Руководства, Инструкции, Бланки

табличка расписание движения маршрутов инвалидов образец размеры img-1

табличка расписание движения маршрутов инвалидов образец размеры

Рейтинг: 4.6/5.0 (1844 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

На остановках появятся таблички с расписанием маршруток

На остановках появятся таблички с расписанием маршруток

На остановках в Москве появятся таблички с расписанием маршруток. Об этом сообщается на официальном портале городского правительства.

Первые такие таблички уже установили на маршрутах № 199к и 368, которые курсируют по северо-западу Москвы в районе метро «Сходненская». Всего появилось 34 таблички, оформленных в фирменных бело-синих цветах Мосгортранса. На табличках указаны время прибытия маршрутки и интервалы её движения.

К лету 2016 года такие таблички установят на остановках по 211 маршрутам частных перевозчиков, выигравшим аукционы департамента транспорта. По госконтракту, перевозчик обязан соблюдать интервалы движения, указанные на табличках.

Отслеживать график движения маршруток будет навигационная спутниковая система ГЛОНАСС. Данные ГЛОНАСС будут передаваться в диспетчерские перевозчика и Центра организации дорожного движения. После анализа этих данных специалисты зафиксируют время отправления с каждой остановки и сравнят плановое расписание с текущим. Если время отличается от плана, предусмотренного госконтрактом, рейс засчитают непунктуальным, после чего последует определённая мера наказания.

При этом вина за несоблюдение расписания не всегда лежит на водителе, пояснили в правительстве. Иногда причиной задержек может стать, например, неблагоприятная транспортная обстановка. Поэтому перевозчиков будут наказывать только за систематические нарушения.

В 2016 году в Москве проходит реформа наземного городского транспорта. Водители маршруток, работающие по договору с городом, перестанут останавливаться по требованию пассажиров, а будут делать это только на остановках. Также новые маршрутки должны будут соблюдать ряд требований: наличие кондиционеров, отопления, видеорегистратора и камер видеонаблюдения.

Рассказать друзьям
Читать на эту тему
Транспорт Московские маршрутки перестанут останавливаться по требованию Транспорт Водителям маршруток запретят включать радио и музыку Транспорт В московских автобусах заработал Wi-Fi Транспорт В Москве откажутся от турникетов в автобусах Транспорт Водителям запретят расклеивать объявления в маршрутках
Комментарии (1)
Первая полоса
Суд арестовал троих экс-полицейских за организацию притонов с детьми (обновлено) Галерея: Как проходит фестиваль поп-культуры Comic Con Russia 2016 Цитата дня: Владимир Мединский — о вреде единомыслия Гид The Village Главные сериалы, альбомы, видеоигры и книги сентября Галерея: Парад ретро-троллейбусов в центре Москвы Заблуждение Может ли алкоголь быть полезен? Гид The Village 13 сетов Московского гастрономического фестиваля Эфир 1 — 2 октября Выходные дома Альбом Дэнни Брауна, новый сериал Marvel и «Кризис в шести сценах» Вуди Аллена Business geek: Взорвавшийся iPhone 7 Plus, новая консоль Nintendo и украденные полотна Ван Гога

© 2010–2016 The Village. Использование материалов The Village разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты в разделе «Новости» принадлежат их авторам.
Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 16 лет .

Другие статьи

ГОСТ 25869-90 Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирс

ГОСТ 25869-90 Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования

5. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2001 г.


Настоящий стандарт распространяется на отличительные знаки таксомоторов (легковых, маршрутных) и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта общего пользования и устанавливает единые (общие) требования к отличительным знакам, указателям и схемам маршрутов, информационным табличкам автобусов, троллейбусов, трамваев, информационно-указательным знакам их остановочных пунктов, информационному оформлению пассажирских станций.

1. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК ТАКСОМОТОРОВ

1. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК ТАКСОМОТОРОВ

1.1. Отличительный знак предназначен для обеспечения сигнальности и опознаваемости в общем транспортном потоке.

1.2. Отличительным знаком таксомоторов является символика таксомоторных перевозок - композиция из черных и белых квадратов, расположенных в шахматном порядке, наносимая на опознавательный фонарь оранжевого цвета, устанавливаемый на крыше автомобиля.

Изображение и основные размеры знака, наносимого на опознавательный фонарь таксомоторов, приведены в приложении 1, расположение отличительного знака - в приложении 2.

1.3. По показателям внешнего вида отличительный знак должен соответствовать III классу ГОСТ 23852 .

1.4. Символику таксомоторных перевозок наносят на опознавательный фонарь эмалью холодной сушки черного цвета.

1.5. Потеки и распылы краски при нанесении изображения символики отличительного знака на поверхность опознавательного фонаря не допускаются.

2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПАССАЖИРСКОГО НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

2.1. Информационное обеспечение автобусов, троллейбусов, трамваев (далее - подвижного состава) должно содержать объем информации для пассажиров по вопросам организации их перевозки.

Информационное обеспечение подвижного состава производят посредством звуковой и визуальной информации.

2.2. Звуковую информацию осуществляет водитель подвижного состава или автоинформатор по громкоговорящей связи с целью четкого и своевременного оповещения пассажиров о наименованиях остановочных пунктов, своевременности оплаты проезда, возможных пересадках и т.д.

Информацию передают на двух языках - национальном языке союзной республики и русском.

2.3. Визуальную информацию наносят на указателях, схемах маршрутов и информационных табличках подвижного состава.

2.4. Указатели маршрутов подвижного состава должны содержать информацию о номерах маршрутов, названиях начальных, конечных и основных промежуточных остановочных пунктах.

2.5. По месту расположения на подвижном составе указатели маршрутов (далее - указатели) подразделяют на передние, боковые и задние.

2.6. На переднем указателе подвижного состава указывают номер маршрута и названия начального и конечного остановочных пунктов. Допускается наносить только номер маршрута, если конструкция ниши не позволяет разместить всю информацию.

В автобусах пригородных маршрутов на переднем указателе наносят номер маршрута и названия начального и конечного остановочных пунктов.

В автобусах междугородных и дальнего следования на переднем указателе наносят только названия начального и конечного остановочных пунктов.

В автобусах, следующих по маршруту с ограниченным числом остановок и с оплатой проезда по повышенному тарифу, на переднем указателе наносят номер маршрута, названия начального и конечного остановочных пунктов и надпись "Экспресс". Допускается наносить на переднем указателе только надпись "Экспресс".

Передний указатель, освещаемый в темное время суток, устанавливают в специальной нише, предусмотренной конструкцией подвижного состава. При отсутствии ниши допускается установка переднего указателя внутри салона на специальном держателе за ветровым стеклом, при условии обеспечения требований необходимой обзорности с места водителя в соответствии с ГОСТ 28070 *.
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51266-99 .

2.7. На боковых указателях городских и пригородных маршрутов указывают их номера, названия начальных, конечных и основных промежуточных остановочных пунктов.

В автобусах междугородных и дальнего следования на боковых указателях наносят названия начальных и конечных остановочных пунктов. Допускается наносить названия одного или двух основных промежуточных остановочных пунктов.

В автобусах экспрессных маршрутов на боковых указателях наносят их номера, названия начальных и конечных остановочных пунктов и, над ними, надпись "Экспресс".

В автобусах РАФ, используемых в качестве таксомоторов, на боковых указателях наносят номера маршрутов, названия начальных и конечных остановочных пунктов.

Боковые указатели следует устанавливать в специальных нишах, предусмотренных конструкцией подвижного состава.

При отсутствии ниш боковые указатели устанавливают возле входных дверей в специальных держателях снаружи у нижней окантовки оконного проема или внутри салона за боковым стеклом.

В двух- и трехвагонном подвижном составе боковые указатели устанавливают у входной двери каждого вагона. В сочлененном подвижном составе устанавливают один боковой указатель у задней входной двери.

2.8. На задних указателях указывают только номера маршрутов.

Задние указатели устанавливают в нишах, если это предусмотрено конструкцией, или в специальных держателях за задним стеклом.

В автобусах междугородного и дальнего следования задние указатели не устанавливают.

2.9. Указатели маршрутов изготовляют заводы - изготовители подвижного состава; они входят в комплект поставки. Допускается боковые указатели изготовлять транспортным предприятиям.

При отсутствии в конструкции подвижного состава специальных ниш для указателей, заводы-изготовители должны устанавливать для них специальные держатели.

Держатели должны обладать жесткостью крепления и удобством замены указателей в процессе эксплуатации.

2.10. На передних и боковых указателях названия остановочных пунктов должны наноситься на двух языках в две строки: верхняя - на национальном языке союзной республики; нижняя - на русском языке.

2.11. Надпись "Экспресс" на переднем и боковом указателях наносят красной краской над наименованиями остановочных пунктов.

2.12. Освещение переднего и заднего указателей маршрутов, а также размеры информационных надписей на всех указателях маршрута следования должны обеспечивать их читаемость в светлое и темное время суток: на переднем и заднем номере маршрута с расстояния не менее 15 м, на боковом указателе - с расстояния не менее 3 м.

Читаемость информации определяют визуально в светлое и в темное время суток.

2.13. Схемы маршрутов, предназначенные для информации пассажиров о последовательности прохождения всех остановочных пунктов маршрута, устанавливают в салонах подвижного состава в местах, удобных для обозрения пассажирами.

На схеме маршрута наносят графическое изображение маршрута с названиями начального, конечного и всех промежуточных остановочных пунктов.

2.14. Информационные таблички, устанавливаемые в салонах, предназначены для информации пассажиров об организации их перевозки на данном виде подвижного состава.

2.15. Информационные таблички должны содержать следующий объем обязательной информации:

- инвентарный номер подвижного состава;

- индекс и номер телефона транспортного предприятия;

- места для пассажиров с детьми и инвалидов (для подвижного состава городских маршрутов);

- место расположения огнетушителя;

- место расположения кнопки экстренной остановки;

- место расположения аптечки;

- правила пользования подвижным составом;

- места аварийных выходов (через окна, двери, люки) с указанием способа их открывания.

2.16. Информационные надписи на табличках могут дополняться или заменяться соответствующими символическими изображениями (пиктограммами).

2.17. Фон указателей маршрута, схем маршрута, информационных табличек должен быть белого цвета, информационные надписи - черного цвета. Цветографическое решение пиктограмм - черно-белое или цветное.

Информационные надписи на табличках, обозначающих аварийные выходы, должны быть красного цвета.

2.18. Цветовое кодирование номеров маршрутов в указателях устанавливают республиканские министерства и ведомства по принадлежности вида транспорта.

3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТОВ

3.1. Информационное обеспечение остановочных пунктов должно содержать объем информации для пассажиров данного пункта.

3.2. На остановочных пунктах устанавливают информационно-указательные знаки по ГОСТ 10807 *, имеющие поле знака и информационное поле.

* Здесь и далее. На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52290-2004. - Примечание "КОДЕКС".

На поле знака наносят условное изображение подвижного состава - автобуса, троллейбуса, трамвая, таксомотора. Условное изображение автобуса и троллейбуса одинаковое.

3.3. На информационном поле указывают наименование остановочного пункта и номер маршрута.

Вся остальная информация должна наноситься на информационную табличку, имеющую одинаковую ширину и цвет с информационным полем знака и устанавливаемую как непосредственно под знаком, так и рядом с ним - в месте, удобном для обозрения.

3.4. Информация должна содержать: номер маршрута, наименования начального и конечного пунктов следования, время начала и окончания работы, интервалы движения подвижного состава.

3.5. При интервале движения подвижного состава: не более 20 мин - указывают почасовой интервал движения в минутах, более 20 мин - составляют расписание движения в часах и минутах.

3.6. Информация на остановочных пунктах автобусов, троллейбусов междугородного и пригородного сообщений должна содержать наименование остановки, начального и конечного пунктов следования и время отправления.

На остановочных пунктах подвижного состава экспрессного сообщения на информационно-указательном знаке остановочного пункта над наименованием остановки наносят красной краской надпись "Экспресс".

Примеры расположения информации на остановочных пунктах приведены в приложении 3.

3.7. Допускается в верхней части информационного поля, над знаком изображения вида подвижного состава, наносить наименование организации, ответственной за санитарное состояние данного остановочного пункта.

3.8. Информацию об изменении порядка движения подвижного состава в воскресные и праздничные дни дают в виде примечания к основной информации.

3.9. Наименования остановочных пунктов на информационном поле и информационной табличке наносят на двух языках: в верхней строке - на национальном языке союзной республики, в нижней - на русском языке.

3.10. Информационно-указательные знаки остановочных пунктов должны изготовляться по ГОСТ 10807 и устанавливаться на специальных опорах на правой стороне дороги по ходу движения подвижного состава или на специальных островках безопасности так, чтобы обеспечивалась их оптимальная видимость.

3.11. Все детали и сборочные единицы знаков остановочных пунктов и информационных табличек должны быть изготовлены из антикоррозионных материалов или иметь защитное покрытие. Качество лакокрасочных покрытий должно соответствовать II классу по ГОСТ 9.032. для группы условий эксплуатации Ж - по ГОСТ 9.104 .

3.12. Размеры информационных надписей на знаках и табличках остановочных пунктов должны обеспечивать читаемость изображения информации с расстояния до 3 м.

3.13. Надписи и цифры на указателях маршрута следования наземного пассажирского транспорта, знаках остановочных пунктов следует выполнять по ГОСТ 10807 .

4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПАССАЖИРСКИХ СТАНЦИЙ (ВОКЗАЛОВ) ДЛЯ АВТОБУСОВ, ТРОЛЛЕЙБУСОВ, ТРАМВАЕВ

4.1. Информационное обеспечение пассажирских станций (вокзалов) для автобусов, троллейбусов, трамваев (далее - пассажирских станций) предназначено для своевременной информации пассажиров по всем вопросам, относящимся к процессу их перевозки с данной пассажирской станции.

4.2. По способу передачи информацию пассажирской станции подразделяют на визуальную и звуковую.

4.3. Обязательная визуальная информация пассажирской станции должна наноситься на таблицы, схемы, указатели и включать в себя:

- план пассажирской станции;

- схему маршрутов следования;

- расписания движения, отправления и прибытия подвижного состава с указанием номеров платформ;

- таблицы стоимости проезда и провоза багажа;

- правила перевозки пассажиров и багажа;

- схему расположения и нумерацию мест в подвижном составе различных моделей;

- план эвакуации пассажиров, персонала и имущества пассажирской станции в случае пожара и других стихийных бедствий;

- указатели и справочные таблицы, содержащие информацию о месте расположения и порядке работы служебных помещений станции: касс продажи билетов, камер хранения ручной клади, аптеки и т.д.

4.4. На плане пассажирской станции схематически изображают расположение всех служебных, пассажирских и вспомогательных помещений.

4.5. Схемы маршрутов следования схематически изображают направления движения подвижного состава.

4.6. Расписание движения предназначено для информации пассажиров об остановках на пассажирской станции проходящего подвижного состава с указанием номера платформы, номера рейса, время прибытия и отправления.

4.7. Расписание отправления (прибытия) предназначено для информации пассажиров о номере рейса, номере платформы, времени отправления (прибытия) подвижного состава.

4.8. Указатели предназначены для информации пассажиров в зоне посадочных площадок пассажирских станций о номерах платформ, номерах рейсов подвижного состава, конечных пунктах маршрутов, времени отправления.

4.9. В справочных таблицах указывают время работы билетных касс, камер хранения ручного багажа, ресторана (буфета), комнаты матери и ребенка и т.д. Информационные надписи на справочных таблицах могут дополняться или заменяться пиктограммами.

4.10. Помимо обязательной информации на пассажирской станции может быть помещена дополнительная информация:

- расписания движения других видов транспорта, которыми пассажиры могут воспользоваться в данном населенном пункте;

- адреса и номера телефонов гостиниц;

- о проезде к железнодорожным вокзалам, аэропортам;

- виды дополнительных услуг, оказываемых на станции пассажирам (предварительный заказ билетов, бронирование билетов, прием заказов на таксомоторы, экскурсии и т.д.).

4.11. На фасаде здания пассажирской станции должна быть расположена надпись "Станция" ("Вокзал") и ее наименование.

4.12. Снаружи здания у входа в пассажирскую станцию помещают табличку с информацией о принадлежности станции к министерству (ведомству) и режим ее работы.

4.13. Надписи на таблицах, расписаниях, указателях должны выполняться на двух языках в две строки: верхняя - на национальном языке союзной республики, нижняя - на русском языке.

4.14. Звуковую информацию на пассажирских станциях осуществляют через систему громкоговорящей связи. Посредством ее пассажиров информируют о прибытии и отправлении подвижного состава, о наличии билетов, об отмене или задержке рейса, о назначении дополнительного рейса и т.д.

Звуковая информация должна быть четкой, лаконичной и исчерпывающей.

4.15. Звуковая информация на пассажирской станции должна осуществляться на двух языках: на национальном языке союзной республики и русском языке.

4.16. Схемы маршрутов и расписания движения на пассажирских станциях должны располагаться внутри помещений в местах, удобных для обозрения.

4.17. Справочные таблицы должны располагаться непосредственно на дверях или местах расположения соответствующих служб пассажирских станций на высоте 1,5-2,0 м от уровня пола.

4.18. Цветографическое решение элементов информационного обеспечения пассажирских станций должно соответствовать общему интерьеру, обеспечивать четкость и выразительность подачи информации.

4.19. Размеры, расцветку таблиц, схем, указателей пассажирской станции устанавливают с учетом общей компоновки, размеров здания, его архитектурных особенностей.

4.20. Элементы информационного обеспечения пассажирских станций должны изготовляться в климатическом исполнении УХЛ, категории размещения 1 - для указателей в зоне посадочных площадок и 2 - для схем маршрутов следования, расписаний движения, справочных таблиц и т.д. внутри помещений по ГОСТ 15150 .

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное). ИЗОБРАЖЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ОТЛИЧИТЕЛЬНОГО ЗНАКА, НАНОСИМОГО НА ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ФОНАРЬ ТАКСОМОТОРОВ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное). РАСПОЛОЖЕНИЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНОГО ЗНАКА НА ОПОЗНАВАТЕЛЬНОМ ФОНАРЕ ГОСТ 25869-90 Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБОРУДОВАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТОВ ПАССАЖИРСКОГО АВТОТРАНСПОРТА, А ТАКЖЕ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО ОФОРМЛЕНИЯ АВТОБУСОВ И ТАКСО

ПРИКАЗ Минавтотранса РСФСР от 31-12-81 200 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА АВТОМОБИЛЬНОМ. Актуально в 2016 году

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОБОРУДОВАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОСТАНОВОЧНЫХ ПУНКТОВ ПАССАЖИРСКОГО АВТОТРАНСПОРТА, А ТАКЖЕ ВНЕШНЕГО И ВНУТРЕННЕГО ОФОРМЛЕНИЯ АВТОБУСОВ И ТАКСОМОТОРОВ

1. Единые образцы эмблем для автовокзалов, автостанций, автопавильонов, транспортно - экспедиционных предприятий и агентств, указателей остановок и стоянок пассажирского автотранспорта, внутреннего и внешнего оформления автобусов и легковых таксомоторов обязательны для всех предприятий и организаций Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

2. Указатели остановок и стоянок пассажирского автотранспорта, лобовые и боковые указатели маршрутов автобусов изготавливаются из жесткого, износо- и влагостойкого материала.

Срок службы указателей, изготавливаемых в специальных мастерских, должен быть гарантирован не менее 1,5 лет.

3. Все указатели и надписи изготавливаются и наносятся с обязательным соблюдением размеров, окраски, расположения, стандартного шрифта цифр и букв - согласно утвержденным ГОСТ.

Надписи на внешней стороне и внутри салона автобусов и таксомоторов, а также оформление, не предусмотренные ГОСТ, запрещаются.

4. Фасады зданий автовокзалов, автостанций и автопавильонов оформляются эмблемой с изображением буквы "А", а фасады здания, где размещены транспортно - экспедиционные предприятия и агентства, - эмблемой с изображением букв "ТЭА".

5. Размеры обеих эмблем определяются с учетом габаритов и архитектуры здания, а также обеспечения хорошей обзорности эмблемы.

Эмблема "А" для оформления автовокзалов и автобусных станций и эмблема "ТЭА", как правило, световые.

6. Под эмблемой "ТЭА" обязательно дается расшифровка: "Транспортно - экспедиционное агентство".

Эмблема "ТЭА" применяется также на печатных типографских бланках и конвертах контор и агентств по транспортно - экспедиционному обслуживанию населения.

7. Остановки автобусов на городских маршрутах, предназначенные для посадки и высадки пассажиров, оборудуются указателем согласно ГОСТ 10807-78 "Знаки дорожные" (знак 5.12). В нижней части должны указываться наименование остановки, номер маршрута, время начала и окончания движения, интервалы движения и т.д.

8. Остановки автобусов на маршрутах пригородного и междугородного сообщения, предназначенные для посадки и высадки пассажиров, также оборудуются указателями согласно ГОСТ 10807-78 "Знаки дорожные" (знак 5.12).

9. Стоянки такси индивидуального пользования оборудуются указателями с опознавательным знаком "Т" и изображением шахматки.

10. Стоянки маршрутных такси оборудуются указателями, на которые наносятся: слово "маршрутное", наименование стоянки, номера маршрутов и интервалы по часам дня.

11. На указателях остановок транспорта по требованию на постоянно действующих маршрутах наносятся слова: "по требованию".

12. Указатели крепятся, как правило, на специальных столбах на высоте от уровня земли до нижней кромки указателя - 1900 мм.

Указатели устанавливаются на остановках в начале посадочной площадки по ходу движения автобуса.

13. Посадочные площадки на начальных пунктах маршрутов пристанционных (привокзальных) площадях оборудуются указателями с наименованием маршрутов, по которым отправляются автобусы.

Количество устанавливаемых указателей зависит от числа отведенных для отправления автобусов по разным маршрутам мест на площадке.

14. Конечные пункты маршрутов прибытия автобусов, если они не совпадают с пунктами отправления, оборудуются указателями "Посадки нет".

15. Внешнее оформление автобуса включает:

- передний указатель следования и номер маршрута;

- боковой указатель маршрута следования;

- задний указатель номера маршрута;

- табличку или надпись "Выход";

- передний и задний наружные инвентарные номера автобуса.

Передний указатель маршрута следования помещается в застекленной нише над ветровым стеклом автобуса.

На указателе даются наименования начального и конечного пунктов маршрута и присвоенный этому маршруту номер. Номер маршрута располагается в середине между наименованием пунктов маршрута.

На туристских, экскурсионных и заказных автобусах вместо надписи на лобовом указателе - наименования начального и конечного пунктов и номера маршрута - дается надпись соответственно "туристско - экскурсионный", "заказной".

Размер указателя определяется по размеру ниши в лобовой части кузова автобуса.

Боковой указатель маршрута следования устанавливается:

- на автобусах с одной дверью - с левой стороны двери;

- на двух- и трехдверных автобусах - справа от последней двери;

- на четырехдверных автобусах - с левой стороны второй двери и правой стороны четвертой двери.

На боковом указателе маршрута следования указываются номер и наименование начального и конечного пунктов маршрута и основных промежуточных пунктов.

Задний указатель номера маршрута устанавливается в правом нижнем углу заднего окна по ходу автобуса.

Табличка или надпись "Выход" укрепляется (наносится) внутри над дверью автобуса.

Передний инвентарный номер автобусов наносится на передней стенке кузова справа у нижней кромки лобового стекла, задний - на задней стенке кузова слева по ходу автобуса у нижней кромки стекла.

16. Внутреннее оформление автобусов включает:

- табличку с фамилиями водителя и кондуктора;

- таблички с указанием номеров мест на сиденьях;

- таблички с указанием мест для пассажиров с детьми и инвалидов;

- таблицу стоимости проезда;

- правила пользования автобусом;

- надпись или табличку о порядке оплаты проезда в бескондукторном автобусе;

- внутренний инвентарный номер автобуса.

Табличка с фамилиями водителя и кондуктора устанавливается на перегородке кабины водителя, а при отсутствии перегородки - на лобовой стенке салона автобуса.

Табличка с указанием номеров мест на сиденьях устанавливается в автобусах междугородных и пригородных сообщений.

Номера мест должны располагаться согласно установленной схеме.

Табличка с указанием мест для пассажиров с детьми и инвалидов прикрепляется над окнами первых шести мест слева по ходу автобуса.

Таблица стоимости проезда вывешивается в автобусах междугородных и пригородных маршрутов.

Правила пользования автобусами вывешиваются во всех автобусах.

Правила помещаются в рамку и укрепляются на перегородке кабины водителя или боковой стенке справа от передней двери.

Надпись или табличка оплаты проезда в автобусах, работающих без кондуктора, "Стоимость проезда. коп. Провоз 1 места багажа. коп. Уважаемые пассажиры! Деньги за проезд и провоз багажа опустите в кассу и оторвите контрольные билеты по одному на пассажира и каждое место багажа", наносится (устанавливается) на корпусе кассы - копилки.

Внутренний инвентарный номер автобуса наносится на перегородке кабины водителя.

17. На кузове маршрутного таксомотора с правой стороны по ходу устанавливается указатель с надписью "Маршрутное такси".

В правом нижнем углу лобового стекла устанавливается указатель с наименованием начального и конечного пунктов маршрута следования таксомотора.

Внутри таксомотора вывешивается табличка с выпиской из правил пользования таксомотором. Табличка помещается в рамку и укрепляется с правой стороны нижнего пояса лобового стекла.

18. Таксомотор индивидуального пользования оборудуется табличкой с указанием времени работы такси и визитной карточкой. На табличке времени работы такси указывается время окончания его работы.

Таблички помещаются в одну рамку и укрепляются с правой стороны нижнего пояса лобового стекла так, чтобы надпись о времени работы такси была хорошо видна снаружи, а выписка из правил пользования таксомотором - внутри таксомотора.

УТВЕРЖДЕНЫ
Министерством жилищно -
коммунального хозяйства РСФСР
15 августа 1973 года

Министерством автомобильного
транспорта РСФСР
31 июля 1973 года

СОГЛАСОВАНЫ
с Управлением ГАИ МВД СССР

Организация работы автобусов на городском маршруте

Организация работы автобусов на городском маршруте

Размещено на http://www.allbest.ru/

Автомобильный транспорт как один из видов наземного транспорта получил наибольшее распространение и занимает ведущее положение в перевозках пассажиров.

В современных условиях дальнейшее развитие и совершенствование экономики, немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. От его четкости и надежности во многом зависят: трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства, настроение людей, их работоспособность.

В единой транспортной системе России пассажирский автомобильный транспорт занимает ведущее место в обслуживании населения, т.к. только автомобильным парком Министерства транспорта РФ ежедневно перевозится более 80 млн. пассажиров. В связи с этим увеличивается значение данной дисциплины в подготовке специалистов по эксплуатации автомобильного транспорта.

Пассажирский транспорт относится к сфере услуг населению. Экономическая и социальная роль пассажирского транспорта состоит в оказании услуг по перевозке пассажиров, их ручной клади и багажа путем удовлетворения потребности людей в перевозках.

У пассажирского автотранспорта, как и у других видов транспорта, много острых проблем. Но сами транспортники выделяют 3 проблемы: первая - это старение парка, вторая - масса льготников, третья - это старение автодорог.

Транспорт должен постоянно развиваться вместе с другим отраслями экономики и даже опережать их. Один из путей развития транспорта, является оснащение транспорта высококвалифицированными трудовыми кадрами.

Основными задачами пассажирского автотранспортного предприятия:

- Контроль соблюдения маршрута, расписания движения;

- Учет прохождения контрольных точек (остановок);

- Увеличение оборачиваемости транспорта;

- Сокращение расходов на ГСМ и оплату труда;

- Учёт пассажиропотока;

- Оптимизация расписания движения автобусов в зависимости от пиковых нагрузок на маршрутах;

- Учёт оплаты проезда и пресечение присвоения выручки;

- Сбор статистических данных о работе автопарка;

- Обеспечение безопасности движения;

- Упрощение учёта и анализа статистики.

Цель курсового проекта: Организация работы автобусов на городском маршруте № 33 «ул. Бархатовой - МПО им. Баранова».

Задачи курсового проекта:

- выполнить нормирование скоростей движения;

- построить эпюры пассажиропотока;

- определить коэффициенты неравномерности распределения пассажиропотоков;

- выбрать тип подвижного состава;

- рассчитать автомобиле-смены на маршруте;

- рассчитать маршрут;

- рассчитать производственную программу;

- рассчитать количество водителей;

- составить расписание движения автобусов;

- определить организацию сбора платы за проезд в автобусах и контроль оплаты проезда.

1.Исследовательский раздел

1.1 Характеристика маршрута

Автобусные перевозки организуют на определенных маршрутах, обуславливаемых размером и направлением пассажиропотоков.

Маршрутом называется установленный соответствующим образом, путь следования автобусов между начальными и конечными пунктами.

Автобусный маршрут № 33 «ул. Бархатовой - МПО им. Баранова» является городским маятниковым маршрутом.

Протяженность маршрута составляет 17,9 км.

Количество промежуточных остановок - 34, они оборудованы: искусственным освещением в темное время суток, навесом (павильоном), указателем с номерами маршрутов, дорожным знаком «место остановки автобуса и троллейбуса», специальными площадками для заезда маршрутных транспортных средств, ширина которых составляет не менее 1,5 м, а длина кармана больше габаритной длины автобуса на 5 м.

Дорожное покрытие - асфальтированное.

Ширина проезжей части - 12-18 м, имеет по 3 или 4 полосы в каждом направлении.

Данный маршрут проходит по основным улицам города Омска, таким как: Нефтезаводская, проспект Мира, Красный Путь, Ленина, Маяковского и другие.

Вдоль трассы маршрута и вблизи остановочных пунктов находятся различные учреждения и культурные центры, такие как: КДЦ Кристалл, КДЦ им. Маяковского, Омский Областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Омский Государственный историко-краеведческий музей и другие.

Конечные пункты оборудованы специальными площадками, на которых отстаиваются автобусы после рейса.

Схема движения автобусного маршрута №33 «ул. Бархатовой - МПО им. Баранова» представлена в Приложении А.

Схема маршрута №5 «ул. Бархатовой - МПО им. Баранова»

1.2 Нормирование скоростей движения

1.2.1 Определение времени движения за рейс 1.2.2 Определение суммарного времени простоя на промежуточных остановках 1.2.4 Определение времени рейса 1.2.5 Определение технической скорости

2.Расчетно-технологический раздел

2.1 Характеристика пассажиропотока

Пассажиропотоком называется количество пассажиров, которое фактически перевозится в данный момент времени на каждом перегоне автобусного маршрута или в целом на автобусной сети всех маршрутов в одном направлении в единицу времени.

Как правило, пассажиропотоки не одинаковые по величине в различные часы суток, дни недели, месяцы и сезоны года, а также по участкам маршрутам и направлениям движения автобусов.

Для выявления пассажиропотоков, распределения их по направлениям, сбора данных об изменениях пассажиропотоков во времени, проводятся обследования. Задача обследования: получение достоверных данных о мощности, распределении и колебаниях пассажиропотоков на автобусных маршрутах.

Пассажиропотоки изображаются в виде графиков, картограмм, эпюр или фиксируют в таблицах.

Методы обследования классифицируются по ряду признаков:

По длительности охватываемого периода:

- систематические (ежедневно, еженедельно и т.д.);

- разовые (кратковременные);

По ширине охвата:

- сплошные (одновременно по всей транспортной сети обслуживаемого района) в среднем 1 раз в 3 года;

- выборочный (по отдельным районам движения) 1 раз в квартал;

- анкетный метод (путем заполнения предварительно разработанных специальных опросных анкет);

- отчетно-статистический метод основывается на билетно-учетных листах и количестве проданных билетах;

- талонный метод (путем выдачи специально заготовленных талонов разных цветов);

- табличный метод (проводится учетчиками расположенными внутри автобуса возле каждой двери, путем заполнения заранее заготовленных таблиц);

- глазомерный метод (проводится визуально по бальной системе от 1 до 5 баллов)

- силуэтный метод - разновидность визуального (по 5-ти бальной системе, путем набора силуэтов по типам автобусов);

- опросный метод - путем опроса учетчиком в салоне пассажиров

Пассажиропотоки по часам суток и участкам маршрута (прямое и обратное направление) представлены в табл. 3, табл. 4, табл. 5.

Таблица 3 - Объем перевозок по часам суток, в прямом, обратном направлении и суммарно по направлениям

2.3 Определение коэффициентов неравномерности распределения пассажиропотоков

2.3.1 Определение коэффициента неравномерностипассажиропотока по часам суток

где максимальный пассажирооборот за час в обоих направлениях, пасс;

среднечасовой пассажиропоток (), пасс.

2.3.2 Определение коэффициента неравномерностипассажиропотока по участкам маршрута

где - суммарное по обоим направлениям наполнение автобусов на наиболее напряженном участке маршрута, пасс;

- среднее наполнение автобусов по участкам маршрута, пасс.

2.3.3 Определение коэффициента неравномерности пассажиропотока по направлениям

где - средний объем перевозок пассажиров в час в направлении с большим пассажиропотоком, пасс.;

- средний объем перевозок пассажиров в час в направлении с меньшим пассажиропотоком, пасс..

Вывод: Коэффициент неравномерности пассажиропотока по часам суток равен 1,41. Значение коэффициента находится в допустимых пределах от 1,0 - 2,0; поэтому в межпиковый период не нужно увеличивать интервал движения или выпускать на линию автобусы меньшей вместимости. Коэффициент неравномерности пассажиропотока по участкам маршрута равен 1,67 и находится в пределах 1,5 - 2,0; поэтому не следует на маршруте вводить укороченные рейсы. Коэффициент неравномерности пассажиропотока по направлениям равен 1,09. Значение коэффициента находится в пределах 1,3 - 1,6; поэтому нет необходимости изменять трассу маршрута.

2.4 Организация движения автобусов на маршруте

Анализируя материалы обследования пассажиропотока и коэффициенты неравномерности пассажиропотока целесообразно организовать движение автобуса по маршруту №33, с поостановочным движением.

Организация движения по выбранному режиму состоит в следующем: автобус делает остановки на всех запланированных и установленных на данном маршруте остановочных пунктах.

2.5 Выбор типа подвижного состава, его характеристика и экипировка

2.5.1 Выбор типа подвижного состава и его характеристика

Выбор типа подвижно состава существенно влияет на уровень транспортного обслуживания населения и на эффективность его использования.

Рациональное использование автобусов обеспечивает обслуживание населения с наименьшими транспортными затратами в том случае, если подвижной состав по типу и вместимость максимально соответствует мощности и характеру пассажиропотока, а также условиям перевозки пассажиров.

Использование автобусов малой вместимости при большой мощности пассажиропотоков увеличивает необходимое количество автобусов и повышает загрузку улиц.

Эксплуатация автобусов большой вместимости на маршрутах с пассажиропотоком малой мощности приводит к слишком большим интервалам движения, к излишним затратам времени пассажирами на ожидание автобусов.

На выбор вместимости городского маршрута так же влияют:

- мощность пассажиропотока на наиболее напряженном участке маршрута в час «пик».

- неравномерность пассажиропотока по часам суток и участкам маршрута.

- целесообразный интервал движения.

- условия дорожного движения и пропускная способность улиц.

- провозная способность автобуса на маршруте.

Таблица 7 - Рекомендуемая вместимость подвижного состава в зависимости от часового пассажиропотока

2.5.3 Экипировка подвижного состава

Под экипировкой подвижного состава понимают комплекс материальных и информационных средств, не входящих в конструкцию транспортного средства или в состав его обязательного оборудования, наличие которых на подвижном составе предусмотрено действующими правилами организации перевозок. Экипировка производится перед выездом подвижного состава на линию.

Экипировка автобусов включает в себя:

- звукоусилительную установку для информации пассажиров в пути следования (через микрофон или автоматически посредством подключенного диктофона);

- автобусное расписание движения у водителя;

- элементы информационного обеспечения по ГОСТ 25869--83: указатели и схема маршрута, информационные таблички;

- правила обслуживания пассажиров и информацию о применяемых тарифах.

Внутреннее оформление автобуса:

- Табличка с фамилией водителя и кондуктора (на перегородке кабины водителя)

- Табличка с указанием номеров мест сидения (для пригородных и междугородних автобусов)

- Таблица стоимости проезда со схемой маршрута

- Правила пользования автобусами

- Надписи «вход», «выход», «нет входа», «за бесплатный проезд штраф … рублей», «место для детей, инвалидов»

Внешнее оформление автобуса:

Указатели маршрута устанавливают спереди, сбоку и сзади на кузове автобуса. Передний указатель содержит информацию о номере маршрута и его конечных пунктах. Размещают его в специальной нише, а при направлении автобуса на другой маршрут во время работы на линии -- за лобовым стеклом справа. На боковом указателе наносят номер маршрута, конечные и основные остановочные пункты.

2.6 Расчет автомобиле-смен на маршруте

2.6.1Определить среднюю дальность поездки пассажиров

где Р - пассажиропоток (по данным обследования), пасс-км;

Q - Объем перевозок ( по данным обследования) пасс.

2.6.2Определение часовой производительности автобуса

где qн - номинальная вместимость автобуса, пасс;

н - коэффициент наполнения;

lм-длина маршрута, км;

len- средняя дальность поездки пассажира, км;

tр- время рейса, ч.

2.6.3Определение потребного количество автобусов на каждый час работы

где - часовой пассажиропоток в прямом направлении, пасс;

- часовой пассажиропоток в обратном направлении, пасс;

- часовая производительность автобуса, пасс-ч.

2.6.4 Построение диаграммы максимум

На основании выполненных расчетов строю диаграмму максимум, в которой по горизонтальной оси откладываю часы суток, а по вертикальной оси расчетное количество автобусов.

Площадь диаграммы представляет собой транспортную работу в автомобиле-часах, необходимую для выполнения перевозки пассажиров на маршруте.

На диаграмме проводим линию «максимум», которая соответствует количеству автобусов, которое будет работать на маршруте ежедневно - 9 автобусов.

№33 «ул. Бархатовой - МПО им. Баранова» будут работать девять автобусов, которые показывает линия максимум, так как это целесообразно для эффективного использования парка и экономической выгоды.

2.6.5 Определение автомобиле-часов на маршруте за день

где и т.д.- время работы каждого автобуса на маршруте, определяется по диаграмме.

2.6.6 Определение времени на нулевой пробег

где - нулевой пробег за день, км;

- техническая скорость, км/ч.

2.6.7 Определение автомобилечасов в наряде за рабочий день

где - автомобилечасы на маршруте за день, ч;

- максимальное количество автобусов, ед;

- время на нулевой пробег, ч.

2.6.8 Определение количества автобусо-смен на маршруте

где - автомобиле-часы в наряде за рабочий день, ч;

- нормативная продолжительность рабочей смены, ч;

- подготовительно-заключительное время, ч.

2.6.9 Определение времени в наряде

где - автомобилечасы в наряде за рабочий день, ч;

- максимальное количество автобусов, ед.

2.6.10 Определение количества односменных,двухсменныхи трехсменныхавтобусов

где d- количество автобусо-смен на маршруте, авт-см;

- максимальное количество автобусов, ед.

Вывод. следовательно, на маршруте будут работать 1 автобус с односменным режимом, и 8 автобусов с двухсменным режимом работы.

2.7 Расчет маршрута

2.7.1 Определение времени оборота

где - время рейса в прямом направление, ч;

- время рейса в обратном направление, ч.

2.7.2 Определение скорости сообщения

где - длина маршрута, км;

- время в движении,ч;

- время на промежуточной остановке, ч.

2.7.3 Определение эксплуатационной скорости

где - длина маршрута, км;

- время оборота, ч.

2.7.4 Определение времени на маршруте

где - время в наряде, ч;

- длина нулевого пробега, км;

- техническая скорость, км/ч.

2.7.5 Определение количества рейсов за день

где - время на маршруте, ч;

2.7.6 Определение количества оборотов за день

где - время на маршруте, ч;

2.7.7.1 Определение фактического времени на маршруте

где - количество рейсов;

2.7.7.2 Определение фактического времени в наряде

где - фактическое время на маршруте, ч;

- время на нулевой пробег, ч.

2.7.8 Определение коэффициента сменности за рейс и за оборот

где - длина маршрута, км;

- средняя дальность поездки пассажира, км.

2.7.9 Определение потребности количества автобусов

Ам выбираю по линии «максимум» в диаграмме «максимум».

2.7.10 Определение интервала движения автобусов

где - время оборота, ч;

- количество автобусов работающих на маршруте, ед.

2.7.11 Определение частоты движения автобусов

где - максимальное количество автобусов, ед;

- время оборота, ч.

2.7.12 Определение производительного пробега автобуса за день

где - длина маршрута, км;

- число рейсов, ед.

2.7.13 Определение общего пробега автобуса за день

где - производительный пробег, км;

- нулевой пробег, км.

2.7.14 Определение коэффициента использования пробега

Долю производительного пробега автобусов в суточном пробеге характеризует безразмерный коэффициент использования пробега.

где - производительный пробег, км;

- суточный пробег, км.

2.7.15 Определение списочного количества автобусов, необходимого для осуществления перевозок пассажиров на маршруте

где - максимальное количество автобусов, ед;

автобус маршрут пассажиропоток рейс

2.7.16 Определение пассажировместимости списочных автобусов

где - списочное количество автобусов, ед;

q- номинальная вместимость автобуса, пасс.

2.8 Расчет производственной программы

2.8.1 Определение автомобиле-дней в хозяйстве

где Ас- списочное количество автобусов, ед;

Дк- дни календарные, дн.

2.8.2 Определение автомобиле-дней в эксплуатации

где - автомобиле-дни в хозяйстве, авт-дн;

2.8.3 Определение автомобиле-часов в эксплуатации

где - автомобиле-дни в эксплуатации, авт-дн;

- время в наряде,ч.

2.8.4 Определение количества рейсов и оборотов за год

где - автомобиле-дни в эксплуатации, авт-д;

- количество рейсов, ед.;

- количество оборотов, ед.

2.8.5 Определение общего годового пробега

где - суточный пробег, км;

- автомобиле-дни в эксплуатации, авт-д.

2.8.6 Определение производительного пробега за год

где - производительный пробег за день одного автобуса, км;

- автомобиле-дни в эксплуатации, авт-д.

2.8.7 Определение пассажирооборота за год

где - номинальная вместимость автобуса, пасс;

- годовой производительный пробег, км.

2.8.8 Определение объема перевозок

где - пассажирооборот за год, пасс;

- средняя дальность поездки пассажира, км.

2.8.9 Определение выработки на одного пассажироместо

где: - объем перевозок, пасс;

- пассажировместимость списочных автобусов, пасс.-мест.

где - пассажирооборот за год, пасс;

- пассажировместимость списочных автобусов, пасс.-мест.

2.8.10 Определение автомобилей в эксплуатации

где - автомобиле-дни в хозяйстве, дн.

2.8.11 Определение выработки на один автодень

где - объем перевозок, пасс;

- автомобили в эксплуатации, авт.

где - объем перевозок, пасс;

- автомобили в эксплуатации, авт.

2.8.12 Определение выработки на один авточас

где - объем перевозок, пасс;

- автомобиле-часы в эксплуатации, авт-ч.

в пассажирокилометрах, по формуле 50

где - объем перевозок, пасс;

- автомобиле-часы в эксплуатации, авт-ч.

2.8.13 Определение выработки на 1 км пробега

где - объем перевозок, пасс;

- общий годовой пробег, км.

Таблица 9 - Производственная программа

3.3 Организация труда водителей

Под организацией труда водителей понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих расстановку водителей, кондукторов и регламентирующих сменность их работы на линии.

Организация труда водителя должна обеспечивать:

— наилучшее обслуживание пассажиров на всех маршрутах во все часы суток;

— наиболее полный выпуск автобусов на линию в часы максимальной нагрузки;

— полное использование в течение месяца установленного фонда рабочего времени;

— соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабочего дня и перерывов в работе для отдыха и обеда;

— полную безопасность дорожного движения автобусов;

— своевременное проведение технических осмотров и текущих ремонтов автобусов.

На основании сводного маршрутного расписания и рассчитанного количества водителей выбираю графики работы водителей на маршруте №33 «ул. Бархатовой - МПО им. Баранова».

На маршруте работает девять автобусов, за которыми закреплен двадцать один водитель. 3 водителя будут работать по строенной форме организации труда водителей; пятнадцать водителей по двухсполовинной организации труда водителей и 3 водителя по полуторной организации труда водителей.

Кроме того, следует отметить, что восьмой водитель подменный на третьем и пятом автобусе; тринадцатый - на шестом и седьмом автобусе; восемнадцатый - на восьмом и девятом автобусе; двадцать первый водитель подменный - на втором и четвертом автобусе, в целях сокращения переработки других водителей.

Расчет фактического фонда рабочего времени водителей

Для водителей, работающих в две смены:

где и - это количество рабочих смен;

- подготовительно-заключительное время (0,23) ч.

Ффакт1-2-3 =10 (6,68 + 0,23) + 10 (8,77 + 0,23) = 159,1 ч

Ффакт4-5 = 10 (6,68 +0,23) + 10 (7,68 + 0,23) = 177,84 ч

Ффакт6-7 = 10 (7,77 + 0,23) + 10 (7,68 + 0,23) = 190,52 ч

Ффакт8 =6(7,68+0,23)+6(7,68+0,23)+6(7,78+0,23)+6(6,68+0,23)=184,44 ч

Ффакт9-10 = 10 (6,68 + 0,23) +10 (6,68 + 0,23) = 165,84 ч

Ффакт11-12 = 10 (7,77 + 0,23) + 10 (6,6 + 0,23) = 177,96 ч

Ффакт13 =6(6,6+0,23)+6(6,68+0,23)+6(7,77+0,23)+6(6,68+0,23)=171,9 ч

Ффакт14-15 = 10 (6,68 + 0,23) + 10 (6,6 + 0,23) = 164,88 ч

Ффакт16-17 = 10 (7,77 + 0,23) + 10 (6,6 +0,23) = 177,96 ч

Ффакт18 =6(6,6+0,23)+6(6,6+0,23)+6(7,77+0,23)+6(6,68+0,23)=171,42 ч

Для водителей, работающих в одну смену:

где n- это количество рабочих смен;

- подготовительно-заключительное время (0,38) ч.

Ффакт19-20 = 20 (8,95 + 0,38) = 186,6 ч

Ффакт21 = 20 (8,95 + 0,38) = 186,6 ч

3.4 Диспетчерское управление движением автобусов

3.4.1 Система диспетчерского управления движением автобусов

Эффективное управление движением автобусов достигается соблюдением требований диспетчерской системы. Диспетчерская система представляет собой централизованное управление движением автобусов.

Диспетчерская система обеспечивает контроль и оперативное регулирование движения автобусов на всей автобусной сети города.

Основные законы диспетчерского управления:

— диспетчеризация отрицает децентрализованное управление;

— руководствуется заранее разработанными и утвержденными планами организации движения;

— обеспечивает контроль, регулирование и управление движением автобусов;

— система диспетчерского управления осуществляется по маршрутному принципу;

— диспетчерское управление организуется и осуществляется вышестоящими организациями.

Диспетчерское руководство подразделяется на:

Внутрипарковая диспетчеризация предусматривает:

— контроль за подготовкой к выпуску;

— организацию своевременного выпуска;

— контроль и учет возвращения подвижного состава;

— отчет о работе за смену.

Линейная диспетчеризация предусматривает:

— непрерывный контроль за выполнением расписания;

— регулирование перераспределение автобусов;

— восстановление нарушенного движения;

— использование резервных автобусов;

— координации движения с другими видами транспорта;

— принятие мер по оказанию технической помощи;

— подготовку суточной отчетности.

Организационная структура диспетчерской службы устанавливается местными условиями развития транспортной сети и маршрутной системы, количеством видов транспорта, суточным выпуском подвижного состава и объемов перевозок по видам транспорта.

Один маршрутный диспетчер управляет движением автобусов на пяти маршрутах при наличии на них до шестидесяти автобусов. Старшему сменному диспетчеру оперативно подчинены диспетчеры по выпуску автобусов, дежурные слесаря, разъездные диспетчеры, а маршрутному диспетчеру подчинены водители. Также в составе диспетчерской службы есть группа учета и анализа исполненного движения.

3.4.2 Регулярность движения и пути её повышения

Регулярность движения - это движение, при котором автобусы своевременно отправляются в рейс, интервалы движения между ними на всех остановочных пунктах равны и соответствуют расписанию, автобусы прибывают на конечный пункт в установленное расписанием время.

Регулярность движения обеспечивается при соблюдении двух условий:

— при полном выполнении всех рейсов (необходимое условие);

— при точном соблюдении водителями автобусов расписаний движения и обеспечении всеми водителями регулярности каждого рейса (достаточное условие).

Рейс считается регулярным, если водитель автобуса точно по расписанию отправляется с начального пункта, своевременно (с опозданием не более чем на две минуты) проследует все промежуточные контрольные пункты и прибывает на конечный пункт точно по расписанию.

С повышением регулярности движения объем перевозок увеличивается, равномернее распределяются пассажиры по автобусам маршрута, обеспечивается возможность своевременной оплаты за проезд.

При нарушении регулярности движения происходит переполнение салона автобуса, снижение доходов и рентабельности маршрута.

Причины нарушения регулярности движения:

— несоответствие расписания действительным условиям (гололед, туман, ремонт дороги и так далее);

— несвоевременный и неполный выпуск автобусов на линию;

— простои автобусов на линии по техническим неисправностям;

— задержки уличного движения (ж/д переезды, светофоры и так далее);

— нарушение установленного режима движения автобусов;

— оперативное изменение в расписании пассажиропотока в следствие задержки других видов городского пассажирского транспорта.

Пути повышения регулярности движения:

— ведение расписания для каждого автобуса;

— организация диспетчерского управления и систематического контроля;

— ведение контроля и учета за движением не только на конечных, но и на промежуточных пунктах;

— установление строго ограниченных отклонений от расписания по видам перевозок (городские - 2 минуты; пригородные - 3 минуты; междугородные - 5 минут);

— ведение автоматизированного контроля за регулярностью с помощью автоматизированных систем (АСДУ-А; НЭЖАН-300,-600; система «Дистон»).

3.4.3 Технические средства диспетчерской связи

Технические средства связи должны обеспечивать возможность оперативного съема и передачи информации, контроля и регулирования движения автобусов и из одного центра на всю территорию города.

Существующие средства связи, которые использовались и используются в наше время:

— проводные средства связи;

— беспроводные средства связи;

— радиорелейные средства связи.

3.4.4 Технологический процесс автобусного отделения ЦДС

Технологический процесс диспетчерского управления призван обеспечить выполнение утвержденного плана организации движения автобусов на городских маршрутах.

Диспетчерский состав ЦДС, выполняя технологический процесс, руководствуется маршрутными расписаниями и добивается выполнения предусмотренных расписаниями рейсов.

Технологический процесс управления состоит из трех последовательно выполняемых этапов:

Подсистема информации, поступающая в ЦДС, включает:

— данные о фактическом выпуске автобусов на каждый маршрут;

— данные о выделенном резерве автобусов;

— данные о фактическом времени отправления автобусов с конечных пунктов;

— данные о проследовании автобусами промежуточных пунктов маршрута;

— данные о регулярности движения;

— данные о состоянии регулярности движения на каждом маршруте;

— данные о наполнении автобусов;

— данные о простоях автобусов на линии по техническим и другим причинам;

— данные о месте нахождения автомобилей технической помощи;

— данные о преждевременных возвратах автобусов в АТП.

Подсистема контроля предусматривает:

— полный и своевременный выпуск автобусов;

— стопроцентное выполнение рейсов;

— контроль за регулярностью движения;

— контроль за условиями движения;

— эффективность использования подвижного состава.

Подсистема регулирования предусматривает:

— восстановление нарушенной регулярности движения;

— оперативное переключение автобусов на маршруты повышенного спроса;

— использование резервных автобусов;

— изменение режимов движения;

Технологический процесс ЦДС базируется на трех основных принципах:

3.5 Организация сбора платы за проезд в автобусах и контроль оплаты проезда

Повышение рентабельности работы предприятия во многом зависит от принятой системы оплаты проезда и провоза багажа.

Система оплаты проезда и провоза багажа представляет собой сочетание специфической формы заключения договора перевозки и способа взимания проездной платы и характеризуется: методами получения денег за проезд от пассажиров, используемыми проездными документами, организацией сбора выручки, контролем за полной оплаты проезда и провоза багажа, реализацией льгот в оплате проезда, организацией возврата билетов.

Оплата проезда в автобусах внутригородского сообщения производится пассажирами либо непосредственно в автобусе, либо заранее.

Для оплаты проезда пассажирами выбираю кондукторное обслуживание, так как оно более широко используется на городских маршрутах и позволяет экономить время простоя автобуса. Например, если бы пассажиры входили в автобус через турникет, то это бы заняло больше времени простоя автобуса на остановочном пункте, а если бы использовалось бескондукторное обслуживание, то был бы слабый контроль за выручкой и возможность неполной оплаты проезда пассажирами. А при кондукторном обслуживании пассажиры могут оплатить проезд в пути следования, а если кто не оплатит, то кондуктор попросит либо сойти либо добьется проездной платы.

При кондукторном обслуживании основная часть проездной платы собирается кондуктором посредством продажи пассажирам билетов в салоне автобуса. Также часть пассажиров может заранее приобретать долгосрочные проездные билеты, которые они могут предъявить кондуктору в автобус.

К достоинствам кондукторного метода относятся высокая собираемость выручки и возможность получения данных о продаже билетов по рейсам и остановочным пунктам, что дает информацию о пассажиропотоке.

Пассажирские предприятия предоставляют в отдел организации контроля информацию о маршрутах, участках маршрутов с наименьшей часовой выручкой, данная информация анализируется. В последствии, на данные участки маршрута направляются группы специалистов. Данные работы проводятся в течении двух-трех дней. В случае повышения выручки работы проводятся по другим маршрутам, в ином случае работа продолжается. Это проводится с той целью, чтобы кондуктора не имели возможности прятать и забирать выручку себе, а также, чтобы пассажиры своевременно оплачивали проезд.

4.Безопасность движения, охрана труда, проблемы экологии на транспорте

Основными требованиями к организации деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения в организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, являются:

- закрепление обязанностей и возложение ответственности за обеспечение требований безопасности движения, предусмотренных настоящим Положением, за конкретными должностными лицами и работниками организации;

- регулярный контроль выполнения должностными лицами и работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности движения со стороны руководителя организации или специально назначенных должностных лиц организации;

- назначение на должности руководителей и специалистов организации лиц прошедших специальную подготовку, подтверждающую соответствующими документами, прохождения лицами, занимающими должности, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, периодической ответственности на право занятия этих должностей;

- проведения служебного расследования, учёта и анализа дорожно-транспортного происшествия, в котором участвовали транспортные средства организации, нарушений водителями и работниками организации установленных нормативными документами требований безопасности движения, выявление причин, способствующих их возникновению;

- ежегодное планирование мероприятий, направленных на реализацию требований настоящего документа, а также на устранение причин и условий дорожно-транспортного происшествия, в которых участвовали транспортные средства организации, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности;

- оснащение необходимым оборудованием, приборами, помещением для осуществления деятельности по предупреждению дорожно-транспортного происшествия и снижению тяжести последствий;

- обеспечение необходимыми нормативно-правовыми документами, методическими и информационными материалами наглядной агитацией для проведения мероприятий по безопасности движения.

При организации труда водителей необходимо строго придерживаться установленного режима труда и отдыха водителя, нормируемого в соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, а также правильного чередования, дневных и вечерних смен работы.

Нормируемая продолжительность рабочего времени водителей не должна превышать 40 часов неделю. Продолжительность одной смены допускается не более 10 часов, а в исключительных случаях с разрешения министерства и по согласованию с соответствующими профсоюзами не более 12 часов при соблюдении общего месячного фонда времени.

В случае, если водителям на городских маршрутах устанавливают рабочий день с разделением смены и двумя выходами на работу, продолжительность перерыва должна быть не менее 2 часов без учёта обеденного перерыва.

Помимо рабочего времени, водителям планируется обеденный перерыв, ежедневный отдых, еженедельный отдых, отдых в праздничные и сокращенный рабочий день в праздничные дни, ежегодный отпуск.

Время обеда предоставляется в середине смены, но не позднее чем через 4 часа после начала работы. Число перерывов зависит от продолжительности смены.

Предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся медицинским персоналом здравпунктов, организуемых при автопредприятиях и входящих в состав поликлиник (амбулаторий) на правах их структурных подразделений, содержащихся на хозрасчёте или за счёт специальных средств; медицинским персоналом на хозяйственной основе по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении сверх установленных норм медицинской помощи; инспекторами по проведению профилактических осмотров водителей автотранспортных средств.

При предрейсовых осмотрах проводится:

— измерение температуры тела (по показаниям);

— измерение артериального давления (по показаниям);

— реакция водителя на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе одним из принятых методов.

После осмотра на путевых листах водителей ставится штамп - «допущен к рейсу» и подпись медицинского работника.

Штамп не ставится при:

— выявлении признаков временной нетрудоспособности;

— положительной пробе на алкоголь в выдыхаемом воздухе.

Данные предрейсового осмотра водителей заносятся в специальный журнал, ведущийся по рекомендуемой форме:

Таблица 12 Рекомендуемая форма журнала

Требования по обеспечению безопасности движения на автобусных маршрутах

Безопасность движения на автобусных маршрутах является одной из основных задач на автомобильном транспорте при организации пассажирских перевозок.

Перевозки пассажиров автобусами в городском, пригородном, междугородном, междуреспубликанском и междугородном сообщениях производят по утвержденным маршрутам.

Общий порядок открытия автобусных маршрутов и их классификация определяются Уставом автомобильного транспорта, а также иными нормативными актами.

Безопасность движения на автобусных маршрутах обеспечивается соблюдением комплекса требований, основными из которых являются:

— укомплектование автобусов водителями, имеющими соответствующую квалификацию;

— проведение установленные сроки медицинского переосвидетельствования и ежемесячного медицинского осмотра водителей;

— своевременное проведение стажировки, инструктажа и обеспечение водителей схемами автобусных маршрутов;

— соблюдение транспортной дисциплины и норм вместимости автобусов;

— обеспечение установленного режима труда и отдыха водителей;

— содержание автобусов в технически справном состоянии;

— выделение количества автобусов, заложенных расписанием;

— нормирование скоростей движения автобусов на маршруте;

— соответствие весовых параметров и габаритом автобусов технической категории автомобильных дорог;

— содержание автомобильных дорог, железнодорожных переездов, паромных переправ, дорожных знаков, указателей и других средств регулирования движения в технически исправном состоянии, обеспечивающем беспрепятственное и безопасное движение автобусов.