиц, схем, диаграмм и т.п.

Методические записки оформляются в произвольном виде и могут быть частью методического пособия.

2. Методическая рекомендация

Методические рекомендации содержат комплекс кратких и четко сформулированных указаний, способствующих внедрению в педагогическую практику наиболее эффективных методов и форм обучения. рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду образовательной деятельности.

В зависимости от целеполагания, изложение методической рекомендации может быть кратким или развернутым.

Краткие рекомендации могут называться памяткой и содержать советы для конкретной аудитории по выполнению каких-то конкретных операций или действий. Памятки содержат минимум информации, небольшие по объему (от одного листа и больше).

Памятки составляются [4] без титульного листа по следующей схеме:

Основной текст (Основной текст начинается с краткого описания сути вопроса, затем идут краткие и четкие указания, основной текст может содержать пронумерованные иллюстрации с кратким описанием).

Автор(ы) (ФИО полностью), должность, место работы.

Развернутые методические рекомендации. как правило, предназначены для оказания помощи педагогу в восприятии логики одной или нескольких апробированных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта. В методических рекомендациях содержатся конкретные указания по организации и последовательности проведения одного или нескольких занятий или мероприятий, иллюстрирующих методику на практике.

Объем развернутых методических рекомендаций, как правило, занимает от трех листов и больше, в зависимости об количества информации. Оформляются методические рекомендации по следующей схеме:

1. Титульный лист [5].

Полное название учреждения

Вид методической продукции (методические рекомендации)

Автор(ы) ( ФИО полностью)

Аннотация (Краткое описание сути работы, обозначение целевой аудитории).

Автор (ФИО полностью), должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон).

(Вступительная часть, в которой обосновывается актуальность данных рекомендаций, обозначается целевая аудитория, разъясняется, какую помощь призвана оказать настоящая работа; указывается цель (цель должна быть одна); главный тезис и источник практического опыта ; целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются методики, сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; можно охарактеризовать значимость предлагаемой работы; обязательно дается описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным направлениям; может способствовать повышению мотивации к обучению у воспитанников и т.п.).

Содержание (Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.д. и т.п. Поэтому само содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры, главное, что это проанализированный и переработанный материал, который излагается в логической последовательности. Можно, опираясь на состоявшийся педагогический опыт, поэтапно описать, что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу и как, т.е. с помощью каких форм и методов; дать советы по решению организационных вопросов (например, план работы; этапы проведения мероприятия, распределения поручений и т.д.); советы по материально-техническому обеспечению; по кадровому обеспечению. Методические советы по проведению массовых мероприятий с детьми могут содержать рекомендации по создания эмоционального настроя ).

Заключение (выводы, подведение итогов в соответствии с вводной частью и содержанием).

Список использованной литературы (при необходимости можно разделить список рекомендуемой литературы по теме; список составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления [6] литературных источников; в список отдельно включаются электронные ресурсы).

Приложение [7] (приложения включаются, если содержат материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности, но не вошедшие в блок «Содержание»; в числе приложений могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; таблицы, схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.).

3. Методическая разработка

Методическая разработка - это комплексная форма, включающая в себя рекомендации по планированию, организации и проведению мероприятий; методические советы по составлению сценариев, планов выступления, выставок; методики проведения одного или нескольких занятий, мастер-классов; методического описания творческого задания, схемы и т.п.

Методические разработки п омогают лучше понять теоретические идеи и практические возможности рекомендованного материала, р аскрывают формы, средства, методы и технологии обучения, дают возможность другим педагогам использовать предлагаемые материалы в своей практике. Методические разработки используются педагогами-авторами для подробного описания проведения мероприятий, представляющих интерес для других педагогов.

Методические разработки можно условно разделить на два варианта. в зависимости от целеполагания.

Методическая разработка, претендующая на авторскую (авторские исследования или применение авторских инновационных методик) оформляется в виде брошюры по следующей схеме:

1. Титульный лист [8].

Полное название учреждения

Вид методической продукции (методическая разработка)

Автор(ы) (ФИО полностью), должность

2. Описание методики:

Название разработки, сведения об авторе.

Введение (Во введении указывается цель методической разработки (цель должна быть одна); актуальность предлагаемой работы; обосновывается, при необходимости, особенности и новизна предлагаемой разработки; указывается целевая аудитория, если разработка предназначена для проведения занятия или другого мероприятия с детьми, то уточняется их возраст; целесообразно указать условия осуществления мероприятия и перечень используемого оборудования и материалов).

Основная часть (Основная часть содержит м етодические советы по подготовке мероприятий, занятий, мастер-классов, выставок, составлению сценариев, выступления. Методическое описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий. с указанием средств достижения обозначенной цели. Методические советы по подведению итогов и закреплению полученного результата).

Заключение (Подведение итогов, выводы; в заключительной части важно проследить соответствие выводов тезисам водной части методической разработки. При необходимости, можно обратить внимание коллег на особо важные моменты, и предостеречь от возможных ошибок).

Список использованной литературы (список составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления [9] литературных источников, в список отдельно включается перечень электронных ресурсов).

Приложение (при необходимости к работе прилагаются: схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

Второй вариант методической разработки предполагает описание мероприятия с использованием знакомых методик, но со своей «изюминкой», которая может заключаться в новой форме, или в использовании нового оборудования, или в интеграции с другим мероприятием и т.п.

Обязательными в этом случае являются три раздела: введение, основная часть и заключение.

Титульный лист оформляется, как и в предыдущем варианте.

Рекомендуется перед написанием составить план, чтобы самое главное - описание методики оказалось в разделе «Основная часть». Необходимо проследить, чтобы в основной части была раскрыта цель, а заключительная часть подтверждала основные тезисы введения.

4. Методическое пособие

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию. Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги, способные систематизировать практический материал собственной практики и деятельности коллег по профессии, а также учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики.

Методическое пособие, помимо теоретического, содержит обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц, схем, диаграмм, рисунков, также, здесь могут быть представлены образцы документов, разработанные в соответствии с заявленной тематикой.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Методические пособия, в зависимости от целеполагания, могут рассматривать содержание, формы работы и методики и возможности их применения на практике по отдельной направленности. или по отдельной предметной области (именно к этому типу методической продукции наиболее часто обращаются педагоги).

Методическое пособие оформляется по следующей схеме:

1. Титульный лист [10]

Полное наименование учреждения

Вид методической продукции (методическое пособие)

Автор(ы) (ФИО полностью)

Должность (педагог дополнительного образования)

Место написания (Санкт-Петербург)

2. Основной раздел

Введение (формулируются цель (одна) и задачи (несколько задач, помогающих достижению цели) данного пособия, указывается адресность, и какие конкретные результаты может дать педагогам использование данного пособия).

Теоретическая часть (здесь в краткой форме излагается (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей).

Практическая часть (систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся примеры форм и методик работы).

Дидактическая часть (здесь размещаются дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал).

Список литературы (оформляется [11] по тематическим рубрикам, в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии и, по возможности, с краткими аннотациями; кроме того, сюда могут включаться различные необходимые нормативные документы, использование которых позволит педагогу организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями; в список включаются электронные ресурсы).

5. Методический проект

Методический проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение четко определенных, оригинальных целей в течение заданного периода времени. Педагог может поделиться со своими коллегами удачно реализованным проектом, или проектом, прошедшим первые этапы пути к достижению цели.

Работа над проектом подразумевает деятельность, направленную на выполнение мероприятий, составляющих проект, с максимально возможной эффективностью. Цель проекта должна быть реально достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком. Задачи проекта формулируются с учетом будущих мероприятий и действий, необходимых для достижения цели. В проекте обязательно продумывается схема организации работы по проекту, методы и формы контроля достижения цели, учитывается материально-ресурсная база, намечаются ответственные за каждый этап реализации проекта или за весь проект в целом.

Методический проект оформляется по следующей схеме:

1. Титульный лист [12]

Полное наименование учреждения

Автор(ы) (ФИО полностью)

Должность (педагог дополнительного образования)

Место написания (Санкт-Петербург)

2. Основной раздел

Введение (Обосновывается тема проекта, формулируются цель и задачи, указывается адресность, перечисляется оборудование, необходимое для реализации проекта и кадровые ресурсы, задействованные в реализации проекта).

Основная часть (В основной части обозначается календарный план реализации этапов проекта, схема организации работы по проекту, методы и формы контроля достижения цели, учитывается материально-ресурсная база, намечаются ответственные за каждый этап реализации проекта или за весь проект в целом.

Заключение (Выводы о правильной поставки цели проекта, об удачных моментах прохождения этапов проекта и о трудностях, с которыми, возможно, столкнулись при реализации проекта).

Список литературы (список [13] составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников, в список отдельно включается перечень электронных ресурсов, рекомендованных или используемых при реализации проекта).

Результативность передачи профессионального педагогического опыта в значительной степени зависит от умения создавать собственную методическую продукцию.

Предложенные здесь алгоритмы написания методических работ должны помочь педагогам в выработке этого умения. Понимание педагогами правил структуризации материала, поможет им более рационально оформить свою работу в полноценный методический продукт и опубликовать его в сборнике или на страницах журнала.

Важно, также, не забывать о возможности обмена опытом в педагогических интернет-сообществах и о публикациях на сайтах. В наш век развития информационных технологий педагоги часто обращаются к интернету, за поисками новых методик, и, поэтому, опубликованные работы на интернет-сайтах намного быстрее находят своих читателей.

Адресность – понятие, в контексте данной работы, означает рациональное ограничение круга предполагаемых читателей.

Алгоритм - набор рекомендаций, описывающих порядок действий для достижения результата за конечное число действий, от которых они зависят.

Аннотация - краткое изложение сути, содержания и главных особенностей книги, методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована эта методическая работа, книга.

Аннотированный каталог – систематизированный перечень предметов, услуг, продукции и др. содержащий краткие пояснения.

Буклет - вид печатной продукции, характерный для рекламной полиграфии, сложной конструкции и проработанного дизайна.

Бюллетень - регулярно публикуемые краткие официальные материалы о новостях в деятельности учреждения, преподносимых в качестве должностной информации.

Задачи – это измеряемые возможные изменения ситуации, это те результаты, которые можно увидеть и каким-то образом измерить.

Информационно-методический справочник - сборник вопросов и ответов по содержанию конкретной работы и ее организации.

Инструктивно-методическое письмо - указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа; например, инструктивно-методическое письмо к положению о конкурсе, мероприятии.

Инструкция - пошаговая последовательность действий, операций; например, при описании условий дидактических игр.

Картотека - систематизированное в алфавитном порядке (как правило - по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе.

Листовка - вид информационной литературы, лист бумаги с текстом и иногда с иллюстрациями.

Методика - наука о методах преподавания, совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.

М етодический - с трого последовательный, систематичный, точно следующий плану.

Методическая тема - это конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной проблемы. Выбор методической темы обусловлен личным практическим педагогическим опытом.

Методическая записка - пояснения к последующим методическим материалам.

Методические рекомендации - структурированная информация, определяющая порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.

Памятка - книжка или листок с краткими наставлениями на какой-либо случай, с краткими сведениями о ком-либо, чем-либо.

План - это фиксация системы целей, задач и средств, предусматривающих изменение ситуации.

Программа - это запланированный комплекс образовательных мероприятий, направленных на достижение цели или реализацию определенного направления развития.

Проект - замысел, идея, воплощённые в форму описания, обоснования, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Сценарий - самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий - это конспективная, подробная запись праздника, любого мероприятия. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен.

Тематическая подборка материала - подбор текстового и наглядно иллюстративного материала по определенной теме (подборка стихов, песен, игр, цитат, пословиц и поговорок, фотографий, рисунков, художественных иллюстраций, слайдов, видеоклипов и др.) для написания рекомендаций, сценариев.

Целевая аудитория - это совокупность людей, однородная по каким-либо параметрам.

Цель - это то, к чему стремятся, это утверждение, воплощающее в себе общий результат, которого хотят достичь.

Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М. Ось, 2002.

Буйлова Л. Н. Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001г.

Виды методической продукции. Справочник. - Ярославль: Областной центр работы с детьми и юношеством, 1995.

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения»·

Драхлер А.Б. Методическое пособие. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Гайнуллина И.В. Правила и требования оформления методической разработки. - Югорск: МБУ. Городской методический центр, 2014.

Дополнительное образование детей. Словарь-справочник /Автор-составитель Д. Е. Яковлев, - М: АРКТИ, 2002.

Дополнительное образование и воспитание. № 1, 2008 с.26-30.

Корлякова С.В. Деникаева О.В. Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных программ дополнительного образования детей. Методическое пособие. — Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2001.

Кленова Н.В. Основные понятия сферы методической деятельности УДОД. – М. ГПМЦ, ГЦДЮ, 2014.

Кузнецов И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ. –Мн. ООО «Сэр –Вит», 2000.

Кульневич С. В. Иванченко В. Н. Дополнительное образование: методическая служба. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию, педагогов дополнительного образования. – М. Учитель, 2005г.

Методическая деятельность. Словарь-справочник. — Л. 1991.

Пахомова Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении/ Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М. АРКТИ, 2003.

Профессионализм методиста, или Один в пяти лицах: Методическое пособие /Т.А. Сергеева, Н.М. Уварова и др. - М. ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002.

Покровская М.Б. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания [Текст] /М.Б. Покровская //Библиотечная жизнь Белгородчины: сб. Вып.1 (27). – Белгород, 2005.

Райцхаум А.Л. Функции научного издания//Секретарское дело. - 2001 - №2.

Словарь-справочник в дополнительном образовании детей / Сост. Л.Н. Буйлова, И. А. Дрогов и др. — М: ЦРСДОД, 2002.

Уваров А.А. Методика написания и защиты дипломных и курсовых работ: Практическое пособие для студентов педагогических вузов. – М. Издательство «ИКФ «ЭКМОС», 2003.

«Правила пользования ножницами для дошкольников»

Ножницы знакомы ребенку с самых ранних лет, так как они видят, как ими пользуются родители. Сам процесс пользования ими вызывает у детей явный интерес, однако у родителей возникает масса вопросов, касающихся того, как научить ребенка пользоваться ножницами и уберечь от травм.

1. Брать ножницы только с закругленными концами.

2. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями.

3. Передавать и переносить ножницы только колечками вперед и сомкнутыми лезвиями.

4. Следить за тем, чтобы ножницы не оказались под изделием, та как их можно уронить и поранить себя или рядом работающего человека.

5. Во время работы не подходить к работающему ножницами, так как он может не заметить подошедшего и поранить себя или другого человека.

6. По окончании работы привести рабочее место в порядок.

Смирнова Марина Сергеевна,

педагог дополнительного образования, ЦДЮТТ «Охта». 01.09.14.

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

1.Текст работы выполняется на ПК.

2.Все страницы текста должны соответствовать формату единому формату А4 или (А5).

3.Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей для формата А4: левое -30 мм, правое -10 мм, верхнее-15мм, нижнее -20мм-

4. Нумерация страниц:

- Страницы текста нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту;

- Титульный лист, так же, как и оглавление, включаются в общую нумерацию страниц текста. Однако номер страницы не проставляется ни на титульном листе, ни на оглавлении, ни на аннотации; нумерацию страниц проставляют, начиная с «Введения», которое располагается на третьей (четвертой) странице;

- Иллюстрации и таблицы, включенные в содержание, учитываются как и страницы текста начиная с 1.

5. Главы, параграфы, пункты, подпункты текста нумеруются арабскими цифрами с точкой, например: 1. 1.1. 1.1.1. и т.д.

6. Введение, главы основной части, заключение, список литературы,

вспомогательные указатели и приложения должны иметь заголовок, напечатанный прописными буквами.

7. Параграфы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом.

8. Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются.

9. Расстояние между заголовками и текстом должно быть не менее 2-3 интервалов.

10. Шрифты заголовков структурных элементов различного уровня (главы, подглавы. ) должны быть однотипными.

11. После надписи «Таблица. », как и после названия таблицы, точка не ставится;

- таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;

- слово «Таблица» и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы;

- если в тексте имеется только одна таблица, то ее не нумеруют, слово «Таблица» не пишут.

Таблицы в зависимости от их размера размещают после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице; при необходимости - в приложении.

12. Оформление библиографических ссылок

Поскольку для написания текста методической разработки мы используем различные источники литературы, как правило, часто приходится прибегать к цитированию работ других авторов.

Кроме соблюдения основных правил цитирования (нельзя вырывать случайные фразы из текста, искажать его произвольными сокращениями, цитату необходимо заключать в кавычки и т.п.), следует обратить внимание на точное указание источников цитат, а также на способ их оформления в тексте.

Существуют различные способы указания цитат (подстрочные, внутри-текстовые и др.).

Для цитирования в чаще используются затекстовые ссылки. Под затекстовыми ссылками понимается указание источников цитат с отсылкой к пронумерованному списку литературы, помещаемому в конце того листа, на котором приводилась цитата.

Основной идеей в воспитании того времени, была идея создания ведущей роли общественного воспитания в формировании личности ребенка. В этой идее А.С Макаренко подчеркивал «единство цели общества и семьи, зависимость семейного воспитания от «заказа общества» 1.

1. Идеи А.С. Макаренко повторяются и в работах В.А. Сухомлинского, М.И. Калинина, в которых многогранно рассматривается сочетание общественного и семейного воспитания.

13. В документах рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, кегль -12, междустрочный интервал – 1,5.

Допускается использование 14 кегля с одинарным междустрочным интервалом.

14. Для оформления текста и несложных таблиц используется программа – Microsoft Word;

для таблиц и графиков - Microsoft Excel;

для оформления текста в буклет, брошюру - Microsoft Publisher;

для презентации и демонстрации - Power Point, Movie Maker.

ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

Правила оформления приложений

В случаях, когда графики, таблицы и другой материал слишком объёмны, а также неуместны в тексте, но несут дополнительную смысловую информацию, их необходимо разместить в приложениях.

Приложения предназначены для облегчения восприятия содержания работы и могут включать: материалы, дополняющие текст; иллюстрации вспомогательного характера; характеристики материалов и инструментов применяемых при выполнении работы; анкеты и методики (в том числе инструкции; стимульный материал, бланки ответов, ключи и интерпретационные материалы); протоколы испытаний, заполненные испытуемыми ответные листы и бланки, заключения анализа, экспертизы, и т.д.; таблицы вспомогательных данных; промежуточные формулы и расчеты.

Правила представления приложений:

приложения помещают в конце методической разработки; каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок;

приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией;

номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком после слова «Приложение» после этой надписи точка не ставится;

приложения должны иметь общую с остальной частью методической разработки сквозную нумерацию страниц;

на все приложения в основной части методической разработки должны быть однотипные ссылки;

в приложениях, представляющих собой стимульный материал, разрешается использование цветной печати и применение различных шрифтов.

Правила оформления списка литературы

ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».

1.Фамилия и инициалы автора.

3.Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр, назначение документа и т.д.).

4. Сведения об ответственности (содержат информацию о составителях, редакторах, художниках и т.д. об организациях, от имени которых опубликован документ).

6.Издательство или издающая организация.

Каждому элементу областей библиографического описания предшествует условный разделительный знак, который указан в примере ниже.

1. Дошкольная педагогика в 2х ч. ч. 2 / Под ред. В.И. Логиновой - М.:-1988. – С. 208-210.

2. Дронова Т.Н. Соловьева Е.В. Жичкина А.Е. Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. – М. ЛИНКА–ПРЕСС, 2001. – 224 с.

3. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч. – М. - 1984. – С.62.

Количество страниц обязательно указывается в научных исследованиях, в методической литературе объем страниц указывать необязательно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация содержит информацию по теме "Алгоритм. Виды алгоритмов. Свойства алгоритмов".

Методическая разработка по теме Алгоритм построения сечений куба плоскостью методом следов

Методическая разработка по темеАлгоритм построения сечений куба плоскостью методом следов.Автор: Агабабян Мариам Микаеловна, учитель математики Образовательная область: Математика.Предмет: Геомет.

Методическая разработка представляет собой разработанный конспект урока по теме "Личное письмо", 7 класс, также в материалы входят личные письма учащихся ветеранам и учителям.

Методическая разработка по русскому языку: написание изложения в 6 классе коррекционной школы 8 вида по теме "Весна".

Цель: • формировать навыки правильного написания и употребления производных предлогов. Задачи: Учебно-образовательные: • научить находить производные предлоги в тексте; • формировать навыки правильног.

Учебно-методическое пособие содержит алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ.

Методическая разработка по теме «Разработка урока музыки по технологии АМО в условиях внедрения ФГОС»

В рамках современных подходов к образовательному процессу одна из основных задач преподавателя состоит в том, чтобы помочь обучающимся обнаружить, проявить и развить то, что в них самих заложено, спос.