Руководства, Инструкции, Бланки

протокол психологической диагностики образец img-1

протокол психологической диагностики образец

Рейтинг: 4.3/5.0 (1849 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Протокол углублённого психологического обследования ребёнка

Протокол углублённого психологического обследования ребёнка

1. Контакт (легко или постепенно устанавливается, полноценность, стабильность).

2. Интерес (выраженность, стойкость или, напротив, слабость, поверхность познавательного интереса).

3. Аффективный компонент продуктивности (отчётливость, адекватность, разнообразие внешних эмоциональных проявлений, реакция на ошибки и затруднения, влияние поощрений и порицаний на темп и продуктивность деятельности).

4. Активность (работает самостоятельно либо необходима стимуляция от незначительной до массивной, разнообразной).

5. Познавательная сфера (частные достижения).

а) память (непосредственная и опосредованная, объём, точность, прочность)

б) внимание (достаточность концентрации, устойчивости, объёма внимания)

- невербальное (конструктивный праксис)

- вербальное (сформированность основных мыслительных операций, понимание последовательности событий, понимание скрытого смысла)

г) речь (развёрнутость, логичность, правильность)

6. Темп и динамика продуктивности деятельности (Характер темпа деятельности и его изменение на протяжении обследования, динамика продуктивности деятельности в зависимости от задания и временных характеристик. Особенности работоспособности: замедленная врабатываемость, истощаемость, переключаемость, способность действовать по инструкции и образцу, целенаправленность деятельности).

7. Оценка собственных достижений (адекватность оценки собственных результатов, изменение оценки после уточняющих вопросов и указаний на ошибки).

8. Обучаемость (способность переносить навыки и способ действия на аналогичные задания в действии, в смешанной или вербальной форме).

9. Общий вывод (соответствие нервно-психического развития возрасту, характер дефекта при нарушении возрастных норм развития).

Все темы данного раздела:

ГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИДЕОМОТОРНЫХ АКТОВ. ГРАФИКА А) АНАЛИЗ ЛИНИИ Перекрывающие друг друга линии Л

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РИСУНКА
А) ЗНАЧЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ЛИЦА Уши Заинтересованность в информации и значимость мнения о себе

Учебно-методическая карта
1. Тема 2. Адресат (аудитория, для которой проводится психологическое просвещение). 3. Форма (лекция, семинар, занятие с элементами тренинга, групповая дискуссия и т.п.).

Рефлексивный самоанализ
· Каким изменениям подвергся образ “Я - психолог”, как сейчас представляете свою дея- тельность в качестве психолога образования. · Какие виды деятельности школьного психолога уда

Данные обследования
Контакт устанавливается постепенно, неполноценный, прерывается по мере столкновения с трудностями, замечаниями психолога. Совместная деятельность затруднена. Саша недооценивает информацию, исходящу

Сплошное диагностическое обследование познавательных процессов
2 “А” класса школы № 98 На основании результатов диагностики познавательной сферы были выделены следующие группы учащихся: I Группа детей с низким

Учебно-методическая карта
Тема: "Память. Характеристики и виды памяти" Адресат: школьники 10 - 11 классов общеобразовательной школы. Форма: лекция. Продолжительность: 2 часа Цел

Дневник консультативной работы школьного психолога
Дата и время консультации Клиент Называемая причина Скрытая причина Характеристика ситуации клиента

Психологическое просвещение педагогов
Тема:Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте Одним из расстройств эмоциональной сферы является тревожность. В настоящее время наблюдается тенденция повышения ур

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?

Подпишитесь на Нашу рассылку

Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail

Новости и инфо для студентов
  • Свежие новости
  • Актуальные обзоры событий
  • Студенческая жизнь
Публикации на сайте по дате

Другие статьи

Образец протокола обследования по готовности к школе

gcafnmw Образец протокола обследования по готовности к школе

19 июня 2014 г. - Важная сторона психологической готовности к школе. Протокол психологического обследования ребенка. 2. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение

Диплом Психология Проблема готовности Ребенка к

23 марта 2012 г. - Общие итоги: готовность ребенка к школе определяется преобладанием Форма протокола, заполняемого в процессе обследования,

1.2 Диагностика психологической готовности ребенка к

4 июня 2014 г. - образец выписки из протокола обследования психологической готовности ребенка к школе в 2014 году обследования, в, образец, из,

Протоколы для диагностики психологической готовности

Психолого-педагогическое обследование шестилетних детей. Протоколы для диагностики психологической готовности к школе (Беларусь) (ярко наблюдаемая форма поведения качеств, результат); 2-й уровень - показатель

Бланк и протокол методики готовность к школе - Google

Детская психодиагностика: готовность к школе и школьная зрелость документации по каждому виду практики, приводятся необходимые образцы. Оценивать результаты можно и другим способом (если обследование проводится. Ответы оформляются в виде протокола на каждого ребенка. Задание

Протокол обследования школьной готовности

Общие итоги: готовность ребенка к школе определяется преобладанием высокого и Форма протокола, заполняемого в процессе обследования,
Бланк и протокол методики готовность к школе Обследование готовности первоклассников к обучению в школе включает 4 методики: "рисунок
Готовность к школе оценивается, как правило, по следующим основным блокам: Бланк протокола психолого-педагогического обследования школьной
Диагностика уровня психологической готовности к обучению в школе. § 1. анализировать предлагаемый образец;; определенного уровня развития мышления и. По результатам беседы заполняется протокол обследования.
В качестве компонентов готовности к обучению в школе И.Шванцара выделяет. Приобретенная черта обобщенного, эта форма мышления остается образной. 8-6 баллов V. – 5 баллов и менее ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

Протоколы для диагностики психологической готовности к школе (РБ)

Фамилия, имя воспитанника ______________________ Возраст __________
Дата рождения ________ Детский сад _______ Дата проведения ________

Интеллектуальное развитие:
1
:
11

Личностное развитие:
1
:
9

Предпосылки учебной
деятельности:
1
:
6

Заключение:
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

Эксперт, проводивший наблюдение, -
психолог ДУ ___________________________ ___________________________
(подпись) (И.О.Фамилия)

Примечания:
1. Метод наблюдения используется для оценки степени
выраженности-невыраженности показателей психологической готовности
старших дошкольников, завершающих образование в дошкольном
учреждении и поступающих в подготовительный класс начальной школы.
Проводится такое наблюдение в мае-июне. Наблюдение за ребенком
(детьми) осуществляется в процессе проведения воспитателем занятий в
различных видах детской деятельности: игровой, художественной,
познавательно-практической и учебной.
Психолог, проводящий наблюдение, оценивает указанные в
стандарте показатели готовности детей к учебной деятельности,
ориентируясь на степень интенсивности или выраженности их
проявления.
Критерии оценки показателей представляются следующим образом:
1-й уровень - показатель в полной мере соответствует стандарту
(ярко наблюдаемая форма поведения качеств, результат);
2-й уровень - показатель соответствует стандарту, но не в
полной мере;
3-й уровень - показатель частично соответствует стандарту;
4-й уровень - показатель слабо выражен или отсутствует.
2. Общая оценка результатов показателей психологической
готовности определяется через средний балл. Дети, набравшие от 1 до
2 баллов, имеют высокий уровень готовности; от 2 до 3 баллов -
средний уровень; от 3,1 до 4 - низкий уровень.
3. Если психолог использовал для контроля психического развития
воспитанников детского сада (4 года, 5 лет) методы психодиагностики,
то он может использовать их для обследования шестилетних детей.
4. Диагностические задания программы психологического
обследования или тесты, процедуры проведения, интерпретация
результатов должны соответствовать требованиям стандарта "Готовность
к школе".
5. В схеме учета результатов психолого-педагогического
обследования должны быть зафиксированы: фамилия, имя ребенка,
возраст, дата рождения, детский сад (если не посещал ДУ, указать),
дата проведения, диагностические задания, оценки в баллах, средний
балл, уровень развития, заключение, эксперт, проводивший
тестирование.
6. В заключении психолог дает обоснование полученных
результатов тестирования, формулирует рекомендации для психолога и
учителя начальной школы.

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ДУ
______________________
(подпись, И.О.Фамилия)
______________________
(дата)

Карта психолого-педагогического обследования
выпускника дошкольного учреждения

Детский сад № _______________ Дата заполнения _____________________
1. Сведения о ребенке и его семье
Фамилия, имя ребенка ______________________________________________
Дата и год рождения _______________________________________________
Возраст на время обследования _____________________________________
Домашний адрес ____________________________________________________
Родители ребенка __________________________________________________
(фамилия, инициалы, образовательный уровень, род
___________________________________________________________________
занятий)
___________________________________________________________________
Состав семьи ______________________________________________________
Материальные условия жизни семьи (хорошие, удовлетворительные,
плохие) ___________________________________________________________
2. Готовность ребенка к школьному обучению
Психологическая готовность:
- интеллектуальное развитие _______________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- личностное (социальное развитие) ________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- произвольность (саморегуляция) __________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
- предпосылки учебной деятельности ________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
3. Специальная готовность:
Физическая подготовленность _______________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Обучение грамоте __________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Математика ________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Экологическая грамотность _________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Изобразительное искусство _________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Музыкальная подготовленность ______________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
4. Коррекционная работа с ребенком ________________________________
(указать вид коррекции, если
___________________________________________________________________
проводилась, ее длительность)
___________________________________________________________________
5. Заключение _____________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

Психолог ________________________________ _________________________
(подпись) (И.О.Фамилия)

Воспитатель _____________________________ _________________________
(подпись) (И.О.Фамилия)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
12 сентября 2000 г. № 40

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РУКОВОДЯЩИХ
ДОКУМЕНТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. ОСНОВНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ И НОРМАТИВЫ" И "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. СПЕЦИАЛЬНАЯ
ГОТОВНОСТЬ"

Психологическая диагностика дошкольников

Психологическая диагностика дошкольников Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. (Психодиагностика)

Аннотация к книге "Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов":

В данном пособии представлена схема проведения индивидуальной психологической диагностики ребенка 5-7 лет. Книга содержит описание методик и методических приемов работы с дошкольниками, правила обработки полученных данных и составления на их основе комплексного психологического портрета ребенка. Пособие издается в рамках примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Пособие ориентировано, в первую очередь, на дошкольных психологов, студентов психологических вузов, но также будет полезно всем, кого интересуют вопросы практической психологии.

Основные направления проведения психологической диагностики. 18

Рекомендации к проведению индивидуального диагностического обследования. 20

Описание диагностических методик. 25

Пример индивидуального психологического обследования дошкольника. 92

Приложение 1. Характеристика детей с особыми вариантами развития. 104

Приложение 2. Что такое IQ. 122

Приложение 3. Разница в результатах диагностического обследования мальчиков и девочек. 125

Список литературы. 127

-Готов ли ваш ребенок к школе? (тесты/вопросы/собеседование на определение уровня готовности/развития/знаний)

- "Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте" Глозман Ж. М. Потанина А. Ю. Соболева А. Е. 2-е изд. — СПб. Питер, 2008. — 80 с. ил. — (Серия «Детскому психологу») .

Книга является первым систематизированным изложением теоретических основ и методов нейропси- хологической диагностики детей дошкольного возраста. В ней анализируются теоретические вопросы специ- фики нейропсихологической диагностики детей, рассматриваются возможности и преимущества Луриевского подхода для выявления симптомов недоразвития, дефицитарности и атипичного развития детей.

Описаны диф- ференцированные по возрасту методы и приведен стимульный материал (альбом) для нейропсихологической диагностики дошкольников. Даны принципы, критерии и шкалы для количественной оценки результатов нейропсихологического анализа и их динамики в ходе коррекционно-развивающего обучения. Книга пред- назначена для психологов, логопедов, дефектологов, врачей.

Часть I Теоретические и методологические основы нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте

Глава 1. Задачи нейропсихологической диагностики в детском возрасте. 6

Глава 2. Специфика нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте. 11

Глава 3. Данные апробации методики нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте. 16

Глава 4. Схема нейропсихологического обследования дошкольников и процедура анализа результатов. 25

4.1. Общие положения. 25

4.2. Схема и количественная оценка данных нейропсихологического обследования ребенка. 27

Глава 5. Пример применения методики нейропсихологической диагностики дошкольников. 44

5.1. Общие данные о социальном статусе, перинатальном и постнатальном развитии ребенка. 44

5.2. Нейропсихологический синдром в динамике коррекционно-развивающих занятий. 44

Приложение 1. Протокол обследования ребенка 3 лет. 65

Приложение 2. Протокол обследования ребенка 4 лет. 67

Приложение 3. Протокол обследования ребенка 5–6 лет. 70

Приложение 4. Опросник для родителя. 74

Часть II Альбом для нейропсихологического обследования дошкольников

- Коломинский Я. Л. Панько Е. А. Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии

В учебном пособии на современном уровне раскрываются основные психологические понятия, ведущие закономерности психического развития детей и методы изучения психики ребенка. Излагаются базисные представления об отклонениях в психическом развитии ребенка.

Представлены основные способы психологической профилактики и психологической коррекции психических и поведенческих расстройств у детей. Книга окажется незаменимой в качестве учебного пособия для студентов педагогических и медицинских учебных заведений, изучающих психологические дисциплины, слушателей учебных заведений системы последипломного образования.

- "Психодиагностика. Конспект лекций" Лучинин А. С. - М.:Эксмо, 2008.- 37 с.

Конспект лекций по курсу «Психодиагностика» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины.

1. Экспериментальная психология. Работы В. Вундта, Ф. Гальтона, Г. Эббингауза, Д. Кеттелла

2. Дифференциальная психология. Возникновение тестирования как результат практических запросов медицины, педагогики и индустриализации производства

ЛЕКЦИЯ № 2. Метод тестов

1. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине

2. Шкала Бине – Симона. Понятие «умственный возраст». Шкала Стэнфорд – Бине 3. Понятие об интеллектуальном коэффициенте (IQ). Работы В. Штерна

ЛЕКЦИЯ № 3. Возникновение группового тестирования

1. Требования практики (массовое обследование больших групп испытуемых)

2. Работы А. С. Отиса. Появление армейских тестов «Альфа» и «Бета»

3. Недостатки и ограничения тестов общих способностей

ЛЕКЦИЯ № 4. Тесты специальных способностей и достижений

1. Факторный анализ как теоретическая основа построения комплексных батарей тестов способностей

2. Двухфакторная теория способностей Ч. Спирмена

3. Многофакторная теория способностей Т. Л. Килли и Л. Л. Терстона

4. Тесты достижений

ЛЕКЦИЯ № 5. Основные виды диагностических методик

1. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса

2. Проективные техники. Ассоцианизм. Метод свободных словесных ассоциаций Ф. Гальтона.

Психоанализ как теоретическая основа развития проективных методик. Работы Г. Роршаха (пятна Роршаха). X. Моргана и Г. Мюррея (ТАТ)

ЛЕКЦИЯ № 6. Отечественные работы в области психологической диагностики

1. Материалистическая основа в русской экспериментальной психологии. Труды И. М. Сеченова и И. П. Павлова. «Рефлексология» В. М. Бехтерева

2. Первые в России лаборатории экспериментальной психологии. Работа Г. И. Россолимо «Психологический профиль личности». «Научная характерология» А. Ф. Лазурского

3. Развитие психодиагностики и психотехники в советский период (20-30-е гг. ХХ в). «Измерительная шкала ума» А. П. Болтунова. Работы М. Ю. Сыркина.

Педология. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов»

ЛЕКЦИЯ № 7. Методы психодиагностики, их классификация

1. Операционализация и верификация – основные требования, предъявляемые к понятиям и методам психодиагностики

2. Бланковые, опросные, рисуночные и проективные психодиагностические методики. Сущность и частота встречаемости. Понятие об объективно-манипуляционных методиках

3. Общие критерии классификации психодиагностических методик. Понятие о научных и практических методиках 4. Ограничения, достоинства и недостатки различных типов психодиагностических методик

ЛЕКЦИЯ № 8. Метод тестов: достоинства и недостатки

1. Достоинства метода тестов

2. Недостатки метода тестов

ЛЕКЦИЯ № 9. Надежность психодиагностических методик

1. Определение. Факторы, влияющие на надежность методики. Стандартная ошибка измерения. Надежность измерения. Понятие о методе измерения ретестовой надежности

2. Стандартизация процедуры обследования. Взаимосвязь надежности и валидности

3. Надежность параллельных форм. Сущность, достоинства и недостатки

4. Надежность частей теста, ее определение методом расщепления. Уравнение Спирмена – Брауна. Определение коэффициента надежности с помощью формул Дж. Фланагана и Рюлона

ЛЕКЦИЯ № 10. Сущность валидности

Рисунок к методике «Проставь значки»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

0-1 баллставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балларебенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 балловребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7балловребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9балловребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 балловпо этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Комментарии к методике психодиагностики воображения. Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно.

Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.

Выводы об уровне развития

Оценка в10 балловсвидетельствует о наличии у ребенка задатков к тому виду деятельности, для которого существенно развитие соответствующего вида воображения. Такой ребенок, безусловно, готов к обучению в школе по тестируемому признаку.

Оценка, находящаяся в пределахот 8 до 9 баллов,говорит о том, что ребенок достаточно готов к обучению в школе.

Оценка в интервалеот 6 до 7 балловявляется признаком того, что в целом данный ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.

Оценка в4-5 балловговорит о том, что готовность ребенка к обучению в школе является недостаточной.

Оценка, равная3 и меньше баллам,чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в начальной школе.

Методика "Узнай фигуры"http://azps.ru

Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем — после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

10 баллов— ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.

8-9 баллов— ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

6-7 баллов— ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

4-5 баллов— ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

2-3 балла— ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

0-1 балл— ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития

  • Гибкое владение способами установления взаимоотношений.
  • Развитие потребности в общении.
  • Умение подчиняться правилам и нормам.
  • Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.
  • Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности) .
  • Эмоциональная устойчивость.
  • Сформированность не боязни трудностей. Самооценка.
  • Умение ограничивать эмоциональные порывы.

Психологическая диагностика школьников (7-11 лет)

Психологическая диагностика школьников (7-11 лет)

Для детей младшего школьного возраста характерна учебная деятельность, при выполнении которой у ребенка возникают способности к анализу и планированию, которые определяют существенные качественные изменения в развитии познавательных процессов ребенка, а также и во всей его потребностно-эмоциональной и личностной сферах.

Система психодиагностических методик предназначена для комплексной оценки уровня психологического развития детей, учащихся начальных классов, включая характеристику их познавательных процессов, личности и межличностных отношений, оценку имеющихся у них практических умений и навыков.

Комплексная психологическая диагностика школьников это:
  • Исследование уровня развития психических функций (памяти, внимания, мышления)
  • Определение уровня интеллекта
  • Выявление уровня тревоги, депрессии и агрессивности
  • Изучение эмоциональных особенностей ребенка

Психологическая диагностика подростков (12-17 лет)

Психологическая диагностика подростков (12-17 лет)

Этот период между детством и взрослостью. Процесс формирования новообразований в этом возрасте, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и "детское", и "взрослое".

По Л. С. Выготскому, подростковому возрасту присуще 2 тенденции:

1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.) ;2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.). Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте - от школьников, с детским обликом и интересами, до почти взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни.

У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруизмом, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность - в умственное равнодушие, страсть к чтению - в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству - в любовь к рутине, увлечение наблюдениями - в бесконечные рассуждения. С. Холл называл этот период периодом "бури и натиска", описывая его содержание как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает чувство индивидуальности.

Комплексная психологическая диагностика подростков это:

  • Исследование уровня развития психических функций (памяти, внимания, мышления)
  • Определение уровня интеллекта
  • Выявление уровня тревоги, депрессии и агрессивности
  • Изучение эмоциональных особенностей ребенка

Ссылка на источник 12kollegiy.ru

Психодиагностика дошкольников: комплекс методик Психодиагностика дошкольников: комплекс методик

В представленном пособии рассматриваются методики психологической диагностики детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Приведенная возрастная категория имеет свои особенности и требует особого внимания психологов. Нарушения развития дошкольников имеют прямое влияние на последующие этапы развития ребенка и усвоение им опыта в период школьного обучения. Невыявленные нарушения развития в детском возрасте у взрослого человека могут проявиться расстройством адаптации.

Не всегда во время медико-психолого-педагогической диагностики профессиональные психологи ограничиваются использованием теста Векслера. В зависимости от задач, поставленных перед психологом, работающим с детьми, широко варьирует и диагностический инструмент, используемый для исследования особенностей психического развития детей.

При обследовании детей с нарушениями психического развития или испытывающих трудности в усвоении стандартных обучающих программ, следует обратить внимание на подбор методик, так как часто в процессе обследования психологу приходится определять не только уже имеющиеся проблемы ребенка, но и уметь прогнозировать перспективу психического развития.

В пособии «Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности» подробно изложен принцип организации и проведения психодиагностического обследования детей с нарушениями познавательной деятельности и психического развития. Даны рекомендации, как правильно подобрать методики для обследования ребенка, изложены принципы применения психодиагностических методик.

Пособие дает ответ на следующие вопросы: «Какие методики лучше использовать при первичном психодиагностическом обследовании познавательной деятельности?», «Как определить необходимость проведения более углубленного психологического обследования ребенка?» и «Что для этого надо?».

В книге подробно рассказывается, в каких случаях надо прибегнуть к нейропсихологическим, психофизиологическим и другим обследованиям.

Авторы представили методики, нацеленные на исследование познавательной деятельности: прогностической деятельности, словесно-логического мышления, уровня развития зрительной перцепции, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления .

Кроме психодиагностических методик в книге приводится перечень нормативной документации, необходимой для работы психолога.

Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности: Л. И. Переслени — Айрис-Пресс, 2006 г.- 72 с

Читать далее psy-diagnoz.com

– особенности развития двигательной сферы;

– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений) ;

– координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений) ;

– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль) .

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методы исследований можно рассматривать, исходя из четырех основных позиций:

a) неэкспериментальные психологические методы;

в) экспериментальные методы;

г) формирующие методы.

В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям дошкольного возраста. Наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.

Наблюдениеявляется одним наиболее часто используемых исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т. д.

Наблюдением и самонаблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта и является старейшим психологическим методом.

Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено.

Наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

– это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых.

- это анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

Беседа – один из методов исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной. В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю.

Существуют также промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительные качества обоих указанных типов.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.

2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.

3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.

При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно, распределяться по всей беседе.

3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.

4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.

5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

6. Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.

7. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.

8. В беседе с воспитанниками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью воспитатель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.

9. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника - это шокирует.

10. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.

11. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30-40 минут.

К несомненным достоинствам беседы следует отнести:

- Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к воспитаннику

- На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.

- Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами) .

- Учащиеся более серьезно относятся к вопросам.

В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, воспитанник, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта.

Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.

Критерием оценки вопросника является мера обнаружения направленного интереса ребенка, его желаний, стремлений, сомнений и в итоге личных проблем жизни, а также мера духовной помощи ребенку: когда вопросник, будучи диагностикой, помогает детям осмысливать себя в мире и рождает их позитивную активность, открывая для них новый аспект жизни или новый ценностный объект.

Монографический метод.Данный исследовательский метод не может быть воплощен в какой - либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного изучения возрастных и индивидуальных особенностей.

К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.

Тест– стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Отличие диагностических методов от методов неэкспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.

Методика проведения диагностической работы.

Педагогическое обследование направлено на определение уровня усвоения программного материала воспитанниками дошкольного возраста. Обследование может проводиться как по программе в целом, так и по разделу или подразделу.

На основании полученных данных делаются выводы, строиться стратегия работы, выявляются сильные с слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Педагогическое обследование направлено на выявление уровня программного материала, достижения высоких результатов его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: за первое полугодие – январь, за второе в мае (возможно третье в начале учебного года) Обследование по всем разделам программы, кроме специальных (музыкальное и физическое ) проводят воспитатели, администрация присутствует при обследовании, помогает при разрешении спорных вопросов, проводят повторное обследование (если необходимо) .

Результаты обследования обсуждаются на совместном совещании, выявляются причины недостаточно высокого уровня усвоения программного материала по каждой задаче, подразделу, разделу каждым ребёнком, намечаются дальнейшие действия педагогов в работе с воспитанниками. Составленная аналитическая справка зачитывается на педагогическом совете.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Этапы организации диагностической работы.

  1. Определение целей и постановка задач, разработка методических рекомендаций для проведения педагогической диагностики.
  2. Разработка критериев оценки уровней усвоения программного материала.
  3. Разработка задач для обследования воспитанников.
  4. Разработка плана проведения диагностического обследования.
  5. Подготовка материала для диагностики.
  6. Разработка таблицы – матрицы «Результаты педагогического обследования»
  7. Заполнение схемы динамики индивидуального усвоения каждым воспитанником программного материала (в сравнении за два полугодия) .
  8. Составление на основе полученных данных аналитической справки усвоения программного материала по данному разделу.
  9. В ОУ издаётся приказ «О проведении педагогической диагностики», в котором указываются цели проведения, ответственные, сроки проведения.
  10. По окончанию диагностического обследования и подведения итогов издаётся приказ «Об итогах педагогической диагностики», в котором отражаются результаты, выводы, рекомендации, ответственные лица, сроки устранения недостатков.
По теме: Другие статьи по теме:

Педагогический проект «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» Содержание 1. Актуальность темы 3 2. Постановка проблемы 3 3. Цель и задачи 5 4. Стратегия.

Рисунок к методике «Проставь значки» Методика "Скульптура" http://azps.ru Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина. Фантаз.

к содержанию ^ Найди и вычеркни Эта методика применяется с целью диагностики продуктивности работы и устойчивости внимания детей младшего школьного и дошкольного возраста. Ребенку предлагается ли.

Проблемы отечественной диагностики интеллектуального (умственного) развития | Статьи по психологии Многолетнее эффективное использование тестов за рубежом для решения практических задач заставило.

Методика «Пройди через лабиринт» http://azps.ru В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изображен лабиринт, вход в который указан стрелкой, расположенной слева вверху, а в.

Психологическое здоровье дошкольника

Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка-дошкольника» Добрый вечер, уважаемые родители! Свое выступление мне хотелось бы начать словами знаменитого русского классика Антона Павлови.

Диагностика социально коммуникативного развития дошкольников

Метод проектов, как средство достижения образовательных результатов в рамках социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ В условиях модернизации отечественного образования, российские дошколь.

Диагностика развития мелкой моторики у дошкольников

«Формирование мелкой моторики пальцев рук у старших дошкольников с ЗПР в процессе игровой деятельности» Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать.

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР Уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас с одним из направлений коррекционной работы - «Псих.

Диагностика и коррекция психического развития дошкольника

Фадина Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возрас ОглавлениеСтр. 17 12. Сиволапов, С. К. Особенности образной сферы у школьников с ЗПР / С. К.

Бесплатная электронная библиотека Новости СМИ2 Венгер Л. А. Венгер Леонид Абрамович (1925-1992) -выдающийся детский психолог с мировым именем. Вся научная жизнь Леонида Абрамовича была посвящена.

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста по программе «Радуга» Процесс формирования социально – личностных качеств у ребенка на современном этапе развит.

Эстетическое развитие дошкольников средствами изобразительной деятельности Содержание 1. Личные данные 2. Актуальность 3. База 4. Противоречия 5. Цели и задачи 6. Модули: 1. Самообразование 2. Ди.

Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития воспитанников ДОУ В каких же видах деятельности малейшие достижения ребенка более наглядны и доступны для объективного м.